Характеристика екатерины измайловой. Н

Женщины - создания нежные, но в коварности их не превзойти. Это подтверждают примеры из жизни. И этой теме посвящали свои творения гении драматургии и прозы. Первым о женской хитрости и жестокости сказал Уильям Шекспир. Николай Лесков драматический образ использовал в создании очерка «Леди Макбет Мценского уезда». Анализ этого произведения, впрочем, говорит о том, что русский классик раскрыл тему глубже. Ведь посвятил он его неудержимой женской любви, которая сильнее разума и нравственных законов.

История создания

Свое произведение Лесков определил как очерк. Этот жанр является чем-то средним между художественной литературой и публицистикой. По роду деятельности писатель некоторое время имел отношение к судебным уголовным делам. И, возможно, одно из них и легло в основу сюжета. Хотя прямых доказательств этому нет.

Журнал «Эпоха» - периодическое издание, в котором впервые появилась «Леди Макбет Мценского уезда». Анализ этого необходим, прежде всего, для того, чтобы понять, каким видел автор силу женского русского характера. Ведь именно этой теме писатель в дальнейшем планировал посвятить ряд работ. Однако очерк, о котором идет речь в этой статье, стал первым и последним.

Заглавие произведения является аллюзией на название тургеневского рассказа «Гамлет Щигровского уезда».

Катерина Измайлова

Кто такая леди Макбет Мценского уезда? Анализ этой героини позволяет сделать вывод, что это женщина, лишенная всякой нравственной основы, и в жизни ее занимает главенствующее место слепая страсть. Имя ее - Измайлова Катерина Львовна.

Ей двадцать три года, и по происхождению она крестьянка. За пять лет до описываемых в очерке событий Катерина вышла удачно замуж за немолодого мужчину, представителя купеческого сословия. Ее жизнь до невозможности скучна, потому как нет ее в душе ничего - одна пустота. Ребенка Измайловы за пять лет не нажили. Рассказчик, однако, упоминает, что от первого брака у мужа Катерины детей тоже не было.

Женщиной, абсолютно лишенной каких-либо привлекательных душевных качеств, является леди Макбет Мценского уезда. Анализ этого персонажа следует делать на основании ее поступков и событий, которые изображены в произведении, а также исходя из художественных средств, которые автор использует для того, чтобы глубже раскрыть ее характер. Но прежде следует сказать об основной особенности этой натуры - она малообразованна и далека от христианской религии. Это дает основание полагать, что безумная страсть овладела ею в силу душевного уродства, моральной неполноценности.

Сергей

Муж Катерины Львовны уехал надолго и оставил ее в доме со своим отцом Борисом Тимофеевичем. Молодой женщине в отсутствие мужа приглянулся дерзкий красивый работник. Ранее его она не видела, но узнала некоторые факты из его биографии от кухарки. Оказывается, Сергей недавно только появился у Измайловых. А на прежнем месте задержаться долго не смог из-за любовной связи с тамошней хозяйкой. Но Катерину Львовну эти сведения не только не смущают, но даже, напротив, интригуют, что говорит отнюдь не в пользу ее морального облика.

Первое убийство

Между Сергеем и Измайловой быстро завязывается тот род отношений, из-за которых Сергей не так давно был изгнан из прежнего дома. И Катерина Львовна впервые в жизни испытывает счастье. Раньше она об этом и не помышляла. Жила с нелюбимым немолодым мужем и невыносимо скучала. Но человек не может вести бесцельное существование. И если после долгого застоя он вдруг приобретает смысл жизни, лишиться его он боится превыше всего.

А потому, когда свекор узнал о любовной связи Катерины с Сергеем, она, недолго думая, отравила Бориса Тимофеевича Тело они с Сергеем спрятали в погребе.

Второе убийство

Как сказано было великим английским драматургом - «Кто начал со зла, тот в нем и погрязнет». Сергей, понимая, что все действия Катерины Львовны теперь зависят лишь от него, убеждает ее в том, что не может пребывать с ней дальше в незаконной связи. Он хочет, чтобы она стала его женой. Следует сказать, что молодой человек умеет оказывать влияние на человеческую душу. Он относится к тому типу аморальных мужчин, которые живут за счет своего таланта влюблять в себя женщин. Играя роль ревнивого любовника и убеждая ее в том, что хочет стать ее законным мужем, он ясно отдает себе отчет в последующих событиях.

Когда же возвращается муж и обвиняет Катерину в «амурах», она, ничуть не смутившись, подзывает Сергея и признается в преступной связи. А затем начинает его душить. Сергей, разумеется, приходит ей на помощь. Какие чувства испытывает после совершенного злодеяния леди Макбет Мценского уезда? Анализ произведения можно провести параллельно характеристике шекспировской героини. Если сравнивать этих персонажей, можно обнаружить общие черты: холодность, сдержанность и решительность. Но Измайлова совершает злодеяние не из корыстных соображений и честолюбия, а исключительно из-за своей болезненной страсти.

Сергей и Катерина

Удивительно то, что реакция сообщников разная. Сергею после убийства мерещатся призраки. Катерина же не испытывает никаких угрызений совести. Во время убийства губы его дрожат, его бьет лихорадка. Она же спокойна, хотя позже и видит тревожные сны. Однако это вовсе не говорит, что Сергей обладает более тонким душевным строем.

Катерина Львовна преступила закон нравственности. Она утратила свое душевное начало и остановиться больше не в силах. Измайлова и после убийства мужа способна на все, чтобы удержать счастье. Любить и быть любимой во что бы то ни стало - теперь великая цель ее жизни. И состояние ее души находится на грани безумия. Сергей же - подлец. Его действиями руководит не чувство, а расчет. Его жизнь, в отличие от жизни его соучастницы, и после совершенных злодеяний не остановится. А потому он обнаруживает некую тревогу, которая, впрочем, отнюдь не является следствием угрызений совести.

Жизнь без мужа

Второе убийство не омрачает счастья Катерины. Зиновия Борисовича разыскивают, а она тем временем не особенно стремится создать образ безутешной вдовы. Это отличает от подобных персонажей героиню очерка «Леди Макбет Мценского уезда». Анализ произведения кратко можно сделать и на основе заключительных событий. Уже в первые дни знакомства с Сергеем кардинально меняется ее душевный мир. Ею руководит исключительно зов плоти. Состояние героини повести Лескова напоминает тяжкую болезнь, психическое расстройство. И когда позже, на каторге, Сергей отвергает ее, она лишает себя жизни.

Но возвращаясь к событиям, предшествовавшим аресту, следует продолжить анализ повести «Леди Макбет Мценского уезда», сравнив главную героиню с новым персонажем - Федей. Этот герой противопоставлен Катерине, представляет собой образ мученика, почти ангела, погубить которого - значит совершить самый страшный грех.

Федя

Мальчик является единственным законным наследником убитого мужа. В то время когда он приезжает в дом Измайловых, Катерина уже ждет ребенка. Но даже этот факт не удерживает ее от смертоубийства. Однако следует сказать, что на этот раз инициатором выступает Сергей. Убеждая сообщницу в том, что мальчик стал единственным препятствием на пути к их великому счастью, он высказывает мысль о необходимости избавиться от него. И лишь на мгновение душа будущей матери оживает. Решающую роль играет в сюжете «Леди Макбет Мценского уезда» любовь.

Анализ этого произведения приводит к мысли о том, насколько многозначно это слово. Под понятием «любовь» понимают чрезвычайно широкий спектр чувств. И для Катерины Львовны оно значит безумную слепую страсть, которая приводит не только к убийствам. Она уничтожает и душу героини. А главное - убивает в ней женщину и мать.

Федя - мальчик богобоязненный. В день убийства он читает житие одного из святых. Его образ - символ окончательной нравственной гибели Измайловой. И после его убийства женщина лишается не только свободы, но и материнских чувств. Рожденный перед отправкой на каторгу ребенок не вызывает в ее душе никакого отклика.

Весьма своеобразную оценку русской дал Лесков. «Леди Макбет Мценского уезда» (анализ представлен в этой статье) является произведением, в основе которого - представление автора о характере простолюдинки. В конце повести героиня погибает, уничтожая при этом свою соперницу. Это ничуть не делает ее образ более привлекательным.

Очерк вызвал негативную реакцию в обществе. Представление о характере русской женщины не гармонировало с настроениями, царившими в России во второй половине девятнадцатого века.

Согласно революционно-демократическим идеям, «простой человек» был избавителем, обладающим всевозможными добродетелями. Писатель же настаивал на том, что психологический тип, изображенный им в очерке, нельзя обойти вниманием, потому как он все-таки существует. Звериная простота, глупость и бездуховность способны сделать из человека преступника. Достаточно всего лишь одной искры. Для героини очерка этой искрой стала любовь. Но ведь бывают и другие - месть, обида, стремление к наживе или желание самоутвердиться.

1. Катерина Измайлова и Катерина Кабанова — купеческие жены.
2. Образ Катерины Измайловой.
3. Образ Катерины Кабановой.
4. Сходство и отличия героинь.

А. Н. Островский в своих произведениях изображал жизнь русского купечества. Благодаря этим произведениям мы задумываемся о том, насколько трагичной могла быть жизнь женщины в атмосфере патриархальной купеческой среды. Н. С. Лесков в своих произведениях так же обращался к купеческому сословию. И очень интересным для нас является рассказ «Леди Макбет Мценского уезда». Главную героиню этого произведения зовут Катерина, она теска главной героини пьесы Островского «Гроза». И обе они купеческие жены. Но сходство Измайловой и Кабановой на этом заканчивается. Катерина из рассказа Лескова и Катерина из пьесы Островского отличаются друг от друга так сильно, насколько это вообще возможно. Лескова по праву называют писателем-реалистом. Он на самом деле изображает реальную жизнь, рисует объективно человеческие характеры. Но характеры обычных, на первый взгляд, людей оказываются такими, что у читателя возникает множество вопросов. Каким чудовищем может оказаться человек! Именно такие мысли возникают после прочтения рассказа, главной героиней которого является Катерина Измайлова. В начале рассказа читатель узнает, что Измайлова — обыкновенная купеческая жена, молодая, красивая женщина. Муж ее стар и не привлекателен. Катерина скучает, жизнь ее бедна событиями, однообразна. Катерина Кабанова, героиня пьесы Островского, также скучает. Так же уныла и однообразна ее жизнь.

Патриархальное купеческое общество не приветствует развлечений и забав. И, конечно, никто не думает о том, как тоскливо и скучно может быть молодым женщинам. Две Катерины пытаются, как могут, скрасить свое серое существование. Спасением от убогости, пошлости и серости становится любовь. Любовь, словно яркая вспышка, освещает жизнь Катерины Кабановой. То же самое происходит с Катериной Измайловой.

Молодые женщины забывают обо всем на свете, полностью отдаются всепоглощающему чувству. Однако Катерина Измайлова ради своего счастья идет на злодейства. Она убивает несколько человек — своего мужа, свекра и даже маленького племянника. Измайлова стремится к свободе, готова ради нее на все. Женщину не мучает совесть, она не задумывается о том, что за свои злодеяния ей придется расплатиться либо на этом, либо на том свете. Катерина просто не задумывается о последствиях своих поступков. Ее импульсивная натура способна прежде всего действовать, а не размышлять. Катерина Кабанова совершенно иная. Это впечатлительная, легкоранимая натура. Она вспоминает свое детство, которое было счастливым, помнит мельчайшие подробности своего прошлого. Измайлова о прошлом не вспоминает, она живет только настоящим.

Любовь для Измайловой, прежде всего страсть, ради которой она способна уничтожить всех, кто только оказался на ее пути. Кабанова более романтична, она идеализирует свого возлюбленного, считает его добрым, умным, хорошим. Героиня Лескова не задумывается, насколько хорош ее возлюбленный. Ей достаточно, что он красив и молод. Она полюбила его именно за это, она устала жить со старым и непривлекательным мужем. Катерина Кабанова страдает, осознавая греховность своего чувства. Она верит, что непременно последует расплата. Катерина чувствует себя несчастной, раскаивается в своем грехе. Катерина Измайлова не осуждает себя, она движима инстинктом самосохранения и желанием получить то, что хочет. Катерина Измайлова забывает о порядочности, долге, благородстве. Безусловно, она обладает сильным и неординарным характером. Но вся сила ее натуры направлена на зло. Когда она убивает мужа и свекра, отношение к ней со стороны читателя, уже не может быть хорошим. Героиня рассказа не вызывает симпатию и жалость в отличие от героини пьесы Островского. Катерина Кабанова — беззащитное, наивное существо. К ней невозможно не проникнутся симпатией. Она не способна причинить кому-то зла, но оказывается безжалостна к себе. Катерина Кабанова беспощадна к себе, проклинает себя за минутную слабость. Катерине Измайловой чуждо подобное поведение. Даже на каторге она не раскаялась. Показательно и то, что Измайлова совершенно равнодушна к своему ребенку, рожденному от любимого человека. Сам Лесков говорит, что такие страстные натуры, как Катерина, полностью отдаются любви, но дети оставляют их равнодушными. Равнодушие к своему ребенку еще можно было бы простить, учитывая, что Катерина больше никогда его не увидит. Но тот факт, что она убила маленького племянника, думая исключительно об обогащении, вообще лишает героиню Островского права на какое-либо сочувствие. Племянник Измайловых никоим образом не мешал Катерине. Она решает его убить исключительно ради обогащения, ведь мальчик был прямым наследником ее мужа. Катерина Кабанова вообще никогда не думала об обогащении. На протяжении всего произведения Катерина Кабанова даже не подумала о деньгах. Этого не скажешь о Катерине Измайловой.

Катерина Кабанова очень религиозна, Катерина Измайлова вообще лишена веры в Бога. И отсутствие нравственного начала во многом связано с этим. Измайлова живет, руководствуясь исключительно своими желаниями. А они, то есть желания, пугают своей звериной простотой. Катерина Измайлова сильна и решительна. В ее образе нет ничего светлого, это коренным образом отличает ее от поэтической натуры Катерины Кабановой.

Катерина Измайлова заканчивает жизнь самоубийством, при этом она губит еще одну жизнь — уносит с собой в волны ту, на которую обратил внимание ее возлюбленный. И перед смертью она «хочет припомнить молитву и шевелит губами». Но ей вспоминается не молитва, а пошлая и страшная песня.

Две Катерины были представительницами купеческого сословия. Но в одной соединились исключительно темные стороны человеческой натуры, другая же, наоборот, светла и поэтична. Столь разные люди воспитывались в одной и той же среде. О нравах патриархального купечества мы знаем благодаря произведениям Островского. И можем с уверенностью сказать, что в купеческой среде не было принято относиться с уважением и вниманием друг к другу. Значит, в атмосфере жестокости, лицемерия и ханжества могут появляться такие люди, как Катерина Измайлова. Жестокость порождает жестокость. Катерина Кабанова была скорее исключением. К тому же мы знаем, что детство Катерины Кабановой было светлым и радостным. Каким было детство Измайловой, нам неизвестно. Возможно, она не видела ничего хорошего в жизни, поэтому темные стороны натуры и взяли над ней верх.

Безусловно, Катерину Кабанову и Катерину Измайлову нельзя назвать типичными представительницами русского купечества. Они скорее исключение, редкое и поразительное. И именно поэтому произведения, главными героинями которых они являются, продолжают интересовать читателей.

/ / / Образ Катерины Измайловой в очерке Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»

Образ Катерины в очерке Лескова очень противоречив. Вначале произведения женщина выступает в роли жертвы. Она несчастна в браке, так как супруг, помимо того, что старше ее, так еще и не уделяет ей внимания. Они с отцом постоянно заняты работой и приумножением капитала.

Катерина Львовна же в это просто умирает от скуки. Возможно, если бы у них был ребенок, это бы как-нибудь разбавило ее быт, но ее муж бесплоден. Однако в отсутствии наследников упреки доходят только до девушки, что заставляет ее еще больше мучиться.

Однако постоянная роль жертвы Катерину Львовну не устраивает. Она жива и хочет любви. Поэтому, когда супруг надолго уезжает, девушка, начинает принимать ухаживания молодого приказчика Сергея.

Ее интерес к мужчине с каждым днем возрастает, несмотря на его плохую репутацию. Вскоре, мужчина становится ее любовником и человеком, без которого она не представляет дальнейшего существования.

Когда ее тайная связь вдруг случайно раскрывается свекром, девушка незамедлительно «решает» возникшую проблему. Она безжалостно травит мужчину, подмешав крысиный яд ему в грибы. В этот момент девушкой движет чувство мести, так как свекр не только наказал Сергея плетями, но и заточил его в погребе.

Безнаказанность окрылило женщину. Она перестала бояться людской огласки, а тому, кто что-либо мог сказать, она щедро заплатила. Поэтому, люди хоть и догадывались о ее любовной связи с местным приказчиком, предпочитали молчать.

Однако не оставлял «возлюбленную» в покое. Он часто говорил о том, что по возвращению Зиновия Борисовича станет неугодным для Катерины. Но Катерина Львовна, кажется, придумала, как она расправится и с супругом. Женщине противна была сама мысль о том, что она должна будет делить ложе с кем-нибудь другим.

Женщину обуяла сильная ненависть ко всему, что было связанно с «прошлой» жизнью. Ведь только Сергей научил ее любить, радоваться, чувствовать и желать. Это желание было хищное и непреодолимое. Оно призывало бороться и не отступать. Горе будет тому, кто станет у женщины на дороге.

Зиновий Борисович не догадывался о перевоплощениях, которые произошли с его женой. Ему доложили об ее измене, а так же о странной и скоротечной кончине отца. Мужчина спешил за разъяснениями. Однако мужчина не ожидал увидеть той картины, которая предстала перед его очами…

Позже, когда молодая купчиха с полюбовником расправились и над Зиновием, то спрятали его тело в подвал.

Теперь Катерина становилась прямой наследницей всего капитала Измайловых. Но нужны ли ей были эти деньги?! Нет! Она была счастлива уже потому, что рядом был мужчина ее мечты. Ради него она не остановится ни перед чем, и именно от него, она ждет ребенка.

Нужна ли сейчас ей эта беременность? Нет. Сейчас ребенок женщине не был уже нужен. Она никогда бы не стала для него хорошей матерью.

Когда женщину с любовником застали за убийством племянника и действующего наследника Феденьки, то пару сразу задержали. После наказаний «влюбленных» отправили по этапу, где Катерина Львовна, наконец, узнала цену своей любви. От рожденного младенца она сразу отказалась, а Сергей, перестал обращать на нее всякое внимание. Мужчина влюбился в другую девушку.

Катерина под взглядами мужа, свекра и Феденьки в последний раз идет на двойное убийство. Она прыгает за борт и толкает туда же соперницу…

И литературы, МОУ «Лицей №62», г. Саратов

Урок-исследование по очерку «леди Макбет Мценского уезда» на тему: «Катерина Измайлова-преступница или жертва?»

Цель урока. Раскрыть идейно-художественное своеобразие очерка, незаурядность и сложность женской судьбы, отражение позиции в полемике 60-ых годов о народной драме.

Урок начинаю с вопроса о впечатлении от очерка. Произведение произвело огромное эмоциональное потрясение, которое связано с трагической судьбой героини.

· Как вы понимаете название очерка?

В глухой русской провинции можно встретить характеры шекспировского масштаба. Лесков показывает, что и «уголовные дела могут быть содержанием искусства: … за ними таится подлинный драматизм жизни, может быть, и неясный для «образованных людей», но понятный для народа». (Роман «Некуда») История Катерины Измайловой – отражение позиции Лескова в полемике 60-х годов о народной драме.

· Однако очерк Лескова стал своеобразной полемикой и с драмой Островского «Гроза». Сопоставьте Катерину Кабанову и Катерину Измайлову. Не сёстры ли они по судьбе?

Ребята без труда находят в тексте сюжетные параллели в «Грозе» и в очерке: тяжёлый купеческий быт, где цепные собаки сторожат «тоску, доходящую до одури»; замуж героини выходят не по любви, а потому что «присватались»; детей у них нет; во время разлуки с мужем к Катерине Львовне, так же, как и к Катерине Кабановой, приходит любовь. Оба произведения завершаются гибелью героинь.

· А в чём отличие этих женщин?

Героини по-разному относятся к своему положению. У Катерины Кабановой эта жизнь вызывает тоску о былом, она предаётся мечтам, находит успокоение в молитве, в церковной службе. Её поэтическая душа стремится к гармонии с окружающим миром. А Катерина Измайлова мечтать не умела, лишь зевала. Эта деталь настойчиво подчёркивается Лесковым: «Катерина Львовна… начнёт зевать со «скуки», «посидит, поглазеет… опять ей зевнется». Нет в Измайловой той духовности, тяги к красоте, напротив, Лесков подчёркивает скудность её внутреннего мира.

По-разному к ним приходит любовь. Для Катерины Островского светлое чувство возникает, «словно мечта какая-то». И она задолго до свидания с любимым страдает и боится своей мечты: так сильно в ней чувство долга. К Катерине Измайловой любовь приходит как игра от скуки. Увлёк её своими речами молодой приказчик: «Вас, я так рассуждаю, целый день на руках носить надо – и то не уморишься, а только за удовольствие это будешь для себя чувствовать». Никто никогда не говорил так с Катериной, и душа её не заподозрила обмана и расчёта. Катерина Львовна любит горячо и сильно. Но как не похожи её чувства и поведение на страхи, сомнения Катерины Островского. Измайлова безумна в своём чувстве, она ослеплена, её страсть безудержна. Автор подчёркивает земное, плотское начало в своей героине образами животных. Вот во сне Катерина Львовна видит кота, «который… будто про любовь рассказывает», и ночное свидание Катерины с Сергеем наполнено животными звуками. В их отношениях нет поэзии, красоты.

Подытожив результаты наблюдений, ученики делают вывод о том, что одна и та же ситуация приводит героинь к противоположным действиям, определяющим развитие сюжета в драме и в очерке. Основой сюжета в «Грозе» становятся мотивы греха и раскаяния, вины и наказания. Для героини Островского греховным преступлением оказывается нарушение нравственного закона, при котором она не может жить по совести. В отличие от неё Катерина Измайлова не чувствует мук совести. Внутренних преград для страсти в ней нет, поэтому она спокойно устраняет внешние препятствия, возникающие на её пути. История любви становится историей уголовных преступлений. Однако надо заметить, что Катерина Львовна использует те же средства, которые могут быть обращены против неё: Борис Тимофеевич грозится отправить Сергея в острог, Зиновий Борисович не намерен прощать ей измену. Здесь трудно не согласиться с Добролюбовым, что «тёмное царство» развратило… своих жертв, подчинив их своим волчьим законам. Поэтому и любовь свою защищает Катерина Львовна, как жизнь свою защищает зверь, как волчица детёнышей.

- Как вы понимаете смысл эпиграфа к очерку: «Первую песенку, зардевшись, спеть»? (Поговорка)

Хладнокровное убийство свёкра – первый шаг к нравственному убийству Катерины Измайловой, за которым – неотвратимость следующих преступлений. «Первая песенка» не проходит бесследно для Катерины Львовны: второе убийство отличается страшной жестокостью, которую она демонстрирует перед любовником: «Подержи его, - шепнула она равнодушно Сергею…» На просьбу Зиновия Борисовича об исповеди Катерина Львовна отвечает: «Хорош и так будешь». Спокойно она смывает на полу «два кровавых крошечных пятнышка, величиною с вишню ». Психологическое состояние преступников после убийства выражено ярко и лаконично: «Губы Сергея дрожали…У Катерины Львовны уста были холодны». Убийство невинного ребёнка ещё сильнее подчёркивает глубину нравственного падения Катерины и Сергея.

- В чём своеобразие развязки?

Их две в очерке: первая – разоблачение, суд и наказание; вторая - трагическая развязка истории любви Катерины Измайловой.

- Как меняется поведение лесковской героини после ареста, на этапе? Изменилось ли ваше отношение к ней?

Если в первой части очерка от страницы к странице растёт негодование, неприятие героини Лескова, мы видим, как звериное в её характере становится всё отчётливее и ярче, и возмездие преступнице воспринимается как должное, то во второй части Катерина Львовна вызывает не ужас, а жалость. Преступница сама становится жертвой. Чем сильнее её любовь к Сергею (как нужно любить человека, чтобы и каторжный путь рядом с ним «цвёл счастьем»), тем откровеннее его надругательство над нею и её чувствами. Нельзя не сочувствовать Екатерине Львовне. Её страдание не очищает душу героини, она не раскаивается в своих преступлениях, не о том её муки. У неё отнимают смысл жизни. И когда эта потеря становится неизбежной, она погибает, но погибает как хищник в схватке, вцепившись зубами в горло врагу.

- Так преступница или жертва Катерина Измайлова?

Ребята говорят о том, что в любое время и при любых обстоятельствах человек несёт ответственность за свои поступки. В этом отношении Катерина Львовна – преступница. Но в отличие от Достоевского (Роман «Преступление и наказание») Лесков не рассуждает о мотивах преступления, а изображает жизнь, к нему приводящую. И сила этой изобразительности такова, что рождает мысль о противоестественном мире, где извращаются человеческие чувства и гибнут натуры, полные сил и жизнелюбия. Катерина Измайлова – плоть от плоти этого мира и его жертва.

«Леди Макбет» стоит особняком в творчестве писателя, он ищет в русской жизни драгоценные проблески доброты, бескорыстия и самопожертвования в душах русских людей, русских праведников, без которых «Несть граду стояния». Об этом пойдёт речь на следующих уроках, посвящённых повести «Очарованный странник».

Сочинение

Никаких сведений о возможных реальных прототипах Катерины Измайловой не сохранилось. Скорее всего Лесков, некоторое время работавший в судебной уголовной палате, создал этот образ, воспользовавшись материалами уголовных дел. Отдавая в печать свой «очерк», Лесков представил его как «1-й № серии очерков исключительно одних типических женских характеров нашей (окской и частию волжской) местности».

Катерина Измайлова как писал о ней Лесков в начале повести, «купеческая жена, разыгравшая некогда страшную драму, после которой наши дворяне, с чьего-то легкого слова, стали называть ее леди Макбет Мценского уезда». Писатель прямо указывает на литературный прототип Катерина Измайлова.- это леди Макбет У. Шекспира. И та, и другая убивают в стремлении к своей цели тех, кто им мешает; обе гибнут под тяжестью своих преступлений. Однако в отличие от прототипа К. И. - крестьянка, ставшая «купеческой женой»; в слепой страсти к своему любовнику приказчику Сергею она убивает мужа и свекра, а затем племянника, попадает в тюрьму и на каторгу, испытывает всю горечь предательства со стороны сообщника-любовника и в финале топит вместе с собой в водах ледяной реки свою соперницу Сонетку.

Возможно Лесков при создании образа К. И. использовал английские народные баллады, очень популярные в России XIX в. В частности, балладу «The Lord of Waristoun», в которой рассказывается о жене, убившей мужа. Фабула «очерка» во многом построена на основе сюжетов широко распространенной в России лубочной картинки «О купеческой жене и приказчике».

Катерина Измайлова стала символом шекспировских страстей на русской почве: в ее образе Лесков сделал попытку исследовать «грубые и несложные формы», в которых проявляется «рабская покорность своим страстям и преследование дурных недостойных целей у людей простых, почвенных, невыдержанных». В характере героини начало языческое, телесное резко противопоставлено началу духовному. К. И. очень сильна физически, Лесков всячески подчеркивает ее «диковинную тяжесть», телесную «чрезмерность». Духовные же запросы К. И. практически сведены к нулю, что усугубляется еще и «скукой русской, скукой купеческого дома, от которой весело, говорят, даже удавиться». В доме есть Библия и «Киевский патерик» (жизнеописания святых и великомучеников Киевской Руси), но К. И. даже не открывает их. «Киевскому патерику» Лесков придает символическое значение - перед смертью племянник К. И. Федя читает в этом патерике житие «своего ангела» св. велико-муч. Феодора Стратилата.

Вспыхнувшая в К. И. страсть к приказчику Сергею заставляет ее «чрезмерность» развернуться во всю мощь ее языческой силы. Она начинает жить как бы в соответствии со словами Макбета: «Я смею все, что смеет человек, // И только зверь на большее способен». Поступки, совершаемые К. И. под влиянием этой «языческой силы», поначалу вроде бы даже не вызывающие особого отвращения (первые две жертвы К. И.- персонажи малосимпатичные), неизбежно ведут героиню к провалу в «кромешное зло», к абсолютному противоречию христианству. Весь ужас и низость происходящего Лесков подчеркивает тем, что убийство мальчика Феди совершает беременная К. И. в ночь под праздник «Введения Богородицы во Храм». «Божья кара» настигает преступников тут же: их уличают и отдают под суд.

Вопрос об оправдании К. И. тем, что она совершила преступления «во имя любви», потом не раз поднимавшийся в критике, Лесков отвергает полностью. Это не любовь, а «темная страсть»: «Помнишь, как мы с тобой ночами погуливали да твоих родственничков на тот свет провожали» - уже на этапе говорит Сергей К. И., которая в своем унижении «уж ни бога, ни совести, ни глаз людских не боится». Сам Лесков вспоминал потом, что ему становилось по временам жутко, когда он писал «Леди Макбет Мценского уезда».

Русская критика XIX и XX вв., рассматривающая очерк Лескова в традиции «органической литературы» (термин Ап. Григорьева), относит образ К. И. к т. н. «хищному типу». Многие исследователи в этой связи (например, Б. М.Эйхенбаум) противопоставляют К. И. образ Катерины Кабановой из «Грозы» А. Н.Островского, которая в классификации Ап. Григорьева олицетворяет одновременно «смирен-

Ный» и «страстный» типы.

У Катерины Островского любовная драма «перерастает в трагедию высокого духа», а у Лескова - в трагедию «грубо поставленных страстей», во многом напоминающую «Власть тьмы» Л. Н.Толстого. Райскому саду героини Островского противостоит «звериный» рай К. И., где «дышалось чем-то томящим, располагающим к лени, к неге, к темным желаниям». Создав образ К. И., Лесков как бы завершил характерную для XIX века литературную цепочку исследования «темных страстей» персонажей, принадлежащих к различным социально-сословным группам: царь Борис Годунов, помещик Иудушка Головлев и купчиха К. И. Все они погибают, преследуемые тенями своих жертв. Во фразеологический обиход русского языка прочно вошел сам эпитет «леди макбет мцен-ского уезда», употребляющийся, как правило, с оттенком иронии.

До 30-х годов XX века очерк Лескова находился в своеобразной литературной тени. В 1931 г. поэт-конструктивист Николай Ушаков в книге «30 стихотворений» опубликовал стихи «Леди Макбет», в которых «под лесковским эпиграфом» описал кровавую историю - на сей раз лесничихи. Стихотворение заканчивается в ироническом тоне:

…То не бор в воротах,

Не хочу таиться я,-

То за нами,

Конная милиция.

Повесть Лескова имела ряд воплощений на драматической сцене и на киноэкране - художественно мало значительных. Совершенно иной масштаб образ К. И. приобрел в опере Д. Д.Шостаковича (1932, авторское название такое, как и в повести; название «Катерина Измайлова» ввел В. И.Немирович-Данченко в своей постановке 30-х годов; позднее оно было использовано во второй, цензурной, редакции оперы, навязанной композитору в 60-е годы).

В опере жанр первоисточника трансформирован в «трагедию-сатиру». Переосмыслен характер К. И.: не хищная страсть одуревшей от сытости и пятилетнего «заточения» купчихи, а всепоглощающая любовь владеет героиней. К. И.- жертва духовно-нищего общества, но одновременно и его палач. Музыка Шостаковича передает разнообразные чувства героини: тут и любовное смятение, муки совести, сознание безысходности. Шостакович принципиально исключает самый тяжкий грех К. И.- убийство ребенка ради наследства. В опере К. И. человечнее, одухотвореннее литературного прообраза, мотив ее поступков - мечта о любви как высшей цели существования, семье, материнстве. Однако тем ужаснее ее преступление, тем глубже трагедия. Подлинно трагедийный образ К. И. был создан Г. Л. Вишневской (1966), отразившей богатейший диапазон чувствований героини. В ее интерпретации К. И. предстает как олицетворение силы и боли женской души.

Другие сочинения по этому произведению

Всегда ли цель оправдывает средства? (по повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда») Всегда ли цель оправдывает средства Две Катерины в русской литературе (по произведениям А. Н. Островского «Гроза» и Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда») Любовь и злодейство — вещи несовместные? (по повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда») Сочинение-размышление: «Преступление. Кто виноват?» (По произведениям «Гроза» А. Н. Островского и «Леди Макбет мценского уезда» Н.С. Лескова). Сравнение героини пьесы «Гроза» Катерины Кабановой и героини очерка «Леди Макбет Мценского уезда» Катерины Измайловой. Тема любви в повести Н.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда" Что я чувствовал после прочтения «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова Сравнение образов Катерины Кабановой и Катерины Измайловой


Top