Егор летов о смерти янки дягилевой. Женское воплощение сибирского андеграунда – Янка Дягилева

Яна Станиславовна Дягилева (4 сентября 1966, Новосибирск – 9 мая 1991, Новосибирская область) – российская рок-исполнительница и автор песен. Является одной из ярчайших представительниц сибирского андерграунда и русской рок-музыки. Принимала участие в записи альбомов группы « », руководила собственным коллективом «Великие Октябри». Трагически погибла в мае 1991 года. Известна как Янка, или Янка Дягилева.

Биография Янки Дягилевой

Яна родилась в начале осени 1966 года в семье теплоэнергетика Станислава Ивановича и инженера промышленной вентиляции Галины Дементьевны Дягилевых. Семья жила в Новосибирске, где и прошли детские и подростковые годы будущей поэтессы. В детстве девочка часто болела и чтобы укрепить здоровье родители способствовали её занятиям спортом. Сначала Яна занялась конькобежным спортом, но в дальнейшем перешла в секцию плавания.

В школе Дягилева не была примерной ученицей. Ей тяжело давались точные науки, зато по гуманитарным предметам она делала успехи. Много читала, особое внимание уделяя творчеству Анны Ахматовой, Николая Гумилёва, Марины Цветаевой и других классиков литературы. Из музыки любила песни Владимира Высоцкого. Учась в старших классах, Яна начала писать собственные стихи.

В школьные годы девочка также обучалась игре на фортепиано, однако занятия посещала без большой охоты. Ситуация изменилась к лучшему, когда учитель музыки попросил родителей на заставлять её осваивать инструмент насильно, после чего процесс обучения пошёл намного лучше. Дягилева научилась играть на фортепиано двумя руками, а после освоила гитару, занимаясь в кружке, работавшем при клубе Жиркомбината.

По окончании школы Яна поступила в Новосибирский институт инженеров водного транспорта. Учёба девушке не нравилась, с гораздо большим интересом она относилась к самодеятельности. Здесь же начала играть в институтском ансамбле политической песни «Амиго». Однако, университет Дягилева не окончила, бросив учёбу во второй половине 1986 года.

Творческая биография Янки Дягилевой

Современной рок-музыкой Янка Дягилева начала интересоваться в середине 80-х годов. Немаловажную роль в её дальнейшем творческом пути сыграла Ирина Литяева, занимавшаяся организацией квартирных концертов в Новосибирске. В этот период после одного из концертов Яна знакомится с , а также в Вадимом «Чёрным Лукичом» Кузьминым.

Акустические концерты Янка Дягилева начала играть в 1986 году. Сначала это были выступления в молодёжном клубе новосибирского Академгородка, но позже она стала выступать и на других площадках, а с течением времени – и в других городах. Но самый сильный толчок её творчество получило после знакомства с , который спродюсировал несколько альбомов Янки.

Янка Дягилева и Егор Летов

Егор Летов и Янка Дягилева познакомились с помощью Чёрного Лукича в апреле 1987 года. Вадим вместе с новосибирскими рокерами отправились в Омск, где и познакомились с участниками групп «Гражданская Оборона» и «Пик и Клаксон». На самом деле, Янка заметила Егора раньше, ещё на выступлении группы «Адольф Гитлер», в которой он играл на барабанах во время выступления на Новосибирском рок-фестивале 1987 года. В дальнейшем отношения между Янкой и Егором стали близкими и вышли далеко за рамки творческого сотрудничества.

После яркого выступления «Адольфа Гитлера» в Новосибирске на Летова начались гонения. Сначала его поместили в психушку, откуда выпустили после вмешательства брата Сергея. Однако, спецслужбы не хотели оставлять музыканта в покое и он был вынужден в течение года скитаться по стране. Янка составила ему компанию. В это время, в период 1987-88 гг ею были написаны самые известные произведения.

Во многом благодаря Егору Янка начала давать концерты и научилась правилам студийной работы. Она также стала активной участницей проекта «Коммунизм» и приняла участие в записи нескольких . В частности, её голос можно услышать на записях цикла « ». Одновременно с сессиями «Г.О.» записывались альбомы Янки «Домой!» и «Ангедония». В 1989 году Янка и Егор расстались.

Янка после Егора Летова

Постепенно песни Дягилевой стали появляться в радиоэфире, слухи о ней вышли за пределы андерграундной среды. В том же 1989 году фирма «Мелодия» предлагает ей выпустить пластинку, но с условием, что ненормативная лексика будет убрана из песен. Однако, Янка от предложения отказывается. В то же время известный петербургский продюсер Сергей Фирсов знакомит с творчеством исполнительницы западную публику и пробует организовать ей концерты во Франции и Германии, но реализовать задуманное не удаётся.

В январе 1990 года Янка выступает на череповецком фестивале «Рок-акустика». Мероприятие снимают на видео, в том числе и выступление Дягилевой. Впоследствии эта запись будет выпущена сначала на видеокассетах, а потом и на DVD. В феврале Янка и Егор выступают на фестивале памяти Башлачёва, причём их сеты становятся самыми яркими, но из телевизионной версии их вырезают.

Большую часть 1990 года Янка жила в Новосибирске. Периодически она играла квартирники, а также записывала новые песни под аккомпанемент акустической гитары. Летом она записала несколько композиций в студии Егора Летова. Изначально планировалось включить эти треки в альбом « » проекта «Егор и Опизденевшие», но в конечном итоге они были изданы лишь на посмертном альбоме Янки «Стыд и срам».

Осенью 1990 года она выступает на фестивале «Рок-Азия» в составе группы «Великие Октябри». Однако, выступление получается провальным, у Дягилевой случается нервный срыв, после которого она принимает решение прекратить выступать с электрической программой. Вплоть до своей смерти она будет выступать только в акустике.

Зимой 1991 года Янка записывает в Новосибирске несколько новых песен. Изначально их планировалось делать в электричестве и даже была достигнута договорённость с музыкантами, однако по каким-то причинам реализовать задуманное не удалось. В итоге была сделана акустическая запись, уже после смерти Янки обработанная музыкантами «Гражданской Обороны» для альбома «Стыд и срам».

Смерть Янки Дягилевой

Весной 1991 года Яна пребывала в депрессии, которая со временем только усиливалась. Она перестала играть концерты и практически ни с кем не общалась. В марте состоялась её последняя встреча с друзьями по «Гражданской Обороне» и «Великим Октябрям», а в конце апреля девушка замкнулась и перестала общаться даже с близкими людьми.

Вечером 9 мая 1991 года Янка, находясь на родительской даче, отправилась погулять в лес, но долго не возвращалась. Её отыскали и вернули домой, но вскоре она снова ушла и уже не вернулась. Родные пробовали искать её в окрестностях, но поиски не увенчались успехом. 17 мая её тело выловили из реки Иня рыбаки.

Предполагается, что Янка Дягилева утонула возле станции «Новородниково». Тело девушки несло по течению около сорока километров. За это время оно сильно разбухло от воды и жары, поэтому хоронили девушку в закрытом гробу. Янка похоронена в Новосибирске на Заельцовском кладбище.

Точная причина смерти Янки Дягилевой не установлена. Милиция рассматривала версии убийства и самоубийства. В то же время многие друзья погибшей утверждают, что после обнаружения тела видели на затылке рану, кроме того, высказывалось мнение, что в лёгких «утопленницы» отсутствовала вода. Это даёт основания полагать, что Яна могла столкнуться с пьяной компанией. Однако, после опознания тела уголовное дело было закрыто.

Дискография Янки Дягилевой

  • Не положено (1988)
  • Деклассированным элементам (1988)
  • Продано! (1989)
  • (1989)
  • Домой! (1989)
  • Последняя акустика (1990, издан в 2009)
  • Стыд и срам (1991)

Участие в проектах

  • (1987, альбом группы «Гражданская Оборона»)
  • (1987, альбом группы “Гражданская Оборона”)
  • (1989, альбом группы “Гражданская Оборона”)
  • Хроника пикирующего бомбардировщика (1990, альбом проекта «Коммунизм»)

Текст составлен по материалам сайта yanka.lenin.ru

Имя Янки Дягилевой известно, пожалуй, даже тем людям, которые не интересуются рок-музыкой. Певицу и исполнительницу называют символом эпохи, кумиром и звездой. Однако, как это часто случается, биография Янки Дягилевой, талантливой поэтессы и певицы, складывалась далеко не безоблачно. Яна Станиславовна Дягилева родом из Новосибирска. Родилась 4 сентября 1966 года в простой рабочей семье. Папа Янки работал в сфере теплоэнергетики, а мама трудилась промышленным инженером. Семья не бедствовала, но жила небогато.

Район, в котором жили Дягилевы, считался неблагополучным. Янка часто вспоминала, что в детстве не раз приходилось вступать в драки с мальчишками, чтобы постоять за себя. Однако способность защититься от нападок дворовых товарищей не сделала Яну агрессивной или озлобленной. Девочка росла тихой, предпочитала сидеть дома в одиночестве, читая любимые книги. В школе Яну считали прилежной ученицей, однако училась будущая звезда плохо. Интерес девочки вызывали гуманитарные предметы, а вот по физике, геометрии и алгебре у нее были постоянные «тройки».


Знакомство с музыкой произошло, когда Яне было 7 или 8 лет. Дягилева посещала музыкальную школу, училась играть на фортепиано. Однако успехов не достигла - девочке было сложно совмещать учебу в школе и занятия нотной грамотой. Спустя некоторое время учителя музыки предложили родителям не мучить ребенка занятиями, которые не приносят пользы. Но талант взял свое, и Яна, обучаясь музыке уже самостоятельно и без контроля учителей, освоила инструмент и часто играла, когда к родителям приходили гости.


Чуть позже девочку заинтересовала гитара, и родители отправили Дягилеву в гитарный кружок. С этого, пожалуй, и началось развитие Янки как профессионального музыканта и исполнителя. Была у девочки и еще одна страсть помимо музыки - писать стихи. Подруги рассказывают, что Янка часто показывала им новые стихотворения и песни. Некоторые песни Дягилевой того времени сохранились, однако в тех детских наивных творениях сложно увидеть общее с поздним творчеством.


В 1983 году Янка оканчивает школу. Дягилева планировала поступать в институт культуры в Кемерово, однако из-за тяжелой болезни матери планы пришлось изменить, и девушка поступила в инженерный институт водного транспорта в родном Новосибирске. К учебе Яна относилась без интереса, но стала выступать в студенческом ансамбле «Амиго». Коллектив этот пользовался популярностью в городе, и Янка впервые почувствовала себя певицей. Проучившись до второго курса, Дягилева бросает учебу в институте и посвящает себя любимому творчеству.

Музыка

Участие в студенческом ансамбле подарило Яне не только любовь к выступлениям, но и талантливых друзей. Именно они в 1985 году познакомили Дягилеву с Ириной Летяевой, которую творческая молодежь знала как «рок-маму». Летяева помогала развиваться молодым группам, поддерживала начинающих музыкантов и помогала организовывать концерты и фестивали в Новосибирске.


Квартира Ирины всегда была открыта для музыкантов: здесь месяцами жили молодые дарования, останавливались на время гастролей , и многие другие. Именно в этой квартире Янка познакомилась с Александром Башлачевым, известным также как СашБаш. Дружба молодых людей сложилась сразу, и Башлачев в дальнейшем оказал серьезное влияние на все творчество Янки Дягилевой.


С этого знакомства, по большому счету, и начался творческий путь Янки, известный поклонникам рок-музыки. В январе 1988-го Янка записывает первый альбом «Не положено», а уже в июне певицу приглашают выступить на рок-фестивале в Тюмени.

В жизни Дягилевой начинается период постоянных гастролей. В 1988 - 1990 годах Янка проезжает по городам страны с группой «Гражданская оборона», обрастая новыми знакомствами и сочиняя новые песни и стихи. В Петербурге (тогда Ленинграде) музыканты знакомятся с Сергеем Фирсовым, ставшим для них директором и продюсером. Сергей организовывает постоянные концерты, съемки, квартирники и выступления на фестивалях, а также помогает в записи новых альбомов Янки.


Песни тех лет заслужили огромную популярность и любовь фанатов Янки, а «На черный день», «От большого ума» и «По трамвайным рельсам» стали хитами, не потеряв своей актуальности до сих пор. Последние концерты Дягилевой, о которых журналистам и поклонникам удалось найти информацию, прошли в Иркутске и Ангарске, а также в Ленинграде. Тогда же, в 1991-м, Янка выпускает последние песни, ставшие впоследствии культовыми: «Выше ноги от земли», «Придет вода», «Про чертиков», «Нюркина песня».


Одно из последних фото Янки Дягилевой

Известны также песни, которые часто приписывают авторству Янки, однако Дягилева к ним не имеет отношения: «Враг» (автор - Кошка Сашка), «Прыгай вниз» (которую исполнила Олеся Дицель), «Ты знаешь, у нас будут дети» (автор - Елена Свирипа).

Личная жизнь

Личная жизнь Янки Дягилевой неразрывно связана с творчеством. Первым избранником Дягилевой (в 1986 году) стал музыкант Дмитрий Митрохин, также известный как Дименций. Влюбленные подали заявление в ЗАГС, и все, казалось бы, шло к счастливой свадьбе. Однако Янка, посмотрев однажды семейный альбом родителей Дмитрия, сказала, что подобная бытовуха для нее - как путь на эшафот. Это было окончанием романа, хотя молодые люди потом долго оставались друзьями.


Последующие отношения Дягилевой обросли массой легенд. Например, Янке приписывают роман с Башлачевым, который неоднократно подолгу оставался в доме певицы. Несомненно, их дружба была важна для Янки и сыграла серьезную роль в творчестве девушки, однако сложно утверждать наверняка, были ли эти отношения любовью мужчины и женщины.


Не менее интересными оказались и отношения Янки Дягилевой с . Сам Летов в интервью признавался, что они по сути являются мужем и женой, однако при этом живут каждый своей жизнью. Известно также, что у Янки с Егором были разные точки зрения на многие вопросы и ситуации. Авторитарный Летов с трудом смирялся с мнением, отличным от его, а Янка Дягилева терпеть не могла, когда ей что-то навязывали. Пара рассталась, так и не сумев ужиться вместе.

Смерть

Смерть Янки Дягилевой оказалась не менее таинственной и запутанной, чем жизнь. Трагедия случилась, по официальным данным, 9 мая 1991-го. Яна отдыхала на даче с семьей. Девушка вышла погулять и обратно уже не вернулась. Причиной смерти Янки Дягилевой медики назовут утопление, однако по сей день остался невыясненным вопрос, убийство это было или самоубийство. 17 мая тело девушки найдут в реке Иня.


Похороны Янки Дягилевой прошли 19 мая. Количество друзей и поклонников, собравшихся в тот день на кладбище, безмолвно показало значимость ее творчества. Словами не получится выразить глубину потери, которую чувствовали все, кто знал ее лично или по песням.


Янка Дягилева - символ той эпохи зарождающегося рок-движения в России, протеста против системы и несправедливости жизни. Фото Дягилевой до сих пор хранятся поклонниками, а творчество певицы продолжает оставаться любимым даже спустя столько лет.

Дискография

  • Не положено - 1987
  • Деклассированным элементам - 1988
  • Домой! - 1989
  • Ангедония - 1989
  • Стыд и срам - 1991
  • Продано! 1989
  • Стыд и Срам - 1991
  • Я оставляю еще полкоролевства - 1992
  • Столетний дождь - 1993
Янка Дягилева - Яна Станиславовна Дягилева.
Родилась 4 сентября 1966 в Новосибирске.Со школьной скамьи увлекалась поэзией Серебряного века и творчеством Жанны Бичевской.Начала заниматься фортепиано в музыкальной школе,вскоре бросила,но продолжала изредка играть дома «для себя»,а игру на гитаре освоила самостоятельно.Учась в новосибирском Институте инженеров водного транспорта,стала членом ансамбля политической песни АМИГО,в составе которого впервые вышла на сцену и объездила с концертами всю область.Институт бросила на втором курсе и стала понемногу знакомиться с городской рок-жизнью-в частности познакомилась с участниками группы Калинов Мост.
Это имя хорошо знакомо поклонникам «Гражданской обороны». Пик ее творчества пришелся на 1988 – 1991 гг. Одна из самых ярких представителей русского рока, точнее, сибирского андерграунда конца 1980-х годов.

Эмоциональная наполненность ее песен такова, что спокойно ее слушать невозможно. Местами она не поет. Она просто голосит. Крик на грани воя, крик отчаяния.

В становлении личности Янки сыграли решающую роль Александр Башлачёв и Егор Летов. При содействии Егора Летова она начала давать концерты, в основном квартирные, на которых исполняла свои песни под гитару.

Фактически не была замечена официальными масс-медиа. Отклонила предложение «Мелодии» о выпуске диска, видео-материалов телевидение о Янке не снимало. Дягилева никогда не стремилась к популярности и не содействовала каким либо образом к «раскрутке» своего имени.

9 мая 1991 года Яна ушла со своей дачи под Новосибирском и не вернулась. 17 мая её тело было найдено рыбаком в реке Иня. Следствием так и не было установлено, был ли это несчастный случай или самоубийство. Похоронена в Новосибирске на Заельцовском кладбище. На похоронах собралось более тысячи человек.

Альбомы и сборники:

Прижизненные альбомы и бутлеги:
Не Положено — 20:00, 1987
Деклассированным элементам — 32:35, 06.1988
Запись с группой ЗАКРЫТОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ — 15:15, осень 1988
Домой! — 33:22, лето-осень 1989 (*)
Ангедония — 32:21, лето-осень 1989
Стыд и Срам — 20:00, акустика, начало 1991
Продано! — (Домой) — 45:48, 01.1989

(*) Записанный в январе 1989 г. в студии С.Фирсова одноименный акустический альбом Янка за таковой не считала.

Посмертные альбомы и сборники:
Стыд и срам — 32:00, 1991
Не положено — 38:00, LP, 1992
Я оставляю ещё полкоролевства — 45:00, 1992
Столетний дождь — 90:00, 1993

Концертные записи:
Янка и «Великие Октябри» на Тюменском Фестивале Альтернативной и Леворадикальной музыки — 20м, 06.1988
Янка и «Великие Октябри». Концерт в Кургане — 25:25, 01.08.1988
Концерт в МАМИ, Янка и ГО — 40:00, 28.01.1989
«Красногвардейская» — 47:18, 02.1989
Акустика — 40:32, 02.89 (то же самое, что и «Красногвардейская», но вырезаны разговоры, нет бонус-треков
Концерт с ГО в ДК МЭИ — 40:00, 19.02.1989
Концерт памяти А.Башлачева в ДК Пищевиков (Ленинград) — 15:00, 20.02.1989
Янка в Харькове — 28:00, 28.02.1989
Концерт в Иркутске — 45:00, 04.1989
Концерт в зале «Время» (Ленинград) — 15:00, 04.1989
Концерт памяти Д.Селиванова — 08:00, 03.06.1989
Сашка, Янка, Коча (квартирник у Чернецкого) — 90:00, 23.06.1989
Концерт в Барнауле — 45:00, осень 1989
«Рок-Акустика» (Череповец, ДК Строителей) — 30:00, 13.01.1990
Концерт с ГО в ДК МЭИ — 48:25, 17.02.1990
Мемориал А.Башлачева (Ленинград, БКЗ «Октябрьский») — 13:00, 20.02.1990
Концерт в Киеве — 41:47, 04.1990
Концерт на фестивале «Рок-Азия» — 32:00, 13.10.1990
Концерт в Иркутске (с ответами на записки) — 60м, 10.1990

Видеозаписи:
Видеокассета «Янка» — «Manchester Files», 2000
Концерт на фестивале «Рок-акустика», Череповец, 1990
Выступление на мемориале памяти А. Башлачева, Ленинград, 1990
Выступление на концерте памяти Д. Селиванова, Новосибирск, 1989
Выступление совместно с Ником Рок-н-Роллом на «Рок-акустике»
Фрагмент концерта в ДК МЭИ 17.02.1990. Сохранился отрывок 2 м.40 с. без звука

Участие в других проектах:
Гражданская оборона
Девичья фамилия (рок-группа)
Инструкция по обороне
Коммунизм
Ник Рок-н-Ролл

Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев Раззаков Федор

ДЯГИЛЕВА ЯНА

ДЯГИЛЕВА ЯНА

ДЯГИЛЕВА ЯНА (рок-музыкант, поэт, композитор; трагически погибла (утонула) 9 мая 1991 года на 25-м году жизни).

Слава пришла к Дягилевой в 1987 году, когда рок-движение в СССР обрело долгожданную свободу. По мнению многих специалистов, в советском роке Дягилева была явлением не меньшей важности, чем Гребенщиков или Башлачев. И если бы судьба отмерила ей долгую жизнь, ее имя гремело бы не менее громко. Но Дягилева была на вершине успеха всего четыре года.

В конце весны 1991 года Дягилева должна была совершить гастрольный тур по городам Золотого кольца вместе с группой «Калинов Мост». Но тур не состоялся – Яна впала в жуткую депрессию. Сутки она пролежала пластом на кровати и уехала из Москвы домой, в Новосибирск. И спустя несколько дней погибла.

9 мая Дягилева была на даче, где вместе с родственниками отмечала День Победы. В середине дня Яна ушла из дома, сказав, что погуляет в лесу. Однако домой так и не вернулась ни в тот день, ни на другой. Родственники заявили в милицию. Спустя почти неделю Дягилеву нашли – мертвую. Ее тело прибилось к берегу реки Ины (приток Оби). Признаков насильственной смерти на теле обнаружено не было. «Это или несчастный случай, или самоубийство», – решили в милиции.

Друзья погибшей обвиняли в ее смерти лидера группы «Гражданская оборона» Егора Летова. Но сам он от этих обвинений категорически открестился. Егор заявил следующее: «Ну это глупости все. Мы с ней вообще долго не виделись, несколько лет. Редко переписывались. Она жила совершенно своей жизнью – у нее была своя команда, она писала свои песни, стихи. У нее была своя семья. Она совсем даже не собиралась… и никаких у нее суицидальных не было намерений. Человек-то веселейший был, ужасно любящий жизнь. А все эти разговоры о ее стремлении к смерти… Некоторым людям очень хочется создать определенный миф. Что же произошло на самом деле, я не знаю, и комментировать не буду».

Из книги Дмитрий Мережковский: Жизнь и деяния автора Зобнин Юрий Владимирович

Из книги Валентин Серов автора Кудря Аркадий Иванович

Глава двадцать четвертая НОВЫЕ ПРОЕКТЫ ДЯГИЛЕВА Близкие друзья Дягилева, осведомленные о том, сколько сил отняла у него Историко-художественная выставка портретов в Таврическом дворце, полагали, что на некоторое время Сергей Павлович угомонится. Но этих ожиданий Сергей

Из книги Звездные трагедии автора Раззаков Федор

Короткая песня Яна ДЯГИЛЕВА Не прошло и года со дня гибели Цоя, как отечественная рок-музыка постигла новая утрата: из жизни ушла 25-летняя Яна Дягилева.Слава пришла к Дягилевой в 1987 году, когда рок-движение в СССР обрело долгожданную свободу. По мнению многих специалистов,

Из книги Сияние негаснущих звезд автора Раззаков Федор

ДЯГИЛЕВА Яна ДЯГИЛЕВА Яна (рок-музыкант, поэт, композитор; трагически погибла (утонула) 9 мая 1991 года на 25-м году жизни). Слава пришла к Дягилевой в 1987 году, когда рок-движение в СССР обрело долгожданную свободу. По мнению многих специалистов, в советском роке Дягилева была

Из книги Дягилев автора Чернышова-Мельник Наталия Дмитриевна

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С. П. ДЯГИЛЕВА 1872, 19(31) марта - рождение в Селищенках Новгородской губернии в семье Павла Павловича и Евгении Николаевны Дягилевых сына Сергея.21 июня - смерть матери.1874, 14 октября - свадьба П. П. Дягилева и Е. В. Панаевой.1875, 7 июля -

Из книги Кумиры. Тайны гибели автора Раззаков Федор

Из книги Мои воспоминания. Книга вторая автора Бенуа Александр Николаевич

ГЛАВА 21 Лето в Бретани. Приезд Дягилева С приближением лета наша давнишняя мечта пожить в Бретани стала принимать все более определенные и реальные очертания. И другие многие места манили нас издавна: Прованс, Альпы, Пиренеи, Нормандия, Голландия, но сильнейшее притяжение

Из книги С Дягилевым автора Лифарь Сергей

СПИСОК РЕДКИХ ИЗДАНИЙ БИБЛИОТЕКИ П. ДЯГИЛЕВА В настоящем очерке я ограничусь перечислением только некоторых редких изданий, хранившихся в библиотеке С. П. Дягилева и ныне находящихся у меня. Так, у меня имеются следующие издания XVI века: «Триодь постная», издания 1561 года в

Из книги Янка Дягилева. Придет вода (Сборник статей) автора Дягилева Яна Станиславовна

ПРОЩАЙ, ЯНКА ДЯГИЛЕВА… Ну почему, почему слепая судьба отнимает у нас самых молодых, самых талантливых, самых неравнодушных?Янка Дягилева, девочка со сбитыми коленками и щемяще-детским голосом, больше никогда не споет нам. В День Победы она ушла и не вернулась. 17 мая, как

Из книги автора

ЯНКА ДЯГИЛЕВА (1967–1991) Была середина мая. Среди харьковской тусовки разнеслись невразумительные слухи, пришедшие из далекого Новосибирска, о том, что пропала Янка Дягилева. Но толком никто ничего не мог сообщить, и вроде бы поводов волноваться не было, но какая-то смутная

Из книги автора

ЯНКА ДЯГИЛЕВА Ее тело нашли на берегу реки. Классический конец для тех, кто играет рок-н-ролл. Но кому это нужно? Наши музыканты уходят, а мир даже не знал об их существовании. Кричи, не кричи, а до Запада не докричишься. У них свои герои, и если они умирают, на их смерти делают

Яна Дягилева. Великая Поэтесса.

Поэтесса, певица, играла в стиле панк-рок. При жизни у неё не вышло ни одного диска, ни одной аудиокассеты, изданной промышленным тиражом. Она написала не так уж много песен, всего 29, но эти песни, и то, с каким драйвом она их исполняла, мало кого из любителей отечественного андеграундного рока могли оставить равнодушным. Её песни передавали ощущения той часто невыразимой внутренней боли, которая живет в каждом мыслящем человеке, стремящемся к внутренней свободе и не находящем выхода из непостижимого внутреннего тупика, который называется прекрасным словом "жизнь". Именно так я и могу сказать о её песнях сейчас, вспоминая свои тогдашние ощущения...

Янка Дягилева погибла 9 мая 1991 года. Обстоятельства её смерти так и остались невыясненными, что породило множество слухов... Похоронена в г. Новосибирске на Заельцовском кладбище.


Янка Дягилева: «Я буду жить так, как мне нравится». И умирать тоже…

Невысокая, крепко сбитая, круглолицая, рыжая деревенская девка.
Новосибирский панк-рок второй половины 80-х держался исключительно на этой девушке.
Янка. По-другому ее не называли. Многие даже не знали ее фамилии. Она никогда не отмечала день рождения, в ее гардеробе не было ни одной юбки, она не хотела иметь детей и всю жизнь боготворила только одного человека. Но он не успел узнать об этом. На похоронах Александра Башлачева Яна сказала: «Это он дает мне знак, что пора уходить».
Ей было всего 25 лет. После ее гибели прошло ровно 10 лет.
Это было странное время. Волна необъяснимых самоубийств захлестнула отечественную рок-сцену. Умереть самостоятельно стало модно. Февраль 1988 года — рок-бард Александр Башлачев выбрасывается из окна восьмого этажа, весна 1989 года — повесился один из основателей «Калинова моста» Дмитрий Селиванов. 17 мая 1991 года на берегу реки Инь обнаружено тело Янки Дягилевой. Ее самоубийство вызвало двоякое отношение. С одной стороны, скорбь и жалость, с другой — насмешку. Многие восприняли этот шаг как некую дань моде. «Башлачев протоптал суицидальную дорожку коллегам», — так комментировали ее смерть.
Однако гибель Дягилевой вызвала широкий общественный резонанс. Журналисты стали обожествлять сибирскую рок-певицу. После ее смерти о ней много писали. И одинаково недостоверно, «Янка не выпустила ни одной пластинки… Она несла тепло своими текстами… Жизнерадостная девочка… Ее убил Летов…» Но все эти слова относились не к ней.

«От большого ума лишь сума да тюрьма.
От лихой головы лишь канавы и рвы»
В каждом городе всегда существовали культовые места. Новосибирская рок-богема облюбовала однокомнатную квартиру в центре города на улице Свердлова. «Жуткая антисанитария, пиво в эмалированных ведрах, дверь без замка», — так описывают обстановку очевидцы. Однако Гребенщиков, Кинчев, Шевчук, Башлачев, пребывая на гастролях, всегда останавливались там. Янка прожила в этой квартире несколько лет. Хозяйку дома, Ирину Литяеву, музыканты называли рок-мама.
— Я была администратором всех местных панк- и рок-групп и душой компании, — говорит Литяева. — Это оказалось болотом, которое меня засосало. Я относилась к музыкантам как к своим детям. В итоге столкнулась с черной неблагодарностью. Это я о Янке.
Первый раз Дягилева появилась в этой квартире осенью 1979 года. Длинные рыжие разлохмаченные волосы, белесые ресницы, глупое выражение лица и равнодушный взгляд. «Больная корова», — окрестили ее тогда обитатели квартиры.

Янка была подавлена. Она только что похоронила маму, которая скончалась прямо на ее руках. А трепетное отношение к родителям у Яны было привито с детства. Она даже курила, засовывая голову в печь, так как отец не переносил запаха дыма.
— Я познакомилась с ней из жалости, мне хотелось вывести ее из этого состояния, — вспоминает рок-мама.
Через полгода они стали лучшими подругами.
— Неожиданно мне стала интересна эта неординарная девушка, мы могли проболтать несколько ночей, и нам не становилось скучно, — вспоминает Литяева.
Чтобы как-то выжить, девушки стали устраивать в своем доме квартирные концерты. Бесплатно. Страх попасть под статью «Организация платных зрелищ» оказался сильнее желания заработать.
— Материально нас поддерживали «пассажиры» так мы называли людей, которые приходили на квартирники, — рассказывает Ирина.
— Они приносили еду, выпивку, иногда снабжали нас деньгами. Самый богатый наш «пассажир» Костя жил в Барнауле и зарабатывал деньги, будучи приемщиком бутылок. С ним мы гуляли на полную катушку.
Янка с Литяевой научились жить на 40 копеек в день. Питались в городских столовых, где салаты с гарнирами стоили пять копеек. А по ночам в литяевскую квартиру набивались толпы неформалов с пивом и дешевым портвейном. Как-то после очередной бурной ночи Янка пошла фотографироваться на паспорт. «На советском паспорте должно быть глупое и безобидное выражение лица, чтобы менты не придирались», — так объяснила она фотографу «помятый» внешний вид.

Никакой профессии Янка не получила. Отучившись два года в Новосибирском институте инженеров водного транспорта, она забросила учебу. На работу устраиваться не было надобности. «Мне не нужны деньги», — объясняла она. Даже будучи знаменитой, Янка ни разу не взяла деньги за квартирник. Однажды ей предложили оформить контракт с одной звукозаписывающей фирмой. Она отказалась. «Я буду жить так, как мне нравится», — сказала она и не отступила от этого принципа. Например, на одном из своих выступлений она оборвала концерт на полуслове, прокомментировав: «Все, больше не могу ни петь, ни играть, ни говорить» — и бросила гитару в угол.

«Ты увидишь небо, я увижу землю на твоих подошвах»
— Янка была одним из самых настойчивых людей, которых я встречала, — рассказывает одна из подруг Яны Дягилевой, Анна Волкова. — Ее настырность граничила с тупым стремлением добить ту или иную ситуацию. В итоге под ее гусеницами оказывалось все больше и больше людей. Это касалось даже любви.
Янка стороной обходила загсы, насмешливо озиралась на свадебные салоны, сочувственно вздыхала при виде беременных женщин. Эта странная девушка даже не пыталась внешне нравиться мужчинам. Она не пользовалась косметикой, ее выворачивало от запаха парфюма, в ее гардеробе не висело ни одного платья — от женской одежды она отказалась еще в школе. Старые штаны цвета хаки, кожаные сапоги, растянутый до колен свитер и куртка-балахон — весь ее гардероб. Она даже говорила о себе исключительно в мужском роде.
— Лично я не воспринимал ее как женщину, для многих мужчин она была «своим парнем», но не больше, — говорит один из новосибирских панк-музыкантов Дмитрий Радкевич. — Янка ведь как женщина была абсолютно несексуальна. Одно время слишком полная и жутко неуклюжая — ничего не могла удержать в руках. В ее перспективе семья и материнство не рассматривались. «Хлопотно», — говорила она. Янка вообще была лишена каких-то семейных установок. Например, она никогда не отмечала день рождения, поэтому никто из нас не знал этой даты.

Янка даже в любви действовала по-мужски: сама завоевывала, сама бросала. А влюблялась она нечасто, но, по словам ее знакомых, крепко. В городе она слыла роковой женщиной. Те некоторые мужчины, с которыми она крутила роман, потом уже не могли ее забыть.
Кстати, собственную группу «Великий Октябрь» она наберет из своих бывших мужчин. И каждый из них будет по-прежнему любить ее. За глаза дягилевскую компанию называли «Янка и гарем».
Однажды Янка все-таки попробовала заглянуть в загс. Избранником стал Деменций, один из лидеров новосибирской группы «Пути». Он долгое время оставался к ней равнодушен. Это задело Янку. В один день она решила: «Он будет моим!» В итоге она заставила Деменция себя полюбить. Через какое-то время он сделал ей предложение. До бракосочетания оставалось два месяца.
— Когда Янка пришла знакомиться с родителями будущего мужа и те показали ей семейный альбом, она испугалась, — рассказывают подруги. — «Вот это называется бытовуха, а для меня это путь на эшафот», — твердо поставила она точку в отношениях с Деменцием.
Но однажды Янка все-таки встретила настоящую любовь…
В декабре 1985 года в Новосибирск приехал Саша Башлачев. Первое знакомство оказалось для Янки роковым. Тогда в ее черновиках появилась строчка: «Ты увидишь небо, я увижу землю на твоих подошвах». 31 декабря Башлачев уехал в Череповец.

Второй раз Саш Баш приехал в Новосибирск через год. Задержался он в Сибири на месяц. Его удерживала Янка.
Дягилева влюбилась в Башлачева с первого взгляда. Он был единственным человеком, которому она боялась признаться в любви. «Я его не достойна», — решила она для себя. Однако Яна сделала все возможное, чтобы оградить его от женщин, в том числе и от своих подруг.
— В первый свой приезд Саш Баш сказал мне, что в прошлой жизни я была его матерью, а когда он приехал через год, Янка создала искусственный конфликт на таком уровне, что мы с Башлачевым послали друг друга, — рассказывает Ирина Литяева. — Мы перестали общаться. Так я потеряла горячо любимого друга. Зато с Яной у них с этого момента сложились самые теплые отношения.
В этот раз Башлачев не расставался с Яной ни на минуту. Тогда он оставил ей пластинки и черновики неисполненных песен. Яна забросила рок-тусовки, не появлялась у подруг, не посещала квартирники. Потом Башлачев подведет итог их знакомству: «Каждая проповедь хороша тогда, когда она исповедь. Каждое содружество хорошо тогда, когда оно любовь». Через месяц Саш Баш уехал. А в 1986-м подруги убедили Янку, что пора завоевывать столицу. И она отправилась в Москву. В Новосибирск она вернулась через два месяца — веселая, спокойная, увешанная деревянными фенечками, и главное — к ней пришло состояние работоспособности. Столица научила ее не отступать от начатого, она стала жесткой и упрямой, именно поэтому все ее проекты в дальнейшем доводились до конца и альбомы выпускались с завидной периодичностью.

«Здесь не кончается воина,
Не начинается весна,
Не продолжается детство»
В 1987 году в новосибирском ДК «Чкалов» состоялся рок-фестиваль. На него съехались начинающие рок-музыканты со всей Сибири. Среди новичков Янка заметила в гримерке скромного, милого молодого человека в нелепых очках. «В нем что-то есть от дождевого червя», — смеялась она над ним. В тот же вечер они познакомились и… подружились. А через неделю она уехала в Омск, к тому самому «дождевому червю», и осталась в его доме на несколько лет. В то время трудно было предположить, что спустя год у человека в нелепых очках появятся деньги, слава и имя, которое будет греметь на всю Россию, — Егор Летов.
— Янке хватило недели, чтобы отбить у меня Летова, — рассказывает Ирина Литяева. — Она всегда уводила у меня мужчин. Позже она признается: «Скажи мне спасибо, что так сложилось. Ты не представляешь, какой это гад и змей».
Чуть больше года прожила Яна в Омске. Постепенно ее отношения с Летовым вышли на семейный уровень. Вот только обручальными кольцами они не спешили обмениваться и о детях не думали.
— Мы часто спрашивали у Янки: «Как семейная жизнь?» И у нее всегда был один ответ: «Жизнь трудная, но в этом что-то есть», — вспоминают ее подруги.
Вскоре из скромного, зашуганного мальчика вырос агрессивный, бескомпромиссный лидер «Гражданской обороны». Его отношения с Янкой шокировали окружающих. Например, еженедельно в их доме собирались местные музыканты, чтобы прослушать последние новинки западного рока, Во время очередного «сеанса» Янка потихонечку вышла из комнаты.
— После этого инцидента он устроил мне жуткий скандал, — рассказывала Янка подругам. — «Как ты могла выйти, пока МЫ были погружены в прослушивание пластинки?! Своим поведением ты испортила мне настроение, сломала все впечатление от музыки!» — кричал он.
Эгоизм Летова проявлялся даже в таких мелочах, как походка. У него был очень быстрый шаг, и он никогда ради своего спутника не замедлял его. В противном случае человек просто недостоин идти рядом. Также Летов считал главным аргументом в споре повышенную агрессию. Срывать голос, брызгать слюной, крушить предметы — вот чем одерживают победу в споре.
Жизнь в летовской атмосфере отразилась на Янке. Он сделал из нее танк. Несмотря на то что где-то в глубине души она не принимала многие летовские постулаты, она никогда не признавалась в этом. Янка всеми силами пыталась дотянуться до своего избранника, а всем подругам доказывала, что Летов — гений, бог, поэтому он всегда прав. После Янкиных квартирников Летов при всех мог отругать ее. Но его мнение она считала неоспоримым: «Какой все-таки Егор молодец! — восхищалась она. — Вся публика бьется в экстазе, а он меня ругает. И он прав: песня действительно х…я». Яна не сомневалась, что после замечаний Летова ее музыка становилась все прогрессивнее, а тексты песен гораздо лучше. На самом деле Янкино творчество попросту перестало быть ее собственностью. Она по-прежнему исполняла песни на жестоком напряге, когда мурашки бегают по коже, но только безысходности в них становилось все больше, а энергии — все меньше. А еще в ее стихах постоянно прослеживалась мания самоубийства. Она считала, что Летов ей многое дал. Окружающие — что многое отнял.
Спустя полтора года они расстались. «Чтобы с ним жить, надо быть ему равным. Если ему уступаешь, он тебя сминает», — говорила Янка. Причину их размолвки Егор не рассказывал, а Яна постаралась как можно скорее забыть об этом периоде.
Многие издания до сих пор продолжают обвинять Егора Летова в смерти Янки. Лишь ее близкие друзья утверждают обратное: «Они расстались задолго до ее смерти и с тех пор практически не общались».

«Некуда деваться — нам остались только сбитые коленки,
Грязные дороги, сны и разговоры»
Похоронив Янку, две ее лучшие подруги — Ирина Литяева и Анна Волкова — расстались на десять лет.
— Первый раз мы созвонились минувшим августом, — рассказывает Аня Волкова. — Оказывается, все эти десять лет мы жили с одним и тем же грузом на сердце: это мы ее убили, потому что мы от нее отказались…
— Однажды я навсегда захлопнула перед Янкой двери своей квартиры и прекратила с ней всякие отношения, — говорит Ирина Литяева. — Я устала склеивать себя по кусочкам из разбитого состояния, до которого она меня как-то довела…
…Июнь 1988 года. Тюменский рок-фестиваль. Первый выход Янки на большую сцену. За неделю до открытия фестиваля Янка позвонила Литяевой:
— Мне плохо, я умираю, — простонала она в трубку.
На следующее утро Ира вылетела в Тюмень.
— Я просидела с ней десять дней и ночей, — вспоминает Литяева. — Ее состояние на тот момент вполне объяснимо. Для нее этот фестиваль был серьезным испытанием. До этого она давала лишь квартирные концерты и записывала довольно слабые альбомы. И только большой живой концерт мог подтвердить ее значимость в рок-мире. Она сильно волновалась, так как не умела проигрывать.
На фестивале у Янки был аншлаг. Кстати, а всю ее творческую жизнь ей не пришлось пережить провалов. Она не могла себе этого поволить. «Если однажды я не соберу концертную площадку, я навсегда завяжу с музыкой», — решила она для себя.
Тюменский фестиваль длился две недели. Янка, Летов, рок-мама и еще несколько музыкантов жили в одной квартире. Однажды Литяева сильно повздорила с Летовым. И тот выгнал ее из квартиры. Яна в защиту подруги не проронила ни слова. Но рок-мама еще не знала, что на этом Летов с Яной не остановятся.
… Янка с Литяевой встретились на закрытии фестиваля. Все музыканты собирались на заключительный банкет.
— И тут Летов говорит мне: «Ты никуда не поедешь», — вспоминает Литяева. — Я осталась. А все мои новосибирские друзья во главе с Янкой уехали на банкет. Кроме того, до этого я заметила изменения в поведении Яны. В кругу знакомых она часто бросала нелицеприятные высказывания в мой адрес. Оказывается, Яна не переносила рядом с собой более значимых в тусовке людей, а на тот момент она явно уступала мне в лидерстве.
…В тот же день Ира вернулась в Новосибирск с одной мыслью: «Я больше не хочу жить». А через пять дней в ее квартиру пришла Яна. Как ни в чем не бывало она продолжала пить и веселиться. Янка тогда задала лишь один вопрос подруге: «Что грустишь, мать?» Виноватой она себя не считала.
Через неделю Яна уехала в Ленинград. Чтобы сделать себе имя.
— А я осталась на грани суицида, но нашелся человек, который помог преодолеть мне это состояние… хотя это стало предательством по отношению к Янке, — говорит Ира.
Этим человеком стал тот самый Деменций, с которым Янка однажды пробовала официально оформить отношения. На тот момент Янка считала его самым близким другом. Через месяц Ира Литяева вышла замуж за Деменция, а спустя год у них родилась дочь. И Деменцию пришлось отказаться от Янки.
— Когда Яна приехала из Питера и позвонила мне, я ей обо всем рассказала. Она хотела встретиться со мной. Но тогда я еще была не готова к этой встрече, слишком глубока была рана, нанесенная ею, — вздыхает Литяева. — Я отказала ей. Так же поступили и остальные подруги, которые в свое время получили от нее не меньший удар. Мы все бросили ее. Ей некуда было идти. Поэтому я до сих пор считаю себя виновной в ее смерти…

«Иду я по веревочке, вздыхаю на ходу,
Доска моя кончается — сейчас я упаду»
В 1989 году Янка оказалась в Новосибирске совершенно одна — без подруг, без семьи, без любимого человека. Отец в то время получил квартиру и поселился там с новой женой, ее сыном и невесткой. Янка осталась в старой, полуразрушенной деревянной избе на улице Ядринцевская, 61. Два года она прожила там при наглухо забитых ставнях.
— Однажды я ей про своих пациентов рассказывал, — вспоминает один из Яниных друзей, доктор местной клиники. —
«Представляешь, — говорю, — сегодня была пациентка с диагнозом «ангедония». — «Что это?» — заинтересовалась Янка. «Это состояние, когда нет радости, нет счастья, но не депрессия». — «Это мой диагноз», — решила тогда она. И через неделю написала песню с одноименным названием.
1989 год. 17 февраля покончил жизнь самоубийством Александр Башлачев. Янка отменила все концерты, заняла денег и рванула в Питер.
— Башлачев протоптал дорожку, и мне пора по ней, — повторяла она после приезда. — От меня в этой жизни всем только неприятности и страдания. Все вздохнут с облегчением, когда я исчезну.
Через какое-то время подруги вспомнили о Янке.
— Прежние отношения уже не восстановились. Иногда я заходила к ней, разговаривала, успокаивала, на какое-то время она оттаивала, даже улыбалась, но я не могла находиться с ней постоянно, — говорит Литяева. — У меня был ребенок, семья, родители. А чтобы вытащить ее из этого состояния, нужно было прожить с ней не менее двух недель. Я больше не располагала временем. Окончательно добило Янку появление в ее доме собаки, которую она страшно боялась. Отец сколотил на улице будку для огромной овчарки, чтобы та охраняла дочь от нежелательных гостей. Однажды собака порвала пальто одной из Янкиных подруг. «Вот видишь, какова хозяйка, такая и собака — говно», — всхлипывала она.
Вскоре у Янки появился молодой человек, Сергей, с которым они выбрали странную систему отношений — жить молча. Тогда Янка задумалась о ребенке. Но врачи поставили диагноз — «бесплодие».
В это время она практически не давала концертов, а на запланированные ранее мероприятия не приезжала. На одном из таких сорванных концертов кто-то сказал: «У Янки жуткая депрессия, она приезжала в Москву, пролежала сутки на кровати лицом к стенке и уехала домой…»
Незадолго до смерти Янка дала «обет молчания». За две недели она не проронила ни слова. Это был самый критический момент в ее жизни. Даже родители почувствовали неладное и забрали ее на дачу.
9 мая она ушла в лес. Отец не обратил внимания на внезапное исчезновение дочери. Привык к подобному поведению. «Наверное, в город вернулась», — подумал он. Однако спустя несколько дней он обратился в милицию.
— Янка пропала, ее нигде нет, — в тот же день позвонил Сергей Литяевой.
— Я научу тебя, как ее найти, только ты отнесись к моим словам серьезно, — посоветовала Литяева. — Иди в лес, посиди несколько часов на одном месте, пока в твоей голове все не прояснится. Когда соберешь все мысли, ты поймешь, где Янка.
О гибели Янки они даже не подозревали. Тем более что 10 мая в своем почтовом ящике Ира обнаружила открытку. «Пускай у тебя все будет хорошо. Я тебя очень люблю. Дай Бог избежать тебе всех неприятностей». Такие же письма получили Летов, Деменций и Волкова.
Было раннее утро. Сергей сидел на берегу притока Оби, реке Ине, недалеко от Янкиной дачи, когда местные рыбаки вытащили на берег разбухшее тело. Это была Янка. С момента ее ухода из дома прошло шесть дней. Позже судмедэкспертиза показала, что признаков насильственной смерти нет. «Это или несчастный случай, или самоубийство…» — говорил тогдашний начальник Новосибирского ГУВД полковник Корженков. Но вероятность наркотиков не отклоняли, ссылаясь на дружбу с Саш Башем. «Это неправда, Янка боялась даже лекарства принимать и за всю жизнь не выпила ни одной таблетки», — рассказывают знакомые. — Я нашел ее, — перешагнул порог литяевской квартиры Сергей. — Оказывается, я ничего про нее не знал. Расскажи…
Три дня Литяева рассказывала ему про Янку, про ее друзей, про семью, про ту музыку, которую она сочиняла. На прощание Ира вздохнула: «Вы неправильно жили. С женщиной нужно разговаривать, иначе она душевно заболеет и умрет».

Десятки сольных альбомов Дягилева похоронила в Новосибирске.
Янкин отец до последнего дня не верил, что его дочь — звезда. Только похороны, на которых собралось больше тысячи человек с разных концов России, его убедили. После смерти дочери он порвал все отношения с подругами Янки. «У вас вся жизнь — игра, шутка, шоу-бизнес, рок-музыка, а мы из-за ваших игр теряем детей», — сказал он.
В том же году Станислав Иванович потерял еще и приемного сына. Молодой человек состоял в новосибирской религиозной секте. За месяц до Янкиной смерти он повесился в собственной квартире. Вполне возможно, что эта трагедия тоже отразилась на депрессивном состоянии Яны.
…Яну хоронили 19 мая на Заельцовском кладбище в закрытом красном гробу. На центральной аллее места Янке на нашлось.
Похоронили посреди деревьев. «Раньше эту могилу посещали часто, — рассказывает сторож новосибирского кладбища. — Приезжали люди со всей страны. Сегодня даже на годовщину смерти больше десяти человек не собирается».
В ста метрах от скромной могилы — старая береза с надписью «Яна». На могильном кресте — фенечки и колокольчики (инструмент Башлачева). На обратной стороне памятника кто-то написал: «Иначе было нельзя». Веник под скамейкой. Живые цветы. Пакетики из-под гитарных струн с надписями. А на лицевой стороне памятника кто-то нацарапал: «Она для нас звезда». Со временем слово «звезда» затерли.
Сегодня о творчестве Янки Дягилевой написана всего одна книга, ее имя не занесено в рок-энциклопедию, песни в ее исполнении никогда не слышал народ. «За всю свою творческую жизнь Янка не записала ни одного альбома и ни разу не дала интервью», — писали после ее смерти столичные газеты. На самом деле на одной из новосибирских студий до сих пор хранятся больше десяти сольных альбомов Яны Дягилевой. Но огромное количество ее стихов и песен так и осталось не обнародовано.
— Мы живем в довольно замкнутом пространстве и своей рок-тусовкой, — говорят сторожили сибирского рока. — У Янки постоянно выпускались альбомы, мы их слушали, обсуждали и не сомневались, что об их существовании знает Питер и Москва. Но оказывается, она показывала их только близким друзьям. А мы так были ослеплены собой, что считали: раз вокруг нас кипит музыкальная жизнь — значит, об этом должна знать вся Россия. На самом деле Сибирь всегда была изолирована от русского рока. Через два года после смерти Янки Ира Литяева отошла от рок-тусовки. Поменяла квартиру, выбросила все гитары, которые были в доме.
— В свое время я постаралась обо всем забыть. Это мне мешало нормально жить. Я бросила заниматься рок-н-роллом, потому что устала хоронить. На кладбище я не плакала. Привыкла. У меня была толстенная записная книжка, сейчас в ней осталось от силы двадцать телефонов. Остальных уже нет в живых, и большинство из них ушло из жизни самостоятельно. Я больше не люблю эту музыку и не слушаю ее… Разве что иногда. Совсем чуть-чуть. В полном одиночестве. И тогда я начинаю плакать…




Top