Что отстаивает мцыри. Сочинение на тему: исповедь Мцыри (Лермонтов)

Исповедь Мцыри начинается с 3 главы. До этого повество­вание спокойное, плавное, размеренное. Это рассказ о том, как мальчик попал в монастырь.

Речь Мцыри совершенно иная. Он рассказывает монаху о том, как он прожил те три дня, когда странствовал за предела­ми монастыря в поисках дороги домой. Герой истощен, он уми­рает, речь его сбивчивая, очень эмоциональная. Она изобилует вопросительными и восклицательными предложениями. Мно­гие предложения заканчиваются многоточиями. Герой восхи­щен тем, что ему удалось пережить, он страдает оттого, что он вновь в монастыре.

Слово “исповедь” многозначное. Прямое значение - покая­ние в грехах перед священником, переносное - откровенное признание в чем-нибудь, сообщение своих мыслей.

То, что сам Мцыри рассказывает о своем путешествии, ис­поведью в прямом смысле слова считать нельзя. Герой не кает­ся в грехах, не сожалеет о случившемся, он счастлив тем, что эти три дня были в его жизни, он пережил высшие взлеты сво­ей души, мир восхитил его. То, что было до этого, Мцыри счи­тает и называет пленом.

В своем монологе Мцыри отстаивает право человека на сво­боду выбора в своей жизни – то священное право, которое дано человеку Богом.

Глоссарий:

– исповедь мцыри сочинение

– сочинение на тему исповедь мцыри

– что отстаивает в своей исповеди мцыри

– Анализ эпизода исповедь мцыри

– сочинение исповедь мцыри


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. События, описанные в поэме, происходили в период доб­ровольного присоединения Грузии к России. Трагизм судьбы главного героя втом, что он был пленен (“ре­бенка пленного он (генерал)...
  2. ­Мцыри, как романтический герой С самого детства Лермонтов был влюблен в Кавказ, а герои, которых он изображал в своих произведениях, это были свободные и гордые...
  3. ­Почему Мцыри вспоминает три блаженных дня Поэма “Мцыри” была написана М. Ю. Лермонтовым в 1839 году. Она стала одним из лучших образцов романтизма, так популярного...
  4. Почему Мцыри бежал из монастыря? “Мцыри” – романтическая поэма, написанная М. Ю. Лермонтовым в 1839 году, повествует о трагической судьбе пленного горского мальчика, совершившего побег...

Творческим воображением поэт оживляет прошлое: умирающий юноша, «собрав остаток сил», гордо начинает свою предсмертную исповедь. Всю жизнь он был охвачен тоской по воле, стремлением к свободе, которое было тем неудержимее, что он томился не просто в плену, а в монастыре - оплоте духовного и добровольного рабства. И хотя монахи жалели его и даже по-своему заботились о нем, существование в «хранительных стенах» монастыря оказалось для него невыносимым. Но во 2-й главе вырисовываются лишь контуры героя; изображена ситуация, в которой он ведет рассказ о себе. Многое, однако, и в его поведении, и в мотивах его бегства из монастыря остается неясным. Автор говорит о жизни Мцыри так, как мог бы рассказать сторонний наблюдатель, не вникающий в глубину переживаний героя. А чтобы верно судить о человеке, нужно знать не только его поступки, но и причины их и даже нюансы его духовной жизни. Во всяком случае, внимание читателя возбуждено, и он с возрастающим интересом будет следить за дальнейшим повествованием.

О своем духовном мире, о своих мыслях и чувствах рассказывает сам герой. И тогда становится ясно, что нельзя судить о человеке чисто внешне, только по его поступкам или только по первому впечатлению. Монологическая форма повествования, избранная поэтом, давала возможность обнаружить психологические пружины поведения Мцыри, показать трагическое противоречие между огромными силами его души и жизненными обстоятельствами, не позволявшими этим силам полностью проявиться.

Вот почему рассказ о «трех блаженных днях», проведенных на воле, занимающий во 2-й главе всего семь строк, в центральной части поэмы разрастается до одиннадцати глав: ведь в этих днях весь смысл, все счастье, вся трагедия жизни героя.

Монолог Мцыри носит характер исповеди. Однако такое утверждение нуждается в поправке. Меньше всего страстный рассказ юноши проникнут чувством покаяния, меньше всего герой склонен говорить о греховности своих помыслов и дел и вымаливать за них прощение всевышнего.

* Но людям я не делал зла,
* И потому мои дела
* Немного пользы вам узнать,
* А душу можно ль рассказать?
* Старик! я слышал много раз,
* Что ты меня от смерти спас,
* Зачем?..
* Конечно, ты хотел, старик,
* Чтоб я в обители отвык
* От этих сладостных имен, Напрасно…
* …ты слаб, ты сед,
* И от желаний ты отвык.
* Что за нужда! Ты жил, старик!

* Тебе есть в мире что забыть,
* Ты жил, - я также мог бы жить!
* Тебе, я знаю, не понять
* Мою тоску, мою печаль;
* И если б мог, - мне было б жаль…
* …Верь моим словам
* Или не верь, мне все равно.

Читатели убеждаются, что монолог Мцыри скорее не исповедь в ее церковном понимании, а проповедь свободы, что центральную часть поэмы, пожалуй, даже можно назвать диалогом-спором, хотя слов собеседника Мцыри мы не слышим ни разу.

О чем же спорит юноша со своим духовником? Что отвергает? Что утверждает?

Защищая свое право на волю и счастье, он отрицает самые основы религиозной морали и монастырского существования. Не «кельи душные и молитвы», а «чудный мяр тревог и битв» (глава 3); не одиночество в «сумрачных стенах», а «отчизна, дом, друзья, родные», общение с близкими и милыми людьми (глава 4); не самоограничение и аскетизм монахов, а полнота жизни, радость бытия (глава 5)-таковы жизненные идеалы Мцыри, отстаиваемые им в споре с монахом.

Обетованной землей представляется ему страна отцов, край изобилия, роскошной, свободной природы, мудрых, гордых, воинственных людей, соединенных дружбой и боевым братством (глава 7). Мысли и желания героя высоки и бескорыстны. Атмосфера рабского смирения, самоуничижения и покорности чужда его пламенной, мятежной, пытливой натуре. Он не принимает мир как данность, он хочет проникнуть в самую суть бытия,

* Узнать, прекрасна ли земля,
* Узнать, для воли иль тюрьмы
* На этот свет родимся мы
* стремление с точки зрения монахов, совершенно бунтарское, крамольное.

Церковная мораль и живая жизнь несовместимы-вот вывод, который следует из рассмотрения начальных глав «исповеди». Вот главная причина разрыва героя с монахами.

Сначала у поэмы был иной эпиграф: «У каж­дого есть одно отечество», потом Лермонтов заме­нил его на тот, который вы видите во всех изданиях: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю». Это цитата из Библии (Первая Книга Царств). Как вы можете объяснить значение каждого из этих эпиграфов?

Первоначальный эпиграф был заменен, видимо, потому, что идейный смысл поэмы оказался шире: не только о любви к Родине говорится в произведении. Поэт заменяет первое изречение другим, взятым из Библии: «Я отведал немного меду, и вот я должен умереть…» Поэма Лермонтова ставила перед читателями вопрос о судьбе и правах личности, о смысле жизни, о том, какой должна быть человеческая жизнь, и отвечала на них словами Мцыри, зовущими к свободе, к «вольности святой», прославляющими радость борьбы и слияния с миром.

Определите в поэме место исповеди Мцыри.

Исповедь Мцыри занимает централь­ное место в поэме - строфы с 3 по 26. Собственно исповедь - с 3 по 8 стро­фы. Строфы с 9 по 26 - вдохновенный рассказ Мцыри о «трех блаженных днях», проведенных на воле. Исповедь - это откровенное, честное признание в своих поступках, сообщение своих мыслей, взглядов, стремлений; исповедаться - значит покаяться в своих грехах, ниче­го не утаить. Однако исповедь Мцыри - не покаяние, а утверждение своего права на свободу, волю. «И о прощенье не молю», - говорит он старому монаху, пришедшему к нему «с увещеваньем и мольбой».

Перечитайте две первые и две последние строфы. Какую роль играет обрамление в этом про­изведении?

Две первые строфы поэмы пред­ставляют собой введение, предшествую­щее монологу-исповеди Мцыри и содер­жащее ряд фактов - о месте, где нахо­дился монастырь и куда был отдан заболевший в дороге пленный мальчик, говорится о поведении шестилетнего ре­бенка, в котором «могучий дух отцов» заставил его «тихо, гордо» умирать и от­вергать предложенную пищу. Затем рас­сказывается о его дальнейшей судьбе, о побеге из монастыря и о том, что спустя три дня его нашли без чувств в степи «и вновь в обитель принесли». «Собрав ос­таток сил», Мцыри рассказывает монаху о причинах своего побега из монастыря, который он постоянно называет тюрь­мой, и о трех днях пребывания на воле.

Последние строфы - это прощание Мцыри с жизнью, прощание со своей меч­той увидеть родину. Эти строки полны глубокой горечи. Он готов и рай, и вечность променять за несколько минут, проведенных в местах, где прошло его детство. Предчувствуя скорую смерть, Мцыри просит монаха выполнить его единственную просьбу: похоронить в том месте, откуда виден Кавказ, в надежде, что тот пришлет ему прощальный привет с его родины. Ни одного слова о прощении не услышал от гордого юноши старик мо­нах. Последние мысли Мцыри о родине, свободе, жизни.

Монолог Мцыри состоит из двух частей: в гла­вах (строфах) 3-8 перед нами собственно испо­ведь, а в главах 9-26 — рассказ о днях, проведен­ных на воле. Что отличает эти части друг от друга?

В собственно исповеди Мцыри раскрыва­ет свою душу старому монаху, спасшему его однажды от смерти, и объясняет, чем вызван был его побег, такой неожидан­ный для всех. Он убегает в то время, ког­да, казалось, готов был «изречь монаше­ский обет». Никто не знал, что внешне по­корный, «душой дитя, судьбой монах», Мцыри мечтал о свободе и знал «одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть» - во что бы то ни стало попасть на родину. Мцыри противопоставляет жизни монахов «средь душных келий и молитв» - жизнь, полную тревог и битв. Он раскрывает и цели своего побега:

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы.

Мцыри осмысливает увиденное за три «блаженных» (в высшей степени счастли­вых) дня на воле.

Он узнал в эти дни, как прекрасен мир, почувствовал слияние с природой, несмот­ря на все опасности и страдания, испытан­ные им по пути на родину. «Ты хочешь знать, что делал я на воле?» - обращается Мцыри к монаху, и сам отвечает: «Жил». Какой смысл вкладывает герой в это сло­во? Что значит жить для него? В этом слове и отрицание предшествующей жизни в монастыре-тюрьме, и пережитое им чувство свободы, и сознание, что только на воле человек может чувствовать себя сча­стливым, ощущать полноту жизни.

Строфы с 9 по 26 это рассказ Мцыри о каждом из трех дней, проведенных на воле: о красоте окружающего мира, о встрече с грузинкой, о бесстрашии в бою с могучим барсом и своей победе, об от­чаянии, когда он услыхал колокольный звон. Мцыри рассказывает монаху о том, что он пережил, увидел, узнал, понял за эти три «блаженных» дня. События изла­гаются им последовательно, параллельно он передает свое душевное состояние, мысли, вызванные каждым из описанных моментов. Так, бой с барсом дает возмож­ность утверждать, что он «мог быть в краю отцов не из последних удальцов», звук колокола заставляет обессилевшего Мцыри с болью признать, что ему «на ро­дину следа не проложить уж никогда».

Подробное решение Страница / Часть 1 200-228стр. по литературе для учащихся 7 класса, авторов Петровская Л.К. 2010

1.Какое настроение, какие чувства вызвала у вас поэма «Мцыри»? В каких местах поэмы вы сочувствовали герою, восхищались им, где испытывали сострадание, грусть? Какие эпизоды вам хотелось бы проиллюстрировать?

Поэма вызвала грустные чувства, а так же глубокое сопереживание главному герою, у которого так трагично и несправедливо сложилась судьба.

Сочувствовали, узнав о его судьбе и о том, что он рос в плену не зная кто он, не ощутив материнской и отцовской ласки, восхищались в эпизоде в схватке с барсом, где он выходит победителем. Грусть, когда понимали, что этот человек уйдет из жизни, так и не насладившись ею.

Например борьбу с барсом или встречу с грузинкой.

2.О чём рассказывает поэма? Какова её тема?

Тему «Мцыри» можно определить как рассказ о побеге из монастыря юного послушника. В произведении подробно рассмотрен бунт героя против обыденной жизни в монастыре и последовавшая за ним гибель, а также раскрывается ряд других тем и проблем. Это проблемы свободы и борьбы за свободу, непонимания окружающими, любви к родине и семье.

Пафос поэмы – романтический, здесь звучит поэтизированный призыв к борьбе, идеализируется подвиг.

Изображение сильной, смелой, свободолюбивой личности, юноши, рвущегося на волю, на родину из чуждой и враждебной ему монастырской среды. Раскрывая эту основную тему, Лермонтов ставит и частные темы, представляющие различные её грани: человек и природа, связь человека с его родиной, с народом, тяжесть вынужденного одиночества и бездействия.

3.Пересмотрите текст поэмы и определите особенности её композиции. Почему обо всей жизни мальчика-горца рассказано в одной второй главе, а о трёх днях - более чем в двадцати последующих? Почему повествование в них ведётся от имени самого героя?

Имеет поэма и характерные только для нее особенности: большая ее часть написана в форме исповеди. Поэма состоит из 26 глав и имеет кольцевую композицию: действие и начинается, и завершается в монастыре. Кульминационным моментом может быть назван поединок с барсом – именно в эту минуту бунтарский характер Мцыри раскрывается полностью.

Произведение содержит очень небольшое число героев. Это сам Мцыри и его воспитатель-монах, выслушавший исповедь.

Потому что эти три дня стали для Мцыри всей жизнью. Он сам говорит об этом:

…Жил, и жизнь моя,

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней…

Повествование от самого Мцыри, его пламенный и яркий монолог имеет большее воздействие на читателя, мы как будто попадаем в его внутренний мир.

4.Мцыри называет свой рассказ монаху «исповедью». Но это слово имеет несколько значений: покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чём-нибудь; сообщение своих мыслей, взглядов. В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в произведении?

Исповедь - это откровенное, честное признание в своих поступках, сообщение своих мыслей, взглядов, стремлений; исповедаться - значит покаяться в своих грехах, ничего не утаить. Однако исповедь Мцыри - не покаяние, а утверждение своего права на свободу, волю. «И о прощенье не молю», - говорит он старому монаху, пришедшему к нему «с увещеваньем и мольбой».

5.В поэме звучит страстный, взволнованный монолог юноши. Но не кажется ли вам, что герой ведёт спор с монахом, хотя встречных вопросов не слышно? О чём этот спор? В чём, по-вашему, разница их понимания смысла жизни, счастья?

Такое ощущение присутствует, будто герои пытается донести до чернеца суть своих душевных переживаний.

Взволнованный монолог умирающего Мцыри вводит нас в мир его сокровенных дум, тайных чувств и стремлений, объясняет причину его побега. Она проста. Все дело в том, что “душой дитя, судьбой монах”, юноша был одержим “пламенной страстью” к свободе, жаждой жизни, которая звала его “в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы”. Мальчик хотел обрести утраченную родину, узнать, что такое настоящая жизнь, “прекрасна ли земля”, “для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы”:Также Мцыри стремился познать самого себя. И этого он смог добиться только в дни, проведенные на воле. За три дня своих скитаний Мцыри убедился в том, что человек рожден свободным, что он “быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов”. Перед юношей впервые раскрылся мир, который был недосягаем для него в монастырских стенах.

Он не побоялся бросить вызов своему монастырскому существованию и сумел прожить жизнь именно так, как хотел - в боренье, поиске, в стремлении к свободе и счастью. Мцыри одерживает нравственную победу. Таким образом, счастье и смысл жизни главного героя поэмы заключается в преодолении духовной тюрьмы, в страсти к борьбе и свободе, в стремлении стать хозяином, а не рабом судьбы.

6.Что можно узнать из первых слов исповеди Мцыри о самом заветном его желании - о «пламенной страсти» всей его короткой жизни? К чему он стремится? Перечитайте слова юноши, характеризующие монастырь и родину (обратите внимание на изобразительные средства: эпитеты, сравнения и др.). Как эти контрастные образы (монастыря и родины) помогают понять цель побега героя (главы 3, 8), его характер?

Мцыри в начале своей исповеди говорит о своем заветном желании:

«Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы…»

Монастырь для него был тюрьмой и пленом. Он живет в абсолютно чуждом ему мире – мире монастырских молитв, смирения и послушания. Но не для того он был рожден, чтобы просить бога о милости, падая ниц перед алтарем. В Мцыри бушует кровь горцев, гордого, свободолюбивого и независимого народа. И герой, чувствуя это, начинает воплощать в реальность свою самую заветную мечту – найти путь на свою родину, на свою отчизну.

Молодой послушник лелеет полузабытые воспоминания о седых вершинах Кавказа, об отце–воине с гордым взором, в звонкой кольчуге и с ружьем, о своих играх близ горной бурной речки, о песнях своих юных сестер и о рассказах стариков. Ночью в грозу юноша решается убежать из монастыря, чтобы прийти на родину и найти отчий дом.

Для Мцыри бушующая в ночной мгле буря ближе и понятнее, чем монастырские тишина и покой:

Скажи мне, что средь этих стен

Могли бы дать вы мне взамен

Той дружбы краткой, но живой

Меж бурным сердцем и грозой?

Мцыри отказывается от рая и небесной отчизны во имя своей земной родины:

Увы! – за несколько минут

Между крутых и темных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял…

Молодой Мцыри стал воплощением безумной жажды свободы, стремления к безграничной воле. Его можно назвать тем, кто наравне с М.Ю.Лермонтовым, своим создателем, защищает человеческую волю и отстаивает земные права у небес.

7.Что значит для Мцыри «жить»? Почему он три дня своих "скитаний на воле, полных тревог и опасностей, называет «блаженными» и ценит дороже всей своей жизни, ведь с ним за это время происходит не так много событий?

Герой поэмы «Мцыри» мечтает вырваться из монастыря, воспринимая его как тюрьму. Жить в понимании Мцыри значит «ненавидеть и любить» , узнать и преодолеть подлинную опасность, бороться за свободу.

Он чувствует кровную связь с небесными силами. Спокойная и размеренная жизнь монастыря не истребила в герое мечту вырваться на свободу. Мцыри как дитя природы.

…Кругом меня цвел божий сад;

И снова я к земле припал

И снова вслушиваться стал

Они шептались по кустам,

Как будто речь свою вели

О тайнах неба и земли.. .

Трехдневные скитания Мцыри уверили его в том, что мир прекрасен, дали ему полноту ощущения и понимания жизни.

Что прежде всего поразило Мцыри на воле? Прочитайте у описания природы Кавказа, которую мы видим глазами Мцыри (глава 6). Как это характеризует героя? Почему он так пристально вглядывается в открывшийся ему мир? Какие подобия человеческой жизни видит он в природе? На какие вопросы он ищет в ней ответы (глава 8)?

Красота окружающего беглеца нового мира оставила в его душе неизгладимое впечатление. Гармония природы восхитила его, дала почувствовать, что и он является частью этого удивительного мира. И бушующий, усиленный грозою горный поток, стремящийся вырваться из тесного ущелья, тоже заводит «дружбу» с Мцыри, как и ночная гроза. И навсегда остаются у него в душе пышные поля, зеленые холмы, темные скалы и виденные вдали, сквозь туман, покрытые снегом горы далекой отчизны. Герой будто понимает голос природы, чувствует ее всем нутром. Он думает о том кто, он, какова настоящая жизнь, которой он никогда не знал.

Какие воспоминания о родине (глава 7) приходят к нему при виде картин кавказской природы? В чём Мцыри видит истинное счастье жизни?

В монастыре Мцыри мечтал о встрече со «стороной своей родной». Во время своих очередных воспоминаний об Отчизне, доме, друзьях, родных он произнёс клятву, в которой выразил желание «пылающую грудь прижать с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной».

На воле Мцыри увидел пышные поля, деревья, груды скал, холмы… Чувство свободы, лёгкости, пространства, вид гор родной кавказской природы напомнил юноше его отцовский дом, родной аул, его жителей, табуны лошадей. Перед ним промелькнул образ его отца (в боевой одежде с кольчугой, ружьём и характерным гордым и непреклонным взглядом). Он воспомнил своих сестёр, их колыбельные песни, немногочисленные детские игры на песке. Мцыри очень любил окружающую природу во всём её разнообразии и красоте, и только она являлась его единственным другом на протяжении всей жизни. Мцыри видит истинное счастье и смысл жизни главного героя поэмы заключается в преодолении духовной тюрьмы, в страсти к борьбе и свободе, в стремлении стать хозяином, а не рабом судьбы.

Какие чувства испытывает герой при встрече с грузинской девушкой? Почему же он не пошёл за ней в саклю?

Огромным эмоциональным потрясением становится для Мцыри встреча с красавицей-грузинкой. Образ темноокой смуглянки живо тронул его сердце, не знавшее еще любви. Однако юноша, побеждая нахлынувшие чувства, отказывается от личного счастья во имя идеала свободы, к которой он стремится.

Встреча с грузинкой, как видим, на героя повлияла очень сильно, так, что он видит её во сне. Этот эпизод подтверждает, что у Мцыри «огненная душа» , «могучий дух» , исполинская натура.

Почему бой с барсом становится самым важным эпизодом в скитаниях Мцыри? Как проявляет он себя в этом бою? Что даёт ему силы? Почему эта опасная, обессилившая героя встреча вызывает в нём чувство торжества и счастья?

Мцыри видел в барсе достойного соперника и злобного врага, как и он жаждущего свободы. Поединок, состоявшийся между ними, был поединком физической силы и силы духа. Пусть герой слаб и изможден болезнью, но им движет огромная воля к победе, поэтому в этой битве зверь и человек равны.

Битва Мцыри с разъяренным барсом – это кульминация трех его вольных дней, до предела символичная. Барс олицетворяет злую мощь и волю природы, которая отвернулась от героя. Мотив «дружбы-вражды» героя с природой в этом эпизоде достигает апофеоза.

И в этой смертельной схватке Мцыри проявляет высшую форму героизма – душевный героизм. Всё, что угрожает его свободе, должно быть сломлено и повержено. И он смело расправляется со всеми роковыми обстоятельствами, которые мешают ему быть свободным, а в данном случае их олицетворяет барс.

Дремавшие ранее инстинкты просыпаются, и всю нерастраченную энергию Мцыри вкладывает в борьбу. Его движения молниеносны, глаз точен, и рука не дрогнула. Побеждая разъяренного зверя, он берет верх и над всеми остальными, зримыми и незримыми врагами.

Что все эти события помогают юноше узнать о жизни и, главное, о себе?

Перед юношей впервые раскрылся мир, который был недосягаем для него в монастырских стенах. Мцыри обращает внимание на каждую предстающую его взору картину природы, вслушивается в многоголосный мир звуков. А красота и великолепие Кавказа просто ослепляют героя, в его памяти сохраняются “пышные поля, холмы, покрытые венцом древ, разросшихся кругом”, “горные хребты, причудливые, как мечты”. Яркость красок, многообразие звуков, великолепие беспредельно голубого свода ранним утром - все это богатство пейзажа наполнило душу героя ощущением слияния с природой. Он чувствует ту гармонию, единение, братство, которые не дано было ему познать в обществе людей: Но мы видим, что этот восхитительный мир таит в себе много опасностей. Мцыри пришлось испытать и страх “грозящей бездны на краю”, и жажду, и “страданье голода”, и смертельную схватку с барсом. Умирая, юноша просит перенести его в сад: Привет прощальный мне пришлет.. . Лермонтов показывает, что в эти последние минуты для Мцыри нет ничего ближе природы, для него ветерок с Кавказа - единственный друг и брат. Через образ Мцыри, автор утверждает любовь к жизни и воле как высшие человеческие ценности.

8.Почему же Мцыри погибает? Как он сам это объясняет? Согласны ли вы с героем?

Каким вы видите Мцыри перед смертью? Раскаивается ли он в своём побеге? Примиряется ли со своей судьбой? В чём смысл его «завещания»? Можно ли говорить о поражении Мцыри?

В крови Мцыри текла бурная кровь, которую не могли утихомирить монастырские стены. Он свободный человек и в неволе (монастыре) жить не мог. Убежав во время грозы, Мцыри впервые видит мир, который был скрыт от него за монастырскими стенами. Поэтому он так пристально вглядывается в каждую открывающуюся ему картину, вслушивается в многоголосый мир звуков. Мцыри ослепляет красота, великолепие Кавказа. Он сохраняет в памяти "пышные поля, холмы, покрытые венцом дерев, разросшихся кругом", "горные хребты, причудливые, как мечты". Эти картины вызывают в герое смутные воспоминания о родной стране, которой он был лишен ребенком.

Опасности, с которыми сталкивается Мцыри, являются романтическими символами зла, которое сопровождает человека всю жизнь. Но здесь они предельно сконцентрированы, так как подлинная жизнь Мцыри сжата до трех дней. И в свой предсмертный час, осознавая трагическую безнадежность своего положения, герой не променял ее на "рай и вечность". Через всю свою короткую жизнь Мцыри пронес могучую страсть к свободе, к борьбе.

На первый взгляд может показаться, что герой потерпел поражение. Но это не так. Ведь он не побоялся бросить вызов своему монастырскому существованию и сумел прожить жизнь именно так, как хотел - в боренье, поиске, в стремлении к свободе и счастью. Мцыри одерживает нравственную победу. Таким образом, счастье и смысл жизни главного героя поэмы заключается в преодолении духовной тюрьмы, в страсти к борьбе и свободе, в стремлении стать хозяином, а не рабом судьбы.

9.Каково ваше отношение к герою? Что главное в его ха-рактере?

Педставление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на Родину. Быть свободным - значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул. В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв». Личность Мцыри, его характер раскрывается в том, какие картины привлекают героя, и как он о них говорит. Его поражает богатство и яркость природы, резко контрастирующее с монотонностью монастырского существования. И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на окружающий мир, ощущается его любовь к жизни, стремление ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. На свободе он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья. Прожив три дня вне стен монастыря, Мцыри понял, что он смел и бесстрашен. «Пламенная страсть» Мцыри – любовь к родине - делает его целеустремленным и твердым.

Жить на свободе для главного героя означает находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться и побеждать, а главное - испытывать блаженство «вольности святой» - в этих переживаниях очень ярко раскрывается пламенный характер Мцыри. Только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, на что он способен. Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Да, мир прекрасен! -таков смысл рассказа Мцыри об увиденном. Его монолог – гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает герою ответ на второй вопрос: зачем создан человек, зачем он живет? Человек рожден для воли, а не для тюрьмы.

10.Что сближает героев поэм Лермонтова - Мцыри и Ка-лашникова?

Считаем, что их сближает сила духа, воля, жажда справедливости. В основе сюжета обеих поэм лежит стремление героя к достижению определенной цели. В «Песне про купца Калашникова» Степан Парамонович стремится отомстить обидчику и отстоять семейную честь. Главный мотив, побуждающий Калашникова к действию, - чувство семейного долга и собственного достоинства. В поэме «Мцыри» герой стремится вырваться из монастырского плена на свободу. Главный мотив, побуждающий его к побегу из монастыря,- это свободолюбие, это взгляд на жизнь как на активное действие, это отказ от жизни, если она не борьба.

11.Почему Белинский назвал Мцыри «любимым идеалом поэта»? Что дорого Лермонтову в этом герое?

Страстную тоску передовых современников Лермонтова по прекрасной, свободной отчизне воплотил поэт в поэме “Мцыри”.

Замысел поэмы о монахе, рвущемся на свободу, Лермонтов вынашивал десять лет. В поэму “Мцыри ” Лермонтов включил строки из своих ранних поэм.

Лермонтов страстно протестовал против всех видов рабства, боролся за право людей на земное человеческое счастье.

Сосланный весной 1837 года на Кавказ, он проезжал по Военно-Грузинской дороге. Близ станции Мцхеты, под Тифлисом, существовал некогда монастырь. Здесь встретил поэт блудившего среди развалин и могильных плит дряхлого старика. Это был монах-горец. Старик рассказал Лермонтову, как ещё ребёнком был взят в плен русскими и отдан на воспитание в монастырь. Он вспоминал, как тосковал тогда по родине, как мечтал вернуться домой. Но постепенно свыкся со совей тюрьмой, втянулся в однообразную монастырскую жизнь и стал монахом.

Рассказ старика, который в юности был в мцхетском монастыре послушником, или по-грузински “Мцыри”, отвечал собственными мыслями Лермонтова, которые он вынашивал много-много лет. В творческой тетради семнадцатилетнего поэта читаем: “Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре, священных книг, ничего не читал. Страстная дума таится – Идеалы.”

Но поэт не мог найти для этого замысла воплощения: всё написанное до сих пор не удовлетворяло. Самое трудное заключалось в слове “идеалы”.

Прошло восемь лет, и Лермонтов воплотил свой старый замысел в поэме “Мцыри”. Родной дом, отчизна, свобода, жизнь, борьба – всё соединилось в едином лучезарном созвездии и наполняет душу читателя томительной тоской мечты.

Гимн высокой “пламенной страсти”, гимн романтическому горению – вот что такое поэма “Мцыри”:

Я знал одной лишь думы власть,

Одну – но пламенную страсть …

В своей поэме Лермонтов стремился противопоставить своим безвольным и бессильным современникам смелого и свободолюбивого человека, готового пойти на всё для достижения поставленной цели, готового до конца отстаивать свою свободу.

Стремление к свободе стало у Лермонтова “тоской ” по воле, сделалось страстью, охватившей всё существо человека. В обстановке, сложившейся после 1825 года, поэт не потерял веры в революционное дело. Побеждает стремление “действовать”, как писал поэт. Романтическая мечта создаёт нового героя, волевого и сильного, пламенного и мужественного, готового, по мнению Лермонтова, к дальнейшей борьбе.

12.Какова основная мысль поэмы? Чем схожи между собой поэма «Мцыри» и стихотворение «Парус»?

Лермонтов пронизывает всю поэму идеей борьбы за свободу, протестом против сковывающих человеческую личность общественных условий. Счастье жизни для Мцыри в борьбе за поставленную им себе цель - обрести родину и свободу.

Поэма “Мцыри” - один из последних классических образцов русской романтической поэзии. Проблематика этого произведения тесно связана С центральными темами лирического творчества Лермонтова: темой одиночества, неудовлетворенности окружающим миром, жаждой борьбы и свободы.

Мцыри - герой-борец, протестующий против насилия над личностью. Он жаждет воли, свободы, “просит бури”, подобно парусу, не удовлетворяясь тихой судьбой монаха, не покоряясь року:

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Тюрьмой стал для Мцыри монастырь. Его желание “узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы”, обусловлено страстным порывом к свободе. Короткие дни побега стали для него временно обретенной волей. Только вне монастыря он жил.

И лирический герой стихотворения “Парус” не находит успокоения в реальной жизни, не может пойти на примирение с действительностью:

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Разве не так же Мцыри, “как брат, обняться с бурей был бы рад”? В этом стихотворении выражено неискоренимое стремление достичь недостижимого. Постоянная борьба, постоянный поиск, непрерывное стремление к активному действию - вот в чем поэт видел смысл жизни. Именно этим высоким смыслом автор наполнил и поэму “Мцыри”: хотя герою не удалось найти путь в родимую страну, “где люди вольны, как орлы”, Лермонтов прославил поиски могущества воли, мужества, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они ни вели.

13.Найдите и рассмотрите репродукции иллюстраций разных художников к поэме И. Тоидзе (с. 218), Ф. Константинова (форзац II), Л. Пастернака, И. Глазунова. Какие из них вам больше понравились и почему?

Больше всего понравились иллюстрации И.Тоидзе и Л.Пастернака. В первом отражен захватывающий момент схватки с барсом – очень динамично и ярко, во втором эпизод исповеди Мцыри. Эти иллюстрации очень хорошо позволяют представить себе Мцыри, его черты, внешность, силу характера и воли.

«Ты слушать исповедь мою
Сюда пришел, благодарю.
Все лучше перед кем-нибудь
Словами облегчить мне грудь;
Но людям я не делал зла,
И потому мои дела
Немного пользы вам узнать,
А душу можно ль рассказать?
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну – но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской;
Ее пред небом и землей
Я ныне громко признаю
И о прощенье не молю.
Старик! я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас –
Зачем?. . Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать» .
Конечно, ты хотел, старик,
Чтоб я в обители отвык
От этих сладостных имен, –
Напрасно: звук их был рожден
Со мной. И видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ – могил!
Тогда, пустых не тратя слез,
В душе я клятву произнес:
Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной.
Увы! теперь мечтанья те
Погибли в полной красоте,
И я как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой.
Меня могила не страшит:
Там, говорят, страданье спит
В холодной вечной тишине;
Но с жизнью жаль расстаться мне.
Я молод, молод… Знал ли ты
Разгульной юности мечты?
Или не знал, или забыл,
Как ненавидел и любил;
Как сердце билося живей
При виде солнца и полей
С высокой башни угловой,
Где воздух свеж и где порой
В глубокой скважине стены,
Дитя неведомой страны,
Прижавшись, голубь молодой
Сидит, испуганный грозой?
Пускай теперь прекрасный свет
Тебе постыл; ты слаб, ты сед,
И от желаний ты отвык.
Что за нужда? Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил, – я также мог бы жить!

Несколько интересных сочинений

  • Крестьяне и хозяйство Манилова в поэме Мертвые души

    С первых минут пребывания в Маниловке становилось понятно, что заманить гостей сюда непросто. Вся обстановка поместья, дом, открытый всем ветрам, двор с жиденькими березами, нелепые клумбы свидетельствуют об отсутствии хозяйской руки

  • Сочинение Сказочный образ Царевны-лебедь Пушкина

    Все произведения Пушкина гениальны и считаются высшей степенью культуры и образованности человека. К этому числу относится и «Сказка о царе Салтане». Волшебная сказка в стихах о том, что добро торжествует над злом.

  • Характеристика мальчиков из рассказа Бежин луг Тургенева образы 6 класс

    Образы крестьянских детей описаны в произведении со всем присущим автору мастерством. На протяжение всего повествования писатель всячески проявляет свою симпатию к простому русскому народу.

  • Образ Николая Ивановича в рассказе Крыжовник Чехова сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является Николай Иванович Чимша-Гималайский, представленный писателем в образе потомственного дворянина, служащего с ранних лет государственным чиновником.

  • Николай Иванович в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    Николай Иванович, сосед Маргариты с нижнего этажа, стал очередной невольной жертвой пребывания в Москве Воланда и его свиты.




Top