Урок прозрение пьера дуэль с долоховым. Дуэль Пьера с Долоховым

Лев Николаевич Толстой s романе "Война и мир" последовательно проводит мысль о предначертанности судьбы человека. Его можно назвать фаталистом. Ярко, правдиво и логично это доказано в сцене дуэли Долохова с Пьером. Сугубо штатский человек - Пьер ранил на дуэли Долохова - брете pa, повесу, бесстрашного вояку. А ведь Пьер совершенно не мог обращаться с оружием. Перед самой дуэлью секундант Несвиц-кий объяснил Безухову, "куда следует нажимать".
Эпизод, рассказывающий о дуэли Пьера Безухова и Доло-хова, можно назвать "Неосознанный поступок". Он начинается с описания обеда в Английском клубе. Все сидят за столом, едят и пьют, провозглашают тосты за императора и его здоровье. На обеде присутствуют Багратион, Нарышкин, граф Ростов, Денисов, Долохов, Безухое. Пьер "не видит и не слышит ничего происходящего вокруг него и думает о чем-то одном, тяжелом и неразрешимом". Его мучает вопрос: действительно ли Долохов и его жена Элен - любовники? "Всякий раз, как нечаянно взгляд его встречался с прекрасными, наглыми глазами Долохова, Пьер чувствовал, как что-то ужасное, безобразное поднимается в его душе". И после тоста, произнесенного его "врагом": "За здоровье красивых женщин, и их любовников", - Безухов понимает, что его подозрения не напрасны.
Назревает конфликт, завязка которого происходит тогда, когда Долохов выхватывает листок, предназначенный Пьеру. Граф вызывает обидчика на дуэль, но делает это неуверенно, робко, можно даже подумать, что слова: "Вы...вы... негодяй!., я вас вызываю..." - нечаянно вырываются у него. Он не осознает, к чему может привести этот поединок, не осознают этого и секунданты: Несвицкий - секундант Пьера и Николай Ростов - секундант Долохова.
Накануне дуэли Долохов всю ночь сидит в клубе, слушая цыган и песенников. Он уверен в себе, в своих силах, у него твердое намерение убить соперника, но это только видимость, на душе у “его неспокойно. Его соперник же "имеет вид человека, занятого какими-то соображениями, вовсе не касающимися до предстоящего дела. Осунувшееся лицо его желто. Он, видимо, не спал ночью". Граф еще сомневается в правильности своих действий и соображает: что бы он сделал на месте Долохова?
Пьер не знает, что делать: то ли убежать, то ли довести дело до конца. Но когда Несвицкий пытается примирить его с соперником, Безухов отказывается, при этом называя все глупостью. Долохов вообще не хочет ничего слышать.
Несмотря на отказ от примирения, дуэль долго не начинается из-за неосознанности поступка, которую Лев Николаевич Толстой выразил так: "Минуты три все было уже готово, и все-таки медлили начинать. Все молчали". Нерешительность персонажей передает и описание природы - оно скупо и немногословно: туман и оттепель.
Началось. Долохов, когда стали расходиться, шел медленно, рот его имел гуэдобие улыбки. Он осознает свое превосходство и хочет показать, что ничего не боится. Пьер же идет быстро, сбиваясь с протоптанной дорожки, он как бы пытается убежать, закончить все поскорее. Возможно, именно поэтому он стреляет первым, при этом наугад, вздрагивая от сильного звука, и ранит соперника.
Долохов, выстрелив, промахивается. Ранение Долохова и его неудачная попытка убить графа являются кульминацией эпизода. Затем происходит спад действия и развязка, которая заключается в том, что переживают все герои. Пьер ничего не понимает, он полон раскаяния и сожаления, едва сдерживая рыдания, хватаясь за голову, идет назад куда-то в лес, то есть убегает от содеянного, от своего страха. Долохов же ни о чем не жалеет, не думает о себе, о своей боли, а боится за мать, которой он причиняет страдания.
В исходе дуэли, по мысли Толстого, свершилось высшее правосудие. Долохов, которого Пьер принял в своем доме по-приятельски и помог деньгами в память о старой дружбе, опозорил Безухова, соблазнив его жену. Но Пьер совершенно не готов к роли "судьи" ,и "палача" одновременно, он раскаивается в происшедшем, благодарит Бога, что не убил Долохова.
Гуманизм Пьера обезоруживает, уже перед дуэлью он готов был во всем раскаяться, но не из-за страха, а потому что уверен в виновности Элен. Он старается оправдать Долохова. "Может быть, я бы то же самое сделал бы на его месте, - думал Пьер. - Даже наверное я бы сделал то же самое. К чему же эта дуэль, это убийство?"
Ничтожество и низость Элен так очевидны, что Пьеру стыдно за свой поступок, не стоит эта женщина того, чтобы брать грех на душу - убивать за нее человека. Пьеру страшно, что он чуть не загубил собственную душу, как ранее уже - свою жизнь, связав ее с Элен.
После дуэли, увозя раненого Долохова домой, Николай Ростов узнал, что "Долохов, этот буян, бретер, - Долохов жил в Москве со старушкой матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и брат...". Здесь доказывается одно из утверждений автора, что не все так очевидно, понятно и однозначно, как кажется на первый взгляд. Жизнь намного сложнее и многообразнее, чем мы о ней думаем, знаем или предполагаем. Великий философ Лев Николаевич Толстой учит быть гуманными, справедливыми, терпимыми к недостаткам и порокам людей Сценой дуэли Долохова с Пьером Безуховым Толстой дает урок: не нам судить, что справедливо, а что несправедливо, не все очевидное бывает однозначным и легко решаемым.

Враги! Давно ли друг от друга

Их жажда крови отвела.

А.С.Пушкин.

Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» последовательно проводит мысль о предначертанности судьбы человека. Его можно назвать фаталистом. Ярко, правдиво и логично это доказано в сцене дуэли Долохова с Пьером. Сугубо штатский человек – Пьер ранил на дуэли Долохова – бретера, повесу, бесстрашного вояку. А ведь Пьер совершенно не мог обращаться с оружием. Перед самой дуэлью секундант Несвицкий объяснил Безухову, «куда следует нажимать».

Но начну с самого начала. Эпизод, рассказывающий о дуэли Пьера Безухова и Долохова, находится во втором томе, первой части, главах четвертой и пятой романа-эпопеи, и его можно назвать «Неосознанный поступок». Он начинается с описания обеда в английском клубе, в это время идет война с Наполеоном 1805-1807 годов. Все сидят за столом, едят,

пьют. Поднимают тосты за императора и его здоровье. На обеде присутствуют Багратион, Нарышкин, граф Ростов, Денисов, Долохов, Безухов. Пьер «не видит и не слышит ничего происходящего вокруг него, и думает о чем-то одном, тяжелом и неразрешимом». Его мучает вопрос: действительно ли Долохов и его жена Элен – любовники. «Всякий раз, как нечаянно взгляд его встречается с прекрасными, наглыми глазами Долохова, Пьер чувствует, как что-то ужасное, безобразное поднимается в его душе». И после тоста, произнесенного его «врагом»: «За здоровье красивых женщин, и их любовников», Безухов понимает, что его подозрения не напрасны. Назревает конфликт, завязка которого происходит тогда, когда Долохов выхватывает листок, предназначенный Пьеру. Граф вызывает обидчика на дуэль, но делает это неуверенно, робко, можно даже подумать, что слова: «Вы…вы… негодяй!.. я вас вызываю…» - нечаянно вырываются у него. Он не осознает к чему может привести этот поединок, не осознают это и секунданты: Несвицкий –

секундант Пьера, Николай Ростов – секундант Долохова. Поведение всех этих героев указывает на это. Накануне дуэли Долохов всю ночь сидит в клубе, слушая цыган и песенников. Он уверен в себе, в своих силах, идет с твердым намерением убить соперника, но это только видимость, на душе у него неспокойно. Его соперник же «имеет вид человека занятого какими-то соображениями, вовсе не касающимися до предстоящего дела. Осунувшееся лицо его желто. Он, видимо, не спал ночью». Граф еще сомневается в правильности своих действий, соображает: виноват любовник Элен; что бы он сделал на месте Долохова. Пьер не знает, что делать: то ли убежать, то ли довести дело до конца. Но когда Несвицкий пытатеся его примирить с соперником, Безухов отказывается, при этом называя все глупостью. Долохов вообще не хочет ничего слышать. Несмотря на отказ от примирения, дуэль долго не начинается из-за неосознанности поступка, которую Лев Николаевич толстой характеризует так: «Минуты три все было уже готово, и все-таки

медлили начинать. Все молчали». Нерешительность персонажей передает и описание природы – оно скупо и немногословно: туман и оттепель. Началось. Долохов, когда стали расходиться. Шел медленно, рот его имел подобие улыбки, он осознает свое превосходство и хочет показать, что ничего не боится. Пьер же идет быстро, сбиваясь с протоптанной дорожки, он как бы пытается убежать, закончить все поскорее. Возможно, именно поэтому он стреляет первым, при этом наугад, вздрагивая от сильного звука, и ранит соперника.

«При слове три Пьер быстрым шагом пошел вперед…держал пистолет, вытянув вперед правую руку, видимо, боясь, как бы из этого пистолета не убить самого себя. Левую руку он старательно отставлял назад… Пройдя шагов шесть и сбившись с дорожки в снег, Пьер оглянулся под ноги, опять быстро глянул на Долохова и, потянув пальцем, как его учили, выстрелил…» ответного выстрела не последовало. «…Слышны были торопливые шаги Долохова… Одною рукой он держался за левый бок…» Выстрелив, Долохов промахнулся.. Ранение Долохова и его неудачная попытка убить графа являются кульминацией эпизода.

Затем происходит спад действия и развязка, которая заключается в том, что переживают все герои. Пьер ничего не понимает, он полон раскаяния и сожаления, едва сдерживая рыдания, хватаясь за голову, идет назад куда-то в лес, то есть убегает от

содеянного, от своего страха. Долохов же ни о чем не жалеет, не думает о себе, о своей боли, а боится за мать, которой он причиняет страдания.

В исходе дуэли, по мысли Толстого, совершилось высшее правосудие. Долохов, которого Пьер принял в своем доме по-приятельски, помог деньгами в память о старой дружбе, опозорил Безухова, соблазнив его жену. Но Пьер совершенно не готов к роли «судьи» и «палача» одновременно, он раскаивается в происшедшем, благодарит Бога, что не убил Долохова.

Гуманизм Пьера обезоруживает, уже перед дуэлью он готов был во всем раскаяться, но не из-за страха, а потому что уверен в виновности Элен. Он старается оправдать Долохова: «Может быть, я бы то же самое сделал бы на его месте, - думал Пьер.

– Даже, наверное, я бы сделал то же самое. К чему же эта дуэль, это убийство?» Ничтожество и низость Элен так очевидны, что Пьеру стыдно за свой поступок, не стоит эта женщина того, чтобы брать грех на душу – убивать за нее человека. Пьеру страшно, что он чуть не загубил собственную душу, как ранее уже – свою жизнь, связав ее с Элен.

Из этого эпизода мы узнаем, что Долохов грубым, самоуверенным, наглым кажется только с наружи, а на самом деле «....этот буян, бретер…был самый нежный сын и брат…».Здесь доказывается одно из утверждений автора, что не все так очевидно, понятно и однозначно, как кажется на первый взгляд. Жизнь намного сложнее и многообразнее, чем мы о ней думаем, знаем или предполагаем. В этом эпизоде Л.Н.Толстой показал, насколько изменяет человека экстремальная ситуация, открывает его настоящее лицо.

Великий философ Лев Николаевич Толстой учит быть гуманными, справедливыми, терпимыми к недостаткам и порокам людей, ибо «кто без греха».

После успешных действий русской армии под командованием князя Багратиона возле деревни Шенграбен, высший свет Москвы признал его истинным героем. Известный граф Илья Ростов давал пир в его честь в Английском клубе. Он сам хлопотал о приготовлениях к нему. «Ему было поручено от клуба устройство торжества для Багратиона, потому что редко кто умел так на широкую руку, хлебосольно устроить пир, особенно потому, что редко кто умел и хотел приложить свои деньги, если они понадобятся на устройство пира.»

Сам обед удался на славу. «На другой день, 3-го марта, во втором часу по полудни, 250 человек членов Английского клуба 50 человек гостей ожидали к обеду доброго гостя и героя Австрийского похода, князя Багратиона.» Все безмятежно обедали и вспоминали подвиги Багратиона. О Кутузове же и о проигрыше Аустерлицкого сражения почти не

вспоминали, а если и вспоминали, то говорили, что сражение, в основном, было проиграно из-за неопытности Кутузова. «Были найдены причины тому неимоверному, неслыханному и невозможному событию, что русские были побиты, и все стало ясно, и во

всех углах Москвы заговорили одно и то же. Причины эти были: измена австрийцев, дурное продовольствие войска, измена поляка Пршебышевского и француза Ланжерона, неспособность Кутузова, и (потихоньку говорили) молодость и неопытность государя, верившего дурным и ничтожным людям.»

На этом обеде присутствовали Долохов с молодым Ростовым и Пьер, который был посажен напротив них. С самого начала обеда Пьер был задумчив, мрачен и старался не смотреть в сторону Долохова. Причиной тому было анонимное письмо, полученное Пьером «в котором было сказано…что он плохо видит сквозь свои очки, и что связь его жены с Долоховым есть тайна только для его одного.» И действительно, причиной этому могло послужить то, что Долохов, приехав в отпуск, поселился у своего старого знакомого Пьера и те цинические комментарии, которые он отпускал в сторону красавицы Элен, жены Пьера. Весь вечер Пьер был задумчив, забывал поздороваться (в частности с молодым Ростовым), не услышал тоста за здоровье государя императора. Весь обед он думал об этом письме и о жене. Он много ел и пил.

Переломным моментом обеда стал для Пьера тост Долохова «за красивых женщин и их любовников», а также то, что записку, принесенную официантом Пьеру, выхватил Долохов и стал читать вслух. Нервы Пьера не выдержали. «Не смейте брать! – крикнул он…Вы…вы…негодяй!.. я вас вызываю…» Долохов принял вызов. Дуэль была назначена на следующее утро, секундантом Долохова был Ростов, Пьера – Несвицкий. Всю ночь Пьер не мог заснуть, в то время как молодой офицер был абсолютно спокоен.

Утром следующего дня были сделаны соответствующие приготовления. «Пьер имел вид человека, занятого какими-то соображениями, вовсе не касающимися предстоящего дела. Осунувшееся лицо его было желто.» Граф Безухов не умел стрелять.

Из-за необыкновенной доброты своего характера оружие ему было не нужно, он не умел пользоваться пистолетом, даже не умел стрелять. «Вы мне скажите только, как куда ходить и стрелять куда?»

После счета «три» Пьер «быстрыми шагами пошел вперед, сбиваясь с протоптанной дорожки и шагая по цельному снегу.» Долохов же шел уверенно и равномерно, как будто дело это было уже давно решено, несомненно, в его пользу.

Раздался выстрел, но другого выстрела не последовало. «Только слышны были торопливые шаги Долохова, и из-за дыма показалась его фигура. Одною рукою он держался за левый бок, другой сжимал опущенный пистолет. Лицо его было бледно.»

Пьер, сперва не поняв что случилось, побежал, чуть не рыдая, к Долохову, но тот становил его и приказал ему идти к барьеру. Он ел холодный снег, чтобы заглушить боль, приподнялся и выстрелил, но промахнулся. Пьер даже не пошевелился и не закрылся, открытой грудью стоял, смотря на Долохова.

«Глупо…глупо! Смерть…ложь – твердил Пьер морщась.» Он хотел убежать от всего этого, но Несвицкий остановил его и повез домой. Раненого Долохова подняли на сани и повезли в Москву. И тут мы узнаем, что единственное, о чем жалеет этот смутьян после дуэли, так это о своей матери. «Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел, мать…Ростов узнал, что Долохов, этот буян, бретёр – Долохов жил в Москве с старушкой-матерью и горбатою сестрой, и был самый нежный сын и брат.»

Для романа в целом эта сцена имеет огромное значение. Так мы узнали, что толстый добряк Пьер был способен в нужные минуты проявить свой характер, свою силу, а буйный офицер Долохов, на самом деле, не имел ничего ценнее своей семьи: матери и сестры.

Шесть точек зрения на дуэль Пьера с Долоховым.

Часто мы с большой похвалой отзываемся о тех людях, которые много читают. Наше поколение привыкло высоко ценить начитанность, наличие домашней библиотеки. Так уж абсолютно это достоинство по отношению к человеку зрелого возраста? Я убеждена, что читать много не нужно, гораздо важнее, мне кажется, читать глубоко, внимательно самые лучшие книги. Я не имею сейчас в виду ознакомительное чтение, необходимое в детском или подростковом возрасте, чтение, которое дает общее представление о мировой литературе. Я имею в виду взрослого человека, осознающего необходимость постоянного чтения художественной литературы и любящего читать. Список книг для чтения постоянного, повторного, возвратного, книг, которые есть дома, на расстоянии протянутой руки, в которых делаешь пометки и благодаря им возвращаешься не только к прошлому чтению этой книги, но и к себе прошлому, такой список короток. К таким книгам я смело отношу роман Льва Николаевича Толстого “Война и мир”. Я прочитала эту книгу десять раз. Это не выборочное чтение / для профессиональных целей/, не перечитывание отдельных глав для настроения или после просмотра фильма. Это отставляешь в сторону все дела, уединяешься от навязанного пустого времяпрепровождения за ненужными разговорами, на даче, без телефона – и погружаешься.
Эта книга напоминает мне здание, например, собор- здание сакральное, величественное, прекрасное по архитектуре, сложное и совершенно необходимое человеку. Каждый из нас в самые трудные минуты жизни забывал дискуссии о большой разнице между верой и церковью и проч., а просто шел в храм. Читая этот роман, надышишься таким воздухом, что обновляешься сам и мир вокруг видишь словно промытыми глазами.
Мне хотелось бы напомнить один из эпизодов романа- дуэль Пьера с Долоховым, и посмотреть через эти страницы, созданные Толстым, как через магический кристалл, на внутренний мир человека, ибо прославленный гуманизм русской литературы заключается, как известно, как раз в глубоком понимании человека.
Среди огромного числа действующих лиц романа Долохов не является главным, подобно Пьеру или князю Андрею, или воплощающему авторскую идею, подобно Платону Каратаеву. Мощный свет толстовского психологизма ярко освещает эту фигуру – героя со сложным, противоречивым характером. Брат и сестра Ростовы имеют о Долохове резко противоположные мнения, и это большая редкость в отношениях Наташи и Николая, который говорит матери о Долохове:” Какая душа, какое сердце!... “, а Наташа называет его”злым” и “без чувств”. Оба Ростовы говорят о том, что всего дороже им в людях: о доброте, о сердечности,- правда, видят они в Долохове совершенно различное. В доме Ростовых еще Соня связана с Долоховым, связана его любовью, она горда тем, что вызвала в зрелом мужчине такое чувство, она с удивлением видит, какой властью она обладает над этим прославленным бретером. Но для Сони совершенно неважно, дурной или прекрасный человек Долохов, его обожание- лишний предлог проявить неизменность чувств к Николаю Ростову, она отвергает любого, пусть даже это единственный в ее жизни шанс выйти замуж, стать женой и матерью, хозяйкой в своем доме, а не приживалкой в чужом, пусть и в доме родственников. Она вынесет все требования и даже резкость графини, упреки в неблагодарности/ смирение паче гордости!/, ведь все это для нее- повод доказать свою верность к Николаю. Это безразличие к чувствам впервые так страстно и преданно полюбившего Долохова будет дорого стоить семье Ростовых, воспитавших Соню, как родную.
Помимо дома Ростовых. где Долохова приняли с свойственной им радушностью, Долохов живет в доме у Пьера: Долохов прямо приехал к нему в дом, Пьер поместил его и дал взаймы, Долохов в ответ на это в разговорах с Пьером цинично хвалил красоту его жены, Элен. Подобно представителям “ростовской породы”, Пьер очень добр, но со свойственным ему аналитизмом он все же понимает, что для Долохова особенная прелесть в том, “чтобы осрамить мое имя, потому что я призрел его, помог ему”.
Когда оскорбленный “ весело, с улыбкой”, во время праздничного обеда, Долоховым Пьер вызывает его, герои романа проявляют разное отношение к этому событию и его участникам. Анна Михайловна Друбецкая, отражая точку зрения света, отдает должное объективным обстоятельствам: Пьер его пригласил в дом, вывел, он компрометирует жену Пьера, но слова ее притворны, в них сочувствие повесе и любимцу женщин. Элен в разговоре с мужем обвиняет его в том, что он сделал ее посмешищем в глазах света, беззастенчиво лжет, что его ревность без основания, оскорбляет мужа, говоря, что он вызвал на дуэль в пьяном виде, что он дурак, а Долохов лучше его во всех отношениях.
Долохов живет с матерью и горбатой сестрой, о чем знает только несколько человек, и он самый нежный сын и брат. Мать Долохова во всем винит Пьера. Потрясающе, какие аргументы находит Толстой для нее: Пьер знает, что идет на дуэль с ее единственным сыном! Необычайной глубиной и знанием человеческого характера отличаются и другие доводы матери: связь Долохова с Элен продолжалась уже год, это давно; Федя должен Пьеру денег, низость вызвать своего должника. Мать называет вызов нечестным поступком, о своем же сыне с гордостью говорит, что и сейчас он никогда о Пьере дурно не отзывается. Чувство матери мы можем понять, но ценно для читателя, мне кажется, вот это глубокое проникновение во внутреннюю правду, которую мы так хорошо знаем каждый о себе!
Автор романа дает и самому герою возможность изложить свое кредо:” передавлю всех, коли встанут на дороге “, “ никого знать не хочу, кроме тех, кого люблю“,” женщин, кроме продажных тварей, не встречал“.
Что же удивительного в том, что человек с такими жизненными установками, глядя в глаза и улыбаясь мужу, предлагает тост за любовников хорошеньких женщин. Потребность разрядить чувства жестоким поступком свойственна Долохову: он выигрывает у Николая Ростова сорок три тысячи / сумма лет его и Сони/, убивает из пистолета лошадь ямщика.
Подлинно нравственную оценку, прямую, честную, способную вывести из душевного кризиса, дает себе сам Пьер: у Долохова нет причины беречь честь чужого человека, я сделал бы то же / и делал не раз/. Страшным напряжением всех душевных сил Пьер выясняет что вызов произошел не тогда, когда он в гневе крикнул: “ Не дам!“-и вырвал у Долохова листок с напечатанной кантатой, а тогда, когда он сказал Элен по- английски “Люблю”.
Осознание всего этого, страшные муки совести/ я хотел убить человека/ приводят Пьера на грань распада личности. И только точка зрения на эти события мастера масонской ложи Баздеева выводит его из кризиса. Эта точка зрения мудра, проста, пряма, нравственна: женившись, вы взяли на себя ответственность за молодую женщину, но не помогли ей найти путь истины, а ввергли в ложь; человек оскорбил вас- вы его убиваете. Как шелуха, спадает все ложное с проблемы дуэли после таких слов. Теперь перед Пьером все представляется не только в истинном свете, но и открывается дорога для поступков, которые помогут ему “стать вполне хорошим”.Ни двойные стандарты высшего света, ни неразумно любящее сердце матери, ни жестокая, выработавшаяся в яркие афоризмы философия Долохова не могли вывести Пьера из тупика.
Небольшой этот эпизод-дуэль двух героев – в сюжетном богатстве романа “Война и мир” может легко отойти в читательской памяти в тень, затеряться. Мне же представляется капелькой, отражающей мир / и своему любимому герою Пьеру Толстой дарит сон о шаре из капель/. Мне видится в этом небольшом эпизоде романа основные достоинства для меня, читателя, прозы Толстого: глубочайшее понимание психологии человека, умение видеть и совмещать в нем / как легко мы совмещаем в своем внутреннем мире!/,казалось бы, совершенно невозможные вещи, разграничивать поступки и мотивы.
Возвращаясь к началу, хочу сказать о том, как важно для моего личного читательского опыта овладение искусством медленного чтения, насколько важнее полно и глубоко проследить мысль великого знатока человеческих душ, чем прочесть целые тома макулатуры.

Одна из главных проблем романа-эпопеи - проблема войны и мира, но не только как противопоставление мирного времени и сражений, но и как исследование гармоничных, дружеских отношений между людьми и отношений, следствием которых становятся ссоры, раздоры, вражда.

Причинам, развитию и исходу ненормальных, враждебных отношений между людьми посвящён эпизод дуэли П. Безухова и Ф. Долохова.

Как же произошло, что эти два человека, ещё до недавнего времени бывшие приятелями, участвующими вместе в кутежах, стали непримиримыми врагами? Причиной их раздора стала женщина, существо глубоко безнравственное - Элен Курагина.

Пьер Безухов и Фёдор Долохов находятся на обеде в Английском клубе в честь князя Багратиона - героя австрийского похода. Но ещё во время подготовки обеда Анна Михайловна Друбецкая рассказывает Илье Андреевичу Ростову о несчастье Пьера: «Она (Элен) сюда приехала, и этот сорвиголова (Долохов) за ней… Говорят, сам Пьер совсем убит своим горем». Да, Пьер сильно переживает, но не потому, что любит Элен, а оттого, что не может поверить в человеческую подлость.

На обеде, как назло, Пьер оказался за столом напротив Долохова. Ещё утром граф Безухов получил анонимное письмо, «в котором было сказано с той подлой шутливостью, которая свойственна всем анонимным письмам, что он плохо видит сквозь свои очки и что связь его жены с Долоховым есть тайна для одного его». Пьер не поверил письму, «но ему страшно было теперь смотреть на Долохова, сидевшего перед ним». Пьер - человек совестливый, и ему стыдно подозревать других, стыдно за то, что эти подозрения могут оказаться правдой. Пьер мучительно переживает это состояние, но он ещё не взбешён, он ещё не дошёл до критической точки эмоционально-психологического взрыва. Он ещё боится Долохова, потому что у того репутация человека, которому «ничего не значит убить». Пьер не обращает внимания на намёки, когда Долохов произносит тост, обращаясь к нему: «За здоровье красивых женщин, Петруша, и их любовников». Но атмосфера постепенно накаляется.

Лакей, раздающий кантату Кутузова, кладёт листок Пьеру, как более почётному гостю, и Долохов выхватывает этот листок из рук Безухова. Тогда «что-то страшное и безобразное, мутившее его во всё время обеда, поднялось и овладело» Пьером. «Не смейте брать!» - крикнул он. Этот человек, всегда мягкий и добродушный, не смог сдержаться, так долго копившееся напряжение получило эмоциональный выход. Пьер вызывает Долохова на дуэль. «В ту самую секунду, как Пьер сделал это… он почувствовал, что вопрос о виновности его жены, мучивший его эти последние сутки, был окончательно и несомненно решён утвердительно. Он ненавидел её и навсегда был разорван с нею». Таким образом, дуэль для Пьера была не столько заступничеством за честь жены и возвращением своей чести, сколько событием, позволившим прекратить гнусные и тягостные отношения в браке.

Дуэль состоялась на следующий день, в восемь утра, в Сокольницком лесу. Секундантом Долохова согласился быть Николай Ростов, а секундантом Безухова стал князь Несвицкий.

Пьер понимал, что дуэль - событие глупое, и думал, что Долохова невиновен, потому что жена стала для Безухова чужим человеком. Но от дуэли он не отказывается, лишь просит Несвицкого: «Вы мне скажите только, как куда ходить и стрелять куда?» Долохов ещё более категоричен: «Никаких извинений, ничего решительно».

Погода мешает дуэли: оттепель и туман, за сорок шагов неясно было видно друг друга. Природа словно противится этому событию, ненужному и бессмысленному.

Противники начали сходиться. Пьер выстрелил первым и, совершенно неожиданно и почти не целясь, ранил соперника. «Пьер, едва удерживая рыдания, побежал к Долохову, который остановил его, крикнув: «К барьеру!» Долохов, собрав последние силы, уже лёжа на снегу, стал целиться. «Губы его дрожали, но всё улыбались; глаза блестели усилием и злобой». Пьер же «с кроткой улыбкой сожаленья и раскаяния, беспомощно расставив ноги и руки», стоял прямо перед Долоховым. Ему кричали: «Закройтесь пистолетом, станьте боком!» Кричал даже Денисов - его противник. Но, к счастью, выстрел Долохова не попал в цель.

Всё, казалось бы, расставлено по своим местам: глубоко нравственный Пьер, человек чистейшей и добрейшей души, наказал порочного и злобного Долохова. Но финал эпизода кажется неожиданным. Ростов с Денисовым повезли раненого Долохова, который очнулся при въезде в Москву. «Ростова поразило совершенно изменившееся и неожиданно восторженно-нежное выражение лица Долохова», который очень переживает, что его мать, если увидит его умирающим, не переживёт этого. Он умоляет Ростова ехать к ней и приготовить её. Оказывается, что Долохов, «этот буян, бретёр-Долохов, жил в Москве со старушкой матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и брат».

Такое окончание эпизода кажется неожиданным только на первый взгляд. Но у Толстого нет абсолютно отрицательных или абсолютно положительных персонажей, потому что он писатель-реалист. Акцентируя внимание на злобе и непристойном поведении Долохова, автор всё-таки даёт ему право остаться человеком.

Л. Н. Толстой хорошо передаёт душевное состояние героев через детали портрета, через их позы, выражение лица и приводит внутренние монологи. Мы вместе с героями романа-эпопеи переживаем их падения и взлёты, томимся их чувствами, размышляем с ними над жизнью и её вопросами. Всё это, несомненно, свидетельствует о мастерстве Толстого-психолога.

В своем романе-эпопее «Война и мир» Толстой показал все многообразие человеческих отношений. Дружба, любовь, ненависть, духовные искания и разочарования, самоотверженность солдат на войне и бессмысленные интриги светского общества – все это есть ни что иное, как жизнь, которую делают такой люди. На страницах романа буквально кипят страсти: любовь, преданность, ненависть.

Одним из главных персонажей романа является Пьер Безухов, в образе которого писатель раскрыл сложный процесс внутреннего становления личности. Толстой показывает Пьера в самых разных жизненных ситуациях, открывая в нем новые черты и качества.

Дуэль Безухова с Долоховым – один из переломных моментов в жизни первого. Описание самого смертельного состязания занимает в романе несколько страниц. Вместе с тем, подробно рассказано о событиях, подготавливающих эту сцену, а также то, что происходит с участниками дуэли после случившегося.

На мой взгляд, своеобразной завязкой действия является женитьба Пьера на Элен Курагиной. Писатель изображает ее развратной женщиной, меняющей любовников как перчатки. Она выходит замуж за Пьера не по любви, а по расчету, из-за наследства, а потому не уважает будущего мужа, считая его дураком. Естественно, что подобное поведение жены могло привести только к одному – дуэли с одним из ее любовников, которым по иронии судьбы становится Долохов.

Сцена дуэли очень важна, потому что она ставит точку в отношениях Пьера с Элен. Спор между Безуховым и Долоховым завязывается на званом обеде в честь Багратиона, устроенном в Английском клубе. Сидя напротив Долохова и Николая Ростова, Безухов думает «о чем-то одном, тяжелом и неразрешенном». Оказывается, что этим мучившим его вопросом был намек княжны в Москве на близость Долохова к его жене и полученное им в нынешнее утро анонимное письмо. Всякий раз, когда нечаянный взгляд его встречался с «наглыми» глазами Долохова, Пьер чувствовал, «как что-то ужасное, безобразное поднималось в его душе, и он скорее отворачивался».

Безухов знает, что Долохов не остановится перед тем, чтобы опозорить старого приятеля: «Для него была бы особенная прелесть в том, чтоб осрамить мое имя и посмеяться надо мной, именно потому, что я... помог ему». Так думает Пьер, в то время как Долохов и Николай Ростов, насмешливо и неодобрительно поглядывая на него, пьют за хорошеньких женщин.

В данной ситуации муж Элен боится соперника. Приучив себя додумывать все до конца и быть откровенным с самим собой, он честно признается себе: «Ему ничего не значит убить человека… Он должен думать, что и я боюсь его. И действительно, я боюсь его…».
Но в душе Пьера, преодолевая страх, поднимается бешенство. И когда Долохов с серьезным выражением, но с улыбающимся «в углах ртом, с бокалом обратился к Пьеру», это бешенство вскипает, ищет выхода. Произнеся тост за красивых женщин и их любовников, Долохов выхватывает из рук Пьера листок с текстом кантаты. Такое поведение было бы вполне возможным при их приятельских отношениях, но сейчас «что-то страшное и безобразное…поднялось и овладело Пьером». В порыве гнева он вызывает Долохова на дуэль.

И вот – дуэль в Сокольниках. В этой ситуации больше проявляется настоящая сущность Долохова, нежели Пьера. Он знает, что Безухов не умеет стрелять, однако не делает никаких попыток, чтобы остановить кровопролитие. Наоборот, когда секунданты Несвицкий и Денисов делают, как полагается, попытку примирения, Долохов им отвечает: «Никаких извинений, ничего решительно».

Оба секунданта понимают, что происходит убийство. Поэтому они медлят минуты три, когда уже все готово. Кажется, ничто не может спасти Пьера. Понимает ли это Долохов? Чем виноват перед ним Безухов? За что он готов убить человека? Вряд ли Долохов глубоко задумывался над этими вопросами, считая причиной дуэли нанесенное ему прилюдное оскорбление.

«Становилось страшно», - пишет Толстой. Однако происходящее уже нельзя было остановить.

Пьер, нелепо вытянув вперед правую руку, «видимо, боясь, как бы из этого пистолета не убить самое себя», стреляет первым и ранит соперника. Оба они поступают после выстрела так, как должны поступать именно эти два человека, с этими характерами. Раненый Долохов, упав в снег, все еще целится. В этом действии заключена его сущность: по мере сил - добить до конца, отомстить во что бы то ни стало.

А Пьер стоит, «беспомощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью» перед Долоховым так, что даже его секундант Денисов, не выдержав, кричит: «Зак`гойтесь!» К счастью, Долохов промахнулся…

Душевное состояние, в котором находятся соперники во время дуэли, меняется на противоположное после нее. Жестокий и решительный Долохов, подъезжая к дому после дуэли, поражает Ростова и читателя. Он плачет, беспокоясь за свою мать, которая, узнав о дуэли, может сильно разволноваться и не пережить этого. Здесь молодой человек предстает преданным и горячо любящим сыном.

Пьер после дуэли всю ночь размышляет: из его воображения не выходит «умирающее лицо» Долохова. Он вспоминает свою жизнь, начиная со дня женитьбы и заканчивая дуэлью. Пьер, переживая свое заблуждение и разочарование, приходит к выводу о необходимости разрыва с Элен.

Объяснение супругов на следующий день заканчивается гневным припадком Пьера. Мы не видим в нем того растерянного, беспомощного человека, каким он предстает во время дуэли. Пьер в бешенстве. Он принимает решение навсегда разлучиться с женой и уехать в Петербург.

С этого момента у Безухова начинается новый этап жизни, связанный с масонством. Он раскрывается как личность уже в другом направлении – Толстой показывает не личную его жизнь, а общественную.

Таким образом, дуэль Пьера с Долоховым является как бы переломным моментом в жизни Безухова. Поэтому в контексте всего произведения этот эпизод играет важную роль – позволяет читателю более глубоко понять эволюцию образа Пьера.





Top