Известный польский композитор. Польские композиторы и этапы развития музыки

Страница:

Бабур Мухаммад Захир ад-дин - (1483-1530), основатель династии Великих Моголов, среднеазиатский государственный деятель и полководец, завоеватель Индии и основатель династии Великих Моголов. Родился 14 февраля 1483 в Андижане, старший сын правителя Ферганы Омара Шейха Мирзы.

По отцовской линии происходил от Тимура, по материнской - от Чингис-хана. Принца Захир ад-Дина обучали во дворце отца придворные ученые и советники. После смерти отца в 1494 он выдержал упорную борьбу за власть со своими родственниками и представителями групп знати. Попытки молодого правителя создать на территории Мавераннахра (междуречья Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи) крупное централизованное государство не увенчались успехом. В итоге Фергана была разделена между Захир ад-Дином, прозванным по-монгольски «Бабур» («Тигр»), и его братом Дхахангиром Мирзой. В ходе ряда походов Бабуру удалось присоединить Кашгар, Кундуз и Кандагар и установить свою столицу в Самарканде.

Уж таков ее обычай: красота всегда права.

Бабур Мухаммад Захир ад-дин

В 1504, воспользовавшись междоусобицами и войнами между соперничавшими правителями из рода Тимуридов, предводитель кочевых узбекских племен Мухаммед Шейбани-хан захватил Самарканд и Андижан, а затем Ташкент, вынудив Бабура отступить в Кабул. В 1508 Шейбани отвоевал Герат у правителя Хорасана (султана Хуссейна Мирзы).

Укрепившись в Кабуле, Бабур пытался в 1505-1515 вернуть среднеазиатские владения, но каждый раз терпел поражения. В 1508 он выступил в Кандагар, чтобы придти на помощь его правителю, но вскоре рассорился с ним, захватил этот город и передал управление им своему брату Наыру Мирзе. В том же году Бабур совершил первый поход в Индию и, остановившись у перевала Бади-Пич, повелел высечь на камне историю своего перехода.

С 1519 правитель Кабула приступил к систематическому завоеванию Индии. В 1525, откликнувшись на призывы вассалов последнего султана Дели Ибрагима (Ибрахима) Лоди, Бабур пересек р.Инд и в 1526 разбил армию султана в битве при Панипате, к северу от Дели. «Великий Господь, - вспоминал завоеватель, - сделал легким для нас это трудное дело: столь многочисленное войско он в полдня сравнял с землей. Возле Ибрахима, в одном лишь месте, было убито 5 или 6 тысяч человек; число павших в других местах мы приблизительно определили в 15-16 тысяч. Потом... из рассказов жителей Хиндустана стало известно, что в этой битве было убито 40-50 тысяч человек». Заняв Дели, Агру и почти всю долину Ганга вплоть до Бенгалии, Бабур объявил себя императором (падишахом). Владения его империи со столицей в Агре распространялись на северную Индию и часть современного Афганистана.

Бабур известен как просвещенный правитель, покровитель искусств, науки и культуры. Вокруг своего двора в Агре он собрал многих выдающихся писателей, поэтов, художников, музыкантов и ученых. Он и сам был ученым, талантливым писателем и поэтом. Дочь Бабура, Гульбадан-бегим, вспоминала, что отец построил в г.Сикри площадку для игры в конное поло со специальным помещением, где имел обыкновение писать книги. Бабур - автор лирических стихов (рубаи и газелей), трактатов по мусульманскому законоведению (Мубайин), поэтике (Аруз рисоласи), музыке, военному делу, создатель специального алфавита Хатт-и Бабури. Но наибольшую славу принесла ему уникальная автобиографическая книга Бабур-наме (Записки Бабура), отражавшая сведения об истории и жизни народов, экономике, природе и географии Средней Азии, Афганистана и Индии в конце 15 - начале 16 вв.

За свою 47-летнюю жизнь Захириддина Мухаммед Бабур, оставил богатое литературное и научное наследие. Его перу принадлежит знаменитое “Бабур-наме”, снискавшая мировую признательность, оригинальные и прекрасные лирические произведения (газели, рубаи), трактаты по мусульманскому законоведению (“Мубайин”), поэтике (“Аруз рисоласи”), музыке, военному делу, а также специальный алфавит “Хатт-и Бабури”.
Бабур старший сын правителя Ферганского уезда Омар Шейха Мирзы - родился 14 февраля 1483г. в г.Андижане в разгар междоусобной борьбы различных тимуридских правителей в Средней Азии, и в Хорасане за передел обширной территории созданного Тимуром государства.

В 1494г., Омар Шейх Мирза трагически умирает, и 11 летний Бабур был объявлен государем Ферганы. В последующие годы Бабур упорно стремился создать в Мавераннахре, крупное централизованное государство, но его планы не увенчались успехом.

Предводитель кочевых узбеков Мухаммед Шейбани-хан, умело воспользовавшись неурядицами и политическими междоусобицами среди правителей Мавераннахра и Ферганы, в 1504 овладевает Самаркандом, Андижаном и Ташкентом, и тем самым вынуждает Бабура покинуть пределы Ферганы, и Бабур обосновывается в Кабуле и Бадахшане. Неоднократные попытки Бабура (в 1505-1515гг.) вернуть “подвластные владения” государства Тимуридов оканчиваются полной неудачей, и Бабур обращает свои взоры на Индию. В 1526г. в битве при Панипате, к северу от Дели, делийский султан Ибрахима Лоди терпит поражение и Бабур становится правителем Северной Индии. Бабур основывает империю Бабуридов (“Империя великих моголов”), которая просуществовал до XIX века.

В своей столице Агре, Бабур собирает вокруг себя немало выдающихся писателей, поэтов, художников, музыкантов того времени. Необходимо подчеркнуть, что тимуридские правители всегда способствовали развитию культуры и науки.

Умер Бабур 26 декабря 1530г. Спустя некоторое время после смерти Бабура, останки его тема были перенесены из Агры в Кабул, в загородный сад, который ныне известен как Баг-и Бабур (Сад Бабура).

Лирика

Поэтическое наследие Бабура многогранно и богато. В его стихотворениях реалистически отражены исторические события эпохи, его личная жизнь, окружающая среда, отношение к человеку, религии, обычаям.

Можно сказать, что стихи Бабура - автобиография поэта, в которых поэтическим языком, трогательно излагаются глубокие чувства, мастерски рассказывается о переживаниях, порожденных в результате столкновения с жизненными обстоятельствами. О чем красноречиво говорит сам поэт:
Каких страданий не терпел и тяжких бед, Бабур?
Каких не знал измен, обид, каких клевет, Бабур?
Но кто прочтет “Бабур-наме”, увидит, сколько мук
И сколько горя перенес царь и поэт Бабур.

Лирика поэта пропитана вдохновенной поэзией А.Навои. Известна переписка Бабура с Навои незадолго до смерти последнего. В своих газелях и рубаи поэт поднимает такие проблемы человеческих взаимоотношений, как любовь, дружба, стремление к прекрасному и т.д. Земную любовь, поэт воспевает как самое высокое человеческое достоинство.

Бабур утверждает, что ради свидания с возлюбленной он готов вынести любые трудности. Без своей возлюбленной он не представляет себе жизни. С большой искренностью поэт выражает готовность пожертвовать ради любви самим собой, всем своим существом.

Любовь для Бабура - превыше всего: богатства, общественного положения и всех земных благ. Поэт в своих газелях создает образ прекрасной возлюбленной, наделяя ее небывало красивой внешностью, богатым внутренним и духовным содержанием.

В лирике Бабура особое место занимает тема родины. В его газелях и особенно в рубаи с большой впечатляющей силой выражены тоска по родине и беспредельная любовь к ней.
Ты на чужбине - и забыт, конечно, человек!
Жалеет только сам себя сердечно человек,
В своих скитаньях ни на час я радости не знал!
По милой родине скорбит извечно человек.

В поэзии Бабура также затронуты и вопросы нравственности и духовного совершенства человека. Поэт возвышает человека, относится к нему с великим уважением, высоко ставит человеческое достоинство. В своих рубаи он говорит о том, как человек должен воспитывать в себе лучшие моральные качества.

Говоря о художественном языке произведений Бабура, необходимо отметить его простоту, общедоступность, ясность и сжатость. Поэт не любит громких фраз и сложных выражений. Простота языка Бабура способствует ясному восприятию читателями его творений, богатой палитры чувств и переживаний.

Поэтическое мастерство Бабура выражается в художественном стиле в умелом использовании наиболее выразительных средств родного языка и в творческом воссоздании источников народного творчества.

О произведении "Бабур-наме"

Центральное место в творчестве Бабура занимает бесценный литературный памятник прозы на узбекском языке исторический труд “Бабурнаме”, которую востоковед В.Бартольд назвал “лучшим произведением тюркской прозы”. Книга была завершена в Индии, она носит в основном автобиографический (мемуарный жанр) характер и отражает историю народов Центральной Азии конца XV - начала XVIIвв.

По совокупности сведений и их достоверности “Бабур-наме” является самым важным и ценным историко-прозаическим трудом, не имеющим себе равных среди аналогичных сочинений, написанных в средние века в Средней Азии, Иране, Афганистане и Индии.

По богатству и разнообразию материала, по языку и стилю “Бабур- наме” стоит выше любой исторической хроники, составленный придворными летописцами того времени, Не удивительно поэтому, что в разные времена труд этот привлекал пристальное внимание ученых своего мира. “Бабур-наме” посвящен описанию деятельности Бабура, его удачных и неудачных военных походов, изложению всех перипетий его богатой приключенческой жизни. История создания “Бабур-наме” неизвестна, по сведениям дочери Гульбадан-бегим, в ее книге “Хумаюн-наме”, описывается, что в Индии, в городе Сикри, в саду была площадка и наверху этой площадки Бабур имел обыкновение писать книги.

“Бабур-наме” состоит из трех частей. Первая ее часть посвящена описанию политических событий в Мавераннахре в конце XVв. Вторая часть охватывает события, происходившие на территории Афганистана, которая в эпоху Бабура была известна как “Кабульский удел”. В последней части, описываются политические события в Северной Индии, географические данные страны, ее природные особенности, содержатся интересные сведения о народах, населявших эту страну.

Автор “Бабур-наме” с присущей ему откровенностью описывает борьбу за власть, приводит факты опустошения земледельческих оазисов, увеличения поземельного и др. налогов, сбор которых участился в годы смуты во владениях последних тимуридов в Хорасане и Мавераннахре.

Благодаря “Бабур-наме” мы узнаем об имевшем место в г.Самарканде страшном голоде в дни осады его Шейбани-ханом в 1501г. Правдивость сведений Бабура подтверждают историки того времени: Хандемир, Мухаммад Хайдар, Мухаммад Салих, Беннаи и др.

Сам Бабур пишет: “... все, что здесь написано, истина, и цель этих слов в том, чтобы похвалить себя, - все, действительностью, было так, как я написал. В этой летописи я вменил себе в обязанность, чтобы каждое написанное мной слово было правдой и всякое дело излагалось так, как оно происходило”.

“Бабур-наме” хотя и посвящена политической истории вышеназванных стран рубежа XV-XVIIвв., однако изобилует она также бесценными материалами из социально-экономической жизни народов, затрагивает вопросы морали, этики, нравственности и аспекты современной автору эпохи.

“Бабур-наме” содержит многочисленные сведения о литературной среде самого Бабура. На основе этих сведений можно воссоздать биографии многих малоизвестных поэтов того времени, живших в Центральной Азии, и писавших стихи, как на персидском, так и тюркском языке. В книге много словесных портретов целого ряда современников поэта, государственных деятелей, художников, музыкантов, историков. Чрезвычайно ценными являются сведения Бабура о полезных ископаемых городов Центральной Азии. В книге не только приводятся отдельные сведения о природных ископаемых, но одновременно отмечается их назначение в хозяйственной жизни страны.

С большой любовью пишет Бабур о Самарканде, не упускает автор из виду описание обсерватории Улугбека, которым восторгался, отмечая совершенство этого сооружения, его изумительность.

В книге Бабура получили подробные описания жизнь и трудовая деятельность различных афганских племен, обитавших на обширной территории между Вахшем и Пенджабом.

В “Бабур-наме” нашли отражение флора и фауна описываемых стран. Бабур, подробно описывая Хиндустан, восхищается его природой, сравнивает его со своей родной: “Эта удивительная страна; в сравнении с нашими землями это иной мир. Горы, реки, леса, города, области, язык, растения и ветры - все там не так как у нас. Хотя и жаркие области, прилегающие к Кабулу, кое в чем сходны с Хиндустаном, но в других отношениях они не сходны: стоит лишь перейти реку Синд, как земли и вода, и деревья, и камни, и люди, и обычаи - все становится таким же, как в Хиндустане”. Описывая политическую жизнь Индии, Бабур дает сведения об истории Индии XV - начала XVI вв.

В “Бабур-наме” много фактических данных по этнографии: интересны описания одежды индусов, их обычаев, образа жизни простого народа и знати.

Бабур в своей деятельности преследовал цель благоустройства подвластных ему крупных городов Индии. Планировка и архитектура общественных и частных построек, их внешние оформление и интерьер, имеют много общего со среднеазиатским стилем, орчанично сочетаясь с индийской и среднеазиатской. Бабур стремится укрепить торгово- экономические связи с соседними странами.

В настоящее время “Бабур-наме” все более привлекает внимание специалистов из разных стран мира. Ценность сведений, приведенных в “Бабур-наме”, искренность и самокритичность автора, достоверность фактов получили единодушное признание ученых всего мира. Данные “Бабур-наме” вошли в сводные тома по истории народов Центральной Азии.

Интерес к замечательным творениям Бабура, особенно к его книге “Бабур-наме”, возрастает год от года во всем мире.

Вот что он пишет:
Если я умру с добрым именем - хорошо.
Мне нужно (доброе) имя - тело принадлежит смерти.

Великое творение Захириддина Мухаммада Бабура “Бабур-наме” обессмертило имя поэта в века.

Сегодня, 23 ноября, выдающийся польский композитор и дирижёр Кшиштоф Пендерецкий отмечает 80-летие. Его музыкальный талант и новаторство внесли неоценимый вклад в развитие музыкального искусства. Наследие мировой музыкальной классики было бы неполным без работ Кшиштофа Пендерецкого и других, не менее блистательных польских композиторов современности, о которых мы решили рассказать.

2013-11-22 23:00

Кшиштоф Пендерецкий

Кшиштоф Пендерецкий — яркая фигура современной мировой музыкальной культуры: композитор, дирижёр, педагог (причём во всех ипостасях - выдающийся). Он один из самых высокооплачиваемых, востребованных композиторов современности. Пендерецкий пишет в основном только на заказ, не стесняясь быть конъюнктурным, что, в общем-то, правильно.

Композитор с детства обучался игре на скрипке и фортепиано. В конце 1940-х годов Кшиштоф играет в городском духовом оркестре, а позже организовывает собственный оркестр, в котором выступает в качестве скрипача и дирижёра. В раннем творчестве Пендерецкий много экспериментировал и использовал абсолютно новые способы музыкальной выразительности - нетрадиционные способы пения и игры на музыкальных инструментах, имитировал музыкальными средствами различные крики, стоны, свисты, шёпоты. Главная художественная задача композитора в ранних сочинениях - достижение максимально эмоционального воздействия на слушателя, а главными темами становились страдание, боль, истерия. Для передачи своего нестандартного музыкального замысла Пендерецкий специально придумывал новые знаки и использовал их в партитурах.

Начиная с середины 1970-х годов, музыкальный стиль Пендерецкого эволюционирует в сторону большей традиционности, тяготеет к неоромантизму. Основное внимание композитор уделяет крупным вокально-симфоническим и симфоническим произведениям. Одно из них - «Польский реквием» - композитор создавал в течение нескольких десятилетий (1980-2005). С большим интересом Кшиштоф Пендерецкий относится к русской культуре, что выражается в его произведениях - «Слава святому Даниилу, князю Московскому» (1997), «Страсти по Иоанну» (на тексты из Библии, Булгакова и Достоевского; в настоящее время не окончено) и оратории на тексты Сергея Есенина (не окончена, точное название неизвестно).

Творчество последних десятилетий Пендерецкого отмечено сближением с традициями XIX века и остаётся одним из самых востребованных среди наследия музыки конца ХХ века и сегодня.

Збигнев Прайснер

Збигнев Прайснер - это один из самых талантливых композиторов современности, написавший множество прекрасных мелодий. Формально он никогда не изучал музыку, самостоятельно занимался музыкальным самообразованием, покупал записи и реконструировал композиции, переписывая отрывки и куски, чтобы выразить своё восхищение или внести улучшения в оригинал. Вскоре он познакомился с молодым польским кинорежиссёром Антони Краузе, который попросил его написать оригинальную музыку к своему фильму «Прогноз погоды». Этот опыт стал началом карьеры Прайснера как композитора, пишущего для кино. Через Краузе Прайснер познакомился с Кшиштофом Кесьлёвским, который искал композитора для работы над музыкой к своему фильму «Без конца». Данная работа стала началом дальнейшего многолетнего сотрудничества и прочной дружбы. В 1988 году Прайснер согласился написать музыку для всех десяти эпизодов «Декалога» Кесьлёвского. В некоторых из них музыка Прайснера присваивается вымышленному голландскому композитору Ван Ден Буденмаеру. Связано это с тем, что в «Декалоге» Кесьлёвский хотел использовать несколько композиций Малера, которые никогда не записывались в Польше (записать их стоило бы целое состояние), и Прайснер предложил следующий выход: «Я (Прайснер - прим. ред.) напишу что-то другое, непохожее. Если не получится, тебе придется купить права на Малера. Если я напишу паршивую музыку, скажем, что это не я, а Ван Ден Буденмайер. А если напишу хорошую, будет моя ».

На композитора обратили внимание и голливудские кинопроизводители, и в 1991 году Прайснер пишет музыку к фильмам Луи Мандоки, Джона Ирвинга, Агнешки Холланд и многих других.

Свой стиль композитор определяет как «романтизм», обращается к произведениям Паганини и Сибелиуса, а также к польским композиторам-романтикам. Он описывает собственные произведения словом «творения», потому что считает, что его музыка не является ни классической, ни традиционной музыкой кино. Это нечто среднее.

Войцех Киляр

Киляр начал сочинять музыку в конце 1950-х годов. Он придерживался традиционных форм, и в его творчестве ощущалось влияние Игоря Стравинского, Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева. Но в 1960-х годах вместе с Кшиштофом Пендерецким и Хенриком Гурецким Войцех становится первопроходцем польского музыкального авангарда.

Уже к 30 годам Киляр считался успешным классическим композитором, но его индивидуальный стиль сложился несколько позже - в 70-х годах. Одним из наиболее значительных его сочинений этого периода считается «Krzesany» (1974 год).

В настоящее время Киляр известен прежде всего как кинокомпозитор. Он написал музыку к более чем 150 фильмам, поставленным знаменитыми режиссёрами, среди которых Роман Полански и Фрэнсис Форд Коппола. Причём у последнего Войцеху удалось поработать над культовым фильмом «Дракула». Именно Киляра попросили сочинить музыкальное сопровождение для трилогии «Властелин колец» Питера Джексона.

Хенрик Миколай Гурецкий

В 1952 году Хенрик Миколай Гурецкий начал учёбу в Рыбникской высшей музыкальной школе и закончил четырёхлетний курс за 3 года. Впервые его сочинения были исполнены в 1958 году. В 1960-м композитор уже стоит в первых рядах авангардистов. С 1968 года Хенрик преподаёт композицию в Катовицкой высшей музыкальной школе.

Подлинная слава пришла к Гурецкому в начале 1990-х, когда его «Симфонию скорбных песен» (Симфония № 3, 1976) исполнили американская певица Дон Апшоу и Лондонская симфониетта: по свету разошлось более миллиона пластинок с их записью. Написанная для солирующего сопрано и оркестра, симфония рассказывает о страданиях, которые причинил Польше нацизм.

Невзирая на коммерческий успех 3-й симфонии, Гурецкий не стал дальше писать музыку в том же стиле. В 1990-е и 2000-е его имя чаще всего фигурировало в связи с сотрудничеством с американским Kronos Quartet. Для этого ансамбля он сочинил такие композиции, как «Songs are Sung» (вдохновлена поэзией Велимира Хлебникова), «Concerto-Cantata» и «Kleines Requiem für eine Polka».

Гурецкий - легенда современной академической музыки. Он прожил нелёгкую жизнь и прошёл большой путь как композитор - от авангардных сочинений в духе сериализма и соноризма до неоромантических композиций, которые относят к сакральному минимализму, направлению, которое представляют также Арво Пярт, Петерис Васкс и Гия Канчели.

Анджей Пануфник

Анджей окончил Варшавскую консерваторию по классу композиции и теории музыки. В 1938-39 годах учился на дирижёра в Венской опере. Во время оккупации продолжал писать музыку, зарабатывая на жизнь игрой на фортепиано в варшавских кафе в дуэте с композитором Витольдом Лютославским. В дни Варшавского восстания он покидает столицу, оставляя дома все свои партитуры на верную гибель. К счастью, часть из них Анджею удалось восстановить.

После окончания войны Пануфник становится главным дирижёром Краковской филармонии, а в 1946-м - директором Варшавской филармонии. После неразрешимых разногласий и отказа принимать идеологию соцреализма композитор в 1954-м эмигрирует в Англию.

23 мая 2013 года на сцене Михайловского театра состоялась мировая премьера одноактного балета Начо Дуато «Невидимое» на музыку Пануфника. Хореограф признался, что музыка польского композитора не давала ему покоя целых три года. И вот, наконец, он поставил балет о том, что мы не можем увидеть, зато можем почувствовать. И даже сам придумал костюмы, чтобы точнее передать свои эмоции.

1 марта 1810 года родился Фредерик ШОПЕН, величайший польский композитор и пианист

ШОПЕН, ФРИДЕРИК ФРАНЦИШЕК (фр. Chopin, Frderic Franois; польск. Szopen, Fryderyk Franciszek) (1810-1849), польский композитор и пианист, долгое время живший и работавший во Франции (оттого закрепилась французская транскрипция его имени). Шопен - единственный из немногих композиторов, сочинявших на практике только для фортепиано. Он не написал ни оперы, ни симфонии, его не привлекал хоровой коллектив, в его наследии нет ни одного струнного квартета. Но его бесчисленные фортепианные пьесы в самых разных формах - мазурки, полонезы, баллады, ноктюрны, этюды, скерцо, вальсы и остальное - это всеми признанные шедевры. Шопен был настоящим новатором, зачастую отходившим от классических правил и норм. Он создал новоиспеченный гармонический язык и открыл формы, призванные вместить в себя новое, романтическое содержание.

Жизнь. Фридерик Шопен родился в 1810, по-видимому, 22 февраля, в Желязовой Воле под Варшавой. Его папа Никол (Миколай) Шопен, французский эмигрант, служил гувернером и школьным учителем; мама воспитывалась в дворянской семье. Уже ребенком Шопен проявил яркие музыкальные способности; в 7 лет его начали обучать игре на фортепиано, и в том же году был издан сочиненный им мелкотравчатый полонез соль минор. Вскоре он стал баловнем всех аристократических салонов Варшавы. В богатых домах польской знати он приобрел привкус к роскоши и подчеркнутую изысканность манер.

В 1823 Шопен поступил в Варшавский лицей, продолжая заниматься музыкой частным образом с Иосифом Эльснером, директором Варшавской консерватории. В 1825 его пригласили предстать перед российским императором Александром I, и вслед за тем он получил награду - бриллиантовый перстень. В 16 лет Шопен был принят в консерваторию; ее окончание в 1829 формально завершило музыкальное образование Шопена. В том же году, стремясь познакомить со своим искусством издателей и публику, Шопен дал два концерта в Вене, где критики высоко оценили его произведения, а дамы - превосходные манеры. В 1830 Шопен сыграл три концерта в Варшаве, а после этого отправился в поездку по Западной Европе. Находясь в Штутгарте, Шопен узнал о подавлении польского восстания. Считается, что падение Варшавы стало поводом для сочинения до-минорного этюда, того, что называют «революционным». Это произошло в 1831, и затем Шопен никогда не возвращался на родину.


Listen or download Фредерик Шопен Вальс соч.64 №2 for free on Prostopleer

В 1831 Шопен поселился в Париже. Он любил выступать в домах своих друзей и покровителей, хотя часто отзывался о них с иронией. Его весьма ценили как пианиста, в особенности когда он исполнял собственную музыку в небольших домашних собраниях. За всю свою жизнь он дал не больше трех десятков публичных концертов. Его исполнительский стиль был своеобразен: по отзывам современников, его отличала необычайная ритмическая воля - Шопен был, если можно так выразиться, пионером рубато, он с большим вкусом артикулировал музыкальную фразу, продлевая одни звуки за счет сокращения других.


Listen or download Вальс N2 си-минор Я умею играть for free on Prostopleer

В 1836 Шопен направился в Чехию повидаться с родителями. Находясь в Мариенбаде, он увлекся юной полькой Марией Водзиньской. Однако их помолвка была вскоре расторгнута. Осенью того же года в Париже он познакомился с выдающейся женщиной - баронессой Дюдеван, о жизни которой в Париже ходило несть числа сплетен и которая приобрела к тому времени широкую литературную известность под псевдонимом Жорж Санд. Шопену было тогда 28 лет, мадам Санд - 34. Их союз продолжался восемь лет, причем большую доля этого времени они провели в семейном поместье писательницы в Ноане. Кошмаром для Шопена, который не отличался крепким здоровьем, стала зима 1838-1839, прожитая с Жорж Санд на Майорке (Балеарские острова). Сочетание неважной погоды с беспорядком в домашнем хозяйстве, по-видимому, губительным образом подействовало на его уже затронутые туберкулезом легкие.

Listen or download Фредерик Шопен Ноктюрн №2 for free on Prostopleer В 1847 отношения Шопена с Жорж Санд решительно испортились в результате вмешательства музыканта в отношения его подруги со своими детьми от первого брака. Это положение, совместно с прогрессирующей болезнью, повергло Шопена в состояние черной меланхолии. Последний раз он выступил в Париже 16 февраля 1848. Через восемь дней разразилась революция, свергнувшая короля Луи Филиппа. Друзья композитора отвезли его в Англию, где, уже больной, он играл у королевы Виктории и дал немного концертов - завершающий из них состоялся 16 ноября 1848. Через неделю он вернулся в Париж. Не в силах больше давать уроки, Шопен вынужден был принять щедрую поддержку от своей шотландской почитательницы Джейн Стирлинг. Ухаживать за больным приехала из Польши сестра композитора, Людвика; не оставляли его вниманием и французские друзья. Шопен умер в своей парижской квартире на Вандомской площади 17 октября 1849. В соответствии с его желанием на отпевании в церкви св. Мадлен прозвучали фрагменты реквиема Моцарта.

Музыка. Композиторская техника Шопена нетрадиционна и во многом отступает от принятых в его эпоху правил и приемов. Шопен был непревзойденным творцом мелодий, он одним из первых привнес в западную музыку неизвестные ей дотоле славянские ладовые и интонационные элементы и таким образом подорвал незыблемость классической ладогармонической системы, сложившейся к концу 18 в. То же касается ритма: используя формулы польских танцев, Шопен обогатил западную музыку новыми ритмическими рисунками. Он разработал сугубо индивидуальные - лаконичные, замкнутые в себе музыкальные формы, которые наилучшим образом соответствовали природе его настолько же самобытного мелодического, гармонического, ритмического языка.

Экспромт

Фортепианные пьесы малых форм. Эти пьесы могут быть условно разделены на две группы: преимущественно «европейские» по мелодике, гармонии, ритму и явственно «польские» по колориту. К первой группе относится большинство этюдов, прелюдий, скерцо, ноктюрнов, баллад, экспромтов, рондо и вальсов. Специфически польскими являются мазурки и полонезы.

Шопен сочинил около трех десятков этюдов, цель которых - помочь пианисту в преодолении специфических художественных или технических трудностей (в частности, в исполнении пассажей параллельными октавами или терциями). Эти упражнения принадлежат к высшим достижениям композитора: аналогично баховскому Хорошо темперированному клавиру, этюды Шопена - гениальная музыка, блестяще раскрывающая возможности инструмента; дидактические задачи уходят на второй план, нередко о них и не вспоминают.

Хотя Шопен сперва освоил жанры фортепианной миниатюры, он ими не ограничился. Так, в течение зимы, проведенной на Майорке, им был создан цикл из 24 прелюдий во всех мажорных и минорных тональностях. Цикл построен по принципу «от малого к большому»: первые прелюдии - лаконичные виньетки, последние - настоящие драмы, диапазон настроений - от полной безмятежности до яростных порывов. Шопен написал 4 скерцо: эти масштабные пьесы, исполненные мужества и энергии, занимают почетное место среди шедевров фортепианной литературы. Его перу принадлежит больше двадцати ноктюрнов - прекрасных, мечтательных, поэтичных, лирических откровений. Шопен - автор нескольких баллад (это жанр программного характера), в его творчестве представлены ещё экспромты, рондо; особой популярностью пользуются его вальсы.

«Польские» жанры. Шопен поразил Париж своими оригинальными мазурками и полонезами - жанрами, в которых нашли отображение славянские танцевальные ритмы и гармонический язык, обыкновенный для польского фольклора. Эти очаровательные, красочные пьесы привнесли в западноевропейскую музыку славянский колорит, что изменило те гармонические, ритмические и мелодические схемы, которые великие классики 18 в. оставили своим последователям. Шопен сочинил больше полусотни мазурок (их прототип - польский танец с трехдольным ритмом, похожий на вальс) - небольших пьес, в которых типичные мелодические и гармонические обороты звучат по-славянски, а другой раз в них слышится и нечто восточное. Как все написанное Шопеном, мазурки пианистичны и требуют от исполнителя большого искусства - более того не содержат явных технических трудностей. Полонезы крупнее мазурок и по протяженности, и по фактуре. Полонеза-фантазии и полонеза, известного под названием «военного», целиком хватило бы, чтобы дать Шопену одно из первых мест в ряду самых оригинальных и искусных авторов фортепианной музыки.

Революционный этюд

Крупные формы. Время от времени Шопен обращался к крупным музыкальным формам. Возможно, наивысшим его достижением в этой области следует считать отменно выстроенную и весьма убедительную по драматургии фантазию фа минор, сочиненную в 1840-1841. В этом сочинении Шопен нашел модель формы, целиком отвечавшую характеру избранного им тематического материала, и таким образом разрешил задачу, которая оказывалась не под силу многим его современникам. Вместо того чтобы придерживаться классическим образцам сонатной формы, он позволяет замыслу сочинения, мелодическим, гармоническим, ритмическим особенностям материала предуготовлять структуру целого и способы развития. В баркароле, единственном шопеновском произведении данного жанра (1845-1846), прихотливая, гибкая мелодия в размере 6/8, характерном для песен венецианских гондольеров, варьируется на фоне неизменной фигуры сопровождения (в левой руке).


Шопен создал три фортепианных сонаты. Первая, до минор (1827), - юношеское произведение, которое в настоящее время нечасто исполняется. Вторая, си минор, появилась десятилетие спустя. Ее третья часть - имеющий известность во всем мире похоронный марш, а финал - вихрь октав, близкий «ветру, воющему над могилами». Считавшаяся неудачной по форме, Вторая соната в исполнении великих пианистов предстает как поразительно цельное произведение. Последняя шопеновская соната, си-бемоль минор (1844), имеет сквозную структуру, объединяющую ее четыре части, и является одним из высших достижений Шопена.

Другие сочинения. Шопену принадлежит кроме того ряд произведений для фортепиано с оркестром и немногочисленные камерные пьесы. Для фортепиано с оркестром им созданы Andante spianato и полонез ми-бемоль мажор, два концерта (ми минор и фа минор), рондо-краковяк, а кроме того вариации на тему Моцарта La ci darem la mano (ария из оперы Дон Жуан). Вместе с виолончелистом О.Ж.Франшоммом он сочинил Большой концертный дуэт для виолончели и фортепиано на темы из оперы Мейербера Роберт-дьявол, сонату соль минор, интродукцию и полонез для того же состава, а ещё трио соль минор для фортепиано, скрипки и виолончели. Шопеном создан ряд песен для голоса с фортепиано на польские тексты. Во всех сочинениях с оркестром сказывается неопытность автора в области инструментовки.




Top