Что общего между катериной и ларисой огудаловой. Что сближает Ларису Огудалову из «Бесприданницы» и Катерину Кабанову из «Грозы»

Между “Грозой” и “Бесприданницей” двадцать лет. За это время изменилась страна, изменился писатель. Все эти изменения можно проследить на примере пьесы “Гроза” и драмы “Бесприданница”.

Купцы в “Бесприданнице” – уже не невежественные и самодурные представители “темного царства”, а претендующие на образованность, читающие иностранные газеты, одетые по-европейски люди.

Главные героини двух пьес А.Н. Островского значительно различаются по своему социальному положению, зато очень схожи своими трагическими судьбами. Катерина в “Грозе” - жена богатого, но слабовольного купца, всецело находящегося под влиянием деспотической матери. Лариса в “Бесприданнице” - красивая незамужняя девушка, рано лишившаяся отца и воспитанная матерью, женщиной небогатой, очень энергичной, которая к самодурству, в отличие от свекрови Катерины, не склонна. Кабаниха печется о счастье сына Тихона, как она его понимает. Харита Игнатьевна Огудалова столь же ревностно заботится о счастье дочери Ларисы, опять-таки, в своем понимании. В результате бросается в Волгу Катерина и гибнет от рук неудачника-жениха Лариса. В обоих случаях героиням суждено умереть, хотя родные и близкие вроде бы желали им только добра.

Главных героинь, Катерину и Ларису, часто сравнивают друг с другом. Они обе стремились к свободе, обе получили ее не в этом мире, обе были чистыми и светлыми натурами, любили недостойных, всей своей сущностью показывали протест против “темного царства” (на мой взгляд, общество “Бесприданницы” так же подходит под это определение).

Катерина Кабанова живет в небольшом волжском городке, где быт еще во многом патриархален. Да и действие “Грозы” разворачивается перед реформой 1861 года, оказавшей огромное влияние на жизнь русской провинции. Лариса Огудалова - жительница большого города, тоже расположенного на Волге, но патриархальность семейных отношений давно утратившего. Волга объединяет героинь, для них обеих река символизирует свободу и смерть: и Катерину, и Ларису смерть настигает на реке. Но здесь же и различия: город Бряхимов не отделен от остального мира, как Калинов, не выключен из исторического времени, он открыт, в него приезжают и уезжают (в “Грозе” река Волга воспринимается, прежде всего, как граница, а в “Бесприданнице” она становится средством связи с миром).

Действие “Бесприданницы” происходит в конце 1870-х годов, на исходе второго десятилетия после освобождения крестьян. Бурно развивается капитализм. Прежние купцы превращаются в предпринимателей-миллионеров. Семейство Огудаловых небогато, но благодаря настойчивости Хариты Игнатьевны водит знакомство с влиятельными и богатыми людьми. Мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти замуж за богатого жениха. И Лариса в этом не сомневается, надеясь, что и любовь и богатство соединятся в лице ее будущего избранника. За Катерину же выбор давно уже сделали, выдав за нелюбимого, безвольного, но богатого Тихона. Лариса привыкла к веселой жизни волжского “света” - вечеринкам, музыке, танцам. У нее самой есть способности - Лариса хорошо поет. Представить себе в подобной обстановке Катерину просто невозможно. Она куда более тесно связана с природой, с народными поверьями, по-настоящему религиозна. Лариса тоже в трудную минуту вспоминает о Боге, а, согласившись выйти замуж за мелкого чиновника Карандышева, мечтает уехать с ним в деревню, подальше от городских соблазнов и прежних состоятельных знакомых. Однако в целом она - человек иной эпохи и среды, чем Катерина. Лариса обладает более тонким психологическим складом, более тонко чувствует прекрасное, чем героиня “Грозы”. Но это же делает ее еще более беззащитной перед любыми неблагоприятными внешними обстоятельствами.

Купцы “Грозы” только становятся буржуазией, это проявляется в том, что традиционные для них патриархальные отношения отживают, утверждается обман и лицемерие (Кабаниха, Варвара), которые так противны Катерине.

Лариса - тоже жертва обмана и лицемерия, но у нее иные жизненные ценности, немыслимые для Катерины, исток которых, прежде всего, кроется воспитании. Лариса получила европеизированное воспитание и образование. Она ищет возвышенно-красивой любви, изящно-красивой жизни. Для этого, в конечном итоге, ей нужно богатство. А силы характера, цельности натуры в ней нет. Казалось бы, образованная и культурная Лариса должна была выразить хоть какой-то протест в отличие от Катерины. Но она слабая во всех отношениях натура. Слабая не только для того, чтобы убить себя, когда все рухнуло и все стало, постыло, но даже для того, чтобы хоть как-то, противостоять глубоко чуждым ей нормам жизни, которая кипит вокруг нее. Душою и телом Лариса сама оказывается выражением обманности окружающей жизни, пустоты, душевного холодка, скрывающегося за эффектным внешним блеском.

Суть конфликта в драмах тоже разная. В “Грозе” столкновение происходит между самодурами и их жертвами. В пьесе очень сильны мотивы несвободы, духоты, подавления, замкнутости пространства. Катерина, привыкшая жить “точно птичка на воле”, мечтающая о полете, не может подчинить себя законам мира, в котором она очутилась после замужества. Положение ее поистине трагично: свободное проявление чувства – любовь к Борису – приходит в противоречие с ее подлинной религиозностью, внутренней неспособностью жить в грехе. Кульминацией пьесы становится принародное признание Катерины, совершающееся под удары грома приближающейся грозы.

Событием, которое, подобно удару грома, потрясает весь город, становится гибель Катерины. Традиционно она воспринимается зрителями драмы как протест против жестоких законов жизни, как победа героини над давящей ее силой.

В “Бесприданнице” на первый взгляд все наоборот. Лариса не противопоставлена резко окружающим ее героям, ею восхищаются, ее боготворят. Нет и речи ни о каком подавлении и деспотизме. Но в пьесе чрезвычайно силен другой мотив, которого не было в “Грозе”, – мотив денег. Именно он формирует конфликт драмы. Лариса – бесприданница, и этим определяется ее положение в пьесе. Все окружающие ее персонажи – Кнуров, Вожеватов, Паратов, Карандышев – говорят только о деньгах, выгоде, прибыли, купле-продаже. В этом мире чувство человека тоже становится предметом торговли. Это столкновение денежных, материальных интересов с чувствами героини приводит к трагическому финалу.

Да и отношение к смерти у героинь очень разное, сила воли у Ларисы гораздо слабее, чем у Катерины. Катерина в смерти видит здесь возможность слиться с миром природы и избавиться от страданий, когда дом мужа стал для нее могилой: “Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу - все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше... Под деревцом могилушка... как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит... весной на ней травка вырастет, мягкая такая... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие... всякие (задумывается) всякие...”

Лариса после того, как надежды на брак с Паратовым окончательно рухнули, а Кнуров откровенно предложил ей стать богатой содержанкой, думает о том, чтобы, подобно Катерине, броситься в Волгу. Однако решимости на это у нее не хватает: “Лариса. Я давеча смотрела вниз через решетку, у меня закружилась голова, и я чуть не упала. А если упасть, так, говорят... верная смерть. (Подумав.) Вот хорошо бы броситься! Нет, зачем бросаться!.. Стоять у решетки и смотреть вниз, закружится голова и упадешь... Да, это лучше... в беспамятстве, ни боли... ничего не будешь чувствовать! (Подходит к решетке и смотрит вниз. Нагибается, крепко хватается за решетку, потом с ужасом отбегает.) Ой, ой! Как страшно! (Чуть не падает, хватается за беседку.) Какое головокружение! Я падаю, падаю, ай! (Садится у стола подле беседки.) Ох, нет... (Сквозь слезы.) Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот я, какая несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко…”.

Здесь авторские ремарки передают смятение главной героини “Бесприданницы”, ее тягу к самоубийству и неспособность его свершить. Лариса то приближается к обрыву, то отдаляется от него. Она все надеется, что ей поможет умереть какая-то сила, действующая помимо ее воли. Лариса мечтает уйти из жизни чистой, безгрешной, в том числе - и без греха самоубийства. Да и решимости самой лишить себя жизни у нее явно не хватает. Иное дело - Катерина. Она сознает, что грешна, поскольку изменила мужу, пусть даже нелюбимому, пусть даже ради настоящей, подлинной любви. Ее самоубийство - это одновременно и искупление греха (хотя и посредством, с точки зрения христианства, другого греха, но для Катерины данное обстоятельство уже не имеет значения), и воссоединение с миром природы - птицами, деревьями, и освобождение из земной могилы - дома ненавистной Кабанихи. Катерина перед смертью отнюдь не прощает погубившую ее свекровь. Лариса же, в полном согласии с христианскими идеалами, заявляет, что любит всех тех - Паратова, Кнурова, Вожеватова, Карандышева, - кто вольно или невольно способствовал ее гибели. Вера Катерины более страстна и менее канонична, в чем-то близка языческому обожествлению природных стихий. Вера Ларисы более спокойна, отчасти книжна, хотя и не менее искренна. Героиня “Грозы” - человек более волевой. Она способна на такой решительный поступок, как самоубийство. Героине “Бесприданницы” покончить с собой не хватает воли. На помощь ей приходит случай в лице Карандышева, своим выстрелом оборвавший Ларисе жизнь.

Свобода и любовь - вот главное, что было в характере Катерины. Она и в Бога верила свободно, не из-под палки. По собственной свободной воле она согрешила и сама себя покарала. Причем самоубийство для верующего человека - грех еще более страшный, но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, к воле оказался у нее сильнее страха загробных мучений, но, вероятнее, сказалась ее надежда на милосердие Божие, ибо Бог Катерины, несомненно, воплощенная доброта и прощение.

Катерина - истинно трагическая героиня. Она и мысли не имела протестовать против мира и порядков, в которых она жила. Конфликта с миром, с окружающим у нее не было. Причиной ее гибели стал внутренний конфликт ее сердца. Мир русской патриархальной жизни в Катерине сам взорвался изнутри, потому что из него стала уходить свобода, т.е. сама жизнь.

А Лариса, молодая девушка, чистая душой, умеющая любить и жаждущая взаимного верного чувства, сталкивается с миром дельцов, где царствует только капитал. В этом мире судьба бесприданницы обречена на трагедию. Как и Катерина, Лариса принадлежит к женщинам с “горячим сердцем”. Она так же наделена музыкальной, поэтической душой. Мир Ларисы вмещает и цыганскую песню, и русский романс. Мечтательная, художественно одаренная натура, она не замечает в людях недостатки, видит окружающих глазами героини романса и зачастую поступает в соответствии с традициями поведения такой героини (стремление догнать уехавшего любимого, любовь и разлука, искушение любовью, побег с помолвки). Лариса как бы парит над миром обывателей, недаром ее имя в переводе с греческого - чайка.

Судовладелец, богатый барин Сергей Сергеевич кажется Ларисе идеалом мужчины. Он способен искренно увлечься, он восхищен красотой, неординарностью, художественным даром Ларисы. Но духовные его порывы недолговечны, всегда верх берет деловой расчет: “У меня... ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно”. Верный этому правилу, Паратов так и поступает и с пароходом “Ласточка”, и с Ларисой. Ради минутного блаженства он уговаривает Ларису ехать за Волгу, откуда для нее две дороги: или “радоваться”, или “мама, ищи меня в Волге”. Паратову нет расчета менять миллионную невесту на Ларису Дмитриевну. В конце пьесы к Ларисе приходит прозрение. Сергей Сергеевич напоминает ей, что “угар страстного увлеченья скоро проходит, остаются цепи и здравый рассудок”, и советует вернуться к жениху. Но для Ларисы это невозможно: “Я мужа своего если уж не любить, так хоть уважать должна; а как я могу уважать человека, который равнодушно сносит насмешки и всевозможные оскорбления!” Героиня пьесы пытается броситься в Волгу, но осуществить это намерение у нее нет сил. Отчаявшись, она решает бросить своеобразный вызов и своему несостоявшемуся жениху, и всему миру корысти и наживы: “уж если быть вещью, так одно утешенье - быть дорогой, очень дорогой”. Она выносит суровый приговор миру, где на женщину смотрят как на забаву. “Никто никогда не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова... А ведь так жить холодно”.

После выстрела, она заявляет “это я сама”, героиня не только стремится снять вину с Карандышева; Лариса поняла, что и она виновата в происшедшем. Приняв смерть как благодеяние, она тем самым вырывается из мира дельцов, нравственно возвышаясь над ними, навсегда отделяет себя от этого мира. Этим она признает свою вину. Но Катерина еще более грешна, чем Лариса, так как она кончает жизнь самоубийством. Но в этом-то и состоит ее трагедия: она понимает, осознает, что согрешила, кается, а потом, грешит опять. В понимании каждой героиней своего греха заключается их основное различие.

По сути характеров Катерина и Лариса, скорее, антиподы. Лариса не имеет главного, что есть у Катерины, - цельности характера, способности на решительный поступок.

Но между этими героинями Островского есть много общего: это и жажда полета, и стремление к воле, свободе; их протест против “темного царства”. Но главное их различие в выражении этого протеста. Катерина - натура гораздо более сильная, чем Лариса. И трагедия Катерины гораздо глубже, чем трагедия Ларисы.

Авг 05 2014

Раскрытие русского национального характера в женском типе - традиционное решение проблемы в русской . Галерея женских образов: пушкинские Татьяна Ларина и Маша Миронова, лермонтовские Вера и княжна Мери, Матрена Тимофеевна и Дарья из некрасовских поэм - все эти образы воплощают в себе лучшие черты русского национального характера и неизменно вызывают восхищение читателей. Не остался в стороне и А. Н. Островский, показавший в своих пьесах самые разные женские характеры: среди них и купеческая дочь Липочка («Свои люди - сочтемся»), и актриса Елена Ивановна Кручинина («Без вины виноватые»), и две сестры - Полина и Юленька, так по-разному вышедшие замуж и устроившие свою судьбу («Доходное место»). Но особенно яркие характеры героинь представлены в двух драмах. Это купеческая жена Кабанова в драме « » и дочь вдовы Хариты Игнатьевны Огудаловой - из драмы « ».

Конечно, обе героини во многом различны - и по своему происхождению, и по социальному положению, они получили разное воспитание и образование. Катерина родилась в купеческой семье, и ее образование типично для девушки ее круга - умение шить, вышивать золотом, преобладание религиозной литературы, вообще огромное влияние церкви и религии на ее мировоззрение. У как у представительницы другого социального круга образование носит светский характер - чтение романов, пение, игра на разных музыкальных инструментах. Да и положение героинь в обществе, и жизни у них весьма различны: если Катерина - жена купца Тихона Кабанова, из известной и уважаемой в городе семьи, то Лариса, хоть и «хорошей фамилии», но бедная девица на выданье, бесприданница.

Отсюда их образ жизни: Катерину в городе видят только в церкви, в сопровождении свекрови, ее замкнута и скучна, а для Ларисы мать приглашает в дом множество гостей, видя в них возможных женихов, поэтому там всегда музыка и веселье. Но в героинях много и общего: они чисты, искренни, правдивы. Катерина признается Варваре: «Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу». Так же не свойственна ложь и Ларисе.

Вожеватов говорит о ней: «Да ведь она простовата. Не глупа, а хитрости нет… вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо», то есть правду. Для героинь имеет огромное значение их внутренний мир, они ярки, талантливы как личности. Катерина уносится душой в мир своих возвышенных грез, в сказочные райские сады с невиданными цветами, где поют ангелы.

Лариса - талантливый музыкант, она чудесно . И конечно же, обе героини испытывают настоятельную потребность любить, это стало органическим, необходимым условием их существования. О том, какая Лариса «чувствительная», как она «чуть не умерла с горя» после отъезда Паратова, рассказывает Вожеватов.

Катерина делится своими мечтами о любви с Варварой, сестрой мужа. Но, как выяснилось, любить-то героиням и некого: мужчины, находящиеся рядом, не способны на глубокое, сильное чувство, достойное либо Ларисы. Тихон, безвольный и слабый, всецело находится под башмаком маменьки и по ее воле унижает Катерину.

Он готов ее пожалеть, но если для этого надо поступиться своими интересами, например взять ее с собой в деловую поездку, то Тихон не считает нужным скрыть свое раздражение: «…Ты еще навязываешься со мной!» Только от домашней обстановки, от враждебности свекрови, непонимания и равнодушия мужа стала искать Катерина любви в другом месте, полюбив Бориса Григорьича, по выражению А. Н. Добролюбова, «на безлюдье».

Борис Григорьич, конечно, тоже не герой, он думал о романе с замужней женщиной как об удовольствии: «погуляем», пока муж в отъезде, - и он вовсе не готов к ответственности за то, что произошло с Катериной, ему даже в голову не пришло, что она не сможет притвориться перед семьей и скрыть свой грех. Так же не герой и Паратов, избранник Ларисы. Внезапно уехав, он год не подает о себе вестей, пренебрегая чувствами Ларисы, для поправления своего материального положения решает выгодно жениться. Но, встретившись с Ларисой, он по-актерски разыгрывает негодование тем, что Лариса выходит замуж за Карандышева: «О женщины!

Ничтожество вам имя!» И добившись ее признания в том, что она еще любит его, Паратов предлагает ей поехать с ним за Волгу, что может скомпрометировать девушку. После этого поступка Лариса должна или совсем не являться домой, или вернуться с Паратовым вместе для благословения матери. Но после этого Паратов объявляет Ларисе, опять же высокопарно и напыщенно, о своей помолвке, о «золотых цепях», которыми он скован на всю жизнь. Таким образом, не видя взаимопонимания, не получив ответа на свою искреннюю, глубокую страсть, и Катерина после измены мужу, и Лариса после предательства Паратова оказываются в ситуации нравственного выбора.

Для Ларисы это либо замужество за нелюбимым Карандышевым, либо позор падшей женщины, содержанки кого-либо из богатых купцов. Для Катерины выбор еще более страшный - неволя в доме свекрови или смерть. Лариса сочинение с аллсоч. ру 2005 еще слишком молода, чтобы быть настолько решительной.

Она мечтала о тихом семейном рае, но мелочный, самовлюбленный Карандышев измучил ее своими придирками и упреками. Выбор Ларисы продиктован прежде всего ее духовным одиночеством: ее не понимают ни мать, ни Карандышев, ни друг детства Вожеватов, разыгрывающий в орлянку-с Кнуровым, кто теперь поедет с Ларисой в Париж. Слово «вещь», оброненное Карандышевым, кажется Ларисе страшным и точным определением своего положения: «Я любви искала и не нашла… А ведь так жить холодно… Я не нашла любви, так буду искать золота».

Ей, совсем еще молодой, неопытной в жизни девушке страшно это открытие, но недостает сил на самоубийство. Поэтому выстрел Карандышева она воспринимает как «благодеяние». Катерина сильнее, решительнее, она понимает, что ее будущее ничего хорошего ей не принесет и ждать ей уже нечего, что дома тяжелее, чем в могиле. И грех самоубийства уже не может ее остановить, потому что «жить нельзя».

И в том и в другом случае в смерти обеих героинь виновато общество, в котором они находились, окружающие их люди, ставящие власть денег и предрассудки общественной морали выше искренних человеческих взаимоотношений - любви, доброты, нежности, того, что искали и не сумели найти в жизни героини драм А. Н. Островского.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Катерина Кабанова и Лариса Огудалова в драмах А. Н. Островского . Литературные сочинения!

Катерина и Лариса Огудалова - главные героини двух знаменитых пьес А. Н. Островского, «Гроза» (1859 г.) и «Бесприданница» (1878 г.). Произведения отделяют девятнадцать лет, однако в этих драмах можно найти много общего.

Две героини - схожая судьба

Действие происходит в небольшом провинциальном городке, в купеческо-мещанской среде, второстепенные персонажи - представители так называемого третьего сословия. Воссоздание бытовой жизни занимает центральное место в сюжете, служа фоном для конкретизации и развития образов действующих лиц, а также создавая резкий контраст между Ларисой Огудаловой и Катериной с одной стороны и окружающей обстановкой - с другой. Характеристика Ларисы Огудаловой и сравнение героини с Катериной Кабановой являются предметом настоящего обзора.

Общие черты в характерах Ларисы и Катерины

Образы героинь имеют много общего. Девушки никак не вписываются в купеческо-мещанский мир, несмотря на то что родились, росли и воспитывались в нем. Обе мечтают о свободе и счастливой любви и всячески противятся нормам, правилам и установкам, которых придерживаются их семьи, знакомые и, наконец, обыватели города. Обе несчастны в любви: Катерина страдала в семье Тихона Кабанова, а помолка Ларисы с Карандышевым закончилась трагедией. Не сложились у девушки отношения и с Паратовым: последний, хотя и был к ней неравнодушен, счел для себя более выгодным жениться на богатой невесте. Обе тяжело переживали эти потрясения: для их чувствительных, нежных и мягких натур это был слишком тяжелый удар.

Протест героинь против патриархального уклада

Каждая по-своему выражает протест против патриархального уклада: Лариса Огудалова всеми силами пытается противиться усилиям матери, Хариты Игнатьевны, выгодно выдать ее замуж за богатого и влиятельного жениха. Катерина прямо заявляет о неприятии того образа жизни, который она ведет в доме своей свекрови Кабановой. При этом следует отметить, что Катерина более решительно и смело выражает свою позицию, чем Лариса: она в принципе не может ужиться в той новой обстановке, в которой очутилась после замужества. В семье мужа все ей кажется чужим, и она еще до рокового свидания с Борисом прямо заявляет Варваре о том, что ничто ей не мило в семье супруга. Протест же Ларисы проявился только тогда, когда она всерьез увлеклась Сергеем Сергеевичем Паратовым: девушка неожиданно проявляет такие черты характера, которые, казалось, никак нельзя было заподозрить в этой воспитанной барышне. Впрочем, уже по первым репликам героини читатель может судить о ее решительном нраве: она довольно резко отзывается о своем женихе Карандышеве и прямо говорит ему, что он проигрывает в сравнении с Паратовым.

Характер Ларисы

Лариса Огудалова, бесприданница, очень горда: так, ей стыдно за себя и за мать, за тот нищенский образ жизни, который они вынуждены вести, угождая богатым гостям, которые толпами являются в их дом посмотреть на красивую, но бедную невесту. Тем не менее, Лариса терпит эти вечеринки, несмотря на неоднократные скандалы в доме, о которых тут же становится известно всему городу. Однако когда затронутыми оказались ее чувства, героиня презрела все условности и бежала вслед за Паратовым в день его отъезда из Бряхимова (который, кстати, как и Калинов, расположен на берегу Волги). После возвращения домой героиня продолжает жить привычной жизнью и даже соглашается выйти замуж за Карандышева - брак неравный во всех отношениях. И если бы не повторное появление Паратова на сцене, то, скорее всего, Лариса стала бы госпожой Карандышевой, уехала бы с мужем в деревню и, возможно, через некоторое время на лоне природы нашла бы в себе силы продолжать вести привычное существование.

Характер Катерины

Однако такой сценарий трудно предположить применительно к Катерине: вряд ли последняя смирилась бы с подобным существованием. К характеристике Ларисы Огудаловой следует добавить, что героиня чрезвычайно замкнута в себе: при своем первом появлении на сцене она ограничивается лишь несколькими репликами, в то время как Катерина с самого начала откровенничает с сестрой своего мужа Варварой. Она охотно делится с ней воспоминаниями детства, признается, как ей нелегко в новой обстановке. В свете сказанного есть смысл сравнить образы героинь с Татьяной Лариной, с которой у них, на первый взгляд, можно найти много общего: все трое отличаются импульсивностью и непосредственностью восприятия окружающего мира. Однако и Катерина, и Лариса слишком оторваны от действительности: обе живут точно во сне, и, кажется, все время пребывают в каком-то своем внутреннем мире.

Сравнение Ларисы и Катерины

Кнуров неспроста говорил о том, что в Ларисе «ничего житейского нет», что она похожа на «эфир». Пожалуй, это лучшая характеристика Ларисы Огудаловой: девушка действительно постоянно отвлечена и остается удивительно равнодушной ко всему окружающему, и лишь иногда у нее срываются отдельные замечания, которые выдают ее неприязнь к мещанскому быту. Удивительно, что она нисколько не выражает своей любви или даже хотя бы какой-нибудь привязанности к родной матери. Разумеется, с нравственной точки зрения портрет Хариты Игнатьевны далек от идеала, однако эта женщина, как-никак, заботится о дочери, озабочена ее судьбой и, безусловно, заслуживает некоторой почтительности. Лариса производит впечатление отчужденной от жизни барышни: ее образ, если можно так выразиться, бестелесен и оторван от исторической и социальной почвы. В этом отношении Катерина более реалистична: она живо и остро реагирует на происходящее вокруг; она живет полнокровной, насыщенной, хотя и более трагической, жизнью. Однако образ Катерины отличается некоторой идеализированностью, несмотря на вполне узнаваемые черты.

Сопоставление героинь с Татьяной Лариной

Не такова Татьяна Ларина - она прочно привязана к своему родному уголку в деревне, о чем и говорит Евгению в финале романа. Пушкинская героиня твердо стоит на своей почве, что и придает ей нравственную силу выдержать выпавшие на ее долю испытания. Именно поэтому она вызывает уважение, а Лариса и Катерина - сострадание и жалость. Несомненно, сочинение "Лариса Огудалова" должно проводить параллель между ее драмой, трагедией Катерины Кабановой и историей Татьяны Лариной.

Между “Грозой” и “Бесприданницей” двадцать лет. За это время изменилась страна, изменился писатель. Все эти изменения можно проследить на примере пьесы “Гроза” и драмы “Бесприданница”.

Купцы в “Бесприданнице” – уже не невежественные и самодурные представители “темного царства”, а претендующие на образованность, читающие иностранные газеты, одетые по-европейски люди.

Главные героини двух пьес А.Н. Островского значительно различаются по своему социальному положению, зато очень схожи своими трагическими судьбами. Катерина в “Грозе” - жена богатого, но слабовольного купца, всецело находящегося под влиянием деспотической матери. Лариса в “Бесприданнице” - красивая незамужняя девушка, рано лишившаяся отца и воспитанная матерью, женщиной небогатой, очень энергичной, которая к самодурству, в отличие от свекрови Катерины, не склонна. Кабаниха печется о счастье сына Тихона, как она его понимает. Харита Игнатьевна Огудалова столь же ревностно заботится о счастье дочери Ларисы, опять-таки, в своем понимании. В результате бросается в Волгу Катерина и гибнет от рук неудачника-жениха Лариса. В обоих случаях героиням суждено умереть, хотя родные и близкие вроде бы желали им только добра.

Главных героинь, Катерину и Ларису, часто сравнивают друг с другом. Они обе стремились к свободе, обе получили ее не в этом мире, обе были чистыми и светлыми натурами, любили недостойных, всей своей сущностью показывали протест против “темного царства” (на мой взгляд, общество “Бесприданницы” так же подходит под это определение).

Катерина Кабанова живет в небольшом волжском городке, где быт еще во многом патриархален. Да и действие “Грозы” разворачивается перед реформой 1861 года, оказавшей огромное влияние на жизнь русской провинции. Лариса Огудалова - жительница большого города, тоже расположенного на Волге, но патриархальность семейных отношений давно утратившего. Волга объединяет героинь, для них обеих река символизирует свободу и смерть: и Катерину, и Ларису смерть настигает на реке. Но здесь же и различия: город Бряхимов не отделен от остального мира, как Калинов, не выключен из исторического времени, он открыт, в него приезжают и уезжают (в “Грозе” река Волга воспринимается, прежде всего, как граница, а в “Бесприданнице” она становится средством связи с миром).

Действие “Бесприданницы” происходит в конце 1870-х годов, на исходе второго десятилетия после освобождения крестьян. Бурно развивается капитализм. Прежние купцы превращаются в предпринимателей-миллионеров. Семейство Огудаловых небогато, но благодаря настойчивости Хариты Игнатьевны водит знакомство с влиятельными и богатыми людьми. Мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти замуж за богатого жениха. И Лариса в этом не сомневается, надеясь, что и любовь и богатство соединятся в лице ее будущего избранника. За Катерину же выбор давно уже сделали, выдав за нелюбимого, безвольного, но богатого Тихона. Лариса привыкла к веселой жизни волжского “света” - вечеринкам, музыке, танцам. У нее самой есть способности - Лариса хорошо поет. Представить себе в подобной обстановке Катерину просто невозможно. Она куда более тесно связана с природой, с народными поверьями, по-настоящему религиозна. Лариса тоже в трудную минуту вспоминает о Боге, а, согласившись выйти замуж за мелкого чиновника Карандышева, мечтает уехать с ним в деревню, подальше от городских соблазнов и прежних состоятельных знакомых. Однако в целом она - человек иной эпохи и среды, чем Катерина. Лариса обладает более тонким психологическим складом, более тонко чувствует прекрасное, чем героиня “Грозы”. Но это же делает ее еще более беззащитной перед любыми неблагоприятными внешними обстоятельствами.

Купцы “Грозы” только становятся буржуазией, это проявляется в том, что традиционные для них патриархальные отношения отживают, утверждается обман и лицемерие (Кабаниха, Варвара), которые так противны Катерине.

Лариса - тоже жертва обмана и лицемерия, но у нее иные жизненные ценности, немыслимые для Катерины, исток которых, прежде всего, кроется воспитании. Лариса получила европеизированное воспитание и образование. Она ищет возвышенно-красивой любви, изящно-красивой жизни. Для этого, в конечном итоге, ей нужно богатство. А силы характера, цельности натуры в ней нет. Казалось бы, образованная и культурная Лариса должна была выразить хоть какой-то протест в отличие от Катерины. Но она слабая во всех отношениях натура. Слабая не только для того, чтобы убить себя, когда все рухнуло и все стало, постыло, но даже для того, чтобы хоть как-то, противостоять глубоко чуждым ей нормам жизни, которая кипит вокруг нее. Душою и телом Лариса сама оказывается выражением обманности окружающей жизни, пустоты, душевного холодка, скрывающегося за эффектным внешним блеском.

Суть конфликта в драмах тоже разная. В “Грозе” столкновение происходит между самодурами и их жертвами. В пьесе очень сильны мотивы несвободы, духоты, подавления, замкнутости пространства. Катерина, привыкшая жить “точно птичка на воле”, мечтающая о полете, не может подчинить себя законам мира, в котором она очутилась после замужества. Положение ее поистине трагично: свободное проявление чувства – любовь к Борису – приходит в противоречие с ее подлинной религиозностью, внутренней неспособностью жить в грехе. Кульминацией пьесы становится принародное признание Катерины, совершающееся под удары грома приближающейся грозы.

Событием, которое, подобно удару грома, потрясает весь город, становится гибель Катерины. Традиционно она воспринимается зрителями драмы как протест против жестоких законов жизни, как победа героини над давящей ее силой.

В “Бесприданнице” на первый взгляд все наоборот. Лариса не противопоставлена резко окружающим ее героям, ею восхищаются, ее боготворят. Нет и речи ни о каком подавлении и деспотизме. Но в пьесе чрезвычайно силен другой мотив, которого не было в “Грозе”, – мотив денег. Именно он формирует конфликт драмы. Лариса – бесприданница, и этим определяется ее положение в пьесе. Все окружающие ее персонажи – Кнуров, Вожеватов, Паратов, Карандышев – говорят только о деньгах, выгоде, прибыли, купле-продаже. В этом мире чувство человека тоже становится предметом торговли. Это столкновение денежных, материальных интересов с чувствами героини приводит к трагическому финалу.

Да и отношение к смерти у героинь очень разное, сила воли у Ларисы гораздо слабее, чем у Катерины. Катерина в смерти видит здесь возможность слиться с миром природы и избавиться от страданий, когда дом мужа стал для нее могилой: “Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу - все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше... Под деревцом могилушка... как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит... весной на ней травка вырастет, мягкая такая... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие... всякие (задумывается) всякие...”

Лариса после того, как надежды на брак с Паратовым окончательно рухнули, а Кнуров откровенно предложил ей стать богатой содержанкой, думает о том, чтобы, подобно Катерине, броситься в Волгу. Однако решимости на это у нее не хватает: “Лариса. Я давеча смотрела вниз через решетку, у меня закружилась голова, и я чуть не упала. А если упасть, так, говорят... верная смерть. (Подумав.) Вот хорошо бы броситься! Нет, зачем бросаться!.. Стоять у решетки и смотреть вниз, закружится голова и упадешь... Да, это лучше... в беспамятстве, ни боли... ничего не будешь чувствовать! (Подходит к решетке и смотрит вниз. Нагибается, крепко хватается за решетку, потом с ужасом отбегает.) Ой, ой! Как страшно! (Чуть не падает, хватается за беседку.) Какое головокружение! Я падаю, падаю, ай! (Садится у стола подле беседки.) Ох, нет... (Сквозь слезы.) Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот я, какая несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко…”.

Здесь авторские ремарки передают смятение главной героини “Бесприданницы”, ее тягу к самоубийству и неспособность его свершить. Лариса то приближается к обрыву, то отдаляется от него. Она все надеется, что ей поможет умереть какая-то сила, действующая помимо ее воли. Лариса мечтает уйти из жизни чистой, безгрешной, в том числе - и без греха самоубийства. Да и решимости самой лишить себя жизни у нее явно не хватает. Иное дело - Катерина. Она сознает, что грешна, поскольку изменила мужу, пусть даже нелюбимому, пусть даже ради настоящей, подлинной любви. Ее самоубийство - это одновременно и искупление греха (хотя и посредством, с точки зрения христианства, другого греха, но для Катерины данное обстоятельство уже не имеет значения), и воссоединение с миром природы - птицами, деревьями, и освобождение из земной могилы - дома ненавистной Кабанихи. Катерина перед смертью отнюдь не прощает погубившую ее свекровь. Лариса же, в полном согласии с христианскими идеалами, заявляет, что любит всех тех - Паратова, Кнурова, Вожеватова, Карандышева, - кто вольно или невольно способствовал ее гибели. Вера Катерины более страстна и менее канонична, в чем-то близка языческому обожествлению природных стихий. Вера Ларисы более спокойна, отчасти книжна, хотя и не менее искренна. Героиня “Грозы” - человек более волевой. Она способна на такой решительный поступок, как самоубийство. Героине “Бесприданницы” покончить с собой не хватает воли. На помощь ей приходит случай в лице Карандышева, своим выстрелом оборвавший Ларисе жизнь.

Свобода и любовь - вот главное, что было в характере Катерины. Она и в Бога верила свободно, не из-под палки. По собственной свободной воле она согрешила и сама себя покарала. Причем самоубийство для верующего человека - грех еще более страшный, но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, к воле оказался у нее сильнее страха загробных мучений, но, вероятнее, сказалась ее надежда на милосердие Божие, ибо Бог Катерины, несомненно, воплощенная доброта и прощение.

Катерина - истинно трагическая героиня. Она и мысли не имела протестовать против мира и порядков, в которых она жила. Конфликта с миром, с окружающим у нее не было. Причиной ее гибели стал внутренний конфликт ее сердца. Мир русской патриархальной жизни в Катерине сам взорвался изнутри, потому что из него стала уходить свобода, т.е. сама жизнь.

А Лариса, молодая девушка, чистая душой, умеющая любить и жаждущая взаимного верного чувства, сталкивается с миром дельцов, где царствует только капитал. В этом мире судьба бесприданницы обречена на трагедию. Как и Катерина, Лариса принадлежит к женщинам с “горячим сердцем”. Она так же наделена музыкальной, поэтической душой. Мир Ларисы вмещает и цыганскую песню, и русский романс. Мечтательная, художественно одаренная натура, она не замечает в людях недостатки, видит окружающих глазами героини романса и зачастую поступает в соответствии с традициями поведения такой героини (стремление догнать уехавшего любимого, любовь и разлука, искушение любовью, побег с помолвки). Лариса как бы парит над миром обывателей, недаром ее имя в переводе с греческого - чайка.

Судовладелец, богатый барин Сергей Сергеевич кажется Ларисе идеалом мужчины. Он способен искренно увлечься, он восхищен красотой, неординарностью, художественным даром Ларисы. Но духовные его порывы недолговечны, всегда верх берет деловой расчет: “У меня... ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно”. Верный этому правилу, Паратов так и поступает и с пароходом “Ласточка”, и с Ларисой. Ради минутного блаженства он уговаривает Ларису ехать за Волгу, откуда для нее две дороги: или “радоваться”, или “мама, ищи меня в Волге”. Паратову нет расчета менять миллионную невесту на Ларису Дмитриевну. В конце пьесы к Ларисе приходит прозрение. Сергей Сергеевич напоминает ей, что “угар страстного увлеченья скоро проходит, остаются цепи и здравый рассудок”, и советует вернуться к жениху. Но для Ларисы это невозможно: “Я мужа своего если уж не любить, так хоть уважать должна; а как я могу уважать человека, который равнодушно сносит насмешки и всевозможные оскорбления!” Героиня пьесы пытается броситься в Волгу, но осуществить это намерение у нее нет сил. Отчаявшись, она решает бросить своеобразный вызов и своему несостоявшемуся жениху, и всему миру корысти и наживы: “уж если быть вещью, так одно утешенье - быть дорогой, очень дорогой”. Она выносит суровый приговор миру, где на женщину смотрят как на забаву. “Никто никогда не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова... А ведь так жить холодно”.

После выстрела, она заявляет “это я сама”, героиня не только стремится снять вину с Карандышева; Лариса поняла, что и она виновата в происшедшем. Приняв смерть как благодеяние, она тем самым вырывается из мира дельцов, нравственно возвышаясь над ними, навсегда отделяет себя от этого мира. Этим она признает свою вину. Но Катерина еще более грешна, чем Лариса, так как она кончает жизнь самоубийством. Но в этом-то и состоит ее трагедия: она понимает, осознает, что согрешила, кается, а потом, грешит опять. В понимании каждой героиней своего греха заключается их основное различие.

По сути характеров Катерина и Лариса, скорее, антиподы. Лариса не имеет главного, что есть у Катерины, - цельности характера, способности на решительный поступок.

Но между этими героинями Островского есть много общего: это и жажда полета, и стремление к воле, свободе; их протест против “темного царства”. Но главное их различие в выражении этого протеста. Катерина - натура гораздо более сильная, чем Лариса. И трагедия Катерины гораздо глубже, чем трагедия Ларисы.

Классовой практики. Попробуем вскрыть общие черты, характерные для стиля О. в целом. Критика разнообразных течений - славянофил Эдельсон, революционный демократ Чернышевский, либерал Боборыкин - ставила Островскому в вину отсутствие в его пьесах единства действия, внутренней его целесообразности и т. п. Чернышевский считал, что вся пьеса Островского «Бедность не порок» «состоит из ряда несвязных...

Сам взорвался изнутри, потому что из него стала уходить свобода, т.е. сама жизнь. В сорока оригинальных пьесах Островского из современной ему жизни практически нет героев-мужчин. Героев в смысле положительных персонажей, занимающих центральное место в пьесе. Вместо них у Островского героини - любящие, страдающие души. Катерина Кабанова - лишь одна из их множества. Ее характер часто сравнивают с...




Top