Чилийки лучше всех делают. Плюсы и минусы жизни в чили для русских

Валдайская возвышенность - местность исключительно живописная, богатая на реки, озёра и леса, и в тоже время легкодоступная. Сворачиваешь с трассы Е105 на шоссейку, соединяющую города Валдай и Боровичи, и сразу попадаешь в царство девственной природы. Дорога стелется белой змейкой, то взбираясь на крутые горки, то пересекая реки, то спускаясь с бесчисленных холмов. Если же свернуть приблизительно посередине пути между Валдаем и Боровичами и километров десять проехать вдоль железной дороги, а потом чуть вбок, то можно увидеть печальную красоту. Это усадьба Заключье, некогда принадлежавшая петербургскому архитектору, художнику и конезаводчику А.С. Хренову.

Родился Александр Сергеевич Хренов в 1860 году, учился в Петербургской Академии художеств и закончил её с двумя золотыми и тремя серебряными медалями. В Петербурге Александр Сергеевич был главным архитектором Исаакиевского собора, по его проектам в стиле эклектики и модерна было построено свыше 30 зданий в Санкт-Петербурге, в том числе дворец великого князя Николая Николаевича на Петровской набережной.


(фото из Инета)

Не обижал Александр Сергеевич и себя. Он построил ряд собственных доходных домов, в основном на Таврической улице. Усадебку в валдайских лесах А.С. Хренов спроектировал вполне себе в духе времени - дом с башенкой напоминает готический замок.

Усадьба была выстроена в конце XIX века. Отличительная особенность дома — полная асимметрия.

Красивый эффект дает использование природного камня и лепнины на стенах.

Также Хренов увлекался разведением лошадей, и тут, в Заключье, около 1904 года основал конный завод рысистых лошадей. От завода ничего не сохранилось, а вот усадебному дому повезло.

Долгое время в усадьбе располагался дом отдыха (по другим сведениям - пионерский лагерь), да и расположена усадьба в удалении, плюс дороги сюда нормальной не было - совсем недавно усадебный дом был ещё в относительной целости.

Потом усадьбу кто-то взял в аренду, начал было делать ремонт, завёз кой-какие стройматериалы, обил крышу жестью, да, вероятно, закончились деньги или ещё что-то случилось. Так теперь и стоит бедная усадьба в запустении.

Ещё года три-четыре назад в усадебном парке можно было увидеть различные скульптуры. Увы, теперь это уже история. Скульптуры украдены и, вероятно, украшают поместья воров.


(фото с сайта Геокешинг, авторы Сундук и Панда, 2010 год)

Какими красивыми они были, эти осколки ушедшей эпохи, особенно вот эта, юная партизанка с косами, прячущаяся в кустах. Напомнила мне молодогвардейку Ульяну Громову.


Сейчас в усадебный дом можно свободно зайти, вот с этой застекленной веранды, пристроенной к усадьбе уже в советское время.

Вид в окна веранды.

Можно подняться на второй этаж, а затем и в башню с круглыми окнами. Для удобства добрые люди принесли крепкую деревянную лестницу.

Ещё четыре года назад лестница на второй этаж выглядела так:


(фото с сайта Геокешинг, автор Fess.kl, 2013 год)

Теперь так:

На башню вела другая лестничка, очень красивая, чугунная, винтовая, фотографии её без труда можно найти в сети. Увы, тоже украли. Как и ажурную балконную решетку.


(фото с сайта Геокешинг, автор Fess.kl, 2013 год)

Керамическую плитку на печи тоже не пожалели, но до конца отбить терпения не хватило.
2013 год:


(фото с сайта Геокешинг, автор Fess.kl)

С круглых башенных окон открывается чудесный вид на окружающие окрестности.

Эта усадьба давно привлекала меня своими фотографиями. Особняк на берегу озера, выстроенный в виде замка...очень хотелось тут побывать. И наконец, набрав желающих в путешествие, я организовал однодневную поездку для своего туристического клуба - по Тверской и Новгородской областям. Кажется, что из Петербурга за 1 день уехать так далеко гулять - невозможно - но это не так. Мы успели увидеть и Заключье, и таинственные родники в Мшенцах, и Валдайский монастырь - но о последних местах расскажу позже, а сегодня - про усадьбу, которая принадлежала когда-то петербургскому архитектору Александру Сергеевичу Хренову. Это красивый уголок, напоминающий о былом величии России до 1917 года, который стремительно исчезает,уходя из настоящего в прошлое...Репортаж будет не очень веселым, предупреждаю сразу. Но все-таки - красоту еще можно увидеть, и оценить по достоинству.


ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Александр Сергеевич Хренов (1860, Санкт-Петербург — 13 января 1926, Вильжюиф) — архитектор и художник. Учился в Петербургской Академии художеств, которую окончил в 1884 году со звание классного художника 1-й степени с двумя золотыми и тремя серебряными медалями. С 1888 года был главным архитектором Исаакиевского собора, сменив М. Е. Месмахера. Построил или перестроил свыше 30 зданий в Санкт-Петербурге. Действительный статский советник с 1914 года. После революции оставался в Петрограде до 1918 года, затем с женой и сыном Борисом выбрался на Дальний Восток; провёл в июне 1919 года персональную выставку акварелей во Владивостоке. В конце 1919 года переехал в Харбин, оттуда - в Шанхай, где спроектировал несколько построек. Позже короткое время работал в Чикаго; в ноябре 1924 года его акварели были показаны в нью-йоркской галерее Anderson. С 1925 года жил в Париже, в пригороде которого и умер в 1926 году.

Усадьба Заключье, ставшая одной из целей нашего воскресного путешествия, расположена в Бологовском районе Тверской области. Чтоб успеть все, мы выехали из Петербурга в 7.30, стартовав с Московской. Сначала заехали в Мшенцы, о чем я еще расскажу, потом поехали в Заключье. Дорога туда довольно хорошая, на всех картах есть, найти это место не составит труда, поэтому описывать ее не буду. А покажу саму усадьбу.

Приезжать осенью сюда особенно хорошо - листва ничего не скрывает, а осенняя погода усиливает романтику уходящей старины...Место для усадьбы архитектор выбрал идеально - на высоком берегу возле озера. Это озеро видно из окон дома, оно очень красивое, живописное, в общем - райский уголок.

Вот и сам дом. Когда мы приехали, возле него стояла машина белого цвета. Сначала я подумал, что это охрана - ведь земля в чьей-то собственности, хотя за домом никто не следит, и поэтому его нещадно грабят. Но нет, при виде нас - человек в камуфляже спешно уехал. Видимо, это был один из тех, кто спиливает в доме все, а потом продает уродам-коллекционерам, которым хочется, чтоб в их доме была плитка или решетка от самого Хренова. На всякий случай две фотографии, где видно легковушку сомнительного гостя.



Дом пытались реставрировать новые владельцы, но потом все бросили. И он полностью достался на растерзание вандалам и ворам. Вот так наше государство и наш народ относятся к своей истории и культурному наследию.... По праздникам надевают георгиевские ленты, ходят и орут, что мы патриоты, встали с колен - а в остальные дни спиливают металлические решетки с российских усадеб, уничтожая достояние своей Родины. Еще недавно можно было видеть на фотографиях, выложенных посетившими усадьбу людьми: металлическую решетку балкона у башенки, железную винтовую лестницу, деревянные перила у обычной лестницы,две статуи советской эпохи, оставшиеся от пионерлагеря. Все мною перечисленное совсем недавно украдено, что-то даже продавалось через интернет открыто. Статуи исчезли совсем недавно...Это не бомжи воруют, это приезжают люди издалека на автомобилях - грабят и продают. В общем - мой вам совет: если хотите видеть это место, поезжайте скорее. А то вдруг кто-то из ворующих рано или поздно, вынимая металлическую трубу из стены или еще что, нанесет дому окончательные и непоправимые увечья! А еще - фотографируйте, рассказывайте, делайте перепосты моей записи, если сами не едете - чем больше привлечем внимания, тем лучше! Может власти услышат наш крик...

Теперь фотообзор усадьбы!
Господский дом.

Балкон, как говорил уже, остался без металлической решетки - украли. Дверь забита досками, но входов внутрь все равно достаточно.
Здание очень красивое, настоящий рыцарский замок...

Много раз ремонтировалось в советские времена, когда здесь был лагерь, поэтому в стене видны все возможные строительные материалы. А теперь всеми забыто - и просто разрушается.

Застекленная веранда. Наверно, на ней ночевали летом. Или пили чай за столом. Из самовара.



Дом весьма большой.

Усадьба посреди соснового леса, на берегу озера... Рядом никого, только природа... Об этом можно только мечтать!

А вот и озеро. В Тверской области холоднее, чем в Петербурге, хоть она и на юге. На озере уже ледок, хотя у нас водоемы еще не замерзают.

Служебная пристройка из валунов. Очень добротное строение. Такие стоят веками.



Заходим в дом через застекленную веранду.

Из ее окон видно озеро. Хорошо же здесь было летом отдыхать!

Лестница наверх. Как уже говорил, перила деревянные украдены. Какое-то богатое чмо теперь ими любуется у себя дома.



Помещения внизу. Испытали воздействие советской эпохи, потеряв былую красоту. Скоро испытают по полной воздействие и нынешней эпохи - эпохи равнодушия и вандализма. И это будет по-настоящему плохо...

Поднимаемся!

Второй этаж.

Балкон башенки, у которого украли металлическую оградку.

Поднимаемся на верхний этаж башни.

Там вот такие круглые окошки.

Видно крышу, обитую недавно жестью. Слабая попытка реставрации, которая быстро завершилась - видимо, кончились деньги. Это когда мы стали в 2014 году воевать со всем миром и пугать всех голым задом - стало очень заметно, как резко уменьшились доходы населения, и многие дачи остались недостроенными или недореставрированными. Хотя тут наверно кризис пришел еще раньше.

Разбитое стекло... и печальный осенний пейзаж...

Опустевшие коридоры.

Чердак. Каменная кладка, характерная для дворянских усадеб конца 19 века.

Внизу какая-то крутая комната, обшитая деревом.

В этом фото - вся суть, все элементы отношения нашего народа к историческому наследию. Спилил кто-то трубу от унитаза, после чего выпил водки, сидя на толчке в дворянской усадьбе. День удался.

Здесь была статуя еще недавно. Ее вместе с другой, что стояла с другой стороны дома - недавно отломали с постамента, и украли.

Идем погулять еще немного вокруг дома.

Вид на дом с другой стороны.

Посмотрите, сколько было построек из камня! Это очень долгая и качественная работа, требующая времени и сил. Зато и результат отличный - камень держится намного дольше, чем кирпич или бетон. И красивее такие стены, романтичнее...

Спускаемся к озеру.

Красивый русский пейзаж!

Озеро не испорчено человеком - в этой глуши почти никто не живет. Только несколько дачных домиков.

Еще несколько фотографий усадьбы с разных сторон.





Многие усадьбы из виденных нами - разрушились в последние 20 лет, после того, как их забросили. Разрушение было и от природных факторов, и от вандализма, что намного более влияло на скорость процесса. Местные жители вынимали из домов все, что можно продать или использовать, а теперь про многие дома стыдливо врут, что это их разрушили в годы Великой Отечественной войны. Может хотя бы в Заключье удастся остановить процесс? Эй, государство, местные власти, ау! Где вы? Пора спасать наше драгоценное историческое наследие! Чтоб потомки могли тоже увидеть - какой красивой была когда-то Россия...

Страница, посвященная нашим туристическим походам:

Усадьба Заключье расположена в Тверской области, если ехать по М-10 из Москвы в Санкт-Петербург, и перед городом Валдай и Валдайским озером повернуть на Боровичи, и не доезжая до него 50 км будет станция Лыкошино.Вот недолеко, в затаенном уголке, на берегу лесного озера находится этот замок.

Появление усадьбы датируют концом XIX века. Построена она для петербургского архитектора и художника Александра Сергеевича Хренова — все-таки живописные лесные ландшафты не только способствуют отдохновению, но и влияют на творчество, поэтому многие художники, архитекторы и писатели того времени старались уединиться и раствориться в природе.

Вероятнее всего Заключье построили по собственному проекту Хренова, однако достоверно не известно, сам ли архитектор придумал этот экстравагантный ансамбль, который и по сей день выделяется из общего массива построек и больше напоминает средневековый замок, нежели классическую городскую усадьбу.

Основной особенностью строения стала полная асимметрия. Кроме того, для постройки практически всех элементов комплекса использовали не только привычные кирпичи, но и массивные валуны — это добавляет живописной композиции еще больший антураж Средневековья и наряду с разнящимися формами кровли и башенками создает причудливый силуэт.

Кстати, многие петербургские здания Хренова исполнены в эклектическом стиле в похожей асимметричной манере. К началу XX века на территории Заключья появилось множество интересных зданий — главный дом на высокой холмистой гряде, жилой флигель в самой высокой точке холма, разнообразные хозяйственные постройки, охотничий домик напротив пруда. Кроме художественной и архитектурной деятельности, Хренов имел и другие увлечения, коим отдавался сполна. Так, в 1904 году усадьбу пополнила новая постройка — конный завод для разведения рысистых пород лошадей.

Несомненно, ключевой доминантой ансамбля стал выразительный главный дом — эклектика с примесью модерна, обрамленная восьмигранным фонтаном, клумбами, цветниками и стеной хвойных деревьев. Фасад жилого дома как раз-таки больше всего и напоминает замок благодаря граненому эркеру с фигурным аттиком, прорезанным овальным окном и аккуратной башне.

Не сказать, что Заключью было суждено на своем веку стать прибежищем творческих личностей — обитал в усадьбе исключительно Александр Сергеевич, да и тот ближе к советскому времени оставил живописный ансамбль, променяв его на манящую Поднебесную.



После переезда хозяина в Китай «средневековый дом-замок» превратили в пионерский лагерь. Здесь не только выстроили несколько новых советских хозяйственных построек, отличить которые от общего ансамбля не составит большого труда, но и установили ряд скульптур — «девочек с веслом» и «атлетичных молодых людей».


Затем Заключье превратили в туберкулезный санаторий, а впоследствии частично забросили. Живописный ансамбль густо зарос лесом, а клумбы превратились в джунгли. В целом местечко невольно напоминает о песне группы «Король и Шут» — здесь и заросший парк, и старый дом с заколоченными окнами, и даже ходят легенды, что в усадьбе обитают призраки, разве что таинственного жутко злого старика никогда не было. К слову, на сегодняшний день в окрестной деревне согласно переписи живет всего 12 человек.

Замок в Заключье на замке и без ключьев August 26th, 2013

На севере Бологовского района, в уединённом месте, на берегу небольшого озера находится одна из лучших сохранившихся в Тверской области усадеб периода поздней эклектики с постройками в духе романтического стиля. В конце XIX - начале XX века здесь, в селе Заключье, была выстроена усадьба петербургского архитектора А.С. Хренова, вероятно, по его собственному проекту. Главный дом обладает сложной асимметричной конфигурацией плана и состоит из разновеликих объемов, включая трёхэтажную круглую башню, создавая этим весьма причудливый силуэт. Благодаря своей удалённости, внутри дома сохранились красивейшие изразцовые печи и винтовая чугунная лестница. А на территории уцелели забавные скульптуры советского периода, когда здесь ещё располагался туберкулёзный санаторий.


Подъезжая к селу, ещё издали можно заметить, как на высокой холмистой гряде возвышается главный дом усадьбы.

В средней части фасада расположена башня с парадным входом, увенчанная чешуйчатым шатром.

Эта башня - главная внешняя достопримечательность и доминанта этого дома.
Перед входом выступает высокая площадка с дугообразными ступенями, а над ним расположен балкон.

Главный вход закрыт на замок, а ключей у нас не оказалось... Идём дальше.

От балкона сохранился металлический каркас с решеткой, украшенной ажурными розетками в виде процветших колес-штурвалов.

По сторонам балкона простенки между проемами декорированы лепными картушами с цветами.
А фриз украшен полихромными керамическими панно с геометрическим орнаментом.

Всего скульптур на территории пять, но мы обнаружили лишь две. Девушка с букетом.

Юноша с веслом.

Огибаем дом с южной стороны. Здесь из основного объёма выступает массивный ризалит, завершённый крутым щипцовым фронтоном.

По сторонам от него расположены две веранды с квадратными столбами, в советское время застеклённые.

Восточный фасад дома полностью обращён к живописнейшему озеру. На берегу даже была сделана смотровая площадка с балконом, нависающим над обрывом. Сейчас она полуразрушена и сильно заросла, поэтому фото отсутствует.

Сфотографировать восточный фасад так же не представляется возможным, из-за подступивших вплотную деревьев. Обходим дом в поисках залаза. Большинство окон заколочены. Кстати, обратите внимание: здесь особенно заметно, что стены выложены из валунов и кирпича.

Но всё-таки мы находим одно окошко, очень подходящее для проникновения внутрь.

Внутри не совсем достаточно света, от этого некоторые фото чуть смазаны. На первом этаже нас встречает большой зал со множестовм дверей, расходящихся во все стороны, и необычным красивым деревянным потолком.

В советское время тут располагался санаторий и многие комнаты сохранили свои номера.

Рядом с палатой № 6 находится одна из нескольких уникальных усадебных печей.

Печь неоднократно красили, но не смотря на это, всё равно можно различить рельефные изразцы.

Шикарное витиеватое завершение печи. Производитель этих керамических изразцов, к сожалению, не известен.

В остальном на первом этаже все комнаты пусты и интерьер утрачен. Поэтому поднимаемся на второй этаж.

Здесь так же присутствует большой зал, с таким же интересным деревянным потолком и ещё одной усадебной печью.

Печь тоже украшена искусными изразцами и имеет другой рисунок, нежели первая.

Венчание у печи даже более богатое, чем внизу.

В пустой комнате по соседству обнаружили ещё одну печь. Не совсем привычную даже.

Здесь вместо печных изразцов, кирпич обложен металлическим листом.

А вот винтовая чугунная лесенка на верхний этаж башенки.

А здесь окошки, как иллюминаторы и совсем пусто.

Внутри не смотря на многочисленные перегородки и перепланировку, сохранились старинные двери.

Филенчатый рисунок идентичен всем дверям, даже входным уличным.

Большей частью дом лишён чего-либо интересного, кроме печей, конечно.

Некоторые помещения были переоборудованы под туалетные комнаты, проведена канализация и даже отопление.
Для тех лет, видать, отдыхалось весьма с комфортом.

Выбираемся наружу. Вид на дом с северной стороны. Опять же разноплановые асимметричные объёмы.

Очень интересна кладка стен. Здесь применены два материала: кирпич и валуны.

Внутри этой выступающей пристройки.

На небольшом удалении от главного дома находится жилой флигель.
Дом полностью зарос и лишь небольшая часть свободна от зарослей, туда мы и зайдём.

Здесь явно размещалась кухня санаторных времён.

Плиты работали на открытом огне, поскольку выложены из металла и огнеупорного кирпича.

Вот такой необычный и красивый усадебный дом ждал нас в этой глуши.

russos в Санкт-Петербург. Мы ездили по работе - снимать строительство питерского метрополитена, а попутно посмотрели интересные достопримечательности. Морозы до 30 градусов внесли свои коррективы в наши планы, поэтому осмотреть удалось только часть из запланированного.

На автомобиле до Санкт-Петербурга добраться достаточно легко, хотя трасса в тверской области в районе Торжка не блещуют качеством дорожного покрытия. Чтобы разнообразить 700 километровый перегон, ровно посередине пути, в районе Валдая, мы решили заехать в усадьбу Заключье. Она находится примерно в 40 километрах от трассы, и добраться туда можно двумя способами. Первый - наиболее короткий путь, если ехать из Москвы, но это узкая грунтовая дорога. В зимнее время один из участков этой дороги представлял снежную колею на протяжении порядка 10 километров. Клиренса автомобиля хватило в притык, чтобы здесь проехать. Зато мы наслаждались живописными видами вокруг - именно такой и должна быть настоящая зима.

Нырнув в тоннель под железнодорожной веткой Санкт-Петербург - Москва мы наконец подъехали к усадьбе.

1. Усадьба Заключье расположена в живописной лесной местности, на высоком берегу небольшого озера.

2. Принадлежала петербургскому архитектору А.С. Хренову, и была выстроена в конце 19 века, вероятно, по его собственному проекту. В настоящее время усадьбу очень неспешно восстанавливают - заменили большую часть перекрытий и восстановили одну из обрушившихся стен второго этажа.

3. Приблизительно в 1904 году Хренов основал здесь конный завод для разведения рысистых пород лошадей. Веранда застеклена уже в советское время.

4. Жилые постройки усадьбы расположены на высокой холмистой гряде, огибаемой грунтовой дорогой. В южной части гряды, представляющей собой ровную террасу, стоит главный дом, обращенный к озеру восточным фасадом. Главный дом выстроен из кирпича с широким использованием в кладке валунов. Здание обладает сложной асимметричной конфигурацией плана.

5. Перед главным фасадом находится партер, на котором сохранились старая береза и цветники, обрамленные бетонными парапетами: круглый в центре и два треугольных с вогнутой короткой стороной по бокам. Еще два полукруглых цветника устроены по сторонам дорожки перед южным фасадом дома. С юга край террасы обработан высокой валунной подпорной стенкой с двумя "бастионами" трехгранной и полукруглой формы.

6. Внутренняя планировка, сходная в обоих этажах, имеет свободный асимметричный характер.

7. На втором этаже в башне находится винтовая лестница наверх и выход на балкон.

8. Парадный вход в башне и соответствующий ему проем, ведущий в следующее помещение, выявляют диагональную ось планировки. Многочисленные новые перегородки нарушили первоначальную взаимосвязь помещений.

9. В советское время в усадьбе располагался пионерский лагерь, что было традиционно для того времени.

10. Вид из окна второго этажа.

11. На крыше.

12. К северу от дома на более высоком месте поставлен жилой флигель, а перед его южным фасадом сохранился восьмигранный фонтан с валунной стенкой. Северная часть гряды заросла хвойными деревьями.

13. Водонапорная башня тоже появилась в советское время.

14. Каменная лестница в парке.

15. А это железнодорожное полотно. Мы задержались здесь ненадолго, в надежде увидеть проходящий поезд, особо мечтая заснять Сапсан. Разумеется, по закону подлости Сапсан пронесся ровно через 2 секунды как мы сели в машину и тронулись с места.

Как добраться:
Из Москвы по трассе М-10 до Едрово. Повернуть направо в конце населенного пункта, сразу же после проезда под железнодорожным мостом. Далее по грунтовой дороге на северо-восток до Корыхново. В Корыхново повернуть налево по направлению на Лыкошино на асфальтовую дорогу. Через 3 километра повернуть направо с дороги на заснеженную дорогу в лес. Через 2 километра, проехав в тоннеле под железной дорогой вы приедете в усадьбу. (




Top