Цветы леонардо да винчи. Мадонна бенуа леонардо да винчи мадонна с ребенком - картина, описание, анализ

Христиане всего мира относятся к Иордану как к священной реке, ведь согласно Евангелию в его водах принял крещение Иисус Христос. Но где доподлинно находится это самое место, стало известно только в конце XX столетия.

Место истока реки Иордан из озера Кинерет (Галилейского моря)

ВИФАВАРА ЗА ИОРДАНОМ

В Евангелии от Иоанна указывается точный адрес того места, где проповедовал и крестил Иоанн Креститель – Вифавара при Иордане (Ев. от Иоанна 1, 28). Но где именно находится это селение? Дело в том, что в Палестине того времени было несколько селений с одноименным названием.

Долгое время считалось, что Вифавара находится на территории Израиля, недалеко от местечка Каср-Эль-Яхуд , что в 4 километрах от того места, где впадает в .

Карта Святой Земли в храме Святого Георгия (Мадаба, Иордания)

Определить ее истинное местоположение помогла мозаика на полу в храме Святого Георгия, в Иорданском городе Мадаба. Мозаичное изображение размером 15 х 6 метров, относящееся к VI веку н.э., представляет собой великолепно сохранившуюся точную карту Святой Земли, с указанием всех христианских Святынь.

Карта указывала на то, что место крещения Иисуса Христа в реке Иордан находится не на территории Израиля, а на противоположном берегу реки, на территории современной Иордании в местечке Вади эль-Харар.

Примечательно, что в том месте, где 2000 лет назад происходил обряд Крещения, воды уже нет. За такой огромный промежуток времени река сменила русло при впадении в Мертвое море и теперь протекает на несколько десятков метров ближе к Израилю.

В подтверждение этой версии в Вади эль-Харар на сухом месте в 1996 году археологами были обнаружены руины трех византийских церквей и мраморная плита основание, на которой как предполагали, стояла колонна с крестом, установленная во времена раннего христианства на месте Крещения Иисуса Христа.

Именно эта колонна часто упоминается в письменных свидетельствованиях паломников византийской эпохи, посетивших Святые места.

Вади эль-Харар — место крещения Иисуса Христа

После бурных дебатов, ученые всего мира и лидеры ведущих христианских конфессий пришли к выводу, что именно Вади эль-Харар является местом крещения Иисуса Христа в водах реки Иордан.

Так, весной 2000 года визит папы Иоанна Павла II в эти места закончился официальным признанием Ватиканом того факта, что Вади эль-Харар — величайшая христианская Святыня.

Православный храм Иоанна Крестителя в Вади эль-Харар (Иордания)

Русская Православная церковь в знак признания этого факта приняла участие в строительстве на территории Вади эль-Харар православного храма в честь Иоанна Крестителя. Храм основан на том самом месте, где по преданию Иисус Христос оставил свою одежду, прежде чем окунуться в воды библейской реки.

Открытие этого величайшего для всего христианского мира объекта стало возможным в результате мирного соглашения, подписанного между Израилем и Иорданией в октябре 1994 года.

В настоящее время в районе евангельской Вифавары как с иорданской, так с израильской стороны созданы все условия для паломников, желающих совершить обряд омовения или даже крещения в водах реки Иордан.

На переднем плане паломнический комплекс в Каср-эль-Яхуд (Израиль), на заднем плане в Вади эль-Харар (Иордания)

Со стороны Израиля паломнический комплекс расположен в Каср-эль-Яхуд (Qasr al-Yahud). Расстояние от Иерусалима до Каср-эль-Яхуд — 50 км.

Со стороны Иордании паломнический комплекс расположен в Вади эль-Харар, на картах Google это место обозначено как Аль-Махтас. Расстояние от Мадаба до Аль-Махтас – 40 км.

Израиль и Иорданию в этом месте разделяет только река Иордан, шириной всего несколько метров, граница между двумя государствами проходит ровно посередине.

ЯРДЕНИТ В ИЗРАИЛЕ

Множество паломников, ежегодно посещающих Израиль, задаются вопросом: где еще есть возможность окунуться или даже совершить обряд крещения в водах реки Иордан?

Как происходило крещение Иисуса Христа? Какой смысл несёт в себе праздник Крещения Господня? Об этом Вы сможете узнать, прочитав нашу статью!

Как происходило крещение Иисуса Христа?

До Своего тридцатилетнего возраста Господь Иисус Христос жил со Своей Матерью в маленьком городе Назарете. Помогая престарелому Иосифу в плотнической работе, Он ничем Себя не проявлял, и люди считали его за одного из детей Иосифа. Но вот приблизилось время Ему начать Свое общественное служение. Тогда Бог в особом видении повелевает пророку Иоанну Крестителю, жившему в пустыне, выступить со всенародной проповедью покаяния и крестить во Иордане всех кающихся в знак их желания очиститься от грехов. Место, где пророк Иоанн начал служение, называлось “пустыней Иудейской,” лежавшей на западном побережье Иордана и Мёртвого моря.

Евангелист Лука сообщает ценные исторические сведения этого переломного исторического момента, а именно, что в то время Палестина, которая входила в состав Римской Империи, управлялась четырьмя правителями, тетрархами. Императором тогда был Тиверий, сын и преемник Октавиана Августа, при котором родился Христос. Тиверий вступил на престол после смерти Августа в 767-м году от основания Рима, но ещё за два года до этого, в 765-м, он стал уже соправителем и, следовательно, пятнадцатый год правления его начинался в 779-м году, когда Господу исполнилось 30 лет – возраст, требуемый учителю веры.

В Иудее вместо Архелая управлял римский прокуратор Понтий Пилат; в Галилее – Ирод-Антипа, сын Ирода Великого, избившего младенцев в Вифлееме; другой его сын, Филипп, управлял Итуреей – страной, расположенной на востоке от Иордана и Трахонитидой, расположенной на северо-востоке от Иордана; в четвёртой области, Авилинее, примыкавшей с северо-востока к Галилее, при подошве Антиливана, управлял Лисаний. Первосвященниками в это время были Анна и Каиафа. Первосвященником был, собственно, Каиафа, а тесть его Анна, или Анан, отстранённый гражданскими властями от должности, но пользовавшийся у народа авторитетом и уважением, разделял власть со своим зятем.

Евангелисты называют Иоанна Крестителя “гласом вопиющего в пустыне,” потому что Он громко взывал к людям: “Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте Его путь.” Слова эти взяты из речи пророка Исаии, где он утешает Иерусалим, говоря, что кончилось время его унижения, и скоро явится слава Господня, и ” всякая плоть увидит спасение Божие” (Исаии 40:5). Пророчество это Иоанн Креститель (Иоан. 1:23) изъясняет в виде прообраза: под Господом, шествующим во главе Своего народа, возвращающегося из плена, подразумевается Мессия, а под вестником – Его Предтеча, Иоанн. Пустыней же в духовном смысле является сам народ израильский, а неровности, которые надо бы устранить, как препятствия к приходу Мессии, – это человеческие грехи и страсти; вот почему сущность всей проповеди Предтечи и сводилась к одному, собственно, призыву: Покайтесь! Это прообразное пророчество Исаии. Последний из ветхозаветных пророков, Малахия высказывает прямо, называя Предтечу “Ангелом Господним,” готовящим путь Мессии.

Свою проповедь о покаянии Иоанн Креститель обуславливал приближением Царства Небесного, то есть Царства Мессии (Матф. 3:2). Под этим Царством Слово Божие понимает освобождение человека от власти греха и воцарение праведности в его сердце (Луки 17:21; ср. Рим. 14:17). Естественно, что благодать Божия, водворяясь в сердцах людей, объединяет их в одно общество, или Царство, именуемое еще Церковью (Матф. 13:24-43, 47-49).

Готовя людей к вступлению в это Царство, открывающееся вскоре с приходом Мессии, Иоанн всех призывает к покаянию, а откликнувшихся на этот призыв крестил “крещением покаяния для прощения грехов” (Луки 3:3). Это не было еще благодатное христианское крещение, а лишь погружение в воду, как символ того, что кающийся желает очищения от грехов, подобно тому, как вода очищает его от телесной нечистоты.

Иоанн Креститель был строгим подвижником, носившим грубую одежду из верблюжьего волоса и питавшийся акридами (род саранчи) и диким мёдом. Он представлял собой резкую противоположность современным ему наставникам иудейского народа, а проповедь его о приближении Мессии, прихода Которого столь многие напряжённо ожидали, не могла не привлечь всеобщего внимания. Даже иудейский историк Иосиф Флавий свидетельствует, что “народ, восхищённый учением Иоанна, стекался к нему в великом множестве” и что власть этого мужа над иудеями была столь велика, что они готовы были сделать по его совету всё, и даже сам царь Ирод [Антипа] боялся власти этого великого учителя. Даже фарисеи и саддукеи не могли спокойно смотреть на то, как народ массами идёт к Иоанну, и сами были вынуждены пойти в пустыню к нему; но едва ли все они шли с искренними чувствами. Поэтому неудивительно, что Иоанн встречает их строгой обличительной речью: “Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева?” (Матф. 3:7). Фарисеи искусно прикрывали свои пороки точным соблюдением чисто внешних предписаний Моисеева закона, а саддукеи, предаваясь плотским утехам, отвергали то, что противоречило их эпикурейскому образу жизни: духовный мир и загробное воздаяние.

Иоанн обличает их надменность, их уверенность в собственной справедливости и внушает им, что надежда их на происхождение от Авраама не принесёт им никакой пользы, если они не сотворят плодов, достойных покаяния, ибо “Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь” (Матф. 3:10; Луки 3:9), как ни на что не годное. Истинные чада Авраама не те, кто происходят от него по плоти, но те, кто будут жить в духе его веры и преданности Богу. Если не раскаетесь, то Бог отвергнет вас и призовёт на ваше место новых чад Авраама по духу (Матф. 3:9; Луки 2:8).

Смущённые строгостью его речи, люди спрашивают: “Что же нам делать? ” (Луки 3:11). Иоанн отвечает, что необходимо творить дела любви и милосердия и воздерживаться от всякого зла. Это и есть “Плоды, достойные покаяния,” – т.е. добрые дела, противоположные тем грехам, которые они совершали.

Тогда было время всеобщего ожидания Мессии, причём иудеи верили, что Мессия, когда придёт, будет крестить (Иоан. 1:25). Неудивительно потому, что многие стали задаваться вопросом, не Христос ли сам Иоанн? На это Иоанн отвечал, что он крестит водой в покаяние (Матф. 3:11), то есть в знак покаяния, но за ним идёт Сильнейший его, Которому он, Иоанн, недостоин развязать обуви, как это делают рабы для своего господина. “Он будет крестить вас Духом Святым и огнём” (Матф. 3:11; Луки 3:16; ср. Марка 1:8) – в Его крещении будет действовать благодать Святого Духа, как огонь, попаляющий всякую греховную скверну. “Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё, и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым ” (Матф. 3:12; Луки 2:17), т. е. Христос очистит народ Свой, как хозяин очищает своё гумно, от плевел и сора, пшеницу же, то есть уверовавших в Него, соберёт в Свою Церковь, как в житницу, а всех отвергающих Его предаст вечным мучениям.

Тогда среди прочего народа к Иоанну пришёл и Иисус Христос из Назарета Галилейского, чтобы креститься от него. Иоанн никогда до этого не встречался с Иисусом и потому не знал Кто Он. Но когда Иисус подошел к нему для крещения, то Иоанн, как пророк, почувствовал Его святость, безгрешность и бесконечное превосходство над собой, и поэтому в недоумении возразил: “Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? ” – ” Так надлежит нам исполнить всякую правду,” – кротко ответил Спаситель (Матф. 3:15). Этими словами Господь Иисус Христос хотел сказать, что Он, как родоначальник нового, возрождённого Им человечества, должен был Собственным примером показать людям необходимость всех Божественных установлений, в том числе и крещения.

Однако, “крестившись, Иисус тотчас вышел из воды” (Матф. 3:16), потому что Ему, не было надобности исповедоваться, как делали это остальные крестящиеся, оставаясь в воде во время исповедания своих грехов. Крестившись, Иисус, по словам Евангелиста, молился, очевидно, о том, чтобы Отец Небесный благословил начало Его служения.

” И се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. ” Очевидно, Духа Божия увидел не только Иоанн, но и народ, бывший при этом, поскольку цель этого чуда была явить людям Сына Божия в Иисусе, пребывавшем до тех пор в неизвестности. Вот почему в день праздника Крещения Господня, называемого так же Богоявлением, в церковной службе поется: “Явился еси днесь вселенней…” Согласно Евангелисту Иоанну, Дух Божий не только сошёл на Иисуса, но и остался на Нём (Иоан. 1:32).

Дух Святой явился в виде голубя потому, что этот образ наиболее приличествовал Его свойствам. По учению святого Иоанна Златоуста, “голубь есть особенно кроткое и чистое существо. А так как Дух Святой есть Дух кротости, то Он и явился в этом виде.” По изъяснению святого Кирилла Иерусалимского, “как при Ное голубица возвестила прекращение потопа, принеся масличный сучок, так и теперь Дух Святой возвещает разрешение грехов в виде голубя. Там сучок масличный, здесь милость Бога нашего.”

Голос Бога Отца: ” Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение,” указал Иоанну Крестителю и присутствующему народу на Божественное достоинство Крещаемого, как на Сына Божия в собственном смысле, Единородного, на Котором вечно пребывает благоволение Бога Отца; и вместе с тем эти слова были ответом Отца Небесного на молитву Его Божественного Сына о благословении на великий подвиг спасения человечества.

Крещение Господне наша святая Церковь празднует 19 января н. с. (6 января с.с.), именуя этот праздник Богоявлением, так как в событии этом явила Себя людям вся Святая Троица: Бог Отец – голосом с неба, Бог Сын – крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой – снизошедшим на Иисуса Христа голубем. Праздник Крещения, наравне с праздником Пасхи, является самым древним христианским праздником. Он всегда встречается христианами с большим подъемом, потому что напоминает об их собственном крещении, чем побуждает глубже осознать силу и значение этого таинства.

Для христианина, говорит отец Церкви первых веков святой Кирилл Иерусалимский, воды крещения являются “и гробом, и матерью.” Гробом для его прежней греховной жизни вне Христа и матерью его новой жизни во Христе и в Царстве Его бесконечной правды. Крещение – дверь из царства тьмы в Царство света: “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся.” – Кто крещен во Христа, тот и облачен в ризу Христовой праведности, уподобляется Ему, становится участником Его святости. Сила крещения заключается в том, что крещаемый получает способность и силу любить Бога и своих ближних. Эта христианская любовь влечет христианина к праведной жизни и помогает ему преодолевать привязанность к миру и его греховным наслаждениям.

Многих христиан волнует, в каком возрасте следует принимать крещение. В современном христианстве нет единого мнения по этому вопросу. Часть церквей настаивает на крещении младенцев, часть считает крещение возможным только в сознательном возрасте. Мы хотели бы предложить читателю небольшой экскурс в церковную историю, чтобы рассказать об истоках этой проблемы.

Библия однозначно говорит о крещении как о сознательном решении, требующем веры самого человека, покаяния и знакомства с основными положениями христианского учения. Апостол Петр, призывая народ обратиться к Иисусу Христу, говорил: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (Деяния 2:38) . А Сам Иисус Христос, давая последние повеления Своим ученикам, подчеркивал, что принимающие крещение должны знать Евангельскую весть и иметь веру: «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Марка 16:15-16).

В первые века существования христианской церкви крещение принимали только взрослые, следуя примеру Спасителя, Который Сам принял крещение в возрасте 30 лет. Новорожденных же детей не крестили, а только совершали над ними молитву и некий обряд с использованием соли. Далее перед крещением человек проходил процедуру «оглашения» – обучения христианскому учению и наставления в вере. Судя по дошедшим до нас «огласительным беседам», обучение оглашаемых было очень серьезным, и, пожалуй, даже более обширным, чем можно получить в церкви наших дней. Оглашаемые не допускались до причастия, и до сих пор в литургии православной церкви сохранился возглас: «Оглашенные, изыдите!», хотя практика самого оглашения давно уже исчезла. Что же побудило церковь отойти от первоначального подхода ко крещению?

Мы знаем, что после крещения человек начинает новую жизнь, и вода крещения смывает все грехи, совершенные ранее. «Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Коринфянам 5:17) . «Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» (Деяния 22:16) .Таким образом, человек выходит из воды без грехов – прежние грехи прощены и забыты, а новых он еще не успел совершить. Когда, исходя из житейской логики, лучше всего оказаться в таком состоянии? Лучше всего перед смертью.

Поэтому в в древние времена в церкви сложился обычай откладывать крещение до самых последних дней жизни. Известно, что императора Константина Великого крестил на смертном одре арианский епископ Евсевий Никомидийский. Перед самой смертью крестились и его потомки. Предсмертное крещение казалось вполне нормальным даже многим служителям церкви. Августин Блаженный в своей «Исповеди» вспоминает, как тяжело заболел в детстве, и его мать, думая, что сын умирает, решила крестить его. Но когда ребенку стало лучше, крещение отложили: «Таким образом, очищение мое отложили, как будто необходимо было, чтобы, оставшись жить, я еще больше вывалялся в грязи; по-видимому, грязь преступлений, совершенных после этого омовения, вменялась в большую и более страшную вину» (Исповедь. I, 11).

Такой подход к крещению искажал его истинную суть. Вместо радостного возрождения к новой жизни, акта веры (а значит, и доверия) Богу, оно воспринималось лишь как некая «чистка кармы», которую стремятся отложить на более поздний момент, чтобы очистить ею как можно больше грехов. Поступая так, человек демонстрировал сомнения в способности Бога возродить грешного человека к праведной жизни.

Видя такие изменения в мыслях своей паствы, многие деятели церкви убеждали своих подопечных не бояться крещения. Одним из самых известных сочинений, посвященных этой теме, является проповедь Василия Великого «Беседа побудительная к принятию святого крещения». В ней Василий Великий указывает на преимущества, даруемые крещением: «Если бы золото раздавал я в церкви, не сказал бы ты мне: завтра приду, завтра дашь; но, прося поспешить с раздачей, потребовал бы теперь же, и негодовал бы на замедление. Но когда Великодаровитый предлагает тебе не доброцветность вещества, но душевную чистоту, придумываешь предлоги и вычисляешь причины, между тем как надлежало спешить к дару».

Василий Великий также предупреждает тех, кто откладывает свое крещение, о возможности перехитрить самого себя: « Для чего ждешь, чтобы крещение было для тебя даром горячки, когда не в состоянии уже будешь произнести спасительных слов, а может быть, нельзя тебе будет и выслушать их ясно … так что и присутствующие останутся в сомнении, ощутил ли ты благодать или бесчувствен к совершаемому».

Но самое главное, Василий честно говорит о причинах, побуждающих людей медлить с крещением: «Эта медленность не иное что выражает, как следующее: “Пусть сначала царствует во мне грех, после будет когда-нибудь царствовать и Господь”. … Так и Каин приносил жертвы; что было лучшего, то – в услаждение себе самому, а что похуже, то – сотворившему и даровавшему Богу. Пока способен ты к трудам – проводишь юность свою в грехах; а как скоро члены ослабели, тогда приносишь их в дар Богу, когда уже ни на что нельзя употребить их и по необходимости надо оставлять в бездействии, потому что сила утрачена от долговременного истощения. Целомудрие в старости – уже не целомудрие, а невозможность предаваться невоздержанию. Мертвого не увенчают; не тот праведник, кто не в силах делать зло».

Естественно, жители Кесари Каппадокийской, где Василий Великий был епископом, не питали иллюзий по поводу мнимых выгод предсмертного крещения. Но таких пастырей, как Василий, было немного. Требовалось какое-то решение, которое бы повсеместно изменило ситуацию самым коренным образом. И как часто бывает, чтобы избавиться от одной крайности, церковь ушла в другую. Своеобразным ответом на крещение перед смертью стало крещение детей. Ведь тот, кто получил крещение в младенчестве, уже не сможет отложить его на неопределенный срок, так как оно уже состоялось независимо от его воли. Обычай крестить новорожденных, принятый ранее в Северной Африке, распространился повсеместно и был утвержден на VI Вселенском соборе в 681 г. после Р. Х. Сегодня о предсмертном крещении уже забыли, но традиция крещения младенцев осталась. Отходить от этой практики христиане начали лишь в XVI веке, с началом движения анабаптистов.

В каком же возрасте следует принимать крещение? Если вы были крещены в младенчестве, но сегодня, в сознательном возрасте, познакомились с Евангелием, полюбили Господа и приняли решение следовать за Ним, значит, пришло время заключить настоящий завет с Богом, основанный на покаянии и вере в Сына Божьего, прощающего наши грехи ценой Своей Голгофской жертвы. Не откладывайте это решение в далекое будущее. Иисус Христос говорит сегодня вам:

1 Крещение в Новом Завете имеет прообразы в Ветхом Завете: очищающие и ритуальные омовения

8 Очищаемый омоет одежды свои, острижет все волосы свои, омоется водою, и будет чист; потом войдет в стан и пробудет семь дней вне шатра своего;
(Лев.14:8)

5 и кто прикоснется к постели его, тот должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера;
(Лев.15:5)

16 если же не вымоет [одежд своих] и не омоет тела своего, то понесет на себе беззаконие свое.
(Лев.17:16) и проч.

которые в пророческих предсказаниях становятся символом очищения от грехов

16 Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
(Ис.1:16)

25 И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас.
(Иез.36:25)

1 В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты.
(Зах.13:1)

Наряду с этими ветхозаветными образцами перед глазами Иоанна, вероятно, были также и современные ему явления. К ним принадлежит крещение прозелитов, предположительно появившееся в I в. по Р.Х.

Это крещение, наряду с обрезанием, совершалось над язычниками, а для девушек и женщин являлось единственным внешним признаком их обращения в иудаизм. Иоанну, возможно, было также известно крещение послушников в секте ессеев в Кумране (Рукописи Мертвого моря).

Несмотря на возможность существования таких связей, прозвище Иоанна — «Креститель» указывает на то, что совершаемое им крещение расценивалось как нечто совершенно новое;

2 Иоанново крещение водой, неразрывно связанное с его проповедью покаяния, предполагает исповедание крещаемым своих грехов и осознание своей греховности.

6 и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.
7 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
8 сотворите же достойный плод покаяния
9 и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
10 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
(Матф.3:6-11)

4 Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.
5 И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.
(Мар.1:4,5)

3 И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов,
4 как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему;
5 всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими;
6 и узрит всякая плоть спасение Божие.
7 [Иоанн] приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
8 Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
(Лук.3:3-8) и след.

Эти обстоятельства, а также указание на крещение Святым Духом и огнем

11 Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;
(Матф.3:11)

как на более высокую ступень крещения, которая станет возможной только с явлением Христа,

1 Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя [там] некоторых учеников,
2 сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.
3 Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.
4 Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.
5 Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса,
6 и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить [иными] языками и пророчествовать.
7 Всех их было человек около двенадцати.
(Деян.19:1-7)

говорят о том, что Иоанново крещение занимает место предварительного крещения в священноисторической последовательности. Деятельностью Иоанна община людей, связывающих свое спасение с явлением Мессии, приготовляется к приходу Христа и сплачивается.

II. Крещение Иисуса

1 Крещение в Иордане

Иисус принял крещение в Иордане (см. Мк 1:9 и параллельные места), чтобы «исполнить всякую правду». Значение этого крещения относилось только к Нему как к Божьему Мессии, поскольку нигде в Новом Завете крещение в древней Церкви не обосновывается этим крещением Иисуса и не связывается с Ним.

9 И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.
10 И когда выходил из воды, тотчас увидел [Иоанн] разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.
11 И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
(Мар.1:9-11)

Иисус в этом крещение приобщается к нам, грешным людям. С одной стороны, в начале общественного служения Иисуса Бог возвещает и подтверждает, что Иисус — Его Сын (ст. 11), а с другой, Иисус, как Агнец (Ин 1:29), подчиняет Себя Закону Божьего суда, как всякая грешная плоть;

29 На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира.
(Иоан.1:29)

2 Крещение страданиями

Исходя из этой предпосылки, все страдания Иисуса, вплоть до Его смерти на кресте, можно тоже назвать «крещением» (Мк 10:38; Лк 12:50).

38 Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?
(Мар.10:38)

50 Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!
(Лук.12:50)

Именно это имеет в виду Павел, говоря о К. Иисуса как о К. «в смерть»

3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
(Рим 6:3 и след.)

III. Крещение в древней церкви

1 для постижения сущности новозаветного крещения основополагающее значение имеет тот факт, что в Церкви Христовой крещение Духом Святым,

11 Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;
(Матф.3:11 и парал. места)

пророчески предсказанные Иоанном, становится тем событием, которое учреждает и знаменует собой эту Церковь.

Ученики Иисуса некоторое время продолжали совершать крещение водой как (Иоанново) крещение в покаяние,

26 И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему.
(Иоан.3:26)

2 хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его, —
(Иоан.4:2)

но под воздействием деяний Самого Иисуса, стали, начиная с дня Пятидесятницы, крестить заново — теперь уже «во имя Иисуса Христа»

38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.
(Деян.2:38)

16 Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.
(Деян.8:16)

48 И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.
(Деян.10:48)

15 дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя.
(1Кор.1:15)

11 И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.
(1Кор.6:11)

27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
(Гал.3:27)

или — исполняя повеление Иисуса о крещении — во имя триединого Бога.

19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
(Матф.28:19)

Христианский праздник Крещения установлен в память о крещении Иисуса Христа. В православии входит в число особо почитаемых двунадесятых праздников. В XXI веке приходится на 19 января григорианского календаря.

Что известно об этом событии? Иисус решил креститься уже в зрелом возрасте. Произошло это в водах реки Иордан. А выполнял обряд Иоанн Креститель. Подробности рассказывает «АиФ-Ростов».

Во сколько лет крестился Иисус Христос?

Согласно евангельскому повествованию, чтобы принять крещение Иисус Христос пришёл к Иоанну Крестителю в 30-летнем возрасте - значит, в 30 году от Рождества Христова (или нашей эры). Следовательно, это было 1988 лет назад.

Согласно всем трём Евангелиям (от Матфея, Марка и Луки), во время крещения на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. Одновременно голос с небес провозгласил: «Ты сын мой возлюбленный; в тебе моё благоволение!»

Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. 40 дней он «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни…».

Что известно о Крестителе?

Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев пришедшего Иисуса, был удивлён и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?».

На это получил такой ответ: «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна.

Таким образом, при участии Иоанна, всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса Христа, которое рассматривается как первое событие общественного служения Крестителя.

После крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились».

Крещение Христово связывают с появлением первых из 12 апостолов. Считается, что начало этому положила проповедь Иоанна Крестителя на следующий день после крещения Иисуса. «… Увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом».

Где происходило крещение?

Из разных источников известно, что крещения Иисуса Христа произошло на реке Иордан в селении Вифавара. Но где доподлинно находится это самое место, спорят до сих пор. Дело в том, что в Палестине того времени было несколько селений с одноименным названием.

Вид на Аль-Махтас (Вади аль-Харар) из Каср аль-Яхуда, предполагаемое место Крещения Иисуса Христа. Современный православный храм Иоанна Предтечи. Фото: Commons.wikimedia.org / Idobi

Долгое время считалось, что Вифавара находится на территории Израиля, недалеко от местечка Каср-Эль-Яхуд, что в четырёх километрах от того места, где река Иордан впадает в Мертвое море, рядом с переправой.

Позже, благодаря мозаике с указанием всех христианских Святынь в храме Святого Георгия, в Иорданском городе Мадаба, удалось выяснить, что место крещения Иисуса Христа находится не на территории Израиля, а на противоположном берегу реки, на территории современной Иордании в местечке Вади эль-Харар.

Примечательно, что в том месте, где почти две тысячи лет назад происходил обряд Крещения, воды уже нет - река сменила русло.

В подтверждение этой версии в Вади эль-Харар на сухом месте в 1996 году археологи обнаружили руины трех византийских церквей и мраморную плиту. Предполагают, что на ней стояла колонна с крестом, установленная во времена раннего христианства на месте Крещения Иисуса Христа.

Именно эта колонна часто упоминается в письменных свидетельствованиях паломников византийской эпохи, посетивших Святые места.




Top