Из травы подымалась мерными взмахами. Описание степи в повести «Тарас Бульба

Тарас Бульба

"...Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь Юг, всё то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный, бог знает откуда, колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли целою тучею ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался, бог знает, в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Чорт вас возьми, степи, как вы хороши!... "

Н.В. Гоголь "Тарас Бульба"

Информация о фильме

Режиссер: Владимир Бортко

Сценаристы: Владимир Бортко , Игорь Матюшин

Оператор: Дмитрий Масс

Композитор: Игорь Корнелюк

Художники: Марина Николаева (II), Владимир Светозаров, Сергей Якутович

Продюсеры: Рубен Дишдишян , Антон Златопольский , Сергей Шумаков , Александр Потёмкин

Страна: Россия, Украина

Производство: Арк-фильм по заказу Централ Партнершип

Год: 2009

Актеры : Богдан Ступка , Игорь Петренко , Владимир Вдовиченков , Магдалена Мельцаж , Любомирас Лауцявичюс , Ада Роговцева , Сергей Дрейден , Михаил Боярский , Юрий Беляев , Лесь Сердюк , Владимир Ильин , Борис Хмельницкий , Александр Дедюшко , Петр Зайченко , Иван Краско , Матлюба Алимова , Остап Ступка , Михаил Журавский , Тадеуш Парадович , Кшиштоф Гоштыла , Олег Пащенко , Даниэль Ольбрыхский , Василий Слюсаревский , Людмила Аржаникова , Фатма Асанова

Жанр: исторический фильм, экранизация

По мотивам одноименной повести Николая Васильевича Гоголя.
Середина XVI века. Великое Польское королевство вступило в золотую пору расцвета своего могущества. Огнем и мечом польская шляхта покоряет украинскую землю, повсюду насаждая свои порядки. Земли захватывались вместе с людьми, вольных крестьян прикрепляли к земле. Сюда, в низовье Днепра, стекались все, кто не желал ходить в польских холопах. Очень скоро Запорожье стало центром казацкой вольницы и головной болью великой империи. Вчерашние рабы, разбойники становились здесь хозяевами судьбы всего своего народа.

…Было у старого козака Бульбы два сына, гордость отца и запорожского козачества - младший Андрий и старший Остап. В боях под стенами Дубны не было их лучше. Но один предпочел выбрать себе другую судьбу - отречься от отца, брата и Родины ради прекрасной польской панночки. Другой остался добрым козаком, но был схвачен поляками и публично казнен. Не осталось больше сыновей у старого Тараса. Осталось только одно желание - отомстить.

Черт вас возьми степи как вы хороши"

Найдите безличные глаголы в этом стихотворении:

Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.

Неприглядная дорога,
Да любимая навек,
По которой ездил много
Всякий русский человек.

Эх вы, сани! Что за сани!
Звоны мерзлые осин.
У меня отец - крестьянин,
Ну, а я - крестьянский сын.

Наплевать мне на известность
И на то, что я поэт.
Эту чахленькую местность
Не видал я много лет.

Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.

Как же мне не прослезиться,
Если с венкой в стынь и звень
Будет рядом веселиться
Юность русских деревень.

д.заинтересовал кровно

2.найдите многозначное слово

б.кровать

в.водопровод

д.воробей

3.найдите управление

а.трудно уловить

б.трудный переход

в.слегка вьюжило

г.холодный день

д.писать ручкой

4.укажите предложение с восклицательной частицей

а.вот моя деревня вот мой дом родной

б.он бы тотчас ушел если б не лиза

в.разве гром бывает немного болен

г.в комнате были только дети

д.как прекрасен чудный запах цветов жасмина

5.найдите антонимы

а.будет хлеб будет и песня

б.сытый голодного не разумеет

в.семь раз отмерь один раз отрежь

г.жизнь прожить-не поле перейти

д.чем богаты-тем и рады

Сократите текст пожалуйста и разделите его правильно на абзацы!Срочно!!!

Неуверенность в себе, проблема древняя, однако она привлекла внимание
медиков, педагогов и психологов сравнительно недавно - в середине XX века.
Именно тогда стало понятно: все усиливающаяся неуверенность в себе может стать
причиной массы неприятностей - вплоть до серьезных заболеваний не говоря уже о
житейских проблемах.А проблемы психологические, ведь неуверенность в себе может послужить
почвой постоянной зависимости от чужого мнения. Представим себе, как неудобно
чувствует себя зависимым: чужие оценки кажутся ему более важными и значимыми,
чем собственные. Каждый свой поступок он видит, прежде всего, глазами
окружающих. А главное - ему хочется одобрения ото всех: начиная с близких и
заканчивая пассажирами в трамвае. Такой человек становится нерешительным и не
может правильно оценить жизненную ситуацию.

Как же преодолеть неуверенность в себе? Одни ученные ищут ответ на этот
вопрос, основываясь на физиологических процессах, другие опираются на
психологию. Ясно одно преодолеть неуверенность в себе можно лишь, в случае если
человек способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними
обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты.

1.1.3. Сравните описание степи в приведенном фрагменте с изображением природы в повести А. П. Чехова «Степь». Чем похожи пейзажи?

1.2.3. Сопоставьте стихотворение В. А. Жуковского «Невыразимое» с приведенным ниже стихотворением А. А. Фета «Как беден наш язык! - Хочу и не могу...». К каким выводам вас привело это сопоставление?


Прочитайте приведённые ниже фрагменты произведений и выполните задание 1.1.3.

Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный Бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще.

Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!

Наши путешественники только несколько минут останавливались для обеда, причем ехавший с ними отряд из десяти козаков слезал с лошадей, отвязывал деревянные баклажки с горелкою и тыквы, употребляемые вместо сосудов. Ели только хлеб с салом или коржи, пили только по одной чарке, единственно для подкрепления, потому что Тарас Бульба не позволял никогда напиваться в дороге, и продолжали путь до вечера. Вечером вся степь совершенно переменялась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темно-зеленою; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрогивался до щек. Вся музыка, наполнявшая день, утихала и сменялась другою. Пестрые овражки выползывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Треща-ние кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался, из какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе. Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали огонь и ставили на него котел, в котором варили себе ку-лиш; пар отделялся и косвенно дымился на воздухе. Поужинав, козаки ложились спать, пустивши по траве спутанных коней своих. Они раскидывались на свитках. На них прямо глядели ночные звезды. Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, кракаиье; все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем ночном воздухе и доходило до слуха гармоническим. Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летели по темному небу.

Путешественники ехали без всяких приключений. Нигде не попадались им деревья, все та же бесконечная, вольная, прекрасная степь. По временам только в стороне синели верхушки отдаленного леса, тянувшегося по берегам Днепра. Один только раз Тарас указал сыновьям на маленькую, черневшую в дальней траве точку, сказавши: «Смотрите, детки, вон скачет татарин!» Маленькая головка с усами уставила издали прямо на них узенькие глаза свои, понюхала воздух, как гончая собака, и, как серна, пропала, увидевши, что козаков было тринадцать человек. «А ну, дети, попробуйте догнать татарина!., и не пробуйте - вовеки не поймаете: у него конь быстрее моего Черта». Однако ж Бульба взял предосторожность, опасаясь где-нибудь скрывшейся засады. Они прискакали к небольшой речке, называвшейся Татаркою, впадающей в Днепр, кинулись в воду с конями своими и долго плыли по ней, чтобы скрыть след свой, и тогда уже, выбравшись на берег, они продолжали далее путь.

Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»

****************************

Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается... Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.

Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля - всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. Над дорогой с веселым криком носились старички, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким «тррр» полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку.

Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Трава поникла, жизнь замерла. Загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным, представлялись теперь бесконечными, оцепеневшими от тоски...

Как душно и уныло! Бричка бежит, а Егорушка видит всё одно и то же- небо, равнину, холмы... Музыка в траве приутихла. Старички улетели, куропаток не видно. Над поблекшей травой, от нечего делать, носятся грачи; все они похожи друг на друга и делают степь еще более однообразной.

Летит коршун над самой землей, плавно взмахивая крыльями, и вдруг останавливается в воздухе, точно задумавшись о скуке жизни, потом встряхивает крыльями и стрелою несется над степью, и непонятно, зачем он летает и что ему нужно. А вдали машет крыльями мельница...

Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый череп или булыжник; вырастет на мгновение серая каменная баба или высохшая ветла с синей ракшей на верхней ветке, перебежит дорогу суслик, и - опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи...

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните заданиe 1.2.3.

Невыразимое

Что наш язык земной пред дивною природой?

С какой небрежною и легкою свободой

Она рассыпала повсюду красоту

И разновидное с единством согласила!

Но где, какая кисть ее изобразила?

Едва-едва одну ее черту

С усилием поймать удастся вдохновенью...

Но льзя ли в мертвое живое передать?

Кто мог создание в словах пересоздать?

Невыразимое подвластно ль выраженью?..

Святые таинства, лишь сердце знает вас.

Не часто ли в величественный час

Вечернего земли преображенья -

Когда душа смятенная полна

Пророчеством великого виденья

И в беспредельное унесена, -

Спирается в груди болезненное чувство,

Хотим прекрасное в полете удержать,

Ненареченному хотим названье дать -

И обессиленно безмолвствует искусство?

Что видимо очам - сей пламень облаков,

По небу тихому летящих,

Сие дрожанье вод блестящих,

Сии картины берегов

В пожаре пышного заката -

Сии столь яркие черты -

Легко их ловит мысль крылата,

И есть слова для их блестящей красоты.

Но то, что слито с сей блестящей красотою,

Сие столь смутное, волнующее нас,

Сей внемлемый одной душою

Обворожающего глас,

Сие к далекому стремленье,

Сей миновавшего привет

(Как прилетевшее незапно дуновенье

От луга родины, где был когда-то цвет,

Святая молодость, где жило упованье),

Сие шепнувшее душе воспоминанье

О милом радостном и скорбном старины,

Сия сходящая святыня с вышины,

Сие присутствие Создателя в созданье -

Какой для них язык?.. Горе душа летит,

Все необъятное в единый вздох теснится,

И лишь молчание понятно говорит.

В. А. Жуковский

***

Как беден наш язык! -

Хочу и не могу. -

Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною.

Напрасно вечное томление сердец,

И клонит голову маститую мудрец

Пред этой ложью роковою.

И темный бред души, и трав неясный запах;

Так, для безбрежного покинув скудный дол,

Летит за облака Юпитера орел,

Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.

А. Фет

Пояснение.

1.1.3. В русской литературе существует несколько прекрасных описаний русской степи. Это, конечно, степь Гоголя («Тарас Бульба»), степь Тургенева («Лес и степь» в «Записках охотника») и степь Чехова.

И у Гоголя, и у Чехова степь одушевляется, уподобляется живому человеку, целому миру, существующему по своим законам, являет собой идеальный образ гармонии, противопоставленный миру людей. Гоголевская степь яркая. Отрывок пестрит прилагательными цвета: зеленый, зелено-золотой, синий, черный. А цветов миллионы! Вот где буйство красок! В чеховском описании больше глаголов, больше действия. И у Гоголя, и у Чехова большое место отводится в описании степи птицам. Именно они самые близкие человеку обитатели степи. И именно они напоминают и героям, и читателям о стремлении к свободе, развитию, полноте прекрасной жизни.

1.2.3. В стихотворении «Невыразимое» Жуковский сам определил своеобразие своего творчества: предметом его поэзии было не изображение видимых явлений, а выражение мимолетных неуловимых переживаний. Сделать это очень трудно, нужно найти слова, для всего, что чувствуешь, видишь, чем живешь. Эта же мысль звучит в стихотворении Фета «Как беден наш язык…»:

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук

Хватает на лету и закрепляет вдруг

И темный бред души, и трав неясный запах…

А между тем степь уже - давно приняла их всех в свои зеленые объятия, и высокая трава, обступивши, скрыла их, и только черные казачьи шапки одни мелькали между ее колосьями.
— Э, э! что же это вы, хлопцы, так притихли?—сказал, наконец, Бульба, очнувшись от своей задумчивости, — как будто какие-нибудь чернецы! Ну, разом все думки к нечистому! Берите в зубы люльки, да закурим, да пришпорим коней, да полетим так, чтобы и птица не угналась за нами! И казаки, принагнувшись к коням, пропали в траве. Уже и черных шапок нельзя было видеть; одна только струя сжимаемой травы показывала след их быстрого бега. Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь. Все, что смутно и сонно было на душе у казаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы.
Степь , чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений; одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше: вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые , синие и лиловые волошки;желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха; вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою! вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем! Черт вас возьми, степи, как вы хороши!
Наши путешественники останавливались только на несколько минут для обеда, причем ехавший с ними отряд, состоявший из десяти казаков, слезал с лошадей, отвязывал деревянные баклажки с горелкою и тыквы, употребляемые вместо сосудов. Ели только хлеб с салом или коржи, пили только по одной чарке, единственно для подкрепления, потому что Тарас Бульба не позволял никогда напиваться в дороге, и продолжали путь до вечера.

Вечером вся степь совершенно переменялась: все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темно-зеленою; испарения подымались гуще; каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы, из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрогивался до щек. Вся музыка, звучавшая днем, утихала и сменялась другою. Пестрые суслики зыпалзывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе.
Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали огонь и ставили на него котел, в котором варили себе кулиш; пар отделялся и косвенно дымился на воздухе. Поужинав, казаки ложились спать, пустивши по траве спутанных коней своих. Они раскидывались на свитках. На них прямо глядели ночные звезды. Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву: весь их треск, свист, стрекотанье, — все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух. Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летели по темному небу.

Н В Гоголь "Тарас Бульба"

Очень нравится мне именно этот отрывок. Почему? Скорее всего потому-что напоминает мою родину -Гагаузию -Буджакскую степь. Многое именно такое, что описывает Гоголь, есть и различия, а есть и изменнеия, которые произошли с течением времени и всех последующих исторических событий. Но Степь остается Степью. Выкладываю ряд фотографий как именно я вижу нашу степь.

В июле-августе месяце многие открытые места вдоль дорог загораются ярко желтым цветом. Это цветет коровяк лекарственный. В народной медицине чай из органов растения применяется при бронхиальной астме, гепатитах и туберкулезе легких.

Синяк обыкновенный. Во флоре Молдавии встречаются 3 вида. Все органы растения ядовиты. Является медоносом.

Мак-самосейка.


Не видеть ковер цветущих маков, значит не видеть лета во всем его великолепии. (это не мое).


Ковыль.

На юге Молдовы от Прута до Днестра тянутся исконные степи. На восток они уходят на Украину, на запад — в Румынию и Болгарию, где ими занята большая часть Нижнедунайской низменности. Южномолдавские степи, углом выходящие между Днестром и Черным морем, в литературе часто называются Буджак (по-татарски угол). Здесь в прошлом преобладали классические степные злаки: ковыль-волосатик и ковыль Лессинга, типчак, тонконог, костер безостый, а также представители разнотравья: розовый, равнинный и паннонский клевер, желтая и румынская люцерна и др. Сейчас эти растения довольно редки, но зато широко распространился засухоустойчивый и хорошо приспособленный к самым неудобным местам злак — бородач.

А. С. Пушкин по пути из Кишинева в Кагул записал: «Степи буджакские не песчаные: они стелются злачной зеленой равниной». Не удивительно, что обильная и густая травянистая растительность способствовала образованию на юге Молдовы плодородных черноземов, до большой глубины насыщенных перегноем. Они являются памятью о былом естественном растительном богатстве Буджакских степей.

В сочинении П. Свиньина «О естественном состоянии Бессарабской области», написанном в начале прошлого века, о Буджакской степи сказано , что она «есть самая величайшая и плодороднейшая, так что скорее можно назвать ее плодоносною, благоуханною долиною, чем пустынею... Прекрасная степь сия кажется самою природою предназначена для пажитей ». По сохранившимся крошечным участкам прежней растительности тоже можно предполагать, что степь эта была богатой, с обильным разнотравьем. Не удивительно, что здесь образовались мощные черноземные почвы.

Высока флористическая насыщенность этой степи (73 вида / 100 м 2 , 24 вида / 1 м 2 ), причем особенно велика доля разнотравья (60 видов / 100 м 2 ).

Наиболее развитым из животноводства было овцеводство. Сейчас наблюдается упадок.Много проблем со сбытом как мяса так и шкур и шерсти.

Основной проблемой, влияющей на цену шерсти, является этот сорняк. Овца зацепившая такую липучку сама уже от нее не отделается. А встречаются такие колючки повсеместно. Потому пастухи очень тщательно выбирают маршруты следования отары, дабы на ее пути как можно меньше встречались такие колючки.

В жаркокожей степи буджакской спит лоза, подоткнув полынь.

Мне щекой бы к земле прижаться,
горевую вдохнув теплынь.
Мне б услышать, как стонут корни,
как зовут животворный дождь -
виноград через силу кормят
и жалеют худую гроздь.
Мне б почувствовать ропот глуби,
лихорадку горячих недр,
и понять -
их на небе
любит
ТОТ,
кто был так недавно
щедр?

Вдалеке от степной заботы
мне на щёку стекла слеза -
одинокая капля пота
в том колодце,
где были воды...

А теперь
по ним сохнет лоза...


Чертополох поникающий. Красавец. Рубиновые соцветия-корзинки, появляющиеся в июле, меняют свое положение, как и корзинки подсолнечника, поворачиваясь к солнцу.

Осень. Наступает пора уборки нашей традиционной культуры -спасительницы кукурузы.

Южный край Советского Союза!
Летним зноем дышит небосвод.
Есть такие люди-гагаузы,
Маленький, загадочный народ.

Кажется, здесь время разделилось.
Здесь сама история живет,
Меж курганом эхом заблудилось
И вошла легендами в народ!

Храм стоит старинный в Казаклии,
Чьи на нем висят колокола?
Гагаузов с именем Россия,
Как давно история свела?

Где в степи Буджакской, опаленной,
Солнце серебрило ковыли,
Там Петра Великого знамена
Гренадёры с честью пронесли.

На Кагул Суворов и Кутузов
Здесь прошли, кто помнит, как давно?
С тех ли пор с Россией гагаузы
Время исчисляют за одно?

До чего народ трудолюбивый!
Степь, что изнывала без воды,
Он трудом тяжелым, кропотливым
Превратил в зеленые сады.

Воском спелым пахнет кукуруза,
Груши наливаются как мёд!
Как не поклонится гагаузам?
Работящий маленький народ! ;

Поужинав, казаки ложились спать, пустивши по траве спутанных коней своих. Они раскидывались на свитках. На них прямо глядели ночные звезды. Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву: весь их треск, свист, стрекотанье, — все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух. Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летели по темному небу.

Муниципальное образовательное учреждение «Мухтоловская средняя общеобразовательная

школа № 2»

Конспект урока русского языка

в 7 классе

«C тепи, как вы хороши!»

Р.р.Анализ отрывка из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Учитель: Кутайсова Надежда Ивановна

План урока.

    Оргмомент.(1 мин.)

    Сообщение задач урока. (1мин.)

    Вступительное слово учителя.(1 мин.)

    Сообщения учащихся.(6 мин.)

    Чтение отрывка их повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».(3 мин.)

    Беседа по вопросам (с индивидуальным заданием).(23 мин.)

    Словарная работа. (3 мин.)

    Заключительное слово учителя. (1 мин.)

    Домашнее задание. (1 мин.)

Цель

Задачи:

Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, репродукция «Козаки в степи» художника Е.Кибрика, толковые словари под редакцией С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой;

эпиграфы «Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их». В.Г.Белинский.

«Гоголь к русскому ржаному хлебу подмешивал украинской соли и даже перцу». А.В.Чичерин.

Предварительная работа: два ученика готовят сообщения из энциклопедического словаря юного филолога «Гоголь Н.В. Язык его произведений».

Учащиеся готовят для выразительного чтения отрывок из повести Н.В.Гоголя «Описание степи».

Три ученика готовят сообщения: описание степи днём, вечером, ночью.

Вид урока: урок развития речи.

Ход урока

I . Оргмомент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Отсутствующие в классе…

II . Сообщение задач урока.

Ребята, сегодня на уроке мы будем работать с отрывком из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Это произведение хорошо вам знакомо. Для анализа нам понадобится отрывок из II главы, в котором даётся описание степи. Мы с вами будем наблюдать за использованием изобразительно-выразительных средств языка в повести; правильно определять значение эпитета, метафоры, сравнения, олицетворения; познакомимся с языком Гоголя в других произведениях; будем стараться увидеть красоту и необычность гоголевского языка в повести «Тарас Бульба».

III . Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы ещё раз обратимся к творчеству Н.В.Гоголя, одного из великих русских писателей. На протяжении ряда уроков мы знакомились с его произведениями, анализировали их, пытались распознать особенности этого мастера слова. Каким же образом писатель заставил нас, читателей, увидеть красоту майской ночи, почувствовать прелесть ночи перед Рождеством, от души смеяться над Чёртом и Солохой, плакать во время казни Остапа и Тараса? Конечно же, ребята, он это делает с помощью своеобразного, яркого, образного богатого языка. Давайте послушаем сообщения учеников, которые так и называются «Язык произведений Н.В.Гоголя».

IV .Сообщения учащихся.

1.О первой прозаической книге Н.В.Гоголя - «Вечера на хуторе близ Диканьки» - А.С.Пушкин писал: «Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность!..» Легко заметить, что этот отзыв относился не только к содержанию нового произведения, но и к его языку. Впрочем, одно неразрывно связано с другим. Книга, со страниц которой во всю ширь вставал мир украинской народной жизни, с её героическими преданиями и современными заботами, хитроумными проделками парубков и кознями нечистой силы, - это книга блистала яркими свежими красками, поражала оригинальностью и выразительностью языка.

В ней соединены различные, порой противоположные стили: с одной стороны, стиль речи поэтической, прочувствованной, достигающей патетических высот; с другой – бытового просторечия, подчас даже бранных слов и вульгаризмов: «А шельмовский сатана! Чтоб ты подавился гнилою дынею! Чтобы ещё маленьким издохнул, собачий сын!»

Украинская лексика, фразеология, сам склад украинской речи оказывали влияние на язык его ранних произведений, выполняя определённые художественные функции. Украинизмы повышали поэтичность любовных объяснений, усиливали бытовую характерность жанровых сцен, наконец, обостряли комизм иных сатирических описаний. Гоголь, по выражению современного исследователя А.В.Чичерина, «к русскому ржаному хлебу подмешивал украинской соли и даже перцу».

На протяжении двух десятилетий творческой деятельности Н.В.Гоголя язык его, естественно, развивался, однако искусное объединение противоположных стилей оставалось движущей силой его новаторства.

В последующих произведениях Гоголя – в повестях «Миргород», «Петербургских повестях», «Ревизоре» и т.д. – роль «обыкновенного наречия» ещё более возросла. И это понятно: от «живого описания племени поющего и пляшущего», как определил А.С.Пушкин содержание «Вечеров…», Гоголь обратился к повседневному и неприглядному существованию обывателей – к мелким обидам и к смертельным ссорам, всевластию чина и денег, к зависти и к каверзничеству, к пустому времяпрепровождению, словом, ко «всей страшной, потрясающей тине мелочей», «опутавших нашу жизнь». И широким потоком хлынули в произведения Гоголя канцелярский стиль, смешанный с разговорно-бытовым языком, элементы разных жаргонов (шулерского, охотничьего и военного).

2.Параллельно Гоголь ведёт беспощадную борьбу с языком салонным, чопорным: «дамы города N … отличались… необыкновенною осторожностью и приличием в словах и выражениях. Никогда не говорили они: «Я высморкалась, я вспотела, я плюнула», а говорили: я облегчила себе нос, я обошлась посредством платка»… Жеманно-иносказательное слово отвергается ради слова прямого и резкого. Однако сохраняется поэтический, взволнованный, порою пафосный гоголевский слог, который по-прежнему то перебивал, то обрамлял стиль «обыкновенного наречия», остро контрастируя с ним и передавая самим этим контрастом непримиримое противоречие сущего и должного, мечты и действительности, мучительную тоску художника по идеалу.

Гоголевский стиль оказал мощное влияние на литературу и речевое общение, о чём точно и полно сказал В.В.Стасов: « С Гоголя водворился на России совершенно новый язык; он нам безгранично нравился своей простотой, силой, меткостью. Поразительной бойкостью и близостью к натуре. Все гоголевские обороты, выражения быстро вошли во всеобщее употребление. Даже любимые гоголевские восклицания: «Чёрт возьми», «К чёрту», «Чёрт вас знает» и множество других – вдруг сделались в таком ходу, в каком никогда до тех пор не бывали. Вся молодёжь пошла говорить гоголевским языком». Сила гоголевского слова заключалась не только в его безбоязненном, ещё небывалом погружении в повседневную прозу, но и в том, что оно, это слово, со всей яркостью сохраняло печать духовности и стремления к идеалу.

Учитель. Сделаем вывод: в произведениях Гоголя причудливо совмещаются различные, иногда противоположные стили изложения: с одной стороны, поэтическая речь, достигающая порой необыкновенной высоты, с другой – бытовое просторечие. На язык произведений писателя оказывали влияние украинская лексика и фразеология, сам склад украинской речи. Прочитаем слова А.В.Чичерина, они очень точно характеризуют стиль Н.В.Гоголя. На протяжении двух десятилетий творческой деятельности язык произведений писателя, естественно, развивался, однако искусное использование указанных выше речевых стихий оставалось движущей силой его творчества. В каждом произведении писателя встречается пейзаж. Вспомним, какие описания природы встречались нам в повести «Тарас Бульба». (Описание степи, картина Днепра, июльской ночи…).

Давайте прочитаем выразительно описание степи в конце 2-й главы повести и подумаем, зачем автор вводит это описание в повесть.

V .Чтение отрывка из повести «Тарас Бульба»

(Описание степи).

Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, всё то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Чёрного моря, было зелёною, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. Вся поверхность земли представлялася зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; жёлтый дрок выскакивал вверх своей пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог знает в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною чёрною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!..

Вечером вся степь совершенно переменялась. Всё пёстрое пространство её охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нём, и она становилась тёмно-зелёною; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовоньем. По небу, изголуба-тёмному, как будто исполинскую кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками лёгкие прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы. И чуть дотрагивался до щёк. Вся музыка, наполнявшая день, утихала и сменялась другою. Пёстрые овражки выползали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединённого озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе. Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали и ставили на него котёл, в котором варили себе Кулиш; пар отделялся и косвенно дымился на воздухе. Поужинав, козаки ложились спать, пустивши по траве спутанных коней своих. Они раскидывались на свитках. На них прямо глядели ночные звёзды. Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, краканье; всё это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем ночном воздухе и убаюкивало дремлющий слух. Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и тёмная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летели по тёмному небу.

VI . Беседа по вопросам.

1. С каких слов начинается описание степного пейзажа? Что хотел сказать этим автор? («Степь, чем далее, тем становилась прекраснее»; «Ничто в природе не могло быть лучше их», автор хотел передать своё восхищение степью, свою любовь и преданность украинской природе).

2.Зачем автор ввёл это описание в повесть? (Чтобы показать прелесть украинской природы, как она влияет на настроение героев, грусть козаков пропала при встрече со степью, сравнить степь с образами козаков, они такие же вольные, разные и непредсказуемые, как и природа, козаки близки к природе).

2. Как Гоголь описывает степь? (Степь всегда разная, она наполнена звуками, красками, которые постоянно меняются, при этом никогда не повторяются, в природе много красивого, на первый взгляд незаметного, но важного).

3. На что Гоголь обращает внимание, рассказывая о ней? (Обращает внимание на запахи, краски, звуки – всё это он конкретизирует, подробно описывает).

4. Как помогает увидеть богатство её красок, почувствовать аромат её цветов, её красоту? (С помощью изобразительно-выразительных средств: эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений).

5.Рисуя степь, Гоголь стремится показать богатство красок; слова какой части речи помогают ему это сделать? (Прилагательные).

6. Прочитайте «кусочек» текста без прилагательных. Что изменилось? (Текст потерял красоту, образность, некоторую точность).

7. Как называются яркие, красочные, образные определения? (Эпитеты).

Найдите их в тексте. (Пёстрое пространство, изголуба-тёмное небо, исполинская кисть, розовое золото, лёгкие и прозрачные облака, свежий обольстительный ветерок, пёстрые овражки, серебряно-розовый цвет, бесконечная, вольная, прекрасная степь, уединённое озеро).

8. Что подчёркивает Гоголь, говоря о степи, словами «зелено-золотой океан»? (Этим подчёркивается пространственная мощь, красота, успокаивающий тон степи.)

9. Что такое метафора? (Переносное значение слова, когда одно явление или редмет уподобляется другому).

10. Что передаёт автор метафорой «брызнули миллионы разных цветов»? (Неожиданность, вызванную появлением такого обилия и разнообразия цветов: голубых, синих, лиловых, белых, жёлтых, создаёт зрительное впечатление, подчёркивая пространственную мощь степи и её красивый, успокаивающий общий тон.) Найдите ещё метафоры в тексте. (Степь, усеянная блестящими искрами светящихся червей, белели клоками облака).

11. Что такое олицетворение? (Вид метафоры, перенесение свойств одушевлённого предмета на неодушевлённый). Найдите в тексте олицетворения. (Тень перебегала, ветерок чуть дотрагивался до щёк, ночные звёзды глядели, мир насекомых убаюкивал слух).

12.Что такое сравнения? (Сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один при помощи другого; в художественной литературе широко распространены развёрнутые сравнения, материлизующиеся в целых фрагментах текста). Найдите в тексте сравнения. (По небу, изголуба-тёмному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; крик лебедя, как серебро, отдавался в воздухе; вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летели по тёмному небу; ветерок, как морские волны).

13. Какое чувство вызывает степь у козаков? (Чувства любви, восхищения, они почувствовали родную стихию, свободу; они такие же вольные и непредсказуемые, как степь, их «сердца встрепенулись, как птицы»).

12. От описания растений Гоголь переходит к описанию птиц. Что изменилось в речи? (Прилагательных стало меньше, появились глаголы, потому что писатель не столько рисует птиц, сколько образно передаёт их движения и звуки: куропатки шныряли под тонкими корнями трав; ястребы стояли неподвижно; чайка роскошно купалась в синих волнах воздуха; воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов и криков гусей).

13. Давайте сравним описание степи днём, вечером, ночью. (Проверка индивидуальных заданий.)

Степь днём

Степь вечером

Степь ночью

1.Поверхность земли

зелёно-золотой океан

    Освещение –

степь совершенно переменилась;

охватывалась последним отблеском солнца, темнела, становилась тёмно-зелёной…

1. Звёзды. Глядели прямо.

2.Цветы брызнули сквозь тонкие, высокие стебли травы, голубые, синие и лиловые волошки,

жёлтый дрок выскакивал…(зрительные впечатления)

2.Запахи - каждый цветок испускал свой аромат, степь курилась благовонием.

2.Звуки: свист, стрекотание насекомых, краканье. Это всё убаюкивало.

3.Птицы: птичьи свисты, шныряли куропатки, стояли ястребы… (слуховые впечатления)

3.Звуки: иные, чем днём: свист сусликов, трещание кузнечиков.

3.Ночное небо: оно иногда освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и тёмная вереница лебедей освещалась…

4. Степь представлялась усеянною блестящими искрами светящихся червей.

VII .Словарная работа.

Как вы понимаете слова «курилась благовонием» (Курится – выделять дымок, туманную дымку; благовоние – аромат, приятный запах).

Прочитаем сноски учебника: волошки, дрок, амбра, исполинский, овражки, кулиш.

Вывод: В этом небольшом описании сливаются зрительные и слуховые впечатления. Описывая степь, автор стремится донести до нас её красоту, «заразить» чувством любви к природе. Мы видим точность, конкретность изображения природных явлений, обращаем внимание на разнообразие цветовой гаммы, музыку степи, смену времени суток. Пейзаж у Гоголя не отрывается от людей, картина степи даётся всегда с учётом места нахождения героев: едут ли они днём на конях и перед ними развёртывается степь, или ночью, когда они лежат и любуются ночным небом. Изображая степь в разное время суток, автор подмечает особенности природы и доносит их до читателя с помощью разнообразных изобразительно-выразительных средств. Мы с вами чувствуем, что степь живая, она не меняет своего обычного ритма; одна картина сменяется другой. Автор как будто нас с вами отправляет вместе с казаками в это путешествие и заставляет почувствовать красоту, изменчивость и прелесть природы.

VIII . Заключительное слово учителя.

Очень часто, читая то или иное произведение, вы, ребята, пропускаете целые абзацы с описанием природы, не вникаете в их содержание и поэтому не умеете понять и почувствовать красоту природы и её художественное воплощение в литературном произведении. А ведь это очень важно для понимания основной мысли произведения. Помните, ребята, что «каждый великий писатель прекрасен по-своему. Подымаясь в гору, нужно уметь добираться до высот каждого из них».

I Х. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру «Запахи, звуки и краски степи в повести «Тарас Бульба». Постарайтесь своей работой показать всю красоту и прелесть изображения пейзажа у Николая Васильевича Гоголя, используйте не только этот отрывок, но и другие, которые вам встретятся в повести.

Литература.

    Гоголь Н.В. Тарас Бульба, М.: «Детская литература», 1990.

    Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1990.

    Русский язык в школе № 5, 1994.

    Скоркина Н.М. Обучение сочинениям по русскому языку и литературе. – Волгоград, 2002.

    Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М.В.Панов, М.: «Педагогика»,1984.

Самоанализ урока русского языка в 7 классе.

«Степи, как вы хороши!»

Р.р. Анализ отрывка из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Цель : совершенствование навыков анализа текста на примере отрывка из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Задачи: выработать и закрепить навыки использования изобразительно-выразительных средств языка в речи учащихся, правильно определять значение эпитета, метафоры, олицетворения и т. д.; провести наблюдения над языком Н.В.Гоголя (на примере отрывка из повести «Тарас Бульба»); познакомиться с языком Гоголя в других произведениях; показать красоту и необычность гоголевского языка в повести «Тарас Бульба».

Анализ художественного текста в школе имеет огромное значение для воспитания и обучения учащихся. С помощью текста реализуется ряд важных задач, например, ликвидировать разрыв между изучением теории и формированием связной речи, развивать языковое чутьё, необходимое не только для того, чтобы создавать высказывания, но и чтобы правильно понимать написанное, осуществлять межпредметные связи и т. д. Анализ пейзажа даёт благоприятный материал для наблюдения за использованием изобразительно-выразительных средств языка.

Для анализа художественного текста беру отрывок из произведения, которое недавно было изучено. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Урок начинается с сообщений учащихся о языке произведений Гоголя, на основе которых делается вывод, что в произведениях писателя причудливо совмещаются различные типы изложения: поэтическая речь соседствует с бытовым просторечием. Ребята знакомятся не только с языком произведений Гоголя, но и с «Энциклопедическим словарём юного филолога». Выразительное чтение отрывка из повести «Тарас Бульба» показывает красоту и прелесть описания природы в произведении. Ребята слушают, думают и отвечают на вопросы, зачем автор ввёл это описание в повесть, на что Гоголь обращает внимание, рассказывая о ней; как помогает увидеть богатство красок, почувствовать аромат цветов, её красоту и т. д. Отвечая на вопросы, учащиеся отмечают, что прелесть изображения пейзажа передаётся с помощью изобразительно-выразительных средств языка: эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений. Ребята находят, анализируют их, высказывают свою точку зрения, используют сопоставления, проводят параллели между изображением пейзажа и вольностью козаков, отмечают, что автор не случайно показывает героев произведения именно в степи. Учащиеся сравнивают описание степи днём, вечером, ночью, определяют идею отрывка, отношение автора к изображаемым событиям. В ходе урока идёт постоянная работа над речеведческими терминами, ученики обращаются к толковому словарю.

Данный урок помогает вырабатывать у учащихся чувство языка, любовь к слову, умение внимательно, вдумчиво относиться к слову. Урок помогает реализовать связь русского языка и литературы.

Учащиеся на уроке активны, заинтересованны, чему способствует доброжелательная, бодрая, ориентирующая на достижение успеха атмосфера. Ученики легко высказывают свою точку зрения, доказывая её. На уроке рационально используются различные методы и приёмы обучения (словесные, наглядные, проблемно-поисковые). Учитываются возрастные и индивидуальные особенности учащихся. В конце урока учитель выставляет оценки, комментируя работу каждого ученика, указывая на недочёты, чтобы в будущем ребята учли и исправили все замечания.

Домашнее задание носит творческий характер – написание сочинения-миниатюры, что предполагает вновь обращение к тексту Гоголя. Время на уроке используется рационально.

Учитывая всё вышесказанное, считаю, что цель урока достигнута.




Top