Как научиться рисовать? Поэтапный план. Но в реальной жизни мы обычно пользуемся «Л режимом»

Я с детства не умела рисовать. Вернее нет, не так. Я с детства жила с твердой уверенностью, что не умею рисовать. А потому никогда просто не делала этого. Конечно, теперь, после прочтения пачки книг о творческом воспитании и опыта рисования с дочерью, я понимаю, что мое нежелание творить вовсе не было связано с отсутствием у меня природного таланта, но тогда мне так не казалось. В каждом человеке от рождения есть творческое начало. А вот развито оно будет или загублено, напрямую зависит от условий для творчества, которые будут созданы ребенку, и от отклика, который он будет получать в ответ на свои творения.

К счастью, у меня все-таки получилось преодолеть (хоть и с большими трудностями ) свой не самый удачный детский опыт и не спроецировать его на дочь. И теперь с уверенностью могу сказать, что рисование – это любимое занятие Таисии. Полюбила его и я (но художницей уже не стала, конечно ). Эта статья о том, как впустить творчество в свою жизнь, как не отбить у ребенка желание к рисованию, и какого направления в творческих занятиях придерживаться.

Рисование с детьми. Как развить творческий потенциал ребенка?

То, что творчество является важнейшим направлением развития малыша, сейчас ни у кого уже не вызывает сомнений. Только вот что каждый из нас понимает под творчеством? Если дать ребенку заранее подготовленные шаблоны и показать, как все это склеить, или если предоставить ему готовый образец для срисовывания (вроде популярных пособий «Рисуем по шагам»), разовьет ли это творческие способности ребенка? Вряд ли. Это всего лишь копирование и механическое следование шаблону. А если при этом работа ребенка еще и будет оцениваться на предмет «похоже – не похоже», то у малыша и вовсе в дальнейшем пропадет желание экспериментировать и придумывать собственные образы.

Часто подобные «творческие занятия» можно наблюдать в детских садах, где воспитатели стремятся показать родителям готовый результат. А ведь если разобраться, то результат в рисовании с маленькими детьми – это то, на что меньше всего стоит ориентироваться. Для детей более всего важен процесс. Детям необходимо предоставлять возможность экспериментировать , исследовать разные материалы и инструменты для рисования , пробовать различные приемы работы («Что получится, если я смешаю эти две краски? А если пририсую здесь ушки, получится зайка?»). Только тогда ребенок научится создавать свои собственные образы, изменять их и искать новые ассоциации между предметами и их изображениями. Это ли ни есть настоящее творчество?

Частенько, насмотревшись в Инстаграме или Бэбиблоге, фотографий с красивыми рисунками чужих детей, мы начинаем торопить своего малыша – «подсказываем» ему, что и где пририсовать, только бы получить узнаваемый образ. Но если мы хотим, чтобы ребенок действительно любил рисовать и научился творчески мыслить, нужно дать ему возможность самостоятельно разглядеть в штрихах смысл и осознать необходимость добавления новых деталей. Крайне важно, чтобы ребенок свободно и без спешки прошел все закономерные стадии развития рисунка .

Стадии детского рисунка и действия родителей на каждой из них

1-я стадия «Каракули» (1 – 3 года, продолжительность стадии у каждого индивидуальна)

Эта стадия очень важная, хотя на первый взгляд и кажется «несерьезной». Уже на этом этапе и закладывается отношение ребенка к рисованию. Будет он любить его или всячески отказываться со словами «Я не умею».

Как правило, первый интерес к рисованию дети начинают проявлять в возрасте 1 года. Они получают огромное удовольствие от того, что видят наглядный результат своего взаимодействия с миром, увлеченно следят за тем, как карандаш или кисть оставляет след на поверхности. В первую очередь их интересуют именно свойства художественных материалов.

Главная задача родителей на этом этапе – обеспечить ребенку комфортные условия для творчества. В этом возрасте малыш еще плохо чувствует границы листа, поэтому предоставьте ему большие листы бумаги. Можно использовать ватман, рулон крафтовой бумаги или даже обратную сторону рулона обоев. Кроме этого, позвольте ребенку рисовать самыми разными инструментами : кисточками, карандашами, ладошками, валиками , губками и т.д.

Самыми удобными материалами для рисования на этом этапе будут гуашь или пальчиковые краски. Для удобства их можно наливать в неглубокие тарелочки, гуашь можно чуть разбавить водой. Полезно пробовать и другие необычные материалы и инструменты для рисования (о нетрадиционных способах рисования скоро расскажу в отдельной статье).

Защитите ближайшие поверхности клеенкой, наденьте на малыша одежду, которую не жалко, и позвольте ему творить свободно! Важно не ругать малыша за испачканную одежду или стол. Там, где появляется слишком много запретов, пропадает желание творить.

На этом этапе излишне хоть как-то направлять действия ребенка . Как правило, родителям очень не терпится увидеть осмысленные изображения и они начинают торопить малыша, подсказывая, в каком месте нужно подрисовать глазки и ножки, чтобы получился человечек, зайка и т.п. Не торопите события. Малыш должен сам увидеть смысл в картине, установить ассоциацию между знакомым предметом и нарисованным образом. Все обязательно произойдет в том темпе, который необходим самому ребенку.

Старайтесь также не уделять пристального внимания на то, как малыш держит карандаш или кисточку. Для удержания карандаша тремя пальчиками малышу в этом возрасте требуется огромная концентрация, оставляющая мало сил для творчества. Малышу неудобно действовать пишущим инструментом по-взрослому – мелкая моторика еще не настолько развита.

Рисование самодельными пальчиковыми красками

Так как в этом возрасте у малыша основной канал получения информации – сенсорный, дети начинают испытывать художественные средства всем телом, в том числе и на вкус. Не стоит ругать ребенка за это. Старайтесь объяснять, что карандаши не едят, убирайте ручки, которые тянутся ко рту. Если ребенок все равно продолжает исследовать материалы на вкус , можно попробовать порисовать какими-то съедобными материалами, например, кусочком свеклы или соками, замороженными в формочках для льда.

Часто случается, что период «испытания средств» значительно затягивается. Не нужно делать вывод, будто малышу не интересно рисование. Этап освоения инструментов очень важен, и малыш должен задержаться на нем столько, сколько ему потребуется. Чем лучше ребенок «наиграется» с материалами, тем свободнее он будет ими владеть.

2-я стадия «Бесформенные изображения» (2 – 4 года)

Спустя некоторое время этап исследования материалов у ребенка сменяется желанием изобразить что-то конкретное – ребенок пытается отыскать смысл в каракулях. При этом, возможно, вам каракули малыша вовсе не будут казаться похожими на машинку, но ребенок будет указывать на нее со словами «би-би».

Машина, 2 года 10 месяцев

Когда вы увидите у ребенка первые осмысленные изображения, не старайтесь оценить, насколько рисунок похож на предмет, и выносить приговор «хорошо» или «плохо». Для ребенка внешнее соответствие не является главным, он рисует не предмет или явление, а собственные ощущения от него. Вот пример Тасиного ежика, согласитесь, не очень-то похоже на оригинал, но «колючесть» передана хорошо

Ежик, 3 года 4 месяца

Старайтесь на этом этапе не навязывать ребенку никаких шаблонов в рисовании (домик – квадрат с треугольником наверху, и никак иначе, елочка – три поставленных друг на друга треугольника и т.д.). Если взрослые демонстрируют шаблоны, то обычно дети их усваивают и не пытаются изменить. Впоследствии ребенку будет тяжело (а иногда и невозможно) создавать свои неповторимые образы и выработать свой стиль. Это мешает свободному развитию мышления.

Медуза, 3 года 4 мес

То же самое касается и рисования образа человека. Не спешите сразу «приучать» ребенка рисовать привычный шаблон «Голова, туловище, ручки, ножки…». Ребенок должен сам прийти к этому важнейшему образу – образу человека. Однажды в неумело нарисованной окружности он увидит «голову» и назовет ее человеком. Постепенно из окружности вырастут ножки, и получится так называемый «головоног». Такой образ – великое достижение первооткрывателя! Головоног – это психологический портрет самого ребенка, отображающий то, что для ребенка сейчас важнее всего – эмоции (голова) и движение (ноги).

Головоног Саша, 3 года 2 мес

Нередко, увидев первого головонога, родители сразу же указывают на недостающие части. Не стоит этого делать. Позже художник сам заметит, что необходимы другие детали и будет постепенно усложнять сюжет рисунка. Если же «перепрыгнуть» стадию головоногов и сразу научить ребенка рисовать человека со всеми частями тела, то он потом долго будет следовать этому шаблону и критически относиться к любым другим вариантам.

Головоног Мама под дождем, 3 года 2 месяца

3-я стадия «Схемы» (4 – 6 лет)

Полянка, 4 года 8 месяцев

Интереснейшая, на мой взгляд, стадия, на которой, собственно, мы с Таисией сейчас и находимся. Разглядывать рисунки ребенка невероятно любопытно, они становятся более прорисованными и потихоньку обрастают все бОльшим количеством деталей. У рисунка появляется верх и низ и пространственные отношения предметов. Конечно, частенько еще можно увидеть человека, превышающего высоту дома, и другие диспропорции, но это нормальное явление, переживать о котором не стоит – с помощью размера ребенок подсознательно выделяет на рисунке то, что для него наиболее важно.

Фиксики, 4 года 4 месяца

Главное достижение этого периода – на картине появляется сюжет, рассказ о каких-то событиях. И тут, мне кажется, главная задача родителя – подкидывать ребенку как можно больше интересных игровых и жизненных ситуаций, сцен из книг, о которых ребенку захотелось бы рассказать (посещение зоопарка, небольшой поход, просмотр вашего семейного альбома и т.п.).

Свадьба мамы и папы, 4 года 7 мес

И еще. Иной раз может показаться, что ребенок слишком «зациклился» на изображении одного и того же человека и рисует его десятки раз практически без изменений. Как утверждают психологи, в этом нет ничего страшного, если ребенок сам придумал этот образ. Как и любому другому человеку, ребенку нравится делать то, что у него получается, поэтому он с удовольствием повторяет удачное действие.

Так было и у нас с Таисией. Однажды удачно нарисовав принцессу, она принялась рисовать типовых принцесс каждый день штуки по три. И только хорошенько утвердившись в своем умении рисовать красивых девочек, она стала двигаться дальше, добавляя новые детали и сюжеты.

Принцессы, 4 года 1 мес

Если вам кажется, что данный период слишком затянулся, предложите нарисовать любимого героя в какой-нибудь необычной ситуации или нарисовать для него друга. Обращайте внимание на новые детали и хвалите.

4-я стадия «Правдоподобные изображения» и 5-я стадия «Правильные изображения» (6 +)

Теперь ребенок рисует объект, а не впечатление от него, как это было раньше. Появляется масштаб, направление, расположение в пространстве, перспектива, в относительную норму приходят пропорции. Предметы изображаются реальными, наделенными своими настоящими качествами.

Это период, когда ребенка уже можно начинать учить различным техникам рисования и основам изобразительного искусства. Желательно, чтобы рядом с ребенком в это время был какой-то хороший педагог – вы (если умеете рисовать) или другой специалист. Так как, мои навыки рисования затормозились где-то в районе третьей стадии, а рисовать Таисия очень любит, я записала ее со следующего учебного года в художественную школу

Пятая стадия характеризуется уже реалистичными рисунками с перспективой, объемом и светотенью.

Как мотивировать ребенка к рисованию и Что делать, если ребенок не хочет рисовать

В каждом из нас от природы есть творец. У кого-то в большей, у кого-то в меньшей степени, но у всех абсолютно. И когда ребенок не хочет рисовать или отказывается под предлогом того, что не умеет, это вовсе не означает, что природа обделила его творческими способностями. Как это ни больно признавать, но нелюбовь к рисованию, как правило, является результатом воспитания. Ребенок отказывается от творческих занятий, если за ними закрепилось какое-то негативное переживание. Например, испачкался – мама поругала, или получившийся рисунок раскритиковали. Даже если ребенку слишком навязчиво «подсказывают», что и как нужно рисовать, он может воспринять это как признание его несостоятельности в творчестве и потерять всякое желание.

Сама я наделала немало ошибок на нашем творческом пути с Таисией и о нашем опыте (с хорошим концом) я расскажу чуть ниже. Ну а здесь несколько советов, которые действительно помогают преодолеть страх перед рисованием и мотивировать ребенка на создание новых шедевров.

  • Если ребенок совсем не хочет рисовать, отойдите на некоторое время от образных рисунков и поиграйте с материалами: порисуйте абстракции, побалуйтесь с красками, кисточками, карандашами и мелками от души, пробуйте нетрадиционные способы рисования. Словом, делайте что-то такое, где нет эталонов «похоже – не похоже».

  • Старайтесь как можно меньше ограничивать творчество ребенка различными запретами и указывать ему, что и как рисовать. Особенно это касается первой стадии развития рисунка.
  • Правильно реагируйте на рисунок . Любая критика рисунка и его оценка в категориях «похоже – не похоже» может отбить желание рисовать. С похвалой тоже будьте аккуратны, не переборщите. Ведь дети, даже младшего возраста, способны на вполне объективную оценку своих художеств и иногда они переживают из-за того, что еще не могут передать в изображении то, что хочется. Самая правильная реакция – проявить пристальное внимание к рисунку, расспросить, какие детали что изображают, какие цвета были использованы и т.д.
  • Устройте дома выставку работ и регулярно ее обновляйте. Так ребенок будет постоянно видеть свои творческие удачи и понимать, что вы их цените.

  • Чтобы ребенок видел «полезность» творчества, давайте задания, направленные на окружающих (например, нарисовать подарок бабушке), или задания, от которых будет какая-то практическая польза дома (покрасить что-то в квартире, расписать табуретку, кружку и т.д.).
  • Создайте дома «творческий уголок» , где в открытом доступе будут лежать основные материалы для рисования, это даст ребенку возможность спонтанного творчества. Однако не выкладывайте там сразу все имеющиеся у вас материалы, пускай лучше они будут регулярно обновляться.
  • Не выкидывайте при ребенке его рисунки . Конечно, все без исключения работы хранить невозможно. Поэтому нелюбимые рисунки можно выбросить, только не на глазах у автора и спустя некоторое время.

Продолжайте рисовать, даже если ребенок отказывается это делать, — рисуйте при нем, не заставляя и не критикуя, ищите материалы и задания, которые смогут его заинтересовать.

Наш опыт или Немного о том, как мы полюбили рисовать

Как я уже говорила, до рождения дочери я всегда была уверена в том, что рисовать не умею, и потому всячески избегала рисования. Признаться, это очень неудобно, когда не можешь при необходимости элементарную картинку изобразить, и потому мне очень хотелось, чтобы дочь избежала моей участи. Когда я заметила, что Таисия начала проявлять первые признаки осмысленного рисования, я стала активно предлагать ей изображение простых картинок – домиков, солнышек и т.п., искренне веруя в то, что подобными действиями я стимулирую развитие ее художественных навыков.

Иногда Тася, конечно, соглашалась, но чем дальше, тем больше она противилась шаблонным рисункам и упорно выводила каракули. Меня, как человека тогда еще ничего ведавшего о принципах свободного рисования с детьми, это очень расстраивало, и я приговаривала что-то вроде «Ну что ты все непонятности какие-то рисуешь, давай нарисуем то-то и то-то». В итоге Таисия стала вообще отказываться от рисования со словами «Не умею», «Не хочу».

И только когда дочери было 2 года 8 месяцев, мне, к счастью, попалась чудесная книга Марины Озервой «О детском рисовании» , которая в корне переменила мое отношение к рисованию и указала на все мои ошибки. Помню, как вдохновленная идеями книги, я взяла на прогулку ведерко с мелками и предложила дочери нарисовать закалякушки, какие ей только заблагорассудится. На что она спросила меня: «Мама, а тебе понравится?». На меня как ушат холодной воды вылили. Как же мне тогда было стыдно! Ведь и правда, ограничивая ее в рисовании каракулей и предлагая свои заезженные шаблоны, я, по сути, критиковала ее творчество!

В общем, тогда-то и началась новая ступень в нашем совместном рисовании. Я напрочь убрала из творческих занятий изображение каких-либо образов и добавила много новых материалов и экспериментов. Мы рисовали ватой, губками, льдом, машинками и т.д. Одним словом, впустили творчество в нашу жизнь.

Признаюсь я, человек, всю жизнь, считавший себя нетворческим, загорелась так, что не остановить. У меня и у самой пропал страх перед чистым листом и боязнь «что не получится». А у Таси медленно, но верно вновь просыпалась творческая искра, данная каждому из нас от природы. Вот такой способ рисования придумала она сама (это специальные мелки для ванной):

Примечательно, что у Таси, которая ранее была приучена к рисованию шаблонного человечка (с туловищем, руками и ногами) после череды вот таких свободных занятий, стали появляться те самые , о которых так много говорят психологи. Для меня это стало лучшим сигналом того, что мы вступили на правильный путь.

Сейчас Таисии 4 года 8 месяцев, и я с уверенностью могу сказать, что больше всего дочь любит именно рисовать. Заберите у нее любую игрушку, она и не заметит, но если пропадет один из карандашей, то все, нет покоя всей семье

Завтрак принцессы, 4 года 8 мес

Я обязательно напишу статью (и, наверно, даже не одну) с различными вариантами нетрадиционного рисования с малышами. А пока благодарю за внимание и до скорой встречи

Подписывайтесь на обновления блога Вконтакте , Инстаграме , Facebook .

Рисование – потрясающий, сложный навык, который поможет воплотить вашу фантазию в форму и цвет. И заметьте, это навык! Нет, я не хочу сказать, что рисовать легко, самое большое заблуждение именно так и звучит. Но есть вещи, которые стали своего рода мифами-барьерами, тормозящими ваш рост, ваше внутреннее стремление к рисованию.

Вот они, встречайте:

Я не умею рисовать

Под этим мифом чаще всего мы имеем в виду, что не умеем рисовать реалистичные вещи. И вместо того, чтобы понять, как сделать свои рисунки более реалистичными или поискать себя в других стилях, мы просто забрасываем рисование к чертям. Эй, вспомните своё детство: вы рисовали всё и везде. Вам просто нравилось рисовать, вы учились, совершенствовали свои техники. Конечно, вам было не важно красиво это или не очень, пока не настал момент: других детей похвалили, а вас нет. Потом вы снова старались сделать свои рисунки более реалистичными, но у вас ничего не вышло и вы бросили это дело.

Итак, когда кто-то говорит “я не умею готовить”, разве это означает “я не умею готовить совсем “? Это означает “я не умею готовить хорошо “. Так же и с рисованием, в каждом деле есть свой спектр мастерства.

Если 0 – это “не умею”, то 1 – это “немножко умею”. Допустим, 10 – это совершенство. Поразительно, но большая часть людей воспринимает рисование как навык, имеющий только два уровня: 0 («я не умею») и 10 («я умею идеально»). Если вам нравится, как кто-то рисует, значит он умеет рисовать, если не нравится, значит не умеет. Такие убеждения могут разрушить ваши мечты о рисовании. Как возможно перешагнуть эту пропасть от уровня 0 до уровня 10?

  • 0 – это уровень человека, не умеющего держать в руках карандаш и водить им по бумаге. Вы же можете? Значит, вы, как минимум, на уровне 1!
  • вы можете рисовать геометрические фигуры, и даже если они не получается красиво, будет понятно, что это за фигура?
  • вы можете перерисовать что-то или хотя бы навести его очертания, его тени? Если нет, то вы можете обвести предмет с фотографии, приложив листок к ней?
  • у вас есть желание рисовать без натуры, воплотить всё накопленное в рисунок и вы можете нарисовать листок, не имея его перед собой?
  • вы можете рисовать вещи, которые не выглядят реалистично, но они расцениваются всеми как «настоящие»?

Тогда вам нужно просто практиковаться, вы уже выше уровня 2.

Художниками рождаются

Талант к рисованию можно отнести к набору характеристик, делающих человека более способным к обучению. Насчет таланта возникает как раз-таки больше всего заблуждений. Но самое страшное, что именно они обезнадеживают с самого начала. И как результат, мы просто бросаем рисование.

Одаренным людям проще поначалу? Да, но это не такое уж большое преимущество, как вы думаете. Это то же, что иметь плюс пять очков, когда нужно сто, для того, чтобы рисовать круто. Даже если предположить, что человек родился сразу имея уровень 4, не забывайте, что эти первые четыре уровня самые простые! Их довольно легко пройти, если принять тот факт, что им нужно научиться – они не были даны вам сразу.

Если вы, видя шикарный рисунок, созданный за короткий период, думаете, что его автор талантлив, вы ошибаетесь. К тому, что вы видите, автор шел годами, он не был рождён сразу опытным. На самом деле, есть очень много одарённых художников на третьем уровне, которые не знают о своих способностях – по той причине, что сравнивают себя с кем-то, кто много работал.

Суть ясна?

Ваши рисунки должны впечатлять

Конечно, это очень важно для вас.

Часто ли вы расстраивались из-за негативного комментария? Вы проводили радостные часы за рисованием, и всё ваше удовлетворение растворилось… из-за того, что кому-то не понравился ваш рисунок.

Кайф обучения, радости от творчества хороши сами по себе, даже если никто не видит эффекта. Это нормально, что вы хотите делиться своей радостью с другими, но когда это ваша единственная мотивация, начинания будут постоянным разочарованием.

Настоящий художник нарисует всё, что захочет

Рисовать – всего один из навыков, а их существует широкий спектр, с мультипликаторами с одной стороны и архитекторами с другой. Если вы захотите попробовать быть профи везде, то вы везде будете иметь средний уровень. До пятого уровня, опыт рисования покажется вам немного общим. Но после него вам нужно будет определится: Архитектура? Животные? Человек? Фон? Как вы поймёте, дальше в каждом из этих разделов есть множество подразделов. Но в каждом из них вы найдёте другие подразделы. Например, животные включают фантастических зверей, динозавров, млекопитающих, амфибий, рептилий, птиц, и вообще разные семейства и виды…

Для рисования нужны специальные инструменты

Зайдя в книжный магазин, вы можете найти там два типа книг по рисованию: для удовольствия и о профессиональном рисовании. Первый тип книг – это, в основном, пошаговые инструкции и рисование конкретного предмета. В конечном итоге эта книга вас ничему не научит. У вас будет результат – конкретно нарисованный рисунок, которому вас научила книга, а без нее вы потерялись бы.

Второй тип книг сложнее. Как правило, их первая глава посвящена принадлежностях для художника. И авторы подобных учебников предполагают, что если использовать только карандаш, то можно достигнуть только тот первый тип. После этого начнётся длинная речь о всех типах карандашей, ластиков и бумаг, включая информацию об инструментах, которыми ты не представляешь, как рисовать, например, о туши или угле.

Вы, читая эту главу, держа в руках свой карандаш и простой ластик, тонкий лист бумаги, мучаетесь в сомненьях. Аналогична ситуация, когда вы хотите приготовить блюдо по рецепту и у вас нет нужных ингредиентов. Вы сомневаетесь и настрой у вас уже не тот!

Посмотрите на скетчи Леонардо да Винчи и задумайтесь. У него не было графического планшета, уж не говоря о Cintiq. Вы тоже можете создавать скетчи не хуже карандашом или ручкой. Просто сосредоточьтесь на том, что вы рисуете, а не на инструменте.

Невероятные факты

Мы часто неосознанно рисуем каракули, когда разговариваем по телефону или когда сидим на скучном совещании. Мы можем этого не понимать, но эти каракули на самом деле способны много рассказать о личности и настроении рисующего.

Размер, положение, а также объект рисунка даёт нам некоторые ключевые подсказки. В случае с каракулями, как и в случае со снами, есть некоторые, которые встречаются довольно часто, и, как таковые, легче интерпретируются.

Размер и размещение

Большие каракули, занимающие большую часть страницы, говорят о том, что вас тянет к природе. Кроме того, это может быть сигналом к тому, что вы замкнулись в себе, но хотите общения.

Маленькие рисунки в углу листа говорят о том, что человек аккуратен и по-своему организован. Нахождение каракуль по бокам листа – это знак того, что человеку нравится, когда всё на своих местах.


Те, кто располагает свои рисунки в центре страницы, чаще всего нуждающиеся во внимании экстраверты. Это общая черта людей, работающих в областях, где нужно постоянно выступать публично (адвокаты, преподаватели, различные должностные лица и т.д.). Центр страницы – это также и необходимость личного пространства.

Каракули вверху страницы демонстрируют уверенность и изобилие идей. Если рисунок нарисован прямо рядом с заголовком текста на листе, это означает, что "художник" не считает важным то, что написано на бумаге.


Левая часть листа – это самое распространённое место, где обычно располагаются каракули. Это говорит о ностальгических чувствах по прошлому у человека. Использование правой стороны листа не так часто встречается, в основном справа рисуют левши. Это может указывать на желание выразить себя или рассказать о тайных мыслях.

Что означают неосознанные рисунки?

Объекты и предметы

Итак, что именно вы рисуете?

Животные


Те, кто рисует животных, как правило, очень чувствительны к любым живым существам. Вид животного, которого человек рисует говорит о его настроении, а, зачастую, и о типе личности, которой он хотел бы обладать.

Читайте также: Любите рисовать каракули? Google возьмет вас на работу

Рисунки маленьких, слабых и пассивных животных свидетельствуют о медлительности, отсутствии уверенности в себе, а также о том, что человек скорее интроверт. Изображения агрессивных животных говорят о самоуверенности, забавные и милые животные – это игривый характер рисующего, а медленные животные – это наглая, созерцательная личность.


Отдельно стоит сказать о слоне. Он мощный и доминирующий, демонстрирует внутреннюю силу человека, которая может преодолеть любое препятствие. Рисующие слона часто весёлые и немного озорные личности.

Стрелы


Стрелы – это драйв и высокая степень мотивации. Эти люди агрессивно амбициозны.

Цепи


Цепи, как правило, говорят о наличии у человека чувства ограничения, особенно в отношениях или на работе. Ограничения могут относиться и к убеждениями человека, которые не позволяют ему делать то, что хочется. Если на рисунке в каком-то из звеньев цепи появляется человек, то это свидетельствует об очень напряжённом состоянии.

Круги


Круги – это необходимость найти единство и мир. Они могут указывать на человека, который пытается собрать все детали паззла и всё понять.

Они также могут говорить о сильном интуитивном чувстве того, что частички паззла должны сложиться именно так, чтобы сформировать нечто целое. Неважно, относится ли это к отношениям или к жизни вообще.

Круги также символизируют более лёгкие чувства по сравнению с углами. Они связаны с общительностью, разговорчивостью, дружелюбием, а также с желанием быть гибким и любящим.

Значение неосознанных рисунков

Облака


Пушистые облака говорят о том, что рисующий счастлив, он немного мечтателен, но обладает сильным чувством свободы. "Сердитые", облака перед дождём, - это депрессия или трудности в повседневной жизни.

Кубики


Кубики указывают на желание человека быть конструктивным. Если они трёхмерные, то это указывает на способность или попытку рисующего увидеть проблему со всех сторон. Рисование кубов часто является признаком того, что человек чувствует себя в ловушке и бессилен перед сложившейся ситуацией.

В сочетании с кругами и спиралями кубики говорят о том, что рисующий на самом деле сейчас предпочёл бы находится в другом месте, занимаясь чем-то поинтересней.

Коробки и кубики – это самые распространённые рисунки, которые люди неосознанно рисуют.

Важно добавить, что коробки, квадраты и другие трёхмерные объекты – это показатель мужественности. Более того, если вы рисуете коробки, то, вероятнее всего, обладаете практичным, организованным и методичным подходом к различным вещам.

Точки


Точки говорят о беспокойстве и нестабильности.

Уши


Свидетельствуют о необходимости слишком долго и много кого-то слушать.

Яйца


Яйца символизируют новое начало. Может появится новый талант, о котором вы не знали. Яйца также могут говорить о том, что у вас есть потребность и желание успокоиться и построить своё собственное стабильное, безопасное гнездо.

Рисунки, которые мы рисуем неосознанно

Глаза


Глаза часто говорят о внутреннем "я" рисующего. Большие глаза рисуют открытые люди, а маленькие – замкнутые. Закрытые глаза говорят об отказе заглянуть в себя. Грустные или счастливые глаза – это отражение того, как человек себя чувствует глубоко внутри.

Глаза часто рисуют люди, которые хотят быть привлекательными. Многие рисующие сразу предполагают, что возможно рисунок глаза связан с наличием у них чувства, будто за ними наблюдают. В тяжёлых случаях глаза могут свидетельствовать о параноидальных наклонностях человека.

Лица


Выражение нарисованного лица – это хороший показатель настроения и характера человека, который его нарисовал. Хорошо нарисованное красивое лицо говорит о том, что вы видите хорошее в других людях.

Если вы рисуете странные или уродливые лица, то это говорит о вашей недоверчивости. Комические лица – это желание быть в центре внимания. Детские лица – это желание чувствовать себя нужным. Рисование человеческого профиля указывает на то, что вы интроверт.

Цветы


Цветы – это женская сторона человека и желание видеть рост, природу и продолжение рода. Если нарисованные цветы – это гармоничный букет, то значит человек привязан к своей семье и чувствует полное единение с ней. Юнг полагал, что если цветы появляются во сне, то это связано с необходимостью освободить эмоции, которые человек не может выразить открыто.

Неосознанное рисование цветов – это женственность. Это является причиной того, почему чаще всего именно девочки рисуют их. Кроме того, цветы – это понимание своей личности и ожидание цветения.

Продукты питания


Изображение еды или питья говорит о том, что человек голоден на чувства и нуждается в любви.

Сердца


Сердца говорят о том, что в данный момент человек испытывает романтические чувства.

Дома или здания


Они отражают отношение человека к своей семейной жизни. В домах обязательно должны быть двери и окна, которые указывают на то, что человек может видеть, что происходит за пределами, а его близкие могут видеть и слышать его.

Тёплый, гостеприимный дом, кажущийся обжитым, возможно, со скручивающимся дымком из дымохода, говорит о том, что рисующего полностью устраивает его семейная жизнь, и он счастлив.

Хаотичные, угрюмые дома говорят о непростых ассоциациях у рисующего с домашней жизнью. Дом, изображённый на вершине холма, говорит о том, что вам очень одиноко.


Также рисование домов говорит о том, что вы много значения придаёте укрытию и безопасности. То, что вы рисуете на домах, говорит о вещах, которые вы цените больше всего. К примеру, цифры и знаки доллара указывают на вашу озабоченность деньгами.

Самолёты, автомобили, корабли и другие транспортные средства могут говорить о вашем желании путешествовать, изменить что-то в своих отношениях или изменить свою жизнь.


Если вы рисуете простой дом, в котором нет дверей, окон, занавесок, дымохода с дымом, вы, скорее всего, в данный момент своей жизни очень расстроены, чувствуете себя одиноким и хотели бы поговорить с кем-то.

С другой стороны, если вы нарисовали большой дом, с цветами и садом вокруг, вы почти наверняка счастливы. Это также может указывать на то, что человек является материалистом и любит роскошь.


Некоторые рисуют тонкие и высокие дома. Это указывает на критический ум. Такие люди не демонстрируют открытый подход к различным вещам.

Имена и инициалы


Рисование своего имени или инициалов свойственно людям, которым нравится быть в центре внимания. Подростки часто рисуют только своё имя, без фамилии, тем самым демонстрируя своё желание оторваться от семьи и заняться своим делом.

С другой стороны, рисование чужого имени, говорит о двух вещах: либо это имя человека, к которому вы испытываете романтические чувства, либо это имя человека, связанного с проблемой, с которой вам необходимо иметь дело.

Линии


Некоторые люди просто рисуют линии. Если при этом они сильно нажимают на ручку, то их одолевает агрессия, и они чего-то опасаются. Это давление определяет ваше настроение. Чем легче вы проводите ручкой по листу, рисуя линии, тем больше спокойствия у вас внутри.

Люди


Рисование только профиля человека говорит о том, что рисующему не нравится то, как он или она выглядит, или же человек понимает, что не умеет хорошо рисовать. В полных рисунках, но когда, к примеру, у нарисованного человека отсутствуют руки, это говорит об ощущении невозможности сделать что-либо.

Отсутствие ног – это чувство отсутствия корней, даже если они есть. Важно, как человек нарисовал лицо, это говорит о его эмоциях. Отсутствующие части лица говорят о человеке, который не чувствует себя полноценным, целым.


Подчёркивание и рисование исключительно глаз говорит об осторожности и подозрительности рисующего. Дорисовывание ушей, как правило, говорит о необходимости слишком долго кого-то слушать.

Рисунок ребёнка: если нарисованный человек парит в воздухе, то он много значит для малыша. Очень большие уши, не украшенные серьгами, могут указывать на словесное оскорбление. Иногда линии, ведущие к ушам, демонстрируют часто встречающийся оскорбительный тон.


Затянутый длинной щелью рот может быть нарисован тревожным ребёнком, а полное отсутствие рта – это невозможность общаться. Пустые глаза говорят о трудности в восприятии окружающей реальности, они слепы к тому, что происходит.

Большие зубы неправильной формы – это тенденция к агрессивному поведению, особенно в сочетании с другими зубчатыми графическими символами, такие как "шипастые" пальцы, ноги, уши, волосы.

Интересный факт: дети рисуют чувства, которые они не могут выразить.

Звёзды


Звёзды говорят о чувстве надежды, ожидании чего-то с нетерпением, оптимизме. Люди, которые рисуют звёзды группами, неудержимо романтичны.

Паутина


Она, как правило, символизирует ощущение того, что, либо человек сам попал в ловушку, либо хочет завлечь кого-то в определённые отношения или ситуацию.

Транспорт


Рисунки любого вида транспорта говорят о желании уйти от чего-то или же достичь поставленной цели. Чем быстрее тип транспортного средства, тем выше скорость, с которой действует человек.

Треугольники


Треугольники – это второй по распространённости неосознанный рисунок. Они говорят о рациональном состоянии ума и о желании знать о том, что будет происходить.

Деревья


Деревья представляют наше эго и наши амбиции, поэтому обратите особое внимание на здоровье дерева! Деревья с листьями и плодами показывают, что рисующий считает любовь, половые отношения и детей частью единого целого.

Голые, свисающие ветви указывают на депрессию и отсутствие боевого духа. Бесплодные деревья могут указывать на то, что рисующий не чувствует своих корней.

Дерево также указывает на человека или на вещь из прошлого, о которой вы не можете забыть. Более того, вы боитесь попасть в беду и хотите, чтобы вас защитили, если ваше дерево стоит в одиночестве. Если дерево окружено цветами, это указывает на счастье и любовь к семье.

Зигзаги


Зигзаги – это дискомфорт в жизни, от которого хочется убежать. Также они могут говорить об энергии человека, который хочет научится ладить с окружающими. Если у зигзага мягкие, текучие линии, это рассказывает о романтическом, женском подходе к вещам. Зигзаги, нарисованные большим количеством прямых линий указывают на более агрессивную мужскую природу.

Что обозначают рисунки, которые мы рисуем неосознанно

Цвета

Когда люди неосознанно рисуют, они обычно делают это тем, что есть у них под рукой. В зависимости от культурных различий одни и те же цвета могут значить разные вещи.

Для чего мы (ВЗРОСЛЫЕ) рисуем с малышом?

  • Пробуем изобразить какой-либо предмет или живой объект так, чтобы он был похож на реальный, расширил представления крохи о мире?
  • Учим малыша правильно пользоваться красками, кистью, фломастером, карандашами?
  • Стараемся дать карапузу какие-то представления о форме, размере, цвете?

Ответили? Отлично! Уверена, что все вышеназванные варианты в какой-то степени Вам подошли.


А для чего рисует РЕБЕНОК?

Не стала долго выдумывать гипотезы и задала этот вопрос 5-летнему сыну. Услышала очень простой и очевидный ответ: «Мама, ни для чего! Просто мне хочется!»

Как просто! И вместе с тем сложно! Ведь уже разучились рисовать ПРОСТО ТАК... Без повода и причины, без дидактической цели и сверхценной педагогической задачи. Рисовать, потому что хочется! Рисовать, потому что приятный зуд в руках и мыслях! Рисовать, потому что это весело!

Думаю, фразу «Ты рисуешь, как ребенок» можно считать КОМПЛИМЕНТОМ.

Вспомним, как это делается? Несколько советов от «Галки-Игралки», которые лично мне - маме и педагогу здорово облегчают художественные игры с детьми:

Правило №1: Лист - это не безмолвное пространство, которое нужно чем-то (или кем-то) заполнить! Это - территория игры. А раз на листе игра, значит должно быть действие, динамика!

Понаблюдайте за малышом. Наверняка он не рисует яблоко ради свето-теней и круглой формы! Не рисует машинку ради того, чтобы понять ее устройство! А дорожку, чтобы научиться проводить параллельные линии. А что же он рисует?

Да он и не рисует. Играет! Запечатлевает то, что сильно понравилось! Что произвело яркое впечатление, вызвало сильные эмоции, запомнилось!

«Ой! Что это за капельки! Кап… Кап… Кап… Это же дождик! Ура! Ух, какой сильный!»

«Яблочко… Яркое, нарядное! Вот только что такое кушали, и тут захотелось нарисовать! Вкусное какое… Кого бы угостить? Маму угощу! Или Зайчика! Здорово получилось!»

«Машинка - Вррррум - вррррум! Поехали! Ого! В машине кто-то сидит! Это же папа! А я где? Да вот он я! Рядышком!»

«Ррраз - дорожка! Ух, здорово! Еще хочу! Ррраз! Ррраз! Много дорожек!»

Правило №2: Идеи для игр берем прямо из жизни! Не гонитесь за достоверностью и фотографической точностью изображения! Легко изобразить Вам - просто повторить ребенку!

Увидели на улице птичку? Вырвался из рук и улетел воздушный шарик? Вышли во двор и увидели снеговика? А может быть сами слепили? Пекли ароматные пироги, а малыш вертелся рядом? Отлично! Ведь все это будет шикарнейшим эмоциональным поводом для десятка разных игр! В том числе - художественных.

«Мишутка! Приходи к нам на чай! Мы с Наташей пирожки печем вкусные! С малинкой!»

И нарисовали пирожки. Яркие, желтые, оранжевые, с яркой корочкой-припеком. А кое-где начинка выглядывает. Мммм, вкуснота какая!

Правило №3: Герой игры на листе бумаги - такой же ее участник, как и мы - рисующие! Ведь все, что нами изображено, происходит с ним!!!

И этот совет тоже про действие и развитие сюжета. Нарисовали Мишутку, то можно придумать для него интересное развитие событий: «Дождик пошел! Мишка, прячься! Вот тебе зонтик!» И даем Михаилу зонтик, который только что в три секунды вырезали из цветной бумаги!

Малыш очень любит собачек? Отлично! Будет очень весело, если мы изобразим мохнатую Жучку! И, не успев сойти с кончика кисти, она звонко тявкнет (Вашим голосом, разумеется!): «Рррыр, гав! Прррривет, Малыш! А косточка есть у тебя?»

Да, конечно есть, о чем речь! «Машенька, давай Жучку покормим. Уж очень она голодная!» И счастливая Маша уже рисует тарелочку, а на ней сочную сладкую косточку. «Кушай, Жучка, угощайся!»

Правило №4: Озвучиваем происходящее на листе!

Казалось бы, что проще? Ан нет. Молчим, кряхтим, рисуем. И ни словечка. А зря! Ведь слова - та же игра, её логичное и необходимое продолжение! Они могут быть прелюдией, настраивать и вдохновлять нас на создание увлекательного сюжета:

«Мяу! Мяу! - Кто тут кричит? (рисуем быстро ушки, озорную мордочку) - Киса! Привет, киса! Будешь с нами играть?»

Правило №5: Не учим! Не критикуем!

Очень сложное правило. Пожалуй, самое сложное из всех! Я и сейчас иногда ловлю себя на словах: «А что это у тебя? Ааааа, так это барсук! А я думала, что слоник!» Вот уж обидно, так обидно! Ведь старался, как мог! А криво - так, мама, мне не 32, и моторика у меня на мой возраст развита! И представление о форме и цвете еще не такое стереотипное, как у тебя! И вообще, кто мне вчера читал про мышь-балерину? А теперь говоришь, что так не бывает?

Сложно из-под навеса жизненного опыта не подсказать малышу, что не бывает синих яблок, что зайцы не едят тортики, а кот не может ехать за рулем автомобиля! И вообще, этот жук больше похож на матрас, а рыбка на бабочку. Сложно. Но возможно!

Рисуйте сами! Сядьте рядом с карапузом, возьмите чистый лист, кисть или фломастер и поиграйте ДЛЯ СЕБЯ! И не забывайте рассказывать о происходящем: «Ого! Смотри, кто это у меня тут бежит! Это …»

Рядом с нами прекрасные учителя, и у них всегда найдётся бесконечный запас терпения, любви и идей!

Анна Маковей, специалист по методике Тепляковой и играющая мама.

Хотите научиться творчеству с малышом, развивая при этом мелкую моторику, воображение и навыки письма? Тогда приходите на наш тренинг " ". Проводите время интересно и с пользой!

Светлана Бикмухаметова
Занятие по рисованию «Как мы играем в детском саду»

Рисование "Как мы играем в детском саду ". ("Во что я люблю играть в детском саду ")

Программное содержание. Закреплять умение детей отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни, передавать простые движения фигуры человека, удачно располагать фигуры на листе, рисовать крупно . Упражнять в создании контуров простым карандашом с последующим закрашиванием.

Методика проведения занятия . Побеседовать с детьми о том, во что они играют в детском саду , отметить те игры, которые легко отразить в рисунке (физкультурные упражнения, танцы и т. п.) . Предложить каждому ребенку создать рисунок на тему игры (по его выбору) .

Помочь отдельным детям в выборе сюжета, учитывая их возможности, опыт.

Готовые рисунки вывесить на доске, рассмотреть с детьми, отметить их разнообразие.

Материалы. Бумага белая формата А4, простой графитный и цветные карандаши.

Связь с другими образовательными областями. Наблюдения за детьми в процессе игр на прогулках, на занятиях . Обсуждение обстановки игры, поз играющих .

Публикации по теме:

Опыт работы «Метеостанция в детском саду: наблюдаем, играем» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 12 «Журавушка г. Балаково Саратовской.

Обучение детей рисованию в детском саду "Обучение детей рисованию в детском саду" Слайд 1. Обучение рисованию животных приобретает в настоящее время особую значимость в связи.

В детских садах уже давно используется фланелеграф. Используется он для различных игр. Смысл фланелеграфа прост: на фланель с помощью.

Детский сад – наш дом родной, здесь живем одной семьёй! Каждый день по утрам мы делаем зарядку. Очень нравится нам всё делать по порядку:.

Совсем скоро заканчивается учебный год. Он был и трудным и весёлым, и насыщенным и напряжённым, и интересным и немного печальным. Но время.

Моделирование – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.




Top