Художник куприн александр васильевич и крым. Другие картины с изображением Баку кисти А.В.Куприна

Знаете ли вы Александра Куприна? Каждый ответит: конечно! Знаменитый русский писатель, "Поединок", "Яма", "Юнкера"... А если речь идет не о писателе Александре Ивановиче Куприне, а о художнике Александре Васильевиче Куприне?
Его знают меньше. Хотя Куприн - один из авангардистов, которые нынче в такой моде, более того - один из немногих русских авангардистов с относительно благополучной судьбой.

Будущий художник родился в 1880 году в Борисоглебске в семье педагога. С 1893 года семья Александра Куприна жила в Воронеже. Его родители, как и большинство интеллигентных семей того времени, были не чужды творческим радостям - в доме много пели, играли на рояле и других музыкальных инструментах, танцевали, сочиняли и декламировали стихи... Всем этим с удовольствием занимался и Саша. И даже музыку писал... Но мальчик еще и хорошо рисовал. А родители, родственники и многочисленные гости, часто собиравшиеся в доме Куприных, всегда его поощряли. Высоко оценивал способности Саши и преподаватель рисования из его гимназии, обещавший своему ученику славу художника...

Но из-за финансовых проблем семьи юному Саше пришлось пойти работать - конторщиком на железную дорогу. Мечты о живописи не оставляли юношу и после службы он спешил в вечернюю живописную школу, продолжая удивлять преподавателей своими способностями. В 1902 году двадцатидвухлетний Куприн, скопив немного денег, уезжает в Петербург, мечтая поступить в Академию художеств. Однако его подготовка не достаточна для поступления, и для начала Саше приходится поучиться в частных художественных студиях. Но пресловутый "кусок хлеба" живопись ему уже дает - на жизнь Куприн зарабатывает копиями картин известных мастеров, рисунками для открыток и мозаичными панно.

Мальвы на черном фоне. 1910

В 1904 году молодого человека ждал удар - в Академию его не приняли. Он уезжает в Москву, чтобы попытать успеха в Училище живописи, ваяния и зодчества, а для начала снова идет учиться в частную студию, на этот раз - в популярную московскую студию художника Юона. Через два года ему удается поступить в Московское училище.
В 1907 году Куприн из-за проблем с легкими едет в Крым подлечиться и навсегда попадает под обаяние крымской природы. Крымские пейзажи станут одной из важнейших для него тем. Но сам подход Куприна к творчеству вскоре начинает кардинально меняться - 1908 году он в частных коллекциях московских меценатов открывает для себя современную новаторскую живопись, прежде всего французскую. И начинаются художественные эксперименты, которые не всегда находят понимание в училище... В 1909 году он участвует в авангардистской художественной выставке салона "Золотое руно". А в 1910 году Куприн покидает Московское училище живописи, ваяния и зодчества, так и не получив диплом, и становится одним из организаторов и лидеров объединения художников "Бубновый валет".

Натюрморт с трубкой

Натурщица с красной ленточкой и синим подносом, 1910

Натурщица с зеленым шарфом, 1910

Натюрморт с сыром

Куприн много путешествовал, побывал во Франции, Италии, где ознакомился с художественными новинками. Но любимыми для него по-прежнему оставались пейзажи Крыма. Впрочем, начавшаяся Мировая война крайне затруднила поездки за рубеж... Но художника больше волновали творческие эксперименты - он увлекся таким течением как кубизм.

Турецкие фелюги. Гудауты. 1911

Пейзаж с горой. Гудауты. 1911

Натюрморт с книгами и со свечой. 1911-12

Пейзаж с мечетью. Окрестности Ялты. 1911-12

Пейзаж. Ментона. 1914

Кирпичный завод под Москвой. 1915

Лежащая обнаженная натурщица. 1917

Натюрморт с глиняным кувшином. 1917

Революция вносит раскол в ряды художников. Кто-то принимает советскую власть, кто-то отправляется в эмиграцию... Кто-то мечется, уезжает и... возвращается. Куприн, в отличие от своего тезки писателя, сразу решает все для себя и остается на родине. Он не отказывается от прежних исканий, но на его полотнах пробивается и нечто новое, привнесенное переменами в стране.

Искусство. Эскиз плаката. 1918

Древнерусская архитектура. Москва. 1918

Москва. Пейзаж с церковью. 1918

Натюрморт с воблой. 1918

Чайная лавка. 1919

Сокольники. Каланча. 1919

Фили. Кутузовская церковь. 1921

В начале 1920-х художник уезжает из Москвы, где в условиях Гражданской войны жизнь была совсем трудной, в Нижний Новгород и работает там в художественных мастерских. В 1924 Куприн возвращается в Москву. Работа во ВХУТЕМАСе, в Текстильном институте, дизайнерские проекты... Но именно в 1920-х годах у художника появляется новая тема, к которой прежде он лишь изредка робко подступался - индустриальный пейзаж.

Нижний Новгород 1921

Завод. 1921

Донбас. 1921

Дорогомилово. Сосна. 1923

Городской пейзаж с розовой церковью. Сумерки. 1924

Работы Куприна становятся все более реалистичными, что поощряется в советских условиях. да и настроениям самого художника отвечает.
"Моя первая половина жизни прошла в бесплодных поисках нового изобразительного языка. Я шел от формы к содержанию, не отдавая себе отчета в том, что, в конечном счете, созданная мною форма будет выражать. Все мои эксперименты не смогли проложить пути к сердцу человека", - скажет сам художник о своих исканиях.

Бахчисарай. Чурук-Су. 1927

Пейзаж с луной. 1927

Бахчисарай. 1928

Феодосия. Храм 11 века

Бахчисарай. Заброшенная мечеть. 1930

Днепропетровск. Металлургический завод им. Петровского

Завод "Серп и молот" в Москве. 1931

Баку. Нефтяные промыслы. 1931

Москва. Дом правительства. 1932

Маневры Черноморской эскадры. 1932

Кутаиси. Старая колокольня. 1932

Беасальская долина. Крым. 1937

Пейзаж с луной. 1944

Натюрморт со стеклянной вазой. 1945

Могила Айвазовского у древнего армянского храма. 1946

В эпоху Оттепели искания художника снова нашли отклик и оказались интересными зрителю. В 1954 году А.В. Куприн был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР, а в 1956 году был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. В марте 1960 года на выставке московских художников были показаны его работы, написанные для первой республиканской выставки «Советская Россия». На склоне лет художника вновь увлекли индустриальные мотивы - это были написанные по материалам поездки в Тулу летом 1959 года заводские виды. К сожалению, это была последняя прижизненная экспозиция его работ - до закрытия выставки Куприн, находившийся в весьма почтенном возрасте, не дожил.

Александр Куприн умер 18 марта 1960 года. Он был п охоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Первые художественные навыки получил в 1889–1893 в гимназии в Борисоглебске у учителя рисования Н.А.Евсеева. В 1896–1902 работал в Воронеже конторщиком в счетоводстве Юго-Восточных железных дорог и одновременно учился в Воронежской бесплатной школе живописи и рисования при Обществе любителей художеств у Л.Г.Соловьёва и М.И.Пономарёва (1896–1902). Продолжил образование в Петербурге в частной школе–мастерской Л.Е.Дмитриева-Кавказского (1902–1904), в Москве в школе К.Ф.Юона и И.О.Дудина (1904–1906) и в МУЖВЗ (1906–1907, 1908–1910, исключён) у Н.А.Касаткина, С.Д.Милорадовича, А.Е.Архипова, Л.О.Пастернака, в мастерской В.А.Серова (до 1909) и К.А.Коровина.

Преподавал рисование в Арбатском частном женском училище (1916–1918), живопись во II ГСХМ в Москве (1918–1920, ассистент Коровина), в Нижегородских и Сормовских художественных мастерских (1920–1922), Вхутемасе–Вхутеине в Москве (1922–1930); в Текстильном институте (1928–1932), СЦХПУ) (1946–1952). Профессор (с 1922).

А.В.Куприн. Пейзаж с церковью. 1918.Холст, масло. 83×108. ГМИИ РТ


А.В.Куприн. Лежащая обнажённая. 1917.Холст, масло. 120×165. ГТГ


А.В.Куприн. Натюрморт с кактусом и конским черепом на чёрном фоне. 1917. Холст, масло. 105×94. СГХМ


Куприн А.В. Натюрморт со скульптурой Б.Д.Королёва. 1919.Холст, масло. 115×120.ГРМ


А.В.Куприн. Круглый стол. 1914.Холст, масло. 70,5×92. ЯХМ

Жил в Борисоглебске (1880–1893), Воронеже (1893–1902), Петербурге (1902–1904), Москве (1904–1920, с 1922), Нижнем Новгороде (1920–1922).

Посетил Ростов Великий и Торжок (1908), путешествовал по Франции и Северной Италии (1913–1914), работал в Крыму (1907–1908 и после 1926).

Участвовал в создании мозаичных панно для Суворовского музея в Петербурге (1902–1904), в оформлении Баку к 14-й годовщине революции (1931).

Член и экспонент объединений «Бубновый валет» (1911–1916, член-учредитель, в 1916 – председатель правления); «Мир искусства» (1917–1921); «Московские живописцы» (1925–1928); «Бытие» (1926–1927); ОМХ (1928–1932).

Творчество Куприна развивалось в русле постимпрессионизма и кубизма. В 1908 Куприн впервые посетил собрание С.И.Щукина и познакомился с М.Ф.Ларионовым, привлёкшим его к участию в выставках «Золотое руно» (1909–1910) и «Бубновый валет» (1910–1911). В работах этого периода ощутимо влияние как Ван Гога, так и раннего Ларионова («Терраса». 1910. НГХМ; «В саду». 1910. ГТГ). Однако ларионовский примитивизм остался Куприну чужд. Около 1912 основным ориентиром для Куприна становится Сезанн. Под влиянием лидеров общества «Бубновый валет» (в первую очередь П.П.Кончаловского) и поездки во Францию складывается его вариант сезаннизма («Натюрморт с тыквой». 1912; «Натюрморт с синим подносом». 1914; «Оливковые деревья в Ментоне». 1914. Все – ГТГ), затем появляются частичная кубизация формы («Завод под Москвой». 1915. ГТГ). В 1916, ненадолго возглавив «Бубновый валет», Куприн вошёл в контакт с представителями радикального авангарда, но вскоре покинул общество и вслед за Кончаловским и Машковым перешёл в «Мир искусства». Таким образом был обозначен рубеж новаторства бубнововалетцев, оставшихся на позициях раннего – фигуративного и живописного – авангарда. Около 1917 Куприн создаёт свой индивидуальный стиль. Сохраняя сложившуюся в период «Бубнового валета» жанровую структуру (натюрморт, пейзаж, ню) и предметный антураж (посуда, цветы и пр.), Куприн насыщает образный строй экспрессией, чему служат кубизация формы, ритмические сдвиги и цветовые контрасты. Ослабляется интерес к материальности, фактуре предметов: Куприн часто изображает искусственные цветы и муляжи фруктов, а в 1921 обращается к технике коллажа, позволяющей полностью освободиться от передачи объёма и реальных фактурных характеристик. Художник сталкивает контрастные формы – угловатые, ломкие – и тающие, как будто растворяющиеся в пространстве. Цвет служит не выявлению формы, как в сезаннизме, а созданию исполненной драматизма атмосферы и в то же время – впечатляющей декоративной гармонии.

В 1922 Куприн вернулся к работе на пленэре, в 1923 с другими бубнововалетцами принял участие в программной «Выставке картин», продемонстрировавшей их разрыв с принципами авангарда и установку на традиционализм. Куприн обратился к традициям пейзажа ХIХ века: Коровина, барбизонцев, романтиков, до конца жизни сохранив мастерство и живописную культуру.

Куприн интересовался технологией живописи, изготовлял краски для работы. Был музыкантом-любителем; самостоятельно собрал фисгармонию, на которой играл.

Участник выставок: 16-я МТХ (1908), 30-я ученическая МУЖВЗ (1908), 3-я «Золотое руно» (1909–1910); «Бубновый валет» (1910–1911, 1927), «Союз молодёжи» (1911); 1-я Профессионального союза художников-живописцев Москвы (1918); 5-я Государственная (1918–1919 Москва); 3-я картин (1919. Рязань); 1-я местных и московских художников (1919. Витебск); 1-я (1920. Казань); Бюро Изопрофсоюза Рабис и секции Изо подотдела искусств (1921. Горький); Первая русская художественная выставка (1922. Берлин); организованная Красным крестом (1924. Москва); Биеннале (1924, 1928, 1934. Венеция); Международная (1926. Дрезден); советского искусства (1926–1927. Харбин–Токио–Аомори); достижений Советской власти (1927–1928. Берлин–Вена–Прага–Стокгольм–Осло–Копенгаген); советского искусства (1927. Токио–Осака–Нагоя); юбилейная (1928. Москва); 4-я современных русских художников (1928. Феодосия); Художественно-кустарная (1929. Нью-Йорк–Филадельфия); «Социалистическое строительство в советском искусстве» (1930–1931. Москва); советского искусства (1930. Стокгольм; 1932. Кёнигсберг; 1933. Копенгаген); командированных в районы индустриального и колхозного строительства (1931, 1932. Москва); «Крым и Кавказ – здравницы СССР» (1931. Москва); Антиимпериалистическая (1931. Москва); «Художники РСФСР за 15 лет» и другие.

Прижизненные персональные выставки Куприна состоялись в 1934 (Москва, клуб Авиахима; Москва, Всекохудожник), 1948 (Москва, совместно с Г.И.Кепиновым), 1957 (Москва, совместно с Г.И.Мотовиловым).

А. Куприн. Натюрморт с синим подносом. Масло. 1914.

Такой суровый приговор вынес своим ранним увлечениям художник Александр Васильевич Куприн (1880-1960). Александр уже в детстве, прошедшем в небольшом городке Борисоглебске Тамбовской губернии и в Воронеже, мечтал стать художником. С годами желание это становится потребностью, хотя Куприн долго не мог решиться на этот шаг, не веря в свои силы. На первых порах он посещает вечерние рисовальные классы при обществе любителей искусств, сочетая занятия искусством с работой в конторе.

За этим первым робким шагом следует более серьезный: в 1902 году, оставляя службу, Куприн уезжает в Петербург, а потом в Москву. «В то время,- рассказывал Александр Васильевич,- я жил в Москве. Мой батюшка высылал мне из Воронежа двадцать пять рублей в месяц. На эти деньги я должен был содержать себя и жену, платить за квартиру и оплачивать посещаемые мной занятия в частной студии К. Ф. Юона. Я вынужден был брать заказы на исполнение праздничных открыток в типографии Сытина».
Его учителями в начальном (головном) классе были Н. Касаткин и С. Милорадович, а в натурном на старших курсах - А. Архипов и К. Коровин.
Не обладая большой культурой, но безгранично веря в свои силы, мы старались отойти в мир собственных переживаний, быть дальше от жизни и природы, следовательно, от непосредственных впечатлений». Но для начинающего мастера это было не просто кратковременным увлечением. Куприн со свойственным молодости пылом отдает ему годы жизни.
Ложное бунтарство привело художника к мысли покинуть стены училища и принять участие в выставочной деятельности группировки под названием «Бубновый валет».
Для этой цели сняли вестибюль богатого купеческого дома. Получили разрешение от градоначальника на выпуск входных билетов, и в один из воскресных дней открытие состоялось. Нам тогда казалось, что мы совершаем революцию в области искусства и что нам принадлежит будущее. Но, несмотря на сенсационную рекламу, народу на нашу выставку приходило немного. Мы попали в затруднительное положение.

Мир форм, окружающую их пространственную среду живописец трактует как жесткую конкретную материю. Композиции отличаются сочетанием изысканной декоративности и ясной конструктивности. В одном из последних пейзажей, «Тополя», ступенчатый ритм уходящих к небу деревьев непохож на геометрические вариации ранних натюрмортов. Он звучит подобно мощному органному голосу природы.
Отныне неиссякаемым источником творчества Куприна становится пейзаж. В 30-е годы советские пейзажисты разрабатывали новую область этого жанра - индустриальный пейзаж. Вдохновленные грандиозными преобразованиями, происходящими в стране, художники отправляются на крупнейшие стройки, стремясь запечатлеть героев первых пятилеток, их трудовой энтузиазм. А. Куприн создает пейзажи металлургического Днепропетровска, угольного Донбасса, нефтяного Баку, Его интересуют проблемы органического слияния созданных руками человека промышленных гигантов с природным ландшафтом.
Творческий метод художника, сложившийся в течение многолетней работы в Крыму, выступает в единстве со спокойным гармоничным состоянием крымского ландшафта.
Система Куприна заключалась в следующем: он всегда носил с собой альбомы, куда набрасывал близкие ему мотивы, повторяя их в нескольких вариациях, а в мастерской обдумывал будущую композицию, Затем начиналась подготовка холста, Мастер строго, до сантиметра, рассчитывал размер, разбивал холст на клетки и точно переносил контурный рисунок. Потом опять шел на натуру и делал цветовую раскладку, которая в мастерской снова приводилась в соответствие с общим замыслом. Выстроенная по композиции и цвету картина вновь выносилась на пленэр и после некоторых уточнений приобретала окончательный вид.
Природа юга была созвучна характеру и интересам Куприна. Он досконально знал историю Крыма и передавал ее в пейзаже. Художник сокрушался, видя, как постепенно разрушаются и уходят в небытие старые архитектурные постройки: кладбищенские камни с замысловатыми арабскими надписями, мечети и минареты. «Нельзя писать места, не зная его истории,- любил повторять Александр Васильевич.- Архитектура народа рождается из природы. Она дает его исторический и национальный адрес. Это своеобразная летопись в камне…»

В каждом воссозданном на холсте пейзаже Куприна интересовали не момент или состояние природы, а историчность местности. И хотя, к примеру, в «Беасальской долине» архитектура далеко не главный акцент композиции, она органически входит в ритмическое построение ландшафта. Вертикаль минарета, плоские крыши домов как бы вторят строгим вертикалям тополей и плавным очертаниям гор. Куприна, с одной стороны, интересуют конкретные формы, с другой - он всегда видит пейзаж глазами поэта, для которого важны не детали, а целое. Тополя «Беасальской долины», возвышающиеся по обе стороны от дороги, служат своеобразными кулисами, вводящими зрителя в мир изображаемого. Не случайно Куприн высоко ценил творческое наследие таких великих мастеров, как Пуссен и Клод Лоррен. Их глубокое проникновение в сущность природы, раскрытое ими органическое бытие в ней самых разнообразных форм и красок - от архитектурных построек до мощных, тяжелых скал, от плотной зелени растений до голубых далей - было глубоко созвучно видению советского художника.
Как-то вечером мы гуляли по узким улицам Бахчисарая. Прислушиваясь к звукам журчащих фонтанов, вдыхая запах трав, Александр Васильевич говорил: «Как прекрасны природа и вместе с нею человек, который не бунтует против нее, а стремится жить в полном согласии с ней. Художник должен полюбить природу, учиться у нее, настроить себя на глубокое ее ощущение. Только тогда можно достичь полной гармонии в ее передаче. Всякая попытка придумать, сконструировать новые формы неминуемо приведет к краху, к отвлеченному формо-творчеству, не имеющему ничего общего с жизнью и ее красотой. Теперь я пытаюсь найти путь к объективному пониманию красоты природы. Жалею лишь об одном: когда я многое понял в искусстве - жизнь моя почти прожита…»

1880 - 1960

Родился в Борисоглебске (Воронежская губерния) 10 (22) марта 1880 в семье преподавателя уездного училища.

Учился в Воронежских вечерних классах рисования при Обществе любителей живописи (1899-1901) у Л. Г. Соловьева и М. И. Пономарева.
Посещал студии Л.Е.Дмитриева-Кавказского (1902–1910) в Петербурге и К.Ф.Юона (1904–1906) в Москве, затем занимался в Училище живописи, ваяния и зодчества (1906–1910).
В 1913–1914 посетил Италию и Францию.

Был членом объединений «Бубновый валет» (с 1910), «Московские живописцы» и «Общество московских художников».

В воображаемом групповом портрете членов общества "Бубновый валет" (1910) место А.В. Куприна было бы во втором ряду, рядом с В. В. Рождественским и Р. Р. Фальком.
Став членом "Бубнового валета", он разделил общее увлечение Сезанном, но в его трактовке сезаннистские композиции обретают усиленную ракурсность, формы - колючесть, цвет - контрастность и напряженность.
Понимая мир как большой натюрморт, как сочетание ощутимо-материальных красочных фактур, он не обращался ни к радикальным формам авангарда – остановившись как бы на пороге кубизма, – ни к лубочно-фольклорному примитиву.

В работах его раннего периода доминируют напряженные красочные контрасты, натура воспринимается как бы осязательно-предметно и в то же время достаточно отчужденно ("Натюрморт с синим подносом", 1914; "Завод", 1915; обе – в Третьяковской галерее; "Натюрморт с воблой", 1918, Русский музей).

С годами в творчестве мастера верх берет задумчиво-созерцательное начало, композиции развертываются вдаль, краски смягчаются, сохраняя, однако, острую предметно-фактурную экспрессию.
С конца 20-х гг. Куприн обратился к пленэрной живописи. В пейзажах, написанных главным образом в Крыму, с чувственной осязаемостью воплощал полную внутреннего движения, гармоничную жизнь природы ("Тополя", 1927, "Беасальская долина", 1937, - оба в Третьяковской галерее).

Куприн - крупный мастер индустриального пейзажа. Среди его поздних работ наиболее известны величавые, далекие от поверхностной «репортажности» индустриальные мотивы ("Баку. Нефтяные промыслы Биби-Эйбат", 1931, в Третьяковской галерее).

А.В.Куприн "Нефтяные промыслы Биби Эйбат"

Другие картины с изображением Баку кисти А.В.Куприна

Помимо творческой работы, Куприн много сил и времени отдавал преподаванию: с 1920 г. - во Вхутемасе-Вхутеине, в Московском текстильном институте и других вузах (до 1952 г.).
С 1954 г. - член-корреспондент АХ.
C 1956г. - заслуженный деятель искусств РСФСР.

Учился в Воронежских вечерних классах рисования при Обществе любителей живописи(1899−1901) у Л. Г. Соловьева и М. И. Пономарева, затем в Санкт-Петербурге(1902−1904) в студии Л. Е. Дмитриева-Кавказского и в Москве(1904−1906) в школе живописи и рисования К. Ф. Юона и И. О. Дудина, затем в Московском училище живописи ваяния и зодчества(1906−1910) у Н. А. Касаткина, С. Д. Милорадовича, А. Е. Архипова и К. А. Коровина. Преподавал в Московском Высшем художественно-техническом институте(1922−1930), Московском текстильном институте(1931−1939), Московском высшем художественно-промышленном училище(1946−1952). Один из организаторов общества« Бубновый валет». Участник выставок« Бубновый валет», «Мир искусства», «Московские живописцы», «Бытие», «Общество Московских художников». Заслуженный деятель искусств РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР.

В воображаемом групповом портрете членов общества« Бубновый валет»(1910) место А, В. Куприна — во втором ряду, рядом с В. В. Рождественским и Р. Р. Фальком. В первом ряду окажутся« богатыри» — И. И. Машков, П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, — а живопись Куприна ни в коей мере не громогласна и даже не вдохновлена свежим материалом народного примитива. Он чистый сезаннист, среди своих друзей самый нервный и драматичный; но его натюрморты сохраняли мощь цветового и пластического строя и тогда, когда бывшие« валеты», приглушая свой природный темперамент, переименовывались в «Московских живописцев»(1925) и в Общество московских художников(1928). Куприн учился в студии Л. Е. Дмитриева-Кавказского в Петербурге(1902−04), в студии К. Ф. Юона в Москве(1904−06) и в МУЖВЗ(1906−10). Став членом« Бубнового валета», он разделил общее увлечение Сезанном, но в его трактовке сезаннистские композиции обретают усиленную ракурсность, формы — колючесть, цвет — контрастность и напряженность(«Натюрморт с синим подносом», 1914; «Натюрморт со статуэткой», 1919; «Осенний букет», 1925, и др.). Менее непосредственный, чем большинство его товарищей, он использует в постановках культурно-значимые предметы — скульптуру, трубки, лошадиный череп; вообще, он предпочитает искусственную, неизменную натуру, и живые цветы во множестве появляются в его натюрмортах лишь к 1930-м гг. Зато природа, живая и изменчивая, осязаемая и полная движения, предстает в его крымских пейзажах, созданных в 1930−50-е гг.(«Тополя», 1927; «Беасальская долина», 1937; «Пейзаж с луной», 1944, и др.). Тонально сближенный их колорит все же сохраняет декоративную насыщенность. И даже в серии индустриальных видов металлургических заводов и нефтяных промыслов художник не теряет культуры цельного видения. Помимо творческой работы, Куприн много сил и времени отдавал преподаванию: с 1920 г. — во Вхутемасе-Вхутеине, в Московском текстильном институте и других вузах(до 1952 г.). С 1954 г. — член-корреспондент АХ.




Top