Чем интересна жизнь и судьба евгения онегина. Жизнь и судьба евгения онегина

Князь Николай Болконский – очень заметный персонаж романа Льва Толстого «Война и мир». Это один из тех героев, который на первый взгляд кажется угрюмым и «сухим» человеком, но который постепенно раскрывается и «обнажает» свои чувства перед читателем. Автор романа списал образ князя со своего деда – князя Волконского. Возможно, именно поэтому Толстой пишет о нем с теплотой и за маской сурового старика проглядывает глубоко чувствующий и чувствительный человек.

Впервые мы встречаем упоминание о Николае Андреевиче на вечере Анны Павловны Шерер. Мы узнаем о нем, как об отце княжны Марии Болконской, который очень богат, но при этом скуп. «Он очень умный человек, но со странностями и тяжелый», говорит о нем Анна Павловна.

Мы не знаем точного возраста князя, однако, по описаниям можем судить, что он довольно пожилой человек. Он был невысок, с маленькими руками и кустистыми бровями. Однако его выдавали молодые блестящие глаза, в них скрывалась его жизненная сила. И двигался он, как будто против размеренного порядка, заведенного у него в имении, весело и быстро.

А уж более занятого человека найти сложно. В Лысых горах все было подчинено строгому распорядку. Кстати, именно в этом князь видел причину отсутствия у него каких-либо болезней. Он считал, что болеют только «дураки да развратники». Поэтому князь был постоянно занят, об этом можно судить даже по его кабинету, в котором все указывало на постоянную кипучую деятельность рук и ума и огромную жизненную силу отца Андрея и Марии Болконских.

Князь считал, что деятельность и ум – две добродетели. И помимо собственной деятельности он также определял распорядок дня дочери, чтобы не оставалось места праздности, которую, наряду с суеверием, он считал источником человеческих пороков. А чтобы развить в Марии ум, он сам занимался с ней наукой, не желая, чтобы она «была похожа на … глупых барышень».

Николай Андреевич очень уважаем и известен в обществе. Он лично знаком с императрицей Екатериной II и князем Потемкиным, а также является старым товарищем Кутузова. И даже несмотря на его ссылку из столиц и то, что у него не было значения в государственных делах, он все же пользовался непререкаемым авторитетом в обществе.

Несмотря на внешнюю суровость и строгость князь Болконский очень любит своих детей. Он не стал продвигать сына по службе, но при прощании с ним еле сдержался и уже наедине с собой дал волю чувствам. Он частенько был груб со своей дочерью, но мысль о том, что она выйдет замуж и оставит старика-отца, была для него тяжела, потому что он не мог представить своей жизни без Марии.

Дети же, в свою очередь, любят и почитают отца. Княжна говорит, что он очень добр и выговаривает своей гувернантке: «Я не позволю себе судить его и не желала бы, чтобы другие это делали».

Николай Андреевич – настоящий патриот. Поэтому он очень тяжело переживает нападение Наполеона на Россию и умирает «с горя».

Автор романа описывает князя Николая Андреевича Болконского с такой теплотой и любовью, что читатель начинает видеть в суровом старике любящего отца. В образе героя Лев Николаевич Толстой отразил все поколение русских патриотов – людей, которые всегда будут уважаемы и необходимы в своей стране.

2 вариант

Роман Льва Николаевича Толстого “Война и мир” представляет собой сборник философских тем, которые раскрываются с разных сторон и взглядов. В нём поднимаются проблемы патриотизма, ложного героизма, жизни, единства, любви и семьи. Война 1812 года служит лишь обширным фоном, где персонажи взаимодействуют друг с другом. Одним из самых почитаемых персонажей считается Николай Болконский, приоритеты и ценности которого заставляют верить людей в лучшее. Что же из себя представляет данный персонаж?

Николай Болконский является довольно зажиточным князем и отцом Марии Болконской. Его точный возраст не раскрывается на протяжении всех томов романа. Тем не менее большинство склоняются к тому, что он уже старый человек. Для собственного возраста Николай очень энергичный и активный человек. Причиной такого крепкого здоровья является идеальная дисциплинированность Болконского. За свою жизнь он успел честным путём сколотить состояние. Но богатство не испортило его душу. Николай продолжает усердно трудиться.

Николай Болконский отличается строгостью и серьёзностью. Его контроль над дочерью не знает границ. Отец самостоятельно планирует распорядок дня Марии. В итоге, у юной девушки не остаётся времени на развлечения и отдых. Но Николай оправдывает это тем, что интеллект и любая деятельность человека являются высшей силой, несущей добро и процветание. Герою чужды празднества и ветреный образ жизни. Тем не менее спартанское воспитание помогло Марии освоить множество наук и стать очень просветлённой барышней.

По мере прочтения произведения Николай Болконский открывается с лучшей стороны. За маской скупости и непритязательности скрывается довольно эмоциональный и ранимый человек. Он по-настоящему любит собственных детей и боится, что в 1 день они оставят его в угнетающем одиночестве. Именно поэтому Болконский и боится отпускать своих отпрысков во взрослую жизнь, контролируя каждый их шаг и действие. Дети не осуждают его за такой характер. Они стараются поддерживать его любыми способами.

Николай Болконский является человеком с активной гражданской позицией. Его можно считать настоящим патриотом собственного Отечества. Автор показывает переживания персонажа, когда начинается Отечественная война. В нём отражено поколение настоящих воинов, готовых постоять за Родину. Это качество делает Николая почитаемой личностью в обществе.

Николай Болконский считается одним из самых добродетельных людей во всём романе. В нём сочетается некая холодность души и ясность ума. Через его призму идей, взгляды и приоритеты Болконского Толстой пытается показать настоящего патриота своего государства. Этот персонаж выступает примером нравственного, честного и добропорядочного человека. Писатель призывает всех почитать таких людей, на которых держится общество.

Сочинение про Николая Болконского

В сочинении мне хотелось бы попробовать раскрыть образ Николая Болконского. Рассмотреть его через призму идей, понятий, образа жизни. Конечно, этот герой не несет такой колоссальной смысловой нагрузки, как Наташа Ростова или князь Андрей, но нельзя сводить к минимуму его значение и не пытаться заострить внимание на его персоне, тем более, что этот герой очень нравится самому автору. Дело в том, что прототипом Николая Болконского был родной дед Толстого, к которому он, вероятно, очень хорошо и тепло относился.

Итак, князь Николай Болконский - отец Андрея Болконского и Марьи. Чтобы обозначить некоторые особенности его внешности, обратимся, непосредственно, к роману. Толстой пишет о нем: «старый человек», который «возбуждал во всех своих гостях чувство почтительного уважения», «невысокая фигурка старика с маленькими сухими ручками и серыми висячими бровями…».

Что касается его характера, человеком он был порядочным, деятельным. Несмотря на то, что он живет в деревни, он терпеть не может безделья, праздного образа жизни. При Павле Первом он был сослан в деревню. Большую часть своего времени он тратит на свою любимую дочь. Также он занимается написанием мемуаров.

Он довольно требовательно относится к своей дочери, иногда придирается по мелочам, хоть и горячо любит ее, к князю Андрею он довольно сдержан в проявлении своих чувств. Очевидно, что ведет себя таким образом князь совершенно не потому, что ему безразлична судьба его детей, а потому, что он хочет, чтобы из них выросли достойные честные люди, которые своей основной своей задачей считают – жить честно и достойно. Также его заботит честь семьи, достоинство.

Николай Болконский заинтересован в том, что происходит в стране, все военные действия, события ему известны. Он на все имеет свою точку зрения.

К хозяйству своему он также очень внимательно относится, он очень близок к народу, и, по возможности, старается сделать для него все, что в его силах. Он является воплощением безмерной любви к людям, ко всем тем, кто находится рядом с ним. Именно поэтому, он и воспитал таких достойных и высоконравственных людей.

Когда перечитываешь текст романа «Война и мир», невольно обращаешь внимание на то, с какой любовью, с каким трепетом Л.Н. Толстой описывает этого замечательного человека. Выдержке, благородству, человеколюбию этого человека, действительно, стоит поучиться.

  • Сочинение Человек кузнец своего счастья 5 класс рассуждение по пословице

    Совершая что-либо, человек должен понимать, что каждый последующий шаг зависит только от него самого. Римский консул Аппий Клавдий говорил: Всяк своего счастья кузнец

  • Образ и характеристика Ларисы Огудаловой в пьесе Бесприданнице Островского сочинение

    В мире, где не любят и все эгоистичны, отзывчивая и чувствительная Лариса вначале ощущает себя неуютно. Отчетливо видно, как в самом начале, сидя на берегу, она любуется на Волгу

  • Сочинение про березу описание (2, 3, 4, 5, 6 класс)

    На уроке русской литературы учительница нам дала задание написать сочинение о березе.Я пришла домой, села и начала размышлять, что же можно написать об этом дереве

  • Русская литература XIX века - это созвездие ярчайших имен и талантливейших мастеров слова. Но именно А. С. Пушкина мы по праву считаем началом всех начал русской классической литера­туры. Мы не перестаем удивляться его беспримерной созидатель­ной мощи, многогранности писательского облика, небывалой стремительности творческого развития и творческой силе. «При "имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте... В нем русская природа, русская душа, русский язык, рус­ский характер. Сама его жизнь замечательно русская».

    Пушкин не.был революционером в прямом смысле слова. Но гордое стремление к свободе, неизменный протест против всего Косного, рабского, мешающего расцвету личности, развитию народа - существенная сторона характера Пушкина и его твор­чества. У Онегина - скучающая жизнь, полная тоски и лени. Жажда однообразных удовольствий при отсутствии реального, живого Дела укоренилась в его психологии, он не в силах ее побороть: «труд Упорный ему был тошен». Пушкин считает, что только в труде могли проявиться творческие силы личности, поэтому итог жизни Онегина безрадостен:

    Дожив без цели, без трудов
    До двадцати шести годов,

    Томясь в бездействии досуга,
    Без службы, без жены, без дел
    Ничем заняться не умел.

    В лице главного героя романа «Евгений Онегин» поэту удалось «сладить» с типичным характером представителя современной ему просвещенной дворянской молодежи. Евгений Онегин -правди­вый образ героя, который, будучи на голову выше окружающего его ничтожного общества, не находит применения своим силам и способностям и потому становится «лишним человеком». В своем романе Пушкин раскрыл социальные причины появления в рус­ском обществе подобных характеров и одновременно создал ши­рочайшую художественную картину русской жизни своего време­ни. Основной конфликт романа - глубокое противоречие между запросами пробуждающейся, осознающей себя личности и окру­жающей ее средой, так называемым обществом, застывшим в кос­ной неподвижности, живущим по мертвым законам.

    Увидев Татьяну, Онегин сразу же ее оценил: и ее неброскую внешнюю красоту, и ее богатый внутренний мир. Прочтя ее при­знание в любви, Евгений не обманул ее, не воспользовался «до­верчивостью души невинной»: «не в первый раз он тут явил души прямое благородство». Не обратив на Татьяну внимания во время получения письма, не способный тогда любить, испытав лишь невольное волнение, позже Онегин, вновь встретивший Татьяну, внезапно обрел способность к большому и сильному чувству. В начале романа Онегин - человек рассудочный и притворный, умеющий обворожить, обольстить и казаться влюбленным, а не быть им на самом деле:

    Как рано мог он лицемерить,
    Таить надежду, ревновать,
    Разуверять, заставить верить,
    Казаться мрачным, изнывать...

    Поэтому любовь прошла мимо Онегина.

    Дуэль с Ленским, происшедшая вопреки желанию Онеги­на, была воспринята Евгением как преступление, как убийство. Именно поэтому «окровавленная тень» бывшего друга «ему явля­лась каждый день». Переживания и раздумья, вызванные дуэлью, определили еще более серьезное восприятие жизни, чем то, кото­рое было свойственно Онегину до поединка. Но все глубже расхо- дясь с людьми своего круга, превосходя их умом, образованнос­тью, гуманностью, неясным стремлением клучшему, он оставался вместе с тем чуждым народу. Герцен отмечал, что «он никогда не становится на сторону правительства» и «никогда не способен стать на сторону народа». Онегину скучно среди окружающих его лю­дей, тоскливо ему и с самим собой. Ничего не делая, не принося никому пользы он превратился, по словам Герцена, «в умную не­нужность».

    Онегин - аристократ по происхождению и воспитанию, ин­дивидуалист и эгоист по сзоему нравственно-психологическому облику. Это «забав и роскоши дитя», законодатель мод, завсегда­тай театральных кулис, искусный знаток «науки страсти нежной». Но, будучи человеком беспокойного, острокритического, ищуще­го ума, он вскоре разочаровался во всем, что ему было близко и мило с детства, пресытился светской жизнью, стал читать, кроме художественной, русской и иностранной литературы, социально-политическую и даже экономическую литературу. Это привело «молодого повесу» к недовольству окружающей действительно­стью, определило его оппозицию к господствовавшему тогда со­циальному правопорядку и быту высшего общества.

    Образ Онегина, сложный и противоречивый, заключающий в себе и положительные признаки прогрессивности, гуманности просвещенности, и резко отрицательные черты явно выраженно­го индивидуалиста, практической бездеятельности, стал родона­чальником так называемых «лишних людей» в русской литерату­ре. Онегин, по определению В. Г. Белинского, «страдающий эго­ист», «эгоист поневоле», то есть человек прекрасных задатков, но испорченный светским воспитанием, обстоятельствами аристо­кратической среды, презревший вкусы светской жизни и не на­шедший истинного назначения и потому мучающийся своим оди­ночеством. Герцен сказал: «Онегин... это лишний человек в той сре­де, где он находится, не обладая нужной силой характера, чтобы вырваться из нее».

    Особенно современным в тексте романа мне показалась тема противостояния мнения «общества» и личной совести человека. Человек может превосходить окружение, но зависеть от его мнений и находиться в рабстве у посредственности. Именно таков сам Евгений Онегин, особенно в ссоре с Ленским, которую он сам осознаёт как совершенно искусственную. Насмешка Пушкина над лживостью и духовной примитивностью светского общества весьма актуальна и в наши дни. Также очень современны наблюдения поэта над особенностями поведения людей в тех или иных эмоциональных состояниях. Каждое чувство, поступок или переживание он подаёт совершенно без прикрас, но с лёгкой добродушной иронией мудрого человека. Сейчас этого не хватает многим из тех, кто стремится сорвать все покрывала и разоблачить то или иное побуждение какого-либо поступка.

    Жизнь и судьба Онегина интересны прежде всего тем, что на его примере видна драма человека, пытающегося постепенно выйти из-под контроля породившей его общественной среды. Этот путь долог и проходит немало времени, прежде чем осознаётся сам факт такого противостояния. Онегин превосходил среду, но очень долго не мог разотождествиться с нею, став неким диссидентом внутри системы. Он был как бы спутником того мира, который почитал ничтожным. Так бывает часто, когда человек, внешне разрывая все отношения с тем или иным кругом людей или идеей, на самом деле не может преодолеть силу их притяжения и оказывается неспособен уйти в другую систему координат. Отказавшись же от ложных идеалов света в своём сердце, Евгений Онегин неминуемо должен был бы примкнуть к декабристам, то есть бросить вызов системе, уродующей души людей. Последняя, зашифрованная глава романа как раз об этом.

    Поведение Онегина обычно, когда он оказывается подвластен мнению того самого света, от которого он скрылся и который считал неизмеримо ниже себя. Напротив, он оригинален по сравнению с другими соседями-помещиками в организации управления имением. Он заменил тяжёлую повинность - барщину (необходимость работать на земле помещика несколько дней в неделю) лёгким оброком, но сделал это не просто от доброты душевной, но на основе серьёзных знаний. Он внимательно читал крупнейшего экономиста того времени Адама Смита. Окружающие его помещики в большинстве своём вообще не умели читать.

    Он по-французски совершенно

    Мог изъясняться и писал;

    Легко мазурку танцевал

    И кланялся непринужденно...

    Онегин был, по мненью многих

    (Судей решительный и строгих),

    Учёный малый, но педант,

    Имел он счастливый талант

    Без принуждены в разговоре

    Коснуться до всего слегка,

    С учёным видом знатока

    Хранить молчанье в важном споре

    И возбуждать улыбку дам

    Огнём нежданных эпиграмм.

    Он знал довольно по-латыне,

    Чтоб эпиграфы разбирать,

    Потолковать об Ювенале,

    В конце письма поставить vale,

    Да помнил, хоть не без греха,

    Из Энеиды два стиха.

    Он рыться не имел охоты

    В хронологической пыли

    Бытописания земли;

    Но дней минувших анекдоты

    От Ромула до наших дней

    Хранил он в памяти своей.

    Высокой страсти не имея

    Для звуков жизни не щадить,

    Не мог он ямба от хорея,

    Как мы ни бились, отличить.

    Бранил Гомера, Феокрита;

    Зато читал Адама Смита

    И был глубокий эконом,

    То есть умел судить о том,

    Как государство богатеет,

    И чем живёт, и почему

    Не нужно золота ему,

    Когда простой продукт имеет.

    Но в чём он истинный был гений,

    Что знал он твёрже всех наук,

    Что было для него измлада

    И труд, и мука, и отрада,

    Что занимало целый день

    Его тоскующую лень, -

    Была наука страсти нежной...

    Как рано мог он лицемерить,

    Таить надежду, ревновать, Разуверять, заставить верить, Казаться мрачным, изнывать, Являться гордым и послушным, Внимательным и равнодушным!

    Как томно был он молчалив,

    Как пламенно красноречив,

    В сердечных письмах как небрежен!

    Одним дыша, одно любя,

    Как он умел забыть себя!

    Как взор его был быстр и нежен,

    Стыдлив и дерзок, а порой,

    Блистал послушною слезой!

    Как он умел казаться новым,

    Шутя невинность изумлять,

    Пугать отчаяньем готовым,

    Приятной лестью забавлять,

    Ловить минуту умиленья,

    Невинных лет предубежденья

    Умом и страстью побеждать,

    Невольной ласки ожидать,

    Молить и требовать признанья,

    Подслушать сердца первый звук,

    Преследовать любовь, и вдруг

    Добиться тайного свиданья...

    И после ей наедине

    Давать уроки в тишине!

    Всё, что в Париже вкус голодный,

    Полезный промысел избрав,

    Изобретает для забав,

    Для роскоши, для неги модной, -

    Всё украшало кабинет Философа в осьмнадцать лет.

    Второй Чадаев, мой Евгений,

    Боясь ревнивых осуждений,

    В своей одежде был педант

    И то, что мы назвали франт.

    Он три часа по крайней мере

    Пред зеркалами проводил

    И из уборной выходил

    Подобный ветреной Венере...

    Забав и роскоши дитя.

    Нет: рано чувства в нём остыли;

    Ему наскучил света шум;

    Красавицы не долго были

    Предмет его привычных дум;

    Измены утомить успели;

    Друзья и дружбы надоели...

    И хоть он был повеса пылкой,

    Но разлюбил он наконец

    И брань, и саблю, и свинец.

    Сперва Онегина язык

    Меня смущал; но я привык

    К его язвительному спору,

    И к шутке, с желчью пополам,

    И злости мрачных эпиграмм.

    Он охладительное слово

    В устах старался удержать

    И думал: глупо мне мешать

    Его минутному блаженству...

    Он в первой юности своей

    Был жертвой бурных заблуждений

    И необузданных страстей.

    Привычкой жизни избалован,

    Одним на время очарован,

    Разочарованный другим,

    Желаньем медленно томим,

    Томим и ветреным успехом,

    Внимая в шуме и в тиши

    Роптанье вечное души,

    Зевоту подавляя смехом:

    Вот как убил он восемь лет,

    Утратя жизнь лучший цвет.

    В красавиц он уж не влюблялся,

    А волочился как-нибудь;

    Откажут - мигом утешался;

    Изменят - рад был отдохнуть.

    Он их искал без упоенья,

    А оставлял без сожаленья,

    Чуть помня их любовь и злость.

    Так точно равнодушный гость

    На вист вечерний приезжает,

    Садится; кончилась игра:

    Он уезжает со двора,

    Спокойно дома засыпает

    И сам не знает поутру,

    Куда поедет ввечеру.

    Но, получив посланье Тани,

    Онегин живо тронут был:

    Язык девических мечтаний

    В нём думы роем возмутил;

    И вспомнил он Татьяны милой

    И бледный цвет и вид унылый;

    И в сладостный, безгрешный сон

    Душою погрузился он.

    Быть может, чувствий пыл старинный

    Им на минуту овладел;

    Но обмануть он не хотел

    Доверчивость души невинной.

    Вы согласитесь, мой читатель,

    Что очень мило поступил

    С печальной Таней наш приятель;

    Не в первый раз он тут явил

    Души прямое благородство...

    Евгений Наедине с своей душой

    Был недоволен сам собой.

    И поделом: в разборе строгом,

    На тайный суд себя призвав,

    Он обвинял себя во многом...

    Роман "Евгений Онегин" - величайшее произведение Пушкина. Поэт работал над ним более 7лет. Действие романа разворачивается на широком фоне русской действительности 20-х годов XIXвека. В центре внимания - быт столичного дворянства эпохи духовного искания передовой дворянской интеллигенции.Задуманный и начатый в годы общественного подъема перед выступлением декабристов,роман в своих основных главах создавался и заканчивался после разгрома декабристского движения.Пушкин показал движение истории через меняющиеся судьбы и характеры основных героев романа.

    Главный герой по имени которого и назван роман, - Евгений Онегин - это молодой столичный аристократ 20-х годов XIXвека,получивший типичное светское воспитание.Онегин родился в богатой,но разорившейся дворянской семье.Его детство прошло в отрыве от народа,от всего русского,национального.Он воспитывался французами - гувернерами.Воспитание и образование носили поверхностный характер и не подготовили его к реальной жизни.Учили его "всему шутя","чему-нибудь и как-нибудь".Но Онегин все же получил тот минимум знаний,который считался обязательным в дворянской среде.Он знал немного классическую литературу,римскую и греческую,историю "от Ромула до наших дней",имел представление о политэкономии Адама Смита.Безукоризненный французский язык,изящные манеры,остроумие и искусство поддерживать разговор делают его в глазах общества блестящим представителем молодежи своего времени.Молодой Онегин стремится полностью отвечать идеалу светского человека.Богатство,роскошь наслаждение жизнью,блестящий успех в свете и у женщин-вот что привлекает главного героя романа.

    На светскую жизнь у Онегина ушло около 8 лет.Но он был умен и стоял значительно выше светской толпы.Неудивительно,что он почувствовал отвращение к своей пустой праздной жизни."Резкий,охлажденный ум" и пресыщение удовольствиями света,приве- ли к тому,что у Онегина наступило глубокое разочарование,"русская хандра им овладела".

    Томясь скукой,Онегин пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности.Первой попыткой его была литературная работа.Но система воспитания не научила его работать,поэтому"ничего не вышло из пера его".Онегин начинал читать:"читал,читал,а все без толку".

    В деревне он делает еще одну попытку практической деятельности:

    В своей глуши,мудрец пустынный,
    И раб судьбу благословил.
    Оброком легким заменил:

    Но и эта деятельность от скуки,"чтоб только время проводить",не захватила Онегина.И он снова погрузился в хандру.

    Предрассудки света,закрепленные всем ходом жизни,были прочны в душе героя.Их можно было преодолеть только жизненными испытаниями,душевными страданиями,соприкосновением с реальной жизнью.Пушкин показывает в романе противоречия в мышле- нии и поведении Онегина,борьбу"старого"и"нового"в его сознании,сопоставляя с другими героями романа:Ленским и Татьяной,сплетая их судьбы.

    Сложность и противоречивость характера Онегина раскрывается прежде всего в его взаимоотношениях с Татьяной.В новом соседе она увидела тот идеал,который давно уже сложился у нее под влиянием книг.Благородство и смелость Онегина отвечают ее затаенным взглядам и демократическим настроениям.

    Все лучшее,чистое,светлое,не тронутое светской моралью проснулось в душе Онегина:

    Мне ваша искренность мила,
    Она в волненье привела
    Давно умолкнувшие чувства.

    Но безразличие к жизни,пассивность,"желание покоя",равнодушие и внутренняя опустошенность вступили тогда в душе Онегина в противоречие с искренними чувствами и победили,подавили его.Он отказался от любви провинциальной мечтательницы.Еще трагичнее столкновение "старого" и "нового" в сознании Онегина раскрывается в его взаимоотношениях с Ленским.Онегин и Ленский выделялись из окружающей среды высоким интеллектом и пренебрежительным отношением к прозаическому быту соседей-помещиков.Однако они были совершенно противоположенными натурами.Один был холодным разочарованным скептиком,другой-восторженным романтиком,идеалистом.



    
    Top