Фактура, музыкальный склад, фактурное преобразование гармонии, неаккордовые звуки. Музыкальная фактура и ее виды (23)

Фактура в музыке

(от лат. facere - делать) - манера технической и художественной работы в музыкальном изложении у композиторов, напр. Ф., или работа, контрапунктическая - в сочинении, отличающемся самостоятельностью и рельефностью каждого голоса; Ф. гармоническая - в которой преобладает аккордовое звукосочетание.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Фактура в музыке" в других словарях:

    Латинское слово «facturo» означает обработка, делание, а в переносном значении устройство. Пожалуй, это последнее слово и определит лучше всего, что такое фактура в музыке. Это самый склад, устройство музыкальной ткани, совокупность ее элементов … Музыкальный словарь

    - (лат. factura делание, творение). 1) подробная роспись проданного товара с обозначением цен; накладная или счет. 2) план, обработка частей музыкального произведения. 3) у французов: регистр в органах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от лат. factura обработка) ..1) в музыке конкретный звуковой облик произведения. Компоненты фактуры тембр, регистровое положение, голосоведение и др2)] В изобразительном искусстве характер поверхности произведения … Большой Энциклопедический словарь

    ФАКТУРА, фактуры, жен. (лат. factura произведение). 1. только ед. Своеобразие художественной техники в поэзии, музыке, живописи или скульптуре (иск.). Подделаться под фактуру пушкинского стиха очень трудно. 2. Препроводительная опись посланного… … Толковый словарь Ушакова

    - (лат. factura изготовление, обработка, строение, от facio делаю, осуществляю, формирую; нем. Faktur, Satz склад, Satzweise, Schreibweise манера письма; франц. facture, structure, conformation устройство, сложение; англ. facture, texture,… … Музыкальная энциклопедия

    фактура - ы, ж. 1) только ед. Своеобразие художественной техники в произведениях искусства. Фактура картины. Фактура симфонии. [Ломоносов] первым установил фактуру стиха, ввёл в русское стихотворение метры, свойственные духу языка (Белинский). 2) только ед … Популярный словарь русского языка

    - (от лат. factūra обработка, строение) характер поверхности художественного произведения, её обработки в изобразительных искусствах, своеобразие художественной техники в поэзии, музыке, живописи или скульптуре. Также под фактурой… … Википедия

    Ы; ж. [от лат. factura обработка, строение] 1. Характер обработки, строение какого л. материала, определяющие его внешний вид. Гладкая, ворсистая ф. ткани. Интересная ф. дерева. Ф. стекла, гранита. Воспроизвести фактуру мрамора. Обрабатывать… … Энциклопедический словарь

    - (от лат. factura – обработка, строение) в изобразительных искусствах, характер поверхности художественного произведения, её обработки. В живописи Ф. – характер красочного слоя: например, «открытая» Ф. (широкий мазок, неровный слой краски) … Большая советская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Склад (значения). Склад (нем. Tonsatz, франц. écriture, англ. texture) в музыке принцип сложения голосов или/и созвучий, реферируемых по их музыкально логической и технико композиционной функции.… … Википедия

Ч итая очередной номер глянцевого журнала про с высокой вероятностью можно наткнуться на советы по грамотному планированию покупок при посещении магазинов. Среди прочих ценных рекомендаций профессиональных стилистов о том, что ходить надо с предварительно составленным списком нужных вещей, что продавцов бояться не нужно, что вещи желательно примерять в том, с чем собираешься их носить, можно встретить и такой ценный совет как подбор вещей, совместимых по фактуре. Все про это слышали не один раз, но далеко не каждая из нас сможет внятно объяснить, что такое фактура ткани, и с чем ее надо совмещать.

Итак, фактура ткани - это структура её поверхности, которая влияет на рельефность, рисунок лицевой поверхности , блеск, т.е. на внешний вид ткани, а также свойства. По степени выразительности фактуры ткани можно подразделить на ткани с богатой фактурой (фактурные) и ткани с бедной фактурой (безфактурные). Элементами фактуры, создающей красоту тканей, являются: полоски (продольные, поперечные, косые); эффекты гофре и клоке; зернистость; ворсистая поверхность; ткацкие узоры, фигурные рельефы, созданные за счет рельефных нитей; рельефы стойкого тиснения. По фактуре различают ткани: с открытым, закрытым и полузакрытым ткацким рисунком. А если говорить совсем простым языком, то фактура ткани – это внешний вид ткани. То есть, насколько Вам она кажется гладкой или шероховатой, рельефной, мягкой или жесткой, блестящей или матовой, прозрачной или непрозрачной и т.д.

Виды фактуры ткани

Мягкие ткани хорошо драпируются, ниспадают красивыми складками и фалдами, образуя красивые округлые линии. Такие ткани хороши для всех типов женских фигур , так как полным придают мягкость, а у худых скрадывают угловатость. Сюда относятся крепы, крепдешин, шифон, шелк, атлас и др.

Жесткие ткани дают эффект угловатых линий, четких складок на изделии. Подходят для одежды строгих форм. Их следует носить миниатюрным и хрупким женщинам. В эту группу тканей входят тафта, муар, парча, вельвет, деним и др.

Прозрачные ткани - шифон, креп-жоржет, маркизет и др. - часто используются для отделки изделий в виде вставок, различных деталей. Эти ткани чаще всего можно встретить в фасоне с мелкими сборками, складками, драпировками и пышными юбками. Они эффектны на молодых женщинах и девушках с тонкой, изящной фигурой. Они способны сделать ансамбль более легким и воздушным, чем существенно "облегчают" силуэт. Не подходят очень полным, пожилым и женщинам с ярко выраженной спортивной фигурой.

Матовые ткани хороши для всех типов фигур. Они поглощают свет и зрительно делают стройнее. Присмотритесь к разновидностям крепа. Он великолепно подчеркивает стройность фигуры.

Блестящие ткани - креп-сатин, атлас, разновидности шелка и др. - не рекомендуются пожилым и полным женщинам. Такие ткани отражают свет, а потому обладают эффектом, противоположным матовым тканям, выявляя мелкие недостатки фигуры. Блестящую и рельефную поверхность часто называют фантазийной фактурой. Такие ткани, фокусируя на своей поверхности свет, делают обладательницу данного наряда центром внимания. К тканям с рельефной и блестящей фактурой относятся ткани, имеющие в своем составе люрекс, отделанные бисером, стеклярусом, пайетками и т.п., а также парча, тафта и т.п.

При астеническом типе телосложения и достаточно тонких чертах лица подойдут ткани тонкого плетения, такие, как шелк, шифон, кружева и т.п. Изделия из массивных и тяжелых тканей выбирать не стоит. Очень украсит тонкая декоративная отстрочка по краям, маленькие пуговицы, мелкая отделка.

Широкий костяк и крупные черты лица предполагают выбор одежды из более "тяжелых" тканей: плотный шелк и атлас, трикотаж, замша, кожа. Отделка и детали должны соответствовать особенностям фигуры: чем крупнее фигура, тем массивнее должны быть украшения и аксессуары .

Фактура ткани имеет большое значение в зрительном восприятии объемности и тяжеловесности изделия. Например, шероховатая и рельефная фактуры увеличивают зрительную объемность и тяжеловесность, а гладкая фактура, наоборот, придает одежде легкость, зрительно уменьшает объем.

Сочетание фактуры тканей в одежде

Так что же означает пресловутая "совместимость тканей по фактуре"? В связи с тем, что на фактуру материала влияет буквально все, что происходило с ним в процессе производства, то и совместимость бывает очень разной и разнообразной. Можно говорить о том, с чем совместимы прозрачные ткани, или мягкие драпирующиеся ткани, или матовые и тяжелые, или блестящие и воздушные. И еще много-много подобных вариаций на заданную тему. Это говорит о том, что какой-то правильной, кем-то единожды установленной совместимости вещей по фактуре не существует. Есть лишь общие тенденции, годами наработанные и общепринятые зарисовки, подчиняющиеся лишь одному закону – закону гармонии, когда фактура каждой из сочетаемых тканей должна выявлять, подчеркивать внешние качества другой. Давайте рассмотрим более подробно некоторые сочетания фактуры различных тканей в гардеробе.

Красота фактуры плотных матовых крепов и вуалей сильнее выявляется в сочетании их с блестящей тканью, такой как атлас, креп-сатин, лаке:

Глубокий цвет бархата в сочетании с матовой тканью-тафтой, муаром, репсом, усиливается и выигрывает:


Букле выигрышно сочетается с черным блестящим лаком или гладким мехом:


Замша отлично сочетается с трикотажем, твидом и даже тонкой шерстью!:


Рассмотрим прозрачные ткани. Можно комбинировать плотное и прозрачное (шерсть, джерси и шифон). Другой вариант: наложение прозрачной сетки на основную ткань.


Ткани другой фактуры также применяются для усиления эффекта конструктивных линий: талии, пройм, горловины, бедер. В основном это достигается использованием контрастной ткани или тесьмы.

Фото с сайта: small-house.ru

Обустраивая собственное жилище с нуля, все люди желают отделать и облицевать его снаружи и внутри таким образом, чтобы помещения выглядели модными, стильными и красивыми, а вместе с тем оставались функциональными. Да и к повторному ремонту желательно не возвращаться как можно дольше, или же свести к минимуму возможные работы в будущем. Именно для таких целей, а еще для придания вашему дому особой индивидуальности и оригинальности, и существует декоративная штукатурка, виды и способы нанесения которой мы обсудим сегодня.

Декоративная штукатурка: виды фактур и основные особенности

Фото с сайта: tvoyprorab.com

Подобная отделка известна уже достаточно давно, однако в нашей стране стала приобретать популярность лишь несколько лет назад, благодаря удобству и простоте нанесения, легкости в уходе, уникальным свойствам и эксплуатационным качествам, а также особой долговечности. Всевозможные разновидности декоративной штукатурки поражают воображение, при помощи такой отделки можно превратить стены в подобие древесины, натуральной кожи, металла, бетона, да и вовсе сделать не похожими, ни на один известный на планете материал.

Определение

Не помешает разобраться, что собой представляет декоративная штукатурка, а виды фактур на фото проиллюстрируют это наиболее простым и доступным образом. В подготовленном к нанесению на стены виде, такие материалы напоминают неоднородную массу, которая быстро сохнет, приобретая любую форму с фактурной поверхностью, делая ее неровной и рельефной.

Оригинальная декоративная штукатурка, фото и виды которой мы обсудим детально и подробно, может производиться на основе разнообразных материалов, отчего зависит правильная подготовка поверхности, технология покрытия стен, а также внешний вид на завершающем этапе. Неровная, имеющая особую фактуру поверхность стены с подобного рода отделкой может весьма удачно скрыть неидеальность и дефекты стен. Однако стоит быть предельно внимательными, так как некоторые виды декоративной штукатурки способны наоборот выделить и подчеркнуть недостатки плохо подготовленной поверхности.

Фото с сайта: Remoo.RU

  • Минеральные смеси для декоративной фактурной штукатурки наиболее востребованы и распространены на рынке, ввиду их революционно низкой стоимости и простоты в нанесении. Такие готовые составы нужно будет просто разбавить водой, а потом намазать на предварительно прогрунтованную поверхность. Минеральные виды декоративной штукатурки стен позволяют им дышать, являются экологичными, простыми в уходе и выглядят красиво.
  • Акриловая штукатурная смесь чаще всего продается уже в полностью готовом для применения виде, в пластиковых ведрах и бочонках. Это наиболее прочное и надежное покрытие для стен, которое легко моется, выглядит великолепно, не боится совершенно никаких внешних факторов и угроз, не позволяет развиваться грибкам и плесени, а подойдет под совершенно любой стиль оформления.
  • Силикатная штукатурка отлично впишется в какой-либо интерьер. Она имеет водоотталкивающие свойства, но чрезмерно прочной ее назвать нельзя, так как подобный вид декоративной штукатурки для стен боится даже средних механических повреждений.
  • Еще один действительно подходящий вариант – силиконовые смеси для отделки внутренних, а также наружных стен зданий. Стоимость такой штукатурки на рынке самая высокая, но и качества ее действительно экстраординарны: водоотталкиваемость, невероятный уровень адгезии к любым поверхностям, обилие расцветок и фактур, пылеотталкивающие свойства, простота в уходе и необычный внешний вид.

Фото с сайта: decoholic.org

Кроме состава, отличаются и виды нанесения декоративной штукатурки, которые и обуславливают оригинальную текстуру окончательного рисунка на внешней поверхности стены. Именно от того, каким образом мастер наносит штукатурку, будет зависеть весь конечный результат и если некоторые варианты можно вполне сделать совершенно без подготовки, то иные даются только опытным специалистам, а самостоятельные попытки, без точного понимания и знания технологии, обречены на провал. Давайте же разбираться, какие существуют виды декоративной штукатурки, а фото с названиями помогут сделать окончательный выбор.

Обычная монолитная штукатурка

Фото с сайта: ytimg.com

Наиболее распространенным видом декоративных штукатурок для внутренней отделки является монолитный вариант. Это как раз то самое покрытие, которое мы чаще всего видим на стенах. После нанесения подобного покрытия они становятся гладкими и ровными, отчего и получили такое название – монолит. В результате всех действий получается долговечный и надежный слой, не боящийся влаги, а также механических повреждений среднего уровня.

Фото с сайта: жилстройзаказчик.рф

Монолитные виды отделки декоративной штукатуркой можно дополнительно обработать, к примеру, выкрасить в какой-либо подходящий цвет, а можно и оставить без финальной отделки. В полном смысле назвать подобный вид обработки декоративным, наверное, нельзя, однако умело выкрашенные, а бывает и с целыми картинами, данные покрытия становятся привлекательными и необычными.

Штукатурка для стен и фасадов терразитовая

Фото с сайта: lstkgroup.com

Существует множество разнообразных видов внутренних декоративных штукатурок, но есть и варианты универсальные, которые подойдут не только для внутренней облицовки, но также и для наружной отделки фасадов. Отличным примером такого варианта станет терразитовая штукатурка, необычная и невероятно оригинальная. Это особый состав, который поможет сымитировать натуральные горные породы, придавая зданию непохожую ни что фактуру.

Фото с сайта: sprb.by

По сути, это может быть обычная цементная штукатурку, однако с целым набором наполнителей, которые и придают ей фактурную поверхность и нестандартный внешний вид. К примеру, в состав может входить кварцевый песок, слюда, каменная крошка и пыль, да и вообще любой более или менее подходящий материал.

Фото с сайта: otdelka-s-profi.ru

Разновидности декоративной штукатурки и способы нанесения ее на стены лучше всего внимательно рассмотреть на видео, причем это работа далеко не для новичка, да и применять данный вид более целесообразно снаружи зданий, так как при нанесении предполагается сильный шум, пыль, грязь, придется привезти громоздкое специальное оборудование, но многих это вовсе не останавливает, так внешний вид покрытия способен поразить даже видавших виды мастеров.

Жидкий венецианский мрамор

Фото с сайта: s-media-cache-ak0.pinimg.com

Все виды декоративной штукатурки по-своему хороши, но есть и такие, которые из обычной квартиры могут сделать роскошный дворец, а венецианский вариант как раз можно причислить к подобным. Венецианская штукатурка известна людям более четырех сотен лет, правда, тогда она производилась исключительно на известковой основе, сейчас же в ее состав неминуемо входят полимеры и пластификаторы, к примеру, акрилаты, что придают ей особые свойства и качества.

Фото с сайта: ujutnovdome.ru

Подобные виды декоративных штукатурок для внутренней отделки довольно трудны в нанесении, но зато выглядят просто потрясающе и фото лучшее тому доказательство. Для достижения максимального эффекта порой требуется наложить от четырех, до десяти слоев, что значительно растягивает работу во времени. Чаще всего составы для венецианки содержат мраморную муку и крошку, что и придает помещению особый роскошный вид, вырубленной в цельном камне комнаты.

Всем известный короед

Фото с сайта: abvmaster.ru

Сейчас действительно существует колоссальное количество видов декоративных штукатурок для внутренней отделки стен, но самым известным и популярным, конечно же, уже на протяжении нескольких десятков лет, является пресловутый короед. Этот тип фактурного покрытия прост в нанесении и уходе, а также дает довольно широкие возможности для применения собственной фантазии в дизайне.

Фото с сайта: etotdom-39.cdn.pjtsu.com

В состав смеси для короеда добавляются специальные гранулки, которые при растирании по поверхности, создают причудливый рисунок из канавок и бороздок. В зависимости от движений мастера, бороздки могут быть расположены вертикально, горизонтально, диагонально или же в совершенно хаотичном порядке.

Фото с сайта: bruscottages.ru

Этот вид декоративной штукатурки для стен подойдет для любого помещения в каком угодно стиле, станет прекрасным выбором, как для внутренней, так и для наружной отделки, отлично впишется практически в любую дизайнерскую концепцию, а фото свидетельствует об этом в полной мере.

Искусственное состаривание или кракелюр

Фото с сайта: decor-live.com

Очень необычно и привлекательно выглядит такой вид декоративной штукатурки для внутренних работ, как кракелюр, в последние годы приобретший просто невероятную популярность. Действительно, пройти мимо подобного шедевра сложно, а секрет кроется в уникальном составе специальных смесей. После высыхания, они сами живописно растрескиваются, придавая стенам невероятно аутентичный старинный вид.

Фото с сайта: versagel.by

Штукатурные покрытия с эффектом кракелюра могут выглядеть еще более экстремально и привлекательно, если все трещинки основательно подкрасить кисточкой. Профессиональные мастера поступают несколько по-другому, они сперва покрывают стену монолитной штукатуркой, в которую добавлен контрастный колер, а сверху проходятся кракелюром. Тогда рисунок получается невероятно объемным и интересным.

Сложно, но возможно: сграффито

Фото с сайта: infodomov.ru

Довольно трудными в реализации являются виды декоративной штукатурки, под названием граффито или же сграффито, появившиеся довольно давно, но широкого распространения так и не получившие, ввиду проблемного нанесения. Создание подобного штукатурного слоя потребует очень много времени и внимания, в особенности, от новичка, который ранее ничего подобного не делал.

Фото с сайта: 1-metr.com

Суть работы такова, что нужно наносить штукатурку любого выбранного типа в несколько слоев, а потом, пока финишный слой еще не полностью просох, снимать часть смеси специальными лопаточками или резаками по трафарету или собственному рисунку. Понятно, что работа вас ждет довольно кропотливая, но результат обязательно превзойдет все ожидания.

Моделирующая штукатурка для стен

Фото с сайта: sib-life.com

Хорошим выбором для внутренней отделки самых разнообразных комнат и помещений в доме, станет моделирующая декоративная штукатурка, а виды нанесения штукатурки подобного плана во многом будут отличаться от желания и мастерства специалиста. В состав смесей для моделирующих покрытий зачастую входят самые разнообразные наполнители, к примеру, натуральные и искусственные волокна и гранулы, каменная крошка и пыль, деревянная стружка и прочее.

Фото с сайта: myshtukaturka.ru

Однако изначальная фактура покрытия, это только первый шаг к созданию уникального оформления вашей комнаты. Необычные и рельефные фактуры при помощи подобных смесей может сделать любой мастер, легко и просто оперируя какими угодно подручными средствами, на манер смятого полиэтиленового пакета, обычной губки, бумаги, кисти или жесткой щетки, фактурного валика, тряпки, веника и вообще, чего угодно.

Строго и сосредоточенно звучат молитвенные аккорды духовного песнопения под сводами собора… Встревоженно переливаются фигурации в первой части фортепианной Людвига ван Бетховена… Ведут вежливый спор голоса в фуге Иоганна Себастьяна Баха… Столь различный облик этих произведений объясняется многими их чертами, и далеко не последнюю роль играет разница в фактуре.

Фактурой называется строение музыкальной ткани, ее склад, совокупность и взаимодействие ее «составных частей». Если музыкальная форма организует произведение «по горизонтали», упорядочивая его развертывание во времени, то фактура – это «вертикальный срез», ее можно назвать «пространственной координатой». Он нее зависит, ощутим ли мы при прослушивании музыки бескрайний простор или надвигающуюся лавину, легкую полетность или тяжелую поступь.

Разные исторические эпохи порождали свои типы музыкальной фактуры. Самая древняя ее разновидность называется монодией (от греческих слов «моно» – один – и «ода» – песнь, таким образом, монодия – это то, что «поет один»). Так называют одноголосную мелодию – и не просто одноголосную, а по природе своей не предполагающую никаких других голосов, самодостаточную. Таковы, например, русские народные песни в жанре протяжной (другими они и не могли быть – ведь никто не аккомпанировал женщине, поющей длинными зимними вечерами за прялкой о своей тяжкой женской доле).

Столь же древним видом фактуры считается гетерофония: в движении нескольких голосов некоторые из них «отступают» от основной мелодии (изначально это было обусловлено и индивидуальными голосовыми различиями, и фантазией каждого из участников исполнения). Отступление может быть разным – от движения параллельными интервалами до появления относительно самостоятельных подголосков.

Следующим по «старшинству» типом фактуры можно назвать полифонию. Она бывает разной – в музыкальном фольклоре разных народов часто встречается подголосочная полифония, а в профессиональной музыке полифония строгого стиля хронологически предшествовала полифонии свободного стиля.

Большинству наших современников, пожалуй, наиболее близка и знакома гомофонно-гармоническая фактура – мы услышим ее и в сонатах , и в операх , и даже в песнях, которые звучат на современной эстраде. Ее главная особенность – четкое разделение на главенствующий мелодический голос и все остальные элементы, которые его сопровождают.

Особый тип фактуры – аккордовая, ее еще называют хоральной, поскольку она особенно типична для духовных песнопений (хоралов).

Весьма необычные варианты музыкальной фактуры породил ХХ век – им зачастую даже трудно дать однозначное определение, настолько «разорванной», рассредоточенной по регистрам может становиться музыкальная ткань. Но в музыке Новейшего времени фактура может играть определяющую роль, становясь главным выразительным средством, в то время как мелодии вообще может не быть.

От начала-1.24

Любой из этих типов фактуры, сформировавшись в определенную эпоху, оставался в «арсенале» средств музыкальной выразительности и продолжал использоваться композиторами. Выбор фактуры – как и любого другого средства музыкальной выразительности – диктуется сущностью образа. Например, для создания образа величественного или возвышенного идеально подойдет хоральная фактура, а для выражения трепетного чувства – гомофонно-гармоническая, состоящая из выразительной мелодии и взволнованного аккомпанемента.

Небольшое произведение (например, романс или прелюдия) может быть выдержано в одной фактуре (впрочем, не обязательно), но в произведении крупном смена типов фактуры неизбежна. Например, в некоторых сонатах Людвига ван Бетховена наряду с гомофонией присутствуют полифонические разделы. Фактура может быть смешанной – в гомофонно-гармоническую музыкальную ткань могут вводиться полифонические элементы (подголоски, контрапункты). Смена фактуры – одно из самых впечатляющих средств музыкального развития, она всегда углубляет и подчеркивает контрасты, достаточно вспомнить, как в начале фортепианной Ференца Листа грозная «речь», излагаемая в октаву, сменяется весьма плотной музыкальной тканью, заполненной тревожно «бегущими» мелкими длительностями – и вот уже обозначен главный конфликт произведения… А как впечатляют изящные фигурации, «разбавляющие» сдержанную аккордовую структуру темы в первой части Вольфганга Амадея Моцарта!

Но, хотя даже в одном произведении могут сочетаться различные виды фактуры, все же у каждого композитора есть свои излюбленные приемы, которые определяют его творческий облик не в меньшей степени, чем характер мелодий. И потому музыканты и любители музыки очень часто говорят о «прозрачной фактуре» или «мощной фактуре» .

Все права защищены. Копирование запрещено


Отличия склада и фактуры. Критерии складов. Монодический, полифонический и гармонический склады.

Склад (нем. Satz, Schreibweise; англ. setting, constitution; франц. conformation) - понятие, определяющее специфику развёртывания голосов (голоса), логику их горизонтальной, а в многоголосии также вертикальной организации.

Фактура (лат. factura - изготовление, обработка, строение, от facio - делаю, осуществляю, формирую; нем. Faktur, Satz - склад, Satzweise, Schreibweise - манера письма; франц. facture, structure, conformation - устройство, сложение; англ. facture, texture, structure, build-up; итал. strutture). В широком смысле - одна из сторон муз. формы, входит в эстетико-философское понятие муз. формы в единстве со всеми средствами выразительности; в более узком и употребит. смысле - конкретное оформление муз. ткани, муз. изложение.

Склад и фактура соотносятся как категории рода и вида. Например, аккомпанемент (как функциональный слой) в гомофонно-гармоническом складе может быть выполнен в виде аккордовой либо фигурационной (например, арпеджированной) фактуры; полифоническая пьеса может быть выдержана в гоморитмической (
в которой каждый голос многоголосного целого движется в одном и том же ритме) либо имитационной фактуре и т.п.

Монодия и ее исторические формы. Отличие монодического склада от монофонической фактуры .

Монодия (с греч. - пение или декламирование в одиночку) - музыкальный склад, главным фактурным признаком которого является одноголосие (пение или
исполнение на музыкальном инструменте, в многоголосной форме - с дублировками в октаву или унисон). В отличие от одноголосно исполняемых (монофоническая фактура) новоевропейских мелодий, так или иначе обрисовывающих или подразумевающих тональные функции, произведения монодического склада не подразумевают никакой гармонизации - закономерности их звуковысотной структуры современная наука объясняет имманентно, как правило, с позиций модальности. Таким образом, монодические сочинения - не то же самое, что одноголосные сочинения (монофоническая фактура). В теории музыки монодия противопоставляется гомофонии и полифонии. Монодич. склад предполагает только "горизонтальное измерение" без каких бы то ни было вертикальных отношений. В строго унисонных монодич. образцах (григорианское пение, знаменный распев) одногол. муз. ткань и фактура тождественны. Богатая монодическая фактура отличает, напр., музыку вост. народов, не знавших многоголосия: в узбекском и таджикском макоме пение дублируется инструментальным ансамблем с участием ударных, исполняющих усуль. Монодический склад и фактура легко переходят в явление, промежуточное между монодией и полифонией, - в гетерофонное изложение, где унисонное пение в процессе исполнения усложняется различными мелодико-фактурными вариантами.

Монодической по складу была античная (древнегреческая и древнеримская) музыка. Монодичны песни европейских менестрелей - трубадуров, труверов и миннезингеров, древнейшие традиции богослужебного пения в христианской церкви: григорианский хорал, византийские и древнерусские распевы, средневековые
паралитургические песни - итальянские лауды, испанские и португальские кантиги, одноголосные кондукты, все региональные формы восточного макамата
(азербайджанский мугам, персидский дестгях, арабский макам и т.д.).

Словом «монодия», по (ложной) аналогии с античной монодией, западные музыковеды (с 1910-х годов) обобщённо называют сольное пение с инструментальным
сопровождением (как правило, ограниченным цифрованным басом), то есть экземпляры гомофонно-гармонического склада, которые наблюдаются в итальянской и немецкой музыке раннего барокко (приблизительно между 1600 и 1640 годами) - арии, мадригалы, мотеты, песни и т.п.

Термин «монодический стиль» (stylus monodicus, вместо распространённого тогда stylus recitativus) по отношению к музыке Каччини, Пери и Монтеверди в 1647
году предлагал Дж.Б. Дони.

Полифония и ее виды. Сложный контрапункт.

Полифония (от греч.- многочисленный и - звук) - склад многоголосной музыки, характеризуемый одновременным звучанием, развитием и взаимодействием нескольких голосов (мелодических линий, мелодий в широком смысле), равноправных с точки зрения композиционно-технической (одинаковые для всех голосов приёмы мотивно-мелодической разработки) и музыкально-логической (равноправные носители «музыкальной мысли»). Словом «полифония» также называют музыкально-теоретическую дисциплину, занимающуюся изучением полифонических композиций (ранее «контрапункт»).

Сущность полифонич. склада - соотнесённость одноврем. звучащих мелодич. линий, относительно самостоят. развитие к-рых (более или менее независимое от возникающих по вертикали созвучий) составляет логику муз. формы. В полифонич. муз. ткани голоса обнаруживают тенденцию к функциональному равноправию, но могут быть и разнофункциональными. Среди качеств полифонич. Ф. существ. значение имеют плотность и разреженность ("вязкость" и "прозрачность"), к-рые регулируются числом полифонич. голосов (мастера строгого стиля охотно писали для 8-12 голосов, сохраняя один тип Ф. без резкой смены звучности; однако в мессах было обычаем оттенять пышную полифонию лёгким двух- или трёхголосием, напр. Crucifixus в мессах Палестрины). У Палестрины лишь намечаются, а в свободном письме широко применяются приёмы полифонич. сгущения, уплотнения (особенно в конце произв.) с помощью увеличения и уменьшения, стретты (фуга C-dur из 1-го тома "Хорошо темперированного клавира" Баха), разнотемных сочетаний (кода финала симфонии c-moll Танеева). В примере ниже характерны фактурное сгущение благодаря учащённому пульсу вступлений и фактурное разрастание 1-го (тридцатьвторые) и 2-го (аккорды) элементов темы: Ф. д" Ана. Отрывок из мотета.

Противоположный случай - полифонич. Ф., основанная на полной метроритмич. независимости голосов, как в мензуральных канонах (см. пример в ст. Канон, колонка 692); самый распространённый тип комплементарной полифонич. Ф. определяется тематич. и ритмич. подобием самостоят. голосов (в имитациях, канонах, фугах и др.). Полифонич. Ф. не исключает резкого ритмич. расслоения и неравнозначного соотношения голосов: контрапунктирующие голоса, движущиеся относительно мелкими длительностями, образуют фон для главенствующего cantus firmus (в мессах и мотетах 15-16 вв., в органных хоральных обработках Баха). В музыке более позднего времени (19-20 вв.) развивается разнотемная полифония, создающая необычайно живописную Ф. (напр., фактурное сплетение лейтмотивов огня, судьбы и сна Брунгильды в заключении оперы "Валькирия" Вагнера).

Среди новых явлений музыки 20 в. должны быть отмечены: Ф. линеарной полифонии (движение гармонически и ритмически не соотнесённых голосов, см. "Камерные симфонии" Мийо); P., связанная со сложными диссонирующими дублировками полифонич. голосов и переходящая в полифонию пластов (часто в произв. О. Мессиана); "дематериализованная" пуантилистич. Ф. в соч. А. Веберна и противоположная ей многогол. тяжесть орк. контрапункта А. Берга и А. Шёнберга; полифонич. Ф. алеаторных (у В. Лютославского) и сонористич. эффектов (у К. Пендерецкого).

О. Meссиан. Epouvante (Ритмический канон. Пример No 50 из его книги "Техника моего музыкального языка").

Полифонию разделяют на виды:

Подголосочная полифония , при которой вместе с основной мелодией звучат её подголоски, то есть несколько отличающиеся варианты (это совпадает с понятием гетерофония). Характерна для русской народной песни.

Имитационная полифония , при которой основная тема звучит сначала в одном голосе, а потом, возможно, с изменениями, появляется в других голосах (при этом основных тем может быть несколько). Форма, в которой тема повторяется без изменений, называется каноном . Вершиной имитационной полифонии является фуга .

Контрастная полифония (или полимелодизм), при которой одновременно звучат разные мелодии. Впервые появилась в XIX веке.


Сложный контрапункт
- полифоническое сочетание мелодически развитых голосов (разных или при имитации подобных), к-рое рассчитано на контрапунктически видоизменённое повторение, воспроизведение с изменением соотношения этих голосов (в отличие от простого контрапункта - нем. einfacher Kontrapunkt - полифонич. соединения голосов, употребляемого только в одной, данной их комбинации). За рубежом термин "С. к." не применяется; в нем. музыковедческой лит-ре используется родственное ему понятие mehrfacher Kontrapunkt, обозначающее только тройной и четверной вертикально-подвижной контрапункт. В С. к. различаются первоначальное (данное, исходное) соединение мелодич. голосов и одно или несколько производных соединений - полифонич. вариантов первоначального. В зависимости от характера изменений существуют, согласно учению С. И. Танеева, три главных вида С. к.: подвижной контрапункт (подразделяемый на вертикально-подвижной, горизонтально- подвижной и вдвойне-подвижной), обратимый контрапункт (подразделяемый на полный и неполный обратимый) и контрапункт, допускающий удвоения (одна из разновидностей подвижного контрапункта). Все указанные виды С. к. нередко комбинируются; напр., в фуге Credo (No 12) из мессы h-moll И. С. Баха два вступления ответа (в тактах 4 и 6) образуют первоначальное соединение - стретту с расстоянием вступления 2 такта (воспроизведено в тактах 12-17), в тактах 17-21 звучит производное соединение во вдвойне-подвижном контрапункте (расстояние вступления 11/2 такта с вертикальным смещением ниж. голоса первоначального соединения вверх на дуодециму, верхнего - вниз на терцию), в тактах 24-29 образуется производное соединение от соединения в тактах 17-21 в вертикально-подвижном контрапункте (Iv = - 7 - двойной контрапункт октавы; воспроизведено на другой высоте в тактах 29-33), от такта 33 следует стретта в 4 голосах с увеличением темы в басу: верх. пара голосов представляет соединение, производное от первоначальной стретты во вдвойне-подвижном контрапункте (расстояние вступления 1/4 такта; воспроизведено на другой высоте в тактах 38-41) с удвоением верх. голоса секстой снизу (в примере опущены полифонич. голоса, не входящие в указанные выше соединения, а также сопровождающий 8-й голос).


Имитационная полифония. Тема. Характеристики имитации (интервал и расстояние). Виды имитации. Противосложение.
Канон. Пропоста и риспоста.

Имитáция (от лат. imitatio - подражание) в музыке - полифонический приём, в котором, после изложения темы в одном голосе, она повторяется в других голосах. В канонах и фугах элементы имитации носят названия - пропоста и риспоста, тема и ответ. Первоначальный голос называется пропоста (от итал. proposta - предложение (т.е. тема)), имитирующий голос - риспоста (от итал. risposta - ответ). Риспост может быть несколько, в зависимости от количества голосов. Различают интервал имитации (по начальному звуку), расстояние (по протяжённости пропосты), и сторону (выше или ниже пропосты). Имитация бывает простая и каноническая.

Каноническая имитация - разновидность имитации, в которой имитирующий голос повторяет не только одноголосную часть мелодии, но и появляющиеся в начальном голосе противосложения. Такую имитацию нередко называют непрерывной.

От канонической простая имитация отличается тем, что в ней повторяется только одноголосная часть пропосты.

Риспоста может быть различна: в обращении (каждый интервал в пропосте берётся в противоположном направлении); в увеличении или уменьшении (по отношению к ритму пропосты); в сочетании первого и второго (напр.,в обращении и увеличении); в ракоходе (движение в риспосте от конца к началу пропосты); неточной (неполное совпадение с пропостой).

Противосложе́ние (лат. contrasubjectum, от contra - против, и subjicio - подкладывать) в музыке - голос, сопутствующий теме, в разнотемной или имитационной полифонии. Главное свойство противосложения - эстетическая ценность и техническая самостоятельность по отношению к теме. Достигается с помощью другого ритма, иного мелодического рисунка, артикуляции, регистра и т.п. Вместе с тем, противосложение должно образовывать идеальную связь с основным голосом.

Канон. Полифоническая форма, основанная на технике канонической имитации.

В переводе с греческого термин канон означает правило, закон. Голоса канона имеют специфические названия: Proposta и Risposta. Пропоста - начальный голос канона, в переводе означает предложение, предлагаю. Риспоста - имитирующий голос канона, в переводе означает продолжение, продолжаю.

По технике сочинения канон и каноническая имитация близки, в процессе анализа этих полифонических приёмов не всегда наблюдается строгое разграничение терминов. Тем не менее следует иметь в виду, что термином «канон» обозначается не только техника непрерывной имитации. Так называют самостоятельную композицию - законченную форму канонической имитации в виде завершённого раздела или отдельного произведения. Заметим, что канон как самостоятельная композиция относится к наиболее старинным формам полифонического склада. Как и для канонической имитации, для канона характерен такой элемент, как звено. Количество звеньев от двух минимальных может доходить до двадцати и более.

Фуга. Тема. Ответ и его виды. Интермедии. Композиция фуги в целом. Фуги простые и сложные (двойные, тройные). Фугато. Фугетта.

Фуга (лат. fuga - «бег», «побег», «быстрый поток») - музыкальное произведение имитационно-полифонического склада, основанное на многократном проведении одной или нескольких тем во всех голосах. Фуга сформировалась в 16-17 веке из вокального и инструментального мотета и стала высшей полифонической формой. Фуги бывают 2-х, 3-х, 4-х и т.д. голосные.

Тема фуги - обособленная структурная единица, весьма часто перерастает без какой-либо цезуры в кодетту или противосложение. Основным признаком замкнутости полифонической темы является наличие в ней устойчивого мелодического каданса (на I, III или V ступени). Не всякая тема заканчивается этим кадансом. Поэтому есть темы замкнутые и незамкнутые.

Основные разделы фуги – экспозиция и свободная часть, которая может подразделяться в свою очередь на среднюю (разработку) и заключительную (репризу).

Экспозиция. Тема (Т) в главной тональности – вождь. Проведение темы в тональности Доминанты – ответ, спутник. Ответ бывает реальный – точная транспозиция темы в тональность Д; или тональный – чуть измененный в начале для постепенного введения новой тональности. Противосложение – контрапункт к первому ответу. Противосложение бывает удержанное, т.е. неизменное ко всем темам и ответам (в сложном контрапункте октавы, - вертикально-подвижном) и неудержанное, т.е. каждый раз новое.

Связка от темы к противосложению (два и более звуков) – кодетта.

Интермедия – построение между проведениями темы (и ответа). Интермедии могут быть во всех разделах фуги. Они могут быть секвентными. Интермедия - напряженный участок действия (прообраз разработок сонатных форм). Порядок вступления голосов (сопрано, альт, бас) может быть различный. Возможны дополнительные проведения темы.

Возможна контрэкспозиция – вторая экспозиция.

Средняя часть. Признак – появление новой тональности (не экспозиционной, не Т и не Д), часто параллельной. Иногда ее признак – начало активного развития: тема в увеличении, стреттная имитация. Стретта – сжатая имитация, где тема вступает в другом голосе ранее ее окончания. Стретта может быть во всех разделах фуги, но более типична для заключительной части, или средней части.Она создаёт эффект «тематического сгущения».

Заключительная часть (реприза). Признак ее – возвращение главной тональности с проведением в ней темы. Может быть одно проведение, 2, 3 и более. Возможны Т – Д проведения.

Часто бывает кода – небольшое кадансирующее построение. Возможен Т органный пункт, возможно добавление голосов.

Фуги бывают простые (на одной теме) и сложные (на 2-х или 3-х темах) - двойные. тройные. Наличие свободной части, в которой контрапунктически объединяются все темы - обязательное условие образования сложной фуги.

Двойные фуги бывают 2 типов: 1) Двойные фуги с совместной экспозицией тем, звучащих одновременно. Обычно четырехголосные. Они похожи на фуги с удержанным противосложением, но, в отличие от последних, двойные фуги начинаются с двухголосия обеих тем (противосложение в обычных фугах звучит только с ответом). Темы обычно контрастны, структурно замкнуты, тематически значимы. Прим. «Kyrieeleison» из «Реквиема» Моцарта.

2)Двойные фуги с раздельной экспозицией тем. Средняя часть и заключительная, как правило, общие. Иногда раздельно экспозиция и средняя часть на каждую тему при общей заключительной части.

На имитации основаны многочисленные формы, в том числе каноны, фуги, фугетты, фугато, а также такие специфические приёмы, как стретта, каноническая секвенция, бесконечный канон и др.

Фугетта – маленькая фуга. Либо фуга менее серьезного содержания.
Фугато – экспозиция фуги. Иногда экспозиция и средняя часть. Часто встречается в разработках сонат, симфоний, в разделах циклов (кантатах, ораториях), в полифонических (на basso ostinato) вариациях.

Гармонический склад. Виды фактуры в нем. Определение аккорда. Классификация аккордов. Приемы фактуры. Неаккордовые звуки.

Чаще всего термин "Фактура" применяют к музыке гармонического склада. В неизмеримом многообразии типов гармонических Фактур первым и простейшим является её разделение на гомофонно-гармоническую и собственно аккордовую (к-рая рассматривается как частный случай гомофонно-гармонической). Аккордовая Ф. моноритмична: все голоса изложены звуками одинаковой длительности (начало увертюры-фантазии "Ромео и Джульетта" Чайковского). В гомофонно-гармонич. Ф. рисунки мелодии, баса и дополняющих голосов чётко разделены (начало ноктюрна c-moll Шопена).

Различают следующие основные типы изложения гармонических созвучий (Тюлин, 1976, гл. 3-я, 4-я):

а) гармоническая фигурация аккордово-фигуративного типа, представляющая ту или иную форму поочерёдного изложения звуков аккорда (прелюдия C-dur из 1-го тома "Хорошо темперированного клавира" Баха);

б) ритмическая фигурация - повторение звука или аккорда (поэма D-dur op. 32 No 2 Скрябина);

в) колористическая фигурация - разл. дублировки, например, в октаву при оркестровом изложении (менуэт из симфонии g-moll Моцарта) или длительное удвоение в терцию, сексту и т. д., образующее "ленточное движение" ("Музыкальный момент" ор. 16 No 3 Рахманинова);

г) разнообразные виды мелодич. фигурации, суть которых в привнесении мелодич. движения в гармонич. голоса - усложнение аккордовой фигурации проходящими и вспомогат. звуками (этюд c-moll op. 10 No 12 Шопена), мелодизация (хор. и орк. изложение осн. темы в начале 4-й картины "Садко" Римского-Корсакова) и полифонизация голосов (вступление к "Лоэнгрину" Вагнера), мелодико-ритмич. "оживление" орг. пункта (4-я картина "Садко", цифра 151).

Приведённая систематизация типов гармонических Фактур является самой общей. В музыке существует множество конкретных фактурных приёмов, облик которых и способы употребления определяются стилистическими нормами данной музыкально-исторической эпохи; поэтому история Фактуры неотделима от истории гармонии, оркестровки (шире - инструментализма), исполнительства.

Аккорд (франц. accord, букв. – согласие; ит. accordo – созвучие) - 1) созвучие из трёх и более звуков, способное иметь различную интервальную структуру и назначение, являющееся ведущим конструктивным элементом гармонической системы и обязательно обладающее в отношениях с аналогичными её элементами тремя такими свойствами как автономность, иерархичность и линеарность; 2) сочетание нескольких звуков различной высоты, выступающее как гармоническое единство, обладающее индивидуальной красочной сущностью.

классификация аккордов:

по впечатлению на слух

по положению в музыкальной системе

по положению в тональноcти

по положению основного тона.

по числу тонов, входящих в аккорд-трезвучия и т. д.

по интервалу, определяющему структуру аккорда (терцового и нетерцового строения. К последним относят созвучия трех и более звуков, расположенных по квартам или имеющих смешанное строение).

аккорды, звуки которых расположены по секундам (тонам и полутонам), а также по интервалам меньше секунды (по четверти, трети тона и т. д.), называются кластерами.

Неаккордовые звуки- (нем. akkordfremde или harmoniefremde Tцne, англ. nonharmonic tones, франц. notes йtrangиres, итал. note accidentali melodiche или note ornamentali) - звуки, не входящие в состав аккорда. Н. з. обогащают гармонич. созвучия, внося в них мелодич. тяготения, варьируя звучание аккордов, образуя дополнительные мелодико-функциональные связи в отношениях с ними. Н. з. классифицируются прежде всего в зависимости от способа взаимодействия с аккордовыми звуками: приходятся ли Н. з. на тяжёлую долю такта, а аккордовые - на лёгкую или наоборот, возвращается ли Н. з. к исходному аккордовому или переходит в др. аккордовый, появляется ли Н. з. в поступенном движении или берётся скачком, разрешается ли Н. з. секундовым движением или оказывается брошенным и т. д. Различают следующие осн. виды Н. з.:
1) задержание (сокращённое обозначение:з);
2) апподжиатура (ап);
3) проходящий звук (п);
4) вспомогательный звук (в);
5) камбиата (к), или брошенный скачком вспомогательный;
6) скачковый тон (ск) - задержание либо вспомогательный, взятый без приготовления и покинутый. без разрешения;
7) предъём (пм).

Смешение складов (полифонно-гармонический). Модуляция склада.

Канон может сопровождаться гармоническим аккомпанементом. В этом случае возникает смешанный полифонно-гармонический склад. Произведение, начавшись в одном складе, может закончиться в другом.

История складов и история музыкального мышления (эпохи монодии, эпохи полифонии, эпохи гармонического мышления). Новые явления XX века: сонорно-монодический склад, пуантилизм.

Эволюция и смены склада музыкального связаны с основными этапами развития европейской профессиональной музыки; так, выделяются эпохи монодии (древние культуры, средневековье), полифонии (позднее средневековье и Возрождение), гомофонии (новое время). В 20 в. возникли новые разновидности склада музыкального: сонорно-монодический (характерна формально многоголосная, но по сути единая линия из нерасчленимых, имеющих тембровое значение эвучностей, см. Сонорика), пуантилистический склад музыкальный (отдельные звуки или мотивы в разных регистрах, формально образующие линию, фактически принадлежат множеству скрытых голосов) и др.

Гармонич. склад и Фактура берут начало в полифонии; напр., Палестрина, прекрасно ощущавший красоту трезвучия, мог на протяжении многих тактов применять фигурацию возникающих аккордов с помощью сложных полифонических (канон) и собственно хор. средств (перекрещивания, дублировки), любуясь гармонией, словно ювелир камнем (Kyrie из мессы папы Марчелло, такты 9-11, 12-15 - пятерной контрапункт). В течение длительного времени в инстр. произв. композиторов 17 в. зависимость от хор. Ф. строгого письма была очевидной (напр., в орг. соч. Я. Свелинка), и композиторы довольствовались сравнительно несложными приёмами и рисунками смешанной гармонич. и полифонич. Ф. (напр., Дж. Фрескобальди).

Выразительная роль Фактуры усиливается в произв. 2-й пол. 17 в. (в частности, пространственно-фактурные сопоставления solo и tutti в соч. А. Корелли). Музыка И. С. Баха отмечена высочайшей разработанностью Ф. (чакона d-moll для скрипки соло, "Гольдберговские вариации", "Бранденбургские концерты"), причём в нек-рых виртуозных соч. ("Хроматическая фантазия и фуга"; фантазия G-dur для органа, BWV 572) Бах делает фактурные открытия, впоследствии широко использованные романтиками. Для музыки венских классиков характерны ясность гармонии и, соответственно, чёткость фактурных рисунков. Композиторы использовали сравнительно несложные фактурные средства и основывались на общих формах движения (напр., фигуры типа пассажа или арпеджио), что не входило в противоречие с отношением к Ф. как тематически значимому элементу (см., напр., середину в 4-й вариации из 1-й части сонаты No 11 A-dur Моцарта, K.-V. 331); в изложении и развитии тем из сонатных Allegri мотивное развитие происходит параллельно с фактурным (напр., в главной и связующей партиях 1-й части сонаты No 1 Бетховена). В музыке 19 в., в первую очередь у композиторов-романтиков, наблюдается исключит. разнообразие типов Ф. - то пышной и многослойной, то по-домашнему уютной, то фантастически причудливой; сильные фактурно-стилистич. отличия возникают даже в творчестве одного мастера (ср. многообразную и мощную Ф. сонаты h-moll для фп. и импрессионистически изысканный рисунок фп. пьесы "Серые облака" Листа). Одна из важнейших тенденций в музыке 19 в. - индивидуализация фактурных рисунков: свойственный иск-ву романтизма интерес к неординарному, неповторимому сделал естественным отказ от типовых фигур в Ф. Были найдены особые способы многооктавного выделения мелодии (Лист); возможности для обновления Ф. музыканты находили прежде всего в мелодизации широкой гармонич. фигурации (в т. ч. в столь необычной форме как в финале фп. сонаты b-moll Шопена), превращавшейся иногда почти в полифонич. изложение (тема побочной партии в экспозиции 1-й баллады для фп. Шопена). Фактурное многообразие поддерживало интерес слушателя в вок. и инстр. циклах миниатюр, оно до известной степени стимулировало сочинение музыки в жанрах, прямо зависящих от Ф., - этюдов, вариаций, рапсодий. С др. стороны, происходила полифонизация Ф. вообще (финал скрипичной сонаты Франка) и гармонич. фигурации в частности (8-гол. канон во вступлении к "Золоту Рейна" Вагнера). Рус. музыканты открыли источник новых звучностей в фактурных приёмах вост. музыки (см., в частности, "Исламей" Балакирева). Одни из самых значит. достижений 19 в. в области Ф. - усиление её мотивной насыщенности, тематич. концентрированность (Р. Вагнер, И. Брамс): в нек-рых соч. фактически нет ни одного такта нетематич. материала (напр., симфония c-moll, фп. квинтет Танеева, поздние оперы Римского-Корсакова). Крайней точкой развития индивидуализированной Ф. было возникновение P.-гармонии и Ф.-тембра. Суть этого явления состоит в том, что при определ. условиях гармония как бы переходит в Ф., выразительность определяется не столько звуковым составом, сколько живописностью расположения: первенствует соотнесённость "этажей" аккорда друг с другом, с регистрами рояля, с орк. группами; более важным оказывается не высотное, а фактурное наполнение аккорда, т. е. как он взят. Примеры Ф.-гармонии содержатся в соч. М. П. Мусоргского (напр., "Часы с курантами" из 2-го д. оперы "Борис Годунов"). Но в целом это явление более типично для музыки 20 в.: Ф.-гармония часто встречается в произв. А. Н. Скрябина (начало репризы 1-й части 4-й фп. сонаты; кульминация 7-й фп. сонаты; последний аккорд фп. поэмы "К пламени"), К. Дебюсси, С. В. Рахманинова. В иных случаях слияние Ф. и гармонии определяет тембр (фп. пьеса "Скарбо" Равеля), что особенно ярко проявляется в орк. приёме "совмещения подобных фигур", когда звучание возникает из соединения ритмич. вариантов одной фактурной фигуры (приём, известный давно, но получивший блестящее развитие в партитурах И. Ф. Стравинского; см. начало балета "Петрушка").

В иск-ве 20 в. сосуществуют разные способы обновления Ф. Как наиболее общие тенденции отмечаются: усиление роли Ф. в целом, в т. ч. полифонич. Ф., в связи с преобладанием полифонии в музыке 20 в. (в частности, как реставрация Ф. прошлых эпох в произв. неоклассицистского направления); дальнейшая индивидуализация фактурных приёмов (Ф. по существу "сочиняется" для каждого нового произв., подобно тому как для них создаются индивидуальная форма и гармония); открытие - в связи с новыми гармонич. нормами - диссонирующих дублировок (3 этюда ор. 65 Скрябина), контраста особо сложной и "изощрённо простой" Ф. (1-я часть 5-го фп. концерта Прокофьева), рисунков импровизац. типа (No 24 "Горизонталь и вертикаль" из "Полифонической тетради" Щедрина); совмещение оригинальных фактурных особенностей нац. музыки с новейшей гармонич. и орк. техникой проф. иск-ва (ярко колоритные "Симфонические танцы" молд. комп. П. Ривилиса и др. соч.); сплошная тематизация Ф. в) частности, в серийных и сериальных соч.), приводящая к тождеству тематизма и Ф.

Возникновение в новой музыке 20 в. нетрадиционного склада, не относящегося ни к гармоническому, ни к полифоническому, определяет соответствующие разновидности Ф.: нижеследующий фрагмент произв. показывает характерную для этой музыки разорванность, несвязность Ф. - регистровую расслоённость (независимость), динамич. и артикуляц. дифференцированность: П. Булез. Соната для фортепьяно No 1, начало 1-й части.

Значение Ф. в иск-ве муз. авангарда доводится до логич. предела, когда Ф. становится почти единственной (в ряде соч. К. Пендерецкого) или единств. целью собственно композиторской работы (вок. секстет "Stimmungen" Штокхаузена представляет собой фактурно-тембровое варьирование одного трезвучия B-dur). Импровизация Ф. в заданных высотных или ритмич. пределах - осн. приём контролируемой алеаторики (соч. В. Лютославского); к области Ф. относится не поддающееся учёту множество сонористич. изобретений (коллекция сонористич. приёмов - "Колористическая фантазия" для фп. Слонимского). К электронной и конкретной музыке, создаваемой без традиц. инструментов и средств исполнения, понятие Ф., по-видимому, неприменимо.

Фактура располагает значит. формообразующими возможностями (Мазель, Цуккерман, 1967, с. 331-342). Связь Ф. с формой выражается в том, что сохранение данного рисунка Ф. способствует слитности построения, его смена - расчленённости. Ф. издавна служила важнейшим преобразующим средством в разд. остинатных и неостинатных вариационных формах, выявляя в нек-рых случаях большие динамич. возможности ("Болеро" Равеля). Ф. способна решительно изменять облик и суть муз. образа (проведения лейтмотива в 1-й части, в разработке и коде 2-й части 4-й фп. сонаты Скрябина); фактурные изменения часто применяются в репризах трёхчастных форм (2-я часть 16-й фп. сонаты Бетховена; ноктюрн c-moll op. 48 Шопена), в проведениях рефрена в рондо (финал фп. сонаты No 25 Бетховена). Существенна формообразующая роль Ф. в разработках сонатных форм (особенно орк. сочинений), в к-рых границы разделов определяются сменой способа обработки и, следовательно, Ф. тематич. материала. Изменение Ф. становится одним из осн. средств членения формы в сочинениях 20 в. ("Пасифик 231" Онеггера). В нек-рых новых сочинениях Ф. оказывается определяющей для построения формы (напр., в т. н. репетентных формах, основанных на варьируемом возвращении одного построения).

Типы Фактуры нередко связаны с определ. жанрами (напр., танц. музыки), что является основанием для совмещения в произв. разных жанровых признаков, придающих музыке художественно эффективную многозначность (выразительны примеры такого рода в музыке Шопена: напр., прелюдия No 20 c-moll - смешение черт хорала, траурного марша и пассакальи). Ф. сохраняет признаки того или иного исторического или индивидуального муз. стиля (и, по ассоциации, эпохи): т. н. гитарное сопровождение даёт возможность С. И. Танееву создать тонкую стилизацию ранней рус. элегии в романсе "Когда, кружась, осенние листы"; Г. Берлиоз в 3-й части симфонии "Ромео и Юлия" для создания нац. и историч. колорита искусно воспроизводит звучание мадригала a cappella 16 в.; Р. Шуман в "Карнавале" пишет достоверные муз. портреты Ф. Шопена и Н. Паганини. Ф. - главный источник муз. изобразительности, особенно убедительной в тех случаях, когда изображается к.-л. движение. С помощью Ф. достигается зрительная наглядность музыки (вступление к "Золоту Рейна" Вагнера), одноврем. полная тайны и красоты ("Похвала пустыне" из "Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова), а иногда - изумительной трепетности ("сердце бьётся в упоенье" в романсе М. И. Глинки "Я помню чудное мгновенье").

Фактура (от лат. factura – изготовление, обработка, строение) - 1) оформление, строение музыкальной ткани; 2) определённая совокупность, содержание, отношения одновременно и последовательно развертывающихся различных элементов музыкальной ткани, в том числе, тонов, гармонических интервалов, созвучий, соноров, всевозможных ритмических, динамических, штриховых и артикуляционных конструктивных единиц, участвующих в образовании более или менее самостоятельных упрощенно-линеарных или мелодических голосов, сонорных пластов или дискретного пространства. В наиболее широком понимании, термин "фактура" объемлет тембр, все три измерения музыкального пространства - глубину, вертикаль и горизонталь и является "чувственно воспринимаемым, непосредственно слышимым звуковым слоем музыки", способным выступать в роли основного носителя её мысли - фактуротемы, т.е. как относительно самостоятельный эквивалент "темы-мелодии" и "темы-гармонии". Как правило, при определении фактуры также характеризуются: "объём и общая конфигурация звуковой массы музыкальной ткани (напр., «крещендирующий звуковой поток» и «диминуирующий звуковой поток»), "вес" этой массы (напр., фактура «тяжелая», «массивная», «легкая»), её плотность (фактура "дискретная", "разреженная", "плотная", "сгущенная", "компактная" и пр.), природа голосовых связей (фактура "линеарная", в том числе "гаммообразная", "мелодическая", "дискретная") и отношений отдельных голосов (фактура "подголосочная" или "гетерофонная", "имитационная", "контрастно-полифоническая", "гомофонная", "хоральная", "сонорная", "дискретная" и пр.), инструментальный состав (фактура "оркестровая", "хоровая", "квартетная" и пр.). Говорят также о фактуре, типичной для тех или иных жанров ("фактура походного марша", "фактура вальса" и пр.) и др." .
Напр.:
аккордово-ленточная фактура - одноголосная или многоголосная фактура, голоса которой продублированы аккордами;
арпеджио-остинатная фактура - повторяющееся арпеджио;
"диагональная фактура" - фактура, ведущим приёмом которой является "crescendo-diminuendo как способ оформления музыкальной ткани, придания ей упорядоченности и целостности", а составными элементами - "тотальная хроматика со с сплошным заполнением полутоновых «полей», додекафонная серия, созвучия-кластеры" ;
контрастная парно-имитационная фактура* - фактура, в которой голоса, имитирующие друг друга, тематически связаны попарно;
контрастно-голосовая фактура (= контрастно-полифоническая голосовая);
контрастно-пластовая фактура (= контрастно-полифоническая пластовая);
линеарно-волнообразная мономерная фактура;
полоса вибрирующая - фактура, содержание которой складывается в процессе относительно медленного и регулярного смещения на секунду вверх и вниз какого-либо гармонического элемента, в том числе: интервала, аккорда, сонора. Её варианты:
1 аккордо-вибрирующая полоса (= вибрато аккордовое),
2 интервало-вибрирующая полоса,
3 соноро-вибрирующая полоса.
репетиционно-аккордовая глиссандирующая фактура - фактура, в которой каждый аккорд быстро повторяется с ускорением или замедлением;
соноролента статическая - фактура, сложенная из определённого множества не выделяющихся из общей звуковой массы голосов-линий; то же, что Соноро-педальная полилинеарная фактура;
трелевидная фактура - фактура, ведущей конструктивной единицей которой является трель;
фактура-аллюзия - фактура, которая представляется только аллюзией на какие-либо фактуры, т.е. воспринимаются как их размытая проекция;
фактура-брожение - стаккатное, "маркатное", "легатное" и т.п. многократное "перебирание" двух и более относительно близко расположенных тонов, гармонических интервалов, аккордов, напоминающее процесс брожения, кипения вязкой жидкости, на поверхности которой постоянно или попеременно возникают регулярные и нерегулярные, разновысотные и одновысотные "тоны-всплески", "интервалы-всплески" и "аккорды-всплески";




Top