Где снимали фильм Девчата: уникальные факты. В чем успех фильма

«Его звездой была Надежда Румянцева, пионерская Джельсомина с тугими косичками. Его призванием был легкий жанр, водевиль по-советски. Его временем был излет 1950-х годов», - пишет о режиссере Юрии Чулюкине киновед Александр Шпагин («Новейшая история отечественного кино»). Действительно, от фильмов этого режиссера (а особенно от знаменитых «Девчат») веет каким-то безудержным оптимизмом, радостью взахлеб, не омраченной практически ничем. Ну разве что легкими любовными неурядицами, которые всегда можно преодолеть честным и хорошим людям.

Надежда Румянцева в роли Тоси. Кадр из фильма. Фотография: aif.ru

Кадр из фильма. Фотография: kino-teatr.ru

Надежда Румянцева и Николай Рыбников в ролях Тоси и Ильи. Кадр из фильма. Фотография: kino-teatr.ru

В 1961 году в «Роман-газете» была опубликована повесть писателя Бориса Бедного «Девчата». Она имела огромный успех, была переведена на 15 языков. Кинематограф не мог остаться в стороне от такого благодатного материала. Ну а кому взяться за режиссуру, как не Юрию Чулюкину, выпустившему до этого задорную комедию «Неподдающиеся». И главная героиня уже есть - Надежда Румянцева, сыгравшая до этого в «Неподдающихся». Актриса была просто создана для того, чтобы воплощать на советском экране образы таких вот прекрасных, бойких девчонок, которые и «коня на скаку остановят», и любого хулигана перевоспитают, и подруге мудрый совет дадут. Про таких и в песне поется: «Хорошие девчата, заветные подруги. Приветливые лица, огоньки веселых глаз».

И вот такая девчонка Тося Кислицына приезжает по сюжету фильма в уральский поселковый леспромхоз работать поваром. Маленькая, «пигалица», но в обиду себя не даст. Неказистая, в чем-то наивная и смешная героиня, но принципиальная, честная, совестливая и добрая. Ее появление ни для кого не проходит бесследно. Меняются под Тосиным влиянием ее новые подруги, в лучшую сторону, разумеется. Ну и, конечно, удивительная метаморфоза происходит с «первым парнем на деревне», бригадиром лесорубов Ильей. Удалой «ловелас» привык относиться к любви, как к игре, поэтому, получив от Тоси отпор, он заключает с приятелем пари, что через неделю строптивая девушка будет бегать за ним, как собачонка. Одного не учел парень - с чувствами, как со своими, так и с чужими, шутить нельзя. Все может вернуться к тебе бумерангом. К тому же все тайное когда-нибудь становится явным, Тося, уже успевшая влюбиться в Илью, узнает о позорном пари и пытается прекратить всякое общение с коварным возлюбленным. Для такой принципиальной барышни подобное просто недопустимо. А Илья-то уже получил свой «бумеранг», он окончательно и бесповоротно влюблен в Тосю. И теперь его основная задача - убедить девушку, что он любит ее по-настоящему.

Трогательная, веселая и оптимистичная история покорила зрительские сердца, «Девчата» имели большой успех. Причем не только у себя на родине, но и на зарубежных просторах. На Международном кинофестивале в Эдинбурге (Шотландия) режиссер Юрий Чулюкин получил Почетный диплом, на Международном фестивале в Мар-дель-Плата (Аргентина), а Надежда Румянцева была удостоена приза за лучшую женскую роль, были и другие награды. О Румянцевой западная пресса писала, что она продолжает традиции Чарли Чаплина и Джульетты Мазины, заставляя зрителей то смеяться, то плакать.

Музыку к фильму написала композитор Александра Пахмутова. И две песни из «Девчат» «Старый клен» и «Хорошие девчата» (стихи Михаила Матусовского) стали настоящими хитами.


Доброго времени суток, дорогие друзья! А вы любите старые советские фильмы? Я, например, очень люблю киноленту «Девчата».

Она вышла на экраны еще в далеком 62- ом году, но до сих пор пользуется популярностью.
Не все знают, что фильм снимали не в одном месте, а в разных населенных пунктах. Сегодня я расскажу вам, где снимали фильм Девчата, а также много примечательных историй, которые с ним связаны.

Многим интересно, в каком году был создан фильм, а также, какое было время года.

Итак, прежде чем узнать, в каком городе проходили съемки, выясним немного интересных фактов о самом фильме.
А вы знаете, что кино было создано по книге Бориса Васильевича Бедного «Девчата»?

Главной темой книги, по которой создавали кино был духовный рост рабочего человека. Фильм снимал режиссер Юрий Чулюкин .
Мало кто знает, но часть фильма снимали не зимой в Сибири, а в небольшом поселке Оленино в Тверской области в жару в августе.


При этом актерам приходилось работать в теплых тулупах и шапках ушанках.
А вообще съемки проходили в разных местах. Сначала поселок лесорубов сняли в Москве в павильонах Мосфильма.

Там высадили около трехсот деревьев для декораций.
Затем съемки продолжались в Чусовом районе на Среднем Урале, в поселке Бобровка. Но на морозе в 30 градусов было очень сложно снимать, поэтому работу продолжили в поселке Оленино.
В 1961 году, когда был снят фильм — на его территории был огромный леспромхоз. На время съемок работа не останавливалась.

Специально для съемок был выделен склад, где готовились декорации. Для полной имитации зимнего времени бревна обкладывали ватой и обсыпали нафталином, а кран обрызгали известкой.

Съемки железной дороги и валка леса снимались в Рязанской области. А финал фильма снимали в Ялте в Крыму.
Во всех массовых сценах принимали участие местные жители.
Кстати, в 90- х леспромхоз был развален, но старый клуб и склад, где проводились съемки — сохранился.

Сюжет фильма

Вроде бы простой сюжет фильма, но он покорил многие сердца. В далекий леспромхоз приезжает юная девушка Тося Кислицына, которая из теплого города сразу попадает в суровые климатические условия.

Зрителей сразу же очаровывает энергичная и не унывающая девушка, которая стремится всем помочь. Удивительная женская дружба, любовь и затягивающий сюжет вызывают только положительные эмоции.

Причем смотреть фильм хочется до самого конца, независимо от того, который раз его смотришь.

Персонажи и исполнители


Необычны и истории того, как подбирали актеров для съемок. Изначально режиссер Чулюкин хотел, чтобы играла его жена знаменитая красавица Кустинская.

Но на роль Тоси неожиданно утвердили Надежду Румянцеву. Своей жене режиссер предложил роль Анфисы, но она решительно от нее отказалась. Румянцеву утвердили быстро, так как она покорила всех своим природным обаянием и естественностью.

Во время съемок ей был 31 год. Все члены съемочной группы посчитали, что актриса идеально подходит для этой роли.

Для этого фильма особенно тщательно подбирались женские образы.
А на главную мужскую роль подбирала актера, уже под Надежду Румянцеву. На роль пробовался Юрий Саранцев, но его не утвердили, потому что они плохо смотрелись в паре с Румянцевой.

Затем роль практически уже досталась Юрию Белову, но откуда – то сверху пришло распоряжение утвердить Николая Рыбникова.

Актеру очень понравилась эта роль, и ради нее он похудел на 20 кг.

Что интересно, Рыбникова и Румянцева ненавидели друг друга. А все, потому что актер хотел работать со своей женой Аллой Ларионовой.

Кроме того, он считался уже величиной среди звезд экрана. Румянцевой не нравилось, что Рыбников считал себя лидером на съемочной площадке.
Из-за сложных отношений некоторые эпизоды приходилось переснимать, так как Рыбников не мог с душой сыграть теплые чувства к своей партнерше.
На роль Надежды также пробовались разные актрисы, но выбрали Инну Макарову.

При этом актрисе удалось сыграть не забитую девушку после 30 и неудачницу в личной жизни, а волевую и сильную женщину.
Для роли жизнерадостной и веселой Катюши подобрали Люсьену Овчиникову.


Актрисе очень подошла эта роль и по характеру и по темпераменту. Кстати, в жизни Овчинникова и Румянцева очень дружили.

На роль красавицы Анфисы пробовалась Клара Лучко, но утвердили Светлану Дружинину. Лучко так и не узнала причину отказа.

А Дружининой очень понравилась роль, она считала ее одной из самых любимых. После фильма ей предлагали аналогичные роли, но Дружинина отказывалась.

А затем и вовсе стала режиссером. Ведь именно она сняла знаменитую киноленту «Гардемарины, вперед!».
Роль коменданта общежития досталась Михаилу Пуговкину, который внес в фильм множество позитивных эмоций.

В чем успех фильма?

Кстати музыку к фильму написала Александра Пахмутова, а стихи поэт Михаил Матусовский. Эти песни до сих пор популярны.
После выхода фильма на экране, он сразу же стал необычайно популярен.

Многие крылатые фразы разошлись повсюду, их цитировали в шумных компаниях, на работе и в семейном кругу.
Советские критики никак не отметили фильм. Зато его заметили зарубежом. На международном кинофестивале в Аргентине Надежда Румянцева получила приз за лучшую женскую роль.

Также отметили киноленту на Эдинбургском кинофестивале и в Каннах.

В общем, фильм настолько хорош, что для многих это видео стало даже настольным, если можно так сказать. Кинолента получилась очень доброй и милой.

До новых встреч уважаемые читатели моего блога!

Одна из самых любимых народами бывшего СССР комедия о любви нисколько не устарела и сейчас. "Где смотреть онлайн Девчата в цвете в хорошем качестве?" - такой вопрос возникает с тех самых пор, как появилась информация об "раскраске" всеми любимой комедии. Конечно, цветной фильм смотрится несколько непривычно, все же мы больше привыкли к черно-белой версии, но все равно интересно глянуть на "Девчат" в цветном исполнении, хотя, некоторые относятся к этому неоднозначно.
Давайте вспомним то бесчисленное множество "крылатых" фраз, которые с удовольствием произносят поклонники фильма при просмотре ленты и применяют в повседневной жизни.

Цитаты

С тумбочками у нас хорошо, а вот по части подушек бедствуем.

Что же, мне на тумбочке спать?

Ты раньше где(-нибудь) работала?

Нет ещё…

Едут тут всякие… Ни профессии, ни подушек - одна морока с вами!
Уйдите отсюда! А то у меня… ложки пропадают!
- Любишь ее?
- Кого?!
- Гречку!
- Обожаю!!
А я вот никогда замуж не выйду, правда, мам Вер? Одному ведь лучше, хочу - халву ем, хочу - пряники.
Я вот всё думала, как это люди целуются. Ведь им же носы должны мешать? А теперь вижу - не мешают носы.
А головной убор, между прочим, ТАК не носят.

Пожирнее и погуще…
- Как положено!
- Сметанки-то добавь!
- Обойдешься!
У меня же по щам всегда были пятёрки…
- Вот у тебя варежки, ты думаешь, они из шерсти?
- Да.
- Нет, ёлка. Или вот мой шарф.
- Тоже из ёлки?
- Нет, сосна.

Что ты трактор, чтобы тебя испытывать?
Батюшки! Уже и днём сидят. Зря сидите! Жилплощади в этом году не предвидится!
Так хочется быть красивой, я б тогда за всех обманутых девчат отомстила! Вот иду я красивая по улице, а все встречные ребята так и столбенеют, а которые послабей - так и падают, падают, падают и сами собой в штабеля укладываются! Вот!
Эх и здоровая! Раскормила я тебя, Надежда, на свою погибель. Получишь ты у меня завтра добавки!
Дай-ка я его зелёным обведу!
- Простите, вы в какое время работаете?
- С восьми до четырёх, а по субботам…
- Вы работаете в век кибернетики и атомной энергии! А людей кормите - в хижине!
Я бы всем, кто заочно учится, ордена б давала. Это ж какую силу воли надо иметь! Никто над ней не стоит, а она всё занимается, занимается.


Я и сама дойду. Здесь медведей нет.
- А разве девушку провожают только из-за медведей?
Так я ведь не влюблённая, Илюшенька, не влюблённая!
Не губите! Причешитесь!
- Да был тут один, облезлый, а как звать не знаю.
- Надьке вот-вот 28 стукнет, тут не то что за Ксан Ксаныча, за козла пойдешь.
- Эх ты - вареники с картошкой.
- Вроде бы некоторые и по любви замуж вышли, а теперь письмами от любимого мужа печки топят.
- А у тебя как?!
- Ненавижу!!!
- Как?! Ты ж сама говорила, что полюбила.
- Вот с тех пор ещё больше ненавижу!!! Вот где он, где? Вот Сашка тут, вон Ксан Ксаныч, даже Филя - и тот здесь. Слушай, ты его не видела?..
И забери их!!! Чтобы они здесь - не тикали!
- Закрой глаза.
- Еще чего!
- Да ты не бойся!
- Никто тебя здесь не боится!
- Вот мы сегодня по истории проходили, было такое время, когда женщины мужчинами командовали. Очень правильное было время! Я вот только его название забыла.
- Матриархат что ли?
- Ты тоже знаешь? Вот они где у нас сидели, голубчики! Так нет, выпустили их древние женщины, вот они теперь и командуют!
- Да чтобы я когда влюбился?! Да не дождутся они у меня! Какие люди гибнут!..
- Какая ж это любовь? В посёлке про нас невесть что болтают, а я тебя ещё ни разу не поцеловал.
Кому чего в городе купить? принимаю заказы до одной тонны
А мне галстук зелёный и сетку для причёски
Щи у новой поварихи ВО! Рагу как в санатории. Каждый калорий на своём месте
С такими я не танцую!
Будем с Надюшей чай пить и на улицу смотреть
Хоть тубареточку, а поставить: так-то оно верней будет. А то вселится какой-нибудь проныра, поди потом высели.


Где смотреть онлайн девчата в цвете в хорошем качестве?

Первые разговоры о "раскраске" советского художественного фильма "Девчата" с Николаем Рыбниковым и Надеждой Румянцевой в главных ролях появились во время выхода цветной версии "Семнадцати мгновений весны". Черно-белая, оригинальная версия появилась на экранах в 1961 году.

И вот, наконец, в 2016 году представители компании "Формула цвета" заявили о том, что в 2016 году цветная версия фильма выйдет на экраны. Следом выйдут "Берегись автомобиля", "Я шагаю по Москве", "Неподдающиеся" в цвете.
Данная компания уже прославилась "раскраской" нескольких отечественных фильмов. В их числе "Офицеры", "Подкидыш" и "Волга-Волга".

Посмотреть фильм онлайн "Девчата" в цвете в хорошем качестве можно на сайте videobox.tv

Этот фильм, знаком многим из нас с детства, фильм о честности и духовности юной Тоси Кислицыной…

У фильма «Девчата» есть своя неповторимая история. И начинается она с написания повести «Девчата». В ней говорится о сложной работе, тяжелом быте, о любви, дружбе, задорном юношеском максимализме.

Поскольку Борис Васильевич Бедный работал инженером на лесосплаве, а также окончил Ленинградскую лесотехническую академию, ему было не сложно описать быт, интересы, конфликты и нежные взаимоотношения рабочих северных лесов. В центре внимания Бориса - нравственный облик, духовный рост рабочего человека.

Режиссером данного фильма стал Юрий Чулюкин. По его задумке фильм «Девчата» должен бы быть многосерийной картиной, в продолжении фильма режиссер хотел рассказать о судьбе каждой из девчат, но продолжения так и не последовало. Юрий Степанович занял достойное место в советском кинематографе.

Сначала, когда Чулюкин прочитал сценарий, он ему показался скучным, обыкновенной комедией, а он хотел сделать живую и остроумною картину. Обратите внимание, что в фильме очень подробно прописаны именно женские образы. Поэтому достаточно сложным был и выбор актеров.

На роль Тоси Кислицыной пробовалось много известных и не очень известных актрис, но режиссер хотел, чтобы главную роль в фильме исполнила его жена Наталья Кустинская Она к сожалению не прошла пробы, хотя сама актриса заявляет, что ее муж просто не хочет снимать ее в своих фильмах, а так же всячески расстраивает ее пробы на стороне.

Готовясь к картине, Чулюкин пообещал своей жене Наталье Кустинской роль Тоси.
Но одного его решения было мало. Кустинская серьёзно готовилась к пробам: чтобы соответствовать образу смешной девчонки, разрисовала лицо веснушками и изменила походку. После проб она с нетерпением ждала решения худсовета. Через некоторое время от знакомого она узнала, что картина уже снимается и в главной роли Румянцева. Дома был страшный скандал.

Чулюкин оправдывался, что худсовет посчитал Кустинскую слишком красивой для образа Тоси. И в качестве примирения предложил ей роль Анфисы, но Кустинская отказалась. На роль Тоси пригласили Надежду Румянцеву, которая уже успешно снялась в фильме «Неподдающиеся» , очень задорная, очаровательная и непосредственная актриса.

Утвердить ее было не очень сложно, так как на пробах Надежда очаровала всех своей естественностью и природным обаянием, вся съемочная группа помогала актрисе. Эта роль была как будто написана специально для нее. На момент работы над фильмом Румянцевой исполнился 31 год.

Николай Погодин и Люсьена Овчинникова.-Старый клён

Источник:

Актера на мужскую роль, которому предстояло играть вместе с Румянцевой, уже искали непосредственно под нее. Например, актера Юрия Саранцева не взяли только из-за того, что он не очень хорошо смотрелся рядом с ней. На роль Ильи первоначально пробовали и Юрия Белова, но сверху пришло распоряжение: без всяких проб утвердить Николая Рыбникова. Рыбникову роль очень нравилась.

Но даже несмотря на похудение актёра, герой Рыбникова, парень лет 25, выглядит в фильме как зрелый мужчина. Режиссер хотел предложить роль Ильи Вячеславу Шалевичу, но Николай Рыбников, который в последствии и сыграл Илью, ухитрился похудеть на 20 кг, и успешно прошел пробы. Очень «героический» поступок ради роли… Но к сожаление актеры не выносили друг друга.

Причиной этому послужило то, что Николай хотел сниматься в паре со своей любимой супругой Аллой Ларионовой, и на съемка фильма появился как звезда. К моменту снятия фильма он уже успешно снялся в нескольких картинах таких как «Высота» и «Весна на Заречной улице» , но Надежда Румянцева очень быстро убавила его пыл, объясняя все просто: «Фильм называется «Девчата», а значит главная роль у женщин».
А после того, как режиссеру пришлось переснимать несколько сцен из-за того что, Рыбникову не удалось сыграть нежные чувства к Тосе, актер призадумался, заволновался и быстренько расстался со свой гордостью. После фильма Николай исполнил еще около десяти ролей в кино, но ни одна из них так и не встала вровень с «Девчатами».

Роль Нади в фильме сыграла Инна Макарова, также на эту роль пробовалась Валентина Талызина, которая не подошла по типажу. Маргарита Криницына, давняя подруга режиссера по ВГИКУ, которую не пропустила в картину Госкино, хотя Чулюкин очень на этом настаивал.

Режиссер видел Надю этакой тихоней, которая смирилась с участью «своего парня» и мужчины дружили с ней, но не любили, которая была готова выйти замуж за Ксан Ксаныча, а он был гораздо старше ее.

Но Инна видела эту роль более сложной и волевой, она показала интересный сильный образ своей героини. В финале фильма был момент, где Надя отвергает ухаживания своего немолодого ухажера, отказывается от устроенной жизни, налаженного быта, потому что не любит его, но режиссер вырезал этот эпизод, за что актриса на него очень обиделась.

Люсьена Овчинникова, она же Катя, в фильме сыграла почти что саму себя, настолько ей был близок образ и характер ее героини. Как говорит актриса, сниматься было легко и с удовольствием.

Ведь по фильму мы дружим с Тосей, в жизни мы тоже дружили с Надеждой Румянцевой. Также на роль Кати пробовалась Людмила Шагалова, но пробы были неудачными.

«Мне очень запомнились пробы на роль Анфисы в фильме «Девчата», - говорит актриса Клара Лучко. - Роль меня очень заинтересовала и я бы с удовольствием поучаствовала в съемках картины.«Я хорошо помню эту пробу, - рассказала нам Лучко. - Я играла отрывок, когда девчата рассуждают о жизни в общежитии; очень хотелось сыграть, не знаю, почему меня не взяли.

Я тогда расстроилась - и роль была интересной, и фильм получился замечательным». До сих пор не понимаю, почему меня не взяли». Зато на эту роль взяли другую – Светлану Дружинину. И она с радость приняла предложения, ведь до этой роли ей предлагали сыграть скучных сельских тружениц. Эта роль стала одной из самых любимых.

Анфиску играть было интересно. Светла уверена, что ее Афиса не плохая девчонка, просто тяжело жить когда ты красива обаятельна и кажется что независима. У таких девушек много завистников в коллективе и им очень тяжело учиться в обществе.

Они очень ранимы. После «Девчат» много режиссеры пытались использовать образ Анфисы и приглашали Дружинину в свои картины, но актриса прервала этот круг и ушла в режиссеры, успешно сняла фильм «Гардемарины»

А помните проверяющего в женском общежитии, его сыграл Анатолий Адоскин. Он приехал с проверкой в общежитие и с первого взгляда влюбился в Анфису.

На его роль Юрий Чулюкин хотел взять своего однокурсника и товарища Андрея Гусева и даже уговорил его попробоваться на эту роль, но Андрей отказался сниматься, так как решил, что роль надуманная и не постеснялся рассказать об этом режиссеру.

Фильм снимался в непростых условиях. Актерам и съемочной группе приходилось работать в очень тяжелых условиях. Лесоповал для съемок фильма устроили в на «Мосфильме». В павильонах построили целый поселок, на площадке посадили более трехсот деревьев, сделали Леспромхоз.

Некоторые натурные съемки проходили на Северном Урале в реальном Лесохозяйстве. Погода стояла очень холодная, как не замерзнуть в 50 градусный мороз. Когда снимали сцену где повариха Тося приносит рабочим еду. Рабочим раздали металлические столовые приборы.

Николай Рыбников не подумав взял и облизал ложку, которая вмиг прилипла к его языку. Съемки пришлось остановить, чтобы помочь актеру отлепить ложку, но Рыбников и не подумал ждать медиков, он дернул ложку и отлепил ее от себя вместе с кожей… После этого случая Румянцева говорила что он очень мужественный мужчина.

Часть фильма снимали а в маленьком поселке Оленино Тверской области в августовскую жару на настоящей лесоперабывающей базе. На время съемок работы на базе решили не останавливать, а просто выделили для этого нижний склад.

Там художники декораторы готовили декорации к фильму, укладывали бревна ватой и присыпали их нафталином, кран для перевозки бревен измазали известкой для имитации холода. Там для актеров был построен домик в котором они и проживали. Холод имитировали ватой, солью, пенопластом, специальным вонючим газом который при съемках был очень похож на пар. Актеры парились в тулупах и шапках.
Сцена с поездом снималась в Рязанской области в Спас-Клепиках (Перегон между Спас-Клепиками и Пилево). Действующая узкоколейная ЖД была близ Москвы в Рязанской области, где шёл вал леса.

Туда направилась съемочная бригада. Съёмки заняли 2 дня. Для съемок ничего не строили (только прибили одну табличку с наименованием станции. В фильме она не читается). В поезде использовались статисты - местные жители. По плану съёмки должны были проходить 1 день, но в день съёмок была плохая погода, съёмки перенесли на следующий день.

У Михаила Пуговкина, сыгравшего коменданта, никак не получался эпизод, когда ему надо было бросить подушку на кровать так, чтобы она легла углом. Снимали полдня. Наконец Пуговкин психанул, швырнул ее не глядя - и точно попал!

Музыку к фильму написала Александра Пахмутова. Песни «Старый клен» и «Хорошие девчата», которые были написаны специально для фильма, до сих пор имеют ошеломительный успех. Многие песни Александры Пахмутовой за последние годы как-то незаметно вошли в нашу жизнь, сделались неотделимой её частью. Они звучат на официальных народных празднествах, их поют и на небольших дружеских вечеринках.

Пахмутова – талантливый композитор нашего времени. Она писала о людях, профессиях, любви, дружбе верности… есть цикл произведений о Юрии Гагарине.
Самой известной песней из этого цикла наверное является «Нежность», нежная искренняя мелодия не может оставить равнодушными сердца слушателей. Песни Пахмутовой имею глубокий смысл. В котором сочетаются форма, содержание, мелодия, ритм, фактура, оркестровка…

Тема труда, которой часто обращается Александра пронизана патриотизмом, и имеет прочные традиции. Воплощает в музыке образы рабочих, живущих в непростых условиях.

В творчестве Александры Пахмутовой сложилась своя определённая система выразительных средств, своеобразная их символика. Это качество справедливо отметил в ноябре 1957 года композитор Дмитрий Кабалевский, выступавший на творческом вечере, посвящённом молодёжи. «Александра Пахмутова… - говорил он, - сочиняет во многих жанрах и всегда умеет точно определить свои замыслы и найти точные средства для их воплощения.

У неё хороший, своеобразный мелодический дар… Слушая, её песни - даже если мы не знаем их заглавий и не расслышали ни одного слова текста, мы по самой музыке всегда определим их содержание, их тему. А такая конкретность музыкальных образов, - проявление не только одарённости автора, но и его мастерства».

В словах Д.Кабалевского была, конечно была некая доля преувеличения, но песня в которой мы не улавливаем слов и не чувствуем их глубокой внутренней связи с музыкой, уже перестает быть «песней для всех». Этим Кабалеский хотел сказать, что у Пахмутовой есть выработанные приемы и традиции для выражения в музыке темы, сюжетной линии, образа песни.
Многим в начале работы над фильмом казалось, что он пустоват и неинтересен, но в процессе работы стало понятно, что картину ждет успех. После выхода в прокат в 1961 году зрители были в восторге.

Фильм породил в обществе много крылатых выражений, его цитировали почти на каждом углу. Российские критики молчали, никак не отзываясь о фильме, а зарубежные международные фестивали приглашали и с удовольствием раздавали награды. Так фильм получил премию в Эдинбурге в 1961, в Каннах и в Маль-дель-Плата в 1962.

А за роль Тоси Кислицыной Надежда Румянцева была удостоена специального приза, ее назвали «Чаплином в юбке». Заслуженна артистка РСФСР Надежда Васильевна Румянцева считает «Девчат» своим лучшим фильмом и несколько приуменьшает свою заслугу в нем.

Она считает, что когда актрисе в руки попадает чудесный сценарий, в котором очень подробно описан характер роли, трудно сыграть плохо. Сценарий комедии Бориса Бедного о молодежи был именно таким. Первые аплодисменты раздались поле монтажа уже во время первого просмотра фильма съемочной группой. И эти аплодисменты были самыми дорогими для создателей.

55 лет назад, 7 марта 1962 года, накануне Международного женского дня, в московском Доме кино состоялась премьера комедии "Девчата".

У фильма "Девчата" есть своя неповторимая история. И начинается она с написания повести "Девчата". В ней говориться о сложной работе, тяжелом быте, о любви, дружбе, задорном юношеском максимализме. Поскольку Борис Васильевич Бедный работал инженером на лесосплаве, а также окончил Ленинградскую лесотехническую академию, ему было не сложно описать быт, интересы, конфликты и нежные взаимоотношения рабочих северных лесов.

Режиссером фильма стал Юрий Чулюкин.

По его задумке фильм "Девчата" должен бы быть многосерийной картиной, в продолжении фильма режиссер хотел рассказать о судьбе каждой из девчат, но продолжения так и не последовало.

Сначала, когда Чулюкин прочитал сценарий, он ему показался скучным, обыкновенной комедией, а он хотел сделать живую и остроумною картину. Обратите внимание, что в фильме очень подробно прописаны именно женские образы. Поэтому достаточно сложным был и выбор актеров.

На роль Тоси Кислицыной пробовалось много известных и не очень известных актрис, но режиссер хотел, чтобы главную роль в фильме исполнила его жена Наталья Кустинская. Она к сожалению не прошла пробы, хотя сама актриса заявляет, что ее муж просто не хочет снимать ее в своих фильмах, а так же всячески расстраивает ее пробы на стороне. Готовясь к картине, Чулюкин пообещал своей жене Наталье Кустинской роль Тоси.

Но одного его решения было мало. Кустинская серьезно готовилась к пробам: чтобы соответствовать образу смешной девчонки, разрисовала лицо веснушками и изменила походку. После проб она с нетерпением ждала решения худсовета. Через некоторое время от знакомого она узнала, что картина уже снимается и в главной роли Румянцева. Дома был страшный скандал.

Чулюкин оправдывался, что худсовет посчитал Кустинскую слишком красивой для образа Тоси. И в качестве примирения предложил ей роль Анфисы, но Кустинская отказалась. На роль Тоси пригласили Надежду Румянцеву, которая уже успешно снялась в фильме «Неподдающиеся», очень задорная, очаровательная и непосредственная актриса. Утвердить ее было не очень сложно, так как на пробах Надежда очаровала всех своей естественностью и природным обаянием, вся съемочная группа помогала актрисе. Эта роль была как будто написана специально для нее. На момент работы над фильмом Румянцевой исполнился 31 год.

Актера на мужскую роль, которому предстояло играть вместе с Румянцевой, уже искали непосредственно под нее. Например, актера Юрия Саранцева не взяли только из-за того, что он не очень хорошо смотрелся рядом с ней. На роль Ильи первоначально пробовали и Юрия Белова, но сверху пришло распоряжение: без всяких проб утвердить Николая Рыбникова. Рыбникову роль очень нравилась.

Но даже несмотря на похудение актера, герой Рыбникова, парень лет 25, выглядит в фильме как зрелый мужчина. Режиссер хотел предложить роль Ильи Вячеславу Шалевичу, но Николай Рыбников, который в последствии и сыграл Илью, ухитрился похудеть на 20 кг, и успешно прошел пробы. Очень "героический" поступок ради роли… Но к сожалению актеры не выносили друг друга.

Причиной этому послужило то, что Николай хотел сниматься в паре со своей любимой супругой Аллой Ларионовой, и на съемка фильма появился как звезда. К моменту снятия фильма он уже успешно снялся в нескольких картинах таких как "Высота" и "Весна на Заречной улице", но Надежда Румянцева очень быстро убавила его пыл, объясняя все просто: "Фильм называется "Девчата", а значит главная роль у женщин".

А после того, как режиссеру пришлось переснимать несколько сцен из-за того что, Рыбникову не удалось сыграть нежные чувства к Тосе, актер призадумался, заволновался и быстренько расстался со свой гордостью. После фильма Николай исполнил еще около десяти ролей в кино, но ни одна из них так и не встала вровень с "Девчатами".

Роль Нади в фильме сыграла Инна Макарова, также на эту роль пробовалась Валентина Талызина, которая не подошла по типажу. Маргарита Криницына, давняя подруга режиссера по ВГИКУ, которую не пропустила в картину Госкино, хотя Чулюкин очень на этом настаивал. Режиссер видел Надю этакой тихоней, которая смирилась с участью "своего парня" и мужчины дружили с ней, но не любили, которая была готова выйти замуж за Ксан Ксаныча, а он был гораздо старше ее.

Но Инна видела эту роль более сложной и волевой, она показала интересный сильный образ своей героини. В финале фильма был момент, где Надя отвергает ухаживания своего немолодого ухажера, отказывается от устроенной жизни, налаженного быта, потому что не любит его, но режиссер вырезал этот эпизод, за что актриса на него очень обиделась.

Люсьена Овчинникова, она же Катя, в фильме сыграла почти что саму себя, настолько ей был близок образ и характер ее героини. Как говорит актриса, сниматься было легко и с удовольствием. Ведь по фильму мы дружим с Тосей, в жизни мы тоже дружили с Надеждой Румянцевой. Также на роль Кати пробовалась Людмила Шагалова, но пробы были неудачными.

"Мне очень запомнились пробы на роль Анфисы в фильме "Девчата", — говорит актриса Клара Лучко. — Роль меня очень заинтересовала и я бы с удовольствием поучаствовала в съемках картины. Я хорошо помню эту пробу. Я играла отрывок, когда девчата рассуждают о жизни в общежитии; очень хотелось сыграть, не знаю, почему меня не взяли. Я тогда расстроилась — и роль была интересной, и фильм получился замечательным. До сих пор не понимаю, почему меня не взяли". Зато на эту роль взяли другую - Светлану Дружинину. И она с радость приняла предложения, ведь до этой роли ей предлагали сыграть скучных сельских тружениц. Эта роль стала одной из самых любимых.

Анфиску играть было интересно. Светлана уверена, что ее Афиса не плохая девчонка, просто тяжело жить когда ты красива обаятельна и кажется что независима. У таких девушек много завистников в коллективе и им очень тяжело учиться в обществе. Они очень ранимы. После "Девчат" много режиссеры пытались использовать образ Анфисы и приглашали Дружинину в свои картины, но актриса прервала этот круг и ушла в режиссеры, успешно сняла фильм "Гардемарины"

Фильм снимался в непростых условиях. Актерам и съемочной группе приходилось работать в очень тяжелых условиях. Лесоповал для съемок фильма устроили на "Мосфильме". В павильонах построили целый поселок, на площадке посадили более трехсот деревьев, сделали Леспромхоз.

Некоторые натурные съемки проходили на Северном Урале в реальном Лесохозяйстве. Погода стояла очень холодная, как не замерзнуть в 50 градусный мороз. Когда снимали сцену где повариха Тося приносит рабочим еду, актерам раздали металлические столовые приборы.

Николай Рыбников не подумав взял и облизал ложку, которая вмиг прилипла к его языку. Съемки пришлось остановить, чтобы помочь актеру отлепить ложку, но Рыбников и не подумал ждать медиков, он дернул ложку и отлепил ее от себя вместе с кожей… После этого случая Румянцева говорила что он очень мужественный мужчина.

Часть фильма снимали и в маленьком поселке Оленино Тверской области в августовскую жару на настоящей лесоперабывающей базе. На время съемок работы на базе решили не останавливать, а просто выделили для этого нижний склад.

Там художники декораторы готовили декорации к фильму, укладывали бревна ватой и присыпали их нафталином, кран для перевозки бревен измазали известкой для имитации холода. Там для актеров был построен домик в котором они и проживали. Холод имитировали ватой, солью, пенопластом, специальным вонючим газом который при съемках был очень похож на пар. Актеры парились в тулупах и шапках.

Юрий Чулюкин не верил в успех кинокомедии и в чем-то он оказался прав: критика предпочла многозначительно промолчать. Но ведь успех фильма определяется не мнением нескольких определенных людей, выражающих настроения существующих социальных устоев, а миллионами зрителей большой страны, которые до сих пор продолжают напевать полюбившиеся песни из фильма и переживать за хохотушку Тосю. Несмотря на почти полувековую историю знаменитой кинокомедии "Девчата", многие из нас и сейчас пользуются каждой возможностью посмотреть эту замечательную картину. Ведь действительно невозможно не удивляться умелой игре актеров и не радоваться возможности посмеяться от души.

"Девчат" по достоинству оценили и за границей, куда и стали приглашать актеров фильма для вручения самых разнообразных кинопремий:

1962 — приз Международного кинофестиваля в Мар-дель-Плата (Аргентина) "За лучшее исполнение женской роли" актрисе Надежде Румянцевой. Зарубежные газеты называли актрису "Чарли Чаплином в юбке", а итальянцы — "русской Джульеттой Мазиной".

1962 — почетный диплом Эдинбургского международного кинофестиваля (Шотландия).

1962 — почетный диплом жюри родителей и учеников Международного фестиваля фильмов для молодежи в Канне.




Top