Лекции по мировой художественной культуре. Разработка урока по мхк "введение в предмет мхк"

Вельфлин изучал историю искусств и философию в Базельском университете, Берлинском университете и Мюнхенском университете.Базельском университете Берлинском университете Мюнхенском университете В 1886 году была опубликована диссертационная работа Вёльфлина (нем. Prolegomena zu einer Psychologie der Architektur). В этом же году, закончив обучение, Вельфлин отправился в Италию, а уже в 1888 году он опубликовал работу, явившуюся результатом этого двухлетнего путешествия по Италии «Ренессанс и Барокко» (нем. Renaissance und Barock).1886 году нем.Италиюнем. Генрих Вёльфлин (1864 – 1945) Генрих Вёльфлин родился в образованной швейцарской семье. Его отец был специалистом по античности и являлся одним из составителей Thesaurus Linguae Latinae справочника-тезауруса по латинскому языку.Thesaurus Linguae Latinae


Под этим понятием, мы понимаем продолжительный период времени, отличающийся характерными особенностями в развитии общества и его культуры. АНТИЧНОСТЬ СРЕДНИЕ ВЕКА ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ Уникальный и недосягаемый образец это искусство- ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Доколумбовой АМЕРИКИ ВИЗАНТИИ Средневекового ВОСТОКА Культурно – историческая эпоха


Виктор Гюго был младшим из трёх братьев (старшие Абель, () и Евгений, ()). Отец писателя, Жозеф Леопольд Сигисбер Гюго (), стал генералом наполеоновской армии, его мать Софи Требюше () дочь нантскогосудовладельца, была роялисткой- вольтерьянкой.Абель ЕвгенийЖозеф Леопольд Сигисбер Гюгонаполеоновской Софи Требюшенантского Раннее детство Гюго протекает в Марселе, на Корсике, на Эльбе (), в Италии(1807), в Мадриде (1811), где проходит служебная деятельность его отца, и откуда семья каждый раз возвращается в Париж. Путешествия оставили глубокое впечатление в душе будущего поэта и подготовили его романтическое миросозерцание.Марселе КорсикеЭльбе Италии 1807Мадриде 1811Париж В 1813 году мать Гюго, Софи Требюше, имевшая любовную связь с генералом Лагори, разошлась с мужем и обосновалась с сыном в Париже.генералом Лагори Виктор Гюго ()




















40 – 4 тыс. до н.э. – каменный век. В нем различают три этапа: палеолит (40 – 12 тыс. до н. э.) мезолит (12 – 8 тыс. до н. э.) неолит (тыс. до н. э.) «Первым оружьем людей были руки, ногти и зубы, Камни, а также лесных деревьев обломки и сучья... Силы железа потом и меди были открыты. Но применение меди скорей, чем железа, узнали.» Лукреций, римский поэт и философ I в. до н.э. Периоды истории человечества и его культуры.































МЕНГИРЫ – это продолговатые камни- столбы или плиты любой высоты (от 1 до 20 метров). Устанавливались они вертикально в несколько рядов, иногда сверху одной плиты горизонтально клали другую. Менгиры использовались для совершения ритуальных обрядов на месте памяти предков. МЕГАЛИТЫ (греч. «мегос»-большой и «лотос»-камень)





Тема урока. Введение. «Проявленная ценность», или О том, зачем чело-век создает произведения искусства.

Урок-презентация

Цель урока: познакомить учащихся с целями и задачами изучения курса «Мировая художественная культура», а также с основными проблемами, кото-рые будут рассмотрены на уроках.

Задачи урока: проанализировать понятия «культура», «искусство», «худо-жественная культура»; формировать у школьников умение высказывать и аргументировать собственную точку зрения, вести диалог.

План урока: определения понятия «культура», материальная, духовная культура. Культура как система; человек и культура. Мировая художественная культура; архитектура, живопись, скульптура, искусство.

Доска: Эпиграфы:

И. В. Гёте

Латинская пословица

Б. Пастернак

Ю. М. Лотман

Культура - совокупность достижений человечества в производственном, общественном отношении и интеллектуальной сфере.

Материальная культура - все, что создано человеком в результате его хозяйственной деятельности (орудия труда, жилища, одежда).

Духовная культура - результаты научной деятельности человека, вопло-щенные в виде теорий, символов, понятий (наука, искусство, просвещение).

Задание. -

Искусство - умение, мастерство, создание чего-либо нового, оригинально-го, не похожего на то, что уже создано другими.

Архитектура - искусство строить и украшать здания.

Живопись – вид ИЗО, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность.

Скульптура – вид ИЗО, произведения которого имеют объемную форму; различают круглая скульптура (статуя, группа, бюст) и рельеф.

Ход урока

Подумайте и ответьте на вопросы:

Кто такой культурный человек?

Что такое культура?

Культурным человеком мы называем того, кто поступает в соответствии с принятыми в обществе нормами мышления и поведения.

Теперь необходимо определить важное для нас понятие – «культура». С не-запамятных времен оно восходило к слову «культ» , то есть «поклонение, по-читание», и было связано с религиозными представлениями наших предков. Человек понимал, что за видимыми явлениями стоит таинственный и непости-жимый мир, которым управляют высшие силы. Вот почему в человеческом об-ществе начали складываться обряды и ритуалы служения и поклонения богам, которых надо было чем-то задабривать. Культовые вещи, приносимые им в жертву, выделяли из множества обычных, бытовых предметов: их украшали гравировкой, рисунками и т. д. Появление ритуальных, культовых предметов послужило одной из причин возникновения искусства .

Со временем понятие «культура» претерпело значительные изменения. В переводе с латинского слово « cultura » означало «возделывание, обрабатыва-ние» Первоначально оно соотносилось с возделыванием и обработкой почвы, то есть с земледельческим трудом. Потом этот термин был перенесен римля-нами на человека: он стал обозначать образование и воспитание души.

У римского общественного деятеля и оратора Цицерона слово «культура» появилось в значении умственной деятельности человека в противополож-ность невежеству и бескультурью варваров. У французских просветителей XVIII века оно означало «разумность» в устройстве общественных порядков, политических учреждений, измерялось достижениями в области науки и ис-кусств. В XIX веке, что свидетельствует из словаря В. И. Даля, оно приобрело несколько значений: «обработка, уход, возделывание, возделка» и «образова-ние умственное и нравственное».

Таким образом, «культура» - понятие сложное, имеющее несколько толко-ваний. Например:

- «возделыание» и облагораживание природы;

- «память человечества»;

Творчество;

Уровень, степень развития какой-либо сферы хозяйственной или умствен-ной деятельности;

Наличие условий жизни, соответствующих потребностям просвещенного человека;

Просвещенность, образованность, начитанность.

После этого проводится эвристическая беседа , в ходе которой учащимся предлагаются следующие вопросы:

Существыют ли общие характеристики культуры, объединяющие перечисленные определения?

Почему, на ваш взгляд, не существует единого определения культуры?

Какое из перечисленных определений понятия «культура» является, на ваш взгляд, наиболее емким и почему?

В заключении проведенной беседы школьники приходят к выводу о том, что общие характеристики существуют. Так, из каждого определения понятия «культура» следует, что культура не существует вне человека и его деятель - ности, также как и нет человека вне культуры.

В широком смысле слова под культурой понимают совокупность дости - жений человечества в производственном, общественном отношении и ин - теллектуальной сфере. По широте деятельности человека культуру делят на материальную и духовную.

К материальной культуре относят все, что создано человеком в результа-

те его хозяйственной деятельности, а к духовной культуре относят результа-

ты его научной деятельности, воплощенные в виде теорий, символов, понятий.

Задание. Самостоятельно распределить предметы по разрядам: одни – к ма - териальной культуре, другие – к духовной. Перечень на доске: автомобиль,

ваза, пальто, картина, телевизор, перстень, стол, пианино, скульптура, подсвеч-ник, стул.

Что такое культура, мы с вами определили, а что такое мировая худо-жественная культура?

Мировая художественная культура – это множество культур народов ми-ра, сложившихся в различных регионах на протяжении исторического разви-тия человеческой цивилизации.

Культура художественная чаще всего представлена в произведениях искус-ства (литературные (искусство слова) и музыкальные (искусство звука) произ-ведения, архитектура (искусство строить и украшать здания), скульптура, жи-вопись), творчески воспроизводящих действительность в художественных об-разах. Но что значит творчески воспроизводить действительность? Явля-ется ли искусством простое ее копирование, точное, подобное фотографи-ческому снимку, отражение окружающего мира?

Вовсе нет.

Что такое искусство?

У этого слова несколько значений. Искусством называют умение, мастерс-тво, знание дела – например, искусство шитья. Самое дело, требующее такого умения, тоже называют искусством – например, военное искусство.

Но, пожалуй, чаще всего слово «искусство» мы употребляем в значении « художественное творчество» - создание чего-либо нового, оригинального, не похожего на то, что уже создано другими.

Искусство очень обширно: оно включает в себя литературу и музыку, архитектуру, ИЗО и декоративно-прикладное, театральное и киноискусство…

Кто такой художник? Что такое искусство?

Вы скорее всего представили себе человека, кистью и красками создающего картину. В действительности же значение слова «художник» гораздо шире – так называют всех, кто творит искусство: поэтов и писателей, музыкантов, ак-теров кино и театра, режиссеров; есть художники-фотографы и художники-камнерезы.

Художник – человек особый, он творит мир в соответствии с личными пре-дставлениями о нем. Чувства, мысли и переживания, преломленные в его соз-нании, рождают неповторимые художественные образы. Они создаются в ре-зультате раздумий, оценок, отбора нужного материала из множества увиден-ного и услышанного. Художник смотрит на жизнь пристрастно, он ищет в ней то, что способно пробудить ответные чувства и переживания в душе человека. Его фантазия не знает границ, она способна творить чудеса…

А когда появилось искусство?

Очень давно – много тысяч лет назад. Люди еще не знали земледелия, не умели рисовать – учеными найдены рисунки, авторы которых жили 30 тысяч лет назад!

Прекрасные произведения искусства были созданы художниками древнего мира – достаточно вспомнить семь чудес света (1) египетские пирамиды (единственное из чудес света, дошедшее до нас); 2) висячие сады Вавилона; 3) храм Артемиды в Эфесе; 4) статуя Зевса в Олимпии; 5) мавзолей в Галикар-насе; 6) колосс Родосский; 7) александрийский маяк) или поэмы Гомера.

Эпоха Возрождения – время творчества Микеланджело, Рафаэля, Леонардо да Винчи. А XIX век – время рождения киноискусства, которое всем знакомо и очень многими любимо.

Стихотворение В. Боровицкой:

Учащиеся подводятся к пониманию того, что не следует отождествлять понятия «культура» и «искусство».

Работа по эпиграфам к уроку.

Тот, кому природа начинает открывать свои

тайны,чувствует неодолимое влечение к наиболее

достойному толкователю – к искусству.

И. В. Гёте

Жизнь коротка, искусство долговечно.

Латинская пословица

Объясните, как вы понимаете эти слова? Аргументируйте свой ответ.

Цель творчества – самоотдача.

Б. Пастернак

В подлинной культуре ничего не умирает…

Ю. М. Лотман

Что мы подразумеваем под подлинной культурой? Разделяете ли вы точку зрения Лотмана и Б.Пастернака?

Выводы из беседы.

Культура создается человеком. Она развивает его творческие силы, требует самоотдачи, иногда даже подвига. Идеалы культуры всегда возвышают человека. Достижение идеалов – смысл жизни человека.

Культура, созданная человеком, способна в свою очередь преобразовать и его самого. Как вы понимаете смысл данного тезиса?

Литература:

    Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2004.

    Солодовников Ю. А. Методическое пособие к учебнику-хрестоматии «Человек в МХК»: 9 класс. – М.: Просвещение, 2002. – 96 с.

    Я познаю мир. Культура. – М.: АСТ, 2005. – 397 с.

    Я познаю мир. Мировая художественная культура: Дет. Энциклопедия. – М.: АСТ, 2005. – 398 с.

Изменялись названья королевств и империй.

Пролетели столетья. Идеалы летели.

А былое геройство то забавно, то грустно.

Все на свете уходит – остается искусство.

Революция, войны – время все уничтожит.

Или строчкой в учебник их уложит, быть может.

Император и канцлер, заговорщик Якушкин –

Все забудут потомки – и возвысится Пушкин.

Кто их нынче припомнит, бывших кесарей имя,

При которых писали Апулей и Вергилий?

На спесивых могилах даже камни истлели,

Но бессмертны творенья Фальконе и Растрелли.

Смотрят фрески соборов и полотна портретов.

На земле одряхлевшей будет горько и грустно.

Только пусто не будет, пока живо искусство.

В. Боровицкая

Материал подготовлен учителем русского языка и литературы

МКОУ «СОШ №10» г.Шадринска

Губановой Валерией Алексеевной

Урок МХК в современной школе.

Мировая художественная культура (далее МХК) как самостоятельный предмет возникла сравнительно недавно. Это молодой предмет, его история насчитывает около двадцати - тридцати лет. Курс «Мировая художественная» культура отличается от других предметов школьной программы тем, что его методические требования еще только формируются, систематизируются. Следствием этого можно сделать вывод о том, что слабая разработанность методологии и требований к уроку МХК делает предмет МХК «блёклым» и неинтересным по отношению к другим предметам школьной программы. Поэтому учителю МХК и администрации школы предстоит решать данные проблемы.

Мировая художественная культура как учебный предмет принадлежит к образовательной области «Искусство».

Урок МХК в современной школе призван формировать целостную гармоничную личность. Наиболее эффективными для достижения этого являются коммуникативные формы работы с учащимися. В своей работе я использую фронтальные, групповые формы работы с учащимися. Именно коммуникативные формы предполагают не просто обмен высказываниями, репликами по поводу того или иного предмета искусства, а целостную организацию обмена мнениями, при которой, подчеркиваю, эти мнения никому не навязываются. Благодаря такому целенаправленному и упорядоченному обмену, современный ученик составляет собственное видение предмета искусства: будь-то репродукция, книга, памятник архитектуры или отрывок из музыкального произведения.

Уроки по искусству, на мой взгляд, лучше проводить в форме дискуссий, семинаров, творческих мастерских, небольших театрализованных представлений. Именно такие формы организации урока способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала учениками.

Нельзя забывать учителю и о межпредметных связях школьного предмета МХК с другими дисциплинами, которые преподаются в школе. Так все мы знаем, что искусство тесно связано с историей, географией, литературой, музыкой. Поэтому на уроке МХК обязательно нужно проводить параллели к этим предметам. Но отмечу сразу то, что современный школьник не знает или плохо знает историю, литературу. Так на одном из уроков МХК работая со слайдами, на которых был изображен памятник архитектуры 16 века, мною был задан следующий вопрос учащимся: «Кто правил государством в данный момент времени?» И что меня поразило, из семнадцати учеников ответил только один.

Беседуя о памятниках литературы на уроках МХК можно сказать о том, что современный школьник не знает или плохо знает авторов произведений, да и сами произведения, хотя на уроках литературы учителя-словесники углублённо изучают с учениками и поэтов и писателей. Из этого следует вывод, что учитель МХК должен обладать знаниями о том или ином предмете, который он хочет обсудить на уроке с учениками. Нам, учителям, не только самим нужно проводить параллели, связи, с другими предметами школьного курса, но и учить на уроке МХК своих учеников самим делать это.

На уроке МХК в современной школе под руководством учителя учащиеся должны научиться самостоятельно и творчески организовывать свою деятельность, осуществлять поиск и систематизацию материала в различных источниках и преобразовывать ее в знания, использовать компьютерные технологии для оформления творческих и домашних работ.

Хочу подчеркнуть, что на уроках искусства должна присутствовать и проектная деятельность учащихся. Она должна быть ориентирована на развитие интереса к самостоятельной творческой работе, умение работать с текстом, выделять главное, выполнять презентации, анализировать, обобщать изученное. Учитель здесь должен выступать в качестве наставника, ментора. Проектная деятельность может выступать как самостоятельная форма организации урока.

Таким образом, урок МХК в современной школе должен не только раскрывать перед нами целостную, гармоничную личность, но и воспитывать ее.

Методразработка и конспектминимум лекционного материала по разделу "Культура античного Средиземноморья" включает: пояснительная записка, "Культура Древней Греции", "Культура Древнего Рима", разработку плана семинара "Развитие мировых религий и культура Восточного Средиземноморья", приложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Современная система непрерывного образования одним из главных ориентиров ставит вопрос гуманизации процесса. В свою очередь, гуманизационные процессы невозможно решить без особо пристального вниманию к эстетическому образованию, где через понимание красоты, освоение основ искусства, изучения истории и закономерностей развития культуры происходит воспитание современного мировоззрения.

Учебная дисциплина «Мировая художественная культура» рассматривает поэтапное развитие культуры человечества, взаимосвязь различных видов искусств, их происхождение, сочетание материальных, духовных и интеллектуальных составляющих, принципов формирования и отличительные черты цивилизаций, традиций и новаторства в выражении взглядов людей разных времен на окружающий мир, мировоззрение эпох. Изучая курс «Мировая художественная культура» приходится опираться на ранее полученные знания и навыки в области освоения гуманитарных дисциплин (история, литература, ИЗО и др.). В системе средних профессиональных педагогических учебных заведений не готовят специалистов по теории художественной культуры; основной целью предмета «мировая художественная культура» ставятся развитие личности будущих педагогов, приобщение их к ценностям и идеалам, накопленным многовековой историей искусства, их готовность и способность к самостоятельному духовному освоению подлинных художественных ценностей, созданных человечеством, содействие всестороннего и гармоничного развития личности. Важно не только познакомить самих студентов с мировой художественной культурой, но и дать основание для глубокого понимания значения художественной культуры и искусства в процессе развития детей; безусловно важно понимание, что современной школе необходим учитель с широкой гуманитарной подготовкой, способный к многообразной деятельности по руководству художественным и общеэстетическим развитием детей. В процессе изучения курса МХК в системе СПО РФ встает ряд затруднений, связанных, в первую очередь, с составлением конспективного материала по определенным темам. Огромный объем информации, множество источников, недостаток учебной и справочной литературы заставляют корректировать наполняемый учебный материал за счет подготовки систематизированного конспективного минимума лекций (опорного материала) и структурированного подхода к проведению семинарских занятий как формы контроля самостоятельной и творческой работы обучающихся. Накопленный нами опыт преподавания предмета «Мировая художественная культура» в Усманском профессиональном (бывшем педагогическом) колледже позволяют предложить определенные разработки занятий в форме плана- конспекта лекционных занятий, содержащих конспективно- информационный материал, необходимый при овладении и свободной ориентации при изучении раздела «Культура античного Средиземноморья». Мы намеренно не ссылаемся на учебный план нашего учреждения, лишь указываем очередность уроков в системе парных занятий, традиционных в практике преподавания МХК; видится возможным применение данного материала в любой системе образования - школьной, дополнительной, системе СПО и др.. Рекомендуемое содержание занятий по разделу содержат основные цели и задачи, вопросы, подлежащие рассмотрению, задания на дом, иногда - демонстрационный материал и цитатники. Здесь мы не указываем источники литературы по предмету – каждый преподаватель волен использовать свои, впрочем, как и демонстрационный материал. Прилагаем также план проведения семинарского занятия по теме «Развитие мировых религий и культура Восточного Средиземноморья» как завершающую период античности и полезную к логическому переходу к темам европейского Средневековья; план данного семинарского занятия предваряется небольшим пояснительным вступлением, заканчивается списком тем рефератов и докладов по мифологии Древней Греции, Древнего Рима и появлению и развитию, основным традициям иудаизма, христианства, ислама как составляющим основу современной системы мировых религий, распространенных в Старом свете. Если же подобный взгляд на завершение раздела «Культура античного Средиземноморья» покажется излишне сложным, трудным для понимания, например, школьниками, предлагаем краткий план семинара по мифологии Древней Греции, снабженный вопросами по мифологии и героике, отражением их в источниках периода, простейшей системой оценки самостоятельной работы обучаемых, домашним заданием и приблизительным списком дидактического и сопроводительного материала.

Надеемся на полезность данного материала, проверенного многолетним опытом практического преподавания. Рассчитываем также на творческое переосмысление, дополнение и применение предложенных текстов в изучении вопросов культуры и искусства в образовательных учреждений различного типа; предусматриваем и творческое участие обучаемых, их активный интерес в познании основ европейской цивилизации.

Предварительный просмотр:

УРОК №1 -2.

Вопросы:

Мировоззренческие основы цивилизации; происхождение культуры Древней Греции, система ценностей и традиций; история культуры периода архаики.

Цели урока:

Задачи урока:

Изучение культурных традиций ранних этапов;

Изучение культуры Древней Греции и её происхождение.

Введение.

С 9-8 вв. до н.э. начинается развитие древнегреческой культуры (первоначально на островах восточного Средиземноморья – Эгейская культура, впоследствии на Балканах и в Малой Азии) на базе крито-микенской и дорийской культур, под влиянием цивилизации Востока.

К 7-6 вв. до н.э. складывается развитая форма рабовладения, главенствует республиканская демократия (искл. Спарта – военная аристократическая олигархия), система независимых городов-государств – полисов.

Прославляется тип свободного человека-гражданина; выделяются личностные ценности: гибкость ума, ловкость в делах, слаженность тела (Вопрос: почему именно эти черты?).

В основе мировоззрения – религиозная структура богов антропоморфного типа: пантеон богов человекообразен и строится по принципу человеческой семьи (Зевс-Гера – боги первого круга, их дети Аполлон, Афродита, Афина и др.), боги обитают в том же мире, где и люди (Вопрос: связана ли система пантеона с резким развитием культуры Древней Греции и почему?). Основной источник знаний о ранней мифологии – Гомер , «Илиада», «Одиссея» (эпос – поэтические предания о мифологии, истории, быте народа), созданы поэмы в ранний, «гомеровский» период (цитирование). С 7 в. до н.э. развитие периода греческая архаика.

Греческая архаика (7-6 вв. до н.э.).

В основе культуры периода – переход на античный цивилизационный формат.

Развитие литературы.

Формирование литературного художественного древнегреческого языка.

Сапфо (Сафо Лесбийская) – основоположница первой литературной школы, лирика (цитирование).

Анакреонт (Анакреон) – лирика, застольные песни, элегии, ввёл рифму (цитирование).

Архилох (Архилох Паросский) – басни, ямбы, сатиры, эпиграммы (цитирование).

Скульптура.

В ранние периода – основная типологизация на: 1) «коры» (девушки) – обычно в образе б. Афродиты и 2) «куросы» (юноши) – в образе б. Аполлона – собирательный образ молодых, радостно-загадочных людей; отсутствие атрибутики, неточность в анатомии (сочетание статичности и динамики); полуобнаженность, раскраска; происхождение от тотемов.

Архитектура.

Активное строительство храмов и общественных зданий – дворцов собраний.

Появление системы ордеров (сочетания несомых и несущих конструкций). Древнегреческие ордера: дорический, ионический, коринфский (пояснения с демонстрацией схем).

Появление типа храм-периптер (пояснение по схеме) – логичность, строгость, стройность, продуманность, сочетание графичности с природностью форм. Афинский Акрополь – уникальный тип общественных зданий.

Рельефы.

Сцены, игр, битв, состязаний, украшение экстерьеров зданий («Дремлющая Афина» ).

ДПИ.

Особенно развита вазопись (демонстрация). Геометрический стиль на ранних этапах; впоследствии – горизонтальные пояса, мелкий орнамент, в центре – бытовой сюжет.

Дипилонская амфора – сухая геометрия.

«Ахилл и Аякс играют в кости» (м. Эксекий) – красно-коричневая цветовая гамма.

Живопись .

Мало сохранилась, украшала интерьеры зданий.

Заключение:

Архаичный период заложил основы древнегреческой национальной культуры и служил переходом от ранних периодов к эпохе классики.

Подведение итогов урока.

Задание на дом:

Распределение тем рефератов и докладов к семинару «Развитие мировых религий и культура Восточного Средиземноморья»;

«Мифология Древней Греции», разъяснение аппарата, структуры работы, источников информации.

Демонстрационный материал:

Схема ордеров;

Плакат «Афинский Акрополь»;

Издания по теме;

Терминологическая таблица.

УРОК №-3-4.

КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ.

Тема: «Культура Древней Греции».

Тип урока: лекция с демонстрацией .

Вопросы:

Мировоззренческие основы эпохи;

Развитие классического искусства Древней Греции;

Развитие наук и их влияние на общую культуру.

Цели урока:

Усвоение информации по разделу и теме;

Анализ лекционной информации.

Задачи урока:

Изучение культуры и искусства Древней Греции периода Высокой классики.

Высокая классика (5в. до н.э.).

Высшая точка подъема культуры и политики. Главенство полиса Аттика (Афины) при Перикле (выдающемся стратеге – главе государства), победы над Персией. Развитие принципа «Греческая демократия – община равных». Развитие культа ремесла-мастерства (агоны) .

Живопись.

Организация пинакотек- собрания картин; в основе бытовые и мифологические сюжеты; живописцы Полигнот, Апеллес, Аполлодор, Зевкс и др. (работы сохранились лишь в копиях).

Система образования.

Для мальчиков – с 7 до 16 лет – платные частные школы (Вопрос: почему этот возрастной формат?);

Для девочек – платные частные учителя на дому (Вопрос: почему богатые родители должны были учить своих дочерей вместе с бедными соседскими детьми?).

Основные дисциплины: грамота, литература, музыка, математика, спорт (Вопрос: почему именно этот набор дисциплин?) – всесторонне развитие личности.

Философия.

Структурирование мировоззрения.

Анаксагор из Клазомены – основы материализма.

Демокрит из Абдеры - автор трудов по многим отраслям наук, универсальный ученый, основал учение об атомах.

Группа «софисты» («учителя мудрости») – преподаватели риторики, логики, ораторского искусства для системы демократического управления; Протагор, Горгий, Продик (доказательство тождества по Горгию).

Сократ – первый из триады великих философов; учил бесплатно, обличал казнокрадство, глупость, предрассудки, ложь.

Медицина.

Гиппократ («отец медицины»)- ввел принципы научной (нежреческой) медицины, наблюдения, опыты, хирургия, фармакология; ввел «Кодекс чести врача» (цитирование постулатов) – общественная медицина.

История и география.

Геродот – путешественник, картограф, этнограф, фольклорист, автор труда «История» - расширения знаний о мире.

Театр и драматургия.

Основание жанров: I. Трагедия («Песнь козлов») – первоначально песни из мифов в праздник б.Диониса. II. Драма укороченная версия трагедии + 3 актера с диалогами. III. Комедия – первоначально сцены из политической жизни Афин.

Воспитательная функция театра.

Традиции и атрибутика – котурны, орхестра, театрон, маски .

Драматургия: трагедии – Эсхил «Персы» , «Орестея», «Прометей прикованный» - мораль ответственность за зло, возмездие; Софокл «Царь Эдип», «Эдип в Колоне» , «Антигона», «Электра» - идеи противоборства человека и рока; Еврипид «Федра», «Медея» - психологизм, нерасторжимость радости и страданий; комедии- Аристофан «Всадники», «Осы», «Облака», «Мир», «Лягушки», Лисистрата» - злободневные темы общества. (демонстрация сохранившихся зданий театров, цитирование пьес).

Архитектура.

Расцвет в эпоху классики, главенствует тип периптерального храма (особенно в Афинах).

Перестройка Акрополя в честь победы над персами, главный архитектор комплекса Фидий (демонстрация альбома «Золотой век Афин»). Храм Парфенон (стр. Иктин и Калликрат ) – 46 колонн дорического ордера, ионический фриз; Пропилеи (арх. Мнесикл) – главные ворота на Акрополь, комплекс башен, храмов, хранилищ, сложные ордера; Ионический малый храм Афины – Ники Аптерос (ст. Калликрат) - ионические формы ; Эрехтейон – храм в честь Афины, Посейдона и героя Эрехтея, с ассиметричным планом, ионический ордер, колонны кариатиды (определение).

Строительство общенациональной святыни – храм Зевса в Олимпии (арх. Фидий), периптеральная система.

Скульптура.

Украшение архитектуры и новаторства в поисках гармонии.

Скульптор Фидий : фризы Парфенона – 500 фигур, сцены мифических битв и жизни богов; статуя Афины Парфенос – 12 метров, слоновая кость, золото, сапфиры; образ женщины-воина; статуя Зевс Олимпийский – 14 метров, слоновая кость, золото; образ бога-отца.

Скульптор Мирон – впервые передал динамику человеческого тела в скульптуре, преодолев статичность (ст. «Дискобол» - образ атлета-победителя).

Скульптор Поликлет – разработал каноны пропорций (ст. «Дорифор» - образ мужчины-воина).

Заключение:

Период Высокой классики стал образцом в европейской культуре в области философии, наук, изобразительного искусства и архитектуры.

Подведение итогов урока.

Задание на дом:

Анализ конспекта;

Изучение терминологии;

Демонстрационный материал:

Плакат «Афинский Акрополь;

CD-ROM «Мировая художественная культура»;

Издания по теме;

Терминологическая таблица.

УРОК №5- 6.

КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ.

Тема: «Культура Древней Греции».

Тип урока: лекция с демонстрацией .

Вопросы:

Общественное развитие греческого мира;

Развитие культуры и искусств периода;

Изменение мировоззрения эпохи.

Цели урока:

Усвоение информации по разделу и теме;

Анализ лекционной информации.

Задачи урока:

Изучение культуры и искусства Древней Греции периода Поздней классики.

Поздняя классика (4в. до н.э.).

Постепенный упадок системы полисов, нестабильность, внутренняя борьба (Пелопонесская гражданская война 431-404 гг. до н.э.), ослабление патриотизма и равноправия граждан, завоевание Балканской Греции Македонией (при Филиппе). Но - нет упадка культуры, высокие достижения в литературе, науках, искусстве.

Философия.

Отражение политических событий в изменении мировоззрения.

Группа «киники» - идеи построения жизненных идеалов в согласии с природой»; Диоген – проповедование отказа от комфорта и предрассудков.

Платон – основатель школы в роще героя Академа, основатель системы философского идеализма.

Аристотель – основатель школы в роще Аполлона Ликейского, ученый-систематик, логик, материалист.

Архитектура .

Перемещение центра творчества в Малую Азию. Главенство ионического стиля.

Архитектор Пифей – храм Афины в г. Приена (классические формы).

Мавзолей – гробница ц. Мавсола и его жены Артемиссии в г. Галикарнасс (3 яруса, 49 метров, мраморная пирамида с храмом наверху, украшена колесницей (квадригой); влияние восточных культур).

Храм Артемиды в г. Эфес (арх. Херсифрон) – диптер (2 ряда колонн).

Постепенный отход от простоты и строгости классики, смешивание с величавостью, пышностью культур Востока.

С 4 в. главную роль играют не храмы, а светские здания – театры, дома собраний, гимнасии; ансамбль в г. Эпидавр (арх. Поликлет – мл.) – сочетание храма, стадиона, гимнасия, гостиницы, театра, концертного зала.

Скульптура.

Больше индивидуальности, драматического пафоса, лиризма, задушевности, передача настроений.

Скульптор Скопас Паросский мифологические образы (ст. «Менада», фриз. Мавзолея в Галикарнассе – сцены битвы с амазонками).

Скульптор Пракситель – отказался от прямостоящих статуй, обязательны опоры; олимпийские боги в сюжете (ст. «Аполлон», «Гермес» , «Отдыхающий сатир», «Афродита Книсская» - образец для последователей).

Скульптор Лисипп – ввел новый пластический канон; передача многообразия характеров (бюст Александра Македонского, ст. «Апоксиомен» ).

Скульптор Леохар Афинский – в работах изысканность и эффектность (ст. Аполлон Бельведерский) .

Универсальность скульпторов и архитекторов. В скульптуре и живописи 4 в. до н.э. – зарождение тенденций эклектики (смешения стилей и жанров).

Подведение итогов урока.

Задание на дом:

Анализ конспектов;

Изучение терминологии;

Возможная подготовка докладов.

Демонстрационный материал:

CD-ROM «Мировая художественная культура»;

Издания по теме;

Терминологическая таблица.

УРОК №7- 8.

КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ.

Тема: «Культура Древней Греции».

Тип урока: лекция с демонстрацией .

Вопросы:

Изменение общественного уклада в эпоху эллинизма;

Эклектика в искусствах;

Изменение традиций в искусстве периода;

Вхождение древнегреческой культуры в позднеантичную цивилизацию.

Цели урока:

Усвоение информации по разделу и теме;

Анализ лекционной информации.

Задачи урока:

Изучение культуры и искусства Средиземноморской греческой диаспоры;

Усвоение информации и анализ темы в целом, подведение итогов развития древнегреческой культуры.

В 4-1 вв. до н.э. сложилась культура Средиземноморской греческой диаспоры, т.е.

Эллинизм.

Начало процесса – объединение греческих городов и колоний в Малой Азии, Египте, на Балканах в империи Александра Македонского (334-323 гг. до н.э.) и завоевание им Персидского царства, в т.ч. Месопотамии, Средней Азии, Северной Индии и пр.

После смерти Александра – распад на несколько государств–монархий, развитие официально-придворного искусства.

Литература.

Придворная поэзия: Каллимах и Кирены – гимны и идиллии ; Аполлоний Родосский – эпические поэмы , (поэма «Аргонафтика ») - поэзия для избранных, изысканность и вычурность.

Развитие и превалирование жанров: элегии и эпиллии – малые поэтические формы, мифология и любовь; эпиграммы - краткие стихотворные высказывания; пасторали и буколики – пастушеские идиллии (творчество Феокрита из Сиракуз , цитирование).

Театр и драматургия.

Развитие позднегреческой комедии: д раматург Герод – основание жанра «новая аттическая комедия» (сейчас – «комедия нравов») – описание городского быта; д раматург Менандр – частная жизнь горожан в пьесах «Третейский суд», «Брюзга», «Щит»

Архитектура.

Светский характер, сплав направлений и стилей (эклетика) . Строительство новых городов – Александрия Египетская (рационализм, прямоугольная планировка); г. Пергам общественные здания, дома с портиками , храмы.

Крупнейшие театры в городах Ороп, Додон, Дельфы, Приен, Сиракузы. В храмах – главенство ионического ордера – храм Апполона в Дидимах .

Появление системы псевдодиптеров (1 ряд настоящих и 1 ряд фальшколонн) – храм Артемиды в Магнессии .

Тяга к колоссальному строительству, монументальные алтари – Гиерона II в Сиракузах, алтарь Зевса в Пергаме (грандиозный фриз на высоком цоколе, рельефы сцен битв олимпийцев с гигантами).

Библиотеки и научные здания: хранилища книг в городах Александрия, Антиохия, Пергам ; Фаросский маяк в Александрии (арх. Сострат из Книда ) – 120 метров, 3 яруса, маяк- крепость; Башня ветров в Афинах – архив, обсерватория, маяк.

Скульптура.

Больше, чем в архитектуре, черт поздней классики. Использовалась в убранстве городов. Портреты придворных, аллегорические статуи, изображение частного, житейско-подробного.

Центры скульптурного творчества – города Пергам, Александрия, Антиохия, о. Родос. Пергамская школа – мифологические сюжеты, патетика и драматизм, (ст. «Умирающий галл», «Галл, убивающий себя и жену»).

Последние элементы греческой классики – скульптор Агесандр (ст. «Афродита Милосская»).

Патетика, театральность, пересказ троянского мифа – ст. «Лакоон» (скульпторы Агесандр, Афинодор, Полидор ).

Монументальная скульптура – «Ника Самофракийская» (скульптор Харес Линдийский), поставлена в честь победы родосского флота на берегу о.Самофракий на пьедестале в виде носа корабля.

Статуя б. Гелиоса («Колосс Родосский» , скульптор Харес Линдийский ), 32 метра, поставлена у входа в гавань.

Заключение:

Эллинизм унаследовали римляне, покорившие эллинистические государства 2-1 вв. до н.э., от них – византийцы.

Подведение итогов урока.

Задание на дом:

Анализ конспекта;

Итоговые выводы по теме;

Изучение терминологии;

Подготовка к контрольному тестированию.

Демонстрационный материал:

Плакат по скульптуре пергамской школы;

CD-ROM «Мировая художественная культура»;

Издания по теме;

Терминологическая таблица.

Предварительный просмотр:

УРОК №9.

КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ.

Вопросы:

  • мировоззренческие основы цивилизации;
  • синтез культур народов древней эпохи;
  • система ценностей и традиций Древнего Рима;
  • история культуры Раннего Рима;
  • культура эпохи Ранней республики.

Цели урока:

  • усвоение информации по разделу и теме;
  • простейший анализ лекционной информации.

Задачи урока:

Изучение культурных традиций ранних этапов древнегреческой культуры.

Введение.

Римская цивилизация - эпоха наивысшего расцвета античной культуры и её последняя страница.

Рим - столица огромной империи (всей цивилизованной части старого света), впитывал культуры всех народов, осуществляя их взаимовлияние (синтез), осуществляя реализацию художественных принципов позднеантичной греко-римской культуры.

Основы мировоззрения: идеи богоизбранности Рима; патриотизм и семейные традиции в основе системы ценностей. Пантеон богов антроморфен, открыто заимствован у греков (сравн. Зевс-Юпитер, Гера-Юнона; Аполлон, Геракл/Геркулес - без изменений). Достойные профессии - политика, война юриспруденция, земледелие (управление поместьями и рабами), все остальное - для неримских жителей империи. Римская идея практического применения творчества других народов (архитектура, флот, полис, градостроительство, торговля). (Вопрос: характерны ли данные основы мировоззрения для других европейских империй, каких?).

Ранний Рим (8-6 вв. до н.э.).

Состав населения ранних периодов.

Итальянские индоевропейские племена (латины - обл. Лация, г. Рим ); греки (Ю.Италия, о. Сицилия ); этруски (С ев.Италия, Этрурия, совр.Тоскана ). Составная часть ранней культуры: от греков- земледелие, система полисов, алфавит, флот; от этрусков - переработка огромной культуры памятников, керамика («буккеро»), бронзовое литьё, дороги, гражданское строительство (в 7-6 вв. - огромное влияние на Рим).

Эпоха Римского царства.

Основание г. Рим на р.Тибр - ранняя эпоха малоизвестная. Первоначально город располагается на 7 холмах - начало Палатин , далее Эсквилин, Квиринал, Виминал, Капитолий, Авентин, в низине - Форум. Высокоразвиты керамика, погребальные урны, оружие, украшения.

Основание города в 754 г. до н.э. братьями Ромулом и Ремом , потомками царя г. Трои Энея ; Ромул убил Рема и стал первым царём.

8-6 вв. до н.э. - 7 царей: Ромул, Нум Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Макций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый - 3 последних - этрусская династия (развитие - хр. Юпитера Капитолийского , крепостные стены, канализация). Изгнание Тарквиния Гордого - основание движения «общенародное дело» - республика (видеоряд «Римский зал»).

Ранняя республика (5-4 вв. до н.э.).

Развитие системы полисов.

Разделение правящей элиты на аристократов и патрициев. (Вопрос: Что это за касты и какие аналоги у других народов можно найти?). Продолжение иностранного влияния и заимствования у греков (флот, религия) и этрусков (водопроводы, дороги). Развитие образования, рост грамотности, риторики; расширение строительства. Основание системы фамилий три имени по наследству (демонстрация по слайд - альбому).

Подведение итогов урока.

Задание на дом:

  • анализ законспектированной лекции;
  • ответы на вопросы урока;
  • возможная подготовка сообщений.

Демонстрационный материал:

УРОК №10.

КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ.

Тема: «Культура Древнего Рима».

Тип урока: лекция с демонстрацией.

Вопросы:

Цели урока:

  • усвоение информации по разделу и теме;
  • анализ лекционной информации.

Задачи урока:

  • прослеживание традиций развития культуры Древнего Рима;
  • изучение искусство Рима эпохи Республик.

Введение.

В результате развития ранних эпох римское государство начинает осуществлять контроль над Средиземноморьем.

Римская республика (3-1 вв.до н.э.).

Расширение государства и римского влияния на Средиземноморье. Активные захватнические войны с Карфагеном (Пунические войны ), с Македонией и др., завоевания в Северной Африке, Испании, Малой Азии, на Балканах. Основание провинций; веротерпимость римлян, интерес к культурам покорённых народов; развитая форма рабовладения. Усиление внутренней политической борьбы, влияния сената. Агрессивная политика и отражение в изменении мировоззрения: прославление воинской доблести, подвиги вместо мифов и пр.

Развитие художественной культуры.

Ввоз в центральную часть государства с 3 в. до н.э. образованных рабов (греки), импорт и производство произведений искусства; развитие поэзии, философии, живописи (видеоряд - сравнить «Античный дворик» и «Греческий зал» и «Римский зал»). (Вопрос: найдите существенные различия в скульптуре).

Литература.

Формирование латинского литературного языка, развитие и основание жанров. Переводы: из греческой эпической поэзии - Ливий Андроник («Одиссея»). Драматургия: Гней Невий - «паллиат и «тогат» (комедии из римской жизни), Тит Макций Плавт и Публий Теренций - развитие греческой комедии в «аттеланы » (пьесы с масками, быт, фольклор). Поэзия: Квинт Энний - «эпический гекзаметр» (прославление воинских побед Рима). Марк Порций Катон Старший - прозаик, цензор, ревнитель римской старины и традиций, враг культурного влияния греков (цитирование по переводным источникам).

С середины II в. до н.э. - развитие исторической прозы как формы пропаганды патриотизма: Полибий - автор «Всемирной истории » (идеи подчинения мира синтезу римской политики и греческого искусства; историки-полититки- Гай Саллюстий Крисп и Гай Юлий Цезарь («Записки о гражданской войне», «Записки о галльской войне» ) - лаконичный язык, классическая латынь.

Писатель - энциклопедист Марк Теренций Варрон - труды по истории, религии, риторике, фольклору и пр. (цитирование).

Философия.

Марк Туллий Цицерон - основы учения Платона и группы стоиков , трактаты «Об ораторе», «Об обязанностях», «О государстве». (цитирование). Тит Лукреций Кар - материалист, автор теории о происхождении Вселенной, Земли и жизни на ней, трактат «О природе вещей».

Деятельность группы неотериков - идеи учёности и утончённости в формате малого литературно-философского жанра; Гай Валерий Катулл -идеолог группы, лирик, автор цикла «Стихи к Клодии», идеи страсти и любви (цитирование).

Римская сатира - злое высмеивание пороков в работах Луцилия.

Архитектура.

Применение 4 систем ордеров - греческие дорический, ионический , коринфский и римский тосканский . Использование туфа, кирпича, мрамора, бетона, изобретение арочных сводов. Храмы - похожи на греческие, но более грандиозные, на высоких подиумах. (Вопрос: почему римляне ставили храмы на высокие фундаменты?).

Оригинальные римские постройки: ротонды - круглые храмы с колоннами вокруг; колоннады - системы колонн, выставленные в ряд; аркады -арки на колоннах, выставленные в галереи; акведуки - многоярусные арочные мосты с эллипсом вокруг арены; триумфальные арки - памятники воинской славы; базилики - здания с рядами колонн внутри помещений народных собраний, суда (демонстрация по слайд-шоу, схемы на доске).

Скульптура.

В эпоху республик - в основном копии с греков, подражание. Постановка памятников на улицах. Победные колонны - отдельностоящие памятники воинской славы с активными рельефами (слайд-шоу, альбомы).

В период республик - заложение основ классического искусства Рима периода.

Подведение итогов урока.

Задание на дом:

  • анализ конспекта лекции;
  • ответы на вопросы урока;
  • усвоение знаний по развитию древнеримской культуры;
  • возможная подготовка сообщений.

Демонстрационный материал:

  • видеозапись «Дом на Волхонке» (ГМИИ им. Пушкина);
  • фрагменты слайд-шоу из CD-ROM «Мировая художественная культура» (библиотека электронных наглядных пособий).

Цитатник:

  • Васильевская Л.Ю., Дивненко О.В., Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. «Мировая художественная культура» М.: 1996.
  • Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. «Хрестоматия по мировой художественной культуре» М.: 2000.

УРОК №11-12.

КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ.

Тема: «Культура Древнего Рима».

Тип урока: лекция с демонстрацией.

Вопросы:

  • официальная идеология имперского Рима;
  • развитие придворного искусства;
  • расцвет художественной культуры Древнего Рима;
  • сложение позднеантичной культуры.

Цели урока:

  • усвоение информации по теме;
  • анализ лекционной информации.

Задачи урока:

Изучение культуры и искусств Римской империи 1 в. до н.э.
-2 в н.э.

Введение.

В период с 3 в. до н.э. по конец 1 в. до н.э. были заложены основы позднеантичной культуры, активно проявившейся в период классики.

Ранние империи (27 г. до н.э. - 2 в. н.э.).

При римском императоре Октавиане Августе - «золотой век» искусства и культуры («Век Августа»); окончание процесса синтеза греческой и римской культур.

Мировоззрение эпохи.

Развитие официальной идеологии «императоры и римский народ»; воспевание заслуг императоров, прославление Империи. Отражение событий в грандиозном строительстве. Появление религиозных сект, культивирование некоторых религиозных систем покорённых народов; зарождение христианского учения.

Литература.

Классическая римская поэзия: Публий Вергилий Марон - героизация «римского духа» (поэмы «Энеида», «Буколики»), эпическая поэзия (цитирование); Публий Овидий Назон - любовная лирика (поэмы «Метаморфозы» , «Наука любви» , «Фасты» - о римских праздниках (цитирование); Квинт Гораций Флакк -оды, стихотворные послания; идеи любви, дружбы, свободы, политики.

История.

Идеализация Рима; идеи патриотизма, почитание богов в трактате Тита Ливия «История Рима от основания города». (Вопрос: есть ли аналогии подобных произведений?).

Архитектура.

Возвеличивание Рима; переход от кирпича к мрамору.

Храм Марса Ультора (Мстителя) на Форуме - коринфский ордер, колонны 18м.

Храм Аполлона на Палатине - великолепие и грандиозность в греческой традиции.

Алтарь Мира на Марсовом поле - стелы с рельефами, торжество и благополучие. (Вопрос: как понимали римляне «правильный» миропорядок?).

Римский Пантеон - храм всех богов (впервые в античности); купол диаметром 43м. (Вопрос: почему именно в эту эпоху создали подобное сооружение?).

Живопись.

Главенствуют многоцветные мозаики и настенная живопись(фрески).

Фрески г. Помпеи - история обнаружения памятника; в сюжете - история, мифология, быт; аналогия с греческим (слайд-шоу, репродукции).

Скульптура.

Реализм как отражение традиций.

Статуи Пантеона - изображения всех римских богов.

Статуя Августа из Примапоры - величественность и реализм.

Портреты римской знати - психологизм, реализм, детальность (видеоряд, слайд-шоу).

Империи 1-2 вв.

Поздняя классика - расцвет Рима в политике, науках, искусствах. Времена правления императоров Калигулы, Нерона, Клавдия, Тиберия; при последнем -события в Иудее (казнь Христа). В провинциях Рима - рост культурной жизни.

Литература.

Жизнеописания, мораль, история искусств в работах Плутарха (миф об Атлантиде). Публицистика: Дион Хризостом (Злотоуст) - писатель и оратор.

Гай Светоний Транквилл - биографии цезарей, частная жизнь правителей (цитирование).

Жанры и их развитие: римский роман - Петроний («Сатирикон»), Апулей («Метаморфозы или Золотой осёл»); эпистолярный жанр - послания сенатора Плиния Младшего к императору Траяну (ораторское искусство); проза -сочинения Лукиана ; сатиры и эпиграммы - наблюдательность и остроумие в эпиграммах Марциала , бичевания пороков в сатирах Ювенала ; лирическая поэзия Лукиана (цитирование).

История.

Драматизм истории римского общества в работах Корнелия Тацита. Историки империи: Гай Светоний Транквилл, Аппиан (цитирование).

Философия.

Философы-гуманитарии расцвета Империи: Эпиктет, Марк Аврелий , Секст Эмпирик .

Величайший классический философ Сенека- множество книг, трактатов, речей (цитирование).

Науки.

Деятельность универсалов-энциклопедистов: Клавдий Гален , Клавдий Птолемей , Сальвий Юлиан , Плиний Старший.

Архитектура.

Грандиозность строений: Новый Императорский дворец Тиберия на Палатине - основы новаторской планировки.

Новый дворец Нерона («Золотой дом») - отделка золотом, драгоценным камнем. Расширение для парадных шествий центральных улиц Рима (проспекты , страды ).

Театр Колизей - 4 этажа, эллипс с окружностями 524 м., совмещение различных ордерных систем, 50 тыс. зрителей, 6 тыс. гладиаторов, сотни статуй и рельефов.

Триумфальные арки императоров Тира , Септимия, Константина .

Форум Трояна - частичная перестройка центра Рима архитектором Аполлодором . (Вопрос: для чего, с какой целью императоры перестраивали центра Рима; что вы знаете о деятельности архитектора и скульптора Аполлодора? ).

Базилика Ульпия - центральная часть комплекса Форума, в т.ч. триумфальная колонна императора Траяна .

Строительство культурно-клубовых комплексов бань- термы .

Активное строительство в провинциях - храмы, порты, цирки, театры. (слайд-шоу).

Скульптура.

Сооружение памятников, возвеличивающих императоров - конные статуи(к.ст. императора Марка Авелия) ; сооружения квадриг - статуй колесниц для украшения фризов (слайд-шоу, видеоряд).

Подведение итогов урока.

Задание на дом:

  • анализ конспектов лекций;
  • ответы на вопросы урока;
  • усвоение знаний по развитию классического периода древнеримской культуры.

УРОК №13.

КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ.

Тема: «Культура Древнего Рима».

Тип урока: лекция с демонстрацией.

Вопросы:

  • изменение мировоззрения эпохи;
  • появление новых религиозных систем;
  • общественные изменения;
  • падение и угасание культуры;
  • распад государственной системы;
  • преемственность римских культурных традиций;
  • доклады и рефераты по разделу.

Цели урока:

  • усвоение информации по теме и в целом по разделу;
  • аналитические выводы по разделу «Культура античного Средиземноморья».

Задачи урока:

  • изучение культуры и искусств Римской империи периода упадка;
  • подведение итогов развития античной цивилизации.

Введение.

К началу 3 в. - объективный закат цивилизации античного Средиземноморья и начало последней эпохи древнего искусства.

Римская Империя периода упадка (3-5 вв.).

С 3 в. - максимальные территориальные размеры Империи сокращаются, гражданские войны, политические перевороты, сепаратизм провинций, варвары - неримляне становятся солдатами, чиновниками и даже императорами. Упадок религии (распространение сект), деградация наук (Дион Кассий «Римская история»).

Скульптура.

Художественный стиль «Римский портрет» - портреты императоров Филиппа Аравитянина , Каракаллы , Веспасиана и др., передача характеров и наклонностей.

Философия.

Появление христианского учения, деятельность христианских богословов 4-5 вв. Василия Великого , Иоанна Златоуста , Амвросия Медиоланского , Аврелия Августина (создатель христианской философии и истории) (цитирование). В 313 г. эдикт о легализации христианства; в кон. 4 в., при императоре Феодосии I, христианство становится государственной религией.

Архитектура.

Перестройка храмов в церкви; главенствует базиликальная система. (плакат с репродукцией).

Исторические изменения.

После смерти императора Константина (337г.) - кризис Империи: нападение варваров, потери провинций, разрушение экономической системы. 395 г. - раздел на Западную (Рим) и Восточную (Константинополь) империи. В 410 и 455 г. Рим захватывали и разграбляли готы и вандалы. В 476 г. Западная империя прекращает существование; остаётся Восточная империя - Византия. В 476 г. - заканчивается период античности.

Архитектура периода распада.

Строительство отдельных колоссальных сооружений: т ермы Диоклетиана - гигантский комплекс; дворец Диоклетиана в г. Сплит - идея грандиозности имперской власти.

Скульптура периода распада.

Попытка отразить отображение души в стилистике « Эстетика Плотина » -портретное искусство.

Живопись конца периода.

Сочетание египетских традиций захоронение и греческой эстетики в стилистике «Фаюмский портрет»(источник православной иконописи), символизм в искусстве - безжизненность тела, глубокая работа души.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

Егорова М.А., Матвиенко Л.В.

Мировая художественная культура

Конспекты лекций

Магнитогорск,

2.1. Введение в художественную культуру 3

2.2. Искусство в системе художественной культуры. Морфология искусства. 6

2.3. История художественной культуры: художественная культура первобытного общества. 26

2. 4. Художественная культура Древнего Востока 48

2.5. Художественная культура Античности 65

2. 6. Художественная культура Средневековья 90

2.7. Художественная культура Древней Руси 101

2. 8. Художественная культура эпохи Возрождения 144

2.9. Художественная культура эпохи «барокко» 164

2.10. Эпоха Просвещения. Основные тенденции в искусстве 181

2.11. Художественная культура России XYIII века 202

2. 12.Западноевропейская художественная культура XIX века. 226

2.13. Художественная культура России Х1Хв 243

2.14. Художественная культура XX века: течения, направления, стили 277

^

2.1. Введение в художественную культуру

Место художественной культуры в культуре в целом определяется существенными различиями между материальной, духовной и художественной формами деятельности. Однако ни одна из них не является только и чисто материальной, другая - только и чисто духовной, третья - не материальной и не духовной. Несомненно, что продукты духовной деятельности должны быть материализованы, а в материальной деятельности воплощаются духовные цели, планы, модели. Суть дела, однако, в том, что в данных слоях культуры соотношение материального и духовного начал диаметрально противоположно: материальная культура материальна по способу своего функционирования и своему содержанию, духовная культура в этих отношениях духовна. В художественном творчестве духовное и материальное проникают друг в друга, образуя нечто третье, ибо они не просто соединяются, как в сферах материального и духовного производства, а органически сливаются, взаимно отождествляются. Художественное творчество должно быть интерпретировано не как присущее плодам духовной деятельности человека материальное воплощение результатов работы его мышления, но как мышление в материале. Именно поэтому такое мышление нельзя перекодировать, т.е. перевести на другой материальный язык, нельзя пересказать ни словом, ни языком другого вида искусства.

^ Художественная культура - это совокупность художественных ценностей, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в обществе. В качестве синонима иногда употребляется понятие «искусство».

В художественную культуру входят, одновременно определяя ее специфику:


  • совокупность наличных художественных ценностей, унаследованных от предшественников и выступающих в качестве предпосылки воспроизводства и развития художественной культуры;

  • комплекс художественных ценностей данной исторической эпохи, отождествляемый с нею (например, искусство эпохи Перикла - Греция У в. до н. э., художественная культура пореформенной России Х1Х в.);

  • набор сформировавшихся и сознательно принятых норм и «технологий», канонизированных в «священных» образцах, декларированных в манифестах и программах, теоретически осмысленных и представленных в методе художественного творчества;

  • группы непосредственных творцов художественных ценностей - художников, объединенных по профессиональным или идейным принципам в корпорации, братства, кружки (например, «Могучая кучка» в России, прерафаэлиты в Англии);

  • понимающая и ценящая искусство публика, контингент которой в зависимости от социально-классовой структуры общества может ограничиваться «салоном» или совпадать с народом;

  • система эстетических ценностей, обеспечивающая понимание искусства.
Исторически художественная культура развивается как система конкретных видов искусства, в которых многообразие реального мира предстает во всем своем многообразии.

Функции искусства:


  • общественно - преобразующая;

  • познавательно - эстетическая;

  • художественно - концептуальная;

  • функция предвосхищения;

  • информационно - коммуникативная;

  • воспитательная.
Вид искусства - это устоявшаяся и закрепленная форма освоения мира по законам красоты, в которой есть не только эстетическое содержание, но и образ, наполненный определенным идейно-эстетическим содержанием.

Начиная с ХУ111 в. эстетическая мысль бьётся над постижением тех принципов, которые обуславливают видовое членение художественно-творческой деятельности, пытаясь рассмотреть искусство как систему видов, а не набор случайно образовавшихся и механически сосуществующих форм творчества. Данная проблема до сих пор не может считаться решенной. Например, американский теоретик Т. Манро к видам искусства относил не только литературу, живопись, хореографию и т.д., но и животноводство, пластическую хирургию, косметику, парфюмерию, кулинарию, изготовление вин, татуировку и т.д., всего он насчитывал около 400 видов. Подобное расширение границ искусства имеет давнюю традицию. Так, Абу-Насра Моххаммед Фараби (870 - 950 гг.) к искусствам причислял ткачество, медицину, риторику и т.п. На самом деле - это есть не собственно художественное творчество, а разные способы, формы и сферы освоения мира, в которых есть и эстетический элемент, так как они основываются не только на законах целесообразности, но и на законах красоты.

Художественное развитие человечества включает в себя два встречных процесса. С одной стороны, из синкретического, нерасчлененного существования искусства образуются отдельные виды искусства, с другой - идет обратный процесс синтеза искусств.




Top