Как выглядит мандала. Мандала - что это и зачем нужна, виды и значение, как разукрашивать и пользоваться с фото

Итогом этого курса, по мнению авторов, является зачаток навыка по созданию и развитию слабых и спящих зон сознания. Утилитарность этого навыка заключена в нескольких основных применениях. Первое, радикальное расширение творческих способностей. За счет умения создавать новые смыслы напрямую, без привычных ассоциативно-структурных знаний. Этот навык позволяет выходить за рамки привычных траекторий действий. Второе, это способность к дифференцировке зон сознания отвечающих за тот или иной навык прямым действием. Это позволяет ускорить процессы обучения тем навыкам, зоны которых развиваются в этой практике.
Исходя из этого, рекомендации касаются именно этих аспектов.
Основная рекомендация, практика создания нового, на первоначальных этапах должна быть системной. Это связано с тем, что получение сложных содержаний, требует хорошего владения техникой. Таким образом, задача по развитию зоны сознания решается следующим образом: регулярно делаются упражнения, результатом которых должно стать создание новых форм и смыслов. Т.е. буквально, несколько раз в неделю, делаются рабочие сессии, результатом которых должно стать новое знание. Постепенно, развитая зона начнет принимать участие в процессах жизнедеятельности автоматически. Вторым этапом является приложение этой развитой зоны к конкретным действиям. Т.е. развитая зона должна нагружаться деятельностью. Смыслы, полученные из неё необходимо фиксировать в конечных формах.
Нужно понимать, что слабо развитые зоны, либо сложные смыслы могут требовать достаточно много ресурса времени активности. Нужно относиться к этому с пониманием, и методично, целеустремленно совершать необходимые действия.
Если у практика нет своих собственных задач, можно предложить, для примера, развить 4-х мерное пространственное воображение. Эта задача может послужить хорошим тренажером для овладения методикой.
Еще приведем пару примеров, как работать с этой методикой.
Мы решили поставить навык рисования.
В процессе занятий активируем смысловую зону. Делаем её максимально интенсивной. На максимальной интенсивности переходим к реальным действиям. Т.е. берем и начинаем рисовать. Наблюдая, как в результате этой деятельности исчерпывается интенсивность. Насыщаем интенсивностью. Когда интенсивность спадает, откладываем занятие до следующего раза. На следующий день продолжаем. Когда, в рамках процесса обучения, мы пользуемся учебниками и выполняем задания из них, то делать это лучше в процессе максимальной включенности загружаемой зоны сознания. Этот способ действия можно прилагать к любым навыкам.
Теперь пример на корректировку поведенческих стереотипов. Это один из часто встречающихся запросов, поэтому мы его тут рассмотрим.
Садимся, интенсифицируем поведенческую зону, и заставляем её порождать смыслы, которые мы разворачиваем в формы, стремясь создать такие смыслы и формы, которые будут социально приемлемыми, но не входящими в наши стереотипы поведения. Социально приемлемая форма – это техника безопасности, чтобы не впадать в эпатаж, который часто заменяет собой гибкость поведения. Т.е. задача создать не компенсирующее поведение, а адекватное ситуации, эффективное, но не попадающее в наше обыденное действие. После этого, нужно созданные формы поведения применить. Этап применения важен, что бы закрепить сделанное. Нужно помнить, что первоначальные действия в зоне неуверенности приводят к большим затратам энергии, но постепенно, по мере развития, это проходит.
Третий пример будет о серьезных изменениях в жизни. Смысловая работа позволяет выстроить конструктивный подход к собственной жизни. Можно активировать смысловые зоны, которые отвечают за жизнь в целом. За её проявления, за эффективность. Активация этой смысловой зоны, приводит к тому, что появляется знание о том, как надо дальше жить и действовать. Интересно то, что это знание рождается с достаточно глубоких слоев личности. Там можно обнаружить свою естественную мотивацию, ту, которая не опосредована культурными нормами и прочим. То, что называют термином «Найти себя». Сложность этого применения заключается в том, что развертка смыслов из этой зоны превращается в реальные действия, которые делаются в жизни. Это требует дополнительного ресурса активности и воли. Здесь можно рекомендовать выделение особых зон времени, когда совершается воплощение этих смыслов, открытых из смысловых зон «Я». Этот третий пример, самый интересный и наиболее полезный в плане приложения курса.

В оптимальном, т.е. относительно сформированном виде структура сознания складывается из двух основных компонентов - это так называемые бытийный и рефлексивный слои сознания (в формулировках Л. С. Выготского - "сознание для бытия" и "сознание для сознания" соответственно). Первый направлен на отражение внешнего мира, второй обращен внутрь, па собственный субъективный мир. Основное направление возрастного развития как раз и определяется формированием указанных слоев сознания, их взаимопроникновения. Последнее особенно важно, так как оно обеспечивает целостность процесса отражения в единстве объекта и субъекта. Взаимодействуя с предметами внешнего мира, ребенок отражает как их свойства, так и свои собственные.

Неразрывное единство бытийного и рефлексивных слоев проявляется уже в актах восприятия, в процессе которого человек одновременно осознает и то, что он воспринимает, и то, что субъектом восприятия является он сам. В этом смысле можно сказать, что бытийный слой сознания является одновременно и сорефлексивным, а рефлексивный - событийным.

Отсюда понятно, что ни одно сколько-нибудь серьезное нарушение в сфере бытийного слоя сознания не может пройти бесследно для функционирования и развития рефлексивной его стороны, и наоборот. Сами эти нарушения могут касаться структурных компонентов, из которых в свою очередь складываются бытийный и рефлексивный слои сознания.

Основными элементами, образующими бытийный слой, являются чувственная и биодинамическая ткань сознания. Чувственная ткань представляет собой совокупную сенсорную основу перцептивных образов и их свойств. Биодинамическая ткань воплощается в живом человеческом движении, являющемся основой предметных действий.

В свою очередь, рефлексивный слой сознания складывается тоже из двух компонентов - эго значения и смыслы. Значение часто трактуется как содержание понятия, выраженного в слове. В значениях в обобщенной форме фиксируется исторический опыт. Сфера значений связана с речемыслительной деятельностью человека. Наличие смысловой сферы указывает на несводимость индивидуального сознания к безличному знанию. Это знание всегда принадлежит живому субъекту и в силу этого оно пристрастно. Смысл - это внутренняя сторона значения, связывающая его с реальностью жизни конкретного человека. Смысловая сфера воспроизводит себя в эмоциях, отношениях, ценностях.

В рамках бытийного сознания существует тесная связь между чувственной и биодинамической тканями. Чувственная ткань формируется в процессе живого движения, составляя се внутреннюю сторону и управляя ей. Не менее тесные связи формируются между значениями и смыслами: значения могут осмысливаться, а смыслы - означиваться.

Чувственная и биодинамическая ткани сознания придают реальность объективной картине мира, который выступает для человека как нечто внешнее по отношению к сознанию, как объект его предметной деятельности. Благодаря функционированию рефлексивного слоя такую же реальность обретает и внутренний субъективный мир личности. Связь бытийного и рефлексивного слоев осуществляется через взаимодействие составляющих их компонентов. Так, смыслы и значения - это всегда смыслы и значения конкретных образов и действий. При этом чувственная и биодинамическая ткани всегда включают в себя элементы рефлексии.

Исходной предпосылкой структурирования сознания как предмета исследования должно быть представление о нем не только как о предельной абстракции, но и как о вполне определенном культурно-историческом образовании. В науке существуют представления о сознании и как о эпифеномене, и как о сущности, редуцированной к подсознанию, - они формировались соответствующими типами культурного развития общества. Согласно Л.С. Выготскому и А.Н. Леонтьеву, развитое сознание человека характеризуется психологической многомерностью, при этом имеет смысловое строение. Смыслы укоренены в бытии, существенными аспектами которого являются человеческая деятельность и общение, они опредмечиваются в действиях и языке. Говоря о структуре сознания, Л.С. Выготский, отталкиваясь от идеи Л. Фейербаха, выделял в нем две составляющих: сознание для бытия и сознание для сознания, образующих два слоя - бытийный и рефлексивный. Сознание рождается в бытии, отражает бытие, творит бытие. Бытийный слой сознания представлен миром реальных представлений, воображения, культурных символов и знаков, производственной, предметно-практической деятельности. Бытийный слой является истоком рефлексивного слоя, ибо значения и смыслы рождаются в бытийном слое, и наоборот - испытывает на себе влияние рефлексивного слоя, т.к. смысловая оценка присутствует в чувственной ткани образа и биодинамической ткани действия.

А.Н. Леонтьев выделил в структуре сознания три составляющих. Ими являются:

Чувственная ткань образа.

Значение.

Личностный смысл.

Чувственная ткань - это обобщенное наименование для различных перцептивных образов. В чистом виде эта «ткань» субъекту не открывается. Она состоит или из актуально воспринимаемых, или всплывающих в памяти, или воображаемых образов, которые различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости и прочим характеристикам. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его, объективно, как объект деятельности индивида.



Природа психических чувственных образов состоит в их предметности, в том, что они порождаются в процессе деятельности, связывающей субъекта с внешним предметным миром. Чувственные впечатления служат толчком, приводящим в действие познавательные процессы и способности человека, «добывающие» дополнительные, скрытые от непосредственной перцепции, сведения о действитель­ности. У человека чувственные образы приобретают новое качество - собственную означенность.

Значения - следующий важнейший компонент человеческого сознания. Значения - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком; это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения - понятия.

Они преломляют мир в сознании человека. Носителем значений является язык. Он фиксирует в идеальной форме предметы и явления материального мира, их свойства и отношения, общественно выработанные действия, нормы жизни и поведения, традиции, культуру. Значения классифицируют как:

Операциональные (связанные с биодинамической тканью);

Предметные (связанные с чувственной тканью);

Вербальные (связанные со смыслом).

Значения существуют объективно вне индивидуального сознания человека. В процессе интериоризации происходит присвоение предметных значений, знаковых систем. Интериоризация укорачивает путь постижения значений (ничего не изобретается вновь). Это явление позволяет присваивать человеческий опыт в свернутом обобщенном виде. Первоначально овладение значениями происходит во внешней деятельности ребенка с реальными предметами, где он усваивает непосредственно предметно отнесенные значения. Позднее он усваивает логические операции, помогающие интериоризировать предметные значения, превратить их в отвлеченные, используемые в идеальном (умственном) плане. Итак, интериоризуясь, значения становятся достоянием индивидуального сознания, превращаясь в личностный смысл.

Смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений.

Характерной особенностью значений на уровне личностного смысла является их пристрастность, их особая субъективность. Важно.отметить, что -значения при этом не утрачивают своей объективности и общественно-исторической природы (разумеется, речь идет о сохранном сознании). Понятие смысла в. равной степени относится и к сфере сознания, и к сфере бытия. Оно указывает на то, что индивидуальное сознание не является безличным знанием, оно всегда принадлежит живому субъекту, включенному в систему деятельностей, и потому всегда связано с отношением. Таким образом, можно считать, что понятие значения выражает подключенность индивидуального сознания к общественному, а понятие смысла выражает укорененность индивидуального сознания в бытии человека. Значения и смыслы взаимно трансформируемы: в сознании человека постоянно случаются, означения смыслов и осмысление значений (В.П. Зинченко). При подобных взаимопереходах возможны элементы недопонимания, вызванные недосказанностью или сложностью постигаемых значений. При этом подобное непонимание не следует расценивать только негативно, оно может стать и позитивным моментом в развитии уровня познания человека, в его творчестве.

В.П. Зинченко, развивая традицию отечественной психологии, дополнил структуру сознания. Им введено понятие биодинамической ткани движения и действия. В его видении сознание образовано двумя слоями: бытийным, состоящим из чувственной ткани образа и биоди­намической ткани живого движения и действия, и рефлексивным - куда входят значение и смысл.

Биодинамическая ткань - это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения, это материал, из которого строятся целесообразные произвольные движения и действия. По мере их построения и формирования более сложным становится и их внутреннее содержание, заполняясь когнитивными, эмоционально-оценочными образованиями. Произвольность и целесообразность движениям и действиям задает слово, придающее им внутреннюю форму. В чистом виде, без внутренней формы биодинамическую ткань можно наблюдать в хаотических движениях новорожденных, в импульсивных действиях взрослых.

Чувственная ткань представляет собой строительный материал образа. И динамическая, и чувственная ткань обладают свойствами реактивности, чувствительности, пластичности, управляемости. Кроме того, они обладают свойствами обратимости и трансформируются одна в другую. Так, движение, развернутое во времени, способно обратиться во вневременной образ пространства. «Остановка может рассмат­риваться как накопленное движение» (И. Мандельштам). И пространст­венный образ может развернуться в динамичный.

Рефлексивный (оценочный) слой сознания представлен значениями и смыслами. Содержанием рефлексивных актов становится сопоставление ситуации с промежуточными результатами действий и возможностью их продолжения. Между бытийным и рефлексивным слоями существует живая связь и взаимопереходы: рефлексивный слой присутствует в процессе реализации бытийного, а бытийный - является условием включения рефлексивного.

В обобщенном виде сказанное может звучать следующим образом: идеи, понятия, житейские и научные знания соотносятся со значением как компонентом рефлективного слоя сознания; человеческие ценности, переживания, эмоции, аффекты соотносятся со смыслом, также входящим в рефлективный слой; производительная, предметно-практическая деятельность соотносима с биодинамической тканью движения и действия как компонентом бытийного слоя; представления, воображение, культурные символы и знаки соотносимы с чувственной тканью, входящей в бытийный слой сознания.

В подобной структуре сознания все компоненты могут развиваться гармонично, или какой-либо компонент может взять на себя доминирующую роль. При вовлечении в деятельность сознания всех компонентов оно приобретает бытийный и рефлексивный опыт и соответствующие ему черты.

Разумеется, выделение слоев сознания и его образующих весьма условно с точки зрения его действительной работы. Каждый акт сознания, по словам Г.Г. Шпета, характеризует интенсивное разнообразие, значит, в такой акт могут быть вовлечены все слои и их образующие. Они находятся в постоянном взаимодействии, как по горизонтали, так и по вертикали. Напряжения, возникающие между ними, - одна из движущих сил развития и саморазвития человека. (В.П. Зинченко).

Самосознание

Формирование личности осуществляется по трем основным направлениям: деятельность, общение, самосознание.

Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее.

Главная функция самосознания - сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя; если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовер­шенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием, многочис­ленных социальных влияний и включает 4 компонента (по B.C. Мерлину):

сознание отличия себя от остального мира;

Сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;

Сознание своих психических свойств, эмоциональные
самооценки;

Социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое
формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

По мнению Л.Д. Столяренко, в современной науке существуют различные точки зрения на генезис самосознания. Традиционным является понимание самосознания как исходной генетически первичной формы человеческого сознания, основывающейся на самоощущениях, самовосприятии человека, когда еще в раннем детстве формируется у ребенка целостное представление о своем физическом геле, о различении себя и всего остального мира. Исходя из концепции «первичности» указывается, что способность к самопереживанию оказывается особой универсальной стороной самосознания, которая его порождает.

Существует и противоположная точка зрения (С.Л. Рубинштейн) согласно которой самосознание - высший вид сознания, возникший как результат развития сознания. Несознание рождается из самопознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности.

Третье направление психологической науки исходит из того, что осознание внешнего мира и самосознание возникли и развивались одновременно, едино и взаимообусловленно. По мере объединения «предметных» ощущений складывается представление человека о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений - о самом себе. В онтогенезе самосознания можно выделить два основных этапа: на первом этапе формируется схема собственного тела и формируется «чувство Я». Затем по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек может осмысливать свое отличие в понятийной форме. Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается внутренне связанным с аффективным самопереживанием (В.П. Зинченко).

Исследования показали, что самоощущение контролируется правым полушарием мозга, а рефлексивные механизмы самосознания - левым полушарием.

Критерии самосознания:

1) выделение себя из среды, сознание себя как субъекта,
автономного от среды (физической среды, социальной среды);

2) осознание своей активности - «Я управляю собой»;

3) осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это
может быть и мое качество»);

4) моральная оценка себя, наличие рефлексии - осознание своего
внутреннего опыта.

Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непре­рывность таких переживаний и дает человеку возможность интег­рировать себя в единое целое.

При анализе динамической структуры самосознания используют два понятия: «текущее Я» и «личностное Я». «Текущее Я» обозначает конкретные формы осознания себя в текущем настоящем, т.е. непосредственные процессы деятельности самосознания. «Личностное Я» - это устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза «текущих Я». В каждом акте самосознания одновременно выражены элементы самопознания и самопереживания.

Поскольку самоотражаются все процессы сознания, постольку человек может не только осознавать, оценивать и регулировать собственную психическую деятельность, но и сознавать себя сознающим, самооценивающим.

В структуре самосознания можно выделить:

1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я»
(«Я как действующий субъект»);

2) осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я»
и «Идеальное Я»);

3) познавательные, когнитивные представления о себе («Я как
наблюдаемый объект»);

4) эмоциональное, чувственное представление о себе.
Таким образом, самосознание включает в себя:

Самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);

Самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).
Наиболее известная в современной науке модель структуры самосознания предложена К.Г. Юнгом и основана на противо­поставлении осознаваемых и неосознаваемых элементов челове­ческой психики. Юнг выделяет два уровня ее самоотображения. Первый - субъект всей человеческой психики - «самость», которая персонифицирует как сознательные, так и бессознательные процессы, и поэтому есть как бы тотальная личность. Второй уровень - форма проявления «самости» на поверхности сознания, осознаваемый субъект, сознательное «Я».

Когда человек думает: «Я знаю себя», «Я чувствую, что я устал», «Я ненавижу себя», то в этом случае он является одновременно и субъектом и объектом. Несмотря на идентичность «Я» - субъекта и «Я» - объекта, все же необходимо их различать - принято называть первую сторону личности «Я», а вторую - «самостью». Различие между «Я» и самостью относительно «Я» является наблюдающим началом, самость - наблюдаемым. «Я» современного человека научилось наблюдать за его самостью и чувствами, как если бы те были чем-то отличным от него. Однако «Я» может наблюдать и за своей склонностью наблюдать - и в этом случае то, что сначала было «Я», становится самостью.

Гуманистические психологи рассматривают самость как целенап­равленность всей личности на осуществление максимума потенциальных возможностей индивида.

Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.

В структуре самосознания можно выделить 4 уровня:

Непосредственно-чувственный уровень - самоощущение,
самопереживание психосоматических процессов в организме и
собственных желаний, переживаний, состояний психики, в результате
достигается простейшая самоидентификация личности;

Целостно-образный, личностный уровень - осознание себя как
деятельного начала, проявляется как самопереживание, самоакгуализация, отрицательная и положительная идентификация и
поддержание аутоидентичности своего «Я»;

Рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень -
осознание личностью содержания собственных мыслительных
процессов личности, в результате возможно самонаблюдение,
самоосмысление, самоанализ, саморефлексия;

Целенаправленно-деятельный уровень - своеобразный синтез
трех рассмотренных уровней, в результате выполняются рёгулятивно-
поведенческие и мотивационные функции через многочисленные
формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации,
самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики,
самопознания, самовыражения.

Информационное наполнение структур самосознания связано с двумя механизмами его деятельности: уподоблением, отождествлением себя с кем-то или чем-то («самоидентификация») и интеллектуальным анализом своего «Я» (рефлексия и саморефлексия).

В целом можно выделить три пласта сознания человека:

1) отношение к себе;

2) отношение к другим людям;

3) ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная
проекция).

Осознание отношения к другим людям бывает качественно различным:

1) эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как
самоценности влияет на отношение к другим людям («Если мне
помогают, то - хорошие люди»);

2) группоцентрический уровень отношений («Если другой человек
принадлежит к моей группе, он - хороший»);

3) просоциальный уровень («Другой человек - это самоценность,
уважай и прими другого человека таким, каков он есть», «Поступай с
другим так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой»);

4) эстохолический уровень - уровень исходов («Каждый человек
находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом.
Милосердие, совесть, духовность - главное в отношении к другому
человеку»).

Во многих традиционных и современных философских учениях считается, что рассудок состоит из ряда накладывающихся слоев, каждый из которых имеет свое предназначение. Эти слои, в конечном счете, представляют собой строение нашего собственного разума и, следовательно, при правильном подходе, они могут быть разобраны, когда нам необходимо пересмотреть и скорректировать наши сокровенные мотивы, мечты, страхи, печали и заботы. Самопознание является ключом к постижению наших сокровенных мыслей и разложению по полочкам наших внутренних слоев. Потребуется время, чтобы познать себя, так что наберитесь терпения и практикуйтесь, чтобы достичь этой наивысшей точки сознания.

Шаги

Часть 1

Исследуем внутренний разум

Постигаем правильное мышление

Инструкции, представленные в этом разделе, помогут вам расслабиться, чтобы начать самоанализ. Если вы хотите постичь искусство правильно самоанализа, то читайте дальше.

    Найдите подходящее место. Погружение в глубины сознания не может происходить, выпивая кофе по дороге на работу. Тщательный самоанализ требует времени и концентрированности. Прежде чем начать медитацию, найдите безопасное, комфортное и тихое место, где вас не смогут потревожить в течение какого-то времени. При необходимости, выключите все отвлекающие звуки или свет.

    Очистите разум от отвлекающих мыслей. Освободитесь от всех проблем и забот, беспокоящих вас. Поймите, что все, что отвлекает вас от концентрации на самопознании это всего лишь мысль, которую можно отбросить в пользу более важной мысли. Не беспокойтесь ни о чем.

    • Вовсе не означает, что вы должны притвориться, что проблемы не существует. Наоборот, нужно распознать проблему и принять ее, чтобы начать думать и о других вещах.
  1. Медитируйте. Найдите удобное положение и закройте глаза. Восстановите дыхание, сделайте глубокий вдох. Держите спину прямо, чтобы не заснуть. Отпустите свои мысли, чтобы не осталось места для напряжения и беспокойства. Когда появятся беспокоящие мысли, просто признайте их. Осознайте, что они являются частью вашего подсознания и отложите их.

  2. Мысленно загляните внутрь себя. Отвлеките себя от эмоций. Осознайте, что весь ваш опыт, ваши ощущения и чувства, все это творения вашего внутреннего я. Все, что существует внутри вас и вне вас это продолжение вашего разума. Все, что окружает вас - всего лишь образы, созданные и интерпретируемые вашим внутренним я. Таким образом, исследуя слои своего разума, вы постигните более глубокое понимание мироздания.

    • Вы не пытаетесь исследовать или критиковать себя. Всякого рода чувства, вызывающие боль или дискомфорт свидетельствуют о том, что вы не освободились от эмоций.
  3. Если вы не в состоянии медитировать, то расширьте горизонты. Некоторые люди считают, что они могут достичь сверхъестественных состояний самосознания, если будут заниматься чем-то, что в нормальных условиях не приемлют. Преимущества такого метода имеют длительный эффект и помогут достичь самоанализа. Вы можете попробовать один из таких способов, вместо медитации. Однако убедитесь, что это безопасно. Ниже приведено несколько примеров:

    • Выполнить силовые упражнения
    • Отправиться в путешествие по девственной местности
    • Выступить перед аудиторией
    • Рассказать кому-то о тайных воспоминаниях или чувствах
    • Написать в дневнике о своих сокровенных чувствах
    • Совершить прыжок с парашютом или бандж-джампинг

    Распознаем слои нашего разума

    Инструкции этого раздела предназначены в качестве общего руководства для самоанализа. Заметьте, что нет двух одинаковых людей и что не все инструкции, описанные в данном отделе, могут подойти вам .

    1. Сосредоточьтесь на том, как вы себя позиционируете для окружающих. Первый, поверхностный слой разума вы используете, чтобы представить себя другим (особенно людям, которых вы не хорошо знаете). Этот слой часто используется для создания сложного фасада, который будет скрывать ваши истинные мысли и чувства за "достойным", "приемлемым" состоянием. Подумайте о том, каким вас воспринимают другие люди . Чтобы получить контроль над своими слоями разума, нужно распознать эти характеристики, затем только искать их источник.

      • Для начала, вам могут помочь эти мысли:
      • "Меня зовут..."
      • "Я живу в..."
      • "Я работаю в..."
      • "Мне нравиться тот-то, не нравится тот-то..."
      • "Я делаю то-то, не делаю того-то..."
      • "Мне нравятся эти люди и не нравятся те люди..."
      • ... и так далее.
      • Воспоминания, опыт и личные ценности вот, что вы найдете, выполняя этот шаг. Вы можете записывать каких-либо серьезные идеи, которые возникнут в ходе выполнения этих упражнений, особенно после того, как вы погрузитесь в глубины вашего сознания. Если вы не хотите записывать, то можете воспользоваться цифровым диктофоном.
    2. Изучите свои привычки и установившийся режим. Размышления о повседневных занятиях могут натолкнуть вас на неожиданные идеи, особенно если смотреть через интроспективную рамку сознания. Подумайте про себя: "что я чувствую, делая эту рутину? Почему я это делаю? Цель данного упражнения увидеть, насколько чувство ваше собственного я окунается в эти повторяющие действия.

      • Вот несколько примеров. Заметьте, что это на удивление бытовые мысли. Если вы похожи на большинство людей, то превалирующее большинство вашим мыслей будет о незначительных вещах.
      • "Когда я просыпаюсь?"
      • "Где я покупаю продукты?"
      • "Что я обычно ем в течение дня?"
      • "Чем я занимаюсь в каждый конкретный отрезок времени в течение дня?"
      • "С какими людьми я предпочитаю проводить время?"
    3. Задумайтесь о ваших мыслях относительно прошлого и будущего. Как вы попали туда, где находитесь сейчас? Куда вы идете? Это упражнение может быть очень поучительным. Впечатления, люди, цели, мечты и страхи обычно это не те мысли, которые волнуют нас в течение одного единственного момента. Скорее, они простираются из настоящего в прошлое и будущее, формируя наше я, в течение долгого времени. Таким образом, понимание "кем я был" и "кем я буду", поможет лучше разобраться в вашей сущности.

      • Вот несколько вопросов, на которые можно ориентироваться:
      • "Что я делал в ходе своей работы в прошлом? Что, в конечном итоге, я хочу делать?"
      • "Кого я любил? Кого я полюблю в будущем?"
      • "На что я потратил свое время в прошлом? Как я хочу распорядиться отведенным мне временем?"
      • "Как я ощущал себя в прошлом? Как я хочу ощущать себя в будущем?"
    4. Докопайтесь до своих истинных желаний и надежд. Теперь, когда вы разбили важные аспекты своего самосознания, у вас появился шанс лицезреть свою настоящую внутреннюю сущность. Постарайтесь найти те сокрытые слои вашего бытия, которые вы не демонстрируете остальным. Это могут быть размышления, которые смущают вас или поступки, в которых вы не хотите признаться другим. Все, что вы не показываете в своей повседневной жизни.

      • Например, вы можете воспользоваться этими примерами вопросов:
      • "Что я на самом деле чувствую относительно того, чем занимаюсь целыми днями?"
      • "Насколько я уверен относительно моих планов на будущее?"
      • "Какие воспоминания или чувства, которые я скрываю от всех, гложут меня большую часть дня?"
      • "Есть ли что-то, чего у меня нет, но я тайно хочу иметь?"
      • "Хочу ли я уметь чувствовать определенным образом?"
      • "Если ли у меня тайные чувства о близких мне людях?"
    5. Рассмотрите ваше восприятие мироздания. Как вы действительно смотрите на мир, ваше мировоззрение - является одним из самых глубоких слоев самосознания. В некотором смысле ваше мировоззрение является самой важной частью вашей личности, так как оно влияет на способ взаимодействия почти со всем, начиная от взаимодействия с людьми, животными, природой и, заканчивая взаимодействием с самим собой.

      • Для определения вашего мировоззрения, воспользуйтесь примерами вопросов общего характера о человечестве, о мире, как, например:
      • "Считаю ли я, что в основном люди хорошие? Или считаю, что они плохие?"
      • "Верю ли я, что люди могут преодолеть свои недостатки?"
      • "Верю ли я в существование высшего разума?"
      • "Верю ли я, что в жизни каждого есть свое назначение?"
      • "Смотрю ли я в будущее с надеждой?"
    6. Подумайте о вашем восприятии себя самого. Наконец, позвольте своим мыслям обратиться внутрь, пока не обнаружите, что действительно думаете о себе. Этот слой разума является одним из самых глубоких. Не часто мы тратим время в раздумьях о своем отношении к самому себе, однако подобные глубокие мысли могут больше, чем что-либо еще повлиять на когнитивные особенности характера и качество нашей жизни.

      • Не бойтесь докопаться до истины, которая может поразить вас. Такое глубокое погружение в дебри собственного сознания, как правило, очень поучительно, хотя и чрезвычайно волнительно. После сеанса такой медитации вы научитесь лучше понимать себя.
      • Вот несколько советов, которые вам пригодятся. По мере того как вы будете отвечать на ниже следующие вопросы, держите в уме ответы, которые вы давали на предыдущие.
      • "Слишком ли часто я критикую себя? Восхваляю себя?"
      • "Есть ли качества, которые мне нравятся или не нравятся в себе и в других людях?"
      • "Хочу ли я обладать определенными качествами, которые есть у других?"
      • "Хочу ли я быть личностью, которой являюсь?"



Top