Джейн остин описание. Джейн остин биография

Джейн Остин (1775-1817) – писательница, сатирик, классик английской и мировой литературы. В Великобритании она стала провозвестницей реализма, считается основоположницей дамских и семейных романов. Её произведения относятся к так называемым романам нравов, в которых современное общество описывалось с долей сатиры.

Семья

Джейн появилась на свет в английском графстве Хемпшир, в маленьком городке Стивентоне.

Её отец служил в сельской церкви пастором. Он принадлежал к кентскому старинному роду, человеком был очень образованным и широко просвещённым, хорошо разбирался в литературе. К старинному, но обедневшему роду принадлежала и его супруга Кассандра Ли. Мама была женщиной домовитой, начитанной и образованной, очень искусно она рассказывала детям сказки.

Всего в семье Остинов родилось восемь детей, у Джейн были ещё шестеро братьев и одна сестрёнка. Джейн была среди детей предпоследней. Те времена отличались очень высокой детской смертностью, но у Остинов выжили все.

Самый старший брат Джеймс был склонен к литературе, в молодые годы писал поэтические и прозаические небольшие произведения, но потом решил, как и отец, связать свою жизнь со служением в церкви. Джеймс прожил 54 года.

Второй брат Джордж был не совсем полноценным ребёнком в психологическом плане, разговаривать не научился. В семье старались о нём меньше говорить, но Джейн так любила брата, что выучила азбуку немых для общения с ним. Джордж прожил 70 лет.

Третий брат Эдвард был усыновлён родственниками Остинов, которые не могли иметь детей. Семья Найтов обеспечила мальчика широкими возможностями, из джентри (английского нетитулованного мелкопоместного дворянства) он стал дворянином. Умер в возрасте 85 лет.

Самым любимым братом Джейн был романтический и яркий Генри Томас. Он был увлекающейся личностью, довольно непрактичным и перепробовал за свою жизнь несколько профессий – солдатом уходил служить в армию, пробовал себя в качестве банкира, сначала дела его шли неплохо, но потом Генри Томас разорился. В конце концов, он так же, как и отец, принял сан и стал священником. Состоял в супружестве с Элизой де Фейд. Женщина была вдовой французского дворянина, который жизнь свою окончил на гильотине. Джейн Остин была очень дружна с Элизой, именно благодаря ей будущая писательница неплохо знала французский язык, увлеклась театром и перечитала произведения многих французских писателей (Лабрюйера, Ларошфуко, Монтеня). Любимый брат Генри Томас прожил немало – 79 лет.

Брат Чарльз Джон стал моряком, потом дослужился до британского контр-адмирала, был главнокомандующим военно-морских сил Британии в Китае и Ост-Индии. Умер в возрасте 73 лет.

Брат Фрэнсис Уильям так же, как и Чарльз Джон, начинал свой жизненный путь военным моряком, дослужился до чина адмирала флота. Из детей Остинов он прожил дольше всех – 91 год.

Но особенно Джейн дружила со старшей сестрой Кассандрой, доверяла ей все свои замыслы и секреты. Кассандра знала о своей сестре Джейн абсолютно всё, на её руках и умерла великая писательница. Кассандра не была замужем, она любила молодого священника Томаса Фаула. Он уехал в Вест- Индию, где хотел заработать средств для предстоящей свадьбы с любимой Кассандрой, но умер там от острого вирусного тропического заболевания (жёлтой лихорадки), которое передаётся укусом комаров. Кассандра до конца жизни сохранила верность любимому человеку.

К сожалению, меньше всего из детей Остинов прожила Джейн, всего 42 года. Подумать только, сколько ещё прекрасных произведений могла написать эта талантливая женщина. К тому же о писательнице известно очень мало, гораздо меньше, чем о её знаменитых братьях. Джейн не вела дневников, история её жизни сложилась из бесконечных писем и воспоминаний родных.

Именно большая семья Джейн оказала на неё влияние как на писательницу. Она вела переписку со своими родственниками, особенно с братьями и их жёнами. Из писем, которые Джейн получала от родных, она черпала материал для своих произведений.

Детские годы и образование

В семье Остинов не было достаточно средств, чтобы дать всем детям систематическое образование. Но у Джейн была сильная воля и недюжинное дарование от природы, она очень много времени посвящала самообразованию. Читала, а потом вместе с сестрой и братьями разбирала прочитанное, делая какие-то пометки в тетради.

Она была очень открытой девочкой и обладала весёлым характером. То, что папа служил священником, вовсе не означало, что в семье Остинов читали только Библию и духовную литературу. Дети любили разыгрывать спектакли с шутками, скетчами и шарадами. Больше всего им нравилось читать романы, потом обсуждать, спорить и пересказывать по памяти сцены из произведений.

О внешности писательницы в юном возрасте мнения расхожие. Её кузина Филадельфия называла Джейн совсем не хорошенькой и не естественной, капризной и чопорной. А вот брат подружки Джейн рассказывал о её привлекательности, тонкости и изящности, говорил, что она хороша собой, только щёки немного кругловаты.
Юная Джейн Остин предстала миру по рисунку, который сделала её сестра Кассандра.

Доподлинно известно, что Джейн обожала балы, веселье и наряды. В её письмах то и дело велись разговоры о кавалерах, новых фасонах платьев, модных шляпках.

Девушке не повезло с учебными заведениями. В первую женскую школу в Саутгемптоне она пошла вместе с сестрой Кассандрой, но там была настолько деспотичная директриса, что доводила учениц до нервных срывов. Здесь сёстры чуть не умерли от сыпного тифа.

Девочек перевели в другую школу в Рединге, но там директор наоборот была весьма добродушной особой, вот только знания учениц её заботили меньше всего. В конце концов, отец забрал дочек домой и сам занялся их образованием. Надо отметить, что в этом он преуспел, привив юным девушкам хороший литературный вкус и научив любить классику. Он умело руководил чтением дочерей, были изучены произведения Шекспира, Томаса Грея, Голдсмита, Томсона, Юма, Каупера, Ричардсона, Фанни Берни, Филдинга, Марии Эджуорт, Стерна.

Литературная деятельность

В четырнадцатилетнем возрасте Джейн сочинила первую шуточную пародию под названием «Любовь и дружба». Здесь она немного посмеивалась над сентиментальными и скучными героинями, которые постоянно нюхают розы и рыдают над ними, а потом каждые пять минут падают в обмороки.

А перечитав фундаментальное произведение Голдсмита «История Англии», Джейн сочинила на него пародию-памфлет. Исторический труд политолога хранился в отцовском кабинете в шкафу. Он был довольно запылённым, потому что для других детей интереса не представил, а Джейн не поленилась изучить его со всей присущей ей внимательностью и дотошностью. Как-то в гости к отцу заглянул местный доктор, и Джейн почитала ему свою пародию. Он слушал девочку долго и с интересом, потом похвалил, что она читает такие книги. Но когда узнал, что это был её собственный литературный труд, очень изумился и долго смеялся. А своим пациентам и соседям потом рассказывал, какая у священника умница Джейн: она не только разливает чай по фарфоровым чашечкам и составляет композиции из цветов, но и пишет отличные сочинения.

Джейн действительно всегда любила хозяйственные хлопоты. Несмотря на то, что семья Остинов жила уединённо и замкнуто, редко уезжали за пределы своей усадьбы, Джейн получилась девушкой с любезным и ровным нравом, на её лице всегда светилась улыбка. До конца своих дней она была любимицей всей семьи – братьев, родителей, сестры, племянников, особенно в ней души не чаял отец.

Несмотря на спокойную и размеренную провинциальную жизнь, дочь английского священника была в курсе всех мировых катаклизмов и событий, восстания, революции и войны не оставляли её равнодушной. Её юные и зрелые годы пришлись на период наполеоновских войн, восстаний в Ирландии, войны за независимость в Северной Америке и промышленного переворота в Англии. Многие родные Джейн были непосредственными участниками этих событий. Например, судьбу Элизы де Фейд коренным образом изменила Французская революция, братья Чарльз и Фрэнсис были участниками войны с Францией. Джейн переписывалась с ними и черпала отсюда бесценный материал для своих произведений.

В её сочинениях нет ни войн, ни революций, и действия никогда не выходили за пределы Англии, но всегда чувствовалось влияние того, что происходит вокруг в мире.

Творчество Джейн Остин можно разделить на два периода. С 1795 по 1798 годы она создала свои ранние романы – «Три сестры» и «Прекрасная Кассандра».

Затем наступил период романов, которые прославили её на весь мир:

  • «Чувства и чувствительность» («Разум и чувства»). Роман построен на любовных историях двух сестёр. Одна – рассудительная и сдержанная Элинор, вторая – романтичная и страстная натура Марианна. Как они по-разному воспринимают жизнь, переживают сердечные драмы и, в конце концов, обретают семейное счастье. Книгу неоднократно экранизировали.
  • «Гордость и предубеждение». Работу над этим романом Джейн начала в 21 год. Но издатели не стали публиковать рукопись, и она пролежала больше 15 лет. Когда в 1811 году с успехом вышел роман «Разум и чувства», у Джейн, наконец-то, появилась возможность опубликовать и своё первое детище. Но перед этим она его тщательно переработала.
  • «Мэнсфилд-парк». Владимир Набоков называл этот роман волшебной сказкой, историей про Золушку. Всеми забытая, одинокая и беззащитная Фанни в итоге становится женой главного героя. Но это далеко не самое лучшее произведение Джейн Остин, даже её мама считала главную героиню какой-то пресной.
  • «Эмма». В 1815 году Джейн закончила свой четвёртый большой роман. Юмористическое произведение, в котором главная героиня – молоденькая Эмма, дочь богатых родителей, пытается каким-то образом разнообразить свой досуг. Она любит помечтать, при этом уверена, что сама никогда не выйдет замуж. Эмма с азартом сватает всех своих друзей и знакомых, пытаясь устроить их личную жизнь. Но сюрпризы происходят с ней самой один за другим.
  • «Доводы рассудка» и «Нортенгерское аббатство». Эти два романа были опубликованы уже после смерти писательницы.

Произведения Остин отличаются простыми и искренними сюжетами, при этом во время чтения происходит невольное проникновение в психологию и души героев. В романах Джейн Остин непременно присутствует мягкий, чисто английский юмор. Она была первой, кто использовал в романах так называемый «взгляд со стороны» («голос автора»). Произведения Джейн Остин считаются обязательными для изучения в британских университетах и колледжах.

Её называют «несравненной Джейн». На протяжении уже третьего века английские барышни из знатных и не очень знатных семей оттачивают свои литературные познания и вкусы на романах Джейн Остин. До сих пор её произведения остаются привлекательными для киноиндустрии. В мире создано множество центров, музеев и литературных клубов имени Джейн.

Личная жизнь, болезнь и смерть

У Джейн было тяжёлое заболевание – болезнь Аддисона, следствием которой стала раковая опухоль с метастазами по всему организму. Писательница поехала лечиться в Уинчестер, там её сердце остановилось 18 июля 1817 года. Здесь её и похоронили, в Уинчестерском соборе.

Она не была замужем. В молодости у Джейн были романтические отношения с соседом Томасом Лефроем. Но их брак не состоялся. Оба были из бедных семей, а родители хотели более выгодных партий для своих детей, чтобы таким образом поправить своё материальное положение. Они расстались, а в 30-летнем возрасте Джейн объявила, что попрощалась с надеждами на счастливую семейную жизнь и признала себя старой девой.

Всю свою личную жизнь, которую бы она хотела прожить, Джейн описала в своих романах. Они непременно имеют счастливый конец и их обязательно надо читать.

В 2007 году режиссёр Джулиан Джаррольд снял фильм о жизни писательницы «Джейн Остин». Мисс английского романа сыграла актриса Энн Хэтэуэй.

Английская писательница, которая первая придала роману современный характер благодаря внесению в него повседневной жизни. Хотя Остин много читали при жизни, она публиковала свои романы анонимно. Остин никогда не была замужем. Ее наиболее известные книги — это “Гордость и предубеждение” (1813 г.) и “Эмма” (1816 г.). Вирджиния Вульф называла Остин “самой замечательной творческой личностью среди женщин”.

“Все знают, что молодой человек, располагающий средствами, должен подыскивать себе жену.

Как бы мало ни были известны намерения и взгляды такого человека после того, как он поселился на новом месте, эта истина настолько прочно овладевает умами неподалеку живущих семейств, что на него тут же начинают смотреть как на законную добычу той или другой соседской дочки”. (“Гордость и предубеждение”, 1813 г. Перевод с английского И. Маршака)


Джейн Остин (используется также транскрипция “Остен”) родилась, в городке Стивентон, графство Хэмпшир, где ее отец, преподобный Джордж Остин, был приходским священником. Она была второй дочерью и седьмым ребенком в семье, где их было восемь. Остины не потеряли ни одного из своих детей. Кассандра Ли (Leigh), мать Джейн, кормила младенцев грудью по несколько месяцев, а затем отправляла их кормилице в близлежащую деревню, чтобы они были под ее присмотром год или больше.

Первые 25 лет своей жизни Джейн провела в Хэмпшире. Когда ее отец неожиданно отошел от дел, семья распродала все, включая фортепиано Джейн, и переехала в Бат (Bath). Джейн в возрасте 25 лет и ее старшая двадцативосьмилетняя сестра, по взглядам того времени считавшиеся старыми девами, последовали за родителями. Оторванная от своих друзей и сельских корней в Стивентоне, Остин оставила свои занятия литературой на десятилетие.

Джейн Остин в основном обучалась на дому, и лишь время от времени в школе, но она получила более широкое образование, чем многие женщины своего времени. Еще ребенком она начала писать для семенных развлечений. Ее родители были заядлыми читателями; любимый поэт самой Остин был Каупер*. Наиболее ранние из ее известных работ датируются примерно 1787. Она очень стеснялась своего занятия и писала на маленьких клочках бумаги, которые она сбрасывала под стол, если кто-то входил в комнату. В письмах она рассматривает повседневную жизнь семьи и друзей откровенно и подробно: «Джеймс танцевал с Алетеей и прошлым вечером кромсал индейку с большим упорством. Ты ничего не сказала о шелковых чулках; следовательно это потому, что Чарльз их не купил, я надеюсь, поскольку я не в состоянии заплатить за них; все деньги ушли на покупку белых печаток и розового шелка». (из письма Остин к ее сестре Кассандре, 1796 г.)

Джордж Остин поддерживал увлечение дочери и приобрел для нее бумагу и письменный стол, и пытался помочь ей найти издателя. После его смерти в 1805 году она жила с сестрой и страдающей ипохондрией матерью в Саутгемптоне. В июле 1809 года они переехали в большой коттедж в поселке Чотен. Это было место, где Остин чувствовала себя как дома. Она никогда не была замужем, у нее никогда не было собственной комнаты, но ее светская жизнь была активной, и у нее были поклонники и романтические мечты. С Томом Лефроем, с которым она встречалась несколько раз в 1796 году, она обсуждала “Тома Джонса” Филдинга*. Они обладали сходным чувством иронии, и это бесспорно привлекало Остин. Джеймс Эдвард Остен-Ли, ее племянник хотел создать другого рода легенду вокруг нее и утверждал, что “события ее жизни были особенно скучны: мало перемен и ни одного большого потрясения, когда-либо нарушившего спокойное течение ее жизни.… В ней не было ничего эксцентричного или чопорного; не было твердости характера; не было особенных черт…” Сестра Остин Кассандра также никогда не была замужем. Один из братьев стал священником, двое служили в военном флоте, один был умственно отсталым. О нем заботилась местная семья.

Джейн Остин была близко знакома со среднего достатка помещиками, которых она изображала в своих романах. В Чотене она начала писать свои главные произведения, среди них “Разум и чувства» (Sense and Sensibility), история обедневших сестер Дэшвуд, Марианны и Элинор, которые пытаются найти подходящих мужей для укрепления своего социального положения. Роман был написан в 1797 году, когда Остин было двадцать лет, и в черновом варианте назывался “Элинор и Марианна”. Согласно некоторым источникам, более ранняя версия работы была написана в форме романа в письмах, и прочтена вслух семье еще в 1795 году.

Героини Остин полны решимости вступить в брак разумно и основательно, удачно, но романтически настроенная Мэриэнн в “Разуме и чувствах” - это героиня, которая чувствует все очень глубоко, и она влюбляется без памяти в легкомысленного соблазнителя. “Я не могу быть счастлива с человеком, чьи вкусы не во всем совпадают с моими. Он должен разделять все мои чувства; те же книги, та же музыка должна пленять нас обоих”. Рассудительная Элинор влюбляется в джентльмена уже обрученного. “Мне часто приходилось ловить себя на таких ошибках», - говорит Элеонор, - «когда я совершенно неверно толковала ту или иную черту характера: воображала, что люди гораздо более веселы или серьезны, оригинальны или глупы, чем они оказывались на самом деле, и не могу даже объяснить, почему или каким образом возникало подобное заблуждение. Порой полагаешься на то, что они говорят о себе сами, гораздо чаще - на то, что говорят о них другие люди, и не даешь себе времени подумать и судить самой”.

Марианна любит читать и выражать свои чувства, Элеонор предпочитает рисование и рукоделие, не высказывая своих желаний. У их отца, Генри Дэшвуда, есть сын от первого брака. После его смерти, Джон получает в наследство Норлэндское поместье в Сассексе, где живут его сестры. Жена Джона, жадная и эгоистичная Фанни, настаивает на том, чтобы они переехали в Норланд. Обедневшая вдова и ее дочери переезжают в коттедж Бартона в Девоншире. Там Марианна окружена вниманием хитрого сердцееда Уиллоби, который уже влюблен в другую женщину. Элеонор заинтересовывается самодовольным и невежественным Эдвардом Феррарсом. Полковник Брэндон, пожилой господин, который не привлекает Марианну. Она окончательно отвергнута Уиллоби. «Марианне Дэшвуд при рождении была уготована необычная судьба. Ей предстояло познать ложность собственных суждений и противостоять, по собственной воле, своим самым любимым принципам».

Рисунок из книги “Portrait gallery
of eminent men and women
of Europe and America. With
biographies (1872)” с сайта archive.org

Во всех романах Остин ее героини в конечном счете выходят замуж. “Гордость и предубеждение” описывает столкновение между Элизабет Беннет, независимой и интеллигентной дочерью провинциального дворянина, и Фицвильямом Дарси, богатым аристократичным помещиком, ослепленными собственным высокомерием и желаниями. Их отношения начинается с неприязни, но Дарси заинтересовывает ее ум, характер и “прекрасное выражение ее темных глаз”. Она отвергает его первое предложение вступить в брак, но в конечном итоге барьеры отброшены прочь, и Элизабет и Дарси счастливо воссоединяются. Остин завершила раннюю версию этой истории в 1797 под названием “Первые впечатления». Книга вышла в трех печатных изданиях при жизни Остин. В 1998 появилось продолжение романа, озаглавленное “Желание и обязанности», написанное Тэдди Ф.Бадером и др. В нем развиваются идеи, о которых Джей Остин говорила своей семье.

“Эмма” была написана в шутливом тоне. Остин начала роман в январе 1814 г. и завершила его в марте следующего года. Книга была издана в трех томах. Она описывает историю Эммы Вудхаус, которая находит свое счастье в браке. Эмма - состоятельная, милая, довольная собой молодая девушка. Она остается одна со своим отцом, страдающим ипохондрией. Ее гувернантка, мисс Тейлор, выходит замуж за соседа, мистера Вестона. У Эммы много времени, и она тратит его, подбирая подходящих партнеров для своих друзей и соседей, не обращая внимания на собственные чувства. Она берет под свое покровительство Гарриет Смит, незаконнорожденную девушку без положения в обществе, и пытается устроить брак между Гарриет и мистером Элтоном, молодым священником, которому приглянулась Эмма. Эмма испытывает чувства к сыну мистера Вестона. Когда Гарриет становится интересен Джордж Найтли, сосед-помещик, который был ее другом, Эмма начинает понимать собственные заблуждения. Он был ее духовным наставником и тайно любил ее. Эмма наконец находит свое счастье в браке с ним. Гарриет которой остается решать все самой, выходит замуж за Роберта Мартина, молодого феремера.

Джейн Остин показывает провинциальную жизнь среднего класса с юмором и пониманием. Она описывает мелких помещиков, сельских священников и их семьи, в которых социальный статус женщины определяет главным образом брак. Больше всего для нее были важны те маленькие нюансы, как говорит Эмма “от которых зависит повседневное счастье личной жизни”. Несмотря на то что Остин ограничивалась семейными вопросами и упускала исторические события наполеоновских войн, ее острый ум и точная манера повествования вызывали у читателей непреходящий восторг. Из шести ее великих романов четыре были опубликованы анонимно при ее жизни. У Остин были трудности проблемы с издателем, который хотел внести изменения в любовные сцены в “Гордости и предубеждении”. В 1811 году она написала Томасу Эгертону: «Вы говорите, что книга неприличная. Вы говорите, что я нескромна. Но сэр, при описании любви скромность — это законченность правды; приличие — откровенность, и поэтому я также должна быть откровенна с тобой и попросить Вас убрать мое имя с титульного листа во всех последующих публикациях”. Она умерла 18 июля 1817 г. в Винчестере, в возрасте 41 года, и роман “Сандитон” оставился незавершенным. До 18 марта, когда она прекратила работу из-за плохого самочувствия, Остин смогла написать 12 глав. Причина ее смерти неизвестна. Было объявлено, что Остин стала жертвой болезни Аддисона*. По словам Клэр Томалин, она, возможно, умерла от лимфомы. Кэтрин Уайт в “Британском медицинском журнале гуманитарной медицины” предположила, что Остин скончалась от туберкулеза, которым заразилась от коров.

Джейн Остин похоронена в Винчестерском соборе, недалеко от середины северного нефа. “Для меня важно знать, что она покоится в здании, которым так восхищалась”, - писала впоследствии Кассандра Остин. Кассандра уничтожила многие письма сестры; 160 писем сохранилось, но ни одного написанного ранее ее двадцатилетия.

После смерти Джейн Остин ее брат Генри обнародовал ее авторство. «Эмма» получила благожелательный отзыв Вальтера Скотта, который записал в своем дневнике 14 марта 1826 года: «[Мисс Остин] обладает самым замечательным талантом к описанию увлечений, чувств и характерных особенностей повседневной жизни, который я когда-либо встречал». Шарлотта Бронте и Е.Б. Браунинг находили ее ограниченной, а Элизабет Хардвик* писала: “Я не думаю, что ее превосходный ум принесет ей счастье”. Популярность Остин возросла после выхода «Мемуаров» Дж. Е. Остин-Ли в 1870 году. Ее незаконченный роман “Сандитон” был опубликован в 1925 году.

* Болезнь Аддисона, бронзовая болезнь — хроническая недостаточность коры надпочечников.

Экранизации

Jane Austen"s House
Дом-музей в Чотене, Гемпшир, где жила Джейн Остин

Реклама киноверсии романа "Гордость и предубеждение", 2005 год. В ролях: Кира Найтли, Дональд Сазерленд, Мэтью Макфэдьен и др.

Биографические материалы, фото дома семьи Остин и Винчестерского собора

The Selected Works:

LADY SUSAN, 1793-94
SENSE AND SENSIBILITY, 1811
MANSFIELD PARK, 1814
EMMA, 1815
NORTHANGER ABBEY, 1817
LETTERS, 1925
SANDITON (unfinished), 1925
JANE AUSTEN"S LETTERS TO HER SISTER CASSANDRA AND OTHERS, 1964 (ed. by R.W. Chapman, 2nd ed.)

В Стивентоне, графство Гэмпшир (Англия) в семье сельского приходского священника Джорджа Остина.

В период с 1783 года по 1786 год вместе с сестрой Кассандрой Джейн училась в школах в Оксфорде, Саутгемптоне и Рединге.

Затем их домашним образованием занялся отец. Умело руководя их чтением, он привил девочкам хороший литературный вкус, научил их любить классических авторов.

Писать Джейн Остин начала в 14 лет.

Ее творчество традиционно делится на два периода, разделенные более чем десятью годами. К раннему периоду (вторая половина 1790-х годов) относят роман "Нортенгерское аббатство", пародировавший модные в те времена "готические" романы, а также первые варианты двух самых известных произведений Остин — "Разум и чувства" (в русском переводе "Чувство и чувствительность") и "Гордость и предубеждение". В дальнейшем оба они подверглись неоднократной и глубокой переработке. В поздний период были написаны три последних завершенных романа Остин — "Мэнсфилд-Парк", "Эмма" и "Доводы рассудка".

Роман "Гордость и предубеждение" , вышедший при жизни автора тремя изданиями, принес ей известность. Сохранилась связанная с романом реплика Ричарда Шеридана: "Нет ничего остроумнее этой книги", а из частной переписки того времени известно, что одно время этот роман был самым модным "в свете". С похвалой отозвались о романе и критики-рецензенты. При жизни писательницы вышел также роман "Разум и чувства", также удостоившийся похвалы критиков, и еще два романа.

Все романы при жизни Остин публиковались анонимно, от лица некой "леди", хотя авторство секретом не было.

В письме Остин в 1815 году Вальтер Скотт сравнивал ее произведения с миниатюрами на слоновой кости.

Романы Остин в основном посвящены провинциальной жизни и нравам ее современников-англичан и подчеркнуто психологичны. При этом у нее почти нет описаний внешности героев, их одежды или убранства жилищ, практически отсутствует пейзаж, но много диалогов.

Стиль Остин сдержан, язык ясен и прост. Она избегала сложных конструкций, штампов, многозначительностей и "поэтических" эпитетов, подолгу редактируя свои тексты и добиваясь лаконичной выразительности. Главная отличительная черта романов Остин — тончайшая ирония, доходящая до сатирического гротеска в образах снобов, лицемеров и бездельников. Писательнице удалось даже обогатить английский язык новым словом: имя священника Коллинза стало нарицательным, так называют высокопарные и неискренние послания.

Джейн Остин скончалась 18 июля 1817 года в Уинчестере, куда поехала лечиться от болезни Аддисона. Перед смертью она не успела закончить свой последний роман "Сэндитон".

Творчество Джейн Остин не нашло подлинного понимания ни у современников, ни к концу XIX века. Критики возражали против "правды жизни, не озаренной светом воображения", отсутствия "подлинных" чувств. Лишь в XX веке, когда жанр романа пережил значительные изменения, творчество Остин получило признание. Это связано, в первую очередь, с предельной, по тем временам, объективизацией повествования, со стремлением отказаться от прямого поучения, заставив героев жить собственной, независимой от автора, жизнью.

Джейн Остин до сих пор по праву считают "первой леди" английской литературы. Её произведения обязательны для изучения во всех колледжах и университетах Великобритании.

Творчество Остин оказалось весьма кинематографичным, свидетельством чему — многочисленные экранизации ее романов. В их числе получивший "Оскара" фильм Энга Ли "Разум и чувства" (1995) и франко-британская лента "Гордость и предубеждение" (2005) с Кирой Найтли в главной роли.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Писательница, классик английской и мировой литературы, основоположник семейного, "дамского романа" Ее книги "Чувства и чувствительность" (1811),"Гордость и предубеждение" (1813) , "Менсфильд - парк"(1814) "Эмма" (1815) считаются признанными шедеврами и покоряют безыискусной искренностью и простотой сюжета, на фоне глубокого психологического проникновения в души героев и ироничного, мягкого, истинно "английского" юмора. Джейн Остин до сих пор считают по праву "Первой леди" английской литературы. Ее произведения обязательны для изучения во всех колледжах и университетах Великобритании. Творчество Остен отличается постоянным стремлением к совершенству. Впервые она использовала в жанре романа "взгляд со стороны"," голос автора". Скончалась в возрасте 42 - х лет. Последний ее роман "Сендитон" (1817), даже в качестве незавершенного отрывка вызывает неподдельный интерес у читателя.


Ее называли: "несравненная Джейн", на ее романах - воспитывались и проверяли, оттачивали литературный вкус английские барышни семейств знатных и незнатных, она до сих привлекает и чарует кинематографистов, по всему миру создаются мемориальные центры и музеи, литературные клубы ее имени. Существует даже сайт в Интернете, который ежедневно - еженедельно пополняется критическими статьями и эссе, посвященными творчеству "мисс английский роман"!

Но, боюсь, что жизнь ее для нас до сих пор представляет такую же загадку как и прежде, как и двести с лишним лет назад!

Известно о ней не очень много, хотя семья Джейн, преданная ее памяти, благоговейно сохранила ее сочинения: все, включая и незаконченные отрывки!

Но вот беда, дневников она почти не вела, а письма ее или не сохранились, или погребены в архивах. Да и перевод на русский язык документов почти трехсотлетней давности представляется многим делом скучным, если не сказать никчемным. Я постараюсь рассказать Вам то, немногое, что мне удалось узнать, собрать, систематизировать, обобщить. Над чем довелось поразмышлять и удалось сделать выводы. Вам судить - получилось ли:

Джейн Остин родилась 16 декабря 1775 года в Стивентоне, (графство Хемпшир) Англия, в семье сельского пастора. Кроме нее было в семье еще шестеро братьев и сестра. Систематического образования Джейн из - за недостатка средств получить не смогла, но, обладая недюжинным дарованием и сильной волей, открытым и веселым характером, много занималась самообразованием, читала и вместе с братьями и сестрой, разбирала прочитанное, записывая всё в тетради. В семье сельского священника не только читали Библию и духовные книги, но и разыгрывали спектали - шарады, шутки и скетчи, читали романы и спорили о прочитанном, восторженно и внимательно прислушиваясь к мнению Джейн, которая могла в двух - трех словах ухватить суть прочитанной книги и с непередаваемым чувством юмора, в лицах, пересказать по памяти несколько сцен романа.

В четырнадцать лет Джейн написала свою первую пародию - шутку под названием "Любовь и дружба" - на назидательные опусы 18 века с сентиментально скучными героями и героинями, нюхающими розы, рыдающими над ними, и каждые пять минут падающими в обмороки!

Да что - романы! Она сочинила еще и большую пародию - памфлет и на "Историю Англии" О.Голдсмита - фундаментальный труд историка - политолога! Этот запыленный фолиант хранился в шкафу в кабинете отца, и Джейн не поленилась изучить его, дотошно и внимательно. Пришедший в гости к отцу местный доктор, долго и с интересом слушал чтение Джейн, похвалил ее за то, что она читает интересные, серьезные книги, а узнав, что девочка представила его вниманию свой собственный шутливый труд, изумившись, смеялся, удивленно качал седой головой, а потом долго рассказывал соседям - пациентам о том, какая умница маленькая Джейн - дочь пастора, не только букеты может составлять и чай разливать по фарфоровым чашечкам!

Впрочем, хлопоты по хозяйству тоже доставляли Джейн удовольствие. Сохранились свидетельства о том, что живя довольно замкнуто и уединенно, редко выезжая за пределы усадьбы, она, тем не менее, сохраняла ровный и любезный нрав, улыбка почти никогда не сходила с ее лица, и до конца своих дней, омраченных тяжкой болезнью - сколько можно судить по документам у нее были признаки раковой опухоли, с тяжелыми метастазами во всем организме (автор) - она оставалась любимицей племянников, братьев, матери и, в особенности,отца!

Ни ей самой, ни ее сестре замуж выйти не довелось. Сыграло ли тут роль мизерное приданное мисс Джейн, или ее некрасивость - внешняя, - или большая степень независимости и ума, которая была в ней заметна почти сразу - судить трудно.

О том, питала ли сама Джейн к кому - либо искренние чувства - неизвестно. Она предпочитала запирать свою душу и сердце на замок, откровенно, в полной мере, высказываясь лишь в своих книгах, ставших знаменитыми еще при ее жизни. Кстати, публиковала она их абсолютно все под псевдонимом: "некая Леди Д" и, конечно, в полной мере, славой своей насладиться не могла, но, тем не менее, прочтя в английских газетах разбор своего романа "Эмма" самим сэром Вальтером Скоттом, (он рецензировал книгу почти сразу по ее выходе, в 1816 году - автор) она чувствовала себя поистинне счастливой!

Вальтер Скотт, рецензируя этот последний роман писательницы, вышедший при ее жизни, заметил, что главное в работах Остин - "тончайшее прикосновение, благодаря которому, даже пошленькие события и характеры становятся интересными от правдивости описаний и чувств". Остин не ставит себя выше своих персонажей. Она лишь слегка подтрунивает над ними. В "Эмме" нет совершенно дурных людей. Даже разгильдяю Френку Черчиллу находятся приличные извинения и замечательная жена. Столь благодушное отношение к героям исходит, вероятно, из склада характера самого автора - она обладала замечательным чувством юмора и иронии, но всегда ее сдерживал такт и редкостная добросердечность, в результате -ирония редко могла перейти в сарказм.

Отмечается иногда некое пристрастие Джейн к теме "охоты за женихами" которую она развивает и показывает с разных сторон в большинстве своих романов. Даже нетактично, как причина столь навязчивой фабулы произведений, упоминается "стародевичество" самой Джейн Остин!

Но, думается, последний факт не имел здесь никакого значения.

Джейн Остен - мастер бытописательства, мастер тончайшей обрисовки характеров и лиц через призму иронии, юмора, ненавязчивых рассуждений, показывает нам с помощью "незатейливой летописи жизни двух - трех семейств" историю чувств и душ, борьбу темного и светлого в характере человека, где - то быть может и историю национального типа, историю страны через кусочек жизни отдельной личности, целую историю эпохи в одном, резко очерченном, запоминающемся, характере.

Чего стоят герои романа "Гордость и предубеждение": мисс Элизабет Беннет , ее отец, всегда погруженный в размышления и книги; встрепанная и вечно кудахчущая, как курица, мать, озабоченная лишь светскими пересудами и легким устройством судьбы дочерей! Или карикатурный портрет юной девушки из романа "Нортенгерское аббатство", которая была помешана на готических романах ужасов и всерьез считала, что реальная жизнь тоже полна мистических призраков!

Джейн постоянно совершенствовала свое мастерство. Она испробовала несколько форм романа и все они были закончены, даже если оставались волшебно - несовершенны под ее легким и летучим пером, которое все чаще выпадало из тонких пальцев: от периодических болей она уже не могла держать его долго!

Она перебробовала все формы романной прозы, ею был написан даже небольшой роман - новелла в письмах "Леди Сюзанна" - яркий и интригующий портрет бессердечной светской дамы и роман - эпопея (в малой форме) "Менсфильд - парк", с большим количеством действующих лиц и множеством сюжетных линий. Оба романа пользовались огромной популярностью, в светских гостиных Лондона не уставали гадать, кто же эта таинственная дама, дарящая читателям каждый год по новой книге - одна интереснее другой! Романы одалживали друг у друга, зачитывали до ветхости, барышни и рассуждали и вели себя так, как героини "Леди Д" , а она по прежнему наслаждалась тишиной маленькой усадьбы и тихо угасала, несмотря на все попытки родных помочь ей. Внешне ее жизнь была бедна событиями. Она прожила сотни других жизней в своих книгах, где ее героини смеялись, влюблялись, иронизировали и подшучивали над собой и любимыми, отчаивались и боролись за свою любовь до конца.

Была ли по - своему счастлива "леди английского романа"? Наверное, да. Она не ставила себя выше своих героинь. Не отождествляла себя с ними. Она просто создавала свой собственный мир, в котором жила не только "по праву автора", но и " по праву чувства и сердечного влечения". И продолжает жить до сих пор.

Джейн скончалась 18 июля 1817 года в Уинчестере. Перед смертью она пыталась закончить свой последний роман "Сендитон".

Недописала лишь нескольких страниц, оставя своим читателям вечную загадку по имени:"Джейн Остен". Семья писательницы добросовестно собрала и хранила все написанное ею. Даже черновые клочки. Эти три толстых тома, переплетенных вручную, стали основой для полного собрания сочинений Джейн Остен, выпущенного ровно через сто лет после её смерти!

Jein Austen Карьера: Писатель
Рождение: Великобритания» Стивентон, 16.12.1775 - 18.7
Джейн Остин - английская писательница, классик английской и мировой литературы, основоположник семейного, "дамского романа". Родилась 16 декабря 1775 года.Книги Джейн Остин "Чувства и чувствительность" (1811),"Гордость и предубеждение" (1813) , "Менсфильд - парк"(1814) "Эмма" (1815) считаются признанными шедеврами и покоряют безыискусной искренностью и простотой сюжета, на фоне глубокого психологического проникновения в души героев и ироничного, мягкого, истинно "английского" юмора.Джейн Остин до сих пор считают по праву "Первой леди" английской литературы. Ее произведения обязательны для изучения во всех колледжах и университетах Великобритании. Творчество Остен отличается постоянным стремлением к совершенству. Впервые она использовала в жанре романа "взгляд со стороны"," голос автора". Скончалась в возрасте 42 - х лет. Последний ее роман "Сендитон" (1817), даже в качестве незавершенного отрывка вызывает неподдельный интерес у читателя.

Ее называли: "несравненная Джейн", на ее романах - воспитывались и проверяли, оттачивали писательский привкус английские барышни семейств знатных и незнатных, она до сих привлекает и чарует кинематографистов, по всему миру создаются мемориальные центры и музеи, литературные клубы ее имени. Существует более того сайт в Интернете, тот, что каждый день - еженедельно пополняется критическими статьями и эссе, посвященными творчеству "мисс британский роман"!

Но, боюсь, что бытие ее для нас до сих пор представляет такую же загадку как и некогда, как и двести с лишним лет вспять!

Известно о ней не крайне хоть отбавляй, хотя семейство Джейн, преданная ее памяти, благоговейно сберегла ее сочинения: все, охватывая и незаконченные отрывки!

Но вот напасть, дневников она без малого не вела, а письма ее или не сохранились, или погребены в архивах. Да и перевод на российский язык документов без малого трехсотлетней давности представляется многим делом скучным, если не вымолвить никчемным. Я постараюсь поведать Вам то, немногое, что мне удалось изведать, составить, систематизировать, обобщить. Над чем довелось поразмышлять и удалось произвести выводы. Вам судить - получилось ли:

Джейн Остин родилась 16 декабря 1775 года в Стивентоне, (графство Хемпшир) Англия, в семье сельского пастора. Кроме нее было в семье ещё шестеро братьев и сестра. Систематического образования Джейн из - за недостатка средств принять не смогла, но, обладая недюжинным дарованием и сильной волей, открытым и веселым характером, немало занималась самообразованием, читала и совместно с братьями и сестрой, разбирала прочитанное, записывая всё в тетради. В семье сельского священника не только читали Библию и духовные книги, но и разыгрывали спектали - шарады, шутки и скетчи, читали романы и спорили о прочитанном, восторженно и участливо прислушиваясь к мнению Джейн, которая могла в двух - трех словах ухватить сущность прочитанной книги и с непередаваемым чувством юмора, в лицах, пересказать по памяти немного сцен романа.

В четырнадцать лет Джейн написала свою первую пародию - шутку под названием "Любовь и дружба" - на назидательные опусы 18 века с сентиментально скучными героями и героинями, нюхающими розы, рыдающими над ними, и каждые пять минут падающими в обмороки!

Да что - романы! Она сочинила ещё и большую пародию - памфлет и на "Историю Англии" О.Голдсмита - фундаментальный работа историка - политолога! Этот запыленный фолиант хранился в шкафу в кабинете отца, и Джейн не поленилась исследовать его, дотошно и чутко. Пришедший в гости к отцу здешний лекарь, длительно и с интересом слушал читка Джейн, похвалил ее за то, что она читает интересные, серьезные книги, а узнав, что девчурка представила его вниманию свой личный шутливый работа, изумившись, смеялся, изумленно качал белоголовый головой, а позже длительно рассказывал соседям - пациентам о том, какая умница маленькая Джейн - дочка пастора, не только букеты может собирать и чай разливать по фарфоровым чашечкам!

Впрочем, хлопоты по хозяйству также доставляли Джейн наслаждение. Сохранились свидетельства о том, что живя достаточно замкнуто и уединенно, нечасто выезжая за пределы усадьбы, она, тем не менее, сохраняла гладкий и любезный нрав, улыбка без малого ни при каких обстоятельствах не сходила с ее лица, и до конца своих дней, омраченных тяжкой болезнью - сколь не возбраняется судить по документам у нее были признаки раковой опухоли, с тяжелыми метастазами во всем организме (автор) - она оставалась любимицей племянников, братьев, матери и, в особенности,отца!

Ни ей самой, ни ее сестре замуж вылезти не довелось. Сыграло ли тут образ мизерное приданное мисс Джейн, или ее некрасивость - внешняя, - или большая уровень независимости и ума, которая была в ней заметна без малого немедленно - судить тяжело.

О том, питала ли сама Джейн к кому - либо искренние чувства - неизвестно. Она предпочитала запирать свою душу и сердце на замок, открыто, в полной мере, высказываясь только в своих книгах, ставших знаменитыми ещё при ее жизни. Кстати, публиковала она их совсем все под псевдонимом: "некая Леди Д" и, конечно, в полной мере, славой своей насладиться не могла, но, тем не менее, прочтя в английских газетах разбор своего романа "Эмма" самим сэром Вальтером Скоттом, (он рецензировал книгу без малого сию минуту по ее выходе, в 1816 году - автор) она чувствовала себя поистинне счастливой!

Вальтер Скотт, рецензируя тот самый завершающий роман писательницы, вышедший при ее жизни, заметил, что главное в работах Остин - "тончайшее прикосновение, благодаря которому, более того пошленькие события и характеры становятся интересными от правдивости описаний и чувств". Остин не ставит себя выше своих персонажей. Она только чуть-чуть подтрунивает над ними. В "Эмме" нет абсолютно дурных людей. Даже разгильдяю Френку Черчиллу находятся приличные извинения и замечательная благоверная. Столь благодушное касательство к героям исходит, видимо, из склада характера самого автора - она обладала замечательным чувством юмора и иронии, но постоянно ее сдерживал такт и редкостная добросердечность, в результате -ирония нечасто могла перейти в сарказм.

Отмечается другой раз некое пристрастие Джейн к теме "охоты за женихами" которую она развивает и показывает с разных сторон в большинстве своих романов. Даже нетактично, как причина настолько навязчивой фабулы произведений, упоминается "стародевичество" самой Джейн Остин!

Но, думается, финальный факт не имел в этом месте никакого значения.

Джейн Остен - мастер бытописательства, мастер тончайшей обрисовки характеров и лиц посредством призму иронии, юмора, ненавязчивых рассуждений, показывает нам с помощью "незатейливой летописи жизни двух - трех семейств" историю чувств и душ, борьбу темного и светлого в характере человека, где - то быть может и историю национального типа, историю страны сквозь кусок жизни отдельной личности, целую историю эпохи в одном, грубо очерченном, запоминающемся, характере.

Чего стоят герои романа "Гордость и предубеждение": мисс Элизабет Беннет, ее папа, неизменно погруженный в размышления и книги; встрепанная и всегда кудахчущая, как курочка, мамаша, озабоченная только светскими пересудами и легким устройством судьбы дочерей! Или карикатурный портрет юной девушки из романа "Нортенгерское аббатство", которая была помешана на готических романах ужасов и серьезно считала, что реальная существование также полна мистических призраков!

Джейн всю дорогу совершенствовала близкое мастерство. Она испробовала немного форм романа и все они были закончены, более того если оставались волшебно - несовершенны под ее легким и летучим пером, которое все чаще выпадало из тонких пальцев: от периодических болей она уже не могла удерживать его продолжительно!

Она перебробовала все формы романной прозы, ею был написан более того маленький роман - новелла в письмах "Леди Сюзанна" - ослепительный и интригующий портрет бессердечной светской дамы и роман - эпопея (в малой форме) "Менсфильд - парк", с большим количеством действующих лиц и множеством сюжетных линий. Оба романа пользовались огромной популярностью, в светских гостиных Лондона не уставали гадать, кто же эта таинственная леди, дарящая читателям всякий год по новой книге - одна интереснее прочий! Романы одалживали дружбан у друга, зачитывали до ветхости, барышни и рассуждали и вели себя так, как героини "Леди Д", а она по прежнему наслаждалась тишиной маленькой усадьбы и тихонько угасала, несмотря на все попытки родных пособить ей. Внешне ее существование была бедна событиями. Она прожила сотни других жизней в своих книгах, где ее героини смеялись, влюблялись, иронизировали и подшучивали над собой и любимыми, отчаивались и боролись за свою влюбленность до конца.

Была ли по - своему счастлива "леди английского романа"? Наверное, да. Она не ставила себя выше своих героинь. Не отождествляла себя с ними. Она без затей создавала свой личный мир, в котором жила не только "по праву автора", но и " по праву чувства и сердечного влечения". И продолжает существовать до сих пор.

Джейн скончалась 18 июля 1817 года в Уинчестере. Перед смертью она пыталась завершить свой крайний роман "Сендитон".

Недописала только нескольких страниц, оставя своим читателям вечную загадку по имени:"Джейн Остен". Семья писательницы добросовестно собрала и хранила все написанное ею. Даже черновые клочки. Эти три толстых тома, переплетенных вручную, стали основой для полного собрания сочинений Джейн Остен, выпущенного гладко сквозь сто лет следом её смерти!

Так же читайте биографии известных людей:
Джейн Биркин Jane Birkin

Джейн Биркин - известная английская актриса и певица известна своими откровенными ролями. Родилась 14 декабря 1946 года.Джейн Биркин дебютировала в..

Джейн Сеймур Jane Seymour

Джейн Сеймур - известная великобританская актриса, продюсер и писательница. Родилась 15 февраля 1951 года.Наибольшую известность и популярность..

Джейн Мьюр Jean Muir
Джейн Бёрден Jane Berden

Знаменитая натурщица, воплощение идеала красоты прерафаэлитистов.




Top