Главная черта собакевича. Характеристика собакевича в поэме "мертвые души"

Михаил Семенович Собакевич - мелкопоместный помещик 40-ка лет отроду. К нему четвертому по счету заезжает покупатель мертвых душ Чичиков. Читателю он представляется в виде сильного и большого человека. Гоголь имел особый талант давать фамилии своим персонажам по особенностям их характера. Так и Собакевич, изначально представленный как добрый и сильный, позже оказывается недовольным и ругающимся.

Собакевич живет в глухом захолустье, которое наложило на него неповторимый отпечаток. Он активно занимается своим поместьем, ведя со своей супругой Федулией Ивановной размеренный и давно уже укоренившийся быт. Жену представляют в облике высокой и в то же время худощавой особой. Да, довольно-таки гармоничная парочка получается.

(Усадьба Собакевича в своей деревеньке )

Деревенька Собакевича обустроена крепкими крестьянскими избами, которые имеют довольно неуклюжий вид, зато добротны и надежны. Свою усадьбу Собакевич обнес надежной оградой. В доме его вся обстановка крепкая и надежная, кажется, что каждый стул кричит: «Я тоже Собакевич». Все чем-то похоже на медвежью берлогу. Большие и громоздкие стулья и кровати, а всюду развешены картины в таких же громоздких рамках.

Характеристика героя

("Собакевич", художник Александр Агин, 1846-47 )

Собакевич самый простой помещик, который твердо стоит на своей земле, умеет трезво и быстро оценивать людей, не испытывая к ним ни малейших симпатий. По убеждению самого Михаила Семеновича его жизнь удалась, которую он сумел обставить фундаментально и основательно. У него отсутствует чувство страха к кому-либо, хотя он великолепный собеседник с определенной грубостью, прямолинейностью и ослиной упертостью.

Михаил Семенович лишен каких-либо эмоциональных порывов и духовных переживаний, он начисто избавлен от мечтательности и филосовствования. Собакевич с полным отвращением воспринимает все новое, что не укладывается в его сознании, считая, что все эти изыски просвещения - вредные выдумки для народа. Его жизненное кредо - «Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет».

Он ругает каждого и считает, что самым порядочным человеком для него остается только прокурор, а вот полицмейстера он считает мошенником, да и губернатора разбойником. Для него каждый человек - это лгун и нечистый на руку. Хотя сам спокойно врет председателю палаты, что решил продать каретника Михеева, несмотря на то, что сам председатель уже знал о его кончине.

("Собакевич представляет Чичикову свою жену", художник Александр Агин, 1846-47 )

Мнение о Чичикове . В отличие от помещицы Коробочки, оторванной от реалий жизни и себарита-мечтателя Манилова, Собакевич быстро понял сущность пройдохи Чичикова и не дал возможности провести себя.

Выслушав просьбу Чичикова о продаже ему мертвых душ, Собакевич, несмотря на неуклюжесть и чудаковатость, быстро сообразил, о чем ведет речь Чичиков, поэтому и назначил столь высокую цену - 100 рублей за каждую проданную мертвую душу. В ходе беседы с Чичиковым полностью раскрывается психология Собакевича - крепкого помещика-кулака, который сумел так наладить работу своих крестьян, что извлекал максимальную выгоду для себя. Свою выгоду Собакевич не упустит никогда, поэтому он твердо решил не отступать от назначенной цены.

Образ героя в произведении

("Обед у Собакевича", иллюстрация П.П. Соколова, начало 1890-х )

Собакевич - один из главных героев поэмы Гоголя «Мертвые души», в котором он создал собирательный образ, встречавшийся и в глухой провинции, и в столичных салонах. В поэме отображена действительность, которая была в России в конце 19 века, когда крестьяне были крепостными, и их жизнь полностью зависела от помещика.

Гоголь, описывая внешность Собакевича, сравнивал его с неповоротливым медведем, который вдруг своими близко посаженными глазами пронзал собеседника, от чего тому становилось неуютно. При всей монументальности Михаил не лишен и некоторых слабостей, главной из них являлось чревоугодие. Похваляясь перед Чичиковым, он говорил: « У меня, когда свинина - всю свинью давай на стол!».

Для описания образа Собакевича Гоголь использовал все приемы композиционного построения повествования: пейзажи, портреты и речь своего героя.

Собакевич следует четвертым в галерее гоголевских помещиков. Образ этот сравнивают с шекспировским Калибаном, однако много в нем и чисто русского, национального.

Основные черты Собакевича — это ум, деловитость, практическая хватка, но при этом для него характерны прижимистость, какая-то тяжеловесная устойчивость во взглядах, характере, образе жизни. Эти черты заметны уже в самом Портрете героя, который похож на медведя «средней величины». Даже зовут его Михайлом Семеновичем. «Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке».

В портрете Собакевича ощутим гротескный мотив сближения героя с животным, с вещью. Тем самым Гоголь подчеркивает ограниченность интересов помещика миром материальной жизни.

Качества героя Гоголь раскрывает также посредством пейзажа., интерьера и диалогов. Деревня Собакевича «довольно велика». Слева и справа от нее расположены «два леса, березовый и сосновый, как два крыла, одно темное, другое светлее». Уже леса эти говорят о хозяйственности помещика, его практической сметке.

Полностью соответствует внешнему и внутреннему облику хозяина и его усадьба. Собакевич нисколько не заботится об эстетичности, внешней красоте окружающих его предметов, думая лишь об их функциональности. Чичиков, подъезжая к дому Собакевича, отмечает, что при постройке, очевидно, «зодчий беспрестанно боролся со вкусом хозяина». «Зодчий был педант и хотел симметрии, хозяин — удобства...», — замечает Гоголь. Это «удобство», забота о функциональности предметов проявляется у Собакевича во всем. Двор помещика окружен «крепкою и непомерно толстою деревянного решеткой», конюшни и сараи сделаны из полновесных, толстых бревен, даже деревенские избы мужиков «срублены на диво» — «все...пригнано плотно и как следует».

Обстановка в доме Собакевича воспроизводит тот же «крепкий, неуклюжий порядок». Стол, кресла, стулья — все «самого тяжелого и беспокойного свойства», в углу гостиной стоит «пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь». На стенах висят картины «греческих полководцев» — необыкновенно крепких и рослых молодцов, «с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходит по телу».

Характерно, что здесь вновь возникает мотив богатырства, «играющий роль положительного идеологического полюса в поэме». И задают этот мотив не только изображения греческих полководцев, но и портрет самого Собакевича, имеющего «самый крепкий и на диво стаченный образ». В этом мотиве отразилась мечта Гоголя о русском богатырстве, заключенном, по мысли писателя, не только в физической мощи, но и в «несметном богатстве русского духа». Писатель улавливает здесь самую суть русской души: «Подымутся русские движения... и увидят, как глубоко заронилось в славянскую природу то, что скользнуло только по природе других народов».

Однако в образе Собакевича «богатство русского духа» подавлено миром материальной жизни. Помещик озабочен лишь сохранением своего достатка да изобилием стола. Больше всего он любит хорошо и вкусно поесть, не признавая иностранных диет. Так, обед у Собакевича весьма «разнообразен»: к щам подается фаршированный бараний желудок, затем следуют «бараний бок с кашей», ватрушки, фаршированный индюк и варенье. «У меня когда свинина, всю свинью давай на стол, баранина — всего барана тащи, гусь — всего гуся!» — говорит он Чичикову. Здесь Гоголь развенчивает чревоугодие, один из людских пороков, с которым борется православие.

Характерно, что Собакевич далеко не глуп: он сразу сообразил, в чем суть пространной речи Павла Ивановича и быстро назначил свою цену умершим крестьянам. Логичен и последователен помещик во время торга с Чичиковым.

Собакевич по-своему проницателен, наделен трезвым взглядом на вещи. Он не питает никаких иллюзий по поводу городских чиновников: «...это всё мошенники; весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет». В словах героя здесь заключается правда автора, его позиция.

Ум Собакевича, его проницательность и, вместе с тем, «дикость», нелюдимость, необщительность помещика проявляются в его речи. Собакевич высказывается очень четко, кратко, без излишней «красивости» и витиеватости. Так, на пространные разглагольствования Чичикова о тягостной помещичьей обязанности внесения податей за ревизские души, «окончившие жизненное поприще», Михаил Иванович «реагирует» одной фразой; «Вам нужно мертвых душ?» Обсуждая знакомых, помещик может и побраниться, употребить «крепкое словцо».

Образ Собакевича в поэме статичен: читателям не представлена жизненная история героя, какие-либо духовные изменения его. Однако характер, представший перед нами, — живой и многосторонний. Как и в главах, посвященных остальным помещикам, Гоголь использует здесь все элементы композиции (пейзаж, интерьер, портрет, речь), подчиняя их лейтмотиву данного образа.

Меню статьи:

Когда мы говорим об аристократах, то в нашем воображении зачастую возникает подтянутый, стройный, красивый молодой человек. Когда же речь заходит о помещиках, мы всегда теряемся, ибо в литературе мы зачастую видим два типа таких героев. Первые стараются подражать аристократам и используются в основном в комических ситуациях, так как подражание больше похоже на карикатурное изображение аристократической жизни. Вторые, на вид мужиковатые, грубые и мало чем отличаются от крестьян.
В повести Н.В.Гоголя «Мертвые души» у читателя есть уникальная возможность проанализировать разные типы помещиков. Одним из самых колоритных из них является Собакевич.

Внешний вид Собакевича

Михайло Семенович Собакевич – это один из помещиков, к которому Чичиков обращается с просьбой продать мертвые души. Возраст Собакевича варьируется в пределах 40-50 лет.

«Медведь! совершенный медведь! Нужно же такое странное сближение: его даже звали Михайлом Семеновичем» – вот первое впечатление от этого человека.

Его лицо круглое и довольно непривлекательное на вид, похожее на тыкву. «Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке».

Черты лица его были неприятные, как будто вытесаны топором – грубые. Лицо его никогда не выражало никаких эмоций – казалось, что у него нет души.

Походка у него тоже была медвежья – он то и дело наступал кому-нибудь на ноги. Что правда, порой все же его движения не были лишены ловкости.

Михайло Семеныч обладает уникальным здоровьем – за всю жизнь он ни разу еще не болел, даже чирей никогда не выскакивал. Сам Собакевич думает, что это не к добру – когда то ему придется поплатиться за это.

Семья Собакевича

У Собакевича семья небольшая и ограничивается его женой Феодулией Ивановной. Она такая же простая и женщина, как и ее муж. Ей чужды аристократические повадки. О взаимоотношениях между супругами автор напрямую ничего не говорит, но тот факт, что они обращаются друг к другу «душенька», указывает на семейную идиллию в их личной жизни.

В повести также есть упоминания о покойном отце Собакевича. По воспоминаниям других героев, он был еще крупнее и сильнее сына и мог в одиночку ходить на медведя.

Образ и характеристика Собакевича

Михайло Семенович на вид человек неприятный. В общении с ним это впечатление частично подтверждается. Это грубый человек, ему чуждо чувство такта.

Образ Собакевича лишен романтизма и нежности. Он очень прямолинейный – типичный предприниматель. Его редко чем можно удивить. Он спокойно обсуждает с Чичиковым возможность покупки мертвых душ так, как будто бы это было приобретение хлеба.

«Вам понадобились души, я и продаю вам» – спокойно говорит он.

С образом Собакевича прочно прикреплены образы денег и хозяйственности – он стремиться к материальной выгоде. Напротив же, ему совсем чужды понятия культурного развития. Он не стремиться получить образование. Считает, что прекрасно разбирается в людях и может с ходу рассказать все о человеке.

Собакевич не любит церемониться с людьми и крайне неодобрительно отзывается обо всех его знакомых. Он с легкостью находит изъяны в каждом. Всех помещиков уезда он называет «жуликами». Говорит, что среди всех знатных людей уезда достойный только один – прокурор, но при этом добавляет, что если хорошо разобраться, то и тот «свинья».

Предлагаем познакомиться с в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”

Мерилом хорошей жизни для Собакевича является качество обедов. Он любит хорошо поесть. Предпочтительна для него русская кухня, он не воспринимает кулинарные новшества, считает их глупостями и ерундой. Михайло Семенович уверен, что только у него еда хорошего качества – повара всех остальных помещиков, да что их, и самого губернатора готовят еду из продуктов плохого качества. А некоторые их них готовят из такого, что его повар выбрасывает на помойку.

Отношение Собакевича к крестьянам

Собакевич любит принимать участие во всех работах, наравне с крестьянами. Он их заботиться о них. Так как считает, что работники, к которым хорошо относятся, работают лучше и прилежней.

При продаже своих «мертвых душ» Собакевич вовсю расхваливает своих крепостных. Рассказывает об их талантах, искренне жалеет, что он лишился таких хороших работников.



Собакевич не хочет остаться в дураках, поэтому просит у Чичикова задаток за своих крестьян. Сколько именно было продано «душ» сказать сложно. Наверняка известно, что их было больше двадцати (Собакевич просит задаток в 50 рублей, оговорив цену за каждого в 2.5 рубля).

Поместье и дом Собакевича

Собакевич не любит изысканности и украшений. В постройках он ценит надежность и прочность. Колодец в его дворе был сложен из толстых бревен, из «которых обычно строят мельницы». Постройки всех крестьян похожи на барских дом: аккуратно сложены и без единого украшения.

Собакевич – помещик, которому Чичиков предлагает выгодную сделку по продаже «мертвых» душ. Персонаж дополняет галерею образов, созданную . Первоначально писатель планировал создать три тома произведения, отталкиваясь от композиции «Ад – Чистилище – Рай», но позднее отказался от этого замысла. Литературоведы до сих пор анализируют и разбирают характеристики и описания персонажей с целью анализа поэмы.

История создания

Книга «Мертвые души» появилась на свет благодаря . В мемуарах Гоголь писал, что Пушкин мотивировал его на создание произведения и даже подарил идею сюжета для него. Поэт пересказал приятелю забавную историю, которую услышал, будучи в ссылке в Кишиневе. Пересказ анекдота дошел до Гоголя спустя 15 лет после произошедшего события. Речь шла о прохвосте, скупавшем у помещиков мертвые души, чтобы получить банковскую ссуду.

В ту эпоху подобные происшествия не были редкостью, и идея, присвоенная , использовалась не одним мошенником. Сюжет и образы героев прописаны подробно и детально, а реальность той эпохи позволяла читателю проникнуться повествованием.

Работа над поэмой началась в 1835 году, незадолго до написания «Ревизора». Идея не казалась писателю увлекательной, поэтому работа давалась с трудом. Закончив пьесу и вернувшись из путешествия по Европе, Гоголь предпринял попытку дописать произведение. Главы неоднократно переписывались, и работа затягивалась. Книга была закончена в 1841 году. Прибыв из-за границы в Россию, автор представил творение на рассмотрение цензурному комитету.


В Москве книгу восприняли с недоверием, поэтому Гоголь обратился за помощью к Александру Белинскому. Критик посодействовал автору, и «Мертвые души» были изданы в Петербурге в 1842 году.

Биография

«Мертвенность» души героя схожа с той, что проявляют , и другие. Образ жизни героев удобен, и менять его они не намерены. У них нет жизненных целей, а души черствы и неподвижны. У героев нет родственников, или же они не принимают участия в жизни семьи. Возникает ощущение, будто помещики появились из ниоткуда.

Значение имени и фамилии каждого помещика, описанного в произведении немаловажно. Портрет Собакевича выстаивается на ассоциациях с животными. Автор сравнивает Михайло Семеновича с большим неуклюжим медведем и даже награждает героя фраком подобного оттенка. Восприятие внутреннего мира героя начинается со знакомства с его внешностью.


Собакевич ко всем вопросам подходил основательно, чем отличался от своих соседей и вызывал уважение публики. Описание усадьбы, интерьера и отношения персонажа к хозяйству говорит о том, что он не бедствует. Помещик хочет, чтобы крестьяне имели материальные основы, понимая, что судьба его усадьбы во многом зависит от благосостояния крепостных. В этом вопросе благородство смешано с жадностью. При всех недостатках Собакевича нельзя назвать его скупым человеком. Это отличает его от Плюшкина, который живет впроголодь. Трапеза для чревоугодника Собакевича – удовольствие, а для автора – еще один способ подчеркнуть животное начало в герое.

Мужчина крепкого телосложения, твердо стоящий на ногах, Собакевич во всем придерживается максимализма, отдавая предпочтение большим объемам еды. Автор называет своего героя «человек-кулак». Он – человек, отдающий предпочтение плотскому, мирскому. Этот персонаж обладает физической силой, но предстает грубым, неповоротливым существом. У него крепкое здоровье, крупное телосложение и внешность, напоминающая типаж былинных богатырей.


Фамилия Собакевич как будто указывает на животное происхождение. Мужчина имеет крепкую хватку, груб с окружающими людьми, имеет «собачий» нрав. При этом помещик хитер и во всем ищет собственную выгоду и удобство. Его прямолинейность и грубость поражают. Собакевич ни во что не верит и склонен осуждать окружающих. Говорящая фамилия и описание внешности гиперболизируют его образ.

Собакевич порицает чиновников, но выстраивает с ними взаимовыгодные отношения. Учиться барин не любит и ненавидит тех, кто пропагандирует умственные интересы и увлечение получением новых знаний. В образовании Собакевич видит возможности, которые способны пошатнуть комфортные для его существования условия.

«Мертвые души»

Михайло Семенович Собакевич заслуживает отдельного внимания читателей. Читатель знакомится с ним задолго до завязки сюжета. Автор описывает дом героя, поместье в целом и только после этого раскрывает особенности его характера. Имение и господский дом отличаются добротностью, и Чичиков первым делом замечает надежность построек, въехав в деревню Собакевича. Усадьба помещика была практична без лишних украшательств и полностью совпадала с его образом. Каждая деталь, сопровождавшая Собакевича в доме, похожа на него.


Крестьянам спокойно жилось под покровительством такого хозяина. Сытость и благополучие представляли его смысл жизни. Собакевич в беседе с Чичиковым демонстрирует свою хватку и талант дельца. Он быстро уходит от намеков, называя вещи своими именами, и даже умудряется обвести Чичикова вокруг пальца.

Список усопших крестьян помещик писал собственноручно, подробно объясняя, кто кем был при жизни. Расчет, смекалка и цинизм двигали им. Результат сделки оставил довольными обоих участников.

Экранизации

Режиссеры, вдохновлявшиеся классическими литературными произведениями, экранизировали произведение Гоголя. Первая кинокартина вышла в свет в 1909 году. Это была черно-белая немая лента Петра Чардынина, в которой Собакевича сыграл Василий Степанов.


Спустя несколько десятилетий, в 1960 году, Леонид Трауберг поставил фильм-спектакль по сюжету поэмы. В работе над проектом использовали инсценировку произведения, принадлежавшую перу и написанную в 1930 году. В образе Собакевича выступил .

Режиссер Александр Белинский в 1969 году тоже снял телеспектакль по мотивам книги. Собакевича в постановке сыграл Юрий Толубеев.

Премьера следующей экранизации состоялась в 1984 году благодаря режиссеру Михаилу Швейцеру. В образе Собакевича предстал .


Первый телесериал по произведениям Гоголя вышел в 2005 году. Павел Лунгин выпустил проект под названием «Дело о «Мертвых душах». Роль Собакевича досталась .

Цитаты

Умелый делец, Собакевич не желал сплоховать с выгодной сделкой. Демонстрируя размах, он бахвалился перед Чичиковым, используя свои любимые выражения:

«У меня когда свинина – всю свинью давай на стол, баранина – всего барана тащи, гусь – всего гуся!».

Герой не стеснялся в выражениях, описывая свое мировоззрение и пытаясь доказать, что его образ жизни имеет свои преимущества и гораздо честнее, чем у остальных:

«Я их знаю всех: это все мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет».

Честные рассказы о своей точке зрения не мешали Собакевичу плутовать, дерзко окручивая гостя вокруг пальца и набивая цену погибшим крепостным:

«Право, недорого! Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души; а у меня – что ядреный орех, все на отбор: не мастеровой, так иной какой-нибудь здоровый мужик».

Собакевич Михайло Семеныч - четвертый (после Ноздрева, перед Плюшкиным) «продавец» «мертвых душ» Чичикову; наделен могучей «природой» - в 7-й главе жалуется Председателю палаты и Чичикову на то, что живет пятый десяток, а не болел ни разу, и за это придется когда-нибудь «заплатить»; аппетит соответствует его могучей натуре - в той же главе описано «поедание» им осетра в 9 пудов.

Само имя, многократно обыгранное рассказчиком (Собакевич напоминает «средней величины медведя; фрак на нем «совершенно медвежьего» цвета; ступает он вкривь и вкось; цвет лица, на котором глаза словно просверлены сверлом, каленый, горячий), указывает на могучее «звероподобие» героя, на его медвежье-собачьи черты. Все это связывает С. с типом грубого помещика Тараса Скотинина из «Недоросля» Д. И. Фонвизина. Однако связь эта скорее внешняя, чем внутренняя; отношение автора к герою здесь значительно сложнее.

Знакомство Чичикова с С. происходит в 1-й главе, на вечеринке у губернатора; герой сразу обращает внимание на неуклюжесть собеседника (С. первым делом наступает ему на ногу). Намереваясь посетить деревню С. сразу вслед за Маниловкой, Чичиков тем не менее попадает к нему, успев по пути сторговаться с Коробочкой и сыграть в шашки с буйным Ноздревым. В деревню С. Чичиков въезжает в тот момент, когда все мысли его заняты мечтой о 200-тысячном приданом, - так что образ С. с самого начала связывается с темой денег, хозяйственности, расчета. Поведение С. соответствует такому «зачину».

После более чем сытного обеда (жирная «няня», мясо, ватрушки, что размером гораздо больше тарелки, индюк ростом с теленка и проч.) Чичиков заводит витиеватую речь об интересах «всего русского государства в целом» и уклончиво подводит к интересующему его предмету. Но С. сам, без обиняков, деловито переходит к существу вопроса: «Вам нужно мертвых душ?» Главное - цена сделки (начав со ста рублей за ревизскую душу против чичиковских восьми гривен, он соглашается в конце концов на два с полтиной, но зато подсовывает в «мужской» список «женскую» душу - Елисаветъ Воробей). Доводы С. убийственно просты: если Чичиков готов покупать мертвые души, значит, надеется извлечь свою выгоду - и с ним следует торговаться. Что же до предлагаемого «товара», то он самого лучшего свойства - все души «что ядреный орех», как сам хозяин умерших крепостных.

Естественно, душевный облик С. отражается во всем, что его окружает. От пейзажа - два леса, березовый и дубовый, как два крыла, и посередине деревянный дом с мезонином - до «дикого» окраса стен. В устройстве дома «симметрия» борется с «удобством»; все бесполезные архитектурные красоты устранены. Лишние окна забиты, вместо них просверлено одно маленькое; мешавшая четвертая колонна убрана. Избы мужиков также построены без обычных деревенских «затей», без украшений. Зато они сделаны «как следует» и прочны; даже колодец - и тот вделан в дуб, обычно идущий на постройку мельниц.

В доме С. развешаны картины, изображающие сплошь «молодцов», греческих героев-полководцев начала 1820-х гг., чьи образы словно списаны с него самого. Это Маврокордато в красных панталонах и с очками на носу, Колокотрони и другие, все с толстыми ляжками и неслыханными усами. (Очевидно, чтобы подчеркнуть их мощь, в среду «греческих» портретов затесался «грузинский» - изображение тощего Багратиона.) Великолепной толщиной наделена и греческая героиня Бобелина - ее нога обширнее, чем туловище какого-нибудь щеголя. «Греческие» образы, то пародийно, то всерьез, все время возникают на страницах «Мертвых душ», проходят через все сюжетное пространство гоголевской поэмы, изначально уподобленной «Илиаде» Гомера. Эти образы перекликаются, рифмуются с центральным «римским» образом Вергилия, который ведет Данте по кругам Ада - и, указывая на античный идеал пластической гармонии, ярко оттеняют несовершенство современной жизни.

На С. похожи не только портреты; похож на него и дрозд темного цвета с белыми крапинками, и пузатое ореховое бюро на пренелепых ногах, «совершенный медведь». Все вокруг словно хочет сказать: «И я тоже Собакевич!» В свою очередь и он тоже похож на «предмет» - ноги его как чугунные тумбы.

Но при всей своей «тяжеловесности», грубости, С. необычайно выразителен. Это тип русского кулака (полемика об этом типе велась в русской печати 1830-х гг.) - неладно скроенного, да крепко сшитого. Рожден ли он медведем, или «омедведила» его захолустная жизнь, все равно при всем «собачьем нраве» и сходстве с вятскими приземистыми лошадьми С. - хозяин; мужикам его живется неплохо, надежно. (Тут следует авторское отступление о петербургской жизни, которая могла бы и погубить С, развратив его чиновным всевластием.) То, что природная мощь и деловитость как бы отяжелели в нем, обернулись туповатой косностью - скорее беда, чем вина героя.

Если Манилов живет вообще вне времени, если время в мире Коробочки страшно замедлилось, как ее шипящие стенные часы, и опрокинулось в прошлое (на что указывает портрет Кутузова), а Ноздрев живет лишь в каждую данную секунду, то С. прописан в современности, в 1820-х гг. (эпоха греческих героев). В отличие от всех предшествующих персонажей и в полном согласии с повествователем С. - именно потому, что сам наделен избыточной, поистине богатырской силой, - видит, как измельчала, как обессилела нынешняя жизнь. Во время торга он замечает: «Впрочем, и то сказать: что это за люди? мухи, а не люди», куда хуже покойников.

Чем больше заложено в личность Богом, тем страшнее зазор между ее предназначением и реальным состоянием. Но тем и больше шансов на возрождение и преображение души. С. - первый в череде очерченных Гоголем типов, кто прямо соотнесен с одним из персонажей 2-го тома, где изображены герои пусть отнюдь не идеальные, но все же очистившиеся от многих своих страстей. Хозяйственность С, «греческие» портреты на стенах, «греческое» имя жены (Феодулия Ивановна) рифмой отзовутся в греческом имени и социальном типе рачительного помещика Костанжогло. А связь между именем С. - Михайло Иваныч - и «человекоподобными» медведями из русских сказок укореняет его образ в идеальном пространстве фольклора, смягчая «звериные» ассоциации. Но в то же самое время «отрицательные» свойства рачительной души С. словно проецируются на образ скаредного Плюшкина, сгущаются в нем до последней степени.




Top