Изложение пластова летом. Сочинение-описание по картине А.А

Известный русский живописец Аркадий Александрович Пластов умел разглядеть красоту в любом мгновении жизни. Даже нелегкий труд у него может выглядеть празднично. Полотно «Летом» передает и неповторимость российской природы, и жизнь простых людей занятых будничными делами.

Изображая очередной пейзаж средней полосы России, Пластов пишет пожилую женщину, которая от усталости прилегла на несколько минут в тень березок и девочку, скорее всего ее внучку. Можно понять, что грибники до утренней зорьки направились в лес за грибами и ягодами. А когда солнышко достигло зенита, они уже успели наполнить свои лукошки и решили отдохнуть перед возвращением домой.

Художник не случайно выбрал своих персонажей: собирали дары леса раньше в основном пожилые женщины и дети, которые не участвовали в сенокосе, сборе урожая на полях и других деревенских заботах. А ведь грибы и различные ягоды заготавливались на долгую российскую холодную зиму. Их приберегали для поста или когда прочие запасы с наступлением весны были уже на исходе. В деревнях семьи были большими, и запасы на зиму должны были быть достаточными.

Картины этого живописца всегда приносят чувство радости, спокойствия и умиротворенности. Художник любил все времена года, но особенно когда природа находится в полном расцвете сил. В своем произведении «Летом» он воспевает щедрость земли, крестьянок, которые отдыхают после похода в лес.

Пластов довольно часто обращался к деревенской теме, поскольку отлично знал жизнь крестьян и с огромной нескрываемой симпатией писал пейзажи и сельчан. Люди на его полотнах неразрывно связаны с природой. Художник нередко героями своих картин делал деревенских ребятишек.

Вот и в этом произведении художник изображает удачный поход бабушки и внучки в лес. Взгляд сразу останавливается на большой плетеной корзине с ручками, полной крупных белых грибов, и ведерко с разными рыжевато-коричневыми грибочками помельче. Рядом кувшин полный ягод. Кувшин, конечно тяжелый, но зато сочные ягоды не помнутся по дороге.

В противоположном углу на мягкой травушке-муравушке сидит девочка лет семи, в светлом сарафане и ярко-алом платке, вытянув босые ножки. Пока ее бабушка отдыхает, она занялась перебиранием ягод. Неторопливо отрывая веточки, она складывает спелую и сочную малину в кружку, стоящую у нее на коленях. Ягоды словно просятся в рот, но девочка хочет показать дома, как много они собрали с бабушкой, и твердо кладет следующую ягодку в кружку. Ее глаза опущены вниз, тонкие брови немного подняты вверх. Длинные волосы выбиваются из-под яркого платка.

К девочке прижимается дворовый рыже-черный пес, который увязался с ними в лес. Однако свежий воздух и полная свобода, когда он бегал туда-сюда, заливаясь громким лаем, видимо утомили и его. Он положил голову на вытянутые лапы и дремлет, однако хотя глаза у пса прикрыты, но уши приподняты, и сквозь дрему он вслушивается в непривычные звуки леса.

Позади девочки видна спящая женщи¬на в темно-синем платье с длинными рукавами и синем наглухо повязанном платке. По этой одежде мы можем предположить, что это пожилая женщина. Художник не показывает нам ее лица. Женщина заслонила глаза от ярких лучей солнца, которые не могут задержать редкие листочки берез, возле которых герои остановились отдохнуть. Да и лесная мошкара не дает покоя. Женщина очень устала и крепко спит, положив голову на небольшой пригорок, образованный корнями березок.

На зад¬нем плане - залитая полуденным солнцем полянка, за которой начинается лес. На полянке глаз радует разноцветье полевых скромных цветов, которые всегда восхищают нас своей естественной красотой и гармонией, и о которых поэты не устают слагать стихи и песни. Это и лилово-голубые колокольчики, и лесные красавицы ромашки, немного поникшие от жары, и отцветающая пастушья сумка. Художник использует краски, расказывающие зрителю о том, что сюжет происходит в августе, высокая трава, которая недавно была изумрудной, уже почти выгорела, а при солнечном свете приобретает янтарный оттенок. Нам видны нижние части стволов двух березок и несколько веточек с зелеными листочками. Рядом еле заметный в густой траве пенечек.

Постояв несколько минут у картины, у нас создается впечатление, что мы почувствовали терпкий запах нагретой солнцем травы, ощутили на лице легкое прикосновение летнего ветерка, до нас донесся непередаваемый аромат лесных ягод.

Мы очень редко видим красоту окружающего мира, не обращая внимания на привычные нам окружающие виды, но, благодаря талантливым художникам, таким как Пластов и картине Пластова Летом, с которой знакомимся в 5 классе, понимаешь, красота повсюду. Ее можно увидеть даже в моменты нелегкого труда.

Сочинение по картине Пластова Летом

Сегодня нам задали написать по картине Пластова Летом, где художник изобразил не только великолепие природы, но и жизнь людей, которые заняты делами. Описание картины Пластова Летом сделать не сложно, тем более, что передо мной находится репродукция этой картины.

Описание картины Пластова

Сочинение по картине Пластова Летом начну с описание главных героинь картины и это девочка с мамой, а возможно, с бабушкой. Они присели на опушке леса под двумя березами. Скорее всего, под березами они спрятались от палящего летнего солнца. Девочка одета в платье, а на голове красный платок. Женщина одета в синее платье. Она легла на траву, чтобы немного отдохнуть, а может, и вздремнуть. Ведь, как никак, она с девочкой потрудились на славу и тому подтверждением является большая корзина и ведро, наполненные грибами. Здесь и белый гриб, и другие разновидности грибов. Вот будет, что засолить на зиму и что засушить, а после, готовить грибные супы. Вы когда-нибудь пробовали суп из сушенных грибов? Этот аромат не забудешь никогда, а вкус вообще описать сложно.

Далее в описании картины Пластова Летом опишу собачонку, которая вместе с девочкой и женщиной также бегала в лес и сопровождала их. Она выполняла роль сторожа, ведь все-таки, в лесу может поджидать и опасность. Однако, все обошлось, а сама собака, видимо, набегалась и также хочет отдохнуть, скрутившись у ног девочки. Кстати, собирали наши грибницы не только грибы, насобирали они и ягод. И вот сейчас в нашем сочинении по картине Пластова Летом за 5 класс, девочка как раз и обрывает ягоды, складывая их в кружку.

Если посмотреть на задний план, то всюду зелень, мягкая травка, которую разбавляют полевые цветы, внося в зелень капли разноцветья. А далее густой лес, как раз там и собирали грибы наши героини картины. Их они уже скоро понесут домой, а дома грибниц ждет еще одна работа: засол грибов, но эта работа будет оценена зимой, когда семья соберется за столом и будет пробовать вкусные хрустящие грибочки.

Аркадий Пластов считается самым живописным художником, который прекрасно изображал природу. Многие его картины показывают красоту его родины, поэтому русские деревни и поля особенно восхитительны в изображении этого мастера живописи. Аркадий Александрович выбирал для своих полотен незамысловатые сюжеты, которые призывали любить и восхищаться всем тем, что находиться рядом, что за обыденностью и некой простотой, мы не замечаем.

А ведь все это: и поля, и леса, озера, и реки имеют особую прелесть и невероятную и удивительную красоту, которая чарует и завораживает. Художник Аркадий Пластов пытался в своих картинах остановиться на мгновение и оглядеться, чтобы увидеть, что даже самый обыкновенный летний день может быть прекрасным и восхитительным.

Одна из картин Аркадия Пластова посвящена жаркому и знойному летнему дну, когда обычно люди в городах предпочитают находиться в прохладных помещениях. Но в сельской местности такое время - это лучшая пора для сбора ягод, которые можно и засушить, и сварить из них на зиму варенье. Лето всегда считалась самой щедрой порой, когда поспевают ягоды и грибы, за которыми следует отправляться в лес и немного потрудиться, чтобы их собрать.

Вот такое прекрасное мгновение сбора ягод и грибов решил запечатлеть в своем великолепном полотне Аркадий Александрович. Центральное место в картине занимают люди, которые вышли на сбор грибов и ягод еще ранним утром, но вот наступил полдень и они нашли небольшую полянку, где росло несколько березок, чтобы под ними немного отдохнуть. Видно, что люди сильно устали бродить по лесу, собирая лесные щедрые подарки. Поэтому, как только они присели, немного пообедали, то бабушка сразу уснула. Она лежит на полянке рядом со своей внучкой.

На бабушке надета синяя длинная юбка и такого же, темно-синего цвета кофточка, но она с длинным рукавом. Скорее всего, кофта с длинным рукавом нужна для того, чтобы была защита и от палящих лучей солнца, и от веток, которые могут поцарапать руки, и от мошкары, которой обычно всегда много в лесу, где в даже самый жаркий день всегда много в лесной темной и прохладной чащобе. Длинные рукава на кофточке пожилой женщины застегнуты на маленькую пуговичку. На голове бабушки аккуратно повязан платок темного цвета.

Пока бабушка спит, то ее внучка тихонько сидит рядом и обрывает в синюю небольшую кружку ягоды. На девочке надето длинное легкое светлое платье, у которого, как и у пожилой женщины, длинные рукава. Внучка рада тому, как прошла прогулка по лесу, хотя она тоже немного устала, но зато они собрали много ягод и грибов. На голове у девушки аккуратно повязан платок красного цвета. Но на картине Аркадия Пластова есть еще один герой - это пес, верный товарищ и защитник девочки, который всегда ее оберегает.

Вот и сегодня он тоже увязался за своей хозяйкой, и верная собака тоже ходила целый день по лесу, стараясь ее защитить от любой опасности. Но и теперь рыжий пес-дворняга лежит спокойно и отдыхает. Глаза у собаки открыты, и она внимательно наблюдает, как в высокой и сочной траве скачут и прыгают кузнечики. Цвет травы изумрудный, кажется, словно она мягкий ковер, на котором так удобно отдыхать. На мягкую и спокойную траву падает тень от березок, которые стоит отдельно. Зеленая и насыщенная листва низко склонилась над грибниками, закрывая от жарких солнечных лучей.

Рядом с людьми стоят две большие корзины, в которых много грибов. Все грибы крупные, но разные. В широком лукошке собраны белые грибы, а в черном маленьком лукошке грибники положили все остальные грибы. В большом глиняном кувшине собраны ягоды, которые потом согревать в теплое время, когда внучка и бабушка будут пить чай с вкусным вареньем. У кувшина с изображением есть ручка, изогнутая и круглая. Носить такой кувшин неудобно, но зато в него можно положить много ягод.

На заднем плане стоит густой и зеленый лес. Автор картины его изобразил вдалеке и не очень отчетливо, чтобы показать, какой он большой и что в его чащобах может быть очень страшно. Аркадий Александрович для изображения использует светлую цветовую гамму, и лишь только лес вдалеке он вводит темные оттенки цветов, чтобы показать, что он сильно отличается от остального радушного пейзажа. Живописный и прекрасный пейзаж Пластова радует и воодушевляет тоже отправиться в лес, собирать ягоды и грибы.

Картина Аркадия Пластова изображает летнюю жаркую пору, которая всегда дарит прекрасное и хорошее настроение. Великолепно и довольно полно изобразил художник всю красоту русской природы. К сожалению, человек не всегда замечает, что его окружает, хотя русская земля всегда прекрасна и щедра, позволяя радоваться каждому дню. Человеку необходимо лишь только увидеть все это, хотя бы глазами художника, который смог так удачно передать все, даже радость и спокойствие.

Цели :

  1. Дать понятие о композиции картины как одном из средств выражения замысла художника
  2. Обучение правилам сбора и систематизации материала по картине, обращая внимание на выразительность подобранных слов, на соответствие тому, что изображено.
  3. Уметь рассказывать по плану и по отдельным его пунктам, определяя границы высказывания.

Оборудование урока: Мультимедийная презентация к уроку (приложение), опорный конспект.

Ход урока

1. Сообщение учителем сведений о художнике.

(Слайд 1). Аркадий Александрович Пластов - русский художник 20 века. Большую часть своей жизни он провел в деревне Прислониха Ульяновской области.

(Слайд 2). Творчество Пластова посвящено, главным образом, крестьянской теме, так как художник хорошо знал деревенскую жизнь и с большой любовью изображал природу и людей родной земли. Изображенные люди воспринимаются в неразрывном единстве с природой.

(Слайд 3). Перед нами открывается как бы особый мир обжитой, щедрой земли, труд, который в радость душевно сильным людям.

(Слайд 4, 5). Произведения Пластова посвящены самым различным сторонам жизни русской деревни. Художник утверждает поэзию коллективного труда. Его палитра становится еще более яркой.

(Слайд 6,7). Любимые герои Аркадия Александровича – деревенские ребятишки - присутствуют почти в каждом его полотне.

(Слайд 8). «Я люблю нашу жизнь. …даже обыкновенные будничные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. Это надо уметь видеть, замечать», - говорил А.А. Пластов.

(Слайд 9). И художник в своих работах показывает трудную жизнь, скромный быт русских крестьян, проявлявших бодрость и энергию в делах, получавших душевную радость от благородного труда.

(Слайд 10). «Деревня вошла в мою жизнь, как нечто бесконечно родное, органичное, цельное… И вот когда мне говорят, что картина удалась, этому я обязан в значительной мере правилу – никогда не писать того, что не любишь, не знаешь»,- писал А.А. Пластов.

(Слайд 11) Художник создал много картин, исполненных радостного отношения к окружающему его миру. К таким картинам относится, например, «Летом» (1945).На этом полотне автор показал богатство и щедрость родной земли, простых тружеников, отдыхающих на лесной поляне после сбора грибов и ягод.

2. Беседа по картине «Летом».

  1. Какое первое впечатление у тебя от картины?
  2. Когда происходит действие, изображенное на картине?
  3. Что прежде всего привлекает внимание?
  4. Какие цвета, теплые или холодные, встречаются в картине Пластова?
  5. Как удается художнику передать свое настроение человеку, рассматривающему картину?
  6. Что можно сказать о художнике?

3. Понятие о цветовой гамме картины.

Настроение картины художник передает с помощью красок. Красный, оранжевый, желтый называют в живописи теплыми цветами. Они помогают художнику передать радостное настроение. Зеленый, синий, фиолетовый, серый – это холодные цвета. Они вызывают чувство грусти, тревоги, печали.

4. Понятие о переднем и заднем плане картины.

То, что изображено на картине ближе к зрителю, прямо перед нами – передний план картины. То, что находится в отдалении от рассматривающего картину – задний план.

5. Сбор и систематизации материала по картине.

(Щедрые дары природы.
Передний план слева.)

Кувшин – глиняный, красно-коричневый, с питьём.

Корзина – плетёная, доверху наполненная желтоватыми и рыжеватыми грибами.

Ведро – чёрное, утопающее в лесной траве, наполненное рыжеватыми грибами.

Трава – ярко-зеленая, расцвечена желтыми цветами, лиловыми колокольчиками.

Герои полотна. Передний план справа.

Девочка – загорелая, на щеках румянец; в ярко – красном платке и светлом платьице; обрывает спелые ягоды и складывает их в синюю кружечку; лицо румяное.

Женщина – уставшая; в синем платье и синем платке; загорелая рука труженицы.

Собака – светло-рыжая, верная, положила голову на лапы, отдыхает и охраняет.

Задний план.

Поляна – светлая, просторная, залитая солнцем, изумрудная трава, кроткие полевые цветы.

Берёзки – сероватого цвета с темными пятнами, словно сестрёнки, распустили косы, стоят в сторонке; золотистые листья, освещенные солнцем.

Лес – тёмно-зеленый, встаёт стеной.

Пень – светло-коричневый.

6. Составление плана описания картины.

I. Вступление.

1. Слово о художнике А. А. Пластове.

2. Первое впечатление от произведения.

II. Основная часть.

Описание картины «Летом».

(Передний, задний планы картины. Правый, левый фланг картины.)

1. Внешний вид, выражение лиц, позы героев.

2. Пейзаж.

3. Настроение, созданное картиной, отношение автора к своему произведению.

III. Заключение.

Настроение, которое создает картина (отзывы о произведении критиков, пожелания, выводы).

7. Написание чернового варианта сочинения.

8. Домашнее задание.

Напишите сочинение-описание по картине А.А.Пластова «Летом».

Литература

  1. Владимирская Г. Н. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. – М.:ТЦ Сфера, 2003.
  2. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. 5-7 классы. М., Просвещение, 1991.
  3. Котова О.Ф. Вырази себя в слове. Коломна, 1993.

Смотри, как роща зеленеет, Палящим солнцем облита, А в ней какою негой веет От каждой ветки и листа! Войдём и сядем над корнями Дерев, поимых родником, - Там, где обвеянный их мглами, Он шепчет в сумраке немом. Над нами бредят их вершины, В полдневный зной погружены, И лишь порою крик орлиный До нас доходит в вышины… Ф.И. Тютчев












I. Вступление. Тема и основная мысль картины А. Пластова. II. Основная часть. Описание картины А. А. Пластова «Летом». 1. Внешний вид, выражение лиц, позы героев картины. 2. Пейзаж. 3. Настроение, вызванное картиной. III. Заключение. Мастерство художника. План


Тема и основная мысль, как правило, обозначены художником в названии картины. Тема - это предмет изображения. Основная мысль – это авторский замысел, который художник раскрывает изобразительным и средствами, в зависимости от своего личного подхода к теме. Красота летней природы. Желание автора показать богатство и щедрость родной земли.


Подберите определения, характеризующие данные предметы. Лес Поляна Воздух Солнце Берёзы Девочка еловый, красивый, зеленый желто-зеленая, цветущая, земляничная, благоухающая свежий, легко дышать ослепительное, золотистое стройные, белоствольные, гибкие, создают тень уставшая, задумчивая, в красном платке и белом платье


Вставьте пропущенные слова. Летний ____________ день. Лесная __________. Солнце светит на полянку. От солнца трава ___________. Растут две __________, луг осыпан цветами, цветут голубенькие ____________, белые ___________. __________ – ярко-зеленая, расцвечена желтыми _____________; лиловыми колокольчиками. солнечный желтая колокольчики ромашки березы полянка Трава цветами


Выпишите сначала словосочетания, характеризующие женщину, а затем те, которые относятся к девочке. В красном платке Мозолистые руки женщинадевочка Рядом с собакой В синем платке и платье Коса из-под косынки Она задремала С босыми ногами Много трудится Обирает ягодки Прикрылась рукой


1. Яркая, солнечная опушка леса, здесь отдыхают девочка и женщина. Спишите, обозначьте грамматическую основу предложений. 2. Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо обрывает с ветки спелые, сочные ягоды малины и бросает их в кружку. 3. Ослепительное солнце озаряет всю поляну т окрашивает ее в желтоватый цвет.


Лето – прекрасная пора, которая дарит нам не только хорошую солнечную погоду, а и целые корзины ягод, фруктов, грибов! О лете написано много стихотворений, созданы картины. Одна из них – картина А. А. Пластова «Летом». На ней изображён знойный летний полдень. Под густыми ветвями белоствольной берёзки расположились грибники, рядом с ними – собака. На переднем плане картины мы видим девочку в белом платьице и красном платочке. Она сидит на траве, неторопливо обирает с веточки спелые ягоды и складывает их в кружку. Красный платок девочки притягивает взгляд, и мы внимательно вглядываемся в её лицо. Глаза девочки опущены, на смуглых щеках играет румянец. Из-под платочка виднеются тёмные волосы, одна прядь выбилась и упала на грудь. Рядом с девочкой улеглась собака. Глаза у неё прикрыты, уши опущены, видимо, она тоже устала бегать по лесу. Позади девочки лежит женщина в синем платье и синем платке. Она, очевидно, очень устала и уснула на свежем воздухе. Одну руку она положила под голову, а другой прикрыла голову от палящего солнца. Притягивает взгляд рука женщины, поднятая вверх. Художник очень ярко нарисовал её. Рука загорелая, сильная, натруженная. Сразу видно, что женщине приходится много работать. В густой траве стоят корзина и ведро с грибами. В корзине лежат большие грузди, а в ведре – боровики с красно-коричневыми шляпками на крепких ножках. Здесь же стоит глиняный кувшин, полный спелой малины. Яркие сочные ягоды так и просятся в рот, очень хочется ощутить на губах сладкий малиновый сок, вдохнуть запах целебной лесной ягоды. Женщина с девочкой расположились под большой берёзой на тихой красивой поляне, окружённой белоствольными берёзами. Среди сочной изумрудной травы пестреют голубые колокольчики, ромашки, какие-то жёлтые цветы. Ослепительные лучи солнца сверкают на листьях берёз и окрашивают их в золотистый цвет. Мне очень нравится эта картина. Художнику удалось передать неповторимую прелесть летнего дня. Яркие краски радуют глаз, поднимают настроение, будят воспоминания о летних днях. Хочется долго смотреть на картину и вдруг очутиться на этой солнечной полянке, полюбоваться красотой природы, насобирать много ягод и грибов, вдохнуть их аромат и полежать в мягкой душистой траве.




Top