Как жил герасим в доме барыни. Анализ рассказа Тургенева «Му-му

Двухкилограммовый мозг, женский голос и дурной смех. Обладателем всего этого был Иван Сергеевич Тургенев. Пожалуй, единственный русский прозаик, который от читателя почти ничего не требует. Он к нему уважителен, добр. Когда вы читаете Тургенева, у вас рождается ощущение, что вы находитесь на приеме у необыкновенно умного и приятного психотерапевта, который понимает все ваши проблемы, сам их испытывает. Но подходят ли дети пятого класса для приемов у такого психолога? Посмотрим, ибо перед нами произведение «Му-му», которое ребята проходят в 5 классе.

Реальная история произведения «Му-му» разыгралась недалеко от имения автора, так что все события, изложенные в нем, — далеко не вымысел. Соседка Тургеневых, Софья Герасимовна, стала прототипом деспотичной барыни. Это женщина отличалась нервным, даже истерическим характером, «прелести» которого вымещала на крепостных крестьян. В числе душ, принадлежащих дворянке, выделялся Герасим Орлов, который в жизни ничуть не глух, ни на одно ухо, и прекрасно говорит, хоть и не со всеми. И считался чуть ли не самым образованным из крестьян, много писал. Он был также силен, как литературный двойник, жил уединенно, вызывал уважение, а иногда и страх. Именно перу Герасима, тому, который реально существовал, принадлежат работы по изучению произведений Тургенева, даже перевод «Му-му» на различные языки.

Но вернемся к поместью, а в нем барыня Софья, для того чтобы лучше управляться со своими тремя сотнями душ, завела огромнейшую собаку, отличавшуюся свирепостью, вследствие чего она приносила крепостным тяжелые увечья. Не обошла она стороной и Герасима, укусив его несколько раз за причинное место. После чего Герасим будто онемел, и единственное, что мог произнести, было – «Му-му». От укусов собаки он пострадали и остальные крестьяне. Некоторые даже сошли с ума. Тогда Герасим решил действовать, заманив собаку в лодку, он попытался ее утопить, но в неравной борьбе сам погиб в воде. В отличие от жестокой действительности, в тургеневском произведении отношения дворника и собаки наполнены нежностью, безотчетной преданностью, которую герой выражает без слов, она видна во взгляде и поступках мужчины. Му-му отвечает ему тем же.

Почему Тургенев изменил финал Муму? Он был очень огорчен известием о смерти Герасима. Произведение стало благодарностью за всю помощь, полученную от этого простого работящего мужика. Финал рассказа был изменен для того, чтобы подчеркнуть и физическую силу, и силу духа главного героя.

Смысл названия

Почему Тургенев назвал рассказ «Муму»? Если рассматривать рассказ с точки зрения целей и задач автора, то он направлен против крепостного права. В те времена крепостное крестьянство хоть и было великой силой, но у этой силы не было никаких прав, оно было безмолвно, так же, как был безмолвен Герасим. Оно не противоречило приказам и молчаливо терпело жестокое отношение. Герой вобрал в себя все основные черты обычного работящего мужика, и это его «Муму» — единственное противоречие и единственное слово, которое он способен вставить «поперек» воли своей хозяйки.

Писатель проводит ужасающую параллель между положением человека и собаки: они одинаковы. Судьбу животного решил хозяин, так и участь самого Герасима целиком зависела от барской воли. Поэтому в названии скрыт намек на то, что главный герой – та же Му-му, только в человеческом обличии, и эту социальную несправедливость необходимо искоренить.

Жанр и направление

«Му-му» — это рассказ. Доказательством служит то, что в основе повествования лежит одна сюжетная линия, в действии участвуют всего лишь 4 героя: Герасим, барыня, Татьяна и Капитон. Объем произведения мал, что тоже соответствует жанру.

Тургенев творил в рамках направления, традиционного для его времени – классического реализма. Это подтверждает тот факт, что его история взята из реальной жизни, все герои имели прототипов в действительности.

Суть

О чем повествует Тургенев? Сюжет нам всем смутно знаком. Немой крепостной мужик Герасим приглянулся барыне, которая во время визита в деревню решила взять его в Москву, чтобы он убирал территорию. Несчастный крестьянин не прижился в большом городе, все избегали его, опасаясь грозной наружности. Он же влюбляется в крепостную девушку Татьяну, которая тоже дичится его, но все же принимает ухаживания, хотя все остальные смеются над неуклюжей парой. Однако помещица не хотела «женить убогого», поэтому выдает героиню замуж за пьяницу Капитона. Такова жизнь в доме барыни.

Тем временем Герасим спас щенка из воды. Он выходил его, выросла ласковая и красивая собачка. Но ее лай не нравился хозяйке дома, и она отдала приказ отнести и сбыть собаку с рук втайне от ее покровителя. Умное животное нашло путь домой, но и его возвращение не остановило упрямую помещицу. Она отдала крестьянину приказ избавиться от собаки. Тогда мужчина топит ее, но на этом запас его терпения исчерпывается. Он пешком уходит обратно в деревню и доживает жизнь в одиночестве.

Главные герои и их характеристика

  1. Барыня — хозяйка более трехсот крепостных душ. В произведении она предстает перед нами незамужней помещицей с непростым характером. Иногда с ней случаются нервные припадки. Важная деталь, нам не дается ее имя, — это часто используемый прием в произведении, когда автор обезличивает героя, давая понять, что в его роли может выступить кто угодно, такой же тираничный и пугающий.
  2. Герасим – глухой, но необыкновенно сильный крепостной мужик, ставший при барыне дворником в Москве. Обычно он был замкнут и иногда угрюм, даже по его лицу сложно определить, что он переживает. Наверное, его суровый характер, был таким же незыблемым, как и глухота. Несмотря на угрожающий внешний вид, он имел чувствительный и добрый характер, умел преданно и сильно любить. Например, он раз и навсегда полюбил Татьяну, просто не смог ее заменить. То же отношение у Герасима к Му-му. Вы можете найти более подробную характеристику героя .
  3. Татьяна – крестьянка, которая тоже служит в дворне. Это робкая, тихая, симпатичная девушка, которую отличает скромность. Этим она и привлекла Герасима. Героиня сначала относится к обожателю со страхом, ее смущает его грозный вид. Но когда ее сосватали за Капитона, Татьяна понимает, что немой дворник действительно заслуживал ее внимания, в отличие от мужа.
  4. Капитон Климов — дворовой пьяница, впоследствии муж Татьяны. Именно Татьяна была последней связью Герасима с людьми, которая оборвалась после того, как ее выдали замуж. Важно понимать, что это была прихоть барыни, которая привыкла решать все проблемы быстро, и не задумываясь о чьих-либо чувствах. Так и пьянице Капитону было все равно на чувства других людей, он был человеком никудышным. Во внешности у него выделялись желтые глазки и утиный нос. Сам себя он относил к людям образованным и считал, что его недооценили по достоинству.
  5. Темы

    Что воспевает Тургенев? Это, конечно же, сострадание. Герасим умел проявить милосердие и доброту, хоть его в этом всегда обделяли. Но, несмотря на жестокосердие помещицы и равнодушие дворни, он не разучился сопереживать чужому горю: жалел Татьяну, спас собаку и т.д. Это и есть главная тема рассказа. Все остальные описаны ниже:

  • Любовь и преданность. Герой полюбил Татьяну всем сердцем. После ее утраты он всю жизнь прожил один. То есть, это чувство, по Тургеневу, незаменимо: если мы теряем любимого, то эту утрату не восполнить. Только тогда можно говорить об истинной нравственности.
  • Человек и общество. Герасим не прижился среди людей и избегал их, потому что видел в их глазах отражение собственного недуга. Будучи непохожим на других, он стал изгоем, которого не брали в расчет. Именно из-за его немоты барыня не приняла в расчет его намерение жениться, ведь в ее мировоззрении он – убогий, значит, и плодить потомство ему не стоит. Но автор уравнивает в правах всех людей. Его Герасим добрее, милосерднее и сильнее, чем здоровые мужики, чей потолок – пьянство в кабаке.
  • Отношение к братьям нашим меньшим. По-настоящему нравственный человек хорошо относится к животным, умеет ценить их доверие и ласку, заботится о тех, кого приручил.
  • Город и деревня. Автор сравнивает городскую и деревенскую среду, выявляя ту, что лучше для физической и духовной жизни. Сельская местность идеализируется, там герой жил спокойно и удовлетворенно, а вот «мегаполис» заставил его осознать собственное одиночество, ведь в толпе жителей он так и не нашел родственную душу. Все горожане зациклены на себе и своих пороках, они равнодушны друг к другу.

Проблемы

  1. Против чего направлен рассказ? Без сомнения, против крепостного права . Пока люди от рождения становятся рабами, самодурства и жестокости их хозяев не победить никакими законами. Увы, само положение крестьян провоцировало своеволие помещиков, которые относились к человеку, как к скотине, не считаясь с его чувствами и мнениями. Пока господствует крепостное право на Руси, народ, ее опора и основа, будет страдать – таков посыл Тургенева.
  2. Безнравственность и порочность крестьян . Капитон компенсировал свое горе пьянством и дебоширством. Он отчаялся найти достойное применение своим силам, страдал от ощущения бессмысленности жизни, так что это трагический образ. В нем отразилась болезнь порабощенного и угнетенного народа – тяга к разврату и алкоголю. Это обратная сторона крепостного права.

Смысл

В образе главного героя заключен весь русский народ. Он изображается со всей своей честностью, порядочностью и болью. Герасим умел, и любить, и жалеть, и заботиться. Он трудился не покладая рук, даже если и знал, что его труд не оценят. Душа его была чистой и честной, даже после вех унижений и грязи, единственное, что он сделал, это закрылся от всех. Герасим был достойным человеком, именно эти качества Тургенев и воспевал. То есть главная идея рассказа в том, чтобы передать правящему классу (тогда читателями были только дворяне) всю глубину страдания народа, который кормит страну, а получает лишь жестокое и несправедливое отношение «хозяев».

Но есть и другая мысль, которая, как многие считают, является основной в произведении. Она и отвечает на частый вопрос: почему Герасим утопил Му-му? А дело в том, что Муму — это единственное слово, которое может сказать Герасим. Это все лучшее, что есть у него в жизни. Все добро, все счастье, единственное дорогое ему существо. Так вот, если не убить свое «Му-му» свободным человеком стать нельзя. Первый акт освобождения – это убить все, что ты любишь, что держит тебя. Если ты убил – ты свободен. Пока у Герасима есть Муму, он не может уйти от барыни, но и остаться он не в силах, потому что собаку у него отбирают. Эту дилемму немой дворник разрешает по-своему: он избавляется от всего, что любимо и важно, чтобы рискнуть жизнью (барыня могла наказать его за побег, как угодно) и покинуть дом, где его тиранят. Теряя любовь, он обретает независимость. Это сложнейшая тургеневская мысль, которую никакому ребенку в школе не объяснишь, убить душу, по Тургеневу, значит стать свободным. И лучшие любимые тургеневские герои не свободны.

Но независимость – не синоним счастья. Конечно, в уходе Герасима из Москвы в деревню мы видим протест героя против жестокости барыни, но финал произведения не жизнеутверждающий, а вовсе наоборот:

И живет до сих пор Герасим бобылем в своей одинокой избе; здоров и могуч по-прежнему, и работает за четырех по-прежнему, и по-прежнему важен и степенен. Но соседи заметили, что со времени своего возвращения из Москвы он совсем перестал водиться с женщинами, даже не глядит на них, и ни одной собаки у себя не держит.

Чему учит?

Произведение Тургенева учит тому, что не стоит употреблять свою власть во зло людям, мы – не боги, чтобы управлять чьими-то судьбами. Автор показывает, как далеко может зайти властный человек, если ему не перечить, а также то, насколько безразлично мы порой относимся к чужим жизням и ценностям. Эти пороки – равнодушие и деспотизм – нужно искоренить в себе.

Произведение учит нас и тому, что существуют добрые и светлые люди, которые, правда, из-за своей доброты и преданности теряют последнее. Таким образом, нужно быть сильными, когда это требуется, и быть слабыми с теми, кому это необходимо.

Критика

Мнения рецензентов разделились. Критики из правительственного журнала «Северная пчела» скептически отнеслись к истории, поведанной Тургеневым. Они упирали на то, что он сгустил краски и изобразил только крайности.

Более либеральные газеты и журналы оценили произведение высоко, оно принесло автору известность и уважение. Например, примечателен отзыв И. С. Аксакова, который хвалил образ Герасима:

В нём есть олицетворение русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости, его удаления к себе и в себя, его молчания на все запросы…

Некоторых рецензентов творчество Тургенева насторожило, ведь он и сам дворянин, живущий за счет невольных крестьян, поэтому странно слышать от него, что крепостное право губительно для России.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока :

Образовательные:

  • познакомить с детством и началом литературного пути Тургенева, окунуться в ту эпоху, в которую жил и творил писатель, развить интерес к личности писателя и его творчеству
  • познакомить с историей создания рассказа «Муму»
  • проанализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима).

Развивающие:

  • формировать умение анализировать текст художественного произведения
  • развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя - обобщать, делать выводы
  • формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов
  • учить сжато излагать повествовательный текст
  • развивать коммуникативные навыки. Обогащать словарный запас
  • продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся.

Воспитательные:

  • воспитание общечеловеческих ценностей
  • уважать мнение высказывающего, взаимопомощи, поддержки.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Объявление темы урока, целей. (Слайды 1, 2)

3. Словарная работа (объяснение значений слов и запись в конспект (Приложение 1)) (Слайд 3):

  • Крепостное право – форма зависимости крестьян, при которой они находились в полной зависимости от своих хозяев и не имели никаких прав.
  • Помещик (от слова «поместье», «усадьба») – дворянин, владеющий поместьем и живущий за счет труда крепостных крестьян.
  • Гувернёр – воспитатель дворянских детей.
  • Дворня – вся прислуга в барском доме и дворе.
  • Челядь, холопы – дворовые люди в богатом доме; покорные, безответные слуги.

4. Вступительное слово учителя.

(Слайд 4)Сегодня на уроке мы знакомимся с жизнью известного русского писателя – Ивана Сергеевича Тургенева.

Жил он в XIX веке. Чтобы представить себе, как жил маленький Тургенев, перенесёмся на 180 лет назад…

(Слайд 5) Тихое летнее утро. В просторной высокой комнате господского дома настежь открыты окна в сад. Сквозь нежную зелень деревьев пробивается солнце; скользит по белоснежной скатерти, по серебру самовара, по золотым узорам чайных чашек. За столом, откинувшись на высокую спинку стула, сидит красивый гвардейский офицер в отставке – Сергей Николаевич Тургенев. Напротив него, с недовольным лицом, с черными, очень выразительными глазами, жена его – Варвара Петровна. Старый слуга в черном фраке, белом жилете и белом галстуке оглядывает стол.

Дверь открывается, и в комнату чинно со своим гувернёром входят дети: старший, Николай, второй, Иван, и совсем ещё маленький Серёжа, которого за руку ведёт нянька. Дети подходят к матери и отцу, здороваются, потом садятся по своим местам и молча пьют молоко со сдобными домашними булочками. Разговаривать им не полагается, если их не спрашивают о чем-нибудь взрослые.

Завтрак окончен, отодвинуты стулья, дети снова подходят к родителям, тихо благодарят и уходят в свои комнаты.

(Слайд 6) Так начинается день в богатой барской усадьбе Тургеневых – Спасское-Лутовиново.

(Слайд 7) Большой, почти в 40 комнат, дом с колоннами стоит в саду; за домом сад с роскошными цветниками, с темными, тенистыми аллеями спускается к прудам. Недалеко от дома – постройки для дворни, которой около трёхсот человек: повара, прачки, портные, кружевницы, мальчики на побегушках для исполнения мелких поручений. Есть в усадьбе свои музыканты, актеры для развлечения господ.

(Слайд 8) Комнаты в доме были обставлены дорогой красивой мебелью. Одна из самых больших комнат отведена под библиотеку.

Усадьба Тургеневых такая же, каких было много во времена крепостного права, и жизнь в ней шла такая же, как и в других усадьбах богатых помещиков.(Слайд 9)

Главным лицом в доме была Варвара Петровна. Она была очень богата – ей принадлежала усадьба, тысячи крепостных крестьян. Она умна и образованна, но, несмотря на это, была очень капризной и жестокой помещицей. Никогда не задумывалась она над тем, что крепостные крестьяне тоже люди. Ей ничего не стоило приказать высечь на конюшне всех садовников, если случайно оказывалось, что кто-то сорвал её любимый цветок или разлучить семью, продав одного из детей другому помещику.

Для собственных детей Варвара Петровна также установила определенный порядок жизни. Каждый день ровно в 10 часов утра в детские комнаты входил крепостной дворовый человек, который был секретарём матери Тургенева. Он вручал гувернёру маленький листок бумаги, на котором рукой матери было написано расписание детских занятий и развлечений на день. Никто не смел без приказания матери менять это расписание.

Русской грамоте Ваню очень рано выучил крепостной человек. Случилось так, что крепостной слуга и маленький мальчик очень подружились. Часто потихоньку от всех забирались они в сад, где деревья и кусты заслоняли их от всего мира. Они слушали голоса старого сада, и очень часто дворовый слуга читал Ване стихи.

Дети подрастали. Настало время учиться, поэтому вся семья переехала в Москву. В пятнадцать лет Иван Тургенев стал студентом Московского Университета.(Слайд 10)

Позади осталось детство. Но навсегда мальчик запомнил те страшные картины из жизни крепостных крестьян, которые маленький Ваня наблюдал в доме матери – в Спасском – Лутовинове: безоговорочное исполнение воли хозяйки, наказания за малейшие провинности, а иногда и жестокие расправы над людьми.

(Слайд 11) Позже, уже взрослым человеком, бывая в доме матери, Иван Сергеевич всегда вступался за крепостных, поэтому мать при нём не наказывала крестьян, боясь, что сын уедет.

«Как жить? Что делать?- думал Тургенев.- И разве только одна мать так жестоко поступает со своими крепостными? Разве не все почти помещики на Руси такие же?!»

Иван Сергеевич Тургенев дал себе слово никогда не быть помещиком- крепостником, никогда не владеть крепостными крестьянами. Он дал себе клятву всеми силами бороться за отмену крепостного права.

Писатель сдержал клятву. В своих произведениях он показывал жестоких помещиков, разоблачал их своенравие, злобу, и с симпатией относился к крестьянам, отражая в своих героях душевную красоту русского народа.

5. Таким произведением как раз является рассказ «Муму». О том, как и когда было написано это произведение, нам расскажут…

Канцлер: Гоголь умер, Ваше Величество.

Царь: В самом деле? Проследите, чтобы никаких статей по этому поводу не печатали. Не хватало нам ещё народных возмущений.

Канцлер: Но… Ваше Величество…(Протягивает газету «Ведомости»)

Царь: Что это? (Берёт из рук канцлера газету)

Канцлер: Тургенев Иван Сергеевич написал…

Царь: Ну что ж… Он знал, на что идёт.(Пауза) Тургенева арестовать!

(Слайд 14) В Петербурге в маленькой душной камере стоит Тургенев. Ему тридцать три года, но ранняя седина уже закралась в волнистые волосы.

За окном, на другой стороне тюремного двора находится комната, где секут крепостных слуг. Оттуда раздаются свист розги, стоны, крики… Губы Тургенева плотно сжаты, брови сведены острой болью.

Тургенев: Кто эти люди? За что их наказывают? Кто право дал их наказывать? Надо сказать об этом громко, на всю Россию!

Полицейский пристав: Извольте, сударь, пройти в другое помещение. Там для вас будет спокойнее.

Полицейский: Опасно: все-таки писатель! Возьмет вдруг да и опишет все, как есть!

(Полицейские перебирают листы бумаги и читают: «Муму». Пожимают плечами)

Полицейский: Кажись, ничего запрещённого.

Так, находясь под арестом в Петербурге, Тургенев написал рассказ «Муму».

6. Слово учителя.

Впоследствии Иван Сергеевич признавался, что всё написанное им не «сочинено», «придумано», а навеяно действительными событиями, а его герои – не вымышленные персонажи, а живые люди, с которыми писатель когда-то встречался.

И вновь представим себе, что мы в XIX веке. И оказались мы на отдалённой улице Москвы, в сером доме с белыми колоннами…

Кто живет в этом доме?

(Слайд 15 трывок из мультфильма «Муму»)

И действительно, живет здесь только одна барыня. Вокруг неё много людей. Кто они? Дворня, челядь, холопы.

Беседа по тексту рассказа Тургенева «Муму»

-Что мы узнали о барыне в самом начале рассказа(Слайд 16)?

(Вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи)

- Как вы понимаете слова: «День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи»?

(Утром человека называют его детство и юность, день - это зрелость, вечер - старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной, и старость совсем мрачной)

Итак, обобщим наши наблюдения. Кто же такая барыня и какова же атмосфера того дома, в котором разворачиваются все события?

(Старая барыня, всеми забытая, доживает свой век. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж и, наверное, редко навещали мать. Тургеневу хватило 50 слов, чтобы показать властную и капризную старуху.)

Запись характеристики барыни

- Не правда ли, знакомая обстановка. В образестарой барыни Тургенев отразил черты собственной матери.

- Что сказано о дворовых людях? (Они целый день работают, чтобы ублажить злую и никчемную хозяйку; все вокруг стремятся ей угодить, чтобы не рассердить)

И это не пришлось придумывать писателю. Так примерно протекала жизнь в его родной усадьбе Спасское–Лутовинове. Однако она не является главной героиней.

А теперь обратимся к тексту произведения.

- Что мы узнаем о Герасиме до того времени, как он появился в доме барыни?

(О его жизни в деревне).

«Одарённый необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошадёнки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трёхаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твёрдые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик..»

- По этому описанию можно судить об отношении автора к своему герою: Тургенев словно любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о торжественности неистомной работы Герасима, то есть о его неутомимости и трудолюбии.

-Как Герасим оказался в городе?

(«Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев...»)

Работа по иллюстрации И.И. Пчёлко «Герасим около дома барыни»

  • 1. Какие черты внешнего облика и одежды немого дворника передал художник на рисунке?
  • 2. Как построение иллюстрации помогает художнику передать богатырскую силу Герасима?
  • 3. Почему фоном иллюстрации является изображение барского дома?

- Как Герасиму жилось в доме барыни?

(Крестьянские работы очень тяжёлые, и обязанности дворника в городе казались Герасиму шуточными, лёгкими после деревенских трудов. Он привык делать больше.

Герасим долго привыкал к новому житью. Он не мог полноценно общаться с людьми из-за своей немоты, и общение с природой заменяло ему человеческое тепло. Герасим скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, который только что пасся на ниве, где росла сочная трава, но его поставили в вагон железной дороги. Кругом всё грохочет, визжит, и поезд мчится неведомо куда.

С новыми обязанностями дворника Герасим справлялся шутя, за полчаса, потом долго стоял и смотрел на всех проходящих, ожидая ответа на свои невысказанные вопросы, или швырял метлу и лопату и уходил куда-нибудь в уголок, бросался лицом на землю и по целым часам лежат на груди, как пойманный зверь. Постепенно Герасим привык к городскому житью.)

- Скажите, какое художественно-изобразительное средство использует автор для того, чтобы читатель понял, чего лишился герой, оказавшись в городе?(Сравнение) Что это такое(слайд 18)?

То есть возвращаясь к сравнению, мы можем сделать вывод о том, что Герасим лишился почвы, которая питала его всю жизнь - деревенского быта, неистомной крестьянской работы, захватывающей его целиком.

Да, читателю трудно судить о том, что чувствовал и о чем думал Герасим. Поэтому автор вводит в дальнейшее повествование целый каскад сравнений. Какую же тайну несут сравнения. Обратимся к ним.

1) В работе Герасима: «...как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твёрдые мышцы его плечей».

Писатель сравнивает его с молодым, здоровым быком, «которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо», и поселили в город, где крестьянин чувствует себя как «пойманный зверь». Скажите, а что должен чувствовать «пойманный зверь»?

3) Как исполнял Герасим обязанности дворника? Найдите сравнение в описании его работы.

«...дрова ли он примется колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки и поленья...»

- Чем он вызвал уважение у окружающих? (Сила, работа)

7. Подведение итогов (Слайд 19).

В доме старой капризной старухи-барыни живет глухонемой дворник Герасим. Богатырь, силач. Он привык трудиться -дело спорится в его руках. Его побаиваются. Среди всей дворовой челяди он чувствует себя одиноким.

Какие события представлены в рассказе И.С.Тургенева «Муму»,мы узнаем на следующем уроке.

Задание на самоподготовку: Гл 2 (стр.211-221).

5 класс Литература с элементами театрализации

Герасим в доме барыни

(по рассказу И.С.Тургенева «Муму»)

Цели :

  1. образовательные:
  1. проанализировать первую часть рассказа – образы барыни и Герасима
  2. показать авторское отношение к персонажам
  3. направить читательское восприятие
  4. выйти на проблематику рассказа
  1. развивающие:
  1. развивать умение использовать элементы театрализации при анализе текста
  2. развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, обобщать, делать выводы
  3. формировать умение анализировать текст художественного произведения
  1. воспитательные:
  1. учить слышать и слушать друг друга, уважать чужое мнение
  2. воспитание нравственности через анализ поступков героев

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Сегодня на уроке мы с вами начинаем анализировать рассказ И.С.Тургенева «Муму». У вас было домашнее задание: прочитать первые три страницы рассказа. Даже не спрашиваю – надеюсь, что это сделали все.

Какие персонажи вам встретились?

/ Герасим и барыня

Если взять процентное соотношение – кому Тургенев отдает предпочтение, кого он описывает более подробно?

/Герасима

Интересно, а почему? Кто такая барыня?

/хозяйка Герасима, дворянка.

А кто такой Герасим?

/ Герасим всего лишь дворник, ее крепостной .

Тем не менее большее внимание Тургенев уделяет именно Герасиму. Почему?

/Герасим – главный герой рассказа, автор выделяет его .

Получается, что в начале рассказа мы знакомимся с Герасимом и барыней, вернее с Герасимом в доме барыни, так как о ней мы узнаем немного.

Записываем тему урока: Герасим в доме барыни .

Цели нашего сегодняшнего урока :

  1. познакомиться с некоторыми героями рассказа И.С.Тургенева «Муму»,
  2. составить о них свое мнение,
  3. опираясь на текст, попытаться определиться с некоторыми проблемами, затронутыми в произведении.

(цели урока произносятся только губами, без голоса)

Ой, что-то с голосом моим стало… Наверное, неспроста – ведь наш главный герой – глухонемой. Ребята, помогите мне озвучить цели нашего урока. Анализируя любое произведение, что мы обязательно рассматриваем? Какие цели мы перед собой ставим?

/Познакомиться с текстом, выявить образы и проблемы, затронутые автором в тексте.

Спасибо.

Запись на доске: ОБРАЗЫ И ПРОБЛЕМЫ

Итак, давайте ближе познакомимся с героями. Первой на страницах текста появляется барыня, с нее и начнем.

Анализируем первый абзац текста, выходим на запись на доске

Запись на доске: барыня – дворянка, старая, скупая, одинокая

/Отрицательно

Но все-таки главный герой – это, несомненно, Герасим. К сожалению, сам о себе он рассказать не может, так как глухонемой от рождения. Что значит «глухонемой»

/Не слышит, не говорит

А мы можем судить о человеке, если он ничего не говорит?

/Да

Как? Как нам понять, что за человек Герасим?

/По поступкам: внешности, отношению к работе, к людям, по интерьеру комнаты

Согласна. Давайте и рассмотрим эти моменты. Но не следует забывать, что наш поток называется как?

/Литература с элементами театрализации

Поэтому и анализировать образ Герасима мы будем, используя… театрализацию

Задание :

1 ряд – ваша тема – «Отношение Герасима к работе», используете прием «живые картины» . Ваша задача – разработать и представить нам эту тему.

2 ряд – ваша тема – «Герасим и челядь», используете прием инсценирования .

3 ряд – занимаетесь оформительской работой – разрабатываете эскиз костюма Герасима и эскиз декорации – «Комната Герасима».

У вас 5-7 минут, потом представляете свои работы .

1 ряд представляет «живые картины»

Вопрос к зрителям – На что вы обратили внимание?

/Как Герасим упал и лежал не двигаясь .

Почему? О чем Герасим думал, вспоминал, может быть, мечтал?

/О деревне

Неужели ему так плохо живется в городе?

/Нет, но его сюда привезли по воле барыни, он не может понять – зачем он здесь, ему непривычно, одиноко

Как ему жилось в деревне?

/Жил один, много работал, на его работу было весело смотреть

2 ряд представляет свою сценку

На что обратили внимание?

/На важность, степенность Герасима, уверенность в себе

3 ряд представляет эскизы костюмов и декорации –

презентация эскиза. Что мы можем сказать о человеке, у которого такая комната?

/Основательный

Запись на доске: Герасим – дворник, крепостной, работяший, уверенный в себе, основательный

Итак, мы познакомились с двумя героями рассказа. Конечно, их намного больше, и на следующих уроках мы продолжим знакомство с образами рассказа. Какие же проблемы затрагивает автор в своем произведении?

/Одиночество, произвол, крепостничество .

Замечательно, Запишем.

Запись на доске: одиночество, произвол, крепостничество

Сегодня мы с вами только начали изучать рассказ И.С.Тургенева «Муму», познакомились с некоторыми образами и проблемами этого произведения. На следующих уроках мы продолжим работу.

Д/з – разгадать кроссворд, подготовить рассказ о герое, загаданном в кроссворде

Приложение №1

Приложение №2

В доме барыни живет многочисленная прислуга. Большую часть времени дворовые спят, пьют, сплетничают, болтаются по двору или выполняют капризы своей барыни, пытаясь перед ней выслужиться.

Характеристика Капитона Климова в рассказе «Муму» Тургенева

Капитон Климов – один из ярких представителей барской челяди. Он ленив. У барыни он служит башмачником. По тому, что сам он ходит в дырявых сапогах, можно понять, что мастеровой он плохой. Капитон – «горький пьяница». Свое поведение он объясняет тем, что не оценен по достоинству барыней. Капитон очень высокого мнения о себе. Считает себя образованным человеком, а дело, которым занимается, недостойным себя. Глазами других людей он предстает как опустившееся существо, слоняющееся без дела, в потасканном, оборванном сюртуке и «заплатанных панталонах». Как и остальные дворовые, Капитон умеет льстить и угодничать с теми, кто выше его по положению. Женившись на Татьяне, он остается к ней равнодушен. Его характер и образ жизни не меняются. Капитон окончательно спивается.

Характеристика Татьяны в рассказе «Муму» Тургенева

Полной противоположностью Капитону Тургенев показывает другого человека, живущего в доме барыни. Это Татьяна – женщина двадцати восьми лет, состоящая у барыни прачкой. В отличие от слоняющейся без дела дворни, Татьяна, одна из немногих, отличается трудолюбием. В своем деле она настолько искусна, что ей поручают стирать только тонкое белье. Когда-то белокурая Татьяна «слыла красавицей», но тяжелая работа и постоянные унижения приводят к тому, что «красота с нее очень скоро соскочила», «жалованье она получала самое маленькое», «одевали ее плохо». Татьяна – забитое и запуганное существо без чувства собственного достоинства, трепещущее «при одном имени барыни». Она настолько равнодушна к своей судьбе, что без слов сносит, когда ее унижают и шпыняют. По желанию барыни Татьяна безропотно соглашается выйти замуж за Капитона – человека, которому она совершенно безразлична. У нее даже в мыслях нет ослушаться приказа барыни. Татьяна сама делает так, что ее возможное счастье с Герасимом не состоялось.

Характеристика дворецкого Гаврила в рассказе «Муму» Тургенева

Может быть человек, приглядывающий за дворней, будет обладать высокими человеческими качествами? В доме барыни главным дворецким служит Гаврила – человек, «которому, судя по одним его желтоватым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, обусловила быть начальствующим лицом». Внешность выдает заложенную в Гавриле неискренность. Хоть и приближенный к барыне, но, как и любой другой крепостной, Гаврила боится ее, никогда с ней не спорит и во всем слушается. Боясь потерять место, он постоянно выслуживается, унижается перед ней, говорит заискивающим тоном, используя такие слова как «хорошо-с», «можно-с», «угодно-с», проявляя тем самым показное угодничество. Гаврила никогда ничего не делает без своей выгоды. А поскольку в круг его обязанностей входит учет продуктов, то, пользуясь возможностью, часть их он забирает себе, что характеризует его как жуликоватого, нечистого на руку человека. И в отношении к Герасиму и Татьяне Гаврила проявляет себя не лучшим образом. Он труслив и равнодушен к их судьбе, не удосуживается рассказать о них барыне, прикладывает все усилия, чтобы эта свадьба состоялась. Изворотливый Гаврила настолько изобретателен, что придумывает способ отвадить Герасима от Татьяны.

Разных по характеру, роду занятий и положению крепостных роднит отсутствие собственного мнения, желание выслужиться, трусость и лень. У них нет того стержня, который должен быть в каждом свободном человеке: чувства собственного достоинства.

««Литература» 6 класс» - Блок Александр Александрович. Музей Дон Кихота (Испания). Ногавки – носки. Некрасов Николай Алексеевич. Ладило – бондарный инструмент. Изображение неживых предметов в виде живых существ. Литгородок. Пришвин «Кладовая солнца». Музей. Литературная гостиная. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Музей Шерлока Холмса в Лондоне.

«Нравственные ценности на литературе» - Духовно-нравственное воспитание. Подготовка широко образованных, высоконравственных людей. Урок литературы. Честь. Методологическая база. Образ Петра Первого. Любовь и уважение к Родине. Хорошее в человеке. Базовые национальные ценности. Духовно-нравственный идеал. Духовно-нравственные ценности на уроках литературы.

«Интеграция литературы и математики» - Записки маленькой гимназистки. УУД, которые формируются у ученика в процессе изучения литературного чтения. Литературное чтение. Формирование эмоционально-личностной децентрации. Название стихотворения. Сколько велосипедистов пришли к финишу. Моделирование. Формирование способности и готовности. Умение учиться.

«Литературные экскурсии» - Лучшие сочинения можно прочитать на специальном вечере, посвященном итогам конкурса. Постепенно усложняется материал и форы работы. Знакомство с жизнью и деятельностью писателя начинается для учащихся в школьном музее. Например, урок-экскурсия «Природа Восточного Казахстана в творчестве местных авторов».

«Урок-исследование по литературе» - Твори добро. Сеятель. Плод в терпении. Подвиг есть сраженье. Небольшой рассказ. Ключевые слова и выражения. Раздолье. Ратный подвиг. Плод. Притча. Каким видим писателя. Андрей Платонович Платонов. Поучительная история. Удивительное дело. Человек. Без хорошего труда нет плода. Наши дневниковые (устные) записи.

««Литература» 7 класс» - Дворец. С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев» Драма. Иван Сергеевич Тургенев. Константин Дмитриевич Бальмонт. Николай Алексеевич Некрасов. Определи род и жанр(вид) литературного произведения. Александр Сергеевич Пушкин. Эпиграмма. Лирика, послание. Иван Андреевич Крылов. Михаил Юрьевич Лермонтов. Фёдор Иванович Тютчев.

Всего в теме 19 презентаций




Top