Инструмент альт и его история. Чем отличается скрипка от альта

Скрипка – инструмент, который называют и «королевой инструментов», и «царицей оркестра». Написано огромное количество произведений для скрипки соло и в сопровождении оркестра, даже нотную грамоту начинают с изучения ключа, названного скрипичным.

Альт , хотя и является близким родственником скрипки, такого внимания не удостаивается. Чаще всего его воспринимают просто как большую скрипку, а не как самостоятельный инструмент. Долгое время альт был «скрипкой неудачника», считалось, что если скрипач не подаёт надежд, его можно переучить на альтиста. В последнее время альт стал популярен, появились действительно талантливые музыканты, собирающие полные залы.

Появление скрипки достаточно туманно. Остановимся на одной из общепринятых версий: предками как скрипки, так и альта были струнные инструменты под названием виолы. Они отличались от скрипки тем, что имели более плоскую форму, шесть-семь струн, и играли на них, уперев инструмент в колено. В шестнадцатом веке было уже чёткое разделение на два семейства: виолы и скрипки. Но некоторые исследователи утверждают, что первыми в семействе скрипок были вовсе не скрипки, они появились несколько позже, а альты. Именно они первыми были введены в оркестры и стали постепенно вытеснят тихо звучащие виолы.

Строение

Скрипка относится к струнным высокого регистра и состоит из корпуса и грифа. Корпус — это две деки, соединённые полосками дерева, обечайками. Внутри корпуса находится душка, передающая вибрацию между деками. К верхней деке крепят подгрифник, на который крепятся струны. С одной стороны гриф крепится к корпусу, нижняя его часть прикреплена к шейке, переходящей в головку скрипки. В шейке есть специальные отверстия для колков, с помощью которых происходит настройка скрипки.

Внешне альт легко перепутать со скрипкой: деки, гриф, четыре струны. Но он значительно больше корпуса скрипки, от 385 до 445 мм, гриф также длиннее. Этот инструмент массивнее скрипки. И музыкант, который играет на этом инструменте, тоже должен быть достаточно крепкого телосложения, и иметь крепкие руки.

Звучание

Скрипка – четырёхструнный музыкальный инструмент, настроенный по квинтам. На звучание скрипки влияют малейшие детали: материал изготовления, лак, симметричность. Диапазон звучания скрипки от соль малой октавы до ля четвёртой.

Альта звучит на квинту ниже скрипки. Диапазон этого инструмента от до малой октавы, до ми третьей октавы. Ноты для этого инструмента пишутся в специальном альтовом ключе, но могут быть и в скрипичном.

Выводы сайт

  1. Альт и скрипка имеют сходное устройство, но альт гораздо больше по размеру, имеет удлинённый гриф.
  2. На альте не учат играть с детства, как на скрипке. Для игры на альте нужен человек с сильными руками, поэтому на этот инструмент переходят уже во взрослом возрасте.
  3. Альт настроен на квинту ниже скрипки.

«Орган средневековья»

Альт – старинный струнный смычковый музыкальный инструмент, появившийся чуть раньше средневековой эпохи барокко - на рубеже XV - нач. XVI веков. Этот инструмент явился прародителем всех струнных смычковых музыкальных инструментов, это легко прослеживается в зарубежных названиях струнных смычковых инструментов, особенно в итальянском языке, так как сам инструмент родом из солнечной Италии.

Развитием испанской Виуэлы стал Альт (на итальянском «Viola»), получивший своё русское название благодаря французскому языку (фр. «Alto»), который долгое время был широко известным в России. Самым близким родственником альту является Виоль д’амур (ит. «Viola d"amore» - виола любви). Затем, на базе альта появились новые инструменты – маленький альт – скрипка (ит. «Violino»), большой альт – виолончель (ит. «violoncello»), контрабас (ит. «cello»), виола да гамба (ит. «viola da gamba» - ножная виола), виола да браччо (ит. «viola da braccio» - ручная виола).

Сам по себе альт имеет трёх близких родственников – скрипку, которая позаимствовала у него положение при игре (т.е. «ручной» инструмент) и виолончель, которая позаимствовала у него строй (разница только в том, что у виолончели строй ниже на октаву, тогда как у скрипки он отличается на квинту).

Строй альта, как и скрипки и виолончели, строится по квинтам. Струны альта настроены на квинту ниже скрипичных и на октаву выше виолончельных – с, g, d 1 , a 1 . ноты пишутся в альтовом и скрипичном ключах.

Вопреки общественному мнению, техника игры на альте существенно отличается от скрипичной. Например, для альта свойственно исполнение флажолета pizzicato (звук флажолета арфы), игра pizzicato с прижиманием струны ногтём второго пальца (звук малого барабана), аккорд с насыщенным басом и многое другое. Однако большой размер альта затрудняет быстрое исполнение сложных пассажей. Но этот маленький недостаток меркнет перед морем возможностей открывающихся перед исполнителем.

«Тембр альта ― менее яркий, чем скрипичный» - читаем мы в известной энциклопедии, но с этим легко поспорить, так как хороший альтист играет намного ярче, чем даже пять скрипачей. Тембр альта – яркий, насыщенный, колоритный, бархатистый (особенно в нижних регистрах) и немного гнусавый, рождающийся из глубины древесины, клеевых швов, лака… дерева, которое много столетий простояло под ливнями, переживало засуху, зиму, весну, лето, осень…

«Особенностью тембра альта является большее разнообразие звучания отдельных струн, чем на других струнных инструментах, например на скрипке» - пишет Е. Ю. Стоклицкая. Относительно яркости, насыщенности, и, даже, грандиозности тембра альта, знаменитый педагог И. Д. Лабинская любит повторять: «Это не какая-нибудь «скрипулька», это – альт». Недаром во многих альтовых произведениях пишут: «risoluto» (ит. – решительно). Нельзя не отметить исполнение piano на альте. В. В. Борисовский подчёркивал, что «piano – не бесцветный, безликий нюанс. Самое тихое piano должно быть чётким и ясным, как поставленный голос певца…» (Е. Стоклицкая «Альтовая педагогика В. В. Борисовского», 2007).

С тембром альта может сравниться только тембр органа – оба эти инструмента могут с точностью воспроизводить другие инструменты. Только тембр органа ограничен количеством регистров, а тембр альта не имеет ограничений.

Такой тембр – следствие несоответствия строя инструмента. При оптимальной длине 48о – 490 мм (только деки), размеры современных инструментов колеблются от 350 до 420 (крайне редко, 430).

На альте не обучаются с детства, а переходят скрипачи с развитым телосложением и крупной вибрацией в более зрелом возрасте. Многие выдающиеся исполнители, такие как, Никколо Паганини и Давид Ойстрах, прекрасно совмещали игру на альте с игрой на скрипке.

Долгое время «царствовав во дворцах», альт, как и альтовое искусство (исполнение на альте – подлинное искусство), пришли в упадок, пошли грязные слухи, что «альтисты – неудавшиеся скрипачи», которые в последствии стали основой для многих, зачастую оскорбительных, анекдотов. Например: «Что одинакового между гранатой и пальцами альтиста? Два раза в одно место не падают», «Альтист и священник умерли в один день и одновременно оказались у ворот рая. Святой Апостол Петр с радостью пропускает альтиста в Рай, а вот священника просит подождать. Священник возмущён:

Я всю жизнь молился, а этот тип всю жизнь играл на своём альте! Почему же ты пропускаешь его вперёд?!

Когда ты молился, - отвечает Пётр, - все засыпали. А когда он начинал играть, все начинали молиться…», «Программа международного конкурса альтистов: 1 тур – настройка инструмента, 2 тур – вождение смычка по открытым (оригинал: пустым) струнам. Программа 3 тура не объявляется – всё равно до него никто не доходит», «Было в семье три сына: два умных, а третий – альтист…» и многие другие. Как Вы видите, эти анекдоты не только не соответствуют действительности, а являются оскорбительными (не только для альтистов), унизительными и содержат большое количество грубых ошибок.

Альт уступил своё место. Замолчал старинный инструмент. Забылись великие альтовые произведения Баха, Моцарта, Паганини, Берлиоза и других. Конечно, в период забвения некоторые композиторы продолжали сочинять музыку для альта – Б. Барток, У. Уолсон, М. И. Глинка, И. Брамс, Р. Шуман, Н. Рославец, А. Адан, Л. Делиб, Р. Штраус, Л. Яначек, И. Ф. Стравинский, М. Регер – знаменитый органист и др. Находились и исполнители этих произведений, но, увы, их было мало.

Возрождение альтового искусства произошло только в конце ХIХ века и проходило весь ХХ век. Отцом русской альтовой школы стал В. В. Борисовский. Его учитель В. Р. Бакалейников хоть и был альтистом, но в 1927 году эмигрировал в США, где по приглашению дирижёра Фрица Райнера занял пост его ассистента и первого альта в Симфоническом оркестре Цинциннати.

Сам Борисовский «увлёкся» альтом, можно сказать чисто случайно. Однажды, он слышал выступление оркестра, где солировал альт. Закрыв глаза и не слушая низких нот, альт звучал, как скрипка.

В. В. Борисовский – в прошлом знаменитый скрипач, концертмейстер первых скрипок МГК им. П. И. Чайковского, но почувствовав всю полноту звучания альта – стал альтистом.

Вадим Васильевич буквально везде «пропагандировал» альт, заражая всех его волшебным звучанием. «Мысль об уравнении альта в правах сольного инструмента со скрипкой и виолончелью, провозглашённая Борисовским в начале его творческой деятельности, в те годы казалась… не только смелой, но даже дерзкой. Уровень альтового исполнительства был чрезвычайно низким, и создание школы пришлось начинать чуть ли не с нуля» (Юзефович В. «В. В. Борисовский – основатель советской альтовой школы, 1977»).

Основывая альтовую школу, Вадим Васильевич изучил технику игры на Виоль д’амур, которая больше всех близка к технике альта.

«На моих глазах и ушах зарождался класс специального альта. Давно уже, но сегодня особенно, убеждаюсь в том, что исторически, практически и всячески оправдалось создание и последующее безостановочное весьма успешное развитие его. Много, очень много сделано Вами для процветания своего детища», - писал Борисовскому профессор МГК К. Г. Мострас в 1956 году. Многие известные композиторы, такие как Д. Д. Шостакович, Б. Астафьев, Э. Денисов, зачастую друзья великого альтиста, писали для альта, а Вадим Васильевич являлся первым исполнителем этих произведений.

Огромную часть произведений для альта составляют переложения и обработки Борисовского. Среди них – «Неоконченная соната» М. И. Глинки, «Павана на смерть инфанты» М. Равеля.

Число поклонников альта увеличивалось. Профессиональными альтистам стали – Ф. С. Дружинин, Ю. А. Башмет, Е. Ю. Стоклицкая, И. И. Богуславский, А. Коваль,А. В. Багринцев, И. Д. Лабинская, Л. Н. Гущина, Е. Страхов, Р. Сеид-Заде и другие.

В наше время, это явление приобрело глобальный характер и получило название – мировой альтизм. Всё большей популярностью стали пользоваться сайты, посвящённые альту. Нипример, сайт альтистов «Violamusic», основных пользователей которого уже более1800 человек, не говоря о тех, кто просто заглядывает.

В 2010 году всё мировое альтовое сообщество отмечало замечательное событие: исполнилось 110 лет со дня рождения В. В. Борисовского. Также, в 2010 году отметила свой 80-летний юбилей преподаватель скрипки и альта – И. Д. Лабинская. Инесса Джамильевна посвятила большую часть своей жизни, подготовке и воспитанию будущих музыкантов. Она и сейчас работает в ДМШ им М. М. Иполлитова – Иванова. Я счастлив, что имел возможность учиться у неё. А сейчас имею возможность просто с ней общаться. То, с какой любовью и профессионализмом она учит маленьких детей извлекать из маленьких скрипочек звук, похоже на чудо (будущие альтисты, в начальных классах занимаются по классу скрипки, и лишь в более старшем возрасте переходят на альт). Она, тот добрый учитель, который живёт учениками: их успехами и неудачами, уча любить музыку и понимать. Хоть она и не хотела быть упомянутой в данной статье – это всего лишь небольшая благодарность за её огромные труды. Хочется пожелать Инессе Джамильевне крепкого здоровья, сил и многих лет жизни.

В заключение нужно отметить, что альт уже не выходит на музыкальную «арену», а стремительно обходит другие инструменты, всё больше утверждаясь, как король музыкальных инструментов, имеющий богатую историю, полную взлётов и падений.

Bratsche ) или альт скрипичный - струнно-смычковый музыкальный инструмент такого же устройства, что и скрипка , но несколько больших размеров, отчего звучит в более низком регистре. Струны альта настроены на квинту ниже скрипичных и на октаву выше виолончельных - c, g, d 1 ,a 1 (до, соль малой октавы , ре, ля первой октавы). Наиболее употребительный диапазон - от c (до малой октавы) до e 3 (ми третьей октавы), в сольных произведениях возможно употребление более высоких звуков. Ноты пишутся в альтовом и скрипичном ключах .
Альт
Диапазон
(и строй)

Классификация Струнный смычковый музыкальный инструмент , хордофон
Родственные инструменты Скрипка , Виола , Виолончель , Контрабас
Альт на Викискладе

История возникновения и развития инструмента

Альт считается самым ранним из ныне существующих смычковых инструментов. Время его появления относят к рубежу XV―XVI веков. Альт был первым инструментом, который был именно той формы, которую мы привыкли видеть.

Родоначальником альта считается виола да браччо (итал. viola da braccio ), или виола для руки. Эта виола, как и нынешние скрипки и альты, держалась на левом плече, в отличие от виола да гамба (итал. viola da gamba ), которые держались на колене или между колен. Со временем итальянское название инструмента сократилось до просто viola , под которым он вошёл, например, в английский язык, или до Bratsche (искажённое braccio ), закрепившееся в немецком и сходных с ним языках.

Конструкция современного альта почти не отличается от скрипичной, за исключением размеров. У альта нет разделения по размерам, как у скрипки, размер альта измеряется миллиметрами. Существуют альты от 350-ти мм (это меньше целой скрипки) до 425 мм. Выбор размера инструмента зависит от длины рук исполнителя.

Из всего скрипичного семейства альт был наиболее близок к виолам по размерам и по звучанию, поэтому он быстро вошел в состав оркестра в качестве среднего голоса и гармонично влился в него. Таким образом, альт явился своего рода мостом между уходящим семейством виол и зарождавшимися скрипичными инструментами .

Техника игры на альте

Приёмы игры на альте немного отличаются от приёмов игры на скрипке способом звукоизвлечения и техникой, однако сама техника игры немного более ограниченная из-за бо́льших размеров, и как следствие, необходимости большей растяжки пальцев левой руки. Тембр альта ― менее яркий, чем скрипичный, но густой, матовый, бархатистый в нижнем регистре, несколько гнусавый в верхнем. Такой тембр альта - следствие того, что размеры его корпуса («резонаторного ящика ») не соответствуют его строю: при оптимальной длине 46―47 сантиметров (такие альты изготовлялись старыми мастерами итальянских школ) современный инструмент имеет длину от 38 до 43 сантиметров . На альтах бо́льшего размера, приближающихся к классическим, играют в основном сольные исполнители, обладающие более сильными руками и разработанной техникой.

В качестве сольного инструмента альт использовался относительно редко до сего времени, вследствие небольшого репертуара. Однако, в наше время появилось довольно много очень хороших альтистов, среди них Юрий Башмет , Ким Кашкашьян , Жерар Коссе , Юрий Крамаров и другие. Но, всё же, основная сфера применения альтов - симфонический и струнный оркестры, где им поручаются, как правило, средние голоса, но также и сольные эпизоды. Альт - обязательный участник

Который имеет аналогичное устройство со скрипкой. Однако он немного больше, отчего звучание его имеет более низкий регистр. Струны альта настроены особым образом. Они ниже скрипичных на квинту, при этом выше виолончельных на октаву. Ноты для альта пишутся в скрипичном и альтовом ключах.

История возникновения

Инструмент альт считается наиболее ранним из существующих смычковых. Время его возникновения относят к XV―XVI векам. Данный инструмент первым получил привычную для сегодняшнего дня форму. Его сконструировал Антонио Страдивари. Родоначальником альта принято считать виолу для руки. Этот инструмент держали у левого плеча. Следует упомянуть, что ближайшего родственника - виола да гамба держали на колене. Итальянское название музыкального инструмента сократилось со временем до viola. В таком виде оно сохранилось в английском языке. В немецкий и сходный с ним попало Bratsche. Инструмент альт измеряется он в миллиметрах. Существуют экземпляры от 350 до 425 мм. Выбор размера зависит от того, какой длины руки у исполнителя. Из скрипичного ряда именно альт наибольшим образом приблизился к виолам, если учитывать размеры и звучание. Поэтому быстро появился в составе оркестра, как средний голос, он влился в симфонию очень гармонично. Альт, таким образом, явился мостом между исчезающим родом виол и скрипичными инструментами, которые в это время зарождались.

Техника игры

Альт - музыкальный инструмент, который требует особой техники. Игра на нем отличаются от той, что присуща скрипке. Разница заключается в способе звукоизвлечения. более ограниченная по причине больших размеров и необходимости значительной растяжки пальцев. Тембр альта - матовый, густой, менее яркий, если сравнивать со скрипичным, бархатистый на нижнем регистре, в верхнем - несколько гнусавый. Размеры корпуса музыкального инструмента не соответствуют строю. Именно это формирует необычный тембр. При длине от 46 до 47 сантиметров инструмент обладает протяженностью 38 - 43 см. На альтах с большими размерами, которые приближаются к классическим, в основном играют сольные исполнители. Они обладают сильными руками, а также разработанной техникой. Как сольный инструмент альт применяется относительно редко. Дело здесь в небольшом репертуаре. Однако относительно недавно появилось много хороших альтистов, таких как: Юрий Крамаров, Ким Кашкашьян, Основной сферой применения данного музыкального инструмента остается струнный и симфонический оркестры. Здесь альту посвящаются сольные эпизоды, а также средние голоса. Данный музыкальный инструмент является обязательным участником струнного квартета. Может использоваться в иных камерных составах. Например, фортепианный квинтет или квартет либо струнное трио. Альтистами традиционно с детства не становились, а переходили на данный инструмент в относительно зрелом возрасте. Как правило, после окончания музыкальной школы, во время поступления в консерваторию или училище. Чаще всего, переходят на альт скрипачи с крупным телосложением, широкой вибрацией и большими руками. Некоторые великие музыканты совмещали два инструмента. К примеру, Давид Ойстрах и Никколо Паганини.

Знаменитые музыканты

Инструмент альт выбрал Юрий Абрамович Башмет. Среди других знаменитых музыкантов, отдавших предпочтение нашему герою, следует отметить, Владимира Романовича Бакалейникова, Рудольфа Борисовича Баршая, Игоря Исааковича Богуславского, Вадима Васильевича Борисовского, Фёдора Серафимовича Дружинина, Юрия Марковича Крамарова, Тёртиса Лионеля, Мориса Вьё, Максима Рысанова, Кима Кашкашьяна, Пауля Хиндемита, Табеа Циммермана, Дмитрия Виссарионовича Шебалина, Уильяма Примроуза, Михаила Бенедиктовича Кугеля.

Произведения

Инструмент альт с оркестром звучит в «Концертной симфонии» В. А. Моцарта, «Соната» Никколо Паганини, а также у Б. Бартока, Хиндемита, Уильяма Уолтона, Э. Денисова, А. Шнитке, Г. Ф. Телемана, А. И. Головина. Сочетание с клавиром встречается у М. И. Глинки, Д. Д. Шостаковича, Брамса, Шумана, Николая Рославца, А. Хованесса. Соло можно услышать в произведениях Макса Регера, Моисея Вайнберга, Эрнста Кшенека, Себастьяна Баха, Без нашего героя не обошелся балет Адольфа Адана «Жизель». Звучит он и в симфонической поэме Рихарда Штрауса «Дон Кихот». Не обошелся без него и балет Лео Делиба «Коппелия». Также следует вспомнить оперу «Средство Макропулоса» Яначека. Он звучит и в балете Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан».

Иной принцип

Существует и принципиально другой альт - Его принято называть альтгорн. Речь идет о медном музыкальном инструменте. Он относится к семейству саксгорнов. Диапазон - A - es 2. По причине невыразительного и тусклого звука сфера использования ограничивается лишь духовыми оркестрами. Там ему, как правило, отведены, средние голоса.

Музыкальный инструмент: Альт

На первый взгляд, этот струнно-смычковый инструмент непосвященный слушатель легко может спутать со скрипкой. Действительно, не считая размеров, внешне они схожи. Но стоит только прислушаться к его тембру – разница заметна сразу, грудное и в то же время удивительно мягкое и немного приглушенное звучание, направленное внутрь себя, напоминает контральто - мягкое и выразительное.

Когда думают о струнных инструментах, альт обычно забывают, отдавая предпочтение его меньшим или крупным собратьям, но богатый тембр и интересная история заставляют более пристально присмотреться к нему.

Альт, можно так сказать – это инструмент философ, не привлекая к себе внимание, он скромно устроился в оркестре между скрипкой и виолончелью.

Звук

Томный, красноречивый, благородный, бархатный, чувствительный, мощный, а иногда завуалированный - так можно описать разнообразный тембр альта. Звучание его может быть не такое выразительное и яркое, как у скрипки , но гораздо теплее и мягче.

Колоритная тембральная окраска является результатом разнообразного звучания каждой струны инструмента. Самая нижняя по высоте струна «до» имеет мощный, резонансный, насыщенный тембр, способный передавать ощущение предчувствия и вызвать мрачные и хмурые настроения. А верхняя «ля» резко контрастируя с другими струнами, имеет свой индивидуальный характер: проникновенный и аскетичный.

Приемы игры

А вы знаете каких усилий требует игра на альте? Его большой корпус плюс длина грифа требуют от музыканта немалую силу и ловкость, ведь исполнение на этом инструменте сложно даже физически. Из-за больших размеров альта техника игры, по сравнению со скрипкой, несколько ограничена. Позиции на грифе располагаются дальше, что требует большой растяжки пальцев левой руки у исполнителя.

Основным приемом звукоизвлечения на альте является «арко»- перемещение смычка по струнам. Пиццикато, коль леньо, мартле, деташе, легато, стаккато, спиккато, тремоло, портаменто, рикошет, флажолеты, использование сурдины и другие приемы, которые используют скрипачи, подвластны и альтистам, но требуют от музыканта определенного мастерства. Следует обратить внимание еще на один факт: у альтистов, для удобства написания и чтения нот есть свой ключ – альтовый, тем не менее они должны уметь читать ноты и в скрипичном ключе. Это вызывает некоторые сложности и неудобства при игре с листа.

Обучение на альте в детском возрасте невозможно, так как инструмент имеет большие размеры. На нем начинают заниматься в последних классах музыкальной школы или на первом курсе музыкального училища.




Top