Как раскрывается тема любви в произведении олеся. А.И

Кто хоть раз не давал себе честного слова, что с 1 января будущего года начнет жить по-новому, - и у кого это реально получилось? А ведь история знает массу случаев, когда события 1 января действительно все изменили .

Рабству - бой!

Будь ты негром преклонных годов (да-да, в 1863 году слова «афроамериканец» еще не изобрели), при упоминании фамилии Линкольна у тебя, несомненно, текли бы слезы - причем не только 1 января , когда произошло событие, действительно изменившее ми р: вышел второй указ Прокламации об освобождении, которым президент США объявлял вольными людьми всех афроамериканцев в 10 американских штатах. И неважно, что Прокламацию не критиковал только ленивый, потому что в ней говорилось о территориях, где США не имели власти, - в день, когда этот документ вступил в силу, тысячи невольников получили долгожданную свободу. И только Техас, как всегда, не подчинился. Но после окончания гражданской войны, 31 января 1865 года, Тринадцатая поправка к Конституции США, освободившая всех рабов во всех штатах, все равно была принята.

Кто на что работал

В старой доброй консервативной Англии, где, несмотря на буржуазные реформы 1832 года, в парламенте верховодили лорды, даже говорить о социальной справедливости было как-то неловко. Однако менее чем через полвека либеральная партия, опиравшаяся на мелкую буржуазию и верхушку рабочего класса, взяла верх над аристократами, и многое изменилось. Например, граждане старше 70 лет получили право на пенсию. Конечно, чтобы в то время дожить до такого возраста, не имея солидного состояния, нужно было очень постараться, но сам факт, что с 1 января 1909 года пожилые граждане могли по закону рассчитывать на помощь государства, а не умирать от голода на старости лет, кардинально изменил мир англичан. В том же 1909 году был принят и «Народный бюджет», который вылился в кардинальные изменения налогообложения, очень удивившие богатых землевладельцев, а затем и в Акт о парламенте (1911), ограничивавший полномочия палаты лордов и утверждавший верховенство палаты общин в финансовых вопросах.

ФИО, мой ФИО

Всех реформ, произведенных в турецком государстве Мустафой Кемалем, более известным как Ататюрк, не перечесть. Как у всякого руководителя государства в сложный исторический период, у него тоже были перегибы, но заново созданная им турецкая национальная общность до сих пор благодарна своему «отцу» (Ататюрк так и переводится - «отец турок»). Ведь даже то, что у турецких граждан есть фамилии, - достижение Мустафы Кемаля: с 1 января 1935 года он отменил все титулы старого режима, заменив их обращением «господин» и «госпожа». Тогда же были введены фамилии, и каждый турок выбрал фамилию себе по вкусу, даже если она и не слишком подходила его характеру. Полная, в общем, демократия: для обделенных креативной жилкой был даже выпущен список рекомендованных фамилий.

Союз нерушимых

В новогоднюю ночь часы на Спасской башне Московского Кремля будут бить даже если на всей территории Российской Федерации закончится , мандарины и салат оливье, но представить, что куранты сработают без гимна на музыку Александра Александрова, очень и очень сложно. А между тем Государственный гимн СССР страна впервые услышала лишь в ночь на 1 января 1944 года : с 1918-го по 1944-й советская Россия распевала Интернационал, неофициальный, зато всенародный. Вариант Александрова выбрали по итогам длительного конкурса, каждый финалист которого получил по 100 000 рублей, а музыка и слова, написанные С.В. Михалковым и Г.А. Эль-Регистаном, стали единым целым всего за две недели до премьеры - 14 декабря 1943 года.

Нал/Безнал

Европейское сообщество старается, чтобы все и всегда было правильно, аккуратно и по порядку, поэтому судьбоносные преобразования назначает на знаковые даты. Вот если бы у нас решили переходить в новом году на новую валюту, так сделали бы это сразу после того, как выбросят елку - то есть примерно к апрелю. Но в ЕС такими вещами не шутят: события, изменившие не только мир жителей ЕС произошли 1 января 1999-го (сообщество перешло на безналичные расчеты в евро) и 1 января 2002-го (на наличные). Каким образом европейцы сумели утром 1 января вывесить свежие ценники, разобраться в новых ценах и свежеиспеченных банкнотах, для русского человека - загадка.

Бархатный развод

Событие 1 января 1993 года, изменившее карту мира , назревало не год и не два: этнические конфликты национальных элит, дестабилизировавшие экономическую ситуацию в Чехословакии, привели в итоге к распаду союзного государства - мирному, бескровному и официально узаконенному, но все равно неоднозначному: результаты опроса населения Чехословакии показали, что 64% чехов и 63% словаков не хотят раздела, но тем не менее словацкий парламент принял декларацию независимости, которая спровоцировала отставку чехословацкого президента Вацлава Гавела (он выступал против разделения). 25 ноября 1992 года Федеральное собрание приняло решение все разобрать и поделить и наметило «развод» на 1 января .

Мы наш, мы новый мир построим

Когда, как не 1 января учреждать новое государство или политический режим? Это лучший день для того, чтобы застать врасплох прежнюю власть, ведь даже тираны отмечают Новый год. Однако использовать его для больших перемен догадались лишь немногие.

Закончилась история тысячелетий императорского правления в Китае - на тот момент у власти стояла династия Цин, хозяйничавшая в стране почти 300 лет, - и была сформирована Китайская Республика. Чем не событие, изменившее мир . Так 13-й день 11-го месяца 4609 года по традиционному китайскому календарю стал первым днем для Китайской Республики.

Не успела Белорусская ССР закрепиться на территории, выделенной из состава РСФСР, как уже через два месяца объединилась с Литвой в Социалистическую Советскую Республику ЛитБел, которая в свою очередь пала жертвой польской оккупации и была ликвидирована 12 июля 1920 года, чтобы к концу того же месяца снова стать Советской Социалистической Республикой Белоруссией. Всего полтора года, а сколько стран на одном и том же месте.

Пять с половиной лет бились революционные войска под руководством Фиделя Кастро за свержение диктатуры и возможность строительства светлого коммунистического будущего, то есть времени продумать ход главного наступления у них было предостаточно. Так что 1 января повстанцы под командованием Че Гевары взяли наконец Санта-Клару и Сантьяго, и революция победила.

Генсек

С завидной регулярностью срок полномочий одного генерального секретаря ООН заканчивается (а другого - начинается) именно 1 января . Нынешний генсек ООН Пан Ги Мун, трудоголик, спящий по 5 часов в сутки, прославился тем, что на работу никогда не опаздывал, а в отпуск, будучи еще в должности министра иностранных дел Кореи, отпросился лишь раз за 3 года - на свадьбу дочери. Так выйти на работу 1 января для такого человека - плевое дело.

Языческие корни

Норвежская столица Христиания называлась так с 1624 по 1877 год, потом стала Кристианией (с 1877 по 1924 год), а потом власти вообще решили вернуть ей старое, давно забытое название, придуманное в 1048 году королем Харальдом III - Осло, что означает «Устье Ло», причем с 1 января .

Разжалованный Бог

Хирохито дольше других императоров (целых 73 года) был небесным хозяином Японии: неудивительно, что за это время там произошла серьезнейшая перестройка общества. Не будем углубляться в детали и рассказывать, насколько лучше и веселей стало жить японцам, но даже само то, что Император государства отрекся от своего божественного статуса (так и сказал утром 1 января , мол, «да ну какой я бог, бог с вами»), говорит о многом.

А еще…

1 января 1788 года произошло знаковое событие в Великобритании: самая знаменитая английская газета впервые вышла под названием «Таймс».

1 января 1919 года родился американский писатель Джером Дэвид Сэлинджер, автор романа «Над пропастью во ржи», изменившего мир и сознание многих людей.

По материалам журнала "FHM", 01/2014

Новый 2019 год

Новый год — это самый яркий и необычайно веселый праздник, который отмечается людьми во всем мире. Начинается праздник в ночь с 31 декабря на 1 января и в разных странах отмечается он по-разному. Этот праздник везде и всеми любим и ожидаем.
Подготовка к Новому году начинается с самых первых чисел декабря. Как раз в это время в городах и селах, в каждой семье и в каждом коллективе чувствуется приближение зимнего торжества.
Праздновать Новый год начали еще в третьем тысячелетии до нашей эры в Месопотамии. Сама традиция отмечать праздник Новый год сложилась в народе потому что к концу года заканчивались все уборочные и подготовительные работы, а новые земледельческие работы начинались только в конце марта, когда в реках, которые давали основную влагу для земледельческих работ- Тигр и Евфрат, начиналось половодье.
Это событие ознаменовалось яркими карнавалами, шествиями и маскарадами, которые продолжались в течение 12 дней. В это время всем запрещалось не только работать, но даже вершить суды.
Позже обычай отмечать начало Нового года стал приобретать еще больший размах. Эту традицию у жителей Месопотамии сначала позаимствовали иудеи, которые в то время еще находились в вавилонском плену, а от них эта традиция перешла к грекам. Греки, в свою очередь, передали обычай праздновать начало Нового года народам Западной Европы.
Юлий Цезарь ввел свой новый Юлианский календарь, в котором первым днем года стал первый день января месяца.
В этот день в честь праздника Новый год римляне несли жертвы своему двуликому богу Янусу. Они старались именно в этот день начать все масштабные мероприятия, потому что считалось, что первый день года - это самое благоприятное время для любых начинаний.

Церковный праздник

День Ильи Муромца

Илья Муромец - это известный на Руси древний былинный богатырь.

Каждый год в новый год 1 января крестьяне чтили память этого богатыря, который у всего народа считался избавителем от захватчика – татарского Калин-царя града Киева.
Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича на Руси считали стражами и символами ее могущества. Прототипом былинного богатыря Ильи Муромца считался преподобный Илия Печерский, который жил еще во времена Владимира Мономаха.
Илья Муромец в наше время почитается русским народом как покровитель, оберегающий Пограничные службы России и Российские ракетные войска стратегического назначения.
День почитания Ильи муромца совпал с веселым международным праздником - Новым годом. Лучшим блюдом в этот праздник на всей Руси считался жареный поросенок.
Крестьяне 1 января гадали об урожае в наступающем новом году. Они для этого шли на перекресток дорог и там чертили на земле крест палкой, затем прикладываясь к нему ухом, слушали, если от земли слышалось, что будто едут сани, груженные грузом, то это сулило им богатый урожай. По народным приметам считалось, что, если в этот день будут дуть сильные ветра, то в этом году будет большой урожай орехов, а если ночь будет звездная - то ожидать следует большой урожай гороха, ягод и чечевицы.
Если же погода в этот день теплой будет, то в народе считалось, что уродится хорошая рожь.
Именины 1 января у : Григория, Ильи, Тимофея

Необычные праздники

— День поиска подарков под ёлкой
— День поедания прошлогоднего оливье
— День освобождения лица от салата
— Международный день веселого похмелья
— День, который никто не помнит

Календари мира

Григорианский календарь: 1 Января 2014 года — Среда, 1 неделя, 1 день года
Юлианский календарь: 19 Декабря 2013 года
Иудейский календарь: 29 Тевета 5774 года
Исламский календарь: 28 Сафара 1435 года
Китайский календарь: 1 число 12 месяца 30 года 74 цикла (лошадь, сине-зелёный, дерево)
Национальный календарь Индии: 11 Пауза 1935 года
Индийский лунный календарь: 30 Маргаширша 2070 года эры Викрама — созвездие Мула
Персидский календарь: 11 Дейа 1392 года
Календарь Бахаи: 1 кулл-и шай 9 вах̣ид 19 год (Вах̣ид) -4 месяц () 17 день (Султан)
Календарь «Мая» (Длинный счет): 13 бактун 0 катун 1 тун 0 уинал 16 кин
Календарь «Мая» (Короткий счет — Хааб): 14 день месяца «Канкин»
Календарь «Мая» (Короткий счет — Цолькин): 3 день месяца «Хиш»
Французский календарь: 2 день (Дуоди) 2 декады 4 месяца (Нивоза) 222 года

Все праздники 1 января

Новый год (Международный)
Международный день семьи (Международный)
День интернет домена (Глобальный)
День смерти пророка Мухаммеда (Шииты)
День Острова Эллис (США)
День флага (Литва)
День Евро (Эстония)
День конституции (Италия)
День восстановления независимого Чешского государства (Чехия)
День образования Словацкой Республики (Словакия)
День независимости (Камерун)
День освобождения (Куба)
День независимости (Судан)
День основания (Тайвань)
Национальный день посадки деревьев (Танзания)
День независимости (Бруней)
День независимости (Гаити)
День независимости (Ирак)
Всемирный день мира — День всемирных молитв о мире (Международный)
Новогодние каникулы (Россия)
День Василия Блаженного (Православие)
День страдания имама Хусейна (Шииты)
Сурваки — Васильев день (Болгария)
День братства (Макао)
День братства (Мозамбик)
День купания полярных медведей (Канада)
Национальный день первый ноги переступившей порог дома в новом году (США)
Национальный день Кровавой Мэри (США)
День чего-то большого и очень хорошего (США)
День людей с именем на букву ‘З’ (США)
День новогоднего списка позора (США)
Парад ряженых актеров (Филадельфия, США)
День дарения яблок (США)

1. Образ Олеси, особенные черты ее характера.
2. Чувство, возникшее у Ивана Тимофеевича к Олесе.
3. Жертвенность и решительность девушки из Полесья.

... Значит, не хочет судьба нашего с тобой счастья... А если бы не это, разве, ты думаешь, я чего-нибудь испугалась бы?
А. И. Куприн

Олеся — рослая двадцатичетырехлетняя девушка из Полесья Волынской губернии сразу поразила рассказчика, Ивана Тимофеевича, своей необыкновенностью, неотразимостью, прирожденной природной красотой и естеством. Она была намного прекраснее местных девчат, потому что не прятала своей красы: «Высокая брюнетка лет около двадцати — двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом». Внучка колдуньи Мануйлихи жила вместе с бабушкой в лесной избушке и была очень внимательна к окружающей ее природе. Более того, Олеся была неотъемлемой частью этой живой, почти первозданной, не испорченной пагубной человеческой деятельностью, природы. В их с бабушкой хате жили скворцы и зяблики. Олеся ненавидела сам вид ружья, потому что знала: с его помощью люди убивают беззащитных животных и птиц: «Зачем бить пташек или вот зайцев тоже? Никому они худого не делают, а жить им хочется так же, как и нам с вами. Я их люблю: они маленькие, глупые такие...». У Олеси были уверенность в своих силах, независимость и неподдельное чувство собственного достоинства, некоторое благородство и «врожденная изящная умеренность». Девушка, выросшая в лесу и редко выходившая в деревню для того, чтобы купить мыло и чаю, обладала живым, гибким и проницательным умом. Несмотря на некоторую наивность и необразованность, у Олеси была превосходная врожденная интуиция и некоторые сверхъестественные способности потомственной целительницы и ведьмы. И особенно Ивана Тимофеевича привлекала в Олесе «ее цельная, самобытная, свободная натура, ее ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым наследственным суеверием, детски невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины».

Весной, когда главный герой произведения ощущал «грусть, исполненную беспокойных ожиданий и смутных предчувствий», познакомился с Олесей, Они стали вместе проводить вечерние часы, много разговаривая на разные темы. Постепенно это все переросло в особенную привязанность. Впервые Иван ощущает любовное чувство к Олесе перед своей болезнью, когда девушка словно охладела к нему: «Я еще не думал о любви, но я уже переживал тревожный, предшествующий любви период, полный смутных, томительно грустных ощущений. Где бы я ни был, чем бы ни старался развлечься, — все мои мысли были заняты образом Олеси, все мое существо стремилось к ней, каждое воспоминание об ее иной раз самых ничтожных словах, об ее жестах и улыбках сжимало с тихой и сладкой болью мое сердце». Полумесячная разлука еще больше разожгла любовь Ивана Тимофеевича к молодой жительнице леса и, к счастью, чувство его оказалось взаимным. И до середины июня влюбленные наслаждались «наивной, очаровательной сказкой своей любви». Но что Иван сделал для того, чтобы удержать это счастье, чтобы стать для любимой защитником и надежной опорой на всю жизнь? Он задумывался о том, чтобы жениться на Олесе, но у крепкого образованного мужчины все не хватало решительности рассказать возлюбленной о том, что скоро ему надо уезжать. Молодой лесной жительнице приходится догадками вызнавать эту печальную весть у Ивана Тимофеевича. И он, делая ей предложение, выражает свое согласие на предложение Олеси пойти в церковь. Почему-то Иван мало задумывается о том, будет ли это «что-то очень Для него приятное» также радостно и для самой девушки? Будет ли это безопасно для молодой колдуньи? К сожалению, Иван Тимофеевич не придает особого значения беспокойству своего внутреннего голоса, не спасает любимую от рокового шага и, в результате, теряет ее.

Внутренние переживания Олеси не описываются на страницах повести, но ее любовь видна нам через ее слова, выражения лица, жесты, поступки. Лесная девушка более сильная, бесстрашная и решительная, чем ее возлюбленный. Ведь с самого начала, уже после гадания на картах, она точно знала, что эта любовь принесет ей беду. Узнала, что Иван — «человек хотя и добрый, но только слабый». Но она не могла отказаться от своего счастья, ни от счастья любимого Вани. И, вообще, Олеся верила в то, что судьбы не избежать. Ее смелость и независимость выражаются не только в гордом заявлении бабушке Мануйлихе «Мое дело, мой и ответ», но и в других ее поступках. Именно она, Олеся, склоняет Ивана Тимофеевича к близким отношениям, говоря на его опасения: «Сегодня наш день, и никто у нас его не отнимет...». Иногда возникает ощущение, что Олеся отдала всю себя, все лучшее, что в ней есть своему возлюбленному. И сам Иван Тимофеевич чувствует ее высокую самоотдачу: «...И как много я читал в больших темных глазах Олеси: и волнение встречи, и упрек за мое долгое отсутствие, и горячее признание в любви... Я почувствовал, что вместе с этим взглядом Олеся отдает мне радостно, без всяких условий и колебаний, все свое существо». Но не все было гладко в разговорах молодой лесной ведьмы и Ивана: у них возникали противоречия по поводу религии. Ваня был верующим христианином, а Олеся чувствовала, что и ей, и ее бабушкой, и ее матерью всегда руководили темные силы, дьявол. Почувствовав горечь предстоящей разлуки, девушка самоотверженно решила сделать любимому приятное и сходить ради него в церковь. Она не услышала от любимого ни слов предостережения, ни сопротивления. Наоборот, Иван поддержал это столь опасное для молодой ведьмы намерение словами: «Женщина должна быть набожна без рассуждений. В той простой и нежной доверчивости, с которой она отдает себя под защиту Бога, я всегда чувствую что-то трогательное, женственное и прекрасное». Знала ли Олеся на что идет? Скорее всего да.. Но она, в отличие от Ивана Тимофеевича, умела жертвовать собой ради любимого человека. И всю вину, всю ответственность за страшные последствия этого шага она взяла на себя. Значит, Олеся по-настоящему сильная, волевая и независимая женщина. Молодой ведьме жаль, что у нее нет ребенка от любимого, но, превозмогая физическую и душевную боль, она сама становится инициатором окончательной разлуки с Иваном. В конце концов Олеся счастлива, что сумела доставить радость любви Ивану Тимофеевичу.

Сочинение

Тема любви основная тема в творчестве А. И. Куприна. Именно любовь дает возможность реализоваться наиболее сокровенным началам человеческой личности. Особенно дороги писателю сильные натуры, умеющие пожертвовать собой ради чувства. Но А. Куприн видит, что человек в современном ему мире измельчал, опошлился, запутался в житейских проблемах. Писатель мечтает о личности, которая не подвержена тлетворному влиянию среды, и воплощает свою мечту в образе полесской колдуньи Олеси, героини одноименной повести.

Олеся не знает, что такое цивилизация, время в чащобах Полесья как бы остановилось. Девушка искренне верит в предания и заговоры, считает, что ее семья связана с дьяволом. Принятые в обществе нормы поведения абсолютно чужды ей, она естественна и романтична. Но не только экзотичность образа героини и ситуации, описанной в повести, привлекают внимание писателя. Произведение становится попыткой проанализировать то вечное, что должно лежать в основе любого высокого чувства.

А. И. Куприн уделяет особенно пристальное внимание тому, как развивается в героях повести чувство. Прекрасен момент их встречи, удивительно нарастание в их сердцах искренней привязанности. А. И. Куприн восхищается чистотой их близости, но не делает эту романтическую любовь безмятежной, приводит героев к тяжким испытаниям.

Любовь к Олесе становится переломным моментом в жизни Ивана Тимофеевича, городского жителя. Свойственная ему первоначально сосредоточенность исключительно на своем мире постепенно преодолевается, потребностью становится осуществление желания быть вместе с другим человеком. Его чувство, вероятно, основано на смутных влечениях, но очень скоро оно подкрепляется духовной близостью. Куприн точно передает внутреннее преображение личности героя, источником которого становится сама природа.

Один из важнейших феноменов любви для Куприна состоит в том, что даже предчувствие счастья всегда омрачено страхом потерять его. На пути к счастью героев стоят разница в их общественном положении и воспитании, слабость героя и трагическое предсказание Олеси. Жажда гармонического союза порождена глубокими переживаниями.

В начале повести Иван Тимофеевич кажется мягким, отзывчивым и искренним. Но Олеся сразу улавливает в нем слабость, говоря: Доброта ваша не хорошая, не сердечная. И герой повести действительно причиняет много зла своей возлюбленной. Его каприз причина того, что Олеся идет в церковь, хотя понимает губительность этого поступка. Вялость чувств героя приносит искренней девушке беду. Но сам Иван Тимофеевич быстро успокаивается. В тот момент, когда он рассказывает о самом, казалось бы, волнующем эпизоде своей жизни, он не испытывает вины и раскаяния, что говорит о сравнительной бедности его внутреннего мира.

Олеся полная противоположность Ивану Тимофеевичу. В ее образе Куприн воплощает свои представления об идеале женщины. Она впитала в себя законы, по которым живет природа, ее душа не испорчена цивилизацией. Писатель создает исключительно романтический образ дочери лесов. Жизнь Олеси проходит изолированно от людей, а потому ее не заботит то, чему посвящают свою жизнь многие современные люди: слава, богатство, власть, молва. Основными мотивами ее поступков становятся эмоции. Больше того Олеся колдунья, ей знакомы тайны человеческого подсознания. Ее искренность, отсутствие фальши подчеркнуты и в ее внешнем облике, и в жестах, движениях, улыбке.

Любовь Олеси становится величайшим даром, который может дать жизнь герою повести. В этой любви есть и самоотверженность и смелость, с одной стороны, и противоречие, с другой. Олеся изначально понимает трагичность исхода их отношений, но готова подарить себя возлюбленному. Даже покидая родные места, избитая и обесчещенная, Олеся не проклинает того, кто погубил ее, а благословляет те краткие минуты счастья, которые она испытала.

Подлинный смысл любви писатель видит в стремлении бескорыстно отдать своему избраннику всю полноту чувств, на которую способен любящий человек. Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе. Сила души героини повести способна внести гармонию даже в столь противоречивые отношения, как те, которые описаны в повести. Любовь это презрение к страданиям и даже смерти. Жаль, но способны на такое чувство лишь избранные.

Другие сочинения по этому произведению

«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире» (по повести А. И. Куприна «Олеся») Чистый свет высокой нравственной идеи в русской литературе Воплощение нравственного идеала писателя в повести «Олеся» Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (По повести А. И. Куприна «Олеся») Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (по повести А. Куприна «Олеся») Женский образ в рассказе А. Куприна “Олеся” Лобовь в русской литературе (по повести «Олеся») Моя любимая повесть А. И. Куприна «Олеся» Образ героя-рассказчика и способы его создания в повести «Олеся» По рассказу А. И. Куприна «Олеся» Почему любовь Ивана Тимофеевича и Олеси стала трагедией? Можно ли считать виновным в этом «ленивое сердце» героя? (по произведению А. И. Куприна «Олеся») Сочинение по повести Куприна «Олеся» Тема «естественного человека» в повести А. И. Куприна «Олеся» Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет») Урок нравственной красоты и благородства в повести А. И. Куприна «Олеся» (образ Олеси) Художественное своеобразие одного из произведений А.И.Куприна ("Олеся") Человек и природа в творчестве Куприна Тема любви в повести А. И. Куприна «Олеся» Он и Она в повести А. И. Куприна «Олеся» Мир природы и человеческих чувств в повести А. И. Куприна "Олеся" Анализ повести "Олеся" Куприна А.И. Сочинение по повести А.И. Куприна "Олеся"

История создания

Повесть А. Куприна «Олеся» впервые вышла в печать 1898 году в газете «Киевлянин» и сопровождалась подзаголовком. «Из воспоминаний о Волыни». Любопытно, что писатель сначала отправлял рукопись в журнал «Русское богатство», так как до этого в данном журнале уже выходил купринский рассказ «Лесная глушь», посвященный также Полесью. Таким образом, автор рассчитывал на создание эффекта продолжения. Однако «Русское богатство» по каким-то причинам отказалось выпускать «Олесю» (возможно, издателей не устроили размеры повести, ведь к тому времени она была самым крупным произведением автора), и планируемого автором цикла не получилось. Зато позднее, в 1905 году, «Олеся» вышла в самостоятельном издании, сопровожденном вступлением от автора, в котором рассказывалась история создания произведения. Позднее вышел и полноценный «Полесский цикл», вершиной и украшением которого стала «Олеся».

Авторское вступление сохранилось лишь в архивах. В нем Куприн рассказывал, что гостя в Полесье у знакомого помещика Порошина, он услышал от него множество легенд и сказок, связанных с местными верованиями. В числе прочего Порошин рассказал, что и сам был влюблен в местную колдунью. Эту историю Куприн позднее расскажет в повести, заодно включив в нее всю мистику местных преданий, таинственную мистическую атмосферу и пронзительный реализм окружавшей его самого обстановки, непростые судьбы полесских жителей.

Анализ произведения

Сюжет повести

Композиционно «Олеся» - повесть-ретроспектива, то есть, автор-повествователь возвращается в воспоминаниях к событиям, которые происходили в его жизни много лет назад.

Основа сюжета и ведущая тема повести - любовь между городским дворянином (панычем) Иваном Тимофеевичем и молодой жительницей Полесья, Олесей. Любовь светлая, но трагическая, так как её гибель неизбежна ввиду ряда обстоятельств - социального неравенства, пропасти между героями.

По сюжету герой повести, Иван Тимофеевич, несколько месяцев проводит в глухой деревне, на краю Волынского Полесья (территория, называемая в царские времена Малороссией, сегодня - запад Припятской низменности, на севере Украины). Городской житель, он вначале пытается привить местными крестьянам культуру, лечит их, учит читать, но занятия безуспешны, так как люди одолеваемы заботами и им неинтересно ни просвещение, ни развитие. Иван Тимофеевич все чаще ходит в лес на охоту, любуется местными пейзажами, иногда слушает рассказы своего слуги Ярмолы, который говорит о ведьмах и колдунах.

Заблудившись в один из дней на охоте, Иван попадает в лесную избушку - здесь живет та самая ведьма из рассказов Ярмолы - Мануйлиха и её внучка Олеся.

Второй раз герой приходит к обитателям избушки весной. Олеся гадает ему, предрекая скорую несчастную любовь и невзгоды, вплоть до попытки самоубийства. Девушка также показывает мистические способности - она может воздействовать на человека, внушая свою волю или страх, останавливать кровь. Паныч влюбляется в Олесю, сама же она остается подчеркнуто холодна с ним. Особенно сердится на то, что паныч заступается за неё с бабкой перед местным урядником, пригрозившим разогнать обитательниц лесной избы за их, якобы, ворожбу и вред людям.

Иван заболевает и неделю не является в лесную избу, когда же он приходит, заметно, что Олеся счастлива его видеть, и чувства обоих вспыхивают. Проходит месяц тайных свиданий и тихого, светлого счастья. Несмотря на очевидное и осознаваемое Иваном неравенство влюбленных, он делает Олесе предложение. Она отказывается, мотивируя тем, что ей, служительнице дьявола, нельзя заходить в церковь, следовательно, и венчаться, вступая в брачный союз. Тем не менее, девушка решается пойти в церковь, чтобы сделать приятное панычу. Местные жительницы, однако, не оценили порыв Олеси и набросились на неё, сильно избив.

Иван спешит в лесной дом, где избитая, поверженная и морально раздавленная Олеся говорит ему, что её опасения на счет невозможности их союза подтвердились - им нельзя быть вместе, поэтому она с бабушкой покинет свой дом. Теперь деревня настроена к Олесе и Ивану еще более враждебно - любой каприз природы будут связывать с её вредительством и рано или поздно убьют.

Перед отъездом в город Иван снова идет в лес, но в избушке находит только олесины красные бусы.

Герои повести

Олеся

Главная героиня повести - лесная колдунья Олеся (настоящее её имя Алёна - сообщает бабка Мануйлиха, а Олеся - местный вариант имени). Красивая, высокая брюнетка с умными темными глазами сразу обращает на себя внимание Ивана. Природная красота в девушке сочетается с природным умом - несмотря на то, что девушка даже не умеет читать, такта и глубины в ней, пожалуй, больше, чем в городской.

Олеся уверена, что «не такая, как все» и трезво понимает, что за эту непохожесть может пострадать от народа. Иван не слишком верит в необычные способности Олеси, полагая, что тут больше многовекового суеверия. Однако он не может отрицать мистичность образа Олеси.

Олеся отлично осознает невозможность её счастья с Иваном, даже если тот примет волевое решение и женится на ней, поэтому именно она смело и просто управляет их отношениями: во-первых, предпринимает самоконтроль, пытаясь не навязываться панычу, во-вторых, принимает решение о расставании, видя, что они не пара. Светская жизнь была бы для Олеси неприемлема, муж неизбежно стал бы тяготиться ею после того, как выяснилось бы отсутствие общих интересов. Олеся не хочет быть обузой, связывать Ивана по рукам и ногам и уходит сама - в этом героизм и сила девушки.

Иван Тимофеевич

Иван - небогатый, образованный дворянин. Городская скука приводит его в Полесье, где он поначалу пытается вершить какие-то дела, но в итоге из занятий остается только охота. К преданиям о ведьмах он относится как к сказкам - здоровый скепсис обоснован его образованием.

(Иван и Олеся )

Иван Тимофеевич - искренний и добрый человек, он способен прочувствовать красоту природы, а потому Олеся поначалу интересует его не как красивая девушка, а как интересная личность. Ему интересно, как получилось, что её воспитала сама природа, и она вышла такой нежной и деликатной, непохожей на грубых неотесанных крестьян. Как вышло так, что они, религиозные, хотя и суеверные, грубее и жестче Олеси, хотя именно она должна быть воплощением зла. Для Ивана встреча с Олесей - не барская забава и непростое летнее любовное приключение, хотя и он понимает, что они не пара - общество в любом случае окажется сильнее их любви, разрушит их счастье. Олицетворение общества в данном случае неважно - будь то слепая и тупая крестьянская сила, будь то городские жители, сослуживцы Ивана. Когда он думает об Олесе как о будущей жене, в городском платье, пытающейся поддержать светский разговор с его коллегами, - он просто заходит в тупик. Потеря Олеси для Ивана - такая же трагедия, как и обретение её в качестве жены. Это остается за рамками повествования, но скорее всего предсказание Олеси свершилось в полной мере - после её ухода ему было плохо, вплоть до мыслей о намеренном уходе из жизни.

Итоговый вывод

Кульминация событий в повести приходится на большой праздник - Троицу. Это неслучайное совпадение, оно подчеркивает и усиливает трагизм, с которым светлая сказка Олеси растоптана ненавидящими её людьми. В этом есть саркастический парадокс: служительница дьявола, Олеся, колдунья, оказывается более открытой к любви, чем толпа народа, чья религия укладывается в тезис «Бог есть Любовь».

Авторские выводы звучат трагично - невозможно совместное счастье двух людей, когда счастье для каждого из них в отдельности - разное. Для Ивана невозможно счастье в отрыве от цивилизации. Для Олеси - в отрыве от природы. Но при этом, утверждает автор, цивилизация жестока, общество может отравить отношения между людьми, морально и физически уничтожить их, а природа - нет.




Top