Как научить ребенка запоминать цифры. Ребенок и запоминание цифр: как быстро научить их ладить

Раннее развитие крохи — процесс кропотливый, требующий от родителей аккуратности и внимания. Но его положительные результаты в будущем обучении сложно недооценить. И математический счет, изучение цифр и чисел — не исключение. Поэтому каждый родитель должен знать о том, как научить ребенка цифрам за короткий период. Легко и просто!

Малыш-дошкольник в возрасте от 2-х до 3-х лет — это ребенок-«хочу». Его сложно чем-то увлечь надолго, а тем более таким сложным делом, как изучение цифр до 10. Но нет ничего невозможного для любящих родителей. Стоит построить обучение в игровой форме! Нужно запоминать их на слух и обращать внимание на них повсеместно!

При этом родителям нужно:

  • настроиться на «волну» малыша. Если в определенный момент ему не хочется играть с вами в счет, не стоит его заставлять. Этим вы только добьетесь полного протеста. Стоит подождать, пока у малыша появится настроение или, к примеру… договориться. Малыш каждый день по 5 (10-15-20) минут уделяет внимание цифрам, а вы разрешаете ему… столько же минут поиграть в планшет;
  • не превращать обучение от 1 до 10 в академический урок. Ребенку в возрасте 3-х лет не понравится занятие за партой, а вот обучение в динамике его привлечет. Проводить уроки «как в школе» (только гораздо меньшей продолжительности) можно с малышом в 4 года и старше;
  • обязательно проверять знания. Устройте интересный экзамен, в котором будут задействованы не только память ребенка, но и логика, и внимание, и воображение.

3 главных этапа обучения для малыша 4-5 лет

Сам процесс изучения может быть разбит на 3 важных этапа.

Этап № 1. Соотношение каждой конкретной цифры с соответствующим количеством предметов . То есть малыш изначально должен понять: что такое цифра, что такое число и как они соотносятся с количеством любимых апельсинов в маминой тарелке (кубиками, конфетами или точками на бумаге).

Покажите определенное количество предметов. Пусть ребенок научится различать их количество. Спустя время добавьте к определенному количеству предметов определенную цифру (вырезанную из бумаги или пластмассовую). Ребенок сможет запомнить ее форму, и постепенно выделит ее среди других цифр при игре. В этот момент вопрос о том, как научить ребенка писать цифры еще не стоит. Нужно запомнить само число и правильно ее соотнести с количеством имеющихся предметов.

Этап № 2. Повторяйте, повторяйте, повторяйте! Ищите цифры, идя с малышом по улице или просматривая газету. Считайте ступени в подъезде, научите пользоваться мелочью. Отличный вариант — специальный набор цифр из пластика. Увлекайтесь сложными числами, если почувствуете, что для малыша в 4 года это несложно.

Этап № 3. Используйте детские считалки до 10 . Память ребенка-дошкольника в 4 года очень подвижна, поэтому запомнив на слух считалки, увидев знакомый силуэт цифры в своей комнате на потолке, он ее запомнит автоматически!

Считалки с цифрами и числами

Актуальными могут стать детские считалочки от 1 до 10 разных форматов и длины. В соответствии с желаниями и способностями вашего малыша!

Пример короткой считался для самых маленьких:

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел тигр погулять.
Запереть его забыли.
Раз, два, три, четыре.

Повторение такой считалочки можно дополнить еще и рисунком. Возьмите ватман, нарисуйте на нем цифры. И пусть малыш, считая, указывает на них пальчиком!

А вот считалка подлиннее и поинтереснее:

Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять -
Можно все пересчитать,
Сосчитать, измерить, взвесить…
Сколько в комнате углов,
Сколько ног у воробьев,
Сколько пальцев на ногах,
Сколько в садике скамеек,
Сколько в пятачке копеек!

Задачи, о которых говорится в считалке, можно применить на практике. Это будет веселым мероприятием. Долой носки и айда считать пальчики, выбирая из маминой ладошки цифру соответствующего значения!

Не нужно волноваться о том, как научить ребенка писать цифры с 4 лет, к примеру. Этому его обучат в школе или этому сможете его научить вы после того, как он освоит цифры и простые числа. А вот знание чисел от 1 до 10 для малыша в возрасте 4-х и 5-ти лет важно. Потому что малыш — дошкольник. А первый класс — это эмоции, переживания, новые правила, уроки! Сделайте жизнь вашего сорванца или гламурной принцессы легкой на каждом из этапов!

Как избавиться от послеродового геморроя?

  1. По статистике у каждой «беремешки» со второго триместра возрастает риск развития неприятного заболевания.
  2. Геморроем болеет половина беременных, заболевание развивается быстро и чаще всего женщины лечат уже последствия, а не делают профилактику.
  3. По статистике, половина больных – это люди в возрасте 21-30 лет, в самом расцвете. Еще треть (26-30%) – в возрасте 31-40 лет.
  4. Врачи рекомендуют вовремя лечить геморрой, а также проводить его профилактику, не запускать болезнь и быть внимательными к своему здоровью.

Но эффективное средство от геморроя есть! Перейдите по ссылке и узнайте, как Анна избавилась от недуга…

В данной статье мы расскажем о том как учить с ребенком буквы и цифры.

Обучение ребенка буквам и цифрам можно начинать, когда он начинает разговаривать. Чтобы процесс был интересен используйте игровую составляющую.

Изучать числа можно по циферблату часов. Сейчас шесть часов, а ложимся в девять. Сколько часов еще осталось.

Помните, что лучше заниматься систематически. Успехи не будут проявляться быстро. Считайте воробьев на прогулке. Считайте прохожих. Считайте грузовые и легковые автомобили.

Ну, а буквы лучше учить тоже в игровой форме. На сайте вы можете найти раскраски букв, прописи букв, и упражнения на чтение .

Упражнения на счет

  • Математическая загадка. Развитие логики и способностей к математике
  • Запоминание чисел на слух - мнемотехническое упражнение
  • Операция сложения - раннее развитие и воспитание детей. Развитие логики и способностей к математике
  • Обучение счету дошкольников - раннее развитие и воспитание детей. Развитие логики и способностей к математике

Учим цифры с малышами

В данной статье мы расскажем о том как учить с ребенком цифры.

Цифры - система знаков («буквы») для записи чисел («слов»). В России, как и во многих других странах, используются Арабские цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Сочетания этих цифр порождают дву-(и более) значные числа.

Как увлечь ребенка, чтобы ему было интересно учить цифры и легко запоминать новую информацию. В обучении ребенка тебе помогут кубики В обучении ребенка тебе помогут кубики / shutterstock.com

Знакомство с числами у твоего крошки должно произойти ярко и интересно. Учить ребенка считать легче всего на примере каких-то предметов. Помогут также и рисунки в детских книгах. Итак, запасаемся терпением и подручным материалом и учим цифры с твоим малышом!

Считаем по порядку

Учить порядковый счет с малышом надо в форме игры, например, используя ступеньки твоей домашней лестницы. Итак, поднимайтесь на этаж и считайте, разложите в ряд кубики – и снова считайте…

Важно также учить крошку и сразу согласовывать числительные с существительными. То есть учи крошку, что "один слива" – это не правильно, надо говорить "одна слива".

Обучение буквам дошкольников (детей 4-6 лет) онлайн в игровой форме

Цель раздела познакомить детишек с написанием буква, научить воспринимать буквы на слух.

Чтение слов по складам - обучение буквами чтение слов детей 3-6 лет

Цель раздела перейти от букв к чтению слов. Благодаря этому разделу детишки поймут как из букв складываются слова

Беглое чтение для дошкольников

Большое количество адаптированных и говорящих текстов для детей.

Знакомство с числом "ноль"

Чтобы малыш понял, что такое ноль, стоит разложить на столике несколько предметов. Дальше – потренируйтесь в счете, раздайте предметы членам семьи, пока не уберутся все предметы со столика. А теперь объясни крошке, что теперь на столе "ноль" предметов.

Меньше и больше

Разложи на столике четыре кубика, а под ними – три яблочка. Пусть малыш увидит, что яблок не хватает. Дальше – объясни ему, что яблочек меньше, чем кубиков. Для того чтобы усилить понимание, используй различное количество яблок и, например, кубиков. Пусть последних на столике будет 10. Так крошка быстро поймет, что кубиков больше.

Цифры в картинках для детей

Начинать учить ребенка считать можно с 2-хлетнего возраста. При этом важно помнить, что ребенок в этом возрасте прежде всего запомнит то, что его удивит или заинтересует. Цифры для него кажутся непонятными значками. Поэтому обучать счету следует используя картинки или подручные предметы (спички, орешки, фасоль, пальчики руки) сопровождая описание цифр стишками. Кроме того, играя с предметами, ребенок развивает мелкую моторику рук, что положительно отражается на развитии речи. С четырех лет можно учить ребенка считать в уме. Это поможет развить логику, смекалку и память.

Совсем скоро ваш малыш пойдет в школу, будет учиться- писать сочинения, выполнять контрольные работы, делать домашние задания. А пока вашему ребенку нужно подготовиться к этому, без сомнения, важному событию. Сегодня мы будем изучать Формы. Превратите Ваши первые уроки в занимательные игры. Для этого нам понадобятся красивые красочные картинки, с изображением различных форм. Таких как: треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, ромб.

Учимся считать до 20

С чего начинается математика

Жили-были три медведя.

Вышел зайчик погулять.

Главная > Статьи о воспитании и обучении

Принципы рационального обучения математике сохраняются те же, что и при обучении чтению:

1) Дети обучаются математике в процессе игры.

2) Обучающий материал разбивается на минимально возможные части информации, их ребенок сможет легко усвоить за 5-10 минут.

3) Обучение должно идти по спирали, то есть следует регулярно возвращаться к пройденному материалу, но на более высоком уровне.

4) Строим обучение так, чтобы не было существенного разрыва между дошкольным и школьным способом подачи материала.

Надеюсь, эта статья поможет не только родителям дошкольников, но и родителям младших школьников с затруднениями в математике.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СЧИТАТЬ

Особенности математического восприятия дошкольника

Для того чтобы наши занятия шли малышу только на пользу, необходимо представлять его реальные возможности и потребности. Мы должны понимать, что мыслительный аппарат у маленького ребенка еще незрелый, и он не умеет полноценно обобщать и делать выводы. Так двухлетний малыш может, тыча пальчиком в предметы, последовательно произносить:

Один, два, три, четыре.

Тем не менее, на вопрос: «Сколько всего предметов?» - ребенок ответить пока не может. Лишь в три с половиной-четыре года ребенок готов к началу осмысленного, а не механического обучения математике. Он уже способен научиться складывать и вычитать в уме числа в пределах пяти, но проделывать те же действия с большими числами, обычно до четырех-четырех с половиной лет малышу еще не по силам.

Для детей дошкольного возраста совершенно нормально считать, что любое математическое действие верно только в данный момент и только с этими предметами. Малыши считают, что, если раздвинуть предметы – их станет больше, а если их поставить поближе друг к другу, то их станет меньше. Если перенести или изменить положение предметов, то их число тоже изменится. Малыш, складывая 4 и 3, обязательно пересчитает все предметы сначала:

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, - и только после этого даст ответ.

Здесь 4 предмета, значит 4 + 1 + 1 + 1 = 7.

Объем и вес предметов малыш тоже представляет не совсем правильно. Дошкольник считает, что сплюснутая конфета стала меньше, а вытянутая больше, и что вата всегда легче железа, так как он опирается на свои ощущения, а не на непонятные показания весов.

Первым такие особенности развития дошкольников заметил и описал французский психолог Жан Пиаже. Их так и называют в его честь «феномены Пиаже».

Многие из этих феноменов в процессе роста и обучения ребенка ослабляются к 6-7 годам, но часть из них сохраняется до 9-10 лет. Несмотря на это, все дети к школе могут научиться считать, складывать, вычитать и решать несложные задачи.

С чего начинается математика

Любое обучение проходит три этапа: привыкание, понимание и осмысленное запоминание. При этом математика не должна быть чем-то отвлеченным, а естественной частью жизни ребенка, иначе он скоро забудет все, чему мы его научили.

Сначала, играя и разговаривая с ребенком, учим его сравнивать предметы и их свойства, отличать большую вещь от маленькой, длинную от короткой, тяжелую от легкой, круглую от прямоугольной и многое другое.

Обычно, еще до того, как ребенок сможет осмыслить, что такое простой счет, мы в разговоре с ним упоминаем числа и математические понятия:

Жили-были три медведя.

Твое ведерко меньше, чем мое.

Дай, пожалуйста, Маше одного поросенка, а другого возьми себе.

Ты хочешь один играть или пойдешь со мной?

У тебя две ручки – значит, и рукавичек было две. Где вторая рукавичка?

Подожди пять минут, пожалуйста.

Вместе со стихами Агнии Барто детям обычно предлагают выучить считалочку про зайчика.

Один, два, три, четыре, пять –

Вышел зайчик погулять.

В результате, большинство детей после трех с половиной лет умеют считать, и даже складывать, и вычитать в пределах четырех-пяти. Однако они могут об этом не знать, и им нужно помочь проявить свои познания, но сначала ребенок должен научиться считать осмысленно, а не механически.

Развитие пространственного мышления

Пространственное мышление проявляется достаточно рано. Так двух-трехлетний малыш уже способен показать дорогу домой или в детский сад. К пяти годам ребенок может выложить с помощью кубиков, а позже, нарисовать, план своей комнаты или детской площадки «с натуры». К школе ребенок уже легко представляет в уме, что находится сзади него, что слева, что справа, а что впереди. Может по памяти нарисовать план комнаты, детской площадки или другого места. Способен ответить на следующие вопросы: кто из ребят стоит в этом ряду третьим справа от тебя? кто в этой шеренге стоит вторым слева?

Однако чтобы ребенок проявил свои способности, необходимо его заинтересовать. Увлекательнее выполнять задания не просто так, а для кого-то или чего-то, например, нарисовать цветными фломастерами дорогу в магазин для бабушки, а для папы - в детский сад.

Для того чтобы подготовить ребенка к изучению геометрии, мало научиться различать несколько геометрических фигур. В первую очередь нужно попытаться развить у него представление о пространстве. Ребенок должен хорошо овладеть такими понятиями как: верх, низ, над, под, между, около, рядом, спереди, сзади, вперед, назад, слева, справа, внутри, снаружи и пр.

Эти слова легко вставить в любые детские игры. Так, играя в кубики, можно попросить малыша вставить между красным и синим брусочком желтый или посадить перед домом деревья, а сзади дома устроить качели.

Можно поиграть и в такую игру. Ведущий предлагает выполнить его инструкции, чтобы найти спрятанную игрушку:

Стань спиной к стене. Сделай один шаг вперед. Сделай два шага влево и три прыжка назад. Проползи под столом. Пройди между Мишкой и Зайкой. Теперь посмотри вверх. Видишь перед тобой полка, а на ней стоит коробочка? Проверь, кто сидит позади коробочки. Молодец, нашел!

Количество и сложность инструкций увеличиваем постепенно, ориентируясь на возможности и интерес ребенка. Такие занятия полезны и для развития внимания, особенно, если добавить в них еще одну полезную инструкцию:

Стоп! Остановись и подумай.

Она будет помогать нам всегда, когда ребенок станет торопиться или ошибаться.

После того как малыш немного привыкнет к таким играм, можно поиграть в них с игрушками.

Важно, чтобы ребенок во всех наших играх мог быть то ведущим, то исполнителем. Пусть он задает не только игрушкам, но и нам, взрослым, задания и следит за правильностью их исполнения, это научит его четче выражать свои мысли, подчиняться условиям игры и быть внимательным.

Часто дети, прекрасно различающие нужные слова в быту, теряются, когда нужно применить их в математических заданиях.

«Костя никак не мог понять, какое число стоит в числовом ряду перед тройкой или четверкой, а какое после. Наконец, он вовсе перестал отвечать на подобные вопросы. Чтобы облегчить ему задачу, я решила частично вернуться к игрушкам. Расставила первые пять цифр по порядку, а между ними поставила маленькие игрушки.

Теперь я задавала вопросы, с его точки зрения, про игрушки, а не про цифры:

Какая машинка стоит между тройкой и четверкой?

Кто стоит перед двойкой?

Костина апатия мгновенно пропала, и его ответы стали вылетать чуть ли не быстрее, чем я спрашивала. Затем я убрала почти все игрушки, но его воодушевление не пропало – он разобрался в том, что так долго не мог постичь и теперь радовался своему открытию».

Для объяснения нового материала можно использовать крайне упрощенные задания, и пусть нас не беспокоит, что, на наш взрослый взгляд, ребенку уже не осталось над чем подумать. Это даст ему возможность найти знакомую ассоциацию и составить собственную картинку решения задачи, которая будет помогать ему в будущем при выполнении всех подобных заданий.

Изучаем язык математики

Посмотрите, пожалуйста, сколько шариков в моей коробке и положите в свою коробку равное количество шариков, то есть столько же, - начинаю я приучать Машу и Костю к математическому языку. - Молодцы! Теперь сделайте башенку, равную моей, по высоте.

Мне кажется, что дети постарше могли бы посчитать наши простые игры скучными, но Маше и Косте только по четыре года, и их это занимает не меньше, чем кормление кукол и катание машинок.

Считают малыши пока охотнее на пальцах, но зато не путают, когда нужно сложить, а когда вычесть.

Посмотрите, у меня коробка с мандаринками. Две мандаринки я кладу на стол. Скажите, что я делаю, вычитаю или складываю?

Ты вычитаешь! - бойко отвечает Костя.

Правильно! Смотрите, я достаю еще одну мандаринку из коробки и кладу ее на стол. Что я теперь делаю?

Снова вычитаешь мандаринки, - не отстает от друга Маша.

Откуда я вычитаю: из мандаринок в коробке или из тех, которые лежат на столе? - задаю я «хитрый» вопрос, но их уже не проведешь:

Из тех, что в коробке, ты вычитаешь, а те, что лежат на столе, ты складываешь, - перебивая друг друга, торопятся ответить малыши.

Если вы оба уйдете, то вы «вычтитесь» или «прибавитесь»? - задаю я полушутливый вопрос.

- «Вычтемся», - смеется Маша, - а когда вернемся, снова к вам «прибавимся».

Некоторые дети неплохо складывают и вычитают, но задачи решать не умеют.

Часто это происходит из-за того, что они плохо понимают смысл слов, используемых в задачах.

Надо обращать внимание ребенка на то, что слова: забрать, отобрать, потерять и т.д., обычно означают уменьшение того, что уже есть, то есть вычитание, а слова добавить, принести, притащить - обычно означают увеличение, то есть сложение. Важно, чтобы ребенок хорошо различал, где именно уменьшается, а где увеличивается. Например, у того, кто дарит конфеты, их становится меньше, а у того, кто получил подарок, количество конфет увеличивается. Дети постарше могут сами придумать синонимы к этим словам.

В текстах школьных задач встречается множество довольно сложных слов и выражений. Ребенок, с плохо развитой или недостаточно осмысленной речью, не может сосредоточиться на арифметической части задания, так как не представляет, что происходит в задаче. Например, ребенку нужно решить такую простую задачу: Крестьянин вспахал 3 участка под гречиху, а засеял только один. Сколько участков ему осталось засеять?

Если ребенок не знает слов: крестьянин, пахать и сеять, это может озадачить его настолько, что он не сможет решить эту задачу.

Во избежание подобных трудностей полезно также время от времени предлагать читающим дошкольникам и младшим школьникам читать и обсуждать задачи из школьных учебников по математике, не пытаясь пока их решать.

К некоторым математическим понятиям можно подготовить ребенка заранее.

Например, еще до того как придет время изучать в школе площадь геометрических фигур, ребенок легко запомнит, что площадь или площадка – это плоская поверхность, такая как на полу или на столе.

В обычной речи дети часто не вникают в смысл поясняющих слов и поэтому плохо их понимают. При чтении задач их могут затруднять обычные слова и словосочетания, такие как: который, каждый, некоторые, когда, одновременно, одинаковый, равный, такой же, столько же, различный, разный, предыдущий, последующий, сначала, предварительно, перед тем как, после того как, снизилась, увеличить, уменьшить, при увеличении, при уменьшении, содержит, составляет, дополнительно, сколько, в том числе, на сколько больше или меньше и другие. Такие ребята обычно затрудняются в решении задач, и, если им вовремя не помочь, они могут начать считать себя неспособными к математике. Если читать и обсуждать с ребенком хорошие книги и использовать подобные слова в наших занятиях, то этих сложностей у ребенка не возникнет. Вот несколько примеров употребления таких слов:

Машенька для прогулки каждый раз выбирает разные места. Сегодня она бродила по парку, вчера играла на детской площадке, а завтра она собирается пойти в детский скверик. Скажи, пожалуйста, где гуляла Маша до того, как она отправилась в парк? После того как Маша погуляет в парке, где она будет гулять? Что случилось раньше, а что позже? Что уже случилось, а что еще нет?

Равный, столько же, различный, одинаковый, такой же. Какое из этих слов и выражений лишнее и почему?

Раздай, пожалуйста, яблоки каждому, сидящему в этой комнате, а груши - только женщинам. Если я дам тебе яблок и груш поровну, то сколько яблок тебе понадобится дополнительно?

Осмысление счета в игре и движении

"Оленька охотно все пересчитывает и знает, сколько всего предметов, и все-таки я не уверена, что Оленька считает достаточно осмысленно.

Чтобы счет стал осмысленнее, мы с Оленькой слегка преобразили известный стишок:

Мы делили апельсин,

Много нас, а он – один.

Эта долька – для ежа – раз.

Эта долька – для чижа – два.

Эта долька – для котят – три.

Эта долька - для утят – четыре.

Эта долька - для бобра – пять.

А для волка – кожура!

Разозлился волк - беда,

Разбегайтесь кто куда!"

Осмысление счета - иногда достаточно трудный процесс и может потребовать довольно много времени, поэтому мы, не торопясь и не расстраиваясь, пробуем все новые приемы и игры.

"Снова пыталась приблизить Оленьку к осмыслению счета.

Сначала выстроила четыре игрушки одну за другой в очередь. Затем мы их пересчитали и у каждой положили порядковую цифру. Потом обсудили, какое животное стоит до, а какое после, например, зайчика. Я старалась задавать четкие вопросы:

Кто стоит перед зайчиком? Кто стоит после зайчика?

Потом вспомнили мультик про козленка, который умел считать до 10, и снова всех пересчитали:

Собачка - 1, зайчик - 2, лиса - 3, котик - 4.

И только после этого я стала спрашивать:

После единицы какое число стоит? Перед 2 какое число стоит? Оленька четко ответила на оба вопроса, но так как обычные десять минут наших занятий подошли к концу, нам пришлось прерваться".

Только когда ребенок сможет четко без ошибок сказать, какое число стоит впереди любого из пяти первых чисел, а какое сзади, можно считать, что он понимает, что делает и переходить к осмыслению счета до десяти и параллельно осваивать сложение и вычитание.

Как лучше представить число

Для того чтобы ребенок хорошо различал разные числа, в его сознании должны возникнуть образы этих чисел. Конечно, ребенок и без нас может создавать эти образы, но мы можем помочь ему найти более подходящие и емкие. Лучше всего для этого подходят цветные точки крупного детского домино. Впрочем, и их можно заменить шариками, зайчиками или ромашками. Главное, чтобы предметы были достаточно мелкими, и их можно было при желании представить как точки домино. Согласитесь, что представить число пять легче, если оно изображено компактно в виде мелких предметов, поэтому ничего удобнее, чем изображения на домино, и придумать невозможно.

Однако у ребенка есть большая потребность все потрогать и во всем убедиться самому, поэтому мы с детьми начали изготовлять из быстро застывающего пластилина дополнительное пособие, которое назвали «математическими шариками». Это несколько небольших четырехугольников, каждый с пятью углублениями для шариков. Круглые лунки расположены в том же порядке, что и точки на домино. В каждое углубление можно вставить шарик (или другую удобную фигуру). Можно перекладывать шарики на другой, такой же четырехугольник, и заметить, как выглядят одинаковые числа, или подумать, что сделать, чтобы эти числа были равны.

Наглядность пособия и то, что ребенок может своими руками превратить одно число в другое, очень помогает ему легче осознать, чем отличаются разные числа. На данном этапе это очень важная задача. Именно этим отличается ребенок, который умеет считать, от ребенка, который просто запомнил числа без всякого понимания и реально считать не может.

Формируем образы чисел от 1 до 5

Эту важную в обучении малышей тему делим на четыре ступени.

1. Запоминаем, как выглядят числа от одного до пяти. Учимся считать до пяти и привыкаем к правильной раскладке чисел в квадратах в виде точек домино.

Обучающий:

Это домики. В них живут шарики-зайчики. Давай посчитаем, сколько шариков-зайчиков живет в каждом домике.

После этого обучающий предлагает ребенку заселить и другой домик с таким же числом персонажей и в таком же порядке.

2. Переводим пассивные знания в активные. Для этого поиграем в нашу любимую игру: «Угадай, что я спрятал». Она поможет малышу научиться узнавать, сколько шариков размещено на одном квадратике, даже не пересчитывая, и запомнить каким цифрам соответствует данное количество шариков.

Начинать лучше с двух четырехугольников, которые в игре можно называть разными, более приятными для слуха ребенка названиями, например, домиками или машинками. Можно, конечно, для этого дооформить наши квадратики крышей или колесами, но у малышей обычно такое хорошее воображение, что достаточно сказать, что этот квадратик теперь ковер-самолет и они его уже видят. Еще нам понадобятся пластмассовые цифры, пока от 1 до 5.

Ход игры может быть примерно такой:

Посмотри, у меня два домика. В каждом живут эти цветные шарики. Сколько красных шариков живет в первом домике, и сколько желтых шариков во втором? Правильно, в первом домике живут 3 шарика, а во втором – четыре. Теперь на домик наползла тучка (листок бумаги). Сколько шариков спряталось под тучкой? Верно, тучка закрыла домик с тремя шариками. Теперь найди в коробке цифры 3 и 4 и положи тройку рядом с домиком, в котором живут три шарика, а четверку куда положим? Конечно, рядом с домиком, в котором живут 4 шарика.

Постепенно количество спрятанных «домиков» доводим до 3-4, не забывая придумывать все новые сюжеты игры. Например, как-то наши квадратики превратились в морские корабли, а шарики - в матросов. Часть кораблей спряталась за скалу, и пришлось срочно вспоминать, сколько матросов на каждом корабле нужно было спасти.

Для большей наглядности предложим ребенку закрыть глазки и по памяти рассказать, как выглядит какое-то число, а затем открыть глаза и нарисовать его на бумаге или набрать самому на квадратике.

3. Закрепление материала. На данной ступени полезно научиться играть и в саму игру «домино». Играем открыто, переворачивая все костяшки точками вверх. Каждый игрок кладет свою костяшку и громко озвучивает количество точек, например: «пять – три». Хорошо, если в игре примут участие и плюшевые игрушки. Мы с ребенком можем делать ходы и за них. Выигрывает тот, у кого кончились костяшки или их меньше осталось.

Разумеется, взрослый выигрывает очень редко – иначе игра быстро надоест.

Еще одна веселая игра с воображаемой бабой Ягой. Обучающий выкладывает числовой ряд от одного до пяти, затем отвлекает ребенка и нарушает порядок расположения цифр.

Обучающий:

Баба Яга снова перепутала все цифры. Ты сможешь все исправить?

Ребенок знает, что это игра, и баба Яга воображаемая, но радостно нам подыгрывает:

Смотри, баба Яга. Мы все цифры снова на место поставили!

4. Углубление осмысления понятий: поровну, одинаковое количество, столько же и чем отличаются числа.

Берем три квадратика и раскладываем так, чтобы на двух из них было одинаковое количество шариков, например по 3, а на третьем другое, например, 4.

Посмотри, это три гнездышка. В них сидят воробушки. В каком гнездышке воробушков столько же? А в этих двух поровну? Что надо сделать, чтобы в них стало одинаковое количество птенчиков? Правильно, одного убрать!

Предлагаем ребенку «догадаться», чем отличаются три точки от двух, две от четырех и т.д.

Ответ, несомненный для взрослого, не так очевиден для ребенка. Ребенок должен ответить примерно так:

Три отличается от двух одной точкой.

При помощи костяшек цветного домино можно сделать игру сложнее и интереснее. Сравнить точки домино по трем признакам: по цвету, расположению и количеству точек.

Готов ли ребенок к занятиям математикой

Теперь попробуем узнать, умеет ли наш ребенок складывать и вычитать, хотя бы в пределах трех. Ведь нам кажется, что мы его этому не учили.

Выкладываем перед ребенком какой-то предмет, например, машинку и задаем первый вопрос:

Сколько здесь машин?

Одна, - отвечает малыш.

Если я добавлю еще одну, то сколько станет? – спрашиваем мы, но пока ничего не добавляем. Нам важно, чтобы он представил два предмета в уме.

Две, - отвечает малыш.

Только теперь мы выкладываем второй предмет и предлагаем ребенку убедиться, что он прав.

Теперь, ты знаешь, что здесь две машинки, а если одна уедет в гараж, то сколько останется? – спрашиваем мы снова, ничего не убирая.

Если ребенок ответил верно, то переходим к числу три. Также сначала в уме, а затем реально предлагаем прибавить одну машинку к двум, а затем вычесть из трех полученных машинок одну. После того как малыш справился и с этим заданием, можно считать, что он готов учиться складывать и вычитать в пределах пяти.

«Итак, мы подошли к освоению числа «4». Придумали двустишье:

«У стола 4 ножки,

4 ножки и у кошки».

Затем пересчитали ножки у мебели. Назавтра я уже спрашивала у Оленьки: «Сколько лапок или ножек у кошки, собаки, козы?» Оленька отвечала правильно. Тогда я спросила:

Скажи, пожалуйста, а сколько ножек у курицы?

Только две, – ответила Оленька.

Я убедилась, что Оленька действительно все поняла и усложнила задачу:

У кошки 4 ножки. Сколько сапожек нужно кошке?

Оленька стала мысленно вслух пересчитывать лапы кошки и снова ответила верно».

Математические подвижные игры

«Иногда к нашим занятиям присоединялся Олин дружок Юра. Они уже умели немного складывать и вычитать, но для того чтобы ребята лучше осознали отличие сложения от вычитания, мы решили немного вернуться назад. Я вспомнила, как на прогулке Оля с Юрой с азартом прыгают по лестнице, пересчитывая ступеньки, и предложила им попрыгать по музыкальной дорожке с цифрами. Сначала они прыгали вперед, с цифры на цифру, от 1 до 10, каждый раз приговаривая: - Прибавляем еще один - получится...

Затем в обратную сторону от 10 к 1, приговаривая:

Вычитаем еще один - получится...

Игра так полюбилась детям, что Юра теперь, как ни зайдет, с порога спрашивает:

Когда, ребята перестали ошибаться, прибавляя и вычитая единицу, то стали вперед и назад считать двойками:

Два, прибавляем один и еще один - четыре, прибавляем один и еще один - шесть... »

Подобный коврик может помочь и нам. Его можно купить или сделать самим, нарисовав на ткани или на бумаге 10 клеток с первыми десятью числами цифрового ряда от 1 до 10. Ниже описаны несколько игр, которые особенно нравятся малышам.

1. Игра поможет малышу научиться осмысленно считать от одного до десяти и обратно. Безусловно, прыгать с кем-то по очереди интереснее. - Один, два, три, четыре, пять - пять, четыре, три, два, один, - проговаривает малыш, прыгая с цифры на цифру туда и обратно. Для разнообразия можно прыгать то на одной ножке, то на двух или еще как-нибудь. Со временем доводим число клеток до десяти. Когда ребенок запомнит порядок счета, можно попросить его снова посчитать вслух, но с закрытыми глазами.

2. Эта игра поможет ребенку приблизиться к пониманию, что такое сложение и вычитание. Теперь малыш прыгает с клетки на клетку со словами: - Один, прибавляем один - два. Два, прибавляем один - три. Три, прибавляем один - четыре. Четыре, прибавляем один - пять. Пять, вычитаем один - четыре. Четыре, вычитаем один - три. Три, вычитаем один - два. Два, вычитаем один - один, - тщательно проговаривает малыш, прыгая с цифры на цифру туда и обратно.

3. Еще одна игра, которая также воспринимается детьми как веселое развлечение. Несмотря на это, она на редкость наглядно показывает, как меняются числа с прибавлением или вычитанием единицы.

Ребенок прыгает с клетки на клетку с «лукошком» и достает из него и кладет на каждую клетку по одной ягодке (или другой игрушке), проговаривая:

1 ягодка, прибавляем 1, получится 2 ягодки; 2 ягодки, прибавляем 1, получится 3 ягодки; 3 ягодки, прибавляем 1, получится 4 ягодки; 4 ягодки, прибавляем 1, получится 5 ягодок.

Затем в обратную сторону, при каждом прыжке собирая по одной ягодке:

5 ягодок, вычитаем 1, останется 4 ягодки; 4 ягодки, вычитаем 1, останется 3 ягодки; 3 ягодки, вычитаем 1, останется 2 ягодки; 2 ягодки, вычитаем 1, останется 1 ягодка; 1 ягодка, вычитаем одну, ничего не останется – ноль.

Сначала ребенок не понимает, что он уже прибавляет и вычитает единицу, он только привыкает к этим понятиям, понимание придет позже.

«Бабушка! – просит Катюшка на прогулке, - давай в числа играть. Я пятерка, а ты четверка.

Хорошо, - соглашаюсь я, - так кто первый?

Я, конечно, я же больше! – забегает девочка вперед.

Тогда я теперь семерка, - говорю я и становлюсь впереди Кати.

А я уже десять, - говорит Катя и снова становится впереди.

Ладно, - говорю я, – тогда давай играть, кто меньше. Я – семерка!

А я шестерка, снова забегает вперед Катюшка.

Малышке эта игра очень нравится, так как в ней чувствуется некое соперничество».

Очень хорошо, когда не мы, а ребенок становится инициатором занятий. Иной раз полезно отложить свои собственные «взрослые» дела, чтобы ребенок мог ощутить важность своих маленьких дел.

Эта потрясающая единица Первое, что мы стараемся объяснить ребенку, это чудесные свойства единицы. Причем единица, в понимании ребенка, не абстрактна, за ней стоит один предмет, даже, если мы это не озвучиваем. Удобнее всего, чтобы ребенок, произнося: 1, 2, 3 и т.д., представлял шарики или точки домино. Ребенок уже усвоил, что когда мы прибавляем 1, то получаем следующее порядковое число, когда вычитаем 1, то получаем предыдущее порядковое число. Теперь мы вместе пытаемся понять, что прибавить или вычесть 2, - значит прибавить или вычесть 1 и еще 1; прибавить или вычесть 3 - значит прибавить или вычесть сразу или по очереди три единички и так далее.

«Я думала это просто, скажу ребенку, что прибавить один и еще один – значит прибавить два, но не тут-то было. В Лешином мире это не одно и то же. Пришлось долго к этому привыкать. Сделали из пластилина головки животных, налепили их на пешки от старых шахмат и стали в них играть прямо на шахматной доске:

Прыгал 1зайчонок, припрыгал еще 1, потом еще 1 – всего прибавилось 2.

Шли 3 слоненка, прибежал еще 1, потом еще 1 – всего прибавилось 2!

Леше игра понравилась. Мы играли с ним в эту и подобные игры довольно долго, до тех пор, пока он четко не осознал, что числа 2 и 3 состоят из единичек».

Углубляемся в математику

Здесь три котенка, если тебе подарят еще двоих котят, сколько их станет?

Малышу приходится в уме добавлять к видимым предметам невидимые, что и развивает его вычислительные способности.

Если малыш не понимает, мы не возмущаемся и не критикуем, а упрощаем и упрощаем задание.

Так, если ребенок никак не понимает, что при добавлении одного предмета к четырем, получаем пять предметов, то можно выразить эту мысль еще понятнее:

У нас четыре котенка, прибежал пятый. Сколько их стало?

Этот простенький прием помогает ребенку осознать, что прибавить один – значит назвать следующее число.

Ориентируемся на число 5

Для более четкого усвоения сложения, вычитания и состава чисел ребенку лучше вначале ориентироваться на число 5. То есть находить, сколько не хватает до 5 или, наоборот, на сколько это число больше 5?

Если числа до 5 большинство детей легко представляют в уме, то числа больше пяти легче представить как сумму чисел, а еще лучше как сумму точек домино.

Сначала как суммы 5 точек с одной стороны и от 1 до 5 точек на второй стороне костяшки.

Сложение и состав числа

Для того чтобы ребенку было легче запомнить, как выглядят суммы чисел до 10 и представить состав каждого числа, снова используем наши математические шарики. Например, для того чтобы понять из чего состоит число 5, берем два квадрата и выкладываем на каждом число 5 двумя способами. На одном 3 красных шарика и 2 желтых, а на другом квадрате 1 красный и 4 желтых. Ребенок видит, осознает и запоминает, что 5 состоит из 3 и 2 или из 1 и 4. Теперь можно предложить ребенку самому поэкспериментировать, не сможет ли он найти другие способы разбивки числа 5, например, на 1, 2 и 2.

«Оленька любит все одушевлять, и я от нее этому учусь. Даже числа у нас как живые: у них есть братики и сестрички, которые без конца спорят, ссорятся и даже хвастаются.

Я, - говорит пятерка, - больше тебя, четверка! Внутри меня помещаются две двойки и единичка, - показывает на шариках пятерка, - а если я захочу, то они в тройку и двойку превратятся.

А во мне зато тройка и единичка есть, – показывает на шариках четверка, - а если я захочу, то они в две двойки превратятся, - снова показывает на шариках четверка. Тут приходит их мама и говорит, что она их всех одинаково любит, и они зря ссорятся.

Я обнимаю Оленьку, и мы начинаем играть сначала, я - за пятерку, а она - за четверку».

Можно вместе придумывать забавные задачки, чтобы упражнения на состав числа стали понятнее и интереснее.

Поспорили 3 и 4, у кого внутри больше двоек поместится. Давай с помощью шариков поможем им это узнать.

У меня для гостей есть 4 пирожных. Сколько я могу пригласить гостей, если я буду им раздавать по одному пирожному, а сколько, если по два пирожных?

Мама с медвежатами нашла 5 яблок. Себе мама взяла 2, а медвежатам раздала по одному. Сколько у нее было медвежат?

Ребенку легче всего представить состав числа, как большее число, внутри которого «живут» числа поменьше.

«На шариках и на пальцах Оленька бойко складывала, но почему-то никак не могла сосчитать эти суммы в уме. Тогда мы с ней стали придумывать рифмовки.

2 и 3 – будет 5, – это каждый должен знать.

3 и 3 – будет 6, – шесть конфет нетрудно съесть.

5 и 2 – будет 7, – туфли новые совсем.

5 и 3 – будет 8, – запомните, а мы вас спросим.

5 и 4 – 4 и 5, – как ни верти, девять опять.

5 и 5 – будет 10, не забудь конфеты взвесить.

Теперь Оленька проверяла рифмовки на пальцах и, наоборот, с помощью пальцев вспоминала рифмовки. Это помогло ей быстрее понять и запомнить все суммы чисел».

Если ребенок понял, «что такое» сумма чисел, но не помнит на память, например, что 2 плюс 3 будет пять, то нам снова поможет наша любимая игра: «Угадай, что я спрятал». Выкладываем на одном квадратике 2 желтых шарика, а на другом 3 красных, причем именно так, как они расположены на домино, точно также на двух других квадратиках выкладываем 1 и 2. Прикрываем обе пары квадратиков. Теперь просим ребенка вспомнить, какое сочетание шариков было на первой паре квадратиков, а какое на второй. Даем ребенку убедиться, что он прав, и снова прикрываем квадратики.

В следующий раз предлагаем вспомнить, сколько всего шариков было на одной из пар.

И, наконец, на очередном занятии ребенок сможет ответить примерно так:

Спрятаны 2 и 3 - всего 5шариков.

Для сравнения состава чисел больше пяти используем все 4 квадрата. Например, выкладываем на первой паре квадратов 4 и 3 шарика. На одном квадрате - 4, на другом - 3, а на второй паре - 5 и 2 шарика. Ребенок может сравнить эти пары, пересчитать и узнать, что суммы этих чисел равны.

Через некоторое время он начнет в уме представлять суммы этих чисел в виде шариков, расположенных на четырехугольниках и уже не забудет эти образы.

На этом этапе можно ввести в наши занятия эти онлайн-игры. Начинать лучше с игр на сравнение точек (или других предметов) на домино. Одна игра рассчитана на несколько минут занятий и это не представляет существенной угрозы зрению ребенка. Если использовать их вовремя и переходить к каждой следующей игре, только освоив необходимый для игры материал, то интерес ребенка к математике обычно возрастает.

Объяснение вычитания

После того как ребенок научится складывать числа в пределах пяти, можно переходить к вычитанию.

Пусть малыш сам, переставляя шарики по мере необходимости, увидит и осознает свои действия. При этом лучше, чтобы он их комментировал примерно так:

Чтобы 5 шариков превратились в 3 шарика, я убираю 2 шарика.

На двух наших квадратиках легко показать, что, например: 7 шариков - это 4 и 3 шарика. Ребенок убирает (или прячет) квадратик с 3 шариками, и видит, что остается 4 шарика, и, наоборот, убирает квадратик с 4 шариками, и убеждается, что останется 3 шарика. При этом расположение шариков на квадратиках всегда одинаковое и для лучшего формирования зрительных образов чисел, и для того чтобы ребенка не смущали непреодоленные пока феномены Пиаже. Помните? Дошкольник не уверен, что при изменении расположения шариков, их число не изменяется.

Большинству детей все новые задания очевидны не сразу, и даже при такой наглядности приходится демонстрировать «появление и исчезновение» шариков не один раз.

Вместо шариков во многих случаях можно использовать обычное детское домино с точками.

На костяшках домино наглядно видно, что одна и та же сумма точек, например, пять, равна «2 и 3» и «4 и 1». В результате ребенку очень легко научиться складывать и вычитать в пределах пяти, а позже - десяти.

Это, конечно, не означает, что мы попутно не можем считать предметы, расположенные произвольно. Можно считать и вовсе без предметов, только подразумевая их. Однако когда возникнет сложность, то лучше предложить ребенку представить точки домино, а не считать на пальцах.

Как упоминалось выше, почти все используемые нами игры с домино доступны и висят на данном сайте в виде онлайн-игр.

Если нет желания использовать компьютер, эти игры можно превратить в настольные, используя обычное домино и карточки с цифрами.

Этот метод обучения счету, сложению и вычитанию отлично работает и с детьми, у которых есть проблемы с обучением математике в младших классах школы.

Мне приходилось встречать восьмилетних учеников первого и даже второго класса, которые совсем не умели складывать и вычитать. И за очень короткий срок они обучались и начинали учиться не хуже своих сверстников. Дело в том, что в математике все взаимосвязано и, не осмыслив хоть какую-то мелочь вначале, человек не может идти дальше. Поэтому я и попробовала сделать такую наглядную арифметику на основе домино, чтобы для непонимания почти не оставалось места.

Четные и нечетные числа

Играя с ребенком, мы время от времени обращаем его внимание на то, что некоторые числа можно разделить поровну, а другие нельзя:

Эти пять (шесть) шариков можно разделить между нами поровну, чтобы у каждого было одинаковое количество шариков?

Иногда просим:

Дай мне, пожалуйста, половину кубиков.

Когда ребенок, усвоит, что одни числа делятся поровну, а другие не делятся, останется только запомнить, что те числа, которые делятся ровно пополам, называются четными.

Подготовка к сложению и вычитанию однозначных чисел с переходом через десяток

«Сегодня мы с Полиной начали подбираться к сложению однозначных чисел с переходом через десяток. Повторили, как складывать десять с другими числами, а потом обсудили, сколько от 8, 7 и 6 не хватает до десяти. И вдруг у нас получился стишок: От 8 до 10 не хватает двойки,

От 7 до 10 не хватает тройки,

От 6 до 10 четверки не хватает,

Очень грустно, если кто-то этого не знает».

Многие малыши с трудом представляют, что происходит с числами, когда мы складываем и вычитаем в пределах 10. Переход к действиям в пределах 20 может оказаться для них еще сложнее, поэтому, как всегда, выделяем и упрощаем отдельные ступени. Сначала учимся находить, сколько не хватает до 10, или, другими словами, сколько нужно прибавить к числу, чтобы получилось 10. Параллельно приучаем ребенка к сложению 10 с числами от 1 до 10. Ребенок не сразу понимает, что первые слоги названия прибавляемого к 10 числа всегда сохраняются, для этого должно пройти время. После того как усвоено сложение, по тому же принципу осваиваем вычитание:

10 + 4 = 14, то есть 14 состоит из 10 и 4. Если мы у 14 заберем 10 то, что останется?

Осмысляем счет до 100

Иногда дети считают до 100, но чисто механически. Чтобы ребенок представил, что такое сто единичек, сделаем для него несколько наглядных моделей, например, поезда или змеи.

Наш ребенок уже хорошо представляет число 10, как точки на костяшке домино «5-5». Теперь, даже если мы изобразим десяток точками домино довольно мелко, ребенок все равно скажет нам, что это десять.

Вылепим из пластилина или другой массы для лепки поезд с десятью небольшими вагончиками. На крышу каждого вагончика наносим точки как на костяшке домино «5-5». Чтобы было интересней, можно сказать ребенку, что в каждом вагончике по 10 цыплят и нам необходимо их пересчитать. Цыплят сначала считаем десятками, объясняя, что 2 десятка называются 20, а 3 десятка – 30. После того, как ребенок это запомнит, «прицепляем» следующие вагончики.

Можно десятками в виде точек домино раскрасить и тело пластилинового или глиняного удава. Точки могут означать возраст нашего сказочного удава. Лучше всего, если ребенок сможет вылепить и раскрасить удавов разного возраста сам.

Найди пару - сложение

Простая игра для детей дошкольного и школьного возраста. Следует открыть все карточки исходя из условия одинаковости чисел. Например, если на одной карточке изображено 3+6, то ей следует подобрать карточку с изображением числа 9.

Найди пару - умножения

Простая игра для детей дошкольного и школьного возраста. Следует открыть все карточки исходя из условия одинаковости чисел. Например, если на одной карточке изображено 3*4, то ей следует подобрать карточку с изображением числа 12.

Игра развивает память, интеллект и сообразительность ребенка. Так же игра позволяет расширить кругозор маленького человека.

Магический квадрат

Маги́ческий, или волше́бный квадра́т - это квадратная таблица, заполненная числами, таким образом, что сумма чисел в каждой строке, каждом столбце и на обеих диагоналях оказывается одинаковой. Нормальным называется магический квадрат, заполненный целыми числами от 1 до n^2.

Раскраски цифр

  • Раскраска цифры 0 - изучение цифр детьми

Раскраски цифр помогают знакомиться с числами, буквами и другими образами и символами. Чем больше ребенок раскрашивает объекты, тем более привычными они становятся.

Таблица умножения

Программа в хаотическом порядке задает задачки по теме таблицы умножения. Программа позволяет определить слабые места. Если ребенок не знает конкретного вопроса, то программа автоматически будет повторять его до тех пор, пока ребенок не запомнит правильное значение,

Запоминание чисел на слух

Проверка памяти взрослого или ребенка.

Программа читает последовательность чисел, вам нужно запомнить их и воспроизвести.

Учимся складывать

Математически - логическая игра для школьников. На экране показывается математическая задача на сложение. Одно из чисел неизвестно. Играющий должен правильно отгадать (определить) неизвестное число. Если игрок не правильно определит искомое число, то персонажу на голову падает шишка - это не больно, но неприятно.

Учимся считать для самых маленьких

Представляем вашему вниманию новые интересные развивающие игры по обучению счету для самых маленьких.

Многие родители задаются вопросом, как научить ребенка считать, к какому возрасту ему полагается уметь считать до пяти, до десяти, как научить считать в уме, и вообще, как научить ребенка считать проще и доступнее для детей.

Математика замечательно развивает интеллект малыша, обучает его думать и анализировать.

Когда начинать обучать ребёнка счёту

Чтобы привить малышу любовь к математике, заниматься он должен с удовольствием, а не по принуждению, и ровно столько, сколько ему хочется. Если игра ребенку будет интересна, со временем у него обязательно все получится! И помните, главное – не научить ребенка считать, а привить ему любовь к математике, ведь мы все умеем считать, но далеко не все любят математику.

Какие должны быть игры по обучению счёту

Правила для мамы

  1. Учить ребенка считать надо только в игре, не заставляя его и не принуждая.
  2. Желание заниматься должно быть как у малыша, так и у мамы.
  3. Начинать нужно с развития образности мышления и воображения, а не с цифр (мозг ребенка к ним еще не готов).
  4. Считайте то, что интересно ребенку: деревья, ворон, машины.
  5. Вместо «раз» всегда говорите «один» - не путайте ребенка (применяйте это правило даже в считалках).
  6. С цифрой ноль знакомьте ребенка ориентировочно в четыре года.

Уже с 2 лет малыша можно учить несложным арифметическим действиям. Математика - это не сложно. Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко. От чего зависят способности к запоминанию? И, самое главное можно ли развить память ребенка? Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей, и в повседневной жизни, и в учебе. Недаром при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важнейших критериев является его развитая память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на развитие всех видов памяти.

Занятия математикой (арифметикой) играя

Играйте с ребенком гуляя по улице, например, на лестнице. Разложите на ступеньках листки с цифрами.

Покупайте книги и пособия, помогающие в игровой форме сформировать у ребенка элементарные математические знания. Ребенок научится логике мышления, интересные задания заставят сконцентрировать внимание, память, разовьют его воображение. Идея количеств Построить ее вам помогут не соединительные (как порядковый счет), а базовые метафоры. Чаще используйте в играх цельные, давно знакомые ребенку образы: рука - это пять пальцев; человек - это всегда две руки, ноги, два глаза, два уха. Делить что-то (яблоко, пиццу, пирог) проще всего пополам и т. д.

Возьмите несколько знакомых игрушек, положите на стол, закройте одну. Пусть ребенок скажет, какую не видно. Другой вариант: две игрушки положите рядом на стол, покажите их ребенку и скажите, полностью накрыв игрушки платком, что они <в домике>. Третья игрушка, скажем куколка, у вас в кулаке, и не видно, что это. Постучите по столу рядом с <домиком> кулаком с игрушкой: <К вам можно?> Теперь просуньте руку под платок, оставьте там куколку. Поднимите платок, чтобы видно было все три игрушки, и спросите: <Кто пришел последним?> Для четырехлетки игра усложняется: на столе расположите некоторое количество одинаковых предметов, прикройте несколько, и пусть малыш скажет, сколько предметов не видно.

Математический стиль мышления гораздо проще приобретается в раннем детстве, и происходит это тем проще, чем лучше подготовлена почва раннего развития. Никогда не заставляйте ребенка заниматься против воли. Домашний логопед . Игры с буквами - запоминание букв и слогов.

Учим цифры играя

На сегодняшний день можно найти много разных методик, игр, стихов, загадок по обучению цифрам.

Мы предлагаем Вам веселые стихи -загадки про цифры

Сколько лет в яйце цыпленку,
Сколько крыльев у котенка,
Сколько в алфавите цифр,
Сколько гор проглотит тигр,
Сколько мышка весит тонн,
Сколько в стае рыб ворон,
Сколько зайцев съела моль,
Знает только цифра… (ноль)

Сколько солнышек за тучкой,
Сколько стержней в авторучке,
Сколько у слона носов,
Сколько на руке часов?
Сколько ног у мухомора
И попыток у сапера,
Знает и собой гордится,
Цифра-столбик… (единица)

Сколько ушек на макушке,
Сколько ног у пол-лягушки,
Сколько у сома усов
У планеты полюсов,
Сколько в целом половинок,
В паре - новеньких ботинок,
И передних лап у льва
Знает только цифра… (два)

Сколько месяцев в зиме,
В лете, в осени, в весне,
Сколько глаз у светофора,
Баз на поле для бейсбола,
Граней у спортивной шпаги
И полос на нашем флаге,
Что нам кто ни говори,
Знает правду цифра… (три)

Сколько лапок у мангуста,
Лепестков в цветке капусты,
Пальцев на куриной ножке
И на задней лапе кошки,
Рук у Тани вместе с Петей
И всего сторон на свете
Да и океанов в мире,
Знает циферка… (четыре)

Сколько пальцев на руке
И копеек в пятачке,
У морской звезды лучей,
Клювов у пяти грачей,
Лопастей у листьев клена
И углов у бастиона,
Про все это рассказать
Нам поможет цифра… (пять)

Сколько букв есть у дракона
И нулей у миллиона,
Разных шахматных фигур,
Крыльев у трех белых кур,
Ног у майского жука
И сторон у сундука.
Коль не можем сами счесть,
Нам подскажет цифра… (шесть)

Сколько в радуге цветов,
Дней в неделе у китов.
Гномиков у Белоснежки,
Братьев-близнецов у пешки,
Нот, что знают даже дети,
И всего чудес на свете,
Разобраться с этим всем
Нам поможет цифра… (семь)

Сколько на море ветров,
И копыт у двух ослов,
Щупалец у осьминога,
И клыков у пары догов?
Сколько ног у паука,
Паука-крестовика?
Если мы про это спросим
Нам ответит цифра… (восемь)

Сколько в дюжине пиратов,
Если три ушли куда-то,
Месяцев в году без лета,
Исполнителей нонета,
Жизней у бродячей кошки,
И в десятке мух без мошки?
Не ищи ответ нигде, ведь
Есть ответ у цифры… (девять)

Сколько ночью звезд на небе,
Сколько хлебных крошек в хлебе,
Сколько капелек в дожде,
Сколько рыб живут в воде,
Сколько ног у многонога?
Очень-очень-очень… (много)

Учимся считать до 10

Считаем пальчики, используя различные стишки и потешки. Метод хорош ещё и тем, что его можно использовать с самого раннего возраста, буквально с рождения, одновременно развивая мелкую моторику. Сначала считаем до 5, после годика можно переходить на потешки со счётом до 10. По мере взросления малыша считать можно не только его пальчики, а пальчики мамы, папы и других членов семьи.

Считаем ступеньки – иди из самых простых способов. Когда малыш научился с Вашей помощью довольно хорошо преодолевать ступеньки хотя бы в одну сторону (например научился спускаться), можно начинать эти ступеньки считать. Сначала считаете Вы, малыш спускается и слушает, а через некоторое время и он начнёт считать вместе с Вами.

Играем в настольные игры с фишками и кубиком. В таких играх тоже присутствует счёт и визуальное количество точек на кубике.

Используем "считалки" в которых есть счёт до пяти-десяти для различных игр, чтобы определить кто будет первым ходить.

Счёт до пяти обычно малыш запоминает быстро, легко и считает без ошибок. После пяти начинаются перескакивания через цифру или перестановка цифр. Если такое случилось, можно скорректировать это следующим способом.

Добавляйте к правильному счёту только одну цифру, пока ребёнок её не усвоит. Например, Ваш ребёнок считает 1-2-3-4-5-7-8-9-10, т.е. пропускает цифру 6. Обратите его внимание на то, что после пяти идёт цифра 6, т.е. просчитайте самостоятельно 4-5-6. При счёте до 10-ти каждый раз просчитывайте с ребёнком "трудное" место вместе, слегка выделяя голосом нужную цифру.

Главное проявлять свою фантазию!

Как научить ребенка счету

Детей необходимо учить цифрам и счёту по двум важным причинам. Первая из них заключается в том что вычислениями мы занимаемся ежедневно. Второй причиной является необходимость раннего развития умственных способностей ребенка, повышение интеллекта с детского возраста, ведь именно этому в первую очередь способствует обучение ребенка счету.

Уже с двух лет можно приступать к познанию цифр. Часто вы даете малышу знания, сами даже не подозревая об этом. Ведь детская память избирательна и запоминает только то, что ребенка заинтересовало, обрадовало, удивило, особенно в возрасте до 6 лет.

Ваша основная задача состоит в том чтобы превратить обучение в увлекательную игру, которую вы можете организовать, придерживаясь нижеуказанных советов.

  1. Игра с пальчиками. Покажите малышу, что такое счет, используя его или свои пальцы. Лучше всего такая игра запомнится в виде небольшого фокуса: убирайте и добавляйте пальцы, при этом, закрывая их другой рукой, чтобы у ребенка складывалось впечатление, что они исчезают.
  2. Считайте предметы в повседневной жизни: яблоки на тарелке, конфеты в вазочке, карандашей на столе и т.п. А чтобы запомнить еще и цифру – записывайте посчитанное на магнитной доске.
  3. Картинки с изображением цифр и предметы. Положив один предмет, покажите ребенку цифру 1. И так начинайте обучение сначала до 3, потом до 5, а когда ребенок это хорошо усвоит, переходите к счету до 10. С помощью такого упражнения малыш постепенно зрительно научиться соотносить количество предметов и цифру.
  4. Книжки с цифрами. В книжных магазинах вы сможете найти огромное количество развивающих пособий с цифрами, которые станут для вас надежным помощником в обучении счету ребенка.
  5. Мультфильмы. Развивающие интересные мультфильмы, где яркие персонажи демонстрируют различные предметы, помогут ребенку понять значение цифр и улучшат их запоминание.
  6. Ступеньки. Очень эффективным упражнением является счет ступенек на лестнице или в парке. Просто шаг за шагом вместе с малышом повторяйте цифры в порядке пройденных ступенек.
  7. Раскраски. На альбомном листе бумаги нарисуйте цифры и раскрасьте вместе с малышом. Можете разнообразить картинку смешными персонажами, чтобы сделать процесс более веселым и интересным.
  8. Прогулки. Во время пребывания на открытом воздухе соревнуйтесь с малышом – пусть он найдет 2 скамейки, 3 дерева, 1 собаку. Можно захватить карточки, чтобы ребенок мог сразу выбрать нужную цифру для обозначения соответствующего количества предметов.
  9. Магниты. На холодильник прикрепите красочные магниты с цифрами – они будут часто у малыша перед глазами и он сам не заметит, как их выучит.
  10. Игры-бродилки. В магазинах очень большой выбор разнообразных настольных красочных игр, где, например, каждый шаг отмечен цифрами. Стремление опередить соперника и победить, заставляет малышей побыстрее выучить цифры.

Если вы спросите, с какого возраста можно использовать калькулятор? Ответ будет таков: лучше вообще его не использовать, а научить ребёнка быстрому счету, а еще лучше считать в уме. Развитие воображение Статьи

Не буду длинно и подробно рассказывать о том, как важно научить ребенка цифрам: о раннем развитии сегодня не говорит только ленивый. Сразу перейду к практике. Все эти способы мы опробовали вместе с дочками, начиная почти с рождения. Старшей Тане сейчас 5 лет, младшей Лене – 2, и мы продолжаем запоминать цифры в игровой форме. Эти игры по большей части рассчитаны на детей до 3 лет. Но в ближайшее время я расскажу о еще 7 занятиях-играх для изучения цифр с детьми от 3 до 5 лет.

1. Карточки в руки

Про систему Глена Домана слышали многие. С ее помощью можно научить ребенка цифрам раньше, чем он начнет говорить. Во всяком случае, так пишут. К тому же сейчас в магазинах полно разных комплектов карточек с точками и цифрами для обучения малышей с пеленок. Все очень просто: когда ребенок бодр и готов играть, вы быстро показываете ему карточки. Со временем ребенок научится различать цифры и числа-количества, не пересчитывая точки.

Мы пробовали так играть, изучая цифры с Леной, но вскоре, когда дочке надоело просто смотреть на карточки (ей к тому времени было года полтора), она стала просить меня разложить перед ней все многообразие картинок, чтобы потом подавать мне ту или иную цифру или карточку с точками по моей просьбе. Это было закрепление и повторение материала.

Карточки я делала сама на толстом картоне из упаковочных коробок из-под «Агуши». Научить ребенка цифрам таким образом под силу каждой маме.


2. Цифры в доме

Дети не любят долго сидеть на одном месте. Им нравится ползать, бегать, прыгать, поэтому, как только ребенок поползет-пойдет, можно развесить карточки по дому на уровне глаз ребенка: на шкафах, стенах, дверях… Ребенок, пробегая мимо, видит изображение цифры и количества и запоминает их.

Впервые я попробовала этот способ, когда мы с Танюшкой изучали цифры. И ничего не получилось. Она не могла запомнить ни одной, хотя при этом давно уже рассказывала наизусть «Муху-Цокотуху» К.И. Чуковского и уверенно считала до десяти. Я решила, что метод этот – полная чушь и так научить ребенка цифрам просто невозможно. А еще где-то глубоко в подсознании очень расстроилась, и у меня появились претензии к ребенку… Как это так?? Она чего-то не может…

Глупая я была тогда! Потом, наблюдая и думая, я поняла простую вещь: у Тани ведущая память слуховая, и запоминание зрительных образов дается ей сложнее. В 4 года она еще путала часть цифр. А вот Лена уже в 2 года знает все цифры, потому что ее ведущая память – зрительная. Зато она еще пока не говорит… Так вот с ней мы активно используем цифры в доме.

Расклеив карточки в разных уголках квартиры, мы играем в прятки с цифрами. Надо найти то пятерку, которая, повиснув на балконной двери, прячется за шторой, то восьмерку, которая любит затаиться в ванной, то цифру «четыре», скрывающуюся на дверях шкафа-купе. Оказывается, так просто научить ребенка цифрам в игре.




И еще одно интересное замечание: запомнив зрительный образ, дочка стала внимательнее слушать! Если мы в разговоре упоминаем какую-то цифру, она тут же идет к карточке и показывает: вот, мол, вы говорили про «шесть» или про «один». Я сама удивлена!

Но что же все-таки делать, если у ребенка слуховая память ведущая? Не использовать «Цифры в доме»? Все равно, мне кажется, нужно играть так, только наклеить не все десять цифр сразу, а только одну или две. Потом, когда ребенок запомнит их, можно добавлять по парочке новых карточек.

А еще в магазинах продаются всевозможные комплекты с цифрами на магнитах. Поселив их на холодильнике, можно научить ребенка цифрам, играя на кухне: строя паровозики или домики, в которых живут Единица, Тройка, Девятка…




3. Поэтические цифры

Если ваш ребенок любит слушать стихи, если у него ведущая слуховая память, разучите вместе с ним, например, строки С.Я. Маршака о цифрах:

За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.

Цифра шесть – дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.

А потом вместе можно даже поставить небольшое представление и показать, как пляшет цифра «пять» и какие акробатические номера показывает цифра «девять». Так в игровой форме вы сможете научить ребенка цифрам.

4. Книжки для юных математиков

Математических книжек в магазинах сейчас полным полно. Было бы желание научить ребенка цифрам, читая и играя вместе с ним. В нашем доме очень прижились книжки «Учимся считать» из серии «Уроки для дошколят» и «Изучаем цифры» вместе со Смешариками. Девчонки любят слушать их и перед сном, и в дороге, когда мы куда-нибудь едем, и просто так почитать, когда есть свободное время. А старшая вообще выучила их наизусть, и порой читает младшей по памяти, если я бываю занята.




5. Цифры и башенки

Ребенок обязательно должен понимать, что цифра – это не просто картинка, это обозначение того или иного количества предметов. Поэтому предлагаю вам простую игру, чтобы помочь ребенку запомнить цифры и понять их связь с количеством.

Небольшое поле расчертите на десять квадратов или прямоугольников и каждый из них подпишите цифрой. Задача ребенка: построить на поле башенку из кубиков: двух, пяти, восьми… Все зависит от того, какая цифра написана в квадрате. Понятно, что вначале он будет строить башенки так, как ему это больше нравится, но постепенно начнет понимать, что «два» — это два кубика, а «пять» — пять. А как потом здорово эти башенки ломать!!

В нашей семье сейчас эта игра – хит сезона: каждый день играем не по разу. Ленка достает поле, и это знак каждому: будем строить башенки. Пока получается не все, и дочка хочет на «пять» поставить шесть кубиков, а на «восемь» — один, но это все придет со временем.


6. Аппетитная цифра

Цифру можно съесть, если она, например, выложена из макарон или творога. Можно испечь вкусные «арифметические» печеньки и научить ребенка цифрам, поедая вместе с ним «тройки» и «девятки» с чаем или молоком. А еще рассказать ребенку обеденную сказку, где главным героем будет лебедь Двойка или Восьмерка-неваляшка.

Честно признаюсь, с Леной я еще не пробовала так запоминать цифры. А вот Таня этот способ не оценила: ей больше нравится есть просто творог, а не творожную шестерку. Но может быть, вашему малышу понравятся аппетитные цифры. Попробуйте.


7. Портретная мастерская

Если вы хотите научить ребенка цифрам, откройте портретную мастерскую и создавайте портреты разных цифр. Выберите то, что больше нравится малышу. Цифры можно

  • рисовать (на бумаге, песке, снегу);
  • лепить из пластилина;
  • выкладывать фасолью или счетными палочками;
  • вырезать ножницами;
  • собирать из конструктора на липучках или любого другого конструктора;
  • делать аппликации или поделки из природного материала. Например, на берегу реки вы можете выложить цифру из камушков, а в лесу – из шишек. Чаще именно такие неформальные способы помогают научить ребенка цифрам (и не только цифрам) быстро и легко.

Конечно, малышу в юном возрасте сложно одному рисовать, вырезать, лепить, поэтому что-то может делать и мама, а ребенок будет рядом: смотреть и помогать. Например, мама вырезает цифры из цветной бумаги, а потом вместе с малышом делает цифровую аппликацию, или мама выкладывает цифры из шишек, а ребенок эти шишки собирает и смотрит, какая красота получилась…

Этот способ мы пока используем не очень часто: Ленчик предпочитает рисовать травку, чтоб накормить ей лошадку, а из пластилина ей нравится еж и гусеницы в моем исполнении… Цифр в доме хватает и без рукотворчества. Танюшка же с трудом что-то делает руками: мелкая моторика развита у нее не очень, но мы над этим работаем… Вот, например, аппликация: единичку вырезала дочка, а пятерку – я. Приклеивали и рисовали вместе!



Все эти способы помогут вам научить ребенка цифрам. До 3 лет или чуть позже, не так уж и важно. Многие из этих игр можно использовать и с ребенком постарше: есть цифры-печеньки, рисовать, читать математические книжки… Например, с Таней мы порой «занимаемся» по книжке «Считаю и решаю» для детей 5-6 лет из серии «Ломоносовская школа». Но есть и другие занятия-игры для изучения цифр с детьми от 3 до 5 лет. Какие? Расскажу в следующий раз…

Едва ли кто-то из взрослых способен восстановить в памяти то, как впервые научился узнавать цифры. Однако это вовсе не умаляет значимости данного процесса. Обучение цифрам является для малышей «базовой программой», которую необходимо освоить, а задача научить ребенка этому лежит на родителях. Сегодня «Активная мама» расскажет, как научить ребенка цифрам.

Содержание статьи:

Учим ребенка цифрам: правила успеха

Здоровый интерес

Знакомству с цифрами надлежит быть интересным и ярким. Ведь, как правило, это происходит в 3-4 года, то есть в возрасте, когда дети еще не отдают себе отчета в том, что такое «надо», очевидно предпочитая глагол «хочу». Поэтому обучение обязательно должно происходить в игровой форме, так, чтоб ребенок наслаждался процессом, а не был к нему принужден. Если за каждое занятие малыш будет приниматься с энтузиазмом, значит, и материал будет схватывать на лету!

Где учить ребенка цифрам?

Да где угодно! Безусловно, должны быть занятия, проведенные непосредственно за письменным столом, однако не стоит ежедневно усаживать ребенка перед собой и начинать утомительный урок. Пусть упражнения будут разнообразными. Некоторые из них можно проводить во время прогулки на улице, по дороге из магазина, в транспорте, параллельно с просмотром мультфильма или даже за сытным обедом. Словом, в любой подходящий момент!

Продолжительность занятий

Все должно быть в меру – вот «золотое» правило, которому необходимо следовать. Даже если вам кажется, что обучению стоит уделять около получаса, ребенок скорее всего будет не готов к занятию такой длительности.

Какова же оптимальная продолжительность занятия: пять минут, четверть часа? Как ни странно, таковой нет. Главное, с чем необходимо считаться – желание и настроение ребенка. Сделайте с малышом одно упражнение и посмотрите на реакцию: если он настроен на дальнейшее обучение – продолжайте, если же нет – не принуждайте и проведите следующее упражнение через несколько часов. Лучше меньше, но чаще.

Последовательность

Посвящайте каждое занятие только одной цифре, собрав несколько упражнений, связанных с ней. Не стоит переходить к следующему уроку, пока вы не будете уверены в том, что ребенок усвоил предыдущий.

Как научить ребенка цифрам: игры и упражнения

Первые шаги

Сначала покажите ребенку, как выглядит цифра, объяснив, что именно этим символом обозначается, к примеру, единица. Затем переходите к развлечениям: разрисовывайте с ребенком циферку, вырезайте ее из бумаги, .

Далее – тренировка и проверка. Научился ли ребенок отличать цифру от прочих? Для того чтобы узнать это, существуют соответствующие упражнения. Например, сделайте карточки разных форм и цветов, на каждой из которых будет изображено по цифре. Затем попросите ребенка, отбирая карточки по одной, откладывать те, на которых нарисована нужная. Точно также можно делать с кубиками или фишками.

Если у малыша хорошая память, разучивайте с ним небольшие стишки, содержащие названия цифр. При этом обязательно нужно связывать циферку с ее изображением, будь то рисунок или фигурка, вылепленная из пластелина.

Глазами делу не поможешь!

Малышу будет достаточно трудно запомнить абстрактную цифру, которая не связана ни с чем, известным ранее. Какой напрашивается вывод? Научить ребенка цифрам только с помощью их изображения сложно. Необходимо вызывать у ребенка различные ассоциации, к примеру, объяснив, что цифра «два» похожа на фигуру лебедя.

Также за помощью можно обратиться к тактильным ощущениям. Предложите ребенку подержать вырезанную из картона цифру в руках – это будет способствовать восприятию и запоминанию материала. После того, как малыш уже усвоит несколько цифр можно даже поиграть с ним в игру, когда он с завязанными глазами должен узнать цифру на ощупь.

Скачать карточки с цифрами для распечатки

Цифры-глазастики:

Обычные цифры:

Цифры повсюду

Поскольку ребенок маленький, долго концентрироваться над тем или иным процессом ему сложно. Равно как и сохранить в памяти то, чем он занимался всего несколько минут в день. Поэтому процесс обучения не должен ограничиваться уроком.

Сделайте так, чтобы цифры стали неотъемлемой частью досуга вашего малыша. К примеру, циферки можно пришить или приклеить к любимым игрушкам. Пусть, играя, ребенок каждый раз говорит вам, что на красной машинке нарисована цифра «три», а к кофте куклы пришита единица.

Расположите стикеры с цифрами над кроватью малыша. Перед тем, как ребенок будет отправляться в постель, у него можно спрашивать, какие цифры расположены над его кроватью. При этом после того, как днем кроха усвоит новое число и нарисует его на листике, доверьте ему самому торжественный процесс приклеить цифру в положено месте.

Информация о себе

Научить ребенка цифрам можно с помощью информации, которая касается его самого. Поэтому показывая ребенку циферку «три» не забудьте упомянуть, что именно столько лет ему исполнилось. Или же на уроке, посвященном цифре «пять», скажите, что это число обозначает номер квартиры, в которой вы живете.

Связывайте цифры, которые изучаете, со всем, что окружает ребенка: датой рождения, адресом, цифрой, изображенной на табличке в подъезде, номером домашнего телефона и так далее. Безусловно, все сразу крохе запомнить не удастся, однако какая-то информация обязательно отложится в голове.

Как дела у бабушки?

Можно предложить ребенку время от времени звонить по телефону. Сделайте для этого специальные карточки, на которых под приклеенными фотографиями родных будут написаны их номера телефонов. Пусть малыш позвонит бабушке и справится о ее здоровье или же узнает, когда в следующий раз наведается тетя.

После того, как ребенок выучит все цифры, подобная забава будет уместной для закрепления выученного.

Часы

Отличная тренировка – «азы» определения времени. К примеру, указывая на циферку «шесть» на часах, объясните, что именно в это время папа возвращается с работы. Придумайте для каждой цифры какое-либо занятие, которое заинтересует кроху, и объясните, что произойдет оно, когда маленькая стрелочка будет указывать на то или иное число на циферблате.

Календарь

Еще один помощник в изучении цифр – настенный календарь с передвигающимся окошком для текущего дня. Объясните ребенку, что именно он ответственный за то, какое нынче число, и должен самостоятельно передвигать окошко. Обязательно свяжите с числами какую-либо информацию для того чтоб заинтересовать малыша. К примеру, скажите что «восьмого числа у папы выходной», а «четвертого в гости приедет бабушка».

Кто есть кто?

Гораздо сложнее втолковать малышу значение каждой цифры и соотношения между ними. Поскольку, даже запомнив, как выглядит та или иная цифра, малыш будет воспринимать ее абстрактно.

С этой задачей прекрасно справляется обучающий курс, который является частью методики Глена Домана. Малышам даются карточки с разным количеством точек на них – от одной до девяти. Когда ребенок научится сравнивать и отличать количество точек, изображенных на карточках, предложите ему обозначать карточки уже знакомыми циферками.

С той же целью можно показывать ребенку цифру вместе с предметами в том количестве, которое ею обозначено. Так ребенок научится соотносить пальчики на своей руке с красочным рисунком цифры «пять», а собственноручно вылепленную из пластелина тройку – с тремя конфетками в вазе.

Соотношения между цифрами

Для того чтоб ребенок запомнил, как выученные цифры соотносятся между собой и чем отличаются, можно поиграть в следующую игру.

Родителям понадобится заранее вырезать из бумаги все девять цифр. Вырезанные фигурки должны отличаться по размеру так, чтоб каждая следующая была больше предыдущей. В процессе игры малышу необходимо выстроить из цифр своеобразную «лесенку», которая начинается единицей и заканчивается девяткой. Когда малыш справится с задачей, похвалите его за проделанную работу и объясните, что самая маленькая цифра в «лесенке» – единица, а самая большая – девятка.

Что такое «ноль»?

Как правило, у детей возникают трудности с осознанием того, что обозначается цифрой «ноль».

Научите малыша ассоциировать слово «ноль» со словом «ничего». Для этого можно разложить на столе несколько различных предметов, а затем, раздав их членам семьи, оставить на столе пустое место и сказать, что теперь на столе осталось «ноль» предметов.

Какие бы игры вы не выбрали и каким бы тренировкам не отдали предпочтение для того, чтобы научить ребенка цифрам, не стоит требовать от него механического заучивания. Играйте, играйте и еще раз играйте! Пробудите в нем интерес, пускай цифры войдут в жизнь малыша и станут ему необходимыми. Приятного обучения!




Top