Диалог о мертвых душах с собакевичем. Cочинение «Собакевич и Чичиков

Сатира в творчестве Н. В. Гоголя обрела неповторимое звучание, она без промаха разила пошлость, глупость, чванство, невежество. В поэме «Мертвые души» Гоголь беспрестанно высмеивает помещиков и чиновников, кото-рые, отчаянно цепляясь за свои привилегии, часто ока-зываются в гораздо более невыгодном свете, чем их крепостные.

Когда мы вместе с Чичиковым попадаем в деревню Собакевича, нам кажется, что здесь должен править пре-восходный хозяин, настолько здесь все добротно, надежно, как говорится, на века. Вид его деревни и дома говорит о том, что Собакевич не похож на других помещиков, с кото-рыми Чичиков встречался до этого, ведь даже «на конюш-ни, сараи и кухни были употреблены полновесные и тол-стые бревна, определенные на вековое стояние. Деревен-ские избы мужиков тоже срублены были на диво... все было пригнано плотно и как следует. Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мель-ницы да на корабли».

Однако, знакомясь с Собакевичем поближе, мы понима-ем, что для него, как и для Чичикова, главное в жизни — выгода, нажива, обогащение любыми средствами. Внешне он груб, неуклюж, мрачен и немногословен, все в нем «было крупно и прочно», точно вырублено топором. Очень метко характеризует Собакевича сам Гоголь: «Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему... показался весь-ма похожим на средней величины медведя. Для заверше-ния сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями сту-пал он вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги».

Собакевич не ценит красоту, поскольку видит в ней мало пользы, для него главное — надежность. В его доме все напоминает хозяина, все устойчиво и тяжеловесно, каж-дая вещь говорит: «И я тоже Собакевич!», «И я тоже очень похож на Собакевича!»

На свете очень мало людей, о которых Собакевич мо-жет сказать что-то хорошее, но он не злой, просто, как и Чичиков, хорошо видит внутреннюю сущность людей и не скрывает своего отношения. Губернатор у него «первый разбойник в мире», полицеймейстер — «мошенник», про-курор — «порядочный человек... да и тот, если сказать правду, свинья». Материал с сайта

«Наступать на чужие ноги» — привычка Собакевича по жизни, поскольку иначе можно упустить выгоду. Ум, медвежья сила, напористость Собакевича устремлены на то, чтобы выжать доход, не считаясь ни с моралью, ни с нравственными нормами. Он единственный из помещиков, кто сразу понял, что в основе сделки с Чичиковым — мо-шенничество, но ради своих интересов он готов продавать мужиков — хоть живых, хоть мертвых. Его жадность не-померна, и, чтобы набить цену, он начинает на все лады расхваливать крепостных, поскольку, как рачительный хозяин, знает поименно всех крестьян, видит и ценит та-ланты и достоинства каждого. Всегда молчаливый и не-разговорчивый, Собакевич вдруг становится вдохновленно-красноречивым, воспевая умерших мастеров и ремесленни-ков, но невозможно забыть, что они для него — товар. Ведь и с живыми крестьянами Собакевич ладит лишь по-тому, что понял: это выгодная собственность. Человеко-любие отсутствует в перечне достоинств этого звероподоб-ного человека. Хитрый, осторожный, скрытный и прижи-мистый, Собакевич при случае готов на запугивание и пря-мой шантаж.

«Человек-кулак» называет Собакевича Чичиков, и он прав, думая, что Собакевич и в Петербурге остался бы ку-лаком, хотя бы и воспитали его по моде. Вышло бы еще хуже: «Попробуй он слегка верхушек какой-нибудь науки, даст он знать потом, занявши место повиднее, всем тем, которые в самом деле узнали какую-нибудь науку». Ведь в отличие от других помещиков, чьи портреты нам так живописно описал Н. В. Гоголь, Собакевич прекрасно чув-ствует наступление «нового времени», когда власть будет отдана капиталу, деньгам, и готовится к этому заранее. Его не застигнешь врасплох.

Чичиков у Собакевича.
Роль эпизода в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души".

В поэме "Мертвые души" Н.В. Гоголь хотел отразить современную ему Россию. Чтобы полнее воплотить свой замысел, он создал образы пяти помещиков, каждый из которых является гротескным изображением какого-либо качества, как маски традиционных театров (Кабуки или древнегреческого). Главный герой поэмы - "рыцарь копейки" Чичиков. В нем собраны черты всех героев поэмы, как вещи в его необыкновенной шкатулке. Чичиков азартен в приобретении душ, как Ноздрев, и мечтает о спокойной семейной жизни, как Манилов. Нет в нем "какой-либо части" Собакевича, который олицетворяет основательность и прижимистость?
Приезд Чичикова к Собакевичу описан в пятой главе "Мертвых душ". Как и все главы поэмы, в которых Чичиков посещает помещиков, эта глава построена по следующему плану: описание усадьбы, внешнего вида Собакевича и сцены торга. Все в его усадьбе говорило о характере хозяина. Деревня была "довольно велика", дом очень крепкий и удобный, с "темно-серыми или, лучше, дикими стенами", да и автор говорит: "Вероятно, хозяин этих владений, похожих на медвежью берлогу, должен походить на зверя. И точно! Когда Чичиков взглянул на Собакевича, тот ему напомнил "средней величины медведя". Описание внешности Собакевича только усилило сходство. Настоящий медведь: "… его даже звали Михайлом Семеновичем!" Была у него и присущая медведю неповоротливость и привычка наступать всем на ноги. Однако медведь - зверь очень хитрый, он чуть ли не самый опасный обитатель российских лесов. Действительно, Собакевич умен, он сразу понял, что предлагает ему Чичиков и что "покупщик, верно, должен иметь здесь какую-нибудь выгоду". Он даже попытался шантажировать своего гостя. ("Но знаете ли, что такого рода покупки … не всегда позволительны".) Собакевич расчетлив и торгуется абсолютно бессовестно, предлагая Чичикову крестьян "по сту рублей за штуку", как живых.
Несмотря на неразборчивость и всеядность Собакевича, в нем, по-моему, гораздо больше человеческого, чем в Манилове, Коробочке и Ноздреве. Как он преобразился, рассказывая о своих умерших крепостных! Откуда только взял он "силу речи" и "дар слова"? И это моментально сказалось на Чичикове. Именно с посещения Собакевича в Чичикове проявляется качество, тоже очень свойственное русскому характеру - интерес к судьбе человека. С каким умилением Чичиков рассматривает список купленных им крестьян и вздыхает: "Батюшки мои, сколько вас здесь напичкано! что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем?"
Собакевич говорил Чичикову о своих крепостных как о живых, и о них так будут говорить, пока жива память о великих умельцах: каретнике Михееве, кирпичнике Милушкине, плотнике Пробке. По сравнению с ними Собакевич просто мертвец, ведь он не отличается никаким талантом, ничего не создает, его жизнь очень размеренна и спокойна, а вечный покой - это смерть. Вот и получается, что не жил Собакевич, а существовал. "Казалось, в его теле совсем не было души". Лишь воспоминания о крепостных на мгновение пробудили этого "кулака" от мертвого сна.
Эпизод посещения Чичиковым Собакевича очень важен для понимания замысла автора поэмы "Мертвые души". Собакевич - один из масок-символов, которыми Н.В. Гоголь обозначил человеческие пороки. Как в фокусе гиперболического зеркала, они собрались в "рыцаре копейки". В то же время именно с покупки у Собакевича крестьян начинается "исправление" характера Чичикова, которое автор намеревался продолжить во втором томе "Мертвых душ". Именно в пятой главе становится ясно, что на самом деле мертвые души у помещиков, а живая душа народная - в крестьянах, мужиках, на которых и держится земля Русская.

"Мёртвые души"-поэма Н.В.Гоголя, основой сюжета которой является афера Павла Ивановича Чичикова.Его цель-скупить у помещиков мёртвые души по низкой цене, потом заложить их в опекунский совет и получить крупную сумму денег.Ради достижения своей цели Чичиков путешествует по всей России.

В пятой главе Чичиков приезжает к Собакевичу.Она, как и все другие главы поэмы, в которых Чичиков посещает помещиков, построена по плану:описание усадьбы, характера и внешнего вида помещика и сцена покупки мёртвых душ.

Подъезжая вместе с Чичиковым к усадьбе Собакевича, мы сразу понимаем, что её хозяин совершенно не заботится о красоте, для него главное-устойчивость и удобство.Двор был окружён крепкой и толстой деревянной решёткой.На конюшни, кухни и сараи были употреблены полновесные и толстые брёвна."Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идёт только на мельницы да на корабли".Деревенские избы мужиков тоже были плотные и устойчивые, без всяких резных узоров и украшений.

"Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя".Действительно, у Собакевича очень много сходств с этим животным.Помещик был здоровый, крепкий, неуклюжий, имел каленый цвет лица, носил фрак медвежьего цвета.Даже звали его Михаилом Семёновичем!

Внутри усадьбы всё было похоже на Собакевича.Все герои, изображённные на картинах, были здоровыми и крепкими, кроме Багратиона.Около окна висела клетка, в которой сидел тёмный дрозд с белыми крапинками, также похожий на своего хозяина."Каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил:"И я тоже Собакевич!"

Одно из главных увлечений Собакевича-это еда."У него когда свинина-всю свинью давай на стол, баранина-всего барана тащи, гусь-всего гуся!"

Во время трапезы мы узнаём мнение Собакевича об окружающих его людях.Помещик считает, что все они мошенники, разбойники, дураки:и председатель, и губернатор, и полицмейстер.

Когда дело доходит до продажи мёртвых душ, Собакевич раскрывает ещё одну черту своего характера-жадность.Для него, как и для Чичикова, главное в жизни-нажива и выгода.Чтобы за большую цену продать мёртвые души, он начинает восхвалять таланты и умения каждого крестьянина, словно Собакевич продаёт живых людей, а не мёртвых.Но, в отличие от них, сам Собакевич не имеет никаких умений и способностей, у него нет никакой жизненной цели.Собакевич не живёт, а лишь существует.

Таким образом, пятая глава играет очень важную роль в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души".Именно в ней читателю становится ясно, что, по замыслу автора, на самом деле мёртвые души у помещиков, а живые души-у крестьян, у простых людей.

Цель: отработать практику написания сочинения – анализа эпизода художественного произведения; обозначить последовательность написания работы, композицию высказывания на заданную тему.

Слово учителя: В 9 классе мы начинаем глубже знакомиться с теорией и отрабатывать практику написания сочинений разных жанров. Среди них – анализ эпизода художественного произведения.

– Вспомним, что такое эпизод в художественном тексте? Каково лексическое значение слова?

(Эпизод – это часть художественного произведения, обладающая относительной самостоятельностью и законченностью.)

Но, несмотря на свою самостоятельность и законченность, эпизод – это часть произведения, в которой просматриваются основные черты идейно– художественного своеобразия всего произведения, это составная часть художественного целого, органически связанная с ним.

– Можно ли в сочинении на подобную тему слово “ эпизод” заменить словом “сцена”? Будут ли эти слова синонимами в контексте изучаемого типа сочинения?

(Да. Ожегов. Сцена – это часть действия, эпизод в пьесе, повести, романе.)

– Вам дано было задание дома подумать над вопросом и сделать записи, что значит проанализировать эпизод?

(Проанализировать эпизод – это значит:

  • Определить взаимоотношения персонажей до этого эпизода (это необходимо сделать, так как действие в произведении разворачивается непрерывно, и отношения действующих лиц в каждый момент уже не таковы, какими они были до того, как этот момент наступил);
  • Уяснить, что дает эта сцена для понимания характеров действующих лиц, их душевного состояния;
  • Показать, с помощью каких приемов в данном эпизоде раскрывается характер;
  • Сделать вывод о выявленных по ходу анализа сцены чертах характера, нравственных качествах, идеалах, жизненных целях персонажей;
  • Определить, какова роль данного эпизода в развитии действия и конфликта произведения в целом;
  • Понять значение этой сцены в раскрытии идейного содержания всего произведения.

– Из всего сказанного можно выстроить логику сочинения такого типа, т.е. общий план сочинения – анализа эпизода. В сочинении – анализе эпизода нужно показать умение объяснять микротекст художественного произведения, видеть за отдельными сценами картины жизни, взаимоотношения людей, драматизм ситуаций и характеров; определить, зачем введена та или иная сцена автором.

Чтобы определить тему, идею, значение эпизода в целом, нужно научиться в малой части видеть главное, большое, значимое.

– Рассмотрим роль эпизода “Встреча Чичикова с Собакевичем” в поэме Н.В.Гоголя “Мертвые души”.

Размышляя над страницами поэмы, оттолкнемся от общепринятой формулы “галерея помещичьих типов”. Вспомним слова самого Гоголя: “Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого” и его оценку 1 тома “Мертвых душ”: “Первая часть “поселила” во всех отвращение от моих героев и их ничтожности”.

В главах со 2 по 6 писатель изображает крупным планом представителей российского поместного дворянства. Принято считать, что они расположены по принципу нарастания отрицательных черт. Путь от Манилова к Плюшкину – это лестница вниз.

– Какое положение в этой галерее занимает Собакевич, о котором пойдет речь?

(Некое промежуточное: он не первый и не последний. Встреча с Чичиковым изображена в 5 главе.)

– Что нам уже известно о Чичикове?

(“Приобретатель” мертвых душ уже совершил сделки с прекраснодушным Маниловым и дубинноголовой Коробочкой, едва не побитый, не солоно хлебавши убрался от Ноздрева, и вот он в усадьбе Собакевича, куда прибыл по приглашению хозяина.)

– Каков основной гоголевский принцип построения “ помещичьих” глав? Почему?

(Пейзаж, общий вид усадьбы, портрет героя, интерьер, сцены торга и угощения, отзывы о знакомых.) (Такое построение помогает понять характеры героев.)

– Гоголь – общепризнанный мастер художественных описаний. Описания в прозе Гоголя самоценны, прежде всего, обилием предметно – бытовых деталей. Деталь – это элемент художественного стиля Гоголя. Что же такое деталь?

Запись в тетрадь. Деталь – значимая подробность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены, эпизода или всего произведения.

– Гоголь – мастер детали как средства индивидуализации и типизации.

Записываем в тетрадь:

Деталь как средство типизации (типичность города, гостиницы, типичность в одежде).

Деталь как средство индивидуализации (Собакевич: портрет, речь, дом, еда).

Гоголь видит вещи как бы под микроскопом, они часто меняют свой привычный облик, часто наделяются самостоятельной жизнью. Чаще всего в качестве детали изображаются предметные подробности, придающие дополнительные черты портрету, обстановке, пейзажу, действиям, жестам, речи.

– К прямому развернутому сравнению человека с животным Гоголь прибегает впервые, хотя косвенно при создании портретов персонажей параллели с животными уже проводились. Давайте вспомним.

(Манилов – “петух с обдерганными, как старые рогожки крыльями”, Коробочка – свинья с поросятами, Ноздрев – отец собачьего семейства.)

– Как подчеркнуто медвежье в Собакевиче?

(Максимально: фрак “ медвежьего цвета”, походка “ ступал вкривь и вкось”, странное сближение с именем Михайло Семенович.)

(Неуклюжесть, физическая сила, грубость нравов.)

– Как показана “ неуклюжесть” Собакевича?

(Сказывается во всем, начиная с внешнего вида дома и его интерьера: асимметрический фронтон, “ хозяин приказал одну колонну сбоку выкинуть, и оттого очутилось не четыре колонны, а только три”, “пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, “совершенный медведь”.)

Физическая сила. Ощущается в самой фигуре: “ шеей не ворочал вовсе, спина широкая, как у вятских приземистых лошадей”, так и благодаря окружающим предметам, каждый из которых, казалось, говорил: “ И я тоже Собакевич!” и фигурах на картинах: “ Все эти герои были с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу”.

Грубость. Сказывается в его речи: “ дурак”, “ разбойник”, “ мошенник”, “ свинья” – так характеризует он представителей губернской власти.

– Как еще речь характеризует Собакевича?

(Собакевич – противник просвещения. Просвещение – фук. Он в некотором роде русский патриот: “мне лягушку хоть сахаром облепи, не возьму ее в рот”; широкая русская натура: “у меня, когда свинина – всю свинью давай на стол”.)

– Есть в русском языке выражение “медвежий угол”. Что оно означает?

(Медвежий угол – захолустье.)

– Присутствует ли этот смысловой оттенок в параллели Собакевич – медведь? (“Родился ли ты так медведем или омедведила тебя захолустная жизнь”.)

– Медведь, человек – кулак. Сближаются эти понятия Гоголем?

(Сделался то, что называют человек – кулак.)

– Что символизирует кулак?

(Кулак символизирует крепость, хозяйственность, прочность. Автор отмечает это во всем: крепкая и непомерно толстая решетка вокруг двора, “полновесные и толстые бревна, определенные на вековое стояние”,– все было упористо, без пошатки. Это и “каленый”, “горячий цвет лица героя; топор, сверло, как инструменты, которые “натура”, не мудрствуя употребила для отделки его лица.)

– Только ли положительная сторона у этой хозяйственности?

(Есть и другая сторона: накопительский, собственнический инстинкт, помноженный на невежественность, что дает эффект страшный. “Кулак” становится символом грубой, невежественной силы. “А разогни кулаку один или два пальца, выйдет еще хуже. Даст он знать потом!)

– Собакевич по обличью богатырь. Почему же не с богатырем русским, спасающим народ и родину, а с бессмертным кощеем из народных сказок сравнивает Гоголь своего героя?

(Душа его закрыта “толстой скорлупой”, богатства свои он охраняет и приумножает, телесное, материальное заслоняет в нем человеческое, духовное.)

– На фоне других помещиков Собакевич, возможно, наиболее страшное и опасное явление русской жизни. Мы это ощущаем, читая главу о встрече Чичикова с ним.

(Чтение сцены торга по ролям.)

– Как ведут себя в этой сцене герои?

(Собакевич без обиняков предлагает Чичикову купить интересующий его товар, назначая немыслимую цену. Чичиков говорит витиевато, осторожно называет “главный предмет” “несуществующими душами”. Собакевич – “штука”, “ревизская душа”; Чичиков – “предмет”, “неосязаемый чувствами звук”. В процессе торга, увлекшись, Собакевич, нахваливая товар, начинает говорить о крестьянах как о живых: “У меня, что ядреный орех, все на отбор, вот ведь какой народ!” Чичиков отвечает: “ведь это мечта”.)

– С этим связан отвлеченный план этого эпизода. С “мечтой” о таких русских мужиках как каретник Михеев, кирпичник Милушкин, сапожник Максим Телятников – мастерах своего дела, “таком хорошем народе, который нечета нынешним людям, что числятся теперь живущими”.

– В диалоге героев проскальзывает мечта Н.В.Гоголя о такой России. Эта мысль присутствует и в других эпизодах и лирических отступлениях. Однако в этом эпизоде она звучит наиболее ярко. То есть, в сцене торга присутствуют, что традиционно для Гоголя, два плана: буквальный, связанный с чичиковской аферой, и отвлеченный, соотнесенный с темой России, русского народа, центральной в поэме.

– Какую же композиционную роль играет данный эпизод?

(От Собакевича Чичиков узнает о Плюшкине, у которого люди “как мухи мрут” и который завершает галерею помещичьих типов, явившись прорехой на человечестве.)

– Таким образом, анализ эпизода позволяет устанавливать многочисленные смысловые связи произведения и более глубоко проникать в идею произведения.

Я думаю, что сегодня на уроке вы поняли, какова логика сочинения – анализа эпизода, обозначили последовательность написания работы, композицию высказывания на заданную тему.

Дома посмотрите записи, осмыслите и проанализируйте письменно эпизод “Чичиков у Собакевича”.




Top