Изображение петербургского дворянства в романе евгений онегин. Изображение столичного и поместного дворянства в романе «Евгений Онегин


“В МОЙ
ЖЕСТОКИЙ ВЕК ВОССЛАВИЛ Я СВОБОДУ



(по
произведениям А.С. Пушкина)



Борьба есть
условие жизни: жизнь умирает, когда
оканчивается борьба.



В.Г.
Белинский



Пушкин
сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше
сознание с самого детства через чудесные
сказки о золотой рыбке, об озорном
работнике Балде, о синем Лукоморье с
морскими богатырями. В юности Пушкин
приходит к нам через школу. Он пробуждает
стремление к высокому, любовь “к святой
вольности”, желание посвятить Отчизне “души
прекрасные порывы”. Мир поэта огромен. Все
было предметом его поэзии. Мы узнаем
неповторимые черты природы и русской жизни,
мы открываем для себя Родину, воспитываем в
себе любовь к ней, становимся душевно
богаче и нравственно чище, читая Пушкина.


Судьбы
людей всегда волновали Пушкина. В центре
творчества поэта - жизнь его современников,
страдания, выпавшие на долю тех, кто
беззаветно боролся за свободу. Он умел в
самый нужный момент помочь людям обрести
веру в будущее. Одной из главных тем у
Пушкина является тема свободы. Следуя
традициям русской поэзии, Пушкин пишет оду
“Вольность”. Поэт мечтает о свободе,
закрепленной в законе, Конституции:


Хочу
воспеть Свободу миру,


На тронах
поразить порок.


Вслед за “Вольностью”
Пушкин пишет “К Чаадаеву”. Стихотворение
написано в духе дружеского послания. Пушкин
говорит о том, что юношеские мечты, надежды
не сбылись, “исчезли юные забавы, как сон,
как утренний туман”. Но стремление к новой
жизни не умерло в душе поэта. Он зовет за
собой Чаадаева не падать духом, посвятить
Отчизне “души прекрасные порывы”:


Товарищ,
верь: взойдет она,


Звезда
пленительного счастья,


Россия
вспрянет ото сна,


И на
обломках самовластья


Напишут
наши имена!


В
стихотворении “Деревня” поэт в уединении
на лоне прекрасной природы. Мы вместе с ним
видим тихую и спокойную жизнь в деревне,
дышим свежим воздухом, любуемся темным
садом “с

его
прохладой и цветами”. Не давая до конца
насладиться великолепным видом, который
открывается перед нашим взором, поэт
показывает совсем не то, о чем мы мечтали, а
жизнь трудового крестьянства: его нищету,
бесправие, жестокую эксплуатацию:

Но мысль
ужасная здесь душу омрачает:


Среди
цветущих нив и гор


Друг
человечества печально замечает


Везде
невежества убийственный позор.


Царящий в
деревне произвол ярким контрастом
отличается от красоты природы. Пушкин дает
понять, что существующий строй дик,
бесчеловечен. Счастье человек может
достичь только в свободном обществе.


После
поражения декабристов Пушкин не порвал
связей с прежними друзьями, с семьями
сосланных в Сибирь. “Во глубине сибирских
руд...” посвящено декабристам, осужденным
на каторгу. Дело, начатое декабристами, не
пропало даром, продолжатели их идей
осуществляют мечту о счастье, о свободе:


Оковы
тяжкие падут,


Темницы
рухнут - и свобода


Вас примет
радостно у входа,



И братья
меч вам отдадут.


В
стихотворении “Я памятник себе воздвиг
нерукотворный...” сюжет составляет судьба
Пушкина, осмысленная на фоне исторического
движения. В стихотворении мы видим тяжкие
раздумья о жестокости века, об отношениях с
царем, о недостижимом счастье свободы.
Стихотворение полно горького предчувствия
скорой гибели, гордого презрения к хвале и
клевете, веры в могущество поэтического
слова, безмерной любви к России. В нем -
сознание выполненного долга перед народом.
Великий гений - голос народа, его пророк.
Пушкин надеется, что поэзия станет
достоянием народа: “Слух обо мне пройдет по
всей Руси великой...” Поэт жил страданиями
Руси, ее славой, успехами и болью и был
счастлив, что ему открылась народная
мудрость. Он гордился тем, что его


поэзия
была свободной и взывала к свободе. Пушкин
утверждает единство народных и личных
идеалов:

И долго
буду тем любезен я народу,


Что чувства
добрые я лирой пробуждал,


Что в мой
жестокий век восславил я Свободу


И милость к
падшим призывал.


Слово “свобода”
включает политическую и духовную свободу,
свободу от рабства и от сословных,
религиозных, национальных и иных
предрассудков. “Милость к падшим” - это о
декабристах. Но слова Пушкина получили
более широкий адрес - это и о крепостных
крестьянах, и о замученных солдатах, и о
простом городском люде. Памятнику
самовластия Пушкин противопоставляет свой
памятник. Его памятником, который “вознесся
выше... главою непокорной Александрийского
столпа”, была вольнолюбивая, мятежная,
исполненная любви к человеку поэзия. “Памятник”
Пушкина - подвиг поэта, запечатлевший всю
красоту его личности.

Поколение, которое мы называем декабристами, дало миру немалоизвестных имен, таких как Рылеев, Кюхельбекер, Грибоедов. Принадлежал к этому поколению и Александр Сергеевич Пушкин. Лучших представителей этого поколения объединяло родство убеждений, устремлений и надежд. В их идейном развитии и становлении огромную роль сыграли просветительские и революционные идеи, зародившиеся в самом начале XIX века и усиленные Отечественной войной 1812 года. Разумеется, далеко не все принимали личное участие в кампании против наполеоновской армии, но общественный подъем, вызванный этой войной, затронул каждого. Мысль об утверждении высоких идеалов свободы, об освобождении России от гнета тирании была одинаково близка всем этим людям. Тема свободы, «вольности святой» прослеживается и в творчестве Пушкина, занимая в нем важное место.

Известно, что Пушкин сам не был декабристом и не входил ни в какие тайные общества. Однако в близком ему кругу было немало радикально настроенных людей. Так, к примеру, И. Пущин и В. Кюхельбекер, с которыми поэт был дружен еще с лицейских времен, впоследствии стали декабристами. Отличался независимостью взглядов и свободомыслием П. Я. Чаадаев, которому Пушкин посвятил одно из самых знаменитых своих вольнолюбивых стихотворений. Его послание «К Чаадаеву» — это обращение не просто к другу, но к единомышленнику и соратнику. От того, что высокие гражданские идеи выражены здесь в форме личного признания, в стихотворении отсутствует ложная патетика, оно звучит очень доверительно и искренне. Однако, обращаясь к другу, Пушкин утверждает идеал высокого и беззаветного служения Отчизне и свободе, и потому сама тема дружбы приобретает некоторый героический ореол. Патриотические чувства у Пушкина неразрывно связаны со свободолюбием:

Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!

Не удивительно, что это стихотворение Пушкина воспламеняло передовую молодежь, приводило ее в тайные общества, — такой призыв к самопожертвованию, к решительному действию, к подвигу заключался в нем, особенно в его последних строчках!

В петербургский период творчества Пушкина создано и другое его известное стихотворение — ода «Вольность». Ода написана в традициях высокой гражданской поэзии, в которой молодой поэт исповедует свои политические убеждения. К тому моменту, несмотря на молодость, его взгляды уже полностью сформировались. С его точки зрения, залогом процветания общества должна быть узаконенная свобода:

Лишь там над царскою главой Народов не легло страданье, Где крепко с вольностью святой Законов мощных сочетанье…

В обществе, где свобода не подкреплена законом, властвует тирания и правит рабство. Это убедительнее всего показывает Пушкин в другом своем стихотворении — » Деревня «. Оно построено на контрасте двух частей. В первой нарисована идиллическая картина сельского уединения, полная гармонии и спокойствия, так благотворно влияющая на человека. Однако вторая часть неожиданно показывает нам, что скрывается за внешним пасторальным обликом деревни:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона, Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца…

И вновь поднимается вопрос о тирании и рабстве, об отсутствии закона, охраняющего свободу. Разделение людей на господ и рабов противоречит убеждениям Пушкина, он решительно выступает за признание равенства людей перед законом. Понятно, что такое стихотворение просто не могло быть не замечено прогрессивными людьми того времени. Как и послание «К Чаадаеву», как и написанный несколько позже «Кинжал», в котором поэт прославляет героя, казнящего тирана, стихотворение «Деревня».

было хорошо известно декабристам. Эти стихи переписывались, расходились в списках, читались и заучивались наизусть в тайных обществах.

Вскоре после подавления восстания на Сенатской площади Пушкин пишет стихотворение «Арион», в котором, с помощью метафор рассказывает о происшедших политических волнениях. Однако свое сочувствие декабристам, свою верность прежним идеалам свободы поэт не пытается закамуфлировать никакими метафорами:

Я гимны прежние пою…

Актом высокого гражданского мужества поэта можно назвать и знаменитое послание Пушкина «Во глубине сибирских руд…». Оно исполнено глубочайшего сочувствия к сосланным в Сибирь декабристам. Поэт стремится не только поддержать своих друзей, не только призывает их к мужеству и стойкости, но и открытым текстом дает понять, что их благородный порыв, их начинание не были напрасными:

Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье…

Не сбылись оптимистические ожидания Пушкина и многих других прогрессивных людей — Николай не проявил милости и не освободил декабристов, однако пушкинское послание сыграло важную роль в развитии революционного сознания и весьма способствовало развитию преемственной связи между разными поколениями участников русского освободительного движения.

Мысль о недопустимости права одного человека распоряжаться жизнью и смертью других людей получает широкое философское осмысление в стихотворении «Анчар». Здесь нет никаких призывов к свободе и вольности, здесь скупыми, но точными мазками Пушкин рисует картину полной покорности раба своему владыке, покорности, несовместимой с самим понятием «человек». Однако поэт употребляет это слово не случайно:

Но человека человекПослал к анчару властным взглядом…

Это выражение «человека человек» используется Пушкиным вполне сознательно, для того, чтобы еще ужасней после такого начала выглядели дальнейшие события стихотворения. Не должен иметь права человек посылать другого из-за своей прихоти на верную смерть, не дол-жен тот, второй, на эту смерть идти, выполняя чью-то волю. Однако отношения господства и рабства, делающие эту ситуацию возможной, стирают, вытравливают в каждом из них все подлинно человеческое; и один человек отправляет другого на верную и мучительную гибель, а тот, другой, подчиняется, ибо страшная привычка к беспрекословному повиновению оказывается в нем сильнее даже свойственного всякому живому существу инстинкта самосохранения.

Казалось бы, никаким намеком не высказал автор своего отношения к происходящему, не высказал никакого протеста, но с такой жестокой беспристрастностью описана поистине нечеловеческая ситуация, что протест возникает у любого человека, прочитавшего это стихотворение.

Со временем политические пристрастия Пушкина менялись, и в зрелые годы поэт видел пути к прогрессу общества не в заговоре «лучших людей» и не в «бессмысленном и беспощадном» народном бунте, а скорее в распространении просвещения, в нравственном совершенствовании человека, в постепенной и планомерной гуманизации общественной жизни. Однако верность своим идеалам свободы поэт сохранил до конца жизни. С годами в его творчестве лишь спал некоторый пафос, Пушкин обратился к философскому осмыслению проблемы «вольности святой». Считая свободу, без которой невозможно даже элементарное чувство собственного достоинства, неотъемлемым правом любого человека и любого общества, поэт видел свой долг в том, чтобы помочь людям достичь высоты подлинного духовного освобождения. И он преуспел в этом. Недаром, подводя итоги своей жизни и своего творчества в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», Пушкин утверждает:

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал…

Другие работы по этой теме:

  • Лирика Пушкина Александр Сергеевич Пушкин по праву считается од­ним из самых выдающихся писателей и поэтов России. За­слуги Пушкина-прозаика велики, ведь именно он положил начало реалистичным, жизненным повестям.
  • Политическая лирика Пушкина (Пушкин А. С.) Еще в лицейские годы сложились у Пушкина свободолюбивые взгляды и настроения, близкие по своему содержанию идеям будущих декабристов. В стихотворении 1815 года «Лицинию» поэт-лицеист восклицал.
  • План сочинения: Свободолюбивая лирика Пушкина Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина I. Встутение Творчество Пушкина приходится на 20-е — 30-е годы XIX века, когда проблема свободы была чрезвычайно актуальной в русском обществе.
  • Свободолюбивая лирика Пушкина (Пушкин А. С.) Еще в лицейские годы молодой пушкин начал писать свои великолепные стихи в которых звучал голос крылатой юности атмосфера жизнеражостности. Часто его стихотворения выражались в жанре.
  • Сочинение на тему «Лирика Пушкина» Александр Сергеевич Пушкин был разносторонне талантливым человеком. И он полностью проявил это в своём творчестве, которое отличается своей уникальностью и многогранностью. Моё любимое в его.
  • Философская лирика Пушкина Философская лирика. Хотя собственно философских стихов у Пушкина почти нет, развитие его художественной мысли всегда движется к философскому обобщению. Он вспоминает своих дру­зей — и.
  • Лирика Пушкина (Пушкин А. С.) Одной из отличительных особенностей Пушкина как писателя была необыкновенная разносторонность его творческого дарования. В своем художественном творчестве Пушкин выступает и как лирик, и как драматург.
  • Пушкин, Послание к Юдину. Какой вы представили себе мечту юного Пушкина о будущем? Какой вы представили себе мечту юного Пуш­кина о будущем? Верит ли поэт в возможность осу­ществления своей мечты? Мечта поэта обращена к его детским воспоминаниям. Это.
  • Пейзажная лирика А. С. Пушкина Достоевский сказал: «Красота спасет мир». Наша современная действительность нуждается в спасении: в трудных материальных условиях жизни человек должен найти точку опоры, чтобы не упасть духом.
  • Свободолюбивая лирика (Пушкин А. С.) А. С. Пушкин всегда отличался особым высказыванием чувств и эмоций. Он никогда не стеснялся их выражать, и не мог скрывать. В своих произведениях он часто.

    Свежие записи

    Копирование материалов сайта на сторонние ресурсы без указания активной ссылки запрещено!

  • «В мой жестокий век восславил я свободу»

    Александр Сергеевич Пушкин создал много стихотворений, которые льются, как музыка, благоухают, как цветы, завораживают нас в течение жизни. И все же, подводя итог своему творчеству, не красоту стиха поставил он себе в заслугу, а то, что “чувства добрые” “лирой пробуждал”, что в “жестокий век” “восславил... свободу и милость к падшим призывал”.

    Уже в оде “Вольность” девятнадцатилетний поэт четко определил ее цель:

    Хочу воспеть Свободу миру,

    На тронах поразить порок

    Выступая против деспотизма, “тиранов мира”, он призывает их свято соблюдать законы, которые писаны как для народа, так и для них:

    Владыки! вам венец и трон

    Дает Закон - а не природа;

    Стоите выше вы народа,

    Но вечный выше вас Закон.

    Поэт выступает защитником конституционной, то есть ограниченной, власти. Нарушение закона гибельно для государства, поэтому автор в конце оды призывает “владык” склониться “под сень надежную Закона”, и тогда “станут вечной стражей трона народов вольность и покой”.

    В стихотворении “Сказки” Пушкин разоблачает лживость царя, который говорит:

    И людям я права людей,

    По царской милости моей,

    Отдам из доброй воли.

    Народ называет сказками его обещания. Поэт высмеял царя-деспота, рассказывающего людям сказки о конституции.

    Патриотические и освободительные идеи звучат в послании “К Чаадаеву”. Только в свободном обществе, человек может быть счастливым, но свобода и вольность не приходят сами собой. Поэт, обращаясь к молодому поколению, восклицает:

    Пока свободою горим,

    Пока сердца для чести живы,

    Мой друг, отчизне посвятим

    Души прекрасные порывы!

    Пушкин твердо верит в победу, “в звезду пленительного счастья”, в торжество дела, которому посвятили свои жизни лучшие люди России.

    По утверждению поэта, “на обломках самовластья” напишут имена тех, кто боролся за свободу народа. Мы знаем, что стремлению к свободе, освобождению народа от крепостного гнета, борьбе за революционное преобразование общества посвятили свои жизни декабристы. Царь, напуганный восстанием на Сенатской площади, повсюду ввел террор. Душилось все прогрессивное, а имена декабристов запрещалось даже произносить. И вот в такое мрачное время у Пушкина хватило мужества послать своим опальным друзьям стихотворение “В Сибирь”. Поэт утверждает величие их дела:

    Не пропадет ваш скорбный труд

    И дум высокое стремленье.

    Он не только утешает декабристов, но и подчеркивает свою несокрушимую веру в грядущее освобождение друзей, в историческое значение их подвига для родины, в победу над самодержавием:

    Темницы рухнут - и свобода

    Вас примет радостно у входа...

    Во всеуслышание Пушкин заявил о своей верности декабристам в стихотворении “Арион”: “Я гимны прежние пою...”. Он не предал ни друзей, ни идеалов своей молодости.

    Протест против крепостничества, против “барства дикого”, присвоившего себе “без чувства, без закона” “и труд, и собственность, и время земледельца” с особой силой звучит в стихотворении “Деревня”. В последних строках его слышится страстное ожидание свободы, призыв к ней:

    Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

    И Рабство, падшее по манию царя,

    И над Отечеством Свободы просвещенной

    Взойдет ли наконец прекрасная Заря?

    Осуждение бесчеловечной жестокости властителей, гнев и ненависть вызывает стихотворение “Анчар”. В нем очевиден резкий деспотизм, протест против самодержавия, против системы угнетения и рабства.

    Итак, мы убедились, что свободолюбивая лирика Пушкина охватывает весь его творческий путь, начиная с оды “Вольность”, написанной в годы юности, и кончая“Памятником”, созданным за год до смерти. Поэт гордится тем, что в тот “жестокий век” “восславил” он свободу.

    Байтериков Александр

    По роману, действительно, можно судить об эпохе, изучать жизнь России в 10-20 годах 19 века. Поэт дал нам яркие картины столичного и провинциального дворянства.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Поповская средняя общеобразовательная школа»

    Бавлинского муниципального района

    Республики Татарстан

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

    «Описание быта дворян в романе А.С. Пушкина

    «Евгений Онегин»

    Номинация « Быт и культура пушкинского времени»

    Байтериков Александр

    Ученик 9 класса МБОУ «Поповская СОШ»

    Руководитель

    Царёва Людмила Александровна

    Учитель русского языка и литературы

    МБОУ «Поповская СОШ»

    Поповка, 2013 год

    1. Введение.

    «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни»

    1. Основная часть

    Глава I. Евгений Онегин – типичный представитель петербургского дворянства.

    Глава II. Московское дворянство в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

    Глава III.Духовный мир провинциальных дворян в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

    1. Заключение
    1. Литература

    Введение

    «Евгений Онегин»- «энциклопедия русской жизни»

    Великий Пушкин!
    Как хорошо, что есть твое
    богатство:
    Твои стихи, поэмы и романы,
    Твои сонеты, оды, эпиграммы –
    Все, чем сильно твое искусство.

    Т.В. Румянцева

    Роман «Евгений Онегин», мне кажется, занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это не только самое крупное по размерам произведение, но и самое широкое по охвату тем, характеров, картин, мест. Писатель работал над ним более восьми лет. За широту изображения русской жизни, за глубину типических образов и богатство мыслей В.Г. Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни». По нему, действительно, можно судить об эпохе, изучать жизнь России в 10-20 годах 19 века. Поэт дал нам яркие картины столичного и провинциального дворянства.

    В «Евгении Онегине» герои даны в обычной для них социальной среде, они живут и действуют в обстановке русской действительности того времени, в кругу своих родных, в своем обществе. У каждого из героев этого произведения своя биография, своя психология, свои привычки, свое понимание жизни. В романе дается широчайшая картина жизни России того времени, общественно-политическая, экономическая и культурная обстановка той эпохи, перед нами проходят яркие образы и картины жизни «высшего света» – петербургского и московского - и провинциального дворянства. Через мысли, чувства и поступки героев выступает историческая жизнь русского общества.

    Работая над романом, Пушкин вводил в его текст детали современной ему жизни, прямо следуя за ходом самой действительности.

    Целью исследовательской работы является анализ изображенного мира романа с точки зрения проявления в нем реалий культуры и быта русского дворянства пушкинской эпохи. В соответствии с заявленной целью я полагаю необходимым решить следующие задачи: - исследовать изображенную в романе жизнь дворянского общества; - рассмотреть культуру и быт дворянства в начале XIX века; - выявить их значение для замысла романа и роль в воплощении художественных образов произведения.

    ГЛАВА I.

    Евгений Онегин – типичный представитель петербургского дворянства.

    Особое внимание автор романа уделяет петербургскому дворянству, типичным представителем которого является Евгений Онегин. Поэт во всех подробностях описывает день своего героя, а день Онегина - типичный день столичного денди. Таким образом, Пушкин воссоздает картину жизни всего петербургского светского общества. День таких людей начинался далеко за полдень. Право вставать как можно позже являлось признаком аристократизма:

    Бывало, он ещё в постели:

    К нему записочки несут.

    Что? Приглашенья? В самом деле,

    Три дома на вечер зовут…

    Утренний туалет и завтрак сменялись прогулкой. Излюбленным местом гуляний петербургских франтов – Невский проспект и Английская набережная Невы. И Онегин в эти часы тоже гуляет по «бульвару»:

    Надев широкий боливар,
    Онегин едет на бульвар
    И там гуляет на просторе,
    Пока недремлющий брегет
    Не прозвонит ему обед.

    Послеобеденное время, Онегин, как, и другие молодые люди его круга, проводит в театре. Но он не увлечён искусством и ходит туда, скорее, из-за моды и воспринимает театр, как место, где происходят светские встречи и любовные интриги:

    Все хлопает. Онегин входит,

    Идёт меж кресел по ногам,

    Двойной лорнет, скосясь, наводит

    На ложи незнакомых дам

    …Еще амуры, черти, змеи

    На сцене скачут и шумят…

    …А уж Онегин вышел вон;

    Домой одеться едет он. Онегин едет на бал, где проводит все оставшееся время. День Онегина завершается. Он отправляется домой, но завтра его ожидает такой же день:

    Спокойно спит в тени блаженной

    Забав и роскоши дитя.

    До утра жизнь его готова,

    Однообразна и пестра

    И завтра то же, что вчера.

    Из этого отрывка мы можем видеть, что светская жизнь главного героя, наполненная блеском и роскошью, на самом деле пуста и однообразна.

    ГЛАВА II.

    Московское дворянство в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

    Московское дворянство, с которым нас знакомит автор на страницах своего романа, кажется проще, радушнее, естественнее. Но он отзывается о нём довольно резко, остро-сатирически, давая тем самым очень нелестные характеристики:

    Но в них не видно перемены;
    Всё в них на старый образец:
    У тетушки княжны Елены
    Все тот же тюлевый чепец;
    Все белится Лукерья Львовна,
    Все то же лжет Любовь Петровна,
    Иван Петрович так же глуп,
    Семен Петрович так же скуп…

    Юные московские дворяне чопорно и неблагосклонно воспринимают провинциальную барышню: свысока, небрежно и самодовольно «озирают Татьяну с ног до головы», «её находят что-то странной, провинциальной и жеманной». Простоту, естественность, непосредственность девушки они трактуют как недостаток воспитания, неумение вести себя в свете, неумелое желание обратить на себя внимание. Впрочем, общество, признавая за Татьяной право на провинциальную странность, принимает её в свой круг.

    Поэт увлечённо и сочувственно описывает московские балы:

    Там теснота, волненье, жар,

    Музыки грохот, свеч блистанье,

    Мельканье, вихорь быстрых пар

    Красавиц лёгкие уборы…

    Его завораживает обилие света, громкая музыка, красивые наряды, грациозные движения танцующих. Праздничная суета, «шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс» привлекают Пушкина красочностью, торжественностью. Татьяна, выросшая в гармоничном единении с природой, задыхается в этом ограниченном пространстве, она «волненье света ненавидит»:

    Ей душно здесь…она мечтой

    Стремится к жизни полевой,

    В деревню, к бедным поселянам,

    В уединённый уголок,

    Где льётся светлый ручеёк,

    Я своим цветам, к своим романам.

    В гостиной всех занимает «бессвязный, пошлый вздор»:

    Они клевещут даже скучно;
    В бесплодной сухости речей,
    Расспросов, сплетен и вестей
    Не вспыхнет мысли в целы сутки…

    Кругом царит беспробудная тоска, так московское общество занимают «разговоры ни о чём».

    Значит, бездуховность, отсутствие каких-либо умственных интересов, застойность жизни московских дворян становится основной их характеристики.

    ГЛАВА III.

    Духовный мир провинциальных дворян.

    Ярким примером мелкопоместного дворянства является семья Татьяны Лариной, дядя Онегина и гости на именинах Татьяны. Семья Лариных - эта та среда, в которой выросла Татьяна, впитав в себя всю доброту, простоту, патриархальность и сердечность поместных нравов и уклада жизни.

    Отец Татьяны, “добрый малый, но в прошлом веке запоздалый”, вел простой обывательский образ жизни, какой вели его родители и деды: “в халате ел и пил; покойно жизнь его катилась; под вечер иногда сходилась соседей добрая семья, нецеремонные друзья, и потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем”. Он искренне любил жену, был снисходителен к ее капризам, никогда не читал книг, но не препятствовал увлечению дочери, в общем, “был простой и добрый барин”, необремененный интеллектом и образованием, и Ленский, “полный искренней печалью”, с теплотой вспоминает о нем.
    Мать Татьяны в юности испытала страстную любовь, но по старинному обычаю, “не спросясь ее совета, девицу повезли к венцу”. Она “рвалась и. плакала сначала”, но “потом хозяйством занялась, привыкла и довольна стала”. Ее образ жизни типичен для деревенской помещицы:

    Она езжала по работам,
    Сушила на зиму грибы,
    Вела расходы, брила лбы,
    Ходила в баню по субботам,

    Служанок била осердясь -
    Все это мужа не спросясь.

    Это были милые, гостеприимные люди, вполне удовлетворенные своим положением, не пытающиеся осмыслить устройство мироздания, но искренне привязанные друг к другу, ценящие порядочность, простоту, доброту. Такие деревенские жители, как и прекрасные картины природы, привлекают поэта гармоничностью и свободой. Под обаяние природы и простоты человеческих отношений попадают и главные герои романа, но поэтичности, умения найти прекрасное в простом им не всегда хватает. И Татьяна, и Ленский, выросшие в деревенской глуши, довольно снисходительно, доброжелательно относились к соседям-помещикам, стараясь, впрочем, избегать общения с недалекими ограниченными сельскими жителями с их узким кругозором:

    Их разговор благоразумный
    О сенокосе, о вине,
    О псарне, о своей родне,
    Конечно, не блистал ни чувством,
    Ни поэтическим огнем,
    Ни остротою, ни умом...

    В своем вещем сне Татьяна видит себя на бесовском шабаше, среди галдящей и гогочущей шайки, производящей ужасные звуки: “лай, хохот, пенье, свист и хлоп, людская молвь и конский топ!” Вся эта бесовская, шальная нечисть пугает своей бесцеремонностью, нахрапистостью, грубостью, страшным видом напоминает колдовские образы Гоголя:
    …за столом

    Сидят чудовища кругом:

    Один в рогах с собачьей мордой,
    Другой с петушьей головой,
    Здесь ведьма с козьей бородой,
    Тут остов чопорный и гордый,
    Там карла с хвостиком, а вот
    Полужуравлъ и полукот.

    Казалось бы, это обилие отталкивающих физиономий, эта пёстрая толпа – просто образы страшного сна, но последующее описание именин Татьяны разительно напоминает её недавний сон:

    В передней толкотня, тревога;

    В гостиной встреча новых лиц,

    Лай мосек, чмоканье девиц,
    Шум, хохот, давка у порога,
    Поклоны, шорканье гостей,
    Кормилиц крик и плач детей.

    Образы гостей Лариных удивительно похожи на увиденных во сне чудовищ своей непривлекательностью и уродливостью, примитивностью, даже созвучием имен. Деревенские помещики так опустились, оскудели умом, что немногим отличаются от чудовищ - полуживотных, полулюдей. Сатирическая сила пушкинского обличения бездуховности и пошлости достигает апогея - воображаемая и реальная компании героев перекликаются, сливаются. Образы людей ничуть не лучше уродливых героев странного сна. Если внимательно присмотреться, то примитивные, но безобидные соседи-помещики оказываются столь же отталкивающими, как и воображаемые чудовища. Все это одна компания. Некоторые из гостей Лариных: “мосье Трике, остряк, недавно из Тамбова, в очках и в рыжем парике” - пошлый стихоплет, провинциальный массовик-затейник, крикливый острослов, привыкший быть в центре внимания с заранее заготовленным набором убогих шуток; “Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков” - безразличный к судьбе своих подданных; “толстый Пустяков” - сама фамилия, как и определение, недвусмысленно говорят об ограниченности интересов, душевном убожестве.

    А. С. Пушкин, верный жизненной правде, создал запоминающиеся образы помещиков. Портреты одних из них очень выразительные, подробные, портреты других помещиков поверхностные. Поэт беспощадно изобличает потребительское отношение помещиков к жизни, но с искренней симпатией относится к простоте и доброте отношений, которые существуют в среде провинциального дворянства. Да, они не герои, это обыкновенные люди со слабостями, недостатками, они не стремятся к высокому, но все же проявляют участие и теплоту к своим близким и ожидают от них того же.

    Заключение.

    В романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин рисует картину жизни русского дворянства в начале Х1Х века, его быт и нравы. В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать всё не только о жизни дворян, но и об их культуре, о том, как они одевались, что было в моде, меню престижных ресторанов, что шло в театре. На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство и крестьянство. Это позволяет говорить о «Евгении Онегине» как об истинно народном произведении. Читатель узнает о том, как воспитывалась и проводила время светская молодёжь, перед нами даже открываются альбомы уездных барышень. Мнение автора о балах, моде привлекает внимание остротой наблюдения.

    «Евгений Онегин» – «энциклопедия русской жизни» пушкинского времени. Впервые в русской литературе с такой широтой и правдивостью была воссоздана целая историческая эпоха, современная действительность. В романе «Евгений Онегин» Пушкин обращает русскую литературу к важнейшим вопросам национальной жизни. Все слои русского общества крепостной поры находят свое художественное воплощение в романе, освещаются общественные и культурные течения и веяния первой половины 20х годов XIX века. Роман Пушкина учил презирать дворянско-крепостное общество, ненавидеть пустую и бессодержательную жизнь, эгоизм, самовлюбленность, черствость сердца. Роман возвеличивал подлинно человеческие отношения, провозглашая необходимость связи русской дворянской культуры с народом, с его жизнью. Вот почему «Евгений Онегин» Пушкина являлся в высшей степени народным произведением, «актом сознания для русского общества, почти первым, но зато каким великим шагом вперед для него», – писал Белинский. «Евгений Онегин» был первым русским реалистическим романом. Герои мыслят, чувствуют и поступают в соответствии со своим характерами.

    Реализм романа отчетливо выразился в стиле, в языке пушкинского произведения. Каждое слово автора точно характеризует национально – исторический быт эпохи, характер и культуру героев и одновременно эмоционально окрашивает их. «Евгений Онегин» запечатлел духовную красоту Пушкина и живую красоту русской народной жизни, которая была впервые открыта читателям автором гениального романа. Таким образом, «Евгений Онегин» является реалистическим, общественно – бытовым романом, объединившим в себе историю и современность.

    Литература

    1. Пушкин А.С. Евгений Онегин. – М., 1986г.

    2. Белинский В.Г. Сочинения А.С. Пушкина. – М., 1990г.

    3. Большая советская энциклопедия

    4. Зырянов П.Н. История России Х1Х века. – М., 2001г.

    5. Э.Г. Бабаев Творчество Пушкина -М, 1988г

    6. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского

    Дворянства XVIII – начало XIX века. С-Пт., 2001

    7. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Комментарий. – С-Пт., 1983г.

    8. Ляшенко М.Н. История России. – М., 1997г.

    9. Петров С.М. Очерк жизни и творчества А.С. Пушкина. – М., 1986г.



    
    Top