Художественные особенности отцы и дети. Идейно-художественные особенности романа «Отцы и дети


ОБРАЗ
РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.А.НЕКРАСОВА.


Центральный
герой произведений Некрасова - народ. Его он
изображает очень ярко и с большой любовью.
Чтобы картина народной жизни была полной,
поэт изображает и тяжелый быт деревни, и
нищету городских бедняков.


Особое
место в его произведениях занимает образ
русской женщины. "Тип величавой славянки"
Некрасов пишет всегда с глубоким искренним
чувством. Эт подтверждают такие
произведения поэта, как стихотворения "Тройка",
"В полном разгаре страда деревенская...",
эпизоды из поэм "Кому на Руси жить хорошо?"
и "Мороз, Красный нос".


Первые два
стихотворения перекликаются. В
стихотворении "Тройка" поэт только
предрекает дорогу, напоминает девушке о
тяжелой доле, которая ее ждет:


Отцветешь,
не успевши расцвесть,


Погрузишься
ты в сон непробудный,


Будешь
нянчить, работать и есть.


А в
стихотворении "В полном разгаре страда
деревенская..." берется уже реальный
эпизод из жизни простой крестьянки:


Слышится
крик у соседней полосоньки,


Баба туда -
растрепалися косыньки


-

Надо
ребенка качать.


Везде надо
женщине успеть: и в поле, и с детишками, и дом
содержать. Тема нелегкой женской судьбы
проходит через многие произведения
Некрасова. Поэт постоянно подчеркивает, что
женщина несет на себе двойной гнет:
помещичий и семейный. В стихотворении

"Тройка"
мы читаем горькие слова. "Будет бить тебя
муж привередник и свекровь в три погибели
гнуть" и "Не мудрено, что 1ты вянешь во
времени". Некрасов глубоко сочувствует
тяжелой (женской доле и восхищается
стойкостью, выносливостью и 1 трудолюбием
русской женщины.
I В
поэме "Мороз, Красный нос"
рассказывается о трагической
судьбе
крестьянки Дарьи, которая, взвалив на свои
плечи всю мужицкую и женскую работу, не
может этого вынести и погибает. Обобщил
Некрасов размышления о женской доле в поэме
"Кому на Руси жить хорошо?" в главе "Крестьянка".
Матрена Тимофеевна, одна из главных героинь
поэмы, довольна тем уже, что муж не бьет ее.
Женскую судьбу сравнивает она с тремя
петлями шелку белого, красного и черного, И
горьким выводом завершает свои раздумья
Матрена Тимофеевна: "Не дело вы затеяли -
средь баб счастливую искать!"

Говоря о
горькой женской участи, Некрасов не
перестает восхищаться удивительными
духовными качествами своих героинь, их
огромной силой воли, чувством собственного
достоинства и

подлинной
гордостью, не задавленной тяжелыми
условиями жизни. Поэт, радуясь за своих
соплеменников, говорит, что "грязь
обстановки убогой к ним словно липнет".
Она "коня на скаку остановит, в горящую
избу войдет". Умеет она, сбросив с себя
повседневные заботы, и отдохнуть,
повеселиться, но зато во время работы ловка,
сильна и собранна. Такая женщина "и голод,
и холод выносит". Она строга к лентяям, к
нищим, но это не значит, что ей не
свойственны любовь, сострадание к людям.
Достаточно вспомнить,
как
всеми силами пытается вылечить Дарья
своего мужа, как Матрена Тимофеевна прощает
Савелию-богатырю его оплошность, приведшую
к гибели ее первенца. Она ценит в нем
свободный дух, народную мудрость, и даже
рассказывает о нем странникам, ставя его в
пример
.

Главным же
достоинством русской Женщины Некрасов
читает ее способность быть настоящей,
чуткой матерью. Забота о детях заставляет
Дарью пересилить свое горе и как-то
содержать семью. Героиня стихотворения "В
полном разгаре страда деревенская..." "из
сил выбивается", чтоб был сыт ее ребенок.
Тема материнства затронута и в
стихотворении "Соловьи". Мать учит
своих детей ценить прекрасное, любить
природу. Ей очень хочется, чтобы ее дети
были счастливы. Выражая мечту всех матерей,
она говорит, что если бы были


для людей
земли, где они жили свободно, "без податей
и без рекрутщины", то "все на руках
своих детей туда бы отнесли крестьянки".
Своим личным примером воспитывает детей
Матрена Тимофеевна, "многострадальная
мать". Ее сын Федотка уже умеет
сочувствовать чужой беде: он пожалел
голодную волчицу. И Матрена Тимофеевна
материнским сердцем понимает Федотку,
ограждает его чистую душу от потрясений,
принимает на себя все унизительное
наказание. Любовь к мужу, тревога за судьбу
детей дают силы Матрене Тимофеевне идти
искать защиты от несправедливости у
губернаторши. Поборов свою гордость, о,на
унижается перед
швейцаром,
но цели своей достигает. И нет границ
благодарности
губернаторше.
Строки: В рабстве спасенное Сердце
свободное -Золото, золото-Сердце народное! -

относятся и к
Матрене Тимофеевне.

Характеры
рус

c ких
женщин в творчестве Некрасова говорят о

силе, чистоте
и неподкупности простого народа, о
необходимости
перемен
в жизни и порядках в селах и городах, - таких
перемен,
которые
помогли бы "женщинам в русских селениях"
по-настоящему
проявить
любовь всего своего сердца.

Образ русской женщины в творчестве Н. Некрасова.
"Величавая славянка" стала героиней многих стихотворений и поэм Н. А. Некрасова; все они проникнуты глубоким состраданием к ее судьбе. Поэт страдает вместе с ней и от непосильной работы, и от моральных унижений. Однако нельзя сказать, что русская женщина предстает в стихах Некрасова только лишь в образе замученной работой крестьянки, на судьбе которой отразились все социальные противоречия страны. Есть в поэзии Некрасова и другой тип женщины, в котором воплотились народные представления о настоящей красавице, крепко сложенной, румяной, живой, трудолюбивой. обращает внимание на внутреннюю красоту, душевное богатство русской крестьянки:

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц.

В образе русской женщины Некрасов воспевает стойкость, гордость, достоинство, заботу о семье, о детях. Наиболее полно этот тип был раскрыт Некрасовым в поэме "Кому на Руси жить хорошо" в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной, рассказу о судьбе которой посвящена одна из частей. В этом рассказе отразились все жизненные тяготы русской женщины: разлука с мужем, вечные унижения, страдания матери, потерявшей сына, пожары, падеж скота, неурожаи. Однако эти испытания не сломили ее духа, она сохранила свое человеческое достоинство. Перед нами женщина большого ума, самоотверженная, волевая, решительная. В характеристике Матрены широко используются фольклорные жанры: песни, плачи, причитания. Они помогают выразить боль и тоску, ярче показать горькую долю, выпавшую женщине. В ее речи наблюдаются фольклорные особенности: повторы, постоянные эпитеты, восклицательные формы, обилие уменьшительно-ласкательных слов. Эти особенности делают речь Матрены неповторимо индивидуальной, придают ей особую живость, эмоциональность. Это образ крестьянки не только сильной духом, но и одаренной, талантливой.

Для раскрытия авторского замысла важна отметить, что часть поэмы, посвященная судьбе Матрены Тимофеевны, названа не ее именем, а "Крестьянка". Рассказ Матрены о своей жизни - это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины. Этим названием подчеркивается, что судьба Матрены вовсе не исключение из правил, а типичная судьба миллионов русских крестьянок.

Описывая тип "величавой славянки", Некрасов находит его не только в крестьянской среде. Лучшие душевные качества - сила воли, умение любить, верность - роднят Матрену с героинями поэмы "Русские женщины".

Произведение это состоит из двух частей: первая посвящена княгине Трубецкой, вторая - княгине Волконской. Княгиню Трубецкую Некрасов показывает как бы со стороны, рисует внешние трудности, встретившиеся на ее пути. Недаром центральное место в этой части занимает сцена с губернатором, пугающим княгиню ожидающими ее лишениями: голодом, позором, "трудом этапного пути". Но все доводы губернатора о тяготах жизни в Сибири мельчают и теряют свою силу перед мужеством героини, ее горячей готовностью быть верной своему долгу.

Во второй части поэмы повествование ведется от первого лица - лица княгини Волконской. Благодаря этому яснее понимаешь глубину страданий, которые перенесла героиня. В этой части также есть спор, по напряжению равный разговору губернатора и Трубецкой, - спор княгини с отцом. Отец упрекает дочь в безрассудстве, та говорит о долге, а также о предначертанности своей судьбы: "так небу угодно".

Замена первоначального названия "Декабристки" на "Русские женщины" подчеркивает, что героизм, сила духа, нравственная красота присущи русской женщине испокон веков и вне сословных рамок. Тип "величавой славянки" - всенароден, его можно встретить и в крестьянской избе, и в великосветской гостиной, поскольку главная составляющая его - духовная красота.

В своем творчестве Некрасов уделяет особое внимание раскрытию женских образов. При этом, наблюдая и изучая женский характер, он не ограничивается своим кругом -кругом родового дворянства. Его творческая интуиция и поэтическое воображение способны проникнуть в душу и простой крестьянки, и жены декабриста, и даже падшей женщины. Некрасов остро ощущал несправедливость, которая выпала на долю русской женщины, какое бы положение в обществе она ни занимала, ведь даже женщины из высшего света находились в подчиненном положении и не имели никаких прав. Если женщина из народа изнемогала от непосильного труда, то дворянка - при внешнем благополучии - страдала от отсутствия свободы и должна была неукоснительно следовать писаным и неписаным законам своего круга.

Все героини Некрасова - женщины самоотверженные, сильные, способные принести себя в жертву тем, кого они любят. Пример удивительной стойкости, благородства, самоотречения являют нам образы его поэмы “Русские женщины” - княгини Трубецкая и Волконская. Привыкшие к великолепию светской жизни, роскоши и достатку, они, презрев осуждения света, зная, на какие муки обрекают себя, отправляются за своими мужьями-декабристами в Сибирь. Лживое, пустое высшее общество для них - лишь “маскарад”, “нахальной дряни торжество”, где царят “подленькая месть” и ханжество, мужчины там - “сборище Иуд, а женщины - рабы”. Почему некрасовские героини выносят мужчинам столь строгий приговор? Да потому, что они, поддавшись на соблазны светской жизни, не пожелали разделить участь декабристов, пожертвовать собой во имя свободы, счастья и справедливости. Трубецкая и Волконская меняют суету света “на подвиг любви бескорыстной”, они так же, как и их мужья, хотят пострадать за свободу, им тоже небезразличны судьбы русского народа: княгине Трубецкой “снятся стоны бурлаков на волжских берегах”, а Волконская, соприкоснувшись с жизнью народа и узнав широту его души, восклицает:

Ты любишь несчастного, русский народ!

Страдания нас породнили...

Женщина в некрасовской поэзии всегда обречена на несправедливость, ее несчастная судьба предопределена тем обществом, в котором она живет. В стихотворении “Тройка” Некрасов обращается к молодой девушке, у которой впереди еще целая жизнь; она полна озорства и веселья, ей не чужды девичьи игривые мечты. Она еще не знает, что ждет ее в жизни, и “жадно глядит на дорогу”, заигрывая с “проезжим корнетом”. Но Некрасов предрекает ей жалкое и убогое существование; ни красота, ни веселый нрав не помогут ей избежать тяжелой женской доли:

За неряху пойдешь мужика.

Завязавши под мышки передник,

Перетянешь уродливо грудь,

Будет бить тебя муж-привередник

И свекровь в три погибели гнуть.

Похожую судьбу русской женщины рисует поэт в стихотворении “Еду ли ночью по улице темной”. Его героиня - жертва несправедливости, царящей в обществе, где женщина не имеет никаких прав. “С детства судьба невзлюбила тебя”, - говорит Некрасов. Сначала ее бил отец, потом -” нелюбимый муж. Когда же она, презрев все условности общественной морали, открылась наконец настоящей, чистой любви, то и здесь ее настигают вопиющая жестокость и несправедливость людей, которые “именем страшным” ее назовут. Именно по вине таких “пустых и лживых” людей женщина встает на путь греха и порока, как это показано в стихотворении “Когда из мрака заблужденья...”. Но в душе даже такой опустившейся женщи ны теплится искра божия; для Некрасова всегда есть надежда на то, что она воспрянет к новой жизни, сможет проклясть “ее опутавший порок” и “смело и свободно” вступить на честный путь.

Щемящей жалостью и горечью наполнены стихи поэта, посвященные женщине из народа. Вот как он пишет о несправедливости, которую терпит простая крестьянка:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая - быть матерью сына-раба,

А третья - до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Поистине величественный и светлый образ русской женщины предстает перед нами в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Это - крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина. Вся ее жизнь, которая проходит в непосильном труде, - пример удивительной стойкости, терпения и силы характера. Именно о таких женщинах, как Матрена, Некрасов писал:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет.

Никакие жизненные неудачи и удары судьбы не могут сломить ее, она способна выстоять перед любыми испытаниями, и, несмотря ни на что, она не поддается отчаянию и озлоблению и безропотно несет свой крест. Эпический тон повествования придает ее образу характер всеобщности. Некрасов осмысливает историю Матрены как судьбу русской крестьянки вообще и, рисуя ее героический жизненный подвиг, показывает, что такие, как она, имеют право на иную жизнь, на подлинную свободу и справедливость.

“Кто ж защитит тебя?” - обращается Некрасов к женщине в одном из своих стихотворений. Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о страдалице земли русской, подвиг которой незаметен, но велик!

Русская женщина всегда-была для Некрасова главной носи­тельницей жизни, выражением ее полноты. Жизнь трудового крестьянина, жизнь женщины-труженицы являют резкий кон­траст умиранию разлагающихся помещичьих усадеб. Голос женщины - голос народа. Некрасовская героиня - человек не сломленный испытаниями, сумевший выстоять. Некрасов, как никто другой, смог почувствовать душу русской женщины. Она - символ жизни. Недаром даже Муза Некрасова - «род­ная сестра» крестьянки.

Тяжелый труд, терпение, заботы явля­ются уделом женщины. Ее судьба предопределена тем общест­вом, в котором она/живет. В стихотворении «Тройка» Некрасов обращается к молодой девушке, у которой впереди еще целая жизнь; она молода, полна веселья и озорства, будущая жизнь кажется ей прекрасной и счастливой. Но Некрасов предрекает ей участь всех женщин: жалкое, убогое существование, непо­сильный труд, бедность:

Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.

Похожую судьбу русской женщины рисует поэт в стихотво­рении «Еду ли ночью по улице темной...». Его героиня - жерт­ва несправедливости, царящей в обществе, где женщина не имеет никаких прав. «С детства судьба невзлюбила тебя», - говорит Некрасов. Всю жизнь героиня терпела несправедли­вость и унижения. Сначала бил отец, потом муж. Когда же она вопреки всяким условностям по-настоящему полюбила и «ушла на волю», это тоже не принесло ей радости. В таком обществе, среди пустых и лживых людей, женщина встает на путь греха и порока, как героиня стихотворения «Когда из мрака заблуж­денья...». Но в ее душе даже тогда теплится искра надежды, а это значит, что она сумеет преодолеть себя и вступить на праведный путь.

Прекрасный образ женщины, воплотившей в себе лучшие черты всех русских женщин, создан в поэме «Мороз, Красный нос». Поэт восхищается красотой своей героини Дарьи, ее лов­костью, силой. Внешняя привлекательность в этой простой кре­стьянке сочетается с внутренним нравственным богатством, с самоотверженностью и душевной стойкостью.

Судьба Дарьи в поэме «Мороз, Красный нос» воспринимает­ся как типичная участь русской женщины-крестьянки:

Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая - быть матерью сына раба,
А третья - до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.

Правда, Дарья избежала одной из «тяжких доль»: «до гроба рабу покоряться». Ее отношения с Проклом сложились на ред­кость счастливо. Муж ее любил той сдержанной, несколько су­ровой любовью, которая характерна для крестьянских семей. Но счастье длилось недолго. Похоронив мужа, Дарья пошла в лес, чтобы нарубить дров. Мороз-воевода предлагает ей свое царство, «голубой дворец» и вместе с этим спокойствие, забве­ние от мук, небытие. Но она, замерзая, последним усилием во­ли воскрешает в памяти всю свою прошлую жизнь, пусть тяже­лую и беспросветную, но все же дорогую ей. С той же покорно­стью, с которой она сносила все удары судьбы, Дарья разговаривает с Морозом. На вопрос его: «Тепло ли тебе, моло­дица?» - трижды отвечает: «Тепло». С ее губ не сорвалось ни жалобы, ни стона. Поединок ее с Морозом - это подвиг как Да­рьи, так и всех женщин.

Величавый и светлый образ русской женщины встает перед нами в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Это крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина. Вся ее жизнь, которая проис­ходит в непосильном труде, - пример удивительной стойкости, терпения и силы характера. Именно о таких женщинах, как Матрена, Некрасов писал:

Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.

Никакие жизненные неудачи и удары судьбы не сломят ее, она способна выдержать любые испытания, и, несмотря ни на что, не поддается отчаянию и озлоблению и безропотно несет свой крест. Некрасов осмысливает историю Матрены, рисует ее героический жизненный подвиг, показывает, что такие, как она, имеют право на иную жизнь.

Шли на подвиг, когда ехали на каторгу за мужьями, жены декабристов. Пленительно прекрасные образы замечательных женщин - княгини Трубецкой и княгини Волконской - создал Некрасов в поэме «Русские женщины». Ни страх потерять дво­рянство, ту среду, где они выросли, ни боязнь каторжной жиз­ни ни остановили их.

Ужасна будет, знаю я,
Жизнь мужа моего.
Пускай же будет и моя
Не радостней его! -

Этими словами отвечает Трубецкая губернатору на его попытку «образумить» женщину.

В любых условиях некрасовская женщина оставалась кра­сивой, гордой и светлой в своем величии, такой, которую можно сравнить с Богородицей на полотнах русских худож­ников:

Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.
Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме...

«Кто же защитит тебя?» - обращается Некрасов к женщи­не. Эту. тяжелую роль защитника женщины, подвиг которой так незаметен, но велик, поэт берет на себя.




Top