Омский государственный музыкальный театр. Омский музыкальный театр

Омский музыкальный театр

Статус музыкального театра Омский театр оперетты получил в 1981 году, когда отпраздновал новоселье в новом здании, специально построенном для него. Находится здание Омского музыкального театра в самом центре города и является его украшением. Разработано оно было московскими архитекторами в сотрудничестве с главным архитектором Омска А. Каримовым. Здание театра имеет современный вид, оборудовано просторным фойе, большим и уютным зрительным залом и особой театральной атмосферой.

Омский государственный музыкальный театр – это творческая актерская труппа, которая радует зрителя разнообразным репертуаром из оперной классики, балета и оперетты.

История Музыкального театра Омска

В годы войны в Омске работала актерская труппа, эвакуированная из Сталинградского театра музыкальной комедии. Театр стал настоящей радостью и утешением для жителей города. Он так полюбился зрителям, что в 1946 году власти Омска приняли решение о создании областного театра музыкальной комедии. Становлению театра помогали специалисты Сталинградского театра, оставшиеся в городе, педагоги Омского музыкального училища и ведущая солистка балета Ленинградского оперного театра Н. Калашникова.

Торжественно Омский театр оперетты был открыт в мае 1947 года. Первым премьерным спектаклем нового театра стала оперетта «Яблоко любви» композитора Р. Хейфа. В первые годы своего становления репертуар Музыкального театра Омска составляли оперетты советских композиторов – «Кораллина» К. Листова, «Верный друг» В. Соловьева-Седого, «Аршин Мал-алан» У Гаджибекова, «Запорожец за Дунаем» С. Гулак-Артемовского.

Более 30 лет театр имел статус «театр оперетты». За это время на его сцене были поставлены все лучшие оперетты мировой классики, а также популярные советские оперетты и музыкальные комедии – «Белая акация», «Вольный ветер» И. Дунаевского, «Свадьба в Малиновке», «Рядом с тобой» Б. Александрова, «Трембита», «Поцелуй Чаниты Ю. Милютина, «Чудесный край», «Сорочинская ярмарка» А. Рябова, «Сердце балтийца», «Севастопольский вальс» К. Листова и многие другие.

Нередко театр завоевывал право первой постановки. Так в Омском музыкальном театре были поставлены оперетты «Рассвет над Иртышом» Е. Родыгина, «Ошибка Наташи» Н. Минха, «Левша» В. Дмитриева, «Василий Теркин» А. Новикова.

Омский театр в 60-е годы стал настоящим экспериментальным театром. Являясь театром оперетты, он в 1961 году ставит первый детский музыкальный спектакль «Кошкин дом» композитора В. Вальгардта, а в 1968 году первая балетная постановка «Снежная королева» Х. Синдинга и Н. Гаде.

В 1981 году театр получает новый статус – музыкальный театр. Репертуар Музыкального театра Омска с этих пор значительно расширился. На его сцене были поставлены лучшие оперные и балетные спектакли мировой классики. Однако в репертуарной политике театр всегда уделял большое внимание постановкам спектаклей отечественных авторов.

Омский музыкальный театр сегодня

Сегодня Омский государственный музыкальный театр – один из крупнейших театральных коллективов в Сибири. Он ведет активную гастрольную деятельность, показывая свои постановки во многих городах мира. В Омске театр известен своей активной творческой и благотворительной деятельностью. В репертуаре Омского музыкального театра находится более 60 спектаклей самого разного музыкального жанра – классическая опера, мюзикл, рок-балет, оперетта, музыкальный спектакль.

Афиша Музыкального театра Омска

Балет «Юнона и Авось» А. Рыбникова;
- музыкальный спектакль «Моя жена лгунья» В. Ильина, В. Лукашова;
- балет «Карбышев» Д. Шостаковича;
- опера «Зори здесь тихие…» К. Молчанова;
- оперетта «Свадьба с приданным» Б. Мокроусова.

Музыкальный театр Омска – это театр с активной творческой позицией, радующий зрителей разнообразным музыкальным репертуаром.

Омский государственный музыкальный театр ведет свою историю с 1946 года, когда распоряжением Совета Народных Комиссаров РСФСР было принято решение об организации в городе областного театра музыкальной комедии.

Творческой базой театра стала группа актёров Сталинградского театра музыкальной комедии, которая работала в Омске в годы Великой Отечественной войны. В первый художественный состав нового театра также вошли некоторые руководители творческих цехов Сталинградского театра: директор А. Ю. Егинтов, музыкальный руководитель Д. Л. Палей, главный художник Б.С. Марин. На должность главного режиссёра был назначен А. Н. Орлов, руководство балетным цехом возглавила ведущая солистка Ленинградского Малого оперного театра Н. И. Калашникова, а для работы с хором приглашена педагог Омского музыкального техникума Е. В. Калугина. Первым художественным руководителем театра стал народный артист Таджикской ССР, заслуженный артист Узбекской ССР Л. Н. Ицков.

Торжественное открытие театра состоялось 24 мая 1947 года опереттой советского композитора Р. Хейфа «Яблоко любви» по пьесе И. Луковского, посвящённой историческим событиям из жизни адмирала Ф. Ушакова. Последующие четыре постановки оказались также произведениями советских авторов («Кораллина» К. Листова, «Верный друг» В. Соловьёва-Седого, «Аршин мал алан» У. Гаджибекова, «Запорожец за Дунаем» С. Гулак-Артемовского), что во многом определило всю дальнейшую творческую судьбу Омского театра, где главным звеном репертуарной афиши всегда были произведения о жизни советского народа.

За 35 лет деятельности театра в статусе музкомедии на ряду с жемчужинами зарубежной классики, прозвучали практически все самые популярные и малоизвестные ныне оперетты и музыкальные комедии отечественных композиторов – И. Дунаевского («Белая акация», 1957; «Вольный ветер», 1948), Б. Александрова («Свадьба в Малиновке», 1948 и 1955; «Рядом с тобой», 1951), А. Рябова («Чудесный край», 1950; «Сорочинская ярмарка», 1948 и 1972), Ю. Милютина («Трембита»,1950; «Цирк зажигает огни», 1961; «Фонари-фонарики»,1958; «Поцелуй Чаниты», 1957), К. Листова («Поют сталинградцы», 1956; «Сердце балтийца», 1964; «Севастопольский вальс», 1962 и 1975), В. Соловьёва-Седого («Самое заветное», 1953; «Восемнадцать лет», 1973) и многих-многих других.

Кроме того, театр нередко получал почётное право «первой постановки» их новых произведений. Так, на сцене Омского театра музкомедии впервые в стране были поставлены оперетты Е. Родыгина – «Рассвет над Иртышом» (1960) и «Счастье трудных дорог» (1963), Н. Минха – «Ошибка Наташи» (1962) и «Таинственная незнакомка» (1969), В. Дмитриева «Левша» (1974), А. Новикова – «Особое задание» (1965) и «Василий Тёркин» (1971). В 1961 театр выпустил первую постановку для детей («Кошкин дом» П. Вальгардта), а в 1968 – первый балет («Снежная королева» Х. Синдинга, Н. Гаде). Неоднократно за свои постановки коллектив театра завоёвывал призовые места на различных Всесоюзных и Всероссийских смотрах (дипломы I и II степени за спектакли «Белая акация», «Поцелуй Чаниты», «Особое задание», «Василий Тёркин» и другие), что способствовало заслуженному праву Омской музкомедии называться театром - «лабораторией советской оперетты».

Большой вклад в становление и развитие Омского театра музкомедии внесли директор М. О. Снегов, заслуженный работник культуры РСФСР А. Н. Хитёв, заместитель директора А. С. Цукерман, главные режиссёры Л.Д. Ротбаум, заслуженный артист РСФСР В. Д. Лавров, заслуженный деятель искусств РСФСР А. И. Паверман, главные дирижёры Л. З. Балло, Б. А. Венцковский, А. Н. Волков, В. В. Витковский, главный балетмейстер заслуженный деятель искусств РСФСР В. Я. Тулупова, художники заслуженный деятель искусств РСФСР М. Н. Логвинова и В. С. Марин, хормейстеры В. Ф. Савельев, Т. П. Поспелова (Боброва). Яркие разнохарактерные образы в спектаклях классической и современной оперетты создавали на сцене театра актёры – заслуженные артисты РСФСР Е. Дёмина, Н. Блохина, М. Лаврова, В. Володин, А. Липатов, Ю. Климов, а также актёры В. Раутбарт, И. Грачёва, Т. Золотарёва, В. Андреев, В. Кленерт, Н. Масюков, З. Ткачёва, Н. Бембель, Ю. Суханов, С. Хворостяной, В. Дмитриев, Г. Селюков, солисты балета Н. Ротовицкая, Е. Мартэн, Л. Калашникова, В. Загумённая, А. Гиржев, П. Шадрин, Д. Ращупкин, Г. Коробейников и многие-многие другие.

В 1981 году в результате крупной реорганизации театр музкомедии обрёл более высокий статус – Музыкального театра и переехал в новое современное здание (архитекторы – Д. Е. Лурье, Н. Н. Стружин и Н. Н. Белоусова). Торжественное открытие состоялось 29 января 1982 года премьерой оперы Т. Хренникова «В бурю» (режиссер-постановщик – главный режиссёр театра – заслуженный деятель искусств АзССР А. Т. Усубов, дирижёр-постановщик – народный артист РСФСР Г. П. Проваторов). 80-е годы в деятельности театра стали периодом формирования оперно-балетного репертуара. Были поставлены многие известные произведения мировой классики – оперы «Травиата» Дж. Верди (1982), «Севильский цирюльник» Дж. Россини (1984), «Паяцы» Р. Леонкавалло (1986), «Евгений Онегин» П. Чайковского (1988), балеты – «Эсмеральда» Ц. Пуни (1983), «Жизель» А. Адана (1987), «Лебединое озеро» П. Чайковского (1989).

Однако, не меньшее внимание в репертуарной политике театра уделялось, как и в прежние годы, постановкам спектаклей отечественных авторов. Множество произведений известных композиторов – С. Прокофьева (балет «Ромео и Джульетта», 1991), Д. Шостаковича (балет «Барышня и хулиган», 1984), Р. Щедрина (балет «Конек-горбунок», 1986), Т. Хренникова (комическая опера «Золотой телёнок», 1986), Е. Птичкина (музыкальная комедия «Риск – благородное дело», музыкальная драма «Я пришёл дать вам волю», оба 1987), В. Казенина (мюзикл «Забывчивый жених», 1985), А. Рыбникова (рок-балет «Юнона и «Авось», 1985) и других, представленные в репертуарной афише, позволили Омскому музыкальному театру стать местом проведения фестивалей советской музыки в 1986 и 1988 годах, проводимых в рамках выездных секретариатов правления Союза композиторов РСФСР.

А первые совместные зарубежные постановки начала 90-х годов (постановочной группой из США – мюзиклов Г. Опелки «Чарли-бар» и «Три мушкетёра», австрийским режиссёром и певцом русского происхождения Б. Рубашкиным опер «Богема» Дж. Пуччини и «Риголетто» Дж. Верди), а также первые зарубежные гастроли (Китай, 1992) способствовали творческому росту коллектива и организации на базе театра первых вокальных конкурсов (Всероссийский конкурс артистов оперетты и мюзикла, 1991; Международный конкурс оперных певцов им. Б. Рубашкина, 1993).

В настоящее время Омский государственный музыкальный театр – один из крупнейших коллективов Сибирского региона, ведущий активную творческую, гастрольную, общественную и благотворительную деятельность. В репертуаре театра 60 спектаклей самых разнообразных музыкальных жанров от классической оперы до мюзикла и рок-балета.

Большое место в репертуаре театра наряду с лучшими образцами зарубежной классики (оперы Дж. Верди, Дж. Пуччини, Ж. Бизе «Искатели жемчуга», 2006; балеты А. Адана «Жизель», Л. Минкуса «Дон Кихот», 2001; оперетты И. Кальмана «Марица», 1995; «Баядера», 1986 и 1994; «Королева чардаша», 1990; «Принцесса цирка», 1993; «Голландочка», 1986; И. Штрауса «Летучая мышь», 1982 и др.) по-прежнему занимают отечественные произведения.

Благодаря творческим и дружеским связям с известными композиторами современности – нар. арт. СССР Т. Н. Хренниковым, нар. арт. РФ В. И. Казениным, М. С. Самойловым, засл. деятелями искусств РФ А. Б. Журбиным, А. В. Кулыгиным, Э. Б. Фертельмейстером, А. А. Пантыкиным театр неоднократно становился заказчиком и соавтором их новых произведений – мелодрама «Любина роща» (1999) и музыкальная драма «Вечно живые» (2005, лауреат премии «Хрустальная роза В. Розова») В. Казенина, мюзикл «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» Э. Фертельмейстера (2007), необалет «Апофеоз» А. Пантыкина (2007, обладатель специального приза Международного театрального форума «Золотой Витязь») и др.

Тематический диапазон творческого репертуара театра обширен. Большое место занимают спектакли, созданные на основе русской литературной классики – по произведениям А. С. Пушкина (5, среди которых два, впервые поставленных в Омске балета «Капитанская дочка» Т. Хренникова, 1999 и «Руслан и Людмила» на музыку М. Глинки, 2004), М. Ю. Лермонтова (балет В. Казенина «Песня про купца Калашникова», 1997), Ф. М. Достоевского (мюзикл В. Казенина «Забывчивый жених», 1985), И. С. Тургенева (опера-балет Е. Птичкина «Вешние воды», 1994), А. П. Чехова (балет В. Гаврилина «Анюта», 1993), Н. В. Гоголя (балет на музыку зарубежных и отечественных композиторов «Шинель», 2009).

Должное внимание уделяет театр созданию современных постановок, обращённых к отечественной истории, запечатлённой в сценических произведениях и кинофильмах с музыкой известных отечественных композиторов – опера К.Молчанова «Зори здесь тихие…», 2000; музыкальные комедии Т. Хренникова «В шесть часов вечера после войны», 2003; В. Соловьёва-Седого и М. Самойлова «Небесный тихоход», 2005; Б. Мокроусова «Свадьба с приданым», 2004; Д. Шостаковича «Москва, Черёмушки», 2006 и др.).

Представлена на сцене театра и детская тематика, воплощённая в знакомых детворе сказочных образах – «Терем-теремок» И. Польского, 1991; «Кошкин дом» П. Вальгардта, 2000; «Золушка» А.Спадавеккиа, 2001; «Белоснежка и семь гномов» К. Хачатуряна, 2002; «Василиса Прекрасная» С. Сиротина, 2004 и др.).

Активно сотрудничает театр в постановочной деятельности с ведущими мастерами театрального искусства – режиссёрами народным артистом РФ К. С. Стрежневым, заслуженными деятелями искусств РФ О. Т. Ивановой, В. Б. Рябовым, В. И. Подгородинским, хореографами народным артистом Бурятии О. В. Игнатьевым, заслуженным деятелем искусств РФ Г. Ковтуном, лауреатом Всесоюзного и Международного конкурсов хореографов Ю. В. Пузаковым, лауреатом конкурса балетмейстеров Республики Беларусь Ю. Лапшой.

Активно участвует театр в фестивальных мероприятиях страны. Балетная труппа успешно выступила на фестивалях – в 1999 в Киеве («Звезды балета») и в 2000 – в Москве («Панорама музыкальных театров»). В 2003 труппе театра довелось представлять нашу страну на Международном фестивале «Мэрцишор» в столице Молдовы Кишинёве, а в 2008 г. участвовать в двух Международных фестивалях – памяти народного артиста СССР Т. Хренникова в Ельце Липецкой области и на театральном форуме «Золотой Витязь» в Москве, завершившемся награждением балетмейстера Ю. Пузакова, постановщика необалета «Апофеоз», специальным призом «Золотого Витязя» «За глубокое воплощение трагических событий истории России».

Среди разнообразных фестивалей, организованных в Омском музыкальном театре, – «Звезды мирового балета» (2005), «Дорогами Победы» (2005) особо выделяется Всероссийский фестиваль «Панорама музыкальных театров России», проведённый уже дважды – в 2006 и 2009 по инициативе и при поддержке Губернатора, Председателя Правительства Омской области Л. К. Полежаева.

Обширна и разнообразна гастрольная деятельность театра. Помимо выступлений во многих городах России, Казахстана, Китая коллектив и его солисты побывали также в Швейцарии, США, Израиле, Германии, Японии. С 2004 в театре ежегодно реализуется Губернаторская программа «Театр – селу», позволяющая познакомить со сценическим искусством самые отдалённые районы Омской области.

Давние традиции сложились в театре в сфере военно-шефской деятельности. Солисты театра – частые гости не только военных учебных заведений и воинских частей Омского гарнизона, но и Западно-Сибирского и Забайкальского военного округов. Дважды, в 1996 и 2002 в составе творческой бригады артисты выезжали с концертами в Чеченскую республику, за что театр был отмечен почетной грамотой внутренних войск МВД РФ, а артисты награждены нагрудными знаками «За отличие в службе» II степени и медалями «200 лет Министерству обороны РФ».

Большой вклад в творческое развитие театра внесли главный режиссёр заслуженный деятель искусств РСФСР К. В. Васильев, главный дирижёр заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии Удмуртии Э. В. Розен, дирижёр заслуженный артист РФ Г. И. Комаровский, балетмейстер С. В. Колесник, художники С. Г. Болле, заслуженный деятель искусств Башкирии Б. Я. Торик.

В настоящее время в коллективе Омского государственного музыкального театра работают более 500 человек. Актёрский состав театра достаточно стабилен. Более 30 человек из его коллектива уже отметили свой 30-летний юбилей работы в театре, а 12 человек – и 40-летний! Почётный титул «Легенда омской сцены» носят солисты, ветераны театра - заслуженная артистка РФ, кавалер ордена Дружбы, почётный гражданин Омской области Н. А.Блохина, засл. артисты РФ М. А. Лаврова, И. В. Варнавин и Г. Т. Салеидзе, С. Г. Хворостяной. Среди творческого персонала – народные артисты РФ: Г. Котов, В. Шершнёва, В. Никеев; засл. артисты РФ М. Багаев, В. Ошкуков, А. Мотовилов, В. Миллер, И. Трусова, Т. Боброва, А. Хмыров, солисты балета – заслуженные артисты РФ Е. Шихова, О. Карпович, С. Флягин, а также З. Астанкова, В. Яковлев, Д. Дерябин, Л. Такмакова, И. Воробьева, А. Маркова, Т. Бирюкова и др.

Почётными ветеранами театра являются главный хормейстер театра заслуженный работник культуры РФ лауреат премии Губернатора в области культуры и искусства им. народного артиста РФ Н. Д. Чонишвили Т. П. Боброва, директор балета С. В. Салеидзе, художник-гримёр П. В. Ремизов, артист оркестра «Легенда омской сцены» В. Л. Тавровский, артисты хора Л. Е. Подолякова и Ю. А. Решетников, кассир театра Н. И. Рогачёва. В художественно-руководящий состав современного театра входят: директор заслуженный работник культуры РФ Б. Л. Ротберг, главный дирижёр - лауреат премии Губернатора в области культуры и искусства им. нар. арт. РФ Н. Д. Чонишвили Ю. А. Соснин, дирижер В. С. Олин, главный хормейстер Т. П. Боброва, хормейстер Е. П. Бородина.

Омский государственный музыкальный театр – место для отдыха душой и получения позитивных эмоций. Начало истории музыкального театра датируется 1946-м годом. В это время согласно указанию властей было решено организовать в городе Омске областной театр музыкальной комедии.

Стартовала работу театра актерская группа из Сталинграда, которая во время Великой Отечественной войны действовала в Омске. Открытие театра проходило в торжественной обстановке в мае 1947-го года: в этот день зрителям показывали оперетту советского композитора Р. Хейфа под названием «Яблоко любви».

Размещался театр в здании, где ранее было Общественное собрание. Несмотря на то, что статус у театра был «музкомедия», на его сцене звучали как известные всеми миру произведения, так и малоизвестные оперетты, а также музыкальные комедии российских композиторов. Иногда театр удостаивался права первой постановки их новейших произведений.

Благодаря серьезной реорганизации в 1981-м году театр музыкальной комедии получил значительно более высокий статус для себя – Музыкальный театр. В этом же году он переехал в новое здание, построенное в современном стиле, архитекторами которого выступили Д.Е. Лурье, Н.Н. Белоусова и Н.Н.Стружин. Церемония открытия состоялась в январе 1982 года показом оперы Хренникова «В бурю».

Сегодня Омский музыкальный театр выглядит интересно и по-современному: здесь свободные фойе, где размещаются картины выдающихся мастеров живописи. Кроме того, в нем уютный зрительный зал, удачно оборудованная сцена с хорошей аппаратурой. И что самое главное – в театре особенная атмосфера, которая настраивает публику на нужный лад. Стоит отметить, что зрительный зал в Музыкальном театре – самый большой в Омске – он вмещает 795 человек в самом зале и 314 человек – в верхнем ярусе.

Фото

Рассказать друзьям:




Top