Еловая лапка. Еловые лапы

Я забыла вовремя сдать колонку. Вообще я все забываю - то постиранное белье в стиральной машине, то кипящую картошку на плите. Недавно вот забыла прямо посреди урока, что говорила и что хотела сказать. Поэтому я всегда прошу редакторов, которым сдаю тексты, чтобы они стали моим гробом на колесиках: сама не справляюсь.

Гроб на колесиках - это страшилка из детства, в которой весь смак - в нагнетании ужаса. Радио говорит девочке, которая осталась одна дома: девочка-девочка, гроб на колесиках ездит по улицам. Потом - девочка-девочка, гроб на колесиках едет по твоей улице. Потом - гроб на колесиках нашел твой дом. Потом - поднимается на твой этаж. Ну, потом этот гроб появляется у девочки дома, а дальше зависит от фантазии рассказчика. На нынешних сайтах висит какая-то унылая дребедень про мертвую девочку с колесиком во рту, но в моем детстве она лихо громила молотком гроб на колесиках, а оттуда вылезал скелет и жаловался, что в автосервисе страшно дерут за ремонт.

Собственно, гроб на колесиках мне пришел в голову, когда моя дочь училась в седьмом или восьмом классе. Я приходила домой с работы и заставала дома хаос. Неубранные тарелки, разбросанные бумажки, школьный рюкзак в коридоре, несделанные уроки - все, что так выводит из себя усталую мать, приползающую домой в десятом часу вечера. И ни ругань, ни объяснения, ни нотации - ничего не помогало. Мне надоело проводить каждый вечер в унылых разборках. И в какую-то добрую минуту я вспомнила про гроб на колесиках. И стала звонить.

Девочка-девочка, гроб на колесиках выходит с работы. Он просит помыть посуду и полить цветы. И ты уже сделала алгебру?

Девочка-девочка, гроб на колесиках уже в метро, как там алгебра?

Девочка-девочка, гроб на колесиках сел в маршрутку и через 20 минут будет дома. Если у тебя на полу валяются бумажки - убери.

О чудо! К моему приходу часть уроков была сделана, бумажки с пола собраны, а иногда даже помыта посуда. А потом как-то само стало получаться, с одного звонка. А то и без него. И совсем отпала нужда орать и воспитывать.

Гроб на колесиках вообще может сослужить добрую службу, когда кто-то из членов семьи хронически забывает о нужных домашних и рабочих делах. Человеку свойственно забывать о несрочном или неприятном, и гроб на колесиках прекрасно спасает от чудовищных семейных сцен.

Знаю одну семью, где мама исправно ругала дочь за неубранную комнату, причитая «кто тебя такую замуж возьмет». Дочь бесилась, требовала, чтобы не приставала и не лезла к ней в комнату: противно смотреть - не смотри. Ей, может, и самой мешал беспорядок, но такой объем работы и неумение систематизировать хаос приводили ее в отчаяние. До паралича. До беспомощной тоски. Я ничего не могу, я не умею, я бездарна, я никому такая не нужна. Вечные горы хлама в детской, вечные конфликты, вечное «я хуже всех» про себя и «закрой дверь с той стороны» вслух.


Через много лет дочь выросла, родила ребенка - и в какой-то момент стала болеть и остро нуждаться в маминой помощи. А мама стала бабушкой. И вдруг перестала пилить свою дочь - и стала просто предлагать: давай я тебе помогу? Давай мы вместе разберем шкаф? Давай наведем порядок тут? Ни нотаций, ни причитаний, ни осуждения - простое «тебе трудно, давай помогу». И помощь с благодарностью принималась.

Иногда слушаешь или читаешь чужие жалобы на семейные конфликты - из-за какого-то несчастного чайника, который жена забывает согреть к приходу мужа, из-за немытой посуды в раковине, из-за беспорядка в прихожей, из-за домашек, которые откладываются до ночи, и экзаменов, к которым большие дети вроде бы и готовятся, а сами сидят в социальных сетях - вроде бы и тянут резину, и хорошо бы к ним кто пришел на помощь, сказал бы - так, стоп, сейчас два часа работать, а потом - так и быть, полчаса дуракаваляния…

Но помощь приходит злобная и обличающая: ааа, ты опять? Опять посуда? Опять сапоги валяются? Опять куртку бросил? Опять Вконтакте сидишь? Аааа, это так ты к экзамену готовишься? Господи, за что мне это? Растишь-растишь, учишь-учишь, платишь-платишь…

А с той стороны: ну хватит, а? ты можешь перестать орать? Ну надоело… Выйди отсюда уже, а? достал! Надоела! Ты чего добиваешься? Да, я могу уйти, тебе это надо?

Здесь ведь тоже работает гроб на колесиках, смешное и не злобное, не обличающее, не осуждающее напоминание: а про это ты не забыл? А это помнишь? Пора работать! Так одна знакомая мама в первые сессии ребенка по договоренности заглядывала в комнату каждые полчаса: работаешь? Нет? Ку-ку! Пора работать!

Никаких комментариев про «бездельничаешь», никакого осуждения - простая техническая помощь в структурировании времени, кукушка на часах, вынесенная вовне функция ежедневника.

Правда, чтобы она заработала, нам должны доверять и не ожидать с нашей стороны водопада упреков, тычков, пинков и обвинений. Иначе - отстань, сам знаю.

От нас хотели бы дружеской помощи - понимающей, заботливой, не прокурорской. Вот как Штольц и Ольга, искренне любящие Обломова, поначалу спасали, теребили и будили его: проснись, оденься, читай, выходи из дома…. Но нет, мы берем на себя функции прокурора и судьи. Сыну ли своему, жене ли, брату ли, мужу ли, старой ли маме: я сколько раз просила тебя не давать Мане конфеты? Ну ты сама как маленькая! Вообще доверять нельзя! Сколько можно жить в свинарнике, тебе что - самому приятно? Свинья - она свинья и есть! Кому ты такая нужна? Кто тебя замуж возьмет? Приходишь домой еле живой - как в конюшню! Что ты весь день делала? Чем занималась? Врун и ничтожество! Где опять дневник?!

«Порицать - значит сказать о ком-нибудь: такой-то солгал, или разгневался, или впал в блуд, или сделал что-либо подобное, - наставляет авва Дорофей. - Вот такой злословил брата, т. е. сказал пристрастно о его согрешении. А осуждать - значит сказать: такой-то лгун, гневлив, блудник. Вот сей осудил самое расположение души его, произнёс приговор о всей его жизни, говоря, что он таков-то, и осудил его, как такого - а это тяжкий грех». Поразительно, сколько злословия ежедневно слетает с наших уст, сколько нерях, свиней, дураков, балбесов, гадов, сволочей, бестолочей, нарочно измывающихся, идиотов, позорников, поганцев, уродов, безмозглых добрые матери и отцы семейств, одержимые желанием воспитать и наставить на путь истинный, каждый день отсыпают своим самым любимым людям самой щедрой мерой. И ведь это еще речь не дошла даже до коллег, начальников, думских депутатов и спутников в маршрутке.

Это ведь нам сказано: будьте милосерды, как Отец ваш милосерд. Это нам напоминают святые отцы и подвижник: «не суди и не уничижай никого», «берегись осуждать кого-либо прежде, чем его Бог осудит».

А мы придем домой, увидим немытую посуду и конфетный фантик на полу - и понеслось. Будто в немытой посуде и конфетном фантике прячется легион бесов - и только и ждет, когда мы захотим кого-нибудь повоспитывать.

Хотя самим, чтобы сдать работу в срок, нужен гроб на колесиках.

На мохнатых колких лапах
Елка в дом приносит запах:
Запах хвои разогретой,
Запах свежести и ветра,
И заснеженного леса,
И чуть слышный запах лета.
(Ю.Щербаков)

Живая ель на Новый год наполняет дом удивительным ароматом и делает праздник по-настоящему волшебным. Только вот беда: как дольше сохранить ель, пихту или хвойные ветви благоухающими и зелеными? Предлагаю читателям несколько полезных советов.

Выбираем и сохраняем елочку.

При покупке ели, сосны или пихты обратите внимание, чтобы цвет иголок был как можно более интенсивно зеленым. Дело в том, что некоторые деревья начинают заготавливать ещё осенью и не обеспечивают им надлежащего хранения. У свежесрубленной ели смола на стволе будет вязкой и клейкой, а у старой превратится в остекленевшие янтарные капельки. Веточки должны быть гибкими, а при постукивании дерева о землю, с них НЕ должна сыпаться хвоя.

Дома дайте дереву адаптироваться к новому температурному режиму пару часов. Перед установкой освежите спил на 3-5 см, удалите лишние нижние ветви и кору со ствола на высоту примерно 10 см. Так дереву будет легче впитывать влагу и питательные вещества. Поставьте елочку в ведро с отстоявшейся водой , по крайней мере, на сутки. Вы заметите, что дерево будет выпивать по 3-4 литра в день! Напившись вдоволь, елка будет готова облачиться в праздничный наряд.

Для установки ели используйте специальные подставки-треноги, под которые можно подставить питательный субстрат. В качестве него удобнее использовать песок. Чтобы елочка дольше сохранилась, песок нужно поливать слабо-розовым раствором марганцовки или слегка подслащенной водой. Ученые НИИ Леса в Швеции проводили эксперименты с елками и установили, что лучше всего способствует их сохранности именно подслащенная вода! В песок можно закопать кусочек медной проволоки или медные монеты. Медь не дает развиваться бактериям и грибкам.

Можно также подкармливать дерево раствором удобрений: 2 чайные ложки аммиачной селитры, ½ чайной ложки калийной селитры и 1 чайную ложку суперфорфата (из расчета на ведро воды) . Такой «коктейль» не только будет питать дерево, но и защитит от размножения гнилостных бактерий. Ещё проще поливать елку удобрениями для комнатных растений.

Не забывайте каждый день опрыскивать елочку отстоянной водой комнатной температуры и держите её подальше от горячих батарей.

Сохраняем ветви.

Перед тем, как поставить еловые или пихтовые ветки в воду, сделайте на них несколько продольных надрезов (как бы расщепив концы) . Если вы занесли ветки с мороза, дайте им привыкнуть к комнатной температуре пару часов, а затем замочите в ванной , в прохладной воде ещё на два часа. Теперь можно ставить и наряжать веточки. Ваза с ветками также НЕ должна стоять близко к батареям. Касательно субстрата тоже есть свои нюансы:

1. Можно поставить ветки в мокрый песок , как и дерево. И поливать слабым раствором марганцовки или подслащенной водой. Сами ветки тоже каждый день опрыскивать отстоянной водой комнатной температуры.
2. Можно воткнуть ветки во флористическую фитогубку («Оазис») , обильно смоченную водой. Губку затем регулярно увлажнять.
3. Если вы поместили ветки в вазу с водой , то для лучшей сохранности можно добавить туда (из расчета на 1 литр воды) :

  • - 2-3 столовые ложки сахара и 1 таблетку аспирина;
  • - 1-2 чайных ложки глицерина и столовую ложку спирта;
  • - 1-2 грамма желатина, щепотку лимонной кислоты и 1/3 чайной ложки измельченного мела;
  • - удобрения для комнатных растений;
  • - так же, как и для дерева, можно приготовить раствор из удобрений: 1/5 чайной ложки аммиачной селитры, по щепотке калийной селитры и суперфосфата.

Менять воду в вазе необходимо каждые 2-3 дня. А сами ветки ежедневно опрыскивать.

«Greenpeace» вариант.

Сейчас в садовых центрах появились в продаже хвойные деревья с закрытой корневой системой. При желании и возможности можно купить небольшое деревце, посадить его в подходящий по размеру вазон, добавив земли. При регулярном поливе, удобрении и опрыскивании деревце может простоять до весны. И тогда его можно будет целым и невредимым пересадить в открытый грунт.

Как видите, способов продлить праздник немало. Буду рада, если вы поделитесь в комментариях результатами и расскажите, какой из них более действенный.
Желаю всем новогоднего настроения и веселых праздников!

Всем доброго дня!

Сегодня я хочу показать, как делала еловые лапки для январской странички своего календаря.

Суть этого МК очень проста и необходим минимум инструментов и материалов, а потому все вполне доступно!

Итак, приступаем!

Для работы нам понадобятся:


1. Листик белого кардстока;

2. Бечевка или джутовая веревка (не знаю, как точно называется, но ее можно найти в хозяйственных магазинах, а в OBI она просто лежит для покупателей для упаковки товара);

3. Клей ПВА;
4. Чернильный спрей Adirondack Color Wash цвет Meadow;
5. Тонкая проволока (можно заменить леской или прочной ниткой);
6. Кусачки (не обязательно, можно просто ножницы);
7. Подушечка для эмбосинга;
8. Пудра для эмбосинга (либо просто белая, либо с добавлением глитера)

Отрезаем полоску кардстока шириной 1 см. Т.е. у нас получается отрезок 1см*30 см


Не дорезаем до конца пару миллиметров, саму бахрому делаем как можно тоньше, чтобы веточка не выглядела грубой

Теперь брызгаем нашу полоску бахромы спреем (чтобы краска быстрее расходилась по поверхности, можно предварительно побрызгать спреем с обычной водой, а можно и глимер мистом, чтобы добавить мерцающий эффект).

Объясню почему я выбрала именно Сolor Wash! Эта краска не вступает в реакцию с водой и, соответственно, не размазывается. Это пригодится при дальнейшей работе с клеем ПВА. Он не испортит окраску. Кроме того может возникнуть желание покрасить полоску сразу, до создания бахромы. Этот вариант тоже не подойдет, потому что в этом случае боковинки наших иголочек останутся непрокрашенными, белыми.

Оставляем нашу бахрому полежать в чернилах минут 5, чтобы они лучше впитались и цвет был более интенсивным и равномерным. А пока можно выпить чашечку кофе =) Я советую сделать сразу несколько заготовок для покраски. Это исключительно в целях экономии чернил! Просто жалко, что столько капелек пропадут зря =) Да! Да! Я жадюга до материалов!

Вот, что мы имеем после покраски! Кстати! Одна сторона будет светлее (та, что при просушке соприкасалась с офисной бумагой, впитавшей в себя часть чернил).

Капаем на край более темной стороны немного клея и приклеиваем нашу полоску бахромы к кончику веревки под углом.

Когда убедились, что краешек надежно приклеен (можно сжать пальцами и немного подождать), наносим клей дальше по длине полоски и оборачиваем ею веревку.

Ту же операцию проделываем еще несколько раз

До тех пор, пока длина веточки не составит 4 см. Тогда мы отрезаем оставшуюся часть полоски с бахромой.


Получилась первая часть нашей веточки

Нам нужны такие 2 штуки. Соответственно, повторяем все шаги со вторым отрезком веревки 15 см и оставшейся частью бахромы.

На эти две веточки по 4 см уйдет примерно 15 см бахромы.

Остальную часть полоски бахромы 15 см мы используем для центральной и самой длинной веточки, но не полностью! Веточка получается длиной в 5 см, а остаток бахромы - примерно 4-5 см мы не отрезаем его! Он нам еще пригодится.

Вот так выглядит все, что мы наделали на данный момент. Осталось собрать все воедино, чтобы получилась лапка ели.

Как раз для этой цели я использую тонкую проволоку

Обматываем все три веревки крепко проволокой

Отрезаем излишек веревки и откусываем кончик проволоки.

Теперь смазываем поверхность веточки клеем пва, как на фото ниже,

И оборачиваем кончик остатком бахромы.

1. Организационный момент (2 мин.)

Поздороваться, заполнить журнал, проверить, все ли дети должным образом готовы к уроку, раздать материалы тем, кому их не хватает.

2. Беседа (10 мин.)

Вот настала зима, и Новый год уже совсем-совсем близко! А кто главная героиня этого праздника? Послушайте загадку:

Что за гостья к нам пришла?

Как нарядна и стройна.

Наверху горит звезда, А на ветках снег блестит, И до самой до макушки Вся в игрушках и хлопушках.

Дети отвечают: "Ёлочка!"

Правильно! А тема нашего урока - "Еловые лапы", и сегодня мы научимся рисовать веточки ели.

Посмотрите на эти картинки. На какой из них изображена веточка (лапа) ели? (Дети отвечают)

А ветка какого дерева изображена на второй картинке? (Ветка сосны)

Чем они отличаются? (У сосны иголки длиннее и расположены кучками)

Хорошо. Прежде, чем мы начнём, я хочу, чтобы вы посмотрели на доску. Здесь вы видите репродукции картин известных художников: Левитана, Шишкина и Грабаря.

Обратите внимание, с какой любовью написаны еловые веточки на картинах "На севере" и "В лесу графини Мордвиновой". Сейчас я раздам вам репродукции на парты, чтобы вы могли поближе их рассмотреть. Заметьте, что на картине Грабаря ёлочка на заднем плане и другие деревья написаны не только через зелёную краску: там есть коричневые, рыжие оттенки, в тенях даже голубые. Мы в своей работе тоже будем использовать не только зелёный, но и другие цвета.

Ещё у меня на доске висит лист с двумя рисунками. Какой вам нравится больше? (Первый)

А знаете, почему? Потому что в нём правильно соблюдена композиция. О ней мы с вами говорим на каждом уроке, но давайте вспомним, что это такое. Кто-то может дать определение или рассказать своими словами?

(Композиция - гармоничное расположение предметов на листе бумаги)

Какие советы мы можем дать ученику, который сделал второй рисунок?

(Сделать рисунок немного крупнее, передвинуть его из угла, проследить, чтобы веточки не уходили за край листа)

Молодцы, про композицию вы помните хорошо.

И осталась последняя картинка, про которую мы с вами ещё не поговорили. Здесь представлен правильный и неправильный способ использования цветов в рисунке. Когда мы говорили о картине Грабаря, мы с вами отметили, что художник не использовал чистый зелёный цвет для написания ёлочки. И мы с вами тоже будем настоящими художниками и будем добавлять разные цвета к зелёному.

3. Упражнение (5 мин.)

Сейчас я раздам вам листочки, и мы с вами выполним небольшое упражнение.

Выбираем мелок любого яркого цвета. Рисуем схематично ёлочку:

Линии стараемся сделать потолще, посильней нажимая на мелок.

Теперь берём кисточку и акварель. Выбираем цвет, отличный от цвета мелка, которым мы рисовали ёлочку (лучше тёмный). Большой кисточкой делаем заливку.

Акварель не перекрывает цвет мелочка, потому что воск отталкивает воду, и она с него скатывается. Так у нас получается красивый рисунок, и фон можно рисовать отдельно от остальных предметов.

4. Совместная работа (25 мин.)

До начала урока учитель подготовил мольберты, на которые накинуты тёмные драпировки. На драпировках подвешены еловые веточки. До начала работы мольберты развёрнуты к ученикам задней стороной, учитель разворачивает мольберты, когда пора приступать к рисунку (как вариант - сверху на еловые ветки тоже накинута драпировка, а потом учитель её снимает).

Этап 1 (только в карандаше):

Расположите лист горизонтально. Возьмите в руки карандаш. Сначала легко намечаем основную веточку, ту, к которой крепятся остальные. Потом от неё ведём второстепенные веточки. Внимательно проследите за тем, как идут веточки, лапы елочки очень красивы.

Этап 2 (начало цетными мелками):

урок изобразительное искусство рисование

Кладём карандаш в сторону. Обводим веточку мелком, начинаем рисовать редкие иголочки зелёным цветом, чтобы наметить их направление. Обратите внимание, что они растут под углом к веточке.

Этап 3 (заканчиваем рисовать мелками)

Добавляем к цвету веточки оттенков (можно добавить охристый цвет, коричневый, чуть-чуть чёрного, голубой, жёлтый). Продолжаем рисовать иголочки: на этот раз берём большую палитру цветов, добавляем других оттенков зелёного, оранжевый, синий, изумрудный, жёлтый. Так цвет получится богаче. Внимательно посмотрите на веточку в натуре, постарайтесь сами увидеть разные оттенки, веточка вам подскажет.

Этап 4 - заключительный (закончили рисовать мелками, взяли акварель)

Берём самую большую кисточку и на палитре замешиваем цвет драпировки. Постарайтесь найти его. Возьмите цвет потемнее. Большими смелыми горизонтальными движениями прокройте всю поверхность листа краской, точно так же, как мы это делали во время упражнения.

{ Если время ещё остаётся, можно рассказать детям сказку, пока сохнут их рисунки. Продолжительность сказки 3 минуты. Текст:

Сказка о Ёлочке

Жила-была Ёлочка. Жила она в необычном красном лесу. Потому что там всегда была осень. Ёлочке очень нравилось, что вокруг все красное. Ее пригревало солнышко, и вокруг летали яркие листья.

Но сама Ёлочка была зеленой. И Ёлочка очень удивлялась и грустила из-за того, что вокруг все красное, а она одна от всех отличается. Ёлочка думала, что она очень некрасивая и была очень несчастна.

Однажды к ней подъехал дедушка. Дедушка был одет в красную одежду, в его телегу была запряжена красная лошадка. Дедушка остановился около Ёлочки. Ёлочке понравился дедушка, он очень гармонично вливался в ее лес. А вот дедушка был слегка озадачен. Он слез с телеги, обошел вокруг Ёлочки и заговорил с ней: "Ёлочка! Ёлочка! Почему ты такая зеленая?" "Не знаю, - грустно сказала Ёлочка, - все вокруг такое красивое! Одна я родилась вот такой зеленой!"

"Поехали со мной в волшебную страну!" - предложил дедушка, - "Там ты сможешь стать такой же красной, как и весь твой лес." Ёлочка обрадовалась и согласилась. Дедушка взял елочку и посадил ее в свою телегу.

Ехали они долго: они проезжали разные страны: моря, океаны, леса и пустыни. И елочка увидела, что мир разноцветен. Но красный цвет все равно казался ей самым волшебным, самым прекрасным.

Наконец, они приехали в белую страну. Все деревья, все дороги в этой стране были белыми. И тут Ёлочка заметила, что дедушка тоже стал белым и у него выросла длинная пушистая белая борода.

Наконец, они въехали в небольшой домик, который назывался "Детский садик". Дедушка поставил Ёлочку в центре зала. В его руке появился волшебный посох. Дедушка взмахнул посохом, и в его руке загорелась красная звезда. Дедушка подтолкнул ее, и звезда взлетела прямо на самую верхушку Ёлочки. Дедушка снова и снова взмахивал посохом, появлялись все новые и новые игрушки и взлетали на Ёлочку. Скоро Ёлочка стала наряженной. Все игрушки были красными, потому что Ёлочка очень любила этот цвет. Елочка увидела свое отражение в зеркале. "Какая я теперь красивая", - воскликнула Ёлочка. "Погоди, - сказал дедушка, - это еще не все!" - и вышел из зала.

Ёлочка осталась одна и с нетерпением ждала, что же будет. Вскоре в зал стали приходить ребятишки. Их было много, они были маленькие. Все они разглядывали Ёлочку и шептали: какая она красивая. Ёлочка чувствовала себя очень счастливой. Вскоре вернулся дедушка, он был не один, а со своей внучкой. Дети им очень обрадовались, и называли их Дедом Морозом и Снегурочкой. Так Ёлочка узнала их имена.

Дети стали танцевать и петь песни. Ёлочке было очень весело и ей казалось, что нет на свете более счастливой страны. Наконец Дед Мороз сказал детям: Давайте скорее зажжем нашу Ёлочку. Дети хором сказали волшебные слова, И Ёлочка загорелась яркими красными огнями. Тогда дети взялись за руки, стали водить вокруг Ёлочки хоровод и петь про нее песни. Ёлочка стала королевой бала, она стала самым прекрасным и самым счастливым деревом на свете.

А потом оказалось, что Дед Мороз спрятал под Ёлочкой много-много подарков. Он стал дарить детям подарки и просил их поблагодарить Ёлочку за то, что она сохранила их для детей. Тут Ёлочка поняла, что может не только быть счастливой, но и делать счастливой других.

Вечером, когда все разошлись и все стихло, дедушка спросил Ёлочку: "Понравилось ли тебе в новом мире. "

"Да! Да. - Воскликнула Ёлочка. - Я будто побывала в волшебной сказке." "Так и есть. - ответил ей дедушка. - Эта сказка называется Новый Год!"

5. Подведение итогов (3 мин.)

Все рисунки вывешиваются на доску, учитель отмечает достоинства работ, мягко говорит о недостатках и просит учесть эти замечания в дальнейшей работе. Выставляет хорошие оценки. Можно спросить учеников, чья работа им больше всего нравится (кроме своей). Таким образом можно выставить оценки, учитывая собственное мнение учащихся.

С какой техникой мы сегодня познакомились? (восковые мелки с акварелью)

Всё, ребята, вы хорошо постарались, урок окончен! Пожалуйста, приберите за собой свои рабочие места. С наступающим Новым годом!

Список источников

1. Кузин В.С. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1-9 классы / Кузин В.С., Ростовцев Н.Н., Шорохов Е.В., Шпикалова Т.Я. и др. - М.: Агар, 1996

2. Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1 класс / Кузин В.С., Кубышкина Э.И. - М.: Дрофа, 2009

3. Кунин В.Н. Учимся рисовать / Кунин В.Н. - М.: Эгмонт Россия, 2000



4. "Сказка о Ёлочке" http://eva.ru/kids/read-7321. htm

День был будний, метельный, музейные посетители были редки, и появление старика, в ветхом полушубке, в лаптях-онучах, с мешком за спиной, привлекло любопытство музейских и хорошо запомнилось.

Выдававшая входные ярлычки спросила старика с удивлением: откуда он, и что ему тут нужно?

Старик сказал: «из-под Сарова, пришел Батюшке Серафиму поклониться». Сказал твердо, ― видимо, знал, что не ошибся местом. На его спрос ― «где тут у вас Батюшка Серафим?» ― выдавальщица показала на лестницу: «там укажут».

Как узналось после, она ― «смутилась как-то… забыла приказать старику оставить мешок здесь».

Старик, хоть и очень старый и согбенный, поднимался по лестнице легко и совсем неслышно, в своих лаптях. Лестница была в три колена и крутовата, и бодрость старика удивила выдавальщицу.

На верхней площадке сидела барышня, пробивавшая ярлычки. По ее словам, старик и не задохнулся даже. На досуге, она читала, и неслышное появление такого необычного посетителя испугало даже ее. Она тоже спросила, откуда он, и зачем. Получив тот же ответ, что и нижняя, заинтересовалась «такой редкостью» и, на досуге, без посетителей, стала спрашивать, то и сё, далеко ли отсюда до Сарова, приехал по железной дороге, или подвез кто, как разыскал музей… Старик отвечал ясно и охотно, ― оказался детски-откровенным. Пришел пешком, по обещанию; от Сарова верстов сот пять, шел боле месяца, «все было хорошо, задачливо»; а пришел ― «по маменьину наказу, для памяти». Для какой… «памяти»?

//237

― «Как маменька помирала, ― наказала: «помни, Ваня… вымолила я тебя у Батюшки Серафима…» ― «отмолила, стало-ть, маменька меня…» ― «воздвиг тебя Батюшка Серафим‑Угодник…»

Слово за слово, узнала барышня, ― «как воздвиг». Усадила старика на стул, поотдохнуть, ― пожалела, какой он старый, заросший, «как моховой»; борода стала уж и зеленоватой будто.

И вот, что узнала барышня.

Мальчонком, был он дюже болен, вот помрет; ни рукой ― ни ногой, сразу с чего-то сталось. Все слезы маменька выплакала, все ходила к Батюшке Серафиму на могилку, от их села верстов сорок. И Батюшка Серафим воздвиг его. С той поры всякий год хаживали они на могилку, правили панихидку, ― «порадовать‑поклониться цветочками, с его полянки в бору», а в зимнюю пору еловые лапы в бору ломали и сосновые сучочки с шишечками, на могилку клали ― порадовать. А как «просветились мощи», годов тридцать тому, беспременно два раза на году навещивали. И маменька померла, и жена-покойница померла, и сынка в большую войну убили, и внуки попримерли, «от бедовой жизни», никого у него теперь… а то все ходили, «по завету, для памяти». А как Батюшку Серафима «взяли от нас…» ― стал дознавать, куда увезли его. Верные люди и указали, только молчать велели… Вот и пошел Батюшку искать. И теперь хорошие люди есть, «законные»: и ночевать пускали, и покормят от скудости, и копеечки подавали ― и от них чтобы поклониться Батюшке Серафиму, свечечку родимому, поставить… А то и всплакивали… ― «Скажу им святое слово ― «плачущи утешутся…» ― ан и

//л. 238

станет им весело». Задачливо было всю дорогу. Паренек однораз нагнал, с оружией, который высокой при начальстве, ― «что за человек?.. куда‑а?..» ― стро‑го так было‑окрикнул… а ничего, нестрашный: ― «чать тебе, дед, годов сто будет?..» На ахтынабиль к себе сесть велел… ― «помчало, снегу не видать!..» Сто не сто, а за восьмой десяток много перешло.

Помнилось еще барышне, как другое начальство бумажку ему сунуло, «орленую»: «везде тебя, дед, с колокольным звоном будут встречать с моей бумагой!» ― «Да я ее, малость отойдя, в снег сунул, от греха… ну-ка она неправая?..»

Барышня сама довела старика до той двери… ― и спохватилась, что отпустила его с мешком: «в голову как-то не пришло!» После было ей строгое внушение, но без особых последствий.

Когда старик вернулся оттуда , она сказала ему присесть и подала воды в кружке, но он пить не стал, сказал: «не, там снежку пожую». Она предложила ему кусочек сахару, «для силы», но он отвел ее руку с сахаром: «не, милая… меня и покормят, и чайком напоят… хорошие люди есть». Ей стало грустно: не принял от нее водицы даже.

Из расспросов у старика и по рассказам музейским… ― (это «явление» произвело сильное впечатление даже и на «ответственных» при том отделе), ― узналось, что произошло там .

Дававшая объяснения посетителям, «ответственная», ‑«была, прямо, поражена» появлением старика с мешком. Старик нимало не смущался, объяснений не слушал, а первым делом спросил‑перебил: «где положили Батюшку Серафима Преподобного… от

//239

нас взяли из Сарова?..» Она показала на витрину. Он поглядел на «ответственную» «недоверчиво», и перебил настойчиво, строго даже: «а не обманываешь?.. самый тут Батюшка Серафим и покоится ?!..» Она сказала «этому темному»: «ясно ― тут! вон, за стеклом, и косточки…»

И слухов, ходивших среди музейских, узналась «вся история».

«Ответственная» сначала ― «немножко растерялась, но взяла себя в руки», велела старику отдать ей мешок: «с вещами у нас нельзя!.. как тебя пропустили?!..» Старик отмахнулся головой и сказал ― «упрямо»: «не, не дам я тебе мешка!.. это Батюшке Серафиму, память». Она оставила: «что требовать с такого !..» ―

Подойдя к указанной витрине, где были «останки из Сарова», старик трижды перекрестился и положил три земных поклона. «Ответственная» хорошо не помнила, смотрел ли старик за стекло … ― «кажется, поглядел». Но заметила, что в его бороде блестели слезы… Говорили, что, по ее словам, ― «досадно ей как то стало… жалкий, темный народ!»

Положив поклоны, старик снял со спины мешок и стал развязывать… Она сейчас же ему сказала, возвысив голос: «что..?!.. что ты?! нельзя у нас!..» ― не зная, что вынет он из мешка, но чувствуя «что‑то недопустимое». Старик отмахнулся, хрипнул что‑то такое, вроде… ― «ну, тя..!» ― схватил мешок за углы и вытряхнул под витрину, на пол… ― «е‑лки… и какие‑то шишки!..» Она крикнула на него ― «нельзя!.. тут у нас не базар!..» Старик ― словно и не слыхал: ткнулся головой в елки, «потрясся там»… и, стоя на коленях, ― «стал

//240

тянуть, жа‑лобно‑плаксиво»… ― передавали музейские шепотком:

«…роди‑мый ты на‑ш.., Ба‑а‑тюшка Серафи‑им… пришел к тебе… Ваню‑шка‑а… по‑мню.., го‑лу‑бчик ты ша‑аш… Ба‑атюшка Серафи‑им… Угодник Бо‑о‑жий..!»

«Ответственная» ясно видела, как по его «страшному, изможденному лицу градом катились слезы…» Все же она строго выговорила ему, что ― «это у нас никак нельзя!.. что это ?! к чему это ?..»

Старик… ― «конечно, понял по‑своему, наивно…» ― и едва выговорил вдруг посеревшими губами, «ласково как‑то даже, совсем по‑детски… бесцельно было, конечно, такому , что‑нибудь втолковывать…» ― ― ―

«Еловые лапы это… с самого борку Батюшки… любил Батюшка свой борок… па‑мять наша… в память это ему, по маменьке…»

Перекрестился, едва поднялся ― и побрел, нетвердо, волоча свой мешок.

Барышня‑пробивальщица увидала старика ― «совсем изнеможенного, желтого-желтого, как покойник…» ― перепугалась, ― ну-ка, он тут помрет! ― и усадила его на стул, видя, как он мотается. Он сел и разинул рот… воздуху нехватало, «свистело в нем». И вот, тут, она подала ему воды, но он не принял. Потом, путаясь пальцами, долго складывал свой мешок, приглаживая его ровней, ― сунул за полушубок. Когда чуть отдышался, стал нашептывать, себе будто, что привел Господь… поклониться Батюшке Серафиму… Преподобному… теперь спокойно пойдет домой. И так благодушно огляделся… Она спросила ― «а что же с мешком..? почему пустой?..»

//241

Он, будто, улыбнулся, все головой покачивал, чего-то думал. Досказал, спокойно совсем, будто гляделся в свои думы: «стро-га-а… а ничего… ничего… кричит свое ― «выкинем, сожгем!..» ― что ж… ничего, ты свое делай… чего тебе велят… а я свое… сделал… маменька покойная… наказывала.. тута вот…» И стал потирать у сердца.

Расстроился, что ли, с дум своих… ― захлюпал. У барышни, ― сказывала она, ― «сжалось сердце». Горько было, что и воды от нее не принял. Помнила его слова: «не… там, снежку пожую…» Она не обижалась, чувствуя, почему он не принял и так сказал… но ей было не по себе.

Поотдохнул и пошел, сказавши: «прощай, милая…»

Долго вспоминали об этом посещении, потом забылось.

* * *

Не прошло года, было в самом начале августа. Та же барышня вдруг опять увидала старика. Он был в том же полушубке, в лаптях, с мешком. Стал, кажется, еще старей и слабей. Она напомнила ему, и он признал ее. На ее вопрос ― «с елочками?..» ― сказал: «да, милая… еловые лапы, Батюшке Серафиму». Намачивал дорогой, не посохли чтобы, не пообсыпались.

Было, как и в тот раз: поклоны и «память‑радование» ― еловые лапы и сосновые ветки в шишечках. Никто там ни слова не сказал старику. Он ушел с миром, благостный. Ласково сказал барышне: «ну, милая… прощай».

Больше не приходил.

Июль, 1947.

Париж.

ШМЕЛЕВ И.С. СВЕТ ВЕЧНЫЙ. PARIS , 1968




Top