Декоративное направление. Произведение народного декоративного искусства: виды

Способность к творчеству генетически заложена в человеке. Искусство возникло в следствии природной потребности человека к прекрасному, в чувственном удовлетворении от созданного или увиденного.
Древнейшим видом художественной деятельности считается декоративно-прикладное искусство(ДПИ). Люди всегда стремились украшать себя,свое жилище и вещи, которыми пользовались.Из самых обычных материалов - камня, металла, дерева, глины - народ создавал подлинные произведения искусства, выражавшие эмоционально-эстетическое восприятие мастером окружающего мира.

Все произведения ДПИ можно разделить на две группы. Первую представляют предметы обихода(одежда,различная утварь, посуда, мебель,ткани),где красота предмета неразрывно связана с его пользой.

Вторая группа представлена предметами декоративного назначения, здесь возможна более свободнная трактовка средств выразительности, это панно, декоративные вазы, сувениры и т.п

Декоративные статуи, гобелены, мозаика, панно занимают особое место.Они могут быть как средством декора архитектурной среды, так и самостоятельными произведениями.

Декоративно-прикладное искусство имеет непосредственную связь с бытовыми потребностями людей, свои средства выразительности. Человечество на протяжении всей жизни занимается разнообразными видами деятельности: домашним бытом, спортом, творчеством, широким спектром общественных, трудовых, культовых функций и т.д. Cуществуют огромное количество разных бытовых предметов, вещей, которые помогают человеку выполнять разные действия. Многие из них имеют отношение к сфере ДПИ. Изготавливают такие предметы из разных материалов и при этом могут использоваться разные техники выполнения. Учитывая важную ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственную связь с производством, произведения ДПИ классифицируют по функциональным признакам использования объектов ДПИ, по принадлежности к разным видам материалов и по технологии изготовления.

Классификация ДПИ по функциональным признакам использования.

Бижутерия.

Ювелирные изделия.

Украшения из природных материалов.

Осветительные приборы.

Предметы для украшения интерьера и т.д.

Виды ДПИ по технологии выполнения.

Ковроделие.

Ткачество.

Художественная роспись яиц.

Изготовление изделий из стекла.

Гончарство.

Художественная обработка металла.

Вытынанка.

Лозоплетение.

Флористика.

Народная живопись.

Художественная обработка кости и др.

Классификация по материалам.
Художественные ткани.

Художественный текстиль.

Художественная керамика.

Художественное стекло.

Художественный металл.

Художественная обработка дерева(резьба, столярство, бондарство).

Художественная обработка кожи.

Более подробно виды ДПИ будут рассмотрены в следующих статьях.

По способу изготовления предметы современного ДПИ существуют в двух формах: промышленной и ремесленной.

Общественное разделение труда на стадии мануфактуры, развитие промышленности привели к тому, что польза и красота, назначение и оформление изготовленных изделий стали прерогативой разных специалистов.

Со временем возникает художественная промышленность- машинное производство декоративно-прикладных изделий, которыми оформляют жилые и общественные здания, вещи домашнего использования. В наше время кроме художественных промыслов массовое производство произведений ДПИ обеспечивается специальными предприятиями художественной промышленности.

Изделия профессионального и народного декоративно-прикладного искусства во многом похожи, но есть и различия. Народный художник свое произведение в основном выполняет вручную. Мастер может трудиться как в одиночку, так и в коллективе. Изделия народного промысла не тиражируются массово. Даже если народные художники в мастерской изготовляют серию изделий, все равно каждая вещь индивидуальна.

Произведения ДПИ, созданные на предприятиях художественной промышленности или в мастерских, обычно выпускаются массовым тиражом.Стандартизация накладывает определенные ограничения на творчество художников, делает, вещи, предметы похожими.Также специалисты должны учитывать спрос на изделие, качество материалов из которых будет изготовляться вещь, наличие оборудования необходимой мощности и др. Но профессиональные художники создают и авторские образцы, существующие в единственном экземпляре.Если специалист получает индивидуальный заказ, то он свободен от ограничений и может создавать такую уникальную вещь, какую позволит его творческое дарование и требование заказчика.

Органическое единство формы предмета, которая четко определяет его назначение, и художественно-изобразительных средств, которые делают предмет красивым, отображают профессиональное мастерство автора.

Есть и третье направление в создании изделий ДПИ , его тоже можно отнести к ремесленной форме.Это огромная армия почитателей творческой деятельности, рукоделия в быту. Это люди, не имеющие специального образования, любители, для которых- это определенный вид художественной самодеятельности, своеобразная форма отдыха, а в настоящее время и возможность дополнительного заработка.Вязание, вышивка, столярные работы, цветоделие, чеканка, резьба и т.д- виды деятельности «на дому», которые приобщают людей к художественному творчеству, формируют вкус, высокие художественные потребности.

Творчество на дому в наше время получило название «хендмейд», от английского » handmade»- ручная работа, а также такое название носит сам процесс по созданию уникальных изделий.

Мода на хендмейд пришла с Запада в XXI веке. Сейчас это слово используется практически для обозначения всего креативного и оригинального, любой ручной поделки, в которую вложена частица душевного тепла автора.

» Будь счастливым, пользуясь мною»- выгравировал на маленькой серебряной ложке мастер далекой римской эпохи. Этот девиз можно и сейчас применить ко всем видам прикладного искусства- пусть будут счастливыми люди, для которых польза и красота неотделимы.

Декоративно-прикладное искусство (от. лат. decoro — украшаю) — раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В научной литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Батик, ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. На ткань — шелк, хлопок, шерсть, синтетеку — наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв. Различает несколько видов, например голодный и горячий.

Гобелен , стенной безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей.

«Предложение сердца». Аррас. Ок. 1410. Музей Клюни

_____________________________________________________________________________________________________

Нитяна́я гра́фика (варианты названия: изонить, изображение нитью, ниточный дизайн), техника, получения изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании.

_____________________________________________________________________________________________________

Художественная резьба:

по камню :

Акролит — смешанная техника, использовавшаяся в античной скульптуре, при которой обнажённые части статуи изготавливались из мрамора, а одежда— из раскрашенного или позолоченного дерева. Туловище (основной скрытый каркас статуи) также могло быть деревянным.

Гли́птика — искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях, геммах. Одно из наиболее древних искусств. Также относиться к ювелирному искусству.

_____________________________________________________________________________________________________

Художественная резьба:
по дереву :

Один из древнейших и наиболее распространенных видов художественной обработки дерева, при котором узор наносится на изделие при помощи топора, ножа, резцов, долот, стамесок и других подобных инструментов. С совершенствованием технологий появилась токарная обработка дерева и фрезерование, значительно упростившие труд резчика. Резьба применяется в домовом декоре, при украшении бытовой утвари и предметов мебели, для изготовления мелкой деревянной пластики и игрушек.

Сквозная резьба подразделяется на собственно сквозную и накладную, имеет два подвида:

Прорезная резьба — (сквозные участки прорезаются стамесками и резцами).Пропильная резьба (фактически то же самое, но такие участки выпиливаютсяпилой или лобзиком).Прорезную или пропильную резьбу с рельефным орнаментом называют ажурной.

Плосковыемчатая резьба резьба характерна тем, что её основой служит плоский фон, а элементы резьбы углубляются в него, то есть нижний уровень резных элементов лежит ниже уровня фона. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:

Контурная резьба — самая простая, единственным её элементом является канавка. Такие канавки-желобки и создают рисунок на плоском фоне. В зависимости от выбранной стамески канавка может быть полукруглой или треугольной.

Скобчатая (ногтевидная) резьба — основным элементом является скобка (внешне похожа на след, оставляемый ногтем при надавливании на любой мягкий материал, отсюда и пошло название ногтевидная) — полукруглая насечка на плоском фоне. Множество таких скобок разных размеров и направлений и создаёт рисунок или его отдельные элементы.

Геометрическая (трёхгранная, трёхгранновыемчатая) резьба — имеет два основных элемента: колышек и пирамиду (заглубленная внутрь трёхгранная пирамидка). Выполняется резьба в два этапа: наколка и подрезка. Сначала резцом накалывают (намечают) сектора, которые необходимо срезать, а затем подрезают их. Многократное использование пирамид и колышком на разных расстояниях и под разными углами даёт великое множество геометрических фигур, среди которых различают: ромбы, витейки, соты, цепочки, сияния и т. д.

Чернолаковая резьба — фоном служит плоская поверхность покрытая чёрным лаком или краской. Как в контурной резьбе прорезаются канавки на фоне, из которых и строится рисунок. Различная глубина канавок и их разный профиль дают интересную игру светотени и контраста чёрного фона и светлых прорезанных канавок.

Рельефная резьба характерна тем, что элементы резьбы находятся выше фона или на одном уровне с ним. Как правило, в этой технике выполняются все резные панно. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:

Плоскорельефная резьба с подушечным фоном — можно сравнить с контурной резьбой, но все края бороздок заоваливаются, причём порой с разной степенью крутизны (со стороны рисунка более резко, со стороны фона постепенно, отлого). За счёт таких заоваленных контуров фон кажется сделанным из подушек, отсюда и пошло название. Фон находится на одном уровне с рисунком.

Плоскорельефная резьба с выбранным фоном — та же резьба, но только фон выбирается стамесками на уровень ниже. Контуры рисунка заоваливаются также.

Абрамцево-кудринская(кудринская) — зародилась в усадьбе Абрамцево под Москвой, в деревне Кудрино. Автором считают Василия Ворноскова. Резьба отличается характерным «кудреватым» орнаментом — вьющимися гирляндами лепестков, цветов. Часто используются такие же характерные изображения птиц и животных. Как и плоскорельефная, бывает с подушечным и выбранным фоном.

Резьба «Татьянка» — этот вид резьбы появился в 90-х годах XX века. Автор (Шамиль Сасыков) назвал этот сформировавшийся стиль в честь своей жены и запатентовал его. Как правило, такая резьба содержит растительный орнамент. Характерной особенностью является отсутствие фона как такового — один резной элемент постепенно переходит в другой или накладывается на него, таким образом заполняется все пространство.

Художественная резьба:
по кости:

Нэ́цкэ — миниатюрная скульптура, произведение японского ДПИ, представляющее собой небольшой резной брелок.

Керамика , изделия из глины, изготовляемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.

Вышивка , общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы бывает гладью, крестом, древнерусское лицевое шитье.

Вязание , процесс изготовления изделий из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы, игла) или на специальной машине (механическое вязание).

Макраме , техника узелкового плетения.

Ювелирное искусство .

(от нем. Juwel или голл. juweel - драгоценный камень), изготовление художественных изделий (личных украшений, предметов быта, культа, вооружения и др.) преимущественно из драгоценных (золото, серебро, платина), а также некоторых драгоценных цветных металлов, часто в сочетании с драгоценными и поделочными камнями, жемчугом, стеклом, янтарём, перламутром, костью и т. д. В ювелирном искусстве применяются ковка, литьё, художественная чеканка и канфаренье (придание поверхности металла зернистости и матовости при помощи чекана в виде тупого шила или трубочки), тиснение, резьба или гравировка, оброн (техника, при которой фон вокруг рисунка вырезается), филигрань, зернь, чернь, эмали (финифть), инкрустация, травление, полировка и др., механические приёмы обработки - штамповка, вальцовка и др..

Художественная обработка кожи.

Приемы художественной обработки кожи.

Тиснение. Различают несколько видов тиснение. В промышленном производстве применяются различные способы штамповки, когда рисунок на коже выдавливается при помощи пресс-форм. При изготовлении художественных изделий также применяют штамповку, но используют наборные штампы и чеканы. Другой способ — тиснение с наполнением — вырезание из картона (лигнина) или кусочков шоры элементов будущего рельефа и подкладывание под слой предварительно увлажненной юфти,которую затем обжимают по контуру рельефа. Мелкие детали выдавливают без подкладки за счет толщины самой кожи. При высыхании она твердеет и «запоминает» рельефный декор. Термотиснение — выдавливание декора на поверхности кожи при помощи разогретых металлических штампов.

Перфорация или высечка — один из древнейших приемов. Собственно он сводится к тому, что при помощи пробойников различной формы в коже высекаются отверстия расположенные в виде орнамента.

Плетение — один из способов обработки, заключающийся в соединении при помощи специальной техники нескольких полосок кожи. В ювелирных изделиях часто применяют элементы макрамэ, выполненные из «цилиндрического» шнурка. В сочетании с перфорацией плетение применяется для оплётки края изделий (используется для отделки одежды, обуви, сумок).

Пирография (выжигание) — приём новый, но с древней родословной. Видимо, первоначально выжигание по коже явилось побочным эффектом при термо-тиснении, но затем широко применялось как самостоятельный прием. При помощи пирографии можно наносить на кожу очень тонкие и сложные рисунки. Часто применяется в сочетании с гравировкой, росписью, тиснением при создании панно, украшений, изготовлении сувениров.

Гравировка (резьбу) применяют при работе с тяжелыми, плотными кожами. На лицевую поверхность размоченной кожи с помощью резака наносят рисунок. Затем любым металлическим предметом продолговатой формы прорези расширяют и заполняют акриловой краской. При высыхании контурный рисунок сохраняет свою чёткость, а линии — толщину.

Аппликация в кожевенном деле — наклеивание или пришивание кусочков кож на изделие. В зависимости от того, какое изделие декорируется, несколько различаются способы аппликации.

Интарсия — по сути, то же, что инкрустация и мозаика: фрагменты изображения монтируются «стык-в-стык». Интарсию выполняют на текстильной или деревянной основе. В зависимости от этого выбирают сорта кож. Для достижения надлежащего качества по предварительному эскизу выполняют точные лекала всех фрагментов композиции. Затем по этим лекалам из предварительно окрашенных кож вырезают элементы и наклеивают на основу при помощи костного клея или эмульсии ПВА. Техника интарсии применяется в основном для создания настенных панно, но в сочетании с другими приемами может использоваться при изготовлении бутылей, сувениров, декорировании мебели.

Кроме того, кожу можно расписывать, её можно формовать, придавая любую форму и рельеф (при помощи размачивания, проклеивания, наполнения).

Художественная обработка металла :

Работа в технике Филигрань

Литье. Золото, серебро, бронза обладают высокой плавкостью и легко разливаются в формы. Отливки хорошо повторяют модель. Перед литьем мастер изготовляет модель из воска. Те части предмета, которые должны быть особенно прочными, например, ручки сосудов, рукоятки или защелки, а также орнаменты и фигуры, отливаются в формах из песка. Для сложных предметов требуется изготовление нескольких моделей, поскольку разные части отливаются раздельно, а затем соединяются посредством спайки или привинчивания.

Художественная ковка — один из древнейших способов обработки металлов. Она осуществляется ударами молотка по заготовке. Под его ударами заготовка деформируется и принимает желаемую форму, но такая деформация без разрывов и трещин свойственна в основном только драгоценным металлам, которые обладают достаточной пластичностью, вязкостью, тягучестью.

Чеканка — это очень своеобразная, наиболее артистическая и одновременно трудоемкая техника производства. Драгоценные металлы поддаются прокатке в тонкий лист, затем форма предмета приобретает свои очертания в холодном состоянии с помощью разгонных молотков. Часто художественное изделие обрабатывается на основе (свинцовой или смоляной подушке), которая избирается в зависимости от степени ковкости металла. Короткими и частыми ударами молотка при постоянном прижиме и вращении металл выстукивается до тех пор, пока не получится желаемая форма. Затем переходят к чеканке (выбивке декора). Декор выбивается с помощью чеканов (стальных стержней определенного профиля). Изделия, откованные из цельного куска заготовки, представляют собой наивысшие художественные произведения. Легче работать с двумя или более кусками заготовки, которые затем припаивают друг к другу.

1. Чеканка из листа.
2. Чеканка по литью или оброну.
В первом случае из листовой заготовки средствами чеканки создают новое художественное произведение, во втором — только выявляют и завершают художественную форму, ранее уже отлитую в металле (или вырезанную из металла техникой оброна).

Металлопластика. Художественные произведения, выполненные в этой технике, напоминают по виду чеканку из листа, а по существу они значительно отличаются, прежде всего толщиной листового металла.
Для чеканки идут листы толщиной от 0,5 мм и больше, а для металлопластики применяется фольга до 0,5 мм. Однако главное отличие металлопластики — в самом технологическом процессе и наборе инструментов. В чеканке форма образуется за счет ударов молотком по чекану, а в металлопластике форма лепится путем плавных деформаций, осуществляемых специальными инструментами, напоминающими собой скульптурные стеки.

Гравирование — один из видов древнейшей художественной обработки металла. Его сущность — нанесение линейного рисунка или рельефа на материал при помощи резца. В технологии художественного граверного мастерства можно различать:
— плоскостное гравирование (двух мерное), при котором обрабатывается
только поверхность; Его назначение — декорирование поверхности изделия путем нанесения контурного рисунка или узора, сложных портретных, многофигурных или ландшафтных тоновых композиций, а также исполнение различных надписей и шрифтовых работ. Гравированием украшают как плоские, так и объемные изделия.
К плоскостной гравировке, называемой также гравировкой по глянцу или гравировкой для вида, относится и гравировка под чернь, которая в технологическом отношении отличается от обычной только тем, что выполняется несколько глубже, а затем выбранный рисунок заполняется чернью.
обронное гравирование (трехмерное).
Обронное гравирование — способ, при котором создается рельеф или даже объемная скульптура из металла. В об-ронном гравировании выделяют два варианта: выпуклое (позитивное) гравирование, когда рисунок рельефа выше фона (фон углублен, снят), углубленное (негативное) гравирование, когда рисунок или рельеф режется внутрь.

Травление. Это еще одна техника, родственная графике. Как и в офорте, предмет покрывался смолой или воском, а затем на нем процарапывался декор. При погружении изделия в кислоту или щелочь процарапанные места протравливались, а поверхность вокруг них, часто поврежденная вмешательством инструмента, тускнела. Так возникал очень неглубокий и мягко проступающий рельеф.

Филигрань — своеобразный вид художественной обработки металла, занимающий с глубокой древности важное место в ювелирном деле.
Термин «филигрань» более древний, он произошел от двух латинских слов: «филюм» — нить и «гранум» — зерно. Термин «скань» русского происхождения. Он берет свое начало от древнеславянского глагола «съкати» — ссучивать, свивать. Оба термина отражают технологическую сущность этого искусства. Термин «филигрань» сочетает в себе названия двух основных первичных элементов, из которых производят характерную для сканного производства, а именно то, что проволока применяется в этом виде искусства ссученной, свитой в шнуры.
Чем тоньше проволока и чем туже, круче она ссучена, тем красивее изделие, особенно если этот узор дополняет зернь (мельчайшие шарики).

Эмалирование. Эмаль — это образовавшаяся посредством частичного или полного расплавления стекловидная застывшая масса неорганического, главным образом окисного состава, иногда с добавками металлов, нанесенная на металлическую основу.

Декоративная обработка
Описание декоративной отделки изделия должно нести информацию о расположении, индивидуальных размерах, количестве, характеристиках элементов художественной обработки. Типичные элементы, включаемые в общее описание, приводятся ниже.
1. Матирование.
2. Чернение.
3. Оксидирование.
Матирование
Матированной, или фактурованной, поверхностью изделий считают поверхность, отличающуюся от полированной, несущую декоративную нагрузку.
Фактура поверхности может быть мелкоямочной, мелкоштриховой, матовой. Чаще всего используется эффект комбинированной обработки фактуры с глянцем. Участки фактурной поверхности получают, используя литьевую корку изделий, шлифованную поверхность (предварительно обработав пескоструйной рабочую поверхность штампа), применяя травление в различных кислотных составах, механическое матирование (штихелем, молотой пемзой, крацеванием).
Чернение
Чернь (легкоплавкий сплав состава: серебро, медь, свинец, сера) накладывают на изделие, подготовленное для черни, то есть с углублениями гравированным рисунком. Глубина рисунка в пределах 0,2-0,3 мм зависит от размеров изделия. Поверхность изделия, не покрывающаяся чернью, должна быть полированной, без рисок, царапин и других дефектов.
Оксидирование
Изделия из серебра и с серебряным покрытием оксидируют (обрабатывают) как химическим, так и электрохимическим способом. Процессы химического и электрохимического бесцветного оксидирования осуществляются в растворах и электролитах, основным компонентом состава которых является двухромовокислый калий. В процессе цветного оксидирования изделиям придается окраска с самыми различными оттенками: синего, черного, серого, темно-коричневого и т.д. Оксидированные изделия для придания пленкам красивого блеска крацуют мягкими латунными щетками. Оксидированная поверхность должна быть равномерно матовой, без различия в цветовых оттенках.
Гальванические покрытия
В ювелирной промышленности в качестве гальванических покрытий используют золото, серебро, родий. На гальванических покрытиях могут быть незначительные следы мест контактов с токопроводящими приспособлениями, не нарушающие слоя покрытия и не ухудшающие внешнего вида изделия.

Пирография, выжигание по дереву, коже, ткани и т.д.

Витраж, произведение декоративного искусства изобразительного характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

Верхняя половина Окна Библии Бедняков, Кентерберийский собор, Великобритания

В настоящее время выделяют несколько разных типов витражей в зависимости от техники изготовления:

Классический (наборный или мозаичный) витраж — образован прозрачными кусками стекла, удерживаемыми перегородками из свинца, меди, латуни. Классический витраж подразделяется на свинцово-паечный (собирается на свинцовый профиль) и витраж по технологии Тиффани (собирается на медную ленту).

Свинцово-паечный (паечный) витраж — классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Это витраж, собранный из кусочков стекол в свинцовую оправу, запаянную в стыках. Стекла могут быть цветными и расписанными краской из легкоплавкого стекла и окислов металлов, которая далее обжигается в специально устроенных печах. Краска накрепко вплавляется в стеклянную основу, составляя с ней единое целое.

Фацетный витраж — витраж, выполненный из стекол со снятой по периметру стекла фаской (фацетом, фасцетом) или объемных, шлифованных и полированных стекол, имеющих огранку. Чтобы получить широкую фаску (это усиливает эффект от преломлений света) требуется более толстое стекло, что увеличивает вес витража. Поэтому готовые фацетированные детали собирают в более прочную (латунную или медную) оправу. Подобный витраж лучше размещать в межкомнатных дверях, дверцах мебели, так как такая оправа в состоянии выдержать нагрузки открывания/закрывания, а свинец в этом случае провисает. Золотистый оттенок медной или латунной оправы придает вещам драгоценный вид, будучи видимым не только на просвет, но и в отраженном свете, что особенно важно для мебельных витражей.

Расписной витраж — на поверхность стекла наносится рисунок прозрачными красками.

Комбинированный витраж — образуется сочетанием различных технологий создания витража.

Пескоструйный витраж , созданый с помощью специального оборудования

Спечной витраж (фьюзинг) — витражная техника, в которой рисунок создается путем совместного запекания разноцветных кусочков стекла или путем впекания в стекло инородных элементов (например, проволоки).

Травленый витраж — техника, основанная на способности плавиковой кислоты взаимодействовать с диоксидом кремния (главным компонентом стекла). При таком взаимодействии с кислотой стекло разрушается. Защитные трафареты дают возможность получать рисунок любой сложности и необходимой глубины.

Литой витраж — Каждый модуль стекла отливается вручную либо выдувается. Стеклу, толщина которого варьируется от 5 до 30 мм также придается поверхностная фактура, которая преломляя свет усиливает выразительность. Для скрепления стекол используется цементный раствор и металлическая арматура.

Наборный витраж — простейший вид витража, как правило, без росписи, который создается на наборном столе из кусочков сразу вырезаемых или заранее нарезанных стекол.

Имитация витража.

Плёночный витраж — на поверхность стекла наклеивается свинцовая лента и разноцветная самоклеящаяся пленка (английская технология).

Контурный заливной витраж - на поверхность стекла наносится рисунок акриловыми полимерами в два этапа: контур имитирует жилку классического витража, в образовавшихся, путем нанесения контура, замкнутых областях, выполняется вручную заливка цветных элементов (английская технология).

Накладной витраж — получается наклеиванием элементов на основу.

Мозаика, произведение которое подразумевает формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

Символ души — птица — на византийской мозаике православного храма 6 века.Херсонес.

Техника. Способы укладки.

При прямом наборе элементы мозаики вдавливаются в грунт. При обратном наборе мозаика собирается на картоне или ткани, потом переносится на загрунтованную поверхность.

Укладка мозаики: техника похожа на укладку плитки, клей и затирочный раствор для мозаичных швов доступны в каждом строительном супермаркете.

Основание исследуется на прочность, выявляются все дефекты — трещины, каверны, гравийные гнезда, арматура или другие инородные предметы, не включенные в проект, а также проблемные области, например, масляные пятна, рыхлое или недостаточно прочное основание, пустоты. Основание должно быть крепким, несущим, сухим, а также ровным и очищенным от средств, уменьшающих сцепление (например, добавок, уменьшающих адгезию и облегчающих демонтаж опалубки), без следов цементного молока, пыли, грязи, остатков краски, стертой резины и т. п. При необходимости провести механическую очистку основания, например, путем пескоструйной обработки. Перед началом укладки мозаики визуально поверхность должна быть ровной, без наплывов, ямок и трещин, а также сухой и прогрунтованной.

Укладка мозаики на бумаге. Укладка начинается с нанесения на подготовленную поверхность клея, после чего он равномерно распределяется по всей поверхности. В большинстве случаев рекомендуется применять клеевые составы на латексной основе. Мозаика клеится обратной к бумаге стороной. Укладка должна быть аккуратной, поэтому расстояние между листами должно соответствовать расстоянию между плитками, излишнее давление недопустимо. По окончании укладки листы необходимо закрепить легкими ударами площадки с резиновым основанием. Через сутки бумагу можно удалить — смоченная влажной губкой, она отстаёт. Перед затиркой швов мозаичную поверхность необходимо очистить от остатков бумаги и клея, после чего затирку можно выполнить при помощи резиновой тёрки. Для затирки швов целесообразно использовать состав, который рекомендуется производителем мозаики. Когда затирка завершена, можно выполнить очистку мозаики и отполировать мозаичную поверхность.

Укладка мозаики на сетке. В отличие от мозаики на бумажных листах, мозаика, наклеенная на сетку, клеится лицевой поверхностью вверх. Для технологии её укладки характерно то, что после высыхания клея можно приступать сразу же к затирке швов.

В Декоративно-прикладом искусстве, еще много различных видов. С каждым годом открытия новых технологий их становится все больше и больше.

Более подрубную информацию, с наглядным материалом можно найти на страницах известных поисковиков.

ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО (англ. decorative art, фр. art decorative, нем. Decorative Kunst), термин, объединяющий те виды искусства, которые служат практическим целям, в отличие от станкового и монументального искусства. Декоративное искусство вносит художественную организацию во все сферы жизни. К декоративному искусству относится монументально-декоративное искусство, непосредственно связанное с архитектурой: оформление зданий или других сооружений (архитектурный декор, росписи, мозаика, витражи , резьба дереву и т.п.); декоративно-прикладное искусство (мебель, ткани, керамика, бытовые художественные изделия из металла и кожи); оформительское искусство (художественное оформление витрин, выставок, празднеств).

Декоративное искусство отличается от изящных, или главных видов изобразительных искусств, в рамках которых произведения, например станковые картины, создаются только для эстетического наслаждения. Однако это отличие достаточно условно, поскольку формы искусства слишком тесно связаны между собой, чтобы их можно было легко разграничить. Критерии, по которым судят о картине или скульптуре – форма, цвет или особенности композиции, – те же самые, что используются для оценки украшенной миниатюрами рукописи или фарфоровой вазы. Хотя материалы и методы варьируются в зависимости от вида искусства, остаются в силе основополагающие принципы – такие, как хороший вкус, оригинальность содержания и композиции.

Вплоть до 19 в. между художником и ремесленником не делалось различий. Ремесленники со времен античности не допускали, чтобы предмет, будь то серебряный кубок или картина, покидал мастерскую, не пройдя строгой проверки самим мастером или гильдией на качество изготовления и художественное мастерство. Заказы и предписания распространялись на все: от росписей, скульптуры и архитектуры до резных рам для картин и рисунков для гобеленов, шитья, работ по стеклу, поделочному камню и металлу. Например, флорентийская мастерская Антонио дель Поллайоло в эпоху Возрождения изготавливала не только картины, но и великолепные шелковые знамена для церемониальных шествий, а также алтарные образы, вычеканенные на серебре. Бенвенуто Челлини , земляк Поллайоло, в 16 в. приобрел славу превосходного и оригинального скульптора, ювелира и золотых дел мастера. Предметы, выполненные этими художниками, были столь же функциональны, сколь и прекрасны, поэтому многие из их изделий прославилось как произведения искусства. Многие произведения, которые теперь причислены к одному из видов изобразительного искусства, создавались исключительно в декоративных целях. Среди них – мраморы древнегреческого Парфенона , скульптуры и фрески , украшавшие повсюду в Европе средневековые церкви.

В начале 19 в. пути изобразительного и декоративно-прикладного искусства разошлись. Это было вызвано наступлением промышленной революции и быстрым развитием машинного производства, результатом чего стало массовое производство предметов широкого потребления, возникла художественная промышленность. В середине 19 в. противодействие грубой и эстетически непривлекательной фабричной продукции привело к возрождению художественных промыслов по всей Европе. Возник термин «прикладное искусство»; он применялся для обозначения «приложения» художественной концепции к ремеслу. Возрождению подлинного художественного ремесла способствовала деятельность таких мастеров, как Уильям Моррис и Эдуард Бёрн-Джонс. В 1857 они обосновались в Лондоне как «художники» с целью создавать обстановку дома вручную, начиная от эскизов и разработки декоративных мотивов и заканчивая тканями и мебелью.

Понятие «искусство и ремесла» более точно выражает современную точку зрения относительно различия между функциональными и чисто декоративными произведениями, чем их классификация по принадлежности к «большому» или «малому» искусству, изобразительному или декоративному. Вместе с тем в середине 20 в. все больше начинает цениться творческая деятельность в самых различных материалах; это вновь привлекло внимание к проблеме единства всех форм художественного выражения, а также существенно расширило поле деятельности художников и способствовало появлению новых видов искусств, использующих новые материалы, например в сфере промышленного

ВВЕДЕНИЕ

Декоративное искусство - обширнейшая область творческой деятельности человека. Изделия из керамики, дерева, стекла, текстиля являются древнейшими продуктами человеческого труда и творчества, они знаменуют поступательное развитие цивилизации и культуры на всех этапах истории. Возникнув в самую раннюю пору развития человеческого общества, декоративно-прикладное искусство на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества. Однако роль и значение декоративного искусства в общекультурном процессе до сих пор недооцениваются. Во всемирной истории искусства оно обычно не вычленяется как особая область эстетической деятельности, а рассматривается лишь в его утилитарной функции: как оформление предметных изделий и жизненной среды, как продукт ремесленного или промышленного производства. В принципе это справедливо: декоративное искусство тесно связано с материальным производством и архитектурой. Трудно согласиться с тем, что культурный уровень эпохи определяют только изобразительные виды искусства и зодчество, а художественные предметные изделия - мебель, посуда, текстиль, украшения - лишь обслуживают бытовые потребности людей и светят отраженным светом «высоких искусств».

В настоящей работе ставится цель комплексного исследования современного отечественного декоративного искусства, устанавливается проблематика развития массового производства в контексте социально-культурной обстановки в России в XX веке.

В работе ставятся следующие задачи:

Принципы современного формообразования предметных и декоративных изделий;

Их влияние на сложение художественного стиля предметного мира и жилой среды

Отмечается специфическое место декоративного искусства в визуальной культуре современной эпохи.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ РАЗДЕЛ

История Декоративно-прикладного искусства

Народное декоративно-прикладное искусство - результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора (использования) материала и заканчивая трактовкой изобразительных форм.

Рожденное в среде земледельцев, скотоводов, охотников, народное творчество на протяжении всей истории своего развития связано с природой, законами ее обновления, проявлением ее жизнетворных сил.

Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года. Потому все это и находит отражение в произведениях народного творчества, составляющих целостное явление культуры каждого народа.

Известное утверждение, что народное искусство прочно связано с бытом, касается не только декоративно-прикладного творчества. Песни и танцы, былины и сказки также неотделимы от повседневной жизни народа, потому что в них воплощались мечты о прекрасном, представления о лучшей жизни, о добре и зле, о гармонии мира. В праздниках урожая, проводах зимы, встрече весны, в различных обрядах и ритуалах творческое начало проявлялось комплексно, многофункционально. В связи с этим народное искусство называют синкретичным, т.е. объединяющим разные функции предметов и связывающим их с повседневным бытом (Приложение, рис. 1).

И сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами из различных материалов, служат непременной частью повседневной жизни человека. Они вошли в быт как необходимые предметы, выполняющие определенные утилитарные функции. Это напольные ковры и керамическая посуда, тканые покрывала и вышитые скатерти, деревянная игрушка и украшения женской одежды. Их продуманная форма и пропорции, рисунок орнамента и цвет самого материала характеризуют эстетику данных вещей, их художественное содержание, превращают утилитарный предмет в произведение искусства. Все такие изделия относятся к области декоративно-прикладного искусства, в сфере которого находят органичное единство духовное и материальное начало творчества. Мир этой области обширен.

Многие художественные предметы выпускают предприятия, оснащенные передовой техникой, что позволяет делать вещи большими тиражами. Но в них наблюдается механический повтор исходного образца. Такой тип производства именуется художественной промышленностью. К ней примыкают, но заметно отличаются характером продукции, народные художественные промыслы, в которых облик предмета, формирование его художественных особенностей зависят от ручного творческого труда мастера-художника, что и определяет конечный результат. Поэтому так велико значение мастера в народном искусстве. От того, как владеет он своим ремеслом, как использует свои знания и практическое умение, зависит художественный уровень создаваемой им вещи.

В итоге такого развития народного искусства отшлифовывалась форма изделий, сохранялись красивые и содержательные мотивы орнамента, сложилась художественная традиция как система мировоззрения народных мастеров и как ремесленная основа творчества.

Все эти особенности, характеризующие народное декоративно-прикладное искусство, проявлялись в ходе его исторического развития. Идущее из глубины веков творческое освоение материала, совершенствование функции каждого предмета вели к наделению вещи дополнительной значимостью. Например, замочек в форме льва должен был усиливать, по мнению мастера, охранительную функцию этого бытового предмета. Орнамент в виде обруча, опоясывающий корпус токарного поставка, зрительно укреплял форму.

Народное декоративно-прикладное искусство не везде и не одновременно переходило к функционированию в виде промыслов. Они возникали лишь там, где были соответствующие экономические условия (устойчивый спрос, достаточное количество местного сырья и т.п.). Наиболее активно развитие

Артельную форму ведения хозяйства еще до революции проверили мастера подмосковных и ряда других центров народного искусства. Так, после разорения владельцев промысла федоскинской миниатюры, мастера в 1903 г. организовали артель, благодаря чему сохранилось ядро творчески работающих живописцев, и не угасло искусство промысла (Приложение, рис. 3).

В 1920-1930-е гг. процесс создания кооперативных промысловых артелей художественного профиля продолжался. Возникали новые производства, но главное внимание было обращено на укрепление традиционных промыслов в областях, где старинные центры народного искусства объединяли по нескольку населенных пунктов. Восстанавливалось в крупных масштабах производство изделий с хохломской росписью по дереву в Нижегородской области, изготовление ручного кружева в Вологодской области. Рождались и новые виды изделий. Так, мастера бывших иконописных промыслов переключились на работу в области лаковой миниатюры. Живопись на папье-маше мастеров села Палех Ивановской области уже в первых произведениях высоко оценили крупнейшие ученые-исследователи народного искусства.

К началу 1960-х годов восстанавливаются поставки художественной продукции на экспорт. В дальнейшем издается ряд постановлений, способствующих развитию промыслов. В частности, принимается важное решение о привлечении к работе мастеров-надомников. Оно не только позволило расширить кадровый состав, но и дало возможность создать целые объединения мастеров, работающих на дому, во многих союзных республиках. Мастерам художественных промыслов предоставляется ряд экономических льгот. В соответствии с поставленными в директивных документах задачами стали регулярно проводиться экспедиции, конкурсы, слеты мастеров, праздники ремесел. Такой комплексный подход к активизации творчества мастеров, пропаганде их достижений позволил каждому народу увидеть ценности своей национальной культуры, привлечь молодежь к ремеслу, дающему возможность проявить свои способности. Именно поэтому ежегодно возрастает число молодых людей, желающих поступить в специальные учебные заведения.

Нарядность, художественная содержательность изделий народных промыслов создает атмосферу праздничности, вызывает у человека приподнятое настроение. Изделия народных мастеров являются непременными атрибутами нашего быта, оживляют повседневную жизнь людей, становятся главными «действующими лицами» в торжественных случаях. Костюмы в народных традициях - обязательные атрибуты фольклорных ансамблей, ярмарок, специальных выставок. Наконец, почти каждая вещь, созданная мастерами художественных промыслов, служит прекрасным подарком к любому важному событию в жизни отдельного человека, семьи или коллектива. А небольшие, удобные для перевозки вещи - сувениры - знаки памяти о национальной культуре народа и даже целой страны.




Top