Готы: Из истории народа. Кто такие готы

Субкультура готов, наверное, одной из первых появилась ещё в конце 1980-х в Советском Союзе, и настолько прочно укоренилась, что никого уже не удивят готические мальчики и девочки, одетые во всё чёрное. Однако, не смотря на долгую историю этой субкультуры не только у нас, но и в мире вообще, мало кто пытался проследить историю субкультуры и её основные принципы её мировоззрения.
Начнём по порядку. Безусловно, современные готы не имеют ничего общего с древнегерманскими племенами готов в раннем средневековье.

Но вот уже эпоха готики в европейском искусстве, которая началась в XІI веке и закончилась примерно в XVI веке, пользуется особым почётом у представителей готической субкультуры. Сама субкультура ведёт своё начало с конца 1970-х и образовалась на волне панка, который к тому моменту уже стал терять свои позиции среди молодёжи. Тогдашние готы поддерживали протестные настроения панков , но были, если можно так выразиться, более воспитанными. Они отличались более изысканными одеяниями, которые смело носили с ирокезами. Впоследствии ирокезы перестали ставить, а уже выкладывали ровными прядями. Современные готы ирокезов также почти не носят, но охотно выбривают виски и затылок (эдакий привет из 1970-х). От панковского стиля готы взяли металлические цепи и прочую фурнитуру, пирсинг и татуировки, а также преобладание чёрного в одежде.

Одновременно с появлением новой субкультуры начала развиваться и готическая музыкальная среда. Принято считать, что сначала был музыкальный стиль, а потом появились готы, но некоторые готы «со стажем» утверждают, что субкультура породила музыку, а не наоборот. Я не буду настаивать, и оставлю этот момент специалистам. Суть в другом: готик-рок с тех пор начал активно развиваться. Первой командой, играющей непосредственно готик-рок, стала Joy Division. Далее были Bauhaus, Sex Gang Children, Southern Death Cult, Specimen и многие другие, породившие целое новое направление в роке и многочисленные течения внутри этого направления. Готическая музыка развивается и сейчас. Появляются новые стили, которые относят к готической сцене: dark folk , dark ambient, dark electro, darkwave, death-metal и так далее, хотя основные группы этих стилей начали формироваться ещё в 1980-е. Среди наиболее известных представителей готического металла можно назвать Lacrimosa, Paradise Lost, Theatre of Tragedy, Type O Negative, Tristania, Therion, Tiamat. Список можно продолжать довольно долго, из чего можно судить, что готическая субкультура внесла неоценимый вклад в развитие рок-музыки.


Готический стиль находит свои отражения в литературе, кинематографе и изобразительном искусстве. «Готической» можно назвать почти всю хоррор-литературу, где широко используются мистические сюжеты и вампирская тематика. Готические романы мистического содержания появились ещё в XIX веке. Излюбленные авторы в готической среде – Брэм Стокер, Эдгар По, Мэри Шелли, Энн Райс. В кинематографе нет понятия «готическое кино», однако готы отдают предпочтение жанру «нуар», различным мистическим триллерам и, опять-таки, вампирской тематике.

Что касается внешней атрибутики, то здесь, вроде всё понятно: выбеленное лицо, черные волосы, украшения из бисера, кружева, серебра или любого белого металла, желательно со вставками из натуральных камней. В одежде также преобладание чёрного, иногда в сочетании с белым или красным. Готическая одежда поражает разнообразим тканей и декоративных элементов. Из тканей чаще всего используется кожа, бархат, атлас, замша. Из декоративных элементов – кружева, воланы, шнуровка, корсеты. В одежде и украшениях готы часто используют символику различных культур. Так, кельтские орнаменты могут соседствовать с египетским анкхом или викторианскими вензелями. Макияж готов весьма узнаваем – бледное лицо и подведённые чёрным глаза, причём это свойственно как для мужчин, так и для женщин. В целом же, стиль готов весьма узнаваем и не требует дополнительных комментариев.

Готическая субкультура, как, впрочем, и любая другая молодёжная субкультура, постоянно подвергается критике. Готов обвиняют в пропаганде суицида, культивировании эстетики смерти, депрессии и так далее. Однако некоторые психологи настаивают на том, что готическая субкультура объединяет подростков с суицидальными наклонностями, помогая им адаптироваться к социуму. Отличие готов от представителей других субкультур состоит в том, что готы стремятся к творчеству и интересуется искусством. По мнению большинства готов, настоящий гот просто обязан быть творцом – писать стихи, музыку, рисовать. Готы культивируют утончённость вкуса и образованность. Именно поэтому по статистике среди всех прочих представителей иных субкультур готы успешнее учатся, больше других стремятся к высшему образованию и осваивают творческие профессии. Стереотипно также мнение о том, что готы обязательно мрачные, депрессивные и меланхоличные создания с суицидальными наклонностями. Настоящий гот весьма жизнерадостен, просто видит окружающий мир под другим углом. В общем, «не так страшен гот, как его малюют»

Марки готической одежды:

Материалы по готике:



«Готы – мрачные и депрессивные, они ходят по кладбищам и там пьют абсент и пиво». Примерно полгода назад, с легкой руки юной особы, пытавшейся доказать свою принадлежность к готам, этот тезис обошел весь рунет, но мало что прояснил в данном вопросе. Так кто же все-таки такие готы? С целью узнать побольше об этих своеобразных личностях, любящих спать в гробах, мы покопались в их внутреннем мире – и вот что выяснили.

История направления

Первые ростки готической субкультуры в России появились в средине 90-х годов. Разумеется, готика пришла к нам с Запада, где она имеет множество последователей и направлений. В конце 70-х годов, когда панк-волна в Англии начала принимать новые формы, появился пост-панк. Группы, чье творчество укладывалась в данное понятие, отличались от своих собратьев по панк-цеху более депрессивным звучанием и ярко выраженным декадентским имиджем. Этих предшественников современных готов стали именовать «темными панками», а новая мрачная эстетика получила широкое распространение в массах.

С середины 80-х поднимается вторая волна готических групп - The Shroud, Rosetta Stone, London After Midnight, Mephisto Walz, Corpus Delicti. Образовавшееся сообщество готов начинает проявлять интерес к мировому "готическому" наследию - художественной готической литературе, «мрачному» искусству в самом широком диапазоне. Считается, что толчком к развитию готической культуры послужил фильм про двух современных вампиров - The Hunger («Голод») и в особенности одна музыкальная композиция, вошедшая в его звуковую дорожку. Речь идет о песне группы Bauhaus под названием Bela Lugosi"s Dead («Бэла Лагоси мертв»), посвященная культовому венгерскому актеру, исполнителю роли графа Дракулы. В дальнейшем готический имидж и эстетика также формировались под сильным влиянием вампирского образа. Среди готов популярность приобрели многие вампирские фильмы – Nadja («Надя»), The Addiction («Пристрастие»), Interview with a Vampire («Интервью с вампиром»), а также вампирские романы - Брэма Стокера, Анны Райс и других. Вне зависимости от того, существуют вампиры или нет, есть люди, называющие и считающие себя вампирами. У «вампиров» свои клубы, сайты и конференции.

Наиболее активно готический стиль развивается в Германии, Америке и Англии. Возникают новые готические направления в музыке – darkwave («темная волна»), ethereal («бесплотное»), dark folk («темный фолк»). В зависимости от музыкальных предпочтений происходит разделение аудитории, появляются различные типы готов. К середине 90-х годов мировая готическая субкультура представляла собой развитую изолированную инфраструктуру – с неизменными атрибутами: готическими журналами, радио, символикой, клубами, магазинами и т.д.

Во второй половине 90-х формируется dark culture («темная культура»). Это общее название для всей субкультуры, которая включает в себя и готов, и вампиров, и другие мрачные персонажи. Кроме того, субкультуру готов обогатил приток выходцев из «металлической» среды. Так родился gothic metal - новый стиль металлической музыки, приближенный к готической эстетике.

Мировоззрение

Глядя на гота, не нужно отличаться большой сообразительностью, чтобы понять, насколько он мрачно воспринимает окружающий мир. Романтично-депрессивный взгляд на жизнь - вот оно готическое мировоззрение .

Для настоящего гота характерно быть замкнутым, испытывать частые депрессии, меланхолию, мизантропию. Вместе с тем – это эстет, мистик, избегающий стереотипов в поведении и облике, стремящийся к артистичности и творческому самовыражению. Большинство готов воспринимают смерть как фетиш.

Эстетика смерти

Готическая эстетика напрямую связана с образом смерти, и даже сам вид готов с бледными лицами и темными кругами под глазами весьма показателен в этом отношении. «Танатофилия» - одно из ключевых понятий в готической субкультуре. Сами готы считают, что это стремление индивида к использованию практик и сюжетов, связанных со смертью.

Подобное мировоззрение выражается в прогулках по кладбищам, пристрастию к произведениям, описывающим смерть и некоторых сексуальных отклонениях. Некрофилия или половое влечение к трупам в чистом виде среди готов встречается крайне редко. Если и есть среди готов настоящие некрофилы, то они тщательно скрывают свои пристрастия. Хотя не исключен вариант полового акта, когда один из партнеров “притворяется” трупом и не реагирует на действия партнера. Сюда же относятся получение сексуального удовольствия от удушения партнера (или само удушения) – асфиксофилия (иначе – скарфинг), любовь к занятиям сексом на кладбищах, или в окружении символов смерти, например секс в гробу.

Религия

Готическое мировоззрение не привязано к конкретной религиозной доктрине, тут готы ничем не отличаются от обычных людей. Среди них есть немало не верующих ни во что или даже радикальных атеистов. Но при этом немало и весьма религиозных - приверженцев как традиционных конфессий, так и новомодных или, наоборот, древних учений.
Существуют и готы-христиане, хотя они в готической субкультуре и представлены в меньшинстве. Кстати, готы позаимствовали некоторые элементы христианской символики. Эти загадочные личности испытывают повышенный интерес к сверхъестественному, то есть к магии и оккультизму. Поэтому среди готов больше всего язычников и сатанистов.

Тяга к таинственному имеет разные проявления: от примитивного использования магических символов как элемента украшений, до серьезного изучения магических таинств. Среди готов очень популярны оккультные традиции различных языческих школ. Например, Wicca - современная ведьмовская традиция, опирающаяся на пан-европейский шаманизм; Druids – друиды, пытающиеся возродить кельтские магические ритуалы; Asatru – традиция, базирующаяся на скандинавском язычестве.

Встречаются готы, изучающие иные оккультные традиции - от Египетских и Иранских до Вуду и Каббалы. К язычникам можно отнести последователей древних оккультных или претендующих на древность традиций Wicca, друидов, одинистов, а также последователей более современных и менее распространенных учений - телемитов, теософов, ариософов. Готы-статанисты - по большей части люди, привлеченные мрачной религиозной эстетикой и ее внешним проявлением. Всерьез их нельзя назвать сатанистами.

Символы

Готы используют разнообразную египетскую, христианскую и кельтскую символику. Основным готическим символом является египетский анк - символ вечной жизни. Здесь прослеживается очевидная связь с готической субкультурой, возникшей, как мы помним, благодаря вампирской эстетике. А вампиры как раз и есть ходячие мертвецы, живущие вечно. Часто на готах можно увидеть и другие египетские символы, например "Глаз Ра".

Христианская символика присутствует не так часто, обычно в виде распятий только с более стильным, чем это принято традицией, дизайном. Кельтские символы представлены кельтскими крестами и различными орнаментами. Нередко используются пентаграммы (обычные и перевернутые), перевернутые кресты, восьмиконечные звезды и другие оккультные символы. Популярны различные символы смерти - украшения с гробиками и черепами. К готическим символам можно отнести и летучих мышей.

Места тусовок и виды кайфа

Готическую субкультуру трудно представить без «сцены» или места сбора, тусовки со всеми атрибутами движения. В городах с развитой готической «сценой» это - клубы, пабы, регулярные концерты готических групп, готические магазины, условленные места сбора в заброшенных зданиях, на кладбищах. Соответственно, если какой-то человек начинает посещать данные мероприятия и каким-либо образом становится известен на готической "сцене", его начинают считать частью готической тусовки.

Как и все обычные люди, готы утоляют жажду пивом, водкой и креплеными винами. Особой популярностью пользуется «Абсент», «Абсентер» и красное вино. Все «пати» и домашние тусовки сопровождаются активными возлияниями. Ходят слухи, что готы не брезгуют и травкой.

Разделение на виды
Среди большого разнообразия готов, самые распространенные :

Сатано-готы появились из числа фанатов «симфо-блэк-металла», относящегося к готическому направлению. Специфическая атрибутика: схожа с блэк-металлической. Внешность - длинные, крашеные в черный цвет волосы и ногти, обильная подводка глаз черным карандашом. Одежда – куртки-косухи, черные джинсы, военные ботинки. Украшения: множество цепей, «сатанинская» символика - пентаграммы, перевернутые кресты, три шестерки (так называемое «число зверя») и так далее.

Панко-готы. Внешность – выбритые виски (наподобие ирокеза, который не поставлен, а зачесан на бок), черные крашеные волосы, грим - выбеленное лицо, черная подводка глаз, рта, «синяки по глазами», крашеные в черный цвет ногти. Одежда – кофты-сетки, кожаные куртки, черные джинсы (стильно разрезанные), иногда рваные колготки, военные ботинки.

Старые готы первой волны. Существует небольшая группа, состоящая из взрослых (олдовых) готов самой первой волны. По характеру субкультуры они наиболее близки к западным. Нормы поведения соответствуют сатанинской этике: цинизм, высокомерное и презрительное отношение к готам следующей волны, но без оккультного компонента

Готы-вампиры. На западе это одно из самых старых и многочисленных направлений готической субкультуры. Бисексуализм - один из декларируемых стилей поведения гота-вампира. Характерная черта - демонстративное кусание в шею: это своего рода визитная карточка. Специфическая атрибутика: цвета в одежде преобладают черные и красные.
Внешность – длинные волосы, крашенные в темные естественные цвета. Грим – выбеленное лицо, «синяки» под глазами, выделенный рот.

Наши люди

В России у готов-вампиров большие сложности в приобретении одежды, характерной для данного стиля. На западе существуют специальные готические бутики, а у нас такой неординарный прикид шьют на заказ в ателье или перешивают из другой одежды.

Усилившийся натиск германских племён на границы Римской империи со времени Маркоманской войны был неслучаен. Их самих вытесняло со старых территорий ог-ромное племя готов, пришедшее из Скандинавии. О своей родине готы вспоминали в легенде, сохранённой их историком Иорданом. Под предводительством конунга Берига готы высадились на трёх кораблях в устье нынешней Вислы. Один из кораблей был менее поворотлив, и от готского слова gepanta - ленивый происходит название отде-лившегося от готов племени гепидов. Потомки бравых мореходов, прибывших на бы-строходных кораблях, разделились позже на остготов и вестготов. По легенде, в прав-ление пятого конунга после Берига, когда численность племени значительно возросла, готы решили двинуться в южную Скифию. Дойдя до широкой реки, они построили мост, и половина пришельцев перешла на другой берег. После чего мост рухнул, а по-чинить его не смогли. Часть племени (вестготы) ушла на запад. Остальные (остготы) обосновались на восточном берегу.

Идея рухнувшего моста так понравилась историку Г. В. Вернадскому, что он конкре-тизировал: переправа готов через Днепр произошла возле будущего города Киева. Его немецкие коллеги склонны считать, что в легенде упоминается не Днепр, а Днестр или Прут. Вряд ли теперь удастся установить истину. Из более достове рных данных из-вестно, что вестготы разгромили в 251 г. на Дунае легионеров римского императора Деция. А остготский конунг Эрманарих, которого называют “готским Александром Македонским”, подчинил себе почти всю Восточную Европу: земли мордвы и мери, верховья Волги, степи до Крыма и сам Крым”.

В середине III века, достигнув разными маршрутами Черного моря, готы стали стро-ить корабли и совершать набеги на южных соседей. Они проходили проливами в Сре-диземное море, грабили Грецию и Малую Азию. В Эфесе они сожгли прекрасный храм Артемиды, одно из семи греческих “чудес света”. А причину того, что вестготы и ост-готы так и не объединились, Л. Н. Гумилев усматривает не в рухнувшем мосте, а в со-перничестве рода Амалов - “благородных” – предводителей остготов с Балтами “смелыми” – предводителями вестготов.

Восхваляя верховного германского бога Вотана (Одина), готы поначалу не мешали поверженным ими народам поклоняться собственным богам. Не обратили они внима-ния и на христианство, постепенно вытеснявшее другие религии в Римской империи. При Константине Великом, перенесшем свою столицу из Рима в Константинополь, христианство было объявлено государственной религией. А в 325 г. на Никейском со-боре римскому императору пришлось стать верховным судьёй в споре приверженцев двух христианских проповедников: Афанасия и Ария. Афанасий настаивал на равенст-ве Бога-отца и Бога-сына. Арий же утверждал, что рождённый от Бога Христос всё же чуть ниже в священной иерархии. Этот “процессуальный” вопрос несколько веков оп-ределял судьбу многих германских племён.

Арианские проповедники первыми оказались среди готов, подошедших к римским границам. Им активно помогали местные священники, особенно из среды греческих пленных, захваченных германцами. Среди них самым знаменитым стал Вульфила, отец которого был готом, а мать - греческой христианкой. Он получил готское имя (Wulfila – волчонок), с детства свободно владел тремя языками: готским, греческим, латинским и служил лектором (низшая должность священника) в одной из немногочисленных у го-тов христианских церквей. Он переводил Библию с греческого на готский, для чего пришлось заметно расширить язык старинных германских рун. Именно тогда появи-лись в немецком заимствованные из греческого Kirche, Biskoff, Pfaffe и немало других слов.

Отправленный с одним из вестготских посольств в Константинополь, Вульфила был замечен Евсевием, в ту пору духовным лидером ариан и одним из самых могуществен-ных людей империи. Он по достоинству оценил труд переводчика и, минуя промежу-точные должности, сразу произвел тридцатилетнего пресвитера в епископы. Вернув-шись в 341 г. в родное племя, Вульфила продолжал проповедовать христианство. Его Библия способствовала утверждению среди многих германцев арианской веры, что привело к длительной вражде германских “еретиков” с жителями империи, в которой вскоре победила римская церковь приверженцев Афанасия.

Вульфиле пришлось бороться за свою веру сразу на двух фронтах. Римская церковь стала преследовать “арианскую ересь”, а вестготские поклонники Вотана даже вынуди-ли епископа увести своих единоверцев на земли Римской империи. Император Кон-станций - сын Константина Великого выделил общине земли в провинции Мёзия, и там её застал через два века Иордан, писавший историю готов. Он назвал Вульфилу в своём труде “Моисеем готов”. До наших дней не дожила ни одна из книг этой первой герман-ской Библии. Самым древним считают экземпляр, переписанный в Равенне в 520 г., который хранится в университете города Упсала в Швеции. Часть букв там написана серебряной краской, и манускрипт поэтому называют “Серебряной Библией”.

Арианская “ересь” продолжала проникать в германские племена, и вскоре к дунай-ской границе ушла ещё немалая часть вестготов. Они просили римлян разрешить им жить в империи, которая к концу IV века разделилась на Западную и Восточную. Полу-чив разрешение, Фридигерн, вождь отделившихся вестготов-ариан, перешёл с 200 ты-сячами единоверцев на “римский” берег Дуная. Здесь римские чиновники стали оби-рать переселенцев и создали им столь невыносимые условия жизни, что вестготы взбунтовались. Их предводителей убили во время “мирных переговоров”. Спасшийся Фридигерн поклялся отомстить римлянам за коварство. Он начал опустошать Фракию, и на его усмирение отправился лично император Валент. При Адрианополе в 378 г. произошло сражение основных сил римлян с восставшими. Вестготы одержали победу, почти полностью уничтожив римское войско. Погиб и сам Валент.

А с востока планомерно надвигались огромные орды гуннов. Кочевники разрушили восточную “империю готов” - Gotenreich, и старый конунг Эрманарих в 375 г. покончил с собой. Этот год принято считать началом “Великого переселения народов” Европы.

Когда у видела в метро девушку, одетую во всё черное, а на ногах у нее были уродливые туфельки "готические":) Подумала, жесть, с народа постебаться можно, одеваются конечно, они, обхохочешься:)

Кто такие готы и от кого они произошли?

Если задуматься серьезно о том, откуда же корни готики, то, наверное, с того момента, когда люди стали интересоваться смертью и всем страшным и необъяснимым. ...только они не догадывались, что это готика... Во все времена были люди, которых темная сторона жизни привлекала больше, чем светлая, люди, желающие не только узнать, что такое жизнь, но и познать Смерть. Вспомнить хотя бы оккультистов, некромантов, шаманов и т.д. А древнеегипетская цивилизация? Вся ее культура построена на преклонении перед смертью и подготовке к загробной жизни... Да таких примеров огромное количество! Наверное, отсюда пошла любовь готов ко всем оккультным "штучкам", египетским анкхам и т.д.

В конце 70-х молодежь находилась под влиянием "темного искусства", как кино, книг, так и музыки. ХХ век ознаменовался образованием новых культур. Хиппи - это мир, радость и цветы, панки - это безразличие ко всему, сочетание железа и грязи. Требовалось другое течение - альтернативное и противоположное этим. Так появились готы - пессимисты, любители "могилок и страшненького".

Официальная версия, от куда же появились готы, такова -, как человек произошел от обезьяны, так готы произошли от панков (интересно, радуются ли сами панки такому родству?). В конце 70-х, когда панки потихоньку стали терять известность, от них отделилась группка, позднее ставшая называться готами. Точнее, часть бывших в те времена панк - групп просто изменила свое звучание на более мрачное и депрессивное (такие группы, как Siouxsie & the Banshees, Bauhaus, Sex Gang Children, Joy Division, Southern Death Cult, Specimen и т.д.). Смысл их песен вертелся вокруг страшного и загадочного, а сами они выработали свой специфический имидж, где в основном преобладали черные цвета. У кого-то от этих песен бежали мурашки по коже, а кто-то приходил в неописуемый восторг. Так появлялись первые готы - поклонники нового стиля в музыке. За тем этот стиль отделился и стал самостоятельной культурой, т.е. субкультурой - все же, как ни как панки приложили здесь свою лапку.

Насчет того, как же термин "гот" обрел то самое определение, которое мы имеем сейчас, вдамся в историю. В средние века - готы - это германское племя варваров, которое и положило начало готической архитектуре, которая, в свою очередь дала повод для названия субкультуре. Почему? Объяснить нетрудно. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. В искусстве готики переплетались лиризм и трагизм психологических переживаний, возвышенная духовность и эмоциональность. Вероятно, в какой-то мере это повлияло на пессимистически настроенную молодежь, которая придала термину "готики" новое значение. Но, возможно, тут виновато и созвучное с "готами" слово "ghost", что с английского переводиться, как "призрак, привидение". Ну и не сложно догадаться, как "готы" стали "призраками".

Готы - люди в черном

Прежде всего, выясним, кто такие готы?

Некоторые ошибочно думают, что готы - это люди, одевающиеся в черное, слушающие готическую музыку (можно быть меломаном, но не являться готом), сатанисты, извращенцы, психи и вообще пропащие души... И это, естественно, все идет от незнания и неосведомленности.

В последнее время готика стала входить в моду и это способствовало появлению так сказать "фальшивых готов", т.е. тех, которые стали готами, потому что это модно или, например, любимая группа играет в готик стиле, или потому чтобы привлечь особь противоположного пола... Чаще всего такие готы даже не знают, в чем состоит философия готики, не знают ее истории, при этом показывая всему миру, что он гот. Но гот не терпит показухи, ведь для чего тогда он отдаляется от общества, надевает черные одежды и ходит на кладбища? Не для того, чтобы показать, что вот какой он особый, а быть в гармонии со своим миром и наслаждаться тем, что ему нравиться.

Философия готики отличается от других своей мрачностью и депрессивностью, которая видимо и служит притягиванию молодежи к оной. Как однажды сказал мой знакомый: "подросток создан только для того, чтобы страдать". Конечно, уже довольно взрослые дяди и тети не брезгуют посещением готик-пати, что тогда говорить? Такой уж извращенный склад ума.

Готы отличаются от оптимистичных и веселых людей своей пессимистичностью и замкнутостью. Они интересуются смертью больше, чем жизнью, их привлекает все мистическое и мрачное. Готам свойственно усугублять и преувеличивать положение вещей, они недовольны этим миром, жизнью в целом...

Чаще всего готы по своей натуре философы и романтики, им свойственно утонченное чувство прекрасного, они очень душевно ранимы. Характерными чертами также являются одиночество, частые депрессии, меланхолии, не восприятие радостных красок жизни и замкнутость в своем особом мирке, в который гот редко кого пускает. Конечно, все вышеперечисленное относится не ко всем готам; как личность, каждый гот индивидуален, здесь названы их более "выдающиеся", отличительные черты характера.

Готов интересует "темное искусство", т.е. искусство, которое для других людей может показаться мрачным, жутким и страшным, но для готов оно кажется прекрасным. Нередко они и сами творят в этой области. Темное искусство распространяется на все виды искусства, и это говорит, что человека всегда притягивало к необычному и загадочному. Например, в кино, это может быть ужасающий триллер или мрачная драма. С книгами все обстоит практически тоже самое. Чем мрачнее книга, тем больше она привлекает готов. Это могут быть книги про вампиров, оборотней или тема любви и смерти.

Некоторые готы, которые хоть как-то относятся к готике (будь то начинающие, матерые готы или просто интересующиеся люди), иногда задают себе вопрос: что же в готике самое главное? Что же важнее, готический имидж, какую музыку ты слушаешь, чем ты интересуешься, или то, как ты смотришь на мир. Как говорится, по одежке встречают... Как ни как, гота прежде всего видят по его имиджу... Хотя это не столь суть важно. Я считаю, главным достоинством гота - это состояние души, особый взгляд на мир. Если ты будешь одеваться как гот, то это не значит, что ты являешься таковым. Главное - то, что внутри, а не снаружи. Довольно простые истины правильны и для готики:-) И вообще - делай то, что считаешь нужным, и не обязательно подстраиваться под общие правила.

Имидж готов

Одежда готов довольно разнообразна: от роскошных платьев эпохи Ренессанса, до имиджа традиционных дарк панков 80-х годов.

Как правило, она полностью чёрная или чёрная с элементами других цветов. В зависимости от принадлежности к тому или другому ответвлению от субкультуры, стилистика одежды готов может разниться. Среди считающихся стереотипными атрибутов одежды - корсеты, облегающие нарукавники и юбки-макси (для девушек), чёрные повязки на запястьях. Распространены одежда под старину, клешеные рукава, кожаная одежда. Высокие шнурованные ботинки, берцы, сапоги или другая «неформальная» обувь (New Rock, Swear).

Характерной прической для обоих полов считаются длинные волосы, выкрашенные в чёрный цвет. Лицу придается «мертвенная» бледность с помощью пудры или грима, глаза подводятся более тёмной тушью.

Среди прочей атрибутики встречаются шипованные ошейники, контактные линзы, стилизованные под глаза животных или просто с имитацией бесцветной радужной оболочки, серебряные украшения оккультной тематики.

Готов можно иногда выделить из толпы по самой обычной сурово-черной одежде (корпоративный имидж) или же сразу заметить по бросающемуся в глаза эффектному вамп-имиджу на основе черного цвета. Что-то необычное во взгляде, а также, относительно женщин-готов - подчеркнуто-эротический стиль вамп в облике. Готы - это, прежде всего, мировоззрение, которое базируется на определенных жизненных принципах (абсолютный индивидуализм и романтика) и имеет свои ключевые элементы - каждодневный поиск красоты, концентрированная энергия эмоций. Основой жизненной философии, мировоззрения и стиля жизни часто являются тексты многожанровой и разносторонней готической музыки (от "классической" готики - The Sisters of Mercy, Diary of Dreams, Deine Lakaien и мейнстрим-готики HIM, Rammstein и т.д. до непризнанной в свое время готики Виктора Цоя и Кому Вниз)

Готическая музыка, или же "готик-сцена", многожанрова. Готик-сцена - понятие, которое объединяет многие музыкальные направления: gothic rock, gothic metal, различную готик-электронику (dark electro, synth pop, etc.), музыку с элементами готики, и многое другое. Не путайте термины! Только в Германии используют выражение "schwarze szene/чёрная сцена", который является синонимом "готик-сцены". Во всем мире, в Украине и других славянских странах говорят: "готика", "готик-сцена" и "готы". Детальнее>

Уважайте вкусы других готов, ведь каждый гот слушает "свою готику" - будь-то готик-рок, готик-метал, готик-электроника или готик-фолк. Готы слушающие готик-метал часто не воспринимают электронную готику называя её "попсой" и наоборот - те готы, которые слушает электронику негативно относяться к "тяжелым" саб-жанрам готик-сцены. Все музыкальные стили входящие в готик-сцену равносильны и равноправны. Именно благодаря своему разнообразию готик-сцена и сильна.

Утрировано можно сказать, что отличительным для готов является черный цвет одежды и готик-имидж: как уже упоминалось, у женщин - "тяжелая" косметика и общий стиль вамп, у мужчин - стиль "ворон", часто - строгая "корпоративная" черная одежда). Имидж является тем признаком, по которому готы отличаются от остальных и, по которому определяют своих среди других.

Важными дополнениями субкультуры являются также связанная с готикой литература, кино, арт, фото и другая "духовная пища готов". Обобщенно можно сказать, что это: литература на стыке первичных ужасов, экзистенциализма, декаденса и "последней романтики", которая дает силу к мышлению и возможность понять себя и свои влечения (от Лотрэамонта, Стокера и Бодлера до Ремарка и Орруэла, Камю, Сартра, etc.). Кино, которое заставляет содрогнуться и осознать странное (от немых монстров эпохи Носферату и Метрополиса до непонятости Линча, Тарковского, Кубрика, Мурнау, Кронэнберга, etc.: "Ворон", "Голод", "Соляриус", "Одиссея 2001", "Потерянное шоссе". А также - арт, фото и остальные art-жанры, которые не дают быть просто потребителем.

Ключевым для развития готики и одновременно спорным элементом уже более 20-ти лет является свое понимание готики каждым готом. Закономерными результатами субкультуры на основе романтики и индивидуализма стали аксиомы: у каждого гота свои определения гота и готики и каждый является готом по-своему. Именно подобный подход помог готик-сцене найти своих преданных сторонников и укрепиться в кругах людей постоянного духовного поиска, повышенной креативности или обостренной чувсвенности. Людей, которые сознательно называют себя готами. Нам не обязательно быть вместе, чтобы быть готами. Но, когда мы собираемся вместе, мы создаем себе отдельный мир.

"Готика" (gothic) - обобщающее понятие, которым сегодня обозначают стиль жизни, мироощущение и жизненную философию, целый комплекс направлений искусства (музыка, арт, литература, кино, фото, архитектура, etc.) составляющих - вместе, разумеется, со своими носителями, готами, так называемую - "готическую субкультуру".

Готы - люди, а) относящие себя к готической субкультуре и б) исповедующие в какой-то степени готический стиль жизни - в) специфическое "черное", ироническо-философское отношение к окружающему миру и жизни, г) любовь к готической музыке и/или литературе, арту, etc, д) ношение тотально черной одежды + серебра и создание специфического "готик" и "вамп" имиджа как у женщин, так иногда и у мужчин.

Готы - Те, кто испытал эмоциональную боль и понял, что боль может давать силу.

Мировоззрение
Готы имеют так называемое готическое мировоззрение или, в других словах, - "жизненную философию" сочетающие два основных элемента: абсолютный индивидуализм и необычная романтика (neo/dark romantics). Всегда стремиться к большему (в жизни, музыке, арте, етс), искать красоту даже в том мире, в котором ее нет, всегда смотреть на все (негативные и позитивные) стороны жизни, не закрывая на них глаза. Пытаться изменить каждый серый, банальный день - внести в него эмоции и чувства путем музыки, стиля одежды, мейк-апа (имиджа) и других источников. Знать правду и мрачно иронизировать над ней (принцип таков - "Die laughing!" (умирай улыбаясь). Переплавлять все свои эмоции, как позитивные, так и негативные - боль, отчаяние и подобные, в жизненную энергию. Чувствовать себя нормально с своими "отклонениями": мрачным настроением, иронией, странными взглядами на жизнь - и брать из всего этого силу.
Готы берут энергию и жизненное вдохновение из той музыки, литературы, арта и философии, которые других просто "грузят", депрессируют, кажутся слишком мрачными, "заумными" или слишком сложными. Готы живут тем (музыка, книги, etc.), что заставляет все время испытывать эмоции. Обычно готическая музыка очень эмоциональна и многим людям весь этот спектр эмоций не нужен (им хватает одной из сторон, к примеру - только позитивных и радостных). Им хватает 4 цветов. Остальные - боль, грусть, эмоциональная агрессия от жизни и другие для них тяжелы. Готу же нужны все оттенки и краски эмоций - полет абсолютной боли и радость каждодневного преодоления границ серой реальности, безграничная грусть и несущая понимание чувств, печаль. Радость и грусть - два измерения. Готы - посередине. Готы сохраняют холод своих эмоций. Готы не слабеют от грусти, мрачности, депрессии, а находят в этом свою радость, энергию и силу. В радостной музыке нет силы для готов, так как радость - проста, в то время как внутренняя сосредоточенность, холодная грусть и ирония имеют сотни оттенков. Для сохранения своих эмоций нужен постоянный поиск чего-то настоящего - в жизни, музыке, арте... Готы постоянно ищут то, что стимулирует чувства и позволяет погружаться в свой мир.

Если человек прошел через сложный (тяжелый) период жизни - он слушает ту музыку, которая дает силу, энергию. В этот период познается то, что настоящее в жизни, а что нет, так как восприятие человека обострено и способно тонко чувствовать разницу между искренней, вкусовой музыкой и "конвеерной". Поэтому к готике часто приходят через "черную" полосу жизни, которая заставляет отделить фальш от истинных эмоций, а искусственно созданную, исходно "коммерческую"или же однобокую тотально-радостную музыку от той, которая несет эмоции...

Также, как уже, готы обычно исповедуют достаточно серьезные жизненные принципы, которые сочетают две несочетаемые грани: carpe diem, сегодняшний день последний, а потому его нужно соответственно прожить и обще-зажеванных-тривиальных: настоящая вера в себя, в настоящую дружбу и любовь. "She always said simple, trivial things - I used to say it was kinda trivial - Believe me nothing is trivial!" (The Crow). Таким образом, в большинстве своем, готы переплавляют два этих подхода в один: жить каждый день как последний и при этом придерживаться своей философии (жить в своем мире) и выглядеть так, как это соответсвует состоянию души (обычно - с преобладанием черного цвета).

Если мировоззрение готов можно более или менее четко описать (жизнь по принципам абсолютного индивидуализма и мрачной романтики), то с конкретными примерами или источниками дело обстоит сложнее, так как у каждого они свои. Можно сказать, образно и в общем, что гот живет по принципам Виктора Цоя (максимально выраженых в фильме "Игла" и альбоме "Звезда по имени солнце"), духовных идеалах романов Ремарка ("Триумфальная Арка", "Черний обелиск", "Три товарища") и верит в истины основоположные для фильма "Ворон" ("The Crow"). Жить сейчас и здесь и, чтобы это стоило того. Попытка сделать так, чтобы все было красиво или не было. Любить - так до конца, выглядеть - так сексульно и индивидуально, говорить - так правду. Как ни парадоксально, но то же время в реальной жизни и работе некоторые корпоративные готы живут по принципу ордена иезуитов - "цель оправдывает средства". Итак: сочетать банальное и высокое. Загонять примитивные инстинкты в сложные туннели глубоких эмоций.

Символика готов
Готическая эстетика крайне эклектична по набору используемых и популярных символов, используя как египетскую, так и христианскуюи кельтскуюсимволику.

Основным готическим символом является египетский «Анх»(Анкх), символ вечной жизни. Вошел в субкультуру после выхода на экраны «вампирского» фильма «Голод»(с Дэвидом Боуи). Также часто употребляются и другие египетские символы - такие как «Глаз Ра».

Христианская символика также используется, по большей части в виде стилизованных распятий. Кельтская символика встречается в виде кельтских крестови различных кельтских орнаментов.

Достаточно широко представлена оккультная символика - используются пентаграммы(как обычные, так и перевернутые), перевернутые кресты, восьмиконечные звезды (символы хаоса). Также используется множество различных символов смерти - украшения с гробиками, черепами, и т. д. К чисто готическим символам можно отнести различные изображения летучих мышей.

Готическая музыка
См. подробнее: Готик-рок, Готик-метал, Список групп готик-метала

Основной музыкой, входящей во вкус готов, является готик-рок. Это жанр, возникший в конце 1970-х в произведениях пост-панк групп, таких как The Sisters of Mercy, Bauhaus, Siouxsie & the Banshees. Группы отличались как мрачными текстами о судьбе, любви и смерти, так и мрачным имиджем.

Толчком к развитию готической музыки послужил проект Эндрю Элдритча (Andrew Eldritch) The Sisters of Mercy, отличавшимся на то время низким мощным вокалом, «варварским» внешним видом участников группы, а также своеобразной холодной сдержанной эстетикой и напряженным эмоциональным музыкальным строем, столь характерным для готического искусства средневековья. Сперва музыканты характеризовали свой жанр как «Death Rock», но со временем прижился изобретенный прессой термин Gothic Rock.

В более поздний период возникло течение готик-метал. Это жанр, сочетающий элементы готик-рока и дум-метала, также популярного среди готов. Музыка готик-метал отличается медленным, вязким звучанием с активным использованием клавишных. Часто вокалистками выступают женщины, либо используется дуэт «красавица и чудовище» - высокий, «оперный» женский вокал и низкий мужской. На эту стилистику заметное влияние оказал мюзикл Эндрю Ллойд Уэббера «Призрак Оперы».

Объединение готики и метала принято датировать 1994 годом, когда вышли два первых готик-метал сингла «Schackal» (Lacrimosa) и «Theatre of tragedy» (Theatre of tragedy). В 1995 году вышли первые готик-металические альбомы этих групп «Inferno» (Lacrimosa) и «Theatre of tragedy» (Theatre of tragedy). В скором времени у обоих групп появилось множество подражателей, копировавших мрачный образ музыкантов, смесь мистики и лиричности, мертвенного спокойствия и истеричного надрыва, ангельского женского голоса и грубого мужского. На последний пункт особенное влияние оказала группа Theatre of tragedy, чей прием - спевка с разным параллельным текстом - в дальнейшем стала широко использоваться у множества doom и gothic групп. Среди последователей группы Lacrimosa(самые характерные - Sanguis et Cinis) распространено использование классических инструментов (как настоящих оркестров, так и синтезатора), обращение к античным и средневековым темам.

Готику с неоклассикой связывает очень многое. Практически вся симфоническая готическая музыка уходит корнями в нео-классику, являя собой просто более темный ее вид, несущий кроме того характерные для готики мировоззрение и философию. Первой готической группой, играющей нео-классику, были немцы Stoa. Такие группы как Endraum, Ophelia`s dreamили Dargaardпродолжили их линию, а такие готик-металисты как Lacrimosa, Samsas Traum, Untotenсоединили готическую нео-классику с металом.

Начиная с XXI века в готике стало появляться все больше элементов электроники. Характерным тому примером будет появление на темной сцене множества проектов берлинца Криса Поля (Chris Pohl) - Terminal choice, Seelenkrank, Tumor, BlutEngel, у которых сразу появилось много поклонников и подражателей. До этого электронная готика по большей части была родом из студии Danse Macabre, расположенной в средневековом замке. Ее владелец, Бруно Крамм (Bruno Kramm) - композитор из Das Ich- стал одним из самых известных продюссеров на немецкой готической сцене.

На данный момент готическая музыка является одним из союзных поджанров дарк сцены(«Schwarze Szene»), явившейся следствием гармоничного развития музыкальной дарк-культуры таких стран как Германия, Англия, и в итоге объединяющей собой профессиональные течения мрачной и меланхоличной музыки: дарквейв, дарк электро, некоторые поджанры дума(см. фьюнерал дум), блэк метала(см. депрессивный блэк метал), неоклассики.

Популярность среди фанатов субкультуры зачастую имеют исполнители «посторонних» жанров, эксплуатирующие внешнюю стилистику готов - HIM, Marilyn Manson, Cradle of Filth.

Готические фильмы
Голод(Hunger, реж. Тони Скотт)
Эдвард - руки-ножницы(Edward Scissorhands, реж. Тим Бёртон)
Кошмар перед Рождеством (мультфильм)(Nightmare Before Christmas, реж. Тим Бёртон)
Труп невесты (мультфильм)(Tim Burton`s Corpse Bride, реж. Тим Бёртон)
Ворон(The Crow)
Интервью с вампиром
Королева проклятых(Queen Of The Damned)
См. также: Готика (жанр)и Фильм ужасов

Готическая литература
«Мейфейрские ведьмы»(«Lives of the Mayfair Withes», автор Энн Райс)
«Вампирские хроники»(«The Vampire Chronicles», автор Энн Райс)
«Интервью с Вампиром»(автор Энн Райс)
«Граф Дракула»(автор Брэм Стокер)
«Кармилла»(автор Шеридан Ла Феню)

Название «готы» звучит у всех на устах уже практически 2 тыс. лет. Некогда этот воинственный народ держал в страхе практически весь Старый Свет. Их потомки аж до XV столетия жили в Крыму.

Некогда этот воинственный народ держал в страхе практически весь Старый Свет // Фото: naked-science.ru

Происхождение

Многие исследователи готической культуры говорят, что их название связанно с образом жизни. Эти племена были крайне нецивилизованные и кровожадны. Но все же они полностью соответствовали эпохе, в которой жили – «непросвещенному» средневековью. Утверждать, что они не имели собственной культуры тоже неверно, ведь некоторые народы переняли определенную ее частичку.

Остготы

Относились к восточной ветви. Среда их обитания в III веке ограничивалась Поднепровьем. Во времена правления Эрманариха им удалось создать прочный племенной союз. Однако вскоре разбиты племенами гуннов. Остатки народности перебрались ближе к территориям Римской империи – за Дунай. После того, как гуннский союз исчерпал себя готы вновь собрались с силами и заняли территории близ Дуная. Они даже делали попытки завоевать Италию.

Вестготы

Относились к западной ветви. В том же III веке они занимали территории поблизости Днестра и возле устья Дуная. Они оказались более предусмотрительными. Когда пришли гунны они сумели заключить некий договор, который позволял им удалиться к Римской Империи. Там они восстали против коренного населения и победили их у Адрианополя. Таким образом им удалось добиться разрешения селится у Балканского полуострова, Фракии и Македонии. Это дало им весомое преимущество, и они стали совершать периодические набеги на Константинополь и Рим.

При короле Атаульфа вестготы основали свое первое королевство воинственных варваров. Его столицей стал город Тулуза. В дальнейшем им удалось завоевать Часть Пиренейского полуострова и Прованс. Однако после этого племя преследовали одни неудачи. В конце концов их поработили арабы.


При короле Атаульфа вестготы основали свое первое королевство воинственных варваров // Фото: rozamira.ucoz.ru

Войны

Готы были крайне агрессивным народом. Все историки, изучавшие их жизнь, говорили, что война была для них привычным явлением. Убийство врага считалось проявлением мужества. Однако, это утверждение для них работало не всегда. Некоторое археологические раскопки свидетельствуют, что в средине IV века народ был достаточно миролюбив. У них было только небольшое войско, которое защищало владения. Представляли они собой неких воинов-профессионалов. Подобная покладистость объясняется тем, что тот момент воевать было просто нес кем.

Отношение к загробной жизни

Готы, как и иные древние народы, имели собственную мифологию. Среди населения ходило множество легенд о богах и сверхъестественных существах. Верховным божеством у них считался Один, или как люди его еще называли Вотан. Помимо него распространенными были еще 12 богов.


Верховным божеством у готов считался Один // Фото: ezoport.ru


Основная часть племени принадлежала к языческой вере. Однако, были и небольшая часть тех, кто исповедовал христианство. Эту религию народ принял раньше всех остальных германцев в IV веке. Больше всего было распространено учение святого Ариана. Остальной мир называл его арианской ересью. У готов появился даже свой епископ - гот Вульфила. Он даже сумел перевести священное христианское писание на готский язык. В итоге она превратилась в идеальный памятник, по которому ученые в дальнейшем изучали этот уникальный воинственный народ.




Top