Истинные русские характеры в «Песне про царя Ивана Васильевича.

Лермонтов М.Ю. "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
Купец Калашников -это собирательный образ русского молодца,автор собрал лучшие черты русского народного характера и противопоставил купца,народного любимца,опричнику-любимцу царя.Степан Парамонович-хорош собой,молод и статен.Сильный,смелый удалец,который умеет и не боится работать, знает своё дело.Калашников уважает царя,он человек чести и слова,для него правда -это образ жизни,он не способен на обман.Купец любит свою жену и детей,годится красотой Алёны Дмитриевны.Для него не простительны оскорбления Кирибеевича,Калашников не побоялся защитить честь свой жены.Народ боялся опричников,но купец не робкого десятка,он любит свой народ,с ним прощается перед смертью.Честь и достоинство-это народная черта купца,царь с уважением относится к Калашникову,обещает заботу о семье.Купец жил по-совести, умер по-чести,сохранив доброе имя.
Характер Алёны Дмитриевны -это собирательный образ русской женщины.Автор объединил лучшие качества русских красавиц и наделил ими свою героиню.Алёна красивая и статная,но скромная и старается не привлекать к себе внимания,бережёт свою красоту для мужа,надевая платок и прикрывая лицо.Она любит мужа и детей,заботится о них и ведёт домашнее хозяйство.Алёна бережёт честь,гордо отклоняет ухаживания опричника.Она не кается перед мужем,вины за ней нет.а просит защиты у мужа.Алёна Дмитриевна уважает устои семьи,муж для царь и только ему она подвластна,он ей судья.Набожная и верная,уважающая царя и народ,Алёна и есть воплощение народного идеала русской женщины-жены и матери.
Кирибеевич- опричник,любимец Ивана Грозного.Высокий,статный черноволосый красавец.Лихой молодец,который бахвалится своей удалью и положением при царе.Уважая царя,он легко может его обмануть,скрывая истинные причины своей страсти к замужней женщине. Кирибеевичу автор не даёт имени,только фамилию,что характеризует,что он "без роду,без племени",у него нет семьи и он не почитает традиции народа.Опричник привык к вседозволенности,его чувства к Алёне приводят к трагедии,он не уважает ни Алёну,ни её мужа,ни народ.Кирибеевич испугался,когда узнал,кто его соперник в бою,опричники не привыкли отвечать за свои поступки.
Царь Иван IV- автор характеризует царя,как символ власти тех времён.Властолюбивый,умный,но не уделяющий внимания проблемам простого народа.Окружив себя любимцами,царь далёк он людей,он не знает чем живёт народ.Царь уважает честность,он обещает заботиться о семье купца,но он не выясняет причин трагедии.Образ царя-это величие власти и произвол,недоверие к простым людям и вера в своих любимцев.

Иван Грозный

ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА
Поэма (1838)

Царь Иван Васильевич Грозный — одно из основных действующих лиц поэмы. Изображен в духе народных традиций. Мотив извращенного характера царя как причины деспотизма и тирании, в согласии с тогдашней исторической наукой, опущен. «Справедливость» и «жестокость» Г. осознаны как особенности эпохи: когда Степан Калашников признается, что убил Кирибеевича «вольной волей», но отказывается сказать «за что и про что», то Г. в точности исполняет его просьбу. Он, далее, оказывает ему особую «милость», обещая топор «наточить-навострить», палача «одеть-нарядить» и звонить «в большой колокол», избавляя Калашникова от мучительной смерти и придавая ей торжественность. Г. представляется в поэме не в качестве государственного деятеля, политика, воина, а в частном быту. Он — хранитель патриархально-родовых связей, стоит за законную любовь и в духе народных представлений не помышляет о насилии над волей своего раба-любимца Кирибеевича или Алены Дмитриевны. Однако патриархальные связи начинают распадаться, и власть царя вступает в противоречие с народной нравственностью. Поскольку Кирибе-евич обманул Г., утаив от него, что Алена Дмитриевна замужем, то царь, наказывая Калашникова, осуществляет формальное право, слепо следуя христианскому закону, и опирается на силу власти, а не на силу обычаев. Тем самым он невольно подрывает патриархально-родовые устои и карает того, кто эти законы защищал. Народный обычай становится формой царского произвола. В этой противоречивости проступило своеобразие лермонтовской трактовки Г., который оправдывает обидчика-любимца, виновного в бунте против устоев. Правда царя и правда народа разошлись, и это предвещает закат патриархальной эпохи.

Все характеристики по алфавиту:

- - - - - - - - - - - - - - -

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:
1 . Подготовить пересказ главы 1 "Опричники” . Почему опричники так бесчинствуют в селении, мимо которого проезжает Никита Романович Серебряный?
2 . Почему Никита Романович, приехав в Москву в 1565 г., не знает, что произошло и какую грозную силу представляют собой опричники?
Каким вы представляете себе царя Ивана Грозного, прочитав главу Пир (гл. 8)?
Какими вы представляете сподвижников Ивана IV:
а) Бориса Гудунова;
б) Мал юту Скуратова и его Сына
Максима (гл. 7 "Александрова слобода");
в) царевича Иоанна;
г) Федора Басманова?
По ролям прочитать главу 9 "Суд:
а) допрос царем опричника. С какой сценой Лермонтова "Песни про царя Ивана Васильевича..." перекликается эта? (С разговором Ивана Грозного с Кирибеевичем и допросом Матвея Хомяка.)
б) какой смысл видит в опричнине сам государь Иван Васильевич? "Не для того поставил я на Руси опричнину, чтобы слуги мои побивали людей безвинных. Поставлены они, аки добрые псы, боронить от пыхающих волков овцы моя..."
6. Проблемный вопрос:
Согласны ли вы со словами князя Серебряного, произнесенными в минуту отчаяния: "Какая родина! Где наша родина? От кого нам ее отстаивать? Не татары, а царь губит родину!" (Глава "Последнее свидание".)

В книге А.К. Толстого "Князь Серебряный" можно выделить две сюжетные линии: личная судьба князя Никиты Серебряного, его любовь к Елене Дмитриевне, ставшей женой опального боярина Моро зова (вопрос на знание текста: как сложится судьба героев - боярина Морозова, Елены Дмитриевны, князя Серебряного?), и трагическая судьба России, ее народа, находящегося под властью тирана.
Чем озабочены люди, близко стоявшие к трону? (Служением, выслуживанием перед ним, угодничеством, - Басмановы, князь Вяземский, Малюта.) Сам Иван Васильевич? (Властью, ее сохранением.)
Почему так подозрителен Иван Грозный, так скор на расправу, на скорую казнь? Он боится измены; не уважая своих приближенных, хорошо зная их, понимает, что они готовы пойти на любое преступление во имя власти и больших благ.
Но есть ли люди в окружении Ивана Грозного, достойные уважения? (Да, их немного, но царь стыдится этих людей, боится их, рад избавиться от них. Это старая нянька Онуфриевна, вырастившая, воспитавшая Ивашку (как она его называет), он рад унизить ее, предлагая ее, 80-летнюю, в жены стремянному Михеичу; это блаженный юродивый Василий, которого чуть не убил в день страшной казни Иван Грозный (а это великий грех); это боярин Дружина Андреевич Морозов, которого царь унижает на пиру, заставляет рядиться в шутовской костюм с бубенчиками, и это Никита Серебряный, главный герой книги.)
Что говорит сам автор об этих людях? ("Лица, подобные Василию Блаженному, князю Репнину, Морозову или Серебряному, являлись нередко как светлые звезды на безотрадном небе нашей русской ночи, но, как и самые звезды, они были бессильны разогнать ее мрак, ибо светились отдельно и не были сплочены, ни поддержаны общественным мнением. Простим же грешной тени Ивана Васильевича, но помянем добром тех, которые, завися от него, устояли в добре, ибо тяжело не упасть в" такое время, когда все понятия извращаются, когда низость называется добродетелью, предательство входит в закон, а самая честь и человеческое достоинство почитаются преступным нарушением долга!
...вы шли прямою дорогой, не боясь ни опалы, ни смерти; и жизнь ваша не прошла даром, ибо ничто на свете не пропадает, и каждое дело, и каждое слово, и каждая мысль вырастает... И многое доброе и злое, что, как загадочное явление существует поныне в русской жизни, таит свои корни в глубоких и темных недрах минувшего...")
Можно предложить такую работу - анализ эпизодов романа:
Сравнить содержание старинной песни о том, как боярин Никита Романович спасает от опричников царевича Иоанна, с тем, как рассказывает об этом событии А.К. Толстой в главе 14 «Оплеуха» .
Каким вы видите царя Ивана Грозного и боярина Дружину Морозова в главе 34 "Шутовской кафтан"?

В чем смысл названия книги? Почему роман назван именем князя Серебряного?
Эпиграфом книги послужили слова, взятые из летописи Тацита на латинском языке. Смысл этих слов таков: "А тут рабское терпение и такое количество пролитой дома крови утомляет душу и сжимает ее печалью. И я не стал бы просить у читателей в свое оправдание ничего другого, кроме позволения не ненавидеть людей, так равнодушно погибающих.
Как соотносятся эти слова с содержанием исторического романа А.К. Толстого "Князь Серебряный? "
Моря крови, произвол, а книга оставляет светлое чувство. Почему?

Белла ТУРЬЯНСКАЯ




Top