Хиты 40 х годов 20 века.


10112

Запись сделана в формате mp3 (1,522 Мб)

Тему этой мелодии слышал, наверное, каждый, а мы мальчишками пели: - Однажды в тихий порт ворвался словно черт...



Муз. И. Жака
Эстр. орк. п/у
10115

Запись сделана в формате mp3 (1,378 Мб)

Предвоенное очередное танго.



Танго
Инстр. анс. п/у Ф.Ф.Криша
10696

Запись сделана в формате mp3 (1,403 Мб)

Замечательное танго в давно забытом жанре художественного свиста.



Муз. Ю. Богословского
Исп. Таиса Савва (Худ. свист)
Конц. ансамбль п/у Ф.Ф. Криша
10758

Запись сделана в формате mp3 (1,541 Мб)

Знаменитый Государственный русский народный хор имени Пятницкого и не менее известная песня.



Муз. В. Захарова
Сл. М. Исаковского
Запев.: А. Прокошина и В. Клоднина
Гос. русск. нар. хор им. Пятницкого
Худ. рук-ли: В.Г. Захаров и П.М. Казьмин
11912

Запись сделана в формате mp3 (1,491Мб)

Наш теперешний Гимн России. А так он звучал в 1944 году в исполнении оркестра Государственного Большого Академического театра СССР.



Оркестр ГАБТ СССР
п/у А.М. Пазовского
11955

Запись сделана в формате mp3 (1,571 Мб)

Эта песня довольно известная и сейчас, а вот вокал Лемешева под аккомпонемент оркестра Цфасмана - редкое явление. Запись сделана в конце 42 - начале 43 года, а пластинка с этой песней впервые выпущена в конце сороковых. Не все записи сделанные во время войны издавались.



Муз. М. Блантера
Сл. Е. Долматовского
Исп. С.Я. Лемешев
Джаз- орк. ВРК п/у А. Цфасмана
335

Запись сделана в формате mp3 (1,530 Мб)

Эта песня мне запомнилась с детства.



Муз. и сл. народные
Исп. С.Я. Лемешев
Секстет домбр ВРК п/у Н.Н. Некрасова
12073

Запись сделана в формате mp3 (1,255 Мб)

Забавная, шуточная песенка. Многие ее, наверное, слышали. Если нет - слушайте.



Сл. Ю Цойтлина
Исп. Ю. Благов, П. Гофман, Л. Маркович
Оркестр
Дир. Эдди Рознер
12206

Запись сделана в формате mp3 (1,444 Мб)

Медленный танец и оркестр. Вот и все что есть из информации на этикетке. Тогда просто слушайте и все. А в более позднем переиздании этот танец называется "Букет роз".



Медленный танец
Оркестр
12444

Запись сделана в формате mp3 (1,458 Мб)

Послевоенный зарубежный фокстрот, да еще и с пением.



Фокстрот
Муз. Фланаган
Оркестр
(С пением)
13453

Запись сделана в формате mp3 (1,321 Мб)

Послевоенное известное танго. Много раз эта запись переиздавалась. А теперь и еще раз.



Танго
Муз. А. Полонского
Орк. п/у В.Н. Кнушевицкого
15196

Запись сделана в формате mp3 (1,133 Мб)

Юрий Хочинский - талантливый певец с трагической сутьбой. Старики говорят, что в конце 40х был очень популярен. Известны его песни "Помнишь", "Часы бегут вперед", "Море голубое(Красавица и капитан)", "Девушки-подруги", "Лучше нашей Тани" и другие.



Шуточная песня
Муз. В. Соловьева-Седого
Сл. С. Фогельсона
Исп. Ю. Хочинский
Джаз-орк. п/у Н. Минх
ЛРК-18 г.Ленинград, Арт "Пластмасс".

Запись сделана в формате mp3 (0,768 Мб)

Под такую замечательную музыку и не менее прекрасное исполнение хочется и сейчас танцевать. Жаль, что мелодия чут-чуть коротковата



Танцевальная мелодия
Муз. М. Блантера
Соло рояль
Исп. С. Виноградов
В сопр. джаз-орк. п/у Н. Минх
ЛРК-39 г.Ленинград, Арт "Пластмасс".

Запись сделана в формате mp3 (1,161 Мб)

Красивый, плавный вальс.



Медленный вальс
Муз. Б. Тихонова
Инстр. секстет
16017

Запись сделана в формате mp3 (1,434 Мб)

И очень красивый медленный танец.



Медленный танец
Муз. А. Полонского
Инстр. секстет
16018

Запись сделана в формате mp3 (1,430 Мб)

Эта история наглядно иллюстрирует времена перестроечные – разгул лицемерия и политических интриг, и нынешний период вседозволенности.
Когда вышла пластинка Вадима Козина, высокодолжностной коллега оказал любезность, получив ее для меня по особому спецсписку. Оказалось, что выдающийся певец, до войны сводивший с ума чуть не всю страну, - жив. Официальная пропаганда упорно молчала об этом.

Вадим Козин 1958 год. "Когда проходит молодость".
Слова Алексея Фатьянова (Alexey Fatianov)
Музыка В. Сорокина (V. Sorokin)

А что, - мой благодетель, подумав, согласился, - почему нельзя? Поезжай в Магадан и напиши.
Много видел я нищеты, убогости, затравленности, много повидал жестоких житейских драм. Но то, что открылось на краю земли, в Магадане, превзошло многое, если не все.
Великий тенор, напевший пластинок больше, чем кто-либо в истории отечественной эстрады, вместе со славой принесший стране богатства больше других популярных певцов, доживал годы не только в полном забвении, но и в нищете.

Мой костёр (1938)
Слова Якова Полонского. Автор музыки неизвестен

Народнейший из певцов Не был удостоен звания Народного артиста. Очерк «Певец» был запланирован на субботу. Накануне, в пятницу вечером. коллега мой, мой покровитель зашел к главному редактору и наедине предупредил: очерк публиковать нельзя, Козин был осужден, газетное упоминание о нем вредно и даже опасно. Он, благодетель мой, дождался именно вечернего кануна, когда выяснять что-либо по существу было поздно, и через несколько часов улетел в отпуск. Во всякой организации всегда есть человек, приводящий приговор в исполнение. Субботним утром дежурный по номеру докладывал уже не об очерке, а об авторе.
«Странные у автора вкусы, странные. Почему-то ему нравится Козин. А мне почему-то больше нравится, например, Георгий Виноградов.
«Почему-то» - содержался намек на характер судимости певца.
Главный был вынужден реа­гировать,
- Я позвоню в КГБ.
В этом сюжете можно мно­гим пренебречь, забыть даже нравы перестроечного време­ни. Здесь главное - КГБ.

Вадим Козин с книгой Эд. Поляновского «Венок раскаяния»

ЕСЛИ БЫ опубликовали... Как я надеялся тогда, партийные и советские чиновники прочтут - ахнут: Козин - жив?! Неужели один и в такой бедности! И все образуется. Я уже уговаривал певца вернуться в Москву. Вадим Алексеевич, правда, привык к Магадану, полюбил его. Возвращаться в Москву опасался из-за завистников, от которых страдал всю жизнь, из-за сплетен и пересудов. Еще опасался: уедет - умрет. Несколько его знакомых стариков, привыкших к магаданскому климату, после возвращения в Москву, в Ленинград быстро умирали. Но, разговорившись, Козин увлекся, и мы уже мысленно подбирали район для однокомнатной квартиры.

Слева направо:
Эдвин Луникович Поляновский, Рафик Бикмухамедов, корреспондент «Известий» по Магаданскому краю и Вадим Козин

Я предложил очерк «Огоньку», но в последний момент журнал опубликовал заметку других авторов - юбилейную, к юбилею. «Советская культура» поставила очерк в номер, но из полутора десятка членов редколлегии дежурным по номеру оказался как раз партийный выходец из Магадана. Лишь четыре года спустя (!) очерк «Певец» опубликовала «Неделя», орган далеко не официальный, и, соответственно, реакции - никакой.

Так было во времена фарисейства.
А в нынешних временах трижды писали о Козине. Можно было и десять раз написать.
Я и теперь думаю: если бы удалось проскочить тогда... Ведь они, большие чиновники, одинаково седовласые, широколицые, с одинаковыми следами вырождения, они ведь каждый поодиночке очень любят Козина. Они ведь «против» только, когда все вместе, а тут бы одного, любого из них хватило.
Как сказала одна старая женщина из вологодского села, сын которой приговорен был к расстрелу:
- Поодиночке-то ко мне в селе хорошо относятся, а как все вместе, то - плохо.

Когда началась война, Георгия Виноградова, солиста государственного джаз–оркестра им. Кнушевицкого, перевели в военный оркестр под управлением Чернецкого. Тогда же, в войну, художественный руководитель и дирижер Ансамбля песни и пляски Советской Армии Александр Васильевич Александров обратился к Сталину с просьбой перевести Виноградова к нему. Желания самого певца никто не спрашивал.
- Становитесь в хор! - распорядился Александров. «В хор» как «в строй».
- Я - солист, - ответил Виноградов и не встал.
Александров протянул ноты - «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат...»
- Пойте.
- Не могу, не буду. Не моя тональность.
Перестраивать на новую тональность целый хор? С одной стороны - генерал-майор Александров, с другой - «рядовой необученный», с одной стороны - автор музыки Гимна Советского Союза, с другой... Победила индивидуальность. Место певца на сцене было отвоевано.
Новый солист восстановил против себя все армейское начальство.

Георгий Виноградов.

Соловьи.Краснознамённый ансамбль песни и пляски Советской армии, п/у Бориса Александрова, 1950г.
слова А. Фатьянова, музыка В. Соловьева-Седого

ВТОРОЙ очерк о Козине «Одинокий голос» был опубликован в конце марта 1993 г. - к девяностолетию певца («Известия» № 57). Как раз заканчивался очередной съезд народных депутатов. В самом конце, перед тем как распрощаться до следующего съезда, один из депутатов вдруг процитировал «Известия» и предложил съезду обратиться к президенту с просьбой о присвоении Козину звания народного артиста России. Конечно,- политика, как теперь говорят, - популизм. Но как бы там ни было, предложение-то дельное, впервые за все время самые непримиримые проголосовали практически единогласно.
Через считанные часы «Вечерняя Москва» (31 марта 1993 г.) на первой полосе сообщила о присвоении наконец Вадиму Козину почетного звания. Это же сообщение прозвучало в телепередаче «Утро». Еженедельник «Вечерний Магадан» сообщил о том, что министр культуры Российской Федерации Евгений Сидоров поздравил девяностолетнего юбиляра с присвоением ему звания народного артиста России. В адрес певца со всех концов бывшего Советского Союза обрушился поток восторженных телеграмм. Главные его почитатели - участники войны. Москвича Сергея Павловича Петрова под Оршей тяжело ранило в голову и живот, но он и после госпиталя гнал врага до границы.
- Я думаю - может, благодаря Козину и жив остался. Ведь я пел, и мне жить хотелось.
Москвичка Лидия Васильевна Поникарова пятнадцатллетней девочкой влюбилась в певца, экономила деньги на школьных завтраках и присылала Козину конфеты.
Все эти послевоенные десятилетия (почти полвека!) почитатели шлют певцу в Магадан лук, чеснок, свежие огурцы, апельсины, рыбу. Он отвечает: «Спасибо, не надо, у меня все есть».
- Мы не оставим его, - говорила мне Лидия Васильевна. - Если что... Ну вы понимаете, я уже договорилась с одним магаданским летчиком, через него я отправляю все посылки, если что... в общем, этот летчик похоронит его как надо.
О, как счастливы были его почитатели весной 1993 года.
Спустя время, где-то во второй половине лета из Магадана я получил письмо от инженера-энергетика Анатолия Костырина. Его любовь к Вадиму Козину - наследственная. Когда-то мать - Евдокия Сергеевна Костырина провожала на фронт мужа, грузовик увозил его по пыльной дороге, а по черному репродуктору на маленькой площади звучала козинская «Осень». Это было в Кустанае. Уже в семидесятых годах Евдокия Сергеевна там же, в Кустанае, попросила у местного цыгана фасон цыганской праздничной рубахи. Сшила ее и отправила певцу - красивую, васильковую. Но Вадим Алексеевич ее ни разу не надел, Костырина видела артиста только на довоенных портретах - молодого, крепкого, и невысокому худенькому старику рубашка оказалась чуть не вдвое больше.
И вот теперь сын ее, Анатолий Костырин, уже перебравшийся на жительство в Магадан, написал вдруг: «Вадим Алексеевич Козин, которому сегодня 90 лет, может и не дождаться заслуженного официального признания в родном Отечестве. Переписка с канцелярией президента ничем не помогла. Все ответы состоят из дежурных фраз, и ничего не обещают...»
Что же, в марте, значит, не присвоили?
Детектив…
Летом российская культура понесла утрату, скончался Владимир Лакшин. Завидев на панихиде министра культуры России Евгения Юрьевича Сидорова, я подошел к нему с окаянным вопросом: да, нет?
- Да, правда, - ответил министр. - Звание Козину присвоили в марте, к 90-летию.
- Точно помните?
- Ну как же, я же ему телеграмму давал.
Странно, что никто не публикует и не называет дату и номер указа. Словно Козин проходит по закрытому списку.

НЕ ЛЮБЛЮ я, не умею разговаривать с большими начальниками, неудобно отрывать их от дел, которых у них всегда по горло и которые важнее твоих проблем. Но главное, они с тобой говорят то, что нужно говорить, а ты - то, что думаешь. Короче, не сразу я позвонил в администрацию президента, начальнику отдела по государственным наградам Валентине Алексеевне Беловой. Позвонил по чужой «кремлевке».
- Я хотел бы поинтересоваться по поводу Козина, правда ли...
- Нет, неправда, - перебил резкий начальственный голос. - Никакого звания ему не присваивали и присваивать не будут.
- А когда съезд решил...
- Мы ответили и Хасбулатову, и Ельцину: не достоин.
Она разговаривала так, словно это я, недостойный, выпрашивал для себя хотя бы Почетную грамоту.
- Вы знаете, что он был судим? За что, знаете? Если вы журналист (?), то должны знать, что звание «Народный» присуждается не только за... но и...
Я выслушал речь о нравственности, внутреннем содержании и т. д., мне бы поблагодарить и попрощаться. Черт меня дернул что-то выяснять.
- Валентина Алексеевна, я думаю, если человек заслужил высшей меры, пусть ее приводят в исполнение. Если человек заслужил годы лагерей - пусть перевоспитывается. Но если он отбыл наказание, то получает все права...
- Ну знаете, дорогие товарищи!
И теперь было не поздно поблагодарить и попрощаться, но я вдруг понял, что говорят не со мной - с народом. После слов «дорогие товарищи» я спросил неуверенно:
- Простите ради Бога, Валентина Алексеевна, вы со мной не с трибуны говорите?..
Она бросила трубку.
Не умею я говорить с Ними, нельзя мне с Ними говорить.
-А ВЫ знаете, что она сильнее президента? Потому что президент сам ничего отвечать не будет, он прочтет то, что подготовит она. От нее зависит ВСЕ. То есть сама она, конечно, представить к награде никого не может, но она может больше, чем наградить - отказать. Это и есть самое важное для советского человека: не тот для него главный, кто может удостоить, а тот, кто может навредить. Одно от другого всегда стояло недалеко. Часто, поднимаясь по мраморной лестнице, шагая по кроваво-красным ковровым дорожкам, люди не знали: то ли грудь в крестах, то ли голова в Крестах. Боязнь всегда была сильнее почтения.

Вот откуда этот начальственный высокомерно-поучительный тон: мы от Них зависимы, сделать, чтобы было наоборот - чтобы они в Кремле зависели от Нас?
Из ответа В. Беловой А. Костырину: «Творчество артиста всегда носит публичный характер, а потому чем выше талант, тем строже должны быть моральные, этически общественные нормы его поведения в жизни». Знакомый тон классного руководителя двоечнику. А по сути? «Вопрос о присвоении Козину В. почетного звания «Народный артист» рассматривался комиссией по государственным наградам дважды - мая 1991 года и в мае 19 года. Ходатайство о присвоении ему почетного звания 6ыло отклонено. Основанием для такого решения послужило осуждение В. А. Козина в 1960 году Магаданским областным судом и характер совершенного им преступления. Фактов преследования Козина В. А. по политическим мотивам в тот период не установлено».
Валентина Алексеевна в разных ответах разным людям ссылается на разные судимости. Костырину она напоминает 1960 год это как бы дает ей право изъять «политические мотивы». Она, видимо, надеется, что Костырин не знает о постановлении в 1945 году Особого Совещания
Магаданский инженер-энергетик Анатолий Костырин не прощает ни тона, ни демагогии: «Уважаемая В. Белова! Вновь, в третий раз, обращаюсь к вам... Какой лаконичный язык! Какая блестящая официальность! Вполне естественный вопрос: существуют ли сами по себе моральные этические нормы и сами по себе - общественные? Вы приводите статьи осуждения Магаданским областным судом, но ни одним словом не говорите (а это значит, что в вашей комиссии и не упоминалось) о самом первом роковом, необоснованно предопределившем всю дальнейшую судьбу В. Козина осуждении Особым Совещанием в конце ВОВ по ст. 58. По моему твердому убеждению, без пересмотра всех дел в независимых от политических функционеров судебных органах невозможно говорить о справедливом осуждении В. Козина».

ВЕРНЕМСЯ к той поре. Война. Козин выступает в блокадном Ленинграде, в осажденном Севастополе, перед моряками Мурманска. На Калининском фронте он отправился на передовую, сбоку ударили немцы, машину опрокинуло взрывной волной, разбросало программки выступлений. Сопровождавший певца генерал был перепуган, он слышал, что певца очень любит Верховный Главнокомандующий.

Ордер № 1964 на арест певца Всесоюзного гастрольно-концертного объединения Козина Вадима Алексеевича, русского, беспартийного, был выписан 12 мая 1944 года. В тот же день его арестовали в номере 834 гостиницы «Москва».
Из «Постановления на арест - обыск» Козина, подписанного Наркомом НКГБ Меркуловым:
«Поступали факты о том, что на протяжении ряда лет систематически ведет антисоветскую агитацию.
До начала войны неоднократно заявлял о своем желании при первой же возможности выехать за границу.
В период Отечественной войны ведет пораженческую агитацию.
Морально-бытовое разложение молодежи, прививает ей пораженческие взгляды».
«На протяжении ряда лет», «до начала войны» и «в период» ее... - что-же раньше-то молчали, куда смотрели? Значит, когда война была в разгаре - прощали: был нужен. Покатилась война на Запад - нашли вину. И Лидию Русланову арестовали, и упомянутого нами Петра Лещенко - потом, когда люди снова стали не нужны.
Девять-месяцев (!) пробыл Козин в тюрьме, пока, наконец, Особое Совещание 2 февраля 1945 года не вынесло приговор: «Козин В.А. с 1928 г. до дня ареста вел дневник, в котором клеветал на советскую действительность, руководителей ВКП(б) и Советского правительства, пропагандировал свою ненависть к советской власти, отрицал возможность построения социализма в СССР, охаивал жизнь трудящихся, осуждал политику ВКП(б) в области сельского хозяйства. В период Отечественной войны СССР с фашистской Германией установил преступную связь с администратором бригады артистов немцем Д. и совместно с ним продолжал заниматься антисоветской агитацией. ...Признан виновным в том, что он также восхвалял жизнь при НЭПе, возводил клевету на вождя партии и одобрял террористические намерения других лиц по его адресу».
Могли бы и расстрелять. Но, видимo, из любви к нему Верховного Главнокомандующего дали восемь лет лагерей.

ЗНАЕТЕ ли вы, что такое Особое Совещание (ОСО)? Это несудебный орган в системе госбезопасности. Это никакой не суд, здесь просто оперативник и прокурор, сговорившись, устанавливают срок наказания, затем выносят его на рассмотрение ОСО, которое в течение одной-двух минут утверждает приговор. За три-четыре часа работы «рассматривалось» 100-120 уголовных дел; при этом самих уголовных дел в зале заседания не было. Каков же был поток арестованных, если при такой скорости Козин ждал участи девять месяцев!
У ОСО было такое же право выносить приговор, как у продавца гастронома. Постановление ОСО как несудебного органа недействительно, даже если бы справедливо обвинялся убийца. Из этого следует, что Козин невиновен автоматически.

Тем не менее три года назад по ходатайству Министерства культуры России к «Делу» вернулись, оно было пересмотрено. 13 августа 1991 года судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РСФСР определила: «Постановление ОСО от 10.02.45 г. в части обвинения Козина В.А. по ст. 58-10 ч. 2 УК РСФСР отменить и дело в этой части прекратить за отсутствием состава преступления».
Судебная коллегия исключила из постановления ОСО и конфискацию имущества певца. Ему недавно вернули то, что изъяли при аресте. Уцелело не все - личные письма, справки, фотографии, выписка из метрической книги о бракосочетании родителей, всего - 540 пронумерованных листов. Вернули дневник, вот выписки из него, «улики»:
«Артист должен быть свободным в своем творческом - рабочем настроении от всяких обязательств, иначе демонстрация его творчества не дает удовлетворения ни ему самому, ни публике. Артист должен принадлежать к лицам свободных профессий, как художники, литераторы, здесь не может существовать нормированного рабочего дня...»
Всю суть дневника можно определить одной тургеневской строкой. Помните рассказ «Певцы», благосклонность Дикого-Барина:
- Пой, как Бог тебе велит. .
...Судебная коллегия сохранила, правда, небольшой остаток наказания по другой статье, скажем так - бытовой. Что это такое? Скажу лишь, что легендарная американская теннисистка, живи в ČCCP, никогда бы не стала лучшей в мире, да просто стала бы невыездной по причине своих привязанностей. Впрочем, «привязанности» инкриминировали бы ей только в случае неугодности властям, что именно и случалось нередко и с нашими соотечественниками. Всем прочим, лояльным и покладистым - музыкантам, балетмейстерам, певцам - разрешались подобные грехи, которые, кстати, никогда за рубежом, а теперь и у нас за грехи не идут.

ТЕПЕРЬ о событии 1960 года, которое Белова тасует вперемежку с событием 1944 года. И опять впереди - политика. Со странной поправкой на время: раньше политических грехов не было, но на бумаге они появились, теперь была политическая вспышка, но ни по каким бумагам она не прошла. После освобождения Вадиму Козину было запрещено петь. Он поселился в бараке. Руководил самодеятельностью. В ту пору прогорал областной музыкально-драматический театр. Его долги исчислялись миллионами. На сцене бушевали сценические страсти, а зал был пуст. И тогда шли в барачный дом. Старик выходил на на сцену, садился за рояль, пел «Пара гнедых», и в зале творилось невообразимое... Билеты продавали даже в оркестровую яму.
Сначала ему разрешили выезжать из Магадана только со сборными концертами. Потом - с сольными. Сначала по округе, потом по стране.
Голос вырвался на волю.
Хочу вспомнить специально для Валентины Алексеевны Беловой. Кажется, это было в Сочи. Там гастролировал прославленный московский театр, чуть не сплошь состоящий из НАРОДНЫХ АРТИСТОВ. В Москву, в Министерство культуры от театра полетела телеграмма: рядом выступает Козин, отбивает публику.
К певцу возвращается вторая молодость. В одном из краевых городов на востоке страны певца долго не отпускали со сцены, и он выплеснул все в нем накопившееся.
- Дорогие мои, те, кто на галерке и на задних рядах. Я буду петь для вас сегодня сколько смогу, хоть до утра. Для вас, а не для тех, кто сидит в первом ряду.
Надо ли объяснять, кто сидел в первом ряду?
На другой день на певца обрушилась краевая партийная газета. Далее, как обычно, вступил в дело человек, приводящий приговор в исполнение, который всегда есть в любой организации. Один из артистов магаданского театра подбросил свое любимое чадо в гостиничный номер старика и тут же, через несколько минут, в этот номер ворвались.
В театре было вывешено большое объявление: такого-то числа у нас, в театре, состоится суд над певцом В. Козиным.
- Не было там в номере ничего, - отвечало на суде смущенное чадо.
- Было! Было! - отвечал старик, губя себя и губителей.
Срок он получил мизерный, но и его до конца не отсидел. Зато чадо с отцом были вынуждены покинуть и театр, и Магадан.
Но ведь дело совершенно не в степени вины. Я хочу достучаться, докричаться до кого-то наверху: сколько можно, сколько?
Еще раз повторю: даже если по ошибке убийце или насильнику даровали право жить, этот убийца или насильник после отбытия срока наказания начинает жить как все, со всеми правами и свободами. А если не так, если как-то иначе, то зачем тогда закон о лишении свободы на срок, почему не пожизненно? И сколько могут длиться моральные ограничения, граничащие с преследованием? И где логика: звание народного истинно народному нельзя, а все юбилеи - 70 лет, 80, 90 вместе с официальными поздравлениями администрации области и отцов города - можно? Он что же, искупил вину только на областном уровне?

В МАГАДАН к Вадиму Алексеевичу засобирался Андрей Караулов, имея в виду снять певца для «Момента истины». Он позвонил, я рассказал о проблемах. Он снова позвонил, сказал, что виделся с Сергеем Филатовым - руководителем администрации президента, и тот готов подключиться. Только единственное, хорошо бы - подгадать к какому-то юбилею.
У меня нет выходов на Филатова, и я не могу сказать ему, что к юбилею, к обеденному столу то есть, - это понятие советское. Что юбилеев у старика больше в жизни, видимо, не будет, 90-летний был последний. Что у него каждый день теперь - юбилейный. Проснулся, жив - вот и юбилей. Не могу также подсказать, чтобы поднялся выше поучений и запугиваний Беловой, которая обязательно будет ссылаться на органы безопасности, их архивы. Суть в том, что вечное пугало - КГБ - теперь само установило с Козиным новые отношения.
Изъятое у певца в войну имущество Министерство безопасности решило вернуть неформально. Церемония передачи была приурочена к 90-летию. В присутствии мэра Магадана, дорогих гостей, в том числе из Москвы, представителей прессы начальник Магаданского управления Министерства безопасности России Г. Елизаров держал речь - торжественную и извинительную.
- Перед вашим голосом, талантом преклонялись наши родители, преклонялись мы, преклоняются и сейчас наши дети...
Одним из инициаторов возврата певцу арестованных вещей был зам. начальника Управления регистрации и архивных фондов Министерства безопасности России, полковник Владимир Константинович Виноградов. Он и взялся за розыски.
- 44 года прошло... Что-то не удалось найти: у Вадима Алексеевича было два аккордеона, патефон, пластинки...
Виноградов - любитель старой эстрады, романсов. Он занимался и реабилитацией Петра Лещенко. В Министерство культуры поступил запрос выпустить пластинки Лещенко, и оно обратилось в КГБ за информацией. Если бы КГБ ответило формально, реабилитация затянулась, может быть, до нынешних дней.
- Я помню этот запрос Министерства культуры СССР: какими данными мы располагаем? Я стал готовить объективную информацию, а не ту, которой мы располагали. Я еще ребенком был, помню записи Лещенко на рентгеновских пленках. Ну что вы, я заслушивался. Еще помню, уже позже, генералы рассказывали, как на фронте, в Румынии, в Бухаресте, висели концертные афиши: Лещенко! Лещенко! И генералы эти запрещали солдатам посещать концерты. Помню, что пластинки с песнями Лещенко выпускали польские фирмы, английские, американские, конечно, румынские. Выпускала его пластинки Рижская фирма грамзаписи «Беллаккорд», в Одессе он пел во время оккупации, и немцы тоже записывали его. Я обратился в эти фирмы: «Какими сведениями располагаете?» Первые ответы - «никакими». Я - второй раз, с наводящими вопросами, Я должен был ответить через месяц. А месяц уже истек. Конечно, формально мог бы и ответить: ничего нового. А из старого на нем висит - выступления среди украинских националистов, встреча с английским разведчиком. Я вспомнил, что сам видел какую-то информацию контрразведки то ли действующей армии, то ли фронта, то ли дивизии. Знал, помнил: что-то есть. Направил запрос во внешнюю разведку. По линии СМЕРШа. Короче, в итоге выяснил главное. Никакого ущерба Родине Петр Лещенко не нанес, никакой он не враг. Он даже и не эмигрант - наш соотечественник, просто, когда Бессарабия отошла к Румынии, он оказался там. Я написал «объективку», пошел к заместителю председателя КГБ и... очень был рад, что он ее подписал. На все ушло месяца два.
...Когда жена Лещенко последний раз увидела мужа, им разрешили единственное свидание в тюрьме, был он бледен и очень худ. Видимо, били его и пытали его так, как умеют бить и пытать только у нас.
- Странные вкусы у автора, - сказал бы мне исполнитель приговора, если бы я в те злопамятные дни написал не о Георгии Виноградове, а о Петре Лещенко. - Мне почему-то больше нравится Вадим Козин, - заключил бы он неожиданно.
И тогда бы круг замкнулся - ни входа, ни выхода. Главное, назвать фамилию любого другого певца, который сейчас, в эту минуту не смотрит в глаза со страниц рукописи.
Самый тяжелый запрет тот, который ни на чем не основан, даже на официально утвержденном беззаконии вроде приговоров «троек» или «ОСО». Тут нет никаких очертаний границ, лишь маячит неотступно «дело», которого в реальности более не существует, и не у кого спросить - почему?

ПЕТР ЛЕЩЕНКО.

/www.youtube.com/embed/g06DTcWQdT0]

НЕДАВНО вернулся из Магадана Караулов.
- Все. Звание ему присвоено.
- Кто сказал?
- Местный начальник управления культуры.
Вспоминая, что тогда, весной, в юбилей, не только министр культуры России, но и местный генерал Министерства безопасности в своей речи и другие местные чины поздравляли старика со званием, я перепроверил новость. Позвонил в наградной отдел, правда, уже по другому телефону.
- Нет, звание не присвоено и присвоено не будет.
Печальный детектив.

Они, наверное, там, на месте, просто окружили старика доброй ложью. Он ведь никуда не ткнется проверить, он давно уже никуда не выходит, подойдет к открытой форточке, подышит - вся прогулка.

ВСЕ его друзья тогда, весной, послали поздравительные телеграммы, нет - не все. Умер москвич Сергей Павлович Петров, который благодаря Козину в войну жив остался. И Лидия Васильевна Поникарова, которая экономила на школьных завтраках и присылала певцу конфеты, которая с помощью знакомого магаданского летчика обещала достойно похоронить певца, она тоже скончалась недавно. Теперь, когда уходят его верные до гроба старые почитатели, старик на десятом десятке лет остается один на один с холодным, равнодушным монстром-государством.
Теперь уже дети, внуки тех уходящих поклонников хлопочут за старика, а дети и внуки тех, кто судил его, - не отступают.
- Вы зайдите к Вадиму Алексеевичу, - попросил я Костырина, все еще на что-то надеясь, - посмотрите последние телеграммы.
Костырин зашел, спросил, и старик ответил:
- Как мне надоела эта жизнь...

Говоря о песнях 2000-х годов, нельзя не отметить главную, и возможно, решающую роль популярной музыки в формировании вкусов и меломанов. Сложно поверить, но популярная музыка гораздо влиятельней, чем кажется: для успешного хита необходимо учитывать множество факторов – как актуальных в данный момент тенденций, так и ставших классикой канонов прошлых лет. Иначе чем объяснить все возрастающее количество песен, основной упор делающих на использование сэмплов – небольших отрывков золотых шлягеров прошлых лет?

В полной мере это проявилось в творчестве Мадонны (Madonna ), в 2005 году с выходом нового альбома в очередной раз сменившей имидж и превратившейся в диско-диву. В заглавном треке Hung Up встречаются сразу две поп-эры: золотая классика от ABBA и актуальнейший в те дни модный саунд. Переплетение популярной музыки в ее лучшем виде с новыми тенденциями, удачные стилизации и подражание – одно из определяющих направлений музыкального творчества в эти годы.

Начало этой музыкальной эры началось с повального увлечения всем латиноамериканским – на волне успеха такие исполнители, как гениальный гитарист и композитор Карлос Сантана (Carlos Santana ), испанский красавец Энрике Иглесиас (Enrique Iglesias ), пуэрториканская секс-бомба Дженнифер Лопез (Jennifer Lopez ) и ее соотечественник Рики Мартин (Ricky Martin ), а также небезызвестная Кристина Агилера (Christina Aguilera ), не раз обращавшаяся к своим эквадорским корням для завоевания латино-аудитории.

На волне и афроамериканская музыка: жесткий хип-хоп, чувственный соул, заводной ритм-энд-блюз. Ключевыми фигурами становятся Алиша Кис (Alicia Keys ), Канье Уэст (Kanye West ), Эминем (Eminem ), Бейонсе (Beyonce ) Рианна (Rihanna ). Процветает и такая тенденция, как смешение жанров: популярная музыка и, например, ритм-энд-блюз. Среди самых удачных комбинаторов: группы Black Eyed Peas и The Pussycat Dolls .

Популярная музыка в чистом виде также пользуется неизменной востребованностью: Бритни Спирс (Britney Spears ), Джастин Тимберлейк (Justin Timberlake ), Мэрайя Кэри (Mariah Carey ), Кэти Перри (Katy Perry ), Кайли Миноуг (Kylie Minogue ) и дебютировавшая в 2008 году Леди ГаГа (Lady GaGa ) – самые успешные в этом плане исполнители.

Не стоит, тем не менее, забывать и о роке, хоть и не столь популярном, но все-таки имеющим свою неоспоримую важность. Этот жанр в наибольшей степени представлен группами Green Day , Coldplay , U2 , White Stripes , Nine Inch Nails и Bon Jovi . Стоит отметить, что в 2000-х очень мало появилось новых рок-групп, которые бы стали общепризнанными мировыми звездами, самые популярные команды этих лет образованы в 90-х, 80-х или даже в 70-х (например, U2).

В России в это время сцену захватывают выпускники «Фабрики Звезд »: группы «Фабрика», «Серебро », «Тутси » и «Корни », Наталья Подольская , Никита Малинин , Юлия Савичева . Конечно, есть и коллективы, пробившиеся без помощи этого телепроекта: группа «Уматурман », «Звери », не теряющие популярности «Дискотека Авария », певица МакSим . Тем не менее, самым популярным новым исполнителем по праву можно признать победителя «Евровидения» Диму Билана . Не стоит списывать со счетов исполнителей более старшего поколения: Валерию , Аллу Пугачеву , Филиппа Киркорова , по-прежнему выпускающих успешные альбомы и собирающих полные залы поклонников.

Песни 90-х годов: евродэнс, поп-баллады и незабвенный рок

В музыке редко бывает так, чтобы определенная эра была воплощена буквально во всем: в ритмах, аранжировках, мелодиях, текстах, даже голосах и самих исполнителях. Девяностые года в музыке – по-своему великий период, подаривший нам многих прекрасных исполнителей и многие великолепные песни.

К сожалению, именно девяностые так славны так называемыми певцами одной песни, или попросту говоря – однодневками, причем ситуация эта складывается как и на западной, так и на российской сцене. Вряд ли кому-то сейчас что-то скажут такие имена, как Хаддауэй (Haddaway ), Джон Скэтмен (John Scatman ), группа Snap! , но, тем не менее, каждый с первых нот узнает песни What is Love?, The Scatman’s World, Rhytm Is A Dancer и прочие хиты любых дискотек.

Настоящим воплощением поп-музыки девяностых, особенно в начале этого десятилетия, стал такой жанр, как евродэнс – вроде бы и популярная музыка, вроде бы и хип-хоп, вроде бы и электроника. В общем, сочетание этих элементов дало просто фантастический результат: музыканты всего мира, и особенно из Европы, не перестают снабжать мировые чарты своими песнями, саунд которых не спутаешь ни с чем. Scooter , 2 Unlimited , Eiffel 65 , Culture Beat , Роберт Майлз (Robert Miles ) – истинные герои этого периода, практически забытые сейчас.

В 90-х годах как никогда популярны трогательные, нежные и романтические баллады – жанр, как нельзя лучше вписывающийся в популярную музыку, а также в соул и ритм-энд-блюз. Выигрывают в первую очередь исполнительницы-женщины, певицы с великолепными сильными голосами – Мэрайя Кэри (Mariah Carey ), Уитни Хьюстон (Whitney Houston ), Селин Дион (Celine Dion ), Тони Брэкстон (Toni Braxton ), Патрисия Каас (Patricia Kaas ). Не теряют актуальности и певцы, например Брайан Адамс (Bryan Adams ), Джордж Майкл (George Michael) , Элтон Джон (Elton John ), Майкл Болтон (Michael Bolton ), Эрик Клэптон (Eric Clapton ).

Во второй половине 90-х появляются поп-идолы нового поколения – группы N’Sync (и впоследствии отделившийся от них Джастин Тимберлейк (Justin Timberlake )) и Backstreet Boys , поп-принцессы Бритни Спирс (Britney Spears ) и Кристина Агилера (Christina Aguilera ). Продолжает мега-успешную карьеру и Мадонна (Madonna ), никому не уступающая трон королевы популярной музыки и законодательницы всех модных музыкальных течений. Своеобразно складывается карьера Майкла Джексона (Michael Jackson ): невероятно популярный в первую половину десятилетия, певец очевидно сдает позиции к началу 2000-х.

Рок-музыка остается, как и во все другие времена, востребованной: чартовый, гастрольный и, конечно, коммерческий успех таких групп, как U2 , R.E.M. , Nirvana , Duran Duran , Bon Jovi , Aerosmith , Red Hot Chili Peppers , говорит сам за себя.

В России этот музыкальный период стал одним из самых интересных: после распада СССР в страну хлынул поток новой музыки, абсолютно нового звучания, новых веяний, новых исполнителей, жанров и стилей. Воспоминания о популярной музыке этих лет сейчас вызывают улыбку, но в целом результат был далеко не хуже, чем у западных исполнителей. И песни, и клипы создавались с большой фантазией, что делало российскую музыку своеобразной и интересной. Валерий Меладзе , Анжелика Варум , Филипп Киркоров , Ирина Аллегрова , «Иванушки International» , «Браво» , «Нэнси» и «Белый Орел» становятся главными исполнителями этого десятилетия на отечественной сцене.

Песни 80-х годов: гламур, диско и синти-поп

Некоторые музыкальные критики ассоциируют восьмидесятые года с плохой музыкой, что в корне не правильно. Конечно, с позиции современного человека некоторые приёмы, аранжировки, ритмы и голоса, популярные в то время, могут показаться наивными и в чем-то даже смешными, но это время неизменно вызывает ностальгию, что ярче всего проявляется через замечательные песни тех лет.

Конечно, самый успешный жанр того времени – это, бесспорно, популярная музыка. Тем не менее, можно смело сказать, что столько популярных ответвлений попа было ни в одно музыкальное десятилетие.

Прежде всего, восьмидесятые ассоциируются с диско, исполнители из которого происходят преимущественно из Европы. Легендарные шведы ABBA , французский поп-дуэт Ottawan и певец по имени F.R. David , немцы Modern Talking и Goombay Dance Band , англичанка Ким Уайлд (Kim Wilde ) и ее соотечественники Culture Club – эти имена и коллективы можно перечислять бесконечно, ведь каждый вспомнит хотя бы по одному хиты из их репертуара.

Особое место в структуре диско занимает творчество итальянских исполнителей, невероятно популярных в Европе и, конечно же, в СССР. Самыми известными исполнителями области итало-диско становятся трио Ricchi e Poveri , дуэт супругов Аль Бано (Al Bano ) и Ромины Пауэр (Romina Power ), исполнители Газибо (Gazebo ), Тото Кутуньо (Toto Cutugno ) и невероятно харизматичный певец и актер Адриано Челентано (Adriano Celentano ).

Исполнители из Великобритании обогащают жанр популярной музыки новыми тенденциями: появляются такие его виды, как Hi-NRG (главные герои этого направления – коллектив Dead or Alive ), нью-вейв (представленные группами Adam And The Ants и Visage ), и, конечно, синти-поп. Впоследствии этот жанр окажет большое влияние на образование таких направлений, как электроклэш и синт-рок. Главными коллективами, работающими в этом направлении, стали Pet Shop Boys , Depeche Mode и Eurythmics .

Тем не менее, в 80-х популярны и более тяжелые жанры: рок и даже хэви-металл. Хитами становятся композиции от таких групп, как Queen , Status Quo , Genesis , Scorpions , Dire Straits , Def Leppard и многих других.

На отечественной сцене в те года преимущественно блистали Алла Пугачева на пару с Юрием Антоновым , а в поздние восьмидесятые – Владимир Кузьмин, Игорь Тальков, Александр Серов, группы «Мираж » и «Ласковый май ». Популярны и различными вокально-инструментальные ансамбли – «Верасы », «Цветы », «Земляне », «Веселые ребята », «Браво », «Ялла », а так же рок-группы «Кино », «Наутилус Помпилиус », «Агата Кристи ».

Песни 70-х: рок, рок и еще раз рок

Семидесятые года в музыке можно с легкостью назвать «золотым веком рока» во всем многообразии его жанров. Во многом тут, конечно, лидирует глэм-рок во главе с Дэвидом Боуи (David Bowie ), своим андрогинным имиджем и прекрасным творчеством, сломавшим привычные представления о музыке. Нельзя не вспомнить и о таких британских командах, как T.Rex , Sweet и Slade и об американке Suzi Quatro , своими песнями составившими немалую часть всего глэма семидесятых.

Именно в это время как никогда популярны «тяжелые» виды рока: хард-рок, хэви-метал, а также вдумчивый и причудливый прогрессив-рок. В авангарде этих жанров также стоят английские команды: Deep Purple , Uriah Heep , Led Zeppelin , Nazareth , Black Sabbath . Главными исполнителями от прог-рока стали Pink Floyd . Особняком стоят Queen , чье творчество настолько многообразно, что вогнать его в рамки одного жанра просто невозможно.

Влияние рока на вкусы меломанов проявляется также и в том, что британский композитор Эндрю Ллойд Уэббер (Andrew Lloyd Webber ) пишет рок-оперу «Иисус Христом суперзвезда », с оглушительным успехом прошедшую на многих концертных площадках мира.

В 70-х происходит и два трагических события. Уходят из жизни две легенды: одна в переносном смысле, а другая – в прямом. Речь идет о распаде в 1970 году группы The Beatles и о смерти в 1977 году Короля рок-н-ролла Элвиса Пресли (Elvis Presley ). Тем не менее «битлам» стоит отдать должное: ни один из музыкантов не ушел на покой, а лишь с новой силой начал творить, подарив миру еще немало прекрасных песен.

В 1974 году зарождается такой жанр популярной музыки, как диско – некоторые отсчитывают эту музыкальную эру с победы шведского квартета АВВА на конкурсе «Евровидение» с песней Waterloo . Разгоняясь все больше на протяжении нескольких лет, диско по-настоящему взорвало музыкальный мир в восьмидесятых, то изменяясь в сторону более жесткого электронного саунда, то переплетаясь с популярной афроамериканской музыкой, то возвращаясь к классическому поп-звучанию. Говоря о диско семидесятых, сразу вспоминаются такие исполнители, как Boney M. , Донна Саммер (Donna Summer ), Eruption и Bee Gees .

Увлекается мир и экзотическим звучанием музыки Карибских островов (в первую очередь это регги, представленный Бобом Марли (Bob Marley )), той самой афроамериканской (соул, блюз, ритм-энд-блюз, отчасти – джаз), а также латиноамериканской музыкой.

В СССР самыми популярными становятся главные темы из кинофильмов. Известны и любимы творения вокально-инструментальных ансамблей со всех уголков Советского Союза. Загорается главная звезда отечественной популярной музыки – Алла Пугачева . Не забываются и певцы из дружественных СССР республик: например, Польши (Марыля Родович ) и Румынии (Дан Спэтару ). Любимы также европейские – французские (Мирей Матье (Mireille Mathieu ), Мишель Сарду (Michel Sardou )) и итальянские (Адриано Челентано (Adriano Celentano )) исполнители.

Рок и поп, или лучшие песни 60-х

Итак, остался в прошлом. Нет, нельзя сказать, что его совсем забыли – он просто перестал быть знаменем для молодежи и «красной тряпкой» для старшего поколения. К нему привыкли. Конечно, еще звучали лучшие композиции, созданные Чаком Берри и Литлом Ричардом , еще собирал полные залы Элвис Пресли , но в общей песенно-звуковой массе начала шестидесятых уже стали появляться новые непривычные интонации и ритмы. Примечательно, что на этот раз источником новшеств была Европа, а не США. Европа, а точнее – одно европейское государство, Великобритания, начало задавать тон в популярной музыке.

Ливерпульская рок-группа The Beatles первой двинулась на покорение Америки – и покорила весь мир. В течение короткого времени и Старый, и Новый свет были охвачены битломанией. Но что же такое особенное предложили музыканты-самоучки избалованным впечатлениями слушателям?

«Британское вторжение» дало мощный творческий импульс музыкантам всех стран и континентов, и в результате мы сегодня можем наслаждаться самой разнообразной музыкой в стиле рок: классический рок, хард-рок, серф-рок, панк-рок, фолк-рок, барокко-рок, психоделический рок и еще десятками производных жанров.
Один из них, так называемый «гаражный рок» – это музыка, которую изначально играли дворовые рок-группы. Просто собирались подростки, молодые люди, и играли в свое удовольствие. Некоторые исследователи подобную разновидность рока относят к народной музыке 20 века.

Начиная с середины 60-х, рок-группы начинают образовываться и в Советском Союзе, преимущественно в студенческой среде. Из такого школьно-студенческого ВИА впоследствии «вызрела» одна из самых известных советских рок-групп Машина времени .

Параллельно со всевозможными вариантами рока в шестидесятые годы бурно развивалось еще одно весьма популярное направление: поп-музыка. Его истоки – в далеком прошлом: это народная песня, средневековая баллада, городской романс, позже – мюзикл и музыкальное шоу. Вокал, человеческий голос – вот главное для этого стиля. Музыкальные инструменты, будь то скромный ансамбль или целый оркестр, лишь аккомпанируют певцу. Поскольку одним из источников поп-музыки является фольклор, песни поп-стандарта зачастую имеют яркий национальный колорит. Иногда такую музыку называют просто эстрадной. Лучшие песни 60-х годов в стиле поп были исполнены Фрэнком Синатрой и Луисом Армстронгом (США), Сальваторе Адамо и Мирей Матье (Франция), Муслимом Магомаевым и Иосифом Кобзоном (СССР) и еще многими замечательными музыкантами в разных странах мира.

Лучшие песни 50-х годов: под знаком рок-н-ролла

Пятидесятые годы прошлого века вошли в историю популярной музыки как период рождения и расцвета нового стиля, рок-н-ролла.
В Америке неудержимый взлет этой музыки «молодежного бунта» пришелся на середину пятидесятых. К концу десятилетия американский рок-н-ролл несколько повзрослел и остепенился, но рок-эстафету к тому времени уже приняла Европа. В шестидесятых годах именно Старый Свет даст начало тому многогранному и многозначному явлению в музыкальной культуре, которое будут называть коротким словом «рок».

Музыканты, сумевшие найти верную интонацию, стали кумирами молодого поколения пятидесятых. Большинство из них не имело профессионального музыкального образования: лучшие песни 50-х годов в стиле рок-н-ролл были сочинены и спеты самоучками. Вот они, эти всемирно известные герои великого американского противостояния поколений:

Элвис Пресли : белый паренек из небогатой семьи, водивший дружбу с подростками из «черных» кварталов, и от них же перенявший манеру исполнения и стиль в одежде. 1954-й – год появления его первого хита «That"s All Right Mama ».

Чак Берри : негритянский музыкант, один из немногих, кто отважился смешать в своих песнях интонации «черного» блюза и «белого» кантри. Его суперхит 1958 года «Johnny B. Goode » впоследствии был назван золотым стандартом рок-н-ролла.

Билл Хэйли (белый гитарист и вокалист) и его группа «Кометы»: композиция «Rock Around the Clock », записанная ими для саундтрека к фильму «Школьные джунгли» (1955 год), проторила дорогу рок-н-роллу к европейскому слушателю.

Литл Ричард : чернокожий певец и пианист; его взвинченная и даже в чем-то истеричная манера исполнения породила массу подражателей с одной стороны, а с другой – стала поводом для появления огромного количества пародий. Самый известный его сингл – «Тутти-фрутти » (1955 год).


The Platters
: группа из трех молодых людей и одной девушки, все афро-американцы. Они работали в стиле ду-воп (вокальный рок-н-ролл). Ария «Smoke Gets In Your Eyes » в исполнении квартета Плэттерс в 1959 году побила все рекорды популярности.

Рок-н-ролл стремительно ворвался в размеренную сытую жизнь послевоенной Америки, оживил музыкальную атмосферу Европы, но, конечно же, не заменил собой всех остальных музыкальных жанров.

В конце пятидесятых и в Новом, и в Старом Свете особую популярность приобрела экзотическая музыка дальних океанских провинций. Звуки гавайской гитары и этнических перкуссионных инструментов навевали слушателю мечты о девственных джунглях и тихоокеанских пляжах.

В эти же годы весь мир узнал и полюбил перуанку Иму Сумак . От природы ей достались талант, независимый характер и поистине уникальный голос: глубокий, сильный, красивый, с очень широким диапазоном. Ее творчество трудно отнести к какому-либо стилю (хотя чаще всего упоминают «мамбо»). Единственная и неповторимая – об этой певице точнее и не скажешь.

Публике всегда нравились итальянские и латиноамериканские напевы. Пожалуй, лучшие песни 50-х годов в стиле «латино» – это «Volare » и «Ла бамба ».
Песня «Volare » в исполнении итальянца Доменико Модуньо в 1958 году заслужила несколько международных наград, в том числе и американскую премию Грэмми. Народная мексиканская мелодия «Ла бамба » в аранжировке Ричи Валенса вошла в список «100 лучших песен в стиле рок-н-ролл».

Всемирный фестиваль молодежи и студентов, проходивший в Москве в 1957 году, позволил и советской публике познакомиться с новыми направлениями в популярной музыке, в том числе и с рок-н-роллом. Однако фестиваль отшумел и завершился, а политика партии и правительства осталась неизменной: советскому народу не нужны нездоровые сенсации. В том, что темпераментная и эксцентричная музыка в сочетании с «непристойными» движениями это явление нездоровое, у чиновников от культуры сомнений не было.
Музыка в стиле рок еще найдет дорогу свою дорогу в страну Советов, но это произойдет позже. Намного позже.

Лучшие песни 40-х годов: музыка кино- и телеэкрана

Видеоматериалы, позволяющие нам не только услышать музыку 40-х годов, но и увидеть лучших исполнителей этого десятилетия, технически несовершенны. Однако они являются документами эпохи, с их помощью можно ощутить особую атмосферу тех лет.

Начало 40-х – это, конечно же, Вторая мировая война. Усиление патриотических настроений привело к появлению в 1941 году бодрых песен-маршей: «Воевать мы мастера » (СССР), «Thank You America » (США).

Лучшие советские песни 40-х годов, связанные с темой войны, – суровая героическая «Война священная » и лирическая «Темная ночь ».

Между тем, даже в те грозные сороковые люди старались хоть ненадолго «отключиться» от тревог. Необыкновенно популярны были комедийные кинофильмы, лирические песни и даже комические куплеты.

Немецкий фильм 1944 года выпуска «Девушка моей мечты » с Марикой Рёкк в главной роли обошел все экраны Европы, а после войны его показывали даже в СССР. Правда, в Советском Союзе из этой картины вырезали «непристойные» эпизоды, в том числе и знаменитую песню «По ночам одиноких не бывает» («In der Nacht ist der Mensch nicht gern alleine »).

После войны Америка принялась осваивать новые жанры в кино. Если в тридцатых годах на экранах появились музыкальные фильмы-короткометражки, то сороковые ознаменовались рождением жанра «сверхкороткого кино» – Soundies . Эти прародители музыкальных видеоклипов к концу десятилетия перекочевали из кинозалов на телевизионные экраны – ведь именно тогда в США начались регулярные телетрансляции. Лучшие песни 40-х годов, лучшие композиции в исполнении самых популярных эстрадных и джазовых оркестров стали доступны буквально «с доставкой на дом». Каждый телезритель мог увидеть прекрасные глаза Дины Дурбин , ослепительную улыбку Луи Армстронга , зажигательный степ Фреда Астера и ловкие пальчики малыша-пианиста Фрэнка Робинсона .

Западной Европе и советским республикам, сильно пострадавшим в той кровопролитной войне, еще только предстояло пройти этот путь.

Самые популярные песни 30-х годов: музыка кинематографа

Тридцатые годы стали, пожалуй, самым сложным десятилетием двадцатого века. Весь мир был охвачен экономическим кризисом, нарастали политические противоречия, и все это вместе взятое привело к развязыванию Второй мировой войны в 1939 году.

Как всегда, отвлечься от тревог и забот людям помогала музыка. Однако все лучшие, все самые любимые песни 30-х годов пришли к слушателям не с эстрады, не с театральных подмостков, как это бывало раньше, а с киноэкрана. В 20-х годах кинематограф носил прозвище «великий немой». В 30-х он перестал быть «немым», запел, заговорил и постепенно превратился в самостоятельную отрасль индустрии развлечений.

Америка лидировала в процессе превращения кинопроизводства в киноиндустрию. Комедия, драма, скетч – из любой пьесы можно было сделать фильм, а еще лучше киномюзикл. Имена композиторов Ирвина Берлина , Джерома Керна , Коула Портера , особо отличившихся на поприще музыкального кино, к середине 30-х знали все кинозрители.

«Старушка» Европа, не желая сдавать позиций оплота мировой культуры, изо всех сил старалась не отставать от молодого и энергичного заокеанского соседа. Именно в тридцатых годах началось становление национальных кинематографических школ, именно тогда самых популярных актеров стали называть «звездами». Грампластинки, на которых записаны самые популярные песни 30-х годов, донесли до нас голоса «звезд» того времени: Марлен Дитрих (Германия), Эдит Пиаф (Франция), Ян Кепура (Польша).

Лучшие песни 30-х годов, созданные в СССР, тоже были частью киномузыки. Имена композитора Исаака Дунаевского и актрисы Любови Орловой фигурировали в титрах практически всех знаковых советских кинокартин того времени.

Ну и, конечно же, джаз! Музыка 30-х годов – это в значительной своей части именно джаз. В Советском Союзе это «песенный джаз» Леонида Утесова , в Америке – инструментальные ансамбли и оркестры, вокал и танец. Самые значимые фигуры в джазовой музыке – Кэб Кэллоуей , Бенни Гудман , Луи Армстронг – заявили о себе именно в тридцатых годах прошлого века.




Top