Какая основная тема записок охотника. Помочь осознать тему и идею цикла рассказов И.С.Тургенева «Записки охотника»

В эпоху, когда складывались нравственные принципы и убеждения Тургенева, когда формировался Тургенев-гражданин, на первый план уже выдвигался вопрос об освобождении крестьян от крепостного права. Понемногу все громче и громче раздавались голоса, сначала намекавшие на необходимость такой реформы, затем советовавшие введение ее, а затем уже и прямо требовавшие подобной реформы. Тургенев обратил все свои усилия против самого позорного явления русской жизни – крепостного права.

Тургенев — прекрасный живописец русского мира, и задуманный им план, проходя с котомкой охотника по различным местам и закоулкам России, ознакомить нас со многими людьми и характерами,удался в полной мере. Это мы видим в «Записках охотника».

Какова история создания цикла рассказов «Записки охотника»? Первые рассказы из этого цикла увидели свет в конце 40-х годов XIX века, в то время, когда основы крепостного права держались крепко. Власть дворянина-помещика ничем не ограничивалась, не контролировалась. Как человек, Тургенев видел в крепостничестве высшую несправедливость и жестокость; в силу этого, и разумом и сердцем Тургенев ненавидел крепостное право, которое для него было, по его собственному выражению, личным врагом. Он дал себе известную «Аннибаловскую клятву» не складывать никогда оружия против этого врага. Выполнением этой клятвы и стали «Записки охотника», которые являются не только общественно-значимым произведением, но и обладают большими достоинствами с литературно-художественной точки зрения.

В 1852 году «Записки охотника» впервые были выпущены отдельным изданием.

Какую главную цель преследовал И.С.Тургенев про создании этого произведения? Главная цель «Записок охотника» — обличение крепостного права. Но подошел автор к реализации своей цели оригинальным способом. Талант художника и мыслителя подсказали Тургеневу, что во главу угла надо ставить не предельные случаи жестокости, а живые образы. Именно таким образом художник достучится до русской души, до русского общества. И ему удалось это сделать в полной мере. Эффект от художественного произведения оказался полным, потрясающим.

«Записки охотника» — это цикл, состоящий из 25 рассказов, иначе их называют очерками, из жизни крепостных крестьян и помещиков. В некоторых рассказах автор «мстит» своему врагу (крепостному праву) очень осторожно, в других он совсем забывает о враге, и помнит только о поэзии природы, о художественности бытовых картин. Следует заметить, что рассказов такого рода немало. Из двадцати пяти рассказов усмотреть прямой протест против крепостничества можно в следующих: «Ермолай и Мельничиха», «Бурмистр», «Льгов», «Два Помещика», «Петр Петрович Каратаев», «Свидание». Но и в этих рассказах в деликатной форме выражается этот протест, таким несущественным элементом является он наряду с чисто художественными элементами рассказов. В остальных рассказах не слышится никакого протеста, они освещают стороны помещичьего и крестьянского быта.

Главная тема «Записок охотника» — судьбы крестьянства в эпоху крепостного права. Тургенев показал, что крепостные — это тоже люди, что они тоже находятся во власти сложных душевных процессов, им присуща многосторонняя нравственная жизнь.

Главная мысль «Записок охотника» — это «мысль о достоинстве человеческом», о гуманности. Крепостная зависимость — это зло, она отделяла крестьян непроходимой пропастью от остального человеческого общества, вообще от умственной культуры. Крестьянину приходилось собственными силами и в своей собственной среде искать удовлетворения насущным запросам человеческой души. Кругом — люди или равнодушные или враждебные ему. Рядом с ним такие же «униженные и оскорбленные», как и он сам. Всякий, кто сколько-нибудь по своим способностям и природным наклонностям выдавался над темной средой, должен был чувствовать глубокое, мучительное одиночество. Не с кем отвести душу, некому поверить глубокие чувства, вложенные так некстати в сердце крепостного.

В чем заключается характерная особенность этого масштабного произведения Тургенева? Прежде всего, необходимо отметить полный реализм «Записок охотника». Реализм этот составляет основу творчества Тургенева. По справедливому указанию Белинского, Тургенев не сумел бы художественно обрисовать характер, которого он не встречал в действительности. Такой склад творчества дал возможность Тургеневу раскрыть общечеловеческую сущность крестьянской души и нарисовать два основных крестьянских типа: Хоря и Калиныча. В рассказе «Бежин луг» он указал и в детской среде те же два основных типа: Павлуша – будущий Хорь, Ваня – Калиныч. Изобразив всесторонне крестьянство и помещичью среду, Тургенев сделал крупный шаг вперед по направлению к реализму, в сравнении с величайшим из предшествовавших ему реалистов – Гоголем. Но Гоголь видел действительность в своем преломлении. Тургенев же ту же действительность умел рассмотреть всесторонне, и у него жизнь разворачивается во всей ее полноте. И при таком полном, всестороннем освещении жизни Тургенев проявляет в «Записках охотника» совершенную объективность.

«Записки охотника» не представляют все же прямого нападения на крепостное право, но наносят ему жесточайший удар косвенно. Тургенев изображал зло таковым не с явной целью бороться с ним, но потому, что видел его отвратительным, возмущающим чувство человеческого достоинства. Следствием его реализма и объективности и является изображение в «Записках охотника» типов положительных и отрицательных, привлекательных и отталкивающих, как в крестьянской среде, так и в помещичьей. При этом Тургеневу необходимо было обладать высокой степенью наблюдательности. Подобную наблюдательность отмечал в Тургеневе и Белинский, который писал, что талант Тургенева – наблюдать явления и передавать их, пропуская через свою фантазию, но не опираться при этом только на фантазию.

Благодаря своей наблюдательности, Тургенев обрисовывал до мельчайших подробностей своих действующих лиц и их облик, как нравственный, так и внешний, во всем, что было характерного для них и в одежде и в манере выражаться и даже в жестах.

«Записки охотника» обладают высоким художественным достоинством. Они представляют полную и яркую картину русской жизни, изображенной так, как она и проистекала перед автором. И эта правдивая картина приводила читателя к мысли о несправедливости и жестокости, господствующих по отношению к народу. Крупное художественное достоинство «Записок охотника», помимо их беспристрастности, заключается и полноте нарисованной в них картины. Освещены все типы современной Тургеневу России, обрисованы и привлекательные и отталкивающие лица, охарактеризованы и крестьяне и помещики.

Внешним достоинством «Записок охотника» является та сила влияния, которое они оказывают на читателя, благодаря языку, которым они написаны, и, особенно, живости и красоте описаний. В качестве примера таких описаний можно указать сцену пения Якова Турка; читатель вместе с автором переживает все, что навеяло на слушателей это пение, и нельзя не поддаться поэтическому обаянию воспоминаний о лебеде, навеянного на автора пением Якова. Не менее поэтичны и сильны по своему воздействию на душу читателя описания, встречающиеся в рассказах «Свидания», «Бежин луг», «Лес и степь».

Все достоинства «Записок охотника», как художественного произведения, в связи с высокогуманными идеями, которыми проникнуты рассказы, обеспечили им прочный успех не только у современников Тургенева, но и у последующих поколений.

Анализ цикла рассказов И.С. Тургенева "Записки охотника"

В истории литературы есть книги, которые выражают целые эпохи не только в развитии литературы и искусства, но и всего общественного сознания. К числу таких книг принадлежат и «Записки охотника» И.С.Тургенева.

В этом сборнике рассказов объединяющей фигурой является «охотник», рассказчик-литератор, дворянин по общественному положению. «Охотник» не столько раскры­вает тему книги, сколько маскирует ее: он просто расска­зывает о том, что с ним случилось, что он видел и запо­мнил - и все; он как будто бы совсем не задумывается над тем, что то, о чем идет речь сейчас, в этом очерке, как-то связано с тем, что он рассказывал раньше. А Тургенев этого не забывает: сравнивая, сопоставляя, систематизируя, он разрабатывает тему такого размаха, о каком до него осме­лился говорить вслух только Гоголь. Именно в этом основ­ное различие охотника-рассказчика от автора.

В «Записках» Тургенев часто прибегает к приему сопо­ставления времен - старого и нового. Авторская оценка старого ясна - это был век дворянского разгула, мотовства, разврата и наглого самоуправства. А о дворянстве нового века автор размышляет на страницах этой книги.

Созданная Тургеневым картина дворянских нравов неизбежно ставит перед читателями вопрос: как все-таки могут люди, получившие какое-то образование, пользо­ваться своими бесчеловечными правами, жить в этой от­равленной атмосфере тирании и рабства? Убежденный реалист, Тургенев хорошо знал, какова сила приверженнос­ти к удобствам и комфорту, какую власть имеют над человеком самые обыкновенные привычки и как тесно связан каждый человек со своей средой. Но он знал, что разные люди относятся к жизни по-разному и что жизнен­ная позиция человека зависит и от свойств его натуры.

Если присмотреться ко всем этим благоденствующим представителям дворянства - Полутыкиным, Пеночкиным, Королевым, Стегуновым, Хвалынским, Штоппелям, Зверьковым, сановникам, князьям и графам, то нельзя не заметить одной общей их черты: все это посредственности, люди с жалким умом и хилыми чувствами. Ничтожные люди, они способны ценить в других только грубую силу, в чем бы она ни проявлялась - в чиновничьем произволе или в причудах богатства, в капризах, наглости или в хитросплетениях подлости. Все, что выходило за границу их ползучего разумения, они преследуют.

Аркадий Павлович Пеночкин пользуется в дворянском обществе уважением: «Дамы от него без ума и в особеннос­ти хвалят его манеры». И Петр Петрович Каратаев, пока он «куражился» и проматывал свое имение, если уж и не числился в уважаемых членах местного дворянства, то и не привлекал его осуждающего внимания. Но стоило ему влюбиться в крепостную девушку Матрену, как все немед­ленно изменилось. «Заспанная и злобная скука праздного барства» показала себя! Госпожа Марья Ильинична, узнав, что Каратаев хочет купить у нее Матрену, потому что любит ее, не упустила случая потешить свою тиранскую душонку: «Мне не угодно; не угодно, да и все тут». Искреннее чувство, да еще к холопке - этого она простить не могла. Общество ее одобрило, а Каратаева осудило и в конце концов выбросило из своих рядов.

Но картины внутридворянских отношений при всей их выразительности играли в «Записках охотника» все-таки подчиненную роль: они нужны были постольку, поскольку помогали исследовать главную вину дворянства - вину перед народом.

Белинский объяснял успех «Хоря и Калиныча» (пер­вого из опубликованных рассказов) тем, что в этом очерке Тургенев «зашел к народу с той стороны, с какой до него к нему никто не заходил. Хорь, с его практическим смыс­лом и практической натурою, с его грубым, но крепким и ясным умом... - тип русского мужика, умевшего создать себе значащее положение при обстоятельствах весьма не­благоприятных».

Стоило более или менее внимательно присмотреться к Хорю, чтобы сразу же стало ясно, насколько этот неграмотный крестьянин превосходит своего господина Полутыкина именно в интеллектуальном отношении и настоль­ко стало быть, бессмысленны и лживы разговоры о дворянской опеке над мужиком. Хорь относится к Полутыкину с едва скрытым презрением, потому что «насквозь видел» его, то есть понимал, какой никчемен, а не потому, что тот носил европейское платье и держал «французскую» кухню. Страха перед иноземным Хорь не испытывал ника­кого.

Выразителен итог наблюдений Тургенева над личнос­тью Хоря: «Из наших разговоров я вынес одно убежденье, которого, вероятно, никак не ожидают читатели, - убеж­денье, что Петр Великий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях. Рус­ский человек так уверен в своей силе и крепости, что не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошед­шим и смело глядит вперед. Что хорошо, то ему и нравится, что разумно, того ему и подавай, а откуда оно идет, - ему все равно».

Вывод напрашивается сам собою: единственно, в какой помощи действительно нуждались умные и практич­ные Хори, - это в освобождении от Полутыкиных, то есть в освобождении от крепостной зависимости. Потому-то Белинский и обращал на этот очерк особое внимание.

Тургенев исследовал растлевающее влияние помещи­чьей власти на все стороны жизни. Особое внимание он уделял тому, что крепостничество буквально уродовало отношение мужика к труду.

Жизнь рядом с помещиком порождала в крепостных не только чувство тупой покорности. Из поколения в поколение в барине привыкли видеть человека особой судьбы и даже породы, его жизнь считали чем-то вроде воплощенного идеала. Это неизменно возбуждало чувство преклонения перед господами. Сильнее оно давало себя знать в среде дворовых людей; именно в ней чаще всего встречались лакеи - не только по должности. Такие, например, как камердинер Виктор из рассказа «Свидание». В нем воплотилась сама душа лакейства.

То, как накалена атмосфера в деревне, наглядно пока­зано в рассказе «Бирюк». Доведенный до крайности мужик-порубщик перешел от жалобных просьб к открыто­му неистовому возмущению как-то внезапно; ни охотник, ни Бирюк ничего подобного не ожидали. И все-таки самое неожиданное было в том, что Бирюк отпустил порубщика и, главное, как он его отпустил. Сделал он это вовсе не потому, что испугался угроз мужика. Многое передумал Фома Бирюк, слушая жалобы и укоризны пойманного им мужика; не показалась ли ему постыдной его верность своему барину, который мужиков ест поедом; не подумал ли он теперь, что и жена-то его сбежала с мещанином, бросив своих детей, потому что тошен ей был выдаваемый ему за бирючью верность «господский хлеб»? Вероятнее всего, Бирюк опять примется усердно выслеживать поруб­щиков; но может случиться и так, что эти его догадки не забудутся, и тогда уже нельзя будет поручиться не только за сохранность лесных угодий помещика, но и за его жизнь.

«Записки охотника» убеждали читателя в необходи­мости уничтожения крепостничества как основы всего общественного строя России. Тургенев всю свою жизнь твердо держался того убеждения, что вопросы обществен­ного бытия, даже самые сложные, могут быть решены только по законам разума, являющегося венцом современ­ной цивилизации.

Неисчерпаемые сокровища народного духа обнаружи­вались в поэтической одаренности русских людей. И чтобы составить себе представление об этом достоинстве народ­ного характера, не нужно было искать особо выдающихся людей: в той или иной степени оно было присуще подав­ляющему большинству крестьян - от мала до велика.

Сознание закрепощенного крестьянства, его мораль были полны противоречий и контрастов. Мечты о воле и преклонение перед господской властью, протест и покор­ность, бунтарство и лакейство, житейская сметливость и полная безынициативность, душевная одаренность и рав­нодушие к собственной судьбе - все эти свойства сущест­вовали бок о бок, часто переходя одно в другое. По словам самого Тургенева, это была «великая общественная драма», и без понимания того, что эта драма есть, нельзя было понять и самой России. Он не просто начал разработку этой темы. На многие десятилетия вперед он дал меру ее сложности, определил составляющие ее противоречия. К этой великой книге можно бы взять в качестве эпиграфа знаменитые строчки Некрасова:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка-Русь! -

если бы они не были написаны четверть века спустя после выхода в свет «Записок охотника».

Писалась книга в течение трех с половиной лет за границей, во Франции. Позже в "Литературных и житейских воспоминаниях" автор признавался, что он, не создал бы "Записок охотника", если б остался в России. Он не то что писать — жить не мог, находясь рядом со своим "врагом", которым было крепостное право и с которым еще в молодые годы дал клятву "бороться до конца".

Таким образом, отъезд Тургенева, помимо прочих причин, наглядно продемонстрировал верность писателя своим убеждениям.

Однако, как совершенно справедливо пишет Б. Зайцев, "Записки охотника" — это "поэзия, а не политика". Тем более что сам Тургенев не принимал патриотическое словоблудия. Он был по сути своей поразительно русским человеком, глубоко понимающим Россию, чувствующим ее очарование и красоту.

Мир, погруженный в голубую безбрежность и земное безмолвие деревенской России, — таким представлялся образ родины художественному воображению писателя. Особенно явственно это просматривается в рассказе Касьяна о Красивой Мечи, об оставленных им родных местах.

Открывшаяся нашим глазам зелено-голубая ширь и высь, вбирающая и отражающая естественное величие земли и неба, — все то, что называли мы природой, — одушевленная людьми, подобными тургеневским Стёпушкам, Сучкам, Ермолаям, Касьянам, Филофсям, Калинычам — и есть явленный в "Записках охотника" образ родины, созерцаемой их автором из своего отдаления с непреходящей любовью и обожанием.

Воплощенный в тургеневском цикле образ Родины открыл и русской, и мировой литературе художника, наделенного редким духом воображения, почерпнутого из долгого, тесного контакта природы и человека. Самое чарующее в Тургеневе — это когда он самые простые состояния природы окутывает дымкой поэзии. В "Записках охотника" "лепечут" и "запотевают" листья, "шушукается" тростник, "звенит крыльями" птица, в тумане "нежится" дерево, тихо мигает, "как бережно несомая свечка ", звезда, русская летняя ночь полна "томительного запаха ", а утро "шорохов и шелестов ", облака напоминают "опустившиеся паруса " и падает под топором кудрявое дерево, словно человек, "кланяясь и расширяя руки ".

Поэтическое вдохновение автора "Записок охотника ", почерпнутое в природе, питает тургеневский утонченный эстетизм, сближающий его с пластичностью и метафорической изысканностью литературы серебряного века. Многое в воссозданном Тургеневым зелено-голубом мире рождало чувство восторга, красоты и веры в гармонию человеческого мироздания.

Одним из оснований этой веры для самого Тургенева являлось ощущение полной слитности простого человека, крестьянина с природой, взаиморастворенности их жизней. Таков Фома Бирюк, о котором можно сказать, что он не просто лесник, а дух леса.

О тургеневском же Касьяне будет верным заметить, что этот "странный старичок" был самый настоящий лесной Хозяин — Леший, принявшийся морочить охотника, уводить от него дичь. И ведет он себя в лесу, как в родном доме, по-свойски: ходил "проворно", "передразнивал, перекликался" с птицами. Не преминул появиться в чаще леса и один из "лешачат", личиком своим поразительно схожий с лицом Хозяина: девочка Аннушка с кузовком грибов в руке.

Взаимосвязь человека и природного мира у Тургенева может быть и глубоко психологической. Так связаны между собой образ угасающего, переходящего в ночь вечера и судьба Арины в рассказе "Ермолай и Мельничиха", женщины с "большими и грустными " глазами, у которой, как мы понимаем, до боли рано угасает, закатывается жизнь.

Однако какой бы драматичной ни казалась человеческая судьба, какой бы многослойной и сложной она ни была, Тургенев тем не менее стремится показать, что мироздание устроено все-таки прекрасно. Основанием этой мысли в "Записках охотника" является утверждение жизни всеобщей — "крепкой, мудрой, счастливой жизни природы", ее естественного хода.

Героев "Записок охотника" объединяет общее жизнечувствование — жить всем существом в каждой данной минуте, отдаться стихийному течению жизни, подчиниться тем неизменным условиям, "которые положила природа солнцу, траве, зверю, дереву" (Толстой). Это обусловливает в них необыкновенную цельность духа, которой лишен, по Тургеневу, человек, выпавший из природы. Таковым сознавал он себя самого и людей своего сословия и видел духовное здоровье русской нации в ее приобщении к народному мирочувствованию, которое, считал писатель, поможет преодолеть страдания, ощущение человеком своего одиночества, слабости, осознание им собственного ничтожества, страха перед природной вечностью.

Духовную опору для современного человека Тургенев видел прежде всего в таких близких народу понятиях, как терпение, смирение, кротость, умение страдать — без слез и жалоб переносить свою тяжкую долю, понятиях, тесно связанных с православной верой и в первую очередь с образом Христа. Так, Лукерья ("Живые мощи ") наделена абсолютной цельностью духа, питаемой религиозной верой. Обреченная на неподвижность, она находит силы переносить свою беду в смирении и в безграничном терпении.

Цельность духа героев "Записок охотника ", какими бы они ни были разными: будь то практичный Хорь или мечтательный Калиныч, жалкий Стёпушка и загадочный Касьян, живучий как трава в поле Ермолай и суровый, исполненный долга Бирюк — делает их равными, всех одинаково гармоничными.

Вместе с тем в центре внимания писателя оказалась и социальная сторона жизни крестьянства России и русского общества в целом. "Записки охотника" были прямой и честной прозой, наполненной отголосками и свидетельствами нужды и бедствия народа.

Но главной мыслью Тургенева было то, что крестьянин не является хозяином своей судьбы. Тем самым он выносил приговор своему "врагу " — жестокой, унижающей человека крепостнической действительности.

Нестерпимой болью за попранное достоинство, погубленную жизнь пронизан рассказ "Ермолай и Мельничиха ". Жестокий произвол хозяйки крепостной Арины (в ней угадывалась Варвара Петровна), отказывающей принадлежащим ей рабам в личном счастье, обрекает ее не только па публичный позор, несвершение любви, разлуку с возлюбленным, потерю ребенка, но и на тихое угасание жизни в этой немногословной, грустной, красивой женщине.

Другой герой Тургенева — Стёпушка ("Малиновая вода ") попросту вычеркнут из жизни: "никто не знал о его существовании". В отличие от Стёпушки, дворовый Сучок ("Льгов ") не забыт хозяевами, которые определяли его и в кучеры, и в повара, и вахтеры, и в садовники. А теперь седьмой год состоит Сучок у барыни рыболовом. Правда, как после выясняется, в реке господской "и рыбы-то нету ". Тургенев рассказывает не только об обессмысленной жизни героя, но, как и в случае с Ариной, о жизни, загубленной по произволу хозяйки.

Нищенской, полной страданий жизнью живет Фома-богатырь. Крепостничество обрекло его и на судьбу "волка-отшельника ", "душегубца ", "кровопийца ", "зверя ", люто ненавидимого крестьянами, разоренными до крайности, пухнувшими с голодухи. И оно же обрекает Бирюка намучительный разлад с самим собой, невыносимые душевные метания. Сознающий горькую долю крестьян, он тем не менее ревностно служит своему делу.

Тургенев предположил и возможный исход судьбы Бирюка. В "Бежином луге" мальчик Павлуша рассказывает о том, как "в запрошлом лете Акима-лесника утопили воры, и теперь слышно, как его душа жалобится". Не об этой ли участи говорит Фоме пойманный им крестьянин: "Душегубец ты, зверь, погибели на тебя нету... Да постой, недолго тебе царствовать!".

Так в "Записках охотника" возникает "хоровая судьба" народа, воспетая Яковом Турком, отправившая многих крестьян, подобно Касьяну с Красивой Мечи, по миру бродить, правду искать, да мечтать о благословенных землях, где живет "человек в довольстве и справедливости". А пока не найдены "теплые моря" с птицей Гамаюн, крестьянин вынужден существовать с полутыкиными и пеночкиными, под безжалостной властью "крепи", не имея права на достойную жизнь.

Но Тургеневу, несмотря на всепроникающий характер крепостничества, судьба народа представлялась исполненной высокого смысла. Убежденный в том, что в русском человеке таится зародыш будущих великих дел, он развивал в "Записках охотника" аналогичную своим настроениям мысль В. Белинского о народе — почве, хранящей жизненные соки развития.

Главная мысль “Записок охотника” И. С. Тургенева – моральное превосходство закрепощенного крестьянства над помещиками.

Какова функция природы в “Записках охотника” И. С. Тур­генева?

Природа в “Записках охотника” И. С. Тургенева выступает в нескольких функциях: поэтизация России, изображение красо­ты ее; отражение психологического состояния человека; подго­товка читателя к восприятию событий и героев, создание атмо­сферы рассказа.

А. И. Герцен назвал “Записки охотника” И. С. Тургенева “обви­нительным актом крепостничеству”. Писатель с несомненной симпатией и жалостью рисует крестьян, сочувствует бесправно­му народу. Это видно из рассказов “Малиновая вода”, “Бирюк”, “Льгов” и др. Он показывает одаренность крестьян (“Певцы”, “Хорь и Калиныч”).

В чем слабость позиции Базарова?

Слабость позиции Базарова в тотальном отрицании всего, что выходит за рамки эмпирического познания: искусства, красоты природы, любви, религии.

Сама жизнь разбивает его неприятие любви. Его материализм поверхностный и грубый, отождеств­ляющий физиологию и нравственность (“у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены”, значит, и “нрав­ственные качества” у всех одни и те же). Базаров не имеет пре­данных сторонников, он одинок, следовательно, обречен.

Почему И. С. Тургенев заканчивает линию Базарова смер­тью героя?

И. С. Тургенев считал, что “русские Инсаровы” пришли, но не пришло их время. Базаров – преждевременный человек, не имею­щий близкой социальной перспективы, потому он и должен был умереть.

Каков смысл названия романа “Отцы и дети” И. С. Тур­генева?

Название имеет двойной смысл: противостояние двух общест­венных сил – либеральных дворян (“отцов”) и демократов-разночинцев (“детей”); вечное противоречие поколений.

Какие детали портрета подчеркивают демократизм База­рова?

И. С. Тургенев во внешнем виде подчеркнул демократизм База­рова. Его лицо “длинное и худое, с широким лбом, кверху пло­ским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми гла­зами и висячими бакенбардами песочного цвета оживлялось спо­койной улыбкой и выражало самоуверенность и ум”. Одевается он просто и подчеркнуто небрежно – в “длинный балахон с кис­тями”, а руки у него “красные и обнаженные”, никогда не но­сившие перчаток.

Глоссарий:

  • главная идея записок охотника тургенева
  • какова основная идея записок охотника тургенева
  • главная мысль записки охотника
  • каковы основные темы и проблемы записок охотника тургенева
  • главная мысль рассказа певцы тургенева

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Тургенев в “Записках охотника” показал крестьян в одном ряду с помещиками. Оказалось, что крестьяне, как люди, часто бывают лучше помещиков, что они бывают умны, сметливы,...
  2. 1. Тургенев – писатель-реалист. 2. Герои очерков и рассказов. 3. Психологические характеристики. Каждый устроен по-своему, и нет человека, который был бы законченным злодеем. Нет и...
  3. “Записки охотника” И. С. Тургенева сразу же обратили на себя внимание после выхода отдельным изданием в свет. Вышли они в 1852 году. JI. H. Толстым...

Тургенев, известнейший русский писатель, прославился не только своими произведениями, но и прекрасными душевными качествами. Написав цикл рассказов «Записки охотника», он сумел повлиять на правителя Александра II, который, прочитав его, задумал В этот цикл входит и история о лесничем Бирюке. Какова основная тема рассказа «Бирюк»? Постараемся выяснить.

Тяжелая жизнь крестьян

Рассказ «Бирюк» - один из 25 историй цикла «Записки охотника». Рассказчиком в каждом из них является некий охотник, который невольно является участником происшествий.

Главный герой, Бирюк, предстает перед нами сильным, мужественным человеком. На самом-то деле зовут его Фома Кузьмич. Свое прозвище, которое означает «одинокий, угрюмый человек», он получил благодаря его внешнему виду и некоторым жизненным обстоятельствам.

Раньше он был вполне счастливым человеком: имел семью, двоих детей, работал лесником, ответственно выполняя свою работу. Но обстоятельства его личной жизни изменились: жена, бросив его и детей, уехала с городским мужчиной. Но Бирюк не раскис, он также продолжает работать и жить, воспитывает двоих детей, один из которых грудной малыш. Трудно сразу сказать, какова основная тема рассказа «Бирюк». Это и тяжелая крестьянская жизнь, и сильная личность лесника, и предательство любимой женщины. Рассмотрим остальные аспекты, которые помогут выявить нам основную тему.

Мой дом - моя крепость

Так говорят все, у кого есть своя крыша над головой. Была ли изба лесника крепостью? Вспомним, как Тургенев «приводит» охотника и читателя в мужицкую избу. В ней нет полатей, только одна печь, людям приходится спать на полу. Девочка, абсолютно босая, вышедшая из комнаты, - дочь Бирюка. Детство у нее мало похоже на эту веселую пору: она присматривает за ребенком, который еще совсем мал и спит в люльке. Вокруг все темно и грязно, что вполне объяснимо - нет хозяйки. Настоящей, взрослой женщины. Требовать от ребенка двенадцати лет полного порядка в доме и хорошего присмотра за младенцем просто невозможно. Тем не менее дочка Фомы ни на что не жалуется, лишь покорно качает люльку с малышом.

С едой у них тоже негусто: Бирюк не может предложить охотнику ничего, кроме хлеба и воды, а ребенку приходится сосать только грязный рожок. Семье приходится очень тяжело. Какова основная тема рассказа «Бирюк»? Несомненно, бедность, но при этом сила русского человека, которого не смогли сломить обстоятельства.

Сильный и неподкупный

Бирюк появляется перед нами впервые освещенный белой молнией. Автор сразу показал нам настоящего богатыря с сильными мышцами, высокого роста и крепкого телосложения. Хоть он и угрюм, но все же весьма неплохой человек. Он не дал охотнику мокнуть под дождем, а предложил переждать его в бедной своей избе. Почему же на протяжении всего рассказа мы видим такого сильного, но хмурого мужчину? Конечно, живется ему очень тяжело. Брошенный своей женой, он остался с двумя детьми в бедственном положении. Тем не менее перед нами раскрывается и другая сторона его характера - отзывчивость. Тому доказательство - история с вором, который хотел вырубить лес на территории, охраняемой лесником Бирюком.

Всем мужикам было известно, что Фома никого не пропустит, не позволит воровать лес. Он не брал взятки, несмотря на свою бедность, честно исполнял свою работу. Еще одна основная тема рассказа «Бирюк» - неподкупность русского человека, ответственность перед людьми, доверившими ему такую важную должность.

- нет! Какова основная тема рассказа "Бирюк"?

Нам удалось выяснить, какие темы поднимал Тургенев в своем рассказе. Стоит отметить, что желание отменить крепостное право в то время показывает, какая основная тема рассказа «Бирюк». Фома и мужчина-вор - крепостные крестьяне. Как живет каждый из них? Очень и очень бедно. Но если первый - сильный и порядочный человек, то другой готов пойти на преступление, сломался от бедности. Идет на территорию, которую охраняет всем известный Бирюк, и на свой страх и риск рубит лес. Но все же он схвачен. Но и здесь он проявляет свою слабость, давит на жалость, оскорбляет Бирюка, чтобы всеми способами уйти. А Фома тем временем отказывается взять деньги за лес, предложенные барином-охотником, чтобы спасти мужика.

Рассказ «Бирюк» написан Тургеневым как выражение протеста против крепостного права. Он показывает, как тяжело жилось в то время крепостным. И как по-разному себя ведут люди при сложных обстоятельствах.

Нам, живущим в другую эпоху, несомненно, трудно понять, насколько же трудно им приходилось.




Top