Главная тема горе от ума. Анализ «Горе от ума» Грибоедов

На вопрос В чем заключается основная мысль произведения Грибоедова "горе от ума"? заданный автором ***ДЭН*** лучший ответ это В этой пьесе через столкновения характеров отражены важные явления общественной жизни России прошлого века.
Конфликт пьесы (борьба между различными группами дворянства) резко подразделяет действующих лиц на два лагеря: передовое дворянство - Чацкий и его единомышленники - и консервативное дворянство - фамусовское общество. Вся борьба идет во имя народа. Однако у Чацкого происходил полный разрыв с фамусовским обществом. Его образ показывает, что в нем воплощены мысли и чувства передового человека, дворянина.
Александр Андреевич Чацкий - главный герой пьесы "Горе от ума". Ему симпатизирует автор. Этот герой нравится и нам. Чацкий любит, сомневается, негодует, терпит поражения, спорит, но все равно остается непобежденным. Однако фамусовское общество также одерживает своеобразный верх, так как Чацкий уезжает "вон из Москвы". Но чувствуется страх за этой внешней победой перед неминуемым поражением в схватке с сотнями Чацких.
Развязка конфликта в комедии - объявление Чацкого сумасшедшим за его инакомыслие.
На мой взгляд, Чацкий является одновременно и победителем, и побежденным. Он проигрывает одни сражения, но выигрывает другие. Он является борцом за свободу личности и равенство. Чацкий хочет внести что-то новое, прогрессивное. Одновременно он негодует и ликует. И это настроение передается читателю в заключительном монологе Чацкого.
Основная мысль этой пьесы - энергичный протест против гнусной тогдашней действительности. "Горе от ума" актуально и по сей день, так как в нашем мире не перевелись люди, подобные фамусовскому обществу, но и остались люди, подобные Чацкому.
вот еще

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: В чем заключается основная мысль произведения Грибоедова "горе от ума"?

Ответ от Простоватый [эксперт]
Кажется, она выражена в заглавии!


Ответ от Косогор [гуру]
Глупым - горе от безумья. Умным - горе от ума.


Ответ от Евровидение [гуру]
В России, умный человек, не пляшущий под общую дудку,
автоматически выпадает из социума.
Только в России с давних времён (задолго до Грибоедова)
выражение "УМНЫЙ БОЛЬНО! " является личным оскорблением.


Ответ от Пользователь удален [гуру]
Человек гораздо умнее, чем ему это надо для счастья...


Ответ от Ольга Жанкова [гуру]
"Молчалины блаженствуют на свете... "


Ответ от ЕЛИЗАВЕТА АНДРЕЕВА [мастер]
"Служить бы рад, прислуживаться тошно". Кажется, так.


Ответ от Наталья Ромодина [гуру]
Поскольку произведение относится к драматургическому жанру, его идея связана с передачей умных мыслей автора молодым людям, сидящим в зале театра. Грибоедов призывает задуматься, как себя вести в ситуациях, подобных той, в которую попал Чацкий. Стоит или нет "метать бисер перед свиньями", что это даст: перевоспитаются ли собеседники, или выгонят тебя поганой метлой сплетни о твоей ненормальности?

1. Введение . Бессмертная комедия А. С. Грибоедова " " входит в золотой фонд русской литературы.

Лучшим признанием произведения стал тот факт, что многие фразы из комедии прочно вошли в состав русского языка.

2. История создания . В 1818 г. был назначен секретарем персидской миссии и отправился к новому месту службы. По пути он посетил Москву, в который не был около шести лет.

Есть достаточные основания предполагать, что именно в это время у писателя возник замысел "Горя от ума". Но служба в Персии и восточные впечатления отложили исполнение замысла. Грибоедов начал работу над комедией только в 1821 г. в Тифлисе, а закончил ее через три года, получив отпуск.

3. Смысл названия . В названии отражен центральный конфликт главного героя. Его образованность и незаурядный ум, опыт зарубежных поездок не могут найти своего достойного применения. Более того, ум Чацкого воспринимается высшим обществом как несомненное зло, представляющее серьезную опасность. Возникает парадоксальная ситуация: самый умный человек объявляется сумасшедшим.

4. Жанр . Пьеса в жанре комедии

5. Тема . Основная тема произведения - суровое обличение высшего общества, которому в одиночку противостоит честный, умный и благородный человек.

6. Проблематика . Прочно укоренившиеся в русском обществе раболепие и чинопочитание, непререкаемая власть общепризнанных "авторитетов". Неизбежное подчинение молодых людей законам и правилам, принятым в обществе. Невероятная сложность борьбы с устоявшимися традициями.

7. Герои. А. А. Чацкий, П. А. Фамусов, А. С. Молчалин, Софья, Скалозуб.

8. Сюжет и композиция. Действие происходит в доме казенного управляющего П. А. Фамусова. С ним вместе живет дочь Софья и личный секретарь А. С. Молчалин. Фамусов - один из главных отрицательных персонажей в комедии. Он твердо уверен в том, что главное достоинство в человеке - почтительное, вплоть до унижения, отношение к своем начальству и вообще к вышестоящим людям.

Фамусов негативно относится к тем, кто пренебрегает службой ради науки. Молчалин - идеальный, с точки зрения Фамусова, молодой человек. Он никогда не осмеливается высказывать собственное мнение, во всем полагаясь на житейский опыт своего хозяина. Молчалин выглядит простачком, но это - его маска, за которой скрывается хитрый и изворотливый ум.

Секретарь Фамусова был воспитан отцом в духе покорности и смирения. Таким образом он рассчитывает постепенно завоевать расположение начальства и возвыситься самому. в детстве была живой и любознательной девочкой, которая мечтала о честной и правдивой жизни. Атмосфера в доме Фамусова постепенно извратила ее. Девушка поняла все выгоды достойного положения в высшем обществе. Она с готовностью принимает его законы и установки.

Трус в ее глазах становится достойным женихом. Софья забыла о прежних идеалах. Ей кажется, что готовность к унижению - необходимое качество в человеке, которому предстоит занять более высокое положение. Сонная размеренная жизнь в фамусовском доме нарушается с внезапным появлением Чацкого. Этот молодой человек когда-то был частым гостем в доме. С Софьей их связывала настоящая детская дружба. В прошлом они часто вместе мечтали о счастливом будущем без лжи и обмана.

Чацкий долгое время провел за границей. Он значительно увеличил свой багаж знаний и совершенно другими глазами смотрит на жизнь русского высшего общества. Чацкий уверен, что подруга детских лет не могла измениться, и они вновь будут часами разговаривать о высших идеалах человечества. Чацкий жестоко ошибается, но никак не может осознать своей ошибки. Более того, он сразу же влюбляется в повзрослевшую и похорошевшую Софью. Ее холодный тон он воспринимает, как женскую игру над влюбленным мужчиной. Чацкий, конечно же, понимает, что за долгое его отсутствие могли появиться соперники, претендующие на руку девушки.

Поговорив с Молчалиным и послушав рассуждения Скалозуба он со смехом отвергает свои подозрения. По глубокому убеждению Чацкого, Софья не могла полюбить ни глупого и трусливого секретаря, ни безмозглого военного. В разговорах Чацкого с Фамусовым выявляется центральная проблема комедии. Происходит столкновение старого с новым. Компромисс просто-напросто невозможен. Убеждения Фамусова вступают в резкое противоречие с идеалами Чацкого. В его пылкой и пламенной речи звучат мысли самого автора о неизбежном торжестве знаний и справедливости.

Чацкий с гневом говорит о выживших из ума стариках, гордящихся тем, что в своей жизни они умели только вовремя услужить начальству. Фамусов поражен и ошеломлен такими взглядами, подрывающими основу его мировоззрения. Гордый отказ Чацкого от какой-либо службы вызывает в нем настоящий ужас. Фамусов объявляет молодого человека бунтарем и революционером. Высшей точки развития события достигают на бале в доме Фамусова. К нему съезжаются гости, представлющие собой весь цвет московского высшего общества.

Из разговоров "элиты" становится понятно, что их жизнь пуста и бессодержательна. Выказывая друг другу почтение и уважение, в душе они копят самую настоящую злобу и ненависть. Центральная тема для разговора - сплетни и невероятно раздуваемые слухи. с презрением смотрит на всех этих людей. Он не может удержаться от того, чтобы не высказать несколько иронических замечаний. Постепенно Чацкий настраивает всех гостей против себя. Всеобщее недовольство выражается в пущенном Софьей слухе о сумасшествии Чацкого. Эта клевета ложится на благодатную почву. Все собравшиеся с готовностью принимают это известие, утверждая, что сами заметили что-то подобное.

Когда Чацкий узнает о том, что его считают сумасшедшим, он беспокоится лишь за мнение Софьи. Но его ждет еще более сильный удар. Оказывается, что девушка сама пустила этот слух. К тому же возлюбленная Чацкого предпочла ему обманщика Молчалина. Разочарование Чацкого настолько велико, что он не сразу может собраться с силами и трезво обдумать ситуацию. Придя в себя, он произносит свою знаменитую фразу: "Карету мне, карету!". Чацкий уже не может оставаться в этом прогнившем лживом обществе. Испытав "горе от ума", он покидает Москву.

9. Чему учит автор. Нравоучительный смысл комедии состоит в том, что ни в коем случае нельзя подавлять в себе искренние порывы к добру и справедливости. Чацкий потерял любовь и был оклеветан, но это не значит, что он оказался неправ. Главный герой сохранил свои убеждения. Нет сомнения в том, что он еще встретит честных и благородных людей и добьется успеха.

Комедия Александра Грибоедова «Горе от ума» считается первым произведением реалистического направления в русской литературе, несмотря на еще ощутимое влияние классицизма. Присутствует в комедии и эстетика романтизма, особенно заметная в образе главного героя.

Характерным признаком реализма в пьесе является то, что персонажи социально мотивированы. Они – порождение того общества, в котором живут.

К новаторству Грибоедова можно отнести и язык комедии. Он наделяет каждого своего героя индивидуальной манерой речи. Поэтому их нельзя перепутать. При помощи острой полемики в диалогах автор показывает характер и способ мышления героев. Многие высказывания настолько афористичные и уникальные, что стали крылатыми. Даже спустя многие годы они остаются для нас актуальными. Например, знаменитая реплика главного героя Чацкого: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

История создания пьесы

Автор работал над пьесой на протяжении нескольких лет, с 1822 по 1824 год. Однако замысел написать о нравах общества возник намного раньше. По одной из версий, толчком для создания пьесы стал один из аристократических приемов, на котором побывал Грибоедов. Его сильно возмутило то, как люди преклоняются перед иностранным гостем, ведь тогда была мода на все иностранное. Когда писатель намекнул, что такое поведение выглядит смешным и неправильным, то его сочли сумасшедшим человеком. Эта история дает повод считать Грибоедова прототипом его главного героя – Чацкого.

Когда произведение было закончено, автор думал, что без труда его издаст. Но оказалось, что комедии «нет пропуску». Поэтому при жизни Грибоедова удалось опубликовать произведение лишь фрагментарно. Хотя рукописные варианты быстро разошлись среди передовой читающей публики, а писатель снискал славу.

Сюжет произведения

Александр Чацкий, молодой дворянин, приезжает в дом семейства Фамусовых после долгого пребывания за границей. Его цель – жениться на Софье Фамусовой, с которой они вместе росли и дружили в детстве. Но девушка встречает его холодно, потому что влюблена в другого мужчину. Чацкий не хочет сдаваться, тем более, что избранник Софьи ему кажется человеком недостойным. В пьесе всего две сюжетные линии – романтическая и социальная. Первая в последствие перетекает во вторую. Пытаясь добиться руки Софьи, Чацкий постепенно разочаровывается в ней, ведь она ничем не отличается от остального консервативного загнивающего московского общества. Главный герой имеет блестящий ум, но в данном обществе он бесполезен, потому что здесь ценятся лишь чинопоклонство и хитрость. Красноречие Чацкого и его передовые идеи воспринимаются как бред сумасшедшего. В результате главный герой уезжает из Москвы.

Тематика, проблематика и основная идея пьесы

К основным темам произведения можно отнести: реалистичное отображение жизни и нравов современного автору общества дворян; история несчастной любви; противостояние передового главного героя обществу.

Основная идея пьесы: разоблачение нравственной низости и убогости крепостнического общества, в котором не воспринимаются прогрессивные идеи.

А. С. Грибоедов родился в 1794 году, знаменитая комедия написана в 1824 году, в начале XIX века. Автору было в ту пору 28 лет. Вполне зрелый возраст. И проблемы, поднятые автором, чрезвычайно серьезны и во многом до сих пор актуальны. И сразу после написания распространявшаяся в списках комедия была очень и очень популярна. Несомненно, во многом это объясняется ее общественно-политической остротой, атмосфера в России была предгрозовая. Характерно, что ссыльному А. С. Пушкину в Михайловское список комедии привозит его друг, будущий декабрист Иван Пущин. Но очевидно, что содержание «Горя от ума» никак не ограничивается обличением конкретных пороков, нездоровья русского общества эпохи царствования Александра I.

Тема «ума» - вот важнейшее философское и нравственное понятие, стоящее в центре комедии. Свое отношение к «уму», ученью, знанию так или иначе высказывают все действующие лица, проблема рассматривается с разных сторон. Этим, может быть, объясняется и своеобразие композиции, не случайно Пушкин предрекал, что пьесу растащат на пословицы.

Для Чацкого ум, причем именно его ум, обличающий и бескомпромиссный, «ум, алчущий познаний», - едва ли не высшая ценность. Молодой, искренний, смелый, он обладает неуравеновешенным, даже нервным характером, готов вспыхнуть в любую минуту, он готов кому угодно доказывать свою правду, мало заботясь о том, насколько он будет понят.

«Служить бы рад, прислуживаться тошно», - гордо заявляет Чацкий. В то же время «химик и ботаник», двоюродный брат Скалозуба, может быть, «алчет познаний» не меньше Чацкого, но, удивив общество (вышел в отставку, когда ему следовал чин), он не производит все же никакого «скандала», просто удалился и «в деревне книжки стал читать». Фамусов в своих суждениях об уме и учености тоже весьма и весьма радикален:

* Ну вот! Великая беда.
* Что выпьет лишнего мужчина!
* Ученье - вот чума, ученость - вот причина.
* Что нынче пуще, чем когда,
* Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Суждение, разумеется не совсем лишенное разумных оснований. Поразительно сходную мысль высказывает уже в нашем веке один из персонажей пьесы Эжена Ионеско: «Нынче образование в головы ударило, оттого и жить стало хуже. Даже подметать стало труднее». Но в фамусовском обществе против ума и учения выступает и еще один важнейший инстинкт - охранительный. «Умник» звучит едва ли не как синоним страшным словам «фармазон», «якобинец», «карбонарий». «Ум» полковника Скалозуба тоже решителен и бескомпромиссен:

* …чтоб чины добыть, есть многие каналы;
* Об них как истинный философ я сужу.
* Мне только бы досталось в генералы.

Несчастная Софья наделена умом совершенно особенным - женским: «если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?» Она и Чацкого объявляет безумным, защищая от его остроумия и бескомпромиссности любимого человека и

* …любите вы всех в шуты рядить,
* Угодно ль на себе примерить?

Не случайно и имя героини: Софья по-гречески «мудрость». Софья и в самом деле отнюдь не глупа, но ум ее подводит, как и Чацкого, она жестоко обманывается в своем избраннике.

Молчалин по-своему тоже умен. Философия его («угождать всем людям без изъятья») весьма подробно и основательно разработана. Проницателен и страшен образ Репетилова: бестолковый пустозвон рисует страшную пародию на Тайное общество. «Секретнейший союз» в Английском клубе, «тайные собрания» по четвергам, идейный вождь, которого

* Не надо называть, узнаешь по портрету;
* Ночной разбойник, дуэлист,
* В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,* И крепко на руку нечист;

* Да умный человек не может быть не плутом.

И этот человек, в «добродетелях» которого легко угадывается портрет Толстого-Американца, известнейшего, может быть, хулигана и бретера, шулера и хулигана эпохи,

* Когда … о честности высокой говорит,
* Каким-то демоном внушаем:
* Глаза в крови, лицо горит,
* Сам плачет, и мы все рыдаем.

Грибоедов как будто предвидит характер многих и многих будущих тайных обществ. То, что ему удалось сказать в немногих строках, несколько столетий спустя станет темой толстенных романов («Бесы» Достоевского, «На ножах» Лескова).

История Чацкого, смелого, честного, вдохновленного действительно высокими и прекрасными идеями человека являет собой очевидную иллюстрацию к древней и вечной мудрости: «мнящи мудри быть да объюродиша», но и у всех, кого встречает он в родной Москве, с умом явно не все в порядке, явно не только у Чацкого от ума горе. Само время неопределенно и перепутано: «Который час?» - «Седьмой, осьмой, девятой». Поневоле вспоминается история, которую рассказывают про замечательного поэта - душевнобольного Батюшкова:

* Который час, его спросили здесь,
* А он ответил любопытным: «вечность!».
* (О. Мандельштам)

История несчастливой любви в пьесе не только комична, но и «неправильна», все ошибаются, обманываются, попадают впросак, наивно полагаясь на безусловность и «правильность» своего ума. Нарушается и устойчивая схема: любовный треугольник размыкается, превращается в четырехугольник, Чацкий любит Софью, Софья - Молчалина, а Молчалин - Лизу, которая ему, в свою очередь, взаимностью не отвечает. Треугольник, как известно из геометрии, фигура жесткая, четырехугольник при равных сторонах может иметь какие угодно углы: и на фабульном уровне множится непонимание и неопределенность.

По-своему рациональный, «правильный», охранительно-благонамеренный Фамусов отнюдь не благополучен и не спокоен, втянут в общую игру: и ему от ума горе:

Что за комиссия, создатель, Быть взрослой дочери отцом!

Устойчив умом, кажется, только циничный полковник Скалозуб. Но его ясный ум как-то уж слишком парадоксален:

* По моему сужденью,
* Пожар способствовал ей много к украшенью.
* И это о древней-то столице!

Но вернемся к «горю» главного героя. Он ясно видит несовершенство мира вообще и фамусовского общества в частности. Видит и не хочет (или не может, по вине ума) примириться с ним. И несовершенный мир, несовершенное общество мстит ему. Его, безусловно умного, объявляют сумасшедшим. Комедия появилась накануне трагедии 14 декабря. И подобно умному Чацкому, честные и мужественные борцы за свободу оказались не поняты, по верному определению вождя мирового пролетариата, страшно далеки от народа. Увы, как не вняло предостережениям Грибоедова фамусовское общество, так не отрезвили они и декабристов. Логика истории в отличие от человеческого ума точна и неумолима.

А пьеса А. С. Грибоедова действительно разошлась на пословицы, фрагментами вошла в живой разговорный язык и продолжает жить, преодолевая время, исторические условности и всякие идеологические рамки.

/В. Белинский. "Горе от ума". Комедия в 4-х действиях, в стихах. Сочинение А.С. Грибоедова. Второе издание. С.-П.-бург. 1839/

Итак, в комедии нет целого, потому что нет идеи. Нам скажут, что идея, напротив, есть и что она — противоречие умного и глубокого человека с обществом, среди которого он живет. Позвольте: что это за новый Анахарсис, побывавший в Афинах и возвратившийся к скифам?.. Неужели представители русского общества все — Фамусовы, Молчалины, Софьи, Загорецкие, Хлестовы, Тугоуховские и им подобные? Если так, они правы, изгнавши из своей среды Чацкого, с которым у них нет ничего общего, равно как и у него с ними. <...> Нет, эти люди не были представителями русского общества, а только представителями одной стороны его, следственно, были другие круги общества, более близкие и родственные Чацкому. В таком случае зачем же он лез к ним и не искал круга более по себе? Следовательно, противоречие Чацкого случайное, а не действительное; не противоречие с обществом, а противоречие с кружком общества.

Где же тут идея? Основною идеею художественного произведения может быть только так называемая на философском языке «конкретная» идея, то есть такая идея, которая в самой себе заключает и свое развитие, и свою причину, и свое оправдание и которая только одна может стать разумным явлением, параллельным своему диалектическому развитию. Очевидно, что идея Грибоедова была сбивчива и неясна самому ему, а потому и осуществилась каким-то недоноском. И потом: что за глубокий человек Чацкий? Это просто крикун, фразер, идеальный шут, на каждом шагу профанирующий все святое, о котором говорит. Неужели войти в общество и начать всех ругать в глаза дураками и скотами — значит быть глубоким человеком? Что бы вы сказали о человеке, который, войдя в кабак, стал бы с одушевлением и жаром доказывать пьяным мужикам, что есть наслаждение выше вина — есть слава, любовь, наука, поэзия, Шиллер и Жан-Поль Рихтер?.. Это новый Дон-Кихот, мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на лошади... Глубоко верно оценил эту комедию кто-то, сказавший, что это горе, — только не от ума, а от умничанья. Искусство может избрать своим предметом и такого человека, как Чацкий, но тогда изображение долженствовало б быть объективным, а Чацкий лицом комическим; но мы ясно видим, что поэт не шутя хотел изобразить в Чацком идеал глубокого человека в противоречии с обществом, и вышло бог знает что.

<...>Но если вычеркнуть места из монологов, где действующие лица проговариваются, из угождения автору, против себя, — это будут, за исключением Софьи, лица типические, характеры художественно созданные, хотя и не составляющие комедии своими взаимными отношениями; — не говорим уже о Репетилове, этом вечном прототипе, которого собственное имя сделалось нарицательным и который обличает в авторе исполинскую силу таланта.

Вообще "Горе от ума" — не комедия в смысле и значении художественного создания, целого единого, особного и замкнутого в себе мира, в котором все выходит из одного источника — основной идеи и все туда же возвращается, в котором поэтому каждое слово необходимо, неизменимо и незаменимо; в котором все превосходно и ничего нет слабого, лишнего, ненужного, словом — в котором нет достоинств и недостатков, но одни достоинства. Художественное произведение есть само себе цель и вне себя не имеет цели, а автор "Горя от ума" ясно имел внешнюю цель — осмеять современное общество в злой сатире, и комедию избрал для этого средством. Оттого-то и ее действующие лица так явно и так часто проговариваются против себя, говоря языком автора, а не своим собственным; оттого-то и любовь Чацкого так пошла, ибо она нужна не для себя, а для завязки комедии, как нечто внешнее для нее; оттого-то и сам Чацкий — какой-то образ без лица, призрак, фантом, что-то небывалое и неестественное.

Но как не художественно созданное лицо комедии, а выражение мыслей и чувств своего автора, хотя и некстати, странно и дико вмешавшееся в комедию, сам Чацкий представляется уже с другой точки зрения. У него много смешных и ложных понятий, но все они выходят из благородного начала, из бьющего горючим ключом источника жизни. Его остроумие вытекает из благородного и энергического негодования против того, что он, справедливо или ошибочно, почитает дурным и унижающим человеческое достоинство, — и потому его остроумие так колко, сильно и выражается не в каламбурах, а в сарказмах. И вот почему все бранят Чацкого, понимая ложность его как поэтического создания, как лица комедии, — и все наизусть знают его монологи, его речи, обратившиеся в пословицы, поговорки, применения, эпиграфы, в афоризмы житейской мудрости. Есть люди, которых расстроенные или от природы слабые головы не в силах переварить этого противоречия и которые поэтому или до небес превозносят комедию Грибоедова, или считают ее годною только для защиты каких-то рож, подверженных оплеухам.

Читайте также другие статьи критиков о комедии "Горе от ума":

  • Афоризмы, крылатые слова и выражения в комедии Грибоедова "Горе от ума"

В. Белинский. "Горе от ума". Комедия в 4-х действиях, в стихах. Сочинение А.С. Грибоедова

  • Идея и смысл комедии "Горе от ума"

В.А. Ушаков. Московский бал. Третье действие из комедии "Горе от ума"




Top