Кто такие меценаты. Меценатство и его покровители

Оказывающее им материальную помощь из личных средств.

Название происходит от имени знатного римлянина Гая Цильния Мецената (Мекената; лат. Gaius Cilnius Maecenas ), который был покровителем искусств при императоре Августе . Будучи доверенным лицом императора Октавиана Августа он вёл государственные дела, не занимая никакой официальной должности, но будучи вместе с Агриппой самым влиятельным помощником Августа и принимая самое деятельное участие во всех действиях императора по устроению государства и упрочению власти. В своих отношениях к Августу он был свободен от низкопоклонства и заискивания и высказывал с полной свободой свои взгляды, нередко совершенно противоположные планам императора.

Его имя стало неспроста нарицательным - впервые в истории была реализована мощнейшая государственная политика, проводником которой и стал Меценат. Пользуясь поддержкой императора, Меценат направил значительную долю финансов, накопленных Римской империей, на поощрение и поддержку творческой индустрии. Так была создана система государственной финансовой поддержки культуры или мира искусств. С помощью инвестиций в искусство решались политические задачи великого Рима, укрепление позиции и мощи Римской империи и её власти. Поэтому нельзя считать, что меценат - это бессребреник, который безвозмездно делает добро людям. Меценат - это тот, кто, поддерживая искусство, развивает духовность общества как необходимое условие реализации стоящих перед ним задач.

Со временем меценатами стали называть богатых покровителей культуры , искусства и науки. Многие из них вошли в историю культуры наравне с выдающимися художниками, писателями, актерами, ибо способствовали развитию их творчества, процветанию искусства, приобщению широких масс к лучшим культурным достижениям. В качестве яркого примера меценатства можно привести семейство Медичи , представители которого с XIII по XVIII век неоднократно становились правителями Флоренции . Наибольшую известность они приобрели как спонсоры самых выдающихся гениев эпохи Возрождения.

В качестве ещё одного примера можно [ ] привести династию банкиров и общественных деятелей Ротшильдов , на протяжении XX века имевших наибольшее состояние в современной мировой истории. Они начинали своё восхождение к высшим слоям общества в конце XVIII века и в итоге опутали своей финансовой сетью практически все европейские дворы. История финансового успеха начиналась с антикварной лавки родоначальника династии Ротшильдов - Майера Амшеля. Скопив деньги, Майер открыл первый банк Ротшильдов, где можно было поменять деньги одних германских княжеств на другие, обменять и продать монеты и медали, антиквариат. Со временем эта тенденция лишь укрепилась - к середине XIX века половину своих активов Ротшильды вложили в произведения искусства. С одной стороны, эти инвестиции обеспечивали хороший фонд семьи на случай потрясения, а с другой - характеризовали Ротшильдов не столько как накопителей богатства, но и как людей, способных ценить прекрасное. [ ]

Развитие меценатства в России началось с XVIII, а во второй половине XIX века наступил его расцвет. В загородных дворянских усадьбах, в городских дворцах собирались замечательные коллекции памятников российского и западноевропейского искусства, обширные библиотеки. [ ] Среди известных русских меценатов значатся Мамонтов , Морозов , Рябушинский , Бахрушин , Смецкой , Третьяковы и многие другие. [ ]

Совершая благое дело мы не только помогаем больным людям, бездомным животным, пенсионерам, ветеранам, сиротам и инвалидам, но и отдаем частичку своей любви и душевной теплоты тем, кто в ней больше всего нуждается. В данный статье мы постараемся дать ответ на вопрос, кто такой меценат?

Откуда появилось слово «меценат»?

Гай Цильний Меценат появился на свет до нашей эры. Гай был талантливым национальным активистом и протектором искусств. Преданным товарищем и соратником Октавиана Августа.

Цильний был просто убежден, что самым лучшим правителем в древнеримском государстве может быть его близкий соратник Октавиан, во время кровопролитной войны Гай был его правой рукой и выполнял наиболее значимые поручения. Он неоднократно принимал иностранных гостей, помирил Марка с Октавианом, во время партикулярной войны он неоднократно успокаивал древнеримский народ.

После окончания войны Гай жил и работал в Риме, вел многочисленные персональные дела, официально не возглавляя никакой пост. Октавиан позволял Меценату не кланяться ему при встрече и свободно высказывать свое мнение.

Гай умел сглаживать весьма непростой характер Августа и даже просил его о помиловании осужденных. Благодаря ему и появилось определение «меценат» - это добрый человек, желающий помочь науке и искусству абсолютно безвозмездно.

Талантливый деятель и меценат Савва Мамонтов

Савва Мамонтов появился на свет третьего октября 1841 года в купеческой семье. Он был четвертым ребенком в многодетной семье. Семья Мамонтовых жила в достатке: арендовала роскошный дом, каждую неделю устраивала роскошные приемы и балы.

Когда Савве было, одиннадцать лет его мать умерла, и он вместе со своим отцом и старшими братьями переехали в другой дом. В скором времени Савва поступил в гимназию, но проучился там всего год. Мальчику с легкостью давался немецкий язык, но вот по-латыни он получил неудовлетворительные оценки.

В юности Савва регулярно посещал выставки и театры. Практически каждый вечер в семье Мамонтовых были принято обсуждать музыку, спектакли, книги, театры и выставки. Савва поддерживал различные виды искусства и устраивал у себя дома многочисленные спектакли.

Мамонтов оказал огромную поддержку многим талантливым художникам:

  • Константину Коровину;
  • Илье Репину;
  • Виктору Васнецову;
  • Марку Антокольскому;
  • Валентину Серову;
  • Михаилу Врубелю;
  • Михаилу Нестерову;
  • Елене Поленовой;
  • Василию Паленову.

Савва Мамонтов стал знаменитым меценатом и оказывал художникам финансовую поддержку. Также он помогал талантливым исполнителям и очень любил творчество Федора Шаляпина.

Состоятельная династия меценатов Морозовых

Старинный купеческий род и один из самых крупных промышленников в нашей стране. Популярное печатное издание «Forbes», поместило их на почётное пятое место.

Основал династию Морозов Савва Васильевич, который долгое время служил крепостным у помещика Николая Рюмина, основал в городе Никольске хлопчатобумажную фабрику. У Саввы было пять наследников, от которых и пошли четыре ветки Морозовского дела:

  1. Захаровичи;
  2. Абрамовичи;
  3. Викуловичи;
  4. Тимофеевичи.

Морозовы известны коллекционированием и меценатством: Алексей основал Музей фарфора, Иван коллекционировал импрессионистов, Михаил вкладывал финансовые средства в Греческий зал и был основателем музыкального общества в России, Варвара основала библиотеку, Сергей открыл музей кустарного искусства, а Савва Морозов способствовал открытию МХТ.

Московская династия Бахрушиных

С конца шестнадцатого века семья Бахрушиных проживала в маленьком городе Зарайске, и торговала скотиной. Семья переехала в Москву в начале девятнадцатого века.

А. Ф. Бахрушин (1800-1848) сформировал галантерейное предприятие в родном городе, к 1831 году он имел в своем распоряжении огромное сафьянное предприятие и построил огромный завод. После его кончины, его несчастная вдова Наталья Ивановна и его три наследника продолжили благодатное дело своего покойного супруга и отца. Спустя два года они основали суконное предприятие. Суконно-ткацким предприятием управлял Пётр, а кожевенной фабрикой управлял Александр.

Все трое братьев были необычайно великодушными людьми. Зимой 1887 года было основано медицинское учреждение для смертельно больных людей. В 1895 году они пожертвовали более 600 000 рублей на возведение безвозмездного пристанища для нищих и осиротевших детей.

В 1888 году был возведен дом для матерей одиночек и студенток из сельской местности - при доме работала средняя школа и два училища. В начале двадцатого века они построили пристанище для детей сирот. В 1904 году В. А. Бахрушин выделил 8000 рублей на стипендии студентам. В 1913 году открылся детский сад и психиатрическая лечебница. В 1901 году братьев Бахрушиных наградили званием почетные граждане Москвы.

Российская династия меценатов Рябушинских

Данную династию основали крестьяне из Калуги М. Я. Рябушинский и два его наследника Василий (1826-1885) и Павел (1820-1899). В 1846 году они сформировали малое текстильное предприятие, которым они владели почти двадцать лет.

Также Рябушинские основали и целый ряд других предприятий:

  • Бумагопрядильный завод;
  • Ткацкую фабрику;
  • Красильную фабрику;
  • Отбельную фабрику;
  • Аппретурную фабрику.

В 1871 году Павел Рябушинский основал Московский банк. Во время кровопролитной войны Рябушинские выкупили два огромных завода одно лесопромышленное, а другое по металлообработке. Началось возведение автомобильного предприятия. Рябушинские вместе Сергеем Николаевичем Третьяковым сформировали общество под названием «РАЛО» , вложив в него один миллион рублей.

В 1915 году было основано общество под наименованием «Ростор» собственником, которого являлся Столичный банк. Рябушинские издавали печатное издание под названием «Утро Росси» и коллекционировали иконы. По окончании революции братья уехали в Париж.

Все герои данной статьи совершали благие поступки, они помогали деятелям культуры, безработным, больным людям, детям сиротам, студентам и матерям одиночкам, потому что у них было большое сердце и открытая душа.

В данной статье мы сумели ответить на вопрос, кто такой меценат - это добрый человек, который бескорыстно помогает творческим людям и финансово поддерживает искусство.

Видео о меценатах России

В этом видео Леонид Комаров расскажет о меценате из Н. Тагила, который на свои средства построил целую клинику:

Вопрос меценатства интересует многих. И в первую очередь относится это к тем, кто хочет помогать людям. На этом этапе и начинается деление деятельности на спонсорство и меценатство.

Самые известные меценаты

Первым меценатом в истории был Гай Цильний Меценат. Именно его имя в итоге стало нарицательным и дало основу для возникновения термина «меценатство». Прославился он своей непоколебимой верой в людей искусства. Когда другие отворачивались от поэтов из-за страха перед императором, Меценат продолжал защищать их и оказывать посильную поддержку. Меценат был не единственным, кто оказывал поддержку творческим людям, но он был первым, кто оставался верным до конца.

Во времена средневековья традиция меценатства была продолжена многими известными домами. К примеру, семья Медичи покровительствовали художникам, музыкантам и поэтам эпохи Ренессанса. Возможно, благодаря помощи семьи Корнаро Венеция стала столь прекрасной, ведь они оказывали всяческую помощь литераторам, художникам и скульпторам. У них дом Корнаро заказывал многочисленные статуи.

Интересным было проявление меценатства в России. У истоков меценатства стоял князь Владимир Великий.

Первым признанным меценатом в России считается А.С. Строганов. Граф был одним из крупнейших землевладельцев и, к тому же, путешественником. Именно это позволило ему собрать большую коллекцию монет и камней. Благодаря его поддержке творили И. Крылов и Г. Державин.

Семья Демидовых прославилась, среди прочего, опекой Московского университета и учреждением специальных стипендий для детей из малообеспеченных семей.

Среди скандальных меценатов России можно выделить графа Шереметьева. Его женитьба на собственной крепостной смогла прославить графа не хуже других поступков. Странноприимный дом в Москве был основан благодаря именно графу Шереметьеву.

Ярким периодом меценатства выступает 19 век. Именно в это время собрались самые известные современные коллекции.

Одним из выдающихся меценатов был П.М. Третьяков и его брат С.М Третьяков. Благодаря им в 19 веке была создана одна из уникальнейших коллекция живописи. Купцы Третьяковы по меркам того времени были не чересчур богаты, но любовь к живописи и бережливость принесли свои плоды. П.М. Третьяков потратил на произведения искусства около миллиона рублей, баснословную сумму того времени. Именно с легкой руки братьев Третьяковых появилась знаменитая Третьяковская галерея.

Родственник Третьяковых (С.И. Мамонтов) был одним из меценатов того времени, он вкладывал деньги в развитие театра и живопись.

Сегодня меценатство только возрождается после событий революции и времени Советского Союза. Впрочем, можно с уверенностью говорить о том, что это модное увлечение возвращается. Примером могут выступить компании ОАО «Газпром», АО «Лукойл», КБ «Альфа Банк», а также президент «Интерросса» В. Потанин или О.В. Дерипаска, основатель благотворительного фонда «Вольное дело».

Разница между меценатом и спонсором

Меценат – это лицо, которое полностью бескорыстно помогает людям творческих профессий. Спонсоры совершают те же действия, но с поправкой на наличие интереса. Как правило, имена спонсоров довольно известны, меценаты же, зачастую, остаются неизвестными широкой публике.

  • Меценат - лицо, способствующее на добровольной и безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств.

    Название происходит от имени знатнонина Гая Цильния Мецената (Мекената; лат. Gaius Cilnius Maecenas), который был покровителем искусств при императоре Августе. Будучи доверенным лицом императора Октавиана Августа он вёл государственные дела, не занимая никакой официальной должности, но будучи вместе с Агриппой самым влиятельным помощником Августа и принимая самое деятельное участие во всех действиях императора по устроению государства и упрочению власти. В своих отношениях к Августу он был свободен от низкопоклонства и заискивания и высказывал с полной свободой свои взгляды, нередко совершенно противоположные планам императора.

    Журнал «Мир искусств»

    Со временем меценатами стали называть богатых покровителей культуры, искусства и науки. Многие из них вошли в историю культуры наравне с выдающимися художниками, писателями, актерами, ибо способствовали развитию их творчества, процветанию искусства, приобщению широких масс к лучшим культурным достижениям. В качестве яркого примера меценатства можно привести семейство Медичи, представители которого с XIII по XVIII век неоднократно становились правителями Флоренции. Наибольшую известность они приобрели как спонсоры самых выдающихся гениев эпохи Возрождения.

    В качестве ещё одного примера можно привести династию банкиров и общественных деятелей Ротшильдов, на протяжении XX века имевших наибольшее состояние в современной мировой истории. Они начинали своё восхождение к высшим слоям общества в конце XVIII века и в итоге опутали своей финансовой сетью практически все европейские дворы. История финансового успеха начиналась с антикварной лавки родоначальника династии Ротшильдов - Майера Амшеля. Скопив деньги, Майер открыл первый банк Ротшильдов, где можно было поменять деньги одних германских княжеств на другие, обменять и продать монеты и медали, антиквариат. Со временем эта тенденция лишь укрепилась - к середине XIX века половину своих активов Ротшильды вложили в произведения искусства. С одной стороны, эти инвестиции обеспечивали хороший фонд семьи на случай потрясения, а с другой - характеризовали Ротшильдов не столько как накопителей богатства, но и как людей, способных ценить прекрасное.

    Развитие меценатства в России началось с XVIII, а во второй половине XIX века наступил его расцвет. В загородных дворянских усадьбах, в городских дворцах собирались замечательные коллекции памятников российского и западноевропейского искусства, обширные библиотеки. Среди известных русских меценатов значатся Мамонтов, Морозов, Рябушинский, Бахрушин и Третьяковы.

Как появилось слово "меценат" ? August 20th, 2013

Видите ли, первого из известных истории меценатов звали… Меценат. Таково было его имя — Гай Цильний Меценат (Gaius Cilnius Maecenas). Может, у искусства были и другие покровители, но именно он прославился на этом поприще настолько, что это имя впоследствии стало нарицательным.

Родился Меценат между 74-64 гг. до н.э. в богатой аристократической семье из привилегированного сословия всадников. Гордился своими этрусскими корнями (его род происходил из знати Арретия — нынешнего Ареццо, города в Центральной Италии, кстати, являющегося родиной Петрарки). Собственно, и имя Цильний он получил по матери, поскольку у этрусков так было принято.

Убежденный монархист, Гай Цильний рано вошел в ближайшее окружение Октавиана — будущего императора Августа. Полагая его наиболее близким к идеальному образу правителя, помогал вошествию на престол, всячески поддерживал, проявляя талант и энергию, помогал решать проблемы: мирил с Антонием, например, успокаивал народные волнения, препятствовал заговорам. Когда Август покидал Рим, то оставлял вместо себя Мецената (или одного, или в паре с Агриппой).

Впервые на исторической сцене Меценат появляется в 42 году до н.э., учавствуя в битве при Филиппах. А через 2 года помогает Октавиану устроить его брак со Скрибонией. Проведя успешные переговоры с Антонием, который на короткий период времени покинул свою Клеопатру и вознамерился выступить с войском против Октавиана, Меценат убедил его и Октавиана помириться, поход был отменен. Союзники в борьбе за римский трон непрерывно ссорились, и в самые напряженные моменты Меценат вновь и вновь оказывал неоценимые услуги Октавиану.Меценату дважды приходилось успокаивать народное восстание в Риме, после битвы при Акциуме он разрушил замыслы молодого Лепиды. Со временем, когда Августу Октавиану случалось отъехать по делам в провинцию, Меценат замещал его в Риме, фактически, в качестве вице-правителя.

Дж. Батиста Тьеполо. Меценат представляет императору Августу свободные Искусства. Собрание Эрмитажа

Фактически занимая позицию второго человека в государстве, будучи советником и поверенным императора, он никогда на имел никакой государственной должности. При этом не заискивал перед монархом и не скрывал свои взгляды, хоть бы они и отличались или вовсе противоречили намерениям последнего. В это трудно поверить, но дело было… в дружбе, которая оказалась настолько сильной и крепкой, что даже давала возможность Гаю Цильнию, не церемонясь, гасить вспышки августейшего гнева, к которым правитель был склонен.

Сохранилось, например, любопытное историческое свидетельство о том, как Меценат не дал Августу подписать смертные приговоры. Он остановил его словами: «Surge tandem, carnifex!» (Да полно же тебе, мясник!). И даже после того, как по-родственному предупредил брата своей жены — участника заговора против власти, что тайный умысел раскрыт, Гай Цильний Меценат не лишился дружбы императора, хоть и был отстранен от участия в государственных делах.

У него был роскошный дворец на Эсквилинском холме, окруженный не менее роскошными садами. При раскопках там найдено немало художественных ценностей, на улице Мерулана и по сию пору стоит «зал Мецената». Там он предавался удовольствиям, не скрывая своих эпикурейских пристрастий к наслаждениям: этот человек везде и во всем был искренен.

Когда Октавиан одолел Антония, стал единовластным правителем государства и принял имя Августа, Меценат уходит от политики. Он живет в Риме, в роскошном доме с огромным парком, держит толпу челяди, бравирует изнеженностью и причудами, а в ответ на насмешки пишет книжку «Так я живу». Как и все другие его сочинения, она не сохранилась; а писал он и о резных камнях, и о водяных растениях и животных, и стихи, и диалоги обо всем на свете. Стиль его был вычурен и возбуждал насмешки. Но это не помешало ему перезнакомиться со всеми молодыми поэтами и писателями и стать их другом и покровителем.

Главными фигурами в этом «кружке Мецената» были трое. Один — Варий Руф, эпик свои сборники стихов — и «Оды», и «Эподы», и «Сатиры», и «Послания». Меценату очень хотелось, чтобы кто-нибудь из его поэтов написал о победах Августа, он предлагал это и Вергилию, и молодому Проперцию, — но Вергилий вместо этого написал «Энеиду», а Проперций — только любовные элегии. И умный Меценат не настаивал. Мы знаем имена и десятка других литераторов, которых можно посчитать членами его кружка, но они нам мало что говорят. Отношения, связывавшие Мецената с ними, в Риме назывались «дружбой», и часто — как с Горацием — это была дружба без всяких кавычек. Но потомки уверенно видели в этой «дружбе» прежде всего покровительство и вещественную помощь. Уже сто лет спустя поэт Марциал, иронически объясняя начинающийся литературный упадок, обмолвился броской строчкой:

Будь Меценаты у нас — и Вергилии сразу нашлись бы!

(Кажется, здесь в первый раз имя Мецената «становится нарицательным»).

Расцвет «кружка» продолжался лет пятнадцать, потом звезда Мецената закатилась. Оказалось, что жена его — любовница Августа, а брат ее — заговорщик против Августа; отношения с императором стали остывать. Вергилий умер, Горация Август переманивал на собственную службу; тот уклонялся, но Меценат нервничал, и Горацию приходилось писать ему в стихах: «Если твои подарки сковывают мою свободу — возьми их назад!». Здоровье становилось все хуже: лихорадки, нервное расстройство, бессонницы, длившиеся годами, — он задремывал лишь под плеск фонтанов в саду. Эпикурейское «не бойся смерти» не давалось ему: полвека спустя суровый Сенека пенял ему за немужественный стих:

Только бы жить! Хоть на остром колу, все жизнь драгоценна!

Федор Бронников

А как Гай Цильний Меценат заботился о своих подопечных! Он их всячески поддерживал и защищал. Вергилию оказал помощь в тяжбе с одним центурионом, хлопотал о возвращении отнятого имения. Горацию подарил свое поместье… Кстати, о Вергилии. Он 10 лет писал свою «Энеиду», не показывая ни строчки даже по настоятельной просьбе Августа, и всё это время находился на государственном обеспечении. Без участия Мецената подобное было бы невозможно.

Надо сказать, литераторы, которых он собрал вокруг себя, оказались благодарными (что еще раз подтверждает характеристику атмосферы этого кружка), видимо, дух благородства, который отличал их благодетеля, был присущ и им самим. И Вергилий, и Гораций (и не только они) воспели Мецената в своих произведениях. А тот и сам сочинял (правда, был раскритикован в более поздние времена), но, увлеченный заботой о талантах Рима, не обеспечил сохранность собственных трудов, из коих сохранились лишь фрагменты.

Умер Гай Цильний Меценат ровно две тысячи лет назад, в восьмом году до н.э. Кончине предшествовала тяжелая болезнь. Его завещание предусматривало передачу всего имущества (а это было очень богатое состояние) Августу и содержало последнюю волю умершего: чтобы император взял на себя заботу о Горации (впрочем, Горацию на ту пору тоже оставалось жить всего два месяца).

А имя его живет и поныне, обозначая то, чем более всего прославился Меценат в жизни: покровительством талантам.

источники
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-16677/ © Shkolazhizni.ru
http://www.maecenas.ru/docs/2002_1_4.htm
http://www.inshe.org/rome.html

Узнайте еще историю нескольких слов: и Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -


Top