К каким эпизодам баллады относятся эти иллюстрации. Сопоставительный анализ баллады Пушкина «Песнь о Вещем Олеге» и эпизода «Смерть Олега» в «Повесть временных лет

Среди жанров мировой литературы особо выделяются баллады, обращаться к которым любили поэты-романтики. Изначально жанр зародился в поэзии Средних веков, но позднее был переосмыслен и приобрел новое звучание и значение. Предлагаем познакомиться с ключевыми признаками баллады, которые помогут отличить ее от иных стихотворных произведений.

Отличительные черты

Создателем литературной баллады принято считать Роберта Бернса, который активно обращался к народным сюжетам, но облекал их в более правильную стихотворную форму. В его произведениях гармонично сплетены черты собственно песни и увлекательного рассказа с сюжетом. Какие же основные признаки баллады выделяют литературоведы?

  • Авторские чувства или ощущения персонажей выражены ярко и выразительно.
  • Обязателен сюжет, но в отдельных случаях его может заменять диалог, в котором присутствует какое-либо действие.
  • Часто используется элемент таинственности, мистики, чего-то непознанного, это придает тексту особое звучание. Примеры подобного построения текста можно встретить у Жуковского (например, «Светлана», «Ленора» - авторский перевод одноименного произведения Бюргера).
  • Зачастую действие происходит на фоне поразительного пейзажа: невероятного красивого или фантастического.

Не менее важно отметить, что отличительный признак баллады как литературного жанра - это объединение в едином тексте, нередко небольшом по объему, эпического и лирического начал.

Отличие от прочих жанров

Рассмотрим, чем баллада отличается от схожих жанров, былины и сказки. Для удобства материал представлен в форме таблицы.

жанра баллады
Параметр сравнения Баллада Былина Сказка
Авторство Есть народный и литературные тексты Автора нет, тексты относятся к устному народному творчеству Есть народные и литературные тексты
Особенность изложения Писались в стихотворной форме. Использовалась балладная строка: четные и нечетные стихи обладали различным числом стоп Написаны тоническим стихом, чаще всего число ударений от 2 до 4 Могла использоваться как прозаическая, так и стихотворная форма, в зависимости от желания автора
Сюжет Наличие сюжета обязательно
Герои Героем мог быть любой человек, с которым произошло событие, достойное упоминания

Положительный герой - воплощение мужества и справедливости в народном сознании - богатырь или князь. Он всегда совершает свои подвиги ради народа.

Отрицательный герой - воплощение злых качеств, нередко являлся выдуманным существом (Соловей-разбойник)

Волшебная сказка: героями были цари, царевичи, выдуманные существа, колдуны.

О животных: действуют представители живой природы, наделенные человеческими качествами.

Бытовые: обычные люди (крестьяне, попы, солдаты)

Место действия На фоне таинственного либо прекрасного пейзажа Обязательно четко указывалось (Киев-град) В тексте могло отсутствовать упоминание места действия
Тема Необычное событие из жизни любого человека, необязательно героя. Хотя имеется отдельный пласт героических баллад (например, о Робине Гуде) Событие общероссийского значения, обладающее патриотическим пафосом, нечто великое, грандиозная победа Абсолютно любое событие по воле рассказчика

Пользуясь таблицей, можно понять признаки баллады и быстро отличить произведения этого жанра от любых других.

Тексты Жуковского

Этот поэт-романтик настолько любил рассматриваемый жанр, что его в шутку прозвали «балладником». Его перу принадлежит огромное количество и переводов, и собственных текстов, которые до сих пор интересны читателю благодаря незамысловатому слогу и увлекательному сюжету. Какие же основные признаки баллад Жуковского можно выделить?

  • Во многих тестах звучит мотив борьбы зла и добра, причем симпатии автора на стороне последнего, но победа часто достается отрицательным персонажам (девушка Людмила в одноименном произведении погибла только за то, что хотела навсегда остаться с возлюбленным).
  • Наличие потусторонней силы, мистический компонент (гадания, призраки, фантастические существа - все это делает тексты интересными для современного читателя).
  • Большое количество диалогов, которые делают восприятие текста еще более простым.
  • Особую роль играет описание природы, иногда пейзаж становится своеобразным действующим лицом.

Признак баллад любовной тематики - глубокая проникновенность и выражение в поэтическом тексте тончайших оттенков чувств.

Приведем пример из «Светланы»:

Как могу, подружки, петь?

Милый друг далеко;

Мне судьбина умереть

В грусти одинокой.

Год промчался - вести нет;

Он ко мне не пишет;

Ах! а им лишь красен свет,

Им лишь сердце дышит...

Иль не вспомнишь обо мне?

Где, в какой ты стороне?

Где твоя обитель?

Я молюсь и слезы лью!

Утоли печаль мою,

Ангел-утешитель.

В тексте переданы все переживания Светланы, ее тоска, сомнения и надежда на то, что любимый к ней все-таки вернется.

«Лесной царь»

Рассмотрим признаки баллады в «Лесном царе» Жуковского, небольшом по объему произведении, построенном в форме диалога. Какие же черты позволяют отнести текст к балладам?

  • Наличие сюжета, который имеет определенную динамику.
  • Большая роль диалогов.
  • Выражение чувств: читая балладу, начинаешь испытывать ужас, который ребенок и его отец ощущают от присутствия Лесного царя.
  • Мистический компонент - сам царь, гибель младенца.

Наконец, несмотря на то что произведение по смыслу завершено, оно сохраняет в себе элемент таинственности. Такие признаки баллады можно найти в «Лесном царе» Жуковского.

Баллада - удивительный жанр, который сейчас незаслуженно утратил свою популярность. Эти поэтические тексты позволяют и рассказать о необычном событии, и выразить свое отношение к героям повествования.

Урок выстроен в виде системы заданий, охватывающей различные виды творческой деятельности. Задания систематизированы по тематике и уровням сложности. Обучающиеся выполняют работу, определяя для себя свой уровень.

Им предлагается обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любо­му ребенку.

Следующий уровень - это творческое задание. Учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом.

Работа на уроке способствует накоплению творческого опыта познания действительности. Дети приобретают умения изучать объекты, ситуации, явления на основе выделенных признаков.

На уроке используются презентация и диафильм. Презентация состоит из 28 слайдов (среда POWER POINT). Это позволяет сократить время на усвоение нового материала за счет большей наглядности и активизации зрительной памяти. Презентация позволяет реализовать принцип наглядности в полной мере. Компьютер вносит элемент новизны, делает процесс работы наглядным, помогает учителю сконцентрировать внимание на основных моментах. Работа по каждому этапу урока строится как своеобразный диалог между учителем и учениками, в котором компьютер служит демонстратором решения вопросов. Его использование в учебном процессе позволяет достигать высокой степени результативности.

Использование презентации и диафильма оказывает огромное воздействие на эмоциональное восприятие учащихся, способствуя более глубокому усвоению учебного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок с использованием информационно-коммуникативных технологий

«А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Тема судьбы в балладе»

7 А класс

учитель родного языка и литературы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

с.Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области

2014г

Пояснительная записка к уроку русской литературы

Тема.

Учитель: Хисматова Тамара Фанзеловна, учитель родного языка и литературы

Образовательная: познакомить учащихся с балладой А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»; развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения; развивать творческие способности учеников.

Развивающая: развивать творческую фантазию ребят через иллюстрирование прочитанного произведения

Воспитательная: воспитывать уважение к прошлой истории Отчизны; прививать любовь к чтению.

Задачи:

Класс: седьмой

Образовательное учреждение : ГБОУ СОШ с. Камышла Самарской области

Медиапродукт: презентация 28 слайдов (среда PowerPoint)

Продолжительность урока – 40 минут

Продолжительность использования презентации и диафильма на уроке: 12-15 минут

Тип урока: знакомство с новой темой.

Предназначение: для изучения нового материала.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер;

портрет писателя, выставка книг писателя, диафильм.

Форма использования – проецирование на экран при фронтальной работе с классом, при индивидуальной работе.

Метод обучения: словесно-логический, поисковый, практический

Методические приемы:

Подготовительная работа: дети получили задания:

Выразительное чтение баллады А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

Комментарий - пояснение

Мультимедийная презентация разработана в редакторе PowerPoint. Слайды и действия на слайдах сменяются по щелчку мыши. В план-конспекте урока отмечены слайды, соответствующие каждому этапу урока. В конспекте урока выделены курсивом места перехода с одного слайда на другой.

Преимущество данной презентации заключается в том, что:

  1. Презентация сопровождает все этапы урока.
  2. Презентация дает возможность наглядно показывать словарную работу, иллюстрации к тексту и т.д., что избавляет от необходимости использовать на доске громоздкие картинки и иллюстрации, дает возможность сразу же закрепить полученные знания с помощью всевозможных эффектов на слайдах.
  3. При использовании презентации гармонично сочетаются различные формы и методы работы: наглядный, т.е. показ, фронтальный опрос, словесный метод и др.

Для использования проекта необходимо:

  1. Компьютер с установленным пакетом Microsoft Office, в частности, компонентом PowerPoint версии 2007 года.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Экран.
  4. Музыкальное сопровождение с аудиозаписями - для использования здоровье сберегающих технологий.

Источники информации:

  1. Книги с произведениями А. С. Пушкина.
  2. Поурочные разработки по литературе 7 класс. И. В. Золотарева, Н. В. Егорова, 2010
  3. По материалам статьи В.Г. Маранцмана «Изучение творчества А.С. Пушкина». М., 2011.
  4. Иллюстративный материал.

Урок выстроен в виде системы заданий, охватывающей различные виды творческой деятельности. Задания систематизированы по тематике и уровням сложности. Обучающиеся выполняют работу, определяя для себя свой уровень.

Им предлагается обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ребенку.

Следующий уровень - это творческое задание. Учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом.

Работа на уроке способствует накоплению творческого опыта познания действительности. Дети приобретают умения изучать объекты, ситуации, явления на основе выделенных признаков.

На уроке используются презентация и диафильм. Презентация состоит из 28 слайдов (среда POWER POINT). Это позволяет сократить время на усвоение нового материала за счет большей наглядности и активизации зрительной памяти. Презентация позволяет реализовать принцип наглядности в полной мере. Компьютер вносит элемент новизны, делает процесс работы наглядным, помогает учителю сконцентрировать внимание на основных моментах. Работа по каждому этапу урока строится как своеобразный диалог между учителем и учениками, в котором компьютер служит демонстратором решения вопросов. Его использование в учебном процессе позволяет достигать высокой степени результативности.

Использование презентации и диафильма оказывает огромное воздействие на эмоциональное восприятие учащихся, способствуя более глубокому усвоению учебного материала.

Тема: А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Тема судьбы в балладе.

Цель урока: познакомить учеников с летописным источником произведения Пушкина, развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения, развивать творческие способности учеников.

Задачи : 1. Изучить произведение так, чтобы учащиеся с возможной для их возраста полнотой увидели богатство выраженных поэтом мыслей и чувств;

2. Приучить детей понимать поэтическую речь, слышать звучания стиха, передавать в своём чтении основное настроение произведения и собственные переживания, вызванные им;

Методические приемы: рассказ учителя, работа с картой, выразительное чтение, словарная работа, работа по составлению таблицы, работа с иллюстрациями, элементы анализа текста, работа над выразительным чтением.

Оборудование: учебник-хрестоматия для 7 класса, репродукции картин В.М.Васнецова к «Песне о вещем Олеге», диафильм, мультимедийный проектор, экран, компьютер; портрет писателя, выставка книг писателя.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Выразительное чтение отрывков поэмы Пушкина «Медный всадник».

2. Чтение мини-сочинений по одной из иллюстраций к поэме. (Вариант: устный рассказ по иллюстрации к поэме «Эпизод из музейной экскурсии»).

3. Реализация индивидуального задания: сообщение «Пушкин и Петр I ».

II. Слово учителя (Слайд 1,2)

Обратимся к еще одному произведению Пушкина на историческую тему - «Песнь о вещем Олеге», в котором он интерпретирует реальные события глубокой древности. В основу «Песни...» положен текст древнерусских летописей. Послушайте, как звучала история князя Олега на древнерусском языке.

III. Чтение «Сказания о смерти Олега от коня»

Учитель читает и комментирует фрагмент летописи (стр. 79 учебника).

Комментарии:

1. Перевод фрагмента летописи на современный русский язык

«Некогда Олег в осеннее время вспомнил о коне своем, от коего ему предрекли умереть волхвы и кудесники. И сказал ему один кудесник так: «Князь! Конь, которого ты любишь и ездишь на нем, от него-то тебе и будет кончина». Олег в уме своем принял намерение такое: «Если так и есть (как говорил кудесник), то не только чтоб ездить на нем, но даже видеть его не захочу». Но, вспомнив коня, Олег призвал старшего конюха и спросил его, говоря: «Конь, которого тебе дал для сбережения, где ныне? Ибо хочу его видеть». Отвечал старейшина конюхов: «Уж он умер». Олег тогда рассмеялся и, укоряя волхвов и кудесников, которые ему предрекали от коня сего умереть, сказал: «Всегда они говорят ложь, ведь ныне видим, что конь уже умер, а я жив». И повелел Олег себе седлать коня, доехав до того, хотя бы на кости его посмотреть. Доехав же до места, где лежали кости и череп конский, сойдя со своего коня на самые кости, со смехом и руганием сказал: «От этого ли черепа мне умереть?» И Олег ступил ногою на череп, попирая, и вот внезапно из оного черепа выникнувшая змея ужалила его в ногу, отчего разболелся и умер. Люди же над ним великий плач сотворили, по обычаю погребли его на горе, Шелковица именуемой, где могила его и до наших дней слывет Олеговой могилой».

2. Из истории написания произведения

Пушкин бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называют могилой Олега. Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе Олеге. Пушкина поразил этот эпизод летописи. «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического», - писал поэт Александру Бестужеву. 1 марта 1822 г. Пушкин заканчивает работу над «Песнью о вещем Олеге», которое начинается с описания другого похода Олега - похода на хазар.

IV. Работа с картой «Восточная Римская (Византийская) империя и славяне в VI-XI вв.» (Слайд 3)

Учитель:

Представить, где и когда происходили события, упомянутые в летописи и в произведении Пушкина, нам поможет карта. Напомним, что на месте столицы Византийской империи - Константинополя, а по-русски - Царьграда, сейчас расположена столица Турции - Стамбул. Прочитаем первый абзац вступительной статьи учебника к «Песни....» (стр. 79-80) и рассмотрим карту.

V. Чтение «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина, просмотр диафильма

Диафильм создан в 1972 г.

Художник: В. Бордзиловский
Музыка: Гавриила Попова
Читает: Александр Водяной

VI. Словарная работа (Слайды 10-23)

Хозары(или хазары) – народ, некогда живший в южнорусских степях и нападавший на Древнюю Русь.

Нива – большое поле, засеянное и возделанное человеком.

Кудесник – волшебник, колдун, жрец языческого культа.

Мольба - страстная просьба.

Волхв - служитель языческого культа, жрец, прорицатель, мудрец.

Чело – перед кокошника; лоб; начало чего-либо.

Отрада – утешение

Отрок – младший член дружины князя Древней Руси, служивший при его дворе.

Попона – покрывало, накидываемое на круп лошади для ее защиты от переохлаждения и насекомых.

Курган – разновидность погребальных памятников. Характеризуется, как правило, сооружением земляной насыпи над погребальной ямой.

Вал – очень высокая волна.

Пращ – метательное холодное оружие, представляющее собой верёвку или ремень, один конец которого свёрнут в петлю, в которую продевается кисть пращника.

Ретивый – усердный и исполнительный.

Секира – топор

Комментарий:

Остальные незнакомые ученикам слова объяснены в примечаниях к тексту. Поясним, что в древней Руси существовал обычай во время похоронного обряда - тризны - убивать коня почившего воина и хоронить вместе с ним.

VII. Выразительное чтение баллады (2-3 ученика) (Слайды 7-9)

VIII. Беседа по вопросам

Вопросы:

За что славит поэт князя?

Что поэтического видит Пушкин в происшествии, которое стало основой «Песни...»?

Как вы понимаете слова:

«Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен»?

Комментарий:

Прочитаем второй абзац вступительной статьи учебника к «Песни....» (стр. 80).

Как эти слова связаны с событиями в жизни поэта во время

В каком жанре написана «Песнь...»? (В жанре баллады.) (Слайды 5,6)

Что общего между жанрами летописи и баллады и чем они отличаются друг от друга?

(Общее: произведения обоих жанров основаны на историческом событии. Различия: летопись - прозаическое произведение, баллада - поэтическое, активно использующее средства художественной выразительности. Цель баллады, в отличие от летописи, не только сообщить о событии, но и создать определенный образ, повлиять на читательское отношение к герою.)

Что вас поразило в балладе? Какие эпизоды взволновали более всего?

Почему Олег принимает смерть от коня? Оттого, что от судьбы не уйти? Или оттого, что Олег оскорбил кудесника, назвав его «лживым безумным стариком»? Или это наказание за отступничество князя, оставившего верного коня?

Какое значение имеет последняя строфа баллады?

Отметьте в пушкинском тексте характеры Олега и волхва и средства их передачи.

Индивидуальная работа на интерактивной доске (ученик с овз)

Тест

  1. Жанр, в котором написана «Песнь о вещем Олеге»

а) ода;

б) баллада;

в) дума.

2. Сюжет стихотворения взят Пушкиным:

а) из древнерусской летописи;

б) из германского эпоса;

в) из древнерусской былины.

3. «Песнь о вещем Олеге» написана:

а) высоким стилем, с использованием славянизмов;

б) низким стилем, с использованием просторечных слов,

в) нейтральным языком, присущим всем стилям.

4. В разговоре с волхвом князь Олег проявил себя как человек:

а) трусливый, опасающийся за свою жизнь;

б) смелый, отважный, принимающий вызов судьбы;

в) надменный, насмешливый, не доверяющий чужому мнению.

5. Слово «чело», «пращ», «вещий» являются:

а) архаизмами;

б) диалектизмами;

в) славянизмами.

6. Фраза «твой щит на вратах Цареграда» напоминает читателю:

а) о поражении князя Олега под Царьградом;

б) о том, что Олег повесил свой щит на ворота Царьграда в знак победы над греками

в) о победе Олега в войне с турками в X веке.

7. Царьград сейчас носит название:

а) Константинополь;

б) Стамбул;

в) Царьград.

8. Предложение: «…И кудри их белы, как утренний снег / Над славной главою кургана…»

Содержит:

а) сравнение;

б) антитезу;

в) олицетворение.

Ключ

Составление сопоставительной таблицы, изображающей события, основные эпизоды летописи и баллады. (Слайд 4)

(работа ведется двумя учащимися самостоятельно у доски, у детей карточки с названиями эпизодов, учащиеся должны расположить их так, чтобы передать последовательность событий)

«Повесть временных лет»

«Песнь о вещем Олеге»

1.Князь вспомнил своего коня.

1.Князь едет в поход против хазар.

2.Когда-то он оставил его из-за предсказания волхва.

2.По дороге встречает кудесника и спрашивает о судьбе.

3.Князь спросил о судьбе коня и узнал о его смерти.

3.Диалог князя и кудесника.

4.Он поехал взглянуть на кости коня.

4.Прощание с конём.

5.князь, смеясь, наступил на череп, и его укусила змея.

5.Князь пирует с дружиной.

6.он умер и был похоронен на горе Щековице.

6.Князь спрашивает о судьбе коня и узнаёт о его смерти.

7.Князь вспоминает предсказание (но не смеётся, а скорбит)

8.Князь едет взглянуть на кости.

9.Князь тихо наступил на череп и прощается с конём.

11.Гробовая змея.

12.Тризна по Олегу.

Подведение итогов сравнения.

Сделайте вывод: в чем смысл этого произведения?

Какой судьбы пытался избежать Олег, отказываясь от коня?

Обратите внимание: в «Песни» Олег едет в опасный поход и хочет узнать будущее.

(он предположил, что конь подведёт его и он погибнет в сражении, князь хочет избежать гибели, которая пристала воину, - гибель в битве, где рядом с ним был бы друг – конь и все его друзья – дружинники)

Сумел ли князь изменить свою судьбу?

(он не обошел предсказание, но судьбу свою всё же изменил. Он «обидел» судьбу, как обидел коня: она не была к нему враждебна. Та или иная смерть всё равно ждала князя, но он отверг гибель в битве – гибель воина и героя – и умер бесславно)

События следуют за чувствами человека. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них не общая судьба. Именно это делает Олега лицом поэтическим. Так что же, смысл «Песни» так горек? Неужели верность чувству ведет к гибели? Может быть, и так. Ведь сказал же Данте: «Дано любви нас с жизнью разлучать».

На доске вопрос: почему для Пушкина важна любовь князя к коню?

Почему Пушкин окружает Олега не семьёй, а дружиной?

(вся жизнь князя – битва. Дружина для него ближе, чем кто бы то ни было)

Почему ещё пушкинский Олег так горько переживает смерть коня?

(он предал дружбу, пытаясь спасти свою жизнь)

Физкультпауза

IX. Работа с иллюстрациями (Слайды 24-26)

Вопросы:

Какой эпизод «Песни...» иллюстрировал В. Васнецов?

Такими ли вы представляли себе героев баллады?

В чем особенность композиции рисунка? Какова роль композиции?

X. Подведем итоги урока. (Слайд 27)

1. Что нового узнали на уроке?

2. Что понравилось и запомнилось на уроке?

3. Составление синквейна:

Баллада

Загадочная, непредсказуемая

Интригует, заставляет задуматься

Помни от судьбы не уйдешь

Рок

История повторяется. Люди, обращаясь к истории, решают важные проблемы из современной жизни. Это страшные горькие уроки. Это решение трудных проблем.

Какая проблема могла волновать ссыльного Пушкина? Есть ли ответ в тексте?

В устах волхва: свобода, независимость, неподкупность.

Мы уже с вами говорили о независимости поэзии и о духовной свободе поэта от мирской власти царей. Но поэт должен быть патриотом своей страны и использовать свободу в «ее интересах».

XI. Домашнее задание по группам

1. Подготовить выразительное чтение баллады.

2. Выучить фрагмент баллады наизусть.

3. Подготовить устный рассказ на тему: «Памятник одному из героев «Песни...»

Предварительный просмотр:

Таблица

«Анализ баллады А.С.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»



 Top

Вопросы

Наблюдения

Выводы

Жанр баллады

Но вижу твой жребий на

Светлом челе.

Воителю слава – отрада;

и волны, и суша покорны тебе; завидует недруг столь дивной судьбе.

У брега Днепра лежат благородные кости…

…смертию кость угрожала

из мёртвой главы гробовая змея … выползала…

В основе лежит предание, связанное с историческими событиями.

«Песнь..» - легенда, облечённая в форму баллады. Имеет сюжет.

Включение диалога – традиционная особенность баллады.

Череп, кости, гробовая змея – атрибуты неизбежного рока.

Тема

Исторические реалии:

Твой щит на вратах Цареграда…

Древние обычаи и традиции:

На тризне уже недалёкой…

Покорный Перуну старик одному…

В основе легенда (история гибели князе Олега)

Тема рока, предопределённости, неизбежности судьбы:

Главная тема – тема судьбы.

Тема отношений поэта и власти, которая в реальной жизни для поэта стала роковой.

Идея и идейно-эмоциональная оценка

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на

Светлом челе.

…примешь ты смерть от коня своего….

«Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического», - писал поэт Александру Бестужеву

Князь – власть, а кудесник выше князя по божьему проведению.

Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них ни одна судьба.

Верность чувству долга может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия.

Герои баллады

Князь по полю едет на верном коне,

Идёт вдохновенный кудесник,

С дружиной своей,

отроки-други возьмите коня, пирует с дружиною, князь Игорь и Ольга.

Главные герои – Олег и его верный конь, кудесник.

Второстепенные герои – Ольга, Игорь, дружинники, слуги.

Сюжет и композиция

Композиция

1. Предсказание кудесника и прощание с конем.

2. «Пирует с дружиною Вещий Олег…»

3. «На холме у брега Днепра…»

Сюжет

завязка действия . (Встреча с мудрым старцем.)

кульминация в развитии действия . (Исполнение предсказания.)

развязка («На тризне плачевной Олега…»)

Художественно-изобразительные средства

– отмстить неразумным хазарам, могучий Олег, вдохновенный кудесник

– грядущие годы таятся во мгле…

как чёрная лента , вкруг ног обвилась… и кудри их белы , как утренний снег

над славной главою кургана…

И волны, и суша покорны тебе;

– с волей небесною

И синего моря обманчивый вал

В часы роковой непогоды

И пращ, и стрела , и лукавый кинжал

Щадят победителя годы…

И холод, и сеча ему ничего.

Но примешь ты смерть от

Коня своего

Эпитеты

Метафоры

Сравнения

Олицетворение

Инверсия

Градация

Художественное пространство баллады.

Князь по полю едет на верном коне

Пирует с дружиною вещий Олег… На холме, у брега Днепра, лежат благородные кости…

На тризне плачевной Олега… дружина пирует у брега…

Действие происходит в поле, на холме, на берегу Днепра.

На море, на суше, в Царьграде, в Киеве.

Художественное время в балладе.

1 – 10 строфы сложные предложения – настоящее время употребляются глаголы в настоящем, будущем времени изъявительного и повелительного наклонения

(встреча с кудесником и предсказание)

11 – 15 строфы – глаголы в настоящем времени (пирует. поминают, внемлет), в прошедшем времени (рубились, промолвил) и в будущем времени (хочет увидеть)

16 строфа – глаголы в прошедшем времени (таилась, угрожала, выползала, обвилась, вскрикнул).

17 строфа – глаголы в настоящем времени (шипят, сидят, пирует, поминают)

В прошедшем времени глагол – рубились.

Прорицатель как будто видит уже свершившимся жребий (судьбу) князя употребляет такие глагольные формы, которые передают будущее время в форме настоящего.

Читатель догадывается, что прошло много лет между встречей с волхвом и гибелью князя. В летописи указан точный промежуток времени – «прошло 4 лета а на пятое вспомнил…»

Язык баллады

Обрек, отроки-други, воитель, на тризне плачевной

Могущему, позлащённое стремя,глава

На светлом челе, конь мой ретивый

Архаическая высокая лексика

Старославянизмы:

Фольклорные эпитеты :

Стремится через язык баллады передать исторические реалии.

Размер баллады.

Баллады состоит из 17 шестистиший. Трёхсложный размер баллады с ударением на втором слоге.

4/3 – стопный амфибрахий

Редкий у Пушкина трёхсложный размер

Подписи к слайдам:

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» Презентация к уроку литературы

Вещий Олег и его время (879 - 912 гг.) Олег – родственник Рюрика. В 882 году Олег перенес столицу в Киев. В 907 году осуществил успешный поход на Царьград (Константинополь) Необычайная военная удача, его ум и проницательность принесли ему прозвище "Вещий".

Летопись и баллада

Баллада – жанр лиро-эпической поэзии Баллада – лирическое стихотворение с напряжённым, острым сюжетом (легендарным, историческим, фантастическим). Герои в балладе вступают в конфликт друг с другом, с самой судьбой. Часто присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, трагически неразрешимого.

Жанр «Песни о вещем Олеге» « Песнь о вещем Олеге» - легенда, облечённая в форму баллады: - в основе лежит исторический факт -тема рока, предопределенности, неизбежности судьбы - композиционная особенность - включение диалога (обращения, вопросы-ответы)

Тема, идея произведения Тема: История гибели князя Олега Тема отношений поэта и власти. Главная тема – тема судьбы. Идея: Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них ни одна судьба. Верность чувству долга может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия

Герои, сюжет, композиция произведения Главные герои – Олег и его верный конь, кудесник. Второстепенные герои – Ольга, Игорь, слуги, дружинники. Сюжет баллады: Завязка действия - встреча с мудрым старцем. Кульминация в развитии действия – исполнение предсказания. Развязка действия - «На тризне плачевной Олега…»)

Композиция баллады « Песнь о вещем Олеге» 1 . Предсказание кудесника и прощание с конем. 2. «Пирует с дружиною Вещий Олег…» 3. «На холме у брега Днепра …»

Хозары (или хазары) – народ, некогда живший в южнорусских степях и нападавший на Древнюю Русь.

Нива – большое поле, засеянное и возделанное человеком.

Кудесник – волшебник, колдун, жрец языческого культа.

Мольба - страстная просьба.

Волхв - служитель языческого культа, жрец, прорицатель, мудрец.

Чело – перед кокошника; лоб; начало чего-либо.

Отрада – утешение

Отрок – младший член дружины князя Древней Руси, служивший при его дворе.

Попона – покрывало, накидываемое на круп лошади для ее защиты от переохлаждения и насекомых.

Курган – разновидность погребальных памятников. Характеризуется, как правило, сооружением земляной насыпи над погребальной ямой.

Вал – очень высокая волна.

Пращ – метательное холодное оружие, представляющее собой верёвку или ремень, один конец которого свёрнут в петлю, в которую продевается кисть пращника.

Ретивый – усердный и исполнительный.

Секира – топор

Предсказание кудесника

Прощание с конём

Олег у костей коня

Выводы: «Песнь о Вещем Олеге» дополняет содержание летописи, помогает представить исторических героев, увидеть их характеры и судьбы. Вещий Олег наделён душевной привязанностью к коню. Над его чувствами не властно ни время, ни даже смерть коня. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню.

Интернет-ресурсы: http:// nearyou.ru/vvasnetsov/oleg1.html http:// nearyou.ru/vvasnetsov/oleg2.html http:// nearyou.ru/vvasnetsov/oleg3.html http:// www.ozhegov.org http:// www.youtube.com/watch?v=oNf0t28DfJ0&noredirect=1


38 Художественное своеобразие жанры баллады.

Народные баллады – это лиро-эпические песни о трагических событиях в семейно-бытовой жизни. В центре баллад – всегда человек с его нравственными проблемами, чувствами, переживаниями. Герой баллад отличается от героев-богатырей, совершающих подвиг, от сказочных персонажей. Это безымянный человек, переживающий, страдающий и иногда погибающий в тяжелых жизненных обстоятельствах. Если в былинах присутствуют героические начала, в сказках оптимистические, то в балладах выражен трагический пафос .

"Баллада ставит в центр внимания индивидуальную человеческую судьбу. События общенародного значения, этические, социальные, философские проблемы получают отражение в балладах в виде конкретных судеб отдельных лиц и частносемейных человеческих отношений". Русские баллады изображают эпоху средневековья, расцвет жанра приходится на XIV–XVII века . Сюжеты баллад разнообразны, но большее распространение получили баллады на семейно-бытовые темы. В этих балладах главными героями, как и в сказках, являются "добрый молодец" и "красна девица". Часто в них рассказывается о несчастной любви и трагических событиях.

Существуют две точки зрения на происхождение балладных песен . Одни исследователи (А.Н. Веселовский, Н.П. Андреев) считали, что баллады возникли в "доисторические" времена . В качестве доказательства ссылались на то, что в балладных песнях сохранились древнейшие мотивы кровосмешения, каннибализма, перевоза через реку как сивмолики перехода из одного жизненного состояния в другое, обращение человека в растение и животное и пр. Другие (например, В.М. Жирмунский) утверждали, что баллады возникли в средневековье . Вторая точка зрения по отношению к русским балладным песням представляется более приемлемой. Содержание балладных песен говорит само за себя. Что же касается древнейших мотивов, то они свидетельствуют о связи средневекового песенного фольклора с предшествующими идейно-историческими традициями.

Поэтика. Баллады относятся к эпическому роду поэзии. Рассказ в них ведется от третьего лица, как бы со стороны, от повествователя. Главный признак эпичности баллады - наличие в них сюжета, но сюжет предстает не таким, как в других жанрах: в балладах, как правило, в пределах образного изображения представлены только кульминация и развязка; об остальном говорится только в общем виде. В балладе речь всегда идет о событии, которое само по себе является продолжением предыдущих, но о них можно только догадываться. Это делает балладную историю таинственной и вместе с тем способствует тому, что в ней выделяется самое необходимое для реализации замысла. Баллада избегает многоэпизодности. У баллад давно замечен сюжетный динамизм. В них част прием неожиданного развития действия.

Стих. Стих баллады тесно соединен с мелодическим строем пения, а мелодии включают в себя свойства торжественного песнопения, присущего эпосу, и пронзительную тональность. Интонации несчастья и горя от такого сочетания величавую печаль. Стих баллады более подвижный, чем у былины, он ближе стиху исторических песен и отличается от него только сильными эмоциональными импульсами как следствием резкого эмоционально-интонационного движения. Особенно выразительным становится стих в наиболее драматических моментах пения. В этих случаях он берет свойства от горького плача. В жанре, возникшем на стадии перехода от "классического" былинного эпоса к новому, заметен переход архаических песенных форм к новым, в которых уже есть лирические качества.

Между миром, воссоздаваемым в балладе, и его творцом (а, следовательно, и читателем) возникает пространственно-временная дистанция . Балладное пространство, подчеркнуто "нездешнее", принципиально отличное от от повседневной реальности, не просто удалено от воспринимающего индивида. Оно качественно обозначено как принадлежащее к другой эстетической и этической системе, связанной с фольклорными представлениями, о чем писал В.Г. Белинский, указывая на "фантастическое и народное предание", лежащее в основе балладного сюжета. Замкнутое пространство(!)

Балладный лиризм есть результат воздействия на субъекта некоего эпического события, реакция души, переживающий свое открытие балладного мира.

Немотивированность зла (игнорирование необходимости мотивирования). Над жизнью балладных героев, их чувствами "тяготеет трагическая судьба" (В.М. Жирмунский). Вот почему герой баллады часто как будто бы даже добровольно идет на гибель, безропотно принимает смерть.

Специфика конфликта: за характерно балладными ситуациями семейно-бытовой драмы, социального неравенства, плена-несвободы и т.д. действительно обусловленными конкретными обстоятельствами эпохи средневековья, проступает высший и вечный план, к которому тяготеет народная баллада, стремящаяся свести разнообразные конфликты и коллизии к самым общим, родовым, неизменным противостояниям: любовь-ненависть, добро-зло, жизнь-смерть. Главный конфликт в балладе Человек и Рок, Судьба, Человек перед судом Высших сил. Конфликт всегда трагический и необъясним.

Функция баллады: потребность освоить трагическую сферу бытия. Балладный жанр отвечал потребности личности испытать чувства и состояния, которых она была лишена в обыденной реальности.

Как жанр баллада старинной формации осталась неповторимым явлением в истории фольклора, а многие свойства жанра повлияли на сложение песенных жанров более близкого к нам времени.

Дополнение

Русские народные баллады - произведения богатого жизненного содержания, высокого художественного совершенства, замечательного искусства слова. Это проявляется прежде всего в мастерстве сюжета: с одной стороны, в отборе ситуаций большой эмоциональной силы, а с другой -в точной характеристике персонажей в их поступках. В балладах в кратком изложении эпизода, ограниченного по времени и месту действия, умело раскрывается трагизм положения безвинно гибнущего человека, обычно женщины. Трагическое в балладе -как правило, ужасное. Это нередко преступление, злодеяние, совершенное по отношению к лицу близкому или родному, что создает особо острое напряжение. Со страшной жестокостью расправляется с женой князь Роман; сестра узнает кровавые рубашки своего брата, погубленного ее" мужем-разбойником. Значительную роль в ходе действия выполняет неожиданное, например, узнавание сестрой рубашек брата, невольное отравление матерью сына. Эпизод, служащий сюжетным центром баллады, не имеет экспозиции, но иногда получает краткую мотивировку в доносе или клевете, которые затем движут поступками персонажей. С мотивировкой порой соединяется загадочность, которая возникает в результате предсказания (вещий сон, примета) или предугадывания событий. Трагическое в сюжетах баллад проявляется не только в поступках персонажей (убийство, истязание), но и в особенностях их душевных состояний. Трагическая участь человека в условиях феодального общества, страдания и смерть жертв деспотизма, а также трагическая ошибка, обман, клевета, которые" приводят к гибели людей. Трагическое состоит в позднем раскаянии матери или мужа, погубивших, безвинных сына или жену, в позднем узнавании братом обесчещенной сестры. Баллада отличается от других фольклорных жанров глубиной психологического изображения, умением раскрыть сложные и напряженные переживания, в том числе душевное состояние убийцы, его раскаяние и угрызения совести. Персонажам баллад свойственны сильные страсти и желания. Авдотья Рязаночка идет в стан к врагам, чтобы освободить пленников; девушка бежит из плена: свобода ей дороже жизни; не имея возможности уйти от преследователей, она бросается в реку; отстаивая право на любовь, девушка предпочитает погибнуть, но не быть насильно выданной замуж. В безрассудном гневе муж может погубить любимую жену. Персонажами владеют такие чувства, как ужас, отчаяние, тяжкое страдание, непереносимое горе. Их переживания чаще всего выражаются в действии, в поступках. В балладе «Молодец и королевна» выразительно передан сначала гнев короля на молодца, на слуг, причем изменение душевного состояния короля своеобразно мотивировано. Чувства передаются в их внешнем выражении. В балладе «Князь Роман жену терял» дочь узнает о гибели матери: Как билася княжна об сыру землю, Она плакала громким голосом. И далее: Она била руки о дубовый стол. Переживания выражаются и в речи персонажей, в монологах и диалогах. Это нередко имеет своеобразную форму. Любящая Василия Софья стоит на клиросе в церкви. Хотела-сказать: «Господи прости меня», Между тем она сказала: «Васильюшко, Василий-дружочек, потронься ко мне, Потронься, подвинься, Обоймемся да и поцелуемся». Произведения балладного типа более реалистичны, нежели другие стихотворные жанры, так как в последних нет ни столь обстоятельной психологической разработки образов, ни стольких возможностей для показа бытовых деталей. Реалистичность баллад состоит в жизненности конфликтов, в бытовой типизации персонажей, в правдоподобии событий и их мотивировки, в бытовых подробностях, в объективности повествования, в отсутствии фантастического вымысла. Последний присутствует лишь иногда в развязках событий и используется для морального осуждения злодеев. Таков мотив переплетающихся деревьев на могиле погубленных, что служит символом верной любви. Мотив превращения девушки в дерево также стоит обычно в развязке событий. Своеобразие баллады проявляется прежде всего в ее отличии от других жанров. Баллада - стихотворный жанр, но ее стих, хотя иногда и близок былинному, отличается тем, что он короче, обычно двухударный, в то время как былинный стих, как правило, трехударный. Сходство с былинным стихом проявляется в наличии паузы примерно в середине строки. Ездил//Митрий Васильевич Во чистом поле, // на добром коне, Сидела // Домна Александровна В новой горенке, // под косявчатым оконечком, Под хрустальным // под стеколышком. Думала она, // удумливала, Хулила его, // охуливала. В былинах, а часто в исторических песнях положительный герой торжествует, в балладах же он гибнет, а злодей не получает прямого наказания, хотя иногда горюет и раскаивается. Герои в балладах -не богатыри, не исторические деятели, а обычно простые люди; если это князья, то они выведены в своих личных, семейных отношениях, а не в государственной деятельности. Эпичностью, повествовательностью, сюжетностью баллады близки к былинам и историческим песням, но сюжеты их менее развернуты и сводятся обычно к одному эпизоду. Они более обстоятельно раскрывают отношения персонажей, нежели сюжетная ситуация в лирических песнях. Баллады отличаются от них отсутствием лиризма, который проявляется лишь в поздних произведениях и свидетельствует о разрушении жанра. Вместе с тем баллады взаимодействуют с другими жанрами. В них встречаются былинные формулы, эпитеты: Они крест ведут по-писаному, Поклон ведут по-ученому В ранних балладах нередки эпитеты: добрый конь, почестей пир, столы дубовые, булатный меч. Но строй баллады иной, чем строй былины. Есть в балладах сказочные мотивы: предсказания, превращения. В балладе «Князь и старицы» княгиню оживляют живой водой; в варианте баллады «Оклеветанная жена» змея, которую хотел зарубить молодец, в благодарность за спасение обещает помочь ему, но ее слова оказываются клеветой. В отличие от былин и исторических песен, смысл которых состоит в патриотических и исторических идеях, смысл баллад - в выражении моральных оценок поведения персонажей, в глубоком гуманизме, в защите свободного проявления чувств и стремлений личности.

Ученые отмечают сложность классификации жанра народной баллады, поскольку он не обладает четкой формой исполнения, не имеет устойчивого бытового применения (исполняются баллады преимущественно от случая к случаю, иногда - в известные праздники), а «ритмическое строение баллады открывает простор для самых своеобразных музыкальных возможностей»19 . По всей видимости, баллада определяется собственной жанровой спецификой, и исследователи устанавливают общие признаки балладного жанра. Баллада имеет установку на изображение мира частных людей, «мира человеческих страстей, трактуемых трагически»20 . «Мир баллады - это мир лиц и семей, разрозненных, распадающихся во враждебном или безразличном окружении»21 . Основное внимание баллада уделяет раскрытию конфликта. «Столетиями шел отбор типичных конфликтных ситуаций и отливался в балладной форме»22 . В балладах присутствуют «острые, непримиримые конфликты,противопоставляются добро и зло, правда и неправда, любовь и ненависть, положительные персонажи и отрицательные, причем основное место отводится отрицательному персонажу. В отличие от сказок в балладах побеждает не добро, а зло, хотя отрицательные персонажи терпят моральное поражение: они осуждаются и нередко раскаиваются в своих поступках, но не потому, что осознали их недопустимость, а потому, что одновременно с теми, кого они хотели погубить, гибнут и любимые ими люди»23 . Конфликт раскрывается драматически, и, надо отметить, драматизм буквально пронизывает весь балладный жанр. «Художественная специфика баллады определяется ее драматизмом. Потребностям драматической выразительности подчинены и композиция, и способ изображения человека, и сам принцип типизации жизненных явлений. Характернейшие особенности композиции баллады: однокофликтность и сжатость, прерывистость изложения, обилие диалогов, повторения с нарастанием драматизма... Действие баллады сведено к одному конфликту, к одному центральному эпизоду, а все события, предваряющие 94 конфликт, или излагаются предельно коротко.. или совсем отсутствуют...» Образы балладных персонажей также раскрываются по драматическому принципу: через речь и действия. Именно установка на действие, на раскрытие личной позиции в конфликтных отношениях определяет тип героя баллады. «Создателям и слушателям баллад интересны не личности. Их прежде всего волнуют отношения персонажей между собой, перенесенные, эпически копирующие мир кровнородственных и семейных отношений» . Действия героев баллад обладают универсальным значением: они определяют всю сюжетную основу баллады и имеют драматически напряженный характер, подготавливающий почву для трагической развязки. «События передаются в балладе в их самых напряженных, самых действенных моментах, в ней нет ничего, что не относилось бы к действию» . «Действие в балладе, как правило, развивается стремительно, скачками, от одной вершинной сцены к другой, без связующих пояснений, без вводных характеристик. Речи персонажей чередуются с повествовательными строками. Число сцен и персонажей сведено к минимуму...Вся баллада нередко представляет собой как бы подготовку к развязке»

Ученые отмечают сюжетную незавершенность жанра баллады, практически любую балладу можно продолжить или развернуть в целый роман. «Загадочность или недосказанность, проистекающая из композиционных свойств баллады, присуща балладам всех народов» . Как правило, баллада имеет неожиданную и жестокую развязку. Герои совершают поступки, невозможные в обычной, повседневной жизни, и на совершение таких действий их подталкивает художественно выстроенная цепочка случайностей, приводящая обычно к трагическому финалу. «Мотивы неожиданной беды, непоправимых случайностей, ужасных совпадений обычны для баллады» . Наличие перечисленных признаков позволяет утверждать, что «баллады обладают настолько специфическим характером, что можно говорить о них как о жанре». В настоящее время можно выделить четыре теории определения жанра баллады. 1. Баллада - это эпический или эпико-драматический жанр. К сторонникам такой позиции относятся Н. Андреев, Д. Балашов, А. Кулагина, Н. Кравцов, В. Пропп, Ю. Смирнов. «Баллада - эпическая (повествовательная) песня драматического характера» . Источником эмоциональности повествования является драматическое начало, авторское присутствие в балладе не выражено, а значит лирика как родовая черта жанра отсутствует. Лирическое начало понимается как прямое выражение авторского отношения к действительности, авторского настроения. 2. Баллада - лирический вид поэзии. На данный момент развития науки такую точку зрения следует считать оставленной. Ее возникновение относится к XIX веку. Считалось, что баллада в литературной форме отражает форму народную и легко соотносится с такими лирическими жанрами, как романс и элегия. Павел Якушкин, один из известных собирателей народной поэзии, писал: «Баллада так легко переходит в элегию и, наоборот, элегия в балладу, что строго разграничить их невозможно»33 . Они различаются разве что количеством вариантов, представленных больше в балладе34 . Такая теория не выдерживает серьезной критики, гораздо ранее В.Г. Белинский писал о принадлежности баллады, возникающей в средние века, к эпическим произведениям, хотя в целом ее следует рассматривать, по мнению критика, в разделе лирической поэзии35 . 3. Баллада - лиро-эпический жанр. Такую точку зрения разделяют А. Веселовский, М. Гаспаров, О. Тумилевич, Н. Елина, П. Линтур, Л. Аринштейн, В. Ерофеев, Г. Каландадзе, А. Козин. До недавнего времени эта теория считалась классической. Есть все основания полагать, что она возникает из предположения о лирическом складе баллады, ль распространенного в XIX веке. Ученые отмечают своеобразную лиризацию народной баллады: «Если для былин основной путь трансформации - это переход в прозу, в виде широкого набора прозаических форм... то для баллады основной путь трансформации - это переход в лирику, в виде, пожалуй, более широкого набора лиро-эпических и лирических форм»36 . Рассматривая такие лиро-эпические баллады XVIII - XIX вв., исследователи приходят к правомерному выводу о том, что ведущее начало в структуре жанра является именно лирическое. К сожалению, в определении конкретного проявления лирического начала, самого термина лиризм приводятся общие, в большинстве своем внежанровые основания. Речь идет об особом эмоциональном восприятии, лирическом вчувствовании слушателей в содержание баллад, их сочувствии к страданиям и гибели героев. Также как недостаток этой концепции следует указать на отсутствие работ, посвященных жанровой эволюции баллады: может быть, древняя форма балладных песен не является постоянной, изменяется с течением времени и не вполне соответствует современному виду баллад. 4. Баллада - эпико-лиро-драматический жанр. Такой подход к определению баллады сейчас выходит на ведущие позиции. Сторонниками такой концепции являются М. Алексеев, В. Жирмунский, Б. Путилов, А. Гугнин, Р. Райт-Ковалева, А. Микешин, В. Гусев, Е. Тудоровская. «Народная баллада - эпико-лирическая песня с ярко выраженными элементами драматическими»37 . В принципе, к такому определению русская фольклористика шла долго и самостоятельно, но можно установить связи с аналитическими работами немецких поэтов и собирателей народной поэзии XVIII - XIX вв., создавших тип романтической баллады. И.В. Гете считал, что «певец пользуется всеми тремя основными видами поэзии, ... он может начать лирически, эпически, драматически и, меняя по желанию формы, продолжать...» . В определение баллады как симбиоза трех поэтических родов И.Г. Гердер добавил еще мифологический элемент. Драматическое начало является одним из ведущих элементов, формирующих жанр баллады. Драматическое изложение событийного ряда, драматический конфликт и трагическая развязка обуславливают не лирический, а драматический тип эмоциональности балладного жанра. Если лирика в фольклоре означает субъективное отношение автора к изображаемым событиям, то драматическое начало есть отношение героев к происходящим событиям, и балладный жанр формируется в соответствии именно с таким подходом39 . Последняя группа ученых полагает, что драматическое начало является непременным жанровым признаком и имеет равную роль с эпическим и лирическим. В конкретной песне эпико-лиро-драматического типа они могут быть задействованы в разной степени, в зависимости от потребностей исторического времени и идейно-художественной установки произведения. Такая позиция, на наш взгляд, представляется наиболее перспективной и плодотворной в отношении изучения жанра народной баллады. К сожалению, приходится признать, что работ, посвященных происхождению и развитию жанра русской народной баллады, насчитывается единицы. В.М. Жирмунский в статье «Английская народная баллада» в 1916 г. предложил разделить баллады по жанровым разновидностям (эпические, лирико-драматические или лирические)40 , тем самым снимая вопрос о проблеме эволюции балладного жанра как таковой. В 1966 г. публикуется исследование «История развития жанра русской народной баллады» Д.М. Балашова, в котором автор на конкретном материале показывает тематический характер изменения баллады в XVI - XVII вв., а в XVIII веке отмечает признаки разрушения жанра в результате развития внеобрядовой лирической протяжной песни и «поглощения эпической ткани баллады лирическими элементами»41 . Н.И. Кравцов обобщил весь наличествующий опыт и предложил утвердить в учебной литературе четыре группы или цикла баллад: семейно-бытовые, любовные, исторические, социальные42 . В 1976 г. в научном труде «Славянский фольклор» ученый отметил эволюционный характер данных гупп43 . В 1988 г. Ю.И. Смирнов, анализируя восточнославянские баллады и близкие им формы, представил опыт указателя сюжетов и версий, где подверг обоснованной критике искусственность, условность разделения баллад на фантастические, исторические, социально-бытовые и т.п. «Такое искусственное деление разрывает естественные связи и типологические отношения между сюжетами, в результате чего родственные или близкие им формы оказываются разъединенными и рассматриваются изолированно»44 . Ученый уточняет правила построения эволюционной цепочки45 применительно к балладному материалу, выделяя пять производных жанра (от протяжной или «проголосной» песни, предназначенной для хорового исполнения, до литературных балладных песен, бытующих в народе)46 . В целом, складывается общая картина эволюции жанра народной баллады от эпической формы к лирической. В данной работе решаются частные, и практические вопросы о путях и причинах модификации жанровых элементов баллады, устанавливаются связи между разрозненными сюжетами и определяется жанровая специфика конкретных текстов. В нашей работе мы пользуемся методом реконструкции текстов, основы которого были заложены в трудах историко-типологической школы В.Я. Проппа и Б.Н. Путилова. Применительно к балладному жанру он имеет свою специфику и реализуется в следующих аспектах. Предполагается, что балладный жанр организуется в определенные циклы, которые способствуют максимальному раскрытию всех жанровых особенностей баллады. Циклизация балладного жанра представляет прежде всего сюжетно-вариативную реализацию одного конфликта. В балладной циклизации основополагающим будет являться драматический элемент, который на практике заключается в создании а) вариантов драматической ситуации (ранние циклы), затем развязки конфликта; б) версий драматической ситуации, конфликта. Вариантом балладного цикла называется такая песня, которая повторяет заданную модель конфликта, но имеет целью максимально полное сюжетное его раскрытие. Версией является качественное изменение текста, создание нового конфликта на основе развитого цикла или отдельной древней баллады («Омельфа Тимофеевна выручает родных» и «Авдотья-рязаночка», «Татарский полон» и цикл о девушках-полонянках). Циклы изучаются в их непосредственном взаимодействии, внутренних эволюционных связях, также прослеживается, как с течением времени изменяются сами принципы народной циклизации. Изучение состава цикла предполагает жанровый анализ сюжетно-вариативного ряда песен. Особое внимание уделяется изучению основных составляющих жанровой специфики баллады. Анализируются вид циклизации и формульности, тип героя и уровень конфликта, характер народной / авторской оценки и диалогической / монологической речи персонажей, использование фольклорной и внутрижанровой традиции, тип условности и отражение эстетики художественного / прямого случая, устанавливается роль формальной сюжетной логики, категории чудесного и символического. Исследуются особенности поэтического языка и художественных приемов стилистики баллад. Особо отмечается воздействие на конкретные сюжеты традиции смежных балладных форм и обрядовых, эпических, лирических, исторических песен, а также духовных стихов. Все результаты аналитической работы приводятся в соответствие с требованиями исторического времени, так определяется приблизительное время востребованности балладных циклов. В конечном итоге устанавливаются типологические черты балладного жанра на каждом историческом этапе. Выявляются характер и особенности жанровых изменений баллады в ее родовом и художественном аспектах, общие принципы ее эволюции. Балладные циклы рассматриваются в их непосредственной связи и получают в той или иной степени точное датирование. В результате проведенного анализа балладного материала в русском регионе устанавливается, что баллада - это гибкая, подвижная единица эпико-лиро-драматического характера, имеющая определенные устойчивые типологические черты на каждом историческом этапе своего развития с конца XIII - начала XIV вв. по XVIII - XIX вв. Первоначально лирика привлекается в виде традиции и не имеет значимой роли в жанровой структуре баллады. Постепенно лирическое начало изменяет жанровый облик баллады, что в конечном итоге приводит к лиризации жанра или трансформации его в литературные аналоги. Балладное мировидение как бы подготавливает почву и способствует возникновению личного и исторического художественного сознания, обусловившего развитие форм внеобрядовой лирической и исторической поэзии. Впоследствии балладный жанр не может в полной мере отобразить конфликты новой эпохи. Конкурируя с историческими и лирическими песнями в XVI - XVII вв., усиливая роль лирического элемента в своей жанровой структуре, баллада постепенно как бы растворяется в лирической стихии, которая больше соответствует отражению всей глубины и противоречивости наступившей эпохи. В лучшем случае, от подлинной баллады остается внешняя форма, своего рода балладный стиль изложения или балладная сюжетность (тип мещанских баллад). Подлинный жанр народной баллады консервируется в XIX - XX вв. Сохраняются наиболее известные, актуальные для той или иной местности балладные сюжеты. Им придается лирическая форма, они лирически обрабатываются, но определенные устойчивые типологические черты остаются без изменений (ср. раньше начавшийся подобный процесс в эпическом творчестве). Такие балладные песни постепенно исчезают по мере роста грамотности населения, распространения книг и исчезновения самих балладных сказителей и исполнителей.


А. С. Пушкин… Его имя знакомо каждому. С творчеством этого писателя, поэта и драматурга мы знакомились ещё в 5 классе, изучая « Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях» и поэму «Руслан и Людмила».

Очень нелёгким и тернистым был его творческий путь. В мае 1820 г. Пушкин был выслан из Петербурга за вольнолюбивые стихи и эпиграммы против царя и его приближённых. Так начались странствия поэта.

В этот период он побывал и на Кавказе, и в Крыму, и в Кишинёве, и в Одессе. На юге Пушкин много и упорно работал. За период южной ссылки (1820 – 1824 гг.) написано свыше 100 стихотворений, среди которых «Песнь о вещем Олеге».
Дома вы прочитали это произведение.

- Какие эпизоды, на ваш взгляд, являются важными?


  1. Восстановим сюжет этого произведения, посмотрев работы творческих групп.

- Так ли вы представляли себе эти сцены?


  1. Фронтальный опрос.
- К какому жанру литературы можно отнести это произведение?

- Что такое баллада?

Какие виды баллад вы знаете?

- Определите вид баллады «Песнь о вещем Олеге».

- Какие особенности баллады вам известны?

- Встречались ли мы ранее с таким сюжетом?
- Что такое летопись?
- Кто создавал летописи?

- Имя какого монаха вам известно?
Слово учителя.
Многие поэты и писатели обращались к прошлому и находили в нём немало увлекательных преданий и легенд, на основе которых создавали свои произведения. Особенно интересный материал давали древнерусские летописи.

Одна из летописных легенд – о смерти киевского князя Олега, жившего во второй половине 9 – начале 10 века, привлекла внимание и Пушкина.

- Чем могло увлечь воображение поэта летописное сказание?

- Давайте сопоставим эти два текста.

- Что общего в этих произведениях?

- В чём же различия?

Давайте представим, что мы ничего не знаем ни о Пушкине, ни о русских летописях. Сможем ли мы тогда ответить на вопрос: какой текст принадлежит перу поэта, т. е является произведением художественной литературы. Почему?

- В каком времени описываются события этих произведений?

- Как построен сюжет произведений? Какая сцена является главной в ЛЕТОПИСИ?

Как изложены события в БАЛЛАДЕ?

- Одинаково ли нарисован образ Олега в этих произведениях?

Каким видит его летописец?

- Как относится к мудрости князя летописец?
- Каким рисует Пушкин Олега?
- Какую правду открыл кудесник князю? Поверил ли ему Олег?
- Как показал поэт «товарищескую любовь» старого князя к своему коню? Найдите в тексте строки, раскрывающие отношение князя к коню.

- Почему князь «тихо» на череп коня наступил?
- «Но вижу твой жребий на светлом челе» . Как характеризует Олега?
- Как характеризуют Олега следующие строки:

«Открой мне всю правду, не бойся меня:

В награду любого возьмёшь ты коня»?
- Только ли с положительной стороны изобразил Пушкин Олега?

- Почему кудесника Олег назвал «лживым, безумным стариком» ?
- За что, по мысли автора, князь наказан так жестоко?
- Обратимся теперь к образу КУДЕСНИКА. Каким рисует Пушкин кудесника?

- Как держится, как отвечает кудесник князю? В чём сила кудесника?

Как вы думаете, почему в балладе Пушкина, в отличие от легенды, кудеснику отведено такое важное место? Чем дорог этот образ Пушкину?

- Можно ли соотнести этот момент с обстоятельствами личной жизни поэта, а именно ссылки его на юг?

- К кому в большей степени относится слово «вещий» ?

3. Выводы по уроку.

Почему Пушкин обращается к старине?

Мало интересного давала современность?
- Какая проблема могла волновать ссыльного Пушкина?

Каким должно быть творчество? Есть ли ответ в тексте?


  1. Домашнее задание:
найти и выписать в тетрадь средства художественной выразительности, помогающие нарисовать образы героев баллады (князя Олега, кудесника, коня).

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с балладой А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

2.Проанализировать характеры персонажей баллады.

3.Рассмотреть взаимодействие характера человека и его судьбы в художественном мире баллады.

4.Развивать навыки аналитической работы с текстом.

Ход урока.

1.Вступительная беседа.

В последнее время мы читали произведения, где люди попадают в необычные ситуации, в которых и проявляются их характеры. Испытанием чаще всего становится стихия - нечто загадочное и непредсказуемое.

А сегодня пойдёт речь о судьбе. От чего зависит судьба человека? Этим вопросом задаются не только писатели – исследователи человеческой души, но и вообще люди. Художественные произведения дают самые разнообразные ответы и толкования.

Сегодня мы посмотрим, что говорит об этом А.С.Пушкин в своём известном и почему – то кажущемся очень простым произведении – «Песнь о вещем Олеге».

А.С.Пушкин чувствовал своё великое предназначение, свою судьбу. Поэтому понятие судьба его очень интересовало и волновало. В доме Н.М.Карамзина поэт бывал в лицейские годы как свой человек и читал великий труд «История государства Российского». Там он познакомился с летописью о загадочной смерти древнерусского князя Олега.

2. Исторические сведения о княжении Олега.

Детские выступления с ответами на заранее данные вопросы.

-Когда правил Олег?

(Олег – второй в династии Рюриковичей, он правил сразу после Рюрика, так как родственник Рюрика Игорь был ещё мал).

- Была ли Русь уже христианской или уже языческой?

(действие происходит в 912г. в x веке. Русь пока пребывает в язычестве: княгиня Ольга, жена Игоря, в старости примет христианство, а крещение произойдёт в 988 году, при её внуке, князе Владимире).

-Как Олег взял Царьград? Какую военную хитрость он применил?

(Царьград стоял на берегу пролива. Греки перегородили пролив цепями, чтобы не прошли корабли русского князя. Тогда Олег решил поставить корабли на колёса и по суше обойти цепь. Греки были ошеломлены, увидев, как лодки русских идут по земле. После этого они не смогли оказать достойное сопротивление. Царьград был покорён.

3.Чтение летописного отрывка.

4. Работа с художественным текстом. Анализ основных эпизодов.

а) Работа с непонятными словами

(на доску прикреплены листы с написанными на них словами и их значениями, учащиеся зачитывают значения слов)

б) Выразительное чтение «Песни»

в) Составление сопоставительной таблицы, изображающей события, основные эпизоды летописи и баллады.

(работа ведется двумя учащимися самостоятельно у доски, у детей карточки с названиями эпизодов, учащиеся должны расположить их так, чтобы передать последовательность событий)

«Повесть временных лет» «Песнь о вещем Олеге»
1.Князь вспомнил своего коня. 1.Князь едет в поход против хазар.
2.Когда-то он оставил его из-за предсказания волхва. 2.По дороге встречает кудесника и спрашивает о судьбе.
3.Князь спросил о судьбе коня и узнал о его смерти. 3.Диалог князя и кудесника.
4.Он поехал взглянуть на кости коня. 4.Прощание с конём.
5.князь, смеясь, наступил на череп, и его укусила змея. 5.Князь пирует с дружиной.
6.он умер и был похоронен на горе Щековице. 6.Князь спрашивает о судьбе коня и узнаёт о его смерти.
7.Князь вспоминает предсказание (но не смеётся, а скорбит)
8.Князь едет взглянуть на кости.
9.Князь тихо наступил на череп и прощается с конём.
11.Гробовая змея.
12.Тризна по Олегу.
г) Определение жанровой принадлежности произведения.

Название отличительных признаков баллады. Сравнение баллады и летописи.

Общее: обе основаны на историческом событии.

Различие: летопись – проза, баллада – поэтический текст.

В балладе много средств художественной выразительности.

Вообще же для баллады характерно наличие сюжета, диалога, некой тайны.

д)Обмен читательским впечатлением

-Почему пушкинский текст больше?

(в нём гораздо больше деталей, которые делают прошлое зримым, почти осязаемым; особое внимание уделяем эпитетам; это художественное произведение, главное для автора – создать образ героя, выразить свои чувства)

-Найдите строки, которые особенно понравились, выразите свои впечатления от них.

(дети читают понравившиеся строки и выражают свои впечатления. Например: «И кудри их белы, как утренний снег над славной главою кургана» - это образ, сочетающий мотив старости и юности одновременно. Снег седины – знак прожитой жизни, а утро – начало дня и начало жизни. Утренний снег оставляет ощущение чистоты, свежести. Откуда это чувство? Может быть, Пушкин написал так потому, что, хотя дружинники и стары, мир их, если взглянуть нашими, «тысячелетними», глазами, очень молод?)

Вывод: Пушкин в своей балладе использует художественные детали, которые делают прошлое зримым, осязаемым. Так поэт «открывает окно» в прошлое, делает нас свидетелями происходящего.

е) Анализ деталей, делающих текст убедительным.

- Найдите детали, которые придают тексту историческую достоверность.

(Неразумные хазары; цареградская броня; Перун и его святилище в лесу; тризна, на которой должен быть убит любимый конь; ковши круговые)

Вывод: Пушкин в деталях очень точен, «стакан» - единственный анахронизм (ошибка от соединения неодновременных явлений, событий, вещей)

Обращаем внимание на такую деталь: князю Олега у Пушкина постоянно сопутствует дружина, и Пушкин не забывает о ней говорить.

ж)Проверка работы у доски

- Какой вывод можете сделать о композиции этих произведений? Как изображаются события в этих произведениях?

(в «Песни» хронологический порядок, все основные эпизоды сохранены, зримым предстаёт каждый эпизод;

В летописи хронологическая инверсия; главное – смерть Олега, спор с кудесником – предыстория, рассказ в рассказе, видим князя один раз)

з) Выявление композиционных и смысловых различий между рассказами.

По ходу обсуждения эпизодов делаем запись в таблице.

-Сравним эпизоды летописи и «Песни»

(учитель вместе с детьми обсуждает эпизоды, приводя примеры из текстов, составляет таблицу)

Летопись Песня
1. Вступление князя в произведение
Величавое выступление князя на верном коне.
2. Прощание Олега с конём.
Олег сразу отказывается от коня. Привязанность к коню, тяжесть прощания (этим подчеркивается его человечность, сила любви к коню)
3. Воспоминание о коне.
Вспоминает о коне в осенние дни вспоминает о коне в минуту радости, в зимнюю пору.(в эти счастливые минуты жизни он хочет видеть рядом своего боевого товарища, разделить с ним радость)
4.Отношение к известию о смерти коня
Нет боли от известия Тяжелое огорчение. Горе князя подчеркнуто противостоянием позы и эпитета:

Могучий Олег головою поник…

Душевная привязанность к коню.

1.Князь едет взглянуть на кости коня
Князь смеётся над кудесником и едет праздновать своё торжество

(победа над кудесником и судьбой)

князь скорбит о коне, досадует, что зря расстался, едет взглянуть на кости, чтобы проститься с другом

Ему горько, что не этот конь будет положен в могилу, князь мог бы перенести «дружбу» с конём в вечность.(Пушкин внёс мотив отношения князя к коню)

Олег – исторический деятель Олег – человек
Летописец не сомневался в мудрости Олега. Пушкин ставит под вопросом мудрость князя.
и) Подведение итогов сравнения.

-Какой судьбы пытался избежать Олег, отказываясь от коня?

Обратите внимание: в «Песни» Олег едет в опасный поход и хочет узнать будущее.

(он предположил, что конь подведёт его и он погибнет в сражении, князь хочет избежать гибели, которая пристала воину, - гибель в битве, где рядом с ним был бы друг – конь и все его друзья – дружинники)

-Сумел ли князь изменить свою судьбу?

(он не обошел предсказание, но судьбу свою всё же изменил. Он «обидел» судьбу, как обидел коня: она не была к нему враждебна. Та или иная смерть всё равно ждала князя, но он отверг гибель в битве – гибель воина и героя – и умер бесславно)

События следуют за чувствами человека. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них не общая судьба. Именно это делает Олега лицом поэтическим. Так что же, смысл «Песни» так горек? Неужели верность чувству ведет к гибели? Может быть, и так. Ведь сказал же Данте: «Дано любви нас с жизнью разлучать».

На доске вопрос: почему для Пушкина важна любовь князя к коню?

-Почему Пушкин окружает Олега не семьёй, а дружиной?

(вся жизнь князя – битва. Дружина для него ближе, чем кто бы то ни было)

- Почему ещё пушкинский Олег так горько переживает смерть коня?

(он предал дружбу, пытаясь спасти свою жизнь)

к)Анализ эпизодов, связанных с поединком кудесника и князя.

- Какую роль сыграл здесь кудесник? Ведь вся история началась с их встречи.

вошла ещё одна тема. Кто такой кудесник. Что в -С кудесником в балладу нем особенного?

(Кудесник сродни поэту. Поэту тоже, считал А.С.Пушкин, дан божественный дар пророчества, вложен свыше «вещий язык»)

-Можно ли назвать их встречу поединком? Какой силой и властью обладает каждый из них?

Сравнительная характеристика

князь кудесник
Земной владыка Представитель высших сил. Прорекает судьбу. Соотносится с образом поэта – пророка
Появляется торжественно, величаво Появляется неожиданно, таинственно
Обращается к кудеснику снисходительно, задевает его достоинство Спокойно и гордо защищает своё достоинство.
Предлагает свою милость и плату, как будто подкупая судьбу. Говорит высшую правду, которую нельзя изменить ни подкупом, ни угрозой. Судьба неподкупна. Ни сила, ни богатство не помогут. Даёт гордую отповедь. Конь, которым хотел задобрить, станет твоей

Смертью.

Пытается противопоставить свою волю высшей воле признаёт небесную власть
- Кот же герой баллады – Олег или кудесник?

- Как объясняет кудесник любовь Олега к коню? (цитата)

5. Подведение итогов беседы. Сравнение двух описаний кургана.

-Прочтите описания курганов в «Песни». Чем они отличаются? Какое впечатление на нас производят?

(Князь совершил ошибку: пытаясь обмануть судьбу, он предал друга. Но от пушкинских стихов не остаётся тяжелое впечатление. Впечатление скорее светлое и умиротворённое. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, сравним два описания кургана.

В последней строфе свет, преодоление горечи. Верность чувству может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия.

Место Олега на вершине кургана заняли князь Игорь и Ольга; его дружина отошла куда – то в сторону и пирует у брега. По сути, на наших глазах сменилось поколение. Пока был жив князь Олег, он пировал с дружиной на кургане какого – то прежнего героя, он был «на вершине жизни». Жизнь продолжается. Для Руси ещё всё впереди. Олег внёс свою лепту в русскую историю и ушел, оставив продолжать её потомкам, которые пируют на кургане.

Дружина же его по – прежнему вспоминает «минувшие дни» и битвы, которые уже окончательно стали прошлым и переходят в предания. Олегова дружина, спустившись с кургана, вплотную подошла к границе, отделявшей мир живых от мира мёртвых. С отгремевших битв смывается их страшная кровавая реальность, они становятся поэзией. Так и со смерти князя Олега смыто впечатление мучительного ужаса, осталось лишь предание, овеянное поэзией старины.

Г. Б. Иванова, МБОУ "ОО Каплинская школа", Старооскольский район, с. Федосеевка, Белгородская область