Дуэль в войне и мире. Дуэль Пьера с Долоховым

НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ДУЭЛЯНТ И ЕГО ЛИТЕРАТУРНАЯ ДУЭЛЬ.

И.Н.Крамской Портрет Льва Толстого 1873 г.

Среди дуэлянтов, правда, к счастью, несостоявшихся, фигурирует граф Лев Николаевич Толстой. В мае 1861 года очередная ссора между Львом Толстым и Иваном Тургеневым, который, очевидно, не успел вовремя уехать в Баден-Баден, едва не закончилась дуэлью.
Известно, что классики часто расходились во взглядах на литературу и жизнь.
Поводом послужило воспитание внебрачной дочери Тургенева – Полины.
Толстой посчитал, что ситуация, когда «разряженная девушка» чинит «на коленях грязные, зловонные лохмотья» бедняков неискренна и более похожа на «театральную сцену». Эти слова вызвали гнев у Тургенева.
Он потерял самообладание и допустил несвойственную ему резкость:
«Если вы будете так говорить, я дам вам в рожу!»
По свидетельству Софьи Толстой, Иван Сергеевич хотел ударить Льва Николаевича.
Толстой, по случайности не получивший письмо с извинениями, отправил депешу с вызовом. Из-за отсутствия пистолетов предлагал стреляться на… охотничьих ружьях.
Чем бы вся эта толстовско-тургеневская эпопея кончилась, один Бог знает, но, к счастью, Толстой просветлился и простил обидчику слова: "дам в рожу".
А это ведь делает честь существу графского рода: это ведь очень обидные слова, и за них просто полагается требовать сатисфакции.
Слава богу, дуэль не состоялась, и писатели через 17 лет помирились.
Кстати, уже после примирения граф писал так: "Что за странный порыв, внедрившийся в наше сердце и старательно лелеемый затхлыми традициями гниющего круга феодалов!.. Здесь все гадко: и самый повод, который в большинстве случаев мелок, низок и ничтожен, и все эти переговоры, уславливания при этом с секундантами, которые без памяти, как сваты, хлопочут о чем-то… Но омерзительнее всего, конечно, состояние души. Каждого из дерущихся".

А теперь полистаем страницы "книги всех времен и народов" - романа "Война и мир", в котором Лев Николаевич ярко описывает дуэль между Пьером Безуховым и Федором Долоховым.

Рассмотрим героев:

В.Серов Пьер Безухов

ПЬЕР БЕЗУХОВ
Незаконнорожденный сын известного екатерининского вельможи, графа Безухова, ставший неожиданно наследником титула и огромного состояния. Мягок, неуклюж, любит пофилософствовать. Воспитывался за границей. Попав под влияние друга отца – князя Василия, женится без любви на его дочери Элен – первой красавице. Подозревая Долохова в связи с женой, вызывает его на дуэль. После чего, осознав развратность Элен, порывает с нею.

М.Башилов Пари Долохова 1866 г.

ФЕДОР ДОЛОХОВ
«Семеновский офицер, известный игрок и бретер» 25 лет.
Прототипы образа:
- кутила и храбрец Р.И.Дорохов, которого Толстой знал на Кавказе
- граф Ф.И. Толстой-Американец, родственник писателя
- А.С.Фигнер, партизан времен Отечественной войны 1812 года
Долохов «небогатый человек, без всяких связей». Но скучает в условиях обычной жизни и развлекается, совершая невероятные поступки. После очередного кутежа – истории с медведем и квартальным - Долохов был разжалован в солдаты. Однако во время военной кампании 1805-1807 г.г. вернул себе все регалии. Он провоцирует Безухова на дуэль, став любовником его жены.

А теперь мне остается процитировать строки из романа, посвященные этой дуэли.

Этот неразрешенный, мучивший его вопрос были намеки княжны в Москве на близость Долохова к его жене и в нынешнее утро полученное им анонимное письмо, в котором было сказано с той подлой шутливостью, которая свойственна всем анонимным письмам, что он плохо видит сквозь свои очки и что связь его жены с Долоховым есть тайна только для одного него.
Пьер вспоминал, как Элен, улыбаясь, выражала свое неудовольствие за то, что Долохов живет в их доме, и как Долохов цинически хвалил ему красоту его жены, и как он с того времени до приезда в Москву ни на минуту не разлучался с ними.
«Да, он бретёр, - думал Пьер, - ему ничего не значит убить человека, ему должно казаться, что все боятся его, ему должно быть приятно это. Он должен думать, что и я боюсь его. И действительно, я боюсь его», - думал Пьер, и опять при этих мыслях он чувствовал, как что-то страшное и безобразное поднималось в его душе.
- Ну, теперь за здоровье красивых женщин, - сказал Долохов и с серьезным выражением, но с улыбающимся в углах ртом, с бокалом обратился к Пьеру. - За здоровье красивых женщин, Петруша, и их любовников, - сказал он.
- Вы... вы... негодяй!.. я вас вызываю, - проговорил он и, двинув стул, встал из-за стола. В ту самую секунду, как Пьер сделал это и произнес эти слова, он почувствовал, что вопрос о виновности его жены, мучивший его эти последние сутки, был окончательно и несомненно решен утвердительно. Он ненавидел ее и навсегда был разорван с нею. Несмотря на просьбы Денисова, чтобы Ростов не вмешивался в это дело, Ростов согласился быть секундантом Долохова и после стола переговорил с Несвицким, секундантом Безухова, об условиях дуэли. Пьер уехал домой, а Ростов с Долоховым и Денисовым до позднего вечера просидели в клубе, слушая цыган и песенников.
- Так до завтра, в Сокольниках, - сказал Долохов, прощаясь с Ростовым на крыльце клуба.
- И ты спокоен? - спросил Ростов.
Долохов остановился.
- Вот видишь ли, я тебе в двух словах открою всю тайну дуэли. Ежели ты идешь на дуэль и пишешь завещания да нежные письма родителям, ежели ты думаешь о том, что тебя могут убить, ты - дурак и наверно пропал; а ты иди с твердым намерением его убить, как можно поскорее и повернее, тогда все исправно, как мне говаривал наш костромской медвежатник.

На другой день, в восемь часов утра, Пьер с Несвицким приехали в Сокольницкий лес и нашли там уже Долохова, Денисова и Ростова. Пьер имел вид человека, занятого какими-то соображениями, вовсе не касающимися до предстоящего дела. Осунувшееся лицо его было желто. Он, видимо, не спал эту ночь. Он рассеянно оглядывался вокруг себя и морщился, как будто от яркого солнца. Два соображения исключительно занимали его: виновность его жены, в которой после бессонной ночи уже не оставалось ни малейшего сомнения, и невинность Долохова, не имевшего никакой причины беречь честь чужого для него человека. «Может быть, я бы то же самое сделал бы на его месте, - думал Пьер. - Даже наверное я бы сделал то же самое. К чему же эта дуэль, это убийство? Или я убью его, или он попадет мне в голову, в локоть, в коленку. Уйти отсюда, бежать, зарыться куда-нибудь», - приходило ему в голову. Но именно в те минуты, когда ему приходили такие мысли, он с особенно спокойным и рассеянным видом, внушавшим уважение смотревшим на него, спрашивал: «Скоро ли и готово ли?»
Когда все было готово, сабли воткнуты в снег, означая барьер, до которого следовало сходиться, и пистолеты заряжены, Несвицкий подошел к Пьеру.
- Я бы не исполнил своей обязанности, граф, - сказал он робким голосом, - и не оправдал бы того доверия и чести, которые вы мне сделали, выбрав меня своим секундантом, ежели бы я в эту важную, очень важную минуту не сказал вам всей правды. Я полагаю, что дело это не имеет достаточно причин и что не стоит того, чтобы за него проливать кровь... Вы были неправы, вы погорячились...
- Ах, да, ужасно глупо... - сказал Пьер.
- Так позвольте мне передать ваше сожаление, и я уверен, что наши противники согласятся принять ваше извинение, - сказал Несвицкий (так же как и другие участники дела и как все в подобных делах, не веря еще, чтобы дело дошло до действительной дуэли). Вы знаете, граф, гораздо благороднее сознать свою ошибку, чем довести дело до непоправимого. Обиды ни с одной стороны не было. Позвольте мне переговорить...
- Нет, об чем же говорить! - сказал Пьер, - все равно... Так готово? - прибавил он. - Вы мне скажите только, как куда ходить и стрелять куда? - сказал он, неестественно кротко улыбаясь. Он взял в руки пистолет, стал расспрашивать о способе спуска, так как он до сих пор не держал в руках пистолета, в чем он не хотел сознаться. - Ах, да, вот как, я знаю, я забыл только, - говорил он.
- Никаких извинений, ничего решительно, - отвечал Долохов Денисову, который с своей стороны тоже сделал попытку примирения и тоже подошел к назначенному месту.
Место для поединка было выбрано шагах в восьмидесяти от дороги, на которой остались сани, на небольшой полянке соснового леса, покрытой истаявшим от стоявших последние дни оттепелей снегом. Противники стояли шагах в сорока друг от друга, у краев поляны. Секунданты, размеряя шаги, проложили отпечатавшиеся по мокрому глубокому снегу следы от того места, где они стояли, до сабель Несвицкого и Денисова, означавших барьер и воткнутых в десяти шагах друг от друга. Оттепель и туман продолжались; за сорок шагов неясно было видно друг друга. Минуты три все было уже готово, и все-таки медлили начинать. Все молчали.

Д. Шмаринов Дуэль Пьера с Долоховым 1953 г.

Ну, начинайте, - сказал Долохов.
- Что ж, - сказал Пьер, все так же улыбаясь. Становилось страшно. Очевидно было, что дело, начавшееся так легко, уже ничем не могло быть предотвращено, что оно шло само собою, уже независимо от воли людей, и должно было совершиться. Денисов первый вышел вперед до барьера и провозгласил:
- Так как пг"отивники отказались от пг"имиг"ения, то не угодно ли начинать: взять пистолеты и по слову тг"и начинать сходиться.
- Г...аз! Два! Т"ги!.. - сердито прокричал Денисов и отошел в сторону. Оба пошли по протоптанным дорожкам все ближе и ближе, в тумане узнавая друг друга. Противники имели право, сходясь до барьера, стрелять, когда кто захочет. Долохов шел медленно, не поднимая пистолета, вглядываясь своими светлыми, блестящими, голубыми глазами в лицо своего противника. Рот его, как всегда, имел на себе подобие улыбки.
При слове три Пьер быстрыми шагами пошел вперед, сбиваясь с протоптанной дорожки и шагая по цельному снегу. Пьер держал пистолет, вытянув вперед правую руку, видимо, боясь, как бы из этого пистолета не убить самого себя. Левую руку он старательно отставлял назад, потому что ему хотелось поддержать ею правую руку, а он знал, что этого нельзя было. Пройдя шагов шесть и сбившись с дорожки в снег, Пьер оглянулся под ноги, опять быстро взглянул на Долохова и, потянув пальцем, как его учили, выстрелил. Никак не ожидая такого сильного звука, Пьер вздрогнул от своего выстрела, потом улыбнулся сам своему впечатлению и остановился. Дым, особенно густой от тумана, помешал ему видеть в первое мгновение; но другого выстрела, которого он ждал, не последовало. Только слышны были торопливые шаги Долохова, и из-за дыма показалась его фигура. Одною рукою он держался за левый бок, другой сжимал опущенный пистолет. Лицо его было бледно. Ростов подбежал и что-то сказал ему.
- Не... нет, - проговорил сквозь зубы Долохов, - нет, не кончено, - и, сделав еще несколько падающих, ковыляющих шагов до самой сабли, упал на снег подле нее. Левая рука его была в крови, он обтер ее о сюртук и оперся ею. Лицо его было бледно, нахмурено и дрожало.
- Пожалу... - начал Долохов, но не мог сразу выговорить... - пожалуйте, - договорил он с усилием. Пьер, едва удерживая рыдания, побежал к Долохову и хотел уже перейти пространство, отделяющее барьеры, как Долохов крикнул: - К барьеру! - И Пьер, поняв, в чем дело, остановился у своей сабли. Только десять шагов разделяло их. Долохов опустился головой к снегу, жадно укусил снег, опять поднял голову, поправился, подобрал ноги и сел, отыскивая прочный центр тяжести. Он глотал холодный снег и сосал его; губы его дрожали, но все улыбались; глаза блестели усилием и злобой последних собранных сил. Он поднял пистолет и стал целиться.
- Боком, закройтесь пистолетом, - проговорил Несвицкий.
- Закг"ойтесь! - не выдержав, крикнул даже Денисов своему противнику.
Пьер с кроткой улыбкой сожаления и раскаяния, беспомощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью стоял перед Долоховым и грустно смотрел на него. Денисов, Ростов и Несвицкий зажмурились. В одно и то же время они услыхали выстрел и злой крик Долохова.
- Мимо! - крикнул Долохов и бессильно лег на снег лицом книзу. Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова.
- Глупо... глупо! Смерть... ложь... - твердил он морщась. Несвицкий остановил его и повез домой.
Ростов с Денисовым повезли раненого Долохова.

Использованы материалы статей
Юрия Малекина «

Шесть точек зрения на дуэль Пьера с Долоховым.

Часто мы с большой похвалой отзываемся о тех людях, которые много читают. Наше поколение привыкло высоко ценить начитанность, наличие домашней библиотеки. Так уж абсолютно это достоинство по отношению к человеку зрелого возраста? Я убеждена, что читать много не нужно, гораздо важнее, мне кажется, читать глубоко, внимательно самые лучшие книги. Я не имею сейчас в виду ознакомительное чтение, необходимое в детском или подростковом возрасте, чтение, которое дает общее представление о мировой литературе. Я имею в виду взрослого человека, осознающего необходимость постоянного чтения художественной литературы и любящего читать. Список книг для чтения постоянного, повторного, возвратного, книг, которые есть дома, на расстоянии протянутой руки, в которых делаешь пометки и благодаря им возвращаешься не только к прошлому чтению этой книги, но и к себе прошлому, такой список короток. К таким книгам я смело отношу роман Льва Николаевича Толстого “Война и мир”. Я прочитала эту книгу десять раз. Это не выборочное чтение / для профессиональных целей/, не перечитывание отдельных глав для настроения или после просмотра фильма. Это отставляешь в сторону все дела, уединяешься от навязанного пустого времяпрепровождения за ненужными разговорами, на даче, без телефона – и погружаешься.
Эта книга напоминает мне здание, например, собор- здание сакральное, величественное, прекрасное по архитектуре, сложное и совершенно необходимое человеку. Каждый из нас в самые трудные минуты жизни забывал дискуссии о большой разнице между верой и церковью и проч., а просто шел в храм. Читая этот роман, надышишься таким воздухом, что обновляешься сам и мир вокруг видишь словно промытыми глазами.
Мне хотелось бы напомнить один из эпизодов романа- дуэль Пьера с Долоховым, и посмотреть через эти страницы, созданные Толстым, как через магический кристалл, на внутренний мир человека, ибо прославленный гуманизм русской литературы заключается, как известно, как раз в глубоком понимании человека.
Среди огромного числа действующих лиц романа Долохов не является главным, подобно Пьеру или князю Андрею, или воплощающему авторскую идею, подобно Платону Каратаеву. Мощный свет толстовского психологизма ярко освещает эту фигуру – героя со сложным, противоречивым характером. Брат и сестра Ростовы имеют о Долохове резко противоположные мнения, и это большая редкость в отношениях Наташи и Николая, который говорит матери о Долохове:” Какая душа, какое сердце!... “, а Наташа называет его”злым” и “без чувств”. Оба Ростовы говорят о том, что всего дороже им в людях: о доброте, о сердечности,- правда, видят они в Долохове совершенно различное. В доме Ростовых еще Соня связана с Долоховым, связана его любовью, она горда тем, что вызвала в зрелом мужчине такое чувство, она с удивлением видит, какой властью она обладает над этим прославленным бретером. Но для Сони совершенно неважно, дурной или прекрасный человек Долохов, его обожание- лишний предлог проявить неизменность чувств к Николаю Ростову, она отвергает любого, пусть даже это единственный в ее жизни шанс выйти замуж, стать женой и матерью, хозяйкой в своем доме, а не приживалкой в чужом, пусть и в доме родственников. Она вынесет все требования и даже резкость графини, упреки в неблагодарности/ смирение паче гордости!/, ведь все это для нее- повод доказать свою верность к Николаю. Это безразличие к чувствам впервые так страстно и преданно полюбившего Долохова будет дорого стоить семье Ростовых, воспитавших Соню, как родную.
Помимо дома Ростовых. где Долохова приняли с свойственной им радушностью, Долохов живет в доме у Пьера: Долохов прямо приехал к нему в дом, Пьер поместил его и дал взаймы, Долохов в ответ на это в разговорах с Пьером цинично хвалил красоту его жены, Элен. Подобно представителям “ростовской породы”, Пьер очень добр, но со свойственным ему аналитизмом он все же понимает, что для Долохова особенная прелесть в том, “чтобы осрамить мое имя, потому что я призрел его, помог ему”.
Когда оскорбленный “ весело, с улыбкой”, во время праздничного обеда, Долоховым Пьер вызывает его, герои романа проявляют разное отношение к этому событию и его участникам. Анна Михайловна Друбецкая, отражая точку зрения света, отдает должное объективным обстоятельствам: Пьер его пригласил в дом, вывел, он компрометирует жену Пьера, но слова ее притворны, в них сочувствие повесе и любимцу женщин. Элен в разговоре с мужем обвиняет его в том, что он сделал ее посмешищем в глазах света, беззастенчиво лжет, что его ревность без основания, оскорбляет мужа, говоря, что он вызвал на дуэль в пьяном виде, что он дурак, а Долохов лучше его во всех отношениях.
Долохов живет с матерью и горбатой сестрой, о чем знает только несколько человек, и он самый нежный сын и брат. Мать Долохова во всем винит Пьера. Потрясающе, какие аргументы находит Толстой для нее: Пьер знает, что идет на дуэль с ее единственным сыном! Необычайной глубиной и знанием человеческого характера отличаются и другие доводы матери: связь Долохова с Элен продолжалась уже год, это давно; Федя должен Пьеру денег, низость вызвать своего должника. Мать называет вызов нечестным поступком, о своем же сыне с гордостью говорит, что и сейчас он никогда о Пьере дурно не отзывается. Чувство матери мы можем понять, но ценно для читателя, мне кажется, вот это глубокое проникновение во внутреннюю правду, которую мы так хорошо знаем каждый о себе!
Автор романа дает и самому герою возможность изложить свое кредо:” передавлю всех, коли встанут на дороге “, “ никого знать не хочу, кроме тех, кого люблю“,” женщин, кроме продажных тварей, не встречал“.
Что же удивительного в том, что человек с такими жизненными установками, глядя в глаза и улыбаясь мужу, предлагает тост за любовников хорошеньких женщин. Потребность разрядить чувства жестоким поступком свойственна Долохову: он выигрывает у Николая Ростова сорок три тысячи / сумма лет его и Сони/, убивает из пистолета лошадь ямщика.
Подлинно нравственную оценку, прямую, честную, способную вывести из душевного кризиса, дает себе сам Пьер: у Долохова нет причины беречь честь чужого человека, я сделал бы то же / и делал не раз/. Страшным напряжением всех душевных сил Пьер выясняет что вызов произошел не тогда, когда он в гневе крикнул: “ Не дам!“-и вырвал у Долохова листок с напечатанной кантатой, а тогда, когда он сказал Элен по- английски “Люблю”.
Осознание всего этого, страшные муки совести/ я хотел убить человека/ приводят Пьера на грань распада личности. И только точка зрения на эти события мастера масонской ложи Баздеева выводит его из кризиса. Эта точка зрения мудра, проста, пряма, нравственна: женившись, вы взяли на себя ответственность за молодую женщину, но не помогли ей найти путь истины, а ввергли в ложь; человек оскорбил вас- вы его убиваете. Как шелуха, спадает все ложное с проблемы дуэли после таких слов. Теперь перед Пьером все представляется не только в истинном свете, но и открывается дорога для поступков, которые помогут ему “стать вполне хорошим”.Ни двойные стандарты высшего света, ни неразумно любящее сердце матери, ни жестокая, выработавшаяся в яркие афоризмы философия Долохова не могли вывести Пьера из тупика.
Небольшой этот эпизод-дуэль двух героев – в сюжетном богатстве романа “Война и мир” может легко отойти в читательской памяти в тень, затеряться. Мне же представляется капелькой, отражающей мир / и своему любимому герою Пьеру Толстой дарит сон о шаре из капель/. Мне видится в этом небольшом эпизоде романа основные достоинства для меня, читателя, прозы Толстого: глубочайшее понимание психологии человека, умение видеть и совмещать в нем / как легко мы совмещаем в своем внутреннем мире!/,казалось бы, совершенно невозможные вещи, разграничивать поступки и мотивы.
Возвращаясь к началу, хочу сказать о том, как важно для моего личного читательского опыта овладение искусством медленного чтения, насколько важнее полно и глубоко проследить мысль великого знатока человеческих душ, чем прочесть целые тома макулатуры.

Лев Николаевич Толстой s романе "Война и мир" последовательно проводит мысль о предначертанности судьбы человека. Его можно назвать фаталистом. Ярко, правдиво и логично это доказано в сцене дуэли Долохова с Пьером. Сугубо штатский человек - Пьер ранил на дуэли Долохова - брете pa, повесу, бесстрашного вояку. А ведь Пьер совершенно не мог обращаться с оружием. Перед самой дуэлью секундант Несвиц-кий объяснил Безухову, "куда следует нажимать".

Эпизод, рассказывающий о дуэли Пьера Безухова и Доло-хова, можно назвать "Неосознанный поступок". Он начинается с описания обеда в Английском клубе. Все сидят за столом, едят и пьют, провозглашают тосты за императора и его самочувствие. На обеде присутствуют Багратион, Нарышкин, граф Ростов, Денисов, Долохов, Безухое. Пьер "не видит и не слышит ничего происходящего около него и думает о чем-то одном, тяжелом и неразрешимом". Его мучает вопрос: на самом деле ли Долохов и его супруга Элен - любовники? "Всякий раз, как нечаянно взгляд его встречался с прекрасными, наглыми глазами Долохова, Пьер чувствовал, как что-то ужасное, безобразное поднимается в его душе". И после тоста, произнесенного его "врагом": "За самочувствие красивых женщин, и их любовников", - Безухов понимает, что его подозрения не напрасны.
Назревает конфликт, завязка которого происходит тогда, когда Долохов выхватывает листок, предназначенный Пьеру. Граф вызывает обидчика на дуэль, но делает это неуверенно, робко, можно более того помыслить, что слова: "Вы...вы... негодяй!., я вас вызываю..." - нечаянно вырываются у него. Он не осознает, к чему может привести тот самый поединок, не осознают этого и секунданты: Несвицкий - секундант Пьера и Николай Ростов - секундант Долохова.

Накануне дуэли Долохов всю ночь сидит в клубе, слушая цыган и песенников. Он уверен в себе, в своих силах, у него твердое намерение убить соперника, но это только видимость, на душе у "его неспокойно. Его соперник же "имеет вид человека, занятого какими-то соображениями, совсем не касающимися до предстоящего дела. Осунувшееся лицо его желто. Он, видимо, не спал ночью". Граф ещё сомневается в правильности своих действий и соображает: что бы он сделал на месте Долохова?

Пьер не знает, что делать: то ли убежать, то ли довести дело до конца. Но когда Несвицкий пытается примирить его с соперником, Безухов отказывается, при этом называя все глупостью. Долохов вообще не хочет ничего слышать.

Несмотря на отказ от примирения, дуэль продолжительно не начинается из-за неосознанности поступка, которую Лев Николаевич Толстой выразил так: "Минуты три все было уже готово, и все-таки медлили начинать. Все молчали". Нерешительность персонажей сообщает и описание природы - оно скупо и немногословно: туман и оттепель.

Началось. Долохов, когда стали расходиться, шел медленно, рот его имел гуэдобие улыбки. Он осознает свое превосходство и хочет показать, что ничего не боится. Пьер же идет быстро, сбиваясь с протоптанной дорожки, он как бы пытается убежать, завершить все поскорее. Возможно, как раз поэтому он стреляет первым, при этом наугад, вздрагивая от сильного звука, и ранит соперника.

Долохов, выстрелив, промахивается. Ранение Долохова и его неудачная попытка убить графа являются кульминацией эпизода. Затем происходит спад действия и развязка, которая содержится в том, что переживают все герои. Пьер ничего не понимает, он полон раскаяния и сожаления, еле-еле сдерживая рыдания, хватаясь за голову, идет назад куда-то в лес, то есть убегает от содеянного, от своего страха. Долохов же ни о чем не жалеет, не думает о себе, о своей боли, а боится за мать, которой он причиняет страдания.

В исходе дуэли, по мысли Толстого, свершилось высшее правосудие. Долохов, которого Пьер принял в своем доме по-приятельски и помог деньгами в память о старой дружбе, опозорил Безухова, соблазнив его жену. Но Пьер совершенно не готов к роли "судьи" ,и "палача" одновременно, он раскаивается в происшедшем, благодарит Бога, что не убил Долохова.

Гуманизм Пьера обезоруживает, уже перед дуэлью он готов был во всем раскаяться, но не из-за страха, а потому что уверен в виновности Элен. Он старается оправдать Долохова. "Может быть, я бы то же самое сделал бы на его месте, - думал Пьер. - Даже наверное я бы сделал то же самое. К чему же эта дуэль, это убийство?"

Ничтожество и низость Элен так очевидны, что Пьеру стыдно за свой поступок, не стоит эта дама того, чтобы брать грешок на душу - убивать за нее человека. Пьеру страшно, что он чуть не загубил собственную душу, как ранее уже - свою жизнь, связав ее с Элен.

После дуэли, увозя раненого Долохова домой, Николай Ростов узнал, что "Долохов, тот самый буян, бретер, - Долохов жил в Москве со старушкой матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и брат...". Здесь доказывается одно из утверждений автора, что не все так очевидно, понятно и однозначно, как кажется на первый взгляд. Жизнь намного сложнее и многообразнее, чем мы о ней думаем, знаем или предполагаем. Великий философ Лев Николаевич Толстой учит быть гуманными, справедливыми, терпимыми к недостаткам и порокам людей Сценой дуэли Долохова с Пьером Безуховым Толстой дает урок: не нам судить, что справедливо, а что несправедливо, не все очевидное бывает однозначным и легко решаемым.

Отношения Элен и Долохова.
На обеде в честь Багратиона в Английском клубе Пьер мучительно обдумывает содержание письма, пытается анализировать все произошедшее. Долохов сидит за обедом напротив Пьера, и когда Пьер смотрел на него, он «чувствовал, как что-то ужасное, безобразное понималось в его душе» . Пьер размышляет: «Для него была бы особенная прелесть в том, чтобы осрамить мое имя и посмеяться надо мной, именно потому, что я хлопотал за него и призрел его, помог ему» . Пьер вспоминает приступы жестокости, которые находили на Долохова и которым Пьер был свидетелем. Пьер понимает, что Долохову ничего не стоит убить человека. Толстой опять повторяет ту мысль, что при взгляде на Долохова «что-то страшное и безобразное поднималось в его душе» . Автор нагнетает обстановку, показывает, как все окружающие Долохова люди начинают нагло вести себя, так же, как и он, в том числе и Ростов. Все, попадающие в орбиту Долохова, кажется, заражаются от него цинизмом, неуважением к окружающим, наглостью. Глядя на Пьера, Долохов провозглашает тост за хорошеньких женщин и их любовников. Это по меньшей мере неуместно на чествовании героя, победителя в Шенграбенском сражении. Слуга хочет дать Пьеру текст кантаты в честь Багратиона, но Долохов выхватывает листок из рук Пьера. Чаша терпения Пьера переполнилась: «Что-то страшное и безобразное, мутившее его во все время обеда, поднялось и овладело им. Он нагнулся всем тучным телом через стол. «Не смейте брать! - крикнул он» . Долохов, прекрасно понимая состояние Пьера, смотрит на него «светлыми, веселыми, жестокими глазами, с той же улыбкой» . Пьер вызвал Долохова на дуэль.
Интересен контраст между этими персонажами, который особенно заметен перед дуэлью. Долохов спокоен, никаких мук совести он совершенно не испытывает, волнения тоже, более того, он объясняет Ростову причину своего спокойствия: «Ты иди с твердым намерением его убить, как можно скорее и повернее, тогда все исправно» . То есть сам он идет на дуэль с твердым намерением убить человека, которому многим обязан, перед которым виноват, которому он разбил жизнь.
Пьер всю ночь перед дуэлью не спит, размышляя о произошедшем: «Два соображения исключительно занимали его: виновность его жены, в которой после бессонной ночи уже не оставалось ни малейшего сомнения, и невинность Долохова, не имевшего никакой причины беречь честь чужого для него человека» . Пьер так благороден и великодушен, что он забывает о той обиде, которую ему нанес этот человек, о том дурном влиянии на окружающих, которое оказывает Долохов, о его беспричинной жестокости, цинизме, стремлении все и всех очернить. Но тем не менее он готов к дуэли, и ни о каком примирении, которое предлагают ему и его сопернику секунданты, как это положено по правилам дуэли, быть не может. Но Пьер никогда в жизни не держал в руках пистолета. Он спрашивает секунданта: «Вы мне скажите только, как куда ходить и стрелять куда? » Пьер похож на большого добродушного ребенка, никогда и никому в жизни не причинившего зла. И такого человека хочет убить ничтожество Долохов!
Глава VI. Семейная сцена между Пьером Безуховым и Элен. Развод Пьера Безухова с женой
Том 2 Часть 1


Том 2, часть 1, глава 4 и 5

Л.Н. Толстой в своем романе "Война и мир" раскрывает мысль о предопределенности человеческой судьбы. Мы даже можем назвать автора этого произведения фаталистом. Очень ярко эта мысль доказывается в сцене дуэли Долохова и Пьера. Пьер, штатский человек, совершенно не умеющий стрелять, перед началом дуэли узнает от секунданта Несвицкого, куда надо нажимать. И ему удается ранить Долохова, прекрасно владеющего оружием. Эпизод, в котором рассказывается о дуэли Безухова и Долохова, символически можно назвать "Неосознанным поступком". Начинается эпизод с изображения обеда в Английском клубе. Гости обедают за столом, произносят тосты в честь императора, пьют за его здоровье.

Лишь Пьер ничего не видит и не слышит, его не интересует происходящее вокруг него, все его мысли заняты чем-то одним - тяжелым и неразрешимым. Он постоянно задается вопросом: в самом ли деле его жена изменяет ему с Долоховым? Как только его взгляд пересекается с глазами Долохова, красивыми и наглыми, Пьер чувствовал, как нечто отвратительное, ужасное поднимается в его душе. Последние сомнения рассеиваются, когда Долохов произносит тост за прекрасных женщин и их любовников.

Конфликт назревает, его завязка происходит в тот момент, когда Долохов перехватывает листок, который предназначен Безухову. Пьер возмущен и обескуражен, он даже не успевает ничего сообразить, слова сами вырываются из его уст.

Робко и неуверенно он вызывает своего обидчика на дуэль. Он ни на минуту не задумывается о том, к чему она может привести. Секунданты тоже не осознают этого.

Перед дуэлью Долохов проводит время в клубе, слушая песни цыган. Он уверен в своих силах, он намерен убить Безухова, но все же на душе у него неспокойно. Пьер делает вид, что занят делами, которые вовсе не касаются поединка. Однако по его осунувшемуся лицу видно, что он не спал всю ночь.

Графа все еще преследуют сомнения, правильно ли он поступил, он думает о том, а как бы он сам вел себя на месте Долохова. Безухов не знает, как ему быть: то ли срочно бежать оттуда, то ли остаться и участвовать в поединке. Однако он отказывается от последней возможности избежать дуэли. Когда его секундант Несвицкий делает попытку примирить его с Долоховым, Безухов отказывается, называя это глупостью. Соперник же вообще не желает ничего слышать.

Обе стороны отказались от примирения, но дуэль все равно не начинается. Причиной тому является неосознанность поступка, нерешительность, которую подчеркивает и состояние природы: туман и оттепель.

Но вот поединок начался. Дуэлянты стали расходиться. У Долохова на лице – подобие улыбки, осознание своего превосходства и отсутствие всякого страха. Безухов торопится, он идет быстро, сбивается с протоптанной дорожки, будто стремится убежать. Это не свойственная для него ситуация, и он хочет, чтобы она поскорее закончилась.

Может быть, поэтому он первым делает выстрел, наугад, не целясь, и ранит Долохова. Следующий выстрел за Долоховым. Это момент наивысшего напряжения данного эпизода. Соперник промахивается. Далее наступает развязка, в которой автор описывает переживания героев. Пьер преисполнен раскаяния, он едва сдерживает рыдания. Он пытается убежать от своего страха, от ужаса ситуации и устремляется в лес. У Долохова нет сожаления, он не думает о своей боли, но зато мысленно переживает за мать, которой причиняет немало страданий.

Исход дуэли, по мнению автора, предначертан свыше и является верхом справедливости. Пьер по-приятельски принял Долохова в своем доме, в память о дружбе оказал ему помощь, а тот ответил предательством, соблазнив его жену. Однако при этом Пьер не примеряет на себя роль судьи, он благодарен Богу, что Долохов остался жив, и глубоко раскаивается в содеянном.

Безухов показывает себя гуманистом, он уже перед дуэлью был готов раскаяться, но не страх был тому причиной, а его уверенность в виновности Элен. Пьер пытается найти оправдание Долохову. Граф настолько явственно видит всю низость и ничтожество Элен, что ему становится стыдно за свое участие у дуэли, за то, что он мог взять грех на душу и убить человека из-за женщины, совершенно того недостойной.

Николай Ростов, увозя раненого Долохова после дуэли домой, узнал, что тот, являясь одновременно буяном и бретером, еще и любящий сын и брат, которого ждут дома старушка мать и горбатая сестра. Этим замечанием автор подчеркивает, что не все в жизни так ясно и понятно, как порой кажется. Жизнь оказывается намного сложнее, чем мы ее себе представляем. Писатель учит нас быть справедливыми и терпимыми к недостаткам людей. В эпизоде дуэли Долохова с Безуховым автор говорит о том, что мы не можем судить, что справедливо, а что нет, и что не все то, что очевидно на первый взгляд, однозначно и легко решаемо.




Top