Как научиться танцевать русский танец вприсядку. Буза — боевые русские танцы

Дословно карцер переводится, как темница, то есть помещение, куда помещают провинившихся и нарушивших установленный распорядок.

Что такое карцер в тюрьме? В тюрьме карцер – это темное помещение маленького размера, где осужденный должен находиться в одиночном заключении. В этой каморке устанавливается более строгий режим, чем в тюремной камере с другими заключенными.

Наших читателей также интересует, что такое карцер на зоне и как его сидят? В законодательстве указано, что тюремный карцер должен быть удобным для осужденных, ведь наказание для них подразумевает отсутствие общения, а не плохие условиях пребывания.

Но на самом деле карцеры далеки от требований комфорта.

Как выглядит карцер в тюрьме? Для тюремной одиночки администрация заведения подбирает маленькую комнатку, лишенную минимальных удобств.

Еду осужденным доставляют служащие через форточку в металлической двери, которая должна быть закрыта на массивный замок. Для наблюдения за арестантом на двери устанавливается решетка или специальный глазок.

Пол в помещении зачастую бывает бетонным или деревянным. В стене предусмотрено окошко размером 50×50 см, закрытое крепким щитом и металлической решеткой.

Прикрепленная к стене металлическая койка при необходимости поднимается и опускается . Табурет и стол прикручены к полу. Стол может фиксироваться также к стене. Наличие санитарного узла обязательно.

Изолированная камера должна освещаться электрической лампочкой маленькой мощности, установленной обычно на потолке или над дверью в специальной нише.

Сама лампочка должна быть защищена металлической сеткой, чтобы осужденный не мог ее разбить и покалечить себя.

В карцере заключенные содержатся в еще более строгом режиме, чем который к ним применялся в обычной камере. Администрация тюрьмы наказывает так тех, кто провинился и отправляется для одиночного заключения.

Так как это считается наказанием, то руководство имеет множество возможностей злоупотреблять им, поэтому, попадая в тюрьму, следует быть готовым и к такому.

Не все места лишения свободы называются тюрьмами, как это принято считать.

На территории РФ находится всего 8 тюрем, а большинство учреждений является исправительными колониями.

Основное отличие тюрем в том, что осужденные почти всегда находятся в камерах.

Согласно Уголовно Кодексу, в тюрьмах сидят особо опасные рецидивисты, заключенные за совершение преступлений особой тяжести на срок выше пяти лет, а также злостные нарушители порядка, переведенные из колоний.

Те, кто нарушает режим, попадает в карцер, который представляет собой изолированную камеру. В колониях же вместо карцера осужденные могут попасть в ШИЗО – штрафной изолятор.

Исправительная колония в РФ отличается большей свободой передвижения арестантов и направлена на исправление заключенных. Осужденные не изолированы в камерах и могут осуществлять трудовую деятельность.

Заключенным позволяется каждый день совершать прогулку на воздухе в течение 1, 5 часов. В тюрьме такой возможности нет.

В штрафной изолятор сажают лиц на этапе предварительного или судебного следствия в случае, если по отношении к ним была выбрано содержание под стражей. Там находятся те, кому суд уже назначил срок и на зону они уже попали в качестве осужденного.

Штрафной изолятор в колонии является особым тюремным отделением . Туда помещают осужденных за нарушения норм поведения и режима содержания, чтобы ограничить их в правах и возможностях.

Заключенный в штрафном изоляторе теряет право иметь личные вещи (кроме предметов личной гигиены), получать и отправлять письма, а также ему запрещены свидания.

Чем отличается ШИЗО от карцера? От карцера ШИЗО отличается полным отсутствием связи с внешним миром. Известно также, что питание в карцере лучше, чем в ШИЗО.

Также изолятор имеет следующие ограничения:

  1. Запрет распространяется не только на посылки и письма, но также и на передачу устных сообщений.
  2. Люди в ШИЗО лишаются права заказывать еду.
  3. Запрещено регистрировать законные браки.
  4. Если арестант проходит обучение в школе или ВУЗе, ему все равно запрещено покидать камеру, но право просить учебники и конспекты для изучения материала они имеют.

Несмотря на строгость пребывания в ШИЗО, осужденные имеют право на прогулку в течение 1 часа, право на гигиенические процедуры, а также на разговоры с духовным лицом.

Согласно ст. 117 Уголовно-исполнительный Кодекса, в изолятор не могут попасть:

  • беременные женщины;
  • заключенные, воспитывающие детей до 3 лет;
  • инвалиды 1 группы.

Помещение заключенного в ШИЗО по закону ограничено по времени, срок пребывания арестанта не должен превышать 15 суток. Для малолеток срок в одиночке равняется 7 суткам.

Однако заключенные могут пребывать там и дольше, если осужденного помещают на 15 суток по требованию администрации.

Затем арестант отправляется в свою камеру, но сразу против него выдвигаются выдуманные обвинения, что способствует его возвращению в изолятор. Поэтому по желанию руководства тюрьмы осужденный может находиться в ШИЗО неограниченное время.

Условия пребывания в таком месте достаточно жестоки. К стене комнатки приделаны откидные нары, но так как там может одновременно находиться до 9 человек, то спят на них по очереди.

Остальные же вынуждены сидеть на полу, и пребывают в тесноте. Днем на сон тоже можно не рассчитывать, так как продолжают портить жизнь осужденным работники тюрьмы.

Даже если в штрафном изоляторе находится только один арестант, то нары днем должны быть сложены, заключенный также должен провести свой день на полу или на ногах. Внутри спартанская обстановка сочетается с сыростью и холодной температурой.

СИЗО

Что такое карцер в сизо? В качестве основных функций следственного изолятора можно выделить:

Согласно ч. 2 ст. 22 Конституции РФ, заключение под стражу допускаются лишь по судебному решению. При его отсутствии никто не может быть задержан более 48 часов.

В исключительных случаях могут избрать меру в виде лишения свободы до 3 лет при наличии обстоятельств:

  • личность обвиняемого не установлена;
  • подозреваемый не имеет постоянного места жительства на территории РФ;
  • лицо скрылось от суда или органов предварительного расследования;
  • задержанный нарушил ранее избранную мера пресечения.

За что сажают в карцер в сизо? Оказаться в следственном изоляторе можно из-за грубого слова надзирателю или если арестанта застали за игрой в карты.

Попасть туда можно также за наезды на сокамерников или просто за то, что не поднялся при входе начальника. Посадят в одиночку также, если у злостного нарушителя найдут алкоголь, самодельную брагу или недозволенные предметы.

По закону помещают в карцер только тех, кто может находиться там по состоянию здоровья. Заболев во время одиночной отсидки, арестанта должны выпустить. Передача продуктов в СИЗО запрещена, разрешены прогулки полчаса в день.

Если с арестантом обошлись в карцере жестоко, то он имеет полное право обратиться к адвокату. После беспристрастного расследования виновные должны понести наказание.

Сюда не относятся душевные страдания заключенного из-за лишения свободы, ввиду присущего этому состояния. Пытка носит преднамеренный характер жестокого обращения и наказания.

Согласно Декларации о защите от пыток и жестоких наказаний, унижающих достоинство человека, принятой в 1975 году, лицо, подвергшееся бесчеловечному обращению со стороны администрации тюрьмы, вправе обращаться с жалобой в компетентные органы. Поводом для жалобы может стать содержание в карцере, несоответствующее нормам.

Такое наказание негативно отражается на состоянии человека и унижает его достоинство. Содержание в помещении, не соответствующем установленным нормам, незаконно и расценивается как бесчеловечное обращение с людьми.

В 2019 году разрабатываются поправки в Уголовный кодекс РФ, чтобы нельзя было посадить подсудимого в карцер за что угодно.

Предполагается сажать в одиночку только за серьезные провинности – драку, маты, оборот спиртного или наркотиков. Предполагается ввести смягчающие обстоятельства, чтобы заключенный вступил на путь исправления.

  1. Жвавые, живчики-рубаки.
  2. Для добра нарождённые, терпеливые, долго «нагревающиеся» и долго «остывающие».

Каждому из этих характеров традиция рекомендовала особую систему боя. Жвавым взрывную, амплитудную и энергоёмкую. Добрым, экономную и бескомпромиссную. Однако часто бойцы изучали обе техники, зная, что одна лучше приспособлена к бою всадника, а другая к нуждам пехотинца разведчика.

Эти системы боя имели каждая по своему специализированному боевому танцу. Нам не известны древние достоверные названия этих плясок, они менялись. Хорошо известно, что ту пляску, что сейчас называют гопаком, во времена Н. В. Гоголя называли казачок, а нынешний казачок почти не имеет к нашей теме отношения. Ту же пляску на северо-западе в 19 веке называли «лунёк». Название плясок часто трансформировалось в зависимости от популярных в то время плясовых наигрышей. Название музыки становилось названием пляса. Тем не менее, во всех этих танцах были движения с одинаковым определением «в присядку». Это и есть сумма боевых движений жвавых бойцов, применяемых в плясе. Все эти танцы можно было плясать в присядку и без неё.

Для «рождённых для добра» пляс был подобен северо-западной бузе со всеми её вариантами «ломания». В этом танце тоже нередко применялись элементы присядки, но изредка, как украшение.

Здесь мы расскажем о боевом плясе В ПРИСЯДКУ.

Эта пляска была распространена по всей Руси. В раннем средневековье общая численность восточных славян не превышала миллиона, язык был практически единым, общение внутри воинского сословия тесным. Рос род славянский, увеличивалась численность, появлялись особенности в языке, культуре, появлялась вариативность в способах боя, видоизменялись и единые прежде боевые танцы.

Корень, архетип пляски в присядку един для всех восточных славян. Ряд различий в музыке и динамике не меняют исконный смысл и вид древнерусского боевого пляса. Этнологам и фольклористам хорошо известно правило: «Наличие множества вариантов одного и того же обряда, текста, говорит о древности. Отсутствие вариантов, о «новоделе».

Белорусы пляшут в присядку в танце трепак.

Украинцы в гопаке, казачке и гонте.

Русские:

  1. Лунёк, не дошёл до нашего времени.
  2. Буза, присядка лишь изредка.
  3. Русский, пляшется в одиночку и на пару, существуют варианты пляса, где присядки мало.
  4. Барыня, пляшется с девушкой, которую стремится отбить другой плясун. Существует вариант без присядки.
  5. Яблочко, военно-морской пляс, поздний вариант восточнославянского пляса в присядку. Пляшется в одиночку в кругу и на пару с соперником.

Изначально техника присядки существовала в двух проявлениях:

  1. Как способ боя.
  2. Как боевой танец.

Способы боя в присядку были широко распространены среди всадников и применялись пехотинцами в столкновениях с конницей. Случалось, что во время битвы, скорость кавалерийской атаки терялась. Всадники, вдруг напарывались на заграждение, замаскированный обоз или ров с кольями, могли столкнуться с более сильным противником, теряя инициативу и скорость. В этой фазе сражения, нередко всадники теряли коней. Когда воин вылетал из седла или оказывался на земле вместе с убитым конём, необходимо было продолжать драться, вернуть инициативу. Пехота, напротив старалась «спешить» противника, завладеть его конём. Тут-то и нужны были навыки боя в присядку. Пехотинец против всадника использовал, например такие коленца присядки.

В «ползунке», «гуськом» проскакивал под брюхом вражеского коня с саблей на плече. Когда он оказывался под животом, то нажимал на рукоять сабли и выставлял её повыше, чтоб подрезать коню «жижки»-жилки, паховину. Конь падал, увлекая за собой наездника.

Подрубал саблей или подсекал ударом руки или ноги передние ноги коня. Конь оступался, падал через голову, давя седока.

Ногой или кулаком, наносили удар коню противника по голове. Били в место находящееся между конскими глазами и ушами. Конь оглушенный падал.

Если была возможность, то вражескую лошадь старались не калечить, она стоила больших денег и считалась богатым трофеем. В этих случаях атаковали всадника. Для этого гопкорез1 старался нанести удар оружием всаднику и сдёрнуть противника с седла. Вот как об этом приёме рассказывает былина: «Сшиб Тугарин Алёшу с седла, как овсяный сноп, но увернулся Алёша под конское чрево и ударил с другой стороны Тугарина булатным ножичком под правую пазуху. Распорол его груди белые, да и дух вон»2.

Если пехотинец бывал без оружия (а в этой ситуации мог оказаться и кавалерист, потерявший в бою коня и сброю), то он прыгал на противника, одновременно прихватывая его вооружённую руку и повисал на боку вражеского коня, обхватив его ногами. Конь падал, нападавший старался не попасть под тело падающей лошади. Так же использовались прыжки на всадника, с одновременным выбиванием врага из седла. Иногда прыгали, опершись на пику или боевую палку.

Увёртка от атакующего кавалериста, намеревающегося уколоть пикой или нанести рубящий удар, часто начиналась с уловки: пеший садился на корточки, как бы давая прицелится, а потом уходил ползунком или прыжком в сторону, пугал коня, как бы бросаясь ему под ноги. Лошади стараются не наступать на упавшего или сидящего человека, это их инстинкт. Боевых коней специально приучали бить копытами врага, кусать его, сваливать пехоту ударом корпуса. Такой конь, прошедший специальную боевую подготовку был особенно опасен и ценился невероятно высоко.

Бой в присядку включал в себя четыре основных уровня.

  1. Кувырки.
  2. Ползунки (перемещения на корточках и четвереньках)
  3. Удары и передвижения стоя.
  4. Прыжки и колёса.

Кувырки применялись в основном как тактические перемещения и как способы самостраховки при падении.

Ползунки, это особый вид перемещения на нижнем уровне из которого можно наносить удары, прыжки. Атаки оружием усиливались ударами и подсечками выполняемыми ногами. Руки поставленные на землю давали дополнительную опору, в них можно держать оружие и подбирать его с земли.

Стоя удары наносились преимущественно ногами, так как руки были заняты холодным или огнестрельным оружием (его, безусловно тоже пускали вход). Именно по этому в пляске в присядку работе ногами уделяется больше внимания.

Перемещения в присядку, смена уровней боя, уход вниз и в прыжок дополняют технику работы «в рост». В прыжках, в основном били ногами и холодным оружием. Атаковали всадника, запрыгивали на коня и спрыгивали на землю. Оказавшись на коне, гопкорез умел бегать по спинам коней, нанося сабельные удары, стрелял из-за коня и из-под его брюха, умел джигитовать (вольтижировать) и совершать фланкировку (вращение оружия с атакой и защитой флангов).

Раздел джигитовки (вольтижировки) мы не будем рассматривать, он выделялся в отдельную дисциплину «верховую езду». Эти упражнения тренировались как на коне так и в качестве гимнастических упражнений с «искусственным конём» (подобные упражнения есть и ныне) в практике гимнастов). Разговор о джигитовке мы завели потому, что прежде она являлась естественным и необходимым разделом боевой науки всадников, был органичным продолжением техники боя в присядку. В древних боевых столкновениях от бойца требовалось умение драться и на коне и под конём.

В пеших схватках бой в присядку был актуален для воина упавшего на землю, оказавшегося в одиночку против многих противников, в тесноте или в темноте. В уличных драках на укатанном снегу бойцы часто поскальзываются и оказываются на уровне «ползунка» откуда удобно бить и особенно подсекать стоящего на скользком противника. Такая манера боя требовала хорошей физической подготовки и была очень энергоёмкой по этому её применяли, как тактический элемент боя, чередуя с экономной техникой, хорошо известной сейчас по современным (не выдуманным) системам Русской борьбы.

Необходимые, специфические для такой манеры боя двигательные навыки и особенно выносливость, и тренированность, мужчины вырабатывали, постоянно практикуясь в плясе и бойцовских состязаниях.

На северо-западе России пляска в присядку сохранилась в виде вариантов пляски русского, как в одиночку, так и в паре с соперником. Барыню плясали с женщиной, когда все те же коленца нужно было выбивать вокруг партнёрши, не подпуская к ней плясуна соперника. Тот, в свою очередь старался отбить плясунью, оттереть умелым движением соперника и самому продолжить пляс. Этот вариант был очень труден, требовался высокий контроль за сложными боевыми движениями. Недопустимым считалось не только коснуться ударом партнёрши, но даже напугать её опасным движением.

Видео: Буза — русский рукопашный бой

В вологодской области рассказывали, что прежде до войны проводились состязания плясунов. Чаще, такое бывало на ярмарках. На плясунов «спорили» и делали ставки. Победитель получал хороший приз в виде подарка, вина или денег. Добыча делилась на всю артель.

Подготавливаясь к этому, мужики уходили из дома, иногда на несколько дней и там тренировались, выдумывали новые сочетания плясовых «коленцев», неизвестные соперникам и поражающие воображение болельщиков. До поры их держали в секрете, а, выступая на состязаниях «предъявляли» «новые разработки». Такая традиция постоянно пополняла и обогащала технику пляса.

Обычно состязания проходили в виде парной и одиночной пляски в форме перепляса. Переплясывая, один из плясунов показывал какое-либо движение или связку, соперник должен был их в точности повторить, потом показывал свои. Иногда, в переплясе были другие правила, соревнующиеся, попеременно показывали свои движения, при этом нельзя было повторять предыдущие. Проигрывал тот, у кого первого заканчивался набор «выкрутасов».

Назначение движений в боевом плясе было как непосредственно прикладное, так и условно-боевое, развивающее, для ловкости и координации. Поскольку боевой пляс был информационным носителем боевого искусства и способом тренировки прикладных движений, само собой, что наибольшее распространение он получил в среде воинов: казаков, солдат, матросов, офицеров, большой популярностью он пользовался в артелях кулачных бойцов.

В казачьих войсках пляс жил повсеместно, гармонично вплетаясь в казачий быт, бурно вырывался из горячих сердец в станичные и войсковые праздники. Во время сражений, когда сходились враждебные армии, перед рядами боевых товарищей выплясывали с оружием гопкорезы выкликая врагов на герц3. Под музыку, с пляской ходили в бой. Этот обычай наших предков настолько хорошо запомнился полякам, что они экранизировали его в фильме «Огнём и мечём» по книге Сенкевича. А мы подзабыли!

Вот как описывает гульбу с пляской в Запорожской сечи Н. В. Гоголь:

«Им опять перегородила дорогу целая толпа музыкантов, в середине которых отплясывал молодой запорожец, заломивши шапку чёртом и вскинувши руками. Он кричал только: «Живее играйте, музыканты! Не жалей Фома, горелки православным христианам!» И Фома, с подбитым глазом, мерял без счёту каждому пристававшему по огромной кружке. Около молодого запорожца четверо старых вырабатывали довольно мелко ногами, вскидывались, как вихорь, на сторону, почти на голову музыкантам, и вдруг, опустившись, неслись вприсядку и били круто и крепко своими серебряными подковами плотно убитую землю. Земля глухо гудела на всю округу, и в воздухе далече отдавались гопаки и тропаки, выбиваемые звонкими подковами сапогов. Но один всех живее вскрикивал и летел вслед за другими в танце. Чуприна развевалась по ветру, вся открыта была сильная грудь; тёплый зимний кожух был надет в рукава, и пот градом лил с него, как из ведра. «Да сними хоть кожух! — Сказал, наконец, Тарас. -Видишь, как парит!»

— «Не можно!» — кричал запорожец. «Отчего?» -«Не можно; у меня уж такой нрав: что скину, то пропью».

А шапки уж давно не было на молодце, ни пояса на кафтане, ни шитого платка; всё пошло куда следует. Толпа росла; к танцующим приставали другие, и нельзя было видеть без внутреннего движения, как всё отдирало танец самый вольный, самый бешенный, какой только видел когда-либо свет и который, по своим мощным изобретателям, назван козачком.

— Эх, если бы не конь! — вскрикнул Тарас, — пустился бы, право, пустился бы сам в танец!»

В регулярной армии пляс держался преимущественно среди солдат, но уже в 19 веке, каждый полк, сотня и мало-мальски уважающее себя подразделение Российской армии имели собственные хоры и плясовые коллективы. В пляске подразделения, соревновались наряду со строевой подготовкой, стрельбой, гимнастикой и фехтованием. Считалось хорошим тоном, когда перед марширующим строем «выдавали в присядку» лучшие плясуны подразделения. Если в полку заводилась выдающаяся традиция пляса, то её берегли, и демонстрировали начальству при первой возможности, на смотрах и показательных выступлениях.

Во время гражданской войны боевая пляска продолжала жить в войсках, как у красных, так и у белых. Хорошо запомнились красноармейцам атаки полков Ижевского и Водкинского заводов, сражавшихся под красным флагом против большевиков. Они шли в бой под гармошку, с заброшенными за плечи винтовками. Перед строем отплясывали бойцы, иногда вместе с санитарками. Трудно это объяснить рационально, но красноармейцы не выдерживали таких атак, отступали.

Предания гражданской войны повествуют, так же что легендарный комдив Василий Иванович Чапаев знал боевой пляс и любил станцевать «Русского» на бруствере, под шквальным огнём белогвардейцев. Выплясывая под гармошку, он учил бойцов храбрости, среди его подчинённых существовала уверенность, что «комдива пуля не берёт». Говорят, что этот обычай он сохранил еще с первой Мировой.

Флотская пляска в присядку стала называться «Яблочко» по припеву в популярном тогда наигрыше. Поднявшись с берега на палубы, яблочко стал одним из любимейших развлечений русских моряков. Закрытость и сплочённость флотского коллектива создавала хорошую почву для сохранения и передачи навыков пляса, а состязание между моряками разных кораблей постоянно обогащало традицию.

Боевой пляс в присядку был унаследован и красной армией. Правила смотров и состязаний остались неизменными, правда движения были сильно «причёсаны» советскими культпросвет работниками. Другое дело пляски на праздниках и на фронте. Это была не только тренировка тела и повторение способов боя, трудно переоценить воздействие музыки и пляски на боевой дух бойцов. Прадедовская традиция превращала измученных солдат в чудо богатырей, зажигала в сердцах бесстрашие и задор.

Вряд ли кто-либо станет спорить с тем, что танец является едва ли не самым ярким видом народного искусства. Те или иные хореографические образы и приемы, используемые в разных странах, зачастую дают возможность познакомиться с национальными особенностями конкретной группы людей и выступают их своеобразной визитной карточкой.

Если говорить о том, какие существуют русские народные танцы, названия которых известны по всему миру, то здесь ситуация является похожей. Определенный стиль, сложившийся уже давно и формировавшийся на протяжении многих столетий, помогает без труда узнать отечественную хореографическую школу из множества других. Однако, несмотря на кажущуюся схожесть всех этих элементов, определенные отличительные черты есть у каждого из них. Поэтому следует дать точную характеристику и более подробно рассмотреть каждое название русских народных танцев, список которых будет представлен ниже.

Основные танцы России

Свою историю этот вид творчества берет еще с Древней Руси. В то время ни одна ярмарка или любое другое массовое событие не обходилось без традиционных плясок, основные признаки которых - широта движений и молодецкая удаль, удивительным образом сочетающиеся с поэтичностью и чувством собственного достоинства.

Безусловно, танцы на просторах России требовали энергичности и физической силы от мужчин, а от женщин - плавности движений и величавости. Именно поэтому русский народный танец, список которого периодически пополнялся новыми элементами и отличительными признаками - это своеобразная ода отечеству. Так как зачастую подобные выступления сопровождались сказаниями и песнями о героях Родины, о царях и их победах.

Основные русские народные танцы, названия которых часто отображают их суть, являются следующими:

  • трепак;
  • хоровод;
  • русская пляска;
  • игровые народные танцы;
  • пляски-импровизации.

Каждый из этих элементов отечественной хореографии требует более пристального внимания, так как необходимо дать описание всех этих номеров и охарактеризовать их основные черты.

Присядка - русский народный танец

Зародилась эта популярная пляска в далеком 1113 г. в Киеве после смерти великого князя Святополка. Считается, что название русского народного танца такого типа родилось благодаря каменщику Петру Присядка, который, работая на корточках, не разгибаясь по многу часов, выходил на улицу и подскакивал, разминая затекшие за трудовой день ноги. Однажды, будучи в Киеве по приглашению со своей свитой, Владимир Мономах проезжал по городу и сразу заметил необычные движения Петра, обратившись с вопросом к тогдашнему митрополиту Никифору. Уже спустя несколько дней никому не известный ранее каменщик танцевал перед самим великим князем, развлекая его круглые сутки. Эта пляска, иногда именуемая как «Под-Присядка», приобрела в древнем Киеве большую популярность и дошла до современных времен практически неизменной, сохранив свой основной набор движений. Зачастую именно с присядкой иностранцы ассоциируют русские народные танцы, названия которых они пусть и не знают, но могут отличить их по самобытности и широте подачи.

Хоровод как один из основных русских танцев

Этому особому и уникальному виду русской национальной хореографии тяжело присвоить какую-то конкретную дату появления, так как глубина его проникновения в истоки Древней Руси поистине завораживает. Можно с уверенностью сказать, что еще древние славянские племена водили хороводы, по-своему празднуя тот или иной праздник.

Разумеется, название русского народного танца подобного рода напрямую отображает его основную особенность - «водить хором». Как правило, такие пляски всегда были приурочены к какому-то торжественному событию (встреча весны, народное гулянье в честь хорошего урожая и т.п.). Жители всегда готовились заранее, созывали гостей из других городов и деревень, пекли караваи и красили яйца.

Существует также распределение русских хороводов и по временам года. Самые веселые поры - весна, лето и осень, и именно в эти периоды жители плясали больше всего, отдавая дань силам природы и отмечая каждый прожитый день с радостью и любовью, присущими лишь русскому народу.

Популярная русская пляска-импровизация

Вместе с хороводами широко распространены в народе и так называемые пляски-импровизации, главное отличие которых заключается в том, что принимающие в них участие танцоры не ограничены каким-либо одним определенным типом движений, а каждый свободно может продемонстрировать то, на что способен. Вся их суть заключается в том, что порой такие выступления являлись неожиданностью не только для зрителей, но и для самого исполнителя. Именно поэтому их и принято ассоциировать с импровизацией.

Как правило, юношей и девушек с самых малых лет учили, как исполнять подобные русские народные танцы. Названия этих номеров известны сейчас практически каждому россиянину («Барыня», «Во саду ли», «Валенки» и пр.), что позволяет уверенно говорить о не теряющем популярности таком виде фольклорного искусства. Конечно же, со временем в этих танцах появились новые элементы, они стали более динамичными и сложными, но это лишь в еще большей степени повысило интерес граждан к полюбившимся номерам.

Игровые русские народные танцы

Не меньшее внимание следует уделить и этому жанру национальной хореографии, в котором как ни в одном другом выражалась заинтересованность людей явлениями природы и проявлялась творческая наблюдательность, что особенно явно видно в подражании, к примеру, метелице, ветру, иногда - медведю, зайцу и пр.

Как становится понятно из названия, такие танцы имеют ярко выраженную игровую часть, где исполнитель не просто танцует, а выступает в качестве одного из представителей флоры или фауны, придавая им некоторые человеческие черты.

В этих номерах особенно ярко отображается осмысленное отношение русского человека к окружающей его жизни. Поэтому все составляющие игровых танцев призваны максимально точно подчеркивать те или иные особенности и повадки животных, что проявляется в дизайне костюмов, музыке, пластике, игре света и тени и актерской работе. А синтез всех этих составляющих позволяет создать уникальный и неповторимый стиль исполнения, столь популярный среди народа.

Народный танец с медведями

Такой вид развлечения впервые датируется 907 годом, когда великий князь Олег со своим народом в Киеве праздновал победу, одержанную над греками. В тот день его величество развлекали 16 переодетых в медведей танцоров, а также 4 настоящих медведя, которые были одеты в костюмы людей. По окончании мероприятия Олег приказал отпустить медведей на волю, а ряженых исполнителей было приказано казнить, так как, по преданию, плохо видящий князь разглядел в них ненавистных ему северных послов, так и не отдавших ему долг, равный нескольким сотням шкурок куницы.

Так или иначе, подобные забавы практиковались на Руси очень часто, и выступления с медведями стали постоянной забавой, в особенности для гостей, не привыкших к этим диким зверям. Возможно, именно после этого облик русского человека начал ассоциироваться с этим сильным, могучим, но обычно доброжелательным животным.

Во все времена в России ценили и уважали традиции, а поэтому сохранили до наших времен и такое творчество, как народные танцы. Названия основных народных танцев, как становится понятно из всего вышесказанного, полностью отображают саму их суть и олицетворяют собой простоту и широту души. Поэтому важно сохранить подобный фольклор неизменным, чтобы потомки могли лично убедиться в том, что искусство на Руси было в почете, а также сделать так, чтобы народное достояние процветало еще долгие годы.

Интерес к собственной истории и культуре, а особенно этнике, сегодня наблюдается во многих странах мира. Это и соответствующие мотивы в одежде, и песни «с налетом народности». Конечно, ходить по улицам в кокошнике – не самый уместный вариант, однако заняться народными танцами стоит многим, особенно тем, кто увлечен традициями предков.

  1. Какими бывают русские танцы?
  2. Как на Руси кадриль плясали?
  3. Кто водит хороводы?
  4. Зайка пляшет, лапкой машет...
  5. В глубины русской классики

Какими бывают русские танцы?

Сегодня принято выделять основные виды народных танцев. Список их включает в себя хороводы, кадриль и пляску. Но в каждом из них - столько разновидностей! Они позволяют танцору проявить индивидуальность, показать артистичность и мастерство владения своим телом, изобретательность и находчивость.

Некоторые исследователи также относят к этим танцам и танок, хотя этот вид больше характерен для украинских танцевальных традиций, а в России его исполняли только в некоторых южных регионах.

Как правило, рассматривая виды русских народных танцев, говорят именно о первых трех категориях, поэтому на них и стоит остановиться подробнее.

Как на Руси кадриль плясали?

Во-первых, важно отметить, что сам по себе этот танец не является исконно русским, ведь пришел он все-таки из Франции. Именно там в салонах отплясывали кадриль - галльский вариант английского контрданса. Французская кадриль состояла из пяти фигур: «Штаны» (название пришло из популярной в то время песни), «Лето», «Курочка» (еще одно песенное название), «Пастораль» и «Финал». Движения танца были довольно сложными и требовали от салонных танцоров большого мастерства.

В России кадриль сначала прижилась на дворянских ассамблеях, а затем бесповоротно ушла в массы. Русские танцовщики внесли в нее немало своих элементов, в частности – все тех же хороводных или плясовых. Таким образом, кадриль можно смело отнести к видам русских народных танцев.

Во-вторых, внимания заслуживают особенности именно этого танцевального варианта. Их несколько. Кадриль – танец парный, поэтому количество его участников обязательно делится на два. При этом количество самих пар не ограничивается. По форме кадриль бывает:

  • Угловая (квадратная). 4 пары становятся по сторонам воображаемого четырехугольника. Переходы происходят по диагонали.
  • Двухрядная (линейная). Участники (от 2 до 16 пар) выстраиваются в две линии и движутся навстречу друг другу.
  • Круговая. 2, 4 или 8 пар перемещаются по кругу, по часовой стрелке или против ее движения. Возможны также проходы к середине круга и обратно.

Кроме того, в русской кадрили насчитывается до полутора десятка фигур, каждая из которых отделяется от другой паузой. В это время танцоры могут хлопнуть в ладоши, поклониться или притопнуть. Названия фигур связаны:

  • с сюжетом танца («знакомство», «прогулочка», «разлучная», «девки нарасхват», «прощальная»);
  • с характером движения («звездочка», «воротца», «корзинка», «гребенка»);
  • с местом «жизни» русской кадрили («шуйская», «давыдковская»).

Часто в кадрили танец сочетали с исполнением частушек - припеванием. Пели или все танцоры хором, или по очереди, передавая эстафету друг другу.

Кто водит хороводы?

Помимо кадрили, наши предки также уделяли немалое внимание и хороводам. Этот вид танцев является достаточно древним, поскольку берет начало еще от культовых славянских плясок. Древние хороводы были посвящены Яриле, богу солнца и жизненной силы. И круговое построение танца тоже уподобляло его солнцу - огненному колесу. Хороводы водили только женщины, перемещаясь строго «посолонь», по ходу небесного светила.

Со временем танец утратил свое обрядовое значение и стал бытовым. Его фигуры рассчитаны и на женщин, и на мужчин. Хоровод объединяет в себе плясовой и игровой виды народных танцев. Участники выполняют особые, иногда довольно замысловатые проходки и повороты, сопровождая их пением (хороводные припевки) и разыгрывая какой-то сюжет. При этом они держатся за руки - или за ленту, платок, шаль, - и следят, чтобы связь не нарушалась до конца хоровода.

Выделяют две основные категории хороводов:

  • игровые (они имеют четкий сюжет, о котором рассказывает сопровождающая песня);
  • орнаментальные (здесь песня служит лишь музыкальным фоном).

Композиция орнаментальных хороводов бывает довольно сложной. Участники движутся не только вкруговую, но и восьмеркой, рядами, змейкой или в колонну. Они перестраиваются, переходят с места на место, выплетая из хороводной цепи красивые и четкие рисунки - фигуры. В орнаментальном варианте их много, но при этом общая лексика танца отличается сдержанностью и даже строгостью. Главная задача исполнителей - как можно точнее соразмерить свой шаг с напевом и добиться высокой слаженности в выполнении фигур.

Игровые хороводы, напротив, отличаются наличием внятного сюжета, который танцорам предстоит отыграть - и не просто выдержать канву событий, а еще и передать эмоции действующих лиц. Композиция танца при этом упрощается, на первое место выходят жесты и мимика исполнителей. Они движутся по кругу, парами или линиями. Часто одна пара, разыгрывая ключевой эпизод сюжета, выходит в центр круга. В хороводе появляется всевозможный реквизит: ленты, платки, предметы обихода и даже мелкая мебель - например, табуретка.

В этом танце, как правило, немало участников, поэтому аренда помещения под танцевальный зал , где будут водить хороводы, должна учитывать этот факт.

Зайка пляшет, лапкой машет...

Есть и еще один вид народного танца, который насчитывает максимальное количество разновидностей. Конечно, речь идет о пляске. Если остальные виды народных танцев все-таки подразумевают достаточное количество участников, то пляска вполне может быть одиночной, либо выполняться по очереди (перепляс). Кроме того, бывает она парной, массовой и групповой.

Если остальные виды народных танцев все-таки подразумевают достаточное количество участников, то пляска вполне может быть одиночной, либо выполняться по очереди (перепляс). Кроме того, бывает она парной, массовой и групповой. Главная особенность русской пляски - импровизация. Движения танца, поначалу сдержанные, с каждым музыкальным тактом становились все разнообразнее. Пляска позволяла исполнителю не только проявить свое мастерство, но и выразить характер. Требования к танцору тоже предъявлялись немалые: чтобы откалывать сложные коленца, нужны были ловкость, физическая сила, выносливость и отменная координация.

Как и все виды русских народных танцев, пляска отличается богатой и разнообразной лексикой. Она включает сложные шаги («дроби», «ковырялочку», «гармошку»), верчение, прыжки, присядки, припадания и прочее. Рисунок танца складывается из проходок, перебежек, сольных выходов. Движения не подчинены никаким канонам: каждый исполнитель может применить полюбившийся ему прием в любой момент танца. Определенные стандарты существуют только для эмоциональной составляющей пляски: от мужчин требуется удаль, размах, сила и уважительное отношение к партнерам, а от женщин - величавость, плавность, изящество, но при этом живость и задор.

В глубины русской пляски

Одиночная пляска исполняется танцорами любого пола. Она дает им возможность показать свою изобретательность, искусность и привлекательность. Парная пляска - это всегда диалог. Юноша и девушка разыгрывают отношения между влюбленными: притяжение, флирт, ревность или легкую обиду.

Особой формой соревнования между молодыми мужчинами был перепляс. Он проводился по разным правилам. Например, первый танцор показывал какое-то движение или их комбинацию. Второй в точности повторял увиденное и добавлял что-то свое, От выхода к выходу коленца усложнялись. Был и другой вариант: танцоры по очереди демонстрировали свои приемы, причем каждый новый участник не имел права повторять движения предыдущих. Проигрывал тот, у кого раньше заканчивался набор коленец.

Долгое время в переплясе соревновались одиночные танцоры. В последнее десятилетие мода изменилась: теперь на площадку выходят пары или небольшие группы. Правила состязания остались прежними, но массовость придает ему особую зрелищность.

В массовой пляске не ограничено ни число участников, ни их пол, ни возраст. Основная задача исполнителя - сплясать лучше, чем сосед. Он может переходить от партнера к партнеру или танцевать соло, использовать любые движения, строить рисунок танца на свое усмотрение.

Сегодня я начну рассказывать о мужских движениях русского народного танца и первыми будут присядки. Согласитесь, это неотъемлемая часть мужкого танца.

Итак, что же такое приясядка? Присядкой называются свойственные только мужскому танцу движения, основой которых является глубокое приседание.

Присядки делятся на два вида:

1-й вид. Исполнитель после каждого глубокого приседания поднимается в рост.
2-й вид. Исполнитель делает все движение на глубоком приседании, не поднимаясь в рост.

Выполнение присядок 1-го вида .

Исполнитель, чуть подскочив, резко и глубоко приседает на полупальцах по 1-й позиции, пятки вместе, носки врозь, колени направлены в стороны. Затем исполнитель поднимается с глубокого приседания, слегка подскакивая, и с подскока опускается или на обе ноги, или на одну ногу.
Опускаясь в глубокое приседание, необходимо до конца движения держать себя на упругих мышцах бедра и голени, не давая нагрузку на коленный сустав.
Во все время присядки корпус прямой, подтянутый. Необходимо крепко держать спину, напрягая мускулы и соединяя лопатки. Ни в коем случае нельзя наклоняться вперед.
Присядки 1-го вида могут выполняться отдельно и в сочетании с другими движениями - с «ковырялочкой», хлопушками, подскоками и т. д.

Присядки 2-го вида.

По сравнению с присядками 1-го вида более разнообразны по технике выполнения. В некоторых из них исполнитель, не поднимаясь с глубокого приседания, поочередно перескакивает с одной ноги на другую, в других, опираясь на одну ногу и поднимая свободную ногу, вращается на опорной ноге и т. д.

Присядки как 1-го, так и 2-го вида могут выполняться на месте и с продвижением вперед или в сторону, за исключением «волчка», который выполняется всегда на месте.

Рассмотрим присядки, которые относятся к 1 виду

Исполнитель поднимается с глубокого приседания поочередно то на одну, то на другую ногу, одновременно выбрасывая свободную ногу вперед. Исходное положение ног: 1-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

Раз
пальцах обеих ног по 1-й позиции, пятки вместе, носки врозь, колени направлены в стороны.
И Пауза.
Два Исполнитель с небольшим подскоком поднимается с глубокого приседания
и опускается на низкие полупальцы левой ноги, присогнутой в колене. Правая нога поднимается невысоко вперед, свободная в колене и подъеме.
И Пауза.

Движение продолжается с другой ноги. Корпус прямой.

В этой присядке можно выбрасывать ногу не прямо вперед, а вперед накрест опорной ноги. Когда правая нога поднимается вперед накрест левой ноги, обе руки броском переводятся вправо, не выше талии, локти свободны, голова приподнята нелегка повернута к левому плечу; когда поднимается левая нога, руки переводятся влево, голова поворачивается к правому плечу.


Исполнитель поднимается с глубокого приседания на одну ногу, одновременно поднимая свободную ногу в сторону. Исходное положение ног: 1-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

(Раз) Исполнитель с чуть заметного подскока резко и глубоко приседает на полу-
пальцах обеих ног по 1-й позиции, колени направлены в стороны. Корпус прямой, голова направлена лицом к зрителю.
(И) Пауза.
(Два) Исполнитель резко поднимается с глубокого приседания, слегка отскакивая вправо, и опускается или на всю ступню, или на низкие полупальцы правой ноги, присогнутой в колене. Левая нога поднимается невысоко влево и чуть вперед, колено и подъем свободны. Корпус или прямой, или чуть отклонен к опорной ноге, голова приподнята и повернута к левому плечу. Правая рука поднята вправо, левая лежит сбоку на талии,
(И) Пауза.

Движение выполняется или поочередно с одной и другой ноги или все время с одной ноги: исполнитель отскакивает несколько раз вправо на правой ноге и поднимает левую ногу влево (и наоборот).

Эту присядку можно выполнять несколько иначе: не поднимая свободной ноги в сторону, а ставя ее в сторону на каблук. Опорная нога после подскока опускается на всю ступню, колено более присогнуто. Движение может выполняться в быстром и среднем темпе.

Присядка с проскальзыванием на каблуках во 2-ю позицию

Исполнитель поднимается с глубокого приседания на обе ноги и на каблуках проскальзывает во 2-ю позицию. Исходное положение ног: 1-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

(Раз) Исполнитель с чуть заметного подскока резко и глубоко приседает на полупальцах обеих ног по 1-й позиции, колени направлены в стороны,
(И) Пауза.
(Два) Исполнитель, резко поднимаясь с глубокого приседания, проскальзывает на каблуках в стороны, в широкую выворотную 2-ю позицию. Колени вытянуты.
(И) Пауза.

На счет «раз» следующего такта исполнитель с каблуков с чуть заметного подскока опускается в глубокое приседание по 1-й позиции. Корпус прямой.

Исполнитель поднимается с глубокого приседания на носки обеих ног, затем перескакивает на каблуки по 2-й позиции. Исходное положение ног: 1-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

(Раз) Исполнитель с чуть заметного подскока резко и глубоко приседает на полупальцах обеих ног по 1-й позиции, колени направлены в стороны.
(И) Исполнитель с небольшим подскоком резко поднимается с глубокого приседания и вскакивает на полупальцы по обратной 2-й позиции. Колени присогнуты и направлены внутрь, т. е. одно к другому, ступни направлены в стороны.
(Два) С полупальцев исполнитель перескакивает на каблуки обеих ног, ставя их выротно по 2-й позиции и разгибая колени.
(И) Пауза.Корпус прямой.

Присядка с проскальзыванием на каблуках одной ногой вперед, другой назад

Выполняя этот вид присядки, исполнитель поворачивается после двух глубоких приседаний на полкруга, то спиной, то лицом к зрителю. Исходное положение ног 1-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

Движение занимает четыре такта.

1 — й такт
(Раз) Исполнитель с чуть заметного подскока.резко и глубоко приседает на полупальцах обеих ног по 1-й позиции, колени направлены в стороны.
(И) Пауза.
(Два) Исполнитель, резко поднимаясь, проскальзывает на каблуках обеих ног, причем правая нога выдвигается вперед, левая отводится назад. Колени вытянуты.
(И) Пауза.

2-й такт
(Раз) Исполнитель с каблуков с чуть заметного подскока резко опускается в глубокое приседание на полупальцы по 1-й позиции.
(И) Пауза.
(Два) Исполнитель, резко поднимаясь, с небольшим подскоком поворачивается на полкруга влево, спиной к зрителю и проскальзывает на каблуках обеих ног, выдвигая левую ногу к заднику сцены и отвоДя правую назад, в сторону зрителя. Колени вытянуты.
(И) Пауза.

3-й такт
(Раз)
(И) Пауза.
(Два) Исполнитель, резко поднимаясь, спиной к зрителю, проскальзывает на каблуках обеих ног, выдвигая правую ногу к заднику сцены, левую отводя назад, в сторону зрителя.
(И) Пауза.

4-й такт
(Раз) Глубокое приседание, как в 1-м такте, но спиной к зрителю.
(И) Пауза.
(Два) Исполнитель, резко поднимаясь, с небольшим подскоком поворачивается на полкруга влево, лицом к зрителю и проскальзывает на каблуках обеих ног,
выдвигая левую ногу вперед, правую назад,
(И) Пауза.

Корпус во время всего движения прямой. Руки в положении № 1. Выполняется движение четко, легко, живо. Темп медленный, средний или быстрый.

Приясядка «с ковырялочкой»

Исполнитель поднимается с глубокого приседания на одну ногу, затем делает другой ногой движение «ковырялочки».Исходное положение ног: 1-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

(Раз) Исполнитель резко и глубоко приседает на полупальцах обеих ног по 1-й позиции, колени направлены в стороны. Корпус прямой, голова прямая.
(И) Исполнитель с маленьким подскоком резко поднимается с глубокого присе-
дания на всю ступню правой ноги, присогнутой в колене. Левая нога, согнутая в колене, ставится невыворотно на носок, на расстоянии стопы влево от носка правой ноги, колено направлено вправо, ступня - влево. Корпус слегка поворачивается левым плечом вперед, голова-к левому плечу,
(Два) Левая нога, вытягиваясь в колене, ставится на каблук вперед и чуть влево.
Корпус и голова поворачиваются к левой ноге.
(И) Пауза.

Движение продолжается с другой ноги и может выполняться с тройной «ковырялоч-кой» после одного глубокого приседания.

Присядка с ударами ладонью по голенищу сапога

Исполнитель, поднявшись после глубокого приседания на одну ногу, поднимает другую ногу вперед и ударяет ладонью по голенищу сапога поднятой ноги. Исходное положение ног: 1-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

(Раз ) Исполнитель, чуть подскочив, резко и глубоко приседает на полупальцах обеих ног по 1-й позиции, колени направлены в стороны. Корпус прямой, голова прямая,
(И) Пауза.
(Два) Исполнитель с небольшим подскоком резко поднимается на всю ступню правой ноги, одновременно поднимая впред слегка Еыворотно согнутую в колене левую ногу и ударяет ладонью правой руки по голенищу сапога левой ноги. После удара правая рука приближается спереди к корпусу. Левая рука отведена влево. Корпус наклонен на правый бок, голова повернута и наклонена к руке, делающей удар.
(И) Пауза

Со следующим тактом движение повторяется причем исполнитель ударяет ладонью левой руки по голенищу правой ноги.

Второй вариант этого движения: на счет «два» исполнитель ударяет ладонью не по голенищу, а по подошве сапога.
Третий вариант: вместо удара по голенищу сапога на счет «два» исполнитель может делать простой хлопок в ладоши под коленом ноги, поднятой вверх. В этом случае нога поднимается вперед без выворотности с чуть присогнутым коленом, направленным вперед.

Присядки 2-го вида

«Ползунок». «Ползунок» 1-го вида.

Не поднимаясь с глубокого приседания, исполнитель перескакивает на полупальцах с одной ноги на другую, поочередно выбрасывая вперед то правую, то левую ногу.

Исходное положение: исполнитель находится на глубоком приседании по 6-й позиции, на полупальцах, колени направлены вперед.
Музыкальный размер: 2/4.

(Раз) Чуть подскочив, но не поднимаясь с глубокого приседания, исполнитель перескакивает на полупальцы левой ноги. Правая нога поднимается вперед, вытягиваясь в колене, подъем свободен.
(И) Пауза.
(Два) Не поднимаясь с глубокого приседания, исполнитель перескакивает на полупальцы правой ноги. Левая нога поднимается вперед, подъем свободен, и (И)Пауза.

Выполняя «ползунок», нельзя «оседать», давая нагрузку на коленный сустав: во все время движения необходимо держать тяжесть тела на упругих мышцах бедра и голени. Корпус прямой, подтянутый. Руки находятся в положении № 1, № 2, во 2-й позиции и т. д. «Ползунок» выполняется легко, живо, в быстром, среднем и медленном темпе.

«Ползунок» 1-го вида может сочетаться с хлопками в ладоши под ногой, вытянутой вперед. Хлопки делаются или одновременно с выбрасыванием ноги вперед, т. е. на счет «раз» и «два», или же после выбрасывания ноги, т. е. на счет «раз-и», «два-и». Во время хлопков корпус наклонен вперед.

Ползунок» 2-го вида.

Перескакивание с ноги на ногу выполняется, как в 1-м виде. Различие только в том, что, выбрасывая ногу вперед, исполнитель ставит ее на каблук.
Перескакивания с ноги на ногу выполняются по 1-й позиции, ноги поочередно выбрасываются не вперед, а в сторону.

«Волчок»

Исполнитель вращается на одной ноге, на глубоком приседании, помогая вращению руками, которые упираются ладонями в пол. Исполнитель находится на глубоком приседании на полупальцах правой ноги, колено и носок направлены вперед. Левая нога поднята влево или вперед и во время движения все время находится в воздухе.

Корпус сильно наклонен вперед, к опорной ноге. Руки упираются ладонями в пол на расстоянии ширины плеч, пальцы направлены вперед. В таком положении юноша выполняет вращение вправо, быстро перебирая руками по ходу вращения, т. е. поочередно опуская на пол ладонь правой, затем левой руки, на каждую восьмую такта. Опорная нога вращается на месте, на подушечке стопы.

С глубокого приседания исполнитель подскакивает слегка вверх с поджатыми и скрещенными ногами, затем опускается на полупальцы обеих ног. Исходное положение ног: 1-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

(Раз) Исполнитель, подскочив, резко опускается на полупальцы в глубокое приседание по 1-й позиции.
(И) Исполнитель, не поднимаясь с глубокого приседания, подскакивает невысоко вверх, скрещивая ноги, согнутые в коленях, правая спереди, левая сзади.
(Два) Исполнитель с подскока опускается в глубокое приседание на полупальцы обеих ног по 1-й позиции.
(И) Подскок вверх, как на счет «раз-и», скрещивая ноги, левая спереди, правая
сзади.

Исполнитель в этом виде присядки должен отскакивать невысоко от пола, упруго, как мячик после удара об пол. Корпус прямой.

Вот такие виды прясядок есть в русском народном танце. Если знаете еще, дорогие коллеги, добавляйте!

С уважением, Наталья Довбыш

По материалам http://piruet.info

сайт теперь и вКонтакте Присоединяйтесь!




Top