Как объяснить что название исторического романа. Символика имен и фамилий в романе Ф.М

  1. Как объяснить, что название исторического романа посвящено выдуманному персонажу рыцарю-крестоносцу Айвенго?
  2. Вальтер Скотт считается родоначальни-ком исторического романа. Историческая проза предполагает не только рассказ о фактах прошлого, но и яркое, живое их изображение. В историческом романе тес-но переплетаются вымысел и историче-ские факты, действуют реальные истори-ческие и вымышленные персонажи. Пи-сатели опираются на изученные ими исторические документы, и в произведе-нии возникают реалии прошлого, подроб-но описываются народный быт и нравы.

    В своих романах В. Скотт показывает жизнь общества в определенную эпоху, исторические события воссоздаются че-рез частную жизнь человека. В каждом повествовании рядом с подлинными исто-рическими событиями тянется сюжетная нить, связанная с судьбой нередко вы-мышленного героя.

    Центральный персонаж романа В. Скот-та не историческое лицо, а вымышленный персонаж. Действие романа «Айвенго» происходит в XII веке. Конфликт развора-чивается между двумя враждующими ла-герями: норманнами, завоевавшими Анг-лию в конце XII века, и англо-саксами, владевшими ею уже в течение нескольких веков и вытеснившими, в свою очередь, племена бриттов. В основу романа поло-жено традиционное для Скотта переплете-ние любовной и политической интриг. Со-общая исторические сведения о жизни средневековой Англии, писатель расска-зывает о рыцарской чести, любви и вер-ности. На фоне ярких исторических собы-тий действует герой, верный рыцарскому кодексу, в любой ситуации поступающий согласно долгу и хранящий верность сво-ей возлюбленной. Он побеждает в поедин-ках рыцарей-тамплиеров, сражается вмес-те с Ричардом Львиное Сердце, принимает участие в крестовом походе, защищает и спишет беззащитных, борется за свою любовь. Таким образом, через вымышленное повествование о храбром рыцаре Айвенго представлена историческая эпоха — жизнь Англии XII века.

  3. Какие герои романа достаточно долго скры-вают свои подлинные имена? Чем это вызвано — фантазией автора или обычаями описываемого времени? Когда и почему автор открывает нам имена героев: Рыцаря Лишенного Наследства, Черного Рыцаря (Черного Лентяя), Локсли? По-пробуйте объяснить использованные в романе псевдонимы.
  4. Для успеха романа важно вызвать инте-рес у читателей, заинтриговать их, заста-вить поверить в тайну и пожелать ее разгадать. Некоторые герои романа по определенным причинам скрывают свои подлинные имена. Айвенго, называющий себя Рыцарем Лишенным Наследства, на-ходится в опале: он оклеветан, изгнан из родного дома и выставлен изменником пе-ред своим правителем Ричардом. Пытаясь восстановить свою честь, он до поры до времени вынужден скрываться под услов-ным именем. Кто скрывается под этим именем, читатель и герои узнают после окончания рыцарского турнира, когда, несмотря на сопротивление раненого Ай-венго, с его головы снимают шлем, чтобы возложить на нее венок победителя.

    Под именем Черного Рыцаря скрывает-ся король Англии — Ричард Львиное Сердце. Тайно вернувшись в Англию, он наблюдает за действиями своего брата — коварного принца Джона, захватившего власть, — чтобы в нужный момент вер-нуть себе престол и страну. Свое имя он открывает в конце романа после захвата замка Фрон де Бефа и освобождения его пленников.

    «У тебя английская душа, Локсли, — сказал Черный Рыцарь, — и ты чутьем угадал, что обязан мне повиноваться. Я Ри-чард Английский!

    При этих словах, произнесенных с ве-личием, подобающим высокому положе-нию и благородному характеру, Ричарда Львиное Сердце, все йомены преклонили колена, почтительно выразили свои вер-ноподданнические чувства и просили про-щение в своих провинностях».

    Робин Гуд, благородный разбойник, скрывающийся под именем Локсли, так-же называет свое настоящее имя в этот момент:

    « - Не зовите меня более Локсли, госу-дарь, и узнайте то имя, которое получило широкую известность и, быть может, до-стигло даже и вашего царского слуха… Я Робин Гуд из Шервудского леса».

  5. Как вы можете объяснить, почему в истори-ческом романе, очень ярко рисующем события XII века, есть также и специальные исторические справки от автора?
  6. Особенностью повествования в романе В. Скотта является яркое проявление его авторской позиции. Автор заявляет, что он прежде всего историк. Он основывает-ся на собственной исторической концеп-ции, так или иначе выражая свое отноше-ние к реальным персонажам. Он приводит мемуарные и документальные свидетель-ства, называет источники, подчеркивает объективность изображаемого. Например, в главе XXIII, где цитируется «Саксон-ская хроника», описаны страшные плоды завоеваний. С точки зрения Скотта, исто-рия развивается по особым законам. Обще-ство проходит через периоды жестокости, постепенно продвигаясь к более нравст-венному состоянию. Эти периоды жесто-кости связаны с борьбой покоренных на-родов со своими завоевателями. В резуль-тате каждый следующий этап развития, примиряя враждующих, делает общество более совершенным.

  7. Найдите этнографические детали, которые органически входят в сюжет произведения.
  8. Этнография отражает особенности бы-та, нравов и культуры народа. Жизнь анг-лийской знати XII века (рыцарские тур-ниры, сражения за свои владения), тради-ции, обычаи и мировосприятие людей, их взаимоотношения, быт простого народа — все это подробно описал в своем романе В. Скотт.

  9. Опишите одного из героев романа. Поду-майте над тем, чем портрет вымышленного героя может отличаться от портрета реально существо-вавшего исторического лица. Постарайтесь под-черкнуть в своем ответе приметы той далекой эпо-хи. Не забудьте сказать и о том, каким вам пред-ставляется отношение автора к герою.
  10. Разницу между портретом вымышлен-ного героя и портретом реального истори-ческого лица можно показать на примере образа короля Ричарда Львиное Сердце. Его больше всего привлекает жизнь прос-того странствующего рыцаря, ему дороже всего слава, которую он завоевывает в одиночку, нежели слава во главе огромно-го войска. Ревекка говорит о нем: «Он бросается в битву, точно на веселый пир. Не одна сила мышц управляет его удара-ми — кажется, будто он всю душу вкла-дывает в каждый удар, наносимый врагу. Это страшное и величественное зрелище, когда рука и сердце одного человека по-беждают сотни людей».

    Такие черты, как мужество, щедрость и благородство в действительности были свойственны, королю Англии. Но, несом-ненно, далек от исторической истины об-раз Ричарда, который в романе В. Скотта выглядит как обаятельный, простой че-ловек и мудрый воин, пекущийся об инте-ресах своего народа, искренне любящий своих подданных. В историческом, под-линном Ричарде черты придворной воспи-танности переплетались с отталкивающей жестокостью и алчностью феодала-разбойника, не уступающей алчности Фрон де Бефа. История войн и набегов Ричарда полна отвратительных фактов, которые решительно противоречат привлекатель-ному образу, созданному В. Скоттом. Под-линный Ричард Львиное Сердце не был так близок к простым людям Англии, не водил их на приступ феодальных замков, не судил так справедливо и мудро. Анг-лийский народ освободился от феодально-го ига не под руководством английских королей, а против их воли.

    Художественный образ тем и отличается от реального, что автор рисует героя та-ким, каким он представляет его. Творче-ски воссоздавая действительность, писа-тель отражает свое восприятие, свои мыс-ли о ней. Приукрасив исторического Ри-чарда, В. Скотт описал его так, что чита-тель верит в правдоподобность образа.

  11. Подготовьте рассказ об английском короле, прозванном Ричардом Львиное Сердце. Напом-ним, что события романа «Айвенго» относятся к последним годам его правления. Возможно, вам нужно будет обратиться к дополнительной литера-туре.
  12. Будущий король Ричард Львиное Сердце родился в Англии, в Оксфорде, в 1157 году. Он получил прекрасное образование, вла-дел несколькими языками, был тонким ценителем музыки и поэзии, физически был очень сильным, мастерски владел оружием, был заядлый охотник, человек редкого/ личного мужества, щедрости и благородства и одновременно с этим жес-токий, коварный, жадный, безрассудный искатель приключений, желающий совер-шать бессмысленные подвиги и завоевы-вать награды и земли. Он не обращал вни-мания на повседневные дела управления своими владениями, был невероятно за-носчив, честолюбив и властолюбив. Все эти качества соединялись в одном чело-веке.

    В 1169 году король Англии Генрих II произвел раздел владений между сы-новьями, по которому Ричард получил Аквитанию, Пуату и Овернь.

    Впоследствии много сил было отдано Ричардом на организацию крестового по-хода за освобождение Иерусалима, захва-ченного войсками египетского правителя Саладина. Ричард истратил на снаряже-ние войска всю казну. «Я продал бы Лон-дон, если бы нашелся покупатель», — го-ворил он. Пока король вел с переменным успехом войну с Саладином, в Англии на-чалась борьба за власть, и Ричард вынуж-ден был отплыть домой, добившись лишь незначительных соглашений, надолго ос-тавив о себе память в арабских землях. По дороге домой Ричард был схвачен и зато-чен в замке на берегу Дуная, но потом был освобожден и даже сумел вернуть себе власть в Англии.

    Вскоре Ричард начал подготовку к войне с Францией, и в 1194 году он покинул Анг-лию. При осаде замка Шалю король был ранен и умер от начавшейся гангрены.

    Историки не один век спорят о личнос-ти Ричарда Львиное Сердце. Одни счита-ют, что Ричард метался по миру, забыв свою страну и разоряя ее города. Другие подчеркивают, что Ричард был истинным сыном своего века — века рыцарства, и его действия вполне вписывались в ры-царский идеал. Ричард в Европе и Азии искал воинской славы и бессмертных подвигов и остался в памяти поколений как великий герой и безуспешный политик.

  13. Среди сцен романа есть встреча отшельника Тука и Черного Рыцаря, которая, как пишет В. Скотт в предисловии к роману, воспроизводит события народных баллад о встрече короля с веселым монахом-отшельником. Как вы объясните внимание ав-тора к этому эпизоду (главы XVI и XVII)?
  14. В. Скотт замечает в предисловии, что общая канва этой истории встречается во все времена и у всех народов. Эта история рассказывает о странствии переодетого мо-нарха, который из любопытства или ради развлечения появляется в низших слоях общества и попадает в разные забавные си-туации. Такие сюжеты чрезвычайно любо-пытны с точки зрения описания нравов времени. Состязание веселого монаха-отшельника (стоит обратить внимание уже на сочетание несочетаемых слов веселый и отшельник), изображающего из себя аскетичного и скромного служителя церк-ви, и скрывающего свое имя короля, выво-дящего на чистую воду плутоватого хозя-ина, занимательно изображено писателем и выявляет характеры основных героев.

  15. Какой женский характер вас заинтересовал? Попробуйте создать портрет одной из героинь ро-мана.
  16. Прекрасная леди Ровена представляет собой типичную романтическую героиню, ради которой отважный рыцарь со-вершает свои подвиги.

    Красавица Ревекка — образ более слож-ный, яркий и интересный. Девушка де-ятельна: она врачует раны, исцеляет боль-ных. Она очень умна и отважна: в минуту наивысшей опасности ведет споры с рыца-рем Храма Буагильбером о роли судьбы: «Люди нередко сваливают на судьбу по-следствия своих собственных бурных страстей». В разговоре с Айвенго она на-зывает рыцарские подвиги жертвоприно-шением демону тщеславия. Ревекка обла-дает чувством собственного достоинства, у нее свои представления о чести — она да-же упрекает Буагильбера за то, что ради нее он готов изменить своей вере. Героиня вызывает уважение, восхищение и сочув-ствие. Ей не суждено стать счастливой, но суждено обрести душевный покой.

  17. Какая сцена романа представляется вам са-мой важной для развития действия?
  18. Часто утверждают, что это Божий суд, хотя есть читатели, для которых кульми-нация — битва за замок де Бефа. Материал с сайта

  19. Сколько сюжетных линий вы видите в ро-мане? Кто их герои?
  20. В романе несколько сюжетных линий:

    1) история жизни и любви храброго ры-царя Айвенго и прекрасной леди Ровены. Героями этой линии являются также Сед-рик — отец Ровены, родственник Атель-стан, Гурт и Вамба; 2) история взаимоот-ношений Ревекки и Буагильбера. Кроме них, герои этой линии — отец Ревекки Исаак, Айвенго; 3) события, связанные с Черным Рыцарем — Ричардом Львиное Сердце.

    Назовите важнейшие моменты сюжетной линии, которая повествует о рыцаре Айвенго и ле-ди Ровене.

    В этой сюжетной линии следует выде-лить рыцарский турнир, захват пленни-ков, осаду замка, встречу Ревекки и леди Ровены.

  21. Какие сцены повествования о рыцаре Бри-ане де Буагильбере и Ревекке можно считать куль-минационными?
  22. Как вы себе представляете природу Англии XII века?
  23. В романе изображены густые непрохо-димые леса, в которых скрываются люди Робин Гуда, и бескрайние долины, окру-жающие замки английской знати.

  24. Есть ли в романе эпилог, который завер-шает сюжетные линии?
  25. Последние страницы романа являются эпилогом и повествуют о том, что про-изошло с героями в дальнейшем.

  26. Какие доказательства того, что перед вами исторический роман, вы могли бы представить?
  27. Повествование об Англии XII века осно-вано на достоверных событиях: борьбе норманнов, захвативших власть, с англо-саксами, возвращении короля Ричарда, деятельности ордена рыцарей Храма, ор-дена тамплиеров, феодальной борьбе. Рас-при ведут к тому, что Англии постоян-но грозит междоусобица, разрушающая жизнь страны, тяжким бременем ложа-щаяся на народ.

    Особенно резко пишет В. Скотт о нор-маннских феодалах. В романе показана эпоха переустройства Англии, превра-щавшейся из страны разрозненных и враждующих между собой феодальных владений в монолитное королевство. Ти-пичен среди прочих рыцарей-разбойников, грабящих английский народ, и крес-тоносец Буагильбер, в его образе нашли отражения черты деятельности тамплиеров. Феодальная церковь представлена аббатом Эймером. Правдиво изображена норманнская знать. Нашла место в по-вествовании и борьба народа против фе-одального произвола во главе с легендар-ным Робин Гудом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • чи можна айвенго назвати лицарем
  • какой я увидел в фильме айвенго англию 12 века
  • вопросы кроссворд по твору айвенго
  • як ставилися герої до авенго у романі
  • gbnfyyz lj ntrcne fqdtyuj

Как объяснить, что название исторического романа посвящено выдуманному персонажу рыцарю-крестоносцу Айвенго?

Вальтер Скотт считается родоначальником исторического романа. Историческая проза предполагает не только рассказ о фактах прошлого, но и яркое, живое их изображение. В историческом романе тесно переплетаются вымысел и исторические факты, действуют реальные исторические и вымышленные персонажи. Писатели опираются на изученные ими исторические документы, и в произведении возникают реалии прошлого, подробно описываются народный быт и нравы.

В своих романах В. Скотт показывает жизнь общества в определенную эпоху, исторические события воссоздаются через частную жизнь человека. В каждом повествовании рядом с подлинными историческими событиями тянется сюжетная нить, связанная с судьбой нередко вымышленного героя.

Центральный персонаж романа В. Скотта не историческое лицо, а вымышленный персонаж. Действие романа "Айвенго" происходит в XII веке. Конфликт разворачивается между двумя враждующими лагерями: норманнами, завоевавшими Англию в конце XII века, и англо-саксами, владевшими ею уже в течение нескольких веков и вытеснившими, в свою очередь, племена бриттов. В основу романа положено традиционное для Скотта переплетение любовной и политической интриг. Сообщая исторические сведения о жизни средневековой Англии, писатель рассказывает о рыцарской чести, любви и верности. На фоне ярких исторических событий действует герой, верный рыцарскому кодексу, в любой ситуации поступающий согласно долгу и хранящий верность своей возлюбленной. Он побеждает в поединках рыцарей-тамплиеров, сражается вместе с Ричардом Львиное Сердце, принимает участие в крестовом походе, защищает и спишет беззащитных, борется за свою любовь. Таким образом, через вымышленное повествование о храбром рыцаре Айвенго представлена историческая эпоха - жизнь Англии XII века.

Какие герои романа достаточно долго скрывают свои подлинные имена? Чем это вызвано - фантазией автора или обычаями описываемого времени? Когда и почему автор открывает нам имена героев: Рыцаря Лишенного Наследства, Черного Рыцаря (Черного Лентяя), Локсли? Попробуйте объяснить использованные в романе псевдонимы.

Для успеха романа важно вызвать интерес у читателей, заинтриговать их, заставить поверить в тайну и пожелать ее разгадать. Некоторые герои романа по определенным причинам скрывают свои подлинные имена. Айвенго, называющий себя Рыцарем Лишенным Наследства, находится в опале: он оклеветан, изгнан из родного дома и выставлен изменником перед своим правителем Ричардом. Пытаясь восстановить свою честь, он до поры до времени вынужден скрываться под условным именем. Кто скрывается под этим именем, читатель и герои узнают после окончания рыцарского турнира, когда, несмотря на сопротивление раненого Айвенго, с его головы снимают шлем, чтобы возложить на нее венок победителя.

Под именем Черного Рыцаря скрывается король Англии - Ричард Львиное Сердце. Тайно вернувшись в Англию, он наблюдает за действиями своего брата - коварного принца Джона, захватившего власть, - чтобы в нужный момент вернуть себе престол и страну. Свое имя он открывает в конце романа после захвата замка Фрон де Бефа и освобождения его пленников.

"У тебя английская душа, Локсли, - сказал Черный Рыцарь, - и ты чутьем угадал, что обязан мне повиноваться. Я Ричард Английский!

При этих словах, произнесенных с величием, подобающим высокому положению и благородному характеру, Ричарда Львиное Сердце, все йомены преклонили колена, почтительно выразили свои верноподданнические чувства и просили прощение в своих провинностях".

Робин Гуд, благородный разбойник, скрывающийся под именем Локсли, также называет свое настоящее имя в этот момент:

" - Не зовите меня более Локсли, государь, и узнайте то имя, которое получило широкую известность и, быть может, достигло даже и вашего царского слуха… Я Робин Гуд из Шервудского леса".

Как вы можете объяснить, почему в историческом романе, очень ярко рисующем события XII века, есть также и специальные исторические справки от автора?

Особенностью повествования в романе В. Скотта является яркое проявление его авторской позиции. Автор заявляет, что он прежде всего историк. Он основывается на собственной исторической концепции, так или иначе выражая свое отношение к реальным персонажам. Он приводит мемуарные и документальные свидетельства, называет источники, подчеркивает объективность изображаемого. Например, в главе XXIII, где цитируется "Саксонская хроника", описаны страшные плоды завоеваний. С точки зрения Скотта, история развивается по особым законам. Общество проходит через периоды жестокости, постепенно продвигаясь к более нравственному состоянию. Эти периоды жестокости связаны с борьбой покоренных народов со своими завоевателями. В результате каждый следующий этап развития, примиряя враждующих, делает общество более совершенным.

Найдите этнографические детали, которые органически входят в сюжет произведения.

Этнография отражает особенности быта, нравов и культуры народа. Жизнь английской знати XII века (рыцарские турниры, сражения за свои владения), традиции, обычаи и мировосприятие людей, их взаимоотношения, быт простого народа - все это подробно описал в своем романе В. Скотт.

Опишите одного из героев романа. Подумайте над тем, чем портрет вымышленного героя может отличаться от портрета реально существовавшего исторического лица. Постарайтесь подчеркнуть в своем ответе приметы той далекой эпохи. Не забудьте сказать и о том, каким вам представляется отношение автора к герою.

Разницу между портретом вымышленного героя и портретом реального исторического лица можно показать на примере образа короля Ричарда Львиное Сердце. Его больше всего привлекает жизнь простого странствующего рыцаря, ему дороже всего слава, которую он завоевывает в одиночку, нежели слава во главе огромного войска. Ревекка говорит о нем: "Он бросается в битву, точно на веселый пир. Не одна сила мышц управляет его ударами - кажется, будто он всю душу вкладывает в каждый удар, наносимый врагу. Это страшное и величественное зрелище, когда рука и сердце одного человека побеждают сотни людей".

Такие черты, как мужество, щедрость и благородство в действительности были свойственны, королю Англии. Но, несомненно, далек от исторической истины образ Ричарда, который в романе В. Скотта выглядит как обаятельный, простой человек и мудрый воин, пекущийся об интересах своего народа, искренне любящий своих подданных. В историческом, подлинном Ричарде черты придворной воспитанности переплетались с отталкивающей жестокостью и алчностью феодала-разбойника, не уступающей алчности Фрон де Бефа. История войн и набегов Ричарда полна отвратительных фактов, которые решительно противоречат привлекательному образу, созданному В. Скоттом. Подлинный Ричард Львиное Сердце не был так близок к простым людям Англии, не водил их на приступ феодальных замков, не судил так справедливо и мудро. Английский народ освободился от феодального ига не под руководством английских королей, а против их воли.

Художественный образ тем и отличается от реального, что автор рисует героя таким, каким он представляет его. Творчески воссоздавая действительность, писатель отражает свое восприятие, свои мысли о ней. Приукрасив исторического Ричарда, В. Скотт описал его так, что читатель верит в правдоподобность образа.

Подготовьте рассказ об английском короле, прозванном Ричардом Львиное Сердце. Напомним, что события романа "Айвенго" относятся к последним годам его правления. Возможно, вам нужно будет обратиться к дополнительной литературе.

Будущий король Ричард Львиное Сердце родился в Англии, в Оксфорде, в 1157 году. Он получил прекрасное образование, владел несколькими языками, был тонким ценителем музыки и поэзии, физически был очень сильным, мастерски владел оружием, был заядлый охотник, человек редкого/ личного мужества, щедрости и благородства и одновременно с этим жестокий, коварный, жадный, безрассудный искатель приключений, желающий совершать бессмысленные подвиги и завоевывать награды и земли. Он не обращал внимания на повседневные дела управления своими владениями, был невероятно заносчив, честолюбив и властолюбив. Все эти качества соединялись в одном человеке.

В 1169 году король Англии Генрих II произвел раздел владений между сыновьями, по которому Ричард получил Аквитанию, Пуату и Овернь.

Впоследствии много сил было отдано Ричардом на организацию крестового похода за освобождение Иерусалима, захваченного войсками египетского правителя Саладина. Ричард истратил на снаряжение войска всю казну. "Я продал бы Лондон, если бы нашелся покупатель", - говорил он. Пока король вел с переменным успехом войну с Саладином, в Англии началась борьба за власть, и Ричард вынужден был отплыть домой, добившись лишь незначительных соглашений, надолго оставив о себе память в арабских землях. По дороге домой Ричард был схвачен и заточен в замке на берегу Дуная, но потом был освобожден и даже сумел вернуть себе власть в Англии.

Вскоре Ричард начал подготовку к войне с Францией, и в 1194 году он покинул Англию. При осаде замка Шалю король был ранен и умер от начавшейся гангрены.

Историки не один век спорят о личности Ричарда Львиное Сердце. Одни считают, что Ричард метался по миру, забыв свою страну и разоряя ее города. Другие подчеркивают, что Ричард был истинным сыном своего века - века рыцарства, и его действия вполне вписывались в рыцарский идеал. Ричард в Европе и Азии искал воинской славы и бессмертных подвигов и остался в памяти поколений как великий герой и безуспешный политик.

Среди сцен романа есть встреча отшельника Тука и Черного Рыцаря, которая, как пишет В. Скотт в предисловии к роману, воспроизводит события народных баллад о встрече короля с веселым монахом-отшельником. Как вы объясните внимание автора к этому эпизоду (главы XVI и XVII)?

В. Скотт замечает в предисловии, что общая канва этой истории встречается во все времена и у всех народов. Эта история рассказывает о странствии переодетого монарха, который из любопытства или ради развлечения появляется в низших слоях общества и попадает в разные забавные ситуации. Такие сюжеты чрезвычайно любопытны с точки зрения описания нравов времени. Состязание веселого монаха-отшельника (стоит обратить внимание уже на сочетание несочетаемых слов веселый и отшельник), изображающего из себя аскетичного и скромного служителя церкви, и скрывающего свое имя короля, выводящего на чистую воду плутоватого хозяина, занимательно изображено писателем и выявляет характеры основных героев.

Какой женский характер вас заинтересовал? Попробуйте создать портрет одной из героинь романа.

Прекрасная леди Ровена представляет собой типичную романтическую героиню, ради которой отважный рыцарь совершает свои подвиги.

Красавица Ревекка - образ более сложный, яркий и интересный. Девушка деятельна: она врачует раны, исцеляет больных. Она очень умна и отважна: в минуту наивысшей опасности ведет споры с рыцарем Храма Буагильбером о роли судьбы: "Люди нередко сваливают на судьбу последствия своих собственных бурных страстей". В разговоре с Айвенго она называет рыцарские подвиги жертвоприношением демону тщеславия. Ревекка обладает чувством собственного достоинства, у нее свои представления о чести - она даже упрекает Буагильбера за то, что ради нее он готов изменить своей вере. Героиня вызывает уважение, восхищение и сочувствие. Ей не суждено стать счастливой, но суждено обрести душевный покой.

Какая сцена романа представляется вам самой важной для развития действия?

Часто утверждают, что это Божий суд, хотя есть читатели, для которых кульминация - битва за замок де Бефа.

Сколько сюжетных линий вы видите в романе? Кто их герои?

В романе несколько сюжетных линий:

1) история жизни и любви храброго рыцаря Айвенго и прекрасной леди Ровены. Героями этой линии являются также Седрик - отец Ровены, родственник Ательстан, Гурт и Вамба; 2) история взаимоотношений Ревекки и Буагильбера. Кроме них, герои этой линии - отец Ревекки Исаак, Айвенго; 3) события, связанные с Черным Рыцарем - Ричардом Львиное Сердце.

Назовите важнейшие моменты сюжетной линии, которая рассказывает о рыцаре Айвенго и леди Ровене.

В этой сюжетной линии следует выделить рыцарский турнир, захват пленников, осаду замка, встречу Ревекки и леди Ровены.

Какие сцены повествования о рыцаре Бриане де Буагильбере и Ревекке можно считать кульминационными?

Как вы себе представляете природу Англии XII века?

В романе изображены густые непроходимые леса, в которых скрываются люди Робин Гуда, и бескрайние долины, окружающие замки английской знати.

Есть ли в романе эпилог, который завершает сюжетные линии?

Последние страницы романа являются эпилогом и повествуют о том, что произошло с героями в дальнейшем.

Какие доказательства того, что перед вами исторический роман , вы могли бы представить?

Повествование об Англии XII века основано на достоверных событиях: борьбе норманнов, захвативших власть, с англосаксами, возвращении короля Ричарда, деятельности ордена рыцарей Храма, ордена тамплиеров, феодальной борьбе. Распри ведут к тому, что Англии постоянно грозит междоусобица, разрушающая жизнь страны, тяжким бременем ложащаяся на народ.

Особенно резко пишет В. Скотт о норманнских феодалах. В романе показана эпоха переустройства Англии, превращавшейся из страны разрозненных и враждующих между собой феодальных владений в монолитное королевство. Типичен среди прочих рыцарей-разбойников, грабящих английский народ, и крестоносец Буагильбер, в его образе нашли отражения черты деятельности тамплиеров. Феодальная церковь представлена аббатом Эймером. Правдиво изображена норманнская знать. Нашла место в повествовании и борьба народа против феодального произвола во главе с легендарным Робин Гудом.

В. Скотт. Айвенго

Как объяснить, что название исторического романа посвящено выдуманному персонажу рыцарю-крестоносцу Айвенго?

Вальтер Скотт считается родоначальни­ком исторического романа. Историческая проза предполагает не только рассказ о фактах прошлого, но и яркое, живое их изображение. В историческом романе тес­но переплетаются вымысел и историче­ские факты, действуют реальные истори­ческие и вымышленные персонажи. Пи­сатели опираются на изученные ими исторические документы, и в произведе­нии возникают реалии прошлого, подроб­но описываются народный быт и нравы.

В своих романах В. Скотт показывает жизнь общества в определенную эпоху, исторические события воссоздаются че­рез частную жизнь человека. В каждом повествовании рядом с подлинными исто­рическими событиями тянется сюжетная нить, связанная с судьбой нередко вы­мышленного героя.

Центральный персонаж романа В. Скот­та не историческое лицо, а вымышленный персонаж. Действие романа “Айвенго” происходит в XII веке. Конфликт развора­чивается между двумя враждующими ла­герями: норманнами,

завоевавшими Анг­лию в конце XII века, и англо-саксами, владевшими ею уже в течение нескольких веков и вытеснившими, в свою очередь, племена бриттов. В основу романа поло­жено традиционное для Скотта переплете­ние любовной и политической интриг. Со­общая исторические сведения о жизни средневековой Англии, писатель расска­зывает о рыцарской чести, любви и вер­ности. На фоне ярких исторических собы­тий действует герой, верный рыцарскому кодексу, в любой ситуации поступающий согласно долгу и хранящий верность сво­ей возлюбленной. Он побеждает в поедин­ках рыцарей-тамплиеров, сражается вмес­те с Ричардом Львиное Сердце, принимает участие в крестовом походе, защищает и спишет беззащитных, борется за свою лю-

бовь. Таким образом, через вымышленное повествование о храбром рыцаре Айвенго представлена историческая эпоха – жизнь Англии XII века.

Какие герои романа достаточно долго скры­вают свои подлинные имена? Чем это вызвано – фантазией автора или обычаями описываемого времени? Когда и почему автор открывает нам имена героев: Рыцаря Лишенного Наследства, Черного Рыцаря (Черного Лентяя), Локсли? По­пробуйте объяснить использованные в романе псевдонимы.

Для успеха романа важно вызвать инте­рес у читателей, заинтриговать их, заста­вить поверить в тайну и пожелать ее разгадать. Некоторые герои романа по определенным причинам скрывают свои подлинные имена. Айвенго, называющий себя Рыцарем Лишенным Наследства, на­ходится в опале: он оклеветан, изгнан из родного дома и выставлен изменником пе­ред своим правителем Ричардом. Пытаясь восстановить свою честь, он до поры до времени вынужден скрываться под услов­ным именем. Кто скрывается под этим именем, читатель и герои узнают после окончания рыцарского турнира, когда, несмотря на сопротивление раненого Ай­венго, с его головы снимают шлем, чтобы возложить на нее венок победителя.

Под именем Черного Рыцаря скрывает­ся король Англии – Ричард Львиное Сердце. Тайно вернувшись в Англию, он наблюдает за действиями своего брата – коварного принца Джона, захватившего власть, – чтобы в нужный момент вер­нуть себе престол и страну. Свое имя он открывает в конце романа после захвата замка Фрон де Бефа и освобождения его пленников.

“У тебя английская душа, Локсли, – сказал Черный Рыцарь, – и ты чутьем угадал, что обязан мне повиноваться. Я Ри­чард Английский!

При этих словах, произнесенных с ве­личием, подобающим высокому положе­нию и благородному характеру, Ричарда Львиное Сердце, все йомены преклонили колена, почтительно выразили свои вер­ноподданнические чувства и просили про­щение в своих провинностях”.

Робин Гуд, благородный разбойник, скрывающийся под именем Локсли, так­же называет свое настоящее имя в этот момент:

“- Не зовите меня более Локсли, госу­дарь, и узнайте то имя, которое получило широкую известность и, быть может, до­стигло даже и вашего царского слуха… Я Робин Гуд из Шервудского леса”.

Глоссарий:

  • Айвенго
  • как объяснить что название исторического романа
  • как объяснить что название исторического романа посвящено
  • как объяснить что название исторического романа посвящено выдуманному персонажу
  • как объяснить что название исторического романа посвящено выдуманному

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. В. Скотт. Айвенго. Найдите этнографические детали, которые органически входят в сюжет произведения. Как вы можете объяснить, почему в истори­ческом романе, очень ярко рисующем события XII...
  2. В. Скотт. Айвенго. Какой женский характер вас заинтересовал? Подготовьте рассказ об английском короле, прозванном Ричардом Львиное Сердце. Напом­ним, что события романа “Айвенго” относятся к последним...

Как объяснить, что название исторического романа посвящено выдуманному персонажу рыцарю-крестоносцу Айвенго?

Вальтер Скотт считается родоначальни­ком исторического романа. Историческая проза предполагает не только рассказ о фактах прошлого, но и яркое, живое их изображение. В историческом романе тес­но переплетаются вымысел и историче­ские факты, действуют реальные истори­ческие и вымышленные персонажи. Пи­сатели опираются на изученные ими исторические документы, и в произведе­нии возникают реалии прошлого, подроб­но описываются народный быт и нравы.

В своих романах В. Скотт показывает жизнь общества в определенную эпоху, исторические события воссоздаются че­рез частную жизнь человека. В каждом повествовании рядом с подлинными исто­рическими событиями тянется сюжетная нить, связанная с судьбой нередко вы­мышленного героя.

Центральный персонаж романа В. Скот­та не историческое лицо, а вымышленный персонаж. Действие романа «Айвенго» происходит в XII веке. Конфликт развора­чивается между двумя враждующими ла­герями: норманнами, завоевавшими Анг­лию в конце XII века, и англо-саксами, владевшими ею уже в течение нескольких веков и вытеснившими, в свою очередь, племена бриттов. В основу романа поло­жено традиционное для Скотта переплете­ние любовной и политической интриг. Со­общая исторические сведения о жизни средневековой Англии, писатель расска­зывает о рыцарской чести, любви и вер­ности. На фоне ярких исторических собы­тий действует герой, верный рыцарскому кодексу, в любой ситуации поступающий согласно долгу и хранящий верность сво­ей возлюбленной. Он побеждает в поедин­ках рыцарей-тамплиеров, сражается вмес­те с Ричардом Львиное Сердце, принимает участие в крестовом походе, защищает и спишет беззащитных, борется за свою лю-

бовь. Таким образом, через вымышленное повествование о храбром рыцаре Айвенго представлена историческая эпоха — жизнь Англии XII века.

Какие герои романа достаточно долго скры­вают свои подлинные имена? Чем это вызвано — фантазией автора или обычаями описываемого времени? Когда и почему автор открывает нам имена героев: Рыцаря Лишенного Наследства, Черного Рыцаря (Черного Лентяя), Локсли? По­пробуйте объяснить использованные в романе псевдонимы.

Для успеха романа важно вызвать инте­рес у читателей, заинтриговать их, заста­вить поверить в тайну и пожелать ее разгадать. Некоторые герои романа по определенным причинам скрывают свои подлинные имена. Айвенго, называющий себя Рыцарем Лишенным Наследства, на­ходится в опале: он оклеветан, изгнан из родного дома и выставлен изменником пе­ред своим правителем Ричардом. Пытаясь восстановить свою честь, он до поры до времени вынужден скрываться под услов­ным именем. Кто скрывается под этим именем, читатель и герои узнают после окончания рыцарского турнира, когда, несмотря на сопротивление раненого Ай­венго, с его головы снимают шлем, чтобы возложить на нее венок победителя.

Под именем Черного Рыцаря скрывает­ся король Англии — Ричард Львиное Сердце. Тайно вернувшись в Англию, он наблюдает за действиями своего брата — коварного принца Джона, захватившего власть, — чтобы в нужный момент вер­нуть себе престол и страну. Свое имя он открывает в конце романа после захвата замка Фрон де Бефа и освобождения его пленников.

«У тебя английская душа, Локсли, — сказал Черный Рыцарь, — и ты чутьем угадал, что обязан мне повиноваться. Я Ри­чард Английский!

При этих словах, произнесенных с ве­личием, подобающим высокому положе­нию и благородному характеру, Ричарда Львиное Сердце, все йомены преклонили колена, почтительно выразили свои вер­ноподданнические чувства и просили про­щение в своих провинностях».

Робин Гуд, благородный разбойник, скрывающийся под именем Локсли, так­же называет свое настоящее имя в этот момент.

Айвенго

Вальтер Скотт – создатель жанра исторического романа. Конечно, и до Вальтера Скотта многих писателей интересовала история. Однако авторы, которые обращались к историческим событиям, отличали одну эпоху от другой лишь именами королей и сменой династий. В художественных произведениях о прошлом творцами истории выступали властители или сильные личности. Писатели и читатели были убеждены, что цари и вожди решают судьбы народов. Взгляд Скотта на ход истории был шире. "В его романах толпятся люди, волнуются страсти, кипят интересы великие и малые, высокие и низкие, и во всем проявляется пафос эпохи, с удивительным искусством схваченный. Прочитать его роман – значит прожить описанную им эпоху, сделаться на время современником изображаемых им лиц, мыслить на время их мыслью, чувствовать их чувством…" – писал в XIX веке критик В. Г. Белинский.

Вальтеру Скотту принадлежат не только художественные произведения, но и исторические труды. Его творчество оказало влияние на создание исторических жанров художественной литературы и на развитие исторической науки.

Знакомясь с его романами, читатель входит в мир иных веков и проживает рядом с героями жизнь, полную опасностей и приключений. Особенностью произведений английского писателя является совершенно ясная система оценок всего происходящего: Вальтер Скотт отчетливо провозглашает кодекс чести и благородства.

В романе "Айвенго" воссоздано историческое время феодальных усобиц XII века, третьего крестового похода (1189–1192). Однако люди жили не только событиями такого глобального масштаба. Читатель видит не сами походы, а нарисованную яркими красками картину жизни в эпоху феодализма: некоторых из участников крестового похода, отзвуки военных неудач и ожесточенные распри феодалов. И все это дается на фоне увлекательного описания реального быта в жилищах богачей и отшельников, популярных развлечений и праздников, привычек людей и примет той поры. В центре сюжета романа эпизоды, типичные для эпохи: турнир рыцарей, осада и штурм замка с целью освобождения заложников.

События романа развиваются вокруг молодого рыцаря Уильфреда Айвенго и прекрасной леди Ровены. Сюжет стремителен. Спасению героев от жестокого крестоносца Бриана де Буагильбера помогает вмешательство короля Ричарда Львиное Сердце и защитника угнетенных Робина Гуда. Любящие сердца выдержали все испытания и соединились.

Ричард Львиное Сердце правил страной с 1189 по 1199 год. Его образ на страницах романа не столько напоминает реального человека, который прожил бурную жизнь, сколько доброго короля из народных преданий. Это герой, которого автор рисует с неподдельной симпатией. Таково его поведение на рыцарском турнире. Способность короля оставаться в стороне от событий и активно вмешиваться только в самой крайней необходимости заслуживает у зрителей насмешливое прозвище Черный Лентяй. Если он не таков, каким был реальный Ричард, то все же очень интересен как герой, который воплощает представление автора об идеальном человеке и властителе. Айвенго – лишь слабая тень его. В этих героях – Ричарде и Айвенго – нет ни одного штриха, который бы испортил облик безупречного рыцаря.

Если учитель вместе с учениками выберут для обсуждения роман В. Скотта "Айвенго", то урок внеклассного чтения можно провести по предложенным вопросам и заданиям.

Вопросы и задания для самостоятельного прочтения романа

1. Сколько сюжетных линий видите вы в романе? Кто их герои?

2. Назовите важнейшие моменты сюжетной линии, которая повествует о рыцаре Айвенго и леди Ровене.

3. Какие сцены повествования о рыцаре Бриане де Буагильбере и Ревекке можно считать кульминационными?

4. Как вы представляете себе природу Англии XII века?

5. Есть ли в романе эпилог, который завершает сюжетные линии?

1. Как объяснить, что название исторического романа посвящено выдуманному персонажу – рыцарю-крестоносцу Айвенго?

2. Какие герои романа достаточно долго скрывают свои подлинные имена? Чем это вызвано: фантазией автора или обычаями описываемого времени? Когда и почему автор открывает нам имена героев: рыцаря Лишенного Наследства, Черного Рыцаря (Черного Лентяя), Локсли? Попробуйте объяснить использованные в романе псевдонимы.

3. Как вы можете объяснить, почему в историческом романе, очень ярко рисующем события XII века, есть также и специальные исторические справки от автора?

4. Найдите этнографические детали, которые органически входят в сюжет произведения.

5. Какая сцена романа представляется вам самой важной для развития действия?

1. Опишите одного из героев романа. Подумайте над тем, чем портрет вымышленного героя может отличаться от портрета реально существовавшего исторического лица. Постарайтесь подчеркнуть в своем ответе приметы той далекой эпохи. Не забудьте сказать и о том, каким представляется вам отношение автора к герою.

2. Подготовьте рассказ об английском короле, прозванном Ричардом Львиное Сердце. Напомним, что события романа "Айвенго" относятся к последним годам его правления. Возможно, вам нужно будет обратиться к дополнительной литературе.

3. Среди сцен романа есть встреча отшельника Тука и Черного Рыцаря, которая, как пишет В. Скотт в предисловии к роману, воспроизводит события народных баллад о встрече короля с веселым монахом-отшельником. Как вы объясните внимание автора к этому эпизоду (главы XVI и XVII)?

4. Какой женский характер вас заинтересовал? Попробуйте создать портрет одной из героинь романа.

5. Какие доказательства того, что перед нами исторический роман, могли бы вы представить?

Иван Андреевич Крылов
(1769 (1768)-1844)

Любое значительное событие в жизни страны всегда вызывает отклик в искусстве. События Отечественной войны 1812 года породили множество ярких произведений, среди них басни Ивана Андреевича Крылова.

Его басни и раньше часто воспринимались современниками не только как моральные поучения: в них видели сатиру на конкретные события. Даже знакомый вам "Квартет" трактовался современниками и как насмешка над литературными обществами, и как насмешка над Государственным Советом. Вот свидетельство современника: "Известно, что продолжительным прениям о том, как их (членов Совета. – Авт .) рассадить, и даже нескольким последующим пересадкам мы обязаны остроумною баснею Крылова "Квартет".

С самого начала Отечественной войны Крылов целиком поглощен этим событием. Доказательство тому – басни и эпиграммы этих месяцев, созданные великим баснописцем.

В августе 1812 года были опубликованы две басни: "Кот и Повар" и "Раздел". Так начался цикл басен Крылова об Отечественной войне. В басне "Кот и Повар" Кот ассоциировался с Наполеоном, который пользуется бездействием Повара. Басня "Раздел" повествует о том, как несколько торговцев стали делить прибыли и так рассорились, что даже не заметили пожара, от которого погибли. Обе басни призывали навести порядок в действиях против Наполеона. Они часто рассматривались как пролог к известной тетралогии басен, посвященных М. И. Кутузову.

Басни "Ворона и Курица", "Волк на псарне", "Обоз", "Щука и Кот" показывают историческую роль Кутузова и полемически заострены против его противников. Напомним, что среди тех, кто не одобрял действия полководца, был и Александр I.

Басня "Ворона и Курица" навеяна карикатурой И. Теребенева "Французский вороний суп". В том же номере журнала, в котором была помещена карикатура, была заметка: "Очевидцы рассказывают, что в Москве французы ежедневно ходили на охоту – стрелять ворон…" Басня "Обоз" оправдывает осторожную тактику Кутузова в противоположность действиям, которые осуществлял Александр I в войне с Наполеоном в 1805–1807 годах.

Басня "Щука и Кот" осмеивает неудачу адмирала Чичагова, который должен был задержать Наполеона при его отступлении из России через Березину. Чичагов опоздал, что вызвало негодование в обществе. "Крылов написал басню о пирожнике, который берется шить сапоги, то есть о моряке, начальствующем над сухопутным войском", – писал современник. В этой басне, в отличие от многих других, в которых не всегда зафиксирована мораль, есть два фрагмента, которые можно считать моралью: одной басня начинается ("Беда, коль пироги начнет печи сапожник, / А сапоги тачать пирожник, / И дело не пойдет на лад…"), а другой заканчивается ("И дельно! Это, Щука, / Тебе наука: / Вперед умнее быть / И за мышами не ходить").

В этой басне уже нет Наполеона: противопоставлены друг другу мудрый и добродушный Кот и завистливый его подчиненный – Щука, адмирал Чичагов, о неуживчивости, упрямстве и надменности которого писали современники. Он не только опоздал перекрыть пути отступления Наполеона, но и пытался в своих неудачах обвинить Кутузова. Позже, эмигрировав из России, в своих "Записках адмирала Чичагова, заключающих то, что он видел и что, по его мнению, знал", он выдвигал обвинения против покойного полководца, и соратники Кутузова были вынуждены публиковать документы, которые опровергали эти обвинения.




Top