Что такое интриги. Что такое любовные интриги

intrico - «запутываю») - способ организации действия литературного произведения, выраженный в том, что действующее лицо (лица) стремится осуществить план, противоречащий интересам другого лица (лиц). События произведения организуются вокруг этого противостояния.

Интрига в литературе может носить как любовный, так и политический или иной характер. Интрига является частью композиции и подчиняется стилю произведения.

Интрига способствует развитию драматического действия, однако преобладание интриги над раскрытием характеров ведёт к снижению реализма.

Литература

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Интрига (литература)" в других словарях:

    Характерный для драматических (и отчасти эпических) произведений способ организации действия. Интрига выражается в том, что то или иное действующее лицо (или группа их) стремится осуществить какой либо план, свою линию поведения, вступая в борьбу … Литературная энциклопедия

    - (фр. intrigue, от лат. intrico «запутываю») заинтересованность вокруг события, явления или личности за счёт неопределённости события, явления или личности. В русском языке применительно к ситуациям обыденной жизни слово используется в… … Википедия

    I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

    ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Начало И. л. относится к первой трети XIII в., когда итальянский яз., обособившийся от латинского уже в конце X в., настолько самоопределился, что стала возможна его лит ая обработка. Уже в XII в. И. яз. начинает… … Литературная энциклопедия

    I. Эпоха республики 1. Древнейший период. 2. Литература III II вв. до н. э. 3. Литература периода гражданских войн. II. Эпоха перехода к империи («век Августа»). III. Эпоха империи. Библиография. I. ЭПОХА РЕСПУБЛИКИ. 1. ДРЕВНЕЙШИЙ ПЕРИОД.… … Литературная энциклопедия

    РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Древнерусская литература - Древнерусская литература (конец X—XVII вв.), как и другие средневековые литературы, не выделялась из совокупности остальных памятников письменности, носившей преимущественно «прикладной» — деловой и познавательный характер: церковно… … Литературный энциклопедический словарь

    I. ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ЛИТ РА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Древнеиндийская литература, точнее, литература на древнеиндийских и среднеиндийских яз. (см. Индийские языки), охватывает лит ую продукцию огромного периода, начиная от второго (а по мнению некоторых ученых … Литературная энциклопедия

    I. Вступление. Это название употребляется здесь не в смысле географическом; оно применяется не к литературе (вернее литературам) юга России, а к литературе одной из славянских этнических особей, именуемой также малорусской, русинской или… …

    Древнейшим памятником И. литературы являются веды (см.) и примыкающая к ним обширная прозаическая литература, разрабатывающая и дополняющая их содержание. Период, к которому относится создание собственно вед, или стихотворных их частей, так… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    В противоположность другим славянским народам доисторический период польской литературы, когда она была достоянием устного творчества самого народа, совершенно незначителен. В польской словесности нет тех грандиозных произведений, тех огромных… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Графиня де Монсоро , Александр Дюма. Роман "Графиня де Монсоро" - вторая книга известной трилогии А. Дюма о ругенотских войнах. Герой романа граф де Бюсси влюбляется в молодую красавицу Диану де Монсоро. На пути их любви…
  • Графиня де Монсоро , Александр Дюма. Роман "Графиня де Монсоро"- вторая книга известной трилогии А. Дюна о гугенотских войнах. Герой романа граф де Бюсси влюбляется в молодую красавицу Диану де Монсоро. На пути их любви…

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова интрига

интрига в словаре кроссвордиста

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

интрига

ж. франц. пронырство, козни, каверзы, крючек, происки, дело пролаза, проделка;

любовная связь;

завязка, опорная точка комедии или драмы, обычно любовь, рождающая происки. У них завелась интрижка. Иктриговать, пройдошить, пролазничать, заниматься происками, пронырничать, строить козни, заводить шашни;

Кого чем, дразнить таимничая, подзадоривать, задорить любопытством, возбуждать любопытство, догадки; беспокоить скрытностью, говор. о неважном, о пустом, светском случае. Эта маска меня интригует. Интрагант м. -тка ж. пролаз, проныра, пройдоха, проискливый человек, шашник, кознодей.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

интрига

интриги, ж. (фр. intrigue) (книжн.).

    Скрытные действия с использованием различных неблаговидных средств для достижения какой-н. цели, происки. Дело провалилось вследствие интриг противной стороны. Вести интригу против кого-н. Придворные интриги.

    Завязка, основная ситуация драмы или романа, вокруг к-рой развивается действие (лит.). Запутанная интрига.

    Любовная связь, любовные отношения (устар.). Интрига с замужней женщиной.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

интрига

    Скрытные действия, обычно неблаговидные, для достижения чего-н., происки. Вести против кого-н. интригу. Плести интриги. Политические интриги.

    Способ построения сложной фабулы в романе, драме (книжн.). Сложная, запутанная и.

    Любовная связь (устар.).

    уменьш. интрижка, -и, ж. (к 1 и Ззнач.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

интрига

    1. Скрытые действия с использованием разного рода неблаговидных средств для достижения какой-л. цели; происки.

      устар. Любовная связь, любовные отношения.

  1. ж. Основная ситуация драмы или романа, вокруг которой развивается действие; завязка.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

интрига

ИНТРИГА (франц. intrigue, от лат. intrico - запутываю)

    происки, козни.

    Способ построения фабулы драматического, эпического и кинематографического произведения при помощи сложных перипетий действия, столкновения интересов и хитрых проделок персонажей.

Интрига

(франц. intrigue, от лат. intrico ≈ запутываю) в литературе, сложное и напряжённое сплетение активных поступков персонажей как способ организации сюжетного действия или фабулы в романе (преимущественно авантюрном) и драме. И. возникает вследствие острого столкновения интересов и целенаправленной, нередко тайной борьбы героев. Пример ≈ И. вокруг письма об опеке в романе «Подросток» Ф. М. Достоевского; её перипетии содействуют здесь обнажению «трагизма подполья» и «этической раздвоенности» главных героев.

Википедия

Интрига

Интри́га - способ достижения цели путём манипуляции другими людьми. Слово широко применяется в отношении политических и бытовых ситуаций. Однако в военном деле сознательная разработка замыслов и планов противостояния и манипулирования противником относится к сфере тактики и стратегии.

Классическая древнекитайская концепция стратагем является квинтэссенцией сложных и многошаговых тактических построений. Стратагемы были разработаны поколениями мыслителей и стратегов, хотя в их основе изначально лежали простые интриги.

Интрига (литература)

Интри́га . События произведения организуются вокруг этого противостояния.

Интрига в литературе может носить как любовный, так и политический или иной характер. Интрига является частью композиции и подчиняется стилю произведения.

Интрига способствует развитию драматического действия, однако преобладание интриги над раскрытием характеров ведёт к снижению реализма.

Примеры употребления слова интрига в литературе.

Волны мы выдерживали легко, базируясь на такой богатый порт, каким был Банк де Франс, а вот от рифов в виде российских интриг спасались с трудом.

Но чужеземка, австриячка, во всем послушная своему брату, эта развратница, запутавшаяся в сетях своих любовников и любовниц, властолюбивая и тираническая, она одна не желает взаимного согласия, плетет все новые интриги , чтобы с помощью иностранных войск превратить свободный Париж в развалины.

Слишком далек Аксай от эпицентра схваток, слишком надолго выпал аксайский хан из политической борьбы и интриг .

Казалось, мысли владыки Сарум Вила блуждают где-то далеко -- может быть, в некой туманной мгле, где госпожа Альвис плела сеть хитрых интриг .

Но ни разу вы не говорили об интересном сюжете, об антураже, об интриге .

Интересно, как профессиональный аппаратчик утрачивает способность воспринимать события иначе, нежели сквозь призму бюрократической интриги .

Его друг Баррас занят не только темными денежными сделками, но и грязными политическими интригами .

Та склонность к закулисным ходам и интригам , в которой его обвиняли, когда он был участником семинарского кружка, пропагандистом тифлисского Комитета и членом батумской группы, нашла теперь более широкое и смелое выражение во фракционной борьбе.

В зале наличествовал краснокожий министр, канцлер, еще кто-то, - с некоторым успокоением царь заметил, что присутствует приемный родич, светлейший князь Корягин-Таврический, коего он депешей из Сан-Сальварсана произвел в это звание из неудобных ханов Бахчисарайских, потому как кто-то из подлинных Гиреев оказался чьим-то нужным другом, за которого еще кто-то попросил, - ах ты черт, память проклятая, нет сил все интриги придворные наизусть помнить.

Без труда склонив на свою сторону четырех солдат местной инвалидной команды и будучи тайно поддерживаема польскою интригою , эта бездельная проходимица овладела умами почти мгновенно.

По мере того как кинематограф становился наиболее популярной формой развлечения во всем мире, запас фабул и интриг , накопленный мировой беллетристикой, стал быстро истощаться.

Читателей книг Сергея Белоусова захватывает безудержная фантазия автора, они попадают в радостный, карнавальный плен, сказочно-детективная интрига вовлекает их в яркое, динамичное действо.

Адвокат Бриссо, фальшивые ноты звучат у тебя в голосе, - отвечал Робеспьер грубо и резко, - ты ведешь интригу против меня, против Марата, против Сен-Жюста, против Демулена, и ты боишься выступить против нас открыто, ты защищаешь короля, лишенного исполнительной власти, ты протестуешь против моих крайних мероприятий.

Я считаю, что судья Гудвин заботится исключительно о Вивиан Карсон и я хотел исправить это, поскольку считаю, что вы даже большая жертва интриг Карсона, чем его жена.

Пора отбросить его, как надоевшую игрушку, а ты, Викторин, тем охотнее будешь мне помогать, что избегнешь опасности разоблачения и не дашь низвести гениально задуманную нами интригу до уровня пошлой комедии с переодеваниями или безвкусной истории супружеской измены!

ИНТРИГА

Это недосказанность, вызывающая ИНТЕРЕС у человека. В тот момент, когда человек
заинтересован, он активно обдумывает эту недосказанность, пытается сам подобрать ее продолжение, рисуя для себя огромное количество вариантов. В его голове, возникает много вопросов и много вариантов ответов.
Другими словами, интригой человек, заставляет другого человека думать и спрашивать себя.

В обольщении, интрига используется для того, чтобы, как раз, заставить человека, думать, о тебе.
Здесь, возможность ее использования очень широка, например, можно из любого окружающего вас объекта, создать условия, при которых, другой человек, будет о вас думать, и думая о вас чаще, он, возможно будет еще более спрашивать себя "Почему? Что такое?"...

Подсознательно, человек, эти вопросы, будет ассоциировать с вами. Интрига (в соблазнении в частности) - пробуждает еще больший к вам интерес. Если, другой человек, не чувствует к вам интереса, то, через пару дней он вас забывает, и интерес умирает. Здесь велика вероятность того, что вы более никогда с ним не встретитесь, или вам по-новой, придется этот интерес пробуждать. Лучше всего, этот интерес поддерживать и преображать его в еще более сильный.

И все-таки, что же такое интерес?
Конечно же, множество вопросов и попытки нахождения ответов на эти вопросы.

Все были детьми, а нам, в детстве, интересно открывать для себя что-нибудь новое. Подарите ребенку игрушку, и понаблюдайте за ним. Если ребенку понравилась игрушка, в его глазах загорится огонек, его руки сразу потянутся к новому объекту в его жизни. В голове возникнут вопросы: "Что это такое? Как оно действует? Что будет, если я сделаю то-то или то-то?"

Поэтому, интерес в человеке пробуждается ровно в тот момент, когда в его голове родилось множество вопросов и НАДЕЖДА получить на них ответы!


Следовательно, интерес у собеседника - это постоянные вопросы (ассоциированные с вами) + надежды на получение ответов.

Когда собеседник задает вам вопрос, здесь УЖЕ может родиться интрига, причем, интрига будет иметь место только тогда, когда вы не даете прямого ответа на этот вопрос:
- Ты чего?
- Что случилось?
- Ты сделала то, чего я от тебя совсем не ожидал. Я возможно, скажу тебе об этом, но позже.

Вот как раз, после этого «позже» человека начинают посещать вопросы и надежды на их ответы. Задача интриги в том, чтобы максимально дольше удерживать собеседника от ответов на его вопросы. И ровно в тот момент, когда вы тянете с ответом на эти вопросы, человек думает о вас. Все просто!
Интрига - это конек на начальном этапе к вашему завоеванию того человека, которого вы желаете.

Просто уход от темы, резкое переключение на другой
-мягкий уплыв в детали, отказ от темы
-паузы в местах кульминации
-уход от темы с обещание рассказать потом через определенное время, условие

При использование интриги надо понимать три аспекта:
1. Должен быть ресурс в коммуникации или отношении, который можно утилизировать.
То есть тема интрига должна интересовать человека.

2. Интрига, слабая вещь на проактивных людей. Они просто её забывают сходу, и правильно делают.

3. Недавно нашел механизм "Обратная интрига" - тоже сильная вещь. Смысл в том, что ты закидываешь запрос на интригу. И быстрее чем человек, реализует это как интригу. Ты объявляешь, что тебе это не нужно. Оставьте при себе это.
Пример:
.....
Я:Понятно что срашно, погляди по другому
шаг в новую жизнь, если что всегда можно к родителям обратно, под крылошко!
Д:
Я не смогу обратно, гордость не позволит
спасибо, кстати, я смогла разделаться со своей привязанностью тому человеку! Ты помог! Своей случайной фразой
надо смотреть на вещи реально, чего я жутко не люблю делать
Я:
Знаю........ок
*хотя фраза эта так и останеться для меня загадкой*
пока

Словоупотребление

Интриган - человек, прибегающий к интригам
Интриговать - вести интриги против кого-либо, мистифицировать

Примечания

См. также

Литература

  • Heinz-Günter Deiters: «Die Kunst der Intrige» Hamburg, 1966,
  • Gustav Adolf Pourroy: «Das Prinzip Intrige - Über die gesellschaftliche Funktion eines Übels» Edition Interfrom, Zürich, 1986, ISBN 3-7201-5194-8 ,
  • Peter von Matt: Die Intrige. Theorie und Praxis der Hinterlist . Hanser Verlag 2006. ISBN 3-446-20731-7
  • Helga Thoma: Liebe, Macht, Intrige: Königinnen und ihre Liebhaber . Piper, München 2002. 2. Aufl. 309 S. ISBN 3-492-23157-8
  • Eva Gesine Baur: Venedig - Stadt der Frauen: Liebe, Macht und Intrige in der Serenissima . Fotografien Thomas Klinger; Knesebeck, München 2005. 239 S. ISBN 3-89660-313-2
  • Gottfried Liebl: Krieg als Intrige: kulturelle Aspekte der Grenze und die militärische Revolution der frühen Neuzeit . Verl. Turia und Kant, Wien 1999. 173 S. ISBN 3-85132-164-2
  • Arnulf Dieterle: Die Strukturelemente der Intrige in der griechisch-römischen Komödie . Grüner, Amsterdam 1980. 358 S. Ueberarb. Diss. Tübingen, 1977/78 ISBN 90-6032-119-7

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Интрига" в других словарях:

    Интриган … Русское словесное ударение

    - (фр. intrigue, от лат. intricare запутывать). 1) происки во вред кому или чему либо. 2) завязка в литературных произведениях. 3) любовная связь. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИНТРИГА 1) происки,… … Словарь иностранных слов русского языка

    интрига - и, ж. intrigue f., > пол. intriga. 1. Обычно мн. Скрытно осуществляемые действия с использованием различных неблаговидных средств для достижения какой н. цели; происки, каверзы. БАС 1. Из матери вшедшая искра <ненависти> в ея Царевнино… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Характерный для драматических (и отчасти эпических) произведений способ организации действия. Интрига выражается в том, что то или иное действующее лицо (или группа их) стремится осуществить какой либо план, свою линию поведения, вступая в борьбу … Литературная энциклопедия

    Ковы, козни, каверзы, кляуза, подвох, происки. Ср. козни... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. интрига ковы, козни, каверзы, кляуза … Словарь синонимов

    ИНТРИГА, интриги, жен. (франц. intrigue) (книжн.). 1. Скрытные действия с использованием различных неблаговидных средств для достижения какой нибудь цели, происки. Дело провалилось вследствие интриг противной стороны. Вести интригу против кого… … Толковый словарь Ушакова

    - (франц. intrigue от лат. intrico запутываю), 1) происки, козни2)] Способ построения фабулы драматического, эпического и кинематографического произведения при помощи сложных перипетий действия, столкновения интересов и хитрых проделок персонажей … Большой Энциклопедический словарь

    ИНТРИГА, и, жен. 1. Скрытные действия, обычно неблаговидные, для достижения чего н., происки. Вести против кого н. интригу. Плести интриги. Политические интриги. 2. Способ построения сложной фабулы в романе, драме (книжн.). Сложная, запутанная и … Толковый словарь Ожегова

    Жен., франц. пронырство, козни, каверзы, крючек, происки, дело пролаза, проделка; | любовная связь; | завязка, опорная точка комедии или драмы, обычно любовь, рождающая происки. У них завелась интрижка. Иктриговать, пройдошить, пролазничать,… … Толковый словарь Даля

    Интрига - ■ Заведёт куда угодно … Лексикон прописных истин

    интрига - и, ж. 1) (обычно мн.) Тайные хитроумные действия неблагозвучного характера против кого л. Плести интриги. Любители интриг. Затеять интригу. Интриги политиканов. Я была до сих пор очень довольна вами... но теперь интриги, в которых вы, может быть … Популярный словарь русского языка

Книги

  • Интрига искушения. Восемь оттенков любви , Лариса Ренар, Марина Волошина. Искушение продлить весеннее возбуждение отношений много-много лет велико. Откроем секрет: маленькая интрига - и вы снова в краю благоухающих роз и солнечного ветра. Но как у каждой…

ИНТРИГА – это способ организации событий в художественном произведении.

Выражается интрига в том, что какой-то персонаж (или группа персонажей) стремится осуществить какой-либо план, вступая в борьбу с другими персонажами, противодействующими этому плану.

Развитие интриги определяет движение сюжета.

Заканчивается интрига победой одной из борющихся сторон, разрешением противоречия (т.е. литературного конфликта), иначе говоря, наступает развязка произведения.

Интрига может иметь самый различный характер – быть любовной, приключенческой, политической и т.д.

В произведении может быть несколько параллельных или пересекающихся интриг.

Интригой могут стать неожиданные поступки героев, появление новых, нежданных, персонажей, необычайные события или ситуации, пространственно-временные смещения, короче, все, что способно круто изменить судьбы и поведения героев. Недаром синоним слова «интрига» - это «происки», «козни», «подвох».

Однако не следует думать, что интрига нужна только в остросюжетных жанрах. Отнюдь нет.
Например, одна из интриг в романе «Анна Каренина» - это разрешение проблемы, женится Вронский на Анне или нет? По ходу интрига развивается – то Вронский не хочет жениться, то Анна. То оба хотят, но по-разному, то оба не хотят. Короче, интрига! Достоинство романа заключается именно в умелом выстраивании (ну Толстой жеж!) системы отношений между действующими лицами, вокруг которой и располагаются сюжетные события.

И вот они.

1. Литературный конфликт должен быть именно конфликтом, а не так, поводом написать энное количество букафф.

Помним, что ЛК – это препятствие, с которым сталкивается главный герой.

Даже в рассказе (малой форме) ГГ ни в коем случае не должен достигнуть цели сразу. Ему обязательно надо придумать препятствия – создать персонажей, подобрать события таким образом, чтобы они тормозили движение вперед.

Не забываем, что любое художественное произведение описывает процесс ИЗМЕНЕНИЯ ГГ – а какое изменение может произойти без мучений?

Кроме того, читатели читают (гм..) для того, чтобы понять жизнь, особенно ее тревожные\ болезненные \ трагические моменты. И ГГ должен их все пройти.

Понятно, что не все жанры подразумевают глобальные конфликты - войны, разрушения цивилизаций и прочую гибель империй – Но!
Но для ГГ конфликт должен быть значимым – в рамках его судьбы. Вот, например, Чук и Гек – всего лишь порвали папину телеграмму, а сколько событий это вызвало.

2. Желательно, чтобы литературный конфликт не ограничивался одной плоскостью.

Под плоскостями конфликта понимают:

Внутренние проблемы ГГ – кагбэ проблемы одного человека (одного – ключевое слово).
Герой борется со своими внутренними демонами – когда ему и хочется, и колется. Т. е. автор «подслушивает» проблемы героя и пересказывает их читателю.
Преимущественный способ изложения – это передача мыслей и чувств.

Интерперсональные взаимодействия – другими словами, межчеловеческий конфликт, в котором задействовано несколько персов (ключевое слово – несколько). Персонажи имеют разные мотивации – дядя Федор хочет в Простоквашино, а его мама – на курорт. Ну, а папа… Папа болтается вокруг да около.
Преимущественный способ изложения – диалог.

Внешние ситуации.
ГГ может оказаться в пылающем доме. Или на борту самолета, который вот-вот взорвется. Или в чумном госпитале. Или в постели с любовницей, когда в дверь звонят. Также ГГ может изгнать общество, и даже - по надуманной причине (жертва оговора).

Возвращаемся к мысли: для сплетения качественной интриги не следует ограничиваться одной плоскостью ЛК.
А теперь - в данный момент, на данном абзаце - остановитесь и подумайте: какие плоскости ЛК вы использовали в той вещи, которую вы сейчас пишете? Одну? Две? Или сразу три?
И можно ли улучшить интригу вашей вещи за счет разнообразия плоскостей?
Попробуем.

Допустим, вы хотите рассказать историю, как одна одинокая женщина встретила такого же одинокого мужчину, и они собрались разводить у дороги костер.

Центр ЛК явно лежит во второй плоскости – интерперсональные взаимодействия.

У героини свои представления об идеальной семейной жизни – чтоб не пил, не курил и тещу мамой называл, а у героя свои – люблю тебя любую, только не трогай мои удочки в гараже.

Возможное развитие сюжета - герои предъявляют друг другу собственные идеалы и принимают идеалы партнера.

Развязка – свадьба.

В итоге получается вполне себе ЖП, милая и компактная.
Однако – с одномерным конфликтом. И пресновато-линейная.

Попробуем углубить ЛК путем использования еще одной плоскости – покажем внутренние проблемы ГГ. Итак,

Герой увидел тещу или героиня увидела опарышей в гараже – и о боже!...
У ГГ нервный срыв, а у автора – возможность развить образ.
И кстати, увеличить объем произведения без т.н. пробуксовки.

(Пояснения по ходу.
Пробуксовка – это несколько сцен, дублирующих друг друга.

Например, в нашем условном рассказе герой говорит героине: «На все согласен, любимая, но пить не брошу!»

Далее героиня встречается с сослуживицей Катей и говорит ей: «Не могу, Катя, выйти вовремя на смену, потому что огорчаюсь – мой не хочет завязывать». Катя: «Какой кошмар! Его надо отвести к знакомой знахарке, уж она точно поможет».

Смотрите, что получается. В сценах задействованы разные персонажи, однако мотивация героини НЕ меняется. Вот оно, дублирование сцен.
Не очень хорошо, потому что повествование удлиняется, а сюжет буксует.
Данный ход допустим только в том случае, когда автор ставит перед собой задачу нарастить объем (дотянуть до желанных 10 алок). И то, пользоваться данным приемом можно, если автор твердо уверен – он сможет нарисовать образы РАЗНЫХ персов = с разной речевой маской, и хоть таким образом удержать внимание читателя.

То есть, пробуксовка – это повторение сцен, лежащих в одной плоскости конфликта. Не буксовать – значит перевести действие на другой уровень).

Возможно использование сразу трех плоскостей.
Например, герой и героиня предъявляют друг другу свои идеалы.
Героиня вроде за, но видит наживку для рыбной ловли (тех самых пресловутых опарышей).
С ней случается нервный срыв – быть или не быть любовному союзу? Читатель оглушен интригой, которая, как мы видим, сложилась из двух компонентов (внутреннего и интерперсонального).
И тут – бац! – автор усугубляет действие внешними проявлениями среды (вводит третий компонент).
Гараж с удочками и наживкой вспыхивает от удара молнии.
Герой ломает руки – о, смысл моей жизни, прощай!!
Героиня, не колеблясь (или поколебавшись пару абзацев) бросается в горящую избу и спасает опарышей.
Далее – развязка, понятное дело, в ЗАГСе.

Вот вы сейчас смеетесь, а напрасно. Лучше прикиньте: тот ЛК, который вы в данный момент создаете, многомерен?(= глубок\интересен для читателей). Или требует доработки?

Однако увлекаться тоже не стоит. Все-таки уровень произведения оценивается по качественным показателям, а не по количественным.
Лучший способ запутать сюжет – это нашпиговать его _ м н о г и м _ - много героев, много конфликтов, много идей.
Не надо этого делать.

3. Желательно, чтобы литературный конфликт решался силами героев, а не появлением «бога из машины».

Прекрасно, когда произведение начинается с неожиданности – упс! - выловили бутылку, а в ней письмо капитана Гранта. Или – опа! – Каштанка потеряла своего хозяина.

«Но если ты и в ее конце используешь случай, читатель, скорее всего, почувствует себя обманутым. Древние греки придумали театральный трюк, который называется deus ex machina, что означает "бог из машины". Пользовались этим приемом писатели, фабула которых так запуталась, что под конец пьесы только божественное вмешательство могло все происходящее объяснить. Тогда до ушей зрителей доносился скрежет шестерен и скрипение канатов, с помощью которых на сцену опускался актер, играющий роль божества. Оно - божество - изрекало приговор, избавляя человеческих участников игры от всякого рода действий и произнося парочку банальных фраз.
В современной литературе аналогом такого приема может быть появление помощи в последний момент, самые разные случайности или болезни, либо пробуждение героини. До сегодняшнего дня я помню то потрясающее разочарование, какое испытал, читая первый раз "Алису в Стране чудес".
"Вставай, милая, - сказала сестра. - Ты никогда не спишь так долго!
Ах, я видела такой удивительный сон! - воскликнула Алиса..."
Ну нет! Как можно было такое сделать! Мне хотелось расплакаться. Ты не имеешь права загнать героя в угол комнаты, а потом вдруг убрать и стены, и пол» (с) Найджел Ватс.

Так что, дорогие авторы, для завершения интриги задействуйте именно ГГ. Пусть они – благодаря качествам своего характера – доведут дело до конца, а не будут спасены неизвестно откуда взявшимся суперменом или облагодетельствованы волшебником из голубого вертолета. Сами, все сами…

Понятно, что данная статья не открывает никаких Америк, все это вы прекрасно знаете.
Однако автор надеется, что статья послужит толчком еще раз подумать – как мы пишем, когда мы пишем.

Творческих удач всем!




Top