Самый известный польский композитор. Музыка и литература польши

Они прославились своими мазурками и полонезами, операми и камерно-вокальными произведениями. Выдающиеся польские композиторы получили признание не только на родине, но и далеко за ее пределами. По крайней мере одно имя известно почти всем.

Знакомит с наиболее известными представителями музыкального искусства Польши и их главными достижениями.

Фридерик Шопен (1810-1849)

Самый известный польский композитор, представитель семьи французских мигрантов. Его творчество относят к величайшим достижениям Польши. В возрасте 20-лет будущий композитор и пианист переехал во Францию. Назад в Польшу уже так и не вернулся.

Шопен создал 60 мазурок, три фортепианные сонаты, около трех десятков музыкальных этюдов, ряд произведений для фортепиано с оркестром, песен для голоса с фортепиано на польские тексты. Его произведения, особенно полонезы и мазурки, считали синонимом польскости.

Именем Шопена названы многочисленные объекты. Среди самых известных - филармония в Гданьске, Варшавская консерватория, аэропорт в Варшаве, астероид и кратер на Меркурии.

Фридерик Шопен считается национальным героем Польши!

wikipedia.org/Общественное достояние

Станислав Монюшко (1819-1872)

Выдающийся польский композитор середины XIX века, вышедший из семьи белорусских мигрантов. Является автором песен, оперетт, балетов, опер. Его песни заложили основы польской национальной вокальной музыки. Многие из написанных им оригинальных мелодий стали считаться народными.

Станислав Монюшко считается создателем польской классической национальной оперы. Всего он написал более 15 опер. Кроме этого, Монюшко создал первые польские национальные произведения симфонической музыки.

В честь Станислава Монюшко названы улицы во многих городах Польши, а также в некоторых городах Беларуси и Украины.

wikipedia.org/Domena publiczna

Кароль Шимановский (1882-1937)

Один из самых знаменитых польских композиторов первой половины XX столетия. Родился и вырос в Украине. В Польшу переехал в 19-летнем возрасте.

Шимановский является автором многочисленных фортепианных, камерных и оркестровых произведений. Одна из самых известных его работ - опера "Король Рогер". Композитор был отмечен Золотым академическим лавровым венком за выдающиеся заслуги для польского искусства в целом.

В 1976 году в городе Закопане был открыт "Музей Кароля Шимановского". Почетное имя композитора носит также музей музыкальной культуры в Кропивницком (Украина). В честь Шимановского названа и Музыкальная Академия в городе Катовице.

wikipedia.org/Общественное достояние (Public Domain)

Витольд Лютославский (1913-1994)

Выдающийся польский композитор. Считается одним из величайших представителей музыкального искусства последней трети XX столетия.

Был также награжден золотой медалью Королевского филармонического общества Великобритании (1987), званием командора французского Ордена искусств и литературы (1982), польским орденом Белого орла (1994).

Произведение Витольда Лютославского "Три стихотворения Анри Мишо" считается образцом хорового авангарда XX века.

Несмотря на то, что Польша находится в середине Европы и впитала в себя как западные, так и восточные обычаи и традиции, польские мастера все равно возвращались к родным корням, к народным мотивам и были творчески независимые, и свободные.

Музыкальная польская культура — это одна из древнейших искусств славян. Еще в 7 веке появились первые упоминания музыки. Во время раскопок в Польше, были обнаружены такие музыкальные инструменты, такие как флейта и свистулька.

Как правило, польская музыка одноголосная и танцевального характера. Основываясь на это, были созданы такие танцы, как полонезы и мазурки. К польскому фольклору обращались и композиторы других стран. Например, в таких операх, как «Иван Сусанин» или «Борис Годунов». А так же в инструментальных произведениях Чайковского, Глинки, Алабьева.

Среди польских композиторов можно выделить Шопена, Шимановского и Монюшка. Основоположником романтизма является Ф. Шопен. В своей музыке он соединил польские народные мотивы с романтическими.

В 1927 г. в Варшаве был создан один из самых известных конкурсов для пианистов, он назван в честь Ф. Шопена. Здесь впервые выступали такие музыканты, как Шостакович, Цимерман и Олейничак. Кроме этого, в Польше проводятся и другие не менее известные конкурсы. Например, конкурс скрипачей имени Г. Венявского, который проходит в Познани.

Не мало важное значение в польском искусстве занял и такой музыкант, как К. Шимановский. Его произведения очень эмоциональны и содержат народные мотивы. В настоящее время большой популярностью пользуется В. Киляр. Он, как правило, пишет музыку для кинофильмов.

В период послевоенный и вплоть до 50 — х гг. в Польше стал очень популярен джаз. И в 1956 г. был создан международный фестиваль джаза Jazz Jamboree.

В 60 — х гг. большой популярностью стала пользоваться музыка из кинофильмов, так как кино в этот период очень активно развивается и польские кинематографисты снимают не только свои многочисленные и интересные фильмы, но и принимают участие в съемках кинофильмов других стран. Нельзя не упомянуть и про то, что Польша в 30 — е гг. была на первом месте по качеству и количеству фильмов на языке идиш.

Очень многие композиторы Польши, которые писали для кинофильмов, были удостоены многочисленными премиями, и их музыка давно уже перешла в современность, и каждый житель напевает полюбившийся мотив.

Литература в Польше развивается так же прогрессивно, как и музыка. Она включает в себя большое многообразие жанров. Это и пьесы, романы, рассказы и др. Все эти литературные произведения посвящены истории Польши и ее развитию.

Первые истоки относятся к 13 веку и были на латинском языке. И только в эпоху Возрождения стали появляться произведения на родном языке. Как правило, они были посвящены неравности сословий. Один из известных писателей того периода — это М. Рэй. Он был создателем первой сатиры на польском языке — «Краткая беседа между тремя лицами — паном, войтом и плебаном». Можно выделить и таких поэтов, как Я. Кохановский, С. Кленович.

Эпоха Просвещения была представлена в Польше двумя направлениями. Это классицизм. К нему относятся такие писатели, как А. Нарушевич и Т. Венгерский. И сентиментализм. Это направление было выражено в произведениях таких мастеров, как Ф. Карпинский и Ф. Князьин.

Конец 18 века был ознаменован для Польши потерей независимости. Поэтому, для народа, литература становится духовным лидером, защитником и вождем. Это выльется в то, что в 19 веке она приобретет статус справедливости, правды, откровения. К этому периоду можно отнести таких поэтов, как А. Мицкевич, Ц. Норвид, З. Красиньский.

В период коммунизма литература, можно так сказать, разделилась на два направления. Это эмиграционная (Гомбрович, Колаковский) и литература, которая несмотря на цензуру и ограничения, искала для себя язык и способы нормально, и свободно изъясняться.

В 1976 году был создан «самиздат», что спасло литературу и дало толчок, для перемен в истории Польши и тем более литературе.

После того, как произошло крушение коммунизма в 1989 году, этот вид искусства вновь поднял голову и вошел в новый этап с новыми идеями и тенденциями. Писатели и поэты стали делать попытки ввести в свои произведения новый язык, используя СМИ, новых героев и явлений. К таки мастерам этого времени можно отнести А. Либера, С. Хвин, П. Хюлле.

В настоящее время польская литература развивается очень интенсивно, она постоянно в поиске, в стремлении записать и передать все события «человеческой жизни».

Фредерик Шопен - польский композитор и пианист, один из величайших музыкальных гениев (22 февраля 1810 — 17 октября 1849)

Фредерик Францишек Шопен родился 22 февраля (по другим сведениям 1 марта) 1810 года в Желязовой Воле под Варшавой. Он рос в окружении музыки и уже в 5 лет уверенно исполнял несложные пьесы. Вскоре его педагогом стал известный музыкант В.Живный. Чуткий и опытный воспитатель привил своему ученику любовь к музыке классиков

Шопен с успехом закончил лицей и Высшую школу музыки, где его занятиями руководил композитор И.Эльснер.

За время обучения Фредерик написал много фортепьянных произведений. К этому времени он уже был признан лучшим пианистом Польши. Критики высоко ценили его творчество, а дамы -- превосходные манеры. Шопен много путешествовал по Европе, давал концерты и сочинял новые произведения Сергей Кузнецов играет 24 прелюдии Шопена

С 1831 года Шопен постоянно жил в Париже, поразив его своими оригинальными мазурками и полонезами -- жанрами, в которых нашли отражение славянские танцевальные ритмы и гармония польского фольклора. Его очень ценили как пианиста, особенно когда он исполнял собственную музыку Pianoforte: Peter Schmalfuss Все 14 вальсов Шопена op.18 "Grande valse brillante" 5:07 op.34 n.1 " Valse brillante" 9:59 op. 34 n.2 15:09 op.34 n.3 17:10 op.42 "Grande valse" 21:13 op64 n.1 " Valzer dell minuto" 23:02 op.64 n.2 26:31 op.64 n.3 29:09 op.69 n.1 33:35 op.69 n.2 36:53 op.70 n.1 39:12 op.70 n.2 41:36 op.70 n.3 44:34 in mi minore op.postuma

В наиболее значительных произведениях Шопена парижского периода преобладают героико-драматические образы, музыка насыщается глубиной переживаний, силой и широтой образов.24 этюда

Трагической кульминацией в произведениях Шопена стал знаменитый «Похоронный марш», который вошёл в погребальный ритуал во всём мире.

Grigory Sokolov plays Chopin Sonata , B-flat minor, Op. 35 (3/3)

К 1838-1846 годам относится наивысший расцвет творчества композитора. Именно в этот период были созданы самые совершенные и значительные его произведения в различных жанрах фортепианной музыки.Фридерик Шопен. Концерт №1 для фортепиано с оркестром

Продолжал он и концертировать, но значительно реже, ограничиваясь исполнением в узком кругу друзей, всецело отдаваясь сочинительству.Ф.Шопен. Концерт №2 фа минор. Николай Луганский

В последние годы жизнь Шопена осложнилась тяжелым материальным положением и болезнью легких. Он почти перестал писать, а свой последний концерт Шопен дал осенью 1848 года в Лондоне в пользу польских эмигрантов.

Многие знаменитые артисты и литераторы того времени преклонялись перед Шопеном:Все ноктюрны

композиторы Ференц Лист, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон, Адольф Мейербер, Игнац Мошелес, Гектор Берлиоз, певец Адольф Нурри, поэты Генрих Гейне и Адам Мицкевич, художник Эжен Делакруа, журналист Агатон Гиллер и многие другие.

Умер Фредерик Шопен 17 октября 1849 года в Париже, где и был похоронен на кладбище Пер-Лашез. Сердце композитора, согласно его предсмертной воле, было перевезено в Варшаву и замуровано в одной из колонн костёла Св.Креста.

Мазурки 00:00 - Op.6 09:27 - Op.7 20:39 - Op.17 36:34 - Op.24 50:06 - Op.30 01:01:06 - Op.33 01:13:01 - Op.41 01:23:25 - Op.50 01:34:48 - Op.56 01:49:25 - Op.59 02:01:13 - Op.63 02:08:20 - Op.posth.67 02:15:49 - Op.posth.68 02:25:28 - Mazurka Notre Temps 02:31:45 - Mazurka à Emile Gaillard 02:34:26 - Mazurka No.55 - Op.S1 No.2a - in G (BI 16) 02:35:42 - Mazurka No.56 - Op.S1 No.2b - in Bb (BI 16) 02:37:17 - Mazurka No.59 - Op.P2 No.1 - in Bb (BI 73) 02:38:38 - Mazurka No.61 - Op.P2 No.3 - in C (BI 82) 02:40:51 - Mazurka No.63 - Op.7 No.4 - in Ab (first version) 02:42:01 - Mazurka No.64 - Op.A1 No.1 - in D (Mazuerek) (BI 4)

F.Chopin - Polonaise op.40 no.1 (Military), Ф.Шопен - Полонез оп.40 но.1

Это восторг, Душа устремляется к небу и свобода, и счастье, и радость без границ!!!Закончу обзорный пост о творчестве Ф Шопена своей любимой фантазией.

Когда играет В Горовиц- Мир должен остановиться у его ног. November 1, 1989"Блаженство! Бриллиантовый, порхающий звук, непринужденность и изящество, элегантность и тончайшее понимание стиля музыки Chopin! Средняя часть Fantasie -Impromptu была исполнена в более подвижном темпе и легким, приближающимся к non legato звуком. Пианист убедил меня именно такой интерпретацией средней части - произведение выиграло в целостности, прозвучало на одном дыхании "как мимолетное видение". Во многих других интерпретациях средняя часть звучала медленно и слишком cantabile, что усыпляло слушателей и разрушало единство композиции. Так зачем я гонялась за другими интерпретациями? Думаю, что не напрасно. После этого я уже сознательно вернулась к Horowitz, оценила его как выдающегося пианиста и музыканта. Слушая новых исполнителей, полезно периодически возвращаться к мастерам прошлого - ведь их искусство выдержало испытание временем, а это свидетельствует об истинности их таланта и мастерства." Светлана Давыдова

В Польше проживает немало талантливых людей. Оттуда родом известные музыканты, артисты и художники. Многие из нас слышали их имена.

Польские композиторы стали известными по всему миру в XIX веке. Именно тогда жил и творил Шопен. После него в историю мировой музыки было вписано еще немало имен поляков. Расскажем о самых известных из них.

Использование польского фольклора

Начать рассказ о композиторах этой страны невозможно без упоминания о Шопене. Родился он под Варшавой, а закончил свою жизнь в Париже. Известный польский композитор и пианист запомнился мировой культуре своими произведениями, которые сейчас играют ведущие пианисты всего мира. В своем использовал польский фольклор и романтические мотивы. Он отличался особенной техникой игры на фортепиано, которую сейчас широко применяют европейские пианисты.

Позже в этом же направлении начал писать свои произведения другой композитор из той страны - Станислав Монюшко. Им в XIX веке были написаны и песни, которые до сих пор можно услышать со сцены. Большую часть его произведений можно услышать на Монюшковском фестивале.

Как изменила музыку Вторая мировая война

До 1939 года польские композиторы творили и активно сотрудничали с коллегами из других стран. В начале XX века были основаны самые знаменитые конкурсы, которые дали миру немало новых исполнителей. Так, на конкурсе имени Шопена в Варшаве дебютировал Дмитрий Шостакович.

До начала Второй мировой войны популярной была яркая и эмоциональная музыка. У всех было на слуху имя Кароля Шимановского. Его балет «Харнаси» прогремел в то время по всей Европе. В нем еще чувствовались фольклорные мотивы, но не присутствовал политический окрас.

Именно из-за политики многие польские композиторы после начала войны эмигрировали в другие страны. Они не желали ограничивать себя в творчестве и сочинять музыку к определенным датам. Однако даже в то нелегкое время нашлись люди, умевшие противодействовать политическому режиму: Гражина Бацевич, Лютославский и Болеслав Шабельский. Витольд Лютославский даже после окончания войны не стал изменять своему любимому направлению в творчестве - романтизму. Он писал легкие произведения с изысканным звучанием.

Соноризм

Политическая оттепель наступила только в 1956 году. В это время польские композиторы получили возможность творить без ограничений. Самыми прославленными культурными деятелями в то время стали Тадеуш Биард и Казимеж Сероцкий. Но они не только прославили свою страну, но и учредили фестиваль «Варшавская осень». Он считается популярным и престижным по сей день.

Известные польские композиторы после войны много экспериментировали со звучанием. Они хотели следовать европейской культуре, в результате чего родилось направление "соноризм". Это особая техника построения композиций. В основе новых произведений стали использоваться только звуковые оттенки. Так в Польше зародилось авангардное творчество. Флагманом и ярчайшим представителем этого направления стал Кшиштоф Пендерецкий. Он использовал для своих произведений не только музыкальный ряд, но и звуки природы, визг пилы, грохот и стук пишущей машинки. Первое впечатление публики было шоком, но позже произведения этого композитора вошли в историю мировой музыкальной культуры.

Войцех Киляр и минимализм

Музыка польских композиторов используется не только на большой сцене. Многие авторы писали ее для фильмов и религиозных праздников. Авангардное творчество продолжило свое существование и в семидесятых. Тогда популярность приобрел Войцех Киляр. Он писал свои произведения не только для популярных польских фильмов, но и для выступлений оркестров. Меломаны по всему миру высокого оценили его авангардную поэму «Кшесаны», относящуюся к направлению минимализма. Она отличается скупостью формы и содержания. Уже сорок лет поэма остается любимым произведением многих.

Более поздние произведения Киляра остаются преданными минимализму. Критики отмечают, что музыкальный язык этого композитора отличается точностью и особой яркостью. Ему не нужно придумывать сложные формы, чтобы завоевать своего слушателя. В своем творчестве Войцех использовал фольклорное наследие польских горцев. Яркие композиции Киляра разной тематической направленности часто используются в современных польских фильмах.

национальные оперы и песни, которые до сих пор можно услышать со сцены. Большую часть его произведений можно услышать на Монюшковском фестивале.

Как изменила музыку Вторая мировая война

До 1939 года польские композиторы творили и активно сотрудничали с коллегами из других стран. В начале XX века были основаны самые знаменитые конкурсы, которые дали миру немало новых исполнителей. Так, на конкурсе имени Шопена в Варшаве дебютировал Дмитрий Шостакович.

До начала Второй мировой войны популярной была яркая и эмоциональная музыка. У всех было на слуху имя Кароля Шимановского. Его балет «Харнаси» прогремел в то время по всей Европе. В нем еще чувствовались фольклорные мотивы, но не присутствовал политический окрас.

Именно из-за политики многие польские композиторы после начала войны эмигрировали в другие страны. Они не желали ограничивать себя в творчестве и сочинять музыку к определенным датам. Однако даже в то нелегкое время нашлись люди, умевшие противодействовать политическому режиму: Гражина Бацевич, Лютославский и Болеслав Шабельский. Витольд Лютославский даже после окончания войны не стал изменять своему любимому направлению в творчестве - романтизму. Он писал легкие произведения с изысканным звучанием.

Соноризм

Политическая оттепель наступила только в 1956 году. В это время польские композиторы получили возможность творить без ограничений. Самыми прославленными культурными деятелями в то время стали Тадеуш Биард и Казимеж Сероцкий. Но они не только прославили свою страну, но и учредили фестиваль «Варшавская осень». Он считается популярным и престижным по сей день.

Известные польские композиторы после войны много экспериментировали со звучанием. Они хотели следовать европейской культуре, в результате чего родилось направление "соноризм". Это особая техника построения композиций. В основе новых произведений стали использоваться только звуковые оттенки. Так в Польше зародилось авангардное творчество. Флагманом и ярчайшим представителем этого направления стал Кшиштоф Пендерецкий. Он использовал для своих произведений не только музыкальный ряд, но и звуки природы, визг пилы, грохот и стук пишущей машинки. Первое впечатление публики было шоком, но позже произведения этого композитора вошли в историю мировой музыкальной культуры.

Войцех Киляр и минимализм

Музыка польских композиторов используется не только на большой сцене. Многие авторы писали ее для фильмов и религиозных праздников. Авангардное творчество продолжило свое существование и в семидесятых. Тогда популярность приобрел Войцех Киляр. Он писал свои произведения не только для популярных польских фильмов, но и для выступлений оркестров. Меломаны по всему миру высокого оценили его авангардную поэму «Кшесаны», относящуюся к направлению минимализма. Она отличается скупостью формы и содержания. Уже сорок лет поэма остается любимым произведением многих.

Более поздние произведения Киляра остаются преданными минимализму. Критики отмечают, что музыкальный язык этого композитора отличается точностью и особой яркостью. Ему не нужно придумывать сложные формы, чтобы завоевать своего слушателя. В своем творчестве Войцех использовал фольклорное наследие польских горцев. Яркие композиции Киляра разной тематической направленности часто используются в современных польских фильмах.




Top