Из нашей компании после войны. Проблема невнимательного отношения к людям, к их беде

Чтение второй части и определение ее темы и глав­ной мысли. Где было гнездо поползня? Почему кричала пти­ца? Как она пыталась защитить птенцов? (Прочитайте об этом.) Представьте маленькую птичку и большую сильную змею. Какое предложение передает отчаяние поползня? Ка­кой самый напряженный момент в этой части? Прочитайте. Обсуждение второго пункта плана. Передайте содержание этой части так, как будете ее писать.

Чтение третьей части. Как начинается часть? Какое чудо произошло? Прочитайте действия поползня. (Встрях­нул, ударил ...) Было ли ему страшно? Сильный ли был удар маленькой птички? (Удар был едва ли ощутимый для гюрзы, но неожиданный.) Обсуждение третьего пункта плана.

Чтение четвертой части. С какого предложения можно начать четвертую часть? Обсуждение содержания этой части.

5. Определение трудных для написания слов в каждой
части и слов с изученными орфограммами. (Этот вид работы
может быть проведен параллельно с работой над содержани­
ем частей текста, и трудные слова могут быть записаны ря­
дом с каждым пунктом плана.) Обсуждение лексической за-
89

мены слов: гюрза (змея, она), поползень (маленький попол­зень). Обдумывание всего содержания текста, прочтение текста про себя.

6. Письмо изложения. Самопроверка.

7. Домашнее задание: продолжить работу над состав­лением текста; подготовиться к письму под диктовку слов из словаря; рабочая тетрадь, упр. 119.

УрокРабота над ошибками, допущенными в изложении. Упражнение в правописании существительных с изученными орфограммами

Цель: формировать умения совершенствовать написан­ный текст, исправлять ошибки; развивать умение правильно писать безударные падежные окончания; проверка умения писать словарные слова и выделять в них орфограммы.

1. Сообщение общих результатов изложения.

2. Анализ изложения. Работа над типичными ошибками: в фактическом изложении содержания текста, в полноте его передачи, в структуре текста, в последовательности построе­ния предложений и оформлении их на письме, в точности употребления слов в тексте, в орфографической правильно­сти написания слов, в постановке знаков препинания.

3. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных и гласных в корне.

Воспроизведение знаний о приемах распознавания паде­жей имен существительных, о написании гласных -е и в окончаниях, о способах проверки написания безударных гласных в окончаниях (учебник, упр. 282).

Выполнение заданий (учебник, упр. 281). Обоснование правильности написания безударных падежных окончаний имен существительных.

Проверочный словарный диктант: инженер, агроном, го­ризонт, человек, багаж, пейзаж, корабль, календарь, сегодня, сейчас, направо, налево, пассажир, аллея, двенадцать, вос­кресенье, понедельник, одиннадцать, библиотека, беседа, ад­рес, вокзал, портрет, овца. Возможный порядок работы: пер­вое слово диктанта записывают учащиеся одной группы, вто­рое слово - ученики другой группы и т. д. Задание: указать склонение над именами существительными.

4. Проверка домашнего задания: заслушивание состав­
ленных текстов.

Задания по теме урока в рабочей тетради: упр. 120-122.

УрокДиктант

Цель: проверить сформированность умения писать безу­дарные окончания имен существительных в единственном числе , безударные гласные в корне слов.

Диктанты (на выбор учителя)

Редкая гостья

Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опуш­ке под елкой они устроили птичью столовую. Ветки ели за­щищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготови­ли еще с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой наве­стить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз березку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке елки появилась белка. Зверек огляделся и спрыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки. (84 слова.)

Зимний лес

Я любовался пейзажем леса. После метели лес стоял как в сказке. Ель была в хвойной кольчуге. На макушке сосны снежная шапка. У березки вьюга посеребрила инеем гибкие ветви. Издалека видны красные гроздья рябинки. Сколько следов на полянке у тропинки! Вот заяц хитрил, петлял, прислушивался к звукам зимней ночи. В поисках добычи пробежала лисица. В вершине ели затаилась рысь. Пробороз­дил сугроб лось. А под сугробом теплилась жизнь. Разгреби снег до земли. На этом месте видны кустики брусники и ве­точки черники. (81 слово.)

Задания (по выбору учителя) на примере текста диктанта «Редкая гостья»:

1) разобрать третье предложение по членам предложения (подчеркнуть главные члены, выписать словосочетания, пос­ле каждого имени существительного в словосочетании ука­зать склонение и падеж);

2) над каждым именем существительным в единственном числе указать падеж (например, во втором, или третьем, или четвертом предложении);

3) выписать по одному существительному каждого типа склонения сначала в той форме, в которой дано это сущест­вительное в предложении, затем в начальной форме.

Домашнее задание: учебник, упр. 286.

Склонение и правописание окончаний имен существительных во множественном числе (7 ˜)

1. Проверка домашнего задания: все ли имена существи­тельные употребляются в форме единственного и множест­венного числа (учебник, упр. 288, 289)? Назовите имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа (каникулы, шахматы ). Запись пред­ложения (упр. 287) под диктовку учителя. Определение па­дежа имен существительных множественного числа.

2. Чтение темы и определение задач урока.

3. Работа с таблицей (учебник, упр. 291). Ответы на во­просы: какие окончания могут быть у имен существитель­ных множественного числа в именительном падеже? Какие из данных имен существительных будут иметь такие же окончания и в винительном падеже? (Неодушевленные име­на существительные.)

4. Упражнение в правильном произношении слов (учеб­ник, упр. 292), в объяснении лексического значения неизве­стных для учеников слов. Работа над значением, написанием и произношением слова директор. (Руководитель предприя­тия, школы.) Запись предложения На совещание собрались директора школ области. Выделение главных членов, опре­деление падежа имен существительных множественного чис­ла (директора, школ) и единственного числа (области, на совещание).

5. Обсуждение: как различить именительный и вини­тельный падежи имен существительных множественного чис­ла? Чтение строк песни Мороза-воеводы из поэмы Н. А. Не­красова «Мороз, Красный нос» (учебник, упр. 293). Выполне­ние устных заданий. (Обращается внимание на построение предложений. Во втором предложении нет подлежащего, но оно подразумевается: действия производит Мороз.)

6. Выделение предложений в деформированном тексте, чтение их с правильной интонацией. Определение падежа выделенных существительных и знаков препинания (учеб­ник, упр. 294). Выполнение заданий.

7. Итог урока: какие окончания могут быть у имен су­ществительных множественного числа в именительном паде­же? Как различить именительный и винительный падежи имен существительных множественного числа?

8. Домашнее задание: учебник, упр. 292 (списать слова и обозначить в них ударение).

Задания по теме урока в рабочей тетради: упр. 123- 125.

УрокРодительный падеж имен существитель­ных множественного числа

Цель: ознакомить с окончаниями имен существительных множественного числа, развивать умение правильно образо­вывать и употреблять формы множественного числа имен су­ществительных.

1. Словарный диктант (определить по значению имя су­ществительное и записать его в форме множественного чис­ла): 1) тот, кто руководит школой (директор ); 2) специа­лист, знающий законы земледелия (агроном ); 3) синоним к словам странствие, турне (путешествие ); 4) плод яблони (яблоко ); 5) сооружение в виде ступеней для подъема и спус­ка (лестница ); 6) крупное морское судно (корабль ); 7) обо­значение, название места жительства (адрес ); 8) дорога, обса­женная по обеим сторонам деревьями (аллея ); 9) мера длины, равная 1000 метров (километр ); 10) единица веса, равная 1000 граммов (килограмм ). (Учитель обращает внимание на этимологию слов километр и килограмм. Это сложные слова, первой частью которых является греческое слово кило, что означает «тысяча».) Коллективная проверка. Задание: поста­вить (устно) каждое имя существительное в форму родитель­ного падежа.

2. Чтение темы. Постановка задач урока: научиться пра­вильно образовывать и употреблять в речи формы родитель­ного падежа имен существительных множественного числа.

3. Работа с таблицей (учебник, упр. 295). Выполнение за­даний. Ознакомление с окончаниями имен существительных множественного числа в форме родительного падежа.

4. Запись под диктовку предложения (учебник, упр. 296). Определение имен существительных множественного числа в форме родительного падежа: облаков, дождей, лесов, болот, рек, озер, лугов, полей, цветов, трав, слов. Называние их окончаний. (Обращается внимание на то, что другие имена существительные употреблены в форме единственного числа и употребляются только в этой форме.)

5. Упражнение в образовании форм множественного чис­ла (упр. 297, 299, 300): выполнение устных заданий и выбо­рочная запись некоторых имен существительных множест­венного числа в форме родительного падежа с окончаниями -ов , -ев , -ей , нулевым окончанием (). (Учитель обращает внимание на то, что в родительном падеже имена существи­тельные, оканчивающиеся на шипящий, пишутся без мягко­го знака: много рощ, задач, туч. )

6. Итог урока: чему учились на уроке?

7. Домашнее задание: учебник, упр. 298.
Задания по теме урока в рабочей тетради: упр. 126,

Третья четверть

УрокРодительный и винительный падеж имен существительных множественного числа

Цель: развивать умения образовывать и правильно упо­треблять в речи форму родительного падежа имен существи­тельных множественного числа, различать одушевленные имена существительные множественного числа в форме ро­дительного и винительного падежа.

1. Проверка домашнего задания.

2. Воспроизведение знаний об окончаниях имен сущест­вительных множественного числа в родительном падеже. Устный диктант: яблоко, полотенце, килограмм, апельсин, календарь, шофер, простыня, место, сапог, туфля, носки, торт, кольцо, солдат, директор. (Учитель называет имя су­ществительное в единственном числе, а ученики произносят это имя существительное в форме родительного падежа мно­жественного числа: облако - облаков. )

3. Упражнение в образовании форм родительного падежа (учебник, упр. 302). Составление предложения с любой из за­писанных форм.

4. Выполнение заданий (учебник, упр. 301). Работа над зна­чением и написанием словарного слова газета. (Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвящен­ное событиям текущей политической и общественной жизни.)

5. Обсуждение: у каких существительных множественного числа в родительном и винительном падежах будут одинаковые окончания? Склонение (устно или письменно) имен существи­тельных (учебник, упр. 303). Сопоставление окончаний имен существительных в родительном и винительном падежах. Ответ на вопрос: как различить родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных множественного числа?

6. Упражнение в различении родительного и винитель­ного падежей одушевленных имен существительных множе­ственного числа (учебник, упр. 304). (Ученики определяют падеж с помощью предлогов, а также используют приемы, которые помогали им в определении падежа у существи­тельных в единственном числе.)

7. Итог урока: чему учились на уроке?

8. Домашнее задание: учебник, упр. 305 (устно), упр. 307 (письменное задание).

Задания по теме урока в рабочей тетради: упр. 128.

УрокДательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа

Цель: развивать умение изменять по падежам существи­тельные множественного числа, распознавать падежи и пи-95

сать окончания в дательном, творительном и предложном па­дежах.

1. Проверка домашнего задания: обсуждение составлен­ных диалогов.

2. Чтение темы и определение задач урока. Упражнение в склонении имен существительных множественного числа и выделение окончаний имен существительных в дательном, творительном, предложном падежах (учебник, упр. 306). За­пись имен существительных в данных падежах, выделение окончаний имен существительных.

Д. рекам, лугам, морям, степям Т. реками, лугами, морями, степями П. о реках, лугах, морях, степях

3. Выразительное чтение текста (учебник, упр. 307). От­вет на вопрос: что за рукавицу обронил Морозко? Обсужде­ние заголовков, объяснение орфограмм и распознавание имен существительных множественного числа в родитель­ном, дательном, творительном и предложном падежах.

4. Составление (устно) предложений из деформирован­ных слов (учебник, упр. 308). (Дорога к озерам шла через ле­са. Зеленые и голубые стрекозы летали над травами. Сосны росли на песчаных холмах. Земля была покрыта папоротни­ком и ландышами с оранжевыми ягодами. На закате мы по­дошли к лесным озерам. В тишине ночи можно было услы­шать плач сов, свист летучих мышей, сонные удары рыб в озерных омутах. ) Возможные варианты дальнейшей работы: 1) самостоятельная запись предложений и определение паде­жа у существительных множественного числа; 2) запись предложений под диктовку учителя и определение падежа имен существительных множественного числа. Разбор пято­го предложения по членам предложения.

5. Итог урока: какие окончания могут быть у имен существительных множественного числа в родительном, да­тельном, творительном, предложном падежах?

6. Домашнее задание: учебник, упр. 309 (подготови­ться к изложению, ответить на устные вопросы, объяснить написание безударных падежных окончаний имен существи­тельных в предложениях).

Задания по теме урока в рабочей тетради: упр. 129, 130.

УрокСвободный диктант

Цель: развивать умение воспринимать повествователь­ный текст, правильно и точно передавать его содержание по частям.

1. Определение темы и задач урока.

2. Чтение текста (учебник, упр. 309). Беседа по содержа-96

нию текста. Определение темы и главной мысли текста. Об­суждение заголовка к тексту.

3. Работа над содержанием каждой части текста: опреде­
ление темы, проведение лексической работы, наблюдение
над структурой предложений, объяснение написания орфо­
грамм, обсуждение пунктов плана.

Возможный вариант работы над третьей частью текста: с какого предложения начинается третья часть? Что означает слово припасы? (Продукты, заготовленные заранее, про за­пас.) Какие слова говорят нам о том, что боксер был очень го­лодный? (Ел с жадностью. ) Почему автор в третьем предло­жении повторяет слово ел? Обратите внимание на слова: «Ел и посматривал на Костю» . Что значит посматривал ? В ка­ком предложении выражена главная мысль этой части? Про­читайте. (Объяснение употребления мягкого знака и написа­ние гласной и в слове благодарности . ) Куда отправились дру­зья после обеда? Прочитайте последнее предложение этой части. Кто это они ? Каким другим словом можно заменить местоимение они ? (Друзья.) Почему в предложении поставле­на запятая? Как можно озаглавить третью часть рассказа?

4. Запись заголовка. Письмо по памяти текста по вариан­там: 1) учитель читает первую часть, дети записывают ее по памяти. Аналогичная работа проводится и по второй части; 2) учитель читает текст полностью, ученики записывают его по памяти с опорой на план или с опорой на план и слова, за­писанные на доске.

5. Самопроверка.

6. Домашнее задание: учебник, упр. 310.

УрокАнализ результатов свободного диктанта и работа над ошибками. Обобщение знаний о проверке напи­сания безударных гласных в окончаниях имен существи­тельных

Цель: совершенствовать умение исправлять ошибки, применять изученные правила; обобщить знания о проверке написания безударных гласных в окончаниях имен сущест­вительных.

1. Анализ результатов написания свободного диктанта. Работа над типичными ошибками.

2. Проверка домашнего задания. Словарно-орфографиче-ский диктант. (Учитель показывает имя существительное в начальной форме, ученики записывают его в заданной па­дежной форме в единственном и во множественном числе с предлогом: яблоня (Р. п.), сапог (Р. п.), лошадь (Д. п.), порт­рет (П. п.), товарищ (Т. п.), путешествие (Д. п.), газета (Р. п.), календарь (П. п.).)

3. Выполнение заданий (учебник, упр. 311). Возможные

варианты работы: 1) письмо текста под диктовку учителя;

2) выполнение заданий к этому упражнению учениками;

3) данное упражнение предложить для выполнения дома, а вместо этого написать с учащимися проверочный диктант.

Диктант

Мы шли через лес к озерам. По сторонам дороги росли ко­лосистые травы, лиловые колокольчики. В кустах шиповни­ка гудели пчелы с золотыми полосками на спине. Вдали блеснуло озеро. К ночи мы поставили палатки в зарослях ка­мыша около кучи хвороста. В воздухе бесшумно летали лету­чие мыши. Тянуло сыростью. На рассвете мы выехали на лодке ловить рыбу. На поверхности озера было много жел­тых кувшинок. Вдруг у борта лодки хлестнула хвостом ги­гантская щука. Лодка закачалась. Мы стали грести к берегу. Рыба шла рядом с лодкой.

Задание: обозначить падеж имен существительных во вто­ром предложении.

5. Домашнее задание: учебник, упр. 312 (темы для сочинений: «Встреча Деда Мороза, Снегурочки и Снежинок», «Дед Мороз в гостях у лесных жителей»).

Задания по теме урока в рабочей тетради: упр. 132, 133.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (32 ˜)

Задачи изучения темы:

Цель: обобщить знания об имени прилагательном как ча­сти речи, развивать умение распознавать имена прилага­тельные в тексте, определять их роль в речи, образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов.

1. Чтение темы и главных вопросов, определение целей урока. Воспроизведение знаний об имени прилагательном как части речи. (Что такое имя прилагательное? Что обозна­чает? На какие вопросы отвечает? С какой частью речи свя­зано по смыслу?)

Приведение примеров имен прилагательных, обозначаю-

С этой темы начинается II часть учебника.

щих признак предмета по цвету (по вкусу, по размеру, по ма­териалу, по запаху, по форме и т. д.).

2. Упражнение в распознавании имен прилагательных в тексте, определение роли имени прилагательного в предло­жении. (Является второстепенным членом предложения.) Выполнение заданий (учебник, упр. 5). (Текст может быть написан под диктовку. Учитель обращает внимание на срав­нения. Автор называет ель красавицей, а ее снежный наряд сравнивается с белоснежным мехом горностая.) Нахождение словосочетаний имен существительных с именами прилага­тельными.

3. Упражнение в определении роли имен прилагатель­ных в речи. (Прилагательные придают речи точность, яр­кость и выразительность.) Чтение текста (учебник, упр. 1). Рисование словесной картинки к стихотворению. (Белая зим­няя равнина, светлая ночь, высокие от света луны облака, блестящий снег.) Определение типа текста (художественное описание) и роли прилагательных в речи. (Возможна запись текста под диктовку.) Чтение сведений о кратких прилага­тельных. (В предложении имена прилагательные в краткой форме употребляются только как сказуемые: Девочка была весела. )

Чтение описательного текста и определение названия пред­мета по признакам, данным в тексте, выполнение устных за­даний (учебник, упр. 2). Обобщение: для чего в речи мы упо­требляем имена прилагательные?

4. Упражнение в образовании имен прилагательных от данных имен существительных (учебник, упр. 3) и имен прилагательных (учебник, упр. 4) с помощью суффиксов. (Ученики устно образуют имена прилагательные, выборочно записывают некоторые из них. Обращается внимание на на­писание суффиксов, на то значение, которое они вносят в слово.) Работа над значением и правописанием словарного слова автомобиль. (Слово автомобиль пришло к нам из французского языка . Оно образовано путем соединения гре­ческого слова аутос, что значит «сам», и латинского моби-лис, означающего «движущийся, подвижный». Все слово означает: «сам собою движущийся».) Подбор слов, в которых есть часть авто (автокран , автобус ). Выделение и запомина­ние безударных гласных в слове а вто мо биль.

5. Итог урока: по каким признакам можно узнать име­на прилагательные?

6. Домашнее задание: учебник, упр. 6 или 2 (пись­менное задание).

Задания по теме урока в рабочей тетради (материал ко II части учебника): упр. 1-4, 8.

Урок 2 (86). Упражнение в распознавании имен прила­гательных среди однокоренных слов. Изменение имен при­лагательных по родам в единственном числе и числам

Цель: развивать умения распознавать имена прилага­тельные среди однокоренных слов, распознавать род и число имен прилагательных.

1. Проверка домашнего задания. Ответ на вопрос: по ка­ким признакам распознали имена прилагательные среди од-нокоренных слов? (Зеленая трава: слово зеленая - это имя прилагательное, связано по смыслу с существительным тра­ва и обозначает признак существительного по цвету; отвеча­ет на вопрос какая? (трава (какая?) зеленая ), окончание -ая бывает у прилагательных женского рода .) Определение рода прилагательных в данных словосочетаниях. Ответы на вопросы: какими частями речи являются другие однокорен-ные слова? В чем различие имени прилагательного и имени существительного как части речи?

2. Упражнение (учебник, упр. 7) в определении групп имен прилагательных, близких по значению (сообразитель­ный, смекалистый; грустный, печальный; маленький, кро­шечный; ароматный, душистый; быстрый, скорый; оранже­вый, апельсиновый ); противоположных по значению (корот­кий - длинный, широкий - узкий, грустный - радостный, быстрый - медленный, большой - маленький ). Выполнение других заданий. Запись некоторых словосочетаний (напри­мер, медленный шаг, грустный день, широкое шоссе и др.).

3. Обсуждение: как узнать число имен прилагательных? Устное выполнение заданий (учебник, упр. 8).

4. Чтение текста (учебник, упр. 9). Определение темы и главной мысли. Подбор заголовка. («Живые цветы».) Выпол­нение заданий упражнения. Ответ на вопрос: изменяются ли имена прилагательные по числам? Докажите. (Учащимся предлагается устно изменить число имени прилагательного и имени существительного в любом словосочетании: коричне­вая свиристель, пестрый щегол, голубой поползень, красный мак, желтая грудка. ) Работа над значением и написанием словарного слова семена и выяснение его значения. (1. Ор­ган размножения у растений, зерно. 2. Зерна, предназначен­ные для посева: семенная пшеница. )

5. Обсуждение: как узнать род имен прилагательных? Выполнение заданий (учебник, упр. 10).

6. Итог урока: как определить род и число имен прила­гательных? А как определить род и число имен существи­тельных?

7. Домашнее задание: учебник, упр. 11.
Задания по теме урока в рабочей тетради: упр. 5-7,

Урок 3 (87). Упражнение в определении рода и в право­писании родовых окончаний имен прилагательных

Цель: развивать умения определять род имен прилага­тельных, писать правильно родовые окончания имен прила­гательных.

1. Проверка домашнего задания. Ответ на вопрос: как определить род имен прилагательных?

2. Упражнение в определении рода имен прилагательных и в изменении имен прилагательных в единственном числе по родам, в обосновании правильности написанных родовых окончаний (учебник, упр. 12, 13). Работа над значением и правописанием словарных слов электричество, электриче­ский, электростанция. (Электричество - вид энергии, ис­пользуемой для народно-хозяйственных и бытовых целей; электростанция - это сложное слово, образованное путем соединения слова станция и части электро, что означает «электрическая».)

3. Обсуждение: в каком числе изменяются имена при­лагательные по родам? Выполнение заданий (учебник, упр. 14).

4. Объяснительный диктант (учитель называет имя су­ществительное, а ученики образуют от него однокоренное имя прилагательное и комментированно записывают его вме­сте с подходящим по смыслу именем существительным): праздник, автомобиль, земляника, электричество, семена, хозяйство.

Слова для справок: праздничный день, автомобиль­ный завод, земляничное варенье, электрическая плита, семе­на пшеницы, хозяйственный магазин.

5. Итог урока: какие окончания имеют имена прилага­
тельные женского, мужского, среднего рода в единственном
числе?

6. Домашнее задание: учебник, упр. 16 (устно).
Задания по теме урока в рабочей тетради: упр. 9-

Урок 4 (88). Выборочное списывание. Составление опи­сательного текста на тему «Любимая игрушка»

Цель: учить определять описательный текст и отбирать предложения, характеризующие внешний вид предмета; раз­вивать умение составлять описательный текст.

1. Подготовка к выборочному списыванию. Чтение тек­ста (учебник, упр. 15). Ответы на устные вопросы. Определе­ние, с какой целью употреблено каждое из прилагательных в тексте. Отбор предложений для описания медвежонка. За­пись предложений и выделение в них прилагательных.

2. Подготовка к составлению описательного текста на те-102

му «Любимая игрушка»: 1) определение темы и задач пред­стоящего сочинения; 2) заслушивание составленных тек­стов. (Один из учеников рассказывает составленный текст, слушатели (одноклассники) оценивают, можно ли предста­вить по рассказу внешний вид игрушки и понять, что игруш­ка действительно нравится автору рассказа.); 3) определение структуры предстоящего текста: вступительная часть (как игрушка появилась в доме), основная часть (описание внеш­него вида игрушки), заключительная часть (выразить свое отношение к игрушке: почему эта игрушка вам нравится и любите ли вы с ней играть?); 4) воспроизведение знаний о том, как строится описание (прежде всего дается общее пред­ставление об игрушке, потом описание деталей, начиная с более крупных и заканчивая мелкими).

3. Запись текста. Самопроверка.

4. Итог урока: чему учились на уроке?

5. Домашнее задание: выписать из словаря синони­мов три группы близких по значению прилагательных и из словаря антонимов три группы противоположных по значе­нию прилагательных; рабочая тетрадь, упр. 15, 16.

Склонение и правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных (29 ˜)

Первый этап работы над правописанием безударных па­дежных окончаний имен прилагательных связан с обучением младших школьников выделять словосочетание «существи­тельное + прилагательное», в котором главное слово выраже­но именем существительным, различать падеж имени прила­гательного по падежу имени существительного, правильно ставить вопрос к имени прилагательному от имени существи­тельного. При определении падежа имени прилагательного ученики руководствуются памяткой по применению грамма­тических знаний и умений: 1) в предложении надо найти имя существительное, с которым имя прилагательное сочета­ется по смыслу; 2) определить падеж имени существитель­ного; 3) по падежу имени существительного определить па­деж имени прилагательного.

Образец: Тихо всходит солнце над большим селом.

всходит (над чем? где?) над селом (Т. п.)

над селом (каким?) большим (Т. п.)

Второй этап работы предполагает ознакомление со скло­нением имен прилагательных мужского и среднего рода, женского рода в единственном числе, затем со склонением имен прилагательных во множественном числе. Младшие школьники знакомятся со способами проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

1-й способ: определяется род, число, падеж прилага­тельного, вспоминается окончание прилагательного в данном падеже, затем имя прилагательное записывается в тетради.

Образец: над рекой (какой? ж. р., ед. ч., Т. п.) широкой сумраком покрыт, в тишине (какой? ж. р., ед. ч., П. п.) глубокой лес густой стоит. И. Никитин.)

2-й способ: проверяются звуки, находящиеся в слабой позиции, звуками, которые стоят под ударением. Ученики сопоставляют безударные окончания имен прилагательных с ударными окончаниями в этом же падеже (об отважном солдате- о молодом солдате, над дальним лесом - над большим лесом ).

3-й способ: правописание безударных падежных оконча­ний проверяется с помощью вопросов (в вопросах окончание всегда ударное). Правильно поставленный вопрос помогает верно определить род, число и падеж и даже установить окончание прилагательного. Ученики сопоставляют оконча­ние в вопросе и в прилагательном: В. п. (какую ?) красную , синюю (ленту ), Т. п. (каким ?) легким , воздушным (ша­ром ). При этом учитель разъясняет, что, например, в вопросе какую? только один вариант окончания, однако имена при­лагательные женского рода в винительном падеже могут иметь не только окончание -ую , но и окончание -юю (у при­лагательного с твердой основой пишем окончание -ую (красную ), с мягкой основой - -юю (синюю ).

ДОМ НА ФОНТАНКЕ

Время от времени мне снился Вадим. Сон повторялся в течение многих лет, однообразный, явственный: я шел по Невскому и встречал Вадима. Он ахал: «Не может быть, неужели ты остался в живых?» Он недоверчиво радовался: «Значит, ты не погиб?» Слегка оправдываясь, я рассказывал про себя и почему-то стеснялся спросить его… После войны я долго еще не верил, что он погиб, во сне же все переворачивалось, он удивлялся, что я уцелел. Он оставался таким же тоненьким, бледным. Глаза смотрели чисто и твердо, он слегка заикался, чуть-чуть в начале фразы. О Кате мы избегали говорить. Катя вышла замуж в сорок седьмом. Выяснилось, что Вадим работал в институте, в таком институте, что я и не мог ничего знать о нем. Но теперь, поскольку я нашелся, мы снова будем вместе.
Я любовался им, резким и прямодушным лицом его, я блаженствовал, молол какую-то восторженную чушь. Вадим подшучивал надо мной, все, что он говорил, было точно, неопровержимо, я, как всегда, чувствовал его превосходство, завидовал и корил себя за эту зависть. Где он был все эти годы, я не мог понять, я знал лишь, что если начну допытываться, то будет нехорошо, что-то случится. Мы шли по Невскому, я крепко держал его за руку. Проспект был нынешний, с метро, с подземными переходами, с незнакомой толпой. Когда-то мы обязательно встречали приятелей, наших сверстников, ребят из соседних школ, студентов, когда-то Невский был полон знакомых.
…Я просыпался и долго не мог понять, куда все подевалось. Где Вадим? Может быть, я не проснулся, а заснул? Сон был явственней, чем эта темная тишина, где спали моя жена, дочь, соседи, весь дом. Они смотрели сейчас свои сны, они были далеко и ничем не могли помочь. Пространство между тем мною, который только что шел по Невскому с Вадимом, и тем, кто лежал в кровати, было ничем не заполнено. Ничего не соединяло нас. Я пребывал где-то в промежутке и не хотел возвращаться к себе, седеющему, контуженному, в жизнь, источенную застарелыми чужими заботами. Разрыв был слишком велик.
Однажды я сказал Вене про свои сны. Он серьезно посмотрел мне в лицо:
- Ты знаешь, мне тоже… Мне иногда кажется, что он жив.
Больше мы не говорили об этом.
Из всей нашей компании после войны остались только мы с ним. Миша погиб, Борис умер в блокаду, Ира умерла от тифа, Люда умерла несколько лет назад, Инна уехала в Москву. Мы и не заметили, как остались с ним вдвоем.
Он пришел ко мне в воскресенье, часов в двенадцать. Просто шел мимо и зашел, без звонка, без причины. Обычно мы виделись в праздники, дни рождения. Мне не хотелось говорить, мы сели, сгоняли две партии в шахматы.
- Пойдем погуляем, - предложил он.
Падал редкий снег, небо, низкое, серое, висело, как сырое белье.
- Ладно, - сказал я без охоты, - я тебя провожу.
На улице мы поговорили с ним про Китай, про наши болезни, я довел его до остановки и вдруг сказал:
- Пойдем к Вадиму.
Он не удивился, только долго молчал, потом спросил:
- Зачем? Ты думаешь, Галине Осиповне это будет приятно?
Нет, я так не думал.
- А нам? Стоит ли?
- Как хочешь.
Подошел его трамвай. Веня отвернулся:
- Чушь собачья. Теперь уже нельзя не поехать. Получается, что мы боимся.
Мы сели на другой номер, доехали до цирка и пошли по Фонтанке. Всю дорогу мы обсуждали гибель американских космонавтов.
Шагов за сто до парадной Вадима я остановился:
- А что мы скажем?
- Скажем, что давно собирались, да все думали - неудобно.
- А теперь стало удобно? Находчивый ты парень.
- Ну не пойдем, - терпеливо согласился Веня.
- Лучше скажем, что вот случайно были поблизости.
Так мне казалось легче, может быть потому, что это была неправда.
Обреченно мы переставляли ноги. Малодушие и страх томили нас. Сколько раз за эти годы мне случалось миновать этот серый гранитный дом. Я убыстрял шаг, отводил глаза, словно кто-то наблюдал за мной. Постепенно я привыкал. Почти машинально, лишь бы отделаться, я отмечал - вот дом Вадима. Все остальное спрессовалось в его имени, и чувства тоже спрессовались. В самом деле, почему мы не заходили к его матери, самые близкие друзья его? Впрочем, заходили. Я заходил, но я не хотел об этом рассказывать Вене. Он повернул бы обратно. Это было слишком тяжело.
Мы вошли в парадную. Тут на лавочке обычно сидела Фрося. Сохранилась эмалированная дощечка «Звонок к дворнику». В блокаду Фрося пошла работать дворником и так и осталась дворником. Она не менялась. Она всегда казалась нам одного возраста. Когда мы были школьниками, она уже была старой. Она нянчила Вадима, вела их дом. В январе сорок второго года я пришел сюда с банкой сгущенки и мороженым ломтем хлеба. Фрося сидела на этой лавочке, с противогазом. Я бросился целовать ее. Она заплакала и повела меня к Галине Осиповне. И после войны, когда я зашел, она сидела на этой лавочке, в черном ватнике, такая же прямая, в железных очках, седые волосы коротко острижены. А потом я перестал ходить по этой стороне Фонтанки, я делал крюк, чтобы не встречаться с Фросей. Но и это, оказывается, было давно.
В просторной парадной сохранился камин, висело зеркало. Мы посмотрелись в него и поднялись на второй этаж. Я хотел позвонить, но Веня заспорил, показал на квартиру напротив. Я удивился: неужели он мог забыть? И он поразился тому, что я не помню. Мы топтались на площадке, пока не вспомнили, что у Вадима был балкон. Спустились вниз, оказалось, по обе стороны парадной имелось по балкону. Мы снова поднялись. Нам и в голову не приходило, что мы когда-либо можем забыть двери его квартиры. Нет, нет, его дверь была налево.
- Послушай, - сказал я. - Ведь я был здесь после войны.
- Ты был? Почему ж ты мне не сказал?
Он не успел меня остановить, я повернул ручку звонка.
Крашенная коричневым дверь была глухой, без надписей, почтовых ящиков, расписания звонков. И сам звонок, врезанный посредине, был не электрический, а ручной, таких почти не осталось.
Послышались шаги. Щелкнул замок, дверь открыл румяный парень лет двадцати. Он был слишком румяный, здоровый, в желтой клетчатой рубахе, в тапочках на босу ногу. Неужели ошибся я? Худо было то, что я стоял первый, а Веня за мной. Мне пришлось спросить:
- Простите, Пушкаревы здесь живут?
Сама по себе фраза прозвучала для меня дико. Я вдруг сообразил, что прошло двадцать, нет, уже больше двадцати лет. Целая жизнь прошла. Вся жизнь этого парня. Какие Пушкаревы, он скажет, что за Пушкаревы? И мы начнем объяснять, что они когда-то здесь жили, и станем выяснять…
- Вам кого, Нину Ивановну?
- Нину Ивановну? Какую Нину Ивановну? - я оглянулся на Веню.
- Нет, Галину Осиповну, - сказал он.
Парень странно посмотрел на нас.
- Заходите, - и подошел к двери направо, постучал. - Нина Ивановна, к вам пришли.
Большая передняя медленно проступала в памяти - налево кабинет отца Вадима, Ильи Ивановича, полутемный, окнами во двор, с низким кожаным диваном, на котором мы листали огромную Библию с рисунками Доре. Там стояли шведские шкафы с книгами - механика, сопромат, мосты. Налево - столовая… Оттуда вышла маленькая старушка с желто-седыми стрижеными волосами, с папиросой в зубах. Она вопросительно смотрела на нас. И парень стоял тут, любопытно ожидая. Что-то удерживало нас спросить Галину Осиповну.
- Мы товарищи Вадима, - произнес Веня.
Она слегка отшатнулась, прищурилась.
- Веня, - нерешительно сказала она, взяла его за руку, и он просиял.
- А вы… - и она назвала меня так, как меня звали только в этом доме.
А мы не помнили ее. Вернее, я медленно начал вспоминать тетку Вадима, шумную, веселую, с высокими вьющимися волосами.
Кажется, вешалка в передней была та же. И я повесил свое пальто, как всегда, на крайний крючок.
Мы вошли в столовую. Она удивила сумрачностью и теснотой. В ней до сих пор держался дух блокадной зимы. Громоздилась старая мебель из других комнат, та, что не стопили и не проели. С закопченного потолка свешивался грязный шелковый абажур. На облупленных подоконниках выстроилась посуда из-под лекарств, банки, молочные бутылки. Стеклянная дверь вела в соседнюю комнату, узкую, длинную, с балконом, там жил Вадим. Потом я узнал буфет. Он стоял во всю стену, с колонками, пыльными сверху, украшенными медными колечками. Наверху, на буфете, блестела керосиновая лампа. В углу поднималась железная печка. Печку я не помнил. Кислые запахи бедной больной старости путали мою память.
Сели за стол, мы с Веней рядом, Нина Ивановна напротив, они о чем-то заговорили, я смотрел на керосиновую лампу, пытаясь понять, зачем она. Давно я не видел керосиновых ламп, может быть, это была единственная керосиновая лампа во всем городе.
- Вы почти не изменились, - сказала мне Нина Ивановна. - Вы просто повзрослели, стали большим мужчиной, совсем большим.
В каменной пепельнице лежали свежие окурки. Больше ничего не было на столе. Непонятно, чем занималась Нина Ивановна до нашего прихода. Можно подумать, что она сидела тут, курила и ждала нас.
- Веня, у вас глаза посинели. А были голубые. Ярко-голубые. Ну и лоб стал больше. - Она засмеялась и торопливо раскурила новую толстую папиросу.
Я покосился на Веню. Он был лысый, глаза его выцвели, но я вспомнил, какие они были небесно-голубые и как он нравился девчонкам. Он был самым добрым из нас и самым доверчивым. Он свято верил всему, что говорили, печатали, учили. Даже неинтересно было разыгрывать его.
- Галина Осиповна умерла, тринадцать лет назад…
Тринадцать лет… Это была такая давность, я ощутил только смутную запоздалую жалость; еще бы немного, и мы бы никого уже не застали.
- …Нет, она не болела. Просто жить не хотела. Когда умер Илья Иванович, все для нее сошлось на Вадиме. Она не могла представить, что он не вернется… Она ведь долго еще ждала, вы знаете, она все надеялась…
Странно, что из всех погибших ребят я не верил только в смерть Вадима. И Веня не мог согласиться с тем, что его нет. Все остальные сразу становились мертвыми, а Вадим до сих пор…
Затем я вспомнил стол, за которым мы сидели. Он раздвигался во всю столовую, мы играли на нем в пинг-понг, собирались за ним в праздники, справляли окончание университета. Профессор Вадима сидел вместе с Галиной Осиповной, они шептались и посматривали на Вадима. Профессор казался дряхлым. Сейчас он академик и кажется довольно крепким. Вадим был зачислен к нему на кафедру. Можно подумать, что Вадим предчувствовал, так он торопился. Он кончил университет раньше на год. На лето он остался в лаборатории. Последнее время мы редко встречались, он никуда не ходил. Иногда он вызывал Веню помочь справиться с каким-нибудь уравнением. Я обижался, ревновал. Дружба втроем - это всегда сложно.
- Теперь бы он поступил в аспирантуру, - сказала мне Галина Осиповна, когда я зашел после войны.
Я тоже тогда поступал в аспирантуру.
- Язык он сдал бы сразу, - сказала она. - Он обогнал бы вас, он хорошо знал немецкий.
Она высчитывала сроки защиты диссертации. Год за годом она представляла себе его жизнь. Кандидатскую, потом докторскую, рождения его детей, когда они должны были пойти в школу. Она расспрашивала меня про Веню, и про Люду, и про мою дочь, и все высчитывала.
Тринадцать лет… Я и понятия не имел. Выходит, она умерла через несколько лет после того, как я перестал заходить. Не обязательно было связывать эти события. По-видимому, я тогда уверял себя, что жестоко заставлять ее сравнивать, бередить раны. Я ничем не мог помочь ей, - для чего ж было приходить?.. Нужно ли навещать жен и матерей наших погибших товарищей - вот вопрос… Всегда чувствуешь себя виноватым. А в чем? Что остался жив? Виноват, что здоров, что смеюсь. Нина Ивановна смотрела на меня, и я почувствовал себя уличенным. Даже сейчас, спустя столько лет, в этом доме все заставляло, чтобы начистоту… Галина Осиповна, конечно, не понимала, почему мальчики не приходят, что же случилось. А случилось то… Впрочем, ничего не случилось, все обстояло весьма благополучно, в том-то и дело…
- Зачем у вас керосиновая лампа? - спросил я.
- Это Фрося ничего не позволяет выбросить.
- Фрося? Она жива?
- Да, скоро она придет. Бедная, совсем плоха стала. Так-то физически ничего… - Нина Ивановна заметно расстроилась.
Мы помолчали.
- Можно, Нина Ивановна, посмотреть комнату Вадима? - попросил я.
- Пожалуйста. У меня там беспорядок, вы простите.
Мне хотелось заглянуть туда до прихода Фроси. Может быть, я побаивался ее.
Книжных полок там не было. Высокие книжные полки, где стояло Собрание сочинений Джека Лондона в коричневых обложках, приложение к журналу «Всемирный следопыт», комплекты «Мира приключений», которые мы зачитывали и загоняли букинистам. Сохранился лишь его письменный стол. Тут мы готовились к экзаменам. Вернее, Вадим помогал мне готовиться. В школе он мне помогал, и когда я поступал в институт - он тоже помогал. С какой легкостью он решал любые мои сложные задачки. Он любил и выискивал головоломность. Он решал их вслух, волнуясь, заикаясь, и все становилось изящно, просто. Дверь на балкон раскрывалась, ветер с набережной выдувал занавеску. «Когда ты научишься логически мыслить?» - горячился Вадим.
На одном из портретов на столе я узнал Илью Ивановича - инженерная фуражка набекрень, полотняный китель, толстые усы; совсем забылось его лицо, а сейчас я вспомнил и то, как он читал и пел нам Фауста, объяснял, что Библия - это не страшно, ее надо читать как хорошую литературу; громадный, размашистый, резко непохожий на тогдашних взрослых. К тому времени редкостью стала фигура крупного инженера старой русской школы. Илья Иванович строил мосты на Волге, Оке… Знаменитые мосты, знаменитые изыскания, экспедиции, кольцо на руке, «прошу покорно», «стало быть, пожаловали»; была в нем независимость, гордость своей интеллигентностью - теперь всего не вспомнить. Нас мало занимали взрослые, мы спохватываемся, когда их уже нет; ах, какие замечательные люди жили, оказывается, рядом, а нам и дела не было…
До сих пор не очень-то объяснишь, чем привлекал нас дом Вадима - интеллигентностью? добротой? еретичностью? Мы росли в коммунальных квартирах, в очередях, среди шума примусов; главным достоинством считалось наше соцпроисхождение, а в те годы для нас слово «интеллигент» звучало укором, примерно так же, как «белоручка», «спец», «мещанин», «бывший», - в общем, нечто подозрительное. И тем не менее нас тянуло в этот дом - весело-безалаберный, благородный, тут мы все были равны и пользовались теми же правами, что и Вадим.
И стояла фотография Вадима: остролицый, остроносый, петушисто-задиристый, в галстучке, уже студент. Узенький галстук, такой, как носят нынче, а пиджак с широкими плечами, обидно старомодный. Внезапно я отчетливо представил эту фотографию напечатанной в журнале рядом со студенческими фотографиями Иоффе, Жолио-Кюри, Курчатова. Погиб великий физик, и никто не знал об этом.
Карточка его имела ценность лишь для Нины Ивановны и для нас двоих. Так же, как его шаткий, исцарапанный стол с мраморной чернильницей. Старые вещи всем посторонним кажутся рухлядью. Это было единственное уцелевшее место, где сохранилась наша юность. В столовой висел большой портрет Галины Осиповны с маленьким Вадимом в коротких штанишках. Типичный маменькин сынок. Мы без жалости дразнили его, пока портрет куда-то не убрали. Мы дразнили его за вежливое обращение со всеми девочками; за то, что он не умел соврать, не желал материться и писать ругательства на стенах. С трудом мы научили его играть в очко на деньги. Но все прощалось ему за храбрость. В той большой драке с соседней школой… их было больше, мы отступили во двор, потом побежали кто куда, один Вадим остался, он не умел убегать. Он дрался в одиночку, пока его не повалили. Это и храбростью именовать нельзя, такой у него был характер. Бедный, заикающийся рыцарь в наилегчайшем весе…
- А вот и Фрося, - сказала Нина Ивановна.
Фрося не удивилась, увидев нас. Улыбнулась, как обычно, когда мы приходили, озабоченно, хмуровато. Конечно, она изменилась - сгорбилась, усохла, только руки остались такими же, и от этого они казались чересчур большими, с цепкими, кривыми пальцами. Мы кинулись к ней. Взгляд ее ничего не выразил.
- Гости у нас, - сказала она.
- Фрося, здравствуйте, Фрося, - громко сказал я.
Глаза ее были мутны, она кивнула мне и стала вынимать из сумки свертки.
- Раз гости, надо чайку поставить.
Мы называли ей свои имена, кричали все громче, - не могла ж она забыть нас. Только что я со страхом представлял, как она скажет: пожаловал наконец, где ж ты был, паршивец этакий, друзья Вадечкины называются, паршивцы вы, - а теперь мне больше всего нужно было, чтобы она узнала нас.
- Фросенька, они с Вадей учились, - на ухо сказала ей Нина Ивановна.
- Да, да, стара я стала, - виновато сказала Фрося. - Вот, ватрушку принесла.
Нина Ивановна покраснела, взяла у нее пакет:
- Ватрушка - слабость ее. Если вы не торопитесь, мальчики, попейте чаю, она рада будет.
Она произнесла «мальчики» так же, как всегда говорили в этом доме.
- Там стоял рояль, - тихо сказал мне Веня.
Боря сидел за роялем. Мы чего-то сочиняли и пели. Что мы тогда пели? Нет, это вспомнить невозможно. Двадцать девятого июня. Спустя неделю после начала войны. Мы собрались последний раз. Я уходил в ополчение, Вадим тоже уходил в свою морскую пехоту. Веня ушел позже. То, что этот вечер последний, мы и думать не желали. Будущее было тревожным, но обязательно счастливым, победным, в маршах духовых оркестров, в подвигах, в орденах. Будущего тогда было много, о нем не стоило заботиться. Боря барабанил на рояле фоке, сделанный под Баха, мы пили хванчкару, темную, густую, заедали крабами. В магазинах было полно крабов. «Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы». Мы с Вадимом были в гимнастерках, обмотках и отчаянно гордились. О войне говорили мало, мы не знали, какая она. Ошеломленность и недоумение первых дней миновали. Возникало оскорбленное сознание нашей правоты, - может быть, впервые в короткой нашей жизни у нас было такое ясное, бесспорное чувство правоты. Кто-то читал стихи. Ира заканчивала филфак, и все принялись обсуждать, что такое литературоведение - наука или искусство. Хорошо, уточним, что такое наука?
- «Наука - это то, что можно опровергнуть», - сказал Вадим.
Он умел поворачивать привычное неожиданной стороной. Раз нельзя опровергнуть, следовательно, это уже перестает развиваться, перестает быть наукой.
Посреди нашего спора Галина Осиповна молча вышла. Вадим пошел за ней. И только тут тревожное предчувствие коснулось нас. Наверное, взрослым невыносима была наша беззаботность.
Погасили свет, открыли окно. Вода в Фонтанке отражала белое небо, свет без теней, слепые окна Шереметьевского дворца, мы стояли обнявшись, ушастые, стриженные под бокс, чуть хмельные; жаль, что я себя не помню, себя никогда не представляешь, зато я помню пушок на щеках Вадима - он только начал бриться, позднее нас всех. Он вернулся и стал рядом со мной. До чего ж мы ни черта не понимали!.. Но я не испытывал сейчас никакого превосходства перед теми ребятами, перед тем собой. Скорее я завидовал им. То, во что мы верили, было прекрасно, и еще больше то, как мы верили.
- И с чего это вы решили пожаловать? - как можно мягче спросила Нина Ивановна. Она нарезала ватрушку, красиво раскладывала ее на вазочке.
Я молчал.
Фрося наливала чай, большие руки ее тряслись. Веня вздохнул, он привык, что во всех наших историях ему доставалось самое трудное.
- Мы давно собирались… случайно оказались…
Фрося пододвинула нам остатки ватрушки на бумаге.
- Что ты делаешь, Фросенька? - сказала Нина Ивановна. - Я ведь уже положила.
Та посмотрела на нее, не понимая. Нина Ивановна взглянула на нас и обняла Фросю, словно защищая.
- Ах, Фрося, Фросенька. Бесполезные мы стали. Соседи не дождутся, - она криво усмехнулась. - Уплотнить нас нельзя, сугубо смежные комнаты. Да, так мы о чем?..
- Ничего больше не выяснилось про Вадима? - быстро спросил Веня.
- Откуда ж… Разбомбили их в сентябре под Ораниенбаумом. Никого не осталось, только и успел написать два письма. - Она деликатно подождала, но мы не просили показать эти письма. Передо мной сразу возник детский почерк Вадима, я почувствовал сведенные мускулы своего лица, тупое, жесткое выражение, как маска, которую не было сил содрать.
- А как ваши успехи, Веня? - спросила Нина Ивановна. Откуда-то издалека доносился его послушный голос, и я тоже издалека увидел его жизнь.
Конечно, повезло, что он, провоевав всю войну, остался жив, но отсюда, из этой квартиры, судьба его никак не совмещалась с тем голубоглазым мечтательным Веней. Казалось, что останься Вадим жить, все сложилось бы иначе, была б настоящая математика, а не чтение годами того же курса в техникуме. Может, и мне Вадим не позволил бы уйти из аспирантуры, не то что не позволил, а я сам не ушел бы. Во времена Вадима я соглашался, что самое великое событие - это открытие нейтрона. Вадина физика влекла меня больше, чем мои гидростанции.
Но вся штука в том, что он и не мог уцелеть.
Такие, как он, не годились для отступления. Начало войны, ее первые горькие месяцы, эта бомбежка под Таниной горой, с рассвета нескончаемые заходы самолетов в пустом июльском небе, когда мы, обмирая от потного страха, вжимались в стенки окопов, а потом пошли танки, и мы стреляли и стреляли по ним из винтовок, а танки неудержимо наползали, справа через фруктовый сад, ломая белые яблони, и слева по зеленому овсу. Не выдержав, мы выскочили из окопов и побежали. Мы бежали от танков, друг от друга, от самих себя. Задыхаясь, я перепрыгивал плетни, канавы, падал и снова бежал, пока не свалился, ломая кусты, в пробитый солнцем ивняк. Пальцы вцепились в землю, она судорожно вздрагивала от бомб, отталкивая, не в силах защитить меня. В этом гибнущем, распадающемся мире память моя ухватилась за Вадима - он не мог, не способен был так бежать, спасаться, он остался бы в окопах. Я лежал и плакал от стыда. До самой осени, пока мы отходили, эти минуты возникали передо мной, как заклинания.
Нина Ивановна рассказывала про свой давний спор с каким-то студентом:
- …тогда он заявил, что если бы Пушкин убил Дантеса, то уже не смог бы быть Пушкиным. Он доказывал, что и сам Пушкин изменился бы, и наше восприятие. Я готова была растерзать его.
В углу стоял старый телефонный аппарат с кнопками. Группа «А» и группа «Б». «Ребята, позвоните мне в комитет комсомола». - «Барышня, барышня, дайте мне Мишу». - «Мишу? Он убит», - сказала барышня, «Как убит, он же только что был здесь, он писал такие стихи!.. Барышня, а где ж тогда Люда, его невеста, черненькая Люда?» - «Она так и не вышла замуж, - вздохнула барышня, - жизнь ее сломалась и погасла». - «Вызовите тогда Борю. Борю Абрамова, композитора, помните, как он сочинял? А Митя Павлов, что с ним случилось? А Толя, почему не отвечает Толя? А Сева Махоткин… кем бы они могли стать?» «Полгода мне не хватило, - сказал мне Вадим, - хотя бы месяца четыре». Он мог не идти, но он поступал по законам своего дома. Он до конца прожил по этим законам. «Барышня, подождите хотя бы четыре месяца и вы увидите…» - «Алло, куда вы пропали?» - сказала барышня…
Куда мы пропали? И где та барышня?
Остались только эти две старухи. Когда они умрут, всю эту мебель, фотографии, портреты, все барахло выкинут, комнаты побелят, оклеят.
Что-то произошло со мной. Прошлое меня влекло больше, чем будущее. В стране будущего мы никого не знали и нас тоже. Здесь же нам, оказывается, рады хотя бы эти две старые женщины. Здесь нас ждали. Прожитые годы были полны загадок, мы жили наспех, не всегда понимая то, что творилось вокруг. Теперь же, когда мы стали кое в чем разбираться, прошлое было недоступно.
Мы смирно сидели под пытливыми взглядами старух. Секрет нашего появления все еще мучил их. Нина Ивановна начинала рассказывать про себя, про свою последнюю работу переводчиком в КБ, сконфуженно умолкала, чувствуя, что нам это неинтересно, - ей хотелось понять, что нам нужно. Маленькое личико ее наливалось краской, воспоминания набухали в ней, она стеснялась дать им волю. Волнение ее передалось Фросе, она все подсовывала нам ватрушку, смотрела то на Нину Ивановну, то на нас, мутные глаза ее метались, казалось, она вот-вот нас узнает.
- Вадим так и числится без вести пропавшим. - Нина Ивановна раскурила новую папиросу. - Нельзя мне курить, ничего не могу поделать.
Может быть, она стеснялась расстраивать нас рассказами про Вадима. Слишком хорошо мы знали, что означало «без вести пропавший…».
А вдруг и у меня когда-то были опасения: не попал ли Вадим в плен. Взяли раненым, без сознания, отправили куда-то в лагерь. Были эти подозрения или нет? Разумеется, нет, но я знал, я не раз убеждался, что слишком плохо помнил того себя, послевоенного. Боюсь, что я тоже считал правильным не доверять всем, кто жил в оккупации, и всем, кто был в окружении, всем, кто был в плену. Однажды я спросил себя: а что, если он жив, в плену, - ты рад? И не мог ответить, испугался. Какой же я был… Но ведь это тоже был я. Обходить этот дом - так было удобней. Он слишком много требовал. Он мог уличить, сравнить. Без него было легче.
Мы допили чай, встали. Нина Ивановна растерялась, она не удерживала нас.
- Стекла-то у нас сохранились, - вдруг сказала Фрося. - Заложили окна кирпичом. Амбразура, что ли.
- Это во время блокады. Она сама кирпичом закладывала, - пояснила Нина Ивановна.
Веня ни с того ни с сего заулыбался:
- А что, абажур тот же самый?
Нет, он спутал, висел совсем другой абажур. Тот абажур, желтый с черными фигурками, я подпалил, устроил какие-то опыты и никак не хотел признаваться. Галина Осиповна делала вид, что ничего не произошло, виновата лампочка, слишком большая…
Забытый детский страх вернулся маленьким, нестрашным, - сейчас все выяснится.
Нина Ивановна помедлила, пожала плечами, запрятав смешок. Или мне показалось?
Фрося доедала ватрушку. Мы стояли, не зная, как уйти. Это было труднее, чем прийти сюда. Веня незаметно толкнул меня. Я и сам понимал, что мне надо что-то сказать.
В конце концов, я затащил его сюда. Но я все смотрел на эту комнату и молчал.
- Вы простите, нам пора, - хрипло произнес Веня.
- Ну что вы, мальчики, я была рада. - Нина Ивановна церемонно наклонила голову. - Кто бы мог подумать…
Я смотрел вниз на давно не чищенный, почернелый паркет, словно разыскивая что-то. Рука Нины Ивановны вдруг легла на мою руку, пальцы ее дрожали. Мне захотелось наклониться и поцеловать ей руку, но я не умел, то есть вообще-то я умел, но сейчас я был из того времени, когда никто из нас не умел, не хотел уметь, слишком это было старомодно и смешно - целовать руки.
Она не сказала нам: заходите, приходите еще. Не решилась? Не надеялась? Не захотела?
Она взяла Фросю под руку, и они стояли в большой полутемной передней, обе маленькие, седые, и смотрели, как мы, пятясь и бормоча, уходили, так ничего не объяснив и не обещая.
Невский оглушил шумом воскресного многолюдья. Стучали каблуки, неслись машины, звуки сталкивались, разбегались, тревожные, как будто кого-то догоняли, кого-то искали. Глаза девушек из-под капюшонов быстро обегали нас и устремлялись дальше. Каждая из них напоминала мне Иру, Люду, Катю. И парни с поднятыми воротниками коротких пальто, высокие, нежнокожие, только начинающие бриться. Где-то среди них должен был идти Вадим. Я вдруг подумал - будет ли он теперь сниться, увижу ли я его еще?
- Растревожили, разворошили, - сказал Веня. - И им тяжело, и нам. Странно, чего нас потянуло?
- Жалеешь?
- Нет, - сказал он. - Когда-нибудь же мы должны были прийти.
В том-то и дело, подумал я, рано или поздно мы должны были вернуться в этот дом. Не ради Вадима, ради себя. Вот опять этот дом на Фонтанке появился в нашей жизни, он уже не тот, мы не те, но все равно… Что-то, значит, оставалось все эти годы, нам-то казалось, что уже ничего нет, мы вроде и не нуждались, какого ж черта!.. Словно кто-то позвал нас, словно те годы - они продолжали существовать. Запах паленого абажура, обмотки, Фауст, книги, дом честных правил
- А что, если и к нам когда-нибудь пожалуют? - сказал я.
- Кто? - спросил Веня.
Потом он сказал:
- Ко мне? Сомневаюсь. Не тот дом. Ты считаешь, кому-нибудь понадобится?.. - Он покачал головой. - Пожалуйста, пусть приходят. В конце концов, мы честно воевали.
Потом он сказал:
- Надо было спросить Нину Ивановну, чем им помочь. Может, лекарства какие…
- Это верно, - сказал я.
«И кроме того… - подумалось мне, - и кроме того…» - но что кроме того, никак было не вспомнить, никак было не пробиться сквозь ржавчину времени.
Веня взглянул на часы, его ждали с обедом. Мы распрощались. Я пошел один. Эти парни и девушки посматривали на меня, наверное, что-то произошло с моим лицом, может быть, я был слишком далеко, но мне было наплевать, мне было сейчас не до них, я думал про Вадима и все не мог понять, приснится ли он мне теперь.




Top