Деловая этика лекции. Бойся нарушить свой долг

September 27th, 2017

Что там скрывать, отношение к чеченцам в обобщенном смысле сильно ухудшилось за последние десятилетия. Я не знаю, каково отношение было в довоенные годы, послевоенные или перед распадом СССР. Мал еще был. Но с началом чеченских воин все резко поменялось. Лично мне кажется причиной этого были даже не сами события в Чеченской Республике, а именно то, что к людям ближе всего - у себя "дома", в своих городах и селах. Война, бандиты - это одно. Это так и воспринимается. Воевали мы и с японцами и с немцами и с китайцами и с другими национальностями включая самих себя. Бандиты тоже у нас есть и русские и татары и удмурты. Но отношение к нации и конкретным ее представителям формируется больше по "домашним впечатлениям и ощущениям". Разве нет?

А ведь у чеченцев есть свой кодекс чести - "нохчалла" (или как пишут в других источниках - Къонахалла). Это слово непереводимо, но каждый нохчо знает, что оно обозначает - свод неписаных правил, касающихся морали, нравственности и этики, которыми ДОЛЖНЫ руководствоваться представители данной национальности испокон веков.

Вот его основные положения...

Историческая справка:

Чеченский этический кодекс «Къонахалла» сложился далеко до принятия чеченцами ислама. В нем отразились духовные и культурные ценности народа, социальные, политические, экономические особенности его развития. Корни его уходят вглубь веков, но в окончательном виде кодекс «Къонахал- ла» сформировался в позднем Средневековье, в эпоху расцвета тейповой демократии, когда высшей ценностью общества была объявлена свобода, в том числе и свобода личности.


Гостеприимство и доброжелательность

Характер нохчо, с детства воспитываемого традиционной чеченской семьей рыцарем, джентльменом, дипломатом, мужественным заступником и надежным товарищем - это дань уважения историческому прошлому горного народа.

Условия жизни у чеченцев всегда были непростыми - горная местность, явно некурортный климат. Отсюда у нохчо особое отношение к гостю, который в стародавние времена, будучи не принятым на ночлег, мог погибнуть от холода или голода, от разбойничьего ножа или нападения диких зверей. По закону предков у чеченцев гость обязательно должен быть приглашен в дом, согрет, накормлен, нохчо непременно предложит человеку переночевать - все это соблюдается неукоснительно.

Вежливость и уступчивость (до известных пределов, разумеется) тоже у чеченцев в крови - чтобы разминуться на узких горных дорогах и тропинках Чечни, жизненно необходимы такт и сдержанность, в противном случае скандалисты просто рискуют улететь в пропасть. Тяжелыми условиями жизни в горах можно объяснить также такие традиционные черты характера нохчо, как взаимовыручка, взаимопомощь - чеченец поможет своему земляку в любом случае, даже с риском для собственной жизни.

Ни баринов, ни крепостных

«Нохчалла» не подразумевает наличие каких-либо сословных, классовых делений у нохчо - среди представителей этого народа за века его существования никогда не существовало ни помещиков, ни крепостных - у чеченцев своя иерархическая субординация. Даже если нохчо занимает привилегированно е положение, он не станет демонстрировать это остальным - показывать свое превосходство над другими считается недостойным настоящего чеченца. Наоборот, нохчо в данном случае должен быть особенно учтив и приветлив, дабы не задеть самолюбие другого. К примеру, верховой чеченец непременно первым здоровается с безлошадным. Более того, нохчо обязан спешиться с лошади, если встречный старше его.

Если дружба, то крепче стали

Друг для чеченца даже больше чем брат. «Нохчалла» определяет дружбу между нохчо как нечто непоколебимое - и горе, и радость друзья-чеченцы делят пополам. Проявления невнимания или неучтивости к брату нохчо еще может простить. Но если это относится к другу - прощения не будет.

Особое отношение к женщине

Кодекс чести чеченца подразумевает почтительное отношение как к самой женщине (матери, жене), так и к ее родственникам. «Нохчалла» заповедует нохчо в знак особого уважения к состоящим в родстве с матерью и женой спешиваться с коня еще перед селением, где те проживают.

У нохчо есть притча о путнике, попросившемся на ночлег. Чеченец не знал, что кроме хозяйки в доме никого не было. Женщина по правилам не могла оказаться гостю, а он сам, если бы знал, что остается с ней один на один, ни за что бы не стал ночевать - это по чеченским законам, мягко говоря, непорядочно.

Гость был накормлен и уложен спать. Только наутро чеченец догадался, что хозяйка в доме была одна и всю ночь не ложилась, сидела в передней. Когда гость умывался, он ненароком задел кисть женщины мизинцем. Покидая дом, чеченец отхватил этот палец ножом, таким образом продемонстрирова в особое отношение к чести приютившей его чеченки.

Не гордыня, но гордость

Общеизвестно, что чеченцы - очень гордый и независимый народ, принуждение они не приемлют. Это тоже «нохчалла». Нохчо - испокон веков защитники, воины. Ощущать себя свободным и постоянно отстаивать свободу - жизненная потребность чеченца. Вместе с тем, свободолюбие у нохчо соседствует с уважением к другим людям.

«Нохчалла» учит чеченца уважать иноверца даже больше, чем мусульманина, поскольку считается, что нанесенную единоверцу обиду Всевышний может простить, потому что обидчик и обиженный имеют шанс встретиться на главном Судилище. А несправедливость, на которую нохчо обрек иноверца, непростительна - на том свете подобной встречи не случится, и, выходит, грех навечно останется несмываемым.

Чеченцы Фотография, выполненная в период 1870-1886

Если это выразить в конкретных пунктах, то это будет вот так:

1. Къонах - человек, твёрдо следующий основным принципам кодекса чести “Къонахалла”.

2. Главной целью и смыслом жизни къонаха является служение своему народу (Къам), своему Отечеству (Даймохк). Интересы народа и Отечества для него всегда выше интересов своего тейпа, рода, фамилии.

3. Высшим проявлением служения къонаха является защита Отечества от нашествия врага. Смерть в справедливой войне или при защите своей чести и достоинства предпочтительна для къонаха, чем жизнь в бесчестии и позоре.

4. В служении Отечеству къонах имеет право заниматься любым видом деятельности, кроме тех, которые могут заставить его поступиться принципами кодекса чести или уронить личное достоинство.

5. Созидательный труд не только не унижает, а, наоборот, возвышает достоинство къонаха. Труд во благо Отечества в мирное время является таким же долгом, как и защита своей страны во время войны.

6. Если къонах служит в силу обстоятельств интересам одного человека или группы людей, то в случае, когда они приходят в противоречия с интересами народа, он должен встать на защиту интересов народа. И для того, чтобы не стать клятвопреступником, он не должен присягать никому, кроме Отечества.

7. Къонах должен быть готов к смерти каждое мгновение, ибо нет ничего вечного в этом мире. Он должен помнить о том, что для него есть понятия, которые дороже жизни: Отечество, личное достоинство и честь. Но къонах не должен стремиться к смерти и без необходимости испытывать судьбу, так как жизнь есть высший дар Всевышнего человеку.

8. Главным качеством къонаха является выдержка. В ней проявляются истинное мужество и умение управлять собой и ситуацией. Бездумная храбрость - это мужество с закрытыми глазами, она простительна юнцу, не знающему цены ни свой, ни чужой жизни. Выдержка къонаха - это умение знающего, осознанный шаг на встречу смерти, если иное противоречит интересам Отечества, несовместимо с кодексом чести или личным достоинством.

9. Къонах должен быть скромным в жизни, в быту, в общественных делах. Ум, мужество, деяния къонаха должны оценить, прежде всего окружающие. Но даже субъективность этой оценки не даёт ему повода восхвалять себя самого.

10. Къонах всегда отвечает за свои слова и поступки. Он всегда выполняет данное им другим людям слово и никогда, даже ценой собственной жизни, не нарушает данной им клятвы.

11. Главным богатством къонаха являются его честь и личное достоинство. Все иные блага этого мира можно обрести вновь, однажды утратив, но утраченная честь поруганное обретаются вновь лишь через достойную смерть.

12. Къонаху не противопоказано накопление богатства. Накопленное праведным путём богатства къонаха может послужить не только его интересам, но и интересам его народа и Отечества. Жадность и скупость могут сделать бесполезными лучшие качества любого человека, так же, как и расточительность - разорить самого богатого человека. Щедрость же приумножает не только славу къонаха, но и его благосостояние.

13. Къонах не должен посягать на личное достоинство и честь других людей так же, как и на чужую собственность. При этом он должен быть снисходительным к слабостям и ошибкам других людей, но требовательным к самому себе.

14. Къонах обязан бережно хранить лучшие традиции своей фамилии, помнить своих предков, уважительно относится к их прошлому и к истории своего народа.

15. Къонах должен постоянно оттачивать свой ум, постигать мудрость и опыт мудрейших, изучать науки, дающие ключ к познанию мира, так как только через знания можно прийти к истинной вере и постижению справедливости.

16. Истинная вера и справедливость являются высшей духовной целью къонаха. В религиозных делах къонах руководствуется постулатом ислама: “Нет принуждения в религии”. Он терпимо относится к представителям других религий, не навязывает силой и принуждением им своих взглядов или образа жизни.

17. Къонах должен быть скромным в религиозных делах. Он никогда не подчёркивает своей религиозности, не подменяет истинной веры внешней формой.

18. Справедливость - единственная мера в отношении къонаха к окружающему миру и людям. Он должен быть справедливым по отношению к другим людям так же, как и по отношению к себе.

19. Благодарность так же является чертой благородного человека. Сделанное ему добро къонах должен возмещать многократно. Сам же он не ждёт благодарности за содеянное добро.

20. В общении с людьми къонах должен быть предельно вежливым, сдержанным и скромным, независимо от их социального статуса или возраста.

21. Къонах с уважением и почтением относится к женщине. Он никогда, ни при каких обстоятельствах, не позволит оскорбить и унизить её, ни себе, ни другим. Честь и достоинство женщине для къонаха священны.

22. Къонах должен уметь не только отстаивать свою правоту словом и делом, но и выслушать противоположную сторону, согласиться с её мнением, если она права. Уступить в ссоре или споре более слабому противнику является не трусостью, а проявлением благородства.

23. Къонах должен быть милосердным к слабым и немощным. Он должен относится с состраданием не только к людям, но и к животным, которые не имеют разума, и не могут оградить себя от человеческой жестокости.

24. Къонах с состраданием относится ко всему живому, никогда без необходимости не срубит дерева, не причинит вреда ни одному живому существу.

25. Къонах должен мужественно переносить все тяготы жизни, выпавшие на его долю, в том числе и физические страдания.

26. Къонах должен достойно вести себя и в веселье, и в печали. В любой ситуации он должен проявлять выдержку и спокойствие.

27. Жизнь къонаха должна быть образцом высокой нравственности, мудрости и мужества для юного поколения. Передача более молодым своего жизненного и ратного опыта я является нравственным долгом къонаха.

29. В своей семье къонах должен быть таким же справедливым, как и в обществе. И в наказании, и в поощрении он должен быть равным и сдержанным. Он не должен опускаться до оскорбления или физического наказания членов семьи. Если женщина совершила такой поступок, за который её можно ударить, то ей нужно дать развод.

30. В дружбе къонах должен быть верным и преданным. Защищая своего друга, къонах не должен щадить своей жизни. Къонах познаётся в дружбе, и во вражде.

31. Къонах проявляет по отношению к врагу такое же благородство, как и по отношению к остальным людям.

32. Къонах не должен применять оружие против безоружного врага. Тяжело раненому врагу он обязан оказать посильную помощь так же, как сделал бы это для любого человека.

33. Къонах должен по возможности избегать поединка с более слабым противником, так как любой исход такого боя не прибавит ему славы, но может уронить его имя. Если же поединок неизбежен, то он должен дать противнику возможность выбрать оружие и быть снисходительным к нему.

34. Къонах не должен уклоняться от боя с сильным противником. Но он должен всегда предпочитать мир войне, если такое возможно без ущерба интересам народа, его чести и личному достоинству.

35. Закон гостеприимства для къонаха священ. Къонах, не сумевший защитить своего гостя, обречён на позор и презрение. Поэтому жизнь и свобода гостя для него дороже собственной жизни, но он не несёт ответственности за гостя, совершившего преступление.

36. При посещении чужих стран и народов къонах должен уважать их законы и традиции, так как в этом случае он представляет не только себя, но и свой народ.

37. Къонах в течение всей жизни должен заниматься совершенствованием своего духа и тела для того, чтобы служить своему народу с максимальной пользой.

38. Къонах должен регулярно заниматься упражнениями, закаляющими его тело, упражняться с различными видами оружия, чтобы в случае необходимости достойно защитить Отечество и свою честь.

39. Къонах с уважением относится к своему оружию, чтит его, не обращается к нему без необходимости, никогда не применяет его ради наживы или неправедного дела.

40. Смерть къонаха должна быть такой же достойной, как и его жизнь.

Понятно, что подобный свод - это что то типа "12 заповедей христовых". Среди христиан их тоже не все и не всегда выполняют. Однако наблюдая за мусульманами и чеченцами в частности, создается ощущение того, что они намного более щепетильнее относятся к религии и соблюдению своих правил и обычаев. Религия для них намного важнее и весомее.

Однако, что из правил вышеописанного КОДЕКСА можно встретить в общении с чеченцами в быту и в своем городе?


источники

Японцы , напротив, крайне замкнуты, церемонны, дисциплинированы. Смотреть им в глаза, значит проявлять невоспитанность, рукопожатия у них заменяют поклоны. Главное для них – «не потерять лицо», улыбка и «да» не означают согласия. Следует быть предельно вежливым, осторожным, скромным, пунктуальным, избегать шуток, соблюдать субординацию.

Китайцы ориентируются на внешний вид, имидж, статус собеседника; решения склонны принимать дома после консультаций с центром, любят ловить на ошибках и требуют гарантий договоренностей. Это всегда игра.

Арабы строго соблюдают ислам, нельзя предлагать свинину и спиртное; они доверительны, но предпочитают торг, им принято расточать похвалы.

Русские в глазах иностранцев предпочитают общие цели средствам их достижения, им важна концепция. Диапазон стилей общения, при этом, может быть от официозного до приятельского. На них нельзя давить, унижать их гордость, и они меньше держатся за финансовую сторону сделки; нужно им просто понравиться: обмен фотографиями, похвала старикам, достижениям страны. Исторически безопасным для них было групповое конформное поведение, коллективная ответственность; они неподатливы к изменениям и готовы пересидеть любого. Они любят поговорить, но хорошо владеют собой. У них не было демократии, и не ждите от них праведности и открытости. Но их можно пленить искренностью и участием.

Русский национальный этикет и этический кодекс современного молодого человека исторически взаимообусловлены. Еще со времен язычества в русской общине главенствовали принципы соборности, взаимовыручки, свободолюбия, доброты, честности, противостояния невзгодам. Строительство государства с целью объединения племен и защиты от завоевателей привнесло в эту этику силу мужества, готовность к подвигу, верность отечеству. Русское православие, отличное от византийского, добавило такие идеалы, как страстотерпие, верность слову, скромность и незлобивость, совестливость и бескорыстие, трудолюбие и милосердие.

Прорыв Петра к западной цивилизации привнес в русское общество такие черты, как любовь к просвещению, наукам, искусству, манерам поведения, политесам и потешным балам, строительству и архитектуре. Были заложены основы русской нравственности и гражданского самосознания. От «Поучения к детям» Владимира Мономаха (укрощать гнев, повиноваться старшим), через «Домострой» Ивана Грозного (не лгать, не бражничать, признавать главенство семьи и хозяина), до Петровской «Юности честного зерцала» (первого кодекса чести молодой гвардии), и далее к Екатерининским «Табелям о рангах», дворянскому благородству, женскому просветительству, аристократизму духа и бытия, к нашему золотому веку величия русской культуры, и затем уже к свободомыслию разночинцев, купеческому и промышленному меценатству, уникальной жертвенности и стойкости русской интеллигенции, вопреки жесточайшей цензуре и репрессиям двуличного социалистического строя, - весь этот крестный путь русской этики и морали, есть беспримерный подвиг становления, разрушения и упорного возрождения современных нравственных основ.

Мы можем с уверенностью сказать, что стандарты и регуляторы сегодняшних правил ведения дел в России основаны на демократических и гуманистических традициях. Это равенство, уважение к человеческому достоинству и закону, целесообразность и этикетная культура, создание положительной ауры. Здесь и правила всеобщего характера: чуткость, тактичность, чувство меры, обращения к старшим, женщинам, коллегам; и правила знакомства, манеры поведения в общественных местах, на переговорах; здесь и такие всемирно признанные действия, как «54 правила Джорджа Вашингтона», демонстрирующие современные приличия манер в деловой среде, а также «23 правила всеобщего этикета» Эми Виндербальта.

Кодекс чести современного молодого человека в России формирует требования, которые общество предъявляет личности как обязательные.

Этот кодекс исторически восходит еще к Законам Моисеевым, десяти заповедям, записанным на скрижалях и данным нам Всевышним на все времена. И в египетской «Книге мертвых» мы также находим кодекс оправдания: «я не прелюбодействовал, не сквернословил, не причинял людям зла». Христос так же изгнал торговцев из Храма, гневно противопоставив циничную наживу, поклонение золотому тельцу, обогащение любой ценой принципам бескорыстия, любви и милосердия. В эпоху Просвещения Морелли, а за ним и Руссо составили кодекс чести в духе «истинных законов природы», где человек чист перед миром и только одна частная собственность как самоцель общества превносит в природу зло. Искажением нравственного кодекса явился «Моральный кодекс строителя коммунизма» как пример авторитарной технократии и утопической идеи.

В основе современного кодекса чести лежат две категории: кардинальные и теологические добродетели. К первым относятся рационально-классические платоновские идеалы мудрости, умеренности, мужества, справедливости,

т. е. ветхозаветные ценности. Ко вторым же, богословским и христианским ценностям принадлежат вера, надежда на спасение и любовь к Творцу, т.е. новозаветная этика. Хотя уже в Средние века богословские ценности широко трактовались как интеллектуальные (мудрость, наука, искусство) и моральные (справедливость, умеренность, стойкость). Еще шире трактует добродетель наш современник, философ Владимир Соловьев: это стыд, жалость и благоволение. Мудрость добродетельна, если направлена на достойные дела; ловкое житейское благоразумие за чужой счет позорно. Мужество добродетельно, только если возвышает дух над инстинктом самосохранения, а справедливость, если основана на чувстве жалости. Вера не добродетельна, если обращена на недостойное; а надежда, как и любовь, проявляются только через милосердие. Вывод Соловьева: добродетели сами по себе не являются нравственно достойными, а становятся таковыми лишь в соответствии с первичными основами нравственности.

В современном западном обществе система добродетелей известна как франклиновские добродетели. Автор Декларации независимости и Конституции США, Бенджамин Франклин определил критерием добродетели

“self-made-men”, т.е. человек, обязанный самому себе. Это трудолюбие, бережливость и денежные обязательства. О достоинстве судят, давая кредит.

В кодекс Франклина входят также воздержанность в еде-питье, искренность, немногословность, честность, решительность, справедливость, аккуратность, целомудрие, скромность, спокойствие и выдержка. Идеал американизма.

В действительности, есть только три позиции для личности: эгоизм (свой приоритет за счет других), альтруизм (действия в пользу всех) и эгоцентризм (самоценность личности, использующая других лишь как средство). Трактовка эгоизма двойственна. Как этический принцип он аморален, ибо ущемляет чужие интересы. (Хотя есть парадокс: «Эгоист – это тот, кто думает о себе больше, чем обо мне»). Однако разумный эгоизм в условиях рыночной экономики взаимополезен, ибо позволяет признать чужие интересы, не теряя своих с помощью альтернатив. Ограничение эгоизма в экономике должно носить правовой характер: зарплата, отпуска, и т.п.

В современном российском обществе остро стоит вопрос о «правильном поведении» молодых людей в сфере предпринимательства. Необходим «Новый кодекс чести». Он может включать в себя следующие нормы:

Уважение к старшим как древняя всеобщая традиция

Золотое правило: поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой

Соблюдай национальное достоинство других, не унижай «чужаков»

Уважай обряды иных религиозных конфессий, их чувство веры

Имей чувство собственного достоинства и признавай его в других

Толерантность к мнению инакомыслящих», трудолюбие и бережливость

Милосердие и забота о природе, о братьях наших меньших

Патриотизм как преданность отечеству

Соблюдение норм права и этикетных норм

Совестливость и честность.

Аристотель сказал: «Правда о добропорядочном еще и в том, что он многое делает ради друзей и отечества и даже умирает за них, если надо, расточая блага и почести, за которые держатся другие, и оставляя за собою лишь нравственную красоту»

Сегодня в современном российском обществе – обществе XXI в. - остро стоит вопрос о «правильном поведении», о том, как молодому человеку строить свои взаимоотношения с другими людьми, с друзьями, с товарищами и коллегами по работе, как вести себя в мире частного предпринимательства.

Необходим кодекс поведения, в первую очередь, для молодого человека. Мы называем его «кодекс чести », который включает следующие нормы: 1) уважение к старшим. Это древнейшее правило, и оно, конечно же, должно быть присуще современному молодому человеку; 2) «золотое правило нравственности» - «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Данное правило также относится к древнейшим; его мы находим и в конфуцианстве, и в Библии, и у античных авторов; 3) уважение национального достоинства другого. Это правило выступает в российском многонациональном обществе, где более ста наций и народностей, как наиважнейшее. Оно означает абсолютный запрет на неуважительный тон, снисходительное отношение к «чужакам», национальным меньшинствам и проч.; 4) уважение религиозного чувства другого. Не должно быть ни малейшего неуважения к различным религиозным конфессиям; 5) самоуважение; 6) уважение достоинства другого; 7) толерантность (терпимость) к мнению другого, уважение права другого на инакомыслие; 8) совестливость; 9) знание и соблюдение норм права; 10) знание и соблюдение этикетных норм; 11) трудолюбие и бережливость; 12) патриотизм; 13) благоговейное отношение к природе; 14) забота о братьях наших меньших; 15) милосердие.

Аристотель более двух тысяч лет назад писал в «Никомаховой этике»: «Правда о добропорядочном заключается в том еще, что он многое делает ради друзей и отечества и даже умирает за них, если надо: он расточит имущество и почести и вообще блага, за которые держатся другие, оставляя за собою лишь нравственную красоту; он скорей предпочтет испытать сильное удовольствие за краткий срок, а не слабое за долгий, и год прожить прекрасно <предпочтительнее для него>, чем много лет – как придется, и один прекрасный и великий поступок он предпочтет многим, но незначительным. Это, вероятно, и происходит с теми, кто умирает за других; они в этом случае избирают то, что для них самих есть величие <и> красота. И они, пожалуй, расточат <свое достояние> на то, от чего больше получат их друзья; тогда друзьям достанутся деньги, а им самим – нравственная красота, так что самим себе уделяется большее благо. Точно таким образом <обстоят дела> с почестями и должностями начальников, ибо все это предоставят другу, потому то <отдавать другу> – это прекрасно и похвально. Естественно, добропорядочным считается тот, кто всему предпочитает нравственную красоту» (Аристотель. Соч. в 4-х т., т.4. – М., 1984, - С. 258-259).

ТЕМА 4.4 СОВЕСТЬ И ДОЛГ – ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ МЕХАНИЗМ МОРАЛИ

ПОНЯТИЕ ДОЛГА

Моральное и, шире, человеческое оправдание долга вытекают из золотого правила поведения. Например, люди, общество дали какому-либо человеку жизнь, кормили, одевали, обували, воспитывали, дали образование, т.е. они поступали с этим человеком хорошо, так, как он хотел бы. Соответственно он должен поступать с ними, в частном случае – должен отплатить им тем же, т.е. своим поведением он не должен ухудшать жизнь, более того, насколько это возможно, должен заботиться о её улучшении.

Выполнение долга конкретными людьми для здоровья общества имеет такое же значение, какое удовлетворение потребности имеет для здоровья отдельного человека.

В юности человек накапливает долг, поскольку он ещё только берет от других, но практически ещё ничего не дает им. В зрелом возрасте человек и отдает долг, и дает «в долг».

Таким образом, положительная форма долга есть усеченное выражение положительной формулировки золотого правила нравственности («поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой»), отрицательная форма долга – усеченное выражение отрицательной формулировки золотого правила («не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе»).

Понимание долга разделяется на частные виды в зависимости от того, кого мы имеем в виду под «другими»:

1. Долг перед тем, кто рядом (родителями, детьми, супругами, родными, друзьями, товарищами, коллегами, знакомыми)

2. Долг перед посторонними (соседями, на улице, в общественных местах, на природе)

3. Долг, вытекающий из обязанностей в учебной или профессиональной деятельности (учебный, служебный, воинский и т.д.)

4. Долг перед той или иной общностью: коллективом, родом, племенем, народом, родиной, страной проживания, цивилизацией, расой

5. Долг перед человечеством

6. Долг перед живой природой, жизнью как таковой

Любой долг позиционируется не только в пространстве (перед близкими и далекими), но и во времени (перед про­шлым и будущим). Если, например, взять долг перед родите­лями, то речь идет не только о долге перед живыми роди­телями, но и перед умершими (хранить память о них, уха­живать за местами погребения и т. д.). Если взять долг перед детьми, то речь идет не только о родившихся детях, но и о неродившихся. Подрастающий человек должен осознать, что его святая обязанность на Земле - оставить после себя по­томство. Поэтому он должен следить за своим здоровьем, укреплять его и не попадать в ситуации, которые грозят болезнями и бесплодием. Девочка-девушка должна готовить себя к роли матери во всех отношениях (и в смысле укреп­ления своего здоровья, и в смысле получения соответствую­щих знаний-умений, и в смысле осторожности в знакомствах и контактах). То же касается по большому счету и мальчи­ков-юношей.

Ясно также, что все указанные виды долга не должны противоречить друг другу и по возможности сочетаться, гар­монировать. Например, родительский долг (перед детьми) не должен вступать в конфликт с долгом перед другими людь­ми, перед человечеством, наконец. И, наоборот, долг перед человечеством не должен исключать долга перед отдельны­ми людьми и общностями людей.

Когда такая коллизия долженствования все же возника­ет, это всегда драма.

Начавшийся период конфликтов и техногенных катастроф, в который оказалась перманентно втянута земная цивилизация, способствует осознанию того факта, что сами основы Мира на Земле и существования Человека – в опасности. Сирия, Ливия, Украина, обострившиеся отношения между исламскими государствами и Западным миром – вот лишь малая толика конфликтогенного потенциала, прорывающегося в разных точках планеты. Особо цинично выглядит война между двумя братскими народами – русскими и украинцами, чьи села и города исторически мирно существовали на отдельных территориях, а жители подставляли плечо помощи друг другу в жизненно важных вопросах. Не раз войско Сечи Запорожской приходило на помощь Донскому казачеству. Часто и донские казаки гибли за интересы Украины.

С принятием в 1993 г. Конституции Российской Федерации начался новый этап в развитии нашего государства. Россия встала на путь построения правового, демократического государства, в котором власть подчиняется праву. Но, как известно, право выступает регулятором главным образом внешних отношений людей, а мораль, культура и религия являются регуляторами духовно-нравственных основ жизни людей.

Во все времена сила русской армии основывалась на духовных началах. Поэтому не случайно, что многие нормы морали, а также понятия офицерской чести и достоинства получали свое юридическое закрепление в уставах, наставлениях, приказах. На сегодняшний день коренным образом обновилось законодательство, регулирующее вопросы организации обороны страны, прохождения военной службы, правового статуса военнослужащих и другие вопросы, связанные с военной службой.

Актуальность исследования. Моральные традиции в офицерском корпусе Российской армии всегда играли важнейшую роль. Воспитанные на понятиях чести, офицеры берегли честь мундира, честь полка, свою личную честь. Сама офицерская среда требовала соблюдения определённых правил.

Банковская ассоциация «Россия», реформа которой началась в этом году, предложила Центробанку создать кодекс поведения для банков. «Мы готовим предложения, как в рамках ассоциации разработать соответствующий документ, который позволил бы нам реагировать на проявления недобросовестной конкуренции», - приводятся в сообщении ассоциации слова ее нового президента Георгия Лунтовского. Там же указано, что регулятор инициативу поддержал.

По его словам, с такой идеей обратились сами банки еще в сентябре на совете ассоциации, проходившем в Сочи. «Есть примеры недобросовестного поведения банков на рынке. Например, в борьбе за клиентов. В основном на недобросовестную конкуренцию жалуются частные банки, озабоченные текущей ситуацией», - рассказал он. Пока что у ассоциации есть предварительные наработки по кодексу, но на его создание уйдет какое-то время, сообщил Лунтовский.

Казачество – братство людей, объединенных особым состоянием духа и сознания, нравственности и морали. Казаки – ветвь русского народа со своей культурой, историей и памятью. Славное прошлое Казачества, дела и заветы предков дают нам право с гордостью говорить: «Слава Тебе, Господи, что мы казаки!» В Казачестве общее всегда было выше личного. Казаки всегда служили родной земле, Вере Православной, своему народу и государству. Превыше всего в Казачестве всегда была КАЗАЧЬЯ ВОЛЯ И НАРОДОПРАВСТВО.

1. ЧЕСТЬ И ДОБРОЕ ИМЯ ДЛЯ КАЗАКА ДОРОЖЕ ЖИЗНИ Береги честь смолоду, достоинство сохраняй в любой обстановке. Имей волю признать свою неправоту. Если надо, побори сам себя. Оказывая уважение другим, не унижай себя. Не завидуй другим и не держи зла в сердце своем. Не будь гордецом, и в мыслях не допускай что ты выше других казаков. Никого не поучай свысока, посмотри сначала на себя. Будь доброжелателен, но не льстив. Имей широкую душу. Удары судьбы встречай стойко. Совершив позорный поступок, имей силу воли сам принять верное решение.

2. КАЗАКИ ВСЕ РАВНЫ В ПРАВАХ: «НЕТ НИ КНЯЗЯ, НИ РАБА, НО ВСЕ РАБЫ БОЖЬИ» Казаки равны, как в правах, так и в ответственности за содеянное, независимо от общего положения, образования и прошлых заслуг. Решение, принятое на Круге или Сходе – закон для всех. Совершеннолетнего казака никто не может лишить слова, кроме командира в строю. Любой казак может быть избран на любую должность. Для сохранения единства Казачества казак не должен состоять в политических партиях.

Этот буклет выдают всем новобранцам, поступившим на службу Армии Обороны Израиля. Это Кодекс Чести нашей армии, также известный, как «Дух ЦАХАЛа». Все, без исключения солдаты должны ему следовать.

1. ЦАХАЛ и ее солдаты должны защищать человеческое достоинство. Жизнь каждого человека бесценна вне зависимости от национальности, религии, пола и статуса.

2. Солдаты ЦАХАЛа должны придерживаться благоразумия, действовать безопасно, помнить о высшей ценности человеческой жизни. Во время битвы подвергать опасности себя и других, только в случаи крайней необходимости.

3. Солдаты должны использовать оружие только в крайней необходимости. При этом, даже в военное время солдат не должен использовать оружие против мирных жителей, против пленников, и, по возможности, избегать причинения вреда человеческому достоинству и имуществу.

Послевоенное детство, детство в многолюдных дворах «хрущевок», в проходных дворах «спальных районов» семидесятых и восьмидесятых – воспоминания об этом времени пропитано для большинства представителей старшего поколения флером романтики.

Это и неудивительно. Дети тогда читали, и читали гораздо больше, чем сейчас, это были книги о мушкетерах и благородных разбойниках. По телевизору и в кинотеатрах не показывали фильмов, изобилующих сценами жестокости, да и в обществе культивировался не дух борьбы за существование, а коллективизм, братство и взаимовыручка. Может быть, именно поэтому у подростков, росших во дворах деревянных бараков, «хрущевок» и блочных многоэтажек, сложился своеобразный кодекс чести?

Честь – это главное внутреннее достоинство Русского офицера, его доблесть, благородство души и чистая совесть. Армия, движимая чувством офицерской Чести, является непобедимой силой, реальной опорой мира и процветания России.

Во время русско-японской войны 1904 года ротмистр Валентин Михайлович Кульчицкий собрал воедино «Советы молодому офицеру», которые стали Кодексом чести русского офицера, актуальным и по сей день.

От редакции. Выражаем искреннюю благодарность участнику нашего портала из Тувы который прислал текст и видео Кодекса чести мужчины Тувы. Мы рады, что понятие Чести вызывает все больший отклик у офицеров, солдат и простых граждан из разных городов и стран, и надеемся, что это послужит отправной точкой для повсеместного принятия Высшего кодекса офицерской чести , основанного на духовных принципах, столь необходимых каждому человеку в наше непростое время.

______________________

Мы, мужчины Республики Тыва,

- выражая свои интересы и волю;

- опираясь на исторические традиции и нравственные принципы предков, передавших нам веру в добро и справедливость;

- признавая права и свободу женщин высшей ценностью, придерживаясь общепризнанных принципов развития демократического общества;

- сознавая свою ответственность перед нынешним и будущими поколениями за нравственное воспитание мужчин;


Казачьих заповедей всего 10:

1. Честь и доброе имя для казака дороже жизни.

2. Казаки все равны в правах.

3. По тебе судят обо всем казачестве и твоем народе.

4. Служи преданно своему народу, а не вождям.

5. Держи слово, слово казака дорого.

6. Чти старших, уважай старость.

7. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа.

8. Погибай, а товарища выручай!

9. Будь трудолюбив, не бездействуй.

10. Береги свою семью, служи ей примером!

"Необходимые правила для купцов, банкиров, комиссионеров и вообще для каждого человека, занимающегося каким-либо делом" - "кодекс чести", составленный Н. Е. Зегимелем и изданный в 1881 году в Санкт-Петербурге.

В опубликованной книге Н. E. Зегимель сформулировал «кодекс чести» или общепринятые правила поведения русских предпринимателей XIX века. Они выкристаллизовывались в течение предыдущих веков развития русского предпринимательства. Более ста лет спустя эти правила остаются по-прежнему актуальными.

1. Деловые качества: здравый рассудок, быстрое соображение, твердость характера в исполнении всех дел. Каждый порядочный человек может выработать эти качества непоколебимой решимостью и силой воли.

2. Любезность и вежливость. Часто случается выслушивать незаслуженные дерзости; чрезвычайно важно не потерять самообладания и отнестись к подобным случайностям с полным тактом и хладнокровием.

3. Соблюдайте такт в вежливости. Если вы будете слишком рассыпаться в любезностях перед своими покупателями, то они могут принять это за оскорбление и насмешку; этим вы только оттолкнете их от себя.

Известно, что в Россию дуэль пришла с Запада. Считается, что первая дуэль в России состоялась в 1666 году в Москве. Дрались два офицера иностранца... шотландец Патрик Гордон (впоследствии ставший петровским генералом) и англичанин майор Монтгомери (вечный покой его праху...).

Дуэли в России всегда были серьезным испытанием для характера. Петр Великий, хоть и насаждал в России европейские обычаи, понимал опасность дуэлей и постарался сразу пресечь их появление жестокими законами. В чем, нужно признаться, приуспел. Дуэлей среди русских в годы его правления почти не было.

Глава 49 петровского Воинского устава 1715 года, называвшаяся «Патент о поединках и начинании ссор», провозглашала: «Никакое оскорбление чести обиженного никаким образом умалить не может», потерпевший и свидетели происшествия обязаны незамедлительно донести о факте оскорбления военному суду… даже недонесение каралась. За сам вызов на дуэль полагалось лишение чинов и частичная конфискация имущества, за выход на поединок и обнажение оружия - смертная казнь! С полной конфискацией имущества, не исключая и секундантов.

Петр III запретил телесные наказания для дворянства. Так в России появилось поколение, для которого даже косой взгляд мог привести к дуэли.

При всех недостатках, дуэли заставляли ценить жизнь, достоинство других людей и смотреть на жизнь совсем по-другому. Кроме того, благодаря дуэлям и откровенной швали и подецов в обществе было меньше. Дело в том, что у русского дворянства, ЧЕСТЬ всегда была самым дорогим в жизни.

Министерство внутренних дел Российской Федерации, исходя из приоритетных задач по защите жизни и здоровья, прав и свобод человека и гражданина, поддержанию общественного спокойствия, законности и правопорядка, основываясь на фундаментальных общечеловеческих и профессиональных нравственных ценностях, требованиях гражданского и служебного долга, олицетворяя ожидания общества по отношению к моральному облику сотрудника, дающему право на уважение, доверие и поддержку деятельности российской милиции со стороны народа, принимает Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

Глава 1. Основные положения

Статья 1. Предназначение Кодекса

1. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации[i] является профессионально-нравственным руководством, обращённым к сознанию и совести сотрудника.

2. Кодекс как свод профессионально-этических норм определяет для сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации:

нравственные ценности, обязательства и принципы службы в органах внутренних дел;


«На протяжении тысяч поколений, рыцари-джедаи были хранителями мира и справедливости в Старой Республике»

- Оби-Ван Кеноби

Джеда́и - ключевые персонажи «Звёздных войн», рыцари-миротворцы - члены Ордена Джедаев. Джедаи умеют направлять Силу, что даёт им некоторые сверхъестественные способности. Основное оружие джедая - световой меч.

Джедаи боролись за мир и справедливость в Галактической Республике, как правило, против своих заклятых врагов, Ситхов и тёмных джедаев, являвшихся сторонниками тёмной стороны Силы. На протяжении всей своей истории Орден подвергался почти полному уничтожению пять раз: во времена Империи ситхов Дарта Ревана и вскоре после этого, Триумвиратом ситхов под предводительством Дарта Нихилуса, во время Первой чистки джедаев, спустя почти 4000 лет после нее во время Великого истребления джедаев, начатого Дартом Сидиусом и затем, спустя столетие, во время Третьей чистки джедаев, произошедшей в Галактической Империи Дарта Крайта. Однако каждый раз Орден возрождался, и в том была немалая заслуга семьи Скайуокер, сыгравшую важную роль в истории джедаев.

По словам создателя «Звёздных войн» Джорджа Лукаса, слово «джедай» он придумал, вспомнив название жанра японского кинематографа - «дзидайгэки», который произвёл на него большое впечатление. Популярность «Звёздных войн» и джедаев привела к возникновению самопровозглашённого "религиозного" течения под названием «джедаизм». Несмотря на фэнтезийную основу, многие адепты всерьез воспринимают его постулаты и принципы.

"Десять запретов" Цзюэюаня

Первым кодексом шаолиньского удэ стали десять коротких правил, сформулированных фактическим создателем канонического шаолиньского ушу Цзюэюанем в 30-х годах XIII в. Они получили название «Десять запретов» («Ши цзинь»), по аналогии с десятью запретами, известными каждому буддисту.

Этот текст основан на переводе оригинальных или изначальных Правил Тамплиеров основан на издании Генри де Курзона 1886 года, «La Regle du Temple (Устав Тамплиеров): Военное руководство, или Как Наносить Кавалерийский Удар». Здесь описаны Правила, которые Совет давал молодым Рыцарям Тамплиерам в 1129 году, при этом «не должно забывать что Орден существовал на протяжении ряда лет и создал свои собственные традиции и обычаи еще до появления Хуго де Пайена в Совете. В значительной степени Изначальные Правила основаны на существующей практике.» (Аптон-Вард, стр.11)

Мы обращаемся в первую очередь к тем, кто в душе презирает собственные желания и желает служить королю, как рыцарь и со старательной заботой желает носить и носить постоянно благороднейшие доспехи послушания...

Исторические предания, нартский эпос, фольклорные предания свидетельствуют о существовании у нахов различных воинских союзов. В позднем средневековье одним из наиболее влиятельных воинских объединений является орден «Къонахий», который играет важную роль в политической жизни страны нахов.

В 1904 году ротмистр Валентин Михайлович Кульчицкий, впоследствии прошедший через Первую мировую войну, собрал воедино «Советы молодому офицеру», которые и стали Кодексом чести русского офицера. Вот эти простые, но такие мудрые правила.

Офицер есть благородный защитник Отечества, имя честное, звание высочайшее. Честь - его внутреннее достоинство, верность, доблесть, благородство души, чистая совесть, почет и уважение. Она является главной драгоценностью для офицера, священный долг которого сохранять ее в чистоте и безупречности.

Все служащие сухопутных войск Франции подчиняются 11 правилам Кодекса солдата. Он представляет собой руководство к поведению, основываясь на соблюдении 4 основных принципов: профессионально и добросовестно выполнять свои обязанности; соблюдать дисциплину и принципы военного братства с товарищами по оружию; служить Франции и ее ценностям и поддерживать крепкие связи с гражданским обществом.




Top