Как называется напиток в тренировочном лагере воропаева. Пить или не пить? Вот в чём вопрос!!! Александр III: с оглядкой на городового

В этом издании сохранено все то, что было в предыдущем. Однако времени прошло порядочно, мы много работали, и мне показалось жаль не рассказать хотя бы о главном из того, чем же мы жили, о чем думали все эти очень трудные для нашей науки годы.

Наша, сейчас бурно развивающаяся во всем мире ветвь проблемы «Мозг человека», строится на том, что мы умеем находить в мозгу именно то, что делает человека человеком, что помогает ему держаться на плаву при трудноизлечимых болезнях, пытаемся на основе научного знания выбирать идейно, методически и аппаратно лучшие дороги к здоровью. Десятилетия изучения здорового и больного мозга человека позволили нам ступить на новую, еще не затоптанную землю – исследование топографической мозговой организации и механизмов творчества. Мы увидели, как творчество, которое, как известно, более или менее масштабно преобразует мир, прежде всего преобразует свой собственный мозг. И возможность рассказать об этом сделала для меня идею переиздания книги «Магия мозга и лабиринты жизни», скажем так, менее еретической. Из того, что мы делали раньше, о чем писали, родилось новое знание, озарившее сегодняшний наш трудный день и проявившее значение труда дня вчерашнего.

Наш сегодняшний день состоялся не только благодаря нашему труду в сложнейших условиях, но и благодаря редкой удаче. Моя встреча с Раисой Максимовной Горбачевой помогла нам достойно войти в технологическую эру науки о мозге человека (подробности см. в главе «Почему ПЭТ?»). К сожалению, во многом в эти годы мы все же больше работали «не потому что», а «несмотря на»: несмотря на «смешную» зарплату, непреодолимые сложности каждого шага к новейшему оборудованию, отъезд многих наших одаренных учеников (а это не так-то просто – воспитать ученика) «на постоянное место жительства» туда, где в одночасье подняли цену русским ученым. Возвращения одного ученика я буду ждать до последнего своего дня. В связи с долгожданным общим подъемом страны и несмотря на нежданные новые сложности, я верю сейчас, что наше время пришло. Это – новый виток спирали, на котором необходим и востребуется интеллектуальный потенциал общества, самая мощная сила, которая только одна и способна обеспечить на многие годы устойчивость подъема страны, сделать его необратимым. Научный потенциал страны – и только он – определит ее независимость от траты запасов недр, хотя, конечно, ни нашей, ни любой другой стране дополнительное богатство не в тягость. Особенно, если его вкладывать в дающие отдачу ценности. Подъем страны уже отразился в успехах спорта, а победные успехи в спорте, консолидируя страну, возрождают чувство своей страны. И этой новой нашей стране сегодня мы нужны. Интеллектуальный потенциал нашей страны не единожды истреблялся сознательно. У иностранных журналистов в тяжелые 90-е годы замелькали вопросы: «Понимаете ли Вы, что ущерб, нанесенный интеллектуальному потенциалу Вашей страны, невосполним?»

Интеллектуальный потенциал проверяется на сверхзадачах – если мозг общества находит для них сверхвозможности, за такое общество можно не тревожиться. Нет слов, трагические полосы в нашей жизни не шли на пользу; но от того, что было, к сожалению, не уйти. Это – наша история. А сверхвозможности – есть, они работают. И разговор об утрате потенциала беспредметен.

Интеллектуальный потенциал и, в частности, интеллектуально-научный потенциал – мощнейшая движущая сила общества. Этот же потенциал одновременно и залог долголетия людей этого общества. Особенно зримо здесь работает высшая форма этого потенциала – творчество, научное творчество в частности.

В этой книге – уже не только то, чем мы жили, чем живем, но и наше будущее. Она – мой маленький вклад в научный потенциал страны. А потому спасибо безвременно ушедшему от нас, всегда создававшему мне комфортные условия издателю прошлого выпуска книги Льву Ивановичу Захарову и сегодняшним издателям, почти доказавшим мне целесообразность новой жизни этой книги.

Предисловие к изданию 1999 года

Вперемежку с научными статьями и книгами я писала изредка и нечто более популярное. В 1990 году это была сравнительно оптимистичная «Реraspеrа…». Годы, когда писался этот первый текст, были временем надежд – больших и малых – в самых разных областях. В том числе и в науке. На этом радужном фоне в упрощенном (но не вульгаризированном) виде были представлены наши основные новости в области изучения здорового и больного мозга. В этой же книге как о прошлом, которое не должно повториться, рассказывалось о сложностях и трагедиях, пережитых нашим обществом и нашей наукой в годы советской власти, так и о людях, работающих в науке сейчас.

Однако жизнь развернулась достаточно неожиданно, и мы в короткий срок оказались в нестабильном обществе, где науке, особенно фундаментальной, приходится все сложнее. Поэтому в книге 1994 года («О мозге человека») я рассматривала вновь и научные проблемы, и прогресс в них, и некоторые общественные проблемы, естественно – с позиций физиолога, изучающего законы деятельности мозга. В природе не так уж много общих законов, и многое, открытое в микромире, применимо к макромиру, а знание особенностей деятельности мозга позволяет рассматривать особенности развития общества, в частности, его переходные фазы.

Кроме того, весь период изучения живого мозга человека я стремилась, что называется, «не прикасаться» к так называемым странным явлениям, более или менее редким или практически уникальным, боясь осложнить и так нелегкую нашу работу. К 1994 году по основным позициям физиология человека не только у нас, но и за рубежом, можно считать, прочно встала на ноги. Но к этому времени и моя собственная жизнь резко изменилась, и я сочла своим долгом рассказать о том странном и далеко не всегда объяснимом, что я видела в жизни. Дальнейшее развитие науки, ее методологии и технологии, возможно, внесут какую-то ясность в понимание этих явлений. Но вряд ли их пониманию будет способствовать замалчивание в научной и научно-популярной литературе. Для себя главу о странных явлениях я рассматриваю так: вопрос поставлен. Задача следующих поколений ученых – изучать эти явления и постараться подобрать ключи к ним («Сезам, отворись!»).

Мне казалось, что эта книга будет последней в моей жизни. Но после нее, в 1997 году, была написана маленькая, но емкая книжка сугубо научного содержания, послужившая основой моей вступительной лекции на XXXIII Международном конгрессе физиологических наук, проходившем в Санкт-Петербурге. А дальше произошло следующее.

Холлы трудно осваиваемой географии здания Российской Академии наук. Перерыв в заседании. Вполне обычная суета: кто-то ведет предвыборную кампанию, кто-то решает с начальством РАН финансовые, издательские и другие вопросы – начальство, выпив президентского чая, вышло в народ (к академикам).

В данный момент мне ничего не нужно – никого не ищу, ни с кем не общаюсь. Меня находит приятный человек средних лет: «Наталья Петровна, надпишите книгу – читаю, нравится». С некоторым отчаянием думаю: как же его зовут? Фамилию помню, но ведь мы сейчас от «товарища» отстали, а к «господину» не пристали. Да и не уверена, академик он или член-корреспондент… И тут приходит спасение: книга-то не моя, зачем я буду надписывать чью-то? Серое, невзрачное издание, без фамилии на обложке. Название, правда, знакомое, но я не издавала книг под таким названием. И все-таки, как оказалось, – почти моя. Изрезанная, плохо изданная, с первоначальным условным названием рукописи книги 1994 года «Через тернии – к звездам». Не подписываю эту свою-чужую сиротку. Смотрю, кто издал…

Говорю с редактором ледяным тоном: «Буду подавать в суд!» Дальше – еще тривиальнее: «Вы не имели права!» Ответ отрезвляет: «Не имел. Подавайте. Конечно, выиграете, но денег у нас все равно нет…»

Бехтерева Наталья Петровна
Направления
Науки
Дата рождения
Место рождения

Ленинград, СССР

Гражданство

Россия

Дата смерти
Место смерти

Гамбург, Германия

FreakRank

Я свидетельствую, что лица, обученные видению без использования глаз, действительно способны читать тексты, ранее им неизвестные, и осуществлять целый ряд других действий, обычно требующих зрения. Результаты показали, что наличие каких-либо специальных свойств у обучаемого лица не требуется. Я увидела, прежде всего, наличие системы обучения, где все время идет движение к тому, чтобы максимально использовать возможности организма. Формирование нового видения вполне возможно и у слепых. Исследования подчеркивают его физиологичность для мозга человека. «Мальчики Бронникова» получили и демонстрируют свои сверхвозможности, приобретенные в результате планомерного длительного обучения, осторожно раскрывающего возможность альтернативного (прямого) видения.

Бехтерева Наталья Петровна (7 июля 1924, Ленинград - 22 июня 2008, Гамбург, Германия) - сторонник и популяризатор видения по методу Бронникова , автор научных исследований в области нейрофизиологии мозга. Академик РАН и РАМН, Имеет научные награды за высокий вклад в развитие нейрофизиологии и нейронаук. Автор около 350 научных работ в области физиологии головного мозга человека.

Некоторые не относят Бехтереву к фрикам, считая ее жертвой мошенничества.

Научная деятельность

Окончила 1-й Ленинградский медицинский институт им. И. П. Павлова (1947). Аспирантура в Институте физиологии ЦНС АМН СССР. Работала младшим научным сотрудником в Институте экспериментальной медицины АМН СССР (1950-1954). Затем (в 1954-1962) - в Нейрохирургическом институте им. А. Л. Поленова Минздрава СССР (пройдя путь от старшего научного сотрудника до руководителя лаборатории и заместителя директора). С 1962 в Институте экспериментальной медицины АМН СССР (заведующая отделом нейрофизиологии человека, затем заместитель директора по научной работе, и.о. директора, с 1970 по 1990 - директор).

В 1975 году стала академиком АМН СССР (впоследствии РАМН), а 1981 году - академиком АН СССР. С 1990 года Бехтерева была научным руководителем Института мозга человека РАН, руководителем научной группы нейрофизиологии мышления, творчества и сознания.

Была выбрана вице-президентом Международного союза физиологических наук (1974-1980); вице-президентом Международной организации по психофизиологии (1982-1994).

Работала главным редактором журнала «Физиология человека» РАН (1975-1987); международного журнала «International Journal of Psychophysiology» (1984-1994).

Скончалась утром 22 июня 2008 года в Гамбурге в больнице Святого Георга в возрасте 83 лет после продолжительной болезни. Похоронена на кладбище в Комарово.

Исследование метода Бронникова

В 2002 году сотрудники Института мозга человека РАН, во главе с Н. П. Бехтеревой, провели исследование с целью проверить, действительно ли ученики Бронникова способны воспринимать изображения при условии, что их глаза закрыты маской из непрозрачного материала. И к удивлению научного сообщества, некоторые авторы исследования сенсационно интерпретировали экспериментальные данные как подтверждение реальности «прямого видения» . В результате, только на основании продемонстрированного, Бехтерева сделала однозначный вывод о существовании феномена. Вероятность подтасовки результатов Бехтерева оценила как «незначительную», невзирая на то, что такой феномен до сих пор не был официально подтвержден. Результаты эксперимента были опубликованы в журнале «Физиология человека» и позднее обсуждались на научном семинаре в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН.

О результатах проведенных исследований Н.П. Бехтерева направила письмо президенту Российской Федерации В.В. Путину, с рекомендацией повсеместного введения обучения по методу Бронникова.

Известный нейрофизиолог, научный руководитель Института мозга человека РАН Наталья Бехтерева скончалась 22 июня в одной из немецких клиник.

Наталья Петровна Бехтерева, внучка русского нейрофизиолога Владимира Бехтерева, умерла на 84-м году жизни в Берлине, где проходила лечение в одной из клиник.

Больше полувека Бехтерева занималась изучением "самого непознанного объекта во Вселенной". Она не любила, когда мозг сравнивали с компьютером, а ее - с ясновидящей. Но вместе с тем и не отрицала не объяснимые пока явления, связанные с человеческим мозгом, и посвятила им главу "Зазеркалье" в своей научно-популярной книге "Магия мозга и лабиринты жизни".

Наталья Петровна Бехтерева родилась 7 июля 1924 года в Ленинграде. Ее дед, русский нейрофизиолог Владимир Бехтерев, - тот самый врач, который не испугался поставить диагноз "паранойя" Сталину. Другие, правда, считают, что это только легенда .

"Не знаю, правда ли, что дед поставил такой диагноз Сталину, - говорила Наталья Петровна. - Но известно, что в результате визита к Ленину Бехтерев сказал, что у вождя - сифилис мозга. Если деда и убрали, то затем, чтобы он, не дай бог, не обмолвился среди медиков о поставленном диагнозе".

В годы репрессий отец Натальи Бехтеревой, инженер и изобретатель Петр Бехтерев, был расстрелян, мать отправили отбывать срок в лагере в Мордовии, а Наталью, как дочь репрессированных, поместили в детдом. Она вспоминала , что очень многим обязана директору детского дома Аркадию Кельнеру: "Дома я учебника в руки не брала: я занималась музыкой, языками, много читала и к учебе относилась крайне прохладно. А Кельнер мне сразу сказал: "Положение у тебя такое. Если ты не будешь первой ученицей в школе, мне тебя не отстоять: после седьмого класса ты отправишься на кирпичный завод. Дети так называемых "врагов народа" получали такую путевку в жизнь... И вот в этих обстоятельствах я поневоле стала первой ученицей ".

Характер у нее с ранних лет был твердый. С куклами Наташа не возилась - только на глазах у взрослых, чтобы показать, что благодарна за подарок. Зато когда на уроке истории услышала про Муция Сцеволлу, который, чтобы доказать свою стойкость врагам, клал руку в костер, сама решила устроить себе испытание на стойкость - прикладывала к руке раскаленный гвоздь.

Еще в детстве родители внушали девочке, что она должна стать ученой. "Моя мама все для этого делала. Например, чтобы меня не отвлекала житейская суета, она внушила мне, что я очень некрасива. И с этим убеждением я жила до 34 лет. Если кто-то проявлял ко мне интерес, я думала, что мои молодые люди по-доброму ко мне относятся и не обращают внимание на внешность".

В медицинский институт Бехтерева не стремилась: казалось, что там требуется зубрежка, а не умение думать. Ее привлекали умные специальности, например, связанные с химией, за которой виделось большое будущее. В начале войны она поступила в четыре вуза, но в блокадном Ленинграде остался только медицинский, куда Наталья Петровна пошла с намерением уйти при первой же возможности .

Но в 1947 году она его закончила. Затем была аспирантура в Институте физиологии ЦНС АМН СССР. В 1950 году Бехтерева стала младшим научным сотрудником Института экспериментальной медицины АМН СССР. В 1954 ‑ 1962 годах она занимала должность старшего научного сотрудника, руководителя лаборатории, заместителя директора Ленинградского научно-исследовательского нейрохирургического института имени А.Л. Поленова. С 1962 по 1990 год она была заведующей отделом, заместителем директора по научной работе, и.о. директора, директором Научно-исследовательского института экспериментальной медицины АМН СССР. В 1975 году стала академиком РАМН, а 1981 году - академиком РАН. С 1990 года Бехтерева была научным руководителем Института мозга человека РАН, руководителем научной группы нейрофизиологии мышления, творчества и сознания.

Наталья Петровна исследовала и сформулировала принципы надежности деятельности мозга и открыла мозговой механизм оптимизации мыслительной деятельности - детектор ошибок . С его работой постоянно сталкиваются все. Представьте, что вы вышли из дома и уже на улице вам начинает казаться, что что-то не так. Вы возвращаетесь - так и есть, забыли выключить свет в ванной. Вы забыли выполнить обычное, стереотипное действие - щелкнуть выключателем, и этот пропуск автоматически включил контрольный механизм в мозге. Детекция ошибок может стать и болезнью, когда этот механизм работает больше, чем нужно, и человеку все время кажется, что он что-то забыл.

Исследования Бехтеревой, положенные в основу принципиально новых методов лечения заболеваний нервной системы человека, имеют уникальную практическую ценность. Ее имя известно далеко за пределами той области медицины, в которой она совершила открытия. Наталья Петровна широко известна в России как популяризатор научных данных о работе мозга, устройстве памяти, нервной системе человека.

Наталья Бехтерева - лауреат Государственной премии СССР, вице-президент Международного союза физиологов, почетный член Венгерского общества электрофизиологов, иностранный член Академии наук Австрии. Награждена орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, медалью Ханса Бергера (Германия), медалью Негри (Италия), наградой имени Мак-Каллоха (США), а также золотой медалью имени Бехтерева за цикл работ по исследованиям нейрофизиологических основ высших психических функций головного мозга человека. В ее честь названа малая планета номер 6074 Солнечной системы.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

ГОЛОС КРОВИ. ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ. ЯЧЕЙКА ОБЩЕСТВА. КАЖ-
ДОЕ ИЗ ЭТИХ ПОНЯТИЙ МЫ ИЗУЧИЛИ СО ВСЕЙ ПРИСТРАСТНО-
СТЬЮ. МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ, ВСЛЕД ЗА ЛЬВОМ ТОЛСТЫМ, НЕ ДАВАЛА
НАМ ПОКОЯ. МЫ НАШЛИ РОДСТВЕННИКОВ ТЕХ, КТО ВВЕЛ В РУССКИЙ
ОБИХОД ПОНЯТИЕ «ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ» И ПОСТАВИЛ ДИАГНОЗ ЛЕНИНУ,
СТРОИЛ ДОРОГУ ЖИЗНИ И ЗАВЕЩАЛ ЭРМИТАЖУ КОЛЛЕКЦИЮ МА-
ЛЫХ ГОЛЛАНДЦЕВ. УЧЕНЫЕ, АКТЕРЫ, КОСМОНАВТЫ, ТЕЛЕЖУРНА-
ЛИСТЫ, МУЗЫКАНТЫ И ДЕПУТАТ ГОСДУМЫ ГОВОРЯТ СПАСИБО
РОДИТЕЛЯМ - В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОЭМЕ ЖУРНАЛА «СОБАКА.RU».
Тексты: Виталий Котов, Вадим Чернов, Светлана Полякова,
Сергей Миненко, Сергей Исаев

НАТАЛЬЯ И СВЯТОСЛАВ МЕДВЕДЕВЫ

Внучка и сын академика Натальи Бехтеревой продолжают
изучать мозг человека, как и основатель их научной династии
Владимир Бехтерев.

Святослав: Первое, что мне дали родители, - это круг общения. Я рос в атмосфере научного поиска, знал крупнейших ученых ХХ столетия, среди которых были Орбели и Лебединский, у нас дома жили иностранные специалисты. Так что многие вещи были мне понятны с детства. Второе - это английский язык. Я учил его с ранних лет, толку от этого было мало, но когда язык мне понадобился, я сразу все вспомнил. Третье - чтение. Сейчас, когда вы думаете о том, как выглядел мушкетер, вы представляете Боярского - никакого простора для размышления. А чтение развивает фантазию, учит пониманию и решению жизненных ситуаций.

Наталья: Любовь к чтению - наша семейная черта. Я говорю не только о научной, но и о художественной, и об исторической литературе. Нельзя было оставить книгу на столе, потому что ее обязательно возьмут почитать. Недавно я переехала и не хотела, чтобы в доме было много книг, но спустя три месяца они завелись в каждом углу. Английский я тоже знаю с детства, пять лет жила в Америке. Еще я учила латынь, причем не на уровне пословиц, а читала тексты.

Святослав: Наташа не видела, чтобы я валялся на диване без дела. Умение трудиться я взял от родителей. Но главное из унаследованного - это способ мировосприятия. Наталья Петровна очень много работала и видела перед собой не энцефалограмму, а то, что она значит. У пифагорейцев было тайное братство: им были не нужны внешние атрибуты, они узнавали друг друга по стилю мышления. Был случай, я летел в Америку к Наташе и в самолете разговорился с соседом. Через два часа я сказал: «Я, пожалуй, знаю, кто вы». Он сказал: «А я - кто вы». Как и я, он оказался членом-корреспондентом РАН и сыном одного очень известного академика.

Наталья: Династия - это не просто биографические факты. Это понятия, которые формируются с самого детства, система знаний, на которую накладывается все остальное. Профессорская семья - это жизненные принципы и ценности. Моя деятельность напрямую связана с историей семьи, я работаю в Институте мозга и в Институте Бехтерева, где пишу диссертацию и веду пациентов. Еще в школе я знала, что в конечном итоге буду психотерапевтом. Но психотерапевтами сразу не становятся, нужен какой-то багаж знаний. Я окончила Первый мед и пять лет проработала в Институте Отта акушером-гинекологом. Моя мама до сих пор фанатично предана этой специальности, работает в Первом меде, так что это двойная семейная история. А потом гены взяли свое, и я решила переквалифицироваться.

Святослав: Поначалу я учился очень плохо. Меня выгоняли из школы: один раз за неуспеваемость, дважды за хулиганство, хотя причина состояла в том, что у меня просто было чувство собственного достоинства. Мне было скучно изо дня в день мурыжить одно и то же, я не испытывал никакого пиетета перед учителями. На уроках истории нам рассказывали: «При царизме эти сволочи жрали серебряными вилками и ложками». Так вот у нас в семье «жрали» серебряными приборами.

Наталья: Мне тоже было неинтересно ходить в школу. В восьмом классе я прогуляла уроков больше, чем дней в году, зато прочла всю русскую классику. Тогда родители отправили меня в частную школу на Манхэттен. Там учились дочери Дональда Трампа, Сигурни Уивер. Но кроме интересного общения там было больше свободы в выборе форм обучения. Например, мне никогда не нравились тесты, поэтому я писала сочинения, и не на заданную, а на свободную тему. Работала в театре - рисовала костюмы, была помощником режиссера. Задача психотерапевта - быть разносторонним человеком, уметь понимать и бизнесмена, и гуманитария.

Святослав: У меня к окончанию школы в аттестате была единственная пятерка - по физике, и я поступил на физфак ЛГУ. Это был период «Девяти дней одного года», моя девушка с гордостью могла сказать: «Между прочим, мой парень - физик». Но для меня это был скорее спорт, чем учеба. На «слабо» я вошел в первую десятку студентов, после института нас брали куда угодно. Мне повезло не попасть в Арзамас-16: семьям тех, кто уезжал, сразу давали трехкомнатную квартиру, но их самих я больше никогда не видел. По распределению я оказался в Физико-техническом институте, довольно быстро защитился и стал самым молодым старшим научным сотрудником. Я занимался вещами, которые изучали еще две лаборатории в мире, и все. Обсудить то, что меня волновало, было не с кем, глаза у моих руководителей не горели. А в науке горящие глаза - это самое главное. Кроме того, на мне была партийная работа, которая навсегда отбила у меня интерес к бюрократической деятельности. И я стал присматриваться к тому, что делает Наталья Петровна. Она была категорически против того, чтобы я становился врачом. Наверное, в чем-то это было неправильно, ведь сейчас у меня нет диплома, то есть я не могу оперировать. С другой стороны, мои знания на порядок выше знаний человека, окончившего мединститут, - они шире. Когда мы в итоге стали работать вместе, то получили интересные результаты, потому что я пришел в медицину как физик и ставил вопросы, задавать которые медикам не приходило в голову.


Наталья: Бабушка хорошо помнила своих отца и мать и рассказывала мне о них. Моя прабабушка Зинаида Васильевна была невероятно красивой женщиной. Прадедушка, Петр Владимирович, - крупный инженер, он конструировал военную технику, ставшую актуальной спустя годы. Моя прапрабабушка из древнего рода, она была столбовой дворянкой, а прапрадед Владимир Михайлович Бехтерев - из простой семьи, но своим детям он дал очень хорошее образование.

Святослав: Бабушка со стороны моего отца, физиолога Всеволода Ивановича Медведева, - из польского рода Костюшко. А дедушка был сыном плотника, до трех лет он вообще не говорил, потому что мать рано умерла и им никто не занимался. Он стал летчиком-штурманом, но обнаружилась интересная особенность: на высоте он засыпал. Потом дедушка пошел в медицинский институт, но оттуда его с позором выгнали, поймав на том факте, что он завернул селедку в газету с портретом Троцкого. Тогда он пошел в ветеринары, а в годы войны был в рядах хирургов Красной армии, получил звание полковника, награжден орденом Ленина. Дедушка был знаком с Рокоссовским, есть фотография, где он стоит с Буденным. После войны он стал профессором. Это был настоящий self-made man. Датами, которые резко изменили жизнь нашей семьи, я считаю две. Первая - конец января 1927 года, убийство прадеда, Владимира Михайловича Бехтерева. Все разговоры о том, что он якобы назвал Сталина параноиком, - полная ерунда. Для врача его уровня, а он лечил царя и великих князей, было немыслимо выйти из кабинета первого лица государства и обронить такую фразу. Дело в том, что он лечил Ленина и поставил ему диагноз «сифилис мозга». Официальная причина смерти, естественно, была другой. Бехтерев собирался ехать на международный конгресс в Лондон. Есть версия, что накануне он был отравлен собственной женой, племянницей Ягоды, одного из руководителей ОГПУ. Ни один из членов нашей семьи после этого не подавал ей руки. Вторая - это 23 февраля 1936-го, расстрел дедушки Петра Владимировича Бехтерева, несмотря на то что Ленин написал охранную грамоту: что бы ни случилось, эту семью не трогать. Вместо обеспеченной семьи Наталья Петровна оказалась в детском доме. Оттуда было два пути: на кирпичный завод и на панель. Шанс был только один - учиться. И Наталья Петровна стала учиться, дальнейшее вы знаете. Если бы все было иначе, может, и нас бы на свете не было.

Бехтерева Наталья Петровна, биография которой свидетельствует о том, что она была человеком с непростой судьбой, являлась внучкой великого психиатра и невропатолога Бехтерева Владимира Михайловича и дочкой выдающегося изобретателя и инженера Бехтерева Петра Владимировича. О том, каким был ее читайте в данной статье.

Биография: Наталья Петровна Бехтерева — юные годы

Детство Натальи было нелегким. Родилась она в 1924 году (7 июля) в Ленинграде. В 1938 году ее отец, выдающийся изобретатель, был объявлен врагом народа и расстрелян. Мать, Бехтерева Зинаида Васильевна, врач по профессии, подверглась репрессиям и была отправлена в лагерь. Как говорит биография, Наталья Петровна Бехтерева, ее брат и сестра остались сиротами. Старшие, Наталья и Андрей, попали в детский дом, где все знали о том, что они - дети врага народа, потому там им жилось несладко. Младшую сестру Натальи забрали дальние родственники, и о ее дальнейшей судьбе нет никаких сведений.

Биография: Наталья Петровна Бехтерева - карьера

В 1947 году будущий профессор закончила в Ленинграде. Первое время после учебы (1950-1954) трудилась в Институте экспериментальной медицины. В это же время закончила аспирантуру Института физиологии ЦНС АМН Советского Союза. В 1954 году Наталья Петровна пришла в Нейрохирургический институт им. А. Л. Поленова, начала работу старшим научным сотрудником, а в 1962 году была уже на посту заместителя директора. В этом же году она первой предложила эффективный, как позже показала практика, метод лечения, заключающийся во вживлении электродов в а также разработала систему комплексного исследования мозга. Это были первые, но далеко не последние ее достижения, которыми так богата ее биография.

Наталья Петровна Бехтерева с 1975 года академик АМН СССР, а с 1981 года — академик АН СССР, с 1992 — руководитель группы в Институте мозга человека.

В период с 1974 по 1980 года находилась на посту вице-президента в Международном союзе физиологических наук, с 1982 по 1994 — в Международной организации психофизиологии.

Многочисленными научными работами и монографиями также богата ее биография. Наталья Петровна Бехтерева за всю свою карьеру написала около 400 работ по физиологии мозга и даже стала основателем научной школы.

Новое направление в нейрохирургии и неврологии - стереотаксическая неврология — также заслуга Бехтеревой. Открытием было признано выявленное ею свойство нейронов реагировать на смысл речи и участвовать в системах обеспечения мыслеобразования.

Бехтерева Наталья Петровна: «Магия мозга и лабиринты жизни»

Параллельно со статьями и научными публикациями Наталья Петровна писала и более популярные книги. Одной из них является ее «Магия мозга и лабиринты жизни». Здесь научный работник, профессор, пыталась изложить простыми словами вещи, довольно сложные для восприятия человеком, далеким от науки. И это ей удалось, поэтому данную книгу может прочесть каждый. В ней рассказывается об истории формирования одной из увлекательнейших наук, о законах расшифровки активности больного и здорового мозга, раскрываются вопросы о возможностях разума, которые давно волнуют человечество.




Top