Жизненные правила для музыкантов роберта шумана. Жизненные правила для музыкантов

Путешествие в мир музыкальных инструментов (концерт учащихся и преподавателей ОНИ) . Вступление ведущего. Пение «Здравствуйте!». Путешествовать с нами будет Тимоха. Тимоха: Здравствуйте ребятишки – девчонки и мальчишки! А также многоуважаемые взрослые! (кланяется). Я очень рад видеть вас в нашей музыкальной школе. Я здесь учусь и очень этим горжусь! Подходит к Ерохе. Тимоха: Кого я вижу!!! Привет, Ероха! Ероха: Привет, Тимоха! Тимоха: Что сидишь, скучаешь, ногой качаешь? Ероха: Жизнь моя обыкновенная: поем, посплю, телевизор посмотрю. Снова поем, посплю, опять телевизор посмотрю. Тимоха: Скучно живешь! А вот у нас скучно не бывает! Хочешь с нами отправиться в путешествие? Ероха: Я лучше поем, посплю да телевизор посмотрю. Тимоха: А мы отправимся в страну музыкальных инструментов. Ероха: То же мне, придумал… Да нет такой страны. Я знаю инструменты – молоток, пила, рубанок. Тимоха: А я тебе говорю про музыкальные инструменты. Угадай загадку, а ребята помогут. У какого инструмента есть и струны и педаль? Что же это? Несомненно, это славный наш… (Рояль) (занавес) Ероха: Какой большой! Откуда он появился? Тимоха: Господин Архивариус нам расскажет. Архивариус: (Слайд№2) 300 лет назад итальянский мастер Бартоломео Кристофори изготовил инструмент, в котором при помощи клавиш и молоточков, находящихся внутри корпуса, извлекались как громкие звуки - форте, так и тихие – пиано (показывает на инструменте). Поэтому инструмент получил такое название фортепиано. А этот инструмент - его родственник. Называется он – рояль, что означает ”королевский”. Он большой, красивый, стоит на трех ножках. Его место всегда в концертном зале. Тимоха: Видишь как интересно! На рояле нам сыграет Шетько Антон пьесу «Танец гномов». Танец гномов – Шетько А. Вед: Рояль нам поможет в путешествии. Отправляемся с нашей попутчицей – песней. (Слайд№3) «Вместе весело шагать» Ероха: (Слайд№4) Тимоха, куда мы пришли? Тимоха: А пришли мы в гости к инструменту, фортепиано – это аккордеон. который чем – то напоминает Шестаков Данила на аккордеоне исполнит пьесу «Волынка». «Волынка» - Шестаков Д. Тимоха: А ты знаешь, Ероха, что аккордеон относится к клавишно-духовым инструментам. Ероха: Почему к духовым? Тимоха: Потому что звук появляется после давления воздуха на клапан. То есть, когда растянешь мех. С аккордеоном идем дальше и поем. (Слайд №5) «Вместе весело шагать» Ероха: Я вижу какой-то старинный сундучок, бабушкин, наверно! Давай откроем его (звучит домра). Музыкальные звуки здесь живут? Какой же инструмент звучит? Тимоха: Это домра – старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Ероха: (Слайд №6) Интересно, как и когда появилась домра на Руси? Тимоха: Спросим у Архивариуса. (Слайд №7) Архивариус: Первые упоминания о домре обнаружены в источниках XVI века. Играли на нем музыканты-скоморохи. При царском дворе существовала целая «Потешная палата» - музыкально-развлекательный коллектив домристов. Но тут в истории домры наступает самый драматический момент. Царь Алексей Михайлович издал указ о массовом истреблении ни в чем не повинных инструментов. Гонениям подверглись и музыканты, и скоморошество в целом. Но домре суждено было буквально возродиться из пепла! Произошло это благодаря деятельности выдающегося исследователя и музыканта – Василия Андреева. (Слайд №8) Тимоха: Спасибо. Послушаем домру. Артем Меньшиков исполнит «Брейк-данс». За роялем – Татьяна Николаевна Цымбал. «Брейк-данс» Ероха: В сундучке еще какой-то инструмент спрятался. Тише. Я слышу звуки (звучат гусли) (пауза). Кажется, домра опять звучит. Тимоха: (Слайд №9) Нет. Это русский струнный инструмент, но не домра. Это гусли. В давние времена на гуслях играл древнерусский певец и сказитель Баян. Он распевал былые истории, то есть былины, был автором и исполнителем своих песен. Ероха: А в наше время, где можно услышать гусли? Тимоха: На концерте. Давай заглянем на минуточку. (Видео) Ероха: Тимоха, значит, я ошибся, думая, что баян - это музыкальный инструмент. Тимоха: (Слайд №10) Нет, не ошибся. Петербургский мастер Пётр Стерлигов в 1907 году назвал этот инструмент в честь сказителя Баяна. На баяне нам сыграет Першин Саша «Песенку о шпаге». «Песенка о шпаге» Ероха: Мне понравилось, как Саша играет. Тимоха: Да, он ученик 2 класса. А в 3 классе учится мой друг Торговцев Артем. Он исполнит на баяне пьесу «Каникулы Бонифация». Эх, растяни баян, Артем, заиграй-ка друг. Ероха: А мы выйдем за околицу, на зеленый луг (уходят из зала) «Каникулы Бонифация» Ероха: Смотри, Тимоха, что я нашел (играет на балалайке) (Слайд №11) Тимоха: (затыкает уши) Ой, ой, ой. Не умеешь ты играть на балалайке. Ероха: У нее всего лишь 3 струны и, что тоже учиться надо? Тимоха: Не только учиться играть, но и петь. Балалайка – символ русского народа, с ней весело живется, и пляшется и поется. Ероха: А кто тут умеет играть, да еще и петь с балалайкой. Ты? Ты умеешь? Тимоха: Приглашаю фольклорный ансамбль «Заигрыш». Руководитель Лукашова Ольга Ивановна. Частушки (Слайд №12) Тимоха: (Слайд №13) Ну, что, Ероха, запомнил ли ты инструменты, которые сегодня прозвучали? (Ероха чешет затылок, пожимает плечами). Тогда слушай загадку, а ребята помогут. Ой, звенит она, звенит! Сама кругла, а веселит, и всего-то три струны ей для музыки нужны. (домра) Пока звучит домра, ты выбирай инструмент, на котором будешь учиться играть. На сцене Кокарева Алина, концертмейстер Ступина Оксана Анатольевна. «Куманек, побывай у меня» Куманек, побывай у меня Тимоха: А вот еще загадка. Есть меха и кнопочки без всякого изъяна у русского народного веселого …(баяна). Приглашаю Короткова Ивана. Пьеса «Променад» «Променад» Тимоха: Слушай следующую загадку. Он по виду брат баяну, где веселье, там и он, Я подсказывать не стану, Всем знаком ……(аккордеон) Звучит аккордеон! «Прогулка по свинг-авеню» исполняет Тухватулина Кристина! «Прогулка по свинг-авеню» Ероха: Тимоха, а мы с тобой сможем сыграть на двух аккордеонах? Тимоха: Думаю, нет. А вот Кристина и Маша Терентьева исполнят вдвоем зажигательную «Румбу». «Румба» Тимоха: Ероха, а ты знаешь, как называется ансамбль из двух исполнителей? Ероха: Наверно, двойня. Тимоха: Ну, насмешил. Учиться тебе надо. Ансамбль называется дуэт. На сцене дуэт Булянок Владимир Михайлович и Новикова Алена Владимировна. Бах «Шутка» Дуэт. Бах (закрывается занавес) Ероха: Вот здорово. Тимоха: Ну что, Ероха, на каком инструменте хочешь научиться играть? Ероха: Надо посоветоваться с залом. Поднимите руку, кто советует мне учиться играть на баяне? А на аккордеоне? А на домре? А может взять балалайку и песни петь? А кто со мной в музыкальную школу придет учиться? Тимоха: Наше путешествие подходит к концу и сейчас все инструменты зазвучат в ансамбле преподавателей школы. Руководитель Новикова Алена Владимировна. Ероха: Солистка Лиханова Марина Витальевна. Тимоха: Музыка преподавателя школы Булянок Владимира Михайловича. Вместе: Город жизни моей. До свиданья! До новых встреч! (Слайд№ 14)

Музыкальный тайник
Данный материал можно использовать на уроках музыки, внеклассных мероприятиях. Формы проведения могут быть различными: утренник, праздник, концерт, родительское собрание, а так же как элемент классного часа. Цель мероприятия: воздействие на эмоции и чувства детей, слушателей; возбуждение интереса к музыке (не только как к учебному предмету); воспитание эстетического вкуса у учащихся, чувства прекрасного.

Для проведения мероприятия необходимо:

1. рисунки с изображением музыкальных инструментов, портреты Страдивари и Андреева;

2. стихотворения о музыкальных инструментах;

3. музыкальные произведения, видео со звучанием отгаданных инструментов.

Ведущий. С незапамятных времен и до сегодняшних дней человека сопровождает музыка, песня, а значит, и музыкальные инструменты. В древности музыкальное искусство глубоко почиталось. В Шумере и Вавилоне в честь музыкальных инструментов совершались жертвоприношения. В Древней Греции богов, как правило, изображали с музыкальными инструментами в руках.

Волшебная сила музыки воспевалась в преданиях и мифах. Так, древние греки сложили миф о певце Орфее. Там, где не спасали стрела и меч, не помогали сила и мужество, песня Орфея делала чудеса. Когда он брал в руки кифару и пел под мелодичный звон ее струн, ветер переставал колыхать листву, далекие скалы двигались навстречу песне, море замирало, дикие звери выбирались из своих логовищ и смиренно шли за удивительным певцом, замороженные чудом из чудес – музыкой.

Люди древности видели в музыке волшебную, магическую силу и потому приписывали создание музыкальных инструментов богам.

Ученик. Однажды, как повествует древняя легенда, бог лесов Пан повстречал прекрасную деву Сирингу и влюбился в нее с первого взгляда. Пан, голова которого была увенчана рожками, а ноги были с копытцами, не понравился Сиринге. И она бросилась от него прочь. Пан помчался за ней и почти настиг на берегу Реки. Но Сиринга обратилась к Реке с мольбой, чтобы та укрыла ее от козлоногого Пана. Вняла Река мольбе Сиринги и превратила ее в тростник. Печальный Пан вырезал из тростника певучую свирель и с тех пор не расставался с ней…

Ведущий. Из панциря черепахи сконструировал лиру младенец Гермес, будущий бог скотоводства, покровитель пастухов…

Флейту изобрела воинственная богиня Афина…

Так рассказывают о возникновении музыки и музыкальных инструментов древнегреческие мифы.

Ученик.

Это было не помню когда.
Человек пас на поле стада,
Зверя дикого, птицу бил,
Сеял хлеб и рыбу ловил.
Он поблизости жил от воды,
Собирал лесные плоды
И одежду из шкур носил,
Свой костер ни на миг не гасил,
И когда сидел у огня
После долгого трудного дня,
То всегда напевал одно:

Шел однажды он вдоль реки,
У которой росли тростники,
И прямой тростниковый побег
В руки бережно взял человек.
Он тростинку держал в руках –
Вольный ветер свистел в тростниках,
Он поймал ветра свист на лету
И тростинку поднес ко рту…
А потом сидел у огня
После долгого трудного дня
И играл на тростинке одно:
“Онна-но! Онна-но! Онна-но!”
Шел он как-то за зверем на луг,
Нес в руке крутосогнутый лук,
И направлена в зверя была
Остроточенная стрела.
Отпустил человек тетиву-
Мертвый зверь упал на траву,
Было слышно, как пела едва,
Чуть звенела в тиши тетива.
А потом сидел у огня
После долгого трудного дня
И звенел тетивою одно:
“Онна-но! Онна-но! Онна-но!”
Шел он лесом сквозь бурелом.
В ствол поваленный с круглым дуплом
Человек застучал что есть сил-
Гул рокочущий тьму огласил.
И тогда человек у бревна
Середину прожег до дна,
И прикрыл пустоту ствола
Он упругою кожей вола,
А потом сидел у огня
После долгого трудного дня
И стучал в барабан свой одно:
“Онна-но! Онна-но! Онна-но!”
Проходил за веком век,
И могучим стал человек:
Он построил себе города,
Ему небо, земля и вода
Покорились, он к солнцу взлетел,-
Но всегда, среди всех трудных дел
Слышал пение струнных своих,
И ударных своих, и своих духовых,-
Песню ветра, воды и огня,
Песню ночи и песню дня,-
Эй, все вместе споем заодно:
“Онна-но! Онна-но! Онна-но!"

Ведущий. У каждого народа есть свои легенды о появлении этого музыкального инструмента. Греки приписывают ее изобретение то младенцу Гермесу, то самому покровителю искусств солнцеликому Аполлону.

Ученик. Бог Гермес, когда был еще младенцем, похитил у своего старшего брата Аполлона коров. Из их кишок он сделал струны, а потом, поймав черепаху, натянул струны на черепаший панцирь. Аполлон рассердился на Гермеса. Гермес, чтобы помириться с братом, подарил ему этот удивительно сладкозвучный инструмент. Голос ее так понравился Аполлону, что он сменил гнев на милость, и вскоре она стала его любимым музыкальным инструментом.

Вопрос: О каком музыкальном инструменте говорится в легенде?

ЛИРА

(Рисунок с изображением инструмента )

Ведущий. Если вы внимательно слушали легенду, то, наверное, заметили, что струны лиры натянуты. Натянутую струну можно заставить звучать, а вот панцирь черепахи зачем? Дело в том, что струны сами по себе звучат слабо, а панцирь усиливает их звучание.

Черепаший панцирь – это корпус лиры. По-другому он называется - резонансный ящик, ему передаются колебания струн. Он усиливает звуки и делает их красивее.

Ученик. А вот легенда о поэте и певце Арионе. На состязании кифаристов Арион одержал победу и был награжден драгоценным призом. Но морские разбойники задумали отобрать его у певца. Выйдя в море, они хотели убить Ариона, чтобы завладеть ценной добычей.

Неизбежная гибель Ариона. Но он просит напоследок у разбойников, чтобы они разрешили ему спеть. И так замечательно пел Арион, что смягчились даже сердца жестоких разбойников. Закончил песню Арион и бросился в морскую пучину. Но не успел он погрузиться в воду, как его подхватили очарованные его музыкой дельфины.

Они не дали утонуть великому певцу. Посадив Ариона к себе на спины, дельфины доставили его на берег.

Вопрос: Каким драгоценным призом был награжден Арион?

АРФА
(Рисунок инструмента, можно использовать видео, со звучанием арфы )

Ученик. Арфа – древнеегипетский инструмент. В Древнем Египте на арфе играли и в убогой хижине, и во дворце фараона, и в роскошных храмах. В храмах арфы были такие большие, что жрецы могли играть на них только стоя. Струны древних арф делали из жилок или волокон пальмового листа. В некоторых восточных странах на арфах разрешалось играть только мужчинам, а в некоторых она, как в наши дни, считалась исключительно женским инструментом.

Особыми законами устанавливалось, сколько струн должно быть у арфы бедняка, а сколько у господина. Арфа простолюдина не могла быть больше арфы вельможи.

В Ирландии, например, за повреждение руки арфиста виновный должен был заплатить штраф в четыре раза больший, чем за повреждение руки любого другого человека.

Когда из голубого шарфа
Вечерних, медленных теней,
Твоя мечтательная арфа
Вдруг запоет о вихре дней.
О бурях неги, взлетах страсти,
О пламенеющих сердцах,
Я весь в ее волшебной власти,
В ее ласкающих струях.
Мне кажется, что эти звуки
На волю выведут меня.
Из праздной скуки, душной муки
Ушедшего бесплодья дня.

С. Городецкий

Ведущий. Давние предки этого инструмента появились на свет в далеких восточных странах. Один из ее древнейших предшественников – раванастр, который можно услышать и в наши дни. На нем играют народные музыканты Индии и острова Шри-Ланка (Цейлон). Маленький барабанчик в роли резонатора, длинная деревянная шейка, к которой прижимаются одна или две струны из шелка или жилки, лукообразный смычок – вот вам и раванастр, изобретение десятиглавого бога-дракона Раваны, как гласит древняя легенда.

Этот инструмент титулован за высокие музыкальные совершенства: прежде всего удивительно живой, трепетный звук, не уступающий в гибкости и выразительности человеческому пению. Только у нее пение может быть бесконечным, беспрерывным. Она не уступит роялю в виртуозности, а в разнообразном “произношении” звуков ей попросту нет равных. Это самый “говорящий”, самый выразительный по звучанию инструмент.

Вопрос: Как называется этот инструмент?

СКРИПКА
(Звучит скрипка )

Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны,
Мотив звучит издалека,
Поет про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив.
Я называюсь скрипка.

Ученик. Было это давным-давно, более трехсот лет назад. Знаменитый скрипичный мастер Николо Амати подобрал на одной из улиц итальянского города Кремона мальчишку, который не знал, куда ему деваться. Свирепая болезнь чума, от которой когда-то вымирали целые деревни и города, погубила родных бездомного мальчишки. Амати привел паренька Антонио к себе в мастерскую и сделал одним из своих помощников.

Ведущий. Антонио оказался очень старательным. В его руках дерево словно оживало, деревянные чурки как будто сами собой превращались в заготовки для будущих скрипок.

В 13 лет Антонио сделал скрипку самостоятельно. А последний свой, более чем тысячный инструмент великий Антонио сделал, когда ему перевалило за девяносто.

Вопрос: Назовите фамилию знаменитого скрипичного мастера.

СТРАДИВАРИ
(Портрет мастера )

Ведущий. Шестьдесят лет было великому мастеру, когда зазвучали его самые лучшие, новые скрипки. Звук у них был мощный, глубокий, и пели скрипки человеческим голосом, отзываясь на легчайшее движение смычка новыми красками.

Ведущий. Этот инструмент – принадлежность всех богатых домов. На его изготовление шли, привозившиеся из заморских стран драгоценные сорта дерева – черного, красного, розового, лимонного. Инструмент отделывали слоновой костью, бронзой, золотом, драгоценными каменьями, на его стенках и крыловидных крышках знатные живописцы писали замечательные картины.

А клавиши!

Что там пластиночки из слоновой кости! Случалось, клавиши покрывали пластинками из самоцветов – слоистым агатом – ониксом, золотистым янтарем и даже драгоценным темно-синим лазуристом.

Вопрос: Как называется этот музыкальный инструмент?

КЛАВЕСИН
(Рисунок клавесина )

Ученик. Слава мастерам, художникам и ювелирам, которые превратили клавесин в неописуемого красавца!

Никогда раньше Музыкальный Инструмент не был такой дорогой, такой почитаемой и ценимой… мебелью.

Увы, улучшение внешнего вида приводило к ухудшению звука. Голос у клавесина был чуть суховатый, стеклянный. Но главная беда в том, что сила звука у него всегда оставалась одинаковой, одной и той же громкости. С какой бы силой ни ударял музыкант по клавише, громкость звука от этого не менялась.

Ведущий. На смену пришел другой музыкальный инструмент. Кто знает, как он называется?

Фортепиано. Слово “форте” означает “громко”, а слово “пиано” - “тихо”. Музыкантам важно это свойство нового инструмента издавать звуки разной громкости в прямой зависимости от силы удара по клавише.

Ученик. Произошло это около ста лет назад в Петербурге. К известному скрипичному мастеру Иванову пришел молодой скрипач Василий Андреев. Он сказал, что хотел бы заказать музыкальный инструмент. Но когда мастер посмотрел чертежи, которые принес ему скрипач Андреев, он страшно рассердился.

Как так, ему, уважаемому мастеру, предложили сделать шутовской, скомороший инструмент! Да он не стоит дерева, на него затраченного! И при этом еще молодой человек настаивает, чтобы инструмент был изготовлен из лучших сортов дерева, которое мастер годами выдерживал, чтобы делать из него благородные скрипки и виолончели! Это же недоразумение какое – то, а не инструмент!

И рассердившийся мастер сказал, что если господину Андрееву угодно, он может приобрести сей мужицкий инструмент в любой мелочной лавке, где тот продается вместе со спичками и солью.

Вопрос: Какой же инструмент предложил Иванову сделать Андреев?

БАЛАЛАЙКА
(Звучит балалайка, рисунок )

Ведущий. Василий Андреев заметил, что ему, скрипачу, совсем не зазорно играть на балалайке, и показал мастеру свое искусство.

И тогда мастер Иванов сдался. Ему понравилось, как молодой музыкант горячо говорит о том, что хочет наладить русские народные инструменты.

Что-то вас давно не слышно,
Три заливистых струны?
Говорят: из моды вышли
Песни русской старины!
Словно птиц залетных стайка,
Мода мчит за ветром вскачь.
Не печалься, балалайка,
И не плачь, не плачь, не плачь!
Вспомни, как в избе сосновой
Разливался голос твой,
Как с Наташею Ростовой
Тебя слушал граф Толстой.
Ты и нынче зря робеешь!
Ты одна на всю страну.
Ты задиристо умеешь
Тронуть русскую струну!
С удалым народным сердцем
Ты сроднилась неспроста!
В золотых руках умельцев
Ты не смолкнешь никогда!
Ну, кленовая, наддай-ка!
Растревожь меня вконец.
Баловная балалайка,
Деревянный бубенец!

Игорь Кобзев

Смокотина Елена Владимировна , учитель музыки

МБОУ ДОД ДМШ ТАБУНСКОГО РАЙОНАПреподаватель теоретических дисциплин Пешкова Л. А.

Сценарий - День музыки - "Путешествие в страну музыкальных инструментов"
- для уч-ся младших классов СШ, для будущего набора в ДМШ. Сценарий простенький, но познавательный для уровня 1, 2 классов СШ.

Здравствуйте, дорогие ребята.
Детская музыкальная школа рада встрече с вами.
Сегодня замечательный день – Международный день музыки
У каждого человека есть день рождения. И музыка имеет свой День рождения.
В1975 году по решению Всемирной организации ЮНЕСКО был учрежден Международный день музыки, который проводится 1 октября. Одним из основателей этого дня был Д. Д. Шостакович – великий композитор – классик XX века.
Я приглашаю вас заглянуть в нашу музыкальную гостинную и окунуться в мир звуков и мелодий!
–Чтобы музыка звучала, человеком создано множество музыкальных инструментов. Каждый инструмент неповторим и звучит по – своему.
Предлагаю вам совершить небольшое путешествие в страну музыкальных инструментов.
Первая страна, в которую мы с вами попали – Это страна Клавишных музыкальных инструментов. В ней живут пианино и рояль.
(Вед. садится за фортепиано и, рассказывает)
200 лет назад итальянский мастер Бартоломео Кристофори из города Флоренция изготовил инструмент, в котором при помощи клавиш и молоточков, находящихся внутри корпуса, извлекались как громкие звуки - форте, так и тихие – пиано (показывает на инструменте). Поэтому инструмент получил такое название - фортепиано.
А этот инструмент - его родственник.
Называется он – рояль, что означает ”королевский”. Он большой, красивый, стоит на трех ножках. Его место всегда в концертном зале.

Послушаем исполнение на рояле учеников нашей школы:

В исполнении................прозвучит «Вальс» композитора Титова

Ученица 2 класса............... исполнит пьесу «Обезьяны на дереве»

Пианино иль рояль
С виду спутаешь едва ль-
Ведь нельзя же со слоном
Спутать трех этажный дом!
Все – и взрослые, и дети
Знают инструменты эти.

Не забудьте! Инструмент Фортепиано произошел от 2-х слов:
Форте – громко, пиано - тихо!

В исполнении.................прозвучит веселая пьеса «Клоуны» . Ее автор - Дмитрий Борисович Кабалевский, известный композитор, сочинивший множество произведений для детей.

Ученик 4 класса..........исполнит пьесу композитора Градески «Маленький поезд»

У какого инструмента
Есть и струны и педаль?
Что же это? Несомненно,
Это славный наш.

Ребята, на рояле можно играть в 4 руки, и сейчас прозвучит Тема из концерта №1 Великого русского композитора П.И. Чайковского в исполнении..............
В школе искусств, всегда весело и интересно! Здесь проходят различные уроки, на которых ребята узнают много нового, учатся разным видам искусства и играют на различных музыкальных инструментах.
Вторая страна, в которую мы с вами попали – Это страна Духовых инструментов. В этом городе живет флейта. Этот инструмент самый древний, ему около 4000 лет.
Предшественником флейты были пастуший рожок и дудочка.

В исполнении.................. прозвучит Марш «Все выше»

Исполнит пьесу композитора Тихона Хренникова
«Песенка Лепелетье»

Сейчас мы отправляемся в прекрасную теплую страну Испанию. Эта страна известна своими аренами, где люди с давних времён соревнуются с быками. И много веков назад отважные рыцари танцевали на королевских приёмах, сочиняли и пели серенады. А инструмент, на котором они себе аккомпанировали, известен всем. Это гитара.
Посмотрите на нее (показ). Она имеет плоский корпус и формой напоминает восьмерку. У нее имеется гриф и 6 струн, и поэтому он называется струнным. Струны крепятся за колки. Звук извлекается при помощи пальцев.
Гитару полюбили разные народы и стали считать ее своим народным инструментом.

Послушаем как звучит этот инструмент. Звучит Р.Н.П «Утушка луговая»

Прежде чем я объявлю следующий номер, предлагаю отгадать загадку:

Его растянут – он толстеет
Его сожмут – он вмиг худеет,
На колене плачет,
А кто слушает его – скачет.
Догадались, о каком инструменте идет речь?
Правильно, это баян.

В исполнении........... прозвучит Выходной марш из к/ф Цирк Исаака Дунаевского

Ребята, а вы знаете, что каждый человек от рождения наделен самым уникальным, абсолютно неповторимым инструментом, каким? – голосом.
Только не каждый может пользоваться им как инструментом – для этого необходимо иметь талант и огромное трудолюбие, как, впрочем, и при освоении любого другого музыкального инструмента.

Я ваша подруга, я ваша попутчица.
В пути без меня ничего не получится.
Со мною, друзья. вам всегда интересно.
Узнали, кто я? Ну конечно же, песня!

Музыка Максима Дунаевского - Цветные сны – исполняет вокальный ансамбль старших классов

Наше путешествие продолжается. Сейчас мы познакомимся со страной струнно – смычковых инструментов.
Струнными - потому, что у них есть струны. А смычковыми – потому что звук извлекается при помощи пальцев и смычка, который сделан из деревянной трости и конского волоса.
(Выходит ученик со скрипкой и показывает инструмент)
Посмотрите, ребята.
Она маленькая. У нее 4 струны. И звук очень высокий, нежный и тонкий.

Выступает..............., исполнит р.н.п. Калинка

Скрипка известна с XVI века.
Скрипки изготавливали итальянские мастера. Это были целые семьи. Самая знаменитая из них – семья Страдивари.
Скрипки Страдивари очень ценятся. Секрет изготовления некоторых из них до сих пор не открыт. Они сохранились до сих пор. Только лучшие исполнители получают право играть на скрипках Страдивари. На этом инструменте играл знаменитый итальянский скрипач Никколо Паганини.
Давайте скорей послушаем еще, как она звучит.
Смотрите, какая она красивая!
...................исполнит Рондо И.С.Баха

Последним номером в путешествии прозвучит «Непрерывное движение» в исполнении ансамбля скрипачей. Надеемся, что эта встреча с музыкой найдет отклик в ваших сердцах, и вы захотите еще не раз побывать в школе искусств.

Дорогие коллеги повторно обращаюсь за помощью!
В этом году предстоит 30 юбилей школы.
Еще вопрос, как он будет называться, какая тема будет проходить главным зерном юбилея.
С нетерпением буду ждать от Вас коллеги предложений, темы и пожелания для разработки будущего сценария.
Всем спасибо!

Наталья Петрова
Сценарий досуга «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»

Путешествие в страну русских народных

музыкальных инструментов

(Интегрированный досуг для детей средней группы)

Цели : познакомить детей с русскими народными инструментами .

Задачи : 1. Дать представление о том, как выглядят и как звучат .

2. Формировать желание и интерес к игре на русских народных музыкальных инструментах .

3. Воспитывать положительное отношение к истокам русской народной культуры .

Интеграция областей : «Художественно-эстетическое развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» .

Атрибуты : русские народные музыкальные инструменты – ложки , трещотки, балалайка, гармошка. Волшебная палочка, Петрушка – кукла Би-Ба-Бо. Ноутбук, информационный носитель, видео - запись, аудио - записи музыкальных русских народных произведений .

Ход занятия:

Дети заходят в зал под русскую народную песню «Калинка» и рассаживаются на стульчики.

Музыкальный руководитель (АРИНА) встречает их в русском народном костюме .

АРИНА : Здравствуйте, ребята. Рассаживайтесь поудобней. Сегодня мы с вами совершим путешествие в волшебную страну русских народных музыкальных инструментов .

Звучит музыка («Смоленский гусачок» пляска, появляется персонаж-Петрушка.

Петрушка : Здравствуйте, ребята! Меня зовут Петрушка. Я очень люблю ходить в гости и заводить новых друзей. Сегодня я решил прийти к вам. Вы будете со мной дружить?

Дети отвечают.

Петрушка : А еще, я очень люблю путешествовать . Давайте все вместе куда-нибудь отправимся в путешествие !

АРИНА : Петрушка, мы очень рады, что ты пришел к нам в гости, мы с ребятами как раз собрались совершить путешествие в волшебную страну и с удовольствием возьмем тебя с собой, только сначала отгадай нашу загадку.

Загадка про ложку. Не лопата, не совок,

Что захватит, то в роток,

Кашу, суп или окрошку :

Вы узнали? Это (ложка) .

Петрушка : Так это же ложка! Мы что сейчас есть будем? Это хорошо, покушать я люблю. Ой! А как же наше путешествие ?

АРИНА : Не волнуйся Петрушка, в путешествие мы обязательно отправимся. Это же не просто ложки, а самый настоящий музыкальный инструмент .

Петрушка : Какой же это музыкальный инструмент ? И как на них играть-то, на ложках этих, по чашкам и кастрюлям что ли?

АРИНА : Нет, ударяют ими друг по другу, вот так. (показывает) и поэтому ложки называют ударными инструментами .

Дети под русскую народную музыку «Коробейники» играют на ложках на первую долю в такте.

АРИНА :

Ложки наши хороши,

Постучали от души. (собирает ложки.)

Петрушка : Ну и какое отношение к нашему путешествию имеют эти деревянные ложки?

АРИНА : А ты еще не догадался?

Петрушка : Не знаю я. Э (думает) Я догадался! Мы отправимся в страну русских народных музыкальных инструментов !

АРИНА : Молодец Петрушка! Ну что ж, отправляемся. Где моя волшебная палочка?

(Взмахивает волшебной палочкой. Звучит лиричная р. н. музыка «Сударушка» )

Дети за Петрушкой идут по кругу на другую сторону зала. На столике разложены разные муз. инструменты .

АРИНА : Вот мы и попали в волшебную страну , где живут русские народные музыкальные инструменты . Только чтобы инструменты нам показались , тебе Петрушка, нужно угадать названия этих инструментов .

Петрушка : Ой-ой-ой! А я совсем с народными инструментами незнаком .

АРИНА : А, мы тебе поможем. Правда, ребята? Вот и первая загадка.

Целый день все трень да трень

И трещать-то ей не лень.

(Демонстрация видеозаписи игры на трещетке) .

Петрушка : Ой, что это так трещит? И как же этот инструмент называется ?

(Дети отвечают) .

АРИНА : Да, это ударный инструмент-трещотка .

Петрушка : Да разве трещотка ударная? Она же трескучая. Деревянные пластиночки стукаются друг о друга и трещат.

АРИНА : В ударных инструментах звук возникает , когда одна часть инструмента ударяется о другую или когда по самому инструменту чем-нибудь бьют .

Петрушка : Чем бьют?

АРИНА : Ну, например, рукой. Вот послушайте новую загадку.

Целый день бом да бом

Раздается громкий звон.

(Звучит бубен) .

Петрушка : Ой, что это, ребята?

(Дети отвечают) .

АРИНА : Петрушка, хочешь попробовать?

Петрушка : Да, конечно! (пробует играть) .

Ведущий : Молодец, Петрушка. У тебя очень хорошо получается. Слушайте следующую загадку.

Тили-бом, тили-бом,

Перезвон со всех сторон.

Колокольчики звенят

С бубенцами говорят.

Петрушка : А, я, догадался! Это колокольчики да бубенчики.

АРИНА : Молодец, Петрушка, какой ты догадливый. Петрушка, ты танцевать любишь?

Петрушка : Конечно, люблю!

АРИНА : Тогда потанцуй с нашими ребятами.

Петрушка : С удовольствием потанцую!

Пляска с бубенчиками под р. н. м. «Барыня»

АРИНА : Молодцы, хорошо потанцевали. Петрушка, наши ребята тоже умеют загадывать загадки. Вот послушай.

Ребенок : Если хочешь поиграть,

Нужно в руки её взять

И подуть в нее слегка

Будет музыка слышна .

АРИНА : Подумай-ка минуточку

Что же это?

Петрушка : Дудочка!

АРИНА : Правильно, молодец Петрушка. Дудочка эта называется свирель. Вот послушайте как она звучит.

(Демонстрация видеозаписи игры на свирели р. н. м. «Как под горкой под горой» ).

Петрушка : А, свирель тоже ударный инструмент ?

АРИНА : Ребята, как вы думаете, свирель ударный инструмент ?

(Дети отвечают) .

Конечно же нет. Это духовой инструмент . Заставляет звучать свирель поток воздуха, который выдувает музыкант . Вот смотри. (Играет на дудочке) .

АРИНА : Но не только ложками, бубнами да трещотками

Славен народ на Руси .

А ещё гармошкой звонкой, на нее ты посмотри!

(Руководитель показывает гармошку детям) .

Петрушка :

Она вздохнет и развернется и по деревне вдоль пройдется,

И соберется в круг народ , что хочешь, спляшет и споет!

Педагог включает аудиозапись русской народной песни «Я на горку шла» (Соло гармошки)

АРИНА : А, вот и последний на сегодня инструмент , с которым я вас хотела познакомить. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать!

Деревяшка, три струны, Натянутых, тонких.

Вы узнать её должны! Поёт очень звонко.

Поскорее угадай-ка. Что же это?

(Дети : Балалайка)

Молодцы, ребята! А хотите послушать, как играет наша балалаечка? (дети отвечают)

Звучит запись игры на балалайке р. н. м. «Камаринская»

Петрушка : Вот бы мне так научиться. Я тоже хочу играть на разных инструментах !

АРИНА : А я предлагаю всем нам сейчас превратиться в музыкантов оркестра народных инструментов . Давайте мы научим Петрушку.

Дети играют на музыкальных инструментах под р . н. м. «Светит месяц» .

Ну, что, Петрушка, тебе понравилось?

Петрушка : Да, очень. Молодцы ребята.

Петрушка : Какое интересное путешествие . Теперь я обязательно научусь на чём-нибудь играть.

АРИНА : А, вам, ребята, понравилось?

(Дети отвечают) .

Ну что ж, наше путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов подошло к концу . Пора прощаться. А ты, Петрушка, приходи к нам почаще, и мы совершим еще не одно увлекательное путешествие .

Петрушка : Спасибо, обязательно приду. До свиданья.

АРИНА : Ребята, давайте проводим Петрушку и пожелаем ему счастливого пути.

Дети выходят из зала под русскую народную песню «Калинка»


Сценарий концерта


Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы совершить небольшое, но очень интересное путешествие в страну музыкальных инструментов. В этой стране живет столько много различных инструментов, что поговорить обо всех сразу сегодня мы не сможем. Музыкальные инструменты бывают большие и маленькие, похожие друг на друга, и совершенно отличающиеся. На одних можно играть разную музыку, на других простукивать ритм. Сегодня мы познакомимся и послушаем как они звучат, только с некоторыми из них. И помогут нам в этом учащиеся музыкальной школы.
- А кто, ребята, из вас знает, каким музыкальным инструментом обладает каждый человек? И вы тоже?
- Да, это певческий голос. Но красиво и правильно петь, т.е. владеть этим инструментом от природы могут не все. Красиво петь - нужно долго учиться. Вот сейчас наши ребята покажут, как они научились петь.
На минуту в землю врос разноцветный чудо-мост.

Чудо-мастер смастерил мост высокий без перил. (радуга)

Вок.анс. песня Радуга

- Родоначальницей баяна и аккордеона явилась ручная гармоника, когда-то давно она была привезена из-за границы купцами и очень быстро из сувенира превратилась в народный инструмент. С годами гармоника совершенствовалась, изменялась, усложнялась. Очень любили в давние времена на гуляньях песни под баян и аккордеон, пляски. Сейчас - это красивые и сложные концертные инструменты. Им под силу не только песни, но и крупные серьезные произведения. Наши ребята только начинают осваивать игру на этих инструментах, поэтому их пьески еще небольшие.

Несколько пьес в исполнении баяна и аккордеона

- Ребята, а кто знает сказку «Кот, петух и дрозд»? На каком инструменте играл кот, когда вызывал лису из норы, чтоб спасти петушка?
- Да, на гуслях.
Трень-брень гусельки, золотые струночки.
Дома ли лиса?
- Гусли - это старинный русский народный инструмент. Он упоминается во многих русских сказках, как волшебный инструмент - гусли-самогуды- сами играли, всех плакать да плясать заставляли.

Несколько пьес на гуслях

- Следующий инструмент тоже не простой. С ним связано много сказок и легенд по всему миру. Однажды этот инструмент спас целый город, его волшебный звуки увлекли за собой в море огромные полчища крыс, которые непонятно откуда взялись и заполонили весь город, что люди уже не могли там жить. Тогда один юный музыкант достал свой инструмент и заиграл, волшебный звуки полились по всему городу и крысы как завороженные двинулись на их зов. Музыкант вышел из города и пошел к морю, и злые огромные крысы шли за звуками и утонули в море. Чудесный инструмент и его прекрасная музыка спасли город и жителей.
- Этот волшебный инструмент называется флейта.

Пьесы на флейте

- Теперь подошла очередь для удивительного инструмента - инструмент-оркестр. Этому музыкальному инструменту подвластно многое, он может издавать как самые тихие, так и громкие звуки, «рычать», «ворчать» басами, «щебетать» как птичка или изображать мерцание звезд на небе - высокими, «хрустальными» звуками. На этом инструменте можно исполнять любую музыку, как простые детские песенки, так и очень сложные, серьезные концертные произведения. И название у этого инструмента тоже удивительное.
Я стою на трех ногах, обут в черных сапогах.
Зубы - белые. Педаль. А зовут меня…….(рояль).
-Рояль это концертный инструмент для больших залов, а вот для домашнего музицирования предназначен небольшой по размеру - пианино. А общее название этих двух инструментов- фортепиано.

Блок фортепианных пьес

-Следующий инструмент появился сравнительно недавно. Это современный электронный инструмент, внутри спрятан маленький компьютер, который выполняет множество функций: он может звучать как целый оркестр, а может имитировать звучание отдельных инструментов, звук извлекается с помощью клавиш как на фортепиано. Синтезатор может издавать очень необычные «фантастические» и «космические» звуки.

Звучит синтезатор (несколько пьес)

- Ну вот, ребята, наше небольшое путешествие закончилось. Надеюсь, оно было интересным. И по традиции в завершении нашей встречи звучит песня в исполнении младшей группы хора.

Песня Золотой колокольчик

Спасибо за внимание. До свидания!

Юржонкова Л.Д.




Top