Художественно промышленная академия им а л штиглица. Художественное училище им
Прогуливаясь по городу изо дня в день, часто не обращаешь внимание на отдельные здания, будто они не в фокусе, и только воспринимаешь целую улицу целиком. Конечно рассматриваешь любимые дома, но новые "архитектурные фавориты" появляются все реже и реже. И не потому что красивых построек мало, а вовсе наоборот - их так много, что все выделять просто невозможно. Вот так Питерская проблема!!! Мой любимый маршрут регулярно ложится от дома - ул. Куйбышева, через Троицкий мост и Марсово поле к красивейшей ул. Пестеля и Литейному пр-ту. Так вот на этом пути у меня есть неизменные две остановки в несколько минут для созерцания: первая - Инженерный замок - самый лучший замок который я видел. А второе здание где расположилась легендарная Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица . Которую просто невозможно не заметить из-за огромного стеклянного купола и величественного фасада.
Фотография с сайта yandex.ru
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица» (Академия Штиглица) — один из авторитетнейших российских вузов, ведущий подготовку специалистов в сфере изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна. Основан в 1876 году на средства, пожертвованные бароном Александром Штиглицем. Откуда собственно и название. Так что именно отсюда выходят современные дизайнеры, реставраторы и разные умельцы.
Главный корпус академии находится в здании, спроектированном первым директором этого учебного заведения — архитектором М. Е. Месмахером.
С 1953 по 1994 год академия именовалась Ленинградским высшим художественно-промышленным училищем имени В. И. Мухиной, поэтому в СМИ ее часто называют «Мухинским училищем» или просто «Муха».
2.
Сейчас Санкт-Петербургской академии имени А. Л. Штиглица принадлежат два здания, находящихся по соседству на Соляном переулке. Здания также соединены друг с другом. В одном находится академия, а в другом по факту музей. По факту музей - но на самом деле прямо в музее тоже есть аудитории для студентов. Которые так и шастают по коридорам с какими-то свертками и мальбертами.
Исторические витражи конечно-же не сохранились из-за огромного количества взрывов во время второй мировой войны. Но в последующие годы, талантливые студенты создали новые.
Александр Людвигович Штиглиц оказался очень щедрым человеком. За свой счет построил и академию прикладного искусства и приют для детей.
С изобретение гальванопластики было сделано много копий с настоящих золотых и серебряных чаш, кубков и блюд времен ренессанса. На блюдо из более дешевого материала, например медное, наносился тонкий слой серебра или золота.
Во время войны здание было повреждено, бомба попала в стеклянный купол. Сейчас конечно же он восстановлен, но не таким, каким был раньше, потому что двойной стеклянный купол состоял из верхнего прозрачного и нижнего с витражами.
Случайно свернув не туда, оказываешься в мастерской где творят скульпторы.
Попадая в здание, первое время ходишь "с высоко задраным носом", так как первым делом, бросается в глаза роспись потолка.
В коридорах расставлены предметы старины 3 -5 веков нашей эры.
Характерная черта блогера - запечатлеть момент. Как проффнепригодность рассматривается отсутствие фототехники и опытного взгляда.
Ох уж эти арт-объекты, поди разбери, что он означает! Вот что это? А потом молодой дизайнер Вам в квартире подобное повесит на стену! Так как из академии такое попрут...
Селфи запилил - значит там был.)))
Судя по юбке, прямо со свадьбы прибежала eugesha ! А то когда еще сюда попадешь!
Изразцы на стенах сохранились оригинальные!
По соседству располагается Пантелеймоновская церковь история которой ведется аж с 1718 года.
Залы музея были оформлены в разных стилях. Есть флорентийские, с гротесками на потолках и стенах. Месмахер строил в эпоху увлечения историческими стилями, ренессанс был одним из самых популярных. Так что зал, в котором проводились выставки студентов напоминает итальянский дворик с характерными арками и сдвоенными колоннами.
Когда то роспись стен была скрыта под слоем белой краски, которую сейчас аккуратно снимают и восстанавливают первоначальный вид. Как вам "до" и "после" если сравнить фото №17 и №18?
Во время Великой Октябрьской революции училище было закрыто, экспонаты переданы в Эрмитаж, в большом количестве. Там многие так и находятся до сих пор, так что когда Вы будете гулять по Эрмитажу, можете обратить внимание на экспонаты с информационными табличками родом как раз из академии Штиглица.
Нашу большую и шумную блогерскую братию, любезно пригласили на экскурсию проект Открытый Город , который так же может отвести и в другие интересные места. Просто зайдите на их сайт, зарегестрируйтесь и совершенно бесплатно отправьтесь знакомиться с городом.
Академия оказалась очень современной и ведет собственный
Академия имени Штиглица – популярнейший ВУЗ России, привлекающий абитуриентов и туристов со всего мира. Мухинское училище, как его звали при советах, удивительным образом объединяет творческие таланты с их практическим применением – это настоящая «кузница» современных художников и реставраторов, архитекторов и дизайнеров, скульпторов и модельеров, дизайнеров всех направлений. Академия барона Штиглица привлекает творческую молодежь не только специальностями, но и прекрасным преподавательским составом, возможностью самореализации уже в процессе обучения и богатейшей историей.
История появления академии Штиглица в Санкт-Петербурге
Существует мнение, что когда человек добивается всего – богатства, славы и власти, он погружается в глубины поиска смысла собственной жизни. С этим феноменом столкнулся и барон Штиглиц – богатейший предприниматель и банкир, гениальный промышленник и международный деятель. Восторгаясь талантами архитекторов и художников, он чрезвычайно печалился о бедности большинства из них. Тщательные расчеты финансиста показали, что если творческую мысль направить в русло промышленности, то и доход мастеров возрастет в 7 раз.
Руководствуясь столь благими намерениями, в 1876 году он выделяет миллион рублей на строительство главного корпуса «училища технического рисования», еще 5 млн. для привлечения лучших преподавателей мира и столько же на закупку экспонатов для музея при академии, наглядно демонстрирующих студентам перспективы раскрытия их талантов.
Проектировкой здания, в котором впоследствии разместилась художественно-промышленная академия А.Л. Штиглица, была доверена немецкому архитектору Максимилиану Месмахеру, который позже и стал первым ректором учебного заведения. Уникальная концепция объединения всех стилистических направлений архитектуры и сейчас выделяет особняк Штиглица, главный корпус и здание музея. Стеклянный купол, беломраморные лестницы и изобилие лепнины – грандиозность постройки выделяет ее на фоне елизаветинского барокко Санкт-Петербурга.
Имени А. Л. Штиглица была основана в 1876 году. Сейчас это одно из самых известных образовательных учреждений в России. Вуз расположен в исторической части Петербурга, втором по величине городе страны и главном культурном центре.
Начало
Создание Академии Штиглица в Санкт-Петербурге было связано с бурным ростом промышленного производства, охватившего европейские страны в середине XIX века. На смену полукустарным мануфактурам пришли фабрики, на которых стало возможным выпускать товары в больших количествах. Однако вскоре выяснилось, что потребителей интересуют не просто утилитарные вещи, а красивый товар, обладающий запоминающимся дизайном.
В 1851 году в Англии прошла знаменитая художественно-промышленная выставка, на которой разные страны представили свои лучшие товары и изделия. Помимо традиционных вышивки, керамики, ткачества, украшений компании представили удивительные фабричные изделия из дерева, чугуна, стали. Апофеозом достижений промышленности стал «Хрустальный дворец»: павильон, где проходила выставка, был словно соткан из металлической паутины и «обшит» большими стеклянными панелями.
Рождение художественной академии
Русские промышленники, побывавшие на ярмарке, были сильно впечатлены. Родилась идея создания отечественной школы по подготовке художников, специализирующихся в прикладном искусстве. В 1860 году на базе московского образована школа технического рисования. Однако ее возможностей было явно недостаточно.
Согласно бытующему мнению, с инициативой об организации в С.-Петербурге специализированного художественно-промышленного учебного заведения выступил сенатор Александр Половцов, зять самого богатого (по мнению современников) банкира России — барона Штиглица. Идея банкиру понравилась, и он учредил специальный фонд в размере 7 млн рублей (огромные на то время деньги), на проценты от которого и существовало созданное в 1876 году Центральное училище технического рисования. В нем готовили художников-декораторов в прикладных дисциплинах и учителей технического рисования для других школ, которые стали появляться по стране. Таким образом, ЦУТР стало прародителем Академии им. Штиглица.
Развитие
Советское правительство по-иному смотрело на роль художественного искусства в промышленности. Всякие украшательства считались излишними, проявлением мещанства. В 1922 году ЦУТР было закрыто, а позже переформатировано в общеобразовательное учебное учреждение.
Второе рождение Академии им. Штиглица произошло 05.02.1945 года. В этот день начали работу курсы по подготовке реставраторов. После войны многие исторические здания и произведения искусств нуждались в восстановлении.
В 1953 году было образовано Ленинградское высшее художественно-промышленное училище (ЛВХПУ) имени В. И. Мухиной. В народе его называли Мухинским училищем. Надо отдать должное, в его стенах сформировался удивительный коллектив, который смог по крупицам восстановить вековые традиции предшественников и одновременно привнести много нового в науку промышленного дизайна, художественных промыслов, сохранения исторического наследия. В 2007-м вуз реорганизован в Санкт-Петербургскую художественно-промышленную академию имени А. Л. Штиглица.
День сегодняшний
В настоящее время в вузе насчитывается около 1500 студентов и 500 сотрудников. Абитуриенты могут получить высшее образование в области монументально-декоративного искусства, дизайна, истории искусств и реставрации.
Факультеты Академии Штиглица в Санкт-Петербурге активно сотрудничают со структурными организациями и промпредприятиями. Например, кафедра промышленного дизайна работает бок о бок с известными российскими компаниями, в том числе автопроизводителями КамАЗ и АвтоВАЗ, судостроителями «Алмаз» и «Аврора», НПО «ЛОМО», фабрикой «Светлана». На отделении дизайна моды проводятся многочисленные конкурсы и фестивали.
СПГХПА. им. А. Л. Штиглица имеет долгую историю успешных международных связей. Педагоги и студенты сотрудничают с высшими учебными заведениями и творческими организациями Германии, Финляндии, Китая, Франции, Японии и прочих стран.
Факультет монументально-декоративного искусства
Здесь готовят художников во всех видах Разнообразие специальностей определяется новаторскими направлениями 21 века, а также традициями, почерпнутыми из прошлого. Абитуриенты художественной академии могут выбрать одну из многих специализаций:
- История искусства и цивилизации.
- Художественная обработка металлов.
- Графическое искусство, книжная иллюстрация.
- Керамика, стекло.
- Живопись, реставрация.
- Роспись по дереву.
- Скульптура.
- Текстильный дизайн.
- Интерьер и оборудование.
- Монументально-декоративная живопись и скульптура.
Факультет дизайна
Прежде всего это школа художественного и проектно-конструкторского творчества, перед которой стоит задача определения оптимальных путей интеграции дизайна, педагогики, науки и промышленного производства. Учебная программа построена на создании своего рода стартовой площадки для творчества. Здесь обучают по следующим специальностям:
- Дизайн костюма.
- Дизайн среды.
- Графический дизайн.
- Дизайн мебели.
- Индустриальный дизайн.
Достижения
Знаменитый вуз подготовил плеяду талантливых и успешных художников и дизайнеров для обрабатывающей промышленности. В поисках эстетических ценностей выпускники активно формируют новые тенденции для архитектуры, дизайна, монументального, декоративного и прикладного искусства.
Сегодня бывшие студенты успешно работают на промышленных предприятиях, участвуют в проектах научно-исследовательских учреждений, а также в строительных бюро, художественных школах и творческих организациях. Кроме того, воспитанники Академии им. Штиглица внесли значительный вклад в развитие материальной культуры страны. За высокие достижения коллектив удостоен почетного ордена Трудового Красного Знамени.
Соцкультбыт
Академия располагает развитой материально-технической базой. Действует музей, насчитывающий более 35 000 предметов прикладного искусства и собрание студенческих работ. Библиотека имеет более 140 000 изданий и хранилище редких книг на 10 000 единиц. Организовано питание.
Созданы отличные удобства для занятий спортом, действуют и тренажерный зал. Есть студенческое общежитие, расположенное на проспекте Кузнецова 30/9, Санкт-Петербург. Кстати, во время вступительных экзаменов и курсов подготовки заявители могут быть размещены в общежитии.
Музей
При Академии им. Штиглица действует замечательный музей (основан в 1878 году). В нем представлены как работы преподавателей и студентов академии разных лет, так и другие произведения искусства.
Созданию художественного музея при учебном заведении способствовал тот же Александр Половцов. Вместе с архитектором Максимилианом Месмахером он убедил барона Штиглица в необходимости иметь коллекцию произведений прикладного искусства — как в качестве учебного пособия, так и для развития художественного воображения студентов. Барон выдал на реализацию этой идеи дополнительные 5 млн рублей, что позволило покупать книги по искусству для библиотеки училища, новые экспонаты для музея, печатную графику, оригиналы живописи и рисунков западноевропейских художников, изделия ювелиров-мастеров, работы художников-декораторов различных отраслей.
Большие средства тратились на приобретения профильных экспонатов и произведений искусства на парижских аукционах, часто покупались лучшие и уникальные лоты. Благодаря этим приобретениям музей училища стал обладателем:
- Образцов керамики архаичных времен.
- Ювелирных изделий.
- Археологических предметов древних финикийцев.
- Старинной мебели.
- Антикварных каминов.
- Изделий керамических центров Италии, Франции, Германии.
- Коллекции французских гобеленов.
- Оригиналов живописи Тьеполо.
- Оригиналов рисунков художников и декораторов, среди которых Джованни Кастильоне, Франчесо Гварди, Перино дель Вага, Тьеполо, Полидори да Караваджо, Аннибале Карраччи, Жиль Мари Оппенор и других.
Александру Половцову после смерти Штиглица предстояло довести до логического завершения дело по благоустройству нового художественного училища. Он отдал немалые суммы на благотворительность и развитие материально-технической базы.
Академия сегодня
Сегодня в вузе 1500 студентов и 220 преподавателей.
Факультеты
Факультет декоративно-прикладного искусства
- факультет монументального искусства
- факультет дизайна
История
- Основано в 1876 году по рескрипту Александра II на средства пожертвования банкиром и промышленником бароном Александром Людвиговичем Штиглицом ( -) как Центральное училище технического рисования .
- В 1918 году училище было реорганизовано в Петроградские государственные художественно-промышленные мастерские .
- В 1922 году мастерские преобразованы в Училище по архитектурной отделке зданий при городском Исполнительном комитете .
- В 1945 году решением правительства школа воссоздаётся как многопрофильное учебное заведение осуществляющее подготовку художников монументального, декоративно-прикладного и промышленного искусства, в 1948 году она становится вузом - Ленинградским высшим художественно-промышленным училищем .
- С 1953 года ЛВХПУ носит имя народного художника СССР Веры Игнатьевны Мухиной .
- В 1994 году ЛВХПУ им. В. И. Мухиной преобразовано в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию .
- В декабре 2006 года академии присвоенно имя Александра Людвиговича Штиглица. Новое название академии - Санкт-Петербургская Государственная Художественно-промышленная Академия имени А. Л. Штиглица (СПГХПА им. А. Л. Штиглица).
Известные выпускники
- Боско, Юрий Иванович - советский художник-монументалист, заслуженный художник России, Народный художник России.
- Зариньш, Рихард Германович - российский и латвийский художник, график, популяризатор латышского народного искусства, автор первых революционных марок Советской России. Автор герба и денежных знаков Латвии.
- Остроумова-Лебедева, Анна Петровна - народный художник РСФСР, российский гравёр и живописец, акварелист, мастер пейзажа.
- Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич - заслуженный деятель искусств РСФСР, живописец-символист, график, теоретик искусства, писатель и педагог.
- Писахов, Степан Григорьевич - русский художник, писатель, этнограф, сказочник.
- Протопопов, Владислав Васильевич - российский художник.
- Сальников, Анатолий Александрович - Заслуженный архитектор Автономной Республики Крым, Лауреат Премии Автономной Республики Крым, главный архитектор г. Керчи.
Ссылки
- http://designcomdesign.ru/ - кафедра Коммуникативного дизайна СПГХПА им. А.Л. Штиглица.
- http://artisk.ru/ - кафедра Искусствоведения и культурологии СПГХПА им. А.Л. Штиглица.
Источники
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Художественное училище им. Мухиной" в других словарях:
В СССР, система подготовки мастеров изобразительного, декоративно прикладного и промышленного искусства, архитекторов художников, искусствоведов, художников педагогов. На Руси первоначально существовало в форме индивидуальной подготовки… … Большая советская энциклопедия
- (названо по имени мецената барона А. Л. Штиглица), основано в Санкт Петербурге в 1876, открыто в 1879, в 1922 влилось в петроградский Вхутеин. В 1945 воссоздано как Ленинградское (ныне Санкт Петербургское) высшее художественно промышленное… … Энциклопедический словарь
- (ЦУТР) (Соляной переулок, 13 и 15), государственное художественное учебное заведение. Основано в 1876 (открыто в 1879) вместе с начальной школой рисования, черчения и лепки по инициативе и на средства мецената барона А. Л. Штиглица (первый… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Павлов. В Википедии есть статьи о других людях с именем Павлов, Александр Борисович. Александр Борисович Павлов (род. 1963, Донецк) российский художник. Родился в семье рабочих. С 1971… … Википедия
Олег Георгиевич Атрошенко (1940 1989) советский художник. Закончил Высшее художественное училище имени Мухиной по специальности «Проектировщик интерьера». Является автором многочисленных проектов оформления интерьеров общественных заведений и… … Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Вакс. Иосиф Александрович Вакс Профессор И. А. Вакс … Википедия
Даже многие коренные петербуржцы не знают полного названия этого учебного заведения, хотя его неофициальное прозвище хорошо известно каждому горожанину. «Санкт-Петербургская Государственная Художественно-Промышленная Академия?» Это словосочетание никому ни о чем не говорит? А как насчет Мухинского училища или просто «Мухи»?
Появление этого прославленного учебного заведения связано с деятельностью известного предпринимателя и мецената, барона Александра Штиглица. Хотя на самих предприятиях Штиглица условия труда были близки к рабским, сам Александр Людвигович нередко испытывал желание «отдать свой долг обществу», выделяя средства на различные социальные проекты.
В 1876 году Александр Людвигович выделил 5 миллионов рублей золотом (баснословную по тем временам сумму) на создание Училища технического рисования. Это учебное заведение должно было готовить художников-прикладников: кузнецов, дизайнеров, стеклодувов, мебельщиков, модельеров. Для постройки здания училища было выбрано место у Фонтанки, где некогда располагались соляные «магазины» - склады. Эти складские постройки дали имя и ближлежайшему переулку - Соляному.
Для строительства училища был приглашен немецкий архитектор Максимилиан Егорович Месмахер, который затем стал и первым директором нового учебного заведения. Штиглиц и Месмахер считали, что студенты должны учиться на лучших образцах мирового искусства, поэтому интерьеры здания были оформлены с царской роскошью в стиле итальянского Ренессанса. В дар своему учебному заведению Штиглиц так же преподнес коллекцию картин, стекла и ковров. Зарплаты профессорам и текущие расходы училища финансировались за счет процентов с капитала в один миллион рублей.
Поскольку сам Штиглиц был выходцем из Лифляндии, не стоит удивляться тому, что в первые десятилетия существования Училища технического рисования значительную часть его студентов составляли выходцы из Прибалтики, в особенности из нынешней Латвии. Так, например, там учился Рихард Зариньш, создатель герба и денежных знаков Латвии; автор государственного флага Латвии и её первой почтовой марки Ансис Цирулис, основатели профессиональной латвийской скульптуры — Теодор Залькалн, Густав Шкилтер, Буркард Дзенис и др.
После 1917 года училище было преобразовано и стало Государственными художественно-промышленными мастерскими. В 1922 году они вместе с музеем и библиотекой влились в Петроградский ВХУТЕИН, а еще через два года Государственные художественно-промышленные мастерские перестали существовать как самостоятельное учебное заведение. Музей же стал филиалом Государственного Эрмитажа.
Только в 1945 году на его базе было открыто Ленинградское художественно-промышленное училище им.Мухиной В.И, которое вскоре стало одним из самых известных учебных заведений города. Среди выпускников Мухинского училища были М.Шемякин, супруги Ольга и Александр Флоренские, Дмитрий Шагин.
С Мухинским училищем связано много мифов и легенд. Так, перед экзаменами студенты приносят цветы ангелам, украшающим фонари перед в ходом в здание. По преданию это местное представительство ангела-хранителя города, чья штаб-квартира находится на Петропавловском соборе. Еще одна легенда связана с парадной лестницей «Мухи». Студенты-первокурсники имеют право ходить только по ее левой стороне, поскольку по правой стороне лестнице ходит Муза, нервно реагирующая на тех, кто отбивает ей пятки. На старшекурсников это правило по таинственным и загадочным причинам уже не распостраняется.
Еще одной достопримечательностью является стеклянный купол училища, который позволяет студентам зарисовывать интерьеры здания во время классных занятий. В советское время студенты, протестуя против тоталитаризма, нередко в пьяном виде поднимались на этот купол и лежали на нем обнаженные, шокировав рисовальщиков внизу. Легенда гласит, что стекло купола иногда не выдерживало тяжесть нагих тел и дело не обходилось без жертв…