Новосельская арина вадимовна министр культуры отставка. Крым державный и духовный

Научно-производственное предприятие «Всероссийский научно-исследовательский институт электромеханики с заводом имени А.Г. Иосифьяна» является одним из старейших предприятий, входящих в структуру Федерального космического агентства (Роскосмоса).

ВНИИЭМ был создан в военное время осенью 1941 г. сначала как завод № 627 для разработки и быстрейшего выпуска электротехнических средств для обороны столицы. Днем рождения института принято считать 24 сентября 1941 г., когда нарком электротехнической промышленности подписал приказ о назначении директором завода Андроника Гевондовича Иосифьяна, доктора технических наук, профессора, крупного ученого-электромеханика и талантливого инженера, который заложил фундамент института как многопрофильной политехнической организации. Вскоре завод был преобразован в Научно-исследовательский институт №627 с опытным заводом № 1, затем в 1959 г. во Всесоюзный научно-исследовательский институт электромеханики (ВНИИЭМ). В связи с расширением сферы деятельности институт в 1992 г. стал научно-производственным предприятием, а наименование «Всесоюзный» было превратилось во «Всероссийский». В 1996 г. НПП "ВНИИЭМ" было присвоено имя его основателя профессора А.Г. Иосифьяна.

ВНИИЭМ – это первый в стране завод-институт, в котором одновременно были развернуты научные, проектно-конструкторские подразделения и производство. С первых лет космической эры, когда страна осуществляла первые шаги в освоении космоса и создавала свой ракетно-ядерный щит, ВНИИЭМ, как головная организация, активно участвовал в разработке электротехнического оборудования ракет-носителей, в частности знаменитой Р-7, с помощью которой был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли, а затем и первый пилотируемый космический корабль «Восток». В 1961 г. за эти работы ВНИИЭМ был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Благодаря успеху этого проекта на ВНИИЭМ было возложено создание первых метеорологических спутников. Первый экспериментальный метеорологический спутник «Космос-122» был выведен на орбиту 25 июня 1966 г., а весна 1967 г. была встречена уже запуском сразу двух спутников «Космос-144» и «Космос-156». Таким образом, была создана первая оперативная космическая метеорологическая система, которая в дальнейшем восполнялась аналогичными спутниками, получившими название «Метеор». Успешная реализация этих космических проектов и определила место нашего предприятия в космической отрасли. В последующий период ВНИИЭМ создаёт несколько поколений автоматических космических аппаратов «Метеор», «Метеор-Природа», «Ресурс-О1» для нужд гидрометеорологии, исследования природных ресурсов Земли и экологического мониторинга, а также первый в России геостационарный гидрометеорологический космический аппарат «Электро».

За истекшие годы у предприятия накоплен богатый опыт в разработке, создании и запуске космических аппаратов. За последние 40 лет было запущено 71 КА, общий налет которых в космосе составляет 208 лет. Федеральная космическая программа России на 2006-15 гг. предусматривает формирование национальной космической группировки. Составной частью программы является создание метеорологической системы России. Головным исполнителем космического комплекса метеорологического назначения «Метеор-3М» было выбрано одно из старейших предприятий космической отрасли - ВНИИЭМ.

Основная цель создания перспективного космического комплекса «Метеор-3М» с космическими аппаратами «Метеор-М» - это оперативное получение глобальной гидрометеорологической информации в целях прогноза погоды, контроля озонового слоя и радиационной обстановки в околоземном космическом пространстве, а также для мониторинга морской поверхности, включая ледовую обстановку в полярных районах. Проект создания малого КА «Канопус-В» является следствием, с одной стороны, необходимости создания в России унифицированной малой космической платформы для различных целевых нагрузок, а, с другой стороны, необходимостью организации оперативного мониторинга техногенных и природных чрезвычайных ситуаций. Малая платформа в перспективе позволит создавать дешевые многоспутниковые системы. Планируется запустить два специализированных космических аппарата «Канопус-В» массой не более 350 кг. и массой полезной нагрузки порядка 130 кг.

Наряду с решением задачи по освоению космического пространства на предприятии накоплен богатый опыт в разработке и изготовлении оборудования для атомных электростанций – системы управления и аварийной защиты (СУЗ) для водо-водяных энергетических реакторов и автоматизированные информационные системы «СКАЛА» для реакторов РБМК. Эти работы определили целое направление деятельности. В настоящее время ВНИИЭМ является одним из лидеров в разработке и производстве СУЗ для АСУТП современных АЭС.
В рамках конверсии во ФГУП «НПП "ВНИИЭМ"» были разработаны и изготовлены электромагнитные подшипники для химической и газовой промышленности и машиностроения, на основе богатого опыта создания магнитных подшипников для роторных машин космического назначения. В кон. 1980-х гг. сформировалось отдельное направление по созданию безмасляных нагнетателей с магнитным подвесом ротора и сухими газодинамическими уплотнениями для газоперекачивающих агрегатов магистральных газопроводов. За годы существования во ВНИИЭМ разработано множество электрических машин, приводов и электромеханических преобразователей для нужд ВМФ, в частности, малошумные приводы для автоматизированной АПЛ проекта № 705. Данная АПЛ, по отзывам специалистов, явилась лучшим кораблем XX столетия.

В ближайшей перспективе основными видами деятельности ФГУП «НПП "ВНИИЭМ"» останутся: во-первых - создание космических аппаратов гидрометеорологического и океанографического направления и космических комплексов на их основе; во-вторых – разработка и изготовление систем управления и защиты для энергоблоков АЭС в России и за рубежом, в-третьих - проведение исследований с целью улучшения характеристик электрических машин, традиционно создаваемых на предприятии, совершенствования методов их расчета и создания новых высокотехнологичных электромеханических устройств в интересах народного хозяйства, ВМФ и Газпрома.

Меня часто спрашивают, как мы планируем включить Крым в культурную жизнь материка. В такие моменты мне всегда хочется напомнить, что наш Крым никогда не был обделен вниманием. Русские цари правили в Петербурге и Москве, но их третьим домом всегда была Таврида.

Крым - это мощный русский державный и духовный корень. И самое важное для нас сейчас - не только сохранить все его культурно-исторические сокровища в достойном виде, но и приумножить их.

Правительство России полностью вкладывается в содержание крымских великолепных дворцов, музеев, замков и заповедников. А ведь еще четыре года назад эти культурные институции существовали лишь на те скромные средства, которые зарабатывали сами.

Неспешно прогуливаясь по Ялте, каждый гость может увидеть, что практически вся она ажурная, словно связанная крючком. Деревянные ставни, всевозможные убранства крыш - это наш образ, наша душа. А Мекка поэзии Серебряного века - Коктебель? Этот тайник, бьющееся сердце российских поэтов ставит перед нами амбициозную задачу - развиваться дальше, но при этом сделать максимум для восстановления и сохранения вверенных нам богатств.

Сегодня я вижу острую необходимость в создании на полуострове большого реставрационного центра. Коллекции крымских музеев насчитывают порядка миллиона предметов, входящих в Музейный фонд Российской Федерации. А в выставочных экспозициях музеев представлено лишь 5% уникальных экспонатов.

Чтобы интегрироваться в мировое культурное пространство, мы достаточно активно работаем в сфере музейного дела. В частности, в Крыму проводит конференции Национальная Ассоциация «Возрождения исторических садов и парков», благодаря резолюциям которой музейное сообщество республики получает широкие возможности дальнейшего развития.

«Мы строим будущее» - этот главный посыл нашего времени характеризует всю мощь, весь потенциал, все креативные идеи крымчан. Мы пытаемся наладить культурный обмен на дипломатическом уровне - выезжать за границу и показывать всё то уникальное, что есть в самом поликультурном регионе, в нашем Крыму: коллекции, художественный фонд, великолепных самобытных музыкантов.

История Крыма богата выдающимися личностями, которые проживали, творили, созидали Крым, строили его, наполняли своими знаниями, именами, ресурсами. Мы имеем великолепную базу и сегодня громко заявляем о себе миру.

Хочу особо акцентировать, что в Феодосийской картинной галерее находится самое большое собрание маринистической живописи Ивана Константиновича Айвазовского. На нашей земле стоит дом Антона Павловича Чехова, а лучшие свои произведения он написал здесь в Крыму, на Белой даче в Ялте. Это уникальное, завороженное, намоленное место. Я всем от чистого сердца рекомендую приехать и посидеть в кресле Антона Павловича. Оно очень скромное, совершенно простое. На первый взгляд, даже не очень удобное. Но спустя несколько мгновений начинаешь понимать, что ты попал в сказку. Лично я очень земной человек, но это место каждый раз производит на меня огромное впечатление. Оно как адсорбент для души - полностью очищает!

А Пушкинская скала со знаменитой историей! Ольга Соловьева, хозяйка Суук-Су (ныне это один из лагерей «Артека»), подарила Федору Ивановичу Шаляпину скалу посередине своего имения за русскую мелодию. Исполнив ее, певец поразил эту женщину своим волшебным голосом. А Михаил Семенович Воронцов! Его парк и замок в английском стиле, соединившие в себе глубокое почитание восточной и западной культур! Он был человеком-энциклопедией, и вся его семья работала на имидж российского государства.

Также приглашаю в Ялтинский историко-литературный музей, зайдите в «Золотую кладовую». Вы удивитесь, что там есть экспонаты, которые существуют в мире в единственном экземпляре - например, римские статуэтки I в. н. э. Вся наша земля усыпана боспорскими, римскими, скифскими, средневековыми генуэзскими и другими украшениями, предметами и артефактами. Я всем нашим археологам говорю: «Да найдите вы уже этого Троянского коня!»

Я искренне уверена, что все наши самые главные открытия впереди. Президент России сказал: «Крым - это уникальный сплав культур и традиций разных народов. И этим он так похож на большую Россию, где в течение веков не исчез, не растворился ни один этнос. Русские и украинцы, крымские татары и представители других народов жили и трудились рядом на крымской земле, сохраняя свою самобытность, традиции, язык и веру».

Наша большая задача, которую мы должны выполнить при всем многообразии инфраструктуры, - сохранить духовность и хрупкость Крыма, которую все лелеют в своих детских, юношеских и даже взрослых воспоминаниях. Нам надо как-то поймать «тот Крым». Поймать, как Жар-птицу за хвост, и больше не отпускать. Я искренне хочу, чтобы, как и века назад, в Крым приезжали думать, созерцать, вдохновляться и создавать.

Министр культуры Республики Крым Арина Новосельская в рамках проекта «В рабочий полдень с Крымской газетой» ответила на несколько личных вопросов от журналистов. Глава ведомства рассказала, почему её называют двумя разными именами, а также о самом страшном детском воспоминании и о сокровенных мечтах.

Оказывается, отцу будущего министра пришлось сменить фамилию, а сотрудники ЗАГСа отказались зарегистрировать новорождённую девочку под тем именем, которое для неё выбрали родители.

Я родилась в 1976 году в Свердловске. Папа мой по национальности китаец, и фамилия моя девичья — Питаш, - рассказала Арина Новосельская. - Это уже обрусевшая фамилия, потому что фамилия Питешан не могла быть применена к профессии моего папы, который всю жизнь проработал судебным экспертом-криминалистом в военной прокуратуре. В 1976 году с фамилией Питешан в военной прокуратуре очень сложно было трудиться, поэтому он стал Питашем Вадимом Николаевичем. Меня назвали китайским именем, которое тоже не прошло в ЗАГСе Орджоникидзовского района города Свердловска, и написали первое попавшееся: Вера - самое приближённое по звучанию к китайскому.

Когда крошечную Веру принесли домой, то вся семья решила, что Верой малышка не будет, и стали называть её Ариной.

С тех пор я страдаю. У меня половина дипломов на Арину, половина — на Веру; половина — на Питаш, половина — на Новосельскую. У меня муж нотариус, и он сказал, что когда-нибудь я испытаю сильные неприятные ощущения по поводу путаницы со своей фамилией.

Сама министр культуры предпочитает имя Арина, и на Веру отзываться не привыкла. Из-за этого порой возникают казусы — например, на совещаниях в Москве, где о двойном имени главы культурного ведомства не догадываются.


Фото: Наталья Гоцанюк

Бабушка Арины Новосельской по материнской линии жила в Средней Азии, в Киргизской Республике. Её вместе с семьёй туда эвакуировали во время войны из Ростовской области. Именно там, в азиатской степи, с будущим министром приключилась история, которую она помнит до сих пор.

У бабушки были лошади. Я с детства очень хорошо езжу верхом, - поделилась Арина Новосельская. - Я каталась без седла, держалась за гриву. Лошади меня любили, и я очень хорошо знала, как с ними обращаться. И вот однажды, когда лошадь перескакивала через арык (в Средней Азии так называется канава), я упала спиной на шар змеиной свадьбы. Ощущение леденящего ужаса и холода! И это Средняя Азия, там нет никаких ужей или других безвредных змей. Меня не укусила ни одна змея! Я, как могла, вылезла из канавы — мне было 5 или 6 лет — села на лошадь и поехала дальше.

А вот самым приятным детским воспоминанием для Арины Вадимовны стала победа в музыкальном конкурсе.

Я училась в 5 классе. Меня наградили поездкой в Болгарию! Это было невообразимо. Тогда было всё закрыто и недоступно, а я поехала представлять Симферополь, Крым, Советский Союз в Болгарию, - с улыбкой рассказала Новосельская.


Фото: Наталья Гоцанюк

Она призналась, что очень требовательна к себе и окружающим, но никогда не заставляет людей работать больше, чем работает сама.

После работы я плетусь домой в 12 ночи. Но моя семья меня всегда ждёт, - отметила министр. - Мечтаю о том, чтобы через 10-20 лет, когда я уйду на пенсию, период, когда работала Новосельская, не прошёл бесследно. Самое страшное это когда бесцветно проработал или прожил. Хочется, чтобы продуктивно.

Арина Вадимовна со смехом говорит, что даже если бы ей дали шанс сменить профессию, всё равно осталась бы главой министерства культуры. Несмотря на столь высокую должность, успешным человеком себя не считает:

Я больше ничего в этой жизни не умею делать, - призналась Арина Новосельская. - Я всю жизнь, с четырёх с половиной лет, занимаюсь культурой и очень болею за неё всегда. Очень хочу, чтобы что-то всё-таки хорошее при моей жизни в крымской культуре произошло.

Мы встретились с министром культуры Республики Крым Ариной (Верой) Вадимовной НОВОСЕЛЬСКОЙ в последний день работы Министерства культуры АР КРЫМ, чтобы подвести итоги его деятельности и поговорить о новом, уже укомплектованном ведомстве. Его глава рассказала нам также о планах развития объектов культурного наследия, какие перешли в сферу управления министерства с недавнего времени, кинематографа на полуострове и предстоящих мероприятиях. Начать же разговор мы решили всё-таки с личного...

Арина Вадимовна, как вас зовут на самом деле? Почему обращаются иначе?
- Это очень старая история. По происхождению я китаянка: папа у меня китаец, мама русская. При рождении отец дал мне китайское имя — Ви Вьен. Однако в 1976 году в Свердловске (ныне Екатеринбург) было недопустимо называть детей иностранными именами. При регистрации взяли первое предложенное — Вера. По паспорту меня зовут именно так. Когда же приехала моя бабушка посмотреть на новорождённую, она произнесла: «Это наша Арина ». Это и стало моим именем. В семье меня никогда не называли Верой. Я даже не отзываюсь на это имя. Однако в документах указано оно. Хотя у меня даже несколько дипломов выданы на имя Арина, потому что никто даже не предполагал о существовании другого имени.
- Какие изменения произошли в управлении Министерством культуры в связи с его реорганизацией?
- В большинстве своём сотрудники старого министерства переведены в новое. Специалисты всех направлений деятельности ведомства проходят многочисленные курсы повышения квалификации. Число штатных единиц выросло с 28 до 55. В 2 раза увеличилось количество подведомственных учреждений и функционал, полномочия ведомства также расширились. Мы занимаемся вопросами религии, к нам добавились южнобережные парки, имеющие особый статус, многочисленные объекты культурного наследия, такие, как Неаполь Скифский, Ласточкино гнездо, знаменитый Дом творчества художников имени Константина Коровина, Судакская крепость, одноимённый исторический музей. За принятые объекты мы несём огромную ответственность. Продолжается освоение и нового законодательства, методов и подходов к работе, регламента и даже дресс-кода. Законы Российской Федерации в сфере культуры объёмнее, чем украинские. Если раньше какие-то незначительные мероприятия и закупки мы проводили без тендера, то сейчас мы не можем, например, даже резинку или карандаш приобрести в министерство или подведомственное учреждение без прохождения этой процедуры.

Я считаю, что это хорошо, удобно. Снимаются все вопросы. Это своего рода аудит деятельности. Благодаря этому знаешь «историю болезни» каждого мероприятия. Так что и в экономической составляющей изменения существенные.

Что касается художественного наполнения нашего ведомства, то здесь надо упомянуть о существовании в Российской Федерации такого понятия, как государственный заказ. Оно предполагает наличие определённых требований к деятельности театров, музеев, концертных организаций. На реализацию их творческой услуги выделяются федеральные или республиканские деньги. Проходит очень жёсткая процедура принятия или непринятия результата работы. То есть возвращаются старые добрые времена, когда были худсоветы, комиссии по приёмке качества.

В этой связи будут отсеиваться и даже не доходить до комиссии спектакли сомнительного содержания, пропагандирующие отсутствие патриотизма, неакадемическое видение искусства. При существующих сейчас многочисленных направлениях это нужно. Безусловно, может быть новое прочтение или музыкальное оформление классических произведений писателей, однако их идея должна быть передана без изменений.
- Расскажите подробнее о судьбе ряда объектов культурного наследия, какие перешли под крыло вашего ведомства.
- Ливадийский парк, находившийся ранее на балансе парковой госадминистрации, теперь также направлен ведомству, которое я возглавляю. Мы планируем объединить дворец и парк в один Ливадийский дворцово-парковый комплекс по примеру Воронцовского дворца. Практика показала, что это наиболее жизнеспособный механизм существования таких объектов. И дворец, и парк будут замыкаться на одного директора. Соответственно и доходы, получаемые от дворца, будут равномерно распределяться и на парк. Наконец-то он заживёт!
Что касается Ласточкиного гнезда, то там нужно проводить укрепительные работы. На их проведение требуются 96 миллионов. Заявку мы уже подали.

Ханский дворец со всеми прилегающими к нему объектами остаётся в ведении Бахчисарайского историко-культурного заповедника. Нами прописан целый комплекс мероприятий, направленный на его развитие. Ближайшие работы — ремонт дороги на Чуфут-Кале, капитальное восстановление второго этажа Ханского дворца, сейчас он в патовом состоянии. Спилим два огромных тополя с прогнившими корнями, растущие в 30 сантиметрах от здания дворца и представляющие угрозу для него.

Нам переданы Мисхорский и Массандровский парки. Это, конечно, уникальные парки-памятники, там столько реликтовых деревьев и необыкновенных растений. В украинский промежуток времени данные земли безобразно раздавались. Сейчас наша задача — вернуть былую славу паркам, их охранную зону и не допустить разбазаривания участков. Мы очистим их от торговых точек: пункты питания, торговли и развлечений будут за пределами заповедной территории. Последнюю мы приведём в соответствие с самыми высокими стандартами паркового искусства мирового уровня.
- Кому сейчас принадлежит здание концертного зала «Юбилейный » в Ялте и планируется ли его реставрация? Аналогичный вопрос по Ялтинскому театру имени А. Чехова.
- Ещё несколько лет назад концертный зал «Юбилейный » был в коммунальной собственности города Ялта, сейчас он в сфере управления Министерства культуры РК. Планируется его капитальная реконструкция с обновлением механики сцены и инсталляции света и звука. Это самая большая эстрадная площадка на территории республики. Однако, к сожалению, зал с таким уникальным архитектурным исполнением (данные лепестки, раздвигающаяся крыша) сейчас в плачевном состоянии. Для его восстановления необходима значительная сумма, которую может предоставить только федеральный бюджет. Мы включили «Юбилейный » в заявку на ближайший год. Желаем сделать из него полнометражный зал-трансформер, чтобы он делился на зоны. И самое главное — закроем огромные оконные пролёты, тогда он будет работать круглогодично. Проект реконструкции уже готов.

Ялтинский театр имени Антона Чехова — хорошая академическая площадка. У него нет своей труппы, это идеальное место для творчества артистов. Театр принадлежит городу, это их детище. Минкульт республики участвует в формировании репертуарной политики театра и, следовательно, высокого художественного вкуса у ялтинцев.
- Я приношу извинения за то, что мы не разобрались в вопросе развития кинематографа на полуострове. Проясните его, пожалуйста.
— 24 июня было подписано соглашение о сотрудничестве между Министерством культуры РК, Союзом кинематографистов России, Государственным фондом кинофильмов РФ и Российским государственным архивом кинофотодокументов.

С этого дня началось мощное движение по возрождению крымской киноиндустрии. Во главу этого процесса мы ставим восстановление Ялтинской киностудии.

Есть прямое поручение президента РФ восстановить её деятельность. В кратчайшие сроки будут проведены все юридические процедуры. Там будет огромный киноцех, киномузей, в том числе и интерактивный, словом, своего рода крымская фабрика грёз. На трёх площадках киностудии соберут всё, что связано с промежутком времени советского и русского кино. Совсем скоро в крымских вузах будут готовить среднее техническое звено специалистов.
- Правда ли, что Фёдор Бондарчук займётся реконструкцией кинотеатра «Симферополь »?
- Переговоры по этому поводу были у мэра Симферополя с Фёдором Бондарчуком. Могу сказать лишь, что выдвинуто много вариантов использования этого здания. В частности, один из них был проговорен Никитой Михалковым, Владимиром Константиновым и Сергеем Аксёновым. Это создание на базе Дома кино огромного киноцентра, в котором будут располагаться Союз кинематографистов, Крымское отделение Фонда культуры РФ и, конечно же, великолепный кинотеатр. Возможно, там будет и интерактивный музей.
- Как изменилась госполитика в сфере культуры и искусств после возвращения Крыма в Россию?
- Если на Украине культура всегда финансировалась по остаточному принципу, то в России на неё возлагаются большие надежды и ответственность. Мы ощущаем мощную идеологическую, методическую и, что немаловажно, финансовую поддержку. Центральные музейные учреждения в РФ полностью финансируются за счёт бюджета. На Украине музеи просто выживали, даже крупные учреждения не получали ни копейки из бюджета и были на полной самоокупаемости. Теперь же наконец мы можем говорить о развитии музейного дела в Крыму. Заповедники полуострова также финансируются из бюджета в полном объёме.
- Будет ли переименован Крымский академический русский драматический театр имени Максима Горького?
- Да, он будет называться Федеральное бюджетное учреждение «Крымский академический драматический театр ». А Крымский академический украинский музыкальный театр станет Крымским академическим музыкальным театром. И дело тут даже не в том, что мы уходим от того или иного слова, а в определении их жанровой направленности.
— 2014-й объявлен Годом культуры России в Крыму. По количеству гастрольных туров российских театров, коллективов и звёзд крымчане должны были это почувствовать. Что ещё будет сделано для того, чтобы это название оправдало себя?
- Да, в рамках проведения Года культуры в Крыму проходит целый ряд интересных знаковых мероприятий. В числе ближайших: концерт Государственного симфонического оркестра «Новая Россия » под управлением народного артиста РФ Юрия Башмета (16.09 - Симферополь, 17.09 - Севастополь, 18.09 - Керчь); концерт известного гитариста Дидюли. Нашими гостями 6 сентября станет Челябинский государственный ансамбль танца «Урал ».

С 20 сентября по 1 октября в Ялтинском театре имени А. П. Чехова пройдёт международный театральный фестиваль «ПостЕфремовское пространство ». Со своими гастролями с 10 по 27 сентября у нас в городе будет Свердловский академический театр музыкальной комедии из Екатеринбурга.

В рамках творческого проекта «Эхо «Арлекина » с сентября по декабрь будут показаны в городах Крыма лучшие спектакли для детей. Московский театр на Таганке представит поэтический спектакль «Таганский фронт » (режиссёр Влад Маленко) и спектакль-притчу «Добрый человек из Сезуана ».

С 30 августа по 9 сентября произойдёт Международный фестиваль казачьей культуры «Крымские тулумбасы », в котором примут участие творческие коллективы Астраханской, Воронежской, Оренбургской, Ростовской, Брянской, Свердловской областей, Краснодарского и Ставропольского края.

С 12 по 15 сентября в пгт Коктебель традиционно пройдёт Международный фестиваль «Джаз Коктебель ». На 6-12 сентября запланировано проведение кинотеатрального представления «Товарищ кино » совместно с Госфильмофондом России и Союзом кинематографистов РФ.

И в завершении нашей беседы хотелось бы рассказать о том, что со 2 по 4 ноября в Сочи пройдёт Всероссийский фестиваль народной культуры ко Дню единения России. Он отмечается ещё шире и масштабней, чем День России. И наш проект «Русский Крым », впервые показанный 6 июня в «Юбилейном » на фестивале Великое русское слово, приглашён туда в полном составе. Потрясающей красоты событие идёт 37 минут. Когда его увидел Сергей Евгеньевич Нарышкин, то он сказал артистам и организаторам мероприятия, что за последние несколько лет более яркого представления он не видел и его надо показать обязательно в Правительстве России. Однако так как в этом году День единения России отмечается не в Правительстве России, а в Сочи, то вся крымская команда поедет туда.

Оксана ПАВЛЕНКО.


По материалам информационного агентства

Глава Республики Крым Сергей Аксёнов провёл рабочую встречу с министром культуры РК Ариной Новосельской . В ходе мероприятия обсуждались основные задачи, которые необходимо решить министерству в 2017 году. В частности, вопросы касались реставрации учреждений культуры, а также бесплатного посещения музеев льготными категориями граждан.

С. Аксёнов: Добрый день, Арина Вадимовна! Хочу услышать, какие планы министерство культуры Республики Крым строит на 2017 год и на что собираетесь сделать особый упор в работе ведомства?

А. Новосельская: Добрый день, Сергей Валерьевич! Грядущий 2017 год богат на юбилеи. Во-первых, исполняется 200 лет со дня рождения художника Ивана Константиновича Айвазовского. Полным ходом в галерее идут ремонтные работы, реставрация. Мы сотрудничаем практически со всеми музеями, где есть его работы, и готовим к 29 июля 2017 года, к основному юбилею, огромную выставку в галерее. Мы хотим провести бал Айвазовского, собрать всех выпускников. Это должно быть очень красивое мероприятие. Помимо того, что проходит ряд научных конференций, круглых столов, форумов, грядёт 100-летиеХанского дворца, музея истории и культуры крымских татар.

С. Аксёнов: В Ханском дворце ведутся реставрационные работы?

А. Новосельская: Сергей Валерьевич, в Бахчисарайском дворце бригада минимум 25 человек, работы не прекращаются24 часа в сутки. Ведутся реставрационные и противоаварийные работы. Сейчас реставрируем Соколиную башню, главную мечеть. Также монтируем новую выставку оружия, которую к юбилею представим в Соколиной башне.

Хочу напомнить, что в 2014 году, в том числе при вашем участии, из Мариуполя было возвращено 80 уникальных полотен. Это знаменитые картины Куинджи, которые будут представлены в Художественном музее. Спасибо огромное от всех музейщиков. Также в течение 30 лет не могли вернуть 6 уникальных полотен с украинских госдач. Благодаря слаженным действиям сумели их вернуть и сейчас они находятся в Воронцовском и Ливадийском дворце.

С. Аксёнов: Конечно, эти экспонаты все должны видеть. По скифскому золоту какая претензионная работа ведется?

А. Новосельская: Подана апелляционная жалоба. Все музейщики готовы в любую минуту выехать в Москву. Мы выезжали и на место проведения судебных разбирательств. Очень надеемся, что будет принято правильное политическое решение. То, что было на прошлом суде, противоречит морали и музейной этике. Ценности не могут быть в отрыве от того места, где их нашли и где они всегда находились. Это крымские музейные ценности, найденные на крымской земле, поэтому они, конечно, должны быть возвращены на свою историческую родину.

С. Аксёнов: К сожалению, там ни стыда, ни совести нет. Думаю, что украинские должностные лица выставят коллекцию на «приватизацию». Надо внимательно просмотреть, совместно с Министерством иностранных дел предпринять все необходимые меры. Министерство культуры Российской Федерации оказывает методическую помощь, надо в рамках рабочей группы искать правильные пути. Руки не опускаем, боремся до последнего патрона.

А. Новосельская: Держим руку на пульсе. Хотела бы ещё сказать о том, что четверть века исполнится музею-заповеднику «Калос Лимен», уникальному городищу под и над водой в Черноморском районе. Мы действительно только впервые в этом году имеем возможность огородить это старинное скифское поселение. Точно также можем усилить музейную безопасность в Воронцовском дворце и в Ливадийском. Огораживаем эти объекты федерального значения – это исторические памятники. И большое внимание в 2017 году уделим музейной безопасности.

С. Аксёнов: Осуществляется ли бесплатное посещение музеев детьми?

А. Новосельская: Сотрудничаем с министерством образования, науки и молодёжи. Теперь дети из России и любой другой страны до 18 лет и многодетные семьи в сопровождении одного взрослого в любое время один раз в месяц могут посетить музеи бесплатно. Люди благодарят, что теперь в Крыму есть такая норма. Вообще, столько бесплатных,льготных посещений, сколько есть в Республике Крым, нигде нет.

С. Аксёнов: Музейные фонды работают на людей, иначе для чего мы всё это делаем. При этом надо не забывать о том, что необходимо внимательно отслеживать все процедуры, связанные с продажей билетов, оказанием различных хозяйственных услуг. Не говорю, что это только музеи, в принципе, это касается всех учреждений. Должна быть проведена системная работа в этом направлении, поскольку, зачастую, есть вопросы, связанные с незаконной торговлей на территории парков, как это было раньше. Ни в коем случае нельзя допустить появления незаконной торговли, автостоянок на территории дворцов и парков. Все должно проходить в специально отведённых местах, которые обговорены заранее. Понятно, что нужна инфраструктура и места для парковок, но не на территории музеев. При этом с муниципалитетами обговорите заранее, где все же должны быть места для парковок, с учетом того, что основные фонды находятся в Ялте. Пусть какое-то коммунальное предприятие занимается данным вопросом, но не сбором средств себе в карман, а с точки зрения упорядочивания работы определят места, поставят фишки, сделают разметку. Всё должно быть цивилизованно – XXI век.

А. Новосельская: Беру вопрос на контроль, будем вам лично докладывать. До начала сезона проведём все эти мероприятия. Хотим в 2017 году запустить систему электронного билета с жёстким контролем.

С. Аксёнов: Вообще,она необходима во всех местахпродажи билетов. Всё должно быть автоматизировано и систематизировано. Считаю, что уже всё хорошее придумано до нас и нужно этот опыт перенять.

А. Новосельская: Будем работать в данном направлении.Хотела бы сказать о том, что в течение прошлого года у нас ни разу не было задержки по заработной плате и выплате стипендий. Заработная плата работникам культуры увеличилась на 12%, бюджет министерство освоило в полном объёме, на 100%. Хочу поблагодарить наших работников. Все-таки министерство культуры провело свыше 70 тысяч мероприятий. Наши знаковые мероприятия: «Евразийский мост», который проходит под вашим патронатом, «Великое русское слово» и так далее. Было проведено очень много мероприятий, направленных на сохранение семейных ценностей, патриотическое воспитание, и, конечно, огромное вам спасибо за музыкальные инструменты.

С. Аксёнов: Есть ряд предложений от меценатов, найдём министерству ресурс на 2017 год. Всё, что обещал преподавателям, руководителям и директорам музыкальных школ, будет выполнено.

А. Новосельская: Спасибо, Сергей Валерьевич.

С. Аксёнов: Коллегам также спасибо за проделанную работу. Творческим коллективам надо оказывать содействие в части предоставления возможности выступлений уже в других субъектах Российской Федерации, в столице России и так далее. И, по возможности, оказывать максимальное содействие в части международных выездов. Культура и спорт продвигают нас вперед и раскрывают границы.

А. Новосельская: Спасибо. Коллектив, который вы постоянно поддерживаете, «Школьные годы», под руководством Виктора Абрамовича Заславского, всегда занимает только призовые места. Наш керченский лицей получил Гран-при на академическом вокальном конкурсе. В Крыму очень хорошие дети, спасибо, что Вы их поддерживаете. Полностью подготовлены и уже находятся в Главгосэкспертизевсе документы по строительству Детского академического центра театрального искусства. Это, конечно, нерукотворный памятник нашим детям. Работаем согласно графику, даже с небольшим опережением. Это будет уникальный центр, где одновременно будет Детский театр кукол и театральные детские студии.

С. Аксёнов: Договорились, Арина Вадимовна, все остальные задачи, включая выполнение поручений Президента и Правительства Российской Федерации, Вы должны держать под личным контролем.




Top