Хозяйство семьи. рассматривание картины и

Цель: Формировать у детей знания о жанре живописи - пейзаж; учить видеть в картине средства выразительности: цвет и форму предметов, особенности композиции, подвести детей к пониманию, что через средства выразительности художник может выразить в картине определённое настроение, помочь увидеть красоту лета.

И.О.О. «Речевое развитие» - активизировать словарь детей словами и выражениями: ажурная листва, прозрачная листва, восторженное, светлое настроение. Учить отвечать на вопросы по содержанию картины, выражать своё отношение к картине, описывать свои чувства и переживания.

Предварительная работа:

Наблюдение за летними изменениями в природе на прогулках;

Чтение и разучивание стихов о лете;

Рисование детьми деревьев (берёз).

Материалы:

Репродукция картины И.И. Левитана «Берёзовая роща». Листы различного формата, разного цвета, краски, карандаши, сангина, уголь, восковые мелки, кисти, мольберты. Музыкальный центр, инструментальная музыка.

Ход деятельности

Каждое время года красиво по-своему. Об этом пишут стихи - поэты, картины - художники, музыку - композиторы. А поэт Фёдор Тютчев писал о лете так:

«Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

А в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа!»

А вот какую картину про лето написал русский художник И. Левитан и назвал её «Берёзовая роща».

(воспитатель выставляет картину)

Давайте посмотрим, что художник изобразил на своей картине?

Это какое-то царство берёз! А как вы узнали, что это берёзы?

Ну, конечно, по белым стволам, ажурной, прозрачной листве. Берёзки как девушки в белых сарафанчиках, то парами, то группами закружились в лёгком хороводе!

«Любую берёзку русскую.

То светлую, то грустную

В беленом сарафанчике.

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками».

Ребята, как вы думаете, что привлекло внимание художника, когда он писал картину?

Почему он выбрал для своей картины прямоугольный, вытянутый по горизонтали формат полотна, срезавшего верхушки берёз?

Теперь давайте посмотрим, какие краски использовал Левитан для своей картины. Назовите их.

Везде ли одинакова зелёная краска, которой художник изображал траву и листву деревьев?

Как можно получить разные оттенки одного цвета?

Каких красок больше на картине - ярких, светлых или тёмных?

Как вы думаете, какое настроение у берёз?

Какой день, на ваш взгляд, изображён на картине?

Как вы думаете можно ли назвать эту картину Левитана радостной?

А если бы художник изобразил всё то же самое, но другими красками - тёмными. Назвали бы эту картину радостной? Почему нет?

Значит, Левитан хотел, чтобы зрители, которые будут рассматривать его картину, испытывали удовольствие и радость.

Как вы думаете, с каким настроением художник писал эту картину?

Художника поразила игра света и тени на стволах берёз, на листве, траве. Это делает деревья не только трепетными и живыми, но и словно прозрачными.

Программное содержание: показать детям разнообразие изобразительных и композиционных возможностей в изображении берез на примере картин с одинаковым названием, созданных разными художниками-пейзажистами; рассматривать в сравнении; находить сходство и различие; вызывать желание любоваться красотой зеленого простора, желание оказаться там.

Оборудование: репродукции картин И. И. Левитана и А. И. Куинджи «Березовая роща», рисунки детей с изображением березы, репродукция картины А. А. Рылова «Зеленый шум».

Ход занятия

Воспитатель вместе с детьми рассматривает детские работы.

В. Какие красивые у нас получились березки! Их не перепутаешь с другими деревьями. Какие они у нас? (Белоствольные, стройные, кудрявые ветки тянутся вверх к солнышку, а затем кудрявятся вниз, потому что гибкие.) Каждый нарисовал березку, и получилась у нас целая березовая роща. Не только мы, но и разные художники-пейзажисты создавали картины, которые так и назывались - «Березовая роща». Хотите попасть в березовые рощи?

Дети рассматривают репродукции картин Левитана и Куинджи «Березовая роща», высказывают свои суждения.

Дидактическая игра «Узнай картину по палитре».

В. У меня на палитре краски, которые использовал один из художников. Кто первый из вас, дети, догадается, в какой картине присутствуют эти краски? Почему? (На палитре контрастные краски к картине Куинджи.) Можем ли мы сказать, что в этой картине меньше зелени? Нам так кажется потому, что здесь больше всего темно-зеленого и салатового цвета. Они контрастными пятнами выделяются на картине. Художник А. И. Куинджи был непревзойденным мастером светотени.

Чтобы показать густую тень и яркий свет, он взял такие краски. Несколько необычными кажутся нам стволы берез. Может, вы догадались, почему они серого цвета? Да, мы их видим с теневой стороны. Солнце освещает стволы с обратной стороны, белые блики мы видим на стволах с солнечной стороны. Они как бы просвечиваются насквозь. Вот почему на стволах розово-оранжевые пятнышки. Вся зелень берез вверху, она нам не видна, но мы можем предположить по множеству теней на траве, как много там зелени. Вот такое необычное композиционное решение придумал художник А. И. Куинджи.

Чем отличается картина И. И. Левитана «Березовая роща»? (Здесь много высокой сочной травы, много берез, как будто вышли на поляну девушки в белых сарафанах с зелеными косами. Тихо, нет ветра, но они как бы двигаются в хороводе.) Здесь так хорошо разбрестись по роще, наполнить ее своими голосами, поиграть в прятки. Давайте представим, что вы тоже здесь, в картине, и слышны ваши голоса.

Воспитатель предлагает погулять по роще.

В. Я увидела красивую бабочку, мы спугнули стайку птичек, а вот расцвел колокольчик. Кто еще что увидел? Почему оно так незаметно, как бы слилось со всей природой? (Отмечают темно-зеленый цвет воды - в ней отразилась зелень берез и желтоватый цвет семян березы на воде.) Вдоль берега растет высокая густая трава. Она как бы предупреждает нас, чтобы мы не свалились в воду. Давайте подойдем к трем березкам. Что мы здесь можем услышать? (Лениво переквакиваются лягушки, плеск рыбки, в тени мы сразу же услышим комариков. Они как будто нас здесь ждали.) Что еще услышали или заметили вы?

Как бы изменились эти картины, если бы художники их создавали в дождливый день, в пасмурный день? Появились бы вместо солнечных холодные тона?

Сейчас я вам покажу еще одну картину художника А. А. Рылова, на которой ему удалось передать шум берез в ветреную погоду, их движение. Он так и назвал картину «Зеленый шум». Глядя на нее, мы как бы чувствуем, как ветер играет березовыми косами, как легко гонит облака. Как будто об этой картине говорит поэт Н. А. Некрасов:

Идет-идет зеленый шум,

Зеленый шум, весенний шум!

Играючи расходится

Вдруг ветер верховой.

Мы посмотрели картины одинакового содержания разных авторов. Они разные, даже наши березки непохожи между собой. Но везде мы видим громкое цветовое созвучие. Цвет здесь звучит звонко и радостно и помогает нашему пониманию замысла художника.

Программное содержание.

Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, интерес и эмоциональный отклик. Учить детей внимательно рассматривать репродукцию картины и видеть образ пейзажа в единстве его содержания и средств выразительности. Обратить внимание на цвет и цветосочетания как средство передачи осенних явлений.

Закрепить представления детей о том, что изображение деревьев, луга, поля, т. е. изображение природы, называется пейзажем. Развивать образную речь детей при описании природы. Воспитывать у них любовь к природе и развивать эстетический вкус. Поощрять высказывания детей.

Познакомить детей с новой техникой рисования – печати листьями, закрепить умение детей аккуратно использовать краску при работе, развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику рук; воспитывать интерес к процессу рисования.

Интеграция образовательных областей:

художественно-эстетические;

социально-коммуникативное;

познавательное развитие;

физическое развитие; развитие речи.

Активизация словаря: березовая роща, золотая осень, холодные и теплые тона, пейзаж.

Подготовительная работа

Разучивание и чтение стихов, пение песен об осени, рассматривание иллюстраций на тему: осенней природы, наблюдение природных явлений на прогулке; дать представление на доступном для детей уровне о пейзажной живописи, березовой роще, холодные и теплые тона.

Материалы: мольберт, картина И.И. Левитана “Золотая осень”; сундучок, тонированные альбомные листы, краски, гуашь, баночки с водой, уголь, ватные палочки, клеёнки, салфетки, кисточки, осенние листики.

Ход урока

Воспитатель. Ребята, сегодня у нас в группе гости. Посмотрите на них, улыбнитесь им. И скажите “Здравствуйте”. Молодцы ребята.

Воспитатель. А сейчас садитесь, пожалуйста, ровно и послушайте стихотворение Ивана Алексеевича Бунина.

Воспитатель читает детям стихотворение И. Бунина:

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной!

Воспитатель. Дети, о каком времени года говорит поэт?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, а почему вы так решили.

Ответы детей.

Воспитатель. Ах, как дивно сказал об осени поэт! А как художники могут выразить свои чувства

Дети. Нарисовать картину.

Воспитатель. Правильно, художник выражает свои чувства с помощью красок. Ему нужно нарисовать, изобразить на холсте то, что он видел, или видит в природе, что вызвало у него радость, удивление, грусть. Он должен нарисовать так, чтобы мы узнали и деревья, и кусты, и реку. С помощью красок он может передать время года,своё настроение. Но правильно говорить художники пишут картины. А что нужно художнику для работы?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, молодцы ребята. Художники берут мольберты, краски и идут на природу. Вот мы сейчас рассмотрим картину, которую написал художник Исаак Ильич Левитан. Художник назвал свою картину “Золотая осень”. Ребята, а почему художник назвал картину “Золотая осень”?

Ответы детей.

Воспитатель. Давайте полюбуемся картиной.Посмотрите и скажите: Какие краски здесь радостные? А какие краски грустные? (ответы детей) Радость художник передал тёплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. А какие чувства вы испытываете, глядя на картину? Какое у вас настроение?

Ответы детей.

Воспитатель. А почему грустное настроение? Почему радостное?

Ответы детей.

Воспитатель. Да, глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от красоты природы, но, в то же время и лёгкую грусть прощания с летом, с теплом и солнцем.

Воспитатель. Давайте внимательно рассмотрим картину. (Показ воспитателя) Посмотрите, в левой части картины, близко к нам, на переднем плане художник нарисовал несколько деревьев. Что это за деревья?

Дети. Березки.

Воспитатель. Расскажите о них. Какие они?

Ответы детей.

Дети. Березовая роща.

Воспитатель. Правильно, ее называют “берёзовая роща”. Деревья далеко, поэтому художник расположил их на холсте выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане. А теперь посмотрите на правую часть картины. Что здесь нарисовано?

Дети. Речка.

Воспитатель. Да, речка. Перед нами она широкая, темно – синяя, а дальше, становится все уже, все светлее. А дальше, справа от речки стоит одинокая берёзка, яркая, как “свечка”. А за ней хоровод зелено – коричневых деревьев. А какого цвета небо изобразил художник?

Дети. Небо голубое, с белыми облаками.

Воспитатель. Чего больше на картине – неба или земли? (Ответы детей) Да, художнику очень понравились красоты земли, осенней природы, поэтому земли он нарисовал больше. А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались?

Дети. Есть тени от деревьев. И небо голубое. А в пасмурную погоду небо серое.

Воспитатель. Молодцы. Да, мы видим тени от деревьев, значит - солнышко есть. Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось. А как называют картины, на которых изображена природа?

Дети. Пейзаж.

Воспитатель. Правильно, ребята. Сегодня мы послушали стихи об осени, посмотрели картину художника И. И. Левитана. А кто запомнил название картины?

Дети. Картина называется “Золотая осень”

Воспитатель. Правильно. Нам было радостно и немножко грустно. Мы вспомнили золотую осень, которую видели на прогулке.

Воспитатель. Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть. У меня есть волшебный сундучок. Но сундучок не открывается. Что делать? А здесь загадка. Если отгадаем загадку – сундучок откроется.

Под ногами лежат,
Зашагаешь - шуршат,
Яркие, цветные,
Краешки резные.

Дети. Листики.

Воспитатель. Угадали! Вот и сундучок открылся. Открываю сундучок, а там осенние листики. А что можно с ними сделать?

Дети. Поиграть. (Берут любые листики)

Физминутка.

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал –
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.

Воспитатель. Молодцы. А еще что?

Ответы детей. Подуть.

Воспитатель. Правильно, подуть.

Дыхательная гимнастика “Ветер дует на листву”

Воспитатель. Ребята, посмотрите, на что похож листик.

Дети. На дерево.

Воспитатель. А давайте вы, дети, попробуйте, как художники, нарисовать золотую осень. Но рисовать мы будем не обычным способом. Давайте напечатаем листочками несколько деревьев - для этого покрасим листик от дерева краской и сделаем его отпечаток, так что его след останется на бумаге, прорисуем углём ствол, а ватными палочками нарисуем много летящих осенних листиков.

Воспитатель. Какие цвета мы будем использовать для рисования золотой осени?

Ответы детей. Желтый, оранжевый.

Воспитатель. А пока вы работаете, я включу “осеннюю” музыку, её написал композитор Антонио Вивальди. (Фрагмент “Осень”” из цикла “Времена года”)

Воспитатель. Дети, полюбуйтесь своими рисунками, вам удалось передать красоту золотой осени. Мне было так приятно на вас смотреть во время работы. Вашими рисунками мы украсим группу, пусть ими полюбуются ваши мамы и папы.

Программное содержание:

  1. Развивать у детей способность видеть и чувствовать состояние осенней природы и эмоционального отклика на него.
  2. Пробуждать добрые и светлые чувства, радость, желание любоваться красотой поэзией «золотой» осени.
  3. Учить внимательно рассматривать художественную картину, подводя к пониманию того, что художник изображает реальную. природу – то, что увидел, что вызвало у него радость, удивление.
  4. Развивать навыки восприятия образного языка пейзажной живописи, эмоциональное восприятие цвета и цветосочетаний. Обратить внимание детей на то, что с помощью цвета можно рассказать о времени года, о своём настроении, отношении к изображаемому.
  5. Вызвать у детей желание нарисовать золотую осень; будить воображение, творческие способности.

Предварительная работа.

  1. Наблюдение на прогулке за проявлениями признаков осени.
  2. Экскурсия в школьный сад и по городу.
  3. рисование осенних листьев и кустов; лепка овощей, фруктов.
  4. Составление осенних букетов, игра с листьями.
  5. Рассматривание иллюстраций.
  6. Разучивание и чтение стихотворений, прослушивание отрывков музыкальных произведений; пение песен об осени.

Материалы.

Репродукция картины И. Левитана «Золотая осень». Гуашь, кисти, бумага для рисования, вода.

Дети сидят перед картиной (она пока закрыта).

Воспитатель: скажите, ребята, какое сейчас на улице время года?

Дети: Осень!

Воспитатель: Правильно, осень. Ответьте, какая бывает осень?

Дети: теплая, холодная, дождливая, яркая, золотая, солнечная и т.д.

Воспитатель: а помните, мы с вами были на прогулке в школьном саду? Что вам особенно запомнилось? На что мы обратили внимание?

Дети: На красивые деревья с желтыми, красными, разноцветными листочками; на рябинку с красными гроздями ягод.

Воспитатель: да, мы видели красивые деревья, разноцветные листочки, заметили, как листочки тихо падали на землю, красиво кружились на лету, бежали под ветерком по земле. Мы даже играли сточками.

скажите, ребята, когда мы прислушивались к звукам природы, что мы слышали?

Дети: мы слышали шорох листвы, шелест под ногами, пение птиц.

Воспитатель: Мы даже знаем, как пахнет осень. Чем же осень пахнет,

Дети: Прелой листвой, осенними цветами, душистыми травами, скошенной травой, дождём, грибами и т.д.

Воспитатель: Правильно! А еще осень пахнет горьковатым дымом костров. Ребята, вспомните, когда мы гуляли, было солнышко или нет?

Дети: (ответ детей).

Воспитатель: Солнышко, будто «зажгло» листву деревьев. Листья на деревьях стали еще ярче, наряднее, стали радостные, праздничные! Небо в этот момент какое было?

Дети: голубое, ясное, чистое, с легкими белыми облаками.

Воспитатель: да, очень красиво сейчас и в лесу, и в парках, и на улицах города. Мы с вами подолгу любовались красивой, нарядной природой осенью. Нам было так светло и радостно, правда? А вот поэты тоже очень любят это замечательное время года. Они писали и пишут много стихов об осени. Давайте послушаем стихотворение З. Федоровской «Осень».

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник и зарделись клёны,

В пурпуре осеннем только дуб зелёный.

Утешает осень:

Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

Воспитатель: Но не только поэты, но и композиторы восхищались красотой осени, осенней природой, осенними пейзажами. Послушайте музыкальное произведение П.И. Чайковского «Осенняя песенка» и покажите в своих движениях картинку про осень. Пожалуйста, выходите.

Звучит музыка, и дети свободно двигаются по залу.

Воспитатель: Молодцы! Когда звучала эта прекрасная музыка П.И. Чайковского, и вы танцевали под неё, я вспомнила об одной замечательной картине, с которой хочу вас познакомить. вот она. (Открывается картина.)

Эта картина называется «Золотая осень», а написал ее великий русский художник Исаак Левитан. Когда художник писал эту картину, он стоял на холме и любовался чудесной картиной природы. посмотрите на нее внимательно и даже можно немножко о ней поговорить шепотом. (Дети 1-2 минуты рассматривают картину.)

Воспитатель: Все рассмотрели? Что же мы видели на этой картине? Что на ней изображено?

Дети: Осень, деревья, речка и т.д.

Воспитатель: какая осень?

Дети: «Золотая осень»

Воспитатель: Как вы догадались? Какие цвета взял художник, чтобы изобразить «Золотую осень»?

Дети: желтый, красный, бордовый, оранжевый….

Воспитатель: Что еще мы видим на картине?

Дети: мы видим речку!

Воспитатель: Какая вода в речке?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Вода холодная, тёмная. Какие краски использовал художник?

Дети: Синюю, фиолетовую. Это холодные тона.

Воспитатель: ребята, а каким художник изобразил небо?

Дети: Голубым, светлым, чистым, бездонным

Воспитатель: А солнышко на картине есть?

Дети: Нет, но оно присутствует, потому что картина очень светлая, яркая и от деревьев падает тень.

Воспитатель: Понравилась вам картина? И мне она очень понравилась. Послушайте мой рассказ о картине.

Искусствоведческий рассказ воспитателя: воспитатель рассказывает медленно, выдерживает паузы между эпизодами картины.

«Яркое солнышко осветило золотую листву. Нарядные берёзки, словно расшалившиеся подружки, сбежались гурьбой. Стоят,….на себя любуются,….на красивую синюю-синюю речку… Уже совсем не жарко. В прозрачном воздухе всё, даже самое далекое, хорошо видно. Дышится не просторе легко и весело».

Воспитатель: Ребята, а вам хотелось бы оказаться на этом холме, среди этих берёзок?

Представьте себя там.

Ответы детей.

Воспитатель: Лера, представь, что ты подошла к этой речке, что ты ощущаешь? Какая вода? А ты, Ярослав, стоишь около весёлых берёзок, что ты чувствуешь? А ты, Диана, подбежала вот сюда к этим деревьям, что ты там услышала или почувствовала, расскажи?

Воспитатель: ребята, давайте ещё раз посмотрим на картину И. Левитана «Золотая осень», почувствуем всю её красоту и прелесть (дети ещё раз рассматривают картину 20-30 секунд)

Воспитатель: А сейчас, ребята, вам представиться возможность нарисовать свою «Золотую осень» кто как хочет любым способом. В рисунке постарайтесь передать своё настроение к «золотой осени». (Дети выполняют.)

Воспитатель: Давайте рассмотрим ваши рисунки о «золотой осени». Какие разные они получились. Очень красивые краски вы подобрали, придумали интересные пейзажи – как настоящие художники. Молодцы!

Соловьева Марина Анатольевна
Воспитатель I квалификационной категории
МБДОУ Д/С К/В № 28 «Ручеек» г.о. Химки, мкр. Сходня, 2016 г.

Конспект ИООД по ознакомлению с пейзажной живописью в подготовительной к школе группе.
«Знакомство художником-пейзажистом И.И. Левитаном.
Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень».
Программное содержание:
Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, интерес и эмоциональный отклик на неё.
Учить детей внимательно рассматривать репродукцию картины и видеть образ пейзажа в единстве его содержания и средств выразительности.
Обратить внимание на цвет и цветосочетания как средство передачи осенних явлений, эмоционального отношения художника к изображаемому.
Закрепить представления детей о том, что изображение деревьев, луга, поля, т. е. изображение природы, называется пейзажем.
Обогатить и активизировать словарь детей; ввести в него эмоционально – оценочную лексику, эстетические термины, отражающие качество объектов, их форму, фактуру и вызываемые ими у человека эмоциональные состояния – радости, удовольствия, наслаждения.
Поощрять высказывания детей.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Активизация словаря: пейзажная живопись, березовая роща, золотая осень, холодные и теплые тона.
Подготовительная работа:
Разучивание и чтение стихов, пение песен об осени, рассматривание иллюстраций на тему: осенней природы, наблюдение природных явлений на прогулке.

Ход ООД:
Воспитатель: Ребята, сегодня я вам принесла потрет знаменитого русского художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана (Выставляет портрет).
Исаак Ильич Левитан рано остался сиротой. Его детство было столь безрадостным, что он не любил даже вспоминать свои детские годы. Когда он учился в московском Училище живописи, ваяния и зодчества, ему часто приходилось голодать. Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил все красивое. К себе, к своей творческой работе он относился строго, никогда не удовлетворялся достигнутым; ему всегда казалось, что можно сделать лучше, удачнее. Случалось так, что он уничтожал не только этюды, но и свои картины, будучи недоволен ими. Левитан оставил нам богатое художественное наследие: многие его картины, этюды и рисунки находятся в Третьяковской галерее, Русском музее в Санкт-Петербурге и других музеях страны. Современники называли Левитана поэтом русской природы.
Воспитатель читает детям стихотворение И. Бунина:
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стенойСтоит над светлою поляной!
Воспитатель: Ах, как дивно сказал об осени поэт! А художники берут мольберты, краски и идут на природу писать осень. Вот мы сейчас и посмотрим картину об осени, которую написал художник Исаак Ильич Левитан. Художник назвал свою картину «Золотая осень». Давайте полюбуемся ею. А я включу «осеннюю» музыку, её написал композитор Петр Ильич Чайковский. («Осенняя песнь» из цикла «Времена года»).
Дети слушают музыку и рассматривают картину.
Воспитатель: Радостно или грустно звучала эта музыка? Дети: Грустно.
Воспитатель: Да, в музыке слышится светлая, лёгкая печаль. Мелодия звучала нежно и светло. Вот так композитор чувствовал золотую осень. Посмотрите теперь на картину и скажите: что чувствовал художник, когда рисовал золотую осень. Как он смог выразить свои чувства красками? Ведь художник выражает свои чувства с помощью красок. Какие краски здесь радостные? А какие краски грустные? (ответы детей) Да, радость художник передал тёплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. Поэтому, глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но, в то же время и лёгкую грусть прощания с летом, с осыпающейся листвой деревьев, увядающей травой, с теплом и солнцем.
А вот как поэт А. С. Пушкин сказал об этом времени года:
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото, одетые леса
Вот такие красивые и проникновенные слова о золотой осени нашел поэт. Как художник может рассказать о золотой осени? Ему нужно нарисовать, изобразить на холсте то, что он видел, или видит в природе, что вызвало у него радость, удивление красотой осени. Он должен нарисовать так, чтобы мы узнали и деревья, и кусты, и реку. А с помощью красок он может передать время года (зиму, лето, осень, весну, своё настроение (радость, грусть, тревогу, спокойствие, тишину).
Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим картину. Посмотрите, в левой части картины, близко к нам, на переднем плане художник нарисовал несколько деревьев. Что это за деревья?
Дети: Березки.
Воспитатель: Расскажите о них. Какие они?
Дети: Они тоненькие, с белыми стволами. На двух передних березках листочки почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва ещё есть - золотая, желтая, оранжевая.
Воспитатель: А ещё дальше, на дальнем плане, видна группа берёзок. Такую группу березок называют «берёзовая роща». Художник нарисовал чуть виднеющиеся стволы и пышные кроны деревьев - ведь деревья далеко, поэтому он расположил их на холсте выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.
А теперь посмотрите на правую часть картины. Что здесь нарисовано? Дети: Речка.
Воспитатель: Да, речка. Перед нами она широкая, темно – синяя, а дальше, становится все уже, все светлее, вдали она голубеет и белеет. А дальше, на излучине речки стоит одинокая берёзка, яркая, как «свечка». Справа от неё хоровод зелено – коричневых деревьев. А что изобразил художник на дальнем плане, там, где начинается небо? Да, там, на горе мы видим зелёную пашню, несколько домиков, а дальше – стена берёзок и лес. А какого цвета небо?
Дети: Небо голубое, с лёгкими белыми облаками.
Воспитатель: Чего больше на картине – неба или земли? (ответы детей) Да, художнику очень понравились красоты земли, осенней природы, поэтому земли он нарисовал больше и выбрал прямоугольный формат картины. А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались? Да, мы видим тени от деревьев, значит солнышко есть. Солнышко «зажгло» золото листвы жёлто – оранжевым светом! Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось. Сегодня мы послушали музыку, стихи об осени, посмотрели картину художника И. И. Левитана «Золотая осень». Нам было радостно и немножко грустно. Мы вспомнили золотую осень, которую видели на прогулке. Музыка, картина и стихи подарили нам эти воспоминания, эту радость и лёгкую грусть. А сейчас вы, дети, попробуйте, как художники, нарисовать золотую осень. Возьмите краски и приступайте к работе.
Самостоятельная художественная деятельность детей.
Воспитатель: Дети, полюбуйтесь своими рисунками, расскажите, какими изобразительными средствами удалось передать красоту золотой осени. Мне было так приятно на вас смотреть во время работы. Если бы вы видели себя! Знаете, какими вы были красивыми! У каждого из вас в глазах горело по волшебной искорке! Знаете почему? Когда вы творили Красоту, вы делали и не только для себя, но и для других. Вашими рисунками мы украсим группу, пусть ими полюбуются ваши мамы и папы.




Top