Моральный кодекс чести. «Каждая общественная группа имеет свой собственный кодекс чести»

1. Къонах – человек, твёрдо следующий основным принципам кодекса чести “Къонахалла”.

2. Главной целью и смыслом жизни къонаха является служение своему народу (Къам), своему Отечеству (Даймохк). Интересы народа и Отечества для него всегда выше интересов своего тейпа, рода, фамилии.

3. Высшим проявлением служения къонаха является защита Отечества от нашествия врага. Смерть в справедливой войне или при защите своей чести и достоинства предпочтительна для къонаха, чем жизнь в бесчестии и позоре.

4. В служении Отечеству къонах имеет право заниматься любым видом деятельности, кроме тех, которые могут заставить его поступиться принципами кодекса чести или уронить личное достоинство.

5. Созидательный труд не только не унижает, а, наоборот, возвышает достоинство къонаха. Труд во благо Отечества в мирное время является таким же долгом, как и защита своей страны во время войны.

6. Если къонах служит в силу обстоятельств интересам одного человека или группы людей, то в случае, когда они приходят в противоречия с интересами народа, он должен встать на защиту интересов народа. И для того, чтобы не стать клятвопреступником, он не должен присягать никому, кроме Отечества.

7. Къонах должен быть готов к смерти каждое мгновение, ибо нет ничего вечного в этом мире. Он должен помнить о том, что для него есть понятия, которые дороже жизни: Отечество, личное достоинство и честь. Но къонах не должен стремиться к смерти и без необходимости испытывать судьбу, так как жизнь есть высший дар Всевышнего человеку.

8. Главным качеством къонаха является выдержка. В ней проявляются истинное мужество и умение управлять собой и ситуацией. Бездумная храбрость – это мужество с закрытыми глазами, она простительна юнцу, не знающему цены ни свой, ни чужой жизни. Выдержка къонаха – это умение знающего, осознанный шаг на встречу смерти, если иное противоречит интересам Отечества, несовместимо с кодексом чести или личным достоинством.

9. Къонах должен быть скромным в жизни, в быту, в общественных делах. Ум, мужество, деяния къонаха должны оценить, прежде всего окружающие. Но даже субъективность этой оценки не даёт ему повода восхвалять себя самого.

10. Къонах всегда отвечает за свои слова и поступки. Он всегда выполняет данное им другим людям слово и никогда, даже ценой собственной жизни, не нарушает данной им клятвы.

11. Главным богатством къонаха являются его честь и личное достоинство. Все иные блага этого мира можно обрести вновь, однажды утратив, но утраченная честь поруганное обретаются вновь лишь через достойную смерть.

12. Къонаху не противопоказано накопление богатства. Накопленное праведным путём богатства къонаха может послужить не только его интересам, но и интересам его народа и Отечества. Жадность и скупость могут сделать бесполезными лучшие качества любого человека, так же, как и расточительность – разорить самого богатого человека. Щедрость же приумножает не только славу къонаха, но и его благосостояние.

13. Къонах не должен посягать на личное достоинство и честь других людей так же, как и на чужую собственность. При этом он должен быть снисходительным к слабостям и ошибкам других людей, но требовательным к самому себе.

14. Къонах обязан бережно хранить лучшие традиции своей фамилии, помнить своих предков, уважительно относится к их прошлому и к истории своего народа.

15. Къонах должен постоянно оттачивать свой ум, постигать мудрость и опыт мудрейших, изучать науки, дающие ключ к познанию мира, так как только через знания можно прийти к истинной вере и постижению справедливости.

16. Истинная вера и справедливость являются высшей духовной целью къонаха. В религиозных делах къонах руководствуется постулатом ислама: “Нет принуждения в религии”. Он терпимо относится к представителям других религий, не навязывает силой и принуждением им своих взглядов или образа жизни.

17. Къонах должен быть скромным в религиозных делах. Он никогда не подчёркивает своей религиозности, не подменяет истинной веры внешней формой.

18. Справедливость – единственная мера в отношении къонаха к окружающему миру и людям. Он должен быть справедливым по отношению к другим людям так же, как и по отношению к себе.

19. Благодарность так же является чертой благородного человека. Сделанное ему добро къонах должен возмещать многократно. Сам же он не ждёт благодарности за содеянное добро.

20. В общении с людьми къонах должен быть предельно вежливым, сдержанным и скромным, независимо от их социального статуса или возраста.

21. Къонах с уважением и почтением относится к женщине. Он никогда, ни при каких обстоятельствах, не позволит оскорбить и унизить её, ни себе, ни другим. Честь и достоинство женщине для къонаха священны.

22. Къонах должен уметь не только отстаивать свою правоту словом и делом, но и выслушать противоположную сторону, согласиться с её мнением, если она права. Уступить в ссоре или споре более слабому противнику является не трусостью, а проявлением благородства.

23. Къонах должен быть милосердным к слабым и немощным. Он должен относится с состраданием не только к людям, но и к животным, которые не имеют разума, и не могут оградить себя от человеческой жестокости.

24. Къонах с состраданием относится ко всему живому, никогда без необходимости не срубит дерева, не причинит вреда ни одному живому существу.

25. Къонах должен мужественно переносить все тяготы жизни, выпавшие на его долю, в том числе и физические страдания.

26. Къонах должен достойно вести себя и в веселье, и в печали. В любой ситуации он должен проявлять выдержку и спокойствие.

27. Жизнь къонаха должна быть образцом высокой нравственности, мудрости и мужества для юного поколения. Передача более молодым своего жизненного и ратного опыта я является нравственным долгом къонаха.

29. В своей семье къонах должен быть таким же справедливым, как и в обществе. И в наказании, и в поощрении он должен быть равным и сдержанным. Он не должен опускаться до оскорбления или физического наказания членов семьи. Если женщина совершила такой поступок, за который её можно ударить, то ей нужно дать развод.

30. В дружбе къонах должен быть верным и преданным. Защищая своего друга, къонах не должен щадить своей жизни. Къонах познаётся в дружбе, и во вражде.

31. Къонах проявляет по отношению к врагу такое же благородство, как и по отношению к остальным людям.

32. Къонах не должен применять оружие против безоружного врага. Тяжело раненому врагу он обязан оказать посильную помощь так же, как сделал бы это для любого человека.

33. Къонах должен по возможности избегать поединка с более слабым противником, так как любой исход такого боя не прибавит ему славы, но может уронить его имя. Если же поединок неизбежен, то он должен дать противнику возможность выбрать оружие и быть снисходительным к нему.

34. Къонах не должен уклоняться от боя с сильным противником. Но он должен всегда предпочитать мир войне, если такое возможно без ущерба интересам народа, его чести и личному достоинству.

35. Закон гостеприимства для къонаха священ. Къонах, не сумевший защитить своего гостя, обречён на позор и презрение. Поэтому жизнь и свобода гостя для него дороже собственной жизни, но он не несёт ответственности за гостя, совершившего преступление.

36. При посещении чужих стран и народов къонах должен уважать их законы и традиции, так как в этом случае он представляет не только себя, но и свой народ.

37. Къонах в течение всей жизни должен заниматься совершенствованием своего духа и тела для того, чтобы служить своему народу с максимальной пользой.

38. Къонах должен регулярно заниматься упражнениями, закаляющими его тело, упражняться с различными видами оружия, чтобы в случае необходимости достойно защитить Отечество и свою честь.

39. Къонах с уважением относится к своему оружию, чтит его, не обращается к нему без необходимости, никогда не применяет его ради наживы или неправедного дела.

40. Смерть къонаха должна быть такой же достойной, как и его жизнь.

Портал МезоЕвразия

Нет связанных постов.

Не секрет, что помимо законов жизнью людей управляют правила и нормы, принятые в разных сообществах - национальных, сословных, профессиональных. к ним относятся и кодексы чести, издавна окруженные ореолом романтики - хотя бы потому, что долгое время их держали в тайне

Кодекс офицера

Офицерские кодексы разных стран порой противоречили не только закону, но и воинскому уставу. Из-за этого они долгое время не печатались, распространяясь в списках или устно.

До революции книга "Советы молодому офицеру" вышла шестью изданиями, но и их не хватало - переписывали от руки

Россия не была исключением: неформальные своды офицерских правил поведения существовали здесь с XVIII века, но только в 1904 году их опубликовал ротмистр Валентин Михайлович Кульчицкий. Его судьба типична для многих офицеров: участник Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн, он отказался эмигрировать и попал в ГУЛАГ. Вышел на свободу. Во время Великой Отечественной стал подпольщиком в Харькове, был схвачен и замучен на допросе.

До революции его книга "Советы молодому офицеру" вышла шестью изданиями, но и их не хватало - переписывали от руки. Там содержались советы не только по службе, но и на все случаи жизни. Автор считал своей целью "предотвратить от ложного, губительного шага неопытную военную молодежь".

Глава "Сущность военной службы"

Бойся нарушить свой долг

Веруй в Бога, будь преданным Государю Императору, его семье и люби Родину. Первая и главная заповедь и обязанность солдата - это верность Государю Императору и

Отечеству. Без этого качества он не годен для военной службы. Целость Империи и поддержание ее престижа основаны на силе армии и флота; их качество и недостатки отзываются на всей стране, поэтому не твое дело впутываться в социальные вопросы и политические умствования; твое дело - неуклонно исполнять свои обязанности.

Ставь выше всего славу Русской армии.

Будь храбрым. Но храбрость бывает истинная и напускная. Заносчивость, свойственная юности, не есть храбрость. Военный должен всегда быть благоразумен и обдумывать свои поступки хладнокровно и осторожно. Если ты резок и заносчив, все тебя будут ненавидеть.

Повинуйся дисциплине.

Уважай свое начальство и верь ему.

Бойся нарушить свой долг - этим навсегда потеряешь свое доброе имя.

Офицер должен быть верен и правдив. Без этих качеств военному почти невозможно оставаться в армии. Верен - человек, исполняющий свой долг; правдив - если он не изменяет своему слову. Следовательно, не обещай никогда, если ты не уверен, что исполнишь обещание.

Будь вежливым и скромным в обхождении со всеми людьми.

Лучшая часть храбрости - осторожность.

Глава "Правила жизни"

Никогда не высказывай мнения о женщинах

За полковыми дамами не ухаживай (в пошлом смысле). Не заводи романы в своей полковой семье, в которой приходится служить десятки лет. Подобные романы всегда кончаются трагически.

Никогда не высказывай мнения о женщинах. Помни: женщины во все времена были причиной раздора и величайших несчастий не только отдельных лиц, но и целых империй.

Береги репутацию доверившейся тебе женщины, кто бы она ни была. Порядочный человек вообще, тем более офицер, даже в интимном кругу своих верных и испытанных друзей о подобных вещах никогда не говорит - женщину страшит всегда больше всего огласка.

В жизни бывают положения, когда надо заставить молчать свое сердце и жить рассудком.

В интимной своей жизни будь очень осторожен - "полк твой верховный судья".

Всякие неблаговидные поступки офицера обсуждаются полковым судом чести.

О службе и о делах в обществе говорить не следует.

Вверенную тайну или секрет даже неслужебного характера - храни. Тайна, сообщенная тобой хотя бы только одному человеку, перестает быть тайной.

Не переступай черту условностей, выработанных традициями полка и жизнью.

Руководствуйся в жизни инстинктом, чувством справедливости и долгом порядочности.

Умей не только соображать и рассуждать, но и вовремя молчать и все слышать.

На военной службе самолюбие не проявляй в мелочах, иначе будешь всегда страдать из-за него.

Будь всегда начеку и не распускайся.

Через всю книгу красной нитью проходят главные правила: "Береги свою честь, честь полка и армии"; "Строго относись к своим служебным обязанностям"; "Держи себя просто, с достоинством, без фатовства"; "Будь выдержанным, корректным и тактичным всегда, со всеми и везде". Автор рекомендует офицеру быть честным, скромным, не кутить за чужой счет, избегать денежных счетов с товарищами, избегать пьянства и азартных игр.


Кодекс моряка

Моряки смотрели в лицо смерти не реже "сухопутных" офицеров - наверное, поэтому у них тоже рано выработался свой кодекс чести. Правда, никто не удосужился его записать: до нас дошли лишь отдельные нормы, тесно переплетенные с морскими суевериями.

Моряки парусного флота никогда не называли даты прибытия корабля в порт назначения и даже не вносили ее в вахтенный журнал.

Запрещалось указывать пальцем с берега на отплывающий корабль - это сулило ему гибель.

Палец, направленный в небо (пусть и случайно), обещал шторм.

Говорить о буре на борту запрещалось, даже если она уже миновала - можно было сказать только: "Прошла, и слава Богу!"

При начавшейся буре морякам следовало надевать чистое белье.

Во все чистое одевались и перед сражением - "по первому сроку".

Моряки никогда не обижали чаек, несмотря на их наглость - считалось, что в этих птиц переселяются души погибших матросов.

В целом флотские понятия о чести были похожи на офицерские - дуэли у моряков тоже случались, хотя их разрешалось проводить только на берегу. Старшие так же учили младших быть верными своему долгу, честными, скромными, воздержанными.

И так же, как на суше, одни слушали мудрые советы, а другие - нет.


Кодекс дуэлянта

"Дуэльный кодекс" был впервые опубликован в 1911 году Василием Алексеевичем Дурасовым - дипломатом, историком. Его книга представляет собой массивный (500 пунктов) свод дуэльных правил, во многом заимствованных из французского кодекса Верже.

Теория

1) Дуэль может и должна происходить только между равными.

2) Осовной принцип и назначение дуэли - решить недоразумение между отдельными членами общей дворянской семьи между собою, не прибегая к посторонней помощи.

3) Дуэль служит способом отомщения за нанесенное оскорбление и не может быть заменена, но вместе с тем и не может заменять органы судебного правосудия, служащие для восстановления или защиты нарушенного права.

4) Оскорбление может быть нанесено только равным равному.

5) Лицо, стоящее ниже другого, может только нарушить его право, но не оскорбить его.

6) Поэтому дуэль, как отомщение за нанесенное оскорбление, возможна и допустима только между лицами равного, благородного происхождения. В противном случае дуэль недопустима и является аномалией.

7) При вызове дворянина разночинцем первый обязан отклонить вызов и предоставить последнему право искать удовлетворения судебным порядком.

8) При нарушении права дворянина разночинцем, несмотря на оскорбительность его действий, первый обязан искать удовлетворения судебным порядком, так как он потерпел от нарушения права, но не от оскорбления.

9) Если, несмотря на это, дворянин все-таки пожелает драться, то он имеет на это право не иначе, как с формального письменного разрешения суда чести, рассматривающего, достоин ли противник оказываемой ему чести.

10) Между разночинцами дуэль возможна, но является аномалией, не отвечая своему назначению.

Практика

58) Оскорбления имеют личный характер и отомщаются лично.

59) Замена оскорбленного лица другим допускается только в случае недееспособности оскорбленного лица, при оскорблении женщин и при оскорблении памяти умершего лица.

60) Заменяющее лицо всегда отождествляется с личностью заменяемого, пользуется всеми его преимуществами, принимает на себя все его обязанности...

61) Недееспособность для права замены определяется следующими положениями:

1] заменяемый должен иметь более 60 лет, причем разница в возрасте с противником должна быть не менее 10 лет. Если физическое состояние заменяемого дает ему возможность лично отомстить за полученное оскорбление, и если он на то изъявляет свое согласие, то он имеет право не пользоваться правом замены;
2] заменяемый должен иметь менее 18 лет;
3] заменяемый должен иметь какой-нибудь физический недостаток, не позволяющий ему драться как на пистолетах, так и на шпагах и саблях;
4] неумение пользоваться оружием ни в коем случае не может служить поводом для замены или отказа от дуэли.

Сын может заменить оскорбленного отца, племянник - дядю, зять - тестя. Только при отсутствии родственников у оскорбленного за него может заступиться друг. Если оскорбление нанесено женщине, за нее мстит "естественный защитник" - муж, брат или другой близкий родственник. Правда, с условием: дуэль допустима, если женщина известна "нравственным и честным поведением". Тот, кто однажды отказался принять вызов или нарушил правила дуэли, лишается права вызывать других, каким тяжелым бы ни было нанесенное ему оскорбление.

Условия

215) Прибыв на место поединка, противники должны поклониться друг другу и секундантам противника.

216) Всякий разговор между противниками воспрещен. Если одна сторона имеет что-либо сообщить другой, это исполняют секунданты,

217) Получив оружие, противники должны молчать в течение всей дуэли. Всякие замечания, насмешки, восклицания, крики абсолютно не допускаются.

218) Противники в продолжении всей дуэли обязаны беспрекословно исполнять все приказания секундантов.

219) Заставлять ждать себя на месте поединка крайне невежливо. Явившийся вовремя обязан ждать своего противника четверть часа. По прошествии этого срока явившийся первым имеет право покинуть место поединка и его секунданты должны составить протокол, свидетельствующий о неприбытии противника. Любезности противника, прибывшего первым, предоставляется прождать еще лишние четверть часа.

200) В случае, если какое-нибудь непреодолимое препятствие лишает одного из противников возможности явиться вовремя, его секунданты должны возможно скорее предупредить секундантов противника и сговариваться с ними относительно назначения дуэли в другое время.

В разделе "Дуэль на пистолетах" описаны шесть видов этой дуэли, каждый из которых может ограничиваться одним выстрелом, а может продолжаться до ранения или даже смерти одного из участников. При этом "секунданты противной стороны имеют право застрелить противника, совершившего нарушение".


Кодекс врача

Клятвой Гиппократа руководствовались врачи со времен древности. Ее античный текст включал обязательства бесплатно учить медицине всех желающих, не делать абортов и не вступать с пациентами в сексуальные связи.

А вот вариант клятвы, принятый в дореволюционной России:

"Принимая с глубокой признательностью даруемые мне наукой права врача и постигая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня сим званием, я даю обещание в течение всей своей жизни не помрачать чести сословия, в которое ныне вступаю. Помогая страждущим, обещаю свято хранить вверяемые мне семейные тайны и не употреблять во зло оказанного доверия. Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности, однако же, если бы этого потребовала польза больного, говорить правду без лицемерия. В важных случаях обещаю прибегать к советам врачей, более меня сведущих и опытных; когда же сам буду призван на совещание, обязуюсь по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям".

Нынешняя "Клятва российского врача", основанная на Женевской декларации 1949 года, призывает врачей честно исполнять свой долг, оказывать помощь независимо от пола, расы, национальности, политических убеждений, доброжелательно относиться к коллегам и своим учителям. Запрет в клятве только один - на эвтаназию, хотя в ряде стран позволена и она.


Кодекс купца

В 1881 году в России вышла брошюра литератора Ивана Егоровича Зегимеля "Необходимые правила для купцов, банкиров, комиссионеров и вообще для каждого человека, занимающегося каким-либо делом". Текст этого документа весьма актуален для сегодняшнего бизнес-сообщества.

Публикуем его без сокращений и комментариев.

1) Деловые качества: здравый рассудок, быстрое соображение, твердость характера в исполнении всех дел. Каждый порядочный человек может выработать эти качества непоколебимой решимостью и силой воли.

2) Любезность и вежливость. Часто случается выслушивать незаслуженные дерзости; чрезвычайно важно не потерять самообладания и отнестись к подобным случайностям с полным тактом и хладнокровием.

3) Соблюдайте такт в вежливости. Если вы будете слишком рассыпаться в любезностях перед своими покупателями, то они могут принять это за оскорбление и насмешку; этим вы только оттолкнете их от себя.

4) Наблюдайте за порядком во всех, даже малейших, ваших делах. Назначьте всякой вещи свое место, чтобы при первой необходимости вы могли найти ее безо всякого затруднения и без затраты времени. Это чрезвычайно важное условие для каждого делового человека. Не ложитесь спать, пока все ваши вещи не приведены в порядок. Дорожите копейкой, как дорожите рублем.

5) Будьте систематичны и регулярны. Никакое дело у вас не может идти правильно и успешно, если вы не обладаете устойчивым характером и не имеете твердых правил. Регулярность вы должны соблюдать не только в ваших делах, но и в домашних обстоятельствах.

6) Работайте сами. Не полагайтесь на своих помощников. То, что вы можете сделать сами, не давайте делать другим. Если необходимо что-то делать другим, то, по крайней мере, наблюдайте за ними.

7) Держите всегда данное слово. Лучше не обещайте, если не уверены в том, что вы в состоянии исполнить обещанное, но раз давши слово, вы должны его помнить и свято исполнять.

8) Делайте публикации. Если хотите делать большие дела, не жалейте денег на частые публикации о них в самых распространенных газетах.

9) Не гонитесь за делом, обещающим большие барыши, но сопряженным с риском. Лучше занимайтесь такими предметами, которые дают хотя малую, но верную пользу.

10) Не тратьте весь ваш капитал на одно дело, особенно при начале.

11) Сосредоточение сил - одно из главных условий успеха. Занимайтесь только одним делом, всесторонне изучайте его выгодные и дурные стороны и не бросайте его, пока не убедитесь в невозможности его успеха. Но если есть малейший шанс на успех, не отступайте, потому что постоянное и ревностное преследование одной цели непременно увенчается успехом.

12) Относитесь к своему делу с полным усердием, чем бы вы ни занимались. Работайте, когда случится надобность: рано и поздно, вовремя и не вовремя, одним словом, не пропускайте ни одного случая, который бы мог хотя и медленно служить успехам ваших занятий. Часто случается видеть, что иной исполняет свое дело усердно и основательно, наживает большие деньги, а его сосед, занимающийся тем же делом, всю свою жизнь остается бедняком, потому что он неохотно или без надлежащего внимания выполняет свою обязанность. "Ученик, идущий в школу из-под палки, никогда ничему не научится".

13) Будьте строго разборчивы в выборе помощников в вашем деле. Нанимайте таких служащих, которые безбедно могут существовать на назначенное вами жалованье. Семейный на маленьком жаловании существовать не может, он поневоле сделается нечестным и будет занят заботами о своих интересах.

14) Купец, дорожащий своей честью, не должен нанимать приказчика, конторщика или другого служащего, занимавшегося когда-либо у его знакомого, только в том случае, когда знакомый его попросит.

15) Говорите ясно и точно с вашими покупателями.

16) Никогда не скучайте.

17) Соблюдайте трезвость и выдержанность. Не входите в подробности чужих дел, не расспрашивайте о них ни прямо, ни косвенно, иначе почтут за назойливого человека.

18) Держитесь спокойно и хладнокровно в спорах о делах как с покупателями, так и с продавцами. Как бы ни был оживлен ваш спор, никогда не горячитесь и не жестикулируйте, не подавайте повода посторонним подслушивать ваш разговор и судить по выражению вашего лица и по жестикуляции, о чем вы толкуете.

19) Записывайте все. Никогда не держите в памяти того, что может быть записано сейчас.

20) Всякое дело основано на доверии. Поэтому вы должны всеми силами стараться снискать себе полное доверие тех, с кем вам приходится иметь дело. Этого вы можете достичь разными путями, а главное - честностью и добросовестностью.

21) Соблюдайте экономию в ваших личных расходах. Лучше живите ниже ваших средств, чем выше.

Кодекс строителя коммунизма

" " был принят в 1961 году на ХXII съезде КПСС. Один из его авторов, политолог Ф. Бурлацкий, утверждал, что сознательно добавил туда евангельские заповеди. Потому, дескать, и текст состоял из 12 пунктов:

1) Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.

2) Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.

3) Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.

4) Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.

5) Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.

6) Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.

7) Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.

8) Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.

9) Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.

10) Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.

11) Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.

12) Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

В эпоху нараставшего кризиса социализма принципы, в которые не верили сами их создатели, вызывали издевку.

В постсоветскую эпоху их сменили заповеди "дикого капитализма", вовсе отрицающие всякую мораль. Поэтому расплодившиеся, как грибы, "кодекс таможенника", "кодекс судьи", "кодекс полицейского" и проч. - всего лишь заведомо бесплодные попытки соединить параграфы закона с нравственными предписаниями.

Это невозможно без возвращения в общество строгих моральных норм, вызвавших когда-то появление Кодексов чести.


ДЛЯ ВАС ЯВЛЯЕТСЯ ПРАВДОЙ исключительно то, что вы сами наблюдали. И когда вы это теряете, вы теряете все.

Что такое честь? Честь - это знание того, что вы знаете. То, что вы знаете - это то, что вы знаете, и честь - это смелость знать и говорить о том, что вы увидели. Не существует другой чести.

Конечно, мы можем говорить о справедливости, правде, благородстве - о всех этих доступных немногим понятиях. Но мы знали бы о них очень хорошо, если бы мы внимательно смотрели на то, что мы видим, и видели то, на что смотрим. И делая это, не обязательно придерживаться скептической, критической или предвзятой точки зрения. Просто нужно поддерживать достаточный уровень порядочности, достаточную веру в себя, чувство собственного достоинства и смелости, чтобы мы были в состоянии видеть то, на что смотрим, и говорить о том, что мы видим.

Ничто не является правдой для вас, если вы сами этого не наблюдали. Но является правдой то, в чем вы сами убедились.

КОДЕКС ЧЕСТИ

Никто не требует точного и жесткого соблюдения Кодекса чести.

Этический кодекс не может навязываться. Любая попытка навязать Кодекс чести низведет его на уровень морального кодекса. Он не может быть навязан просто потому, что это - способ жизни, который может существовать как способ жизни только до тех пор, пока его не навязывают. Любое другое использование Кодекса чести, кроме самоопределенного, приведет к заметной деградации личности. Таким образом, это - предмет роскоши, и он используется только как самоопределенное действие, и только в том случае, когда личность сходится во взглядах с Кодексом чести.

1. Никогда не покидайте товарища в нужде, беде или опасности.

2. Никогда не отказывайтесь от обещания хранить верность, данное раньше.

3. Никогда не бросайте группу, которую вы сами решили поддерживать.

4. Никогда не относитесь с пренебрежением к самому себе и не преуменьшайте свою силу или возможности.

5. Никогда не нуждайтесь в похвале, одобрении или сочувствии.

6. Никогда не поступайтесь собственной реальностью.

7. Никогда не позволяйте чему-либо ослабить вашу симпатию и дружелюбие.

8. Не начинайте или не принимайте общение, если вы сами этого не хотите.

9. Ваша самоопределённость и честь более важны, чем ваша текущая жизнь.

10. Ваша целостность и ваша честность с самим собой более важны, чем ваше тело.

11. Никогда не жалейте о вчерашнем дне. Вы живёте сегодня, и вы сами создаёте свой завтрашний день.

12. Не стремитесь нравиться или вызывать восхищение.

13. Не бойтесь причинить какой-то вред другому, отстаивая справедливость.

14. Будьте своим собственным советчиком, думайте сами и выбирайте свои собственные решения.

15. Будьте верны своим собственным целям. Единственный способ, как вы можете потерять что-то, - это разубедить себя идти к своим целям.

Из работ Л.Рона Хаббарда.

Начавшийся период конфликтов и техногенных катастроф, в который оказалась перманентно втянута земная цивилизация, способствует осознанию того факта, что сами основы Мира на Земле и существования Человека – в опасности. Сирия, Ливия, Украина, обострившиеся отношения между исламскими государствами и Западным миром – вот лишь малая толика конфликтогенного потенциала, прорывающегося в разных точках планеты. Особо цинично выглядит война между двумя братскими народами – русскими и украинцами, чьи села и города исторически мирно существовали на отдельных территориях, а жители подставляли плечо помощи друг другу в жизненно важных вопросах. Не раз войско Сечи Запорожской приходило на помощь Донскому казачеству. Часто и донские казаки гибли за интересы Украины.

С принятием в 1993 г. Конституции Российской Федерации начался новый этап в развитии нашего государства. Россия встала на путь построения правового, демократического государства, в котором власть подчиняется праву. Но, как известно, право выступает регулятором главным образом внешних отношений людей, а мораль, культура и религия являются регуляторами духовно-нравственных основ жизни людей.

Во все времена сила русской армии основывалась на духовных началах. Поэтому не случайно, что многие нормы морали, а также понятия офицерской чести и достоинства получали свое юридическое закрепление в уставах, наставлениях, приказах. На сегодняшний день коренным образом обновилось законодательство, регулирующее вопросы организации обороны страны, прохождения военной службы, правового статуса военнослужащих и другие вопросы, связанные с военной службой.

Актуальность исследования. Моральные традиции в офицерском корпусе Российской армии всегда играли важнейшую роль. Воспитанные на понятиях чести, офицеры берегли честь мундира, честь полка, свою личную честь. Сама офицерская среда требовала соблюдения определённых правил.

Банковская ассоциация «Россия», реформа которой началась в этом году, предложила Центробанку создать кодекс поведения для банков. «Мы готовим предложения, как в рамках ассоциации разработать соответствующий документ, который позволил бы нам реагировать на проявления недобросовестной конкуренции», - приводятся в сообщении ассоциации слова ее нового президента Георгия Лунтовского. Там же указано, что регулятор инициативу поддержал.

По его словам, с такой идеей обратились сами банки еще в сентябре на совете ассоциации, проходившем в Сочи. «Есть примеры недобросовестного поведения банков на рынке. Например, в борьбе за клиентов. В основном на недобросовестную конкуренцию жалуются частные банки, озабоченные текущей ситуацией», - рассказал он. Пока что у ассоциации есть предварительные наработки по кодексу, но на его создание уйдет какое-то время, сообщил Лунтовский.

Казачество – братство людей, объединенных особым состоянием духа и сознания, нравственности и морали. Казаки – ветвь русского народа со своей культурой, историей и памятью. Славное прошлое Казачества, дела и заветы предков дают нам право с гордостью говорить: «Слава Тебе, Господи, что мы казаки!» В Казачестве общее всегда было выше личного. Казаки всегда служили родной земле, Вере Православной, своему народу и государству. Превыше всего в Казачестве всегда была КАЗАЧЬЯ ВОЛЯ И НАРОДОПРАВСТВО.

1. ЧЕСТЬ И ДОБРОЕ ИМЯ ДЛЯ КАЗАКА ДОРОЖЕ ЖИЗНИ Береги честь смолоду, достоинство сохраняй в любой обстановке. Имей волю признать свою неправоту. Если надо, побори сам себя. Оказывая уважение другим, не унижай себя. Не завидуй другим и не держи зла в сердце своем. Не будь гордецом, и в мыслях не допускай что ты выше других казаков. Никого не поучай свысока, посмотри сначала на себя. Будь доброжелателен, но не льстив. Имей широкую душу. Удары судьбы встречай стойко. Совершив позорный поступок, имей силу воли сам принять верное решение.

2. КАЗАКИ ВСЕ РАВНЫ В ПРАВАХ: «НЕТ НИ КНЯЗЯ, НИ РАБА, НО ВСЕ РАБЫ БОЖЬИ» Казаки равны, как в правах, так и в ответственности за содеянное, независимо от общего положения, образования и прошлых заслуг. Решение, принятое на Круге или Сходе – закон для всех. Совершеннолетнего казака никто не может лишить слова, кроме командира в строю. Любой казак может быть избран на любую должность. Для сохранения единства Казачества казак не должен состоять в политических партиях.

Этот буклет выдают всем новобранцам, поступившим на службу Армии Обороны Израиля. Это Кодекс Чести нашей армии, также известный, как «Дух ЦАХАЛа». Все, без исключения солдаты должны ему следовать.

1. ЦАХАЛ и ее солдаты должны защищать человеческое достоинство. Жизнь каждого человека бесценна вне зависимости от национальности, религии, пола и статуса.

2. Солдаты ЦАХАЛа должны придерживаться благоразумия, действовать безопасно, помнить о высшей ценности человеческой жизни. Во время битвы подвергать опасности себя и других, только в случаи крайней необходимости.

3. Солдаты должны использовать оружие только в крайней необходимости. При этом, даже в военное время солдат не должен использовать оружие против мирных жителей, против пленников, и, по возможности, избегать причинения вреда человеческому достоинству и имуществу.

Послевоенное детство, детство в многолюдных дворах «хрущевок», в проходных дворах «спальных районов» семидесятых и восьмидесятых – воспоминания об этом времени пропитано для большинства представителей старшего поколения флером романтики.

Это и неудивительно. Дети тогда читали, и читали гораздо больше, чем сейчас, это были книги о мушкетерах и благородных разбойниках. По телевизору и в кинотеатрах не показывали фильмов, изобилующих сценами жестокости, да и в обществе культивировался не дух борьбы за существование, а коллективизм, братство и взаимовыручка. Может быть, именно поэтому у подростков, росших во дворах деревянных бараков, «хрущевок» и блочных многоэтажек, сложился своеобразный кодекс чести?

Честь – это главное внутреннее достоинство Русского офицера, его доблесть, благородство души и чистая совесть. Армия, движимая чувством офицерской Чести, является непобедимой силой, реальной опорой мира и процветания России.

Во время русско-японской войны 1904 года ротмистр Валентин Михайлович Кульчицкий собрал воедино «Советы молодому офицеру», которые стали Кодексом чести русского офицера, актуальным и по сей день.

От редакции. Выражаем искреннюю благодарность участнику нашего портала из Тувы который прислал текст и видео Кодекса чести мужчины Тувы. Мы рады, что понятие Чести вызывает все больший отклик у офицеров, солдат и простых граждан из разных городов и стран, и надеемся, что это послужит отправной точкой для повсеместного принятия Высшего кодекса офицерской чести , основанного на духовных принципах, столь необходимых каждому человеку в наше непростое время.

______________________

Мы, мужчины Республики Тыва,

- выражая свои интересы и волю;

- опираясь на исторические традиции и нравственные принципы предков, передавших нам веру в добро и справедливость;

- признавая права и свободу женщин высшей ценностью, придерживаясь общепризнанных принципов развития демократического общества;

- сознавая свою ответственность перед нынешним и будущими поколениями за нравственное воспитание мужчин;


Казачьих заповедей всего 10:

1. Честь и доброе имя для казака дороже жизни.

2. Казаки все равны в правах.

3. По тебе судят обо всем казачестве и твоем народе.

4. Служи преданно своему народу, а не вождям.

5. Держи слово, слово казака дорого.

6. Чти старших, уважай старость.

7. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа.

8. Погибай, а товарища выручай!

9. Будь трудолюбив, не бездействуй.

10. Береги свою семью, служи ей примером!

"Необходимые правила для купцов, банкиров, комиссионеров и вообще для каждого человека, занимающегося каким-либо делом" - "кодекс чести", составленный Н. Е. Зегимелем и изданный в 1881 году в Санкт-Петербурге.

В опубликованной книге Н. E. Зегимель сформулировал «кодекс чести» или общепринятые правила поведения русских предпринимателей XIX века. Они выкристаллизовывались в течение предыдущих веков развития русского предпринимательства. Более ста лет спустя эти правила остаются по-прежнему актуальными.

1. Деловые качества: здравый рассудок, быстрое соображение, твердость характера в исполнении всех дел. Каждый порядочный человек может выработать эти качества непоколебимой решимостью и силой воли.

2. Любезность и вежливость. Часто случается выслушивать незаслуженные дерзости; чрезвычайно важно не потерять самообладания и отнестись к подобным случайностям с полным тактом и хладнокровием.

3. Соблюдайте такт в вежливости. Если вы будете слишком рассыпаться в любезностях перед своими покупателями, то они могут принять это за оскорбление и насмешку; этим вы только оттолкнете их от себя.

Известно, что в Россию дуэль пришла с Запада. Считается, что первая дуэль в России состоялась в 1666 году в Москве. Дрались два офицера иностранца... шотландец Патрик Гордон (впоследствии ставший петровским генералом) и англичанин майор Монтгомери (вечный покой его праху...).

Дуэли в России всегда были серьезным испытанием для характера. Петр Великий, хоть и насаждал в России европейские обычаи, понимал опасность дуэлей и постарался сразу пресечь их появление жестокими законами. В чем, нужно признаться, приуспел. Дуэлей среди русских в годы его правления почти не было.

Глава 49 петровского Воинского устава 1715 года, называвшаяся «Патент о поединках и начинании ссор», провозглашала: «Никакое оскорбление чести обиженного никаким образом умалить не может», потерпевший и свидетели происшествия обязаны незамедлительно донести о факте оскорбления военному суду… даже недонесение каралась. За сам вызов на дуэль полагалось лишение чинов и частичная конфискация имущества, за выход на поединок и обнажение оружия - смертная казнь! С полной конфискацией имущества, не исключая и секундантов.

Петр III запретил телесные наказания для дворянства. Так в России появилось поколение, для которого даже косой взгляд мог привести к дуэли.

При всех недостатках, дуэли заставляли ценить жизнь, достоинство других людей и смотреть на жизнь совсем по-другому. Кроме того, благодаря дуэлям и откровенной швали и подецов в обществе было меньше. Дело в том, что у русского дворянства, ЧЕСТЬ всегда была самым дорогим в жизни.

Министерство внутренних дел Российской Федерации, исходя из приоритетных задач по защите жизни и здоровья, прав и свобод человека и гражданина, поддержанию общественного спокойствия, законности и правопорядка, основываясь на фундаментальных общечеловеческих и профессиональных нравственных ценностях, требованиях гражданского и служебного долга, олицетворяя ожидания общества по отношению к моральному облику сотрудника, дающему право на уважение, доверие и поддержку деятельности российской милиции со стороны народа, принимает Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

Глава 1. Основные положения

Статья 1. Предназначение Кодекса

1. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации[i] является профессионально-нравственным руководством, обращённым к сознанию и совести сотрудника.

2. Кодекс как свод профессионально-этических норм определяет для сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации:

нравственные ценности, обязательства и принципы службы в органах внутренних дел;


«На протяжении тысяч поколений, рыцари-джедаи были хранителями мира и справедливости в Старой Республике»

- Оби-Ван Кеноби

Джеда́и - ключевые персонажи «Звёздных войн», рыцари-миротворцы - члены Ордена Джедаев. Джедаи умеют направлять Силу, что даёт им некоторые сверхъестественные способности. Основное оружие джедая - световой меч.

Джедаи боролись за мир и справедливость в Галактической Республике, как правило, против своих заклятых врагов, Ситхов и тёмных джедаев, являвшихся сторонниками тёмной стороны Силы. На протяжении всей своей истории Орден подвергался почти полному уничтожению пять раз: во времена Империи ситхов Дарта Ревана и вскоре после этого, Триумвиратом ситхов под предводительством Дарта Нихилуса, во время Первой чистки джедаев, спустя почти 4000 лет после нее во время Великого истребления джедаев, начатого Дартом Сидиусом и затем, спустя столетие, во время Третьей чистки джедаев, произошедшей в Галактической Империи Дарта Крайта. Однако каждый раз Орден возрождался, и в том была немалая заслуга семьи Скайуокер, сыгравшую важную роль в истории джедаев.

По словам создателя «Звёздных войн» Джорджа Лукаса, слово «джедай» он придумал, вспомнив название жанра японского кинематографа - «дзидайгэки», который произвёл на него большое впечатление. Популярность «Звёздных войн» и джедаев привела к возникновению самопровозглашённого "религиозного" течения под названием «джедаизм». Несмотря на фэнтезийную основу, многие адепты всерьез воспринимают его постулаты и принципы.

"Десять запретов" Цзюэюаня

Первым кодексом шаолиньского удэ стали десять коротких правил, сформулированных фактическим создателем канонического шаолиньского ушу Цзюэюанем в 30-х годах XIII в. Они получили название «Десять запретов» («Ши цзинь»), по аналогии с десятью запретами, известными каждому буддисту.

Этот текст основан на переводе оригинальных или изначальных Правил Тамплиеров основан на издании Генри де Курзона 1886 года, «La Regle du Temple (Устав Тамплиеров): Военное руководство, или Как Наносить Кавалерийский Удар». Здесь описаны Правила, которые Совет давал молодым Рыцарям Тамплиерам в 1129 году, при этом «не должно забывать что Орден существовал на протяжении ряда лет и создал свои собственные традиции и обычаи еще до появления Хуго де Пайена в Совете. В значительной степени Изначальные Правила основаны на существующей практике.» (Аптон-Вард, стр.11)

Мы обращаемся в первую очередь к тем, кто в душе презирает собственные желания и желает служить королю, как рыцарь и со старательной заботой желает носить и носить постоянно благороднейшие доспехи послушания...

Исторические предания, нартский эпос, фольклорные предания свидетельствуют о существовании у нахов различных воинских союзов. В позднем средневековье одним из наиболее влиятельных воинских объединений является орден «Къонахий», который играет важную роль в политической жизни страны нахов.

В 1904 году ротмистр Валентин Михайлович Кульчицкий, впоследствии прошедший через Первую мировую войну, собрал воедино «Советы молодому офицеру», которые и стали Кодексом чести русского офицера. Вот эти простые, но такие мудрые правила.

Офицер есть благородный защитник Отечества, имя честное, звание высочайшее. Честь - его внутреннее достоинство, верность, доблесть, благородство души, чистая совесть, почет и уважение. Она является главной драгоценностью для офицера, священный долг которого сохранять ее в чистоте и безупречности.

Все служащие сухопутных войск Франции подчиняются 11 правилам Кодекса солдата. Он представляет собой руководство к поведению, основываясь на соблюдении 4 основных принципов: профессионально и добросовестно выполнять свои обязанности; соблюдать дисциплину и принципы военного братства с товарищами по оружию; служить Франции и ее ценностям и поддерживать крепкие связи с гражданским обществом.

Сегодня в современном российском обществе – обществе XXI в. - остро стоит вопрос о «правильном поведении», о том, как молодому человеку строить свои взаимоотношения с другими людьми, с друзьями, с товарищами и коллегами по работе, как вести себя в мире частного предпринимательства.

Необходим кодекс поведения, в первую очередь, для молодого человека. Мы называем его «кодекс чести », который включает следующие нормы: 1) уважение к старшим. Это древнейшее правило, и оно, конечно же, должно быть присуще современному молодому человеку; 2) «золотое правило нравственности» - «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Данное правило также относится к древнейшим; его мы находим и в конфуцианстве, и в Библии, и у античных авторов; 3) уважение национального достоинства другого. Это правило выступает в российском многонациональном обществе, где более ста наций и народностей, как наиважнейшее. Оно означает абсолютный запрет на неуважительный тон, снисходительное отношение к «чужакам», национальным меньшинствам и проч.; 4) уважение религиозного чувства другого. Не должно быть ни малейшего неуважения к различным религиозным конфессиям; 5) самоуважение; 6) уважение достоинства другого; 7) толерантность (терпимость) к мнению другого, уважение права другого на инакомыслие; 8) совестливость; 9) знание и соблюдение норм права; 10) знание и соблюдение этикетных норм; 11) трудолюбие и бережливость; 12) патриотизм; 13) благоговейное отношение к природе; 14) забота о братьях наших меньших; 15) милосердие.

Аристотель более двух тысяч лет назад писал в «Никомаховой этике»: «Правда о добропорядочном заключается в том еще, что он многое делает ради друзей и отечества и даже умирает за них, если надо: он расточит имущество и почести и вообще блага, за которые держатся другие, оставляя за собою лишь нравственную красоту; он скорей предпочтет испытать сильное удовольствие за краткий срок, а не слабое за долгий, и год прожить прекрасно <предпочтительнее для него>, чем много лет – как придется, и один прекрасный и великий поступок он предпочтет многим, но незначительным. Это, вероятно, и происходит с теми, кто умирает за других; они в этом случае избирают то, что для них самих есть величие <и> красота. И они, пожалуй, расточат <свое достояние> на то, от чего больше получат их друзья; тогда друзьям достанутся деньги, а им самим – нравственная красота, так что самим себе уделяется большее благо. Точно таким образом <обстоят дела> с почестями и должностями начальников, ибо все это предоставят другу, потому то <отдавать другу> – это прекрасно и похвально. Естественно, добропорядочным считается тот, кто всему предпочитает нравственную красоту» (Аристотель. Соч. в 4-х т., т.4. – М., 1984, - С. 258-259).

ТЕМА 4.4 СОВЕСТЬ И ДОЛГ – ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ МЕХАНИЗМ МОРАЛИ

ПОНЯТИЕ ДОЛГА

Моральное и, шире, человеческое оправдание долга вытекают из золотого правила поведения. Например, люди, общество дали какому-либо человеку жизнь, кормили, одевали, обували, воспитывали, дали образование, т.е. они поступали с этим человеком хорошо, так, как он хотел бы. Соответственно он должен поступать с ними, в частном случае – должен отплатить им тем же, т.е. своим поведением он не должен ухудшать жизнь, более того, насколько это возможно, должен заботиться о её улучшении.

Выполнение долга конкретными людьми для здоровья общества имеет такое же значение, какое удовлетворение потребности имеет для здоровья отдельного человека.

В юности человек накапливает долг, поскольку он ещё только берет от других, но практически ещё ничего не дает им. В зрелом возрасте человек и отдает долг, и дает «в долг».

Таким образом, положительная форма долга есть усеченное выражение положительной формулировки золотого правила нравственности («поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой»), отрицательная форма долга – усеченное выражение отрицательной формулировки золотого правила («не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе»).

Понимание долга разделяется на частные виды в зависимости от того, кого мы имеем в виду под «другими»:

1. Долг перед тем, кто рядом (родителями, детьми, супругами, родными, друзьями, товарищами, коллегами, знакомыми)

2. Долг перед посторонними (соседями, на улице, в общественных местах, на природе)

3. Долг, вытекающий из обязанностей в учебной или профессиональной деятельности (учебный, служебный, воинский и т.д.)

4. Долг перед той или иной общностью: коллективом, родом, племенем, народом, родиной, страной проживания, цивилизацией, расой

5. Долг перед человечеством

6. Долг перед живой природой, жизнью как таковой

Любой долг позиционируется не только в пространстве (перед близкими и далекими), но и во времени (перед про­шлым и будущим). Если, например, взять долг перед родите­лями, то речь идет не только о долге перед живыми роди­телями, но и перед умершими (хранить память о них, уха­живать за местами погребения и т. д.). Если взять долг перед детьми, то речь идет не только о родившихся детях, но и о неродившихся. Подрастающий человек должен осознать, что его святая обязанность на Земле - оставить после себя по­томство. Поэтому он должен следить за своим здоровьем, укреплять его и не попадать в ситуации, которые грозят болезнями и бесплодием. Девочка-девушка должна готовить себя к роли матери во всех отношениях (и в смысле укреп­ления своего здоровья, и в смысле получения соответствую­щих знаний-умений, и в смысле осторожности в знакомствах и контактах). То же касается по большому счету и мальчи­ков-юношей.

Ясно также, что все указанные виды долга не должны противоречить друг другу и по возможности сочетаться, гар­монировать. Например, родительский долг (перед детьми) не должен вступать в конфликт с долгом перед другими людь­ми, перед человечеством, наконец. И, наоборот, долг перед человечеством не должен исключать долга перед отдельны­ми людьми и общностями людей.

Когда такая коллизия долженствования все же возника­ет, это всегда драма.




Top