Двойники в преступлении и наказании. «Двойники» Раскольникова в романе Ф


Роман Достоевского "Преступление и наказание" является прорывом в литературе - это одно из первых произведений, в котором представлено противостояние идеологий. Практически весь роман направлен на развенчание теории Раскольникова. Автор создает героев-двойников для того, чтобы методично и наглядно выстраивать опровержение теории о "тварях дрожащих и право имеющих".

Петр Петрович Лужин является как раз одним из таких персонажей. Герой живет в соответствии со своим принципом "целого кафтана", который, на первый взгляд, выглядит менее опасно чем теория Раскольникова.

Но, потом читатель понимает, что такие как Лужин - люди практически неисправимые, у них нет ни угрызения совести (подозреваю - что и самой совести), ни способности к самоанализу, как, например, у того же Раскольникова или Мармеладова. Герой является подлецом (случай с Соней и деньгами) и эгоистом (его теория о бедных женах), он совершает массу нехороших поступков и ни разу не сожалеет об этом. Лужин отвратителен Раскольникову, Родион видит сходства между ним и собой и понимает, что Петр Петрович - это тот человек, в которого может превратиться он сам, если не предпримет никаких мер.

Аркадий Иванович Свидригайлов тоже считается двойником Раскольникова. Свидригайлов, как и главный герой, придерживается убеждений о том, что зло во имя благой цели допустимо.

Свидригайлов по сути поддерживает теорию Раскольникова. Герой по сути, как и Родион, может совершить как хорошие поступки, так и преступления, но для Свидригайлова нет четкой грани между этими понятиями, он вполне способен на преступления (в романе есть намеки на то, что он причастен к смерти жены), но и может делать хорошие поступки (например - помочь материально Соне). Аркадий Петрович, по сути, выглядит как возможный вариант развития личности Раскольникова (именно поэтому, когда Родион, находясь в помещении полиции, узнает о самоубийстве Свидригайлова, он испытывает такое волнение)

Герои - двойники, которыми Достоевский окружил своего героя, помогают автору постепенно подвести Раскольникова к раскаянию.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-02-11

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Считается достаточно сложной. В центре романа - образ Родиона Раскольникова и его теория. По ходу повествования появляются и другие герои. Особое значение имеют в произведении "Преступление и наказание" двойники Раскольникова. Зачем Достоевский вводит их в сюжет? Чем похожи Раскольников и его двойники? Чем они отличаются? Каковы их идеи? Что собой представляют двойники Раскольникова - Лужин и Свидригайлов? Об этом далее в статье.

Петр Петрович Лужин - двойник Раскольникова

Автор характеризует его достаточно отрицательно. Лужин богат, является блестящим дельцом. Он приехал в Петербург устраивать свою карьеру. "Выбившись в люди", Петр высоко ценил собственный ум, свои способности, привык любоваться собой и наслаждаться этим. Главной мечтой его было жениться. Петр стремился облагодетельствовать какую-нибудь девушку, возвысив ее до себя. Ей непременно надлежало быть образованной и красивой. Он знал, что в Петербурге можно "много выиграть женщинами". Его болезненное самолюбование, все его мечты говорят об определенной неуравновешенности в характере, о наличии в нем цинизма. При помощи денег "пробившись из ничтожества", он остался низким внутри. Далее выясним, что указывает на то, что Лужин и Раскольников - двойники.

Теория Петра Петровича

Лужин представлен человеком деловым, больше всего на свете ценящим деньги, которые добыты "всякими средствами и трудом". Сам себя он считает умным, трудящимся на благо людей, прогрессивным и очень себя уважает. Есть у Петра Петровича своя собственная теория, которую он с большим удовольствием развивает перед Родионом Раскольниковым. Его идея "разумного эгоизма" предполагает любовь в первую очередь к себе, поскольку все происходящее на свете основывается, по его мнению, на своем собственном интересе. Если все люди будут поступать согласно его теории, в обществе станет намного больше преуспевающих граждан. Таким образом, человек, приобретая все исключительно себе, трудится во благо всего общества и во имя экономического прогресса. В жизни Лужин руководствуется этой теорией. Мечта о женитьбе на Авдотье тешит его самолюбие. Кроме всего, этот брак может поспособствовать его дальнейшей карьере. Раскольников, между тем, против этой женитьбы. Но Петр Петрович достаточно быстро находит способ исправить положение. Чтобы очернить Родиона перед родными и вернуть расположение Дуни, он подкладывает Соне ассигнацию и обвиняет ее в воровстве.

Почему Лужин - двойник Раскольникова?

Проводя анализ теории Петра Петровича, можно найти немало аналогий с идеей Родиона. И в первой, и во второй приоритетным остается собственный, личный интерес. Раскольников утверждает, что "Наполеонам дозволено все". По мнению Петра Петровича, идея Родиона также призвана спасать человечество от зла и направлена на достижение прогресса в развитии. Двигать мир и вести его к цели могут только люди, которые способны разрушить настоящее во благо будущего.

Схожесть во мнениях - причина ненависти

Следует, между тем, сказать, что идея Лужина очень не нравилась Раскольникову. Вероятно, на интуитивном уровне Родион ощущал сходство со своими идеями и мыслями. Он указывает Петру Петровичу, что по его, "лужинской", теории дозволено "людей резать". По всей видимости, сходство в мыслях и видении ситуации в мире обуславливает безотчетную ненависть Родиона к Петру Петровичу. В итоге проявляется некая "опошленность" теории Раскольникова. Петр Петрович предлагает "экономический" ее вариант, тот, который, по его мнению, применим в жизни и направлен на достижение целей материальными в основном средствами. Таким образом, можно сделать вывод, что Лужин - двойник Раскольникова в житейско-бытовом плане.

Другой персонаж с аналогичной теорией

По ходу повествования появляется еще один герой - Аркадий Иванович Свидригайлов. Этот достаточно сложный персонаж всем своим существом выражает некую "неоднотонность". Он "не однолинеен нигде", но в его образе прослеживается философский контекст выражения идеи Родиона. Благодаря действиям Свидригайлова (именно он раскрыл подлинное положение дел Марфе Петровне) восстанавливается доброе имя сестры Раскольникова. Аркадий Иванович оказывает также помощь семье Мармеладова, организовывая похороны умершей Катерины Ивановны и пристраивая осиротевших малолетних детей в приют. Помогает он и Соне, снабжая ее средствами на поездку в Сибирь.

Краткая характеристика Аркадия Ивановича

Этот человек умен, проницателен, в нем есть своя особая "тонкость". Он обладает способностью прекрасно разбираться в людях. Благодаря этому своему умению он сразу смог определить, что собой представляет Лужин. Аркадий Иванович решает предотвратить женитьбу Петра Петровича на Авдотье. По мнению некоторых авторов, Свидригайлов потенциально представляется человеком большой силы и совести. Однако все эти его задатки губятся общественными российскими устоями, образом жизни. У героя отсутствуют какие-либо идеалы, нет четкого нравственного ориентира. Кроме всего прочего, Аркадий Иванович от природы обладает пороком, бороться с которым он не только не может, но и не хочет. Речь в данном случае идет о его склонности к разврату. Жизнь героя протекает в подчинении собственным страстям.

В чем схожесть Родиона и Аркадия Ивановича?

Свидригайлов при встрече с Раскольниковым отмечает некоторую "общую точку" между ними, говоря о том, что они "ягоды одного поля". Сам Достоевский в определенной степени сближает этих персонажей, изображая их, развивает один мотив - детской невинности, чистоты. В образе Раскольникова присутствуют черты ребенка - у него "детская улыбка", а в своем первом сне он предстает перед собой семилетним мальчиком. В Соне, с которой все больше сближается Родион, также прослеживаются черты невинности и чистоты. Раскольникову она напоминает ребенка. На лице Лизаветы было тоже детское выражение в тот момент, когда Родион напал на нее. Для Аркадия Ивановича, между тем, дети являются напоминанием о злодействах, совершенных им, приходя к нему в кошмарных снах. Именно этот общий мотив, сам факт его присутствия позволяет говорить о том, что Свидригайлов и Раскольников - двойники.

Различия в образах Аркадия Ивановича и Родиона

По ходу повествования отличия героев становятся все более явными. Преступление, которое совершил Раскольников, являлось неким символом протеста против жестокости и несправедливости окружавшего его мира, невыносимости жизненных условий. В качестве вторичного мотива выступает бедственное положение семьи и его самого. Кроме того, он стремился проверить свою теорию. Однако после преступления Родион жить по-другому уже не в состоянии, как будто "отрезал себя ото всех ножницами". Говорить с окружающими ему теперь не о чем, и его охватывает ощущение мучительного отчуждения от всех людей. Несмотря на это, до и после преступления в образе Раскольникова сохраняются идеалы - для него весьма значимы понятия зла и добра. Так, после злодеяния он оказывает помощь Мармеладовым, отдает последние 20 рублей на организацию похорон Семена Захаровича. В образе Свидригайлова не проявляется ничего подобного. Аркадий Иванович предстает совершенно опустошенным и духовно мертвым человеком. В нем безверие и цинизм соседствуют с тонким умом, самодостаточностью, жизненным опытом. Он настолько "мертв", что оживить его не способны даже чувства к Дуне.

Любовь к ней пробудила благородные порывы и проявление истинной человечности в Аркадии Ивановиче лишь на короткий миг. Свидригайлову скучно жить, он не верит ни во что, его сердце и ум ничто не занимает. Вместе с этим, он потакает своим желаниям: и плохим, и хорошим. Аркадий Иванович не чувствует угрызений совести, погубив совсем молодую девочку. И только единожды ее образ является ему в кошмаре - в предсмертную ночь. При этом создается представление, что это его преступление - не единственное злодеяние героя: о нем много слухов и сплетен. Впрочем, сам персонаж к ним весьма равнодушен и, собственно, не считает свои действия чем-то выходящим из ряда вон.

Воплощение теории Родиона в образе Аркадия Ивановича

Говоря о том, что Свидригайлов - двойник Раскольникова, следует обратить внимание на их личные отношения. Вначале Родиону кажется, что Аркадий Иванович имеет какую-то власть над ним. Раскольникова тянет к Свидригайлову. Но впоследствии Родион ощущает какую-то "тяжесть", ему становится "душно" от этой приближенности. Постепенно Раскольников начинает считать, что Свидригайлов самый ничтожнейший и пустейший на земле злодей. Аркадий Иванович, между тем, идет намного дальше Родиона по пути зла. В этом отношении прослеживается даже некоторая символичность имени Аркадий. Оно имеет греческое происхождение и переводится буквально как "пастух". В православной культуре слово это употребляли в значении "пастырь" - руководитель, наставник, учитель в духовной жизни. В некотором роде, Свидригайлов для Раскольникова таковым и является: в своем безверии и цинизме он превосходит Родиона во многом. Аркадий Иванович демонстрирует постоянно свое "мастерское", в определенной степени "высшее" владение теорией Родиона, практически воплощая ее.

Значение персонажей в произведении

Двойники Раскольникова близки ему по духу, но имеют разное назначение. Каждый из них по-своему воплощает теорию Родиона. Своим собственным внутренним обликом двойники Раскольникова в романе дискредитируют его идеи. Образ Петра Петровича представляется примитивным воплощением теории на житейско-бытовом уровне. Аркадий Иванович - персонаж более глубокий. Применение Свидригайловым "раскольниковской" теории отличается большей глубиной. Он воплощает ее на философском уровне. Когда проводишь анализ образа и поступков Аркадия Ивановича, в некотором роде обнажается дно пропасти, куда приводит "идивидуалистическая" идея главного героя.

Соня Мармеладова

Если описанные выше персонажи - духовные двойники Раскольникова, то эта героиня похожа на Родиона исключительно по "жизненному положению". Во всяком случае, так считал главный герой произведения. Она, так же как и остальные персонажи, смогла перейти ту черту, за которой заканчивается нравственность. Будучи активной и деятельной натурой, Софья Семеновна старается спасти семью от гибели. В своих действиях она в первую очередь руководствуется верой, добротой, кротостью. Соня притягивает Родиона, он начинает отождествлять ее с собой. Однако, как и другие двойники Раскольникова, Мармеладова вскоре становится на него совсем не похожа. Родион замечает, что перестает понимать ее, она даже кажется ему "юродивой" и странной. Впоследствии различия между ними становятся более явными.

"Злодеяние" Сони Мармеладовой

Следует сказать, что ее "преступление" имеет отличие от действий Раскольникова. Превратившись в проститутку, спасая детей от голодной смерти, она приносит вред себе. В то время как остальные герои причиняют его еще и другим, губят чужие жизни. Родион может свободно выбирать между злом и добром. Соня же изначально этого выбора лишена. Ее поступок безравственен, однако оправдан в некотором роде мотивом. В отличие от других персонажей, душа Сони наполнена любовью, верой, милосердием, она "жива" и ощущает свое единение с окружающими.

Заключение

На страницах произведения перед читателем предстает достаточно много личностей. Все они в той или иной степени похожи на главного героя - Раскольникова. Безусловно, эта схожесть не случайна. Теория Родиона настолько кошмарна, что простого описания его жизни оказалось недостаточно. В противном случае изображение его судьбы и краха его идей свелось бы к простому описанию криминальной истории о полупомешанном студенте. В своем произведении Достоевский попытался показать, что эта теория не является такой уж новой и вполне воплотима в жизнь. Ее развитие и преломление пронизывает человеческие судьбы, жизни людей. В итоге зарождается понимание того, что необходимо вести борьбу против этого зла. Для противостояния безнравственности у каждого свои средства. При этом не следует забывать о том, что борьба с противником при помощи его же оружия становится бессмысленной, поскольку возвращает снова на тот же путь безнравственности.

­Двойники Раскольникова

Произведение «Преступление и наказание» является наиболее известным социально-философским и психологическим романом Ф. М. Достоевского . Автор над ним работал в 1860-х гг. и впервые он был опубликован в журнале «Русский вестник». Замысел для романа созревал у него на протяжении многих лет, но центральная тема не менялась. Писатель, в первую очередь, хотел выдвинуть теорию об «обыкновенных» и «необыкновенных» людях. Последние, по его мнению, были способны изменить ход истории. Главный герой романа - преступник Раскольников Родион Романович .

Он совершил тяжкое преступление, но «по совести», так как раскаивался в содеянном и готов был лично сдаться. В своем поступке он видел единственный выход противостоять мирскому злу и несправедливости. Как мы узнаем из произведения, герой убил злую старуху-процентщицу , от которой нет никакой пользы, а только вред. На это преступление его толкнули множественные причины. Во-первых, была задета честь его семьи. До убийства он получил письмо от матери, из которого узнал о предстоящей свадьбе сестры с Лужиным и ее унижениях в семье Свидригайловых.

Саму идею об убийстве старухи-процентщицы он подслушал в трактире, то есть она ему не принадлежала. Во-вторых, комната-шкаф, в которой проживал Раскольников, изрядно угнетала и могла породить только мрачные мысли. В-третьих, герой был окончательно разочарован в жизни и в честном способе заработка. Одной из главных причин его преступления стала теория о гениальных и обычных людях. Он надеялся доказать сам себе, что он не «тварь дрожащая», ведь Наполеон убивал сотни людей и был велик. Об этой теории он написал целый труд под названием «О преступлении».

Для того чтобы лучше раскрыть образ главного героя, Достоевский использовал прием внедрения его двойников. Это были Лужин и Свидригайлов . Первый был ненавистен автору всем своим существованием. Это полуобразованный, безграмотный кляузник, переехавший в Петербург для того, чтобы заработать адвокатской деятельностью себе место в высшем обществе. Это человек с брюзгливой физиономией, довольно расчетливый и тщеславный. Он настолько копеечно-рационалистичный, что решил взять в себе в жены девушку без приданого, но честную, такую как Дуня. Даже то, что она его выгнала, он обосновывает тем, что мало давал ей с матерью денег.

Второй двойник Раскольникова это Аркадий Иванович Свидригайлов - человек, пренебрегающий всем и каждым. Основная цель этого человека - заполучить Дуню. Он загубил жизнь Марфы Петровны, но ему этого оказалось мало. Этот грязный и подлый человек повидал все на своем веку и был скорее безыдейным нигилистом, за что его Раскольников и презирал. Внешне этот человек, возможно, выглядит привлекательно, но есть в его глазах нечто настораживающее. Изобразив этих персонажей, автор передал типичную атмосферу современной ему российской жизни периода становления капиталистических отношений в стране.

Двойники Раскольникова в романе 8220 Преступление и наказание 8221

Кульминацией романа «Преступление и наказание», мыслью, которая вызывает в читателе больше всего размышлений, является теория Раскольникова о вседозволенности, теория деления людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Суть этой теории, в двух словах, можно выразить так: цель оправдывает средства. То есть, чем большую ценность представляет собой идея, тем меньше должны волновать способы ее достижения.

Казалось бы, Раскольников в романе единственный, выдвигающий эту идею и пытающийся ей следовать. Однако это не правда. То, что автор использовал прием антитезы, не является ни для кого секретом; но между Раскольниковым и другими персонажами проводятся также и параллели, создающие своеобразную систему двойников. Это те, кто в той или иной мере разделяют мысль о вседозволенности, о возможности позволить своей совести обойти христианские заповеди «не убий», «не укради» и т.д.

Лужин и Свидригайлов – а это именно они являются двойниками героя – отличаются от него даже по происхождению, но, тем не менее, присутствует удивительное сходство их мировоззрений.

Свидригайлов родом из дворян, служил в кавалерии и сейчас ему около пятидесяти лет. Это, собственно, все, что мы знаем о его, так сказать, биографических данных. Свидригайлов – очень загадочный персонаж, и делать о нем выводы приходится только по впечатлению, которое он производит на других героев романа. Его взгляд «как-то слишком тяжел и неподвижен», его действия нестандартны и непредсказуемы, автор специально не приводит в романе его мыслей дословно, подчеркивая, что было бы неправильно видеть в нем типичного подлеца.

На примере Свидригайлова, думается, Раскольников увидел самого себя в одном из вариантов дальнейшего развития и прогрессирования своей теории. Свидригайлов – нравственный циник, для него не существуют понятия морали, он не терзается муками совести (заметим, что у Раскольникова они присутствуют). Он также считает, что для достижения своей цели можно использовать любые способы. Вот только цели его «помельче» в общежизненном понимании, нежели цели Раскольникова. Свидригайлов живет, чтобы получать удовольствие – как уже говорилось, любой ценой. Интересно отметить, что все слухи о нем, которые встречаются на страницах романа, фактически не подтверждены, они так и остаются на уровне слухов. Так, например, говорили о причастности Свидригайлова к ряду преступлений: покончила с собой «жестоко оскорбленная» им глухонемая девочка, удавился лакей Филипп. Потому-то Раскольников столь яростно отрицает схожесть их натур, на которую тот указывает. А ведь она действительно есть, они «одного поля ягоды». Только Раскольников циничен в идеологическом плане, практическое же осуществление его теории, как известно, провалилось. В какой-то степени, его можно назвать мечтателем. Для Свидригайлова же цинизм – это стиль жизни, он заменяет ему нравственность.

Достоевский очень тонко разрешает обе ситуации, развенчивая теории обоих. Раскольников к концу романа раскаивается и отказывается от подобного мировоззрения. Сразу было заметно, что Свидригайлов ему крайне неприятен и даже страшен. И, очевидно, позже он все же понял то сходство между ними, он как бы увидел себя со стороны. Сам же Аркадий Аркадьевич лишает себя жизни. Четкого объяснения этого в романе нет, нам остается лишь догадываться, что он, скорее всего, также ужаснулся себе и посчитал ненужным и невозможным дальнейшее существование.

Другая сторона Раскольникова в увеличенном виде показана на образе Петра Петровича Лужина. Этот персонаж обладает таким же тщеславием, болезненной гордостью и самовлюбленностью, как и Раскольников. Его теория «целого кафтана» весьма заметно перекликается с некоторыми высказываниями и размышлениями Родиона Романовича. Например, когда тот уговаривал блюстителя порядка проводить до дома пьяную девушку, на которую покушался «жирный франт»; был момент, когда, задумавшись, он пытался крикнуть: «А зачем вам это все надо?!». То есть его теория предполагала равнодушие к окружающим.

А что же такое – теория «целого кафтана»? Она сводится к следующему: христианская мораль предполагает выполнение заповеди любви к ближнему, то есть нужно порвать свой кафтан, отдать половину ближнему, и в результате оба окажутся «наполовину голы». По мнению же Лужина, возлюбить нужно прежде всего себя, «ибо все на свете на лично м интересе основано» (так говорил он сам). Раскольников, поняв стиль мышления Петра Петровича, решает, что по лужинской теории и «людей можно резать» ради личной выгоды – интересно то, что данный факт самого Раскольникова возмущает. Напрашивается вопрос: а что же сам Раскольников? Разве он не мыслит так же? Нет, разница все же существует. Он видел в практическом осуществлении своей теории помощь всему человечеству, своего рода гуманизм, хотя и очень странный. Он хотел таким образом дать свободу действий для гениев, которой так им не хватает для того, чтобы творить, раскрывать свои потенциалы. Действия же Лужина основаны исключительно на личной выгоде и расчете.

Опять же, Петр Петрович Лужин – наглядный пример вероятного будущего для Раскольникова, если бы его теория получила дальнейшее развитие.

Естественно, наличие этих героев обусловлено тем, что на схожести их мировоззрений глубже раскрывается личность Раскольникова, более понятными становятся причины краха его теории для него самого (видно, что она еще не настолько прочно засела в его душе, не так бесповоротно извратила его сознание, как у Свидригайлова и Лужина). Думается, что в этом сопоставлении присутствует и еще одна цель – Достоевский хотел в какой-то степени оправдать действия Раскольникова, показать, что на самом-то деле, если бы не обстоятельства, до практики его теория скорее всего не дошла.

Среди «двойников» Раскольникова можно выделить «светлых» и «темных», по-разному оттеняющих характер и мировоззрение главного героя.

Аркадий Иванович Свидригайлов барин , помещик , олицетворяющий собой нравственную деградацию дворянского сословия .

Свидригайлов воплощает собой идею вседозволенности . С точки зрения писателя, принятие этой идеи означает забвение Бога, попрание Его заповедей и каких-либо моральных законов. Вседозволенность лишает человека свободы воли, отдает его во власть дьявола и в конечном счете приводит к гибели. Свидригайлов преступает все нравственные преграды. Он не гнушается совращением молоденьких девочек, губит жену, шантажирует Дуню, пытаясь добиться ее благосклонности. В прошлом героя – темная история с самоубийством дворового человека Филиппа, доведенного до этого страшного шага Свидригайловым, другие тёмные истории.

Свидригайлов, при всей омерзительности его нравственного облика, неоднозначен. Он способен и на добрые дела. Об этом свидетельствует, например, помощь с его стороны сиротам Мармеладовым. И всё же добрые дела уже не могут его спасти. Закономерно самоубийство Свидригайлова – страшное преступление героя против собственной души.

Свидригайлов – . При всей противоположности натур двух персонажей (например, Раскольников необыкновенно целомудренный человек), между ними «есть какая-то точка общая», они «одного поля ягоды», как замечает сам Свидригайлов. Эта «общая точка» – вседозволенность.

Портретная характеристика героя, особенно «холодно-пристальный» его взгляд, акцентирует такие черты Свидригайлова, как душевная холодность, цинизм, равнодушие к человеческим страданиям .



Одно из ярких средств раскрытия образа Свидригайлова – описание его кошмаров , особенно тех, которые он переживает непосредственно перед самоубийством.

Петр Петрович Лужин преуспевающий чиновник (надворный советник), служащий в двух местах и одновременно занимающийся адвокатской практикой : он собирается открыть в Петербурге собственную публичную контору.

По словам Пульхерии Александровны, это «человек благонадежный и обеспеченный», при этом он «во многом разделяет убеждения новейших поколений наших» и, как замечает Дуня, «кажется, добрый».

Лужин – новый тип русской жизни , тип приобретателя, дельца , который не останавливается ни перед какими моральными препятствиями для достижения собственной цели.

Как и Раскольников, Лужин разработал свою «теорию» и действует в соответствии с ней. Это теория «целого кафтана» . Главная идея в этой теории заключается в сентенции, прямо противоположной по смыслу евангельской заповеди о самоотверженной любви к ближнему: «Возлюби прежде всех одного себя , ибо все на свете на личном интересе основано». Если «возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел...»

В душе Лужина совершенно атрофирована способность сердечно любить ближнего, её заменяет рациональный подход к человеку, расчет .

С иронией описывает автор внешность уже немолодого Лужина, выступающего в роли жениха : «В одежде...Петра Петровича преобладали цвета светлые и юношественные ». Запоминается и такая портретная деталь, как бакенбарды «в виде двух котлет» , которые «приятно осеняли» героя «с обеих сторон».

Наиболее ярко низость натуры Лужина раскрывается через его подлые поступки в отношении Раскольникова, Дуни и Сони.

Лужин, как и Свидригайлов, «тёмный двойник» Раскольникова . Его теория удивительным образом напоминает «моральную арифметику» , разработанную главным героем романа. Вводя в роман образ Лужина, Достоевский заявляет о своем неприятии рационализма . Это, по мысли писателя, склад ума, свойственный человеку Запада и чуждый русскому народу.

Среди персонажей, оттеняющих теорию Раскольникова, назовем студента , разговаривавшего в трактире с офицером о той же старухе-процентщице, о которой думал в тот момент Раскольников. «Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь – тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика! » – рассуждает студент, излагая по существу ту же идею, что вынашивал в своем уме Раскольников.

Андрей Семенович Лебезятников – мелкий чиновник, «один из самых передовых молодых прогрессистов », напоминающий Ситникова из романа Тургенева «Отцы и дети».

Лебезятников увлекается идеями Фурье и Дарвина , более всего – идеей женской эмансипации . Ужасающее положение Сони он рассматривает как нормальный статус женщины в обществе (хотя именно Лебезятников был категорически против того, чтобы Соня продолжала жить в одной с ним квартире).

Рассказывая о взглядах Лебезятникова, Достоевский пародирует вульгарные воззрения социалистов на человеческую природу . Как известно, многие социалисты считали, что характер человека целиком зависит от общества. «Всё от среды, а сам человек есть ничто », – заявляет Лебезятников.

При всей приверженности модным теориям Лебезятников сохранил в своей душе некоторые представления о чести и справедливости. Он с негодованием обличает Лужина, стремящегося оклеветать Соню.

Модные нигилистические идеи Лебезятникова, направленные на разрушение традиционных нравственных норм, можно истолковать как своего рода пародию на теорию Раскольникова – в её «сниженном» варианте. В этом смысле Лебезятникова также можно рассматривать в качестве своеобразного «двойника» главного героя в некоем шутовском обличии.

Некоторые персонажи оттеняют светлые стороны личности Рас­кольникова.

Соня Мармеладова главная героиня романа . Это дочь бедного чиновника , из-за невыносимо тяжелого положения семьи вынужденная стать публичной женщиной.

Соня, как и Раскольников, «преступила» , виновна перед Богом в смертном грехе. Недаром Достоевский называет своих героев «убийцей и блудницей».

Однако Соня, в отличие от Раскольникова, не поражена такой страстью, как гордость. Она живёт в глубочайшем смирении , понимая всю греховность своих занятий. Глубокая вера в Бога, сознание собственного недостоинства исамоотверженная любовь к ближнему помогают Соне понять Раскольникова и принять искреннее участие в его судьбе. В свою очередь, сердечная расположенность Раскольникова к Соне, его надежда на ее помощь, чувство нежности и благодарности, которое испытывает к ней герой, помогают самой Соне вырваться из страшного мира греха и начать новую жизнь.

Встречи Раскольникова с Соней (чтение евангельского текста о воскрешении Лазаря, молчаливое признание героя в убийстве, наконец, искренний призыв, с которым Соня обращается к Раскольникову, принять страдания и таким образом искупить собственную вину перед Богом и перед людьми) становятся важнейшими вехами духовного пробуждения главного героя романа.

Рисуя психологический портрет Сони, Достоевский подчеркивает детское простодушие и доброту героини. «Голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней... Несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком», – пишет Достоевский.

Соню можно назвать «светлым двойником» главного героя . Её сострадательная и самоотверженная любовь к Раскольникову возжигает угасший было свет в душе героя, пробуждает в нём совесть и помогает ему встать на путь покаяния. Поэтому мы можем говорить, что с образом Сони связана идея духовного возрождения Раскольникова.

Авдотья Романовна Раскольникова – сестра главного героя. Образ Дуни также оттеняет прежде всего светлые стороны души Родиона. По словам Пульхерии Александровны, Дуня – «девушка твёрдая, благоразумная, терпеливая и великодушная». Героиню отличают такие качества, как жертвенная любовь к ближнему, душевная чистота, целомудрие, искренняя вера в Бога, стойкость в испытаниях.

В то же время в характере Дуни, как и в характере Родиона, иногда проявляются самоуверенность и даже гордость . Об этих чертах, в частности, свидетельствует и портретная характеристика героини. Вот как Достоевский рисует её облик: «Авдотья Романовна была замечательно хороша собой – высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, нисколько не отнимало у ее движений мягкости и грациозности».

Дуня выступает в романе и как представитель мира «униженных и оскорбленных» , и как «новый человек» : вместе с Разумихиным она готова ехать в Сибирь, трудиться, жить высокими целями.

Пульхерия Александровна , мать Родиона, предстает перед нами как женщина глубоко верующая и самоотверженно любящая сына . Пульхерия Александровна оттеняет в главном герое такие качества, как доброта и любовь к ближнему .

Образы матери и сестры Раскольникова проясняют те светлые черты личности главного героя , которые в итоге взяли верх над его гибельными заблуждениями.

Дмитрий Прокофьевич Разумихин (настоящая фамилия – Вразумихин) – ещё один «светлый двойник» главного героя. Как замечает сам персонаж, его настоящая фамилия – Вразумихин , но многие зовут его Разумихиным.

Разумихин, по его собственному замечанию, «дворянский сын» . Несмотря на свое благородное происхождение, он чрезвычайно беден . Разумихин содержал себя сам, «добывая кой-какими работами деньги». Как и Раскольников, по причинам материального характера он вынужден на время оставить свои занятия в университете.

Автор описывает героя с нескрываемой симпатией: «Это был необыкновенно веселый и сообщительный парень, добрый до простоты . Впрочем, под этою простотой таилась и глубина , и достоинство ... Был он очень неглуп , хотя и действительно иногда простоват... Иногда он буянил и слыл за силача».

Достоевский акцентирует внимание читателя и на портретной характеристике героя: «Наружность его была выразительная – высокий, худой, всегда худо выбрит, черноволосый».

В отличие от меланхолика Раскольникова, Разумихин – оптимист . Достоевский замечает, что «никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его».

Разумихин – лицо, близкое автору в идеологическом споре с Раскольниковым (третья часть, пятая глава, разговор Порфирия Петровича с Раскольниковым и Разумихиным). Будучи представителем молодого поколения и участником «общего дела» (под «общим делом» автор, вероятно, подразумевает не революционную борьбу, а участие молодежи в созидательной деятельности на пользу России), Разумихин резко критикует теорию Раскольникова , особенно «разрешение крови по совести» . Создавая образ Разумихина, Достоевский стремился показать, что далеко не вся прогрессивно мыслящая молодежь одобряет революционные действия , насилие как способ борьбы с социальным злом; писатель обнаруживает в молодежной среде не только нигилизм, но и созидательные устремления . Разумихин – «новый человек» в понимании Достоевского.

Характер Разумихина наиболее полно раскрывается в действенной помощи этого герояРаскольникову, его матери и сестре . Искренняя любовь Разумихина к Дуне выявляет лучшие душевые качества персо­нажа.

Образ Разумихина, человека доброго, сильного и благородного, помогает увидеть светлое начало и в душе его друга – Раскольникова.

Порфирий Петрович , по фамилии в романе не назван, – правовед , пристав следственных дел , то есть следователь. Именно Порфирию было поручено вести следствие по делу об убийстве старухи-процентщицы.

В системе двойников Раскольникова Порфирий Петрович занимает особое место. Это, можно сказать, двойник-аналитик . Обладая незаурядным умом, Порфирий исследует поведение убийцы с психологической стороны. Он первый догадывается о том, кто совершил преступление. Мало того. Сочувствуя Раскольникову, понимая его душевные терзания, Порфирий стремится помочь главному герою разобраться в себе, осознать ложность разработанной им теории, принести покаяние и принять страдания – единственное средство искупить собственную вину и вернуться к жизни.

Порфирий, кроме того, обладает насмешливым нравом и ярко выраженным чувством юмора , что, несомненно, помогает ему в общении с преступником.

Знаменательны три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем.

Во время первой встречи , на которой, кроме Порфирия и Раскольникова, присутствуют также Разумихин и Заметов, обсуждается статья Раскольникова «О преступлении», опубликованная в «Периодической речи» и содержащая изложение теории главного героя. В беседе с Раскольниковым Порфирий стремится осмыслить психологические мотивы преступления, совершенного «по теории», разобраться в самой теории . Уже во время первой встречи с Раскольниковым Порфирию становится ясно, что убийца – это он.

Вторая встреча происходит в отделении пристава следственных дел, куда Раскольников принес заявление о часах, заложенных у процентщицы. Порфирий, тщательно анализируя мотивы преступления и психологию преступника, прилагает все усилия к тому, чтобы разоблачить Раскольникова, однако неожиданный поступок маляра Миколки, решившего взять вину на себя, на время расстраивает планы следователя.

Наконец, третья встреча героев происходит на квартире Раскольникова. Порфирий уже не скрывает своей убежденности в том, что преступление совершил Раскольников, и советует ему учинить явку с повинной.

Порфирий дает наиболее четкую и выразительную характеристику дела Раскольникова : «Тут дело фантастическое, мрачное, дело современное, нашего времени случай-с , когда помутилось сердце человеческое... Тут книжные мечты-с, тут теоретически раздраженное сердце...»

Встречи Порфирия с Раскольниковым помогают главному герою осознать собственное преступление и в дальнейшем найти путь к преодолению пагубной теории. В образе Порфирия Петровича воплотились представления автора о справедливом правосудии .

Кроме собственно «двойников» главного героя, в романе много других персонажей, позволяющих автору нарисовать широкую картину эпохи, создать яркие психологические типы.

Старуха-процентщица Алёна Ивановна – фигура символическая . Она олицетворяет собой то зло, которое царит в мире и против которого направил свой бунт Раскольников.

На вид Алёна Ивановна – «ничтожная, злая, больная старушонка», по выражению студента, беседовавшего с офицером в трактире. Об этом свидетельствует описание её внешности : «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая». Интерьер квартиры старухи также оставляет впечатление заурядности: «Небольшая комната... с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах... Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, – вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Все было очень чисто...»

Раскольников был убеждён, что, убивая ничтожную старушонку, он вроде бы и не совершает преступление – как будто убивает вошь. Между тем писатель стремится подчеркнуть, что старуха, несмотря на всё её ничтожество, всё-таки человек, а не «вошь», как выразился о ней Раскольников, вызвав возмущение Сони.

Лизавета , сводная сестра старухи-процентщицы, – полная противоположность Алёне Ивановне. Это человек необычайно кроткий , смиренный, чрезвычайно набожный, хотя и не без греха . Кроткая Лизавета – двойник Сони Мармеладовой . Став безвинной жертвой Раскольникова, она становится немым укором герою с его бесчеловечной теорией.

Прасковья Павловна Зарницына , квартирная хозяйка Раскольникова, олицетворяет собой добродушие и душевную теплоту .

Наталья , покойная невеста Раскольникова, дочь его квартирной хозяйки вдовы Зарницыной, как и Соня, олицетворяет собой смирение , кротость, душевную теплоту , выявляя светлые стороны личности главного героя.

Настасья – служанка и кухарка квартирной хозяйки Раскольникова вдовы Зарницыной – простая русская женщина, с сочувствием относящаяся к герою.

Марфа Петровна – жена Свидригайлова и, по-видимому, его жертва – соединяет в себе такие черты, как искренняя набожность , великодушие , сочувствие страждущим и одновременно взбалмошность , раздражительность , деспотичность . Все эти черты проявляются в ее отношении к Дуне.

Амалия Федоровна Липпевехзель – квартирная хозяйка Мармеладовых, Дарья Францевна – содержательница притона, Гертруда Карловна Ресслих – ростовщица, знакомая Свидригайлова, – все эти персонажи дополняют картину зла , царящего в мире.

Рассмотрим далее образы представителей семьи Мармеладовых . Эта семья олицетворяет в романе мир «униженных и оскорбленных». История этой семьи составляет трагическую сюжетную линию в произведении Достоевского.

Семён Захарович Мармеладов мелкий чиновник, титулярный советник. Это «маленький человек» , опустившийся на самое дно жизни. Страсть к пьянству лишила его места на службе, привела к тому, что он совершенно опустился, начал терять человеческий облик. Между тем Мармеладова отличают глубокое смирение , сознание собственной греховности и искренняя надежда на милосердие Бога .

Важная деталь состоит в том, что перед смертью герой испрашивает прощения у дочери Сони и сподобляется исповеди и причащения .

Катерина Ивановна , жена Мармеладова во втором браке, являет собой характер, противоположный Мармеладову . Это, по его выражению, дама «горячая, гордая и непреклонная» .

Катерина Ивановна очень больна, это проявляется в ее внешности и поведении. Вот как Достоевский рисует её портрет : «Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волосами и...с раскрасневшимися до пятен щеками».

Самоотверженное служение детям сочетается в Катерине Ивановне с такими страстями, как непомерная гордость и болезненное тщеславие . Героиня кичится своим благородным происхождением, постоянно обличает мужа, в постоянном раздражении общается с детьми. Именно Катерина Ивановна толкает падчерицу Соню на страшный поступок, принесший девушке столько горя и страданий.

В конце произведения героиня сходит с ума. В отличие от мужа, даже перед смертью она проявляет несмирение и отказывается от исповеди и причастия : «На мне нет грехов!.. Бог и без того должен простить... Сам знает, как я страдала!.. А не простит, так и не надо!..»

С образами детей Катерины Ивановны – Поленьки , Лиды (она же Леня ) и Коли – связан мотив поруганного, оскорбленного детства. Страдания детей, по убеждению писателя, – самое яркое проявление жестокости впадшего в грех мира.

Искренняя и бескорыстная помощь Раскольникова семье Мармеладовых оказывается мощным толчком к душевному воскрешению героя. Детская молитва о «рабе Родионе», наряду с молитвами матери и сестры героя, становится решающей силой, спасающей его душу: она предотвращает самоубийство Раскольникова и ведет его к духовному возрождению.

Образ пьяной девочки на бульваре дополняет картину «униженных и оскорбленных», развивает тему поруганного детства.

Рассказ писателя о детских страданиях включает в себя и упоминание семи больных детей портного Капернаумова , у которого снимала комнату Соня.

Среди детских образов в романе следует отметить также образы детей – жертв Свидригайлова . Это несчастная глухонемая племянница госпожи Ресслих , которую Свидригайлов своими надругательствами довел до самоубийства, это его юная «невеста» , которую родители готовы выдать замуж ради денег, и другие его жертвы, упоминаемые в романе. Особенно ярко образы детей – жертв Свидригайлова – предстают в кошмарах, которые видятся ему перед самоубийством.

Картину человеческих страданий дополняет также Афросиньюшка – пьяная женщина, пытающаяся покончить с собой, бросившись в канал.

Доктор Зосимов , лечащий Раскольникова, соединяет в себе профессиональную честность, добросовестность, готовность прийти на помощь с некоторым высокомерием и тщеславием , а также склонностью к распутству. По мысли Разумихина, через несколько лет Зосимов может утратить свое благородство и стать рабом материального благополучия. Этот персонаж отчасти напоминает нам чеховского Ионыча в первоначальный период его врачебной практики.

Достоевский рисует нам и мир полиции . Это вспыльчивый и одновременно необычайно добрый поручик Илья Петрович по прозвищу Порох , квартальный надзиратель Никодим Фомич , письмоводитель Замётов . Все эти персонажи дополняют широкую картину петербургской жизни, нарисованную Достоевским в романе «Преступление и наказание».

Достоевский в своем произведении затронул и тему простого народа

Два Миколки (мужик, убивающий лошадку в первом сне Раскольникова, и маляр , ошибочно арестованный по подозрению в убийстве старухи и готовый невинно пострадать) олицетворяют, по убеждению Достоевского, два полюса в характере русского народа – его способность совершить непомерную жестокость и одновременно готовность к самоотверженному поступку, готовность принять страдания .

Символичен образ мещанина – человека, откровенно сказавшего Раскольникову о том, что тот убийца («убивец»). Этот персонаж олицетворяет собой просыпающуюся совесть героя .

Художественное своеобразие «Преступления и наказания»




Top